Как сдать биологию на 100 баллов. Как сдать ЕГЭ на все сто: лайфхаки от «стобалльников» из Татарстана

В период, когда подготовка к главному кошмару всех старших школьников в самом разгаре и до финальной битвы с ЕГЭ осталось несколько месяцев, «Большая Деревня» решила вмешаться и подогнать снаряжение. Собрали лайфхаки от преподавателей школы «Квентин» - бывших школьников, сдавших ЕГЭ на высокие баллы. Какие задания требуют особого внимания, как быстро выучить сложные формулы и сотни исторических дат, - в нашем материале.

ХИМИЯ

Яна Давыдова

90 баллов на ЕГЭ по химии

Чтобы выучить химию, не нужно зубрить ее пять лет - можно подготовиться и за полгода. Главное - не кидаться на все темы сразу, иначе к экзамену в голове будет каша. Для начала напишите четкий план, в котором на работу с каждой темой будут выделены конкретные дни. Это поможет получать знания постепенно и структурировать их.

В химии много тривиальных названий цветов, растворов и реакций. Чтобы их запомнить, можно повесить в часто посещаемых местах стикеры со сложными словами. Визуальная память очень хорошо работает при стрессе, так что на экзамене вспомнятся эти самые листочки.

Следующий вариант - мозговые карты . Это схемы, которые позволят выстроить определенную последовательность мыслей. Очень удобно применять их в процессе изучения качественных реакций и органики.

Отличный инструмент в подготовке к экзамену - ассоциации: например, представьте, что активные щелочи - это дети, которые находятся в постоянном движении, а нерастворимые основания - пенсионеры, осевшие в своей квартире.

Особое значение для меня сыграли химические стишки, которыми я делюсь с ребятами на занятиях. Вот один из них: «Нерастворимые в воде основания разлагаются при нагревании, получается всегда оксид металла и вода».

ЛИТЕРАТУРА И РУССКИЙ

Александра Щербакова

96 баллов по литературе, 100 баллов по русскому

Литература - предмет, который изучают в школе в течение одиннадцати лет. За это время удается разобрать огромное количество художественных текстов, но далеко не все понадобятся вам на экзамене. Первым делом откройте сайт ФИПИ - там собраны произведения, которые можно встретить на ЕГЭ. Именно с ними вам нужно работать.

Одно из самых сложных заданий - сопоставительный анализ лирических текстов. Чтобы аргументировать свои суждения, вам придется запомнить строки стихотворений наизусть. Выучить все невозможно, так что выделите несколько основных тем и запомните по паре стихотворений в каждой.

Задания на ЕГЭ по русскому в основном проверяют знание орфографических и грамматических правил. Запомнить их помогут схемы-кластеры, с помощью которых можно компактно, а главное содержательно записать теорию.

Одно из заданий части 4 направлено на проверку знаний акцентологических норм русского языка. Его сложно выполнить, потому что мы постоянно слышим неверные варианты расстановки ударения в словах и запоминаем их. Чтобы правильно выполнить это задание, необходимо произносить слова вслух, - так активизируется аудиальная память. Найти верные варианты ударений можно в орфоэпическом словнике, который есть на сайте ФИПИ.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ИСТОРИЯ

Николай Гудков

90 баллов на ЕГЭ по обществознанию и истории

Обществознание - наука об обществе, поэтому всегда нужно быть в курсе событий, происходящих вокруг вас. Читайте газеты и смотрите новости - только там можно найти актуальную информацию.

Помните, что гуманитарные науки не менее логичны, чем технические. Чтобы не учить две огромные статьи Конституции РФ о полномочиях федерации и совместного ведения в федеративном государстве, нужно всего лишь логически разграничить их компетенции. Полномочия, которые касаются обеспечения прав каждого жителя страны, относятся к ведению федерации, а те, что могут реализовываться и на уровне субъекта РФ - к совместному ведению. Используя такую логику, вы сможете делать правильный выбор в 99% случаев, не открывая основной закон государства.

Запомнить даты по истории помогут часы. Проверяйте знания, периодически посматривая на время. Например: 18:25 - это 1825 год, восстание декабристов в России.

На экзамене также понадобится знание карт. Чтобы запомнить их было проще, сравнивайте старую карту с современной и старайтесь найти в них общее. Это поможет сориентироваться на экзамене. Самый идеальный вариант - рисовать карты самостоятельно.

Запомнить всех правителей России в верной последовательности поможет тайм-лайн карта. Стоит нарисовать ее и повесить на самое видное место. На экзамене она вспомнится на подсознательном уровне

МАТЕМАТИКА

Денис Семин

90 баллов на ЕГЭ по математике

В математике есть ошибки двух типов: когда вы не понимаете предмет и поэтому делаете что-то неправильно, или становитесь жертвой невнимательности, допуская случайные помарки. Вторую ошибку исправить очень просто: нужно взять чистый лист бумаги и решить заново, потому что проверка готового результата не приведет к успеху - скорее всего вы в очередной раз не заметите, что криво написали цифру пять и спутали ее с двойкой. В первом случае дело обстоит иначе - придется вникнуть в суть предмета, понять тему и только потом снова приступать к решению.

К сожалению, суть предмета в школе не объясняют, поэтому чаще всего ребята просто зубрят определение синуса, а потом с трудом применяют это знание на практике. Но на ЕГЭ пустой набор слов не поможет - нужно понимать, что вы делаете. Если окажется, что появилось новое задание, а вы ни разу не решали подобное, спасут именно глубокие знания. Учитесь самостоятельно выводить формулы из школьной программы - этот навык поможет справиться с любой задачей.

Постарайтесь не акцентировать внимание на ответах в конце учебных пособий. Чаще всего вы начинаете исправлять решение, подгоняя его под нужную цифру. Ваша задача - понять, правильно ли вы сделали задание и, если нет, выполнить его снова, но без опоры на число в конце учебника.

В интернете множество ресурсов по подготовке, так что есть возможность изучать материал, используя сразу несколько источников. Каждый автор объясняет по-своему, поэтому мой совет - ознакомьтесь со всеми вариантами подачи информации, какой-то из них точно окажется понятным.

Единый государственный экзамен - по сути, обычная контрольная, которую вы пишете в непривычной атмосфере. Больше всего обычно пугают проверяющие, но бояться их не стоит: они заинтересованы в том, чтобы создать комфортные условия для работы и честную сдачу экзамена. Если вам жарко или закончился черновик, вы должны сразу же обратиться к проверяющему, и он окажет помощь.

БИОЛОГИЯ

Юлия Мальчикова

90 баллов на ЕГЭ по биологии

Изучение биологии требует много сил, потому что наука очень объемная, но это не повод пугаться. Да, предмет сложный, но очень интересный. Чем положительней ваш настрой, тем интенсивнее пройдет обучение.

Биология переполнена терминами, которые нелегко запомнить, поэтому главное в освоении этой науки - понимать. Если встретите непонятные определения от латинских или греческих слов, не стоит начинать сразу же их зубрить - это не даст долгосрочного результата. Попробуйте разобрать слово на несколько частей: слово «глюкоза» происходит от латинского - «глюк» (сладкое) и «оза» (сахар). Зная это, вы быстро сообразите, что сахароза, мальтоза, лактоза - вещества из семейства сахаров.

В 2017 году появилось много визуальных заданий, так что в процессе подготовки вам пригодятся цветные карандаши - самостоятельно рисовать иллюстрации, схемы и таблицы, которые даны в учебнике. Если рисунка нет, используйте свою фантазию - нарисуйте ассоциацию, которая возникает у вас при взгляде на определение или тему. Картинки помогают воспринимать информацию быстрее, потому что активизируют зрительную память, а если перерисовывать их заново в случае малейшей ошибки, задействуется еще и механическая.

Быстро выучить определения помогут карточки. С одной стороны пишем термин, а с другой - его расшифровку. Такие карточки можно носить с собой, потому что они помещаются в самую маленькую сумку и даже в карман, так что можно повторять материал в любое удобное время.

Совмещайте чтение книг с просмотром научно-познавательных фильмов. Ученые и профессора, которые объясняют сложный материал простым языком, помогут расширить кругозор и понять суть самых сложных вещей. А еще подпишитесь на сайты, паблики и блоги, в которых освещают достижения в сфере биологии - это позволит всегда оставаться в теме.

Сдать ЕГЭ по биологии не сложно, если подойти к экзамену с интересом. Не стоит убивать на подготовку все дни - достаточно и пары часов регулярных занятий в неделю. Главное, помните, что ночь дана человеку для отдыха, так что учиться нужно утром и днем - в это время человек лучше усваивает информаци

До конца февраля школа делает скидку на подготовку к ЕГЭ и ОГЭ
в марте: 10% для действующих учеников и 20% для новичков.

Подготовка к ЕГЭ по биологии - это задача, решить которую невозможно без квалифицированной помощи. Несмотря на то, что данный предмет входит в список основных, получаемых в школе знаний часто бывает недостаточно, чтобы сдать биологию на отлично.

Центр Egevideo поможет вам отлично подготовиться к экзамену. Предлагаемые нами качественные услуги дистанционного обучения и подготовки позволят вам получить 100 баллов на ЕГЭ по биологии. Вы не только приобретете необходимые знания, но и научитесь правильно расставлять приоритеты при выполнении заданий, чтобы сдать предмет на 100 процентов.

Наши предложения

Программа подготовки от Egevideo - это занятия, проходящие в формате вебинаров на специальной платформе. Для участия в видеоуроках вам не понадобится специальное оборудование или программа, достаточно лишь соединения с Интернетом.

Занятия рассчитаны на учеников 10 и 11 классов. Курс рекомендован ученикам, которые хотят сдать ЕГЭ на 100 баллов. Вы сможете:

  • получить практические навыки подготовки к экзамену;
  • понять, как сдать биологию на 100 баллов - овладеете стратегиями выполнения экзаменационных заданий;
  • эффективно организовать самоподготовку после подготовки с репетитором.

Курс предусматривает структурированные домашние задания для подготовки и промежуточные онлайн-тестирования. В режиме реального времени программа проверяет ответы учеников и ставит оценки. Все упражнения готовят к получению высшего балла на ЕГЭ. Тесты основаны на заданиях ФИПИ. Материалы проходят тщательную проверку, в них показаны сложные для понимания темы, сделаны важные акценты.

Не упустите возможность быстро получить обзор всех основных тем по предмету и материалы для эффективной подготовки! Наша цель - сделать так, чтобы вы сдали экзамен на отлично! Для заказа услуги свяжитесь с нами онлайн, по электронной почте или по указанным на сайте телефонам! С Egevideo вы можете рассчитывать на самую высокую оценку!

Как сдать ЕГЭ по биологии на 100 баллов? Этот вопрос задаёт себе каждый 20 выпускник школы. Как ни странно, но итоговое испытание по данному предмету - одно из самых сложных.

Первая причина - большой объём знаний, порядка 500 тем. ЕГЭ по биологии рассчитан на проверку знаний, полученных за 6 лет обучения: курс начальной школы («Окружающий мир» и «Природоведение»), «Ботаника» (изучается в средней школе), а также задания по анатомии и генетике.

Вторая причина - большой разрыв между реальной биологической наукой, которая развивается стремительно, и тем, что преподают в школе. Выпускники, которые готовятся к ЕГЭ самостоятельно и выбирают для подготовки к ЕГЭ актуальные, по их мнению, сборники и учебники, могут не набрать желаемых баллов на экзамене.

Сдать ЕГЭ по биологии на 100 баллов - это целая наука. Кстати, тоже относится и к подготовке в Всероссу по биологии. Наука, которой могут научить только специалисты в области ЕГЭ или подготовки к олимпиадам - это может быть школьный учитель биологии или репетитор. Но, найти хорошего непросто. Как подобрать репетитора по биологии? Какие вопросы должны задать родители кандидату в репетиторы?

ПЕРВЫЙ ВОПРОС: «Какое у вас образование?

Однозначно, у репетитора по биологии должно быть . С одной стороны, он углубленно изучал профильный предмет - биологию, с другой - прошел курс педагогики. Курс педагогики очень важен для будущих учителей. Выпускники такой программы владеют методикой преподавания, умеют объяснять самые сложные темы на простом доступном для детей языке. Педагогов учат налаживать контакт с обучающимися, находить подход и к капризным и ленивым, гиперактивным и детям с определёнными нарушениями.

ВТОРОЙ ВОПРОС: Где вы работаете (работали)?»

Почему важно задать этот вопрос? За последние 30 лет содержание учебников по биологии практически не изменилось, в то время, как биологическая наука ушла далеко вперёд.

Как результат, ученик, занимающийся по новым пособиям с продвинутым преподавателем, может набрать низкий балл на ЕГЭ. Так как в критериях оценивания ЕГЭ по биологии заложены каноны, которые были актуальны 20-30-лет назад. Согласно статистике, именно по этой причине победители вузовских олимпиад, Всероссийской олимпиады по биологии часто не добирают баллы на ЕГЭ. Олимпиадные задания всегда шагают в ногу со временем, так как их формируют преподаватели, ученые - специалисты, которые в том числе занимаются популяризацией новых исследований и открытий.

Поэтому, если вы нацелены набрать высокий балл на ЕГЭ по биологии, выбирайте школьного учителя. Если ваша цель - победа во Всероссе по биологии и получение льготы при поступлении в вуз, отдайте предпочтение репетитору из вуза.

ТРЕТИЙ ВОПРОС: «Сколько лет вы занимаетесь подготовкой выпускников к ЕГЭ по биологии? или Какой у вас опыт работы по подготовке учащихся к всероссийским олимпиадам?»

Репетитор должен хорошо разбираться не только в своем предмете - биологии. Он должен быть знаком с актуальными правилами и процедурой проведения ЕГЭ по биологии. По этой причине родители чаще обращаются к школьным учителям. Школьный учитель биологии знаком с процедурой проведения ЕГЭ, знает задания, в которых выпускники чаще делают ошибки. Все изменения по проведению итоговой аттестации первыми узнают учителя образовательных учреждений. Например, в 2016 году в ЕГЭ по биологии выпускники выполняли 40 заданий. В 2017 году число заданий сократилось до 28, а время наоборот увеличилось с 3 до 3,5 часов. А ещё появились новые типы вопросов: задание со схемой и таблицей, генетическая задача, графические задания и т.д. Как видите, только репетитор, владеющий актуальной информацией, сможет подготовить стобалльника.

Если вы ищите репетитора для подготовки к олимпиадам по биологии, он обязан знать порядок проведения всероссийской олимпиады школьников. А нюансов там много. Так, в школьном и муниципальном этапах чаще попадаются задания школьной программы, а для всероссийского этапа экспертами разрабатываются новые и оригинальные по содержанию задания, опережающие и даже противоречащие школьной программе.

Репетитор, который не первый год, работает с олимпиадниками, знаком со всеми нюансами проведения олимпиады. И часто этим лучшим репетитором оказывается вузовский преподаватель. Кстати, именно вузовских преподавателей привлекают к разработке олимпиадных заданий.

ЧЕТВЁРТЫЙ ВОПРОС: «Как будут проходить занятия?»

Учителя по биологии сходятся во мнении, что к ЕГЭ необходимо начинать готовиться с 8-9 класса. Иначе выпускнику придется вспоминать большой объём информации: ботанику, зоологию, анатомию, экологию и общую биологию. Если, выпускник уже сдавал ОГЭ по биологии и не первый год занимается биологией, для подготовки к ЕГЭ по биологии хватит и двух занятий в неделю. Если биологию решили сдавать только в 11 классе, придется практически заново изучать большое количество материала за год, потребуется 3-4 занятия в неделю. Очень сложно подготовить с нуля стобалльника по биологии за год. Поэтому, такого рода обещания репетиторов должны насторожить родителей.

Занятия должны проходить согласно индивидуальному образовательному плану учащегося. Кстати, при наличии такого плана и родителям будет легче контролировать успеваемость ребёнка.

Обязательно уточните вопрос с домашними заданиями. Репетитор должен задавать много работы на дом, обязательно проверять домашние задания и разбирать на занятиях ошибки.

ПЯТЫЙ ВОПРОС: «Какие УМК и дополнительные материалы вы используете при подготовке к ЕГЭ по биологии? или Какую литературу и интернет-ресурсы вы используете при подготовке школьника к Всероссу по биологии?»

Оригинальная методика - это конечно хорошо, но при этом важно опираться на проверенные и рекомендованные Минобром УМК.

А проверить это просто. Найдите в сети последнюю редакцию федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования. Если предложенного репетитором УМК нет в данном списке, это должно вас насторожить. Из интернет-ресурсов обязательно должны быть упомянуты: сайт «ФИПИ» , официальный портал ЕГЭ .

Также и для подготовки к Всероссам: рекомендованные Минобром УМК; методические пособия, издаваемые биологической олимпиадой школьников; методические пособия с вопросами и ответами Всероссийской олимпиады по биологии прошлых лет от крупных издательств (например, Серия 5 колец. Биология. Всероссийская олимпиада от «Просвещения»).

Какие сетевые ресурсы может указать хороший репетитор для подготовки к олимпиадам по биологии? Организаторы Всеросса по биологии рекомендуют использовать задания олимпиады по биологии прошлых лет с официального сайта Всеросса (http://www.rosolymp.ru), с официального сайта Международной биологической олимпиады (www.ibo-info.org). Разделы, посвященные разбору олимпиадных заданий, есть на сайтах крупных издательств. Например, на сайте издательства «Дрофа»: www.drofa.ru/for-users/teacher/vertical/other

ШЕСТОЙ ВОПРОС: «Сколько 100-балльников по биологии вы подготовили? или «Сколько ваших учеников стали призёрами, победителями Всеросса по биологии?»

Статистика - вещь неумолимая. Если ваш репетитор не может похвастаться своими учениками, где гарантия, что он поможет вашему ребёнку. Не поленитесь, спросите телефоны бывших учеников, поговорите с ними.

М.: 2018. - 512 с.

Предлагаемое пособие содержит теоретический материал и варианты экзаменационных заданий для самостоятельной подготовки к Единому государственному экзамену по биологии. Все задания сопровождаются ответами и комментариями. Книга рассчитана на выпускников средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, может быть использована для подготовки к экзамену в вуз, а также окажет помощь преподавателям биологии.

Формат: pdf

Размер: 7 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Оглавление
ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ 12
Что должен знать выпускник средней школы 12
Как проверяется экзаменационная работа 12
Словарь терминов ЕГЭ 12
ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ 22
Часть 1 22
Часть 2 31
Ответы к заданиям 33
Часть 1 33
Часть 2 33
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ 35
РАЗДЕЛ I. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 35
Вегетативные органы растений 35
Особенности растений как живых организмов. Основные ткани и органы высших растений. Растения и окружающая среда 35
Корень: развитие корня из зародышевого корешка, виды корней, типы корневых систем. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с его функциями. Удобрения. Видоизменения корня 40
Лист. Значение листьев в жизни растений. Внешнее строение листа. Листорасположение. Особенности внутреннего строения листа в связи с его функциями. Листопад 44
Стебель. Понятие о побеге. Развитие побега из почки.
Значение стебля. Внутреннее строение древесного стебля в связи с его функциями. Образование годичных колец.
Передвижение минеральных и органических веществ по стеблю. Видоизмененные побеги: их строение и хозяйственное значение 47
Вегетативное размножение цветковых растений. Биологическое и хозяйственное значение вегетативного размножения 50
Задания 52
Генеративные органы растений. Семя. Плод 55
Цветок и плод. Строение цветка. Соцветия и их биологическое значение. Перекрестное опыление насекомыми, ветром. Самоопыление. Оплодотворение 55
Образование семян и плодов. Типы плодов. Распространение плодов
и семян. Значение цветков, семян и плодов в природе и жизни человека.... 58
Семя. Строение семян двудольного и однодольного растений. Состав семян. Условия прорастания семян. Питание и рост проростка. Время посева и глубина заделки семян 60
Задания 62
Водоросли 65
Строение и жизнедеятельность одноклеточных водорослей. Размножение водорослей. Нитчатые водоросли. Значение водорослей в природе и хозяйстве 65
Задания 70
Мхи. Папоротникообразные 73
Мхи. Зеленые мхи. Строение и размножение кукушкина льна. Мох сфагнум, особенности строения. Образование торфа и его значение 73
Папоротники, хвощи, плауны. Строение и размножение 75
Задания 77
Голосеменные 80
Строение и размножение голосеменных на примере сосны и ели. Распространение хвойных, их значение в природе, в народном хозяйстве 80
Задания 82
/Покрытосеменные 85
Многообразие дикорастущих и культурных цветковых растений и их классификация. Элементарные понятия о систематических категориях. Значение международных названий растений 85
Основные семейства класса Двудольные 86
Основные семейства класса Однодольные 90
Задания 91
Развитие растительного мира на Земле 94
Основные этапы исторического развития и усложнения растительного мира. Создание культурных растений человеком 94
Бактерии 97
Строение и жизнедеятельность бактерий. Распространение бактерий и их роль в природе, медицине, сельском хозяйстве и промышленности. Болезнетворные бактерии и борьба с ними 97
Задания 102
Грибы. Лишайники 105
Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы, их строение, питание, размножение. Условия жизни грибов в лесу. Съедобные и ядовитые грибы. Плесневые грибы. Дрожжи. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений. Роль грибов в природе и хозяйстве 105
Строение, питание, размножение лишайников. Симбиоз.
Роль лишайников в природе и хозяйстве 110
Задания 112
РАЗДЕЛ II . Животные 115
Зоология - наука о животных. Значение животных в природе и жизни человека. Сходство и отличие животных и растений.
Классификация животных 115
Одноклеточные 118
Общая характеристика 118
Тип Саркомастигофоры. Представители.
Строение, распространение, значение 120
Тип Инфузории. Инфузория-туфелька, особенности строения и процессов жизнедеятельности, раздражимость, размножение 123
Многообразие и значение одноклеточных. Малярийный паразит - возбудитель малярии 124
Задания 125
Многоклеточные 128
Тип Кишечнополостные, общая характеристика типа 128
Пресноводный полип - гидра: среда обитания, внешнее и внутреннее строение. Нервная система. Рефлекс. Регенерация. Размножение вегетативное и половое 130
Морские кишечнополостные (полипы и медузы) и их значение 131
Задания 132
Плоские, Круглые и Кольчатые черви 136
Тип Плоские черви. Общая характеристика типа. Внешнее строение, мускулатура, питание, дыхание, выделение, нервная система,
размножение, регенерация 136
Представители типа Плоские черви: их строение, распространение и значение 137
Тип Круглые черви (Нематоды). Общая характеристика типа. Внешнее строение, полость тела, питание, размножение и развитие. Многообразие паразитических червей и борьба с ними 140
Представители типа Круглые черви: строение, распространение, значение 141
Тип Кольчатые черви. Общая характеристика типа. Внешнее и внутреннее строение, процессы жизнедеятельности, регенерация, размножение 142
Представители типа Кольчатые черви: строение, распространение и значение 144
Задания 145
Тип Моллюски 149
Общая характеристика типа. Среда обитания и внешнее строение. Особенности процессов жизнедеятельности 149
Представители типа Моллюски: строение, распространение, значение 151
Задания 153
Тип Членистоногие 157
Общая характеристика типа 157
Класс Ракообразные. Речной рак: среда обитания, внешнее и внутреннее строение, особенности процессов жизнедеятельности.... 159
Класс Паукообразные. Паук-крестовик: среда обитания, внешнее и внутреннее строение. Ловчая сеть, ее устройство и значение. Роль клещей в природе и их практическое значение.
Меры защиты человека от клещей 161
Задания 163
Класс Насекомые. Общая характеристика 166
Отряды насекомых с полным превращением: Жесткокрылые, Чешуекрылые, Двукрылые, Перепончатокрылые 168
Насекомые с неполным превращением: отряд Прямокрылые. Перелетная саранча - опасный вредитель сельского хозяйства 173
Задания 174
Тип Хордовые 177
Общая характеристика типа. Класс Головохордовые. Ланцетник: среда обитания, внешнее строение и особенности внутренней организации 177
Надкласс Рыбы. Общая характеристика надкласса. Речной окунь: среда обитания, внешнее и внутреннее строение, поведение, размножение и развитие. Многообразие рыб 179
Задания 183
Класс Земноводные. Общая характеристика класса. Лягушка: среда обитания, внешнее и внутреннее строение, особенности процессов жизнедеятельности. Многообразие земноводных и их значение. Происхождение земноводных 186
Задания 191
Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса.
Многообразие современных пресмыкающихся. Происхождение пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся: динозавры, зверозубые ящеры 194
Задания 200
Класс Птицы. Общая характеристика класса. Сезонные изменения в жизни птиц, гнездование, кочевка и перелеты. Происхождение птиц 203
Задания 209
Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса. Отряды млекопитающих 213
Задания 220
РАЗДЕЛ III. Человек и его здоровье 224
Общий обзор организма человека. Органы и системы органов.
Краткие сведения о строении и функциях эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей 224
Опорно-двигательная система человека. Строение костей, соединения костей. Скелет человека, отделы скелета 228
Мышцы человека, их строение и функции. Поперечно-полосатые мышцы. Гладкие мышцы 232
Задания 235
Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Учение И.И. Мечникова о защитных свойствах крови. Иммунитет. Борьба с эпидемиями 238
Задания 245
Кровообращение. Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Нервная и гуморальная регуляция сердца 248
Задания 253
Дыхание. Органы дыхания, их строение и функции. Гуморальная и нервная регуляция дыхания 256
Задания 260
Пищеварение. Питательные вещества и пищевые продукты. Строение органов пищеварения и процесс пищеварения и всасывания в разных отделах пищеварительного тракта; роль пищеварительных желез.
Нервно-гуморальная регуляция пищеварения 263
Задания 267
Обмен веществ. Пластический и энергетический обмен - две стороны единого процесса обмена веществ. Витамины и их значение для организма 271
Задания 279
Выделение. Органы мочевыделительной системы. Функции почек. Значение выделения продуктов обмена веществ 282
Кожа: строение и функции. Роль кожи в регуляции теплоотдачи 285
Задания 286
Железы внутренней секреции. Понятие о гормонах. Роль гуморальной регуляции в организме 290
Размножение и развитие человеческого организма. Половые железы и половые клетки. Оплодотворение. Развитие зародыша человека 294
Задания 298
Значение нервной системы. Понятие о рефлексе 301
Спинной мозг 301
Строение и функции отделов головного мозга 303
Вегетативная нервная система 309
Задания 310
Органы чувств. Анализаторы 314
Задания 319
Высшая нервная деятельность. Безусловные и условные рефлексы. Бодрствование и сон. Сознание и мышление 323
Задания 327
РАЗДЕЛ IV. Общая биология 332
Додарвиновский период развития биологии. Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина. Значение теории эволюции для развития естествознания 332
Критерии вида. Популяция - единица вида и эволюции. Понятие сорта растений и породы животных 334
Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Ведущая роль естественного отбора в эволюции 336
Задания 337
Возникновение приспособлений. Относительный характер приспособленности. Микроэволюция. Видообразование 342
Доказательства эволюции органического мира. Главные направления эволюции: биологический прогресс и регресс. Ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация 346
Задания 348
Возникновение жизни на Земле. Развитие органического мира. Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Основные направления эволюции покрытосеменных, насекомых, птиц и млекопитающих в кайнозойскую эру 352
Задания 356
Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза: социальные и биологические факторы. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества 359
Древнейшие, древние и ископаемые люди современного типа. Человеческие расы, их происхождение и единство 361
Задания 363
Биосфера и ее границы. Биомасса поверхности суши, Мирового океана, почвы. Живое вещество и его функции 367
Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере 369
Задания 372
Предмет и задачи экологии. Экологические факторы. Фотопериодизм. Деятельность человека как экологический фактор 375
Комплексное воздействие факторов на организм. Ограничивающие факторы 380
Задания 381
Популяции. Факторы, вызывающие изменение численности популяций, способы ее регулирования 385
Вид, его экологическая характеристика 388
Биогеоценоз. Взаимосвязи популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Правило экологической пирамиды. Саморегуляция. Смена биогеоценозов 388
Агроценозы 395
Задания 396
Клеточная теория 400
Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица живого. Особенности строения клеток прокариот и эукариот 400
Вирусы. Особенности их строения и жизнедеятельности 402
Задания 402
Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее основных органоидов 406
Задания 412
Содержание химических элементов в клетке. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества, их роль в клетке. Самоудвоение ДНК 416
Задания 420
Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке. Значение АТФ в энергетическом обмене 423
Пластический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез 426
Задания 428
Биосинтез белка 432
Задания 434
Деление клетки и его значение. Митоз 437
Половое и бесполое размножение организмов. Половые клетки. Мейоз. Развитие яйцеклеток и сперматозоидов. Оплодотворение 438
Развитие зародыша (на примере животных). Постэмбриональное развитие 442
Задания 443
Генетика 447
Задачи генетики. Гибридологический метод Г. Менделя. Моногибридное скрещивание. Доминантные и рецессивные признаки. Аллельные гены. Фенотип и генотип. Гомозигота и гетерозигота.
Наследование при неполном доминировании 447
Дигибридное скрещивание. Статистический характер расщепления. Цитологические основы расщепления 451
Сцепленное наследование. Нарушение сцепления.
Перекрест хромосом 453
Генотип как целостная исторически сложившаяся система. Генетика пола. Хромосомная теория наследственности 455
Задания 458
Роль генотипа и условий внешней среды в формировании фенотипа. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Статистические закономерности модификационной изменчивости 462
Мутации и их причины. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И. Вавилова. Экспериментальное получение мутаций 464
Генетика и теория эволюции. Генетика популяций 467
Задания 471
Генетические основы селекции растений, животных и микроорганизмов. Задачи современной селекции. Н.И. Вавилов о происхождении культурных растений 475
Селекция растений: основные методы и роль естественного отбора. Самоопыление перекрестноопыляемых растений. Гетерозис.
Полиплоидия и отдаленная гибридизация. Достижения селекции растений 477
Селекция животных: типы скрещивания и методы разведения. Метод анализа наследственных хозяйственно-ценных признаков у животных-производителей. Отдаленная гибридизация домашних животных 480
Селекция грибов и бактерий, ее значение для микробиологической промышленности. Основные направления биотехнологии 482
Задания 483
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ 487
Вариант 1 487
Часть 1 487
Часть 2 496
Ответы к заданиям 498
Вариант 2 500
Часть 1 500
Часть 2 509
Ответы к заданиям 511

Как я уже обращал ваше внимание , в сдаче ЕГЭ по биологии уже несколько лет нет никаких изменений. Это значит, что к созданию тестовых заданий по биологии давно нет серьезных нареканий. С одной стороны это, конечно, хорошо. Но это совсем не означает, что всё будет оставаться абсолютно также по-прежнему.

С полной уверенностью, как репетитор биологии по Скайпу, могу сказать, например, что не все вопросы любых заданий различных вариантов ЕГЭ по биологии составлены достаточно корректно.

Основные огрехи тестовых заданий по биологии

Часто недочеты тестовых заданий ЕГЭ по биологии, приводящие к несправедливой оценке знаний учащихся, касаются части А: выбора одного правильного ответа из четырех. Поскольку реально иногда как правильные совершенно в равной степени могут выступать и два ответа — попробуй тогда узнать, какой из ответов был задуман авторами-составителями? Например, какой бы вы выбрали ответ на вопрос:

«В результате мейоза в гаметы расходятся а) гомологичные хромосомы; б) биваленты; в) хроматиды; г) однохроматидные хромосомы?»

Но есть и отрицательная сторона в том, что старых тестов уже много. Ведь нельзя же составлять варианты только из старых тестов, должна быть какая-то доля и совершенно новых. Вот и приходится авторам-составителям уже давно буквально «высасывать их из пальца». Что это значит? Каждый год теперь появляется все больше и больше тестов уж очень дотошных, очень узко специфических. Хотя и составляются такие тесты только на основе информации из школьных учебников, но учебников то разных (особенно по Общей биологии) очень много и получается, что доля везения: учились вы по данному учебнику или по другому — будет высока.

Поэтому мой совет такой: изучайте Общую биологию сразу по нескольким школьным учебникам.

Кто пишет работу на 100 баллов

Могу с уверенность констатировать, что честно написать тестовые задания ЕГЭ по биологии по вышеназванным причинам на 100 баллов почти не реально. Ведь нужно, чтобы действительно сильному ученику ещё и вариант тестового задания попался без «корявостей».

Поэтому, когда приводятся данные статистики, что из 150 тысяч сдававших биологию в таком-то году, 156 человек написали на 100 баллов, мне, как репетитору ЕГЭ по биологии, понятно, что это возможно «липа». Что какая-то часть из этих 156 человек в таком-то году смогли бесчестно воспользоваться готовыми правильными ответами, известными лишь составителям тестовых заданий.

Настоящими же «гуру» в биологии из учащихся будут те, кто самостоятельно выполнил задания в пределах 93-96 баллов (в силу все тех же ошибок или некорректностей в самих заданиях). Так вот, именно они должны, конкурируя друг с другом (а не с теми, кто не честно набрал 100 баллов), поступать в первую очередь в самые престижные ВУЗы страны и на самые льготные места (сразу получать, например, повышенные стипендии).

Понятно, что в своих пожеланиях я больше похож на «сотрясателя воздуха», но, действительно, как было бы здорово видеть всегда достойных на достойных местах! Не правда ли?

********************************************

У кого есть вопросыпо статье к репетитору ЕГЭ по биологии по Скайпу, замечания, пожелания — прошу в комментарии.

У меня на блоге вы можете приобрести ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов и .