Малоэтажный ЖК «Усадьба художников. Усадьба абрамцево на зимних фотографиях

Среди первых художников, творчество которых оказалось связано с жизнью в усадьбе, были мастера эпохи Просвещения - Виднейший русский живописец XVIII столетия, принадлежит к числу замечательнейших мастеров русского портрета. Академик живописи, педагог.... , Известный русский живописец 18 века. Первым учителем художника был его отец. Учился в Киеве и Петербурге у А.П. Антропова, приехав туда ок. 1758. Под руководством Андропова расписывал Триумфальные ворота, возведенные в Москве по случаю коронации... , Русский живописец-портретист, академик (1795), советник Академии художеств в Петербурге (1802). Написал 37 икон для собора Борисоглебского Новоторжского монастыря. на сегодня сохранилась "Притча о мудрых и неразумных девах" (1790-1792) ныне в... . Выполняя заказные портреты владельцев усадеб и членов их семей, они способствовали формированию неотъемлемых от дворянского быта фамильных художественных собраний.

Забытый ныне художник Русский художник. Живописец. Пейзажист. Академик Императорской Академии Художеств.... (1767-1809), окончивший ландшафтный класс Императорской Академии художеств, «снимал» виды окрестностей Петербурга, а также запечатлел виды имения князя А.Б. Куракина . 1806 Холст, масло, 40,5 х 56,5 Тверская областная картинная галерея близ Пензы.

Выдающийся русский портретист Русский художник. Крепостной графа А.Е. Миниха, затем — графа И.И. Моркова. Учился в Императорской Академии художеств как "посторонний" ученик (1798-1804) у С.С. Пекина. В 1804 жил на положении крепостного художника на Украине... (1780-1857) родился крепостным в имении графа А.С. Миниха в Новгородской губернии и здесь же получил первые уроки рисования. Затем его владельцем стал граф И.И. Морков, хотя и заметивший талант художника, но не пожелавший (до 43-летнего возраста Тропинина) дать ему вольную. Крепостным Василий Андреевич ремонтировал и расписывал кареты, прислуживал за столом, писал иконы для новой церкви, зарисовывал виды поместья, примечал будущие типажи кружевниц и золотошвеек.

Другая судьба была уготована Русский художник. Вольноприходящий ученик Академии художеств. В 1840 г. - звание неклассного художника. С 1847 г. по 1848 г. изучал в Риме мозаическое искусство. В 1852-1853 гг. состоял при Мозаическом заведении в СПб. Академик с 1851 г.... (1808-1871), уроженцу Псковской губернии, крепостному помещика Л.И. Кушелева. Хозяин отдал его учиться в Арзамасскую школу живописи А.В. Русский живописец, педагог, организатор и руководитель арзамасской школы живописи (1802-1861) - первой в России провинциальной художественной школы.... а, затем вызвал в Петербург, где художник работал в мастерской Художник-баталист. Учился в Париже. В 1830 году переселился в Санкт-Петербург, где вскоре приобрёл благосклонность императора Николая I и написал для него изображения военных парадов, разводов, лагерных сцен, форм обмундирования различных частей русского... а, копировал в Эрмитаже, выполнял композиции с городскими видами. Получив вольную, Раев жил в усадьбе мецената К.Т. Солдатёнкова в Кунцеве и в его доме в Москве, где был смотрителем художественной коллекции. Написал несколько пейзажей, в числе которых - « . Около 1858 Холст, масло, 46 x 68 Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени ».

Когда 35-летний Известный русский живописец, рисовальщик и педагог. С 1818-1819 почти постоянно жил в с. Сафонково (В. - Волоцкого у., не сохр.), где писал свои наиболее известные полотна "Гумно" (1821-23), "Спящий пастушок" (1823-24, обе в ГРМ, С.... (1780-1847), профессор Академии художеств в Петербурге, оказался среди густых и влажных лесов в имении родителей жены в Тверской губернии, он осознал, что хочет остаться в этом краю навсегда. Художник приобрел небольшое имение Сафонково и, обосновавшись в деревне, по сути определил свою дальнейшую творческую судьбу. Сюжетами его картин стали самые обыденные явления жизни: крестьяне за чисткой свеклы, пастушок, заснувший у дерева, сцены жатвы и сенокоса. Воспевая простых людей, Венецианов впервые открывает красоту национального сельского пейзажа, подлинное единство человека и природы.

В Сафонкове художник создает школу для крестьянских детей, среди его многочисленных учеников был и Григорий Сорока (1823-1864), крепостной помещика Н.П. Милюкова, у которого Венецианов часто бывал в гостях. Сорока написал несколько картин с видами имений и усадебных парков. Одна из них замечательна по своему умиротворенному настроению - «Вид на усадьбу Спасское Тамбовской губернии». Молодой художник изображает крестьянскую жизнь на лоне природы, в которой гармонично смотрится и церковь, и господский дом, и раскинувшийся парк. Звучен в цвете и мажорен в исполнении «Вид на палисадник в усадьбе Н.П. Милюкова Островки Тверской губернии», и, кажется, ничто не предвещает трагический уход художника из жизни...

УСАДЬБА В.Г.ПЕРОВА «СТРЕЛКОВО» Клинского р-на Московской области. Студия художника в д. Радованье. Усадьба Троицкое - Александрово того же района.Вступление.

К сожалению, список утраченных (а правильнее сказать, уничтоженных исторических мест и архитектурных памятников все ширится), следом за ними исчезают архивы и процесс этот происходит на фоне скоростроющихся дворцов и элитных поселков. Оценку, этому трудно дать, но непоправимый ущерб Российской культуре, а значит и мировой культуре в целом, к сожалению, порой не обратим. С годами стал замечать, что отдельные моменты, факты из прошлой жизни уходят в тень, стираются из памяти. Откладывая «на потом» описание отдельных проектов в надежде на восстановление пропущенных архивных документов или нахождению новых может, в конечном итоге привести просто к невозможности осуществить задуманное. Именно, исходя из этого, решил подать материал в том виде, в каком он имеется на данный момент. Конечно, я надеюсь, что тема заинтересует другое поколение и возможно будет продолжена.

Рис № 01. На фоторепродукции под №1 Картина Левита « Осень». С утверждением, что на картине торцевой фасад дома В.Г.Перова я не согласен. Это возможно фрагмент дома в Троицком и то под вопросом.

Черновая редакция текста:

Эта занимательная история случилась вскоре после образования отдела учета и охраны памятников в составе Производственного бюро по охране и реставрации……. При Управлении культуры М.О. (Отдельная тема, о которой я надеюсь рассказать в другом сообщении). В задачи отдела входило составление учетной документации на находящиеся под государственной охраной памятники и на вновь выявленные. В этой работе, имеющей различные направления и аспекты, были моменты общения с «ХОДАКАМИ». Как правило, это были люди не ординарные, многие годы, боровшиеся за сохранение памятников, изменения условий их использования на более приемлемые ……... Вот так мы и познакомились с Романом Алексеевичем Перовым - Чаковым. Этот замечательный человек уже успел побывать в ЦК и МК КПСС, в Советах …. Всех степеней, в Правительственных органах и министерствах культуры Российской федерации и союзном. Одним словом десятки раз прошел по кругу. В составе ручейка ходоков его и направили к нам. Надо сказать, фигура не просто калорийная, а человек целеустремленный и проницательный. Его внешний облик был скорее театральный и сознательно продуманный. Небольшого роста, солидная борода, берет, традиционный для художников и длинный, до земли плащ. Все это дополнялось суковатой, с «кренделем», палкой. Одним слово сказочник. В своих рассказах он был, не утомим, порой как бы заговариваясь, при этом его умные глаза внимательно следили за реакцией слушателей. Начинал о художнике, и вдруг, перескакивал на тему о боевике Василии Владыкине, по кличке «КОТ». При этом, вворачивая фразу, о том, что на похоронах боевика, тайно присутствовал господин Ульянов. В «рассказе - легенде» о Василии Григорьевиче старался подчеркнуть происхождение семьи из крепостных крымских греков. О фамилии Перов говорил, что это кличка, полученная в семье князей Енгалычевых, за хороший почерк. Заметив способности юного дарования, они финансировали его обучение. После завершения учебы, художник заново расписал усадебную церковь. Ответным подарком, был участок земли в Стрелково, где был построен деревянный дом и студия. (Эта «легенда» не очень сходится с официальной биографией художника - смотри сноски в конце материала). Прием этот был давно уже известен. Использовать имя вождя пролетариата и миф о происхождение из народа, для прохождения собственной темы. Разве можно его винить за это. В то время любая статья, курсовая, дипломная или докторская диссертация начиналась с цитат классиков марксизма - ленинизма. И порой это срабатывало. Время было благоприятное. Была оттепель. Под новые программы и проекты выделялись деньги. Таким образом, опираясь на резолюции начальства «…. Разобраться, и принять все меры… и главное в то легендарное время, закрыть жалобу трудящихся» удалость запустить процесс постановки под государственную охрану памятных мест, связанных с жизнью и творчеством Перова В.Г.

Это сопровождалось обычной бюрократической процедурой. Составлением актов обследования. Заседаньями и совещаниями, сбором подписей и подготовкой решений. Но были и интересные моменты. Встречи с людьми, обследования усадеб и сохранившихся построек. Формально, в усадьбе Стрелково сохранился только парк с заросшими валами и артезианскими скважинами и чуть различимый фундамент главного дома. Причина? Революция, военный коммунизм, провозгласившие: «…. Мы старый мир разрушим, а затем……», ну, что было, затем уже то же стало историей. Итак, в 1927 году усадебные постройки не были сожжены в пламени революции, а были распроданы на вывоз. Такова судьба многих усадеб. Политика «сселения хуторов», распределение и распродажа барского имущества «трудовому народу», отчуждение земель под колхозы и стройки коммунизма: заводы, каналы, водохранилища и т.д. и т.п. примеров масса. Усадьба Салтыкова-Щедрина в Ветенёво. Главный дом был распилен на две части. Одна часть оказалась на одном берегу канала, а другая на другом. Церковь и кладбище уничтожены, хотя канал и не затронул их участок. Родовое имение Салтыковых в селе Спас - Угол не сохранилось. Так, что только в произведениях писателя мы можем узнать о годах его детства, проведенных в « Пошехонской стране». А, вот громадный деревянный дом с башнями, из имения его матери Ермолина был перевезен в г. ТАЛДОМ.* Дача Румянцевых, на которой жил В.В.Маяковский в 1920 году, при строительстве водохранилища переехала в Новую деревню. Туда же отправили в «ссылку» церковь в честь Сошествия святого Духа в обмен на дрова.** (Смотри путеводитель Демидова С.В). Интересна судьба мурановских хозяйственных построек. Вроде бы ничего не сохранилось. Но старожилы подсказали. Мукомольная мельница и барский амбар свезли на совхозный двор и, объединив, превратили в склад. Церковную сторожку перекатили на место церковно-приходской школы и превратили в склад пасеки. Ну и т.д. (только специальное архивное исследование может выявить полную картину). Так, что ни чего не исчезает бесследно. Вот и с домом художника Перова в имении Стрелково нам повезло. Местные краеведы, активисты общества охраны памятников давно уже все возможное нашли. В деревне Радованье сохранилась полностью та часть главного дом, которая являлась студией художника. Сохранились стены, полы, окна и двери, наличники и резные накладные детали. А так же колонны веранды и крыльца, их резные парапеты, карнизы и ветровые доски. Сохранился резной забор, а в сарае обнаружены печные изразцы второй четверти 19 века с широкой голубой каймой и обивкой тонкой коричневой линией. В самой студии стояли: шкаф для просушки этюдов, плетеные кресла, садовая скамейка и ряд др. предметов. Другой комплекс, условно мемориальных вещей художника, хранился в селе Покровка у Кирилова Н.Н. Довольно объемный список: буфет, вешалка, диван, часы, настенная полка, умывальник, настенное зеркало, гардероб, трюмо, обеденный стол, угольник с иконами, тумбочка, два кресла и два стула из гарнитура, жесткий стул, этажерка, письменный стол и три плетеных кашпо. Учитывая вещи из д. Радованье, собрание Р.А. Перова-Чакова и других родственников, вещи из запасников различных музеев и возможность восстановления библиотеки по описи из дубликатов межбиблиотечного фонда и букинистических магазинов, общая картина выглядела весьма перспективно. При таком раскладе организация музея выглядела вполне реалистично. Да и опыт по документальному воссозданию памятников истории и культуры в России был не малый. Пушкинские места на Псковщине, Чеховское Мелихово, музей - усадьба Островского в Щелыково, Суворовское имение в новгородской области… и т.д. и т.п.

Дело сдвинулось с мертвой точке. Была заказа топографическая и подеревная съемка. Намечен план проведения археологических шурфов для выявления фундаментов дома и построек. Архитектором Старчевским Д. выполнен схематичный обмер студии художника. Замечательному скульптору Глебову В.В. был заказан проект памятника художнику … и всё застопорилось. Сменила работу наша БЛАГОДЕТИЛЬНИЦА Нина Николаевна Верстина - зам. нач. управления культуры М.О. Благодаря её энергии и главное, понимания предложенных мероприятий, были осуществлены многие программы и проекты. А с её уходом сменились приоритеты…. Пришел новый куратор, бывший комсомольский работник, «направивший» нашу энергию на открытие мемориала, повещенного Зое Космодемьянской. Намеченные программы по созданию музея В.Г.Перова в Стрелково, Л.Н. Толстого в Крекшине, комплекса в Б.Вяземах, связанного с именем А.С.Пушкина, Е.А.Боратынского в усадьбе Артемово, К.Станиславского в имение Любимовка ….. и м.д. тогда, были заморожены. (Благодаря энергии Влада Давыдова Любимовка постепенно оживает).

Но, не будем о грустном, возможно в Новой России появятся и новые МЕЦИНАТЫ.

Примечания и сноски:

В обследование принимали участие сотрудники отдела учета Виктор Коклюшкин и Семен Белов, секретарь МОС ВООПИК Ильясова М.И., Р.А.Перов - Чаков и Ваш покорный слуга.

*Демидов С.В. «По Троицкой дороге» Свято - Троицкая Сергиева Лавра 2005г.

Рис № 02. Ситуационный план местности включая Стрелково, Троицкое, Игрищево ….

Рис № 03. Роман Алексеевич Перов - Чаков и ваш покорный слуга по дороге в усадьбу.

Рис № 04.Студия художника В.Г.Перова. перенесенная в деревню Радованье.

Рис № 05.Детали студии и шкаф для просушки этюдов. Удивительно. Но он еще хранил запах масляных красок.

Рис № 06. Главный фасад усадьбы Троицкое. Здание тогда использовалось под школу.

Рис № 07. Боковой фасад усадьбы.

Рис № 08. Это все, что осталось от церкви в Троицком. Ротонда была полностью уничтожена. По местной, не проверенной, легенде, эта трапезная, являлась старым усадебным домом. Разоренный во время войны 1812 года, он долго не использовалась, а затем был включен в объем церкви. (Эта легенда не соответствует материалам каталога: Памятники архитектуры московской области).*** Когда мы вошли вовнутрь, то увидели картину, достойную кисти В.Г.Перова. В центре горел костер, стояла переносная кузня. У костра, на, старинном канопе, сидели три пьяных мужика. В котелке варился «кондер», это такое блюдо, когда в горячую воду высыпаются принесенные из дома готовые обеды, добавляются специи и стакан водки и все варится до густой каши.

В отблесках костра на эту картину взирали лики Cвятых. Впечатление было - словами не пересказать!

Рис № 09. Остатки часовни над освященным колодцем.

Бывшая купеческая усадьба Дугино находится в поселке Мещерино Ленинского района. Ей владел фабрикант и художник Николай Васильевич Мещерин. Тринадцать лет провел в Дугино известный живописец, искусствовед и реставратор Игорь Эммануилович Грабарь. Он дружил с Николаем Васильевичем, а позже породнился с ним, женившись на племяннице Валентине Михайловне Мещериной. Сегодня главный дом и усадьба заброшены. В 2014 году бывший дом Н.В. Мещерина сильно пострадал от пожара.

Отец Николая Васильевича Мещерина был разбогатевшим крестьянином из Калужской губернии. Василий Ефремович Мещерин занялся мелкой торговлей в Москве, скопил денег, и в 1867 году смог выкупить старинную суконную фабрику в Даниловской слободе. На тот момент фабрика находилась в упадке, но Василий Мещерин за короткий срок наладил производство. Он оснастил предприятие паровыми машинами и новыми ткацкими станками. Меньше чем за десять лет число рабочих на фабрике выросло с двухсот до тысячи человек. Благодаря коммерческим талантам Василий Мещерин смог войти в купеческое сословие.

Будучи уже богатым фабрикантом Василий Ефремович Мещерин подобрал на одной из московских улиц татарского мальчика-сироту и воспитал в своей семье. Он крестил его по православному обряду и дал свою фамилию. Внук этого приемного мальчика Вячеслав Валерианович Мещерин стал известным советским музыкантом-экспериментатором. В 1957 году он организовал ансамбль электромузыкальных инструментов, в котором звучали терменвокс, электроорган, электробаян, клавиалина и другие необычные для тех времен электроинструменты.

У Василия Ефремовича были и родные дети: трое сыновей и одна дочь. Старший сын Николай Васильевич Мещерин возглавил управление Даниловской фабрикой после смерти отца. По воспоминаниям друзей Николай был человеком «лирического склада» и тяготился коммерческой деятельностью. Сына успешного купца и фабриканта больше тянуло к художественному творчеству. Николай Васильевич сдружился с художниками и начал писать сам. В Практической академии коммерческих наук Николай Мещерин учился вместе Василием Васильевичем Переплетчиковым - еще одним художником, вышедшим из купеческой среды. У него Николай Васильевич брал первые уроки рисования. Художественное творчество легко давалось Николаю Мещерину, хотя он занялся им в возрасте уже тридцати лет. Скоро этюды Мещерина заметил и оценил Исаак Левитан, а журнал «Мир искусства» поместил некоторые из них на своих страницах.

Друг Николая Мещерина Игорь Грабарь в автобиографии «Моя жизнь» вспоминал художника таким: «Он был женат и бездетен. Когда я с ним познакомился, ему было лет сорок. Среди художников он выделялся своей патриархальной большой бородой-лопатой, черной, слегка тронутой проседью. Был он, как, впрочем, и вся семья, жесточайшим неврастеником, ложился под утро, вставал после полудня, иногда даже в два и три часа дня, ел только самые легкие блюда, не тяжелее одной куриной котлетки, главным же образом питался икрой и яйцами всмятку. Зато уничтожал невероятное количество чая, и самовар в Дугине не сходил со стола ни днем, ни ночью». Грабарь также вспоминал, что Николай Васильевич был осторожен, мнителен в отношении здоровья и постоянно советовался с докторами. Его родной брат Михаил Васильевич Мещерин, который часто приезжал в Дугино поохотиться, наоборот, казался жизнерадостным, веселым и не признавал врачей. Как раз на дочери Михаила Васильевича Игорь Грабарь женился в 1913 году.

Игорь Эммануилович Грабарь родился в городе Будапеште. Его отец участвовал в русинском движении в Закарпатье и Галиции, бывших в то время частью Австро-Венгрии. Когда Игорю было пять лет, отец переехал жить в Российскую империю. Он поселился в подмосковном городе Егорьевске, а спустя время перевез туда всю семью. Игорь Грабарь в 1880-1882 года учился в Егорьевской прогимназии, а продолжил учебу в Москве и Санкт-Петербурге. Подмосковное Дугино стало для Грабаря на многие годы родным местом и источником вдохновения.

Грабарь познакомился с Николаем Мещериным на художественной выставке в декабре 1903 года. Мещерин уговорил Грабаря погостить в подмосковной усадьбе Дугино, куда незадолго до него приезжал Левитан. Грабарь согласился и вскоре отправился в имение нового знакомого. Усадьба находилась в двадцати восьми верстах от Москвы на высоком холме, с которого открывались живописные виды на окрестные деревни и русло реки Пахры. Грабарь ехал в Дугино на санях по снежной дороге и, восхищаясь видами, подумал: «Вот она, типичная подмосковная природа!» Художнику не терпелось писать этюды пейзажей.

В усадьбе Дугино побывали все знаменитые московские художники того времени. Грабарь вспоминал, как к Мещерину приезжали Илья Остроухов и Валентин Серов. Исаак Левитан однажды оценил работы Николая Мещерина, на которых тот изображал деревенские сараи. Вдохновившись сараями Мещерина, Левитан вскоре создал серию собственных сараев.

Первый приезд Грабаря в Дугино растянулся на несколько месяцев. Он писал зимние, а затем и весенние этюды усадьбы и ее окрестностей: Чурилково, которую прозвал шутливо Чурилкендорф, Комкино, Колычево. Дугинский период своей жизни Грабарь оценивал так: «Конечно, я застрял и на вторую зиму, на второй, третий, четвертый и на тринадцатый год, превратившись в одного из дугинских аборигенов. Эти тринадцать лет были самыми кипучими как в моей художественной деятельности, так и в деятельности литературной, архитектурно-строительной, и в значительной степени в музейной».

Игорь Эммануилович Грабарь намного пережил своего друга. В 1916 году Николай Васильевич Мещерин умер, когда ему было пятьдесят два года. Художника похоронили недалеко от усадьбы Дугино в Лукинском Крестовоздвиженском монастыре. Вскоре после революции Даниловскую фабрику национализировали. В советские годы она стала называться «Московской хлопчатобумажной фабрикой имени М.В. Фрунзе». Вдова художника Мещеринова Лидия Ивановна осталась без прежних средств, и ей пришлось продавать картины, в том числе и некоторые работы Грабаря, созданные в Дугино. Николай Васильевич Мещеринов был скромным художником, и в истории он остался в тени знаменитых гостей своей усадьбы.

Иннокентий Анненский "Старая усадьба"

Сердце дома. Сердце радо. А чему?
Тени дома? Тени сада? Не пойму.

Сад старинный - все осины - тощи, страх!
Дом - руины… Тины, тины, что в прудах…

Что утрат-то!.. Брат на брата… Что обид!..
Прах и гнилость… Накренилось… А стоит…

Чье жилище? Пепелище?.. Угол чей?
Мертвой нищей логовище без печей…

Ну как встанет, ну как глянет из окна:
«Взять не можешь, а тревожишь, старина!

Ишь затейник! Ишь забавник! Что за прыть!
Любит древних, любит давних ворошить…

Не сфальшивишь, так иди уж: у меня
Не в окошке, так из кошки два огня.

Дам и брашна - волчьих ягод, белены…
Только страшно - месяц за год у луны…

Столько вышек, столько лестниц - двери нет…
Встанет месяц, глянет месяц - где твой след?..»

Тсс… ни слова… даль былого - но сквозь дым
Мутно зрима… Мимо… мимо… И к живым!

Иль истомы сердцу надо моему?
Тени дома? Шума сада?.. Не пойму…



Слышишь слова-русская усадьба- и первое, что приходит на ум -Пушкин, Михайловское, "Метель".А затем цепочка воспоминаний разворачивается,охватывая, пожалуй, наиболее важные исторические события и жизни наиболее значимых в нашей культуре людей.


Из "Романа в письмах" А. С. Пушкина:
" Отдыхаю от Петербургской жизни, которая мне ужасно надоела. Не любить деревни простительно монастырке, только что выпущенной из клетки, да 18-летнему камер-юнкеру - Петербург прихожая, Москва девичья, деревня же наш кабинет. Порядочный человек по необходимости проходит через переднюю и редко заглядывает в девичью, а сидит у себя в своем кабинете. - Тем и я кончу. Выйду в отставку, женюсь и уеду в свою саратовскую деревню>. - Звание помещика есть та же служба. Заниматься управлением> 3-х тысяч душ, коих всё благосостояние зависит совершенно от нас, важнее, чем командовать взводом или переписывать дипломатические депеши..."


В начале 20 века русская усадьба, как явление, переживала свой закат.В старинных усадьбах все еще хранились редкие книги дедовских библиотек, старые- иногда великолепные, иногда доморощенные портреты, предметы мебели и прикладного искусства.Но наступала другая эпоха с другими ценностями.Художники, деятели культуры начали предпринимать действия по спасению неизвестных сокровищ, объезжая старинные усадьбы, описывая их, покупая то, что имело художественное значение.Они группировались вокруг таких художественных журналов, как "Мир искусства", "Старые годы", "Аполлон".


Затем революции.Большая часть усадеб была обречена.Их грабили и сжигали с абсолютно ненужными на глаз крестьян библиотеками(судьба Шахматово, усадьбы А. А. Блока), ломанной мебелью 18 века, старинными тканями и кружевами.Бывшие жители усадеб, в основном, эмигрировали.Хотя, конечно, судьба различных усадеб была различной:ведь были усадьбы царские, усадьбы аристократические, усадьбы мелкого дворянства и относительно новые усадьбы фабрикантов, интеллигенции...

Но именно в эмиграции люди вспоминали свои дома, не только, как домашний очаг, но и как символ русской культуры.


Из воспоминаний князя Голицына:
Однажды, зайдя к Николаю Николаевичу Львову, князь Голицын застал его сидящим за какими-то набросками:
– Что это Вы зарисовываете так старательно? – обратился Голицын к Львову.
– А вот видите, я стараюсь с возможной точностью воспроизвести рисунок той домашней мебели, которая наполняла дом моей деревенской усадьбы и которую местное население под влиянием преступной анархической пропаганды, разграбило, сожгло, уничтожило, придав огню потом вообще всю усадьбу. И вы спросите: к чему это? На что я Вам отвечу: "помещичий быт отошел в вечность. Возродиться ему нет никакой возможности, но сохранить его облик до мельчайших подробностей – долг каждого, кто его пережил. Для потомства, для которого будет чрезвычайно важно воскресить этот своеобразный быт, который в конце концов, в XIX в. дал такие непревзойденные величины, как Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Тургенев, Толстой. Этот быт был началом культуры, просвещения и прогресса среди моря невежества, грубости и отсталости, в которую была погружена остальная Россия"


В 20гг. в постреволюционной России образуются довольно многочисленные общества краеведов, пытавшихся спасти то, что еще уцелело.Музеи дворянского быта росли, как грибы, но так же быстро были уничтожены.

Где-то усадьбы, превращенные в дома отдыха, санатории или клубы сохранили свои здания.Где-то остались парки, не полностью, но планировка прежила десятилетия.
Где-то возникли новые музеи.
Тем ценнее воспоминания последних обитателей этого культурного символа старой России.

В эмиграции писались воспоминания.
И большинство из них начиналось с описания старинного усадебного дома. "Наш дом не был выдержан в каком-то определенном стиле, не был особенно красив", но балконы были усыпаны цветами, внутреннее убранство "картины, отделка – все создавало приятную атмосферу для любого вкуса. С незапамятных времен все эти фамильные вещи окружали нас и слились с семьей" , – писала в своих воспоминаниях Елизавета Исаакова Самые ранние воспоминания Елизаветы Исааковой были связаны с так называемыми "верхними" комнатами. Особенно привлекала внимание тогда еще маленькой Лизы "мамина" комната: с тяжелыми шелковыми портьерами и махагоновой мебелью. Красивое старое трюмо с позолотой завораживало своей таинственностью. Другая верхняя комната была вся выдержана в розовых и голубых тонах. В одном ее конце стоял большой диван. Напротив – висели папки для книг и игрушки. В центре стоял круглый стол. Окна, одно из которых было из цветного стекла, выходили на балкон, увитый плющом и диким виноградом.
Все комнаты верхнего этажа были светлые и просторные, со множеством стульев. Вниз спускались две деревянные лестницы, покрытые одна – красными коврами, другая – темными. На нижнем этаже находилась бальная зала с прекрасным паркетным полом. Между окон были расположены высокие зеркала, и во время праздников скользившие в танце пары – отражались в них. В будние дни большая зала была наполнена звуками фортепиано: хозяйка дома играла Шопена или дети разучивали новые "па" из чаконы или менуэта.
В библиотеке с камином семья обычно проводила время осенью, когда, собравшись вместе после охоты, согретые теплым дыханием огня, пили чай и ели пирожные за большим круглым столом

"Люблю цветные стекла окон и сумрак от столетних лип. Звенящей люстры серый локон. И половиц прогнивших скрип. Люблю неясный винный запах, из шифоньерок и от книг В стеклянных невысоких шкапах, Где рядом Сю и Патерик" – писал в 1906 г. И.Бунин

В.Набоков, живя в эмиграции, не отвечал на вопросы интервьюеров: "Почему при своих умопомрачительных доходах господин Набоков не покинет отель и не купит в частное владение дом?" . Скорее всего потому, что его Домом, был единственный дом, "наша Выра", имение под Петербургом. Все остальное – "временное пристанище". Эта мечта об утраченном объединяла всю эмиграцию. "Быть может, когда-нибудь, на заграничных подошвах и давно сбитых каблуках, – писал В.Набоков, – чувствуя себя привидением, и без видимых спутников, пешком, пройду стежкой вдоль шоссе с десяток верст до моего Дома."


И все же мы можем увидеть тот ушедший мир.На картинах.Одним из таких художников, запечатлевших жизнь русской усадьбы в конце 19 - начале 20 века, был Станислав Жуковский.

В начале 20-го столетия С. Ю. Жуковский - один из самых известных и популярных пейзажистов в России. В МУЖВЗ он считался наиболее талантливым учеником и прямым наследником И. И. Левитана. И действительно, сам великий пейзажист с особым интересом присматривался к работам еще совсем молодого студента. Уже в 1895 г. Жуковский участвует в выставках ТПХВ, позже он становится одним из членов-учредителей Союза русских художников.

Еще до выхода Жуковского из училища, в 1899 г., его картина "Лунная ночь" была приобретена в собрание Третьяковской галереи.


Ранние пейзажи художника написаны в духе левитановской традиции. Мастерски исполненные, мягкие и поэтичные, они во всех смыслах легче пейзажей учителя.

Жуковский не был философом. Он был влюбленным в жизнь и красоту мира человеком и стремился запечатлеть неповторимую прелесть каждого мгновения, каждого природного состояния. Он работал стремительно, писал большие пейзажи прямо с натуры, часто за один два сеанса. Свежесть непосредственного восприятия, столь ценимая в конце XIX - начале XX в., очень важна и для Жуковского.

В середине 1900-х гг. манера его несколько меняется, краски становятся ярче - сказывается влияние импрессионистов, мазок делается более выраженным и энергичным, усиливается декоративность. Так Жуков ский пишет и в дальнейшем.


Особенно известны его усадебные – пейзажные и интерьерные – мотивы, переливчато-живые по колориту и в то же время проникнутые элегической тоской.

Однако для Жуковского это не просто дань моде. Детство его прошло в родовом имении отца Старая Воля в Западной Белоруссии. Он знал и прелесть усадебной жизни, и чувство утраты привычного уютного мира. Отец художника был лишен дворянства и имущественных прав за участие в Польском восстании 1863 г. и жил с семьей в собственном имении на правах арендатора. Да и сам художник отправился в 1892 г. в Москву учиться живописи против воли отца, чем не только обрек себя на крайне тяжелое (в материальном смысле) существование, но и потерял на долгие годы возможность вернуться в родные места.

После Октябрьской революции 1917 состоял в Комиссии по охране памятников искусства и старины, по заданию отдела ИЗО (Коллегия по делам изобразительных искусств) Наркомпроса обследовал частные собрания Москвы и Подмосковья.


В 1923 эмигрировал в Польшу, где продолжал плодотворно работать как живописец, по-прежнему уделяя особое внимание историческим пейзажам, дворцовым и усадебным интерьерам.

В годы европейского экономического кризиса конца 1920-х - начала 1930-х гг. друзья-художники, а среди них влиятельнейший И. И. Бродский, настойчиво уговаривают Жуковского вернуться в СССР. На словах он соглашается, однако ограничивается продажей в советские собрания ряда своих работ. Умер художник в лагере для высланных нацистами после Варшавского восстания жителей польской столицы. Во время восстания погибли и многие его картины.

Дом-усадьба Борисова – один из самых небольших музеев Архангельской области, посвященный живописцу с мировым именем. Борисов известен тем, что он первым из российских художников «освоил» русский север в своих картинах и запечатлел монументальность и дикую красоту здешней природы. В благодарность за такие достижения местные власти открыли в доме, в котором долгое время жил и творил художник, музей его памяти. Сегодня на волне интереса к российской живописи в это уютное здание наведывается все больше посетителей.

Александр Алексеевич Борисов – это российский художник, известный и почитаемый не только на отчизне, но и за границей. Борисов был учеников таких корифеев, как Иван Шишкин и Архип Куинджи, и именно у этих художников он почерпнул умение запечатлевать на холсте природу с невероятной точностью и искусностью. Большинство своих самых знаменитых шедевров он написал в доме, в котором сейчас располагается музей: это и цикл картин "Зима на Северной Двине", и произведения соловецкого цикла, и его полотна с изображением природы заполярья. Прожил в этом доме художник с 1909 по 1934 год.

Сам же музей был основан на этом месте в 2002 году. Тогда же здание музея было включено в комплекс "Художественная культура Русского Севера". К 2016 году здесь планируют провести реставрационные работы в честь 150-летия со дня рождения художника.

Особенности

Интересно, что многие туристы посещают этот музей не с целью просмотра картин великого художника, а для того, чтобы полюбоваться самой усадьбой. Она и правда великолепна: это двухэтажный особняк, построенный еще в конце 19 века, выполненный в стиле «эклектика» и украшенный резными балкончиками, парадным крыльцом и небольшой верандой в стиле русских народных сказок.