Шолохов М.А. Аксинья единственная страсть в жизни Мелехова. Любовь это всегда не просто Григорий мелехов начало любви к аксинье

Не зря произведение М. Шолохова «Тихий Дон» прозвали романом–эпопеей. В его тексте читатель неоднократно сталкивается с судьбами простых людей, которым довелось жить в такое сложное, переломное время в России.

На страничках романа мы наблюдаем за историческими событиями, за бытом и жизнью казаков, простых людей. Конечно же, особое внимание на себя обращает любовная история и .

Главная героиня романа была сильной, волевой женщиной. Девушке пришлось многое претерпеть и пережить. Находясь в шестнадцатилетнем возрасте, она была изнасилована собственным отцом. Затем, Аксинью отдают замуж за черствого и жестокого мужика Степана, который чуть ли не каждый день избивал девушку до полусмерти. В браке, Аксинья теряет своего ребенка. Он умирает, не дожив и до одного года. Тяжелая работа по дому в одиночку истощает и изнашивает молодую красавицу. А героиня мечтала про обычное женское счастье.

Именно в такой момент, ухаживания Григория и сыграли свою главную роль. Между героями вспыхивает страстный роман. Аксинья, перестала бояться избиений мужа, она не обращала внимания на призрение односельчан, ведь в ее горячем сердце поселилась настоящая любовь.

Только вот, необъяснимый поступок Григория выбивает землю из-под ног девушки. Григорий берет в жены совершенно другую женщину. Астахова переживает настоящее горе и решает бороться за свое счастье. Она снова вместе с Гришей. Отец Мелехова прогоняет их из дому. Влюбленные живут и работают у помещика Листницкого. Но, и в этот момент нелегкая судьба выпадает на их плечи. Григорий уходит на службу, Аксинья теряет свою маленькою дочку, болезнь забирает у женщины второго ребенка. Астахова в отчаяние, она сама, без поддержки и помощи. Находясь в эмоциональном потрясении, Аксинья отдается в руки чужому мужчине.

Вернувшись со службы, Григорий не выдерживает измены и возвращается к своей нелюбимой супруге.

Главной героине ничего больше не осталось, как снова поселиться в доме своего мужа–тирана. Однако долгие дни и ночи она верит и ждет, что ее любимый вернется, заберет ее с собою. Так и случилось!

Ища пристанища и спокойного местечка после долгих гонений, Мелехов возвращается на родную землю, где снова встречается с любимой. Он завет Аксинью с собой, в чужие края, и девушка, не раздумывая, соглашается.

Но, не быть вместе родным душам! Погибает Астахова на руках Мелехова от вражеской пули. Это событие становится самым сложным, самым трагичным испытанием для сильного казака. Он в отчаяние! Война забрала у него всех родных и близких, давних друзей и единомышленников. Единственным утешением остался маленький сын, который и стал надеждой на будущее.

Отношения Григория и Аксиньи были самыми настоящими, крепкими, искренними и открытыми. Очень жаль, что герои так и не смогли ощутить простого человеческого счастья.

Все у Григория поначалу складывается гладко, даже его скандальная история любви к замужней женщине еще ни о чем не говорит, ничто не предвещает таких тяжких испытаний для их любви в будущем.

На первых порах у них все хорошо и как-то бездумно. Живет по соседству, по ту сторону плетня соблазнительно красивая замужняя женщина. Однажды утром ткнулся в их курень, дверь не заперта, увидел в темноте взбитую выше колен ее рубаху, воровато повел глазами, окликнул вдруг охрипшим голосом. И началось…

В истоках любви его, наверное,

Больше простого, обычного, откровенно мужского куража, что ли, чем чего-то глубокого, душевного, незаурядного. Грубо заигрывая с Аксиньей, он едва не потоптал ее конем, после грозы они вместе ловили рыбу, и вот на покосе случилось то, что должно было случиться. Тут пришел срок возвращаться Степану, вот, вроде, и любви конец. Григорий предлагает разом со всем покончить, у него все просто с женщинами, а для Аксиньи эта история оказалась намного сложнее, чем можно было ожидать от такой озорной казачки. Для нее в этой встрече ее судьба, ее надежда. Она поняла, что пришло, наконец, счастье, которым Аксинья обделена смолоду. Девочкой ее изнасиловали. Истязал нелюбимый, неласковый муж. Давила, угнетала черная однообразная работы. Чего она могла ждать от жизни? И вдруг в судьбе ее появился лихой красавец Григорий…

Аксинью больше всего будоражила сама скандальность их любви, возмутившая вмиг хуторскую нравственность. Аксинья ходила, не кутая лица платком; чернели глубокие ямы под глазами, припухшие, слегка вывернутые жадные губы ее беспокойно и вызывающе смеялись. Она исступленно ждала чего-то такого в своей жизни, поэтому так упрашивала его бросить все и уехать. А он в ответ: «Дура ты, Аксинья, дура! Гутаришь, и послухать нечего». Григорию еще не дано попять, что ему выпало на долю, от какой великой любви он отмахивается сейчас.

В Ягодном, куда Григорий уходит вместе с Аксиньей, они по-настоящему вместе: муж и жена, что бы о них там ни толковал хутор. И у них рождается дочь. Григорий и Аксинья оказались беглецами, нарушителями дедовских обычаев, противопоставили себя всему Татарскому. У них общая беда, но их возвеличивает любовь, возносит над обыденностью. Она теперь стала зрелее, надежнее. Григорий любит Аксинью, она ему нужна, как спасительный берег в океане. На протяжении всего романа получается так, что чем темнее жизненная дорога Григория, чем ему труднее, тем сильнее разгорается его любовь к Аксинье. Любовь у Григория с Аксиньей неизбывная, бесстрашная, иными словами, идущая босиком через пожарище, не ведающая никаких запретов.

Но есть в романе и еще одна любовь, Натальина, и ее контрастность по сравнению с чувством Аксиньи особенно резка. «Да и любила ль ты его когда-нибудь так, как я?» - горько спрашивает Наталья свою разлучницу незадолго перед смертью. Она-то, Наталья, любила Григория больше жизни, из-за него и погибла. И Григорий в конце концов начинает понимать силу этого чувства, хотя, кажется, Аксинья и заслонила собой всех других на свете. Григорий начинает понимать всю серьезность, глубину прошлых отношений с женой, теперь уже мертвой. После смерти Натальи, кажется, уже никакое горе не сможет его потрясти с такой силой…

Он не прочь был жить с ними обеими, любя каждую из них по-разному. И мы словно видели его с разных сторон, когда он бывал то с Аксиньей, то с Натальей. Григорий мучился сам и мучил этих двух женщин. Наталья смирилась, воспитывала двоих его детей, все понимала и все равно иногда укоряла его. А Аксинья знала, что Григорий ее любит, и не винила его в том, что он так мало сделал для того, чтобы эта любовь была счастливой, чтобы хоть как-то отплатить любимой за муки, принятые за него.

И он сам губит Аксинью, когда уже ничто не стоит между ними, ничто не мешает. Из-за него, из-за его метаний она погибла. Поздно Григорий понял, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, уже случилось. Он потерял самое дорогое в жизни - свою большую любовь, свою Аксинью.

«Любовь Мастера и Маргариты» - Рукопись романа, 1930 г. Библейский, 1 век н. э. В чём проявляется своеобразие композиции романа «Мастер и Маргарита»? Силы ада в романе. Нечистая сила учиняет в Москве немало безобразия. Князь тьмы и повелитель теней. Сатирическая. Воланд олицетворяет нормы христианской морали. Восшествие на Голгофу.

«Первая любовь» - Лучшего друга, врага или брата Греет ли ваша любовь? * * *. Лучшего друга, врага или брата Греет ли ваша любовь? 1. Почему в нашем сердце так часто Не бывает первой любви, Чтоб светила в сердцах так ясно Господа нежной любви. 2. Ждем мы первой любви от близких, Хотим, чтобы любили и нас, А сами совсем безразличны В трудный скорбный час.

«Куприн тема любви» - Урок по литературе " Тема любви в повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет". Аносов: «Любовь должна быть трагедией. Повесть поднимает проблемы, которые будут вечно волновать человечество. Почему рассказ называется «Гранатовый браслет»? Герои рассказа "Гранатовый браслет" о любви:

«Любовь человека» - Биохимия любви. Практика. Действие гормонов. Итоги опроса. Любовь – самая таинственная область человеческих отношений. Эффект воздействия- существенен. 4. Устойчивые отношения нежности и привязанности обеспечивают серотонин и окситоцин; 3. Снятие тревожности, ощущение полной безопасности и психологического комфорта.

«Любовь» - МЕНЬШЕ БУДЕТ ПРОБЛЕМ. Разделяйте интересы друг друга. Будь сдержанной и скромной. Роль внешности в любви. Учитесь мириться друг с другом. Раздражительность. Как пережить неразделённую любовь? Истеричность. Посмотри на огонь свечи. Как жить с тоской и болью? Не мсти!!! Несчастная любовь? Для людей. Да, красивая, а говорить не о чем…

«О любви» - Я люблю тебя, как жизни бьющий ключ. Я люблю тебя… Ты сидишь на скамейке. Я люблю тебя, как море и песок. Я люблю тебя, как поле из тюльпанов. Ни один человек … Любовь- это… Я люблю тебя, как снег, с дождем и градом. И даже если… Я люблю тебя мой милый, нежный, славный. Я люблю тебя, как каждую минутку.

Любовь в жизни Григория Мелехова

Каждому человеку практически ежедневно приходится преодолевать испытания верностью и предательством, совестью и бесчестием, справедливостью, трусостью, дружбой, ответственностью. Эти испытания, без сомнения, заставляют нас делать свой нравственный выбор. Одним из высших мерил человечности, нравственности является, конечно же, испытание любовью. В художественной литературе немало примеров, убедительно доказывающих мысль о том, что искренняя, честная, настоящая любовь – самая главная ценность в жизни. Как тут не вспомнить Евгения Базарова из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», Евгения Онегина и Татьяну Ларину из романа А.С.Пушкина, любимых героев Л.Н.Толстого?! Михаил Шолохов, автор романа «Тихий Дон», также испытывает любовью своего главного героя – Григория Мелехова.

Григорий Мелехов… Что значит для него любовь? Величайшее счастье или тяжкий крест? Какова его любовь – созидающая или разрушительная?

В начале романа перед нами молодой Григорий: «на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсинённые миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое». Внешность Григория выдаёт горячий, вспыльчивый характер. Горячо, по–настоящему полюбил он свою соседку Аксинью, красивую жену Степана Астахова. Нечаянные встречи у Дона пробудили в его душе глубокие чувства, поэтому он холодеет от страха, когда ему показалось, что Аксинья тонет, отчаянно бросается спасать её из холодной, чёрной глубины. После Троицы Мелеховы едут на покос и берут с собой Аксинью. И здесь «Аксинья неотступно была в его мыслях; полузакрыв глаза, мысленно целовал её, говорил ей откуда-то набредавшие на язык горячие и ласковые слова». Аксинья, вышедшая замуж за Степана не по любви, не смогла не отдаться своим чувствам. М.Шолохов, прибегая к яркому сравнению, говорит об этом так: «Не лазоревым алым цветом, а собачьей бесилой, дурнопьяном придорожным цветёт бабья любовь». Любовь к Григорию перерождает Аксинью, и ничто её не страшит: ни пересуды хуторских баб, ни мысли о муже. «За всю жизнь за горькую отлюблю!» - кричит он в гневе Пантелею Прокофьевичу, который пришёл её стыдить.

Аксинья бескорыстна, самоотверженна в любви, а Григорий начинает прислушиваться к мнению окружающих, подчиняется воле отца, он в какой-то степени равнодушен к судьбе Аксиньи, в определённые моменты в нём мужской эгоизм берёт верх над любовью. Аксинья спрашивает его о будущем, о том, как Степан отнесётся к их связи, а в ответ - «я почём знаю», «мне что его бояться, ты – жена, ты и боись». Аксинья готова идти за любимым хоть на край света, зовет его уйти из хутора на шахты. Но Григорий слишком привязан к дому, хозяйству, земле и поэтому наотрез отказывается: «Ну, куда я пойду от хозяйства?.. От земли я никуда не тронусь».

Первая любовь в жизни Григория стала его большой любовью на всю жизнь, а он, ещё молодой, неопытный, легкомысленный, не осознал сначала своего счастья. Может быть, поэтому герой с лёгкостью, не сопротивляясь, выполняет волю отца, надеется забыть Аксинью и женится на Наталье Коршуновой, которую также пленила казацкая удаль, работящий характер, внешняя красота Гришки.

Преданность, душевность, чистота Натальи не находят отклика в сердце Григория. Женитьба не остудила его чувств к Аксинье, он понимает: ничто не заставит его забыть Аксинью, разорвать их бесстыдную, преступную, по мнению окружающих, связь: «через три недели со страхом и озлоблением осознал в душе, что не вконец порвано с Аксиньей, осталось что-то, как заноза в сердце…».

Герой не хитрит, не обманывает, он прямо, открыто признаётся Наталье в том, что не любит её. Разговор происходит ночью в степи. Языком природы М.Шолохов передаёт душевные муки Натальи – одинокой, тоскующей, страдающей от равнодушия. Мы видим «недоступное звёздное займище», «тенистое призрачное покрывало плывущей … тучи», травы, которые пахнут «тоскливо, мертвенно».

Григорий в поисках счастья уходит из родного дома, покидает хутор вместе с Аксиньей. Отношения героев складываются очень сложно. Узнав о беременности Аксиньи, Григорий начинает сомневаться в своём отцовстве, а она замыкается в себе, они отдаляются друг от друга. Григорий вскоре уходит на войну. Холодность Григория, смерть дочери окончательно сломили Аксинью, и она, пытаясь избавиться от невыносимого одиночества, душевной боли, «невыплаканной тоски», решилась на греховную связь с Евгением Листницким. Так недоверие и равнодушие вновь становятся серьёзным испытанием любви Григория и Аксиньи. Герой возвращается к Наталье. Она становится матерью его детей, ласковой и самоотверженной. Рождение сына и дочери, казалось бы, привязывает Григория к дому, пробуждает в нем отцовские чувства, но проходит какое-то время, и он вновь уходит к Аксинье.

Душевные метания Григория подчёркивают его противоречивую, страстную натуру. Наталья видит, что Григорий искренне хочет вырвать чувство к Аксинье из своей души, но понемногу убеждается, что это невозможно. Аксинья отчаянно борется за любовь Григория, а Наталье приходится бороться не просто с этой роковой любовью, но ещё и с самой судьбой. Нельзя сказать, что Наталью Григорий не любит. Её невозможно не любить, ведь именно на таких женщинах, как она, держится дом, семья, весь мир. Наталья очень верная, преданная, и Григория она поражает «какой-то чистой внутренней красотой».

Роковой любовный треугольник разбивает сама жизнь. В конце романа мы видим Аксинью, уже не соперницу, не любовницу с колдовской властью своей красоты. Героиня молится за Григория, ласкает осиротевших его детей. Но война губит и Аксинью, и саму любовь: Григорий «мертвея от ужаса, понял, что всё кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, - уже случилось». Своими руками роет он ей могилу. Чувство страшного одиночества и полного безразличия к миру охватывает его «Он попрощался с нею, твердо веря в то, что расстаются они ненадолго…», - пишет М.Шолохов.

Любовь Григория – возвышенная и земная, светлая и печальная, радостная и трагическая. Для Аксиньи, Натальи и самого героя их чувства – это и величайшее счастье, и тяжкий крест, трагедия. Жизнь Григория, порой равнодушного и эгоистичного, иногда не способного простить, понять, была освещена страстной, бескорыстной, самозабвенной любовью Аксиньи и чистой, преданной любовью Натальи. Кто знает, может быть, этой любовью он сумеет окружить своего сына Мишатку: «Это было всё, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».

Рудских Анжелика, 11 класс А

Страница 2 из 2


«Григорий Мелехов ведь тоже не просто посредине и не между, хотя он там и бывает. Неустранимая линия его характера - искание правды, и не мечтательно, а в сражении за правду, в отстаивании ее - и вовсе не из неразборчивых средств. В каждом данном движении его жизни есть разное: приближение, и провалы, и совпадение, но только не уклонение (за исключением мгновений усталости). Григорий и формально не посредине: он или на одной стороне, или на другой, но всякий раз потому, что пробивается к этой центральной задаче».

П. В. Палиевский. Мировое значение М. Шолохова, 1972

Задание 3

Почему и догматически настроенные вожди пролетарской литературы (А. Фадеев), и догматически настроенные критики и литературоведы делили главного героя «Тихого Дона» Григория Мелехова на две категории: «наш» и «не наш»? Как - творчески - ответил М. Шолохов на эти требования? Можно ли сказать, что Григорий Мелехов, протестуя против обоюдной жестокости в гражданской войне, пытался найти некую «разорванную правду», которая целостно всегда жила в народе?

Любовь-страсть. Григорий и Аксинья

«Аксинья привязалась к мужу после рождения ребенка, но не было у нее к нему чувства, была горькая бабья жалость да привычка. Ребенок умер, не дожив до года. Старая развернулась жизнь. И когда Мелехов Гришка, заигрывая, стал Аксинье поперек пути, с ужасом увидела она, что ее тянет к черному ласковому парню. <...> Тепло и приятно ей было, когда черные Гришкины глаза ласкали ее тяжело и исступленно. На заре, просыпаясь доить коров, она улыбалась и, еще не сознавая отчего, вспоминала: „Нынче что-то есть радостное. Что же? Григорий... Гриша..." Пугало это новое, заполнявшее всю ее чувство, и в мыслях шла ощупью, осторожно, как через Дон по мартовскому ноздреватому льду».

«Тихий Дон»

«Не лазоревым алым цветом, а собачьей бессилой, дурно-пьяным придорожным цветет поздняя бабья любовь.
С лугового покоса переродилась Аксинья. Будто кто отметину сделал на ее лице, тавро выжег. Бабы при встрече с ней ехидно ощерялись, качали головами вслед, девки завидовали, а она гордо и высоко несла свою счастливую, но срамную голову».

«Тихий Дон»

«Срамную по тем понятиям и обычаям старого казачьего быта, по которым всегда объявлялась вне закона вот такая открытая любовь, бросающая всем и всему вызов. Но все-таки счастливую несмотря ни на что. Ни до этого у Аксиньи не было, ни потом уже не будет какой-нибудь другой любви. Потому что по всем задаткам своей натуры однолюбка она, и не вина ее, а беда, что Григорий встретился ей так поздно. Но раз поздно, то заодно и отлюбит она его за все горькое, что до этого выпало на ее долю. Ничего выше и дороже этой любви больше уже не будет у нее. Только она, первая и единственная, вплоть до смертного часа».

Анатолий Калинин. Время «Тихого Дона», 1978

«Отношение к женщине, к любви у Шолохова исполнено какой-то мужской душевной крепости, суровости, даже жестокости, а за всем этим - неизбывная юношеская непосредственность, доброе чувство, чистота, поэзия. Нужно было иметь свежее сердце, чтобы так незабываемо написать любовные сцены романа: любовь-страсть Григория и Аксиньи; любовь Натальи - несчастную, горькую любовь верной жены, бесконечно преданной своему мужу, отцу их малюток; любовь матери - Ильиничны - много страдавшей, мудрой, прожившей в вечных хлопотах, стерегущей своих птенцов, как курица-наседка.
Последние эпизоды романа рушит и возвышает трагедия. <...> Когда Григорий Мелехов почувствовал, что Аксинья умирает, он, „мертвея от ужаса, понял, что все кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, - уже случилось". Именно после того, как „схоронил он свою Аксинью при ярком утреннем свете", он, подняв голову, „увидел черный диск Солнца".
Все потеряно? Нет, жизнь продолжается. Григорий Мелехов держит на руках сына Мишутку».

Иван Жуков. Рука судьбы. Правда и ложь о Михаиле Шолохове и Александре Фадееве, 1994

Задание 4

Что поражает в трагической любви Григория и Аксиньи? Через какие испытания проходят оба героя? Проследите, как меняется сам характер Григория в зависимости от того, близок ли он с Аксиньей или в разлуке с ней, согревает его ее любовь или нет. Как вы полагаете, мог ли быть у этой любви счастливый конец?

Художественная специфика романа

Эпиграф к первой книге «Тихого Дона»

«Старинные казачьи песни, простые, образные, родниковой чистоты, хотя и с заметным налетом древности, задевают душу трепетной любовью к родной земле, родному краю. В них раздумья, эпическая широта. Проходных слов, заполняющих пустоту, нет совсем. Каждое слово имеет смысловую и эмоциональную нагрузку. Взволнованная интонация - вопросы, восклицания, обращение, символика, строгий смысловой и образный параллелизм, замедленный ритм, поэтическая лексика <...> - все это создает особую эмоциональность песни.
Песни естественно вписались в роман. И не только песни, а и сказки, заговоры, молитвы, причитания, сказы, приметы, поверья, живописные пословицы, поговорки, дразнилки, прозвища, прибаутки. Эпические картины степей Дона, событий войны, нелегких судеб вряд ли были бы столь волнующими и достоверными, психологически убедительными, если бы не было этой опоры в незамутненном источнике красивой и сильной народной поэзии».

Ф. Г. Бирюков. О подвиге народном. Жизнь и творчество
М. А. Шолохова, 1989

«Важно показать лирический образ природы как параллель духовной жизни героев романа (человеческая драма Аксиньи и картина истоптанного хлебного поля, горе Натальи и степная гроза, описание прекрасного, но уже тронутого смертным тленом ландыша и трагический финал жизни Аксиньи, потрясающая картина черного неба, ослепительно сияющего на нем черного диска Солнца и трагедия Григория Мелехова). Это, конечно, лишь один из подходов к роману, помогающий ученикам понять основные идеи писателя».

И. С. Збарский. Внеклассное чтение произведений М. Шолохова
в средней школе, 1986

«В том восприятии мира, которое свойственно Григорию Мелехову, а заодно и Шолохову, есть много общего с мировосприятием Есенина. <...>

так Есенин изображает закат. Не тот ли это самый „ласковый телок", с которым Шолохов сравнивает „рыжее потеплевшее солнце"?
„На сизом пологе неба доклевывал краснохвостый рассвет звездное просо" - это сравнение кажется строками Есенина, изложенными прозой. „Ставни дома наглухо стиснули голубые челюсти", - не потому ли Шолохов убрал эту фразу, что она, помимо всего прочего, очень живо напоминает про избу-старуху, которая „челюстью порога жует пахучий мякиш тишины"?
„Прислонясь к рыжему животу сосны", - не потому ли Шолохов внес поправку в эти слова, что они очень живо напоминали есенинские „древесные бедра ив" и „обнаженные груди берез"?
Кому, например, принадлежат слова „голубая пряжа июльских дней" - Шолохову или Есенину? Я уверен, что подавляющее большинство читателей проголосует за Есенина. Между тем эти слова принадлежат Шолохову и совсем не случайны для стилистики „Тихого Дона"».

Иван Жуков. Рука судьбы. Правда и ложь о Михаиле
Шолохове и Александре Фадееве, 1994

Задание 5

Какие художественные средства, идущие из устного народного творчества, выделяются исследователями в «Тихом Доне»? Где ищет Шолохов своих учителей и что означает возможная близость его стилистики поэзии Сергея Есенина? Можно ли, на ваш взгляд, утверждать, что в «Тихом Доне» - в новых формах - возрождается былинное начало, своего рода богатырский эпос? Прав ли литературовед П. В. Палиевский, утверждая, что Шолохов, «подобно Толстому, оставил нам эпос, так что теперь у нас, в русской литературе, их два, как и в древности: «Илиада» и «Одиссея». А если не забыть «Слово», то, наверное, и три»?