Миг 29 и его модификации. Авиация россии

МиГ-29 (по кодификации НАТО: Fulcrum - «Точка опоры») - советский/российский истребитель четвёртого поколения . Спроектированный в 1972г. для замены самолетов МиГ-21, МиГ-23, Су-15 и Су-17 самолет МиГ-29, обозначенный в отчетах НАТО “Рэм-Л” (”Ram-L”), впервые поднялся в воздух 6 октября 1977г. После многочисленных проектных изменений первые поставки самолетов “Фалкрум-А” (”Fulcrum-A”) были сделаны в советскую фронтовую авиацию в 1983г., а в начале 1985г. МиГ-29 был объявлен состоящим на боевом дежурстве.

Похожий по внешнему виду на своего конкурента F/A-18 Хорнет (F/A-18 Hornet), сверхзвуковой и предельно маневренный самолет МиГ-29 имеет высокорасположенное крыло с углом стреловидности в 45 градусов и два турбовентиляторных двигателя с форсажными камерами. Вертикальное оперение двухкилевое, стабилизатор цельноповоротный. Шасси имеет двухколесную управляемую переднюю опору и одноколесные главные стойки. Более 600 машин МиГ-29 находятся сейчас на вооружении государств-республик бывшего Советского Союза; самолет экспортирован в 10 стран.

В Индии самолет строится по лицензии компанией Индустан Аэронотикс (Hindustan Aeronautics) под обозначением Баез (”Baez” - орел). Новейший вариант, иногда упоминаемый как МиГ-33 “Фалкрум Плюс” (”Fulcrum Plus”), по сообщениям находится на доработках в испытательном центре г.Жуковского. Он оснащен системой управления вектором тяги и должен поступить на вооружение в конце 90-х годов. ВАРИАНТЫ МиГ-29: стандартный вариант сухопутного одноместного истребителя, обозначенный “Фалкрум-А”. Миг-29УБ: двухместный учебно-тренировочный вариант, обозначенный “Фалкрум-B”.

МиГ-29 “Фалкрум-C”: вариант самолета “Фалкрум-А” с увеличенным фюзеляжем позади кабины летчика, содержащим бортовое оборудование. МиГ-29К “Фалкрум-D”: обозначение двух опытных самолетов морского базирования (”К” означает “корабельный”), переделанных из ранней модели “Фалкрум-А”; самолеты в ноябре 1989г. прошли испытания на борту авианосца “Тбилиси” (ныне “Адмирал Кузнецов”); модификации включали складывающиеся вверх консоли крыла, удаление впускных створок воздухозаборников, оснащение оборудованием для дозаправки в воздухе, усиление шасси и установку дополнительных топливных баков в фюзеляже; самолет был оснащен двигателями РД-33К тягой 98 кН (22000 фунтов).

МиГ-29М “Импрувд Фалкрум” (”Improved Fulcrum”): перспективный вариант, поднявшийся в воздух в 1989г.; самолет имел усовершенствованные двигатели РД-33К, приборные доски на дисплеях в кабине, восемь подкрыльных узлов для внешних подвесок, модифицированное оперение и слегка измененное положение крыла. МиГ-33 “Фалкрум Плюс” (”Fulcrum Plus”): находится в стадии разработки; ввод в эксплуатацию планируется в конце 1990-х

Тактико-технические характеристики Миг-29

Силовая установка:
Два турбовентиляторных двигателя Саркисова РД-33 с тягой на
форсаже 81 кН
Летные данные:
максимальная скорость:
на уровне моря——————————————-1300 км/час
на высоте————————————————2465 км/час
максимальная скороподъемность—————————-19800 м/мин
практический потолок————————————-18500 м
Дльность полета с запасом топлива:
во внутренних баках————————————–1500 км
с топливом на внешней подвеске—————————2495 км
Вес:
на легке————————————————-10900 кг
максимальный взлетный вес——————————–18480 кг
Размеры:
размах крыла———————————————11,3 м
длина самолета——————————————-17,3 м
высота—————————————————4,7 м
площадь крыла——————————————–35,20 кв. м

Вооружение:
шесть подкрыльных узлов подвески, на которых размещаются шесть ракет АА-10 Аламо
или АА-11 Арчер класса “воздух-воздух” с радиолокационным или инфракрасным наведением
или более ранние ракеты АА-8 или АА-9, или бомбы, или ракетные контейнеры для 50-мм,
80-мм или 240-мм неуправляемых ракет, или разбрасыватель боевых средств; одна 30-мм
пушка ГШ-30 (боекомплект 130 снарядов) в корневом наплыве правой консоли крыла.

История

Первые наработки по проекту лёгкого фронтового истребителя нового поколения были начаты в конце 60-х годов XX века. В 1969 году был объявлен конкурс на разработку такого самолёта. В нём приняли участие конструкторские бюро Сухого и Яковлева, а также Микояна и Гуревича. Победителем было признано ОКБ «МиГ». Детальная проработка проекта начата в 1971 году. Первый полёт прототипа был совершён 6 октября 1977, а серийное производство развёрнуто в 1982 году на базе московского завода № 30 («Знамя труда»). В августе 1983 первые серийные МиГ-29 начали поступать в ВВС СССР. К началу 1985 года первые два авиаполка на МиГ-29 достигли оперативной готовности. В 1988 году МиГ-29 был впервые представлен на международном авиасалоне в Фанборо. Этот тип истребителей активно поставлялся на экспорт во множество стран. Было разработано и выпущено множество различных модификаций, включая палубные. Всего до 1991 было произведено около 800 МиГ-29.

20 мая 1989 года капитан Александр Зуев перелетел на МиГ-29 в Турцию. Самолёт был возвращён в СССР, пилот получил политическое убежище в США.

МиГ-29 (код НАТО - «Fulcrum») предназначен для уничтожения воздушных целей в пределах радиолокационного поля управления, а также для поражения наземных целей с применением неуправляемых средств поражения в условиях визуальной видимости.

В 70-х годах в ОКБ им. А.И. Микояна началась разработка истребителя нового поколения. В октябре 1977 г. поднялся в воздух опытный образец, получивший название МиГ-29, а в 1982 г. истребитель принят на вооружение. Самолет разработан в следующих модификациях.

МиГ-29УБ - двухместный учебно-боевой самолет. Предназначен для обучения и тренировки летного состава пилотированию, перехвату воздушных целей и боевым действиям по наземным целям в диапазоне высот и скоростей полета боевого самолета МиГ-29. Самолет может выполнять также отдельные боевые задачи самостоятельно и в составе группы самолетов МиГ-29.

МиГ-29УБ по конструкции, компоновке кабины обучаемого летчика, силовой установке и ее характеристикам, объему и методам решаемых прицельных и навигационных задач, летным характеристикам, эксплуатационной технологичности, средствам контроля и наземного обслуживания в основном соответствует боевому самолету МиГ-29. Основное его отличие от боевого самолета - наличие двухместной кабины и отсутствие РЛПК и УР Р-27.

В двухместной кабине, закрываемой одним общим фонарем, размещается обучаемый летчик (в передней) и летчик-инструктор (в задней). Из обеих кабин возможно управление самолетом и двигателем, а также пилотажно-навигационным оборудованием, вооружением, средствами связи и системами внутрикабинной сигнализации. В кабине летчика-инструктора имеется пульт имитации отказов системы автоматического управления, системы навигации и пульт для включения имитации работы радиолокационного прицельного комплекса при перехвате воздушных целей с имитацией ракет Р-27Р.

Вооружение учебно-боевого самолета МиГ-29УБ размещается на шести точках внешней подвески и включает УР класса «воздух-воздух» с тепловой ГСН Р-73, Р-60 (6 шт.); неуправляемое ракетное вооружение, состоящее из ракет С-24 (4 шт.); С-8, С-5 (до 4 блоков); авиабомбы массой до 500 кг, общей массой до 2000 кг; встроенную авиационную пушку калибра 30 мм с боекомплектом 50 патронов.

Учебно-боевой самолет МиГ-29УБ с оптико-электронным прицельно-навигационным комплексом, системой управляемого и неуправляемого вооружения способен осуществлять перехват неманеврирующих воздушных целей из задней полусферы, вести ближний маневренный воздушный бой, поражать площадные и малоразмерные наземные цели.

В целом по боевой эффективности учебно-боевой самолет МиГ-29УБ, имея примерно равные возможности с боевым самолетом МиГ-29 при действиях по наземным и воздушным целям, уступает ему на 30-35%.

МиГ-29К - палубный истребитель. Предназначен для авиационного прикрытия корабельных соединений при их действиях в любой точке Мирового океана.

Первый полет МиГ-29К состоялся 23 июля 1988 г. В ноябре 1989 г. совершена первая посадка на тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

Самолет является дальнейшим развитием фронтового истребителя МиГ-29. Передняя кромка наплыва острая, стабилизатор увеличенной площади имеет уступ по передней кромке, конструкция планера выполнена в основном из алюминиево-литиевого сплава, значительно расширена доля композиционных материалов. Для защиты двигателя от попадания посторонних предметов в канале воздухозаборника имеется убирающаяся решетка. Кроме того, при взлете и посадке используется дополнительный воздухозаборник - перфорированная стенка в нише основного шасси. Консоли крыла складные, установлен тормозной гак.

Два двигателя РД-ЗЗК с цифровой системой управления обеспечивают тягу по 92,2 кН/9400 кгс на чрезвычайном режиме.

В состав оборудования входят импульсно-доплеровская РЛС «Жук» и оптико-локационная станция.

РЛС «Жук» имеет плоскую щелевую антенную решетку с электронным сканированием луча по углу места, что позволяет сопровождать до 10 целей на проходе, обнаруживать цели типа истребитель на дальности до 100 км и сопровождать цели на фоне земли, одновременно наводить до четырех УР класса «воздух-воздух», «замораживать» радиолокационное изображение местности, работать в режиме картографирования местности с синтезированной апертурой, а также в режимах ближнего воздушного боя. С помощью РЛС «Жук» можно определять координаты наземных целей, укрупнять масштаб выбранного изображения участка местности, измерять собственную скорость самолета для коррекции навигационной системы и введения поправки на ветер при применении неуправляемого оружия, обеспечивать полет в режиме автоматического огибания рельефа местности.

Оптико-локационная станция состоит из усовершенствованного теплопеленгатора, телекамеры для опознавания целей на большом удалении, коллимированного с ним лазерного дальномера увеличенной мощности, облегченного нашлемного прицела, ИНС, усовершенствованного ИЛС. Система, включающая теплопеленгатор, телекамеру и лазерный дальномер, способна действовать по воздушным и наземным целям, обеспечивая автоматическую подсветку наземных целей при применении оружия с лазерной системой наведения, обнаруживать лазерное пятно на подсвеченной другими источниками цели, осуществлять визуальное распознавание воздушных целей на больших дальностях, следить за наземными целями в корреляционном режиме.

На МиГ-29К установлен усовершенствованный навигационный комплекс для полетов над океаном, в состав которого входит РСБН, обеспечивающая заход и посадку на палубу тяжелого авианесущего крейсера. Имеется приемник системы дозаправки в воздухе (в нерабочем положении убирается в фюзеляж). Система аварийного покидания в случае катапультирования автоматически уводит летчика на 30° в сторону от центральных построек авианесущего крейсера.

В состав вооружения входит пушка ГШ-301 (калибр 30 мм, боекомплект 100 патронов), УР класса «воздух-воздух» средней дальности Р-27 и К-77, малой дальности Р-72 и Р-73 и ближнего боя Р-60М с тепловой ГСН, УР класса «воздух-поверхность» Х-25МЛ, Х-29Т, Х-29Л, НАР, противокорабельные ракеты Х-31П, КАБ (в том числе КАБ-500КР), свободнопадающие бомбы и авиационные мины на 9 узлах внешней подвески. Максимальная масса боевой нагрузки может достигать в перегрузочном варианте 9000 кг.

МиГ-29М - усовершенствованный фронтовой истребитель. Предназначен для завоевания превосходства в воздухе. МиГ-29М (глубоко модернизированный вариант МиГ-29) оснащен новыми более мощными двигателями РД-ЗЗК и новой бортовой РЛС. Первый полет состоялся в 1986 г.

Передняя кромка наплыва крыла острая, стабилизатор имеет уступ по передней кромке, передняя часть фюзеляжа изготовлена в основном из алюминиево-литиевого сплава с применением электросварки. Расширена доля композиционных материалов (из них выполнены, в частности, тормозной щиток, двигательные гондолы, каналы воздухозаборников и кили).

Благодаря внедрению технологии по снижению радиолокационной заметности «стеле», ЭПР самолета может быть снижена в 10-12 раз по сравнению с истребителем МиГ-29.

На самолете установлены двигатели ТРДДФ РД-ЗЗК (2 х 96 кН/ 2 х 8800 кгс) с цифровой системой управления. Для защиты двигателей от попадания посторонних предметов в канале воздухозаборников имеется убирающаяся решетка. Кроме того, при взлете и посадке используется дополнительный воздухозаборник - перфорированная стенка в нише основного шасси. Верхние входные отверстия воздухозаборника отсутствуют.

Тормозной щиток имеет увеличенную площадь (более 1 м2). Один тормозной парашют заменен двумя площадью по 13 м2.

Объем внутренних топливных баков - 5700 л. Обзор из кабины вперед и вниз увеличен на 15° за счет приподнятого расположения катапультного кресла.

В состав оборудования входит импульсно-доплеровская РЛС «Жук», оптико-локационная станция, облегченный нашлемный прицел, ИНС, усовершенствованный ИЛС. Самолет оборудован защищенной линией передачи данных, обеспечивающей взаимодействие с наземными автоматизированными системами управления. Аналоговая ЭДСУ с четырехкратным резервированием на продольной оси и трехкратным - по поперечной.

Кабина оборудована двумя многофункциональными большеформатными монохромными индикаторами (в дальнейшем предполагается замена цветными индикаторами). В комплект оборудования радио- и оптико-электронного противодействия входит система радиоэлектронного противодействия «Гардения-1», а также 120 патронов с ложными ИК-целями.

Вооружение МиГ-29М включает пушку ГШ-301 (калибр 30 мм, боекомплект 100 снарядов); до двух УР класса «воздух-воздух» увеличенной дальности Р-27Э, до четырех ракет средней дальности Р-27 или до восьми Р-77, до восьми ракет малой дальности Р-73, до шести ракет класса «воздух-поверхность» Х-29Т(Л) или Х-25 МЛ, до шести ПРЛР Х-25МП или четырех Х-31П, до четырех противокорабельных ракет Х-31А, до шести КАБ по 500 кг (КАБ-500КР с ТВ-системой самонаведения могут применяться залпом); до четырех блоков НУР Б-13 или Б-8; свободнопадающие бомбы на девяти узлах внешней подвески. В дальнейшем возможно оснащение самолета ракетами класса «воздух-воздух» сверхбольшой дальности и другими перспективными типами вооружений.

МиГ-29С - усовершенствованный фронтовой истребитель.

МиГ-29СМ - модификация МиГ-29С. Усовершенствована система управления оружием.

МиГ-29СМТ- модификация МиГ-29СМ. Увеличен запас топлива и модернизировано оборудование кабины.

МиГ-29СЭ - экспортный вариант истребителя МиГ-29С.

МиГ-29УБТ - многоцелевой истребитель для выполнения боевых задач на малых высотах.

Базовый самолет выполнен по интегральной схеме (крыло плавно переходит в фюзеляж), при этом до 45% подъемной силы приходится на центроплан. Фиксированное крыло имеет стреловидность по передней кромке 42° с большими передними наплывами в корневой части, что обеспечивает самолету хорошие взлетно-посадочные характеристики, маневренность и управляемость на дозвуковых скоростях, в том числе на больших углах атаки. Самолет имеет двухкилевое вертикальное оперение. Для сокращения длины пробега используется тормозной парашют.

В конструкции МиГ-29 использованы композитные материалы и алюминиево-литиевые сплавы, доля которых (по массе) составляет около 75%. По маневренным характеристикам самолет превосходит все серийные зарубежные истребители. В разобранном виде МиГ-29 можно транспортировать широкофюзеляжными транспортными самолетами.

Силовая установка состоит из двух турбореактивных двигателей РД-33 с тягой 50 кН/5040 кгс (на форсаже 81,8 кН/8340 кгс) каждый. Такие двигатели впервые придают самолету значение тяговооруженности больше единицы и высокие характеристики маневренности в широком диапазоне высот и скоростей полета. На МиГ-29 применены воздухозаборники двигателей, работающие в двух режимах. Для предотвращения попадания посторонних предметов в двигатели при движении самолета по земле лобовой вход воздухозаборников полностью перекрывается, и двигатели питаются через створки, расположенные на верхней поверхности крыла. После взлета при поднятой передней стойке шасси воздухозаборники автоматически переходят на нормальную работу.

Самолет МиГ-29 оснащен радиолокационным прицельным комплексом РЛПК-29, включающим импульсно-доплеровскую РЛС ПО-93 и БЦВМ Ц100.02-06. На МиГ-29С установлен усовершенствованный РЛПК-29С, в котором добавлен режим картографирования местности и увеличены возможности по действию против наземных и надводных целей. Дальность обнаружения цели типа истребитель: на фоне свободного пространства - 75 км, на фоне земли на встречном курсе - 65 км, на догонном курсе - 35 км.

В состав оптико-элекронного прицельно-навигационного комплекса ОЭПРНК-29 входит оптико-электронная прицельная система ОЭПС-29, которая состоит из квантовой оптико-локационной станции КОЛС (дальность обнаружения воздушной цели 15 км, дальность действия лазерного дальномера 6 км) и автономной нашлемной системы целеуказания Ш-ЗУМ.

Нашлемная система целеуказания служит для оперативного захвата визуально обнаруживаемых через остекление кабины воздушных целей, позволяет в течение одной секунды выдавать целеуказание либо обзорно-следящему теплопеленгатору, либо напрямую ГСН ракеты с точностью, достаточной для эффективного применения оружия. Пилот может переориентировать систему управления огнем на 60°, посмотрев на цель.

Система управления оружием включает 3 прицельных канала, связанных информационным и алгоритмическим взаимодействием. Первый канал - импульсно-доплеровская бортовая РЛС РЛПК-29 (обеспечивает сопровождение до 10 целей на проходе и обнаружение целей на фоне земли с превышением целей на 13 км или принижением на 6,5 км). Второй канал - датчик-теплопеленгатор (тепловой локатор), позволяющий с высокой точностью определять координаты цели и сопровождать ее днем и ночью. Третий канал -

тепловой локатор, связанный с лазерным дальномером. Все системы, связанные через бортовую БЦВМ 100.02-02 с нашлемным визирующим прицелом летчика, могут работать как раздельно, так и совместно.

Самолет оснащен системой автоматического управления САУ-451-04, системой автоматического регулирования управления АРУ-29-2 и системой управления триммерным эффектом. Все они позволяют быстро автоматически выводить самолет из опасного положения, если пилот не справился с управлением.

На МиГ-29 имеется РЛС защиты хвоста «Экран-ОЗМЭ», предупреждающая летчика об опасности атаки сзади. Для наблюдения за задней полусферой на переплете фонаря расположены 3 панорамных зеркала.

В гребнях перед килями установлены автоматические кассеты для выброса тепловых ловушек и дипольных отражателей (два блока выброса пассивных помех БВП-30-26М с 60 патронами).

Катапультное кресло К-36ДМ обеспечивает возможность покидать самолет в диапазоне скоростей от О до соответствующих М=2,65 и высот от 0 до 25000 м.

Вооружение МиГ-29 включает: пушку ГШ-301 (калибр 30 мм, боекомплект 150 патронов); две УР средней дальности Р-27Р(Т); до шести УР малой дальности Р-73 ил УР ближнего боя Р-60М; НУР С-8 (калибр 80 мм, 40 или 80 шт.) и С-24Б (калибр 240 мм, 2 или 4 шт.); бомбы массой 250 и 500 кг на четырех узлах внешней подвески общей массой до 3000 кг; до четырех контейнеров малогабаритных грузов КМГУ-2. На самолет может подвешиваться 3 подвесных топливных бака: подфюзеляжный на 1500 л и 2 подкрыльевых на 800 л.

Вооружение МиГ-29С дополнительно включает УР класса «воздух-воздух» Р-27РЭ/ГЭ увеличенной дальности; до шести УР средней дальности Р-77; бомбы по 250 и 500 кг на шести узлах внешней подвески. Кроме того, на МиГ-29С подвешиваются подкрыльевые баки увеличенного объема на 1150 л.

Оптимально согласованные характеристики летательного аппарата, оборудования и вооружения, удачно спроектированная конструкция самолета, высокие характеристики двигателя позволили получить истребитель, превосходящий по ряду показателей существующие аналоги. В ближних воздушных боях МиГ-29 имеет некоторое преимущество над американским истребителем F-15C, превосходит на 15% другой истребитель США - F-16 и на 40% - французский «Мираж» 2000. В дальнем воздушном бою МиГ-29 примерно на 20% эффективнее самолета «Мираж» 2000, а над F-16A (без ракет средней дальности) имеет подавляющее превосходство. В целом по боевой эффективности при действиях по воздушным целям фронтовой истребитель четвертого поколения МиГ-29 находится на уровне лучших мировых аналогов.

МиГ-29 экспортировался более чем в 20 стран. Незначительное число самолетов МиГ-29 применялось на заключительном этапе боевых действий в Афганистане, а также во время конфликта в Приднестровье. В составе ВВС Ирака эти самолеты использовались в ходе боевых действий в районе Персидского залива.

Характеристики: МиГ-29 МИГ-29УБ МиГ-29К МиГ-29М
Экипаж, чел. 1 2 1 1
Скорость, км/ч:
максимальная на высоте около 10 км 2450 2410 2300 2450
максимальная на высоте до 3 км 1500 1500 1400 1480
крейсерская 1250 1250 1250 1250
Практический потолок, м 18000 17500 17400 17000
Дальность, км:
перегоночная 2100 2100 3000 3200
действия 600-650 680 600-650 600-650
Масса, кг:
максимальная взлетная 17720 18240 19000 18000
нормальная взлетная 14750-15300 14610 17700 15800
пустого самолета 11000 - - 11000

Длина разбега (при нормальной
взлетной массе с форсажом), м
240 - - -
Длина пробега (при нормальной
посадочной массе), м 600 - - -
Габариты самолета, м:
размах крыла 11,361 1,36 7,8/12,0 11,36
длина (без ПВД/с ПВД) 16,28/17,32 1 6,28/17,321 7,27 16,28/17,32
высота 4,73 4,73 4,73 4,73
Двигатель, кгс:
ТРДДФ РД-33 2 по 5100/8300 2 по 5100/8300 - -
ТРДДФ РД-ЗЗК - - 2 по 8800 2 по 8800

Многофункциональный истребитель МиГ-35 - результат глубокой модернизации боевых самолётов МиГ-29М/М2 (изделие 9-15) и МиГ-29К/КУБ (изделие 9-31) в направлении повышения боевой эффективности и универсальности, а также улучшения эксплуатационных характеристик и доведения их до уровня самолёта поколения "4++".

История создания МиГ-35

Модификация истребителя МиГ-29С дала начало двум направлениям семейства 29-х.

В 1998 г. появился МиГ-29СМТ (изделие 9-17) - очень удачная машина поколения 4+, получившая доработанную бортовую РЛС Н019МП способную обстреливать 4 цели одновременно. Отличительной особенностью изделия 9-17 стала возможность работы по наземным и надводным целям благодаря введению режима картографирования рельефа местности, а также введению приёмников ГЛОНАСС, GPS, Navstar, реализации концепции HOTAS, установки двух цветных ЖК-дисплеев, снабжённых кнопочным обрамлением, функциями «электронной лупы» и «полупрозрачных изображений».

Второе направление представляли машины МиГ-29М/М2, МиГ-29К (палубный), МиГ-29КУБ (корабельный учебно-боевой), модификация МиГ-29М/М2 и стала в последующем базой для разработки МиГ-35.

Разработка МиГ-29М велась в РСК МиГ в период 1986-1991 годов. МиГ-29М успешно прошел лётно-конструкторские испытания и первый этап государственных совместных испытаний, и в 1991 г. Министерство обороны СССР выдало предварительное заключение на запуск его в серийное производство. Однако в 1992 г. с началом экономического кризиса из-за распада СССР закупки МиГ-29 были прекращены, а госиспытания МиГ-29М были прерваны.

В 1999 году в Индии возник проект MMRCA, который предусматривал закупку на бесконкурсной основе лёгких истребителей французского производства Mirage 2000. Согласно индийскому законодательству, которое предписывает проводить закупки вооружений на конкурсной основе, проект трансформировался в тендер, а приблизительно на рубеже 2002-2003 годов, требования были пересмотрены, чтобы дать возможность принять участие в конкурсе более тяжёлым двухдвигательным истребителям: российскому МиГ-29, американскому F-18 и европейскому Typhoon.

В 1999 году, когда начинался проект MMRCA, РСК «МиГ» находилась в тяжёлом финансовом, производственном и организационном положении. По сути, бывший в те годы руководителем ФГУП ВПК "Московское авиационное производственное объединение" (МАПО) Николай Фёдорович Никитин только начинал создание корпорации из отдельных осколков, которыми тогда были конструкторское бюро, серийные заводы и корпоративный центр. Производство новых МиГ-29 отсутствовало. Уже через несколько лет ситуация стабилизировалась и изменилась к лучшему. Была создана вертикально-интегрированная компания известная сегодня как РСК МиГ, разработаны новые варианты модернизации истребителя МиГ-29: МиГ-29СД, МиГ-29СМ и МиГ-29СМТ, возобновились поставки МиГ-29 в Бангладеш, Эритрею, Судан, Мьянму и Йемен.

В 2005 году на базе одной из машин МиГ-29М (бортовой номер 154) был создан технологический демонстратор МиГ-35, оснащенный радаром с АФАР «Жук-МАЭ». Именно эта машина затем и была представлена на оценочные испытания в Индии в рамках тендерных процедур, сам тендер к тому времени ещё даже не начинался. В конце 2006 года новому истребителю был присвоен индекс МиГ-35 в одноместном исполнении и МиГ-35Д - в двухместном.

Конструктивные решения

Благодаря великолепной аэродинамической концепции заложенной в компоновку планера МиГ-29, которая не требовала серьёзных изменений, РСК МиГ смогло сосредоточить основные усилия на совершенствовании авионики нового самолёта, которая включает элементы, применяемые на боевых машинах 5-го поколения.

Конструкция планера МиГ-35 по сравнению с его предшественником усилена с учётом опыта посадок на авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов". Это позволяет самолёту при необходимости приземляться с тяжёлым вооружением и большим запасом топлива. Такое конструктивное решение увеличило ресурс планера в 2,5 раза - до 6000 лётных часов и эксплуатацию самолёта в течение 40 лет. Более 20% элементов планера выполнено из композиционных материалов, ряд конструкторских решений улучшил характеристики устойчивости и управляемости самолёта и повысил показатели манёвренности.

МиГ-35 оснащён развитым комплексом обороны, который лишает противника фактора внезапности и даёт пилоту «МиГа» достаточно времени, чтобы уклониться от атаки или применить имеющиеся средства противодействия.

Применение радиопоглощающих покрытий существенно снижает радилокационную заметность самолёта, ряд конструктивных решений по двигателям также позволил снизить тепловую и оптическую заметность МиГ-35.

Самолёт пригоден к базированию и эксплуатации в условиях как частично повреждённых взлётно-посадочных полос, так и вблизи линии боевого соприкосновения. Истребитель может взлетать с ВПП всего 190 метров длинной. Усиленные стойки шасси способны выдержать удар о выступающие рёбра бетонных плит высотой до 10 см или грубую посадку.

Самолёт полностью адаптирован к безангарному хранению при температуре окружающего воздуха от -45 o до +50 o С в любых климатических зонах и на высокогорных аэродромах расположенных на высотах до 3500 м.

При проектировании МиГ-35 удалось на 50% повысить внутренний запас топлива и также в два раза увеличить боевую нагрузку. В результате вооружение и радиус действия МиГ-35 приблизился к уровню тяжёлых истребителей.

Данные по радиусу боевого применения МиГ-35 разработчиком не раскрываются, указывается только, что он увеличен на 50% по сравнению с предшественником (МиГ-29М/М2), об этом говорил генеральный конструктор корпорации Сергей Коротков во время официальной презентации самолёта 27 января 2017 года в Луховицах. По официальным данным РСК "МиГ" перегоночная дальность истребителя МиГ-29М составляет 1800-2000 км, у МиГ-29М2 - 1600-1700 км. Поэтому, даже если за исходную величину взять минимальную дальность полёта МиГ-29М2 в 1600 км, то у МиГ-35 дальность полёта составит 2400 км.

Унифицированная головная часть самолёта позволяет в кратчайшие сроки переоборудовать кабину второго пилота под установку дополнительного топливного бака, что ещё больше расширяет возможности самолёта (может использоваться в качестве топливозаправщика) и увеличивает дальность полёта до 3000 км. Сравните, дальность полёта Су-35С - 3600 км, Су-30СМ - 3500 км.

Бортовое оборудование, авионика

БРЛС "Жук-АЭ" (FGA-29) с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), состоящей из 680 приёмо-передающих модулей, сопровождает 30 и одновременно обстреливает до 6 воздушных и 4-х наземных целей на дальности до 160 км. Диаметр антенны - 575 мм.

Оптико-локационная станция переднего обзора с сектором +/-90 o по азимуту и -15 o / +60 o по углу места обнаруживает воздушные цели в задней полусфере на дальности 45 км и в передней - до 15 км. Оптико-локационная станция кругового обзора нижней полусферы позволяет обнаруживать цели типа "танк" на дальности до 20 км, "катер" - до 40 км.

На МиГ-35 установлены два модуля станции обнаружения атакующих ракет (СОАР). За фонарем кабины - для обзора верхней полусферы и в конформном контейнере под левой мотогондолой - для нижней полусферы. Дальность обнаружения ракет "воздух-воздух" - 30 км, ЗУР - 50 км, ПЗРК - 10 км.

В левой и правой законцовках крыльев установлены два модуля станции обнаружения лазерного облучения (СОЛО), обеспечивающие практически круговой обзор. Дальность обнаружения источника лазерного облучения - 30 км.

Тактико-технические характеристики МиГ-35
данные неофициальные, могут быть изменены
Длина 17,30 м
Высота 4,7 м
Размах крыла 12,00 м
Площадь крыла 38,0 м²
Масса пустого 11 000 кг
Масса снаряжённого самолёта 17 500 кг
Максимальная взлётная масса 29 700 кг
Масса топлива (без ПТБ) 5 830 кг
7 000 кг
Узлов подвески вооружения 8+1
Двигатель 2 × РД-33МК
Максимальная тяга 2 × 5 400 кгс
Максимальная тяга на форсаже 2 × 9 000 кгс
Максимальная скорость на высоте Число Маха = 2,25
Дальность полёта до 2 400 км (расчётная, официальных данных нет)
Боевой радиус до 1 200 км (расчётный, официальных данных нет)
Дальность полёта с 3 ПТБ до 3 100 км
Практический потолок 17 500 м
Скороподъёмность 330 м/с
Тяговооружённость 1,03
Управляемый вектор тяги есть
БРЛС с АФАР "Жук-АЭ" (FGA-29)

По уровню интеграции технологических решений, которые относятся к пятому поколению истребителей, МиГ-35 не имеет равных среди европейских аналогов.

Для повышения результативности боевой подготовки лётчиков и безопасности полётов МиГ-35 комплектуется развитой системой сбора, обработки и регистрации полётной информации типа «Карат-Б-35», системой видеорегистрации СВР-23М1К, а также аппаратурой имитации и контроля эффективности применения авиационных средств поражения «Тренаж-29».

Кабина МиГ-35 оснащается комплексом бортового радиоэлектронного оборудования новейшего поколения, который строится по принципу открытой архитектуры с применением мультиплексной шины данных по стандарту MIL-STD-1553B. Благодаря этому обеспечивается многофункциональность боевого использования самолёта, а также упрощается интеграция новых видов вооружения и оборудования российского и иностранного производства, включая подвесного. В управлении вооружением применяется принцип HOTAS.

В основе информационно-управляющего поля кабины стоят три широкоформатных многофункциональных цветных ЖКИ размером 6х8 дюймов (диагональ 10 дюймов) и широкоугольный индикатор на фоне лобового стекла. В задней кабине «спарки» размещается четыре таких же ЖКИ.

Надёжность самолёта обеспечивается высокой степенью резервирования всех систем, в частности, система управления имеет 4-кратное резервирование всех каналов связи внутри самолёта.

Двигатели

Силовая установка включает два глубокомодернизированных ТРДДФ РД-33МК со всеракурсным отклоняемыи вектором тяги, мощность которых увеличена на 12% по сравнению с первоначальной версией двигателя. Максимальная тяга каждого двигателя составляет 5400 кгс, а форсажная - 9000 кгс. Двигатели оборудованы бездымной камерой сгорания и новой электронной системой управления с полной ответственностью (типа FADEC), имеют модульную конструкцию и отличаются повышенной надёжностью и ресурсом.

Двигатели РД-33МК отличаются высокой газодинамической устойчивостью к внешним возмущениям, в том числе и при применении вооружения истребителя, что не накладывает никаких ограничений на пилотирование самолёта. Ресурс двигателей составляет более 4000 часов.

Инженерам РСК "МиГ" удалось добиться того, что двигатель РД-33МК может быть заменён в полевых условиях всего за 58 минут.

Манёвренность

Всеракурсный отклоняемый вектор тяги двигателей РД-33МК обеспечивает самолёту решающее преимущество в манёвренном воздушном бою.

Требование высоких манёвренных характеристик актуально и сегодня. В западных, а особенно в американских военных кругах, доминирует постулат, что с появлением нового ракетного вооружения бои будут проходить на дальних дистанциях, а пилотажное мастерство лётчикам больше не пригодится. Считается, что в современном воздушном бою побеждает тот, у кого лучше скрытность, мощнее БРЛО, ракеты класса "воздух-воздух" имеют большую дальность полёта.

Но на новые ракеты нашлись средства противодействия, и ближний бой снова стал актуальным, а все фигуры высшего пилотажа вновь востребованы. Поэтому мастерство пилота остаётся существенным элементом подготовки лётного состава ВВС всех государств. Ракетам можно противостоять с помощью пилотажа и манёвренных возможностей самолёта, если они у него достаточно высоки. На небольших дистанциях комплексное применение резкого манёвра поперёк курса ракеты и перевод двигателя в форсажный режим приводит к срыву системы наведения атакующей ракеты.

Немаловажным свойством высокоманёвренного истребителя МиГ-35 является возможность в кратчайшее время вывести самолёт из под огня противника и занять позицию для последующей атаки или выхода из боя. На сегодняшний день МиГ-35 является наиболее эффективным авиационным комплексом для завоевания превосходства в воздухе. Истребитель демонстрирует более высокие показатели ведения воздушного боя по сравнению с другими зарубежными аналогами.

Вооружение

Самолёт оснащён скорострельной автоматической пушкой ГШ-301 калибра 30 мм с боезапасом 100 патронов.

Увеличенная площадь крыла наряду с эффективной системой управления самолётом и высокой тяговооружённостью позволили увеличить количество точек подвески вооружения с 6 до 8 (+1 на центральной линии между двигателями) и дали возможность разместить на них до 7000 кг тяжёлого ракетно-бомбового вооружения. Основа вооружения при решении задач «воздух-воздух» – управляемые ракеты средней дальности с активными радиолокационными головками самонаведения РВВ-АЕ и ракеты ближнего боя Р-73Э.

Для поражения наземных целей, наряду с неуправляемым вооружением, предназначены ракеты калибра 80 и 122 мм, авиабомбы различных типов калибра 100-500 кг, также могут применяться управляемые ракеты Х-29ТЕ с телевизионными головками самонаведения, корректируемые бомбы КАБ-500Кр и КАБ-1500Кр с телевизионной или КАБ-500Л и КАБ-1500Л-Ф с лазерной системой самонаведения или ракеты большой дальности типа 3М14-АЭ с активными радиолокационными головками самонаведения.

Таким образом, обеспечивается применение корректируемых бомб калибра 1500 кг и ракет с дальностью пуска до 300 км. Для поражения морских целей могут применяться противокорабельные ракеты Х-31А и Х-35Э, а радиоизлучающих – противорадиолокационные Х-31П.

Продвижение на рынке и поступление в ВКС россии

Впервые широкой публике МиГ-35 был показан на авиасалоне "Аэро Индия 2007" в Бангалоре в 2007 году. Сообщалось, что МиГ-35 проделал свой путь из Москвы до Бангалора менее чем за три часа полёта на сверхзвуковых скоростях и выполнив по пути дозаправку топливом в воздухе. До этого, на авиашоу в России и в Великобритании в 2005 году, демонстрировался прототип МиГ-35, который в то время ещё даже не носил своё настоящее название.

Переговоры о поставках истребителей в ВВС России ведутся с 2010 года. В сентябре 2015 года сообщалось, что РСК МиГ построит в первом полугодии 2016 года лёгкий многофункциональный истребитель МиГ-35, адаптированный под требования российских ВКС. В соответствии с госконтрактом всего будет построено два опытных истребителя МиГ-35. Причём опытные самолёты будут изготовлены полностью за счёт бюджетных средств, а не за деньги корпорации, как было ранее.

На авиасалоне МАКС 2015 сообщалось, что РСК МиГ и министерство обороны России находятся на завершающей стадии подготовки госконтракта. Согласованы тактико-технические требования к самолёту и условия поставки. Подписание контракта ожидается в первом квартале 2016 года.

Поступление МиГ-35 в Воздушно-космические силы России ожидается в период 2018-2020 годов. В 2015 году АО РСК «МиГ» заключила контракты на экспорт почти сотни российских истребителей, из которых половина приходится на истребители МиГ-35 для Египта.

Как известно, МиГ-29 принадлежал к категории летательных аппаратов нового поколения еще в 70-х годах прошлого столетия. В 1969 году начался конкурс на его разработку с рабочим названием «ПФИ». Данная аббревиатура расшифровывается следующим образом: перспективный фронтовой истребитель. Тогда и началась история создания МиГ-29 и далее с последующими модификациями.

Требования по техническим характеристикам были выдвинуты «заоблачные»:

  • возможность взлета с коротких полос;
  • увеличенный радиус действия;
  • идеальная маневренность;
  • тяжелое вооружение;
  • самая высокая скорость, которая существовала на тот момент.

Первый прототип «9-01»

В проектировании воздушного судна принимали участие сотрудники Центрального аэрогидродинамического института. Кроме них, в проекте участвовали специалисты разных профессий конструкторского бюро Сухого. Также разрабатывали проект сотрудники КБ Микояна и Гуревича, которые выиграли конкурс. Однако проект оказался настолько дорогостоящим, что его пришлось разделить на два: тяжелый и легкий перспективный истребитель. Было решено проектирование первого варианта самолета поручить специалистам КБ Сухого, а второго - сотрудникам института Гуревича и Микояна.

1974 год был ознаменован началом проектирования легкого истребителя с рабочим названием МиГ-29А. Его впервые протестировали в полете в 1977 году. Месяц спустя, его сфотографировали американские разведывательные спутники.

МиГ-29ОВТ на МАКС-2005

Серийное производство

Слабые технические характеристики МиГ-29 оказались причиной задержки запуска его в массовое производство до 1982 года.

Вообще, данная отсрочка связана с крушением двух самолетов. Первые истребители массового производства появились на базе «Кубинка» год спустя. А еще через год машины впервые прошли массовые испытания. Затем инструкторский авиаполк Центра боевого применения тоже получил свои истребители. Первый истребительный полк, куда тоже поступили «МИГИ», дислоцировался в Ивано-Франковске. Благодаря высокой квалификации пилотов, все эти авиаполки быстро достигли оперативной готовности.

Когда были поставлены первые самолеты, руководство авиаполков распределило задачи между легкими и тяжелыми и машинами. Тяжелая модель обладала повышенным радиусом действия, поэтому могла заниматься поиском воздушных и наземных целей на достаточно больших расстояниях. В обязанности пилота тяжелого истребителя входило обнаружение и уничтожение авиационной «натовской» техники.

Возможности и преимущества легендарного самолета

Тактико-технические характеристики истребителя

Модификации

МиГ-29К. Является корабельным истребителем и выполняет функции бомбардировщика. Многоцелевой самолет способен осуществлять боевые действия в любую погоду.

МиГ-29КВП. Данная модель является промежуточной. Разработана для обучения пилотов взлетать с палубы авианесущего крейсера. Может использоваться в качестве штурмового истребителя.

МиГ-29М. Данный летательный аппарат поставляется в части с улучшенным оборудованием. Турбореактивный двигатель истребителя оборудован форсажной камерой и управляемым вектором тяги.

Здесь используется многофункциональная импульсно-доплеровская систем «Жук». С ее помощью цели обнаруживаются на расстоянии 100 км. Кроме того, система позволяет осуществлять скрытое сопровождение. Максимальная скорость полета МиГ-29 составляет 2450 км/ч.

МиГ-29М/ОВТ

Текущая ситуация

Как известно, кабина МиГ-29 рассчитана на двоих пилотов, однако, все равно машины устарели морально и физически, поскольку выработали свой ресурс. Исключение составляет 30 новых моделей МиГ-29СМТ. Устаревшие самолеты пока поддерживаются в рабочем состоянии, благодаря текущему ремонту. Их капитальный ремонт считается нецелесообразным. Несмотря на то что ТТХ МиГ-29 уникальны, устаревшие модели решено заменить истребителями МиГ-35. Машины этих моделей рассчитаны на одного и двух пилотов.

МиГ-33 (или МиГ-29М) - дальнейшее развитие МиГ-29

Основные задачи перспективных истребителей

Если учитывать, что высота полета МиГ-29 составляет 18000 метров, то достать его может не любая ракета. Разработчики данной модели спроектировали истребитель со следующими возможностями:

  • Вооружение ракетное и пушечное.
  • Сопровождение тяжелых бомбардировщиков с целью защиты от истребителей противника.
  • Полеты в разведывательных целях.
  • Перехват воздушных целей.
  • Надежное противодействие воздушным разведывательным средствам противника.
  • Прикрытие сухопутных войск с воздуха.
  • Обнаружение наземных целей.
  • Ликвидация самолетов противника с использованием пушки и ракет.
  • Максимальная высота полета составляет 18 километров. Благодаря этому, данную модель можно поразить не любым оружием.

Основное месторасположение истребителей «МИГОВ» – линия фронта. Истребители должны обеспечивать частям моторизированной армии беспрепятственное наступление, благодаря своему господству в воздухе. В те времена бытовало убеждение, что моторизованные подразделения смогут быстро передвигаться и наступать, благодаря прикрытию с воздуха истребителями фронтовой авиации.

Это обстоятельство подразумевало задействование авиацией малоподготовленных взлетных полос. В связи с этим самолеты оборудовали закрывающимися нижними воздухозаборниками, а также усилили шасси. Кроме того, в задачу «МИГОВ» входило сопровождение бомбардировщиков и защита их от «натовских» истребителей.

В дальнейшем на основе модели МиГ-29, конструкторы разработали экспортный вариант истребителя с упрощенной бортовой электроникой. Первая демонстрация модернизированных истребителей потенциальным противникам произошла в Финляндии. На международную английскую выставку МиГ-29 доставили в 1988 году. Здесь представителей иностранных авиастроительных компаний поразило то, что расход топлива МиГ-29 на 15% меньше, чем у зарубежных аналогов.

Благодаря своим превосходным характеристикам, российские самолеты закупают многие страны мира. На сегодняшний день разработано большое разнообразие модификаций, включая истребители палубного базирования.

Российская Самолетостроительная Корпорация выпустила более 1600 истребителей данной серии. И это не считая 200 учебных самолетов, сошедших с заводских конвейеров Нижнего Новгорода. Несмотря на то что эта модель учебная, она ничем не уступает боевому истребителю.

Этот самолет находится в одном ряду лучших машин этого класса и является мечтой любого пилота. Целью его создания было завоевание превосходства в небе. Он способен противодействовать разведке противника в любых метеорологических условиях днем и ночью. Кроме обнаружения целей в воздухе, летательный аппарат легко поражает любые наземные, а также морские цели. Никакая скорость передвижения объекта, и никакие отвлекающие маневры, не собьют с курса, летящую в цель ракету.

МиГ-29 ВВС СССР в 1989 году

Электронная система управления

Последние модели военных самолетов буквально перенасыщены бортовыми электронными системами. Они напрямую связаны с вооружением и разделить их невозможно.

Например, чувствительный радар обнаруживает на земной поверхности даже неподвижную цель, что нельзя сделать без этого прибора. Он выполняет также и навигационную функцию. Другая электронная система предназначена для сопровождения сразу десяти целей. Максимальная дальность обнаружения цели – 75 км.

Для вооружения под крыльями истребителя предусмотрены шесть подвесок - по три с каждой стороны. Наведение ракет на цель осуществляется при помощи лазерного луча. Морские цели уничтожают ракеты типа Х-31А. Общий максимальный вес реактивных снарядов, бомб и ракет в модели МиГ-29, составляет 3000 кг, а МиГ-29М, несет под крыльями 4,5 тонны.

Данная модель самолета по многим параметрам опережает зарубежные аналоги. Этот список выглядит так:

  • вооружение;
  • прекрасные аэродинамические характеристики;
  • ускоренный разгон, не требующий слишком длинной взлетно-посадочной полосы;
  • самая малая скорость истребителя у земли или взлетно-посадочной полосы составляет 1500 км/ч;
  • минимальные радиусы виражей;
  • повышенная угловая скорость разворота;
  • появилась возможность более продолжительных маневров, независимо от перегрузок.

Истребитель способен вести бой на средних, а тем более на ближних дистанциях, используя пушку и ракеты. В его функции входит перехват разведывательных и боевых ударных машин противника. Низколетящие над землей самолеты тоже не являются недоступными целями.

Первую полностью укомплектованную советскую эскадрилью из истребителей МиГ-29 сформировали 32 года назад: в 1984 году. Затем два года спустя, этими моделями истребителей были обеспечены почти все военно-воздушные подразделения страны.

Данная модель оборудована двумя мощными турбореактивными двигателями с возможностью дожигания топлива. При посадке предусмотрено впрыскивание воды. Огромные по площади крылья обеспечивают повышенную подъемную силу, не допуская перегрузки на крыло.

Благодаря этому параметру, машина превосходно маневрирует. Впечатляющая скорость и угол разворота, поражают зарубежных экспертов. Крылья оснащены эффективными закрылками и модернизированными предкрылками. В отличие от предшественников, они открываются полностью.

Достаточно просторная и совершенно прозрачная кабина МиГ-29, оборудована большим фонарем, обеспечивая дополнительный простор и увеличенное поле зрения. Приборная панель такая же, как на самолете Су-27, благодаря чему, пилотам не нужно проходить переподготовку, пересаживаясь с одного истребителя на другой. Его угол атаки такой же, как у американского палубного штурмовика и бомбардировщика F/A-18 «Hornet». Истребитель МиГ-29 способен нести под крыльями любое вооружение, даже ракету с ядерной боеголовкой. Он признан универсальным летательным аппаратом благодаря возможности нанесения ракетно-бомбовых ударов и достижения превосходства в воздухе.

Военный истребитель МИГ-29С

Данную многофункциональную машину разрабатывали с возможностью модернизации. Модель МиГ-29СМ представили на парижском авиасалоне, прошедшем в 1995 году. Ракеты этого истребителя «воздух-земля», способны уничтожать любые движущиеся цели на огромном расстоянии. Время суток значения не имеют.

Одной из уникальных возможностей истребителя МиГ-29 является возможность взлета и посадки на одном двигателе.

При экстренном взлете это экономит время, поскольку запустить один двигатель быстрее, чем два. Второй мотор уже запускают в полете. Превосходные боевые характеристики летательного аппарата и хорошая маневренность позволяют надеяться, что американские аналогичные боевые машины не обладают такими качествами, выпущенные в те же годы.

Еще одно уникальное свойство российского истребителя заключается в способности пропадать с экранов радаров.

Это особенно актуально во время воздушного боя. Эти и другие новшества, используемые в системе управления, вывели российское авиастроение в первую пятерку ведущих стран мира.

Катапульт

Аварийно покинуть летательный аппарат поможет кресло для катапультирования и пиротехнический заряд для сброса фонаря. Кресло для катапультирования предназначено для спасения пилота на любой высоте, и, даже включая движение истребителя по взлетной полосе. Минимальная высота пикирования летательного аппарата под прямым углом к земле, для безопасного катапультирования составляет 85 метров. При этом скорость падения не должна превышать 400 км/ч.

Отечественные летательные аппараты данной марки, высоко ценятся зарубежными военными летчиками.

Вконтакте

  • Дата изменения данных: 22.12.2015
Фронтовой истребитель МиГ-29

МОДИФИКАЦИИ.
МиГ-29 - исходный одноместный фронтовой истребитель;

МиГ-29К - многоцелевой палубный истребитель-бомбардировщик;

МиГ-29КВП - промежутточный вариант, построенный для отработки взлёта с трамплина и посадки на аэрофинишёр. Может использоваться как боевой самолёт, а также, как тренировочный для лётчиков корабельной авиации на наземных аэродромах. Единственное его отличие от обычного самолёта наземного базирования - гак и усиленная конструкция;

МиГ-29М - усовершенствованный фронтовой истребитель с электродистанционной системой управления и улучшенным оборудованием;

МиГ-29МЭ - экспортный МиГ-29М;

МиГ-29С - усовершенствованный фронтовой истребитель.;

МиГ-29СМ унаследовал от МиГ-29СЭ (самолеты, подобные этой модификации, были поставлены в Малайзию) все нововведения: увеличенная бомбовая нагрузка (до 4 т), дозаправка в воздухе, ракеты с активной радиолокационной головкой самонаведения РВВ-АЕ, повышающими шанс победить в дальнем бою в 6-7 раз. Уже эти две модификации по основным параметрам не уступают или превосходят, разрабатываемый "Еврофайтер" - истребитель следующего поколения.;

МиГ-29СМТ - новая экспортная модификация МиГ-29М. Унифицированная (т. е. впоследствии будет ставится на все российские истребители) кабина с 3 МФД, легче на 900 кг за счет импортной элементной базы. Hовая РЛС (с автоматическим картографированием местности). Дополнительные баки. Бомбовая нагрузка (до 4тонн) и дальность (до 3500 км) увеличены;

МиГ-29СЭ - усовершенствованный фронтовой истребитель, снабжённый системой дозаправки в воздухе. Экспортная модификация.;

МиГ-29УБ - двухместный учебно-боевой вариант. Создан в 1981 г.;

МиГ-29УБТ. Двухместная модификация для выполнения специальных ударных заданий. Первый полёт 10.08.98 года;

МиГ-29 с поворотными соплами двигателей - экспериментальный самолёт для отработки системы отклонения вектора тяги, которая, возможно, найдёт применение на многоцелевом истребителе следующего поколения, разрабатываемом с 1988 г. на основе МиГ-29. Постройка истребителя пятого поколения была завершена ещё в 1991 г., но он ещё не смог подняться в воздух из-за отсутствия средств на доводку двигателей;

МиГ-33 - МиГ-29М;

МиГ-35 - глубокая модернизация МиГ-29М (МиГ-33).

РАЗМЕРЫ. Размах крыла 11.36 м; длина самолета (со штангой ПВД) 17.32 м; высота самолета 4.73 м; площадь крыла 38.0 м2; минимальная фронтальная ЭПР 2 м2.

ЧИСЛО МЕСТ. Экипаж 1 человек (у МиГ-29УБ и МиГ-29УБТ- два).

ДВИГАТЕЛИ. 2хТРДДФ РД-33, НПО им. В.Я. Климова.
Истребитель МиГ-29 оснащен двумя турбореактивными двигателями системы Туманского с использованием дожига топлива. Двигатель бездымный с впрыскиванием воды при посадке, как и другие двигатели Туманского.

Тяга:
- нефорсажная 2 х 5100 кГс,
- форсажная 2 х 8300 кГс;
расход топлива на двигатель:
- на максимале 0.77 кг/кГс∙ч (21.8 мг/Н∙с),
- форсажный 2.10 кг/кГс∙ч (59.48 мг/Н∙с);
степень двухконтурности 0.4;
степень повышения давления 20;
максимальный диаметр 1000 мм;
масса двигателя 980 кг;
масса силовой установки 1217 кг.

МАССЫ И НАГРУЗКИ. Масса пустого 10900 кг; масса максимальная взлетная 18480 кг; масса нормальная 15240 кг; боевая нагрузка 3000 кг; максимальный запас топлива во внутренних баках 4200 л.

ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ. Максимальная скорость полёта: на большой высоте 2450 км/ч (М=2.3), у земли 1300 км/ч; максимальная скороподъемность у земли 330 м/сек; время разгона от 600 до 1100 км/ч 13.5 с, от 1100 до 1300 км/ч 8.7 с; взлётная скорость 220 км/ч; длина разбега -без форсажа 600-700 м, с форсажём 260 м; скорость захода на посадку 260 км/ч, посадочная скорость 235 км/ч, длина пробега (с тормозным парашютом) 600 м; практический потолок 17000 м; перегоночная дальность -без ПТБ 1500 км, с одним ПТБ 2100 км, с тремя ПТБ 2900 км; максимальная скорость разворота 23.5 ╟/сек; эксплуатационная перегрузка + 9 ед.

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Крыло снабжено полностью открывающимися предкрылками, эффективными закрылками и полуоткрывающимися элеронами.

Кабина МиГ-29 удивительно просторна и накрывается большим фонарем, что обеспечивает большее поле зрения, чем у западных истребителей. Приборная панель практически идентична таковой у Су-27, что облегчает пилотам переход с одной машины на другую.

Уникальная особенность МиГ-29 - возможность взлёта с боевой нагрузкой на одном двигателе с включением второго двигателя уже в воздухе, что позволяет сэкономить драгоценное время при взлёте по тревоге.

ВООРУЖЕНИЕ. МиГ-29 является универсальным истребителем, способным как наносить бомбовые удары, так и завоевывать превосходство в воздухе. Вооружение включает одноствольную пушку ГШ-301 (30 мм, боекомплект 150 патронов, скорострельность 1500 выстр./мин) в левом корневом наплыве крыла. Крыло имеет шесть (восемь на МиГ-29К) точек подвески грузов. Все подвески МиГ-29 могут нести бомбы, либо другое вооружение класса "воздух-земля". Для борьбы с воздушными целями на шести подкрыльевых узлах МиГ-29 могут быть установлены: шесть УР ближнего боя Р-60М или малой дальности Р-73 с ИК ГСН; четыре УР ближнего боя и две УР средней дальности Р-27РЭ с радиолокационной или Р-27ТЭ с ИК системой наведения. Предполагается установка новой УР средней дальности Р-77. Возможна установка старых УР Р-23. Для действий по наземным целям самолёт может нести бомбы, блоки НАР калибром 57 мм, 80 мм, 122 мм и 240 мм, унифицированный контейнер мелких грузов КМГУ-2. Возможно использование УР класса воздух-поверхность Х-25М с пасивным радиолокационным, полуактивным лазерным или корабельным наведением, Х-29 (МиГ-29К) с ТВ или лазерным наведением, сверхзвуковой противокорабельной ракеты Х-31А (МиГ-29К), дозвуковой противокорабельной ракеты Х-35.

СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ. В серийном производстве. 1-й полет прототипа - 1977 год; принятие на вооружение - 1982 год. Считается, что первая советская эскадрилья МиГ-29 была сформирована в течение 1984г. К январю 1986г. МиГ-29 были поставлены во многие военно-воздушные части СССР.
В начале 1999 года истребитель МиГ-29СМТ получил сертификат ВВС России, что позволяет начать работы по переоборудованию МиГ-29 в строевых частях ВВС России, проводить их на самолетах зарубежных заказчиков, начать серийное производство.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. Обозначение НАТО "Fulcrum".
МиГ-29 - один из лучших в своём классе реактивных истребителей четвёртого поколения.
МиГ-29 создавался для завоевания превосходства в воздухе в зоне боевых действий и на небольших удалениях от фронта и предназначен для борьбы с авиацией противника, прикрытия войск и тыловых объектов от ударов с воздуха, противодействия воздушной разведке противника днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Кроме уничтожения воздушных целей на средних и малых дистанциях, в том числе и на фоне земли, он может также поражать подвижные и неподвижные наземные и морские цели. МиГ-29 превосходит по многим параметрам свои зарубежные аналоги (F-16, F/A-18, "Мираж"2000). Высокая тяговооружённость, отличная аэродинамика дают ускоренный разгон, высокую скороподъёмность, малые радиусы виражей, большие угловые скорости разворота, возможность длительно маневрировать с большими перегрузками. Самолёт может эффективно вести активный маневренный бой с применением пушки, всеракурсный ракетный бой на ближних и средних дистанциях, выполнять перехват ударных и разведывательных самолётов, в том числе низколетящих на фоне земли. МиГ-29 - создан на долгую перспективу. Впервые поднявшись в воздух около 20 лет назад он и по сей день остается лучшим в мире истребителем в своем классе. Мало того, последняя его модификация, МиГ-29СМ, впервые показанная на авиасалоне в Париже в 1995 году, является уже полностью многофункциональным истребителем, оснащенным высокоточным оружием "воздух-земля" Его ударная мощь возросла в три раза, по сравнению с предыдущими модификациями.

РАЗРАБОТЧИК. ОКБ им. А.И. Микояна.

Мониторинг:

30.01.2017

Министерство обороны РФ, пресс-релиз: Сегодня в Воронежской области началось летно-тактическое учение с эскадрильей ис…

25.11.2016

Forbes: В Москве на 90-м году жизни скончался авиаконструктор Иван Микоян, ставший одним…