Поколение x y z связь времен. Поколение Y или Миллениалы – это кто? Почему за миллениалами будущее? Какие характерные особенности

Поколение «икс», поколение «игрек», поколение «зет» — эти выражения часто мелькают в статьях социологов и демографов, кадровиков и маркетологов. Что же означают эти буквы?

Впервые об особенностях возрастных различий заговорили в 1991 году два человека - исследователи из США Нейл Хоув и Уильям Штраус. Они создали теорию, которая основывалась на различиях в ценностях людей разных поколений. Эти различия были изучены, как и обуславливающие их причины, например, ситуация в экономике и политике, технологическое развитие общества и т.д. Некоторое время спустя теория стала применяться на практике, т.к. она оказалась очень эффективной в сфере бизнеса. Сегодня эту теорию применяют всё чаще.

Сейчас в России живут представители следующих поколений (в скобках указаны годы рождений):

  • Величайшее поколение (1900—1923).
  • Молчаливое поколение (1923—1943).
  • Поколение беби-бумеров (1943—1963).
  • Поколение Х («Икс») (1963—1984).
  • Поколение Y («Игрек») (1984—2000).
  • Поколение Z «Зэд» (c 2000).

Ученые отмечают, что границы рассчитываются с допущением плюс-минус 3 года, и для людей, находящихся на стыке поколений, зачастую характерны особенности и тех, и других.

Послевоенное поколение. Фото с сайта dochki2.tmc-it.net

Бэби-бумеры

К категории бэби-бумеров относятся люди, родившиеся в период с 1943 по 1963 годы. Наименование поколение получило из-за послевоенного всплеска рождаемости. События, оказавшие наибольшее влияние на формирование ценностей людей данного поколения - это, конечно, победа в Великой Отечественной войне, советская «оттепель», покорение космоса, единые стандарты обучения в школах и гарантированность медицинского обслуживания.

Они выросли в настоящей супердержаве. Эти люди — оптимисты, командные, коллективные люди. Лучший спорт для них — это футбол, хоккей. Лучший отдых — туризм. В других людях они очень уважают любознательность. Сейчас представители этого поколения, «бумеры», достаточно активны, ходят в фитнес-центры, бассейны, осваивают новые гаджеты и интернет, ездят по другим странам в качестве туристов.

В настоящее время большинство бэби-бумеров находятся на пенсии, хотя есть и те, кто ещё работает. Отличительной особенностью этой категории людей в России является крепкое здоровье и завидная выносливость.

Поколение X. Фото с сайта pikabu.ru

Поколение X

Поколение X - это люди, родившиеся с 1963 по 1983 годы. Поколение Х еще называют потерянным или неизвестным поколением. Они выросли на фоне холодной войны, дефицита, начала перестройки. Многие иксы выросли в неполной семье, а работающие родители позволили вести самостоятельную жизнь. Нередко это поколение называют « ». В политической жизни иксы мало активны из за своего индивидуализма, менее патриотичны, чем их отцы.

Их отличительными особенностями являются умение рассчитывать только на себя, альтернативное мышление, информированность о том, что происходит в мире, готовность выбирать и меняться. По большому счёту, люди этой возрастной категории являются одиночками, которые нацелены на упорный труд и достижение индивидуального успеха. Они двигаются по карьере на протяжении долгих лет, придерживаясь выбранного направления.

Поколение Y

«Осеннее» поколение Y, которое родилось с 1983 по 2003 годы, выросло на фоне глобальных потрясений: развал государства СССР, теракты, эпидемии. Но течение времени внесло новые символы - бурное развитие информационных технологий. Благодаря интернету и сотовой связи поколение игреков получило прозвище «поколения большого пальца», за свою способность набрать СМС пальцем одной руки.

Игреки могут легко общаться с незнакомыми людьми в сети, но в реальной жизни испытывают проблемы общения. В виртуальном мире игреки создают свой идеальный мир, где царят их правила и законы. Поэтому поколение отличается большой наивностью и незнанием реалий этого мира.

Игрекам не нравится начинать профессиональный рост с низших ступеней, они хотят получать награды и высокие гонорары прямо сейчас, просто за то, что они есть. В то же время они стремятся достигать профессионализма в нескольких областях сразу, стремятся к получению разносторонней информации, что является плюсом в современном мире.

Шутки поколения Y

Мы родились - распался СССР, пошли в школу - дефолт, поступили в универ - начался кризис, нашли сносную работу - конец света. Прямо поколение счастливчиков.

Поколение Z

Те, кто родился после 2003 года, относятся к поколению Z. Они видели восстановление мощи нашей страны, болели за наших спортсменов-победителей на олимпиадах и чемпионатах мира. В их школе стоят компьютеры, сделан ремонт, во дворах чисто, установлены новые детские площадки и спортивные комплексы.

Представители поколения Z активно используют планшеты, iPad, VR- и 3D-реальность. Зачастую термин «поколение Z» рассматривается в качестве синонима термина «цифровой человек». Поколение Z интересуется наукой и технологиями (например, предполагается, что многие представители поколения будут заниматься инженерно-техническими вопросами, биомедициной, робототехникой), а также искусством. Предполагается, что поколение будет экономным и будет вести здоровый образ жизни.

Шутки поколения Z

Когда я был ребенком, меня не взяли в падаваны, в 10 лет я не получил своего первого покемона, в 11 лет мне не пришло письмо из Хогвартса… Если к 33 годам дядя не подарит мне кольцо всевластия или в 50 лет в мою дверь не постучит волшебник, я перестану надеяться и пойду искать работу...

Поколение next

Если следовать теории Штраусса и Хоува, то поколение, которое придет на смену нулевым (представители этого поколения начнут рождаться в 2023-24 годах), будет поколением Художников, «новым молчаливым поколением». Мы не можем точно предсказать, каким оно будет, но можем вспомнить, каким было предыдущее. Вот что шестьдесят лет назад писала Times: «В ожидании указующего перста судьбы современная молодежь работает не покладая рук и не ропща. Самый удивительный факт в этом молодом поколении - это их молчание. За очень редким исключением, вы не увидите их на трибунах… Они не пишут манифестов, не произносят речей и не ходят с транспарантами».

Точно так же, как и для молчаливых ХХ века, для «новых» основными ценностями будут ценности коллективные (социальные сети будут играть важную роль в их жизни); они, вероятно, будут много работать, а в свободное время уходить в виртуальные миры, только не книг (как 100 лет назад), а компьютерных игр.

Поколение X, поколение Y, поколение Z - эти фразы часто мелькают на HR-конференциях и в специальных статьях. Кто же эти господа? Почему их нужно знать в лицо? Чем их можно привлечь в свою компанию? По мнению экспертов рынка труда, теория поколений - не модное увлечение, а расширение возможностей привлечения и управления персоналом.

Скажи мне, когда ты родился...

Описать особенности и различия разных поколений в 1991 году решили два американских исследователя: Уильям Штраус и Нейл Хоув. Созданная ими теория была основана на том, что ценностные ориентиры разных поколений существенно различаются. Штраус и Хоув изучили эти различия, а также причины, породившие их (политическая и социальная обстановка, уровень технического развития, знаковые события своего времени). Это научное достижение вскоре нашло сферу практического применения: оказалось, что теорию поколений очень полезно использовать в бизнес-структурах, и теперь на нее ориентируются современные эйчары. «Глубинные ценности поколений являются важным ориентиром для специалистов в области управления персоналом», - утверждает Михаил Семкин, советник генерального директора, холдинг «Империя Кадров». Эту мысль продолжает Софья Павлова, менеджер по развитию бизнеса рекрутинговой компании «Бигл»: «Действительно, профессионалы разных поколений обладают своими особенностями. Работая в рекрутинговой компании, можно выявить много различий между поколениями». Но каковы же эти различия?

Бэби-бумеры. По словам Михаила Семкина, основные ценности поколения бэби-бумеров (родившихся в 1943-1963 гг.) - заинтересованность в личностном росте, коллективизм, командный дух. Личностный рост такие сотрудники понимают как растущее умение достигать результата вместе, командой. Сейчас почти все бэби-бумеры достигли пенсионного возраста. Несмотря на это, многие из них еще работают. Особенность большинства российских бэби-бумеров - завидное здоровье и выносливость.

X. «Поколению Х (с 1963 по 1983 гг.) присущи: готовность к изменениям, возможность выбора, глобальная информированность, неформальность взглядов, надежда на себя», - говорит Михаил Семкин. Это поколение сотрудников можно назвать «поколением одиночек», нацеленных на упорную работу и индивидуальный успех.

Об этих же особенностях «иксов» говорит и Софья Павлова: «Это люди, привыкшие строить свою карьеру постепенно, на протяжении всей жизни и двигаться в одном направлении. Известно много примеров, когда ”Х” работают по 30-40 лет на одном и том же заводе, предприятии или госучреждении, где они годами накапливают опыт, начав свой профессиональный путь с самых низких ступеней. Как правило - сразу после институтской скамьи, где они получили профильное образование».

Y. У поколения Y (с 1983 по 2003 гг.) - свое понимание успеха и целеустремленности. «”Игреки” зачастую не готовы начинать свой путь с самых низов и медленно расти вверх, годами ожидая продвижения по службе и увеличения вознаграждения», - утверждает Софья Павлова. Именно «ориентированность на немедленное вознаграждение» считает главным недостатком сотрудников «игреков» Михаил Семкин.

Впрочем, у молодых работников есть оправдание. «На долю ”Y” приходится невероятный поток информации и очень неустойчивая внешняя профессиональная среда, ”Y” не может позволить себе быть специалистом в определенной очень узкой области и работать в ней всю свою жизнь», - говорит Софья Павлова. По словам Михаила Семкина, поколение Y - главная надежда и опора современных компаний». Почему? «Этому поколению присущи беспрецедентный уровень технической грамотности, увеличение объемов работы, выполняемой на дому, стремление к новым знаниям», - продолжает эксперт.

Как утверждает Михаил Семкин, эти люди станут основной рабочей силой на рынке труда уже через десять лет. Впрочем, привлекательность «игреков» для современных работодателей объясняется не только высокой технической грамотностью. Согласно наблюдениям Софьи Павловой, не так часто сейчас можно встретить человека данного поколения, который работает по профессии - чаще они предпочитают работать в тех сферах, где высокий заработок возможен здесь и сейчас, и для него не требуются годы кропотливого труда». В настоящее время, когда компаниям требуется множество сотрудников сферы обслуживания и менеджеров среднего звена, поколение Y может чувствовать себя на рынке труда вполне уверенно.

Z. Поколение Z еще слишком мало для того, чтобы можно было сказать что-либо об их профессиональных особенностях. «Пока трудно сказать, какие именно ценности передаст своим последователям поколение Y, так как время ускоряется, и технологии меняются с большой скоростью», - соглашается Михаил Семкин. Тем не менее в одной из наших предыдущих статей высказаны интересные соображения на этот счет.

Сезон охоты

Зачем все это специалистам по работе с персоналом? Но если задать вопрос немного по-другому: «Зачем это нужно специалисту по человеческим ресурсам?», все встанет на свои места. «Изначально термин Human Resources говорит о том, что на первом месте стоит человек», - подчеркивает Софья Павлова. Фокус внимания в бизнесе смещается в сторону человеческого потенциала. Именно он, а не материальные активы, становится главным богатством компании.

Кроме того, кадровый рынок входит в период активной борьбы за каждого соискателя. Чтобы выиграть ее, нужно предлагать лучшие условия талантливым сотрудникам из каждого поколения. Нельзя мерить все поколения по одной мерке - слишком разные у них представления о «работе мечты». «Теория поколений очень важна для понимания движущих факторов и мотивации работников», - утверждает Михаил Семкин.

Что «иксу» хорошо, то «игреку»...

Что же такое «лучшие условия» в понимании сотрудников разных возрастов?

Бэби-бумеры. Это поколение, как замечает Михаил Семкин, является наиболее стабильным по своим запросам и сильно ориентировано на устойчивость. Если создать бэби-бумерам стабильные условия, «зарядить» их на достижение результата можно и с помощью нематериальной мотивации.

X. «Основная мотивация для ”X” - это быть неотъемлемой частью корпоративной культуры, уверенность в завтрашнем дне и четкая организационная структура», - утверждает Софья Павлова. По мнению Михаила Семкина, одним из работающих мотиваторов для представителей данного поколения является возможность учиться в течение всей жизни. Что касается материальной мотивации, то, как говорит Софья Павлова, X предпочитают фиксированные оклады. Слишком большая переменная часть зарплаты их нервирует.

Y. «Игреков» иногда называют также «сетевым поколением». Неудивительно, что их легче всего завербовать через Всемирную паутину, в особенности - через социальные сети. «Основная мотивация для ”Y” - финансовое вознаграждение, отсутствие бюрократии, технологичность (например, оснащение офисов высокотехничным оборудованием)», - говорит Софья Павлова. С этим полностью согласен Михаил Семкин: «Если в компании не внедряются новые технологии, нет деятельности по оптимизации и автоматизации бизнес-процессов, это может отпугнуть перспективных сотрудников поколения Y».

Кроме того, «игреков» привлекают компании, в которых мало ограничений и запретов. Поколение Y ценит непринужденную атмосферу и свободный стиль общения, не любит придерживаться дресс-кода и ходить по струнке. Еще один действенный прием мотивации для поколения, выросшего на компьютерных играх - «маскировка» рабочей рутины эстетикой игры.

Пренебрегать не стоит

Можно, конечно, отмахнуться от теории поколений как от очередной выдумки теоретиков. Но компании, которые отмахиваются от большинства трендов, считая их причудами, тормозят свое развитие (как, впрочем, и те, кто принимает их бездумно и без тщательной проработки). «Специальный подход к представителям разных поколений, безусловно, необходим, - утверждает Софья Павлова. - Как говорится, ”на каждый товар свой купец”, и там, где необходим ”X”, ”Y” его не заменит. Идеально, когда происходит симбиоз: ”X” берут шефство над ”Y”, при этом прислушиваясь к молодому поколению и перенимая от них новое».

Чем может обернуться пренебрежение различиями поколений? «Негативные последствия могут быть всегда, чаще всего это связано с тем, что компания получает ”не своего” кандидата, - продолжает эксперт. - В гонке за быстрым результатом консультанты могут ”подгонять” человека под позицию, что влечет за собой скорое разочарование и новоиспеченного работника, и компании, и самого же консультанта, которому необходимо будет подбирать замену».

«Принимая во внимание различия между поколениями, психологический портрет кандидата и глубокое знание компании-заказчика, консультант затратит больше времени на поиск, - продолжает Софья Павлова. - Но в результате помимо финансового вознаграждения получит также результат в виде благодарных ему людей».

Также теория поколений помогает не только подбирать персонал для компании, но и консультировать самих сотрудников и соискателей. Вот как это видит Софья Павлова: «Рынок диктует свое, и в настоящее время ”Y” легче найти работу своей мечты, так как они гораздо более адаптируемы, ”X” же может понадобиться на это больше времени. Здесь основная задача рекрутера - обозначить кандидату его важность и индивидуальность, чтобы в случае отказа человек понимал, что дело может быть и не в нем, а в совокупности факторов и текущих условиях рынка. Ведь благодаря профессионализму рекрутера, кандидат может обратить свое внимание на другие направления, где, возможно, до этого он себя не видел».

Помимо этого, по словам эксперта, если условия диктует кандидат, то рекрутеру полезно разбираться в особенностях поколений и факторах мотивации каждого, чтобы легче ”продавать” им компанию и вакансию.

Кроме того, применение теории поколений помогает выстроить корпоративную культуру компании. Последняя наиболее эффективна тогда, когда опирается на ценности работников того поколения, представителей которого в компании большинство. При этом, разумеется, не стоит игнорировать интересы остальных сотрудников.

Андрей Павлюченко - эксперт Rabota.ru

Поколение Y или Миллениалы – это кто? Понятие «миллениалы» ввели американские авторы Нил Хоув и Уильям Штраус в серии своих популярных книг, включая книгу «Восхождение поколения Миллениума: следующее Великое поколение» (2000).

«Миллениал» происходит от английского слова «миллениум» (1000 лет) и обозначает поколение людей, родившихся с 1980 по 2000 гг. и встретивших миллениум (новое тысячелетие) в юности. Миллениалы или Поколение Y или Поколение ЯЯЯ или Поколение MeMeMe характеризуется огромным влиянием цифровых технологий.

2. Особенности миллениалов.

Итак, главная особенность миллениалов — это подверженность с детства большому влиянию новых цифровых технологий.

Их детство и юношество совпали с периодом перехода человечества от индустриальной к постиндустриальной, цифровой эпохе , со стремительным развитием новых технологий и их доступностью. Получив доступ к различной технике и цифровым технологиям с самого детства, в юности они становятся их продвинутыми пользователями.

Они используют все известные гаждеты (планшеты, ноутбуки, смартфоны и множество других). Все они постоянно (24 часа в сутки) находятся в сети онлайн. Они не мыслят себя без селфи, соц сетей и общения по сети.

Это повлияло на появление таких особенностей у людей поколения Y:

  • ограничение живого общения (реальное общение заменяется виртуальным);
  • сильная зависимость от интернета и гаджетов;
  • серьёзная зависимость от лайков (появляется стремление сделать видимость своей жизни в профилях в соц сетях интереснее, значимее, чем у других);
  • фантомные ощущения (например, может казаться, что пришло новое смс);
  • нарциссизм – выражается в ОЧЕНЬ частой публикации селфи, новостей о себе в соц. сетях;
  • нежелание взрослеть (поколение Питера Пэна).

Узнаёте себя? Многие в той или иной мере подвержены сейчас этим проблемам , но они ничто в сравнении с преимуществами, которыми обладают люди поколения Y и Миллениалы!

3. Почему за миллениалами будущее?

Весь секрет в их замечательных качествах:

  • Легкая обучаемость, лёгкая смена деятельности, профессии, места работы, места жизни.
  • Толерантное отношение к людям разных национальностей, рас, религий.
  • Высокая самооценка, что позволяет достичь своей мечты, заниматься любимым делом.
  • Планирование и постановка глобальных жизненных целей.
  • Организаторские и предпринимательские способности.
  • Готовность к сотрудничеству.
  • Активная жизненная позиция.

Миллениал — это гражданин мира!

Миллениалы не следуют старым стереотипам. Например, прошлое поколение считало, что успешность можно оценить владением собственных жилья и авто.

4. Отношение к работе.

Люди поколения миллениалов не стремятся к высоким постам .

Для них важнее:

  • Материальное вознаграждение и удовольствие от работы;
  • Самостоятельный выбор графика рабочего времени;
  • Возможность работать в команде единомышленников и быть услышанным ими;
  • Коммуникации и интеграция.

Часто предпочитаю работе на службе создание своего бизнеса или работу фрилансера .

5. Роль миллениалов в экономике.

Маркетологи выделяют людей поколения ЯЯЯ (поколения Y или Миллениалов) в отдельную, очень важную целевую аудиторию. Статистика говорит о том, что они имеют высокую покупательскую активность и особенно часто делают покупки онлайн. Миллениалы долго не выбирают и совершают покупки через интернет-магазины легко, ведь это удобно! Поэтому все компании, занимающиеся продажами товаров и услуг, заинтересованы в том, чтобы прислушиваться к их мнению.

Резюме.

Теперь Вы знаете, кто это миллениалы. Они прекрасно адаптируются к условиям современной жизни, могут легко справляться с огромным потоком информации. Правда, у них есть одно слабое место, они часто не желают взрослеть, хотят оставаться Питером Пэном, не хотят брать на себя ответственность (миллениалов также называют поколением Питера Пэна).

Но, в какой-то момент, их целеустремлённость, самоуверенность, высокая самооценка неизбежно помогают им попрощаться со страной своих фантазий. Ведь каждый миллениал мечтает доказать, и в первую очередь себе, что он может достичь своей цели и мечты.

Пока-пока! Желаю всем радоваться жизни, любить и мечтать!

Напоследок посмотрите это замечательное видео с описанием 10 новых удивительных изобретений:

Люди, имеющие то или иное отношение к подбору кадров, всё чаще сегодня могут слышать о неких поколениях X, Y и Z. Но что это значит? Что это за люди и почему их нужно привлекать к сотрудничеству? Согласно мнению HR-специалистов, молодая теория поколений открывает широкие границы для привлечения персонала и управления им.

Вопрос даты рождения

Впервые об особенностях возрастных различий заговорили в 1991 году два человека – исследователи из США Нейл Хоув и Уильям Штраус. Они создали теорию, которая основывалась на различиях в ценностях людей разных поколений. Эти различия были изучены, как и обуславливающие их причины, например, ситуация в экономике и политике, технологическое развитие общества и т.д. Некоторое время спустя теория стала применяться на практике, т.к. она оказалась очень эффективной в сфере бизнеса. Сегодня эту теорию применяют всё чаще.

Возрастная теория включает в себя три основных составляющих (поколения X, Y и Z) и одну дополнительную (бэби-бумеры). Рассмотрим их подробнее.

Бэби-бумеры

К категории бэби-бумеров относятся люди, родившиеся в период с 1943 по 1963 годы. Как правило, они , коллективном труде и командной игре. Саморазвитие понимается ими как возрастающая способность к достижению коллективных целей.

В настоящее время большинство бэби-бумеров находятся на пенсии, хотя есть и те, кто ещё работает. Отличительной особенностью этой категории людей в России является и завидная выносливость.

Поколение X

Поколение X – это люди, родившиеся с 1963 по 1983 годы. Их отличительными особенностями являются такие черты как умение рассчитывать только на себя, альтернативное мышление, информированность о том, что происходит в мире, готовность выбирать и меняться. По большому счёту, люди этой возрастной категории являются одиночками, которые нацелены на упорный труд и достижение индивидуального успеха. Они двигаются по карьере на протяжении долгих лет, придерживаясь одного направления

Поколение Y

Люди поколения Y – это люди, которые родились с 1983 по 2003 годы. Их понимание целеустремлённости и успешности отличается: в большинстве случаев им не нравится начинать профессиональный рост с низших ступеней, рассчитывая на то, что через несколько лет их повысят. Основной их ориентир – это немедленный рост. Это же считается и их недостатком.

Однако этот недостаток можно частично оправдать стремлением к максимальной информированности и профессионализму в нескольких областях сразу, т.к. для этих людей непозволительно быть специалистами в чём-либо одном. Поколение Y является надеждой современного бизнеса, т.к. ему свойственны высочайшая техническая грамотность, желание работать внеурочно и тяга к знаниям.

Здесь же можно дополнить, что, по словам некоторых специалистов, например, исполнительного директора Некоммерческого партнёрства «Эксперты рынка труда» Михаила Семкина и специалиста по работе с персоналом ОАО «МДМ Банк» Ольги Павловой, уже в ближайшее десятилетие поколение Y станет главной рабочей силой.

Поколение Z

Те же, кто родился после 2003 года, относятся к поколению Z. Этих людей пока что рано оценивать с точки зрения профессионализма, учитывая их возраст. И сказать о том, какие ценности будут превалировать в их сознании, не представляется возможным в данное время.

Но для чего нужна вся эта информация?

«Кадровая охота»

Если подходить к вопросу «охоты» на сотрудников правильно, то он предполагает ответ на то, зачем о поколениях XYZ требуется знать специалистам по человеческим ресурсам, ведь HR дословно звучит как «Human Resources», что означает «Человеческие Ресурсы», а это значит, что человек занимает здесь главенствующую роль.

Внимание современных HR-специалистов всё больше акцентируется на человеческих возможностях. И именно потенциал сотрудников, а не материальная база компаний и корпораций становится их главным богатством.

Помимо этого, на рынке кадров наблюдается всё более ожесточающаяся борьба за соискателей, и для того чтобы выйти из неё победителем, необходимо предоставлять талантливым представителям каждого из поколений только самые лучшие условия. Плюс к этому, оценивать этих людей по одинаковой шкале крайне недопустимо, ведь у них могут быть диаметрально противоположные представления о «работе своей жизни». И сотрудников может быть понята наилучшим образом только с позиции теории о поколениях XYZ.

Какие условия приемлемы для каждого из поколений?

Работая с персоналом, необходимо понимать, что у людей разных поколений будут разные потребности.

Бэби-бумеры, как поколение со стабильными запросами, является ориентированным, главным образом, на устойчивость. Именно стабильные условия имеют здесь решающее значение, и замотивировать этих людей на можно, даже не прибегая к использованию материальных выгод.

Основной мотивацией для поколения X служит , желание быть уверенным в будущем и чёткое знание всех деталей своей работы. В дополнение к этому, в качестве мотивации рекомендуется использовать предоставление возможности постоянно находиться в процессе обучения и личностного роста. Если же говорить о финансовой стороне вопроса, то для людей, которые относятся к поколению X, наиболее интересен фиксированный оклад, а система коммерческого стимулирования вызывает у них не очень положительные эмоции.

Учитывая то, что поколение Y нередко именуют «сетевым поколением», заниматься их привлечением очень успешно можно и посредством Интернета, в частности, посредством социальных сетей. Для поколения Y базовой мотивацией служит денежное вознаграждение, отсутствие бюрократических «заморочек» и технологическая составляющая, к примеру, наличие на рабочем месте высокотехнологичного оборудования. В том же случае, если в организации не внедряются новые технологии и процесс работы не оптимизируется, то это может отрицательно сказаться на интересе соискателей к данной компании и деятельности в ней.

Помимо прочего, поколение Y предпочитает те организации, в которых наименьшее количество запретов и ограничений. Здесь важна непринуждённая атмосфера, свободный стиль в общении с коллегами, возможность одеваться в привычной манере и т.п. А ещё лучше будет, если рабочая обыденность будет чем-то напоминать игру, ведь это поколение взращено на компьютерных играх.

Что ещё важно учитывать?

Каждый волен придерживаться своего мнения, и многие могут счесть теорию поколений XYZ обычной «сказкой», не достойной внимания. Однако любая компания, которая не ориентируется на современные тренды (как и любая компания, которая слепо берёт всё на веру) затормаживает своё развитие. Согласно мнению упомянутой выше Ольги Павловой, HR-специалисты непременно должны учитывать интересы и особенности поколений бэби-бумеров, X, Y и Z. Если в какой-то компании необходим человек из поколения Y, то X или бэби-бумер его никогда не заменит. Идеальной считается ситуация, в которой человек-X руководит человеком-Y, обращая при этом внимание на его точку зрения и .

Если же не уделить теории различия поколений должного внимания, будет велика вероятность отрицательных последствий для компании, т.к. практика показывает, что очень часто на вакантную должность принимается совершенно неподходящий человек. Стремясь к быстрому результату, сотрудники кадровой службы могут «подгонять» соискателя под шаблон, что впоследствии служит причиной разочарований и компании, и работника, и человека, одобрившего его кандидатуру, и придётся искать нового человека.

Бесспорно, руководствуясь принципами теории поколения XYZ, компания может потратить значительно больше времени на его оценку, составление и анализ личностных и профессиональных характеристик и т.д., но результат стоит того, ведь компания получает не только возможность реализации стратегических планов, но и довольного и благодарного сотрудника.

Теорию возрастных различий можно использовать ещё и в целях консультирования уже работающего персонала, а также соискателей. Если специалист по подбору персонала сможет правильно донести до соискателя информацию, в случае отказа соискатель будет понимать, что причиной тому могут быть не его личные показатели, а совокупность особенностей рынка труда и специфики компании. К тому же, знания о теории поколений помогут и самому человеку, находящемуся в поиске работы, скорректировать свои действия и начать двигаться в новом русле, если в прежнем не получалось.

А что касается корпоративной культуры, то теория поколения XYZ помогает выстроить её должным образом, ведь ориентируясь на особенности различия поколений, можно сделать уклон на те ценности, которые важны для представителей преобладающего в компании поколения. Но и интересы остальных, конечно же, всегда должны учитываться.

В своей работе кадровики должны ориентироваться и на традиционные методы подбора персонала, и на новые веяния и тренды в этой области, ведь успех компании зависит от применения самых эффективных стратегий, а таковые можно найти в любом периоде времени – и в прошлом, и в настоящем.

Впервые термин «поколение Y» появился в западной социологии, где очень популярна теория поколений. Согласно этой гипотезе, разработанной американцами Нейлом Хоувом и Уильямом Штраусом в 1991 году, всю историю человечества можно поделить на несколько регулярно повторяющихся циклов. Они соответствуют периоду длиной около 20 лет.

Истоки термина

Новое поколение Миллениум (в переводе с английского - «тысячелетие»), или Y, - это люди, рожденные в 1981-2000 гг. Данная градация может колебаться в зависимости от того, о какой стране и о каком обществе идет речь. Западные социологи примеряют эту модель в первую очередь на США. Есть свое поколение Миллениум и в России. Его границы определяют приблизительно в рамках 1985-2000 гг.

Подробно о феномене «игреков» Хоув и Штраус написали в своей книге «Восхождение поколения Миллениума: следующее великое поколение». Она была издана в 2000 году. На тот момент старшие представители этого как раз отпраздновали совершеннолетие и оканчивали школу. Авторы предсказали, что в ближайшие годы новая молодежь должна была кардинально поменять понятие молодости.

Дети новой эпохи

Появление поколения Y связывают с несколькими причинами. Основная из них - это в начале 1980-х гг., когда в США резко поднялся уровень рождаемости. Его также называют «эхо-бум», из-за чего представители данного поколения также известны как «эхо-бумеры».

Демографические колебания периодически происходили на протяжении всей истории человечества. Поэтому куда более важной чертой людей Миллениума стало их воспитание во время зарождения и бурного развития современных средств коммуникации. Речь идет об электронной почте, мобильных телефонах, SMS, Интернете, социальных сетях. Все эти атрибуты современной жизни сегодня уже кажутся обыденностью, однако всего двадцать лет назад все они пребывали в зачаточном состоянии и были доступны далеко не всем даже в США.

Поколению Y повезло первым стать обладателем новых технологий, с помощью которых можно свободно общаться с человеком на другом краю света. Все современные институты: государства, нации, города, семьи, церковь, корпорации и т. д. - вынуждены постоянно меняться и приспосабливаться к новым условиям. У молодежи этот навык переиначиваться и привыкать к переменам возведен в абсолют. Поколение Y уже в молодости получило уникальный опыт, которого не было у предыдущих поколений.

Умение обращаться с информацией

Сегодня каждый может без каких-либо преград опубликовать свои работы и выразить свои взгляды. Есть в этой особенности современной эпохи и минус. Поток информации стал настолько большим, что уже стоит немалых усилий фильтровать его. В то же время то, что мы знаем сегодня, уже завтра может стать безнадежно устаревшим. Технологии и проекты, которые еще вчера казались выдумкой фантастов, успели стать реальностью. Этот темп перемен продолжает набирать обороты. В мире, где ничто не постоянно, по-настоящему важной становится только самая быстрая реакция. Чем старше человек, тем сложнее ему принять подобные принципы существования в информационную эпоху. А вот люди нового поколения эти правила уяснили с самого раннего возраста и могут без особых проблем ориентироваться в современном мире.

Почему молодежь без труда живет в подобных условиях? Потому что она и не знала, что может быть иначе. Постоянная изменчивость всегда была средой их существования, а нарастающая глобализация позволяет ощущать себя гражданами мира, тогда как в старшем поколении она вызывает чувство непривычности и кое-где даже неприятия. Рожденные в середине XX века не без усилий пытаются угнаться за ускоряющимся технологическим бумом, в то время как молодежь воспринимает происходящее как должное.

С помощью Интернета молодые люди могут быстро и просто подчеркнуть свою индивидуальность. Они имеют привычку поглощать все растущий поток пищи для своего ума: тексты, картинки, звуки - сегодня нет отбоя от форматов информации. Количество поводов узнать что-то новое также растет. Это могут быть учеба, самообразование, новости, развлечения, здоровье, планирование жизни, быт, поиски духовных основ и т. д. Если их родителям приходилось идти в библиотеку и тратить несколько дней, чтобы найти нужную книгу, то эта молодежь может найти нужный ей источник информации за считаные минуты. Сам собой растет предел знаний, которые может впитать в себя один человек. Это происходит естественным путем. Люди поколения Y могут представлять собой самое неожиданное смешение взглядов, теорий и идей.

Привычка к переменам

В современном мире авторитеты и власть имущие могут меняться буквально на глазах. Но даже такие перемены не пугают поколение Y. Оно привыкло к героям одного дня и считает подобное положение дел нормой. Даже бурный информационный поток не смущает молодежь. Если старшее поколение теряется в нем, то представители поколения Миллениума умеют схватывать налету повестку дня и чувствовать себя экспертами во всех вопросах.

Исследователи отмечают, что новая молодежь выросла в условиях всеобщего внимания, когда детям прививали привычку быть уверенными в себе. Возможно, в этой закономерности кроется причина того спокойствия, с которым поколение Y смотрит в неизвестное будущее. Оно не задавлено обстановкой тотального контроля, в котором росли предыдущие дети X.

Интересы и приоритеты

По оценкам ООН, сегодня поколение Миллениум составляет около четверти всего населения Земли (1,8 миллиарда человек). Сейчас этим людям от 18 до 35 лет. Исследователи отмечают, что не интересуется религией - как минимум треть молодого населения причисляет себя к атеизму. Еще половина «игреков» равнодушна к политике, не поддерживает какую-либо партию и не ходит на выборы. Кроме того, эта молодежь не желает связывать свою жизнь с одной и той же работой.

Согласно социологическим опросам, две трети американских студентов хотят быть миллионерами. Из-за этого и по многим другим причинам поколение «некст» обвиняют в капризности и нарциссизме. Желание заработать у молодежи действительно велико. По той же американской статистике, 47% хотят выйти на пенсию раньше шестидесяти лет за счет своего собственного состояния, а примерно 30% считают, что станут миллионерами еще до сорока. Все эти черты поколения Y справедливы не только по отношению к США. Плоды капитализма заметны и в Европе, и в России, и в других развитых странах - Японии, Корее, Канаде и т. д.

Образование

Молодые и активные представители поколения Y принадлежат к самой расово разнообразной прослойке мирового сообщества. Есть и другие принципиальные особенности. Они заметно отличают поколение «некст» от предыдущих поколений - X (с возрастом 35-49 лет) и беби-бумеров (с возрастом 50-70 лет). Образование для современной молодежи приоритетнее создания семьи. Так, лишь четверть американцев в возрасте 18-32 лет уже успели связать себя узами брака. При этом динамика такова, что доля женатых продолжает последовательно падать.

Откладывание создания семьи чаще всего связывают с желанием научиться жить и обеспечивать себя самостоятельно. Вне зависимости от причин можно с уверенностью констатировать, что вступление во взрослую жизнь для современной молодежи гораздо сложнее, чем для их старших родственников. При всем при этом поколение «игрек» столкнулось с серьезной проблемой в трудоустройстве. 25% французской молодежи живут без работы, в Италии этот показатель равен 40%, в Греции и Испании - почти 50%, в России - 23%. Многие зарабатывают неофициально.

Отношение к труду

Что означает поколение Миллениума для работодателей? Этому вопросу посвящено немало исследований. Современная молодежь по большей части хочет всего и сразу, она не желает мириться с неинтересной, рутинной работой и не хочет отрывать ее от собственной творческой самореализации. Все характеристики поколения Y говорят о том, что оно идеалистично и даже по-детски инфантильно. Это означает, что молодые люди не в восторге от того, что сегодня нужно терпеть лишения, чтобы все было хорошо в неизвестном будущем.

«Игреки» мало заботятся о формальной составляющей своей работы (звании и должности). Гораздо больше их интересует физический и душевный комфорт. Согласно их идеалу, работа должна нравиться и вызывать чувство собственного роста и развития. Отсутствие личностного движения сильно беспокоит тех, кого относят к поколению Миллениума. Необходимость в физическом комфорте выражается в потребности тратить деньги, путешествовать и достойно жить. «Игреков» можно назвать идеалистами прошлой эпохи с потребностями щедрого XXI столетия.

Попадая на новое место работы, новая молодежь не ищет способа приспособиться к ней, она, наоборот, приспосабливает работу «под себя». Все чаще юные сотрудники отказываются верить, что корпорация выручит их в сложной ситуации и поэтому не готовы идти на большие жертвы ради очередной вакансии. Современная карьера молодого человека - это совокупность множества мелких сделок с разными работодателями, где все стороны получают друг от друга то, что хотят. Такие профессиональные взаимоотношения строятся исключительно на принципе взаимной выгоды. Поколение Y чаще выражает несогласие с решениями начальства, чем более инертное предыдущее поколение X. Молодежь стремится игнорировать привычную иерархию власти в корпорациях. В то же время она с гораздо большим уважением относится к достойным и комфортным условиям труда.

Позитивное поколение

При всей избалованности и индивидуализме поколения «игрек» его представители могут легко перестраиваться при попадании в совершенно новые, незнакомые условия. Исследователи отмечают, что у современной молодежи много общего с молодежью начала XX столетия, когда Европа переживала свой «великолепный век» и техногенную революцию, при этом не знала ужасов мировых войн.

В то же время у «игреков» есть заметный разрыв со своими родителями, дедушками и бабушками. Особенно эта пропасть заметна в нашей стране. Поколение Миллениум в России не знает и не помнит турбулентности 1980-х и 1990-х, когда Советский Союз, а затем РФ оказались в тяжелой политической, экономической и социальной ситуации. Отсюда и пришедший с опытом цинизм старших, и вера в светлое будущее молодых.

Эгоисты или индивидуалисты?

В России часто осуждают тот эгоцентризм, которым отличается современная молодежь. Миллениум - поколение, ставшее зеркальным ответом предыдущему поколению, выросшему в Советском Союзе и сильно зависившему от того, что о нем думало окружающее общество. Некоторые социологи предлагают считать «игреков» не эгоистами, а скорее самоориентированными. Несколько предыдущих поколений прожило в рамках официальной идеологии, когда реализовать свой собственный проект, осуждаемый социумом, было крайне сложно. Люди, отбивавшиеся от «генеральной линии», становились маргиналами. Сегодня, когда подобных жестких рамок больше не существует, молодежь имеет больший простор для самореализации.

Новая капиталистическая экономика вместе с культурой потребления закономерно воспитывает тягу ко всему индивидуальному. Как следствие - представители поколения Y гораздо чаще думают о себе и слушают себя. Они считают, что коллективные интересы не должны ущемлять их собственные индивидуальные интересы. Такой эгоцентризм не деструктивен - он всего лишь отрицает поголовное уравнивание.

Молодежь и деньги

Из-за повального желания получить образование поколение Y обременено гораздо большими долгами, чем их родители в том же возрасте. Поэтому перед современной молодежью стоят серьезные экономические задачи. Исследования показывают, что около 85% представителей Миллениума уже научились ежемесячно откладывать деньги. В то же время только у трети есть конкретный долгосрочный план по управлению своими средствами. Сегодняшняя молодежь только копит, тогда как их родители и бабушки с дедушками стремились инвестировать. 75% американских студентов считают, что не способны самостоятельно принимать финансовые решения.

В богатых странах первого мира складывается закономерность уменьшать свои расходы на финансирование программ социальной поддержки молодых и их образования (вместо этого увеличиваются вливания средств в пенсионные программы). Поэтому люди поколения Y все чаще должны надеяться на себя и на свои способности или поддержку семьи. Так, в США пожилые граждане получают от государства в 2,5 раза больше денег, чем молодые. Данные закономерности объясняются демократическим устройством развитых стран. Политиков выбирают именно старики, а государственный курс ориентируется в первую очередь на потребности своих избирателей.

Будущее «игреков»

Уже сегодня социологи пытаются понять, каким будет мир, когда ключевое место в нем займет окончательно выросшее поколение «некст». Глобализация и упрощение коммуникации разных частей света должны привести к более терпимому отношению разных культур друг к другу. То же самое касается расы, национальности, сексуальной ориентации, пола. У гораздо меньше предрассудков, чем у их родителей. Они на порядок мобильнее и продуктивнее. В первую очередь этот рывок связан с технической революцией, которая кардинально поменяла характер человеческой жизни всего за последние двадцать лет. Количество инноваций за этот период равно тому прогрессу, который люди прошли за десятилетия и столетия. Привычное к переменам поколение «игрек» и будущие перемены будет принимать гораздо менее болезненно, чем это делали их предшественники из поколения «икс».

Мобильность молодежи сталкивается с множеством проблем. Некоторые из них создают политические власти. Открытости мира мешает прописка - примерно 60% государств ставит преграды перед своего населения. Конфликт «отцов и детей» выражается не только в этом. В то же время вся история человечества показывает, что в противостоянии поколений рано или поздно выигрывает молодежь, которая приходит на смену старикам.