Паустовский годы жизни и смерти. Константин Георгиевич Паустовский — о том, что видел, писал и любил

Константин Паустовский родился в 1892 году в мае . Родным городом писателя является Москва. В детстве и юношестве много времени проводил на Украине, но немного позже вместе с семьей переехали в столицу России.

Кроме Константина у его родителей была дочь и два сына. После того, как будущему автору исполнилось 12 лет, его отец покинул семью, и поэтому молодому парню пришлось рано работать. Учебу бросать Паустовский не стал, ему удавалось совмещать учебный процесс с подработкой. Его братьям пришлось пойти на первую мировую войну, там же они и погибли. Поэт был младше всех, поэтому он не был в армии. Военным репортером Константин стал в 1917 году и с тех пор стал увлекаться написанием стихов, рассказов.


Интересные факты из жизни автора:

Хитрый метод

Писатель долго помнил, как ему удалось обхитрить старика, в то время, когда он работал кондуктором в трамвае города Киева. Пожилому мужчине нравилось ездить, не оплачивая проезд, при этом он предлагал купюру в сто рублей и кондуктор не мог дать ему сдачу. Паустовский нашел метод и в очередной раз, когда старик подготовил безденежный вариант, писатель подготовил для бедняги мелочь и дал сдачу, мужчина был в шоке, он не ожидал, что его могут обхитрить таким образом.

Встреча с невестой

Свою будущую супругу автор встретил в Крыму во время очередного путешествия. Тогда за окном была первая мировая война. В 1916 году молодожены решили расписаться, и вскоре на свет появился малыш по имени Вадим. Брак супругов оказался не долгим, спустя 10 лет они решили развестись .

Когда Константину исполнилось чуть больше тридцати, он решил жениться повторно, но и со второй женщиной автор не смог прожить долго. Третья женщина писателя обрадовала его и родила ему сына. Супруги решили назвать мальчика Алексеем. После употребления большого количества наркотиков, парень умер в двадцати пятилетним возрасте, с ним была девушка, но ее удалось спасти. Для писателя это была большая трагедия, о которой он никогда не думал.

Популярный рассказ

Публикация первого произведения автора под названием «На воде» была в 1912 году в журнале «Огни». В 1923 году был написан первый роман, Паустовский его назвал «Романтики», хотя начало произведения было написано в 1916 году. И только в 1935 году рассказ был опубликован и его могли прочитать многие читатели. Автор всегда радовал своими необычными произведениями.

Награда по заслуге

Орденом Ленина и Георгиевским крестом 4 степени Константина наградили за творчество. Затем он получил орден Трудового Красного знамени также за свои труды. Старание автора оправдывало его всегда, он не раз был награжден медалями. По литературе Паустовского должны были наградить Нобелевской премией, но наградили Михаила Шолохова. Конечно, автору было обидно, но он не подавал никого вида, а продолжал работать не покладая рук над следующими произведениями.

Судьбоносная книга

После очередного путешествия к автору пришла хорошая мысль, написать книги. Произведения получились под названием «Кара-Бугаз» и «Колхида». После появления литературы автор получил большую популярность. В 1935 году по первой книге был снят интересный фильм, в котором режиссером был Разумный А. Но фильм в прокат не пустили, так как присутствовали разные политические взгляды.

Лучшее изображение

В доме автора есть фотография, которая висит на стене. Снимок необычный, на нем изображена женщина, сидящая на коленях перед писателем. На девушке одето красивое платье и ее зовут Марлен Дитрих. Когда актриса была на творческом вечере в Центральном доме литераторов, ее там фотографировали. В Москве она дала несколько концертов. На одном из них ей задали вопрос про то, что бы актриса хотела увидеть в столице. Ее мечтой было увидеть Паустовского, и она хотела бы осуществить мечту.

В то время писатель сильно заболел, но все-таки согласился приехать. После поднятия на сцену Марлен Дитрих стояла в брильянтовом колье, и от волнения ей пришлось упасть перед автором на колени. Актриса решила взять руку известного человека и поцеловать его. Все сидящие люди в зале замерли, а потом начали аплодировать. Удивленный Паустовский присел в кресло, в зале стало тихо, и актриса стала рассказывать о своей симпатии к писателю, одним из увлечений Марлен было чтение книг известного автора. Константин написал произведение «Телеграмма», которое повлияло на судьбу актрисы.

Любовь к детям


В качестве известного писателя Паустовский начал путешествие по многим странам с середины 50-х годов. Дети хорошо воспринимали и читали литературу писателя с большим удовольствием. В своих писаниях автор опирался на природу и красоту, он побуждал к ответственности детей. Ребятам нравилось читать рассказы известного писателя и они никогда не отказывались от книг автора.

Жизнь писателя в литературе

За последние годы писателем была написана автобиографическая «Повесть о жизни». Произведение содержит историю жизни автора, а также говорится, как он ищет смысл жизни и самого себя. Константин Георгиевич посвятил много времени новеллам, очеркам и историческим повестям. Некоторые произведения можно было услышать на немецком, английском и французском языках.

Смерть известной личности

Жизнь известного и популярного поэта оборвалась в столице Советского Союза 14 июля 1968 года . Согласно завещанию его похоронили на кладбище Тарусы. Писатель был настоящим творцом русской словесности, ему удавалось с помощью слов «рисовать» пейзажи. Многие дети благодаря произведениям Паустовского полюбили природу родного края и страны, они сумели увидеть прекрасные мгновения в окружающем мире. Константина неоднократно награждали орденами и Георгиевским крестом четвертой степени. Советская проза под его влиянием получила хорошее развитие.

Дед писателя Максим Григорьевич Паустовский был солдатом, а бабушка Гонората до принятия христианства носила имя Фатьма, и была турчанкой. По воспоминаниям Константина Паустовского его дед был кротким синеглазым стариком, любившим петь надтреснутым тенором старинные думки и казацкие песни, и рассказывавшим много невероятных, а подчас и трогательных историй «из самой что ни на есть происшедшей жизни».

Отец писателя Георгий Паустовский был железнодорожным статистиком, за которым среди родственников установилась слава легкомысленного человека, с репутацией фантазера, который, по словам бабушки Константина, «не имел права жениться и заводить детей». Он происходил из запорожских казаков, переселившихся после разгрома Сечи на берега реки Рось около Белой Церкви. Георгий Паустовский долго не уживался на одном месте, после службы в Москве жил и работал в Пскове, в Вильно и позже осел в Киеве, на Юго-Западной железной дороге. Мама писателя Мария Паустовская была дочерью служащего на сахарном заводе, и обладала властным характером. Она очень серьезно относилась к воспитанию детей, и была убеждена, что только при строгом и суровом обращении с детьми можно вырастить из них «что-нибудь путное».

У Константина Паустовского были два брата и сестра. Позже он о них рассказывал: «Осенью 1915 года я перешел с поезда в полевой санитарный отряд и прошел с ним длинный путь отступления от Люблина в Польше до городка Несвижа в Белоруссии. В отряде из попавшегося мне засаленного обрывка газеты я узнал, что в один и тот же день были убиты на разных фронтах два мои брата. Я остался у матери совершенно один, кроме полуслепой и больной моей сестры». Сестра писателя Галина умерла в Киеве в 1936 году.

В Киеве Константин Паустовский учился в 1-й Киевской классической гимназии. Когда он был в шестом классе, отец оставил семью, и Константин был вынужден самостоятельно зарабатывать себе на жизнь и учебу репетиторством. В автобиографическом очерке «Несколько отрывочных мыслей» в 1967 году Паустовский писал: «Желание необыкновенного преследовало меня с детства. Мое состояние можно было определить двумя словами: восхищение перед воображаемым миром и - тоска из-за невозможности увидеть его. Эти два чувства преобладали в моих юношеских стихах и первой незрелой прозе».

Огромное влияние на Паустовского, особенно в годы юности, оказало творчество Александра Грина. О своей юности позже Паустовский рассказывал: «Учился я в Киеве, в классической гимназии. Нашему выпуску повезло: у нас были хорошие учителя так называемых «гуманитарных наук» - русской словесности, истории и психологии. Литературу мы знали и любили и, конечно, больше времени тратили на чтение книг, нежели на приготовление уроков. Лучшим временем - порой безудержных мечтаний, увлечений и бессонных ночей - была киевская весна, ослепительная и нежная весна Украины. Она тонула в росистой сирени, в чуть липкой первой зелени киевских садов, в запахе тополе и розовых свечах старых каштанов. В такие весны нельзя было не влюбляться в гимназисток с тяжелыми косами и не писать стихов. И я писал их без всякого удержу, по два- три стихотворения в день. В нашей семье, по тогдашнему времени считавшейся передовой и либеральной, много говорили о народе, но подразумевали под ним преимущественно крестьян. О рабочих, о пролетариате говорили редко. В то время при слове «пролетариат» я представлял себе огромные и дымные заводы - Путиловский, Обуховский и Ижорский, - как будто весь русский рабочий класс был собран только в Петербурге и именно на этих заводах».

Первый небольшой рассказ Константина Паустовского «На воде», написанный в последний год учебы в гимназии, был напечатан в киевском альманахе «Огни» в 1912 году. После окончания гимназии Паустовский учился в Киевском университете, затем перевелся в Московский университет, летом по-прежнему подрабатывая репетиторством. Первая мировая война заставила его прервать учебу, и Паустовский стал вожатым на московском трамвае, а также работал на санитарном поезде. В 1915 году с полевым санитарным отрядом он отступал вместе с русской армией по Польше и Белоруссии. Он рассказывал: «Осенью 1915 года я перешел с поезда в полевой санитарный отряд и прошел с ним длинный путь отступления от Люблина в Польше до городка Несвижа в Белоруссии».

После гибели на фронте двух старших братьев Паустовский вернулся к матери в Москву, но вскоре снова начал скитальческую жизнь. В течение года работал на металлургических заводах в Екатеринославе и Юзовке и на котельном заводе в Таганроге. В 1916 году он стал рыбаком в артели на Азовском море. Живя в Таганроге, Паустовский начал писать свой первый роман «Романтики», который был опубликован в 1935 году. Этот роман, содержание и настроение которого соответствовали его названию, был отмечен авторским поиском лирико-прозаической формы. Паустовский стремился создать целостное сюжетное повествование о том, что ему довелось увидеть и почувствовать в юности. Один из героев романа, старый Оскар, всю жизнь противился тому, что его пытались превратить из художника в добытчика. Основным мотивом «Романтиков» была судьба художника, который стремился преодолеть одиночество.

Февральскую и октябрьскую революции 1917 года Паустовский встретил в Москве. После победы советской власти он начал работать журналистом и «жил напряженной жизнью газетных редакций». Но вскоре писатель уехал в Киев, куда перебралась его мать, и пережил там несколько переворотов во время Гражданской войны. Вскоре Паустовский оказался в Одессе, где попал в среду таких же, как и он, молодых писателей. Прожив два года в Одессе, Паустовский уехал в Сухум, затем перебрался в Батум, потом - в Тифлис. Странствия по Кавказу привели Паустовского в Армению и северную Персию. О том времени, и своих странствиях писатель писал: «В Одессе я впервые попал в среду молодых писателей. Среди сотрудников «Моряка» были Катаев, Ильф, Багрицкий, Шенгели, Лев Славин, Бабель, Андрей Соболь, Семен Кирсанов и даже престарелый писатель Юшкевич. В Одессе я жил у самого моря, и много писал, но еще не печатался, считая, что еще не добился умения овладевать любым материалом и жанром. Вскоре мною снова овладела «муза дальних странствий». Я уехал из Одессы, жил в Сухуме, в Батуми, в Тбилиси, был в Эривани, Баку и Джульфе, пока, наконец, не вернулся в Москву».

Константин Паустовский. 1930-е годы.

Вернувшись в 1923 году в Москву, Паустовский начал работать редактором РОСТА. В это время печатались не только его очерки, но и рассказы. В 1928 году вышел первый сборник рассказов Паустовского «Встречные корабли». В том же году был написан роман «Блистающие облака». В этом произведении детективно-авантюрная интрига сочеталась с автобиографическими эпизодами, связанными с поездками Паустовского по Черноморью и Кавказу. В год написания романа писатель работал в газете водников «На вахте», с которой в то время сотрудничали Алексей Новиков-Прибой, одноклассник Паустовского по 1-й Киевской гимназии Михаил Булгаков и Валентин Катаев. В 1930-е годы Паустовский активно работал как журналист газеты «Правда» и журналов «30 дней», «Наши достижения» и других изданий, побывал в Соликамске, Астрахани, Калмыкии и многих других местах - по сути, объездил всю страну. Многие впечатления этих поездок «по горячим следам», описанные им в газетных очерках, воплотились позже в художественных произведениях. Так, герой очерка 1930-х годов «Подводные ветры» стал прототипом главного героя повести «Кара-Бугаз», написанной в 1932 году. История создания «Кара-Бугаза» подробно описана в книге очерков и рассказов Паустовского «Золотая роза» в 1955 году - одном из самых известных произведений русской литературы, посвященных осмыслению природы творчества. В «Кара-Бугазе» Паустовскому рассказаk о разработке залежей глауберовой соли в заливе Каспия также поэтично, как о странствиях юноши-романтика в своих первых произведениях. Преображению исторической действительности, созданию рукотворных субтропиков посвящена повесть «Колхида» в 1934 году. Прототипом одного из героев Колхиды стал великий грузинский художник-примитивист Нико Пиросмани. После выхода в свет «Кара-Бугаза» Паустовский оставил службу и стал профессиональным писателем. Он по-прежнему много ездил, жил на Кольском полуострове и на Украине, побывал на Волге, Каме, Дону, Днепре и других великих реках, в Средней Азии, в Крыму, на Алтае, в Пскове, Новгороде, в Белоруссии и других местах.

Отправившись санитаром на первую мировую войну, будущий писатель встретился с сестрой милосердия Екатериной Загорской, о которой рассказывал: «Её люблю больше мамы, больше себя... Хатидже - это порыв, грань божественного, радость, тоска, болезнь, небывалые достижения и мучения…». Почему Хатидже? Екатерина Степановна проводила лето 1914 года в деревушке на крымском берегу, и местные татарки звали её Хатидже, что по-русски означало «Екатерина». Летом 1916 года Константин Паустовский и Екатерина Загорская обвенчались в родной для Екатерины Подлесной Слободе в Рязани близ Луховиц, а в августе 1925 года в Рязани у Паустовских родился сын Вадим. Он позже в течение всей жизни бережно хранил архив родителей, кропотливо собирал материалы, касавшихся родословной Паустовских - документы, фотографии и воспоминания. Он любил путешествовать по тем местам, где бывал его отец и которые были описаны в его произведениях. Вадим Константинович был интересным, самозабвенным рассказчиком. Не менее интересными и содержательными были и его публикации о Константине Паустовском - статьи, очерки, комментарии и послесловия к произведениям отца, от которого он унаследовал литературный дар. Вадим Константинович много времени как консультант посвящал литературному музею-центру Константина Паустовского, был членом общественного совета журнала «Мир Паустовского», одним из организаторов и непременным участником конференций, встреч, музейных вечеров, посвященных творчеству его отца.

В 1936 году Екатерина Загорская и Константин Паустовский расстались, после чего Екатерина призналась родственникам, что развод мужу дала сама, так как не могла вынести, что тот «связался с полькой», имея в виду вторую жену Паустовского. Константин Георгиевич продолжал заботиться о сыне Вадиме и после развода. Вадим Паустовский о разрыве своих родителей так написал в комментариях к первому тому произведений отца: «В «Повести о жизни» и других книгах отца отражено много событий из жизни моих родителей в ранние годы, но, конечно, далеко не все. Двадцатые годы оказались для отца очень важными. Сколь мало он печатался, столь много писал. Можно смело сказать, что тогда то и был заложен фундамент его профессионализма. Первые его книги прошли почти незамеченными, потом сразу последовал литературный успех начала 1930-х годов. И вот в 1936 году, после двадцати лет совместной жизни, мои родители расходятся. Был ли удачным брак Екатерины Загорской с Константином Паустовским? И да, и нет. В молодости была большая любовь, которая служила опорой в трудностях и вселяла веселую уверенность в своих силах. Отец всегда был скорее склонен к рефлексии, к созерцательному восприятию жизни. Мама, напротив, была человеком большой энергии и настойчивости, пока ее не сломила болезнь. В ее независимом характере непонятным образом сходились самостоятельность и беззащитность, доброжелательность и капризность, спокойствие и нервозность. Мне рассказывали, что Эдуард Багрицкий очень ценил в ней свойство, которое называл «душевная самоотверженность», и при этом любил повторять: «Екатерина Степановна - фантастическая женщина». Пожалуй, к ней можно отнести слова В.И.Немировича Данченко о том, что «русская интеллигентная женщина ничем в мужчине не могла увлечься так беззаветно, как талантом». Поэтому брак был прочен, пока все было подчинено основной цели - литературному творчеству отца. Когда это наконец стало реальностью, сказалось напряжение трудных лет, оба устали, тем более что мама тоже была человеком со своими творческими планами и стремлениями. К тому же, откровенно говоря, отец не был таким уж хорошим семьянином, несмотря на внешнюю покладистость. Многое накопилось, и многое обоим приходилось подавлять. Словом, если супруги, ценящие друг друга, все же расстаются, - для этого всегда есть веские причины. Эти причины обострились с началом серьезного нервного истощения у мамы, которое развивалось исподволь и начало проявляться именно в середине 30-х. У отца следы трудных лет тоже сохранились до конца жизни в виде тяжелейших приступов астмы. В «Далеких годах», первой книге «Повести о жизни», немало сказано о разрыве родителей самого отца. Очевидно, есть семьи, отмеченные такой печатью из поколения в поколение».

К.Г.Паустовский и В.В.Навашина-Паустовская на узкоколейке в Солотче. В окне вагона: сын писателя Вадим и приемный сын Сергей Навашин. Конец 1930-х годов.

С Валерией Валишевской-Навашиной Константин Паустовский познакомился в первой половине 1920-х годов. Он был женат, она была замужем, но они оба оставили свои семьи, и Валерия Владимировна вышла замуж за Константина Паустовского, став вдохновительницей многих его произведений - например, при создании произведений «Мещерская сторона» и «Бросок на юг» Валишевская явилась прообразом Марии. Валерия Валишевская была сестрой известного в 1920-е годы польского художника Сигизмунда Валишевского, чьи работы находилось в собрании Валерии Владимировны. В 1963 году она передала более 110 живописных и графических работ Сигизмунда Валишевского в дар Национальной галерее в Варшаве, оставив у себя самые любимые.

К.Г.Паустовский и В.В.Навашина-Паустовская. Конец 1930-х годов.

Особое место в творчестве Константина Паустовского занимал Мещерский край, где он подолгу жил один или с друзьями-писателями – Аркадием Гайдаром и Рувимом Фраерманом. О любимой им Мещере Паустовский писал: «Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашел в лесном Мещерском краю. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряженного труда. Средней России - и только ей - я обязан большинством написанных мною вещей. Я упомяну только главные: «Мещерская сторона», «Исаак Левитан», «Повесть о лесах», цикл рассказов «Летние дни», «Старый челн», «Ночь в октябре», «Телеграмма», «Дождливый рассвет», «Кордон 273», «Во глубине России», «Наедине с осенью», «Ильинский омут». Среднерусская глубинка стала для Паустовского местом своеобразной «эмиграции», творческим - а возможно, и физическим - спасением в период сталинских репрессий.

В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом и писал рассказы, среди них был «Снег», написанный в 1943 году, и «Дождливый рассвет», написанный в 1945 году, которые критики назвали нежнейшими лирическими акварелями.

В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в Тарусе на Оке. Стал одним из составителей важнейших коллективных сборников демократического направления «Литературная Москва» в 1956 году и «Тарусские страницы» в 1961 году. В годы «оттепели» Паустовский активно выступал за литературную и политическую реабилитацию гонимых при Сталине писателей Исаака Бабеля, Юрия Олеши, Михаила Булгакова, Александра Грина и Николая Заболоцкого.

В 1939 году Константин Паустовский познакомился с актрисой театра имени Мейерхольда Татьяной Евтеевой - Арбузовой, которая стала в 1950 году его третьей женой.

Паустовский с сыном Алешей и приемной дочерью Галиной Арбузовой.

До знакомства с Паустовским Татьяна Евтеева была женой драматурга Алексея Арбузова. «Нежность, единственный мой человек, клянусь жизнью, что такой любви (без хвастовства) не было еще на свете. Не было и не будет, вся остальная любовь - чепуха и бред. Пусть спокойно и счастливо бьется твое сердце, мое сердце! Мы все будем счастливы, все! Я знаю и верю...» - писал Константин Паустовский Татьяне Евтеевой. У Татьяны Алексеевны была дочь от первого брака – Галина Арбузова, а Паустовскому она родила сына Алексея в 1950 году. Алексей рос и формировался в творческой атмосфере писательского дома в сфере интеллектуальных поисков молодых писателей и художников, но не был похож на «домашнего» и избалованного родительским вниманием ребенка. С компанией художников он бродил по окрестностям Тарусы, исчезая порой из дома на два, на три дня. Он писал удивительные и не всем понятные картины, и умер в возрасте 26 лет от передозировки наркотиков.

К.Г.Паустовский. Таруса. Апрель 1955 год.

С 1945-го по 1963-й годы Паустовский писал свое главное произведение - автобиографическую «Повесть о жизни», состоящую из шести книг: «Далекие годы», «Беспокойная юность», «Начало неведомого века», «Время больших ожиданий», «Бросок на юг» и «Книга скитаний». В середине 1950-х годов к Паустовскому пришло мировое признание, и писатель начал часто путешествовать по Европе. Он побывал в Болгарии, Чехословакии, Польше, Турции, Греции, Швеции, Италии и других странах. В 1965 году Паустовский жил на острове Капри. Впечатления от этих поездок легли в основу рассказов и путевых очерков 1950-1960-х годов «Итальянские встречи», «Мимолетный Париж», «Огни Ла-Манша» и других произведений. В том же 1965 году чиновникам из Советского Союза удалось изменить решение Нобелевского комитета о присуждении премии Константину Паустовскому и добиться ее вручения Михаилу Шолохову.

Константина Паустовского большинство современных читателей знает как певца российской природы, из-под пера которого вышли замечательные описания юга и средней полосы России, Причерноморья и Окского края. Однако мало кому сейчас известны яркие и захватывающие романы и повести Паустовского, действие которых разворачивается в первой четверти XX века на фоне грозных событий войн и революций, социальных потрясений и надежд на светлое будущее. Всю жизнь Паустовский мечтал написать большую книгу, посвященную замечательным людям, не только знаменитым, но и безвестным и забытым. Он успел опубликовать лишь несколько набросков коротких, но живописных биографий писателей, с которыми был либо хорошо знаком лично - Горький, Олеша, Пришвин, Грин, Багрицкий, либо тех, чье творчество особо его очаровало - Чехов, Блок, Мопассан, Бунин и Гюго. Всех их объединяло «искусство видеть мир», так ценимое Паустовским, жившим не в лучшее для мастера изящной словесности время. Его писательская зрелость пришлась на 1930-е и 1950-е годы, в которые Тынянов нашел спасение в литературоведении, Бахтин - в культурологии, Паустовский же - в изучении природы языка и творчества, в красотах лесов Рязанщины, в тихом провинциальном уюте Тарусы.

К.Г.Паустовский с собакой. Таруса. 1961 год.

Константин Георгиевич Паустовский умер в 1968 году в Москве и, согласно завещанию, был похоронен на городском кладбище Тарусы. Место, где находится его могила, - высокий холм, окруженный деревьями с просветом на реку Таруску, - было выбрано самим писателем.

О Константине Паустовском и Екатерине Загорской была подготовлена телевизионная передача из цикла «Больше, чем любовь».

В 1982 году о Константине Паустовском был снят документальный фильм «Константин Паустовский. Воспоминания и встречи».

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовила Татьяна Халина

Использованные материалы:

К.Г. Паустовский «Коротко о себе» 1966 г.
К.Г. Паустовский «Письма из Тарусы»
К.Г. Паустовский «Чувство истории»
Материалы сайта www.paustovskiy.niv.ru
Материалы сайта www.litra.ru

С творчеством Паустовского мы сталкиваемся, еще обучаясь в школе. Хочется и сейчас окунуться хоть немного в биографию этого удивительного и талантливого человека. Частями она описана им в автобиографической трилогии «Повесть жизни». Вообще все произведения Паустовского основаны на его личном жизненном наблюдении и опыте, и поэтому, читая их, знакомишься со множеством интереснейших фактов. Судьба у него была нелегкая, как и у каждого гражданина той сложной и противоречивой эпохи. Больше всего почитают как автора многочисленных детских рассказов и художественной прозы.

Биография

Биография Паустовского началась 31 мая 1892 года, когда будущий писатель появился на свет. Родился он в Москве, в семье статиста железной дороги Георгия Максимовича Паустовского. Маму звали Марией Григорьевной Паустовской. По отцу его родословная ведет к старинному роду казацкого гетмана П. К. Сагайдачного. Его дед был казацким чумаком, который и привил внуку любовь к своему национальному фольклору и природе. Дед воевал в русско-турецкую, был в плену, откуда вернулся с женой, турчанкой Фатимой, которая покрестилась в России под именем Гонораты. Поэтому в жилах писателя течет и украинско-казацкая, и турецкая кровь.

Жизнь и творчество

Практически все свое детство он провел на Украине, а в 1898 году переехала туда и вся его семья. Паустовский всегда благодарил судьбу за то, что вырос на Украине, она-то и стала ему той светлой лирой, с которой писатель никогда не расставался.

В семье Паустовских было четверо детей. Когда отец бросил семью, Константин был вынужден оставить учебу в школе, потому что ему нужно было помогать матери.

Дальнейшая биография Паустовского показывает, что образование он все-таки получил, проучившись в классической гимназии Киева. После в этом же городе он поступил в университет на историко-филологический факультет. Через некоторое время он перевелся в Московский университет и учился там на юридическом факультете, чтобы тем самым дополнить свое образование. Но тут началась Первая мировая.

Паустовский: рассказы

Свое творчество писатель начинает с рассказа «На воде», позже его напечатают в киевском журнале «Огни». Во время войны Паустовский имел право не принимать участия в ней, так как два старших брата уже воевали. Поэтому он остался работать в тылу и стал вожатым на трамвае, потом санитаром в военном поезде, на котором проездил в 1915 году по Белоруссии и Польше.

После революции 1917 года он начинает карьеру В этот же период начинается уже гражданская война, и писатель оказывается сначала в рядах петлюровцев, но затем переходит на сторону Красной Армии.

После войны Константин Паустовский путешествует по югу России. Некоторое время живет в Одессе, работая в газете «Моряк». Там он знакомится с такими известными писателями, как И. Бабель, С. Славин, И. Ильф. Работает на заводах в Таганроге, Екатеринославле, Юзовске. И в это же время он пишет свою первую объемную повесть «Романтики», которая, правда, выйдет в печать только в 1930 году.

А потом он переезжает на Кавказ и живет в Сухуми, Батуми, Баку, Тбилиси и Ереване. В 1923 году он уже в Москве, где устраивается редактором «РОСТА». Здесь начинают широко печататься произведения Паустовского.

В 1928 году вышел сборник его произведений «Встречные корабли». В 30-х Паустовский активно печатается в газете «Правда» и в других журналах.

Паустовский: повести

Но свои путешествия он продолжит и поедет по стране, чтобы отразить ее жизнь в своих произведениях, которые принесут ему известность как писателю.

В 1931 году выходит знаменитая повесть «Кара-Бугаз», которую написал Паустовский. Рассказы один за другим начинают выходить из-под его пера. Это и «Судьба Шарля Лонсевиля», и «Колхида», и «Черное море», и «Северная повесть», и т. д. Он также напишет много других произведений о Мещерском крае и повести «Созвездие гончих псов», «Орест Кипренский», «Тарас Шевченко», «Исаак Левитан» и др.

В годы Второй мировой он работает военкором. После ее окончания разъезжает между Москвой и Тарусом (Калужская область). Его награждают орденом Трудового Красного Знамени и орденом Ленина. В 50-х годах он отправляется в тур по Европе.

Паустовский скончался в Москве в 1968 году, 14 июля. Однако он был похоронен на кладбище в Тарусе.

Личная жизнь писателя

Со своей первой женой Константин Паустовский познакомился в Крыму, и ее звали Екатерина Степановна Городцова. Они повенчались в 1916 году. У них родился сын Вадим, но через двадцать лет пара распалась.

Его вторая жена, Валишевская-Навашина Валерия Владимировна, была сестрой известного польского художника. Они сыграли свадьбу в конце 30-х годов, но через довольно долгое время опять был развод.

Биография Паустовского свидетельствует, что у него была и третья жена - очень молодая и красивая актриса Татьяна Алексеевна Евтеева-Арбузова, которая подарила ему сына Алексея.

Высказывания писателя

Любое высказывание о языке писателя Паустовского говорит о том, что он был великим мастером русского слова, с помощью которого мог «зарисовывать» великолепные пейзажи. Таким образом, он прививал детям и учил их видеть то прекрасное, что их окружает. Константин Паустовский также сильно повлиял на развитие советской прозы.

За рассказ «Телеграмма» сама кинозвезда публично встала перед ним на колени и поцеловала ему руку. Его даже номинировали на Нобелевскую премию, которую в итоге получил Шолохов.

Очень любопытны где он, например, говорил, что по отношению человека к родному языку можно точно судить не только о его культурном уровне, но и четко представить его гражданскую позицию. Невозможно не согласиться с его изречением, в котором он говорил, что нет ничего такого в нашей жизни, что невозможно было бы передать русским словом. И тут он прав: в действительности русский - богатейший язык мира.

Память потомков

Биография Паустовского такова, что по отношению к власти он имел достаточно принципиальную позицию, но ему не пришлось отсиживать сроки в лагерях и тюрьмах, наоборот, власть вручала ему государственные награды.

В честь памяти писателя его именем была названа библиотека №2 в Одессе, и в этом же городе в 2010 году ему был открыт первый памятник. В 2012 году, 24 августа, открыт еще один памятник в Тарусе, на берегу реки Оки, где он изображен вместе со своей любимой собакой по кличке Грозный. Именем писателя названы улицы таких городов, как Москва, Одесса, Киев, Тарус, Таганрог, Ростов-на-Дону, Днепропетровск.

В 1958 году вышел его шеститомник полного собрания сочинений тиражом в 225 тысяч экземпляров.

Константин Георгиевич Паустовский - известный русско-советский писатель, автор детских рассказов о природе и произведений в жанре романтизма.

Биография

Детство

Большая часть детства и юношество Паустовского прошли на Украине, куда семья переехала в 1898 году. Отец, Георгий Максимович, был отставным унтер-офицером, киевским мещанином. Мать - Мария Григорьевна (в девичестве - Высочанская). У Константина было два брата и сестра. Когда Костя учился в 6 классе, отец оставил семью, и мальчику пришлось совмещать учёбу с работой, чтобы помочь матери.

Образование

Школой для Паустовского стала Киевская классическая гимназия. После неё он учится сначала в Киевском университете на историко-филологическом факультете, а затем переводится в Московский университет, но уже на юридический. Учёбу прервала война.

Творческий путь

Свой первый рассказ Паустовский написал в 1912 году. Он назывался «На воде» и даже был напечатан в киевском журнале «Огни».

По законам того времени, Паустовского в армию не взяли, так как на фронт ушли два старших брата. Поэтому ему пришлось работать в тылу: сначала вожатым на трамвае, потом на санитарном поезде. В 1915 году в составе санитарного отряда был в Белоруссии и Польше. Работал на заводах в Екатеринославе, Юзовке, Таганроге, Азовском море. Именно в эти годы Паустовский пишет первую повесть, которая увидела свет только в 1930 году - «Романтики».

В 1917 году стал свидетелем Октябрьской революции и начал карьеру военного репортёра. Когда началась гражданская война, Паустовский оказывается на Украине в составе петлюровской армии, потом - в Красной Армии. После окончания военных действий он много ездит по югу, почти 2 года живёт в Одессе, где работает в местной газете «Моряк». К этому времени относится его знакомство с писателем И. Бабелем. После Украины Паустовский жил на Кавказе. В Москву Константин Георгиевич возвратился только в 1923 году. Был редактором «РОСТА», начал печатать собственные произведения.

В 1928 году читатели познакомились с первым сборником Паустовского «Встречные корабли».

30-е годы – это период работы в печатных изданиях: газета «Правда», журналы «30 дней» и «Наши достижения». Много путешествует по стране и свои впечатления от поездок раскрывает в своих произведениях. В 1931 году в Ливне пишет повесть, ставшую ключевым произведением его творчества - «Кара-Бугаз». Это произведение принесло известность автору. В эти годы выходят в свет произведения самой разной тематики: повесть «Судьба Шарля Лонсевиля», «Колхида», «Чёрное море», «Созвездие гончих псов», «Северная повесть» (по нему был снят одноимённый фильм в 1960 году), «Орест Кипренский», «Исаак Левитан», «Тарас Шевченко», а также большое количество рассказов, посвящённых мещёрскому краю.

С наступлением второй войны в жизни писателя, Великой Отечественной, Паустовский работает на Южном фронте военным корреспондентом и продолжает писать рассказы.

После войны Паустовский живёт либо в Москве, либо в Тарусе. Был награждён орденом Трудового Красного знамени, орденом Ленина. В 50-е годы имя Паустовского становится всемирно известным. Он много путешествует: побывал в Чехословакии, Италии, Болгарии, Польше, Греции, Турции, Швеции. В 1965 году останавливается и живёт на Капри.

Личная жизнь

Путешествуя по городам и весям во время Первой мировой войны Паустовский в Крыму познакомился с Екатериной Степановной Городцовой, дочерью рязанского священника. В 1916 году они обвенчались. В браке родился сын Вадим, но отношения в семье не сложились, и в 1936 году они расстаются.

Второй женой Паустовского становится Валерия Владимировна Валишевская-Навашина, сестра известного польского художника. Они поженились во второй половине 30-х годов.

Третья жена Константина Георгиевича - актриса Татьяна Алексеевна Евтеева-Арбузова, которая родила ему сына Алексея.

Смерть

Умер Паустовский в Москве 14 июля 1968 года, а похоронен он, по его же завещанию, на городском кладбище Тарусы.

Основные достижения Паустовского

  • Паустовский в русской литературе – это художник слова, который мастерски умел рисовать картины природы.
  • Паустовский ценится как детский писатель, который развивает в детях чувство ответственности за родную природу, любовь к красотам родного края.
  • Награждён орденом Трудового Красного знамени, орденом Ленина и Георгиевским крестом IV степени.
  • Творчество Константина Георгиевича Паустовского оказало значительное влияние на писателей «школы лирической прозы» - Ю. П. Казакова, В. А. Солоухина, С. Антонова, В. В. Конецкого.

Важные даты биографии Паустовского

  • 1892 год - рождение
  • 1898 год - переезд из Москвы в Киев
  • 1912 год - поступление в Киевский университет, рассказ «На воде»
  • 1914–1917 года - работа в тылу
  • 1916 год - женитьба на Е. С. Городцовой
  • 1917 год - военный репортёр
  • 1918–1922 года - Гражданская война
  • 1923 год - редактор «РОСТА»
  • 1928 год - сборник «Встречные корабли»
  • 1930 год - повесть «Романтики»
  • 1931 год - «Кара-Бугаз»
  • 1933 год - повесть «Судьба Шарля Лонсевиля»
  • 1934 год - «Колхида»
  • 1936 год - «Чёрное море» , развод с первой женой
  • 1937 год - «Созвездие гончих псов» , «Исаак Левитан» , «Орест Кипренский»
  • 1938 год - «Северная повесть»
  • 1939 год - награждён орденом Трудового Красного знамени, «Тарас Шевченко»
  • 1941–1945 года - военный корреспондент на Южном фронте
  • 1950 год - женитьба на Т. А. Евтеевой–Арбузовой
  • 1955 год - повесть «Золотая роза»
  • 1968 год - смерть
  • Романтизм Паустовского берёт истоки в рассказах Грина, которыми в юношестве переболел писатель.
  • У Константина Георгиевича в один день, но на разных фронтах умерли оба брата.
  • Режиссёр А. Разумный снял в 1935 году фильм «Кара-Бугаз» по повести Паустовского, который не был допущен в прокат по политическим соображениям.
  • Для Валишевской Паустовский был третьим мужем.
  • Сын от третьего брака, Алексей, трагически скончался в возрасте 25 лет от передозировки наркотиков. Вместе с ним чуть не погибла по той же причине его девушка, но её успели спасти.
  • В 1964 году Москву посетила блистательная Марлен Дитрих. После своего выступления в Доме литераторов она попросила встречи с К. Г. Паустовским, который на тот период времени очень болел и лежал в больнице. Вопреки запретам врачей и отказу самого Константина Георгиевича, его всё-таки привезли к ней на встречу. Заливаясь слезами, знаменитая красавица упала перед ним на колени и с чувством поцеловала у старика-писателя руку на глазах у всего зала. Успокоившись, она рассказала о том, что уже давно мечтала поблагодарить советского писателя за его рассказ «Телеграмма».
  • В 1965 году Паустовский был кандидатом на Нобелевскую премию по литературе, но её отдали другому русскому писателю, Михаилу Шолохову.

Советская литература

Константин Гелргиевич Паустовский

Биография

ПАУСТОВСКИЙ, КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ (1892−1968), русский писатель. Родился 19 (31) мая 1892 в Москве в семье железнодорожного статистика. Отец, по словам Паустовского, «был неисправимым мечтателем и протестантом», из-за чего постоянно менял места работы. После нескольких переездов семья поселилась в Киеве. Паустовский учился в 1-й Киевской классической гимназии. Когда он был в шестом классе, отец оставил семью, и Паустовский был вынужден самостоятельно зарабатывать на жизнь и учебу репетиторством.

В автобиографическом очерке Несколько отрывочных мыслей (1967) Паустовский писал: «Желание необыкновенного преследовало меня с детства. Мое состояние можно было определить двумя словами: восхищение перед воображаемым миром и - тоска из-за невозможности увидеть его. Эти два чувства преобладали в моих юношеских стихах и первой незрелой прозе». Огромное влияние на Паустовского, особенно в годы юности, оказал А.Грин.

Первый небольшой рассказ Паустовского На воде (1912), написанный в последний год учебы в гимназии, был напечатан в киевском альманахе «Огни».

По окончании гимназии Паустовский учился в Киевском университете, затем перевелся в Московский университет. Первая мировая война заставила его прервать учебу. Паустовский стал вожатым на московском трамвае, работал на санитарном поезде. В 1915 с полевым санитарным отрядом отступал вместе с русской армией по Польше и Белоруссии.

После гибели на фронте двух старших братьев Паустовский вернулся к матери в Москву, но вскоре снова начал скитальческую жизнь. В течение года работал на металлургических заводах в Екатеринославе и Юзовке и на котельном заводе в Таганроге. В 1916 стал рыбаком в артели на Азовском море. Живя в Таганроге, Паустовский начал писать свой первый роман Романтики (1916−1923, опубл. 1935). Этот роман, содержание и настроение которого соответствовали его названию, был отмечен авторским поиском лирико-прозаической формы. Паустовский стремился создать целостное сюжетное повествование о том, что ему довелось увидеть и почувствовать в юности. Один из героев романа, старый Оскар, всю жизнь противился тому, что его пытались превратить из художника в добытчика. Основной мотив Романтиков - судьба художника, который стремится преодолеть одиночество, - впоследствии встречался во многих произведениях Паустовского.

Февральскую и октябрьскую революции 1917 Паустовский встретил в Москве. После победы советской власти начал работать журналистом и «жил напряженной жизнью газетных редакций». Но вскоре писателя вновь «завертело»: он уехал в Киев, куда перебралась его мать, пережил там несколько переворотов во время Гражданской войны. Вскоре Паустовский оказался в Одессе, где попал в среду молодых писателей - И. Ильфа, И. Бабеля, Э. Багрицкого, Г. Шенгели и др. Прожив два года в Одессе, уехал в Сухум, затем перебрался в Батум, потом - в Тифлис. Странствия по Кавказу привели Паустовского в Армению и северную Персию.

В 1923 Паустовский вернулся в Москву и начал работать редактором РОСТА. В это время печатались не только его очерки, но и рассказы. В 1928 вышел первый сборник рассказов Паустовского Встречные корабли. В том же году был написан роман Блистающие облака. В этом произведении детективно-авантюрная интрига сочеталась с автобиографическими эпизодами, связанными с поездками Паустовского по Черноморью и Кавказу. В год написания романа писатель работал в газете водников «На вахте», с которой в то время сотрудничали А.С.Новиков-Прибой, М. А. Булгаков (одноклассник Паустовского по 1-й Киевской гимназии), В. Катаев и др.

В 1930-е годы Паустовский активно работал как журналист газеты «Правда» и журналов «30 дней», «Наши достижения» и др., побывал в Соликамске, Астрахани, Калмыкии и многих других местах - по сути, объездил всю страну. Многие впечатления этих поездок «по горячим следам», описанные в газетных очерках, воплотились в художественных произведениях. Так, герой очерка 1930-х годов Подводные ветры стал прототипом главного героя повести Кара-Бугаз (1932). История создания Кара-Бугаза подробно описана в книге очерков и рассказов Паустовского Золотая роза (1955) - одном из самых известных произведений русской литературы, посвященных осмыслению природы творчества. В Кара-Бугазе Паустовскому удалось рассказать о разработке залежей глауберовой соли в заливе Каспия так же поэтично, как о странствиях юноши-романтика в своих первых произведениях.

Преображению действительности, созданию рукотворных субтропиков посвящена повесть Колхида (1934). Прототипом одного из героев Колхиды стал великий грузинский художник-примитивист Н.Пиросмани.

После выхода в свет Кара-Бугаза Паустовский оставил службу и стал профессиональным писателем. По-прежнему много ездил, жил на Кольском полуострове и на Украине, побывал на Волге, Каме, Дону, Днепре и других великих реках, в Средней Азии, в Крыму, на Алтае, в Пскове, Новгороде, в Белоруссии и других местах. Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателями - А. Гайдаром, Р. Фраерманом и др. О любимой им Мещере Паустовский писал: «Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашел в лесном Мещерском краю. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряженного труда. Средней России - и только ей - я обязан большинством написанных мною вещей. Я упомяну только главные: Мещерская сторона, Исаак Левитан, Повесть о лесах, цикл рассказов Летние дни, Старый челн, Ночь в октябре, Телеграмма, Дождливый рассвет, Кордон 273, Во глубине России, Наедине с осенью, Ильинский омут» (речь идет о рассказах, написанных в 1930-1960-е годы). Среднерусская глубинка стала для Паустовского местом своеобразной «эмиграции», творческим - а возможно, и физическим - спасением в период сталинских репрессий. В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом и писал рассказы, среди них Снег (1943) и Дождливый рассвет (1945), которые критики назвали нежнейшими лирическими акварелями. В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в Тарусе на Оке. Стал одним из составителей важнейших коллективных сборников демократического направления Литературная Москва (1956) и Тарусские страницы (1961). В годы «оттепели» активно выступал за литературную и политическую реабилитацию гонимых при Сталине писателей - Бабеля, Ю. Олеши, Булгакова, Грина, Н. Заболоцкого и др. В 1945-1963 Паустовский писал свое главное произведение - автобиографическую Повесть о жизни, состоящую из шести книг: Далекие годы (1946), Беспокойная юность (1954), Начало неведомого века (1956), Время больших ожиданий (1958), Бросок на юг (1959−1960), Книга скитаний (1963). В середине 1950-х годов к Паустовскому пришло мировое признание. Паустовский получил возможность путешествовать по Европе. Он побывал в Болгарии, Чехословакии, Польше, Турции, Греции, Швеции, Италии и др. странах; в 1965 долго жил на о.Капри. Впечатления от этих поездок легли в основу рассказов и путевых очерков 1950-1960-х годов Итальянские встречи, Мимолетный Париж, Огни Ла-Манша и др. Творчество Паустовского оказало огромное влияние на писателей, принадлежащих к так называемой «школе лирической прозы», - Ю. Казакова, С. Антонова, В. Солоухина, В. Конецкого и др. Умер Паустовский в Москве 14 июля 1968.

Родился Паустовский, Константин Георгиевич 19 (31) мая 1892 года в Москве. Работа отца Константина на должности статистика на железной дороге была связана с постоянной сменой места работы, поэтому семья постоянно переезжала. Поселившись в Киеве, юный Паустовский получал образование в Первой классической гимназии. Отец ушел из семьи, когда Константин был в 6-ом классе. Он начинает подрабатывать репетитором для обеспечения жизни и учебы. Первый рассказ «На воде» был написан в последнем классе в гимназии и в 1912 году опубликован в альманахе «Огни».

Поступил в Киевский университет, но потом перевелся в Москву, где не смог окончить образование из-за Первой мировой войны. Паустовский устраивается в Москве вожатым на трамвай, служит на санитарном поезде. Вместе с русской армии в составе санитарного отряда отступал в 1915 году по землях Польши и Белоруссии.

Когда на войне погибли 2 старших брата Пустовского, он ненадолго возвратился к матери в Москву. Затем уезжает работать в Екатеринославль, а затем в Юзовск на металлургические заводы, после трудится на Таганрогском котельном заводе. В 1916 году на Азовском море устраивается в рыболовецкую артель. Через год стал работать журналистом в Москве. Вслед за матерью перебрался в Киев, затем 2 года проживал в Одессе, посещал Сухум, Батум, путешествовал по Кавказу, Армении и Персию.

С 1923 года Паустовский работал редактором московского РОСТА и активно публиковался. В 1928 году напечатан первый сборник рассказов «Встречные корабли» и роман «Блистающие облака». В 30-е гг. активно сотрудничает с периодическими изданиями «Правда», «Наши достижения», «30 дней» и др. и продолжает путешествовать, а впечатления описывать в своих произведениях. Во время Второй мировой войны писатель был военным корреспондентом. В послевоенные годы участвовал в формировании коллективных сборников «Литературная Москва» (1956) и «Тарусские страницы» (1961). В 1950-ые гг. его произведения становятся популярны в мировом сообществе, Паустовский начинает путешествовать по Европе и художественно описывать свои поездки. Довольно длительное время в 1965 находился на острове Капри.

Произведения

Телеграмма Дым отечества