Анализ милостыня и тургенев. Урок «Тема милосердия в стихотворении Тургенева «Милостыня Милостыня тургенев проблема

Анализ стихотворения в прозе «Милостыня» И С. Тургенев
Стихотворение написано в мае 1878 года. В этом году И.С. Тургенев был избран вице-президентом Международного литературного конгресса в Париже. В 1879 Оксфордский университет присвоил Тургеневу степень доктора обычного права. Приезды Тургенева в Россию в 1878-1881 были истинными триумфами.
Цикл «Стихотворения в прозе» автор писал с 1877 по 1882г., в данном цикле представлены почти все основные темы его творчества. «Стихотворения в прозе» - философские раздумья писателя.
«Милостыня» рассказывает о бедном старике, который медленно идет по дороге. Идея этого произведения во взаимопонимании, умения понять и помочь словом или делом, не требуя награды.
Стихотворение «Милостыня» начинается с большой экспозиции: «Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шел старый, больной человек.
Он шатался на ходу; его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нем висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь... Он изнемогал.
Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками - и сквозь искривленные пальцы закапали слезы на сухую, седую пыль.
Он вспоминал...
Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат - и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам... И вот теперь у него нет куска хлеба - и все его покинули, друзья еще раньше врагов... Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню? И горько ему было на сердце и стыдно.
А слезы все капали да капали, пестря седую пыль».
Она вводит читателя в мир героя, в мир его переживаний и душевной боли – он не может просить милостыню, это унижение для героя.
Завязка сюжета, по-моему мнению, начинается словами: «Вдруг он услышал, что кто-то зовет его по имени; он поднял усталую голову - и увидал перед собою незнакомца».
Далее автор использует литературный портрет, но не главного героя, а человека, который его окликнул. «Лицо спокойное и важное, но не строгое; глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой». Автор особое внимание обращает внимание на глаза, если следовать мнению, что «глаза – это зеркало души», то у человека душа светлая (добрая). Такому человеку веришь, его хочется слушать, поэтому портрет предшествует важному для героя диалогу.
Основная мысль: «Так и ты теперь не гордись, бедняк,- заговорил опять незнакомец,- ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры». Основная мысль этих слов довольно сложна для понимания. Автор говорит читателю о том, что отдавая, мы делаемся чище, добрее. И принимая подаяния от людей, мы делаем добрый поступок – даём возможность этим людям стать чище, совершить благородное дело. Не все могут с этим согласиться, но герой понимает говорящего и принимает его истину. «Старик встрепенулся, вскинул глазами... но незнакомец уже исчез…»
Таинственный незнакомец успокоил старика, показал, что просить не стыдно: ведь это он не просит милостыню, он, в некотором смысле подаёт её, как и прежде. И.С. Тургенев не говорит, кто был добрый человек: ангел или Иисус Христос, иллюзия или мысли вслух. Это решает читатель.
Думаю, что кульминация и развязка сюжета совпадают. Старик попросил милостыню, « купил себе на данные гроши хлеба - и сладок казался ему выпрошенный кусок - и не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость».
Я размышляла о том, как мало человеку нужно для счастья – доброе слово, но за этим стоит очень многое – понимание.
Литературная притча приглашает к размышлению. И.С. Тургенев учит понимать жизнь через иносказание. Особенности данного стихотворения в прозе: персонажи показаны лишь через поступки, не обрисованы подробно; не отражены характеры; внимание автора отдано одной ситуации.
Основной композиционный прием в «Милостыне» организован на основе своеобразных противопоставлений, оппозиций: «лицо спокойное и важное, но не строгое..., взор пронзительный, но не злой».
Автор, используя просторечную лексику, создаёт стилистическую окраску текста. Разговорный стиль речи придаёт тексту конкретность, используется для словесной характеристики героя (шатаясь, лохмотья, прохожий, нищий).
Художественный стиль позволяет автору обратить внимание читателя на общественно значимые события, нравственные ценности.
В стихотворении «Милостыня» олицетворяется мифологизированная черта Иисуса ‒стремление к «добровольной нищете» ради утверждения высшей духовности, выражается религиозная идея нравственного выбора, а само произведение является образной парафразой важнейшей евангельской заповеди, содержащейся в Нагорной проповеди Христа: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Матф. V, 3).Эта идея развита в Евангелии от Матфея: «Не собирайте себе сокровищ на земле..., но собирайте себе сокровища на небе...» (VI, 19-21. VII, 7; XIX, 21-24). Герой стихотворения «Милостыня» буквально следует заповеди Христа: «… если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах» (Матф. XIX, 21).Он «богатство роздал другим, друзьям и недругам… И вот теперь у него нет куска хлеба...» (С. XIII, 172). Презрение к накоплению ‒это одновременно выражение отказа от любви только к себе (Матф. VIII, 20; Лук. IX, 58; XIV, 26).Драматическая коллизия стихотворения (старый больной человек, ставший «добровольно нищим» и не имеющий, «где приклонить голову», страдает, хотя и не раскаивается, что «добро делал») отражает характерную особенность христианской этики: единство противоположных начал ‒веры в предопределение пути человека (и человечества) и убежденности в возможности нравственного выбора (каждый имеет свободу выбрать путь спасения). Герой «Милостыни» «следует» за Христом (Матф. XIX, 21) не только в том, что осуществляет великую моральную идею добродетельности, самоусовершенствования, «спасения» самого себя во имя торжества человечности, духовной сущности, но и в том, что другим людям «доставляет… возможность показать на деле, как они добры» (С. XIII, 172).Коллизия стихотворения связана с архетипической идеей русской иконы: в нем также воплощена и выражена гармония «отрешения от здешнего» и «моления о дешнем». Истинным человеческим «сокровищем» героя является его добродетельность. Диалог Иисуса Христа со стариком пронизан мыслью о совершенствовании не только самого героя, но и других людей. В «Милостыне» «евангельский сюжет» становится содержательной формой утверждения добродетельности, человечности как сущностных человеческих качеств.
В тексте повторяется местоимение «он».
1.Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шел старый, больной человек.
2. Он шатался на ходу; его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нем висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь… 3. Он изнемогал.
4. Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками - и сквозь искривленные пальцы закапали слезы на сухую, седую пыль.
5. Он вспоминал…
6. Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат - и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам...
Считаю, что в данном тексте лексический повтор выполняет функцию нарастания напряженности повествования.
Так же автор использует такую стилистическую фигуру как риторический вопрос. Его цель - привлечь внимание читателя к тому или иному явлению. «… Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню?».
Хочу сделать следующий вывод из всего выше сказанного: мало родиться человеком, нужно воспитать в себе человечность. Самая мудрая милостыня – это когда человек принимает на свое иждивение какого-нибудь беспомощного человека.

Коми Республикаса йöзöс велöдан министерство

«Сыктывкарса сервис да связь колледж»

уджсикасӧ велӧдан канму учреждение

Министерство образования Республики Коми

государственное профессиональное образовательное учреждение

«Сыктывкарский колледж сервиса и связи»

(ГПОУ «СКСиС»)

Методическая разработка открытого урока по теме « И . С . Тургенев . Стихотворения в про зе

Выполнила: Шулепова О.Н.

преподаватель литературы

Сыктывкар

Урок по теме «Стихотворения в прозе». «Senilia». И.С.Тургенева.

Цели урока:

Обучающая: формирование положительной мотивации и готовности к восприятию нового материала; актуализация, закрепление и обобщение полученных знаний; самостоятельное конструирование новых знаний; дать понятие о стихотворениях в прозе;

Развивающая: учить студентов работать с текстом, анализировать его, выявлять тему и основную мысль, развитие навыков критического мышления, творческих способностей студентов, учить мастерству слова;

Воспитательная: учить сопереживать, нравственно оценивать мир, быть толерантным по отношению друг к другу.

Ход урока

1.Оргмомент.Приветствие.(Слайд 1)

Сообщение темы урока.

Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке?

2. Этап постановки целей урока и мотивации.

Звучит романс на стихи И.С.Тургенева «Утро туманное».

Это романс на стихи И.С.Тургенева «Утро туманное». Сегодня мы продолжаем открывать всё новые страницы его творчества. Ознакомимся с понятием «Стихотворение в прозе» и его особенностями, научимся анализировать произведения такого жанра.

Но для начала давайте вспомним, какие произведения автора вы уже знаете?

3.Этап подготовки к активному усвоению знаний

Давайте прочитаем эпиграф к нашему уроку(слайд 2)

Дорогой мой читатель, не пробегай этих стихов сподряд:

тебе, вероятно, скучно станет…но читай их враздробь:

сегодня одно, завтра другое; и которое-нибудь из них,может быть,

заронит что-нибудь тебе в душу…

И.С.Тургенев

Объясним слова:сподряд, враздробь

Какой же совет он даёт своим читателям? Почему?

Эти строки взяты из сборника И.С.Тургенева «Стихотворения в прозе». А что такое стихотворение в прозе?Знаем? Нет.Вот это мы с вами сегодня и узнаем.

Возвращаясь к эпиграфу, скажу, что каждое стихотворение-это отдельный этюд, миниатюра, у каждого своя тема, а объединены они в один цикл.

Что же необычного в названии цикла?(Стихотворения в прозе)

Как вы думаете, к какому роду литературы будет относиться этот жанр?(Лирика)

Подберём термины, относящиеся к этому роду литературы, дадим краткие пояснения: лирика(выражает переживания, чувства, сокровенные мысли), лирический герой(близок к автору), жанры лирики(стихотворение, поэма), отличие поэзии от прозы(ритм, размер, рифма).Записываем в «фишбоун».

Построим определение термина «стихотворение в прозе»- небольшое прозаическое произведение, напоминающее лирическое стихотворение, но лишённое стихотворной организации речи.(запись в тетради)

Общие черты стихотворений в прозе:(слайд 4)

Автобиографичность, рассказ от первого лица

Исповедальность дневниковой записи

Философские раздумья

Доверительное отношение с читателем.

4.Этап осмысления.

А теперь познакомимся с историей создания сборника «Senilia.Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева (слайд 5)

« Стихотворения в прозе» были написаны И.С.Тургеневым в конце жизни, в 1878-1882 годах. Всего Иваном Сергеевичем за границей было написано 83 стихотворения, в которых отразился весь писатель, его большой восхитительный ум, тонкое эстетическое миропонимание, неизбывная скорбь одинокого и бездомного человека.

Первоначально сборник был назван «Посмертные», потом « Старческое», издатель М.М.Стасюлевич предлагал название «Зигзаги». Жанр своих произведений сам писатель определил ка «стихотворения без рифмы и размера».

«Senilia» («Старческое»), собственно говоря, это не что иное, как последние вздохи(вежливо выражаясь) старика»-писал Тургенев в одном из писем.За этими строками не стоит ни тени кокетства или ёрничанья; их пишет тяжело больной человек, сознающий свой скорый конец.

Какая информация вам была знакома? Что оказалось новым? Что вызвало вопросы?

5.Определение сверхзадачи урока

О чём же размышляет писатель в конце жизни?

6.Читаем стихотворение «Милостыня»(используя приём чтения с остановками).

Милостыня

Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шел старый, больной человек.
Он шатался на ходу; его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нем висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь… Он изнемогал.

-Кто этот старец? Куда он идёт?
Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками - и сквозь искривленные пальцы закапали слезы на сухую, седую пыль.
Он вспоминал…

-Что он вспомнил?
Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат - и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам… И вот теперь у него нет куска хлеба - и все его покинули, друзья еще раньше врагов… Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню? И горько ему было на сердце и стыдно.
А слезы все капали да капали, пестря седую пыль.
Вдруг он услышал, что кто-то зовет его по имени;

-Кто это может быть? И что произойдёт дальше?

он поднял усталую голову и увидал перед собою незнакомца.
Лицо спокойное и важное, но не строгое; глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой.
- Ты все свое богатство роздал, - послышался ровный голос… - Но ведь ты не жалеешь о том, что добро делал?
- Не жалею, - отвечал со вздохом старик, - только вот умираю я теперь.
- И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку, - продолжал незнакомец, - не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней?
Старик ничего не отвечал - и задумался.
- Так и ты теперь не гордись, бедняк, - заговорил опять незнакомец, - ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры.
Старик встрепенулся, вскинул глазами… но незнакомец уже исчез; а вдали на дороге показался прохожий.

-Что может произойти дальше?
Старик подошел к нему - и протянул руку. Этот прохожий отвернулся с суровым видом и не дал ничего.
Но за ним шел другой - и тот подал старику малую милостыню.
И старик купил себе на данные гроши хлеба - и сладок показался ему выпрошенный кусок - и не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость.

- Как вы понимаете слово милостыня? Милостыня от слова «милость», что означает, что подали просто так, как дар, от сострадания.

-Почему старика осенила «тихая радость»? Потому что он понял, что до этого он был горд. Гордыня –это страшный грех. Есть два понятия: гордость и гордыня.

-Что такое гордость? Обоснованное чувство собственного достоинства, значимости, чести, в которых проявляется самоуважение человека к самому себе, а также любовь к своему народу, совей Отчизне.

Однако чрезмерное самопочитание, высокомерие, ложное чувство превосходства над другими, надменность-рождает гордыню.

-Какова тема стихотворения? Доброта, сострадание-это проблемы, которые важны только сегодня или всегда?-это вечные проблемы!!!

Тургенев никогда не мог относиться к бедности и нищете равнодушно, его угнетала мысль о несправедливости мироустройства. Чувство социальной вины мучило писателя на протяжении всей его жизни. Каждая жизнь ценна. Вы ещё раз убедились, что в своих стихотворениях автор затрагивает вечные проблемы, которые волнуют человечество во все времена.

7.А теперь давайте прочитаем ещё одно стихотворение «Собака».

-Какова тема стихотворения?

Философские размышления, рассуждения о смысле бытия, о неразрывной связи природы и человека,показаны психологические переживания человека.

Что такое собака для человека и какими качествами она обладает?

Тема урока: Тема милосердия в стихотворении И.С. Тургенева «Милостыня»

Урок литературы в 8 классе спроектирован по технологии развития критического мышления. Ведущие приёмы – «Ключевые слова», «Шесть шляп мышления», «Зигзаг», проблемная беседа.

Цели: 1. Формирование умений анализировать текст с разных читательских позиций;

2. Развитие критического мышления; развитие связности речи при построении ответов по типу рассуждения; развитие коммуникативной культуры при взаимодействии в парах;

3. Воспитание милосердия, отзывчивости, доброты.

    Оргмомент. (Выявление готовности класса к уроку. Психологический настрой на урок).

    Этап вызова (выведение темы, мотивация, целеполагание)

Сегодня мы обсудим очень важную, трудную и вечную тему русской литературы на примере одного маленького произведения Ивана Сергеевича Тургенева. Я выписала несколько самых важных слов из этого текста:

По дороге – старый больной человек – исхудалые ноги – лохмотья – непокрытая голова –некогда богат – слёзы – протянул руку – тихая радость

Предположите, о ком этот текст.

Учащиеся выдвигают предположения (этот рассказ о старом больном и бедном человеке. Ему плохо, он плачет. Он идёт по дороге, наверное, он вспоминает о своей молодости, когда он был богат).

Подумайте, как Тургенев мог назвать это стихотворение.

Учащиеся предлагают идеи, которые записываются учителем на доске.

Обратите внимание на предпоследнее ключевое словосочетание – «протянул руку». Зачем?

Учащиеся предполагают (вероятно, человек просит хлеба, немного денег, милостыню)

Можем ли мы добавить ещё варианты названий? (добавляется слово милостыня)

А теперь посмотрите на последнее словосочетание - «тихая радость». Почему у человека, просящего милостыню, радость?

Учащиеся предполагают (радость от того, что дали поесть, дали кусок хлеба, и сегодня он не умрёт)

Итак, радость посетила человека оттого, что ему дали милостыню.

Значит, какое из всех возможных вариантов названий здесь самое важное? (милостыня)

Подберите к этому слову однокоренные слова (милый, милость, милостивый, милосердие)

Учителем создаётся проблемная ситуация.

На сегодняшний день в мире насчитывается огромное количество благотворительных фондов, помогающих больным и бедным. Каждый второй россиянин когда – либо давал милостыню просящему. Однако уровень преступности, нетерпимости, агрессии и в России, и в мире растёт с каждым днём. Можно ли человека, дающего милостыню, назвать по – настоящему милосердным? Дать милостыню и быть милосердным – это одно и то же?

Учитель подводит учащихся к целеполаганию.

А что мы хотим сегодня понять? Записывается первая цель: Ответить на вопрос: Дать милостыню и быть милосердным – это одно и то же?

Что нам поможет это понять? (Стихотворение И.С. Тургенева).

- Что нам надо сделать, чтобы это понять?

(Для того чтобы решить поставленную проблему, его нужно внимательно прочитать, разобраться в нём, определить его главную мысль)

Составляется план действий: Внимательно прочитать текст стихотворения и выявить в нём идею (главную мысль), позволяющую ответить на этот вопрос.

Что вы можете сделать сами?

Учащиеся объединяются в пары.

    Этап Осмысления.

А). Чтение текста стихотворения.

И.С.Тургенев

Милостыня

Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шёл старый больной человек. Он шатался на ходу, его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нём висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь…Он изнемогал.

Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками – и сквозь искривлённые пальцы закапали слёзы на сухую, седую пыль.

Он вспоминал…

Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат - и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам…И вот теперь у него нет ни куска хлеба – и все его покинули, друзья ещё раньше врагов… Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню? И горько ему стало на сердце и стыдно.

А слёзы всё капали да капали, пестря серую пыль.

Вдруг он услышал, как кто-то зовёт его по имени; он поднял усталую голову – и увидал перед собою незнакомца.

Лицо спокойное и важное, но не строгое, глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой.

- Ты всё своё богатство роздал, - послышался ровный голос… - Но ведь ты не жалеешь о том, что добро делал?

-Не жалею,- отвечал со вздохом старик, только вот умираю я теперь.

- И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку,- продолжал незнакомец, не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней?

Старик ничего не ответил – и задумался.

- Так и ты теперь не гордись, бедняк, - заговорил опять незнакомец, - ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры.

Старик встрепенулся, вскинул глазами…но незнакомец уже исчез, а вдали на дороге показался прохожий.

Старик подошёл к нему - и протянул руку. Этот прохожий отвернулся с суровым видом и не дал ничего.

Но за ним шёл другой – и тот подал старику малую милостыню.

И старик купил себе на данные гроши хлеба – и сладок показался ему выпрошенный хлеб – и не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость.

Б). Приём «Шесть шляп мышления»

Чтобы разобраться в содержании этого текста, давайте объединимся в пары и попробуем посмотреть на стихотворение с разных сторон. Я предлагаю вам примерить шесть разных шляп мышления.

Для начала давайте обсудим этот текст как равнодушные читатели.

Итак, надеваем мысленно белую шляпу (проблемная беседа + сжатый пересказ)

Почему герой стал бедным?

Почему он плачет?

Почему он послушался незнакомца и начал просить милостыню?

Почему его осенила радость?

Обсудите в парах, как можно передать содержание этого текста тремя предложениями.

Выступление каждой пары.

- А теперь предлагаю вам поменять белую шляпу на жёлтую и чёрную и посмотреть на один и тот же текст с совершенно разных точек зрения.

Жёлтая шляпа – 1 пара: докажите, что герой всё делал правильно, защитите этого героя (Докажите утверждение: Герой – щедрый, милосердный и скромный человек )

(Герой мог жить богато всю жизнь, но он отдал все деньги бедным, значит он добрый, щедрый человек. Он думает не о себе, а о других, значит он милосердный человек, не эгоист. Он стесняется просить милостыню, значит он скромный человек).

Чёрная шляпа – 2 пара: что герой сделал не так? В чём он не прав? (Докажите утверждение: Герой – неразборчивый, гордый и немилосердный человек)

(Герой не думал, пока был здоров и богат, о своей дальнейшей жизни, он окружил себя друзьями, которые его предали, значит, он не умел различать, что хорошо, а что плохо, он не разборчив. Он сам виноват в том, что стал нищим. Герой стыдится сам просить милостыню, значит, он считает себя выше, чем нищие. Герой гордый, а гордый человек не может искренне любить других. Кроме того герой давал милостыню нищим, потому что хотел казаться добрым, а не потому что был таким на самом деле, он лицемерный, а не милосердный человек).

Обсуждение в парах.

В). Приём Зигзаг.

А теперь я попрошу каждую пару обменяться партнёрами и надеть красную шляпу. Сравните то, что вы наработали в предыдущей паре, соотнесите плохое и хорошее в герое и скажите: Какие чувства вы испытываете к этому человеку? Как лично вы оцениваете героя?

Учащиеся соединяют полученную противоречивую информацию и дают свою оценку герою.

Итак, перед нами противоречивый герой. надеть зелёную шляпу и немного пофантазировать.

Я предлагаю каждой паре ответить на вопрос:

1 пара: Что было бы, если бы герой не обнищал?

2 пара: Что было бы, если бы герой не встретил на дороге незнакомца?

(Если бы герой не раздал всё богатство, он продолжал бы жить в сытости и тепле, давал бы милостыню бедным, встречался бы с друзьями, так и не узнав, что им от него нужны только деньги).

(Если бы герой не встретил незнакомца, он скорее всего умер бы от голода и холода, потому что слишком гордый, чтобы просить милостыню).

Что сделал незнакомец для нищего?

(Незнакомец ничего ему не дал, кроме одного: он убедил героя в том, что все люди равны и заслуживают любви: и нищие, и богатые. Сегодня ты богат и счастлив, а завтра сам может пойти за милостыней. Если человек ставит себя выше кого – то, он не может быть милосердным по – настоящему. Часто, чтобы стать по – настоящему милосердным, человеку нужно самому пройти через страдания, вот почему герой становится счастлив к концу стихотворения).

Давайте обобщим сказанное и для этого наденем синюю шляпу :

О чём (о каком качестве человека) этот рассказ? Какова его тема?

(Тургенева интересует тема милосердия человека. Тема записывается на доске)

Почему же Тургенев назвал свой рассказ «Милостыня», а не «Милосердие»?

(Тургенев подчёркивает разницу в значении этих двух слов: милостыня – подачка, попытка откупиться, а милосердие – сострадание, умение чувствовать чужую боль как свою).

4. Этап рефлексии.

Возвращаемся к поставленным нами в начале урока цели:

Можно ли поставить знак равенства между словами МИЛОСТЫНЯ и МИЛОСЕРДИЕ?

Удалось ли нам достичь этих целей?

Что важного для себя лично вы сегодня поняли?

Урок закончен. Спасибо за работу!

Технологическая карта урока литературы в 8 классе Тема милосердия в стихотворении И.С. Тургенева «Милостыня»

Этап

Название этапа

Задачи

(с позиции ученика)

Деятельность учителя (методы обучения)

Деятельность ученика (формы организации учебно-познавательной деятельности)

Характер учебно-познавательной деятельности

Ожидаемый результат (знания, умения, способы деятельности)

1

Оргмомент

Настроиться на урок

2 – 3 вопроса (за экраном) на выявление готовности класса к уроку, развитие слухового восприятия

Отвечают на вопросы учителя, переадресовывают вопросы товарищам

Фронтальная ФОПД

Репродуктивный

Учащиеся различают на слух вопросы, связанные с подготовкой к занятию, учащиеся грамматически грамотно переадресовывают вопрос

2

Стадия вызова

Вывести тему урока

Определиться с мотивацией к изучению этой темы

Сформулировать цели урока

Помогает учащимся определить базовые понятия урока, необходимые для рассмотрения в данной теме – приём ТРКМЧП «Ключевые слова».

Создаёт проблемную ситуацию на основе противоречия между понятиями «милостыня» и «милосердный». Привлекает жизненный опыт учащихся.

Подводит учащихся через наводящие вопросы к целеполаганию.

Определяют базовые понятия урока. Анализируют противоречие, заключённое в проблемной ситуации, предложенной учителем. Понимают важность её разрешения.

Формулируют, что хотят выяснить на уроке. Определяют, что им поможет это выяснить (текст произведения). Соотносят, что могут в тексте проанализировать сами, а что – с помощью товарища или учителя.

Фронтальная ФОПД

Конструктивный

Учащиеся выбирают главную (ключевую) лексему из ряда предложенных. Учащиеся видят и формулируют проблему своими словами, понимают её значимость для себя лично и для общества в целом.

Учащиеся соотносят «хочу узнать – надо сделать - могу сделать» и планируют свою деятельность на уроке.

3

Стадия осмысления

Проанализировать текст стихотворения Тургенева «Милостыня» с точки зрения существующего противоречия

Разбивает учащихся на пары. Читает текст стихотворения вслух. Организует самостоятельную работу над текстом с разных позиций: нейтральной, позитивной, негативной, эмоциональной, творческой, обобщающей – приём ТРКМЧП «Шесть шляп мышления». Помогает парам, испытывающим затруднения с помощью наводящих вопросов. После этапа «жёлтая и чёрная шляпы» делает рокировку – меняет партнёров в парах – приём ТРКМЧП «Зигзаг»

Читают (слушают) текст стихотворения. Обсуждают его содержание. Взаимодействуют друг с другом для решения следующих задач:

Белая шляпа – «сжимают» содержание текста до трёх предложений, оставляя самое важное и формулируя своими словами;

Жёлтая – чёрная шляпа - анализируют поведение героя с положительной (жёлтая шляпа) и отрицательной (чёрная шляпа) сторон;

Меняются партнёрами, сравнивают результаты работы;

«Красная шляпа» - дают личностную оценку персонажу на основании полной (и положительной, и отрицательной) полученной характеристики;

«Зелёная шляпа» - переносят имеющиеся знания в изменённую ситуацию (Что было бы с героем, если бы…);

«Синяя шляпа» - обобщают свои наблюдения и открытия, формулируют идейный смысл стихотворения

Парная ФОПД

Конструктивный

Творческий

Учащиеся понимают и анализируют информацию в тексте. Понимают учебную задачу, определяют трудности в её выполнении и находят способы решения этих трудностей. Умеют взаимодействовать с товарищем в паре, объективно оценивать его деятельность. Различают главное и второстепенное, сокращают текст, перефразируя наиболее важные мысли.

Умеют находить в тексте факты, подтверждающие данный тезис.

Умеют сравнивать противоречивую информацию, давать личностную оценку герою и объяснять её.

Умеют творчески интерпретировать текст.

Умеют обобщать информацию, формулировать идею текста

4

Стадия рефлексии

Соотнести поставленные в начале урока цели и реально достигнутые.

Оценить свою деятельность на уроке.

Обращает внимание учащихся на поставленные в начале урока цели. Ориентирует учащихся на сопоставление намеченного и реально достигнутого. Организует деятельность учащихся по оцениванию своей деятельности

Соотносят намеченное и достигнутое. Делают вывод о степени раскрытия темы урока. Анализируют свою работу на уроке с помощью памяток с критериями самооценки.

Индивидуальная ФОПД

Конструктивная

Соотносят цель и результат деятельности. Умеют объективно оценить свою работу на уроке.

Небольшой по объему цикл стихотворений в прозе - не только итог творческой жизни писателя, но и квинтэссенция всего, что волновало, притягивало и отталкивало на протяжении всей жизни Тургенева-человека. Написан этот цикл в предчувствии приближения смерти, поэтому писатель философски осмыслил, что же он оставляет здесь, на земле. В сборнике лирических произведений отражены все глубокие философские раздумья Тургенева о счастье, о назначении человека и скоротечности, мимолетности жизни, в течение которой он должен оставить свой след на земле.

И хотя мотив старости, смерти, одиночества присущ большинству произведений этого жанра, стихотворение “Воробей” оптимистично и полно светлой веры в будущее. Стихотворение глубоко лирично, эмоционально, кратко по форме. Здесь слабо выражен сюжет, эмоциональное переживание подменяет эпическое повествование, звучит тема вечно возрождающейся жизни, молодости, торжествующей любви. Автор восхищается самоотверженным порывом героической маленькой птицы, защищающей своего птенца. Эта сила любви, перед которой все превратности судьбы бессильны, заставляет “огромное чудовище”, собаку, отступить.

Увиденная автором всепобеждающая сила любви наполняет его душу восторгом и надеждой, посылает ему вдохновение. Он приходит к глубокому философскому осмыслению увиденного, концентрируя свою мысль в последней фразе стихотворения: “Только ею, только любовью держится и движется жизнь”. Стихотворения в прозе И. С. Тургенева - это лирические миниатюры, в которых отразились самые сокровенные мысли и чувства автора. Написаны эти художественные произведения в форме философских рассуждений, воспоминаний, снов, житейских историй на самые разнообразные темы: о любви, о жизни и смерти, о добре и зле, о подвиге и трусости и т. д. Очень большое впечатление произвело на меня стихотворение “Нищий”, в котором речь идет о дряхлом, убогом старике, просящем милостыню.

Автор дает этому герою очень выразительную портретную характеристику: “воспаленные, слезливые глаза”, “посинелые губы”, “шершавые лохмотья”, “нечистые раны”. Глаголы “стонал”, “мычал”, “вздрагивал” дополняют тягостную картину. Тургенев нашел невероятно точную и меткую метонимическую конструкцию - старика “безобразно обглодала бедность”. Далее рассказчик (стихотворение написано от первого лица) говорит о том, что не найдя ничего у себя в карманах, он просто протянул руку и крепко пожал ладонь старика. Это не просто ярко нарисованная художником драматическая картина из жизни.

Стихотворение имеет глубокий подтекст. Нищий - это не только тот, кто не имеет материальных благ. Нищим, несчастным, бедным может быть человек с полными карманами, но пустой душой.

Поэтому вначале, когда герой хотел механически подать милостыню, автор называет старика “несчастным существом”. Но потом, остановившись и задумавшись, он говорит, что это его “брат”.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Сочинение по тургеневу милостыня уже в твоих закладках.
Вперед:
Назад:
Дополнительные сочинения по данной теме

    Проза Отцы и дети История создания романа Анализ текста Сюжет и композиция романа Последняя глава романа "Отцы и дети" Критика о творчестве И. С. Тургенева Д. И. Писарев М. А. Антонович Н. Н. Страхов Темы сочинений по творчеству И. С. Тургенева «Записки охотника» - галерея народных характеров Идейно-художественное своеобразие «Записок охотника» Изображение крестьянской жизни в «Записках охотника» Тургенева Изображение народа в "Записках охотника" И. С. Тургенева Ещё о "Записках охотника" И.
    Герасим - главный герой рассказа И. С. Тургенева « Муму». Я бы даже сказала, что он единственный герой этого произведения. Глухонемой рослый богатырь не только внешне отличается от окружающих. Хозяйственный и работящий, Герасим сохраняет в себе доброе, чуткое к чужой беде сердце, по-русски широкую деревенскую душу, невиданное для периода крепостного права чувство собственного достоинства. По словам Тургенева, «могучий, как дерево… на плодородной земле», он любил землю, хозяином которой не был.
    1. Какова главная идея "Записок охотника" И. С. Тургенева? Главная мысль "Записок охотника" И. С. Тургенева - моральное превосходство закрепощенного крестьянства над помещиками. 2. Какова функция природы в "Записках охотника" И. С. Тургенева? Природа в "Записках охотника" И. С. Тургенева выступает в нескольких функциях: поэтизация России, изображение красоты ее; отражение психологического состояния человека; подготовка читателя к восприятию событий и героев, создание атмосферы рассказа. 3. В чем состоит демократизм автора в "Записках охотника" И. С.
    Выступление первоклассников на сентябрьской торжественной линейке. Здравствуй, школа! В прекрасный денёк Мы вступили под школьные своды. Здесь учитель нас ждёт на урок – Начинаются школьные годы. Здравствуй, школа! Нас зовут за парты Озорные школьные звонки. Раньше просто были мы ребята, А теперь мы все ученики! Здравствуй, школа! Ты нам подарила Наш просторный новый светлый класс И мы все свои приложим силы Чтобы стал он лучше после нас. Здравствуй, школа! Нынче провожают В школу нас и мамы, и родня И слезу украдкой вытирая, Ласково все смотрят на
    Все рассказы, написанные с 1937 по 1944 год, Бунин объединил в книгу Тёмные аллеи. Он пишет о лете, осени, дне и ночи, о горе, счастье, порой кратком миге радости или боли. На первый план у Бунина выходит обращение к вечным темам любви и смерти. Но о любви Бунин пишет жуткие вещи. Взять хотя бы следующую фразу: Он был очень влюблен, а когда очень влюблен, всегда стреляют себя Но если бы
    С недавних пор в России стали отмечать 14 февраля - День святого Валентина. Трудно понять, почему именно его - день казни гонимого в Римской империи христианского священника, в которого, по некоторым легендам, была влюблена слепая дочь тюремщика Астерия. Правда, по одной из версий Валентин, давший обет безбрачия, сам влюбился в девушку и накануне казни написал ей трогательное письмо, а кроме того, по некоторым сведениям, вернул возлюбленной зрение. Бытует и более
    Повесть " Первая любовь"- автобиографическое произведение Тургенева. Прототином молодого героя повести, как говорил Тургенев, послужил он сам: "Этот мальчик ваш покорный слуга". Прототипом Зинаиды стала поэтэсса Екатерина Шаховская. Она была соседкой по даче пятнадцатилетнего Тургенева и, именно она открыла в его жизни полосу неразделенной любви. В повести " Первая любовь " писатель очень поэтически описывает это чувство, приносящее ему и радость и горе, но всегда делающее его чище, возвышеннее. Сюжет повести
  • Русский язык
  • 9 кл.
  • 30.03.2017

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Михайловская средняя общеобразовательная школа» Бугурусланского района Оренбургской области Комплексный анализ текста в 9 классе (Подготовка учащихся к сочинению15.3 на морально-этическую тему) Тема милосердия в стихотворении И.С. Тургенева Автор урока: Канаева Л.Л. учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Михайловская СОШ»   Тема урока: Тема милосердия в стихотворении И.С. Тургенева Цели: 1. Формирование умений анализировать текст с разных читательских позиций; 2. Развитие критического мышления; развитие связности речи при построении ответов по типу рассуждения; развитие коммуникативной культуры при взаимодействии в парах; 3. Воспитание милосердия, отзывчивости, доброты. 1.Оргмомент. (Выявление готовности класса к уроку. Психологический настрой на урок. Учащиеся работают в группах по 4 человека). 2.Этап вызова (выведение темы, мотивация, целеполагание) - Сегодня мы обсудим очень важную, трудную и вечную тему русской литературы на примере одного маленького произведения Ивана Сергеевича Тургенева. 3. Просмотр социального ролика - Какое впечатление произвел на вас этот ролик? -Я выписала несколько самых важных слов из этого текста: По дороге – старый больной человек – исхудалые ноги – лохмотья – непокрытая голова –некогда богат – слёзы – протянул руку – тихая радость - Предположите, о ком этот текст. (учащиеся записывают в маршрут урока см. ПРИЛОЖЕНИЕ) Учащиеся выдвигают предположения (этот рассказ о старом больном и бедном человеке. Ему плохо, он плачет. Он идёт по дороге, наверное, он вспоминает о своей молодости, когда он был богат). - Подумайте, как Тургенев мог назвать это стихотворение. Учащиеся предлагают идеи, которые записывают в маршруте. - Обратите внимание на предпоследнее ключевое словосочетание – «протянул руку». Зачем? Учащиеся предполагают (вероятно, человек просит хлеба, немного денег, милостыню) - Можем ли мы добавить ещё варианты названий? (добавляется слово милостыня) - А теперь посмотрите на последнее словосочетание - «тихая радость». Почему у человека, просящего милостыню, радость? Учащиеся предполагают (радость от того, что дали поесть, дали кусок хлеба, и сегодня он не умрёт) - Итак, радость посетила человека оттого, что ему дали милостыню. - Значит, какое из всех возможных вариантов названий здесь самое важное? (милостыня) - Подберите к этому слову однокоренные слова (милый, милость, милостивый, милосердие) Учителем создаётся проблемная ситуация. На сегодняшний день в мире насчитывается огромное количество благотворительных фондов, помогающих больным и бедным. Каждый второй россиянин когда – либо давал милостыню просящему. Однако уровень преступности, нетерпимости, агрессии и в России, и в мире растёт с каждым днём. Основополагающий вопрос урока Можно ли человека, дающего милостыню, назвать по – настоящему милосердным? Дать милостыню и быть милосердным – это одно и то же? Учитель подводит учащихся к целеполаганию. - А что мы хотим сегодня понять? (Записывается первая цель: Ответить на вопрос: Дать милостыню и быть милосердным – это одно и то же?) - Что нам поможет это понять? (Стихотворение И.С. Тургенева). - Что нам надо сделать, чтобы это понять? (Для того чтобы решить поставленную проблему, его нужно внимательно прочитать, разобраться в нём, определить его главную мысль) 4 этап. Осмысление Звучит стихотворение в прозе И.С.Тургенева в записи И.С.Тургенев Милостыня Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шёл старый больной человек. Он шатался на ходу, его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нём висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь…Он изнемогал. Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками – и сквозь искривлённые пальцы закапали слёзы на сухую, седую пыль. Он вспоминал… Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат - и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам…И вот теперь у него нет ни куска хлеба – и все его покинули, друзья ещё раньше врагов… Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню? И горько ему стало на сердце и стыдно. А слёзы всё капали да капали, пестря серую пыль. Вдруг он услышал, как кто-то зовёт его по имени; он поднял усталую голову – и увидал перед собою незнакомца. Лицо спокойное и важное, но не строгое, глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой. - Ты всё своё богатство роздал, - послышался ровный голос… - Но ведь ты не жалеешь о том, что добро делал? -Не жалею,- отвечал со вздохом старик, только вот умираю я теперь. - И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку,- продолжал незнакомец, не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней? Старик ничего не ответил – и задумался. - Так и ты теперь не гордись, бедняк, - заговорил опять незнакомец, - ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры. Старик встрепенулся, вскинул глазами…но незнакомец уже исчез, а вдали на дороге показался прохожий. Старик подошёл к нему - и протянул руку. Этот прохожий отвернулся с суровым видом и не дал ничего. Но за ним шёл другой – и тот подал старику малую милостыню. И старик купил себе на данные гроши хлеба – и сладок показался ему выпрошенный хлеб – и не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость. Проверка индивидуального задания «Особенности жанра «стихотворение в прозе». Учитель: Итак, перед вами стихотворение в прозе? Работа по методу ФИШБОУН Учащиеся: Стихотворение в прозе - лирическое произведение в прозаической форме. Лирика - это один из трёх родов литературы. В лирическом произведении изображается состояние человека в отдельный момент его жизни, выражаются чувства, мысли и переживания героя. Общими с лирическим стихотворением признаками стихотворения в прозе можно назвать небольшой объём (как правило, не более страницы текста); часто - членение на мелкие абзацы, подобные строфам; обычно бессюжетная композиция; преобладание лирического начала (повествование ведётся от первого лица, то есть от лица лирического героя); повышенная эмоциональность. Проза - одна из форм литературы. Стихотворение в прозе графически оформляется как проза, в нём отсутствует ритм и рифма. Таким образом, стихотворение в прозе представляют собой промежуточную форму между поэзией и прозой. Сам И.С.Тургенев называл эти произведения эскизами, этюдами с натуры, фрагментами. Учитель: Ребята, ранее вы уже знакомились со стихотворениями в прозе Тургенева. Какие из них вам особенно запомнились? Надеюсь, это стихотворение никого не оставит равнодушным и «заронит» в ваши души что-то важное. Приём «Шесть шляп мышления» - Чтобы разобраться в содержании этого текста попробуем посмотреть на стихотворение с разных сторон. Я предлагаю вашим группам (6) примерить шесть разных шляп мышления. Первая группа обсудит этот текст как равнодушные читатели. Итак, надеваем мысленно белую шляпу (проблемная беседа + сжатый пересказ) - Почему герой стал бедным? - Почему он плачет? - Почему он послушался незнакомца и начал просить милостыню? - Почему его осенила радость? - Обсудите, как можно передать содержание этого текста тремя предложениями. Вторая группа - Жёлтая шляпа: докажите, что герой всё делал правильно, защитите этого героя (Докажите утверждение: Герой – щедрый, милосердный и скромный человек) (Герой мог жить богато всю жизнь, но он отдал все деньги бедным, значит он добрый, щедрый человек. Он думает не о себе, а о других, значит он милосердный человек, не эгоист. Он стесняется просить милостыню, значит он скромный человек). Третья группа - Чёрная шляпа: докажите, что герой сделал не так? В чём он не прав? (Докажите утверждение: Герой – неразборчивый, гордый и немилосердный человек) (Герой не думал, пока был здоров и богат, о своей дальнейшей жизни, он окружил себя друзьями, которые его предали, значит, он не умел различать, что хорошо, а что плохо, он не разборчив. Он сам виноват в том, что стал нищим. Герой стыдится сам просить милостыню, значит, он считает себя выше, чем нищие. Герой гордый, а гордый человек не может искренне любить других. Кроме того герой давал милостыню нищим, потому что хотел казаться добрым, а не потому что был таким на самом деле, он лицемерный, а не милосердный человек). Четвертую группу я прошу надеть красную шляпу. Соотнесите плохое и хорошее в герое и скажите: Какие чувства вы испытываете к этому человеку? Как лично вы оцениваете героя? Пятая группа надевает зелёную шляпу и немного пофантазирует. - Что было бы, если бы герой не обнищал? - Что было бы, если бы герой не встретил на дороге незнакомца? (Если бы герой не раздал всё богатство, он продолжал бы жить в сытости и тепле, давал бы милостыню бедным, встречался бы с друзьями, так и не узнав, что им от него нужны только деньги). (Если бы герой не встретил незнакомца, он скорее всего умер бы от голода и холода, потому что слишком гордый, чтобы просить милостыню). - Что сделал незнакомец для нищего? (Незнакомец ничего ему не дал, кроме одного: он убедил героя в том, что все люди равны и заслуживают любви: и нищие, и богатые. Сегодня ты богат и счастлив, а завтра сам может пойти за милостыней. Если человек ставит себя выше кого – то, он не может быть милосердным по – настоящему. Часто, чтобы стать по – настоящему милосердным, человеку нужно самому пройти через страдания, вот почему герой становится счастлив к концу стихотворения). - Для группы в синей шляпе: - О чём (о каком качестве человека) этот рассказ? Какова его тема? (Тургенева интересует тема милосердия человека. Тема записывается на доске) - Почему же Тургенев назвал свой рассказ «Милостыня», а не «Милосердие»? (Тургенев подчёркивает разницу в значении этих двух слов: милостыня – подачка, попытка откупиться, а милосердие – сострадание, умение чувствовать чужую боль как свою). Далее используется прием «Зигзаг». По одному тьютору остается на своих местах, остальная команда пересаживается, пока не пройдет все «шляпы», и заполнит весь маршрут   5. Этап рефлексии. - Возвращаемся к поставленным нами в начале урока цели: Можно ли поставить знак равенства между словами МИЛОСТЫНЯ и МИЛОСЕРДИЕ? - Удалось ли нам достичь этих целей? - Что важного для себя лично вы сегодня поняли? Домашнее задание: выполнить задания маршрутного листа в рубрике «Домашнее задание» ПРИЛОЖЕНИЕ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ По дороге – старый больной человек – исхудалые ноги – лохмотья – непокрытая голова –некогда богат – слёзы – протянул руку – тихая радость - Предположите, о ком этот текст_________ ____________________________________________ _______________________________________________ - Подумайте, как Тургенев мог назвать это стихотворение - Подберите однокоренные слова - Почему герой стал бедным? - Почему он плачет? - Почему он послушался незнакомца и начал просить милостыню? - Почему его осенила радость? 3 предложения________________________________ ____________________________________________ Докажите утверждение: Герой – щедрый, милосердный и скромный человек Докажите утверждение: Герой – неразборчивый, гордый и немилосердный человек Соотнесите плохое и хорошее в герое и скажите: Какие чувства вы испытываете к этому человеку? Как лично вы оцениваете героя? Что было бы, если бы герой не обнищал? Что было бы, если бы герой не встретил на дороге незнакомца? Что сделал незнакомец для нищего? О чём (о каком качестве человека) этот рассказ? Какова его тема? Почему же Тургенев назвал свой рассказ «Милостыня», а не «Милосердие»? Можно ли поставить знак равенства между словами МИЛОСТЫНЯ и МИЛОСЕРДИЕ? Домашнее задание: 1. Выпишите из предложения 18 словосочетания с подчинительной связью примыкание. 2. Из предложений 20 - 22 выпишите местоимения, определите их разряд. 3. Из предложения 4 выпишите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом 4. Из предложений 15 - 23 выпишите субстантивированные прилагательные (существительное образовано от прилагательного). 5. Среди предложений 11 -18 найдите сложное предложение, в состав которого входит определенно-личное предложение 6. Найдите предложения, связанные с помощью лексического повтора. С какой целью автор многократно использует этот прием?   Милостыня. 1. Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шел старый, больной человек. 2. Он шатался на ходу; его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нем висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь... 3. Он изнемогал. 4. Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками - и сквозь искривленные пальцы закапали слезы на сухую, седую пыль. 5. Он вспоминал... 6. Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат - и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам... 7. И вот теперь у него нет куска хлеба - и все его покинули, друзья еще раньше врагов... 8. Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню? 9. И горько ему было на сердце и стыдно. 10. А слезы все капали да капали, пестря седую пыль. 11. Вдруг он услышал, что кто-то зовет его по имени; он поднял усталую голову - и увидал перед собою незнакомца. 12. Лицо спокойное и важное, но не строгое; глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой. 13 . - Ты всё свое богатство роздал,- послышался ровный голос...14. - Но ведь ты не жалеешь о том, что добро делал! 15. - Не жалею,- ответил со вздохом старик,- только вот умираю я теперь. 16. - И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку,- продолжал незнакомец,- не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней? 17. Старик ничего не ответил - и задумался. 18. - Так и ты теперь не гордись, бедняк,- заговорил опять незнакомец,- ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры. 19. Старик встрепенулся, вскинул глазами... но незнакомец уже исчез; а вдали на дороге показался прохожий. 20. Старик подошел к нему - и протянул руку. 21. Этот прохожий отвернулся с суровым видом и не дал ничего. 22. Но за ним шел другой - и тот подал старику малую милостыню. 23. И старик купил себе на данные гроши хлеба - и сладок казался ему выпрошенный кусок - и не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость.