Мне нравится картина брюллова где изобрели. Карл Брюллов – биография и картины художника в жанре Неоклассицизм, Романтизм – Art Challenge. Карл Павлович Брюллов: известные картины с названиями, творчество художника

«Автопортрет»
1836г.
Карл Петрович Брюллов — выдающийся русский исторический живописец, портретист, пейзажист, автор монументальных росписей; обладатель почетных наград: больших золотых медалей за картины «Явление Аврааму трех Ангелов у дуба Мамврийского» (1821 г.) и «Последний день Помпеи» (1834 г.), oрдена Анны III степени; Член Миланской и Пармской академий, Академии Святого Луки в Риме, профессор Петербургской и Флорентийской академий художеств, почетный вольный сообщник Парижской академии искусств.


«Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя»
1827г.
холст, масло 62х 32.5
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург



«Итальянка, ожидающая ребенка»
1830г.
картон, акварель, графический карандаш 19х22.5см,
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Портрет графини Юлии Павловны Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком»
1832-1834г.
Холст, масло 51 х 73
Музей Хиллвуд
Вашингтон

Картина «Последний день Помпеи» (1827-1833 гг.) стала пиком творческих достижений, единым всплеском яркого таланта и виртуозного мастерства художника. Толпы зрителей в Риме, Милане, Париже (золотая медаль 1834 г.) и Петербурге были заворожены грандиозностью замысла и исполнения. Полотно была подарено заказчиком Анатолем Демидовым царю Николаю I.
Отправляясь осматривать развалины Помпеи и Геркуланума, даже не подозревая, что эта поездка приведет его к самой вершине творчества. Брюллов был потрясен увиденным — знание о трагедии не смогло затмить остроты восприятия. Художник почувствовал, что нигде больше не найти такой поразительной картины внезапно прервавшейся жизни. Жители древней Помпеи своей гибелью заслужили бессмертие.
Брюллов еще не раз возвращался в разрушенный город, перед его мысленным взором вставала картина, на которой слепая стихия не просто отнимала человеческие жизни, но и обнажала души.


«Последний день Помпеи»
1830-1833г.
Холст, масло. 456.5 x 651 см
Государственный Русский музей


«Портрет княгини Елизаветы Павловны Салтыковой»
1841г.
Холст, масло 200 х 142
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Портрет Ю.П Самойловой с приёмной дочерью Амалией»
1842г.
Холст, масло 249 х 176
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Портрет княгини А.А.Багратион»
1849г.
холст, масло 60 х 52.8 cм

Москва


«Прогулка»
1849г.
Бумага, акварель 31 х 46
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Нарцисс, смотрящий в воду»
1819г.
холст, масло 162 х 209,5
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Гадающая Светлана»
1836
Нижегородский государственный художественный музей

Единственное произведение К.П.Брюллова на национальную бытовую тему, созданное сразу же после возвращения художника из Италии. Роматнический сюжет полотна со сценой крещенского гадания навеян популярной в то время балладой В.А.Жуковского "Светлана". Однако картина имеет самостоятельный характер, ее можно считать своего рода живописной параллелью известному литературному произведению.


«Портрет княгини Е.П.Салтыковой»
1833-1835гг.
бумага, акварель 44 х 33,6 см
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург



1834г.
Холст, масло 195 х 126
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией»
1830г.
Холст, масло 265 х 185
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Портрет автора и баронессы Е.Н.Меллер-Закомелььской с девочкой, в лодке»
1833-1835гг.


«Бахчисарайский фонтан»
1849
Всероссийский музей А.С.Пушкина


«Портрет сестер А.А. и О.А.Шишмаревых»
1839г.
Холст, масло 281 х 213
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Сладкие воды близ Константинополя»
1849г.
акварель, 69 х 87 см.
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

Инесса де Кастро - дочь Педро Фернандеса де Кастро, из кастильского королевского рода.
Будучи придворной дамой супруги инфанта Дон-Педро, сына короля Альфонса IV Португальского, Инесса де Кастро пленила своей красотой инфанта, который после смерти жены (1345 г.) тайно с ней обвенчался.
Советники короля выдали тайну инфанта. Дон-Педро, спрошенный отцом, не рискнул сказать правды, но в то же время не соглашался жениться на другой. Тогда королевский совет решил умертвить Инессу де Кастро.
Однажды, когда Дон-Педро отлучился на охоту, король отправился к Инессе де Кастро, но, тронутый видом несчастной женщины, которая со своими детьми бросилась к его ногам, умоляя о пощаде, не решился привести в исполнение жестокого намерения.
Однако советникам короля удалось добиться разрешения совершить убийство, и в тот же день Инесса де Кастро была умерщвлена.
После смерти Альфонса IV убийцы Инессы де Кастро бежали в Кастилию, но были выданы обратно в обмен на испанских беглецов и преданы жестокой казни.
Два года спустя король торжественно объявил, что с разрешения папы был обвенчан с Инессой де Кастро, приказал вынуть из могилы ее тело, облечь его в царские одеяния, надеть корону, посадить на трон и оказывать королевские почести. Потом тело торжественно похоронили в королевской гробнице, над которой воздвигли великолепный памятник из белого мрамора, завершавшийся изображением Инессы де Кастро с короною на голове.


«Смерть Инессы де Кастро»
1834г.
холст, масло, 213 х 299.5
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Картина «Всадница» написана в 1832 году по просьбе графини Юлии Павловны Самойловой. На ошейнике собаки, изображённой на этом портрете, художник написал фамилию «Самойлова». В 1832 году картина была выставлена в Милане, в галерее Брера. И тогда на неё было очень много откликов, которые собрал, перевёл один из верных учеников Брюллова художник Михаил Железнов. Полотно находилось в собрании графини, которое было распродано в 1872 году, незадолго до смерти разорившейся Самойловой.
В 1896 году «Всадница» была приобретена для галереи П. М. Третьякова. Сначала предполагалось, что на картине изображена сама графиня, но искусствоведы доказали, что это не так, сравнивая картину с более поздними произведениями Брюллова «Портрет графини Ю.П. Самойловой с воспитанницей Джованниной и арапчонком» и «Портрет графини Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией». На картине изображены две воспитанницы графини Самойловой — Джованина и Амацилия Пачини. Амацилия Пачини была дочерью итальянского композитора Джованни Пачини, друга Ю. Самойловой. О Джованине известно мало.

«Всадница»
1832
Холст, масло 291,5 х 206
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«У Богородицкого дуба»
1835
Холст, масло 61 х 74
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Портрет императрицы Александры Федоровны»
1837
Областной художественный музей
Воронеж
Россия


«Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году»
1843
Холст, масло 482 х 675
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Монахини монастыря Святого Сердца в Риме, поющие у органа»
1849
Холст, масло 53,4 х 76,3 (верх - полуовал)
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Нашествие Гензериха на Рим»
1836
холст, масло 88 x 117,9
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Прерванное свидание»
1827
картон, акварель, графический карандаш, 23 х 187 см.
Государственная Третьяковская галерея
Москва.


«Гулянье в Альбано»
1830-е
бумага, акварель, лак, графический карандаш, 24.7 х 33 см.
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Сон девушки на рассвете»
1830-е
Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина


«Сон монашенки»
1831
бумага, акварель, лак, 22.5х27.4
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Итомская долина перед грозой»
1835
Акварель, бумага.
Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
Москва


«Храм Аполлона Эпикурейского в Фигалии»
1835
акварель, бумага
Государственный Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
Москва


«Диана, Эндимион и Сатир»
1849
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Сатир и вакханка»
1824г.
холст, масло, 25,5 х 21 cм.
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Эрминия у пастухов»
1824г.
Холст, масло 98,2 х 137,3
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Вирсавия»
1832г.
Холст, масло 173 х 125,5
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Картина «Утро», написанная Брюлловым в 1823 году, послужила началом его жанровых композиций. Она была первой попыткой художника изучения реальной жизни.
Работая над картиной «Утро», Брюллов писал Обществу поощрения художников: «Я освещал модель на солнце, предположив освещение сзади, так что лицо и грудь в тени, и рефлектируются от фонтана, освещенного солнцем, что делает все тени гораздо приятнее в сравнении с простым освещением из окна». Поставленная Брюлловым проблема освещения, то есть изучение натуры в естественном окружении, говорила о реалистических устремлениях художника.
Обратившись за творческим советом к старым мастерам, Брюллов предпочел Тициана, как в свое время еще в Венеции Тияторетто и Веронезе. В Тициане молодого Брюллова больше всего привлекало мастерство передачи освещения. Он решил скопировать произведение великого венецианца в римском собрании Шара. Узнав о запрете владельцев Брюллов вынужден был ограничиться посещением их дворца, где, по собственному признанию, старался хоть «скрадывать глазами» искусство старого мастера.
Картина Брюллова, привлекала свежестью замысла, непосредственностью наблюдения, новизной живописных задач. Она была очень тепло встречена современной печатью, сделавшей подробное ее описание.
«Картина сия,—писали в «Отечественных записках»,— заключает в себе истинное волшебство в живописи: девушка, встрепенувшаяся от сладкого сна, бежит к фонтану освежиться водою. Она подставила обе ручки под желобок и с нетерпением ждет, как они наполнятся водою, которая, журча, падает на них тонкою cтруёй. На сию последнюю устремлено все ее внимание. . . Меж тем лучи восходящего солнца пробиваются, как чрез янтарь, сквозь прелестное ушко ее. Это совершенное очарование!»— восторженно заключал свое описание автор статьи.


«Итальянское утро»
1823г.
Кунстхалле
Киль

Для картины «Итальянский полдень» (1827 г.) Брюллов выбрал моделью невысокую, плотную, налитую соком, как виноградная гроздь, женщину, которая, покоряя обаянием и безудержной радостью бытия, символизирует расцвет человеческих сил.


«Итальянский полдень»
1827г.
Холст, масло 64 х 55
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Портрет У.М.Смирновой»
1837-1840гг.
холст, масло 90х71,5
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Спящая Юнона»
(этюд)
1839-43г, холст, масло,
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Портрет великой княгини Елены Павловны»
1829
Холст, масло 73,4 х 59 (овал)
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Портрет великой княжны Ольги Николаевны»
(1822-1892).
1837
Холст, масло 46 х 38 (овал)
Самарский областной художественный музей
Самара


«Портрет графини О.И.Орловой-Давыдовой с дочерью»
1834г.
Холст, масло 195 х 126
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Портрет М.М.Бек с дочерью»
1840
Холст, масло 246,5 х 193
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Портрет детей Волконских с арапом»
1843
Холст, масло 146,1 х 124,1
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Всадники. Портрет Е.И.Мюссара и Э.Мюссар»
1849
Картон, акварель, белила, итальянский карандаш 69 х 59,9
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Портрет великой княжны Марии Николаевны»
Этюд.
1837
холст, масло 60.2x48
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Автопотрет»
1848
Картон, масло 64,1 х 54
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Портрет баснописца Ивана Андреевича Крылова»
1839
Холст, масло 102,3 х 86,2
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Гений Искусства»
1817-1820г.
мел, пастель, уголь на бумаге,
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

Написав картину на тему, заданную Академией Художеств, Брюллов получил золотую медаль.Картина экспонировалась на академической выставке 1821 года.
Авраам - родоначальник израильского народа, главное действующее лицо библейских событий.
В полуденный зной к Аврааму, сидящему у шатра, раскинутого в Мамврийской дубраве, подошли три путника и попросили приюта. Авраам радушно принял гостей, не подозревая, что это ангелы. За трапезой один из них предсказал Аврааму, что у него родится ребенок. В скором времени пророчество сбылось - у жены Авраама Сарры родился сын, которого назвали Исаак (Быт. 18; 1-16).


«Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского»
1821г.
Холст, масло 113х144см
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Исповедь итальянки»
1827-1830гг.
бумага, акварель 26.2х18.7
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

На протяжении более чем 50-ти лет искусствоведы были абсолютно уверены в том, что на портрете кисти Карла Брюллова изображена некая Ульяна Смирнова. Тем более, что на наброске к портрету имелась соответствующая надпись. Однако, кто эта девушка, узнать так и не удалось. И неудивительно: никакой Ульяны Смирновой никогда не существовало.

Портретист

Несомненно, Карл Брюллов был выдающимся живописцем своего времени. И признание к нему пришло не только благодаря шедевру «Последний день Помпеи», но и благодаря его портретам. Многие известные личности  XIX столетия желали оказаться натурщиками художника. Именно кисти Брюллова принадлежат портреты архитектора Тона, библиографа и друга Пушкина Соболевского, географа Чихачева, писателя Кукольника, поэта и прозаика Алексея Толстого и других.

Поэтому еще более странным кажется тот факт, что в конце 1830-х годов на одной из своих картин Брюллов изобразил никому неизвестную девушку с собачкой на руках. До середины ХХ века это полотно называли просто «Женский портрет».

У Смирнова

Во второй половине прошлого столетия девушка наконец обрела имя. Его подсказал искусствоведам набросок к портрету, который был подписан «У Смирнова». Эта надпись и стала основанием для предположения, что на картине нарисована некая Ульяна Смирнова. Причем, у Ульяны появилось даже отчество, обозначенное всего одной буквой «М». С этого момента во всех источниках картина стали фигурировать как «Портрет У. М. Смирновой».

Устоявшийся миф о существовании Ульяны Смирновой удалось развеять только в 2018 году. То есть спустя как минимум 170 лет экспертам посчастливилось наконец-таки разгадать тайну портрета Карла Брюллова.

Знак препинания и собака

Первым приблизился к истине сотрудник Русского музея, где и по сей день хранится шедевр, Сергей Алексеев. Искусствовед усомнился в том, что «У» является начальной буквой имени героини, так как после нее не была поставлена точка. В результате проведенного исследования и изучения разнообразных архивных документов Алексеев пришел к выводу, что надпись «У Смирнова» следует понимать буквально, потому как картина находилась у коллекционера с аналогичной фамилией.

Что касается девушки, изображенной на полотне, то благодаря сравнительному анализу удалось установить и личность таинственной незнакомки. Её оказалась это не кто иная, как дочь императора Николая I великая княжна Александра Николаевна. Девушка прожила лишь до 19-ти лет и умерла после преждевременных родов. Она была любимицей императора, и многие художники успели запечатлеть её образ на холсте. Эта версия подтвердилась после сравнения “Женского портрета” с другими работами. К их числу можно отнести, например, Кристину Робертсон, не один год работавшую при дворе Николая I. Кроме того, помогла «опознать» княжну и собака, которую также увековечила Робертсон.

Карл Павлович Брюллов (1799 г., Санкт-Петербург — 1852 г., Манциана, Италия) — известный русский живописец, монументалист, акварелист, мастер портрета. Обладатель нескольких наград от Академии художеств, присужденных его полотнам. Золотой медалист выставки, проводившейся в 1834 году в Париже. На творчестве Брюллова выросла целая плеяда русских художников и иностранных живописцев.

Особенности творчества Брюллова : искусствоведы относят стиль его письма к академизму и романтизму, однако талант этого живописца выходит за рамки общепринятых определений. Находясь в постоянном поиске собственного стиля, художник экспериментировал с различными техниками и материалами. Живопись была для Брюллова не только инструментом для отображения окружающего мира, но и средством самовыражения. В своих произведениях он сумел органично соединить наследие великих мастеров античности и эпохи Ренессанса с собственным взглядом на живопись.

Известные картины Брюллова : «Нарцисс », «Итальянское утро », «Итальянский полдень », «Всадница », «Последний день Помпеи », а также портреты И.Крылова , А.Голицына , А.Брюллова и пр.

Творчество Брюллова: долгий путь к успеху

Рождение в семье художника предопределило будущее Карла: отцом его был Павел Брюлло — гравер, резчик по дереву, мастер миниатюры и, по совместительству, преподаватель в Академии художеств Санкт-Петербурга. Как и его братья, юный Карл с детства стал постигать азы рисования. Будучи от рождения болезненным ребенком, он практически все время проводил в постели, однако с прилежанием выполнял задания, полученные от отца: нарисовать некоторое количество человеческих фигур и лошадей. За невыполнение можно было лишиться обеда или ужина, поэтому мальчик прилагал все усилия, чтобы избежать наказания. Такая методика принесла свои плоды — поступив в 10-летнем возрасте в Академию художеств, Карл Брюллов восхищал преподавателей своим мастерством и усердием.

Обучение Брюллова в Академии продолжалось до 1821 года; в этот период были созданы его первые картины — «Нарцисс »(1819 г.) и «Гений искусства», написанный в период с 1817 по 1820 гг. и признанный Советом Академии как образец для копирования. С легкостью справляясь со всеми заданиями и будучи приятным в общении юношей, Брюллов снискал расположение учителей и однокурсников и нередко помогал последним, поправляя их экзаменационные работы.

По окончании обучения Брюллов получил золотую медаль, дававшую ему право на статус пенсионера с положенной заграничной поездкой, однако президент Академии принял странное решение: оставить выпускника на 3 года под предлогом совершенствования навыков. В учителя Брюллову определили А. Ермолаева — живописца, не отличавшегося мастерством. Просьбу Карла Павловича Брюллова поменять преподавателя отклонили, и тогда живописец отказался ехать за границу.

Неожиданное предложение от Общества поощрения художников позволило юному живописцу вновь поверить в свои силы. Чтобы продемонстрировать свое мастерство, Брюллов должен был нарисовать несколько полотен на заданные темы, а взамен ОПХ обещало профинансировать путешествие за рубеж. В условия поездки входили обязательные отчеты об увиденном и новые полотна, которые художнику следовало регулярно отправлять в Общество. Такой шанс был уникальным для начинающего художника Брюллова, и тот постарался использовать его, написав картины« Раскаяние Полиника» и «Эдип и Антигона», убедившие комиссию в правильном выборе.
Сменив в 1822 году фамилию Брюлло на Брюллов, художник с братом Александром отправился в увлекательное турне по Европе. По прибытии в Рим живописец получил первое задание от Общества: ему следовало скопировать« Афинскую школу » — фреску Рафаэля. Этой работой он завершил свое ученичество: последующим картинам Брюллова с названиями, говорящими нам о том, где черпал вдохновение гений кисти, был уготован сногсшибательный успех. Так, полотно« Итальянское утро », написанное в 1823 г., вызвало в Петербурге фурор: современников Брюллова поразила свежесть его письма и оригинальность трактовки обычного с виду сюжета. ОПХ преподнесло это произведение в дар Николаю I, а тот, находясь под впечатлением, наградил художника перстнем с бриллиантом и заказал ему парную картину. Брюллов пишет в 1827 г. «Итальянский полдень », но ОПХ раскритиковало картину, опираясь на недовольный отзыв императора, и живописец решил прекратить сотрудничество с Обществом.

Живопись Брюллова

Разрыв с ОПХ позволил живописцу полностью посвятить себя заказам от соотечественников и итальянской знати: их количество обеспечивало финансовую независимость от Общества. Фото картин Брюллова, написанных им в этот период, демонстрируют нам всю самобытность его таланта и разнообразие художественных приемов, которые Карл Павлович применял для наиболее полного раскрытия характера и внутреннего мира персонажей. На его полотнах видны элементы, присущие барокко, классицизму и реализму, картины изобилуют бытовыми деталями и тщательно выписанной обстановкой.

Помимо портретов, Брюллов также пишет акварели — сочные, воздушные, наполненные солнцем и романтизмом. Акварельной живописи Брюллова присуща характерная манера письма: они представляют собой сочетание контрастных цветовых пятен, при помощи которых художнику удавалось передать настроение изображенных на акварелях людей и очарование природы.

1830 год можно назвать судьбоносным для живописца: он приступает к работе над монументальным полотном, посвященным событиям в античном городе Помпеи, который погиб во время извержения Везувия. В предварительную подготовку входили поездки на раскопки, зарисовки с натуры, изучение научных трудов. На создание полотна у Брюллова ушло 3 года. Результат превзошел все ожидания живописца: его новаторский подход к изображению исторического сюжета был с восторгом воспринят европейской и российской публикой. Николай I, ознакомившийся с этим произведением, выразил желание лично встретиться с Брюлловым — встреча произошла в 1836 году. Заказчик картины, меценат А. Демидов преподнес ее императору в дар. Поначалу полотно находилось в Эрмитаже, а спустя некоторое время Николай I презентовал ее Академии художеств. Сегодня этот шедевр является частью экспозиции Русского музея.

Вернувшись в Петербург, Карл Павлович Брюллов занял должность руководителя исторического класса Академии. Он был популярен среди местной знати как искусный портретист — из-под его кисти вышли портреты, скончался от припадка удушья в городке Манциана, расположенном неподалеку от Рима. Произведения, созданные живописцем в последние годы его жизни, отличаются своеобразным романтизмом и театрализацией.

На этой странице мы собрали для вас лучшие картины Брюллова, созданные им в разные периоды творчества — чтобы посмотреть их в большом размере, пройдите быструю регистрацию на нашем сайте и наслаждайтесь произведениями, которые по праву входят в мировую сокровищницу искусства.


Наверняка картины Карла Павловича Брюллова известны каждому со школьной скамьи. «Последний день Помпеи», «Итальянский полдень» и другие полотна пронизаны настоящими эмоциями, чувствами, экспрессией. В отличие от многих других художников Брюллов выбирал для себя натурщиц не среди хрупких изнеженных моделей. Его героинями становились девушки из реальной жизни со всеми их достоинствами и недостатками. Не все современники сразу соглашались с подобным новаторством автора, но со временем Брюллов получил всемирное признание, а его самого стали называть «Карлом Великим».




Карл Брюллов родился в 1799 году. В детстве он был очень болезненным мальчиком и несколько лет не вставал с постели. Но этот факт совершенно не останавливал его отца, Павла Брюлло, решившего обучать сына живописи. Каждый день ребенку давались задания: рисовать животных, людей или природные мотивы. И пока Карл не справлялся с заданием, он не получал завтрак.

В 10-летнем возрасте Карл Брюлло был зачислен в Петербургскую академию художеств, где он проучился 12 лет. Мальчик блестяще справлялся с любой поставленной перед ним задачей и за это в 1822 году он получил пенсионерскую стипендию на четыре года, которая предполагала обучение в Италии. Перед отъездом Карл получил разрешение у императора добавить к своей фамилии букву «в», чтобы всем было понятно, откуда художник родом.



Италия покорила молодого художника. В 1827 году художник написал картину «Итальянский полдень», моделью для которой стала симпатичная плотная итальянка. В России эту картину приняли очень холодно, т. к. она не соответствовала модным веяниям того времени. Критики назвали модель «несоразмерной», а Брюллов со скандалом вышел из Императорского общества поощрения художеств.



В 1827 году в Италии Карл Брюллов познакомился с графиней Юлией Павловной Самойловой. Художника покорила невероятная средиземноморская красота, ум и грация этой женщины. Графиня часто становилась моделью для полотен Брюллова. На картине «Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с воспитанницей Амалией Пачини» невероятные краски, пышность нарядов только подчеркнули красоту его музы.

В 1830 году Карл Брюллов вместе с графиней Самойловой отправился на развалины Помпеи и Геркуланума. За два года до этого произошло очередное извержение Везувия, поэтому интересоваться архитектурой тогда было модно.



Работу над картиной, сделавшей его всемирно знаменитым, Брюллов начал по заказу мецената Анатолия Демидова. Перед тем, как приступить к написанию полотна, художник изучил немало исторических документов о Помпеях и сделал немало эскизов с места события.



Людей на картине Карл Брюллов рисовал максимально эмоционально. Он запечатлел там себя в качестве художника, бегущего с рисовальными принадлежностями. Юлию Самойлову также можно отыскать на полотне. Она представлена там в трех образах: женщины с кувшином на голове, матери, пытающейся защитить своих дочерей и умирающей на мостовой.



В Риме «Последний день Помпеи» получил самую лестную критику, после чего картину отправили в парижский Лувр. В 1834 картина достигла Петербурга, где создала настоящий ажиотаж. Сам император Николай I пожелал увидеть полотно, после чего удостоил награды Карла Брюллова.



Не менее знаковой картиной живописца стала «Вирсавия». До Брюллова российские художники практически не обращались к обнаженной натуре. Брюллов же, вдохновленный успехом «Последнего дня Помпеи», решил написать картину в новом жанре. За основу он взял библейский сюжет о Вирсавии, которую купавшейся увидел царь Давид.

Несколько лет мастер трудился над картиной. Критики назвали ее «сладострастной и блестящей по краскам». Художник понял, что он не смог донести задуманное зрителям, и даже однажды швырнул в картину сапогом. Брюллов не стал заканчивать картину, остались непрописанными кисти красавицы. Именно в таком виде «Вирсавию» приобрел меценат и отправил ее в Третьяковскую галерею.



Среди искусствоведов вызывает множество вопросов картина . Исследователи до сих пор спорят о том, кто же действительно изображен на ней.

Спасибо, прекрасная коллекция!


Автопортрет
1848
Холст, масло
64,1 х 54 (верх – полуовал)

Человеческая личность интересна для художника эпохи романтизма своим многообразием, непредсказуемостью внутренней жизни. Следствием этого интереса стало развитие жанра автопортрета. «Автопортрет» был написан К.П.Брюлловым сразу после тяжелой болезни в один сеанс, поэтому так естественно зазвучала в нем одна из ключевых тем романтизма – борьба бессильного тела и могучего духа. Цвет предельно дематериализован, черно-красная доминанта подчеркивает бледность лица, полного внутреннего горения, волосы уподоблены языкам пламени. Бессильно упавшая рука, изможденный облик демонстративно противоречат энергичной живописи полотна. Полукруглое завершение рамы, черная блуза, прическа с бородкой-эспаньолкой, положение руки заставляют вспомнить старых мастеров (современники называли художника «русским ван Дейком»). Брюллов изображает себя одновременно и как утратившего иллюзии «сына века», и как «избранника богов». Критика писала об «Автопортрете» К.П. Брюллова: «Вся его натура перед вами; в картине выражено разом множество сторон духа, которые раскрывались перед наблюдающим умом художника не в одну встречу, а во много разных встреч; оттого, чем больше всматриваешься в брюлловский портрет, тем больше открываешь в нем всесторонней правды и глубины.»



Брюллов (до 1822 – Брюлло) Александр Павлович
Прогулка в коляске
1845-1846
Холст, масло
42,5 x 52,6

Перед нами – один из замечательных образцов русского группового портрета. Написанный довольно поздно, в 1840-е, он сохраняет в себе жизнелюбие предыдущей эпохи. На картине изображены: великая княжна Екатерина Михайловна (1827–1894), дочь великого князя Михаила Павловича и великой княгини Елены Павловны, в замужестве (с 1851) герцогиня Мекленбург-Стрелицкая, почетный любитель Императорской Академии художеств; фрейлина баронесса Мария Логгиновна Зедделер (1825–1868), в замужестве баронесса Веймарн; фрейлина Лидия Харлампиевна Жеребцова, впоследствии жена Д.П.Хрущева; камер-фрау Наталья Константиновна Шибель, дочь врача Санкт-Петербургского почтамта К.Шибеля. Живопись не была сферой, особо близкой А.П.Брюллову, но даже в этом небольшом произведении он остается верен основам своего искусства – живописной свободе, воздушной, почти акварельной работе кистью, миниатюрной игре красок и, главное, сохраняет жизнеутверждающий дух своей молодости

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Всадница
1832
Холст, масло
291,5 х 206

Изображены сестры Джованнина и Амацилия Пачини, воспитанницы графини Ю.П.Самойловой, с которой Брюллова связывала близкая дружба. В картине "Всадница" важно не столько повествование, сколько действие. Старшая из сестер резко останавливает разгоряченного коня, но сама остается абсолютно спокойной. Дикая сила, покоряющаяся хрупкой красоте, – один из излюбленных мотивов романтизма. Лицо девушки идеально прекрасно. Итальянский тип внешности считался во времена Брюллова совершенным, и художник с удовольствием его обыгрывает. Изысканные переливы красок, искрящиеся ткани – каждая деталь словно провозглашает великолепие этого "лучшего из миров".

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Мужской портрет
1838
холст, масло
88,7 x 71

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет А.Н.Голицына
1840
холст, масло
194,5 x 142

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет А.Н.Львова
1824
холст, масло
62,3 x 49,5

Львов Александр Николаевич (1786-1849), государственный и общественный деятель. Сын архитектора Н.А.Львова и М.А.Дьяковой. В 1831 "за ревностное исполнение возложенных обязанностей по борьбе с холерой в Москве" пожалован званием камергера. С начала 1830-х основал в своих имениях общественные заемные банки для крестьян


Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет А.Н.Струговщикова
1840
Холст, масло
80 х 66,4

Струговщиков Александр Николаевич (1808–1878), военный чиновник, поэт, переводчик. Знаток и поклонник творчества И.В.Гете. Современники считали его лучшим переводчиком «Фауста». Близкий друг Брюллова. Внешне портрет прост – изображен человек в вольтеровском кресле с книгой в руке. Портрет создавался во время работы Струговщикова над переводом отрывков из «Фауста». Этот литературный герой вновь начинает привлекать внимание просвещенного общества, но уже не «прометеевскими», богоборческими чертами, как в XVIII веке, а «мефистофельским» холодным скепсисом. Таким и представлен Струговщиков: бледное изможденное с печатью раздумий лицо, глаза, лишенные блеска, худые нервные руки, устало лежащие на подлокотниках кресла. Перед зрителем истинный «герой нашего времени», представитель поколения «лишних людей», хорошо знакомого по литературе сороковых годов XIX века.


Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет актера А.Н.Рамазанова
1821-1822
холст, масло
64,5 x 52,5

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет архитектора И.А.Монигетти
1840
холст, масло
49,5 x 42,5

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет великой княгини Елены Павловны
1829
холст, масло
73,4 x 59; (овал)

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет великой княжны Марии Николаевны
1837
холст, масло
60,2 x 48

Великая княжна Мария Николаевна (1819-1876), старшая дочь Николая I, с 1839 - жена герцога Максимилиана Лейхтенбергского, с 1854 - в морганатическом браке с графом Г.А.Строгановым. Президент ИАХ (1852-1864), председатель ОПХ (1852-1876)


Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет генерал-адьютанта графа В.А.Перовского
1837
холст, масло
247,2 x 155,2

Перовский Василий Алексеевич (1794–1857), участник Отечественной войны 1812 года. Служил в Гвардейском генеральном штабе, в лейб-гвардии Егерском полку; в 1816 сопровождал в заграничном путешествии великого князя Николая Павловича. Генерал-адъютант (1833). Оренбургский генерал-губернатор; командир Оренбургского отдельного корпуса (1833–1842, 1851–1857). Генерал от кавалерии (1843). Член Государственного совета (1845). В 1855 получил титул графа. Брат писателя А.А. Перовского (псевдоним – Антоний Погорельский). Друг В.А. Жуковского, А.С. Пушкина. В 1822–1824 жил в Италии, где познакомился с К.П. Брюлловым. В 1835–1836 жил в Москве. Портрет погрудный, в нем нет лишних атрибутов, однако, он отмечен чертами парадности. Герой изображен на фоне клубящихся облаков, виртуозно переданная Брюлловым игра света и тени на лице акцентирует в облике Перовского, в его характере несгибаемую волю и решительность.


Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет графини О.И.Орловой-Давыдовой с дочерью Наталией Владимировной
1834
холст, масло
195 x 126

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет графини О.П.Ферзен
1838
холст, масло
68 x 55 (овал)

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет детей Волконских с арапом
1843
холст, масло
146,1 x 124,1

На портрете изображены двоюродные сестры: княжна Елизавета Григорьевна (1838–1891), дочь гофмейстера князя Г.П.Волконского, и княжна Софья Дмитриевна (1841–1875), дочь гофмейстера князя Д.П.Волконского. Портрет вполне может быть назван парадным, ибо девочки, несмотря на юный возраст, изображены в придворных парадных платьях. Появление подобного костюма связано с Указом Николая I от 27 февраля 1834 года, вводившего специальную "форму" придворных платьев. Стремление демонстрировать в платьях народные национальные элементы привело к тому, что они стали украшаться золотым шитьем, а сам крой напоминал русское распашное одеяние далеких времен. Добавим к этому стилизованные "долгие" (длинные) рукава красного бархатного одеяния, и получится то, что иронически прозвали "офранцуженный сарафан". Стилизованный кокошник на голове пятилетней Елизаветы (вообще-то кокошник – женский крестьянский головной убор) подчеркивает, что придворная дама – всегда Дама, несмотря на возраст. Написанный в Петербурге после триумфального возвращения из Италии с итогом вдумчивой работы – картиной "Последний день Помпеи", портрет в очередной раз демонстрирует блистательное живописное мастерство Карла Брюллова.


Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет Е.И.Дурновой
1836
холст, масло
71,5 x 62

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет И.А.Крылова
1839
холст, масло
102,3 x 86,2

Крылов Иван Андреевич (1768 или 1769–1844), баснописец, писатель, драматург, журналист. Служил в Казенной палате (1783–1787), в Горной экспедиции (1787–1788). Затем на много лет оставил государственную службу и занялся литературным трудом. Издавал сатирические журналы «Почта духов» (1789), «Зритель» (1792), где продолжал просветительские традиции Н.И. Новикова. В 1792 за Крыловым было установлено полицейское наблюдение, и в конце 1793 он на несколько лет уехал из Санкт-Петербурга. В 1806 писатель вернулся в столицу, посещал литературно-художественный салон А.Н. Оленина, сблизился с Г.Р. Державиным, А.С. Шишковым, впоследствии поддерживал тесные связи с литераторами пушкинского круга. На сцене петербургских театров были поставлены его комедии «Модная лавка» (1806), «Урок дочкам» (1807) и др. В 1809 вышла первая книга басен. Крылов был членом многочисленных литературно-художественных обществ. В 1811 он избран членом Российской Академии, в 1823 получил от нее золотую медаль за литературные заслуги, а при преобразовании Российской Академии в Отделение русского языка и словесности Императорской Санкт-Петербургской Академии наук (1841) стал первым академиком этого отделения. Несмотря на то что портрет не окончен (рука написана учеником К.А. Брюллова Ф.А. Горецким с гипсового слепка руки покойного И.А. Крылова), он несет в себе черты так восхищавшей публику живописной маэстрии Брюллова. Особенно впечатляет полный экспрессии контраст черного сюртука и темно-красного пылающего фона – сочетание, которое будет особенно часто появляться в поздних портретах мастера.


Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет итальянского адвоката Франческо Аскани
1834
Дерево, масло
55,4 x 46; (овал в прямоугольнике)

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет К.А.Яниша
1841
холст, масло
67 x 57,7

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет князя М.А.Оболенского
1840-1846
холст, масло
123,7 x 106,7

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет М.А.Бек с дочерью
1840
Холст, масло
246,5 х 193,5

Известная петербургская красавица эпохи А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, которому она приходилась близкой родственницей, двадцатилетняя Мария Аркадьевна Бек (1819–1889), дочь сенатора А.А.Столыпина, спокойно и непринужденно позирует Брюллову. Художник не раз писал подобные портреты, демонстрируя блистательное мастерство в передаче материальности любой детали произведения. И синее бархатное платье, и отороченный мехом атласный палантин, и мрамор декоративной вазы, и плотный ворс ковра, и блестящий шелк обивки кресла – все является демонстрацией владения художником тайн ремесла. Возможно, этот портрет так и остался бы еще одной удачей в списке брюлловских парадных портретов, если бы не сама модель. За холодной маской светской дамы прячется натура тонкая, чувствительная, поэтичная. Овдовев в 22 года, она позднее вышла вторично замуж за Павла Вяземского, сына замечательного русского поэта Петра Вяземского. Петр Андреевич, описывая это событие в письме к В.А.Жуковскому, отмечает, что его невестка " красавица, лицом и душой благонравная, благочестивая, воспитанная в семействе деда своего, графа Мордвинова ". Портрет украшал дом Вяземских, а позднее и дом дочери Марии Аркадьевны от первого брака – Марии Ивановны (в замужестве графини Ламсдорф) в имении Ашитково Московской губернии. После трагических событий октября 1917 года он был изъят и передан в Национальный музейный фонд, а из него в 1920 году – в Третьяковскую галерею.


Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет М.И.Алексеевой
1837-1840
холст, масло
92 x 73; (овал)

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет Марии Ардальоновны Кикиной
1821-1822
холст, масло
82,6 x 71,7
Кикина Мария Ардальоновна (1787-1820-е), урожденная Торсукова, жена П.А.Кикина

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет Микеланджело Ланчи
1851
Холст, масло
61,8 х 49,5

Ланчи Микеланджело (1779–1867), итальянский археолог, профессор восточных языков, знакомый художника. Изображая пожилого ученого, художник не скрывает примет возраста своего героя. Ланчи поднял глаза на зрителя, будто услышал вопрос или ждет ответа, словно зритель становится собеседником героя. Это ощущение усиливает жест руки, подмеченный художником в случайном движении. Особую роль играет колорит, построенный на сочетании красного и серебристо-серого. Зеленовато-коричневый фон удачно оттеняет гармонию двух доминирующих цветов.


Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет Н.В.Кукольника
1836
Холст, масло
117 х 81,7

Кукольник Нестор Васильевич (1809–1868), поэт, прозаик, драматург. Автор драм о судьбах художников и поэтов. Драма "Рука Всевышнего Отечество спасла" получила официальную поддержку. На рубеже 1830–1840-х годов написал ряд произведений на историческую тему, в которых монарх представлен как высшее проявление народной воли. Устраивал литературные вечера, на них часто бывали К.П.Брюллов, Ф.П.Толстой, М.И.Глинка и др.Издатель "Художественной газеты". Брюллов стремился создать образ романтического поэта. Противоречивая личность, живущая в мире эмоций и грез, склонная к меланхолии, – таким видела истинного творца эпоха романтизма. Ощущение недоговоренности, недосказанности усиливают сумрачный колорит, игра теней и непонятный, загадочный пейзаж. В глубине виднеется парус – символ непонятой, одинокой души поэта. Кукольник представлен английским денди с ироническим взглядом: разочарованность и скепсис стали модой и правилом хорошего тона.


Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет Платона Васильевича Кукольника
1837-1839
холст, масло
113,8 x 82,5

Кукольник Платон Васильевич (около 1804-1848), брат Н.В.Кукольника. Служил в Нежинской гимназии высших наук, преподавал в Виленском университете. Был управляющим имениями князя Н.Н.Новосильцева. В 1838 вышел в отставку и жил в С.-Петербурге.


Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет скульптора И.П.Витали
1836-1837
холст, масло
94,2 x 76,3

Витали Иван Петрович (1794–1855), скульптор итальянского происхождения, монументалист, портретист и педагог. С 1818 по 1841 жил в Москве, где основал собственную мастерскую. Содействовал открытию Натурного класса в Москве в 1832. Автор колесницы Славы и рельефа «Освобождение Москвы» для Триумфальных ворот (1829–1834), фонтанов на Лубянской (1935) и Театральной (1835–1836) площадях и др. С 1841 Витали работал над скульптурным оформлением Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Он выполнил ряд скульптурных портретов, в том числе К.П. Брюллова (1836) и А.С. Пушкина (1837). Поэт писал жене: «Я успел уже посетить Брюллова. Я нашел его в мастерской какого-то скульптора, у которого он живет. Он хандрит, боится русского холода и прочего, жаждет Италии, а Москвой очень недоволен». Брюллов же изображает Витали вдохновенным творцом, с неземным сиянием на челе, что не очень вяжется с его добродушным одутловатым лицом и типичным обликом московского обывателя. Витали изображен во время работы над портретом К.П. Брюллова.


Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет статс-секретаря П.А.Кикина
1821-1822
холст, масло
82 x 71

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет художника Я.Ф.Яненко в латах
1841
холст, масло
58 x 49,2

Бугаевский-Благодарный Иван Васильевич
Автопортрет
1814
холст, масло
67 x 54,7

Булгакова Ольга Васильевна
Театр. Актриса Марина Неёлова
1976
Холст, масло
143 х 266

Неёлова Марина Мстиславовна (род. 1947), актриса театра и кино, долгие годы служит в театре «Современник». Заслуженная артистка РСФСР, лауреат премии Ленинского комсомола. Художник выразила одно из самых характерных увлечений «семидесятников» – изображение карнавалов, разного рода представлений, празднеств. Булгакова изображает мир как театральную арену острого и напряженного драматического действия. Реальность предстает словно в двойном отражении – и в образной трактовке знаменитой актрисы, и в затейливом театральном действии. Привычные рамки портретного жанра оказались раздвинуты. Композиция с действием, происходящем как будто на авансцене, разворачивается линейно на первом плане картины. Хрупкая фигура актрисы представлена в центре, на театральных подмостках, разделенных занавесом пополам. Героиня портрета – чувствующий и мыслящий творческий человек – сопоставляется с действующими лицами пьесы, символизирующими радость, горе, борьбу добра и зла. Конкретные театральные персонажи и детали сплетаются с цветовыми и ритмическими пассажами, представляющими собой уже нечто вроде «авторских реплик». Все это способствует усложнению образного содержания и обогащению пластического языка. Сопряжение двух разнородных измерений – «видимого» и «переживаемого» – характерное свойство метафорического искусства московских художников-«семидесятников».


Бурлюк Давид Давидович
Портрет песнебойца футуриста Василия Каменского
1916
Холст, масло, бронзовая краска
97 х 65,5

Каменский Василий Васильевич (1884–1961) был известной фигурой в русском футуризме – литератор и художник, кроме того, один из первых русских авиаторов. Давида Бурлюка называли «поваром русского футуризма». Он уделял много внимания стратегии утверждения новых течений в искусстве 1910-х. В портрете Бурлюк не стремится точно передать облик своего друга. Тем не менее кудрявая голова Каменского, его характерный овал лица вполне узнаваемы. Используя художественные принципы искусства примитива, живописец создает яркий образ человека, обращенного к поиску новых ориентиров в творчестве; печальная муза с цветком в руке над головой Каменского уходит в прошлое. У этой композиции нет строгого понятия верх и низ, левое и правое. Ее можно перевернуть так, чтобы пейзаж оказался низом композиции, а ее формат превратился из вертикального в горизонтальный. В этой работе много задорного начала, дразнящего публику, привыкшую доверять заветам классики.