Михаил достоевский. Михаил михайлович достоевский биография. "Достоевский, Михаил Михайлович" в книгах

дворянин, старший брат Ф.М. Достевского, прозаик, переводчик, издатель. Имел дачу в Павловске, где умер и был похоронен

Михиал Михайлович Достоевский родился 13 (25) октября 1820 в Москве. После домашнего воспитания, в 1834 году он был определён в пансион Л. И. Чермака, где пробыл до 1837 года. В середине мая 1837 г. Михаил и Федор Досто­евские приехали в Петербург для поступления в Главное инженерное училище.

Старшие брата были погодки, рос­ли вместе и были чрезвычайно дружны между собою. Дружба эта сохранилась и впоследствии, до конца жизни старшего брата Михаила. Но, несмотря на эту дружбу, они были совершенно разными по характеру. Старший брат Миша был в детстве менее резв, менее энергичен и менее горяч в раз­говорах, чем брат Фёдор, который был "во всех про­явлениях своих настоящий огонь".

Поклонение всему «прекрасному и святому», чему были верны с детства Михаил и Федор До­стоевские, осталось у них на всю жизнь, как и нежная и преданная дружба, связавшая их все годы.

Не поступив в Главное инженерное училище (ошибочно был признан чахоточным), Михаил Михайлович определился в январе 1838 г. на военную службу кондуктором 2-го класса; в сен­тябре произведен в юнкеры, в 1841 г. - в инже­нер-прапорщики. Служил при Петербургской и Ревельской инженерных командах.

Вскоре, в 1842 году Михаил женился, у него родился сын, а в начале сороковых годов переселился в Петербург. Выйдя в отставку с чином прапорщика, он отдался литературным занятиям.

Между Михаилом и Федором существовала тесная духов­ная связь. Письма Достоевского к брату Михаи­лу поражают удивительным проникновением в самое сокровенное великих писателей, он - ге­ниальный читатель, он обладает поразительной склонностью к сотворчеству с классиками. Не случайно Фёдор Михайлович стал крёстным отцом для первенца брата Михаила - Фёдора . «Федор Михайлович – младший», так часто звали в семье первенца, был без сомнения музыкально одарённый мальчуган. Годы спустя, на занятиях у А.Г.Рубинштейна, будет сказано немало хвалебных слов по поводу его таланта.

Михаил был женат на Эмилии Фёдоровне фон Дитмар.

В 1843, 1845 и 1846 г г. Фёдор Достоевский трижды гос­тит у брата Михаила в Ревеле, который стал одним из самых модных курортов России, так как морские купания считались панацеей от всех болезней.

Второй ребенок, родившийся в ревельской семье, дочь, был назван в честь покойной матери братьев Марией . Об этом загодя просил в письме брату Фёдор Михайлович, когда узнал, что Эмилия Фёдоровна вновь тяжела: «… если будет у тебя дочка, то назови ее Машей». Других дочерей нарекут Екатериной и Варварой.

Третий - сын Михаил, появившийся на свет в Ревеле 5 ноября 1846 года, был именован в честь главы ревельского семейства Достоевских. А может быть, и дедушки – Михаила Андреевича Достоевского. 15 ноября в метрической книге Ревельской гарнизонной церкви появляется запись, что «восприемником были: отставной инженер-поручик Достоевский и коллежская советница Варвара Михайловна». Так Фёдор Михайлович и сестра Варвара стали крёстными для третьего ребенка брата Михаила и супруги его Эмилии, неизменно поминавшейся Фёдором Достоевским нежным эпитетом «сестрица милая, бесценная».

Своими первыми беллетристическими опытами Михаил обратил на себя внимание, но, не удовлетворенный сам размерами своего дарования, бросил писать самостоятельно, справедливо придавая, большее значение своему таланту в качестве переводчика-поэта. Гораздо важнее были прекрасно выполненные переводы из Гете ("Рейнеке Лис" - в "Отечественных Записках" 1848 г.) и Шиллера ("Дон Карлос" в "Библиотеке для чтения" 1848 г.).

В 1848 г. Михаил Михайлович вышел в от­ставку и поселился в Петербурге у Фёдора, в 1848 г. он печатается в «Отечественных записках».

Под влиянием Фёдора Михаил познакомился с сочинениями Ш.Фурье и сблизился с кружком петрашевцев. С 6 мая по 24 июня 1849 г. Михаил Михайлович нахо­дился в Петропавловской крепости и был осво­божден во многом благодаря Фёдору, до­казавшему на следствии его непричастность к де­ятельности петрашевцев. Негласный надзор над Михаилом Михайловичем сохранился до конца жизни.

В 1850-е гг., в связи, очевидно, с тем, что брат Федор находится на каторге и в ссылке, Михаил Михайлович почти перестает писать (ему нуж­но было, вероятно, взаимное сопряжение с твор­чеством брата) и занимается больше частным предпринимательством (табачная фабрика и ма­газин), изредка публикуя лишь переводы. В пору пребывания брата Фе­дора в Семипалатинске и Твери Михаил Михай­лович выполняет все многочисленные просьбы брата, касающиеся Петербурга.

В 1850-х годах, кроме литературы, Михаил занимается некоторыми коммерческими предприятиями.

В 1860 году принимал участие в литературном журнале «Светоч», выходившем в Санкт-Петербурге ежемесячно.По возвращении с каторги Феодора, в 1861 году, начинает издание журнала "Время", который был запрещен вапреле 1863 года за статью Н.Н. Страхова: "Роковой вопрос".

В 1861-1864 гг. Михаил Михайлович издает вместе с братом Федором под своим официаль­ным редакторством журналы «Время» и «Эпо­ха», выступая иногда в качестве соавтора До­стоевского, причем Михайл Михайлович це­ликом взял на себя организационно-финансовую сторону дела, осуществляя подбор авторов и ведя с ними переговоры. После неожиданной смерти Михаила Михайловича, которая явилась катастрофой для Достоевского, писа­тель принимает на себя его долги и заботу о его семье.

В некрологе «Несколько слов о Михаиле Михайловиче Достоевском» Ф.М. Достоевский писал: «Михаил Михайлович был редактором по пре­имуществу. Это был человек, с уважением отно­сившийся к своему делу, всегда сам занимав­шийся им, никому не доверявший даже на время своих редакторских обязанностей и работавший беспрерывно. Он был человек образованный, развитый, уважавший литературу и сам лите­ратор, страстно любивший поэзию, и сам поэт. С жаждой идеала и с потребностью нравственно­го убеждения он принимал свои убеждения са­мостоятельно и не прежде, как пережив их в себе, так сказать, органически <...>. Михаил Ми­хайлович был человек настойчивый и энергиче­ский. Он принадлежал к разряду людей дело­вых, разряду весьма между нами немногочис­ленному, к разряду людей, не только умеющих замыслить и начать дело, но и умеющих довести его до конца, несмотря на препятствия. К несчастию, характер покойного был в высшей степе­ни восприимчивый и впечатлительный. При этой восприимчивости впечатлений он мало до­верял их другим, хранил их в глубине себя, мало высказывался, особенно в несчастьях и неуда­чах. Когда он страдал, то страдал один и не об­ременял других своею экспансивностью. Толь­ко удачу, радость любил он делить добродушно с своими домашними и близкими; в такие мину­ты он не мог и не хотел быть один».

В следующем году Достоевский начал издание журнала Эпоха, но вскоре он умер.

В настоящее время его могила утрачена 2: «Идти по тропинке до аллеи параллельно храму, направо сейчас же могила вторая, рядом Кашин. Чугунный крест».

Место, где находилась могила М. М. Достоевского. Современное фото 2

Неизвестно, где упокоилась супруга Михаила Михайловича Эмилия Федоровна Достоевская (1822-1879), зато в метрической книге павловской церкви святой равноапостольной Марии Магдалины сохранилась запись о том, что в 1917 году на Павловском городском кладбище похоронен их внук Михаил Михайлович Достоевский (1874-1917). Был ли он погребён рядом с дедом - никто не знает.

В 1882 году в младшую группу приготовительного класса поступает на учебу Михаил Достоевский. Предполагаем его родственником М.М. Достоевского, возможно, упомянутым выше внуком, версия проверяется. Отдельно заметим, что в адресных книгах Царского Села упоминается Достоевская Мария Сергеевна – 1895 - Колпинская дом Мясникова. Акушерка 3

Подготовлено специалистами Музея Николаевской гимназии .

Источники:

  1. Федор Михайлович Достоевский
  2. В поисках могилы Достоевского
  3. Список учеников, выбывших из Николаевской гимназии до получения аттестата в 1882 года. Сведения о ИНЦГ 1881-1882 г.


Писатель, род. в 1820 г. в Москве, в семье штаб-лекаря Мариинской больницы; умер в 1864 г. После домашнего воспитания, в 1834 г. он был определен в пансион Л. И. Чермака, где пробыл до 1837 г., когда отец повез его вместе с младшим братом, Феодором, в Петербург для помещения в Инженерное училище. Пробыв в Петербурге почти год в приготовительном пансионе К. Ф. Костомарова, Достоевский, однако, не поступил в училище, так как по медицинскому освидетельствованию был признан чахоточным. После этой неудачи он определился в Ревельскую инженерную команду кондуктором. Вскоре он женился, а в начале сороковых годов переселился в Петербург. Выйдя в отставку с чином прапорщика, он отдается литературным занятиям. Он печатает ряд повестей в "Отечественных Записках" (в 1848 г. - "Дочка", "Господин Светелкин", "Воробей"; в 1849 - "Два старичка", в 1850 - "Пятьдесят лет"), комедию "Старшая и меньшая" (Отеч. Зап. 1851 г. № 6), критические статьи о Жуковском и о новейших русских писателях в журнале "Пантеон" (1848 и 1852 гг.). Все эти произведения ничего выдающегося собою не представляли, и гораздо важнее были прекрасно выполненные переводы из Гете ("Рейнеке Лис" - в "Отеч. Зап." 1848 г.) и Шиллера ("Дон Карлос" в "Библиотеке для чтения" 1848 г.). Вместе с братом он интересуется учением французских социалистов, увлекается фурьеризмом, близок к кружку Петрашевского, хотя активного участия в нем не принимает. Ввиду последнего обстоятельства в 1849 г., когда петрашевцы были преданы суду, Достоевский был освобожден при предварительном следствии, хотя и просидел 2 месяца под арестом. В 50-х годах, кроме литературы, Д. занимается некоторыми коммерческими предприятиями, а по возвращении из каторги Феодора Михайловича, в 1861 году, начинает издание журнала "Время", который был запрещен в апреле 1863 года за статью Н. Н. Страхова: "Роковой вопрос". В следующем 1864 г. Достоевский начал издание журнала "Эпоха", но в мае этого года он умер.

См. "Несколько слов о Михаиле Достоевском" в "Эпохе", 1864 г. июнь, а также "Биографию, письма и заметки из записной книжки Ф. М. Достоевского", СПб. 1883.

A. Бороздин.

{Половцов}

Достоевский, Михаил Михайлович

Брат Федора Михайловича Д. (см.), журналист (1820-1864). В 1842 г. он уже женат и имеет сына, а в 1849 г. проживает в Петербурге как отставной прапорщик и занимается литературой. В 1848 г. Михаил Д. напечатал в "Отечественных Записках" повести "Дочка" (№ 8), "Господин Светелкин" (№ 9), "Воробей" (№ 12) и в "Пантеоне" (№ 3) критическую статью "О новейших русских писателях"; в1849 г. повесть "Два старичка" (в № 11 "Отечественных Записках") и в 1850 г. "Пятьдесят лет" (в № 7 того же журнала), в 1851 г. "комедию "Старшая и меньшая" (там же, в № 6) и в 1852 г. в "Пантеоне" (№ 6) критическую статью о Жуковском. В то же время Михаил Д. занимался переводом классических произведений иностранных поэтов; в "Отечественных Записках" за 1848 г. (томы 56 и 57) помещен его перевод "Рейнеке Лис" Гете и в "Библиотеке для Чтения" за тот же год (№№ 2-5) перевод "Дон-Карлоса" Шиллера. Михаил Д. был в то время фурьеристом, но ограничивался теоретическим усвоением учений французских социалистов, пользуясь, однако, тайной библиотекой кружка Петрашевского. В числе других петрашевцев М. Д. был арестован, но выпущен через 2 месяца. По возвращении брата из ссылки М. Д. предпринимает, при ближайшем участии брата, изд. журнала "Время" (см.), в 1883 г. запрещенного, в 1864 г. возобновившегося под заглавием "Эпоха". Своими первыми беллетристическими опытами Д. обратил на себя внимание, но, не удовлетворенный сам размерами своего дарования, бросил писать самостоятельно, справедливо придавая, большее значение тому таланту переводчика-поэта, который он проявил в воссоздании на русском языке "Рейнеке-Лиса". Ср. "Несколько слов о Михаиле Достоевском" - статья Ф. М. Д. в "Эпохе" 1864 г. (июнь).

Е. Гаршин.

{Брокгауз}

Достоевский, Михаил Михайлович

Русский писатель, брат Ф. М. Достоевского. В 40-х гг. напечатал в "Отечественных записках" несколько повестей: "Дочка", "Господин Светелкин", "Воробей" , "Два старичка" , "Пятьдесят лет" , комедию "Старшая и меньшая" .

В этих произведениях Д. культивировал ту традицию мещанской беллетристики, которая незадолго до того была канонизирована его братом. По своему стилю повести Д. близки к "Бедным людям" и "Белым ночам" и отмечены сильнейшим влиянием сентиментализма. Художественное значение их невелико. В 1861-1863 Д. был издателем и редактором журнала "Время" (см. ), главного органа "почвенников", закрытого во время польского восстания. Д. оставил немало переводов европейских классиков: "Рейнеке Лиса" - Гете ("Отечеств, записки", 1848), "Дон-Карлоса" - Шиллера ("Библ. для чтения", 1848) и т. п.

Библиография: I. Собр. сочин. M. M. Достоевского, в 2 тт., изд. "Пантеон литературы", СПб., 1915, со статьей Ф. М. Достоевского; Переписка с Ф. М. Достоевским в сочин. последнего, см. "Письма", т. I, Л., 1928.

III. Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. II, СПб., 1910.

{Лит. энц.}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Достоевский, Михаил Михайлович" в других словарях:

    Михаил Достоевский Имя при рождении: Ми … Википедия

    - (1820 64), русский писатель, журналист. Брат Ф. М. Достоевского (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович). Издатель журналов «Время» (см. ВРЕМЯ (журнал)) и «Эпоха» (см. ЭПОХА (журнал)). Публицистика в духе почвенничества (см. Почвенники (см.… … Энциклопедический словарь

    Достоевский, Михаил Михайлович литератор (1820 1864), брат знаменитого писателя. Учился в ревельской инженерной команде. В начале 40 х годов вышел в отставку и переселился в Петербург, где напечатал несколько рассказов в Отечественных Записках:… … Биографический словарь

    - (1820 64) русский писатель, журналист. Брат Ф. М. Достоевского. Издатель журналов Время и Эпоха. Публицистика в духе почвенничества (см. Почвенники). Литературно критические статьи. Повести в традициях натуральной школы. Переводы … Большой Энциклопедический словарь

    Русский писатель. Старший брат Ф. М. Достоевского. В большинстве повестей Д., написанных в традициях натуральной школы, изображается существование петербургских чиновников, обывателей. В… … Большая советская энциклопедия

    ДОСТОЕВСКИЙ Михаил Михайлович - (1820—1864), русский писатель, издатель. Брат Ф. М. Достоевского. Повести «Дочка», «Господин Светёлкин», «Воробей» (все — 1848), «Два старичка» (1849), «Пятьдесят лет» (1850), «Брат и сестра» (1852), комедия «Старшая и меньшая» (1851),… … Литературный энциклопедический словарь

    Михаил Михайлович Достоевский (13 ноября (25 ноября) 1820, Москва 10 июля (22 июля) 1864, Петербург) русский писатель. Старший брат Ф. М. Достоевского. Содержание 1 Биография 2 Адреса в Санкт Петербурге … Википедия

    Брат Федора Михайловича Д. (см. ниже), журналист (1820 1864). В 1842 г. он уже женат и имеет сына, а в 1849 г. проживает в Петербурге как отставной прапорщик и занимается литературой. В 1848 г. Михаил Д. напечатал в Отечеств. Зап. повести Дочка… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (1820 1864) беллетрист, переводчик и журналист, брат Ф. М. Достоевского, издававший вместе с ним журналы Время и Эпоха … Словарь литературных типов

Родился в 1820 году в Москве в семье штаб-лекаря Мариинской больницы Михаила Андреевича Достоевского.

После домашнего воспитания вместе с младшим братом Фёдором учился в московских пансионах Н. И. Драшусова (1833-1834) и Л. И. Чермака (1833-1834) . В мае 1837 года отец отвёз братьев Михаила и Фёдора в Петербург и определил их в приготовительный пансион К. Ф. Костомарова для поступления в Главное инженерное училище . М. М. Достоевский не поступил в училище, так как по медицинскому освидетельствованию ошибочно был признан чахоточным.

Был женат на Эмилии Фёдоровне фон Дитмар, от которой имел сыновей Фёдора Михайловича (младшего), Михаила Михайловича и дочерей Екатерину, Марию и Варвару.

В 1849 году привлекался к следствию по делу петрашевцев , свыше месяца провёл в Петропавловской крепости , но был отпущен. По приглашению своего друга А. П. Милюкова в 1860 году принимал участие в литературном журнале «Светоч », выходившем в Санкт-Петербурге ежемесячно.

В 1861 году при содействии Ф. М. Достоевского начал издавать журнал «Время », который был запрещён во время польского восстания в апреле 1863 года за статью Н. Н. Страхова «Роковой вопрос».

В 1864 году М. М. Достоевский начал издание журнала «Эпоха », служившим наравне со «Временем» главным печатным органом почвенников , но в июле того же года умер. Могила Михаила Михай­ловича Достоевского в Павловске утрачена .

Творчество

В этих произведениях Достоевский культивировал традицию беллетристики , которая незадолго до того была канонизирована его братом. По своему стилю повести Достоевского близки к «Бедным людям » и «Белым ночам » и отмечены сильнейшим влиянием сентиментализма . Художественное значение их невелико.

М. М. Достоевский оставил немало переводов европейских классиков: «Рейнеке Лиса» Гёте («Отечественные записки», 1848), «Дон Карлоса» Шиллера («Библиотека для чтения », 1848) и т. п. . Творческое наследие (тексты произведений, переводы, публицистика и письма) М. М. Достоевского представлено на электронном ресурсе Петрозаводского государственного университета .

Известные адреса

в Таллине

в Санкт-Петербурге

1861 - 10.07.1864 года - дом А. А. Астафьевой - набережная Екатерининского канала, 61.

Библиография

  • Собрание сочинений М. М. Достоевского, в 2 тт. Изд. «Пантеон литературы». - СПб. , со статьей Ф. М. Достоевского.
  • Переписка с Ф. М. Достоевским в сочинения последнего. Журнал «Письма», т. I. - Л. .
  • Венгеров С. А. Источники словаря русских писателей. т. II. СПб. .
  • Достоевский, М. М. [Электронный ресурс] / М. М. Достоевский; Кафедра рус. лит-ры и журналистики ПетрГУ. - Электрон. науч. издание. - Загл. с экрана. .

Напишите отзыв о статье "Достоевский, Михаил Михайлович"

Примечания

Ссылки

  • // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. - СПб. , 1907-1909.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • // Русский биографический словарь : в 25 томах. - СПб. -М ., 1896-1918.
  • Пирогов Г. П. // Краткая литературная энциклопедия . - М .: Советская энциклопедия , 1962-1978.

Отрывок, характеризующий Достоевский, Михаил Михайлович

– А папа постарел? – спросила она. Наташа села и, не вступая в разговор Бориса с графиней, молча рассматривала своего детского жениха до малейших подробностей. Он чувствовал на себе тяжесть этого упорного, ласкового взгляда и изредка взглядывал на нее.
Мундир, шпоры, галстук, прическа Бориса, всё это было самое модное и сomme il faut [вполне порядочно]. Это сейчас заметила Наташа. Он сидел немножко боком на кресле подле графини, поправляя правой рукой чистейшую, облитую перчатку на левой, говорил с особенным, утонченным поджатием губ об увеселениях высшего петербургского света и с кроткой насмешливостью вспоминал о прежних московских временах и московских знакомых. Не нечаянно, как это чувствовала Наташа, он упомянул, называя высшую аристократию, о бале посланника, на котором он был, о приглашениях к NN и к SS.
Наташа сидела всё время молча, исподлобья глядя на него. Взгляд этот всё больше и больше, и беспокоил, и смущал Бориса. Он чаще оглядывался на Наташу и прерывался в рассказах. Он просидел не больше 10 минут и встал, раскланиваясь. Всё те же любопытные, вызывающие и несколько насмешливые глаза смотрели на него. После первого своего посещения, Борис сказал себе, что Наташа для него точно так же привлекательна, как и прежде, но что он не должен отдаваться этому чувству, потому что женитьба на ней – девушке почти без состояния, – была бы гибелью его карьеры, а возобновление прежних отношений без цели женитьбы было бы неблагородным поступком. Борис решил сам с собою избегать встреч с Наташей, нo, несмотря на это решение, приехал через несколько дней и стал ездить часто и целые дни проводить у Ростовых. Ему представлялось, что ему необходимо было объясниться с Наташей, сказать ей, что всё старое должно быть забыто, что, несмотря на всё… она не может быть его женой, что у него нет состояния, и ее никогда не отдадут за него. Но ему всё не удавалось и неловко было приступить к этому объяснению. С каждым днем он более и более запутывался. Наташа, по замечанию матери и Сони, казалась по старому влюбленной в Бориса. Она пела ему его любимые песни, показывала ему свой альбом, заставляла его писать в него, не позволяла поминать ему о старом, давая понимать, как прекрасно было новое; и каждый день он уезжал в тумане, не сказав того, что намерен был сказать, сам не зная, что он делал и для чего он приезжал, и чем это кончится. Борис перестал бывать у Элен, ежедневно получал укоризненные записки от нее и всё таки целые дни проводил у Ростовых.

Однажды вечером, когда старая графиня, вздыхая и крехтя, в ночном чепце и кофточке, без накладных буклей, и с одним бедным пучком волос, выступавшим из под белого, коленкорового чепчика, клала на коврике земные поклоны вечерней молитвы, ее дверь скрипнула, и в туфлях на босу ногу, тоже в кофточке и в папильотках, вбежала Наташа. Графиня оглянулась и нахмурилась. Она дочитывала свою последнюю молитву: «Неужели мне одр сей гроб будет?» Молитвенное настроение ее было уничтожено. Наташа, красная, оживленная, увидав мать на молитве, вдруг остановилась на своем бегу, присела и невольно высунула язык, грозясь самой себе. Заметив, что мать продолжала молитву, она на цыпочках подбежала к кровати, быстро скользнув одной маленькой ножкой о другую, скинула туфли и прыгнула на тот одр, за который графиня боялась, как бы он не был ее гробом. Одр этот был высокий, перинный, с пятью всё уменьшающимися подушками. Наташа вскочила, утонула в перине, перевалилась к стенке и начала возиться под одеялом, укладываясь, подгибая коленки к подбородку, брыкая ногами и чуть слышно смеясь, то закрываясь с головой, то взглядывая на мать. Графиня кончила молитву и с строгим лицом подошла к постели; но, увидав, что Наташа закрыта с головой, улыбнулась своей доброй, слабой улыбкой.
– Ну, ну, ну, – сказала мать.
– Мама, можно поговорить, да? – сказала Hаташa. – Ну, в душку один раз, ну еще, и будет. – И она обхватила шею матери и поцеловала ее под подбородок. В обращении своем с матерью Наташа выказывала внешнюю грубость манеры, но так была чутка и ловка, что как бы она ни обхватила руками мать, она всегда умела это сделать так, чтобы матери не было ни больно, ни неприятно, ни неловко.
– Ну, об чем же нынче? – сказала мать, устроившись на подушках и подождав, пока Наташа, также перекатившись раза два через себя, не легла с ней рядом под одним одеялом, выпростав руки и приняв серьезное выражение.
Эти ночные посещения Наташи, совершавшиеся до возвращения графа из клуба, были одним из любимейших наслаждений матери и дочери.
– Об чем же нынче? А мне нужно тебе сказать…


Писатель, род. в 1820 г. в Москве, в семье штаб-лекаря Мариинской больницы; умер в 1864 г. После домашнего воспитания, в 1834 г. он был определен в пансион Л. И. Чермака, где пробыл до 1837 г., когда отец повез его вместе с младшим братом, Феодором, в Петербург для помещения в Инженерное училище. Пробыв в Петербурге почти год в приготовительном пансионе К. Ф. Костомарова, Достоевский, однако, не поступил в училище, так как по медицинскому освидетельствованию был признан чахоточным. После этой неудачи он определился в Ревельскую инженерную команду кондуктором. Вскоре он женился, а в начале сороковых годов переселился в Петербург. Выйдя в отставку с чином прапорщика, он отдается литературным занятиям. Он печатает ряд повестей в "Отечественных Записках" (в 1848 г. - "Дочка", "Господин Светелкин", "Воробей"; в 1849 - "Два старичка", в 1850 - "Пятьдесят лет"), комедию "Старшая и меньшая" (Отеч. Зап. 1851 г. № 6), критические статьи о Жуковском и о новейших русских писателях в журнале "Пантеон" (1848 и 1852 гг.). Все эти произведения ничего выдающегося собою не представляли, и гораздо важнее были прекрасно выполненные переводы из Гете ("Рейнеке Лис" - в "Отеч. Зап." 1848 г.) и Шиллера ("Дон Карлос" в "Библиотеке для чтения" 1848 г.). Вместе с братом он интересуется учением французских социалистов, увлекается фурьеризмом, близок к кружку Петрашевского, хотя активного участия в нем не принимает. Ввиду последнего обстоятельства в 1849 г., когда петрашевцы были преданы суду, Достоевский был освобожден при предварительном следствии, хотя и просидел 2 месяца под арестом. В 50-х годах, кроме литературы, Д. занимается некоторыми коммерческими предприятиями, а по возвращении из каторги Феодора Михайловича, в 1861 году, начинает издание журнала "Время", который был запрещен в апреле 1863 года за статью Н. Н. Страхова: "Роковой вопрос". В следующем 1864 г. Достоевский начал издание журнала "Эпоха", но в мае этого года он умер.

См. "Несколько слов о Михаиле Достоевском" в "Эпохе", 1864 г. июнь, а также "Биографию, письма и заметки из записной книжки Ф. М. Достоевского", СПб. 1883.

A. Бороздин.

{Половцов}

Брат Федора Михайловича Д. (см.), журналист (1820-1864). В 1842 г. он уже женат и имеет сына, а в 1849 г. проживает в Петербурге как отставной прапорщик и занимается литературой. В 1848 г. Михаил Д. напечатал в "Отечественных Записках" повести "Дочка" (№ 8), "Господин Светелкин" (№ 9), "Воробей" (№ 12) и в "Пантеоне" (№ 3) критическую статью "О новейших русских писателях"; в1849 г. повесть "Два старичка" (в № 11 "Отечественных Записках") и в 1850 г. "Пятьдесят лет" (в № 7 того же журнала), в 1851 г. "комедию "Старшая и меньшая" (там же, в № 6) и в 1852 г. в "Пантеоне" (№ 6) критическую статью о Жуковском. В то же время Михаил Д. занимался переводом классических произведений иностранных поэтов; в "Отечественных Записках" за 1848 г. (томы 56 и 57) помещен его перевод "Рейнеке Лис" Гете и в "Библиотеке для Чтения" за тот же год (№№ 2-5) перевод "Дон-Карлоса" Шиллера. Михаил Д. был в то время фурьеристом, но ограничивался теоретическим усвоением учений французских социалистов, пользуясь, однако, тайной библиотекой кружка Петрашевского. В числе других петрашевцев М. Д. был арестован, но выпущен через 2 месяца. По возвращении брата из ссылки М. Д. предпринимает, при ближайшем участии брата, изд. журнала "Время" (см.), в 1883 г. запрещенного, в 1864 г. возобновившегося под заглавием "Эпоха". Своими первыми беллетристическими опытами Д. обратил на себя внимание, но, не удовлетворенный сам размерами своего дарования, бросил писать самостоятельно, справедливо придавая, большее значение тому таланту переводчика-поэта, который он проявил в воссоздании на русском языке "Рейнеке-Лиса". Ср. "Несколько слов о Михаиле Достоевском" - статья Ф. М. Д. в "Эпохе" 1864 г. (июнь).

Е. Гаршин.

{Брокгауз}

Достоевский, Михаил Михайлович

Русский писатель, брат Ф. М. Достоевского. В 40-х гг. напечатал в "Отечественных записках" несколько повестей: "Дочка", "Господин Светелкин", "Воробей" , "Два старичка" , "Пятьдесят лет" , комедию "Старшая и меньшая" .

В этих произведениях Д. культивировал ту традицию мещанской беллетристики, которая незадолго до того была канонизирована его братом. По своему стилю повести Д. близки к "Бедным людям" и "Белым ночам" и отмечены сильнейшим влиянием сентиментализма. Художественное значение их невелико. В 1861-1863 Д. был издателем и редактором журнала "Время" (см. ), главного органа "почвенников", закрытого во время польского восстания. Д. оставил немало переводов европейских классиков: "Рейнеке Лиса" - Гете ("Отечеств, записки", 1848), "Дон-Карлоса" - Шиллера ("Библ. для чтения", 1848) и т. п.

Библиография: I. Собр. сочин. M. M. Достоевского, в 2 тт., изд. "Пантеон литературы", СПб., 1915, со статьей Ф. М. Достоевского; Переписка с Ф. М. Достоевским в сочин. последнего, см. "Письма", т. I, Л., 1928.

III. Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. II, СПб., 1910.

Федор Михайлович Достоевский появился на свет 11 ноября 1821 года в Москве. Его отец Михаил Андреевич происходил из рода шляхтичей Достоевских герба Радван. Он получил медицинское образование и работал в Бородинском пехотном полку, Московском военном госпитале, а также в Мариинской больнице для неимущих. Мать будущего прославленного писателя, Нечаева Мария Федоровна, была дочерью столичного купца.

Родители Федора не были богатыми людьми, однако они неустанно трудились, чтобы обеспечить семью и дать детям хорошее образование. Впоследствии Достоевский не раз признавался, что безмерно благодарен отцу и матери за прекрасное воспитание и образование, которое стоило им тяжелого труда.

Читать мальчика научила мать, она использовала для этого книгу «104 Священные Истории Ветхого и Нового Завета». Отчасти поэтому в знаменитой книге Достоевского «Братья Карамазовы» персонаж Зосима в одном из диалогов рассказывает, что в детстве научился читать именно по этой книге.

Навыки чтения юный Федор осваивал и на библейской Книге Иова, что также нашло отражение в его последующих произведениях: писатель использовал свои размышления о данной книге при создании известного романа «Подросток». Отец также вносил свою лепту в образование сына, обучая его латыни.

В общей сложности в семье Достоевских родилось семь детей. Так, у Федора был старший брат Михаил, с которым он был особенно близок, и старшая сестра . Кроме того, у него были младшие братья Андрей и Николай, а также младшие сестры Вера и Александра.


В юности Михаила и Федора обучал на дому Н.И. Драшусов, преподаватель Александровского и Екатерининского училищ. С его помощью старшие сыновья Достоевских изучали французский язык, а сыновья преподавателя, А.Н. Драшусов и В.Н. Драшусов, обучали мальчиков математике и словесности соответственно. В период с 1834 по 1837 годы Федор и Михаил продолжили обучение в столичном пансионе Л.И. Чермака, который тогда был весьма престижным учебным заведением.

В 1837 году случилось ужасное: Мария Федоровна Достоевская скончалась от чахотки. Федору в момент смерти матери было всего 16 лет. Оставшись без жены, Достоевский-старший решил отправить Федора и Михаила в Санкт-Петербург, в пансион К.Ф. Костомарова. Отец хотел, чтобы мальчики впоследствии поступили в Главное инженерное училище. Интересно, что оба старших сына Достоевского на тот момент увлекались литературой и хотели посвятить ей свою жизнь, но отец не воспринимал их увлечение всерьез.


Перечить воле отца мальчики не смели. Федор Михайлович успешно прошел обучение в пансионе, поступил в училище и окончил его, однако все свободное время он посвящал чтению. , Гофман, Байрон, Гёте, Шиллер, Расин, – произведения всех этих прославленных авторов он глотал взахлеб, вместо того, чтобы увлеченно постигать азы инженерной науки.

В 1838 году Достоевский вместе с приятелями даже организовали в Главном инженерном училище собственный литературный кружок, в который, помимо Федора Михайловича, вошли Григорович, Бекетов, Витковский, Бережецкий. Уже тогда писатель начал создавать свои первые произведения, но все же не решался окончательно встать на путь литератора. Завершив обучение в 1843 году, он даже получил должность инженера-подпоручика в Петербургской инженерной команде, однако продержался на службе недолго. В 1844 году он решил заниматься исключительно литературой и подал в отставку.

Начало творческого пути

Хотя семья и не одобряла решения молодого Федора, он усердно принялся корпеть над начатыми ранее произведениями и развивать идеи новых. 1944 год ознаменовался для начинающего писателя выходом его первой книги – «Бедные люди». Успех произведения превзошел все ожидания автора. Критики и литераторы высоко оценили роман Достоевского, поднятые в книге темы нашли отклик в сердцах у многих читателей. Федора Михайловича приняли в так называемый «кружок Белинского», его начали называть «новым Гоголем».


Книга “Двойник”: первое и современное издание

Успех продлился недолго. Примерно через год Достоевский представил на суд публики книгу «Двойник», однако она оказалась непонятной для большинства почитателей таланта молодого гения. Восторг и восхваление писателя сменились критикой, неудовлетворением, разочарованием и сарказмом. Впоследствии литераторы оценили новаторство этого произведения, его непохожесть на романы тех лет, но в момент выхода книги этого не прочувствовал практически никто.

Вскоре Достоевский поссорился с и был выдворен из «кружка Белинского», а также поссорился с Н.А. Некрасовым, редактором «Современника». Впрочем, публиковать его произведения тут же согласилось издание «Отечественные записки» под редакцией Андрея Краевского.


Тем не менее, феноменальная популярность, которую принесла Федору Михайловичу его первая публикация, позволила ему завести ряд интересных и полезных знакомств в литературных кругах Санкт-Петербурга. Многие его новые знакомые отчасти стали прототипами различных персонажей последующих произведений автора.

Арест и каторга

Судьбоносным для писателя стало знакомство с М.В. Петрашевским в 1846 году. Петрашевский устраивал так называемые «пятницы», во время которых обсуждалась отмена крепостного права, свобода книгопечатания, прогрессивные изменения в системе судопроизводства и другие вопросы подобного плана.

Во время встреч, так или иначе связанных с петрашевцами, Достоевский познакомился и с коммунистом Спешневым. Тот в 1848 году организовал тайное общество из 8 человек (включая его самого и Федора Михайловича), которое выступало за переворот в стране и за создание незаконной типографии. На встречах общества Достоевский неоднократно зачитывал «Письмо Белинского Гоголю», которое тогда было запрещено.


В том же 1848 году был опубликован роман Федора Михайловича «Белые ночи», но, увы, насладиться заслуженной славой ему не удалось. Те самые связи с радикально настроенной молодежью сыграли против писателя, и 23 апреля 1849 года его арестовали, как и многих других петрашевцев. Достоевский свою вину отрицал, но ему вспомнили и «преступное» письмо Белинского, 13 ноября 1849 года приговорив писателя к смертной казни. До этого он в течение восьми месяцев томился в заключении в Петропавловской крепости.

К счастью для русской литературы, жестокий приговор для Федора Михайловича исполнен не был. 19 ноября генерал-аудиториат счел его не соответствующим вине Достоевского, в связи с чем смертную казнь заменили на восьмилетнюю каторгу. А в конце того же месяца император еще больше смягчил наказание: писателя сослали на каторгу в Сибирь на четыре года вместо восьми. При этом он был лишен дворянского чина и состояния, а по окончании каторжных работ был произведен в рядовые солдаты.


Несмотря на все тяготы и лишения, которые предполагал подобный приговор, поступление в солдаты означало полное возвращение Достоевскому его гражданских прав. Это был первый подобный случай в России, поскольку обычно те люди, которых приговаривали к каторжным работам, до конца жизни теряли свои гражданские права, даже если выживали после многих лет заключения и возвращались к свободной жизни. Император Николай I пожалел молодого писателя и не захотел губить его талант.

Годы, которые Федор Михайлович провел на каторге, произвели на него неизгладимое впечатление. Писатель тяжело переживал бесконечные страдания и одиночество. Кроме того, у него ушло немало времени на то, чтобы наладить нормальное общение с другими арестантами: те долго не принимали его из-за дворянского титула.


В 1856 году новый император даровал прощение всем петрашевцам, а в 1857 году Достоевский был помилован, то есть получил полную амнистию и был восстановлен в правах на публикацию своих произведений. И если в молодости Федор Михайлович был не определившимся в своей судьбе человеком, пытающимся найти правду и построить систему жизненных принципов, то уже в конце 1850-ых годов он стал зрелой сформировавшейся личностью. Тяжелые годы на каторге сделали из него глубоко религиозного человека, коим он оставался до самой смерти.

Расцвет творчества

В 1860 году писатель опубликовал двухтомное собрание своих сочинений, в которое вошли повести «Село Степанчиково и его обитатели» и «Дядюшкин сон». С ними произошла примерно та же история, что и с «Двойником» - хотя впоследствии произведениям была дана очень высокая оценка, современникам они не пришлись по вкусу. Однако вернуть внимание читателей к повзрослевшему Достоевскому помогла публикация «Записок из Мертвого дома», посвященных жизни каторжников и написанных по большей части во время заключения.


Роман "Записки из мертвого дома"

Для многих жителей страны, которые не сталкивались с этим ужасом самостоятельно, произведение стало чуть ли не шоком. Многие люди были ошеломлены тем, о чем рассказывал автор, особенно с учетом того, что раньше тема каторги для русских писателей была чем-то вроде табу. После этого Герцен начал назвать Достоевского «русским Данте».

Примечательным для писателя стал и 1861 год. В этом году он, в сотрудничестве со своим старшим братом Михаилом, занялся издательством собственного литературно-политического журнала под названием «Время». В 1863 году издание было закрыто, и вместо него братья Достоевские начали печатать другой журнал – под названием «Эпоха».


Эти журналы, во-первых, укрепили позиции братьев в литературной среде. А во-вторых – именно на их страницах были опубликованы «Униженные и оскорбленные», «Записки из подполья», «Записки из Мертвого дома», «Скверный анекдот» и многие другие произведения Федора Михайловича. Михаил Достоевский вскоре скончался: он ушел из жизни в 1864 году.

В 1860-ых годах писатель начал ездить за границу, находя в новых местах и знакомых вдохновение для своих новых романов. В том числе, именно в тот период у Достоевского зародилась и начала реализовываться идея произведения «Игрок».

В 1865 году издание журнала «Эпоха», количество подписчиков которого неуклонно сокращалось, пришлось закрыть. Более того: даже после закрытия издания за писателем значилась внушительная сумма долгов. Чтобы как-то выпутаться из тяжелой финансовой ситуации, он заключил крайне невыгодный для себя договор о публикации собрания своих произведений с издателем Стеловским, а вскоре после этого начал писать свой самый известный роман «Преступление и наказание». Философский подход к социальным мотивам получил широкое признание среди читателей, и роман прославил Достоевского еще при жизни.


Князь Мышкин в исполнении

Следующей великой книгой Федора Михайловича стал «Идиот», опубликованный в 1868 году. Идея изобразить прекрасного человека, который пытается осчастливить других персонажей, но не может преодолеть враждебные силы и, в итоге страдает и сам, оказалась легкой для воплощения только на словах. В действительности Достоевский называл «Идиота» одной из самых сложных для написания книгой, хотя князь Мышкин и стал его самым любимым персонажем.

Закончив работу над этим романом, автор решил написать эпопею под названием «Атеизм» или «Житие великого грешника». Реализовать свою задумку ему не удалось, однако некоторые идеи, собранные для эпопеи, легли в основу последующих трех великих книг Достоевского: романа «Бесы», написанного в 1871-1872 годах, произведения «Подросток», завершенного в 1875 году, и романа «Братья Карамазовы», работу над которым Достоевский закончил в 1879-1880 годах.


Интересно, что «Бесы», в которых писатель изначально предполагал выразить свое неодобрительное отношение к представителям революционных течений в России, постепенно видоизменялись в ходе написания. Изначально автор не собирался сделать Ставрогина, ставшего впоследствии одним из самых известных его персонажей, ключевым героем романа. Но его образ оказался настолько мощным, что Федор Михайлович решил изменить замысел и добавить в политическое произведение настоящую драму и трагедию.

Если в «Бесах», помимо прочего, достаточно широко раскрывалась тема отцов и детей, то в следующем романе – «Подросток» - писатель вывел на первый план вопрос воспитания повзрослевшего ребенка.

Своеобразным результатом творческого пути Федора Михайловича, литературным аналогом подведения итогов, стали «Братья Кармазовы». Многие эпизоды, сюжетные линии, персонажи этого произведения были отчасти основаны на написанных ранее романах писателя, начиная с его первого опубликованного романа «Бедные люди».

Смерть

Достоевский скончался 28 января 1881 года, причина смерти – хронический бронхит, туберкулез легких и эмфизема легких. Смерть настигла писателя на шестидесятом году жизни.


Могила Федора Достоевского

Проститься с писателем пришли толпы почитателей его таланта, но наибольшую известность Федор Михайлович, его вневременные романы и мудрые цитаты получили все же после смерти автора.

Личная жизнь

Первой супругой Достоевского стала Мария Исаева, с которой он познакомился вскоре после возвращения из каторги. В общей сложности брак Федора и Марии продлился порядка семи лет, до скоропостижной кончины супруги писателя в 1864 году.


Во время одной из своих первых поездок за границу в начале 1860-ых годов Достоевского очаровала эмансипированная Аполлинария Суслова. Именно с нее была написана Полина в «Игроке», Настастья Филипповна в «Идиоте» и ряд других женских персонажей.


Хотя накануне сорокалетнего юбилея за плечами у писателя были, как минимум, продолжительные отношения с Исаевой и Сусловой, на то время его женщины еще не подарили ему такое счастье, как дети. Этот недостаток восполнила вторая жена писателя - Анна Сниткина. Она стала не только верной супругой, но и прекрасным помощником писателя: взяла на себя хлопоты по изданию романов Достоевского, рационально решала все финансовые вопросы, готовила к изданию свои воспоминания о гениальном муже. Роман «Братья Карамазовы» Федор Михайлович посвятил именно ей.

Анна Григорьевна родила супругу четверых детей: дочерей Софью и Любовь, сыновей Федора и Алексея. Увы, Софья, которая должна была стать первым ребенком супружеской четы, скончалась через несколько месяцев после родов. Из всех детей Федора Михайловича продолжателем его писательского рода стал только сын Федор.

Цитаты Достоевского

  • Никто не сделает первый шаг, потому что каждый думает, что это не взаимно.
  • Очень немного требуется, чтобы уничтожить человека: стоит лишь убедить его в том, что дело, которым он занимается, никому не нужно.
  • Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой.
  • Писатель, произведения которого не имели успеха, легко становится желчным критиком: так слабое и безвкусное вино может стать превосходным уксусом.
  • Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!
  • Мир спасёт красота.
  • Человек, умеющий обнимать – хороший человек.
  • Не засоряйте свою память обидами, а то там может просто не остаться места для прекрасных мгновений.
  • Если ты направился к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камни во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели.
  • Человек он умный, но чтоб умно поступать - одного ума мало.
  • Кто хочет приносить пользу, тот даже со связанными руками может сделать много добра.
  • Жизнь задыхается без цели.
  • Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.
  • Страданием своим русский народ как бы наслаждается.
  • Счастье не в счастье, а лишь в его достижении.