Сообщение о творчестве эмиля золя. Краткая биография и анализ творчества эмиля золя. Литературная деятельность и семейная жизнь

В 1886 году свет увидел роман Золя “Творчество” (“L’Oeuvre”) о жизни художника. Писатель был очень доволен своим романом и писал Анри Сеару, закончив роман:

“Я очень счастлив, а главное, очень доволен концом”.

Но такова была реакция лишь самого писателя, а художники-импрессионисты встретили появление этого романа с явным раздражением. Все художники сразу же поняли, что Золя ничего не понимает в живописи и в творчестве художников, особенно, импрессионистов, и они расценили выход в свет романа “Творчество”, как разрыв с импрессионистами.

И это произошло в то время, когда импрессионисты добились первых успехов и начали завоёвывать признание публики. Клод Моне сразу же написал Золя:

“Я очень долго сражался и боюсь, что в момент успеха критики могут использовать вашу книгу, чтобы нанести нам решительный удар”.

Однако никто не мог понять, кого же Золя вывел под именем главного героя романа Клода Лантье, хотя многие другие персонажи романа легко узнавались.

Когда молодой тогда, а позднее известный критик, Густав Кокийо попросил Золя “расшифровать” имена героев романа, тот ответил:

“К чему называть имена? Это те побеждённые, которых вы, безусловно, не знаете”.

Если широкая публика и критики гадали, кто же скрывается под именами различных героев романа, то Сезанн сразу же увидел, что Золя использовал для книги множество моментов из их совместной молодости в Эксе, а также вывел их общих знакомых, лишь изменив их имена. А в Клоде Лантье Сезанн узнал самого себя, свои характерные высказывания и даже жесты.

Сезанн был обижен, да что там - просто оскорблён этим романом, тем более что Золя показал своё полное невежество в живописи:

“Эмиль хотел бы, чтобы я поместил на своих пейзажах женщин, разумеется, нимф, как у папаши Коро в лесах Виль д’Авре… Этакий кретин! И он приводит Клода Лантье к самоубийству!”

Дружба Сезанна с Золя на этом закончилась, но художник нашёл в себе силы ответить писателю:

“Дорогой Эмиль! Только что получил твою книгу “Творчество”, которую ты был столь любезен прислать мне. Я благодарю автора “Ругон-Маккаров” за доброе свидетельство его памяти обо мне и прошу с мыслью о прошлом разрешить мне пожать ему руку. Искренне твой. Рад был пережить чудесные мгновения прошлого. Поль Сезанн, 4 апреля 1886 года.“

Даже владелец лавки для художников “папаша” Танги не одобрил этот роман:

“Нехорошо это, нехорошо. Никогда не поверил бы, что господин Золя, такой порядочный человек, к тому же друг этих людей! Он их не понял! И это очень прискорбно!”

Из беседы Сезанна и Амбруаза Воллара об Эмиле Золя

Воллар : “Однажды, когда Сезанн показывал мне маленький этюд, сделанный им с Золя в дни молодости, около 1860 года, я спросил его, к какому времени относится их разрыв”.

Сезанн : “Между нами не было никакой ссоры, я первый перестал ходить к Золя. Я больше не чувствовал себя у него в своей тарелке. Эти ковры на полу, слуги и сам он, работающий теперь за бюро резного дерева! В конце концов, у меня создалось такое впечатление, словно я делаю визит министру. Он превратился (простите меня, мсье Воллар, я не говорю это в дурном смысле) в грязного буржуа”.

Воллар : “Мне кажется, что люди, которых можно было встретить у Золя, представляли необычайный интерес: Эдмон де Гонкур, отец и сын Доде, Флобер, Ги де Мопассан и многие другие”.

Сезанн : “Действительно, у него было много народа, но то, что там говорилось, было такое… Однажды я заговорил было о Бодлере: это имя никого не интересовало”.

Воллар : “Но о чём же там беседовали?”

Сезанн : “Каждый говорил о количестве экземпляров, в котором он издал свою последнюю книгу или надеялся издать следующую, разумеется, слегка привирая при этом. Особенно стоило послушать дам…”

Воллар : “Но неужели там не было никого, кроме мужчин с большими тиражами и тщеславных женщин! Например, Эдмон де Гонкур…”

Сезанн : “Это правда, у него не было жены; но и корчил же он морду, слушая все эти цифры”.

Воллар : “Вы любите Гонкуров?”

Сезанн : “Прежде я очень любил “Manette Salomon”. Но с тех пор как “вдова”, как его назвал кто-то [это был Барбе д’Оревильи], начала писать одна, мне уже не приходилось читать ничего подобного…

Итак, я лишь изредка посещал Золя, потому что мне было очень тяжело видеть, что он стал таким барином; как вдруг однажды его слуга доложил мне, что его господин никого не принимает. Я не думаю, что это распоряжение касалось специально меня, но мои посещения стали ещё реже… И наконец Золя издал “L’Oeuvre” ("Творчество”)…
Нельзя требовать от несведущего человека, чтобы он говорил разумные вещи об искусстве живописи. Но, чёрт побери, как смел он говорить, что художник кончен, раз он написал плохую картину! Если картина не удалась, её швыряют в огонь и начинают новую! ”

Воллар : “Но как же Золя, который столько мне говорил о вас и в таких сердечных выражениях, с таким волнением…”

Сезанн : “Послушайте, мсье Воллар, я должен вам это рассказать…

Позже, находясь в Эксе, я узнал, что Золя недавно приехал туда… Я узнал о его приезде в то время, когда находился на “мотиве”; я писал этюд, который мне неплохо удавался; но чёрта ли мне было в этюде, когда Золя находился в Эксе! Не теряя времени даже на то, чтобы сложить свои вещи, я мчусь в отель, где он остановился. Но один товарищ, которого я встречаю по пути, сообщает мне, что накануне в его присутствии кто-то сказал Золя:

“Вы собираетесь якшаться с Сезанном?”

И Золя ответил:

“Чего ради мне встречаться с этим неудачником?”

Тогда я возвратился на “мотив”.

(оценок: 1 , среднее: 5,00 из 5)

Имя: Эмиль Золя (Émile Zola)
День рождения: 2 апреля 1840
Место рождения: Париж, Франция
Дата смерти: 29 сентября 1902
Место смерти: Париж, Франция

Биография Эмиля Золя

Известный французский писатель Эмиль Золя родился в 1840 году в Париже. Его отец был итальянского происхождения и работал инженером-строителем.

Когда Эмилю было шесть лет, умирает его отец. Семья оказывается в очень плохом положении из-за отсутствия денег. Они переезжают в Париж, надеясь, что друзья отца окажут им помощь и поддержку.

Эмиль Золя учился в лицее, после окончания которого идет работать в книжный магазин. Постоянно находясь в окружении книг, у него появляется безумная любовь к чтению. С 1862 года он работает в издательстве «Ашет» на протяжении 4 лет. Здесь он получает хорошие деньги, много читает, а в свободное время пробует себя в литературной деятельности. Также он старается читать все новые книги, которые выходят, пишет на них рецензии, общается с писателями.

У Эмиля в этот период появляется огромная любовь к литературному мастерству, он уходит из издательства и решает заняться писательской деятельностью.

Золя связывает свою жизнь с журналистикой и никогда ее не бросает. Параллельно с данной деятельностью он пишет художественные произведения, которые пользуются весьма большим успехом.

В 1864 году выходит первый сборник рассказов «Сказки Нинон». В 1865 году публикуется первый роман «Исповедь Клода». В романе по сути описывается жизнь самого автора, и благодаря ему Золя получает долгожданную известность, правда скандальную. Еще более популярным писатель становится после того, как проявляет интерес и уважение к творчеству художника Э. Мане.

Примерно в 1868 году Эмиль Золя загорелся идеей написать цикл романов об одной семье, о жизни каждого человека из нескольких поколений. В этом поприще он был первым романистом. Его цикл романов «Ругон-Маккары. Естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи» писался целых 22 года. Это бы
ло самое выдающееся творение в жизни писателя.

Изначально публика не проявила большого интереса к романам. Когда же был написан седьмой том, Золя стал известным и уважаемым писателем. За вырученные средства он приобрел дом недалеко от Парижа. После этого последующие романы ждали с большим нетерпением, их жестоко критиковали, ими восхищались, но равнодушным не оставался никто. Всего было написано 20 томов.

В 1898 году Эмиль Золя был приговорен к одному году лишения свободы за клевету. Он вмешался в дело Альфреда Дрейфуса, которого обвиняли в предательстве и выдаче государственной тайны Германии. Писателю пришлось покинуть страну и уехать в Англию, однако через некоторое время ситуация изменилась, Дрейфуса оправдали, и Золя вернулся во Францию.

В 1902 году Эмиль Золя скончался от отравления угарным газом. В официальной версии причина смерти звучала, как отравление из-за неисправности камина. Однако есть мнение, что писателя отравили на политической почве, но это так и не было доказано.

Библиография Эмиля Золя

Циклы произведений

Ругон-Маккары

1871 — Карьера Ругонов (La Fortune des Rougon)
1872 — Добыча (La Curée)
1873 — Чрево Парижа (Le Ventre de Paris)
1874 — Завоевание Плассана (La Conquête de Plassans)
1875 — Проступок аббата Муре (La Faute de l’Abbé Mouret)
1876 — Его превосходительство Эжен Ругон (Son Excellence Eugène Rougon)
1877 — (L’Assommoir)
1878 — Страница любви (Une Page d’Amour)
1880 — (Nana)
1882 — Накипь (Pot-Bouille)
1883 — (Au Bonheur des Dames)
1884 — Радость жизни (La Joie de vivre)
1885 — (Germinal)
1886 — Творчество (L’Œuvre)
1887 — Земля (La Terre)
1888 — Мечта (Le Rêve)
1890 — Человек-зверь (La Bête humaine)
1891 — (L’Argent)
1892 — Разгром (La Débâcle)
1893 — Доктор Паскаль (Le Docteur Pascal)

Три города

1894 — Лурд (Lourdes)
1896 — Рим (Rome)
1898 — Париж (Paris)

Четыре Евангелия

1899 — Fécondité
1901 — Труд (Travail)

Романы

1864 — Сказки Нинон (Contes à Ninon)
1867 — Тереза Ракен (Thérèse Raquin)
1874 — Новые сказки Нинон (Nouveaux Contes à Ninon)

Золя Эмиль - автор произведений, пользующихся популярностью и в настоящее время.Онявляется классиком зарубежной литературы XIX века. Родился в самом красивом и любвеобильном городе Франции, Париже, как бы сейчас сказали, под знаком Овна (2 апреля 1840 года). Писатель обладал натурой целеустремлённой и страстной, что ярко подчёркивалось в его произведениях. В отличие от своих современников, он ярко выражал собственное мнение на страницах своих книг, за что, по некоторым версиям, и поплатился в результате.

Кто он такой

Многим поклонникам творчества может быть интересна и биография. Эмиль Золя очень рано остался без отца. Его папа - выходец из Италии, по профессии инженер, строил водоканал в городе Экс-ан-Прованс. Именно там и проживало семейство Золя. Но тяжёлый труд и большая ответственность не позволили отцу увидеть сына взрослым. Он рано умер, оставив мальчика сиротой в возрасте семи лет.

На фоне этого ребёнок пережил личную драму. Оставшись с матерью, он начал пренебрежительно относиться ко всем мужчинам. Семья испытывала материальные трудности, вдова, надеясь на помощь со стороны друзей, уехала в Париж.

Начало творческого пути

В столице Золя оканчивает лицей и, по воле счастливого случая, устраивается на работу в издательство, где начинает неплохо зарабатывать. Чем занимается молодой человек? Он пишет рецензии, пробует себя в написании

Золя Эмиль - чрезвычайно чувствительная натура, душевные переживания и нищенское существование сразу после смерти отца не убили в нём романтика. Он обладал плохим зрением и дефектами речи, но при всём этом прекрасно пел. В восемнадцатилетнем возрасте он впервые влюбляется в девочку двенадцати лет. Отношения двух молодых людей были самыми нежными и невинными. Но в остальном своём жизненном пути он не был столь целомудренным.

В 25 лет будущий писатель знакомится, влюбляется и женится на Александрине Мелей. Детей у них не родилось, что сделало супругов абсолютно чужими, так как оба страстно желали иметь полноценную семью.

Литературная деятельность и семейная жизнь

Всю свою неудовлетворённость семейной жизнью Золя Эмиль вкладывает в творчество. Его романы - буквально литературные традиции, настолько откровенно и открыто писатель демонстрировал публике запретные темы. Только сам автор оставался отчуждённым, не сочувствуя тому, о чём писал.

Он прожил с женой восемнадцать лет, но по-настоящему счастлив не был. Только знакомство с Жанной Розро, с двадцатилетней высокой темноглазой девушкой, позволило немного изменить его мировоззрение. Золя Эмиль влюбляется и покупает для неё отдельный дом. И в этот период жизни он сумел познать счастливое чувство отцовства, потому что Жанна родила ему двоих детей. Два года влюблённым удавалось скрывать отношения, но в конце концов он рассказывает жене всю правду. Конечно, это не могло не расстроить Александрину, но вскоре она понимает, что не стоит разводиться и скандалить, она принимает детей, а после смерти Жанны вплотную занимается ими и соглашается дать фамилию отца.

Творчество

Список книгавтора велик. Он начал создавать литературные шедевры очень рано. Сборник его рассказов «Сказки Нинон» был написан, когда ему исполнилось двадцать четыре года. Каждый роман Эмиля Золя пользовался популярностью у читателей. Герои, хоть и вымышленные, были списаны автором с натуры. Поэтому персонажи легко узнаваемы.

Есть произведения, которые считаются лучшими его творениями. Таков роман «Западня». В нем автор раскрыл причины нищенского существования своих героев. В их лености и нежелании найти работу заключается тот итог, который могут наблюдать читатели: крайняя нищета, алкоголизм, духовное обнищание.

Ниже приведены самые известные произведения автора:

  • Эпопея "Руггон-Маккары";
  • "Карьера Ругонов";
  • "Деньги";
  • "Добыча";
  • "Чрево Парижа";
  • "Поступок аббата Муре";
  • "Жерминаль";
  • "Нана";
  • "Человек-зверь".

Смерть автора

Золя Эмиль ведёт активную политическую жизнь. И смерть писателя из-за факта причастности его к политике имеет не совсем ясно выраженные причины. По официальной версии, автор умер, имея неосторожность отравиться угарным газом в собственной квартире. Но имеются и неофициальные предположения, что писатель был убит. Причём к злодеянию приложили руку его политические враги.

Многие современные образованные люди нашего времени зачитываются его романами. Если прочесть некоторые отзывы на самые известные его произведения, то можно заметить, что читатели отмечают неподдельную правдивость описанного состояния нищенствующего класса в Париже. Потому-то его и относят к писателям-реалистам, изображающим истинную картину жизни обыкновенных парижских рабочих, людей небогатых. Начиная читать Эмиля Золя, невольно приходится обратить внимание на автобиографичность его прозы.

Чтобы сказать, насколько хорош автор, насколько понятны его создания, нужно изучить тот период, когда он жил и творил Золя Эмиль. Биография, список книг, отзывы и вся другая информация о нём очень противоречива и является не менее увлекательным чтением, чем его романы.

Творчество Эмиля Золя ознаменовало новый этап в развитии французской литературы. Он был новатором в литературе, смелым писателем, который разрушил сложившиеся формы, соединил «беспощадность реализма с мужеством политического действия» (Л. Арагон) и был страстным защитником демократии и гуманизма. Биография Золя - это прежде всего непрерывная, титаническая работа, которой была отдана вся его жизнь. Э. Золя родился 2 апреля 1840 г. в Париже в семье инженера. Его детские и юношеские годы прошли в Провансе, в небольшом городке Экс, который со временем под названием Плассана станет местом действия многих его романов. Ранняя смерть отца и материальные проблемы заставили семью переехать в 1858 г. в Париж.

Для Золя начались годы бедности. В 1862 г. он поступает на службу в солидное парижское издательство «Ашетт», что позволяет ему не думать больше о хлебе насущном и все свободное время отдавать литературным занятиям. Он жадно читает, внимательно следит за книжными новинками и рецензирует их в газетах и журналах, знакомится с известными писателями, а главное - много пишет сам, пробуя силы и в поэзии, и в прозе.

В 1864 г. Золя издает первую книгу «Сказки Нинон», которая объединила в себе рассказы разных лет. Она открывает собой ранний период творчества писателя (1864-1868), отмеченный несомненным влиянием романтизма. В романах «Исповедь Клода» (1865), «Завещание умершей» (1866), «Марсельские тайны» (1867) находим традиционное противопоставление мечты и действительности, историю возвышенной любви, идеального героя. Золя использует стилистические приемы, которые напоминают страницы произведений Гюго, Санд, Сю.

Писателя все больше интересует живая жизнь с ее невымышленными сюжетами и конфликтами. Он мечтает о создании нового типа романа, который целиком будет отвечать времени, а «это - реализм, или, точнее говоря, позитивизм». В своих поисках Золя опирается на работы ученых естественных наук (теория происхождения видов Дарвина, «Трактат о наследственности» Люка, «Вступление в экспериментальную медицину» Бернара), работы философа-позитивиста и историка литературы И. Тена, творчество художников-импрессионистов, современную ему литературу, и прежде всего на роман братьев Гонкуров «Жермини Ласерте». Натуралистическая теория формируется у Золя на протяжении многих лет, она постоянно уточняется, дополняется и находит свое выражение в предисловии к роману «Тереза Ракен» (1867), очерке «Расхождение между Бальзаком и мной» (1868-1869), сборниках статей «Что мне ненавистно» (1866), «Экспериментальный роман» (1880), «Романисты-Натуралисты» (1881), «Натурализм в театре» (1881). Золя видит в натурализме естественное и закономерное развитие реализма Бальзака и Стендаля в новых исторических условиях.

Цель искусства для писателя заключается, как и когда-то, во внимательном изучении действительности, которая «в принципе не может иметь границ». Однако сегодня, считает Золя, роман, чтобы стать «современным орудием познания», обязан быть научным, т.е. «придерживаться только фактов, доступных наблюдению», а писатель должен уподобиться натуралисту, который ставит опыты. Золя отвечает отказом художнику в праве оценивать изображаемые им события и людей, выносить приговор и строить заключения: «Романист всего лишь фиксатор фактов... его произведение становится будто безличным, приобретает характер протокола действительности».

Это утверждение писателя является очевидным прямым и категоричным перенесением научных методов в сферу искусства, когда игнорируется условность, вымысел, фантазия как неотъемлемая и важнейшая составная творчества. «Натура не имеет потребности в домыслах» - лозунг Золя и новой литературной школы. Но Золя явным образом недооценивает роль социальных факторов в формировании личности, которые глубоко исследовал еще Бальзак. В целом же концепция натурализма, предложенная Золя, наполнена разногласиями и крайностями (например, возражая авторское начало в творчестве, он в то же время подчеркивает, что «произведение искусства есть не что иное, как выражение личности художника»), а главное, оно не исчерпывает собой творческую практику писателя. Золя-Художник оказался более сильным чем Золя-Теоретик.

В этом убеждает и его роман «Тереза Ракен» (1867), воспринятый современниками как художественный манифест натурализма. В нем автор ставит себе целью «выучить не характеры, а темпераменты». Сознательно отказываясь от постановки каких-нибудь социальных и политических вопросов, опуская все приметы времени, Золя концентрирует внимание на истории «индивидуумов, которые целиком подчинены своим нервам и голосу крови...». В 1868 г. выходит в мир второй натуралистический роман «Мадлен Фера», который окончательно закрепил славу Золя как одного из ведущих художников Франции. Однако все написанное им за четыре года было лишь подготовкой к главному делу жизни - серии «Ругон-Маккары», над которой Золя работает с 1868 до 1893 года. Она составила второй период его творчества.

В это время окончательно устанавливаются политические и эстетичные взгляды писателя. Как убежденный республиканец и демократ, Золя сотрудничает в оппозиционной печати, печатает статьи, которые разоблачают реакционный режим Наполеона и французскую военщину. Но он не принял и Парижскую Коммуну, хотя и стал на защиту расстреливаемых версальцами рабочих. В 1872 г. у Флобера Золя знакомится с И. С. Тургеневым, при участии которого в скором времени становится постоянным сотрудником журнала «Вестник Европы». В этом издании с 1875 до 1880 годы были опубликованы 64 корреспонденции Золя под общим названием «Парижские письма», в которых он изложил свои взгляды на литературу и искусство. В 80-х годах в процессе работы над « Ругон-Маккарами» писатель, по его словам, все чаще «натыкается на социализм».

Социальные конфликты эпохи, будущее человечества, пути перестройки общества на началах добра и справедливости - эти проблемы займут ведущее место в произведениях Золя последнего периода творчества (1894-1902). В это время он создает цикл «Три города», который включает романы «Лурд» (1894), «Рим» (1896), «Париж» (1898). Политика, к которой прежде Золя относился с предубеждением, становится в 90-е годы неотъемлемой частью его творчества. 1 января 1898 г. Золя публикует открытое письмо президенту Французской республики Феликсу Фору «Я предъявляю обвинение», в котором бесстрашно поднимает свой голос на защиту «правды и справедливости». В судебном процессе, который последовал за этим выступлением, Золя был признан виновным в оскорблении власти и осужден к году тюрьмы и большому денежному штрафу. Его лишили ордена Почетного легиона.

Продажные журналисты обливали имя писателя грязью на страницах газет. Фанатичная толпа швыряла камни в окна его дома и требовала физической расправы. Золя вынужден был спешно покинуть Францию и под чужой фамилией поселиться в Англии. В глазах же передовой Европы он стал символом писателя-гражданина, писателя-борца. В Англии Золя приступает к работе над тетралогией «Четыре Евангелия» («Плодовитость», 1898; «Работа», 1901; «Истина», 1902; четвертый роман не был написан), в которой он видит «естественное завершение всего творчества, следствие долгого исследования действительности, продолженное в будущее».

Героями своих произведений писатель делает борцов за истину, проповедников нового учения - социализма (в его утопической форме). И не случайно они имеют имена евангелистов Матвея, Луки, Марка, Ивана. Эти романы-утопии замышлялись Золя как своеобразное Евангелие современности. Отсюда их открытая публицистичность, дидактизм, поучение над отображением жизни, которая заметно снижает их художественный уровень. После пересмотра дела Золя возвращается во Францию и продолжает работу над серией «Четыре Евангелия». Его имя всемирно известно, в его лице видят не только великого писателя, но и мыслителя, который указал человечеству дорогу к прогрессу и свободе. 29 сентября 1902 г. Золя нашли мертвым в его парижской квартире. Официальная версия - отравление угарным газом из-за неисправности дымохода. Однако и сегодня обстоятельства гибели писателя остаются до конца не исследованными. В историю мировой литературы Золя вошел прежде всего как автор социальной эпопеи «Ругон-Маккары». В ней, как в зеркале, отразились слабые и сильные стороны его мировоззрения и художественного метода. Писатель считает плодотворным объединение в своем будущем произведении план физиологический и план социальный и через историю одной семьи раскрыть историю общества. Задачи, которые стоят перед ним: «Первое. Изучить на примере одной семьи вопросы наследственности и среды... Второе. Изучить всю жизнь Второй империи от государственного переворота до нашим дням. Воплотить в типах современное общество, злодеев и героев». Серия получила название « Ругон-Маккары. Естественная и социальная история одной семьи в период Второй империи».

Действие романов происходит в Париже и провинциальных городах, в дворянском особняке и лачуге бедняка, в фешенебельном магазине и на рынке, в шахте и на полях боев, в приемной министра и будуаре куртизанки. События приобретают невиданный размах: катастрофа большого финансового предприятия («Деньги»), забастовка углекопов («Жерминаль»), франко-прусская война и Парижская Коммуна («Разгром»). В процессе работы над серией «биологическая» история все больше уступает местом истории социальной, которая и завершается романом «Разгром».

Ругон-Маккары - 14

Стояла июльская жара. Клод до двух часов ночи бродил по Рынку, он никак
не мог вдосталь налюбоваться красотой ночного Парижа. Когда он проходил мимо
ратуши и часы на башне пробили два, его застигла гроза. Дождь зачастил с
такой силой, капли были такие крупные, что Клод, растерявшись от
неожиданности, пустился почти бегом по Гревской набережной. Добежав до моста
Луи-Филиппа, он почувствовал, что задыхается, и остановился; решив, что
глупо бояться дождя, он медленно пошел через мост, размахивая руками,
наблюдая, как газовые фонари гаснут под ливнем и все кругом погружается в
непроглядную темноту.
Клод был уже почти дома. Когда он повернул на Бурбонскую набережную,
вспышка молнии осветила на острове св. Людовика старинные особняки,
вытянувшиеся прямой линией по узкой улице вдоль Сены. Вспышки молний
отражались в высоких окнах с незакрытыми жалюзи, придавая печальный вид
фасадам и выхватывая из мрака то каменный балкон, то перила террасы, то
скульптурные украшения фронтона. Мастерская художника находилась поблизости,
на углу улицы Фам-Сан-Тет, под самой крышей старинного особняка Мартуа.
Набережная то озарялась молнией, то вновь погружалась во мрак; и вдруг
ужасающий удар грома потряс спящие улицы.
Подойдя к низкой, обитой железом сводчатой двери, Клод, которого совсем
ослепил дождь, стал шарить по стене, отыскивая звонок, и вздрогнул от
неожиданности, наткнувшись в темноте на человеческое тело. При новой вспышке
молнии он увидел высокую девушку, одетую в черное; она совершенно промокла и
дрожала от страха. Новый удар грома оглушил их обоих. Клод вскрикнул:
- Черт побери! Вот не ожидал... Кто вы? Как вы сюда попали?
Все опять погрузилось во мрак. Клод слышал только, как девушка
всхлипывает.
- Сударь, умоляю вас, не обижайте меня... - лепетала она. - Во всем
виноват извозчик, которого я наняла на вокзале; он страшно ругался, и он
бросил меня здесь... поезд из Невера сошел с рельс. Мы опоздали на четыре
часа, и на вокзале я не нашла того, кто должен был встретить меня... Боже
мой! Ведь я впервые в Париже, сударь, я совершенно не знаю, где я
очутилась...
Ослепительная вспышка молнии вновь осветила ее, и она, сразу умолкнув,
широко раскрыв глаза, в ужасе стала озираться по сторонам. Окутанный
лиловатой мглой, вставал перед ней незнакомый город, подобный призраку.
Дождь кончился. На другом берегу Сены, на набережной Дез-Орм, обозначились
маленькие, серые, испещренные вывесками дома с неровной линией крыш; за ними
горизонт расширялся, светлел, его обрамляли налево - синий шифер крыш на
башнях ратуши, направо - свинцовый купол собора св.