О генри годы жизни. О. Генри (настоящее имя и фамилия Вильям Сидней Портер). Другие варианты биографии

11 сентября 2012 года исполняется 150 лет со дня рождения американского писателя О.Генри.

Прозаик, журналист, мастер жанра "короткого рассказа" О.Генри (О. Henry), настоящее имя Уильям Сидней Портер (William Sydney Porter), родился 11 сентября 1862 года в городе Гринсборо, штат Северная Каролина (США).

Отец Уильяма был врачом. В возрасте трех лет ребенок потерял мать и воспитывался своей тетей Эвелиной Портер, заведовавшей частной школой для девочек, где он и получил начальное образование.

В 1879-1881 годах Уильям работал в аптеке своего дяди, но из за проблем со здоровьем переехал на ранчо в Техас. Там он познакомился с Атолл Эстес, ставшей в 1887 году его женой.

В 1882 году Уильям Портер перебрался в город Остин , где работал аптекарем, банковским служащим и корреспондентом.

Первые литературные опыты Портера относятся к началу 1880-х годов. В 1894 году Уильям Портер начал издавать в Остине еженедельный юмористический журнал "Роллинг Стоун" (The Rolling Stone), почти полностью заполняя его собственными очерками, стихами и рисунками. Через год журнал закрылся, Портер переехал с семьей в Хьюстон, где стал работать колумнистом, репортером и, по совместительству, карикатуристом в местной газете.

Проведенная аудиторская проверка в банке, где ранее работал Уильям Портер, обнаружила недостачу, он был обвинен в растрате и должен был предстать перед судом.

Зять Портера внес залог, чтобы освободить его от суда, но в 1896 году Уильям бежал от тюрьмы и через Новый Орлеан добрался до Гондураса.

В феврале 1897 года, узнав о смертельной болезни жены, он вернулся в Остин, где был сразу арестован. Суд отложили до смерти Атолл Эстес (25 июля 1897 года), после чего Портера приговорили к пяти годам с содержанием в Федеральной тюрьме Колумбус, штат Огайо (с 25 апреля 1898 года).

В тюрьме Уильям Портер работал в лазарете, ему предоставили отдельную комнату, где он имел возможность писать рассказы.

За первые два года тюремного срока в журналах Нью-Йорка появилось 14 его рассказов, опубликованных под различными псевдонимами (Oliver Henry, S.H. Peters, James L. Bliss, T.B. Dowd, Howard Clark). Писатель написал в тюрьме и свой первый рассказ под псевдонимом О.Генри - "Рождественский подарок Дика Свистуна", напечатанный в 1899 году в "Журнале МакКлюра" (McClure’s Magazine).

Существует несколько версий происхождения псевдонима О.Генри.

По одной из них, имя Генри было взято из колонки светских новостей в газете, а инициал "О" выбран писателем "как самая простая буква". Согласно другой версии, псевдоним был образован от имени французского фармацевта Этьена Осеана Анри (Etienne Ocean Henry), медицинский справочник которого был популярен в то время.

Весной 1902 года О.Генри переехал в Нью-Йорк.

В конце 1903 года он подписал контракт с нью йоркским изданием World на еженедельную сдачу короткого воскресного рассказа - по 100 долларов за рассказ, годовой заработок писателя равнялся доходам популярных американских романистов.

О.Генри работал в высоком темпе, одновременно писал рассказы и для других периодических изданий. Несмотря на это, по утверждению самого писателя , он не умел распоряжаться деньгами и имел много долгов.

В 1904 году вышел первый сборник О.Генри "Короли и капуста" (Cabbages and Kings) - цикл связанных общим сюжетом новелл. За ним последовали сборники рассказов: "Четыре миллиона" (The four million, 1906), "Горящий светильник" (The trimmed Lamp, 1907), "Сердце Запада" (Heart of the West, 1907), "Голос города" (The Voice of the City, 1908), "Благородный жулик" (The Gentle Grafter, 1908), "Пути судьбы" (Roads of Destiny, 1909), "Избранное" (Options, 1909), "Точные дела" (Strictly Business, 1910) и "Коловращение" (Whirligigs, 1910).

В 1907 году писатель женился на Саре Линдсей Колман и переехал с дочерью к жене в Эшвилл, штат Северная Каролина. Однако в 1909 году они расстались.

Писатель стремился к уединению, избегал светских приемов, не давал интервью.

Последние недели жизни О.Генри провел в одиночестве в гостиничном номере Нью-Йорка. Он сильно болел, много пил и уже не мог работать.

О.Генри - признанный мастер жанра "короткого рассказа" , им написано более 300 рассказов, полное собрание произведений составляет 18 томов. Герои О.Генри - миллионеры, ковбои, спекулянты, клерки, прачки, бандиты, финансисты, политики, писатели, артисты, художники, рабочие, инженеры, пожарные и другие. Для рассказов писателя характерен тонкий юмор и неожиданная развязка сюжета.

В 1918 году в честь писателя была учреждена ежегодная за лучший рассказ (O.Henry Award), которая вручается американским и канадским авторам. Рассказы издаются в сборнике The O.Henry Prize Stories. Победителями в разные годы становились Труман Капоте, Уильям Фолкнер, Фланнери О’Коннор, Джон Апдайк, Вуди Аллен, Стивен Кинг и другие.

По мотивам рассказов О.Генри снято несколько фильмов, среди которых советская картина "Великий утешитель" (1933), американский фильм "Вождь краснокожих и другие…" (O.Henry"s Full House, 1952), а также трилогия режиссера Леонида Гайдая "Деловые люди" (1963), в которую вошли короткометражные фильмы "Дороги, которые мы выбираем", "Родственные души", "Вождь краснокожих".

О. Генри (настоящее имя Уильям Сидни Портер) – американский писатель, признанный мастер короткого рассказа – родился 11 сентября 1862 года в городе Гринсборо (Северная Каролина) в семье врача.

В трёхлетнем возрасте он лишился матери, умершей от туберкулёза, и воспитывался своей тёткой по отцу, которая являлась владелицей частной школы. После школы (в 16 лет) начал работать продавцом и фармацевтом в аптеке дяди. Быстро учился и через год получил лицензию фармацевта.

Через три года уехал в Техас, так как были серьезные симптомы заболевания туберкулёзом, и требовалось сменить климат. Там жил на ранчо сына знакомого доктора Холла - Ричарда Холла, помогал в работе (раз-два в неделю привозил почту из городка Конулла, помогал с приготовлением еды для ковбоев), но не работал, не получал жалованье и не платил за еду и кров. Через два года, излечившись и окрепнув, переехал в город Остин (Техас); пробовал разные профессии: работал бухгалтером в фирме недвижимости, чертёжником в земельном управлении, затем работал кассиром и счетоводом в банке в техасском городе Остине.

Первые литературные опыты относятся к началу 1880-х. В апреле 1894 Портер начинает издавать в Остине юмористический еженедельник «The Rolling Stone», почти целиком заполняя его собственными очерками, шутками, стихами и рисунками. Через год журнал закрылся из-за нехватки средств, в декабре Портер был уволен из банка и привлечён к суду в связи с недостачей (тёмное дело, в банке почти не велась отчётность, деньги порой брались из кассы даже без ведома кассира, из 6000 долларов недостачи 5500 были возвращены владельцами банка, они же свидетельствовали в пользу Портера на суде, 500 долларов внесли родственники жены Рочи). После обвинения в растрате он полгода скрывался от правоохранителей в Гондурасе (Южная Америка). Вернулся в январе 1897 , дабы ухаживать за больной женой (всё тем же роковым туберкулёзом). В июле она скончалась. В феврале 1898 был осуждён в растрате и посажен в тюрьму Колумбус штата Огайо (март 1898 ), где провёл три года и четыре дня (1898-1901 ). Его тюремный номер был 30664.

В тюрьме Портер работал в лазарете фармацевтом (пригодилась редкая в тюрьме профессия) и писал рассказы, подыскивая себе псевдоним. В конце концов, он остановил свой выбор на варианте О. Генри (часто неверно записывается наподобие ирландской фамилии O’Henry - О’Генри). Происхождение его не совсем ясно. Сам писатель утверждал в интервью, что имя Генри взято из колонки светских новостей в газете, а инициал О. выбран как самая простая буква. Одной из газет он сообщил, что О. расшифровывается как Olivier (французское имя Оливье), и действительно, несколько рассказов он опубликовал там под именем Olivier Henry. По другим данным, это имя известного французского фармацевта Этьена Осеана Анри (Etienne Ocean Henry), медицинский справочник которого был популярен в то время. Ещё одну гипотезу выдвинул писатель и учёный Гай Дэвенпорт: «О. Генри» - не что иное, как сокращение названия тюрьмы, где сидел автор - Ohio Penitentiary (Ohio State Penitentiary). Также известна как Arena District, которая 21 апреля 1930 года сгорела дотла.

Эл Дженнингс, который сидел с Портером в тюрьме и стал известен как автор книги «Сквозь тьму с О. Генри» (есть вариант перевода названия «С О. Генри на дне»), в своей книге сообщает, что псевдоним взят из известной ковбойской песни, где есть такие строчки: «Вернулся любимый в 12 часов. Скажи мне, о Генри, какой приговор?»

Есть мнение, что «Известный американский писатель У. Портер взял псевдоним О. Генри в честь физика Дж. Генри, имя которого постоянно с восхищением произносил школьный учитель: «О! Генри! Это он открыл, что разряд конденсатора через катушку носит колебательный характер!» Первый свой рассказ под этим псевдонимом - «Рождественский подарок Дика-Свистуна», напечатанный в 1899 в «Журнале Макклюра» (McClure’s Magazine), - он написал в тюрьме.

Единственный роман О. Генри - «Короли и капуста» (Cabbages and Kings) - вышел в 1904 (который является не романом, а сборником рассказов, якобы объединённым общим местом действия). За ним последовали сборники рассказов: «Четыре миллиона» (число жителей тогдашнего Нью-Йорка) (The Four Million, 1906 ), «Горящий светильник» (The Trimmed Lamp, 1907 ), «Сердце Запада» (Heart of the West, 1907 ), «Голос города» (The Voice of the City, 1908 ), «Благородный жулик» (The Gentle Grafter, 1908 ), «Пути судьбы» (Roads of Destiny, 1909 ), «Избранное» (Options, 1909 ), «Деловые люди» (Strictly Business, 1910 ) и «Коловращение» (Whirligigs, 1910 ).

В конце жизни Портер страдал циррозом печени и диабетом.

О. Генри умер 5 июня 1910 года в Нью-Йорке в возрасте 47 лет. Похоронен в Эшвилле (Северная Каролина), на кладбище Риверсайд.

В сборник «Постскриптумы» (Postscripts), изданный уже после смерти О. Генри, вошли фельетоны, наброски и юмористические заметки, написанные им для газеты «Почта» (Хьюстон, штат Техас, 1895-1896 ). Всего О. Генри написано 273 рассказа, полное собрание его произведений составляет 18 томов.

Через восемь лет после его смерти в память о писателе была учреждена премия О. Генри, которая вручается ежегодно.

Произведения:
«Короли и капуста» (роман)

Сборники рассказов:
«Четыре миллиона», 1906
«Горящий светильник», 1907
«Сердце Запада», 1907
«Благородный жулик», 1908
«Голос большого города», 1908
«Дороги судьбы», 1909
«На выбор», 1909
«Коловращение», 1910
«Деловые люди», 1910
«Шестёрки-семёрки», 1910
«Под лежачий камень», 1910
«Остатки» или «Всего понемножку», 1910

Биография О. Генри (Уи́льям Си́дни По́ртер) невероятно интересна.

Родился писатель 11.09.1862 года в семье врача в городе Гинсборо, штат Северная Каролина. Он рано лишился матери, и отец отдал ребенка на воспитание тетке, которая содержала небольшую частную школу.

С 16 лет О. Генри начал работать. Сначала в аптеке, потом на ранчо в Техасе, куда писатель был вынужден переехать из-за поставленного диагноза – туберкулез, потом бухгалтером, чертежником, кассиром и счетоводом в банке в техасском городе Остин.

Первые литературные опыты и тюремный срок

Биографы писателя считают, что писать О. Генри начал приблизительно в 1880 году, а в 1894 он стал издавать в Остине журнал «The Rolling Stone». Почти все рассказы и новеллы, опубликованные в журнале, принадлежали перу О. Генри.

В 1895 году журнал был закрыт, а писатель уволен из банка и обвинен в растрате 6 тысяч долларов. Скорее всего, он не был виноват (большую часть средств вернули владельцы банка и только 500 семья самого писателя), но был осужден и посажен в тюрьму на три года. Первый свой рассказ, опубликованный в 1899 году, он написал именно в тюрьме.

Псевдоним

В тюрьме писатель выбрал себе псевдоним. Причин подобного выбора он не объяснил, сказав только что буква «О» – самая простая буква алфавита, а «Генри» – случайное имя из колонки светской хроники.

Биографы писателя пытались найти другие версии выбора этого псевдонима. Одна из них сводится к тому, что псевдоним – сокращенное название тюрьмы, в которой писатель отбывал срок.

Активный период творчества

Активно писать и публиковаться О. Генри начал с 1904 года. К тому времени он уже перебрался в Нью-Йорк и стал сотрудничать с несколькими издательствами. Всего им был создан один роман и 12 сборников рассказов, куда вошли почти 300 произведений. Еще один сборник, «Постскриптум», вышел уже после смерти автора и включил в себя неизвестные ранее юмористические рассказы и фельетоны.

В 1904 году О. Генри был написан его единственный роман «Короли и капуста». Хотя некоторые специалисты считают, что признать его полноценным романом нельзя: это скорее сборник новелл, объединенных общим местом действия и общими героями.

Личная жизнь

Писатель был женат 2 раза. Первая жена умерла в 1897 году от туберкулеза. Второй раз О. Генри женился в 1907 году на своей давней поклоннице Салли Коулмен. От этого брака у писателя была дочь Маргарет Уорс Портер. Брак не был счастливым.

Если следовать краткой биографии О. Генри, умер писатель в 47 лет (1910 год) в Нью-Йорке, похоронен на одном из кладбищ Северной Каролины.

Другие варианты биографии

  • Большое количество рассказов автора экранизированы, но чаще всего режиссеры интерпретировали такое произведение, как «Вождь краснокожих». Интересно, что в одном из фильмов снялась совсем юная Мэрилин Монро .
  • Интересно, что писатель, скрываясь от преследования полиции и пытаясь снять с себя обвинения по сроку давности, целых полгода прожил в Гондурасе.
  • В тюрьме и без того хрупкое здоровье писателя было подорвано, хотя, отбывая наказание, он работал тюремным аптекарем и имел гораздо больше свободы, чем другие заключенные.
  • О. Генри настоящий мастер слова. Его рассказ «Дары волхвов» множество школьников используют при написании итогового сочинения по литературе в 11 классе. Его произведения полны смысла, не лишены иронии, его герои – реальные люди, со своими достоинствами и недостатками.

Американский прозаик О. Генри (настоящее имя и фамилия Вильям Сидней Портер) родился 11 сентября 1862 года в Гринсборо, штат Северная Каролина. Он является автором свыше двухсот восьмидесяти рассказов, скетчей, юморесок. Жизнь Вильяма Портера была нерадостной c самого детства. В три года он потерял мать, а отец, провинциальный врач, став вдовцом, начал пить и вскоре превратился в никудышного алкоголика.

Покинув школу, пятнадцатилетний Билли Портер стал за аптечный прилавок. Работа в окружении микстуры от кашля и порошков от блох пагубно повлияла на его и без того подорванное здоровье.

В 1882 году Билли отправился в Техас, два года жил на ранчо, а затем устроился в Остини, служил в земельном управлении, кассиром и счетоводом в банке. Из банковской карьеры ничего путного у него не вышло. Портера обвинили в растрате 1150 долларов - очень серьезной суммы на то время. Биографы писателя и доныне спорят, был ли он в действительности виновен. С одной стороны, он нуждался в деньгах для лечения больной жены (и для издания "Rolling Stone"), с другой - кассир Портер уволился из банка в декабре 1894 года, тогда как растрата была раскрыта только в 1895 году, причем владельцы банка были на руку нечисты. Против Портера возбудили уголовное дело, и в феврале 1896 года он в панике убегает в Новый Орлеан, а оттуда - в Гондурас. В этой стране судьба свела Портера с приятным джентльменом - профессиональным бандитом-грабителем Эллом Дженнингсом.
Много позже Дженнингс, отложив револьвер, взялся за перо и создал мемуары, в которых вспоминал интересные эпизоды латиноамериканских приключений. Друзья принимали участие в местном гондурасском путче, потом убежали в Мексику, где Дженнингс спас будущего писателя от неминуемой смерти. Портер неосторожно поухаживал за какой-то замужней женщине; муж, который был где-то поблизости, мексиканец-мачо достал ножичек с лезвием длиной в два фута и хотел защитить свою честь. Ситуацию урегулировал Дженнингс - выстрелом от бедра выстрелил ревнивцу в голову, после чего они с Вильямом сели на коней, и конфликт остался позади.
В Мексике Портер получил телеграмму, в которой сообщалось о том, что его любимая жена, - Атолл Эстес умирает. Во время отсутствия мужа, она не имела средств к существованию, голодала, а заболев, не могла купить лекарства, однако в преддверие Рождества продала за двадцать пять долларов кружевную накидку и выслала Биллу в Мехико подарок - золотую цепочку для часов. К сожалению, именно в тот момент Портер продал свои часы, чтобы купить билет на поезд. Он успел увидеться и попрощаться с женой. Через несколько дней она умерла. Агенты полиции с жалобной повязкой молча шли за гробом. Сразу после похорон они арестовали кассира-растратчика, который не сказал ни одного слова на суде и получил пять лет тюрьмы.

В ссылке Портер пробыл три года и три месяца. Освободился досрочно (за образцовое поведение и хорошую работу в тюремной аптеке) летом 1901 года. Тюремные годы он никогда не вспоминал. Помогли воспоминания Элла Дженнингса, что по иронии судьбы опять очутился бок о бок с писателем в каторжной тюрьме Коламбуса, штат Огайо.

Вместе с Портером и Дженнингсом сидел двадцатилетний "медвежатник" (взломщик сейфов) Дикий Прайс. Он сделал хорошее дело - спас из сейфа, который неожиданно закрылся, маленькую дочь богатого бизнесмена. Срезав ножом ногти, Прайс открыл сверхсекретный замок за двенадцать секунд. Ему обещали помилование, но обманули. По этому сюжету Портер составил свой первый рассказ - о взломщике Джимми Валентайне, который спас племянницу своей невесты из огнеупорного шкафа. Рассказ, в отличие от истории Дика Прайса, заканчивался счастливо.

Прежде чем послать рассказ в газету, Портер прочитал его сокамерникам. Элл Дженнингс вспоминал: "С той минуты, как Портер начал читать своим низким, бархатным, слегка заикающимся, голосом, воцарилась мертвая тишина. Мы абсолютно замерли, затаив дыхание. Наконец грабитель Рейдлер громко вздохнул, и Портер, будто проснувшись от сна, взглянул на нас. Рейдлер улыбнулся и взялся тереть глаза своей искалеченной рукой.- Черти бы вас взяли, Портер, это впервые за мою жизнь. Накажи меня Господь, если я знал, как выглядит слеза!" Рассказы в печать взяли не сразу. Три следующих были опубликованы под псевдонимом.

Находясь в тюрьме, Портер стеснялся печататься под своей фамилией. В аптечном справочнике он натолкнулся на фамилию известного в то время французского фармацевта О.Анри. Именно ее в той же транскрипции, но в английском произношении (О.Генри) писатель избрал своим псевдонимом до конца жизни. Выходя из тюремных ворот, он вымолвил фразу, которую цитируют уже в течение если не века: "Тюрьма могла бы сделать большую услугу обществу, если бы общество выбирало, кого туда сажать".

В конце 1903 года О. Генри подписал контракт с нью-йоркской газетой "World" на еженедельную сдачу короткого воскресного рассказа - по сто долларов за одно произведение. Этот гонорар на то время был достаточно большим. Годовой заработок писателя равнялся прибыли популярных американских романистов.

Но бешеный темп работы мог убить и более здорового человека, чем О. Генри, который не мог отказать еще и другим периодическим изданиям. В течение 1904 года О. Генри напечатал шестьдесят шесть рассказов, за 1905 - шестьдесят четыре. Иногда, сидя в редакции, он дописывал сразу два рассказа, а рядом переминался редакционный художник, ожидая, когда можно будет начать иллюстрировать.

Читатели американской газеты не могли осилить большие тексты, терпеть не могли философствование и трагические истории. О. Генри стало недоставать сюжетов, и он в будущем чаще брал, а то и покупал их у друзей и знакомых. Постепенно он стал уставать и снижал темп. Однако из-под его пера вышло 273 рассказов - свыше тридцати рассказов за год. Рассказы обогатили газетчиков и издателей, но не самого О. Генри - непрактичного, который привык к полубогемной жизни. Он никогда не торговался, ничего не выяснял. Молча получал свои деньги, благодарил и шел: "Я должен мистеру Гилмену Холлу, по его словам, 175 долларов. Думаю, что должен ему не больше 30 долларов. Но он умеет считать, а я нет...".

Он избегал обществ литературных побратимов, стремился к одиночеству, чурался светских приемов, не давал интервью. По несколько суток без уважительной причины блуждал Нью-Йорком, потом запирал дверь комнаты и писал.

В блужданиях и отчужденности он узнавал и "переваривал" большой город, Вавилон-на-гудзоне, Багдад-над-подземкой, - его звуки и огни, надежда и слеза, сенсация и провалы. Он был поэтом нью-йоркского дна и самых низких социальных слоев, мечтателем и фантазером кирпичных закоулков. В унылых кварталах Гарлема и Кони-Айленда волей О.Генри появлялись Золушки и Дон Кихоты, Гарун аль-рашиды и Диогены, которые были всегда готовы прийти на спасение к тем, кто погибает, чтобы обеспечить реалистичному рассказу неожиданную развязку.

Последнюю неделю жизни О.Генри провел в одиночестве, в нищем гостиничном номере. Он болел, много пил, уже не мог работать. На сорок восьмом году жизни в нью-йоркской больнице он перешел в другой мир, в отличие от своих героев, так и не достав чудодейственной помощи.

Похороны писателя вылились в настоящий огенриевский сюжет. Во время панихиды к церкви ввалилась веселая свадебная компания, и не сразу поняла, что придется подождать на входе.

О.Генри можно было бы назвать своеобразным запоздалым романтиком, американским сказочником XX века, но природа его уникального новеллистического творчества шире этих определений. Гуманизм, независимая демократичность, бдительность художника, к социальным условиям в свое время, его юмор и комедия преобладают над сатирой, а "утешительный" оптимизм - над горечью и возмущением. Именно они создали уникальный новеллистический портрет Нью-Йорка на заре эры монополии - многоликого, привлекательного, загадочного и жестокого мегаполиса с его четырьмя миллионами "маленьких американцев". Интерес и сочувствие читателя к жизненным перипетиям, клеркам, продавщицам, бурлакам, безвестным художникам, поэтам, актрисам, ковбоям, мелким авантюристам, фермерам, и тому подобным, считается особенным даром, что свойственно О.Генри как пересказчику. Образ, который возникает будто на глазах, откровенно условен, приобретает быстротечную иллюзорную достоверность - и навсегда остается в памяти. В поэтике новеллы О. Генри очень важный элемент острой театральности, что, несомненно, связано с его мироощущением фаталиста, который слепо верит в Случай или Судьбу. Освобождая своих героев от "глобальных" размышлений и решений, О.Генри никогда не отворачивает их от моральных ориентиров: в его маленьком мире действуют твердые законы этики, человечности, - даже у тех персонажей, чьи действия не всегда соглашаются с законами. Чрезвычайно богатой, ассоциативным и изобретательным является язык его новеллы, насыщенный пародийными пассажами, иллюзией, скрытой цитатой и всяческими каламбурами, которые ставят чрезвычайно сложные задания перед переводчиками, - ведь именно в языке О.Генри заложен "формообразовательный фермент" его стиля. При всей своей оригинальности новелла О.Генри - явление сугубо американское, что выросло на национальной литературной традиции (от Э. По к Б. Гарта и М. Твена).

Письма и незаконченная рукопись свидетельствуют о том, что в последние годы жизни О.Генри подошел к новому рубежу. Он жаждал "простой честной прозы", стремился освободиться от определенных стереотипов и "Розовых концовок", которых ожидала от него коммерческая пресса, ориентированная на мещанские вкусы.

Большая часть его рассказов, которая публиковалась в периодике, вошла в сборники, которые были выданы при его жизни: "Четыре миллиона" (1906), "Пылающий светильник" (1907), "Сердце Запада" (1907), "Голос города" (1908), "Благородный плут" (1908), "Дорога судьбы" (1909), "На выбор" (1909), "Деловые люди" (1910), "Заразиха" (1910). Посмертно выдан еще больше десяток сборников. Роман "Короли и капуста" (1904) состоит из условно связанных сюжетом авантюрно юмористических новелл, действие которой происходит в Латинской Америке.

Судьба наследства О.Генри была не менее тяжелой, чем личная судьба В. С. Портера. После десятилетия славы наступила пора беспощадной критической переоценки ценности - реакция на тип "хорошо выполненного рассказа". Впрочем, приблизительно с конца 50-х лет прошлого века в США опять возродился литературоведческий интерес к творчеству и биографии писателя. Что же касается читательской любви к нему, то она неизменна: О.Генри, как и раньше, занимает постоянное место среди авторов, которых любят перечитывать во многих странах мира.

О. Генри (англ. O. Henry, псевдоним, настоящее имя Уильям Сидни Портер — англ. William Sydney Porter; 1862—1910) — американский писатель, прозаик, автор популярных новелл, характеризующихся тонким юмором и неожиданными развязками.

Уильям Сидни Портер родился 11 сентября 1862 г. в городе Гринсборо, штат Северная Каролина. В трехлетнем возрасте он лишился матери, умершей от туберкулеза. Позже попал под опеку своей тетки по отцу. После школы учился на фармацевта, работал в аптеке. Затем работал кассиром-бухгалтером в банке в техасском городе Остине. Был обвинён в растрате и полгода скрывался от правоохранителей в Гондурасе, затем в Южной Америке. По возвращении в США был осужден и посажен в тюрьму Колумбус штата Огайо, где провел три года (1898—1901).

Дело не в дорогах, которые мы выбираем, а том, что внутри нас, заставляет выбирать наши дороги.

В тюрьме Портер работал в лазарете и писал рассказы, подыскивая себе псевдоним. В конце концов остановил свой выбор на варианте О. Генри (часто неверно записывается наподобие ирландской фамилии O’Henry — О’Генри). Происхождение его не совсем ясно. Сам писатель утверждал в интервью, что имя Генри взято из колонки светских новостей в газете, а инициал О. выбран как самая простая буква. Одной из газет он сообщил, что О. расшифровывается как Olivier (французское имя Оливье), и действительно, несколько рассказов он опубликовал там под именем Olivier Henry. По другим данным, это имя известного французского фармацевта Этьена Океана Генри (Etienne Ocean Henry), медицинский справочник которого был популярен в то время. Ещё одну гипотезу выдвинул писатель и учёный Гай Дэвенпорт: «О. Генри» не что иное, как сокращение названия тюрьмы, где сидел автор — Ohio Penitentiary. Первый свой рассказ под этим псевдонимом — «Рождественский подарок Дика-Свистуна», напечатанный в 1899 в «Журнале Мак Клюра» (Mc Clure’s Magazine), — он написал в тюрьме.

Первая книга рассказов О. Генри — «Короли и капуста» (Cabbages and Kings) — вышла в 1904. За ней последовали: «Четыре миллиона» (The four million, 1906), «Горящий светильник» (The trimmed Lamp, 1907), «Сердце Запада» (Heart of the West, 1907), «Голос города» (The Voice of the City, 1908), «Благородный жулик» (The Gentle Grafter, 1908), «Пути судьбы» (Roads of Destiny, 1909), «Избранное» (Options, 1909), «Точные дела» (Strictly Business, 1910) и «Водовороты» (Whirligigs, 1910). В конце жизни страдал от цирроза печени и диабета. Писатель скончался 5 июня 1910 г. в Нью-Йорке.

В сборник «Постскриптумы» (Postscripts), изданный уже после смерти О. Генри, вошли фельетоны, наброски и юмористические заметки, написанные им для газеты «Почта» (Хьюстон, штат Техас, 1895—1896). Всего О. Генри написано 273 рассказа, полное собрание его произведений составляет 18 томов. О. Генри занимает в американской литературе исключительное место как мастер жанра «короткого рассказа» (short-story). Перед смертью О. Генри высказал намерение перейти к более сложному жанру — к роману («всё, что я писал до сих пор, это просто баловство, проба пера, по сравнению с тем, что я напишу через год»).

В творчестве, однако, эти настроения ничем не проявились, и О. Генри остался органическим художником «малого» жанра, рассказа. Не случайно, конечно, что в этот период писатель впервые начал интересоваться социальными проблемами и выявил свое отрицательное отношение к буржуазному обществу (Дженнингс «Через тьму с О. Генри»).

Герои О. Генри разнообразны: миллионеры, ковбои, спекулянты, клерки, прачки, бандиты, финансисты, политики, писатели, артисты, художники, рабочие, инженеры, пожарные — сменяют друг друга. Умелый конструктор сюжета, О. Генри не показывает психологическую сторону происходящего, действия его персонажей не получают глубокой психологической мотивировки, что еще более усиливает неожиданность финала.

О. Генри не является первым оригинальным мастером «короткого рассказа», он лишь развил этот жанр, в своих основных чертах сложившийся уже в творчестве Т. Б. Олдрича (Thomas Bailey Aldrich, 1836—1907). Оригинальность О. Генри проявилась в блестящем применении жаргона, острых словечек и выражений и в общей колоритности диалогов. Уже при жизни писателя «короткий рассказ» в его стиле стал вырождаться в схему, а к 1920-м годам превратился в чисто коммерческое явление: «методику» его производства преподавали в колледжах и университетах, издавались многочисленные руководства и т. д.