Материальные потоки в логистике

Объектом исследования логистики как науки и объектом управления логистики как сферы предпринимательства является система материальных, информационных, финансовых и других потоков. Принципиальное отличие логистического подхода от предшествующего ему управления движением материальных ресурсов заключалось в том, что если ранее объектом управления было определенное скопление отдельных материальных объектов, то при логистическом подходе основным объектом стал поток, т. е. множество объектов, воспринимаемое как единое целое.

Поток представляет собой совокупность объектов, воспринимаемую как единое целое, существующую как процесс на некотором временном интервале и измеряемую в абсолютных единицах за определенный период. Параметры потока - это параметры, характеризующие число объектов, которые имеются в наличии в конкретный момент времени, и измеряемые в абсолютных единицах. Основными параметрами, характеризующими поток, являются: начальный и конечный его пункты, траектория движения, длина пути, скорость и время движения, промежуточные пункты, интенсивность.

Потоки классифицируются по следующим признакам:

1. По отношению к рассматриваемой системе:

а) внутренние потоки - циркулируют внутри системы;

б) внешние потоки - находятся вне системы;

в) входящие потоки - это внешние потоки, поступающие из внешней среды в логистическую систему;

г) выходящие потоки - это внутренние потоки, по
ступающие из логистической системы во внешнюю среду.

2. По степени непрерывности:

а) непрерывные потоки - в каждый момент времени по траектории потока перемещается определенное количество объектов;

б) дискретные потоки - образуются объектами, перемещаемыми с интервалами;

3. По степени регулярности:

а) детерминированные потоки - характеризуются определенностью параметров на каждый момент времени;

б) стохастические потоки - характеризуются случайным характером параметров, которые в каждый момент времени принимают определенное значение с известнойстепенью вероятности.

4. По степени стабильности:

а) стабильные потоки - характеризуются постоянством значений параметров в течение определенного промежутка времени;

б) нестабильные потоки - характеризуются изменениями параметров потока.

5. По степени изменчивости:

а) стационарные потоки - характерны для установившегося процесса, их интенсивность является величиной постоянной;

б) нестационарные потоки - характерны для неустановившегося процесса, их интенсивность меняется в течение определенного периода.

6. По характеру перемещения элементов потока:

а) равномерные потоки - характеризуются постоянной скоростью перемещения объектов: в одинаковые отрезки времени объекты проходят одинаковый путь» интервалы начала и завершения движения объектов также равны;

б) неравномерные потоки - характеризуются изменением скорости перемещения, возможностью ускорения, замедления, остановок в пути, изменения интервалов отправления и прибытия.

7. По степени периодичности:

а) периодические потоки - характеризуются постоянством параметров или постоянством характера их изменения через определенный период;

б) непериодические потоки - характеризуются отсутствием закономерности изменения параметров потока.

8. По степени соответствия изменения параметров потока заранее заданному ритму:

а) ритмичные потоки;

б) неритмичные потоки.

9. По степени сложности:

а) простые (дифференцированные) потоки - состоят из объектов одного вида;

б) сложные (интегрированные) потоки - объединяют разнородные объекты.

10. По степени управляемости:

а) управляемые потоки - адекватно реагирующие на управляющее воздействие со стороны управляющей системы;

б) неуправляемые потоки - не реагирующие на управляющее воздействие.

По характеру образующих объектов могут быть выделены следующие виды потоков: материальные, транспортные, энергетические, денежных средств, информационные, людские, военные и др., однако для логистики экономической сферы наибольший интерес представляют материальные, информационные и финансовые потоки.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПОТОКОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ

2.1. Материалистические потоки

Материальный поток — это продукция (в виде грузов, деталей, товарно-материальных ценностей), рассматриваемая, в процессе приложения к ней различных логистических (транспортировка, складирование и др.) и/или технологических (механообработка, сборка и др.) операций и отнесенная к определенному временному интервалу.

Материальный поток, рассматриваемый не на временном интервале, а в данный момент времени является материальным запасом.

Материальные потоки в логистике характеризуются следующими параметрами:

    номенклатура, ассортимент и количество продукции;

    габаритные характеристики (общая масса, площадь, линейные параметры);

    весовые характеристики (общая масса, вес брутто и нетто);

    физико-химические характеристики груза;

    характеристики тары или упаковки, транспортного средства (грузоподъемность, грузовместимость);

    условия договора купли-продажи (передача в собственность, поставки);

    условия транспортировки и страхования;

    финансовые (стоимостные) характеристики;

    условия выполнения других операций физического распределения, связанных с перемещением продукции;

    и др.

    Количественно материальный поток выражается такими показателями, как интенсивность, плотность, скорость и т. д.

    Выделяются следующие признаки классификация материальных потоков:

    1. По отношению к логистической системе различают внутренние (не выходящие за пределы логистической системы) потоки и внешние, поступающие в логистическую систему из внешней среды (входные) и выходящие из логистической системы во внешнюю среду (выходные).

    2. По отношению к звену логистической системы материальные потоки делят на входные и выходные.

    3. По номенклатуре материальные потоки делят на однопродуктовые (одновидовые) и много продуктовые (многовидовые). Под номенклатурой при этом понимается систематизированный перечень групп, подгрупп и позиций (видов) продукции в натуральном выражении (шт., т, м3 и т. п.). Применяется в основном для статистической отчетности, учета и планирования.

    4. По ассортименту материальные потоки делятся на одноассортиментные и многоассортиментные. При этом под ассортиментом понимаются состав и соотношение продукции определенного вида или наименования, отличающиеся между собой по сортности, типам, размерам, маркам, внешней отделке и другим признакам.

    5. В процессе транспортирования грузы классифицируют по виду транспорта, способу и условиям транспортировки, габаритным, весовым и физико-химическим характеристикам груза, способам затаривания и др.

    Массовый поток – это поток, требующий транспортировки группой транспортных средств, например, целым железнодорожным составом из многих вагонов, колонной трейлеров и т. п.

    Крупный поток – это поток, требующий нескольких вагонов или трейлеров, и т. п.

    Средний поток – это поток, образованный одиночными вагонами, трейлерами, и т. п.

    Мелкий поток – это поток грузов, меньших, чем грузоподъемность одиночного транспортного средства, и могущий быть совмещенным при транспортировке с другими мелкими потоками.

    Тяжеловесные потоки — это потоки, образованные грузами высокой плотности и, следовательно, занимающие при том же весе меньший объем. Сюда относят потоки, образованные грузами с массой одного места при водных перевозках более 1 т, а при железнодорожных перевозках — 0,5 т.

    Легковесные потоки — это потоки, образованные грузами с малой плотностью, и следовательно, при заданном объеме, определяемом габаритами, допустимыми для данного транспортного средства, обладающие малым весом. В таких потоках 1 т груза занимает более 2 м3.

    Негабаритные потоки — это потоки грузов, высота одного места которых более 3,8 м, ширина — более 2,5 м, длина — больше длины грузовой площадки.

    6. По степени детерминированности параметров потока различают детерминированные и стохастические материальные потоки. Детерминированным называется поток с полностью известными (детерминированными) параметрами. Если хотя бы один параметр неизвестен или является случайной величиной (процессом), то материальный поток называется стохастическим.

    7. По характеру движения во времени различают непрерывные и дискретные материальные потоки. К первым относятся, например, потоки сырья и материалов в непрерывных производственных (технологических) процессах замкнутого цикла, потоки нефтепродуктов, газа, перемещаемые с помощью трубопроводного транспорта, и т. п. Большинство же потоков являются дискретными во времени.

    2.2. Финансовые потоки

    В процессе перемещения от одного хозяйствующего субъекта к другому совокупность определенных товарных ценностей может рассматриваться как соответствующий товарный поток, движение которого обусловлено выполнением целого ряда логистических операций.

    В условиях рыночной экономики повышение эффективности движения товарных потоков достигается, главным образом, за счет улучшения их финансового обслуживания. Это в свою очередь обусловливает необходимость выделения и изучения логистических финансовых потоков, соответствующих перемещению товарных ценностей: все виды материальных благ, услуги, капитал и нематериальные активы.

    Финансовый поток – это направленное движение финансовых ресурсов, связанное с материальными, информационными и иными потоками как в рамках логистической системы, так и вне ее.

    Возникают финансовые потоки при возмещении логистических затрат и издержек, привлечении средств из источников финансирования, возмещении (в денежном эквиваленте) за реализованную продукцию и оказанные услуги участникам логистической цепи.

    Механизм финансового обслуживания товарных потоков является в настоящее время наименее изученной областью логистики.

    Финансовые потоки в том или ином виде существовали всегда при любых способах организации предпринимательской деятельности. Однако, как показала практика, наибольшая эффективность их движения достигается при применении логистических принципов управления материальными и финансовыми ресурсами, что и обусловило появление новой экономической категории — логистический финансовый поток. Следовательно, логистические финансовые потоки создаются и используются для обеспечения эффективного движения товарных потоков. При этом специфика заключается в первую очередь именно в потребности обслуживания процесса перемещения в пространстве и во времени соответствующего потока товарно-материальных или товарно-нематериальных ценностей.

    Логистические финансовые потоки неоднородны по своему составу, направлению движения, назначению и другим признакам, что обусловливает необходимость их классификации. В каждом конкретном случае следует устанавливать свой, особый состав классификационных признаков логистических финансовых потоков, Для классификации финансовых потоков в логистике используются в основном такие признаки, как отношение к логистической системе, назначение, способ переноса авансированной стоимости, форма расчета, вид хозяйственных связей.

    По отношению к конкретной логистической системе различают внешние и внутренние финансовые потоки.

    Внешний финансовый поток протекает во внешней среде, т. е. за границами рассматриваемой логистической системы, внутренний существует внутри логистической системы и видоизменяется за счет выполнения с соответствующим товарным потоком целого ряда логистических операций. В свою очередь внешние логистические финансовые потоки по направлению движения подразделяются на:

    входящий финансовый поток (поступает в рассматриваемую логистическую систему из внешней среды);

    выходящий финансовый поток (начинает свое движение из рассматриваемой логистической системы и продолжает существовать во внешней среде).

    По назначению логистические финансовые потоки можно разделить на следующие группы:

    финансовые потоки, обусловленные процессом закупки товаров;

    инвестиционные финансовые потоки;

    финансовые потоки по воспроизводству рабочей силы;

    финансовые потоки, связанные с формированием материальных затрат в процессе производственной деятельности предприятий;

    финансовые потоки, возникающие в процессе продажи товаров.

    По способу переноса авансированной стоимости на товары логистические финансовые потоки подразделяются на потоки финансовых ресурсов:

    сопутствующие движению основных фондов предприятия (сюда относятся инвестиционные финансовые потоки и частично финансовые потоки, связанные с формированием материальных затрат);

    обусловленные движением оборотных средств предприятия (финансовые потоки, возникающие в процессе закупки, дистрибуции и продажи товаров, а также при воспроизводстве рабочей силы).

    В зависимости от применяемых форм расчетов все финансовые потоки в логистике можно дифференцировать на две большие группы:

    денежные — характеризующие движение наличных финансовых средств;

    информационно-финансовые — обусловленные движением безналичных финансовых средств.

    В свою очередь денежные финансовые потоки делятся на потоки наличных финансовых ресурсов по рублевым расчетам и по расчетам валютой, а к информационно-финансовым потокам относятся потоки безналичных финансовых ресурсов по расчетам платежными поручениями, платежными требованиями, инкассовыми поручениями, документарными аккредитивами и расчетными чеками.

    По видам хозяйственных связей различаются горизонтальные и вертикальные финансовые потоки. Первые отражают движение финансовых средств между равноправными субъектами предпринимательской деятельности, вторые — между дочерними и материнскими коммерческими организациями.

    Основной целью финансового обслуживания товарных потоков в логистике является обеспечение их движения финансовыми ресурсами в необходимых объемах, в нужные сроки, с использованием наиболее эффективных источников финансирования. В самом простом случае каждому товарному потоку соответствует свой единственный финансовый поток.

    Параметры финансовых потоков служат индикаторами благополучия и устойчивости предприятий, свидетельствуют об эффективности логистической деятельности, они необходимы при планировании и организации взаимоотношений с контрагентами. Например, при составлении бюджета на текущий год прогнозируют размер предстоящих поступлений и необходимых вложений, рассчитывают показатели прибыльности и рентабельности, которые необходимы при составлении финансовой отчетности, обосновании привлечения инвестиций и кредитов, заключении договоров и соглашений.

    Финансовые параметры во многом определяют экономическую жизнеспособность предприятий, их устойчивость на рынке, прочность связей с поставщиками и потребителями.

    2.3. Информационные потоки

    Информационный поток — это поток сообщений в речевой, документной (бумажной и электронной) и других формах, сопутствующий материальному или сервисному потоку в рассматриваемой логистической системе и предназначенный в основном для реализации управляющих воздействий.

    Информационные потоки, возникающие при внешних воздействиях на соответствующую среду, переносят информацию (сообщения) от ее источников к ее потребителям. Эти потоки могут иметь важное самостоятельное значение для оперативного управления и выработки стратегических решений, а могут соответствовать материальным и управлять ими. Различие скоростей материальных и информационных потоков может при наличии соответствия приводить к временному сдвигу между ними.

    Для обработки информационных потоков современные логистические системы имеют в своем составе информационный логистический центр. Задача такого центра — накопление получаемых данных и их прагматическая фильтрация, т. е. превращение в информацию, необходимую дли решения логистических задач. При этом связь центра с источниками информации может быть односторонней, двусторонней и многосторонней. Современные логистические системы используют последний способ связи.

    Таким образом, логистика оперирует многочисленными показателями и характеристиками информационных потоков: номенклатурой передаваемых сообщений, типами данных, документами, массивами данных; интенсивностью и скоростью передачи данных; специальными характеристиками (пропускной способностью информационных каналов, защитой от несанкционированного доступа, помехозащищенностью и др.).

    Между информационным и материальным потоком отсутствует изоморфность (т. е. однозначное соответствие, синхронность во времени возникновения). Как правило, информационный поток либо опережает материальный, либо отстает от него. В частности, само зарождение материального потока обычно является следствием информационных потоков в ходе, например, переговоров по сделкам купли-продажи товаров, составления контрактов и т. д. Типичным является наличие нескольких информационных потоков, сопровождающих материальный поток.

    Информационные потоки в логистике образуются в виде потоков массивов электронных данных, определенным образом оформленных бумажных документов, а также в виде потоков, состоящих из обоих этих типов квантов информации.

    К такой информации относятся:

    телефонограммы и факсы;

    накладные, поступающие вместе с товаром;

    информация о поступлении и размещении грузов на складах;

    данные о транспортных тарифах и о возможных маршрутах и типах транспорта;

    изменения в динамических моделях состояния запасов;

    библиотеки управляющих программ для технологического оборудования с числовым программным управлением и каталоги этих библиотек;

    различная нормативно-справочная производственная информация;

    изменения в динамических моделях рынка и в его сегментировании;

    текущие сведения о производственных мощностях;

    текущие сведения о поставщиках и продуцентах;

    изменения в динамических моделях портфеля заказов;

    текущие сведения о незавершенном производстве;

    данные о планах выпуска;

    текущие данные о складах;

    данные об объемах и видах готовой продукции;

    данные о фактическом сбыте продукции потребителям;

    данные о финансовых потоках.

    Таким образом, информация, создающаяся, хранящаяся, циркулирующая и используемая в логистической системе, может быть признана полезной, если возможно ее включение в текущие производственно-сбытовые процессы.

    Для успешной и эффективной реализации логистического управления на основе анализа информационных потоков необходимы определенные факторы и предпосылки, а именно:

    наличие соответствующих информационных характеристик процесса;

    адекватный уровень систематизации и формализации процесса логистического управления;

    организационные формы и система методов логистического управления;

    возможность сокращения длительности переходных процессов и оперативного получения обратной связи по результатам логистической деятельности.

    Информационный поток определяется следующими параметрами:

    1. Источником возникновения.

    3. Скоростью передачи, т. е. количеством информации, передаваемой в единицу времени.

    4. Общим объемом, т. е. общим количеством информации, образующей данный поток.

    Информационный поток может функционировать в том же направлении, что и соответствующий материальный поток, либо он может быть направлен навстречу «своему» материальному потоку. Направление информационного потока может в ряде случаев не иметь ничего общего с направлением движения соответствующего материального потока. Например, комплектующие изделия поступают от продуцента на входной склад, а соответствующие счета — в бухгалтерию.

    Если удовлетворяются заказы на поставку сырья, материалов и комплектующих, информационный поток, образованный этими заказами, оформленными в виде документов, направлен в сторону, противоположную соответствующему материальному потоку. Он возникает раньше этого материального потока. Иными словами, этот информационный поток предваряет инициированный им материальный поток.

    Информационный поток, двигающийся навстречу материальному, может быть не только предваряющим, как уже описывалось выше, но и отстающим. Например, поток информации, образованный документами о результатах приемки или отказе в приемке груза, различными претензиями, гарантийными документами и др.

    Таким образом, информационные потоки могут опережать, отставать или быть синхронными с соответствующими материальными потоками. Каждый их этих типов информационных потоков может двигаться в том же направлении, что и соответствующий материальный поток, быть встречным ему или же двигаться в не совпадающем с ним направлении.

    Каждый тип информационного потока характеризуется своим сочетанием этих двух качеств. Соответственно можно назвать следующие разновидности информационных потоков:

    опережающие с совпадающим направлением;

    опережающие встречные;

    опережающие, различающиеся по направлению;

    синхронные с совпадающим направлением;

    синхронные встречные;

    синхронные, различающиеся по направлению;

    отстающие с совпадающим направлением;

    отстающие встречные;

    отстающие, различающиеся по направлению.

    Таким образом, разнообразные информационные потоки являются теми связями, которые объединяют в единое целое различные функциональные подсистемы. В каждой из этих функциональных подсистем реализуются материальные потоки, соответствующие целям, обеспечиваемым этими подсистемами. Информационные потоки объединяют эти подсистемы в единое целое, так что отдельные цели каждой подсистемы подчиняются общей цели всего производственно-сбытового комплекса. Именно это является основной концепцией логистики.

    Виды информационных потоков, циркулирующих в логистических системах, имеют некоторое отличие от всех других видов потоков. Отличие состоит в самом объекте движения — обмене информации между различными звеньями логистической системы.

    2.4. Сервисные потоки

    Сервисные потоки — потоки услуг (нематериальной деятельности, особого вида продукции или товара), генерируемые логистической системой в целом или ее подсистемой (звеном, элементом) с целью удовлетворения внешних или внутренних потребителей организации бизнеса.

    Сервис – процесс предоставления услуги — деятельность поставщика, необходимая для обеспечения услуги.

    Важность логистических услуг в последнее время особенно возрастает, что объясняется многими причинами. Среди них социальные программы, принимаемые правительствами различных стран, развитие индустрии услуг и концентрация в ней все большего числа компаний и занятого трудоспособного населения, нацеленность деятельности многих фирм на конечного потребителя, развитие концепции всеобщего управления качеством в индустрии услуг.

    Большое число звеньев логистической системы и логистических посредников являются предприятиями сервиса, в которых услуги неразрывно связаны с продуктом, распределяемым, продвигаемым на рынок и продаваемым на разных участках логистической цепи. К таким звеньям относятся различные транспортные компании, оптовые и розничные торговцы, компании-дистрибуторы и т. п. При этом стоимость услуг может значительно превосходить прямые затраты на производство продукции.

    На Западе широко используется понятие «логистики сервисного отклика» — SRL, которое определяется как процесс координации логистических операций, необходимых для оказания услуг наиболее эффективным способом с точки зрения затрат и удовлетворения запросов потребителей.

    SRL-подход является зачастую основным стратегическим элементом менеджмента многих зарубежных фирм, оказывающих услуги. Критическими элементами этого подхода являются прием заказов на услуги и мониторинг оказания услуг. Как и материальные потоки, потоки услуг распространяются в определенной среде доставки (для готовой продукции — в распределительной сети), в которой существуют свои звенья логистической системы, логистические каналы, цепи и т. д. Эта сеть должна быть построена таким образом, чтобы с максимальной эффективностью удовлетворять требования клиентов к уровню обслуживания. Примерами подобных сетей могут служить сети станций технического обслуживания и пунктов сервиса автомобилестроительных фирм, сети предпродажного и послепродажного сервиса большинства фирм, производящих промышленные электробытовые товары, и т. п.

    До сих пор отсутствуют эффективные способы оценки качества услуг сервиса, что объясняется их особенностями по сравнению с продуктовыми характеристиками. Такими особенностями (характеристиками сервисных потоков) являются:

    1. Сложность спецификации услуг сервисной фирмой и их оценки со стороны покупателя.

    2. Покупатель может быть прямым участником процесса оказания услуг.

    3. Услуги потребляются в тот же момент, когда они оказываются, т. е. не могут складироваться или транспортироваться.

    4. Покупатель, приобретая услуги, никогда не становится их собственником.

    5. Качество услуги не может быть протестировано до момента оплаты ее покупателем.

    6. Оказание услуг часто состоит из системы более мелких (субсервисных) действий, причем покупатель оценивает все эти действия.

    Указанные характеристики и особенности услуг играют важную роль в логистическом процессе.

    Оценка качества услуг при анализе и проектировании логистических систем должна основываться на критериях, используемых покупателями услуг для этих целей.

    Для каждого параметра оценки качества услуг имеются две величины (условные) — ожидаемая покупателем и фактическая. Разница между этими двумя величинами называется расхождением (рассогласованием) и оценивает степень удовлетворения покупателя качеством услуги. В западной экономической литературе это расхождение часто называют термином «разрыв» (gap).

    Для рационализации логистического управления в каналах продвижения и продаж товаров необходимо: во-первых, правильно оценивать параметры качества услуг, во-вторых, строить управление таким образом, чтобы свести к минимуму расхождения между ожидаемым и фактическим уровнями качества услуг.

    Для этого используют различные методы оценок, такие, например, как анкетные опросы покупателей, экспертные оценки, статистические методы и т. п. Сложность заключается в том, что большинство параметров качества услуг нельзя измерить количественно, т. е. получить формализованную оценку.

    «Маркетологи говорят ЧТО? делать, а логисты КАК? делать».

    Успех деятельности любой компании или фирмы зависит от того, насколько эффективно осуществляется управление продовольственной и материально-технической базой. Бизнес всегда требует грамотного и взвешенного подхода и просчета ситуации наперед. Здесь приходит на помощь логистика, позволяющая предприятию увеличить прибыль и сделать конкурентоспособными товары и услуги, оптимально используя материалопроводящие системы.

    Потоки в логистике являются направленным перемещением в пространстве какого-либо продукта (материалов, сырья, финансов, информации и т.п.) за определенное время. Различают такие категории потоков в логистике: материальные, финансовые, информационные и услуги.

    Материальный поток в логистике

    Наибольшее значение в логистике занимает материальный поток. Он является материальными ресурсами, незавершенным производством и готовой продукцией, которые находятся в состоянии движения. По отношению к ним осуществляются логистические операции, которые связаны с перемещением в пространстве и времени от поставщиков ресурсов до потребителя.

    Материальные потоки классифицируются по таким признакам:

    1. отношение к логистической системе:

    • внешний, протекающий во внешней среде для компании (только грузы, имеющие отношение к данному предприятию);
    • внутренний – операции с грузом внутри предприятия;
    • входной – материальные поток, поступающий в систему из внешней среды;
    • выходной – материальный поток, выходящий во внешнюю среду из логистической системы;
    2. натурально-вещественный состав материальных потоков:
    • одноассортиментные потоки;
    • многоассортиментные потоки;
    3. количественный признак:
    • массовые материальные потоки (например, транспортировка грузов железнодорожным составом или несколькими десятками вагонов);
    • крупные материальные потоки (несколько автомобилей или вагонов);
    • мелкие материальные потоки (грузы, которые не полностью используют грузоподъемность транспортного средства и требуют совмещения с другими грузами при транспортировке, то есть грузы, перевозимые единичными автомобилями или вагонами);
    4. удельный вес грузов, которые образуют материальны поток:
    • тяжеловесные (максимальное использование грузоподъемности транспорта);
    • легковесные (не полностью используют грузоподъемность транспорта);
    5. консистенция грузов:
    • насыпные;
    • навалочные;
    • тарно-штучные;
    • наливные грузы;
    6. степень совместимости грузов, образующих материальный поток:
    • совместимые;
    • несовместимые.

    Финансовые потоки в логистике

    Финансовые логистические потоки отвечают за успешно функционирование логистической системы и влияют на другие виды потоков. Благодаря финансовому потоку осуществляется перемещение какого-то количества материальных и нематериальных ценностей. Они также сопутствуют движению основных и оборотных средств.

    Классификация финансовых логистических потоков:

    1. назначение:

    • финансовые потоки, которые определяют процесс закупки товаров;
    • инвестиционные потоки;
    • финансовые потоки, которые связаны с материальными затратами и результатами, получаемыми в процессе производства предприятия;
    • финансовые потоки по воспроизводству рабочей силы;
    2. формы расчетов:
    • денежные потоки, которые отражают движение наличных финансовых ресурсов;
    • информационно-финансовые потоки, которые обусловлены движением безналичных финансовых ресурсов;
    3. виды хозяйственный связей:
    • горизонтальные потоки финансов, отражающие перемещение финансовых средств между партнерами;
    • вертикальные потоки финансов, которые характеризуют движение финансов между подразделениями компании.

    Информационные потоки в логистике

    Информационные логистические потоки протекают вместе с материальными и финансовыми потоками, однако при этом они могут и отставать, и опережать перемещение материальных ресурсов. Информационные потоки являются документальными или речевыми обращениями, или сообщениями, которые служат для управления материальных потоков или сопровождения их.

    Различают такие виды информационных логистических потоков:

    1. по виду систем, связанных с потоком:

    • горизонтальный информационный поток, относящийся только к одному уровню иерархии системы логистики;
    • вертикальный поток, движущийся от самого верхнего уровня системы, до нижнего;
    2. по месту прохождения:
    • внешний информационный поток (между системой и внешней средой);
    • внутренний (движущийся внутри системы или ее элемента);
    3. по направлению к логистической системе:
    • входящий;
    • выходящий;
    4. по типу носителя информации:
    • на электронных носителях;
    • на бумажных носителях;
    5. по назначению:
    • управляющие;
    • учетно-аналитические;
    • нормативно-справочные;
    • вспомогательные.
    Логистические потоки могут быть выражены не только движением товара, финансов или информации. Существует еще так называемый деятельностный подход. Это потоки услуг, который характеризуется количеством оказанных услуг за определенное время. Услуги являются особой деятельностью, служащей для удовлетворения как общественных, так и личных потребностей, например, консультативные услуги, транспортные услуги, информационные услуги и т.п. На данный момент наблюдается быстрое развитие потоков услуг, что обусловлено развитием индустрии сервиса, в которую вовлечено большое количество компаний.

    Самыми главными параметрами логистических потоков являются пункт отправки и пункт прибытия потока, его длина и траектория. При этом должны учитываться такие параметры движения потоков, как: скорость, плотность, время и интенсивность. Дискретные и непрерывные логистические потоки характеризуются степенью непрерывности и стабильностью: стабильные и нестабильные логистические потоки. Характер производства и методы управления процессами потоков напрямую влияют на управляемость, сложность и периодичность с такими классификациями потоков.

    Если задаться вопросом – какое понятие, термин. категория в логистике самые важные, то среди кандидатов на это почетное место, несомненно, будут «поток » или «материальный поток ». Действительно, объект изучения логистики (если мы говорим о ней, как о науке) - потоки, в особенности материальные потоки. Несомненно, фундаментальную роль также играют сопутствующие им потоки информационные и финансовые. А еще множество иных видов потоков в логистике: трудовых, сервисных, энергетических. Поэтому стоит подробно разобрать понятие потока в логистике, привести его определения, предложить классификацию.

    Поток в логистике: понятие, особенности, типы

    Как уже было сказано, объект изучения логистической науки - поток . А предмет изучения – оптимизация потоков , оптимальное управление ими.

    Потоковые процессы наблюдаются в любой логистической системе (от маленькой фирмы до гигантской транснациональной корпорации, ), потоки окружают нас в повседневной жизни. Транспортировка груза, перемещение деталей по заводскому конвейеру, отгрузка товарной продукции, люди в метро, ток в проводах – все это те или иные виды потоков.

    Интересно, что есть отдельная наука изучающая управление материальными потоками в пределах предприятия – рохрематика .

    Это не то же самое, что логистика! Более того, сфера интересов логистики гораздо шире: кроме материальных потоков в ней изучаются информационные, финансовые, сервисные; при этом логистика выходит далеко за рамки отдельной фирмы, рассматривая ее во взаимосвязи с другими участниками деловых отношений, иными генераторами и потребителями материальных потоков (конкуренты, клиенты, государство).

    Классификация материальных потоков предприятия очень обширна. Приведем важнейшие виды материальных потоков организации:

    1. По направленности движения:

    • входной поток – приходит в логистическую систему из внешней среды (например, закупка заводом комплектующих);
    • выходной поток – наоборот, исходит во внешнюю среду из логистической системы (например, отгрузка выполненного заказа).

    2. По отношению к логистической системе:

    • внутренний поток – протекает внутри нее (например, перемещение заготовки по цеху в процессе ее обработки);
    • внешний поток – движется во внешней среде (например, перевозка товаров со склада в магазины). Но к внешним относятся не любые потоки, протекающие вне логистической системы, а только те, к которым организация имеет какое-либо отношение!

    3. По степени сложности внутренней структуры:

    • простой (дифференцированный, однопродуктовый) поток – состоит из однородных объектов (например, поток одинаковых заготовок для штамповки);
    • сложный (интегрированный, многопродуктовый) поток – включает в себя разнородные непохожие объекты (например, поток разнообразных радиотехнических деталей: резисторов, конденсаторов, транзисторов).

    4. По степени определенности:

    • детерминированный (определенный) поток – все его характеристики известны или заранее заданы (например, регламентированный процесс отпуска готовой продукции со склада предприятия);
    • стохастический (неопределенный) поток – как минимум один его параметр неизвестен, либо не поддается контролю, будучи случайной величиной (например, нельзя точно рассчитать число машин движущихся на отрезке трассы в некий момент времени).

    5. По степени непрерывности:

    • непрерывный поток – за определенный промежуток времени (минуту, час, день) через некий пункт траектории протекания потока проходит фиксированное и/или ненулевое количество объектов (например, непрерывно движущийся конвейер с молочными тетрапаками);
    • дискретный (прерывистый) поток – объекты по траектории перемещения потока движутся с интервалами, паузами, перерывами (например, поставки сырья с определенным интервалом, допустим, раз в месяц).

    6. По консистенции груза (т.е. по степени его плотности, густоты, твердости) в потоке, его физико-механическим свойствам:

    • твердый тарно-штучный – груз транспортируется без защитной оболочки, либо в ящиках, упаковках, контейнерах, бутылках, мешках; причем в обоих случаях его можно точно сосчитать поштучно (например, кирпичи на деревянных поддонах);
    • твердый навалочный – это сухой сыпучий груз, обычно минерального происхождения, перевозимый уже без какой-либо тары, навалом, и имеющий тенденцию к спеканию или слеживанию (примеры навалочных грузов: кварцевый песок, минеральная соль, уголь);
    • твердый насыпной – транспортируется также без упаковки в особо оборудованных транспортных средствах (специальные контейнеры, вагоны бункерного типа), обладает сыпучестью (примеры насыпных грузов: щебень, гравий, зерно);
    • жидкий, наливной груз - транспортируемый в цистернах или специализированных наливных судах (например, молоко, керосин, нефть);
    • газообразный груз – транспортируется в закрытых емкостях, цистернах; часто с соблюдением мер предосторожности (т.к. газ бывает взрыво- и пожароопасным). Примеры: бутан, кислород, метан.

    Стоит отметить, что приведенная выше классификация может в отдельных случаях применяться не только к материальным потокам, но и к иным видам потоков логистической системы: информационным, финансовым, людским.

    Также ряд исследователей выделяет различные типы материальных потоков по: разнообразию состава (одноассортиментные, многоассортиментные), отраслевой принадлежности (промышленные, торговые, сельскохозяйственные, строительные, коммунальные), объему груза (мелкий, средний, крупный, а также массовый), совместимости потоков, стабильности, удельному весу груза (легковесный, тяжеловесный), степени опасности, величине изменчивости потока (стационарные, нестационарные), равномерности и ритмичности движения, и пр.

    Информационный поток в логистике и его виды

    В современном мире информация имеет огромное значение, превращаясь в самоценный ресурс. Каждому материальному потоку неизменно сопутствует поток информационный. Так транспортировка груза сопровождается оформлением документов, согласованием маршрута, трансляцией данных GPS и прочее. То есть управлением сопутствующими информационными потоками.

    При этом информационный поток в организации может протекать как относительно синхронно (то есть параллельно, одновременно) с материальным потоком его породившим, так и носить опережающий или запаздывающий характер.

    Информационный поток (information flow ) – это сообщения (в любой форме, от устной до электронной), генерируемые первоначальным материальным потоком и предназначающиеся для осуществления управляющих функций.

    Информационные потоки в логистике по аналогии могут подразделяться на входящие и исходящие, внутренние и внешние.

    Кроме того стоит привести именно классификацию информационных потоков :

    1. По типу носителей информации:

    • потоки на традиционных бумажных носителях (записки, документы, письма);
    • потоки на цифровых носителях (флеш-карты, компакт-диски);
    • потоки электронных каналов связи (компьютерные и телефонные сети).

    2. По назначению информации:

    • директивные - передают приказы, указания; играют управляющую функцию;
    • нормативно-справочные - нормы, стандарты, различная справочная информация;
    • учетно-аналитические - контрольные параметры, бухгалтерская информация, аналитические данные;
    • вспомогательные потоки - все остальное, информация полезная, но не первостепенной важности.

    3. По режиму обмена информацией:

    • потоки «онлайн» - данные передаются через телекоммуникационные сети в режиме реального времени;
    • потоки «оффлайн» - данные передаются вне сети, устно или посредством бумажных документов, писем.

    4. По способу передачи информации:

    • почтовой службой;
    • курьером в руки;
    • телефоном или факсом;
    • электронной почтой (e-mail);
    • интернет-мессенджерами.

    5. По степени открытости (секретности):

    • открытые потоки (доступны всем);
    • закрытые потоки (доступны только внутри фирмы, подразделения);
    • секретные (конфиденциальные) потоки.

    Финансовые потоки и их классификация

    Большую роль в деятельности любой коммерческой (да и некоммерческой тоже) организации играют финансовые потоки. Без финансовых средств невозможна закупка комплектующих и сырья, оплата наемного труда, обеспечение транспортировки , и многое другое.

    Управление финансовыми потоками компании – одна из базовых задач менеджмента компании.

    Финансовый поток (financial flow ) – это направленное движение финансовых средств, обращающихся в пределах логистической системы (склада, завода, банка), а также между ней и внешней средой, и взаимосвязанных с материальными или иными потоками.

    Не стоит путать финансовый поток с денежным потоком (кэш-фло ). Это разные понятия, имеющие различные сферы приложения.

    Финансовые потоки предприятия, как и все предыдущие виды, также можно подразделить на внутренние и внешние (в зависимости от их направленности), и на входящие и исходящие (по месту протекания). Но кроме того можно описать и несколько разновидностей потоков в логистике, присущих именно финансовым потокам:

    1. По назначению:

    • закупочные (закупка сырья и материалов);
    • трудовые (оплата труда рабочих);
    • инвестиционные (приобретение ценных бумаг);
    • товарные (покупка товаров розничной сетью для реализации).

    2. По направлению хозяйственных связей:

    • горизонтальные потоки - циркуляция финансов между одноуровневыми звеньями;
    • вертикальные потоки - циркуляция финансов между звеньями находящимися на различных уровнях иерархии.

    3. По форме расчета:

    • денежные – движение наличности;
    • информационно-финансовые – переводы в безналичной форме;
    • учетно-финансовые – протекают при формировании материальных затрат в процессе производства.

    Сервисные и другие виды потоков в логистике

    Материальные потоки традиционно считаются основными в логистике. С ними тесно взаимосвязаны информационные и финансовые потоки. Но на этом все разнообразие потоков в логистике не исчерпывается! Например, часто выделяют сервисные потоки или, иначе, потоки услуг.

    Сервисный поток – это определенный объем услуг оказанных клиентам за конкретный период времени.

    К особой разновидности материальных потоков можно причислить грузовые потоки.

    Грузовой поток (freight traffic) – это объем груза, перевезенного за определенный период (как правило, один год), по конкретному маршруту отдельными .

    Можно выделить и другие виды потоков в логистике: транспортные, потоки клиентов, трудовые, потоки заявок, энергетические.

    Очень часто материальный и сопутствующие ему вспомогательные потоки образуют некую целостную сущность, систему, обладающую определенной структурой и устойчивостью. Можно сказать, что это интегрированный логистический поток .

    Галяутдинов Р.Р.


    © Копирование материала допустимо только при указании прямой гиперссылки на

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://allbest.ru

    Учреждение пбразования Федерации профсоюзов Беларуси

    «Международный ун??ерситет «МИТСО»

    Кафедра логистики

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

    на тему: «Понятие, виды и классификация логистических потоков»

    по дисциплине «Логистика и управление цепями поставок»

    Студен?: Зубарев Андрей Сергеевич

    Курс 2 , группа 1318 Факультет МЭО и М

    С?ециальность логистика

    Научный руководитель: преподаватель,

    м.э.н. Третьякова Марина Леонидовна

    1. Понятие и виды потоков

    2. Материальный поток

    3. Финансовый поток

    4. Информационный поток

    5. Сервисный поток

    1. Понятие и виды потоков

    Поток - направленное движение совокупности материально-вещественных, финансовых, информационных, энергетических, кадровых и других видов ресурсов в экономической сфере от поставщиков к потребителям.

    Основными параметрами потока являются:

    · начальный, промежуточный и конечный пункты;

    · траектория, длина пути, скорость и время движения;

    · интенсивность - количество объектов потока, проходящих через пункты в единицу времени.

    Существует 4 вида потоков:

    · Материальный поток

    · Финансовый поток

    · Информационный поток

    · Сервисный поток

    Основой логистического потока является материальный поток, которому, как правило, сопутствуют или соответствуют прочие потоки.

    2. Материальный поток

    Материальный поток -- находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство и готовая продукция, к которым применяются логистические виды деятельности, связанные с их физическим перемещением в пространстве: погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, сортировка, консолидация, разукрупнение и т.п.

    Таким образом, материальный поток в определенные моменты времени может быть запасом, материальным ресурсом, незавершенным производством, готовой продукцией. Материальный поток характеризуется определенным набором параметров и может быть классифицирован по разным признакам.

    Параметрами материальных потоков могут быть:

    · номенклатура, ассортимент и количество продукции;

    · габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);

    · весовые характеристики (общая масса, вес брутто, вес нетто);

    · физико-химические характеристики груза;

    · характеристики тары (упаковки), товароносителя, транспортного средства (грузоподъемность, грузовместимость);

    · условия договоров купли-продажи (передачи в собственность, поставки);

    · условия транспортировки и страхования;

    · финансовые (стоимостные) характеристики;

    · условия выполнения других операций физического распределения, связанных с перемещением продукции и др.

    Материальный поток может быть охарактеризован такими показателями, как интенсивность, плотность, скорость и т.д.

    3. Финансовый поток

    Финансовый поток -- это направленное движение финансовых ресурсов, связанное с материальными, информационными и иными потоками как в рамках логистической системы, так и вне ее.

    Финансовые потоки возникают при возмещении логистических затрат и издержек, привлечении средств из источников финансирования, возмещении (в денежном эквиваленте) за реализованную продукцию и оказанные услуги участникам логистической цепи.

    Финансовые потоки неоднородны по составу, направлениям движения, назначению и ряду других признаков. Потребность в определении наиболее эффективных способов управления финансовыми потоками в логистике обусловливает необходимость проведения их подробной классификации.

    Для классификации финансовых потоков используются следующие основные признаки:

    · отношение к логистической системе;

    · направление движения;

    · назначение;

    · способ переноса авансированной стоимости;

    · форма расчета;

    · вид хозяйственных связей.

    По отношению к логистической системе различают внешние и внутренние финансовые потоки. Внешний финансовый поток протекает во внешней среде, т. е. за границами рассматриваемой логистической системы. Внутренний финансовый поток существует внутри логистической системы и видоизменяется в результате выполнения ряда логистических операций и функций.

    По направлению движения внешние финансовые потоки подразделяются на входящие и выходящие:

    · входящий финансовый поток поступает в рассматриваемую логистическую систему из внешней среды;

    · выходящий финансовый поток начинается внутри логистической системы и продолжает существовать во внешней среде.

    По назначению логистические финансовые потоки можно разделить на следующие группы:

    · обусловленные;

    · инвестиционные потоки;

    · в связи с воспроизводством рабочей силы;

    · связанные с формированием материальных затрат в процессе производственной деятельности предприятий;

    · возникающие в процессе дистрибьюции и продажи товаров.

    По способу переноса авансированной стоимости на товары логистические финансовые потоки подразделяются на потоки финансовых ресурсов, сопутствующие движению основных фондов предприятия (к ним относятся инвестиционные финансовые потоки и частично финансовые потоки, связанные с формированием материальных затрат), а также на потоки финансовых ресурсов, обусловленные движением оборотных средств предприятия (к ним относятся все остальные группы финансовых потоков, выделяемые в классификации по назначению).

    В зависимости от применяемых форм расчетов все финансовые потоки в логистике можно разделить на две большие группы:

    · денежные потоки, характеризующие движение наличных средств;

    · информационно-финансовые потоки, обусловленные движением безналичных средств.

    Денежные потоки делятся на потоки наличных ресурсов по рублевым расчетам и по расчетам валютой, а к информационно-финансовым потокам относятся потоки безналичных ресурсов по расчетам платежными поручениями, платежными требованиями, инкассовыми поручениями, документарными аккредитивами и расчетными чеками.

    Наряду с денежными и информационно-финансовыми потоками существуют учетно-финансовые потоки. В отличие от первых двух видов, образующихся при организации финансовых расчетов между предприятием-продавцом и предприятием-покупателем, учетно-финансовые потоки возникают в ходе производства товаров или оказания услуг на стадии увеличения авансированной стоимости.

    Под увеличением авансированной стоимости понимается процесс формирования материальных затрат в производственной деятельности конкретного предприятия. Движение финансовых ресурсов в рамках названного процесса и характеризуют логистические учетно-финансовые потоки.

    По видам хозяйственных связей различаются горизонтальные и вертикальные финансовые потоки. Первые отражают движение финансовых средств между равноправными субъектами предпринимательской деятельности, вторые -- между дочерними и материнскими коммерческими организациями.

    Основной целью финансового обслуживания товарных потоков в логистике является обеспечение их движения финансовыми ресурсами в необходимых объемах, в нужные сроки и с использованием наиболее эффективных источников финансирования.

    4. Информационный поток

    Информационный поток - поток сообщений в устной, документной (бумажной и электронной) и других формах, сопутствующий материальному или сервисному потоку в рассматриваемой логистеческой системой и предназначенный в основном для реализации управляющих функций

    Можно выделить элементарные, ключевые и поддерживающие информационные потоки, сопровождающие соответствующие операции и функции. логистика дистрибьюция сервисный поток

    Информационные потоки делятся на:

    1. внутренние и внешние (соответственно циркулирующие внутри логистической системы или между логистисеческой системой и внешней средой);

    2. горизонтальные, относящиеся к одному уровню иерархии логистеческой системы, и вертикальные -- от верхнего звена логистического менеджмента к нижнему;

    3. входные и выходные -- по отношению к логистической системе (подсистеме или звену логистичиской системы).

    По виду носителей информации наиболее распространенными являются потоки на бумажных носителях (документы), а при использовании компьютерных технологий обработки информации -- на магнитных носителях (магнитных лентах, дисках), в виде электронных видеограмм и т.п.

    По времени возникновения информации различают регулярные (стационарные) потоки, соответствующие регламентированной во времени передаче данных, периодические (с жестким ограничением времени и продолжительности передачи) и оперативные потоки, обеспечивающие связь абонентов в интерактивном и диалоговом режимах on line и offline.

    В зависимости от назначения выделяют директивные (управляющие), нормативно-справочные, информационные -- для учета и анализа при принятии решений -- и вспомогательные информационные потоки.

    5. Сервисный поток

    Сервисные потоки -- потоки услуг (нематериальной деятельности, особого вида продукции или товара), генерируемые логистической системой в целом или ее подсистемой (звеном, элементом) с целью удовлетворения внешних или внутренних потребителей организации бизнеса.

    Принятый в международном стандарте ISO 8402:1994 термин «услуга» означает итоги непосредственного взаимодействия поставщика и потребителя и внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребностей потребителя.

    Сервис -- процесс предоставления услуги -- деятельность поставщика, необходимая для обеспечения услуги. Несмотря на важность сервиса, эффективные способы оценки его качества до сих пор отсутствуют, что объясняется рядом особенностей сервиса в сравнении с характеристиками продуктов.

    Такими особенностями (характеристиками сервисных потоков) являются:

    1. Неосязаемость сервиса. Заключается в сложности для поставщиков сервиса объяснить и специфицировать сервис, а также трудностями оценить его со стороны покупателя.

    2. Покупатель зачастую принимает прямое участие в производстве услуг.

    3. Услуги потребляются в момент их производства, т.е. услуги не складируются и не транспортируются.

    4. Покупатель никогда не становится собственником услуги.

    Сервис -- деятельность (процесс) и поэтому не может быть протестирован прежде, чем покупатель его купит.

    Сервис часто состоит из системы более мелких (субсервисных) услуг, причем покупатель оценивает эти субсервисные услуги.

    Качество и привлекательность сервиса зависят от способности покупателя оценить его в итоге (в общем плане).

    Указанные характеристики и особенности сервисных потоков играют важную роль в логистическом процессе, в частности в сфере дистрибьюции товаров. Очень важно учитывать тот факт, что качество сервиса в логистике проявляется в тот момент, когда поставщик сервиса и покупатель встречаются «лицом к лицу».

    При этом могут возникнуть две ситуации:

    1. если особых проблем при «доставке» сервиса нет, то поставщик может действительно убедить покупателя в высоком качестве сервиса;

    2. если возникают проблемы, то ситуацию, как правило, исправить уже нельзя, каким бы на самом деле высоким качеством ни обладал сервис.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Рассмотрение понятия и сущности логистических потоков. Изучение основных характеристик материальных, информационных, сервисных и финансовых потоков, циркулирующих между поставщиками предприятия и потребителями. Роль услуг в логистическом процессе.

      контрольная работа , добавлен 10.11.2015

      Предпосылки и история развития логистики, ее сущность, цели, функции и принципы. Факторы актуальности логистических процессов, их внедрение в управление товародвижением. Схема движения, содержание, виды и роль материальных и информационных потоков.

      реферат , добавлен 09.12.2011

      Понятие логистики, её отрасли и области их применения. Проектирование производственного процесса на предприятии. Роль логистики в обеспечении конкурентоспособности фирмы. Основные способы логистического регулирования движения потоков на предприятии.

      курсовая работа , добавлен 23.04.2011

      Концепция, принципы и задачи коммерческой логистики. Организация торговой логистики, ее элементы, формы и отличительные черты, виды товарных потоков. Характеристика логистических систем торговой логистики. Понятие и классификация логистических операций.

      реферат , добавлен 20.03.2010

      Понятие и виды материальных потоков в логистике. Организационно–экономическая характеристика современного торгового предприятия. Предложения по совершенствованию складирования товаров в ООО "Метро Кэш Энд Керри". Правовое, программное обеспечение проекта.

      дипломная работа , добавлен 30.04.2014

      Исторические предпосылки активного применения логистики в экономике, её интегрирующая и результирующая функции, правила, общие и частные задачи. Описание основных принципов логистики и виды информационных потоков. Определение финансовых потоков.

      контрольная работа , добавлен 08.10.2014

      Классификация материальных потоков. Затраты трудовых, материальных, финансовых и информационных ресурсов. Задачи закупочной логистики. Функция снабжения на предприятии. Классификация логистических операций в процессе закупки, производства и сбыта.

      контрольная работа , добавлен 01.02.2016

      Сущность финансовых и информационных, сервисных потоков, их характеристики, особенности классификации. Три стороны в логистике фирмы. Основные управленческие функции администрирования логистической системы. Функции логистического анализа и аудита.

      контрольная работа , добавлен 11.12.2010

      Совершенствование организации движения материальных потоков, основные системы управления запасами, связь логистики с корпоративной стратегией. Управление информационными потоками и направления автоматизации управления. Разработка логистических операций.

      контрольная работа , добавлен 16.10.2010

      Виды информационных потоков в логистике: горизонтальный и вертикальный; внешний и внутренний; бумажный, электронный, смешанный; регулярный, оперативный, случайный, on-line, off-line. Структура информационных потоков современного промышленного предприятия.

    Эффективное использование информационной логистики заключается в рациональном управлении информационным потоком по всей логистической сети на всех иерархических уровнях.

    Информационный поток -- это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления, анализа и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов (носителей).

    Информационные потоки в логистических системах имеют свои специфические особенности, которые отличают их от всех других видов информационных потоков. Эти особенности зависят от свойств логистических систем. Логистические информационные потоки имеют следующие характеристики:

    неоднородность (информация, используемая в логистических системах, качественно разнородна.);

    множественность подразделений -- поставщиков информации;

    множественность подразделений -- потребителей информации;

    сложность и трудность практической обозримости информационных маршрутов;

    множественность числа передач единиц документации по каждому маршруту;

    многовариантность оптимизации информационных потоков.

    Логистический информационный поток сам по себе является достаточно сложной системой и делиться на ряд составляющих: реквизит, показатель, документ и массив.

    Реквизит -- элементарная единица сообщения. Реквизит характеризует количественную или качественную составляющую информационной совокупности. Так например, реквизиты -- наименование организации, наименование товара, цена товара, и т.п. Каждый реквизит может быть представлен совокупностью символов: цифровых, буквенных, специальных.

    Документы, используемые в процессе управления, могут включать один или несколько показателей с обязательным удостоверением (подписью или печатью) лица, ответственного за содержащуюся в документах информацию. Поскольку получение исходных данных является сферой деятельности человека, то большинство документов создается на стадии сбора и регистрации данных, хотя немалая доля документов поступает в систему от внешних (вышестоящих и др.) организаций. Например, в бухгалтерском учете показатель, его основание является результатом счета, взвешивания и т.п. Он служит основой получения сводных бухгалтерских и статистических данных, которые в свою очередь будут входящей информацией при составлении статистических отчетов в разрезе организации, отрасли, региона и т.д.

    Массив представляет собой совокупность однородных данных, имеющих единую технологическую основу и объединенные единым смысловым содержанием. Данные (процессы, явления, факты, и т.п.) представленные в формализованном виде, пригодном для передачи по каналам связи и для обработки на компьютере. Основными элементами массивов, определяющими их содержание, являются записи.

    Записи - это элементы массива, которыми оперируют пользователи при обработке информации. Элементами записей, имеющих единое смысловое значение, являются информационные поля.

    Данные, принадлежащие к одному массиву, записываются по общим правилам (в соответствии с технологией накопления, хранения и обработки данных, принятой в организации). Тип массива определяется его содержанием (например, массив материальных нормативов, массив поставщиков материалов), функциями в процессе обработки данных (входной, выходной, промежуточный массивы). Информационный массив, снабженный символическим именем, однозначно определяющим его в информационной системе, называется файлом.

    Исходя из неоднородности и множественности поставщиков и потребителей логистических информационных потоков, а также руководствуясь главной целью классификации -- упорядочением логистических информационных потоков, первым шагом в классификационной группировке является деление по признаку, позволяющему образовать однородные по видам деятельности (или по функциям) информационные потоки.

    Известно, что информационный поток, как правило, выражается в определенном виде документации (накладные, счета-фактуры, приказы и пр.). В соответствии с существующим делением документации по видам деятельности, логистические информационные потоки могут быть классифицированы на:

    § распорядительные (приказы, распоряжения);

    § организационные (инструкции, протоколы, положения);

    § аналитические (обзоры, сводки, докладные записки);

    § справочные (справки);

    § научные (статьи, рефераты);

    § технические (документации по технике безопасности).

    Передача и прием информационных потоков осуществляется с помощью носителей памяти человека, документа, магнитного носителя, устной речи и т.п. По виду носителя информации логистические информационные потоки могут быть переданы на бумажные, электронные, смешанные. Носитель информации -- это любое материальное средство, фиксирующее информацию. В настоящее время для регистрации информации используются бумажные и электронные носители. Информационный поток может состоять из бумажных и электронных носителей, которые дублируют или дополняют друг друга.

    Для того, чтобы человек мог воспринять любой вид информации, должна быть осуществлена её индикация. В зависимости от индикации информационные потоки делятся на:

    цифровые (цифровая запись в документе, цифровое изображение на мониторе);

    алфавитные (словесная запись в документе, на экране монитора);

    символические (условное изображение на чертежах, организационных схемах);

    предметно-визуальные (телеизображение, фотография).

    Структура информационных потоков определяет их однородность и неоднородность. Однородные информационные потоки характеризуются единым видом носителя, единой функциональной принадлежностью, единым видом документационного сопровождения. Неоднородные информационные потоки соответственно не отвечают всем вышеперечисленным требованиям.

    По периодичности информационные потоки делятся на:

    · регулярные - соответствующие регламентированной во времени передаче данных;

    · оперативные -- обеспечивающие связь в любой необходимый момент времени.

    По степени взаимосвязи информационные потоки делятся на:

    · взаимосвязанные;

    · невзаимосвязанные.

    Степень взаимосвязи характеризуется количеством видов информации, взаимосвязанных с данным видом информации.

    По объему информационные потоки делятся на:

    · малообъемные;

    · среднеобъемные;

    · высокообъемные.

    Объем информации измеряется количеством символов (алфавитных, цифровых и служебных знаков) или байтов.

    Выделяют виды информационных потоков в зависимости:

    От вида связываемых потоком систем:

    · горизонтальный - поток сообщений между партнерами по хозяйственным связям одного уровня управления управления;

    · вертикальный - поток сообщений, поступающих от руководства в подведомственные ему звенья логистической системы.

    От места происхождения:

    · внешний - поток, протекающий во внешней, по отношению к логистической системе, среде;

    · внутренний - поток сообщений, циркулирующих внутри одной логистической системы либо одной из подсистем.

    От направления потока:

    · входной - поток сообщений, входящих в логистическую систему, либо в одну из подсистем;

    · выходной - поток сообщений, выходящих за пределы логистической системы либо одной из подсистем.

    От срочности:

    · обычные;

    · срочные;

    · очень срочные.

    От степени секретности:

    · обычные;

    От значимости почтовых сообщений:

    · простые;

    · заказные;

    · ценные.

    От скорости передачи:

    · традиционные (почта);

    · быстрые (факс, эл.почта, телеграф, телефон...).

    От области охвата:

    · местные;

    · иногородние;

    · дальние;

    · международные.

    Для обработки информационных потоков современные логистические системы имеют в своем составе информационный логистический центр. Задача такого центра - накопление получаемых данных и их прагматическая фильтрация, т. е. превращение в информацию, необходимую дли решения логистических задач. При этом связь центра с источниками информации может быть односторонней, двусторонней и многосторонней. Современные логистические системы используют последний способ связи.

    Таким образом, логистика оперирует многочисленными показателями и характеристиками информационных потоков: номенклатурой передаваемых сообщений, типами данных, документами, массивами данных; интенсивностью и скоростью передачи данных; специальными характеристиками (пропускной способностью информационных каналов, защитой от несанкционированного доступа, помехозащищенностью и др.).

    Информационные потоки в логистике образуются в виде потоков массивов электронных данных, определенным образом оформленных бумажных документов, а также в виде потоков, состоящих из обоих этих типов квантов информации.

    К такой информации относятся:

    · телефонограммы и факсы;

    · накладные, поступающие вместе с товаром;

    · информация о поступлении и размещении грузов на складах;

    · данные о транспортных тарифах и о возможных маршрутах и типах транспорта;

    · изменения в динамических моделях состояния запасов;

    · библиотеки управляющих программ для технологического оборудования с числовым программным управлением и каталоги этих библиотек;

    · различная нормативно-справочная производственная информация;

    · изменения в динамических моделях рынка и в его сегментировании;

    · текущие сведения о производственных мощностях;

    · текущие сведения о поставщиках и продуцентах;

    · изменения в динамических моделях портфеля заказов;

    · текущие сведения о незавершенном производстве;

    · данные о планах выпуска;

    · текущие данные о складах;

    · данные об объемах и видах готовой продукции;

    · данные о фактическом сбыте продукции потребителям;

    · данные о финансовых потоках.

    Таким образом, информация, создающаяся, хранящаяся, циркулирующая и используемая в логистической системе, может быть признана полезной, если возможно ее включение в текущие производственно-сбытовые процессы.

    Для успешной и эффективной реализации логистического управления на основе анализа информационных потоков необходимы определенные факторы и предпосылки, а именно:

    · наличие соответствующих информационных характеристик процесса;

    · адекватный уровень систематизации и формализации процесса логистического управления;

    · организационные формы и система методов логистического управления;

    · возможность сокращения длительности переходных процессов и оперативного получения обратной связи по результатам логистической деятельности.

    Информационный поток определяется следующими параметрами:

    1. Источником возникновения.

    3. Скоростью передачи, т. е. количеством информации, передаваемой в единицу времени.

    4. Общим объемом, т. е. общим количеством информации, образующей данный поток.

    Разнообразные информационные потоки являются теми связями, которые объединяют в единое целое различные функциональные подсистемы. В каждой из этих функциональных подсистем реализуются материальные потоки, соответствующие целям, обеспечиваемым этими подсистемами. Информационные потоки объединяют эти подсистемы в единое целое, так что отдельные цели каждой подсистемы подчиняются общей цели всего производственно-сбытового комплекса. Именно это является основной концепцией логистики.

    Информационные потоки в логистике нужно формировать, отвечая на следующие вопросы:

    чем вызвана необходимость в данной информации (а не кем поставлена соответствующая задача);

    на какую внутреннюю информацию можно рассчитывать, насколько она полна и достоверна;

    какие реальные данные внешней информации можно фактически получить, каким образом и какую вторичную информацию можно достоверно использовать;

    какую технику, кадры и ресурсы можно применить при создании и использовании информационных потоков;

    каковы требования к степени оперативности получаемой информации, к ее долговечности.

    Виды информационных потоков, циркулирующих в логистических системах, имеют некоторое отличие от всех других видов потоков. Отличие состоит в самом объекте движения - обмене информации между различными звеньями логистической системы.

    2. 4 Используемые виды информационных потоков (Связь информационного потока и материального)

    Главным условием процесса управления материальными потоками является обработка информации, циркулирующей в логистических системах. Между информационным и материальным потоком отсутствует изоморфность (т. е. однозначное соответствие, синхронность во времени возникновения). Как правило, информационный поток либо опережает материальный, либо отстает от него. В частности, само зарождение материального потока обычно является следствием информационных потоков в ходе, например, переговоров по сделкам купли-продажи товаров, составления контрактов и т. д. Типичным является наличие нескольких информационных потоков, сопровождающих материальный поток.

    Также информационный поток может двигаться в противоположную сторону относительно материального. Информационный поток, двигающийся навстречу материальному, может быть не только предваряющим, но и отстающим. Например, поток информации, образованный документами о результатах приемки или отказе в приемке груза, различными претензиями, гарантийными документами и др.

    Информационные потоки могут опережать, отставать или быть синхронными с соответствующими материальными потоками. Каждый из этих типов информационных потоков может двигаться в том же направлении, что и соответствующий материальный поток, быть встречным ему или же двигаться в не совпадающем с ним направлении.

    Каждый тип информационного потока характеризуется своим F сочетанием этих двух качеств. Соответственно можно назвать следующие разновидности информационных потоков:

    · опережающие с совпадающим направлением;

    · опережающие встречные;

    · опережающие, различающиеся по направлению;

    · синхронные с совпадающим направлением;

    · синхронные встречные;

    · синхронные, различающиеся по направлению;

    · отстающие с совпадающим направлением;

    · отстающие встречные;

    · отстающие, различающиеся по направлению.

    Путь, по которому движется информационный поток, в общем случае, может не совпадать с маршрутом движения материального потока. Информационный поток характеризуется следующими показателями:

    · источник возникновения;

    · направление движения потока;

    · скорость передачи и приема;

    · интенсивность потока и др.

    Движущийся информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе. Опережающий информационный поток в прямом направлении -- это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза. Одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока. Вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки груза по количеству, разнообразные претензии, подтверждения.

    Формирование информационных систем невозможно без исследования потоков в разрезе определенных показателей. Например, решить задачу оснащения определенного рабочего места вычислительной техникой невозможно без знания объемов информации, проходящее через это рабочее место, а также без определения необходимой скорости её обработки.

    Оперативно и качественно управлять информационным потоком можно посредством следующих операций:

    переадресация информационного потока;

    ограничивая скорость передачи до соответствующей скорости приема;

    уменьшая или увеличивая объем информации на отдельных участках прохождения информации;

    ограничивая объем потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути.