Александр николаевич скрябин. Александр Скрябин: биография, интересные факты, творчество Скрябин самые известные произведения

Алекса ндр Никола евич Скря бин (1871/72–1915) - русский композитор, пианист, педагог. Его отец был дипломатом, мать - пианисткой. Учился в Московском кадетском корпусе (1882–89). Музыкальное дарование проявилось рано. Брал уроки (фортепиано) у Г. Э. Конюса, Н. С. Зверева. В 1892 окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано у В. И. Сафонова, занимался также у С. И. Танеева (контрапункт) и А. С. Аренского (композиция). Концертировал в России и за рубежом, был выдающимся исполнителем собственных сочинений. Существенную поддержку оказал ему М. П. Беляев (издавал сочинения молодого композитора, субсидировал его концертные поездки). В 1904–10 (с перерывом) жил и работал за рубежом (в европейских странах, гастролировал также в США). Занимался педагогической деятельностью: в 1898 –1903 профессор (класс фортепиано) Московской консерватории, одновременно преподавал в музыкальных классах Екатерининского института в Москве. Среди учеников: М. С. Неменова-Лунц, Е. А. Бекман-Щербина. Скрябин - один из крупнейших представителей художественной культуры конца 19 - начала 20 вв. В творчестве представлены фортепианные и симфонические жанры. В 90-х гг. созданы прелюдии, мазурки, этюды, экспромты, 1–3-я сонаты для фортепиано, концерт для фортепиано с оркестром, в 1900-х гг. - 3 симфонии, 4–10-я сонаты и поэмы для фортепиано (в т. ч. «Трагическая», «Сатаническая», «К пламени»), а также такие симфонические произведения, как «Поэма экстаза» (1907), «Прометей» («Поэма огня», 1910) - этапное сочинение позднего периода творчества. Музыка Скрябина отразила бунтарский дух своего времени, предчувствие революционных перемен. В ней соединились волевой порыв, напряжённая динамическая экспрессия, героическое ликование, особая «полётность» и утончённая одухотворённая лирика. В творчестве Скрябин преодолел идейную противоречивость, свойственную его теоретическим философским концепциям (около 1900 Скрябин стал членом московского Философского общества, занимал субъективно-идеалистические позиции). Произведения Скрябина, воплотившие идею экстаза, дерзновенного, устремлённого к неведомым космическим сферам порыва, идею преобразующей силы искусства (венцом таких творений, по мысли Скрябина, должна была стать «Мистерия», в которой объединяются все виды искусства - музыка, поэзия, танец, архитектура, а также свет), отличаются большой степенью художественного обобщения, силой эмоционального воздействия. В творчестве Скрябина своеобразно сочетаются позднеромантические традиции (воплощение образов идеальной мечты, пылкий, взволнованный характер высказывания, тяготение к синтезу искусств, предпочтение жанрам прелюдии и поэмы) с явлениями музыкального импрессионизма (тонкий звуковой колорит), символизма (образы-символы: темы «воли», «самоутверждения», «борьбы», «томления», «мечты»), а также экспрессионизма. Скрябин - яркий новатор в области средств музыкальной выразительности и жанров, в поздних сочинениях основой гармонической организации становится доминантовая гармония (наиболее характерный тип аккорда - т. н. прометеевский аккорд). Он впервые в музыкальной практике ввёл в симфоническую партитуру специальную партию света («Прометей»), что связано с обращением к цветному слуху. Творчество Скрябина оказало существенное воздействие на фортепианную и симфоническую музыку 20 в. Получили дальнейшее развитие идеи синтеза музыки и света. В 1922 в помещении последней квартиры Скрябина в Москве организован музей.

Сочинения: Для оркестра - 3 симфонии (1900–04, 3-я - Божественная поэма), симфонические поэмы Мечты (1898), Поэма экстаза (1907), Прометей (Поэма огня; с фортепиано и хором, 1910); концерт для фортепиано с оркестром (1897); для фортепиано - 10 сонат (1892–1913), 29 поэм, 26 этюдов, 90 прелюдий (в т. ч. 24 прелюдии ор. 11), 21 мазурка, 11 экспромтов, вальсы и др.

1872-1915

Творческий путь

Это – композитор молодого поколения. Ученик Танеева, который выдвинулся в конце 19 века вместе с Рахманиновым и Метнером. Новатор. Обновил все средства музыкальной выразительности. Создал свой стиль. Композитор и пианист, писал в 2-х сферах – симфоническая и фортепианная музыка. Фортепианные произведения исполнял сам. Был педагогом по фортепиано в Московской консерватории. Обладал уникальным обертоновым слухом. Считал звук божественным проявлением. Себя считал создателем этих звуков. Через них он постиг тайны мироздания. Считал себя Мессией, который освободит человеческую душу и даст ей божественную свободу. Пришел к мистицизму и крайнему идеализму. В конце жизни возникла идея написания «Мистерии», в которой должно было участвовать все человечество. Результатом его исполнения должно было стать крушение всего материального мира и освобождение душ землян.

Творчество претерпело эволюции. 3 главных жизненных периода:

Первый период - до 20 века

Почти исключительно фортепианная музыка. Жанры: мазурки, вальсы, прелюдии, этюды. По стилистике близок романтикам, особенно Шопену. Также испытывал влияние Шумана и Чайковского. Главный жанр – прелюдия. Писал их во все периоды жизни.

Второй период - 1900-1910 гг.

Написаны оркестровые произведения: 3 симфонии, «Поэма экстаза». Продолжает писать фортепианную музыку – 4 и 5 сонаты, прелюдии. Стиль усложняется. Приходит к музыкальному символизму – темы-символы. Детализирует музыкальную ткань. Каждая маленькая темка имеет свое значение. Ставит ремарки. Постепенно усложняет гармонию через альтерацию. Приходит к поляризации звучания – с одной стороны высокая грандиозность, с другой – глубокая утонченность. Пристрастие к высоким регистрам. В произведениях этого периода приходит к поэмности (одночастности).

Появляется жанр поэмы. Написал 2 поэмы op. 32 , «Сатаническая», «Трагическая» - для фортепиано.

Даже в сонатах происходит сжатие в одночастную форму – 4 соната, 3 симфония (3 части, 1 часть заменяет 2).

Третий период - 1910-1915 гг.

3-й период открывает «Прометей».

В этот период опять почти исключительно фортепианное творчество. «Прометей» для хора без слов, фортепиано, оркестра и светового инструмента вочи.

Язык еще больше усложняется – отходит от традиционного мажоро-минора. В «Прометее» роль тоники играет 9-аккорд с пониженной квинтой и секстой. Фактура также усложняется.

Жизненный путь

Родился в семье дипломата. Мать – пианистка, закончила консерваторию.

Учился в кадетском корпусе. В это же время там учился Куприн. Первые занятия музыкой – Конюс. Брал уроки у Зверева и у Танеева.

В 1888 году поступил в Московскую консерваторию. В 1892 году закончил ее с красным дипломом как пианист у Сафонова. По композиции консерваторию не закончил, т.к. не поладил с Аренским, который не понял таланта Скрябина, не понял его новаторства.

После консерватории познакомился с композиторами беляевского кружка (Лядов и др.). Благодаря Беляеву развернул бурную концертную деятельность в России и за рубежом. Исполнял только свои произведения.

В 1898 году стал профессором МГК. Преподавал до 1904 года. Очень хороший педагог. Никогда не давал ученикам играть свои произведения.

Первые произведения начал писать еще в кадетском корпусе.

1-й период – оркестровая пьеса «Мечты» и фортепианный концерт.

2-й период. Оставил работу в консерватории и поехал за границу. 6 лет жил и работал в Швейцарии, Италии, Франции. Ездил с концертами в США. Увлекался философией. Приходит к символизму. В последние годы творчества опять приехал в Россию. Много гастролировал в Германии, Англии, Голландии.

3-й период. Написал 5 последних сонат (всего их 10). Поэма для фортепиано «К пламени», поэма «Маска», поэма «Ноктюрн» - для фортепиано.

Появился замысел «Мистерии». Начал работу над предварительным действом (пролог к «Мистерии»). От него остался стихотворный текст и наброски музыки.

Умер в 1915 году от заражения крови. На похоронах Скрябина простудился Танеев, который умер в этом же году.

Фортепианное творчество

Прелюдии, мазурки, вальсы, экспромты, 10 сонат (1 период – 1-3; 2-й период – 4,5; 3-й период – 5-10). Особая роль прелюдии.

Поэмы op. 32 – 2 поэмы, «Трагическая», «Сатаническая».

В 3-й период пишет поэмы, прелюдии, поэму «Маска», «К пламени», последние 5 сонат.

Есть этюды.

Раннее творчество соприкасается с Шопеном, Шуманом, Чайковским. В раннем творчестве раскрывает переживания, много оттенков настроений (чего не было позже). Мелодии еще певучи, но уже достаточно изломанные. В гармонии опирается на мажоро-минор, но уже есть альтерации.

Ранний стиль ярко раскрывается в прелюдиях op. 11 . Изначально был замысел написать 2 цикла по 24 прелюдии, но написал только 1. Остальные прелюдии вошли в другие опусы.

Прелюдии op. 11 писал 8 лет (1888-1896). Разные впечатления, разные настроения. Писал в Москве, Киеве, Амстердаме, Париже, Германии. Цикл построен по квинтовому кругу с параллелями (как у Шопена). Расположены по контрасту. Трактовка прелюдии сходна с Лядовской. Романтические миниатюры, где нет большого размаха, камерные (в отличие от Рахманинова). Почти все прелюдии написаны в форме периода. Есть также простые 2-х и 3-х частные формы без внутренних контрастов. Камерность связана с особенностью пианизма Скрябина. Его руки не обладали большой физической силой. Правая рука была слабее (он ее переиграл).

В прелюдиях уже проявились новаторские черты – фактура очень прозрачна, каждый раз очень индивидуальна. Пристрастие к средним и высоким регистрам. Полифонизация фактуры. Легкость достигается малым количеством голосов – 2-х, 3-х и 4-х голосные (не больше). Каждый голос значителен. Мелодия часто идет по широким интервалам с большими скачками - №3, №21 двухголосные. Нет массивных басов. Часто басовый голос залигован со слабой на сильную долю (облегчает сильную долю). Часто начинается со скачков баса (воздушность). Нет плотных аккордов. Ритм капризный, часто пунктирный. Очень тонкая педаль. Скрябин применял и определял какая должная быть педаль – точечная, вибрирующая и др. Вуалирование сильных долей. «Боролся» с тактовой чертой.

№1. Ритмическая фигурация между аккордами. Простая 3-х частная форма. C-dur .

№2. a-moll . Голоса выступают поочередно. Хрупкая. 2-х частная репризная форма.

№4. Период. e-moll . Скорбная. Увеличенные трезвучия.

№5. Период. D-dur . В басу мелодия. Индивидуальная мелодия.

№9. E-dur . Период.

№10. cis-moll . Альтерация аккордов D- группы. 3-х частная форма.

№15. Des-dur . Полная диатоника. Ни одного хроматизма.

Второй период творчества

Появляется жанр поэмы, как одно из проявлений символики. Поэмность – это сжатие цикла в одночастноать.

4 и 5 сонаты. 4 соната 2-х частная, но идут без перерыва и связаны друг с другом одной идеей. 1 часть играет роль вступления ко 2. А 5 соната – одночастная, и все остальные сонаты тоже одночастные.

В это время была написана 3 симфония: 3 части идут без перерыва, связаны общей идеей и тематизмом.

Появляются сжатые темы-символы: воли, самоутверждения, звезды, полёта, томления. Техника письма становится всё более детализированной. Усиляется поляризация состояний: с одной стороны – высшая грандиозность, а с другой – высшая утончённость.

Усложняются элементы музыкального языка. Очень часто мелодия является разложенной по горизонтали гармонией, сложенной по вертикали мелодией. В гармонии преобладают 7 и 9-аккорды. Любимый интервал – 4. Создавал «прометеевский» аккорд, как центр лада, построен по 4. В пьесе «Листок из альбома» центр лада – «прометеевский» аккорд.

Усиливается полифонизация фактуры, индивидуализм фактуры. В фигурациях широкие скачки. Бас не глубокий, а облегчённый. Пристрастие к высоким регистрам. Ритмика очень капризная: полиметрия, идёт вуалирование тактовых черт.

4 соната

1903 год, Fis-dur – последняя тональная соната. Есть черты програмности.

2 части. Вступление и сонатное аллегро. Постепенно отказывается от цикличности – признак поэмности.

1 часть. Простая 3-х частная форма. 1 раздел – производит звучание где-то далеко мерцающей звезды.

Стиль: высокие регистры, сплошные 7 и 9-аккорды, неустойчивость, отсутствие басов. Создаётся впечатление воздушности. Много альтерации.

В репризе эта тема звучит по-другому. Фактура разделяется на 3 пласта. Тема звезды не пропадает, а происходит полёт к ней во 2 части. Впервые притворил volando , у Скрябина – это полётность.

2 часть. Г. п. – тема полёта. Капризный ритм. Обилие пауз. Тема новая, но связана с темой звезды.

Разработка. Опять проходит тема звезды на фортиссимо. В коде – экстаз. Появляются триольные репетиции.

Симфоническое творчество

Это произведения, где выразилось своеобразие философии Скрябина, его новаторства и особенность стиля. Почти все они были созданы в средний период.

В симфоническом творчестве ярко проявилось стремление к контрастам. Все 3 симфонии посвящены теме преобразования мира, искусства, и через искусство – освобождение человеческого духа. Каждая заканчивается победой.

Кроме связей с Бетховеном («от мрака к свету») есть и влияние драматических композиторских приёмов Чайковского: использование лейтмотивов на гране форм. От Танеева – монотематизм, тематические арки. Жанр симфонической поэмы ассоциируется и с Листом.

1 симфония – 6-ти частный цикл с гимном искусству в финале, где он ввёл хор и солистов. Свои стихи.

2 симфония – 5 частей. В конце утверждение светлого начала.

3 симфония «Божественная». 3-х частный цикл без перерыва

Есть в симфоническом творчестве воздействие Вагнера: состояние томления, героика, устремление, гармонический язык, оркестр. Усиление мощи состава оркестра.

Начиная с 3 симфонии у Скрябина: деревянных по 4 инструмента, 3 тромбона и туба, 8 валторн, 5 труб, 2 арфы, ударные.

В «Поэме экстаза» - орган и челеста, колокольчики. В «Прометее» - фортепиано, хор без слов и световой инструмент вочи.

В 3 симфонии – «Божественная поэма» - выражена грандиозная концепция преобразования мира и освобождение духа.

3 симфония «Божественная поэма»

1904 год, c-moll . Становление человеческого духа.

1 часть – «Борьба».

2 часть – «Наслаждения», E-dur , сонатная форма.

3 часть – «Божественная игра», C-dur .

Вест цикл пронизывает одна тема, лейтмотив – тема самоутверждения. Это источник для всех других тем. Тема самоутверждения возвращается много раз во всей симфонии и заканчивает всю симфонию. Проходит на гранях форм 1 части.

1 часть. «Борьба». Тема вступления звучит у низких инструментов. Выражение высшей грандиозности. 2 элемент – мотив труб – ход на 6. Тембр труб связан в тембровой системе Скрябина с высшей грандиозностью. В коде финала звучит кульминация всей симфонии. Тема медленной части у труб.

Это вступление ко всей симфонии. Сонатное аллегро, c-moll .

Г. п. – драматическая. Эта тема связана с драматическими темами Чайковского, Танеева.

П. п. 1 тема гимнического, хорального характера, Es-dur . Не играет особой роли в развитии симфонии. 2 тема – созерцательного характера, изысканная.

Скрябин старался строить форму классически. 2 тема п. п. играет большую роль в развитии, в ней есть лейтгармония, альтерированные D .

З. п. в Es-dur . Героическая. На гране формы возникает тема вступления.

Разработка. 3-х частный цикл без перерыва. В ней 3 раздела. Большая роль полифонии. Начинается в g-moll . В 1 разделе развиваются темы экспозиции: п. п., з. п. – грозный обвал. 2 раздел. Зарождение темы 2 части у кларнета и засурдиненых альтов. Здесь тоже развивается г. п. и ведёт к кульминации. 3 раздел – у скрипки соло звучит тема наслаждения из 2 части. Соло скрипки – это тембр высшей утонченности, предчувствие счастья.

Реприза. Начало – шедевр полифонического искусства. Соединяются 3 темы: в верхнем голосе г. п., в среднем – тема 2 части, а в басах 2 тема п. п.

Перед кодой – большой раздел, посвящённый теме вступления.

Кода , как вторая разработка. Звучат все темы. Начинается со 2 темы п. п. у флейты, трагически звучит тема 2 части у засурдиненых валторн. 2 раздел начинается с г. п. 3 раздел – тема г. п. звучит в быстром, задыхающемся ритме. Все темы вытекают из темы вступления.

2 часть. «Наслаждения». Музыка полна томления. Сонатная форма.

Г. п. зарождалась в разработке 1 части. Сама тема произошла из темы вступления.

П. п. зарождалась в середине главной темы. Всю вторую часть пронизывает фанфарный мотив вступления.

Средняя часть – впечатление звучащей природы. Она проникает в репризу.

Между 2 и 3 частями переход vivo , вливающийся в 3 часть.

3 часть. «Божественная игра». Лаконичная сонатная форма, с большой гимнической кодой. Ощущение полной свободы.

Г. п. у трубы. Преобразованная тема вступления. Трубный элемент вступления.

П. п. более певучая. В 3 части продолжает звучать лейтмотив всей симфонии. Переход к коде. Идея заимствована из финала 9 симфонии Бетховена. Тоже проходят темы из 1 и 2 частей. Сначала тема г. п., п. п. из 2 части, з. п. финала.

Сама кода – генеральная кульминация всей симфонии. У труб проходит г. п. из 2 части. Обрамляет всю симфонию тема вступления в C-dur .

Александр Скрябин родился в 6 января 1872 г. в Москве, в семье дипломата и пианистки. Мать будущего композитора умерла, когда мальчику было чуть больше года, поэтому воспитывала его тетя - Л.А. Скрябина, которая и познакомила ребенка с чарующим миром музыки.

Незаурядные музыкальные способности Скрябина проявились рано. Уже в пять лет он играл на фортепьяно несложные пьесы, а с восьми начал сочинять музыку, стихи и пьесы для театра.

В 1882–1889 гг. Скрябин учился в Московском кадетском корпусе. Одновременно занимался музыкой - брал уроки фортепьяно у Г. Э. Конюса и Н. С. Зверева, изучал теорию музыки под руководством С. И. Танеева, выступал в концертах.

С 1888 г. учился в Московской консерватории, которую окончил с золотой медалью в 1892 г. По классу фортепьяно он занимался у В. И. Сафонова, контрапунктом у С.И. Танеева, а композицию изучал у А.С. Аренского.

В последующие годы Скрябин много концертировал в России и за рубежом, исполняя произведения собственного сочинения (в ранний период творчества это были, в основном, фортепьянные миниатюры: прелюдии, мазурки, этюды, экспромты), в которых довольно быстро достиг индивидуального и новаторского для своего времени стиля.

«Как помню, он входил на эстраду нервный и маленький, но всегда с победоносным видом...

Сидя за инструментом, он смотрел вверх и вперед, часто закрывая глаза, и его лицо выражало томление и наслаждение в эти моменты. Он сидел очень прямо за роялем, никогда не наклоняясь к клавиатуре... а, напротив, часто откидываясь назад. Моментами он... как бы задыхался от внутренних эмоций... Интимный, нежный и обольстительный звук Скрябина был непередаваем. Этой огромной тайной звука он владел в совершенстве... Он касался клавиш словно поцелуями, и его виртуозная педаль обволакивала эти звуки слоями каких-то странных отзвуков, которых никто после из пианистов не мог воспроизвести. В сильных местах он был изумительно нервен, и эта нервность действовала как электрический ток», Л.Сабанеев.

Другой современник Скрябина вспоминал: «Еще в те ранние годы Скрябин обладал сопутствующей ему всю жизнь способностью с первых же взятых им аккордов устанавливать психический контакт с аудиторией... Пленял не только замечательный музыкальный талант. Не меньшее обаяние излучалось от всей его личности в целом: чувствовалась натура исключительная...».

Музыка Скрябина производила на слушателей настолько неоднозначное впечатление, что публика вскоре разделилась на «скрябинистов» и «антискрябинистов».

Большую поддержку Скрябину оказал известный музыкальный деятель и издатель М.П.Беляев, чья помощь молодым дарованиям сыграла большую роль в развитии музыкального искусства России. Благодаря Беляеву были опубликованы многие произведения Скрябина, а сам композитор ежегодно получал учрежденную Беляевым Глинкинскую премию.

Помимо концертной и сочинительской деятельности, композитор занимался в эти годы и преподавательской работой. В 1898–1903 гг. был профессором по классу фортепьяно в Московской консерватории, а параллельно преподавал в музыкальных классах Екатерининского института в Москве. Среди учеников Скрябина: М.С. Неменова-Лунц, Е.А. Бекман-Щербина.

В этот же период композитор написал Третью симфонию («Божественную поэму», 1903–1904 гг.)

В 1904 г. Скрябин уехал из России и до 1910 г. жил и работал за рубежом (в основном в европейских странах), изредка наведываясь на родину. К этому времени относится напряженная работа над одним из самых философских произведений композитора - его знаменитой «Мистерией» («Предварительное действо»).

Продолжил он ее уже в Москве, куда вернулся в 1910 г. и жил до самой смерти, из-за которой «Мистерия» так и сталась не завершенной.

Музыкальное наследие:

Произведения для оркестра: 3 симфонии (№ 1 E-dur, ор. 26 1899–1900 гг.; № 2 c-moll, op. 29, 1901 г.; .№ 3 «Божественная поэма» с-mоll, op. 43, 1903–1904 гг.), «Поэма экстаза» (С-dur, ор. 54, 1905–1907 гг.), «Прометей» (Поэма огня, op. 50, 1909–1910 гг.), пьесы для симфонического оркестра - Симфоническое Allegro (без ор., 1896–1899, нe окончено, издано посмертно под названием Симфоническая поэма), «Мечты» (Reverie, ор. 24, 1898 г.), скерцо (для струнного оркестра, без ор., 1899 г.), Andante (для струнного оркестра без ор., 1899 г.)

Произведения для фортепьяно с оркестром: концерт (fis-moll, op. 20 , 1896–1897 гг.), фантазия (без ор., 1888–1889 гг., издано посмертно)

Произведения для фортепьяно: 10 сонат (№ 1 ор. 6, 1892 г., № 2 соната-фантазия ор. 19, 1892–1897 гг.; № 3 ор. 23, 1897–1898 гг.; № 4 op. 30, 1901–1903 гг.; №5 ор.53, 1907 г.; № 6 oр.62, 1911–1912 гг.; № 7 op. 64, 1911–1912 гг.; № 8 Ор. 66, 1912–1913 гг.; № 9 ор. 68, 1913 г.; № 10 ор. 70, 1913 г.); поэмы: 2 (ор. 32, 1903 г.), «Трагическая» (ор. 34, 1903 г.), «Сатаническая» (ор. 36, 1903 г.), ор. 41 (1903 г.), 2 (ор. 44, 1904–1905 гг.), Поэма-ноктюрн (op. 61, 1911–1912 гг.), «К пламени» (Vers la flamme, ор. 72, 1914 г.); вальс для левой руки (без ор., 1907 г.); циклы и группы пьес: ор. 2 (Этюд, Прелюдия, Экспромт , 1887–1889 гг.), ор. 5 (2 ноктюрна, 1890 г.), ор. 9 Прелюдия и Ноктюрн для левой руки , 1894 г.), ор. 45 (Листок из альбома, Причудливая поэма, Прелюдия , 1905–1907 гг.), ор. 49 Этюд, Прелюдия, Мечты , 1905 г.), оp. 51 (Хрупкость, Прелюдия, окрыленная поэма, Танец томления , 1906 г.), ор. 52 (Поэма, Загадка, Поэма томления , 1905 г.), ор. 56 (Прелюдия, Ирония, Нюансы, Этюд , 1908 г.), ор. 57 (Желание, Ласка в танце , 1908 г.), ор. 59 (Поэма, Прелюдия , 1910–1911 гг.), Концертное Allegro (ор. 18. 1895–1897 гг.), полонез (ор. 21, 1897–1898 гг.), фантазия (ор. 28, 1900–1901), скерцо (op. 46, 1905 г.), Листок из альбома (ор.58, 1911 г.)

Музыка Скрябина - это неудержимое, глубоко человечное стремление к свободе, к радости, к наслаждению жизнью. ...Она продолжает существовать как живой свидетель лучших чаяний своей эпохи, в условиях которой она была «взрывчатым», волнующим и беспокойным элементом культуры.
Б. Асафьев

А. Скрябин вошел в русскую музыку в конце 1890-х гг. и сразу заявил о себе как исключительная, ярко одаренная личность. Смелый новатор, «гениальный искатель новых путей», по словам Н. Мясковского, «при помощи совершенно нового, небывалого языка он открывает пред нами такие необычайные... эмоциональные перспективы, такие высоты духовного просветления, что вырастает в наших глазах до явления всемирной значительности». Новаторство Скрябина проявило себя и в области мелодики, гармонии, фактуры, оркестровки и в специфической трактовке цикла, и в оригинальности замыслов и идей, смыкавшихся в значительной мере с романтической эстетикой и поэтикой русского символизма. Несмотря на короткий по времени творческий путь, композитором создано множество произведений в жанрах симфонической и фортепианной музыки. Им написаны 3 симфонии, «Поэма экстаза », поэма «Прометей » для оркестра, Концерт для фортепиано с оркестром ; 10 сонат, поэмы, прелюдии, этюды и др. сочинения для фортепиано. Творчество Скрябина оказалось созвучным сложной и бурной эпохе рубежа двух столетий и начала нового, XX в. Напряженность и пламенность тонуса, титанические устремления к свободе духа, к идеалам добра и света, ко всеобщему братству людей пронизывают искусство этого музыканта-философа, сближают его с лучшими представителями русской культуры.

Скрябин родился в интеллигентной семье патриархального уклада. Рано умершую мать (кстати, талантливую пианистку) заменила тетя - Любовь Александровна Скрябина, ставшая и его первой учительницей музыки. Отец служил по дипломатической части. Любовь к музыке проявилась у маленького. Саши с раннего возраста. Однако по семейной традиции он в 10 лет был отдан в кадетский корпус. Из-за слабого здоровья Скрябин был освобожден от тягостной строевой службы, что давало возможность больше времени отдавать музыке. С лета 1882 г. начались регулярные занятия по фортепиано (с Г. Конюсом, известным теоретиком, композитором, пианистом; позднее - с профессором консерватории Н. Зверевым) и композиции (с С. Танеевым). В январе 1888 г. юный Скрябин поступил в Московскую консерваторию в класс В. Сафонова (фортепиано) и С. Танеева (контрапункт). Пройдя курс контрапункта у Танеева, Скрябин перешел в класс свободного сочинения к А. Аренскому, однако их отношения не сложились. Скрябин блестяще окончил консерваторию как пианист.

За десятилетие (1882-92) композитор сочинил немало музыкальных пьес, больше всего для фортепиано. Среди них вальсы и мазурка, прелюдии и этюды, ноктюрны и сонаты, в которых уже звучит своя, «скрябинская нота» (хотя ощущается порою воздействие Ф. Шопена, которого так любил юный Скрябин и, по воспоминаниям современников, прекрасно исполнял). Все выступления Скрябина-пианисту - на ученическом ли вечере или в дружеском кругу, а позднее - на крупнейших эстрадах мира - проходили с неизменным успехом, он умел властно захватить внимание слушателей с первых же звуков рояля. По окончании консерватории начался новый период в жизни и творчестве Скрябина (1892-1902). Он вступает на самостоятельный путь композитора-пианиста. Его время заполнено концертными поездками на родине и за рубежом, сочинением музыки; начинают публиковаться его произведения издательством М. Беляева (богатого лесопромышленника и мецената), оценившего гениальность молодого композитора; расширяются связи с другими музыкантами, например с «Беляевским кружком» в Петербурге, куда входили Н. Римский-Корсаков, А. Глазунов, А. Лядов и др.; растет признание как в России, так и за границей. Остаются позади испытания, связанные с болезнью «переигранной» правой руки. Скрябин вправе сказать: «Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его». В зарубежной прессе его называли «исключительной личностью, превосходным композитором и пианистом, крупной индивидуальностью и философом; он - весь порыв и священное пламя». В эти годы сочинены 12 этюдов и 47 прелюдий; 2 пьесы для левой руки, 3 сонаты; Концерт для фортепиано с оркестром (1897), оркестровая поэма «Мечты», 2 монументальные симфонии с ясно выраженной философско-этической концепцией и др.

Годы творческого расцвета (1903-08) совпали с высоким общественным подъемом в России в преддверии и осуществлении первой русской революции. Большую часть этих лет Скрябин прожил в Швейцарии, но живо интересовался революционными событиями на родине и сочувствовал революционерам. Все больший интерес проявляет он к философии - вновь обращается к идеям известного философа С. Трубецкого, знакомится в Швейцарии с Г. Плехановым (1906), изучает труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, Плеханова. Хотя мировоззрения Скрябина и Плеханова стояли на разных полюсах, последний высоко оценил личность композитора. Покидая Россию на несколько лет, Скрябин стремился освободить больше времени для творчества, отвлечься от московской обстановки (в 1898-1903 гг. он помимо всего прочего преподавал в Московской консерватории). Душевные переживания этих лет были связаны и с изменениями в личной жизни (уход от жены В. Исакович - прекрасной пианистки и пропагандиста его музыки - и сближение с Т. Шлецер, сыгравшей далеко не однозначную роль в жизни Скрябина). Живя в основном в Швейцарии, Скрябин неоднократно выезжал с концертами в Париж, Амстердам, Брюссель, Льеж, в Америку. Выступления проходили с грандиозным успехом.

Накаленность общественной атмосферы в России не могла не повлиять на чуткого художника. Подлинными творческими вершинами стали Третья симфония («Божественная поэма», 1904), «Поэма экстаза» (1907), Четвертая и Пятая сонаты; сочинены также этюды, 5 поэм для фортепиано (среди них «Трагическая» и «Сатаническая») и др. Многие из этих сочинений близки «Божественной поэме» по образному строю. 3 части симфонии («Борьба», «Наслаждения», «Божественная игра») спаяны воедино благодаря ведущей теме самоутверждения из вступления. В соответствии с программой симфония повествует о «развитии человеческого духа», который через сомнения и борьбу, преодоление «радостей чувственного мира» и «пантеизма» приходит к «некоей свободной деятельности - божественной игре». Непрерывное следование частей, применение принципов лейтмотивности и монотематизма, импровизационно-текучее изложение как бы стирают грани симфонического цикла, приближая его к грандиозной одночастной поэме. Заметно усложняется ладогармонический язык введением терпких и острозвучащих гармоний. Значительно увеличивается состав оркестра за счет усиления групп духовых и ударных инструментов. Наряду с этим выделяются отдельные солирующие инструменты, связанные с тем или иным музыкальным образом. Опираясь в основном на традиции позднеромантического симфонизма (Ф. Лист, Р. Вагнер), а также П. Чайковского, Скрябин создал вместе с тем произведение, утвердившее его в русской и мировой симфонической культуре как композитора-новатора.

«Поэма экстаза» - сочинение, небывало смелое по замыслу. Оно имеет литературную программу, выраженную в стихах и сходную по идее с замыслом Третьей симфонии. Как гимн всепобеждающей воле человека звучат заключительные слова текста:

И огласилась вселенная
Радостным криком
Я есмь!

Обилие в пределах одночастной поэмы тем-символов - лаконичных выразительных мотивов, многообразное их развитие (важное место принадлежит здесь полифоническим приемам), наконец, красочная оркестровка с ослепительно яркими и праздничными кульминациями передают то состояние духа, которое Скрябин и называет экстазом. Важную выразительную роль играет богатый и колоритный гармонический язык, где уже преобладают усложненные и остронеустойчивые созвучия.

С возвращением Скрябина на родину в январе 1909 г. начинается завершающий период его жизни и творчества. Главное внимание композитор сосредоточил на одной цели - создании грандиозного сочинения, призванного изменить мир, преобразить человечество. Так появляется синтетическое произведение - поэма «Прометей» с участием оркестра громадного состава, хора, солирующей партии фортепиано, органа, а также световых эффектов (в партитуре выписана партия света). В Петербурге «Прометей» был впервые исполнен 9 марта 1911 г. под управлением С. Кусевицкого с участием в качестве пианиста самого Скрябина. В основу «Прометея» (или «Поэмы огня», как назвал его автор) положен древнегреческий миф о титане Прометее. Тема борьбы и победы человека над силами зла и тьмы, отступающими перед сиянием огня, вдохновила Скрябина. Он полностью обновляет здесь свой гармонический язык, отступая от традиционной тональной системы. В напряженном симфоническом развитии участвуют много тем. «Прометей - это активная энергия вселенной, творческий принцип, это огонь, свет, жизнь, борьба, усилие, мысль», - так говорил о своей «Поэме огня» Скрябин. Одновременно с обдумыванием и сочинением «Прометея» создаются для фортепиано Шестая-Десятая сонаты, поэма «К пламени» и др. В последние годы жизни композитор работал над «Предварительным действом», он записал текст и сочинил музыку, но не зафиксировал ее. Напряженная во все годы композиторская работа, постоянные концертные выступления и связанные с ними разъезды (нередко с целью материального обеспечения семьи) постепенно подрывали и без того некрепкое здоровье.

Скрябин скончался скоропостижно, от общего заражения крови. Весть о его ранней кончине в расцвете творческих сил поразила всех. В последний путь его провожала вся артистическая Москва, присутствовало много учащейся молодежи. «Александр Николаевич Скрябин», - писал Плеханов, - «был сыном своего времени. ...Творчество Скрябина было его временем, выраженным в звуках. Но когда временное, преходящее находит свое выражение в творчестве большого художника, оно приобретает постоянное значение и делается непреходящим ».


А.Н. Скрябин. (6.01.1872-14.04.1915)

«Еще раз хочет Бесконечность
Себя в конечном опознать».
А. Скрябин

А.Н. Скрябин — композитор, пророк, исполнитель-пианист, философ, поэт. Его называют великим мистиком среди музыкантов и величайшим музыкантом среди мистиков. Жизнь и творчество Скрябина окутано покровом неизъяснимой тайны.

Александр Николаевич Скрябин родился в Москве 6 января 1872 года. В дате своего рождения (канун Рождества Христова) композитор видел первый мистический знак в своей жизни. Такие знаки будут сопровождать всю его жизнь.

Уже с трёхлетнего возраста Шуринька тянулся к роялю и, когда его сажали на подушку к инструменту, он пальчиком перебирал клавиши, как бы что-то наигрывая. С пяти лет он уже импровизировал на рояле. С детства его творческая одарённость проявляется во многих областях: он рисовал, писал стихи и пьесы, умело мастерил по дереву; и все ему удавалось с поразительной легкостью.

На фото: Н. С. Зверев со своими учениками Сидят (слева направо):

А. Скрябин, Н. Зверев, Н. Черняев, М. Пресман;

Стоят (слева направо): С. Самуэльсон, Л. Максимов,

С. Рахманинов, Ф. Кенеман

С 7 лет Саша сочиняет музыку, много играет на рояле и жалуется, что даже ночью музыка не оставляет его. К 9 годам им написано уже много музыкальных произведений. С 10 лет Скрябин учится в кадетском корпусе, а также систематически, и подолгу занимается музыкой. В 16 лет поступает в Московскую консерваторию, а также постоянно выступает с фортепианными концертами.

Он заканчивает консерваторию с малою золотой медалью. Имя Скрябина высечено золотыми буквами на мраморной доске у входа в малый зал Московской консерватории. В музее Скрябина хранится нотная тетрадь, где составлен список сочинений, написанных им в возрасте с 14-18 лет. Общее количество ранних произведений более 70. Но требовательный автор не все сочинения включал в списки.

После окончания консерватории Скрябин продолжает сочинять музыку и много выступать с концертами. От переутомления он часто испытывает головные боли, нервные срывы. Кроме того, иногда возобновляется заболевание правой руки, которую он переиграл впервые учась еще в консерватории.

С 1896 г. Скрябин выступает с концертами и за рубежом: в Париже, Брюсселе, Берлине, Кельне.

Скрябин хотел бы заниматься только сочинительством и концертной деятельностью, но в 25 лет он уже семейный человек, и семья растет, поэтому он вынужден продолжать педагогическую работу в должности профессора консерватории.

Вера и Александр Скрябины.

В этот период Скрябин знакомится с выдающимся философом Сергеем Николаевичем Трубецким (1862-1905). Под его влиянием Скрябин учит латынь, греческий, английский языки, посещает философские и литературно-художественные общества. У него было утонченное мышление и диалектические способности. Был искусным спорщиком, в спорах был опасным противником, эрудированным и находчивым.

Свои философские размышления Скрябин записывает в дневник. Свои идеалы композитор формулирует точно и определенно. Он служит любимому искусству, цель которого сделать жизнь людей счастливой. Любовь и красота сделает людей счастливыми, но не должно быть духовного бессилия. Жизнь есть продолжение сопротивления. «Я действовать хочу и побеждать» ,— пишет Скрябин в дневнике. Есть там и такая запись: «Я иду сказать людям, чтобы они не ожидали от жизни ничего кроме того, что сами себе могут создать… Иду сказать, что люди сильны и могучи, что горевать не о чем, что утраты нет! Чтобы они не боялись отчаяния, которое одно может породить настоящее торжество. Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его».

А.Н. Скрябин. 1901

Гордым вызовом и могучей волей веет от скрябинских слов, которой он как бы обозначает свою миссию на этой земле, миссию помощи людям в преодолении отчаяний, бед и победы над ними.

Скрябин считал, что человек пребывает в полусне не ведая об истинном облике мира и о своем месте в нем. «Вообще, мы не знаем многих своих скрытых возможностей. Это дремлющие силы и их надо вызывать к жизни» , — пишет композитор.

Религий ласковый обман
Меня уже не усыпляет
И разум мой не усыпляет
Их нежно-блещущий туман.
Рассудок мой, всегда свободный
Мне утверждает: ты один;
Ты раб случайности холодной,
Ты всей вселенной властелин.,
Зачем вручаешь ты богам
Свою судьбу, о жалкий смертный.
Ты можешь и ты должен сам
Победы славную печать
Носить на лике лучезарном

Размышления композитора о роли человека в мироздании, о скрытых в человеке великих возможностях, о роли пережитых страданий в познавании истины — удивительно точно перекликаются с Учением Живой Этики и Тайной Доктриной.

В 1905 году, в Париже, Скрябин знакомится с теософией, читает тайную Доктрину, которая становится его настольной книгой. Он постоянно выписывает журнал «Вестник теософии, а также читает книги А. Безант, становится действительным членом Бельгийской секции Теософского общества. Теперь в беседах он постоянно пользовался теософскими терминами: говорил о Планах Космоса, о семи Коренных расах, Манватарах и т.п., как о чем-то само собой разумеющимся, вполне понятном и неопровержимом. Горячо отстаивал теософские истины, восставая против всяких сомнений.

Скрябин до конца своей жизни не переставал восхищаться Е.П. Блаватской, ее мужеством, широтой и глубиной взглядов. Когда Блаватскую объявляли обманщицей, Скрябин защищая ее говорил, что «всем поистине великим людям пришлось пройти через обвинения в такого рода бесчестьи». В дальнейшем, поближе познакомившись поближе с некоторыми теософами и их произведениями, он понял, что многие из них заблуждаются в понимании Истины, и что «в сущности, у них имеется одна только Блаватская, остальные не очень много стоят» — говорил он.

Важно то, что в книгах по теософии Скрябин нашел подтверждение и, объяснение многих своих ощущений, видений, догадок. Он убеждается, что прозреваемые им картины прошлого имели реальное существование. Он убеждается, что человек как единица индивидуального сознания является составной частью Единого сознания всего Космоса. Скрябин говорит: «С одной стороны мир дан мне как мое единое сознание, из сферы которого я не могу выйти. С другой, для меня очевидно, что мое индивидуальное сознание не исчерпывает бытия».

В какой-то момент своей композиторской эволюции Скрябин осознает, что ему удалось прикоснуться к великой тайне искусства. Он понял, что музыка — это магическая действенная энергия, которая может изменить сознание человека, а следовательно, и весь материальный мир.

Он считал, что освободить сознание от покрова иллюзии может только музыка. « Музыкой, — пишет Скрябин,— можно вызвать и гипноз, и транс, и экстаз. Музыка есть звуковое заклинание. В гармониях скрыта огромная магическая сила».

Многие говорили о гипнотическом эффекте его сольных выступлений, когда у слушателей возникали слуховые и зрительные галлюцинации. Музыка в исполнении Скрябина обрела значение магического акта, священнодействия. К. Бальмонт вспоминает о необычных ощущениях во время скрябинского концерта: «Он был маленький, хрупкий, этот звенящий эльф… В этом была какая-то светлая жуть. И когда он начинал играть из него как будто выделялся свет, его окружал воздух колдовства, а на побледневшем лице все огромнее и огромнее становились его расширенные глаза. Чудилось, что не человек это, хотя бы и гениальный, а лесной дух, очутившемся в странном для него человеческом зале, где ему, движущемуся в ином окружении и по иным законам, и неловко и неуютно… Можно ли рассказать музыку и узнают ли, как играл тот, кто играл несравненно?.. Ему…хотелось музыкой обнять весь мир».

Сперва играли лунным светом феи,
Мужской диез и женское бемоль.
Изображали поцелуй и боль.
Журчали справа малые затеи,

Прорвались слева звуки-чародеи,
Запела воля вскликом слитых воль.

И светлый эльф, созвучностей король,
Ваял из звуков тонкие камеи.

Завихрил лики в токе звуковом.
Они светились золотом и сталью,
Сменяли радость крайнею печалью,

И шли толпы. И был певучим гром,
И человеку бог был двойником —
Так Скрябина я видел за роялью.
6.05. 1925. К. Бальмонт

На концертах гениального композитора-пианиста реальность неуловимо изменяется, приоткрывая другие свои лики — величественные, грозные, обольстительные; звуковые видения, пульсация. Непомерная, неизбывная тоска по чему-то неземному, недосягаемому, Высшему.

Биограф Скрябина Сабанеев писал о композиторе: «Он был не от мира сего и как человек, и как музыкант. Только моментами прозревал он свою оторванность, и когда прозревал, не хотел в нее верить».

Скрябин-композитор начинал как последователь Ф. Шопена, Ф. Листа и Вагнера, но еще в 18-летнем возрасте он описал черты своего зрелого стиля, синтезирующего гармонию и мелодию, к которому он придет через два десятилетия.

Музыковед Эйбрахам пишет: «Трудно поверить, что всего за 13 лет композитор может пройти путь от изящного, элегантного, вполне шопеновского концерта до произведения, которое в его время считалось образцом крайнего авангардизма. Здесь музыковед имеет ввиду величайшее творение Скрябина «Прометей». Но до «Прометея» композитор пишет симфонию «Божественная поэма», которая принадлежит к числу высших достижений русской музыкальной классики.

Татьяна Федоровна Шлёцер

В эти годы у композитора очень сложна полоса в личной жизни. С 1903г. по 1905г. знакомство с Т.Ф. Шлёцер, увлечение ею, разрыв с первой женой, потеря старшей дочери, потеря Трубецкого, вторая женитьба. Несмотря на сложные семейные ситуации и трагические потери, Скрябин заканчивает еще одно гениальное произведение — «Поэму экстаза»,— гимн всепобеждающей мощи человеческого духа.

Экстаз в поэме Скрябина, это высшее напряжение человеческих сил, единый духовный порыв способный возродить духовное начало, ту силу, которая возносит человека на ступени очищения души и расширения горизонтов сознания. Скрябин писал: «То, что в твоем сознании — не в себе ты почерпнул его…Ты, познание, первый луч света моего познания, осветивший дотоле слепое блуждание (порывы) и тем создавший его».

Свое состояние в момент творчества Скрябин определяет как полет в состоянии экстаза. Он делил свое сознание на земное (т.е. низшее “я”) и Сознание Наблюдателя (т.е. Высшее Я, Дух) . И процессе творчества происходило взаимодействие вибраций низшего “я” и Высшего, что вызывало состояние мистического озарения и экстаза. Н.А. Бердяев говорил о Скрябине: «Я не знаю в новейшем искусстве никого, в ком был бы такой исступленный творческий порыв…»

В Агни Йоге, Высокий Путь сказано: «В творческом экстазе могут находиться устремленные духи».(кн.2, с.219).

В 1910 рождается монументальная симфония «Прометей. Поэма Огня». В поэме принципы космогенезиса получили яркое художественное воплощение Тайной Доктрины. Композитор подчеркивал, что эта симфония н6е имеет непосредственной связи с мифом о Прометее. Скрябин воспел величественный гимн человеку, осознавшему, что свою судьбы он держит в собственных руках.

В поэме дан и символический образ Огня, как Света, как Солнца, как очистительной силы. Поэт Бальмонт назвал Скрябина «Духом Прометея». В поэме отражен конфликт космического масштаба, стрежнем которого является идея активности человеческого разума, идея созидающей и преобразующей воли.

В соответствии с объемностью и многоплановостью сочинения композитор избирает необычный состав исполнителей:

Большой симфонический оркестр,

Фортепиано,

Цветовая клавиатура, сопровождающая музыку сменой цветовых волн, освещающих зал.

Введение партии от света должно было усилить впечатление от музыки. Техника в это время была не совершенна. Она не давала должного эффекта мощных волн и столпов света, о которых мечтал композитор. Удивительна интуиция Скрябина, который предугадал эффекты и выразительные средства синтетических лазерных устройств в будущем. Кроме зрительного впечатления цвето- свет был для композитора частью самой музыки, т.к. он видел музыку в цвете: «Звуки светятся цветами».

А. Скрябин. "Божественная поэма" (Дирижер А. Фельдман)

Известно, что всякий звук производит соответствующую вспышку света, которая принимает определенный цвет. В музыкальной октаве семь основных звуков, столько же цветов в спектре солнечного света. Аристотель в трактате о душе писал: «Цвета по приятности их гармонии могут относится между собой подобно музыкальным созвучиям и быть взаимно пропорциональными».

Е.И. Рерих пишет: «Звук есть лишь реакция света. Звук обращается в свет и звук становится звучащим. Углубленное познание света уявит его звучание…». Отражая музыку в световых эффектах, Скрябин пытался погрузить слушателей в восприятие тонких невидимых миров, пытался создать видимое для слушателей музыкальное звучание своих произведений. Финал поэмы «Прометей»— светоносное мажорное звучание, которое символизирует творческое слияние человека со Вселенной.

«Вселенная есть единство связь сосуществующих в ней процессов» , — писал Скрябин.

«В этом взлете, в этом взрыве,
В этом молнийном порыве,
В огневом его дыханьи
Вся поэма Мирозданья»
, — утверждал композитор-философ-поэт.

Начиная с 1905г.. в воображении композитора постепенно рождается замысел грандиозного синтетического произведения искусства— Мистерии, которая должна была ускорить пробуждение спящих в человеке божественных энергий. Композитор принимает решение “форсировать события”, ускорив таким образом эволюцию. Человечества, что и должно было произойти в процессе свершения Мистерии. Мистерией он назвал главную цель бытия всей земной цивилизации. Скрябин своим грандиозным действом должен был дать только первый импульс к включению фантастических причинно-следственных цепей.

«Я обречен совершить Мистерию», — утверждал композитор, намекая иногда, что идея Мистерии была “открыта” ему чем-то (или кем-то) внешним. От подробных объяснений он всегда уклонялся.

Мечта о Мистерии возникла у Скрябина, когда он открыл свойство музыки изменять ход времени. Когда композитор заканчивал работу над новым музыкальным произведением, он испытывал состояние близкое к мистическому экстазу. Рождение нового звукового мира приводило Скрябина в такое психодуховное состояние, когда он как бы проникал в иной (тонкий) мир, с другой пространственно-временной структурой.

В миг художественного озарения, Скрябин, как и В. А. Моцарт, был способен увидеть достаточно протяженное произведение(например пятую сонату целиком, как бы «свернутым во времени». Скрябинская философия времени возникала из сверхсознательного ощущения параллельного реального существования музыки на своем тонком уровне.

Композитор пишет, что музыкальное произведение приходит из будущего, где оно существует в целостном виде. И это вполне согласуется с философией Тайной Доктрины, которая говорит, что все настоящее, прошлое и будущее всегда существует в едином мировом Сознании — Сознании Абсолюта или Бога.

В момент творческого экстаза, тождественного вневременности, сознание композитора способно было войти в поток Единого Мирового Сознания, и новые звуковые меры «входили» в сознание Скрябина из врат Будущего. В стихах он описывает это так:

Из тьмы грядущего мгновенья
Созвучий новых слышен строй.
Он весь игрою упоение
Своей божественной игрой.

И так как композитор способен был проникнуть в мир будущего, он волне мог ощутит как обратный ход времени, так и его полную остановку, а отсюда и «свернутость во времени» целого музыкального произведения. Играя одну из своих прелюдий (соч.74 №2), он пояснял: «…такое впечатление, точно она длиться целые века, точно она звучит миллионы лет. Вам не кажется, что музыка может заколдовать время, может его вовсе остановить?»

Ощущения сжатия или ускорения времени Скрябин использует как средство проникновения в другие исторические эпохи. Он созерцает отдаленные будущее и прошлое: «Глубины прошлого могут быть измерены только с высоты различающего сознания».

Перед взором Скрябина проносятся десятки миллионов лет космической истории, которую он воспринимает, как историю эволюции Духа, воплощенного теперь в нем. «Конечно, дух его знал…»,— говорится в книге «Высокий Путь»(Часть 1,с.642).

Каким образом представлялось воплощение Мистерии в действии?

Местом для осуществления Мистерии была выбрана Индия. В небе над Гималаями мистические колокола зазвонят в космическом божественном гимне.

Все населяющие землю народы примут участие в исполнении величественного действа. На берегу зачарованного озера должен быть построен сферический Храм «текучей архитектуры», плавно меняющий форму, с колоннами из подсвеченного фимиама. В Храме совершались бы шествия, танцы, декламация священных текстов в сочетании с магией светозвуков. В сфере Храма, как модели Вселенной должны вращаться планеты, мерцать звезды в едином ритме со светомузыкой.

На зов мистических колоколов все люди пойдут в Индию, чтобы принять участие в величественной симфонии Преображения мира. В грандиозном синтезе сольются звук, цвет, краски, ароматы, мыслеобразы, единый ритм танцев, мерцание звезд.

Семь дней магического действа объяли бы, по мысли Скрябина, миллионы лет комической эволюции, в конце которой объединенная мощь ментальной энергии всех людей — участников Мистерии— должна была пробить физическое поле, плотные миры, вырвать сознание человечества из тенет иллюзии и перенести его в Высшие миры. Движимое порывом единого экстаза человечество взметнулось бы «в небо» сияющим вихрем, неуничтожимой, бессмертной сияющей энергии.

Родимся в вихрь!
Проснёмся в небо!
Смешаем чувства в волне единой!
И в блеске роскошном
Расцвета последнего,
Являясь друг другу
В красе обнаженной сверкающих душ,
Исчезнем…
Растаем…

Храм Мистерий явился бы туннелем для перехода в Высший, Божественный мир. И снова композитор-пророк как бы прозрел создание Учителями в 1898 году «Храма Человечества», который мог бы стать своеобразным туннелем, единым входом, через который каждый мог бы сделать свой эволюционный шаг, только не в мгновенном вознесении Духа под воздействием мистического действия Мистерии, а в процессе прохождения всех жизненных терний и осознания себя частицей Космоса.

Скрябин говорит о трансформации человека «в сияющий вихрь неуничтожимой мыслящей энергии».

О « лучистом человечестве» будущего говорили и К.Э. Циолковский, и А.Л. Чижевский; о ноосфере — «сфере Разума» писал В.И Вернадский. И великий композитор-пророк —А.Н. Скрябин также прозрел в далекое будущее и отразил его в своем грандиозном музыкальном действе-Мистерии, но, точнее, пока только в черновых записях.

Мистерия Скрябина не была концом космической эволюции, а только прекращением привычного земного существования и началам новой жизни на других планах, с иным уровнем сознания, началом истинного божественного бытия человека.

Преодолеть эоны лет, которые отделяли XX век и конечную цель человечества, композитор предполагал с помощью космических сил открытых им психоаккустических структур.

«Время, — поясняет он,— начнет постепенно ускоряться, ведь оно было замедлено процессом материализации, оно как бы отяжеляло, само материализовалось…А когда уже начнется путь к дематериализации, то первым дематериализуется само время… Ведь у меня в Мистерии будет семь дней, но это не простые дни…как при сотворении мира семь дней означали огромные эпохи, целые жизни рас… Но они будут в то же время и днями. Само время ускорится и в эти дни мы проживем миллиарды лет».

Мистерия создавалась композитором в двух вариантах — музыкальном и литературном. В музыкальном варианте Скрябину, очевидно, удалось раскрыть тайны «звуковой магии»: взаимодействие звукового поля музыки с физическими, а также тонкими полями мироздания. Друзья Скрябина, которым он играл большие звуковые фрагменты грандиозного эскиза Мистерии под названием «Предварительное Действо» переживали ощущения фантастического «звукового сна». Но музыка «Предварительного действа» ушла в небытие вместе со своим создателем, т.к. он не успел ее записать.

Литературная же часть была записана Скрябиным, а после его ухода — издана в альманахе «Русские пропилеи» в 1919 году. Если в поэме «Прометей» композитор воплотил основы Космогенезиса, то в тексте «Предварительного Действа» Мистерии отражена схема эволюции семи Коренных Рас Человечества, т.е. Антропогенезис. Подробный анализ текста «Предварительного Действа», изложенного в пяти тетрадях набросков Скрябина, дает в своих работах исследователь жизни и творчества композитора А.И. Бандура.

Позже, когда профессионалы стали изучать творчество Скрябина, они обнаружили, что композитор создал такие сочетания тональностей, которые и вызывали у слушателей и восторг, и трепет, и полеты Духа! Но самое удивительное, что сочетания тональностей в произведениях Скрябина точно соответствуют сочетаниям тональностей в древнекитайской системе 12 люй конца II тысячелетия до н.э. Об этом соответствии подробно изложено в статье Н. Гавриловой.

Согласно преданиям, система 12 люй оказывала преобразующее воздействие на природу, т.к. через каждый полутон осуществлялся прорыв в систему другого порядка, К такому прорыву, прорыву через эоны лет будущего и стремился Скрябин силой своей музыки. Музыка несет такой мощный поток энергии, что становится одной из форм постижения и преобразования мира. Когда мы слушаем музыку привычное течение времени останавливается, время может повернуть в прошлое или будущее, ускорить или замедлить свое течение, о чем и писал Скрябин.

А.И. Бандура пишет, что «в первых пятидесяти тактах “поэмы огня”… таинственное гудение “ прометеевского аккорда”…“ Великого Дыхания” сменяется семью(!) произведениями “вращающегося” мотива (аналога Лайла-центров)» . Этот аккорд построен композитором согласно пифагорейским представлениям о мире, и он является музыкальным воплощением формулы эволюции.

Но то, что в нашем физическом мире было аккордом сложной структуры, в Тонком мире, возможно, могло произвести эффект ядерного взрыва? В январе 1914 года у Скрябина произошла встреча с Инайят-Ханом— виднейшим представителем суфизма. Мудрецы говорят: «Суфий, это тот, кто хранит свое сердце чистым».

В Москве встретились два музыканта, два композитора, Восток и Запад, и едины во мнении, что музыка открывает сердце для красоты, добра, Любви. Инайят-Хан сказал о Скрябине: «Я нашел в нем не только прекрасного артиста, но также мыслителя и мистика».

Инайят-Хан

Елене Ивановне Рерих Скрябин был близок и дорог за его теософское мировоззрение и любовь в Е.П. Блаватской, за огненные темы его крупнейших музыкальных произведений. Н.К. Рерих очень любил и часто слушал «Поэму экстаза» и «Поэму Огня-Прометей». У Н.К. Рериха есть картина «Экстаз». 15 декабря 1940 года в «Листах Дневника» Н.К. Рерих писал: «Не верилось, когда пришла весть о кончине Скрябина… Прометеев Огонь снова угас. Сколько раз что-то злое, роковое пресекало развернувшиеся крылья. Но «Экстаз» Скрябина сохранится среди самых победных достижений…».

Вера в экстаз, как высшее напряжение человеческих сил, как единый духовный порыв, способна возродить светлое начало, когда человек найдет в себе ту силу, которая «вознесет его на ступени знания и красоты». В это верил Н.К. Рерих, в это верил и Скрябин, говоря:

«Свершаться сроки, загорится век,
Чей луч блестит на быстрине столетий,
И твердо станет вольный Человек
Пред ликом неба на своей планете».

Не была ли безвременная и странная кончина композитора следствием небезопасных экспериментов со временем?

Может быть не случайно смерть настигла Скрябина, когда он был готов занести на нотную бумагу партитуру Мистерии? И музыка Мистерии ушла вместе с автором.

Друг и родственник композитора Б.Ф. Шлёцер писал: «Зимою 1914-1915 года он играл нам отрывки из «Предварительного Действа». Я ощущал будто только часть его существа среди нас, но что его истинная сущность уже приближалась к иной жизни».

Он чувствовал симфониями света.
Он слиться звал в один плавучий храм -
- Прикосновенья, звуки, фимиам
И шествия, где танцы как примета

. . . . . . . . . . . . . .

Проснуться в небе, грезя на земле.
Рассыпав вихри искр в пронзенной мгле,
В горенье жертвы был он неослабен.

И так он вился в пламенном жерле,
Что в смерть проснулся с блеском на челе.
Безумный эльф, зазыв, звенящий Скрябин.

1. К сожалению подобное действие Храма закончилось с уходом из жизни его основательницы Франчиа Ладью, которая была единственной из всех руководителей Храма, имевшей связь с Учителем Илларионом. Подробнее обо всем можно прочесть в статье http://www..htm СЕКТА ХРАМОВНИКОВ ИЛИ «СВЯТОЕ ВОИНСТВО» ИЗ США. (Примечание редакции)

Литература

1. Бандура А.И. Александр Николаевич Скрябин. Вестник теософии, № 1-2, 1994.
2. Бандура А.И . Сказание о Семи Расах. Дельфис, №3(11), 1997.
3. Бандура А.И . Композиторы-пророки. Духовное созерцание, №1-2, 1998.
4. Бэлза И. А.Н. Скрябин. М.: Музыка, 1982.
5. Бальмонт К.Д. Избранное. Стихотворения; Переводы; Статьи. М.: Художест. лит., 1980.
6. Гаврилова Н. «Весь нерв и священное пламя…». Дельфис №3 (11). 1997.
7. Агни Йога. Высокий Путь. Часть 1,2. М.: Сфера, 2001.
8. Учение Храма. Минск.: ИП «Лотаць», 2001.