Новотны Вальтер (Nowotny Walter). Вальтер Новотны: биография

08.10.2007 18:00

Родился 7 декабря 1920 года в городе Гмюнд в Австрии. В юности он активно занимался спортом, особенно легкой атлетикой. В 1938 году окончил гимназию сдав успешно экзамены. 1 октября 1939 года Новотны вступил добровольцем в люфтваффе. Первоначальную подготовку проходил во 2-м батальоне 62 учебного полка люфтваффе. С 16 ноября 1939 года обучался в истребительной школе "Вена-Швехат", которая располагалась на аэродроме Швехат, в нескольких километрах восточнее Вены. 1 июля 1940 года присвоено звание фенриха, а в августе Новотны совершил свой первый полет на Bf-109. 16 ноября 1940 года Новотны направляют в учебно-боевую группу "Мерзербург". В задачу группы входило создание авиационного прикрытия нефтеперерабатывающих заводов. Однако просуществовала эта группа недолго и уже 19 ноября 1940 года была распущена. 1 декабря 1940 года назначен в новую JG54 "Зеленое Сердце". Новотны был включен в состав 1-й эскадрильи. С 25 февраля по 25 марта 1941 года Новотны проходил стажировку. После возвращения был включен в состав штабного звена JG54. 1 апреля 1941 года присвоено звание лейтенанта. 19 июля 1941 года Новотны вступил в бой с четверкой И-153 из 153-го иап во главе со старшим лейтенантом А.Ф.Авдеевым. В ходе боя Авдеев сбил Новотны. Самолет упал в Балтийское море. Но сам пилот остался цел. 4 сентября 1942 года лейтенант Новотны награжден Рыцарским Крестом. 24 октября 1942 года Новотны был назначен командиром 1./JG54. 1 февраля 1943 года Вальтеру Новотны присвоено звание обер-лейтенанта. В тот же месяц 1./JG54 оснащается истребителями FW-190A. 10 августа 1943 года обер-лейтенант Новотны был назначен командиром I./JG54. 23 сентября 1943 года Новотны были одновременно вручены Дубовые Листья (за 118 побед) и Мечи (218 побед) к Рыцарскому Кресту. 1 октября 1943 года присваивоено звание гауптмана. 14 октября 1943 года Новотны одержал 250-ю победу и за это был награжден Бриллиантами к Рыцарскому Кресту. 250-й победой оказался P-40. Одержав эту победу Новотны стал первым пилотом достигшим этого рубежа. 4 февраля 1944 года возглавил учебно-боевую эскадру JG101. В июле 1944 года Новотны был повышен до майора и назначен командиром новой части истребительной авиации Kommando Nowotny (Команда Новотны), оснащенной реактивными истребителями Me-262. Летая на этом истребителе, Новотны сбил еще три самолета. Последний вылет состоялся около 12 часов дня 8 ноября 1944 года Он взлетел с аэродрома Ахмер, чтобы атаковать американские бомбардировщики (В-17) и больше его никто не видел живым. По радиопередачам становилось понятно, что он успел сбить 3 бомбардировщика и один истребитель. Что дальше - неизвестно. Однако были очевидцы, которые видели, как Me-262 Вальтера Новотны появился из-за облаков, с двумя горящими двигателями, перевернулся и резко пошел в низ. Потом в лесу раздался сильный взрыв. Новотны в вместе с самолетом разорвало на части. 15 ноября 1944 года Вальтер Навотны был похоронен на центральном кладбище Вены. Всего Вальтер Новотны совершил 442 боевых вылета, имеет 258 официально засчитанных побед, 225 из которых он одержал на Восточном фронте.

Страна: Германия
Даты жизни: 07.12.1920 г. - 08.11.1944 г.
Звание: Майор (Major)
Авиачасть: JG54, JG101, Kdo Nowotny Люфтваффе
Боевые вылеты: 442
Воздушные победы: 258
Награды: Германский Крест в Золоте (Deutsches Kreuz in Gold), Рыцарский Крест с Дубовыми Листьями, Мечами и Бриллиантами (Ritterkreuz des Eisernen Kreuz mit dem Eichenlaub mit Schwerten mit Brillianten)

01.10.1939 г. добровольцем вступил в Люфтваффе. После окончания летной подготовки в звании фенриха 16.11.1940 г. прибыл в Erg.Gr. Merseburg, но уже 1 декабря был переведен в Gr./JG54.

01.04.1941 г. Новотны получил звание лейтенанта. С 22 июня 1941 года уже участвовал в боях на Восточном фронте. 19 июля в ходе 34-го боевого вылета Новотны одержал первые победы, сбив над островом Эзель (ныне о. Сааремаа, Эстония), в Рижском заливе, два И-153 из 153-го истребительного авиаполка. Однако в том же бою был подбит и его Bf-109Е-7 W.N г. 1137. Сев на воду, Новотны успел перебраться в спасательную шлюпку. Проведя в ней двое с половиной суток, летчик в конце концов смог доплыть до побережья, уже занятого немецкими войсками.

Пробыв в госпитале всего несколько дней, Новотны уже 30 июля снова поднялся в воздух и сбил гидросамолет МБР-2, а 12 сентября одержал десятую победу. 10.03.1942 г. лейтенант Новотны был включен в 3./JG54. В трех вылетах 4 августа будущий прославленный ас Люфтваффе в боях в районе Ленинграда сбил семь самолетов. Его счет достиг 54-х побед, и 21 августа его сначала наградили Золотым германским крестом, а 4 сентября вручили Рыцарский крест.

25 октября Новотны возглавил 1./JG54, а 01.02.1943 г. получил звание обер-лейтенанта. Весной — летом 43-го года счет воздушных побед Новотны стремительно рос: 20 мая он одержал 82-ю победу, 15 июня — 100-ю, а 24 июня — уже 124-ю.

10 августа Новотны возглавил 1./JG54 и 18 августа преодолел рубеж в 150 побед. 28 августа одержал 173-ю победу, а 2 сентября — 189-ю. 4 сентября Новотны был вручен Рыцарский крест с дубовыми листьями (Nr.293). 8 сентября он преодолел рубеж в 200 побед, а 17 сентября одержал 218-ю победу.

24 сентября Гитлер вручил Новотны "мечи" к Рыцарскому кресту (Nr.37), которые были заслужены после 218-й победы. 1 октября вальтеру Новотны присвоили звание гауптмана.

В период с 5 октября Новотны сбил еще 32 самолета и 14 октября стал первым асом в Люфтваффе, достигшим рубежа в 250 побед . В тот же день он получил Рыцарский Крест с Дубовыми Листьями, Мечами и Бриллиантами (Nr.8).

После короткого отпуска летчик-истребитель Люфтваффе продолжил боевые вылеты и 15 ноября одержал 255-ю победу, которая стала его последним успехом на Восточном фронте. В конце ноября ему запретили участвовать в боевых вылетах. Новотны получил длительный отпуск, и, став объектом официальной пропаганды, участвовал в различных мероприятиях и встречах.

04.02.1944 г. Новотны получил назначение командиром JG101, базировавшейся на юге Франции. 1 сентября получил звание майора, и 26 сентября он возглавил 1I1./JG6, оснащенную реактивными Ме-262. 10 октября группу переименовали в Kdo Nowotny.

После полудня 8 ноября 1944 года Новотны на Ме-262А-1а W.Nr. 110400 взлетел с аэродрома Ахмер, чтобы атаковать американские бомбардировщики. Согласно радиодокладам, Новотны успел сбить В-17 и истребитель, но что затем произошло - точно неизвестно. «Мессершмитт» аса Люфтваффе врезался в землю в районе г. Брамше, в 5 км северо-восточнее Ахмера, и взорвался. Летчик совершил в общей сложности 442 боевых вылета.

15-го ноября 1944 г. останки Вальтера Новотны были торжественно похоронены на Центральном кладбище в Вене.

Источники, которые были использованы при подготовке материала о знаменитом летчике-истребителе Люфтваффе времен Второй мировой войны Вальтере Новотны (Walter Nowotny):

  • Зефиров М.В. Кто есть кто. Скорость. - М.: АСТ - 2010 г.

СПАСИБО ЗА РЕПОСТ СТАТЬИ, ДРУЗЬЯ!

Вальтер Новотны - это имя человека, вошедшего в историю в качестве летчика-истребителя времен Второй мировой. Его жизнь, подобно вспышке, закончилась, едва начавшись. Если бы не тот факт, что воевал Навотны на стороне фашистов, можно было бы считать его героем, достойным вечной памяти.

Ранние годы

Вальтер Новотны родился седьмого декабря 1920 года в австрийском городе Гмюнде. Его отец служил на железной дороге. Вальтер рос приверженцем здорового образа жизни, в юные годы серьезно занимался спортом, зарекомендовав себя способным легкоатлетом.

На момент окончания парнем гимназии Европа уже находилась в «пяти минутах» от большого пожара. Война должна была начаться «вот-вот». И юноша добровольно пополняет ряды люфтваффе. Он хотел летать, мечтал пилотировать Ju-87, но это его желание не сбылось.

Так чем же прославился в итоге Вальтер Новотны? На чем летал он «за своими лаврами»? Инструктор, «натаскивающий» молодого бойца и будущего аса, увидел в нем талант истребителя и посадил его на соответствующий летательный аппарат. И, нужно сказать, в прогнозах не ошибся. Вальтер оправдал все его ожидания, став выдающимся летчиком-истребителем.

Вторая мировая война

После окончания школы истребителей в Швехате в 1941 году Вальтер Новотны был зачислен в состав Первого воздушного флота, дислоцировавшегося на территории Принимал участие в советско-германской военной кампании с первых ее дней.

Свой победный счет Новотны открыл над водами Рижского залива 19 июля 41-го, сбив три советских «Чайки» (И-153). Эта операция далась ему нелегко - пилоту пришлось посадить свой самолет на воду и продержаться так трое суток.

За весь следующий год жертвами австрийца стали еще 50 самолетов противника, а к июню 43-го года их в общей сложности было уже 100. На тот момент солдат люфтваффе являлся командиром первой эскадрильи пятьдесят четвертой истребительской эскадры и обладателем Следующие семьдесят две «железные птицы» противника были сбиты за аналогичное количество дней. Грубо говоря, каждый день Новотны уничтожал по одному вражескому самолету.

Самым «урожайным» для летчика стало первое сентября 1943 года, когда за 17 минут он сбил 7 советских самолетов, а затем за последующие 9 еще 3 противника. За эти сражения молодой Вальтер получил сразу несколько почетных наград от своего командования.

Последняя победа героя этой статьи, дослужившегося до звания майора, на советско-германском фронте датируется четырнадцатым ноября 1943 года. Это был уже 255-й сбитый им советский самолет. Всего же на его счету их 258 (за 442 боевых вылета).

Вот таким асом оказался австриец Вальтер Новотны. На каком самолете летал этот выдающийся немецкий виртуоз, интересно многим. Следует ответить, что он одним из первых «обуздал» реактивную «птицу». Чуть более 200 побед над противником одержал за штурвалом FW 190, а остальные - управляя «Мессершмитом» Bf 109.

Напарники Новотны

Нескольких слов заслуживают люди, которые помогали Вальтеру Новотны в его победных операциях. Это Карл Шноррер, Антон Дебеле и Рудольф Радемахер. Шноррера боевые товарищи называли «Кваксом» по аналогии с героем мультика, вечно попадавшим в аварии. У этого соратника Новотны поначалу постоянно возникали проблемы во время посадки. Но зато он единственный из четверки пилотов выжил (правда, потерял ногу). На счету Шноррера 46 сбитых самолетов. Его напарник Дебеле одержал 94 воздушные победы и погиб в ноябре сорок третьего года. А Радемахер, уничтоживший 126 самолетов противника, попрощался с жизнью уже после войны - пилотируемый им аппарат разбился.

Благородный поступок Вальтера Новотны

Помимо того, что Вальтер Новотны стал первым в мире человеком, перешагнувшим рубеж в 250 сбитых самолетов (позже его рекорд был побит, и он стал только пятым среди пилотов люфтваффе), этот человек отличился еще одним, можно сказать героическим и, несомненно, благородным поступком. Он решился на смелый протест, написав лично Гитлеру письмо, в котором критиковал намерение расстрелять 47 пленных летчиков, предпринявших попытку побега из лагеря, где они содержались.

Неизвестно, возымело ли это письмо какое-либо действие (Гитлер официально на письмо не ответил), но сам поступок говорит о том, что Новотны умел не только хорошо драться, но и уважать врага. А также был человеком бесстрашным.

Последний полет

Восьмого ноября с Аэродрома Амхер поднялся в небо немецкий самолет, который должен был перехватить рейд американских бомбардировщиков. Из-за облаков донеслись звуки стрельбы, один из «американцев» упал. А затем радист услышал неразборчивые слова «Я горю» или «Горит самолет». Так, в возрасте 24 лет погиб легендарный пилот люфтваффе Вальтер Новотны. Фото его навсегда сохранило образ молодого улыбчивого парня, которому, к сожалению, довелось стать винтиком большой кровавой мясорубки и покинуть этот мир, так и не начав по-настоящему жить.

Перевод статьи из журнала "Luftwaffe im Fokus" 11.2007. Автор Аксел Урбанке. Рисунки Герберт Крусе.
Перевод и адаптация текста Сулла Алексей.

Неизвестные самолеты Вальтера Новотны

В течение долгого времени самолеты, пилотируемые ведущими экспертами Люфтваффе, очаровывали как историков, так и моделистов. С середины 70-ых годов большое число боковиков, фотографий и детальных снимков таких самолетов было издано в книгах и журналах. В то время как многие из этих рисунков были хорошего качества и аутентичности, другие были полны ошибок и основаны на ложной информации. Некоторые авторы продолжают возбуждать интерес читателей, просто используя новые окраски, для того чтобы создать ранее невиданные машины экспертов. Одним из летчиков-истребителей, о котором было много написано, является рожденный в Австрии Вальтер Новотны. Приписанный к 9./JG 54 в качестве унтер офицера 1 декабря 1940, к 25 марта 1941 он был переведен в Тренировочную группу Штаба JG 54.

В этой группе Новотны принял участие в кампании против России с самого первого дня. Первые свои две победы он одержал 19 июля 1941 г. во время "свободной охоты" над побережьем Балтики в районе острова Эзель , и служил в ней до расформирование Учебной группы JG54 11 марта 1942.

Новотны был переведен в 3./JG 54. Там он настойчиво увеличивал свой счет. Есть немного информации о Bf 109, на котором он летал в тот период. Известно, что летом 1942 он летал на машине «Белая 8». Также доподлинно известно, что, после перевода в 3./JG54, на машинах Новотны появился его «личный» знак - маленькая цифра "Белая 13" в рамках эмблемы эскадры "Зеленое сердце". Новотны был награжден Рыцарским Крестом 4 сентября 1942 после 56-й победы. И только два месяца спустя, в чине лейтенанта он принял командования 1./JG54. В январе 1943 эскадрилья пересела с Bf. 109 на Fw. 190 на аэродроме Красногвардейск. Фотографии подтверждают, что Новотны был тогда командиром Эскадрильи.

Свою любимую машину Новотны маркировал как «Белая 1», он был привязан к своим машинам, вероятно больше чем любой другой эксперт. Но, существует множество фотографий, на которых видно, что он пилотировал и другие машины. Например, весной 1943 он принес 1-й эскадрильи 300-ую победы на Fw 190 "Белая 9". В других случаях, он управлял "Белой 10", самолетом его ведомого Унтер-офицера Шнорера. Новотны также не был приверженцем наносить маркировку своих побед на руле направления, поскольку нет ни одной фотографии с такими символами, после того как он стал командиром эскадрильи. Это было необычным поведением для эксперта. Летом 1943 Новотны управлял Fw. 190 с эмблемами, значение которых до сих пор остается непонятным. Здесь вы можете увидеть несколько фотографий этой машины. Это Fw. 190 A-5 "Белая 4", Werknr. 1501. На этой машине нанесена личная эмблема Новотны, состоящая из рисунка быка с надписью "Rammbock" (архаичное (древнее, старинное) слово «Бык»). Другие эмблемы, обычные для машин I группы, такие как эмблема "Зеленое Сердце" и эмблема l./JG 54, на этом Fw.190 не просматриваются. "Белая 4", скорее всего, выкрашена в зеленый RLM 70 и какой то другой, возможно не стандартный, темно-зеленый цвет.

На "Белой 4" нет внешнего крыльевого вооружения. Это было стандартной особенностью Fw. 190, которые пилотировал Новотны начиная с зимы 1942-43 гг. Также, с весны 1943 на различных Fw.190 Новотны мы видим внутреннюю створку шасси, что является необычным. Вероятно, Новотны предполагал, что удаление внешнего крыльевого вооружения и установка внутренней створки шасси сделают его машину более скоростной. Новотны, как меткий стрелок, мог легко обойтись и без дополнительной огневой мощи. 21 августа 1943 Новотны принятая командование I./JG 54. 14 октября 1943 он получает очередное воинское звание Гауптман, за то, что первым из немецким летчиков-истребителей добивается 250 побед. Пять дней спустя Новотны был награжден бриллиантами к Рыцарскому Кресту.

После краткосрочного отпуска он возвратился на Восточный Фронт, и 15 ноября 1943 командующий Группой одерживает свою 256-ую победу. Это был его последний успех на Восточном Фронте. Новотны несколько раз посещал Рейх в декабре 1943 и январе 1944. До конца января он возвратился на Восточный Фронт, но тогда ему запретили боевые вылеты приказом штаба Фюрера. Впоследствии, 6 февраля 1944, он был переведен в командование JG 101, учебную Группу, базировавшуюся во Франции. Новотны неохотно воспринял свое новое назначение, он чувствовал себя отвергнутым и ненужным. Командуя JG101 дислоцирующейся в Пау, он имел в своем распоряжении весьма необычную машину. Мало кто смог бы догадаться, что эта машина принадлежала ко времени, когда Новотны служил в JG 101, если бы не было бесспорных доказательств этого. Машина Fw.190 A-4 с окраской и полными обозначениями JG 54 с Восточного Фронта с тройным шевроном командира группы и эмблемой "Орлиное Крыло", обычной для Западного Фронта.

Эмблема «Зеленое сердце» размером больше обычного, была нарисована в районе кабины. Сердце нарисовано несколько необычно, искаженно для эмблем стандартно используемых JG 54. Индивидуальная эмблема Новотны - цифра "13" нарисована внутри зеленого сердца, но вместо обычного ручного нанесения цифр, замеченных на его более ранних машинах, цифры написаны по трафарету. Еще одна неожиданность - позади шеврона Командира нарисована маленькая «белая 8», такая же, которая была позади шеврона, когда Новотны был командиром I./JG 54. Другие интересные особенности этого самолета - наличие внутренней створки шасси, отсутствие фюзеляжных MG 17, и очень хорошо отполированная поверхность со схемой краски RLM 74/75. Фотографии этого Fw. 190 есть на негативах, оставленных Облт. Шмидтом из FAGr 5. Шмидт запечатлен на этих фото в белой фуражке. Они были сделаны в Моне де Марсане, базе FAGr 5, 24 мая 1944. Где в тот день было проведено состязание по гандболы между командами JG 101 и FAGr 5. Новотны поддерживал игроков своим присутствием. Но к сожалению его команда проиграла со счетом 17/ 4.

Несомненно, Новотны пилотировал и другие, пока еще неизвестные нам самолеты, поэтому это исследование не окончено. Оно предназначено, чтобы заполнить несколько недостающих страниц истории.

Примечания по Рисункам Fw. 190 A-4 и А-5
Герберт Крюз

Версия A-5, производство которого началось в 1943,имел длину фюзеляжа на 15 см больше по сравнению с A-4. BMW 801D-2 был перемещен вперед по ряду причин. Так же был установлен больший люк доступа к оборудованию. Удивительно, что Новотны летел на устаревшей версии A-4 в 1944 г. Хотя характеристики A-4 не были ниже последующих версий, он имел те же самые 1 700 Л.С. и такое же вооружение.

Относительно окраски, "Белая 4" показана в стандартной для Восточного Фронта схеме - зеленый камуфляж с контрастным переходом между цветами. Тонкая желтая спираль на коке винта была взята с фотографии другого Fwю.190 Новотны и изображений машин, которые были на вооружении l./JG 54. Технические надписи на фюзеляже, скорее всего, отсутствуют.

Кресты на фюзеляже машины из JG 101 имеют необычную пропорцию. Считается, что на этой машине также была желтая спираль на коке.

Восточный Фронт, лето 1943- Облт. Новотны, командир эскадрильи l./JG 54, возвращается с задания на своем Fw 190A-5 "Белая 4", Werknr. 1501. Обратите внимание, что внешние оружейные точки пулеметов MG FF в крыльях удалены. Вооружение самолета, таким образом, состояло из двух MG17 и двух MG151/20. Обратите внимание на ободранность краски в районе носка крыла. Самолет был построен на фабрике Focke-Wulf в Мариенбурге, Западная Пруссия весной 1943.

Вид сбоку "Белой 4" Новотны с «бычьей» эмблемой. Обратите внимание на необычную форму числа «4». Граница между двумя зелеными цветами камуфляжа четко видна в области нанесения порядкового номера машины. Также можно заметить, что более раннее числовое обозначение машины было закрашено.

Новотны снимает перчатки на фоне хвостовой части "Белой 4". На киле заметен заводской номер машины 1501.Нижняя часть руля направления выкрашена в желтый цвет.

24 мая 1944: Облт. Шмидт из FAGr 5 приветствует Гптм. Новотны, командующего JG101, по его прибытию в Мона де Марсана, базу дислокации разведчиков дальнего действия. Новотны прилетел на своем. Fw. 190A-4 в Мона де Марсану, для того, чтобы посмотреть игру в гандбол между JG 101 и FAGr 5. Обратите внимание на исполнение створки шасси (имеется в виду наличие внутренней створки) и отполированное до блеска лакокрасочное покрытие этого Fw. 190.

Выше вы можете увидеть сравнение различных стилей персональных символов Новотны - маркировки "13" и эмблемы "Зеленое Сердце". Слева обычная для JG 54 эмблема, используемая на Восточном Фронте, в центре измененная эмблема с вписанным по трафарету номером "13" на машине Новтоны из JG 101, и исправленная "13", замеченная на машине Новотны на Восточном Фронте.

Даже в присутствии подбадривающего командира команда по гандболу JG101 24 мая 1944 проиграла со счетом 17:4 команде FAGr5. Справа от Новотны сидит Облт. Шмидт.