Название кружков по истории для школьников. Программа кружка по истории "все тайны и загадки мира, или тайна, о которой я хочу рассказать". Это говорит об амбициях – у вас такие же задачи

Утверждаю
Заместитель директора
по учебно­воспитательной
работе______О. А. Стребкова
Рабочая Программа предметного кружка «Тайны русской истории»
разработана в соответствии со статьей 9 Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273­ФЗ (ред. от 05.05.2014), с
требованиями приказа Минобрнауки России от №1089 от 5 марта 2004 г. (ред. от
23.06.2015 N 609) « Об утверждении федерального компонента государственных
образовательных стандартов начального общего,
основного общего и
среднего(полного) общего образования, примерной программы среднего (полного)
общего образования по Истории, рекомендациями Минобрнауки РФ Письмо от
11.12.2006 N 06­1844"О примерных требованиях к программам дополнительного
образования детей", санитарно­эпидемиологическими правилами и нормативами
СанПиН 2.4.2.2821­10 (постановление главного государственного санитарного врача
РФ от 29.12.2010 г. № 189), с локальными актами ГБПОК ВО «БМТК».
Разработчик:
Осипова С.В. – преподаватель Истории ГБПОУ ВО «БМТК»
Рассмотрена и одобрена на заседании предметной цикловой комиссией
общеобразовательных дисциплин
Протокол № 1 от 31.08.2017 г.
Председатель ПЦК______________ Г.А Якименко
3

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель рабочей программы кружка: ориентация учебно – воспитательного
процесса на удовлетворение потребностей и интересов обучающихся, развитие их
способностей.
Задачи:
создавать условия для развития творческих способностей учащихся,
развивать умение работать в группах, отстаивать свою точку зрения;
создание условий для развития личности ребенка;
развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия обучающегося;
приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
профилактику асоциального поведения;
создание условий для социального, культурного и профессионального
самоопределения, творческой самореализации личности обучающегося, его
интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
целостность процесса психического и физического, умственного и духовного
развития обучающегося;
укрепление психического и физического здоровья обучающегося;
увеличение способов деятельности: учебно­познавательной; информационно­
коммуникативной; рефлексивной;
воспитывать чувство сопричастности к прошлому как основе становления
истори­ческого сознания;
освоение базовых компетенций: информационной,познавательной,
коммуникативной, рефлексивной.
совершенствование деятельности образовательного учреждения во второй
половине дня;
формирование творческой активности обучающихся по дисциплине;














5










формирование и совершенствование навыков исследовательской
деятельности;
развивать умения самостоятельно работать с исторической, справочной,
энциклопедической литературой, ресурсами Интернета;
расширить и углубить знания учащихся об исторических личностях;
через призму деятельности великих исторических личностей рассмотреть их
влияние на исторические процессы в истории Российского государства;
развивать умения составлять характеристику исторической личности;
определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и
личностям, давать оценку;
воспитывать устойчивый интерес к изучению истории Отечества;
воспитывать патриотические чувства.
формирование навыков здорового образа жизни.
Данная программа рассчитана не на пассивное усвоение обучающимися
готовых знаний, а на сотрудничество и сотворчество преподавателя и студента.
Рабочая программа позволяет получить дополнительные знания по
Отечественной истории за рамками образовательного стандарта по дисциплине
История и направлена на студентов I­II курсов.
Общими принципами отбора содержания материала являются:
­ выбор тематики кружка обучающимися;
­ доступность для обучающихся I­II курсов;
­ реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания
программы (она может быть изучена в отведенное количество часов);
­ инвариантность содержания (программа применима для обучающихся, которые
заинтересованы в изучении Истории, с учетом их уровня знаний, умений, навыков);
Тематика и характер предопределяют следующие особенности его изучения:
­ проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов,
проблемный, эвристический характер их рассмотрения);
­ создание открытых, проблемных, познавательных ситуаций;
­ большая часть времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой
работы учащихся;
­ в ходе изучения к актуализируется ранее изученный материал.
Таблица 1. Образовательные технологии
Применяемые технологии
Группа образовательных технологий
Образовательная технология
6

Технологии поддерживающего обучения
(традиционного обучения)
Объяснительно­иллюстративное обучение
Технологии развивающего обучения
Технология разноуровнего обучения
Технология проблемного обучения
Технология проектного обучения
Технология учебной дискуссии
Технология учебной деловой игры

Таблица 2. Педагогические технологии
Группа педагогических технологий
Педагогическая технология
Традиционные технологии
Объяснительно­иллюстративные
технологии обучения
Технологии на основе активизации и
интенсификации деятельности учащихся
Игровые технологии
Проблемное обучение
Технологии на основе эффективности
управления и организации учебного
процесса
Технология уровневой дифференциации
обучения на основе обязательных
результатов

Технология индивидуализации обучения
Групповые технологии
Компьютерные (новые информационные)
технологии обучения
Возможные виды деятельности
­ анализ исторической литературы и исторических источников;
­ эвристическая беседа;
­ лекция;
­ рассказ;
­ дискуссия (дебаты);
­ сюжетно­ролевые игры;
­ подготовка и обсуждение докладов учащихся;
­ подготовка мультимедийных презентаций;
7

­ изучение генеалогических таблиц;
­ написание реферата;
­ участие в викторинах, олимпиадах, творческих конкурсах и т.д.;
­ экскурсии в музеи, библиотеки и др.;
­ решение нестандартных задач по дисциплине;
­ проектная деятельность;
­ исследовательская деятельность.
Работа кружка отражается на стендах кабинета № 5. История.
Предполагаемые результаты
Полученные знания помогут обучающимся глубже понять изучаемую историческую
дисциплину, вооружат историческими знаниями, дадут представления о
деятельности и роли исторических личностей в истории России и будут
стимулировать учащихся к дальнейшему проникновению в мир истории. Курс
позволяет познакомиться с биографиями политических, общественных,
государственных деятелей России и малоизвестными историческими фактами.
Сроки реализации программы
Данная программа рассчитана на 2017­2018 учебный год. Рассчитана программа на
10 часов – 1 час в месяц. Время проведения занятий: первый или второй четверг
каждого месяца.
Численность обучающихся в группе: 15 ­ 20 человек.
8

Где была Куликовская битва? (1 час)
предложенных тем кружка различных направлений. Выбор и
Тема 1. Разработка плана кружка (1 час)
Обсуждение
определение тематики кружка. Утверждение тематического планирования.
Тема 2. Анна Ярославна: русская княжна на французском троне.(1 час)
Характеристика личности Анны Ярославовны. История превращения русской
княжны Анны в королеву Франции. Письма королевы Анны к отцу князю Ярославу.
Исторические свидетельства во Франции о королеве Анне.
Тема 3. Загадка Александра Невского. (1 час)
Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба
против шведских и немецких рыцарей. Характер взаимоотношений Александра
Невского
с Золотой Ордой. Оценка деятельности Александра Невского
зарубежными и отечественными историками.
Тема 4.
Официальная версия местоположения. Новые версии Института географии РАН
совместно с археологами Государственного исторического музея и сотрудниками
Государственного военно­исторического и природного музея­заповедника
«Куликово поле».
Тема 5.Ушкуйники – основатели казачества? (1 час)
Происхождение прозвища новгородских повольников – «ушкуйники». Основные
занятия ушкуйников. Воины или пираты. Противостояние ушкуйников Золотой
орде. Переселение ушкуйников на Дон, Волгу, пермские и вятские леса во времена
Московского князя Ивана III. Ушкуйники – основатели казачества?
Тема 6. Секреты могилы Ермака. (1 час).
Освоение Сибири ­ одна из самых замечательных страниц истории России. Подвиг
Ермака, завоевавшего для России Сибирь. Загадки в биографии Ермака. Гибель
Ермака. Схожесть тайны захоронения двух противников казака Ермака и
сибирского хана Кучума.
Тема 7. Легенда о Медном всаднике на Неве (1 час).
История создания памятника. Легенды о призраке Петра I и памятнике
реформатору Петру I. История названия памятника «Медный всадник».
Тема 8. Тайные сокровища Екатерины Великой (1 час).
История графского рода Бобри6нских. Версии о сокровищах графского рода
Бобри6нских – правда и вымысел. Исторические версии и исследования историков
XX века. Исторические версии и исследования современных историков.
Тема 9 . Почему Россия продала Америке Аляску? (1 час).
Споры о причинах продажи Аляски Америке. Свидетельства и документы сделки.
Польза или вред для России XIX века. Современная оценка события.
Тема 10.Машина времени ­ утраченное открытие (1 час).
Движение рабочих­изобретателей в 1930-1940­х годах. Иван Большаков, молодой
рабочий воронежского завода имени Коминтерна и его изобретение. Судьба
изобретения.
10

3. КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОГО
КРУЖКА «ТАЙНЫ РУССКОЙ ИСТОРИИ»
№ Тема занятий
1
2
3
4
5
6
Разработка плана кружка
Анна Ярославна: русская княжна
на французском троне
Загадка Александра Невского
Где была Куликовская битва?
Ушкуйники – основатели
казачества?
Тайна могилы казака Ермака
7 Легенда о Медном всаднике на
8
9
Неве
Тайные сокровища Екатерины
Великой
Почему Россия продала Америке
Аляску?
10 Машина времени ­ утраченное
открытие.
Дата
проведения
сентябрь
12 октября
2017 г.
2 ноября
2017 г.
7 декабря
2017 г.
11 января
2018 г.
1 февраля
2018 г.
1 марта
2018 г.
5 апреля
2018 г.
3 мая
2018 г.
7 июня
2018 г.
Ответственный Примечание
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
11

4. Методические условия реализации программы
1. Амелькин, А.О., Кретинин, С.В., Филюшкин, А.И. Всемирная история в лицах
для детей.­ Воронеж, 1998.
2. Анисимов, Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты.
­ СПб, 2013.
3. Бенедиктов, Н. А., Бенедиктова, Н.Е., Базурин, Е.Н. Энциклопедия русской
истории. – М., 2000.
4. Вурста, Н.И. История России: Даты, события, личности. ­ Рн/Д: Феникс, 2013.
5. Непомнящий, Николай.100 великих загадок русской истории.­М., 2006 г.
6. Школьник, Ю.К. История России: От древнейших времен до начала XX века:
Полная энциклопедия / Ю.К. Школьник. ­ М.: Эксмо, 2012.
Интернет­ ресурсы:
1. http://rsl.ru ­ Интернет хранилище Российской Государственной библиотеки
2. http://www.hist.ru – исторический альманах «Лабиринт времен»
3. http://www.historia.ru – электронный журнал «Мир истории»
4. http://www.historic.ru/books/index.shtml ­ историческая библиотека
5. http://tainy.net ­ Загадки истории
6. http://www.hrono.info/literatura.html ­ библиотека Хроноса
7. http://www/museum.ru ­ Музеи России
ЭОР
1. Презентации по темам кружка.
2. Фильмотека по темам кружка.
12

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что в школьном курсе истории, из-за недостатка времени, мало внимания уделяется изучению личностей, с чьими именами связаны основные вехи истории того или иного государства. А ведь именно с этими именами связаны изменения, которые происходили в политике, культуре, науке, искусстве. К сожалению, школьная программа дает ограниченную характеристику этим людям.

Данная программа позволяет расширить представления учащихся об исторических деятелях. Главная задача реализации программы видится в пробуждении как можно у большего количества учащихся стремления овладеть активными знаниями по истории.

Направленность образовательной программы- туристко-краеведческая.

Актуальность программы определяется тем, что история именно в школьном возрасте лучше усваивается через «человеческую» ее сторону, через судьбы конкретных людей. Показ того, как жили отдельные личности, как влияли на ход событий всей истории, запоминается и усваивается учащимися с большим желанием, чем оперирование событиями, процессами вне воздействия на них ярких личностей.

Цель занятий:

Расширить представления учащихся о выдающихся деятелях России 9-19вв.

Задачи.

Образовательные:

Способствовать формированию самосознания личности, ее адекватной самоидентификации в окружающем мире;

Продолжить изучение событий всеобщей и российской истории в жизнеописаниях великих людей;

Продолжить формирование понятийного аппарата;

Научить самостоятельно работать, привлекать дополнительный материал;

Научить оценивать события и причинно-следственные связи с различных позиций.

Развивающие:

Содействовать раскрытию творческого потенциала, творческой самореализации;

Способствовать активизации собственного опыта, ценностно-ориентированного поведения;

Развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

Воспитывать культуру общения, чувств, творческого взаимодействия;

Воспитывать активную жизненную позицию.

Возраст детей , участвующих в реализации данной программы внеурочной деятельности: 13-14 лет.

Срок реализации программы 1 год.

Формы занятий.

Ведущей формой организации занятий является групповая. Некоторые занятия целесообразно проводить со всем составом объединения, например, лекции, беседы, экскурсии.

Наряду с групповой формой работы, осуществляется и индивидуальная.

Режим занятий.

Прогнозируемый результат и способы определения результативности.

В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы кружка.

Учащиеся должны знать: как правильно составить характеристику исторического деятеля.

Учащиеся должны уметь :

Анализировать конкретно-исторические сведения;

Владеть историко-биографической информацией;

Работать с научно-популярной и справочной литературой;

Анализировать и сопоставлять факты.

Формами проведения итогов реализации данной программы являются: участие в школьных, районных и областных олимпиадах, викторинах, конференциях по истории.

Учебно-тематический план.

Наименование разделов.

Теория

Практика

Всего

Вводное занятие

Раздел1. Земля русская

Раздел2.Московская Русь

Раздел 3. Россия в XVII веке

Раздел 4. Россия в XVIII веке

^ Раздел 5. Россия в XIX–XX веках – эпоха великих реформаторов

Итоговое повторение

Всего 34 часа

Вводное занятие.(1 час)

Тема 1. Рюрик (1 ч.)

Тема 2. Первые князья (1 ч.)

Тема 3. Владимир Святой (1 ч.)

Тема 4. Первые святые на Руси (1 ч.)

Тема 5. Ярослав Мудрый (1 ч.)

Тема 6. Владимир Мономах (1 ч.)

Тема 7. Князья периода феодальной раздробленности (1 ч.) Начало раздробленности на Руси. Распад Руси на 15 крупных княжеств.

Тема 8. Александр Невский (1 ч.)

Тема 9. Деятели русской церкви и культуры (1 ч.)

Тема 1. Иван Калита (1 ч.)

Тема 2. Дмитрий Донской (1 ч.) Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с Тверью.

Тема 3. Сергий Радонежский (1 ч.) Сергий Радонежский.

Тема 4. Иван III (1 ч.) Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III.

Тема 5. Иван IV Грозный (1 ч.)

Тема 6. Великие живописцы (1 ч.)

Тема 1. Борис Годунов (1 ч.)

Тема 2. Минин и Пожарский (1 ч.)

Тема 3. Алексей Михайлович “Тишайший” (1 ч.)

Тема 4. Степан Разин (1 ч.)

Тема 5. Церковный раскол (1 ч.)

Тема 1. Петр Первый (1 ч.)

Тема 2. Женщины на престоле(1 ч.)

Тема 3. Елизавета Петровна (1 ч.) Елизавета – дочь Петра Великого. Граф Шувалов. Открытие Московского университета.

Тема 4. Екатерина Великая (1 ч.)

Тема 5. Емельян Пугачев (1 ч.) . Крестьянская война. Пугачев и его сподвижники. Самозванцы до и после Пугачева.

Тема 6. Великие полководцы и флотоводцы (1 ч.)

Тема 7. Русское “просвещение” (1 ч.)
^

Тема 1. Александр I (1 ч.)

Тема 2. Сперанский М.М. (1 ч.)

Тема3.Александр II.(2ч.)

Итоговое повторение (2 час)

Календарно- тематическое планирование.

п/п

Наименование тем, разделов.

Количес-тво часов

Сроки выполнения

По плану

По

факту

Вводное занятие. Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке. Что такое «историческая личность».

6.09

Раздел 1. Земля русская (9 часов)

Тема 1. Рюрик Легендарное и реальное в “признании варягов”. Рюрик. Норманнская теория, её роль в русской истории.

13.09

Тема 2. Первые князья Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Русь в конце IX – середине X в. Объединением вещим Олегом племен вдоль пути “из варяг в греки”. Значение общего похода на Царьград.

20.09

Тема 3. Владимир Святой Легенды, былины, история. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко.

27.09

Тема 4. Первые святые на Руси. Борис и Глеб – князья мученики.

4.10

Тема 5. Ярослав Мудрый Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Укрепление международного положения Руси. Просвещение.

11.10

Тема 6. Владимир Мономах Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Личность Мономаха.

18.10

Тема 7. Князья периода феодальной раздробленности Начало раздробленности на Руси. Распад Руси на 15 крупных княжеств

25.10

Тема 8. Александр Невский Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей.

15.11

Тема 9. Деятели русской церкви и культуры Первый русский митрополит Илларион. Церковь и просвещение. Нестор и другие летописцы.

22.11

Раздел 2. Московская Русь (6 часов)

Тема 1. Иван Калита Установление ордынского ига на Руси. Возвышение Москвы. Начало Московской династии.

29.11

Тема 2. Дмитрий Донской Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с Тверью

6.12

Тема 3. Сергий Радонежский Сергий Радонежский.

13.12

Тема 5. Иван IV Грозный Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей Адашев, митрополит Макарий, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр).

20.12

Тема 6. Великие живописцы Иконопись и фрески. Андрей Рублев. “Троица”. Феофан Грек. Дионисий.

27.12

Раздел 3. Россия в XVII веке (6 часов)

Тема 1. Борис Годунов Борис Годунов – опричник – правитель – царь. Учреждение патриаршества. Развитие барщины и закрепощение крестьян.

17.01

Тема 2. Минин и Пожарский Кузьма Минин. Полководец князь Дмитрий Пожарский. Формирование народных ополчений.

24.01

Тема 3. Алексей Михайлович “Тишайший” Возрождение страны после смуты. Царь Алексей Михайлович (Тишайший). Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение крестьянства.

31.01

Тема 4. Степан Разин XVII век – “бунташное время”. Народные восстания. Личность Степана Разина. Каспийский поход. Поражение разинщины.

7.02

Тема 5. Церковный раскол) Рост нетерпимости и инакомыслия. “Священство выше царства”. “Друзья-враги”: патриарх Никон, протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Староверы.

14.02

Тема 6. Деятели культуры (1 ч.) Начало разделения культуры “верхов” и “низов”. “Обмирщение” культуры. Общественная мысль. Симеон Полоцкий. Живопись (парсуна). Симон Ушаков.

21.02

Раздел 4. Россия в XVIII веке (6часов)

Тема 1. Петр Первый. Петр и царевна Софья. Воспитание Петра. Первые самостоятельные шаги Петра. Путешествие за границу. Реформы Петра Первого.

28.02

Тема 2. Женщины на престоле.

Екатерина I. Анна Иоанновна. Фавориты и политики. Борьба придворных группировок. Роль иностранцев в эпоху дворцовых переворотов.

7.03

Тема 3. Елизавета Петровна Елизавета – дочь Петра Великого. Граф Шувалов. Открытие Московского университета

14.03

Тема 4. Екатерина Великая Екатерина II и её окружение. “Просвещенный абсолютизм”. Усиление крепостничества. Золотой век российского дворянства.

21.03

Тема 5. Емельян Пугачев Крестьянская война. Пугачев и его сподвижники. Самозванцы до и после Пугачева

4.04

Тема 6. Великие полководцы и флотоводцы Победы на суше и на море. Русское военное искусство. Румянцев и Суворов. Спиридов и Ушаков.

11.04

Тема 7. Русское “просвещение” Расцвет русской культуры. Русское “просвещение”. Л.Магницкий, Михайло Ломоносов, Новиков, Фонвизин.

18.04

Раздел 5. Россия в XIX–XX веках – эпоха великих реформаторов (4 часа)

Тема 1. Александр I “Дней Александровых прекрасное начало”. Император и его “молодые друзья”. Проекты реформ. Негласный комитет. Военные поселения. Внешняя политика.

25.04

Тема 2. Сперанский М.М. Сперанский М.М. Деятельность в Александро-Невской семинарии. Государственный Совет. Стремительный взлет выдающегося государственного деятеля. В должности пензенского губернатора. Деятельность реформатора в Сибири. Отставка.

2.05

Тема3.Александр II. Царь-освободитель. Накануне отмены крепостного права. Внешняя политика Александра II

16.05

23.05

Итоговое повторение

30.05

31.05

Методическое обеспечение программы.

Основными видами и методами работы являются лекции, беседы, поисково-исследовательская деятельность, проведение викторин, внеклассных мероприятий.

Для учителя:

  1. Буганов В.И. Петр Великий и его время. М.,1989
  2. Валишевский К. Дочь Петра Великого. М.,1990
  3. Валишевский К Петр Великий. М., 1990
  4. Гумилев Н. От Руси до России. М.,1992
  5. Павленко Н. Тайны Петровской эпохи.М.,2006
  6. Шитов А.В. Минин и Пожарский. М.,1990

Для обучающихся:

  1. Баландин Р., Миронов С. Тайны Смутных эпох. М.. 2006
  2. Зарезин М., Последние Рюриковичи. М.,2006
  3. История России для детей и взрослых. (составитель В.Соловьев) 2003.
  4. 100 великих россиян (составитель К.Рыжов), 2000.
  5. История России в лицах. М.,1995

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г.Пугачева Саратовской области»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЮНЫЙ ИСТОРИК»

(Возраст 12-13 лет. Срок реализации- 1 год)

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №___

от «__»_______2013г.

Учитель истории и

обществознания

Рамзина М.Ю.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21 с углубленным изучением отдельных предметов»

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21 с углубленным изучением

отдельных предметов» г.Череповца

Войнова Т.Ю.

Утверждено приказом директора

Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21 с углубленным изучением

отдельных предметов» г. Череповца

Кравцова В.Л.

Приказ № 116

Программа кружка «За страницами урока истории».

Срок реализации: 2013-2014 учебный год.

Возраст: 6 классы.

учитель истории и обществознания

г.Череповец, 2013г.

Пояснительная записка

Согласно требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования кружок «За страницами урока истории» организован по общеинтеллектуальной направленности.

Данная программа разработана на основе компетентностного подхода в образовании. В условиях современного общества, когда достоверная информация устаревает в считанные часы, приобретение навыков самостоятельной работы через проектную деятельность будет важной и полезной для учеников, учащихся по данной программе.

Целью образовательной программы кружка «За страницами урока истории» является развитие личности учеников через формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности (в том числе и с использованием проектной деятельности) с учетом возрастных особенностей.

Задачи дополнительной образовательной программы:

    Обучение – расширение знаний об основных событиях, явлениях и процессах общественной жизни в истории России и зарубежных стран, формирование исследовательских навыков (таких как работа с историческими источниками, описание (реконструкция), элементы анализа и объяснения, работа с версиями и оценками), умения применять полученные знания и навыки в практической повседневной деятельности, развивать творческие способности через подбор дифференцированных заданий, повышение мотивации изучения истории и обществознания через применение нестандартных приемов обучения;

    Развитие исследовательских умений (ставить исследовательские вопросы, формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, составлять план работы, проверять гипотезы, выделять информацию из разных источников, Систематизировать информацию, представлять результаты в разных формах (схема, таблица, устное и письменное сообщение, навыки создания проекта и его защиты), коммуникативных умений (совместная работа в группах по сбору и анализу необходимой информации, умение аргументировано высказывать свою и выслушивать чужую точку зрения);

    Воспитание активной гражданской позиции, ценностные установки на понимание и осознание необходимости изучения мировой истории, чувства гражданственности и патриотизма на примере жизни и деятельности известных деятелей нашей Родины.

Особенностью программы кружка «За страницами урока истории» является то, что содержание занятий кружка позволяет узнать о тех сторонах общественной жизни, которые остаются за рамками учебников по истории, но при этом представляют наибольший интерес. Интересное знаниевое наполнение занятий кружка позволит эффективнее организовать работу по формированию исследовательской и коммуникативной компетенции, а применение нетрадиционных приемов обучения сделает данный процесс интереснее и увлекательнее.

Программа рассчитана на учеников 6 классов.

Сроки реализации программы: 2013-2014 уч. год.

Кружок «За страницами урока истории» включает теоретическую и практическую части. Формы организации занятий сочетают индивидуальную и групповую формы работы, проведение различных игр и конкурсов при использовании дифференцированных заданий. Кружок рассчитан на 34 часа, один час в неделю.

Предполагаемы результаты:

    Приобретение учащимися первичных знаний о месте и роли Череповца и нашего края в истории Отечества;

    Приобретение знаний об основных проблемах и личностях отечественной и всемирной истории;

    владеть разнообразными формами и методами поиска знаний (справочной литературой дома, в библиотеке, в Интернете)

    Овладение навыками самостоятельной исследовательской и проектной деятельности;

    Овладение навыками работы в группе;

    Овладение навыками выступлений перед аудиторией.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: тетрадь с конспектами и заданиями, готовые проекты (рефераты, презентации и т.д.).

Учебно-тематический план

Название разделов, тем.

Кол-во часов.

Практика

Раздел 1 Вспомогательные исторические дисциплины

Тема 1 Наука о времени.

Тема 2 Фигуры на гербе.

Тема 3 Монета на ладони.

Раздел 2 Спорные вопросы всемирной и отечественной истории.

Раздел 3 Роль личность в истории.

Тема 1 Кто творит историю?

Тема 3 Суд истории: Петр I.

Тема 4 «Птенцы гнезда Петрова»

Тема 6 Екатерина II и Петр III

Тема 8 Выдающиеся полководцы.

Раздел 4 История малой Родины.

Название разделов, тем.

Практика

Тема 1 Наука о времени.

Актуальность изучения истории в современном обществе, возможности применения методов исторического познания для понимания современного состояния и развития общества.

Понятие «вспомогательные исторические дисциплины», их значимость для истории.

Предмет и методы познания вспомогательными историческими дисциплинами исторической действительности.

Тема 2 Фигуры на гербе.

Создание герба, работа с иллюстрациями, выступление перед аудиторией.

Тема 3 Монета на ладони.

Разработка аналитического описания, синтез, решение познавательных задач.

Тема 4 Меры расстояния, веса и длинны.

Решение познавательных задач.

Тема 5 Почему мы так называемся?

Разработка аналитического описания, решение познавательных задач.

Тема 6 Быль и вымысел в истории.

Формулирование, доказательство, аргументация, работа с документами.

Тема 7 Брэйн-ринг «Муза Клио раскрывает тайны».

Решение познавательных заданий и задач.

Тема 1 Миф о технической отсталости России.

Различные точки зрения на проблемы истории России, господствующие в современной науке.

Достижения и изобретения отечественных мастеров.

Решение проблемы, работа в группах, решение познавательных заданий и задач.

Тема 2 Дискуссионные вопросы в истории.

Загадки и проблемы в мировой истории и споры исторической науке.

Формулирование, аргументация и доказательство своей точки зрения.

Тема 3 Миф о кровавой истории России.

Причины появления мифа. Сравнение России и Запада.

Решение проблемы (сопоставление России и Запада), работа в группах.

Тема 4 «Суд истории» над Борисом Годуновым.

Личность Бориса Годунова, основные направления его политики, оценки деятельности.

Формулирование, аргументация, доказательство своей точки зрения, работа с документами, картами, работа в группах.

Тема 5 Случайности и закономерности в истории.

Случайности в истории. Основные тенденции развития общества. Циклы истории.

Работа с источниками, анализ и синтез информации, работа в группах.

Тема 6 Ложь в истории: антиистория и параистория.

Антинаука и паранаука, их влияние на развитие общества, антинаучные теории в современной исторической науки.

Формулирование, доказательство и аргументация своей точки зрения, публичные выступления.

Тема 7 Викторина «Что было, то было».

Викторина «Что было, то было».

Решение познавательных заданий, работа в группах.

Тема 1 Кто творит историю?

Роль классов и народных масс в истории. Лидеры в истории. Роль лидеров в развитии общества.

Работа с документами, высказывание и аргументация собственной точки зрения.

Тема 2 Лидеры I и II ополчения.

Исторические портреты лидеров I и II ополчения.

Составление исторического портрета личности, работа с документами.

Тема 3 Суд истории: Петр I.

Личность Петра Великого. Значение петровских преобразований для истории России.

Исторические портреты личностей сподвижников Петра: судьба и значение их деятельности для России.

Составление исторического портрета личности, работа в группах, формулирование и аргументация своей точки зрения. публичные выступления.

Тема 5 Суд истории; Анна Иоанновна.

Влияние личности императрицы Анны Иоанновны на развитие различных сфер общества России.

Составление исторического портрета личности, работа в группах, публичные выступления, аргументация и доказательство своей точки зрения.

Различные подходы к пониманию личности Перта III. Влияние личности Екатерины II на развитие различных сфер общества России.

Составление исторического портрета личности, работа с картами, документами, публичные выступления.

Тема 7 Круглый стол «Павел I: факты и мнения».

Личность Павла I. Зависимость исторической оценки личности от написания текста.

Составление исторического портрета личности, работа с документами, публичные выступления, формулирование и доказательство своей точки зрения.

Тема 8 Выдающиеся полководцы.

Исторические портреты выдающихся полководцев XVIII века.

Составление исторического портрета личности, работа с картами.

Тема 9 Интеллектуальная игра: «Выдающиеся личности Эпохи дворцовых переворотов».

Интеллектуальная игра «Выдающиеся личности Эпохи Дворцовых переворотов».

Решение познавательных заданий и задач, работа в группах.

Тема 1 Введение. Краеведение - наука о родном крае.

Понятие краеведения. Методы и предмет изучения. Значение краеведения для познания современного общества.

Решение познавательных заданий.

Тема 2 Наш край в истории Отечества.

Череповец с древнейших времен до 1777 года. Череповец с 1777 года до начала первой Мировой войны. Череповец от революции до Второй мировой. Череповец послевоенный.

Комментирование карт и документов, решение познавательных заданий.

Тема 3 Наш край в истории Отечества (продолжение).

Работа в группах, составление сообщений, публичные выступления.

Тема 4 Викторина «Наш край в истории Отечества».

Решение познавательных заданий, работа в группах, публичные выступления.

Тема 5 Город, в котором я живу.

Череповец современный.

Просмотр презентаций, составление вопросов по содержанию презентаций, взаимная оценка выступлений, публичные выступления.

Тема 6 Наши выдающиеся земляки.

Исторические портреты выдающихся земляков Вологодской области.

Публичные выступления, составление вопросов, доказательство своей точки зрения.

Тема 7 Череповец – город церквей.

Церкви города Череповца: история и современность.

Публичные выступления,

Тема 8 Культурный досуг в городе Череповце.

Места досуга и отдыха в городе Череповца.

Работа в группах, составление плана культурного досуга на лето.

Тема 9 Моя семья в истории России.

История отдельной семьи.

Презентация проектов, подготовка сообщений, работа в группах.

Тема 10 Интеллектуальна игра «История Череповца».

Игровое занятие

Решение познавательных заданий, публичные выступления, работа в группах.

Тема 11 Подведение итогов деятельности кружка.

Игровое занятие.

Методическое обеспечение

Раздел, тема

Форма занятия

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Методический и дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов.

Раздел 1 Вспомогательные исторические дисциплины.

Тема 1 Наука о времени.

Печатано-словесный (эвристическая беседа), решение познавательных заданий.

Тетрадь для записей, учебные картины, карточки с заданиями.

Самопроверка карточек с заданиями.

Тема 2 Фигуры на гербе.

Практическое занятие.

Практический (изготовление гербов)

Листы бумаги, карандаши, фломастеры.

Готовые проекты гербов.

Тема 3 Монета на ладони.

Практическое занятие.

Исследование (работа с источниками), решение познавательных заданий.

Тема 4 Меры расстояния, веса и длинны.

Интерактивная лекция (с использованием познавательных заданий).

Устный (эвристическая беседа), решение заданий и задач.

Тетрадь для записей, карточки с заданиями.

Наличие планов описательных рассказов, самопроверка заданий.

Тема 5 Почему мы так называемся?

Урок-лекция.

Устный (эвристическая беседа), решение познавательных задач.

Тетрадь для записей, карточки с заданиями, атласы.

Самопроверка заданий, записи в тетради.

Тема 6 Быль и вымысел в истории.

Круглый стол.

Исследовательский (подготовка сообщений, работа с текстом источника, изложение идей, доказательство).

Тетрадь для записей, документы.

Записи в тетради, сообщения.

Тема 7 Брэйн-ринг «Муза Клио раскрывает тайны».

Соревнование.

Игровой урок (Брейн-ринг).

Задания для команд, листы бумаги, карандаши.

Закрепление и обобщение знаний по разделу, умение применять их на практике.

Раздел 2 Спорные вопросы всемирной и отечественной истории.

Тема 1 Миф о технической отсталости России.

Проблемная лекция.

Тетрадь для записей, карточки с заданиями.

Тема 2 Дискуссионные вопросы в истории.

Дискуссия (подготовка сообщений, высказывание идей, доказательство точки зрения)

Сообщения учащихся, тетради для записей.

Записи в тетради, сообщения.

Тема 3 Миф о кровавой истории России.

Проблемная лекция.

Печатно-словесный (лекция с использованием познавательных заданий).

Тетрадь для записей, карточки с заданиями.

Самопроверка карточек, записи в тетради.

Тема 4 «Суд истории» над Борисом Годуновым.

Ролевая игра.

Игровой (урок-суд).

Задание для групп, листы с приговором.

Вынесение приговора (доказательство позиции).

Тема 5 Случайности и закономерности в истории.

Урок-лекция.

Устный (эвристическая беседа)

Тетрадь для записей.

Записи в тетради.

Тема 6 Ложь в истории: антиистория и параистория.

Круглый стол.

Дискуссия.

Раздаточный материал (тексты).

Сообщения, записи в тетради.

Тема 7 Викторина «Что было, то было».

Соревнование

Игровой (викторина в форме «Своя игра»: учащиеся отвечают на вопросы викторины).

Тексты с вопросами разного уровня сложности.

Выявление победителей и призеров викторины, обобщение знаний по разделу, умение применять их на практике.

Раздел 3 Роль личность в истории.

Тема 1 Кто творит историю?

Проблемная лекция

Печатно-словесный (эвристическая беседа, комментирование документов).

Записи в тетради.

Тема 2 Лидеры I и II ополчения.

Лекция с обсуждением документов.

Печатно-словесный (составление портрета личности, комментирование документов и картин).

Документы, картины, тетради для записей.

Записи в тетради.

Тема 3 Суд истории: Петр I.

Ролевая игра

Игровой (урок-суд).

Листы с заданиями для групп, ручки, бумага.

Листы с вынесенным приговором (доказательством позиции).

Тема 4 «Птенцы гнезда Петрова».

Дискуссия (высказывание и аргументация собственного мнения, выслушивать и оспаривать мнения других)

Портреты личностей сподвижников Петра I, сообщения, тетради для записей.

Записи в тетради.

Тема 5 Суд истории; Анна Иоанновна.

Соревнование.

Игровой (Урок-суд).

Карточки с заданиями для групп, листы для вынесения приговора.

Заполненные листы с приговором (доказательством позиции).

Тема 6 Екатерина II и Петр III.

Практическое занятие.

Исследование (работа с картами и документами)

Атласы, документы.

Записи в тетради.

Тема 7 Круглый стол «Павел I: факты и мнения».

Круглый стол.

Дискуссия (подготовка сообщений, высказывание идей, доказательство точки зрения).

Документы, тетради для записей.

Сообщения, записи в тетради.

Тема 8 Выдающиеся полководцы.

Дискуссия (высказывание и аргументация собственного мнения, составление портрета личности).

Портреты личностей полководцев XVIII века, сообщения, портреты, тетради для записей.

Записи в тетради.

Тема 9 Интеллектуальная игра: «Выдающиеся личности Эпохи дворцовых переворотов».

Соревнование.

Игровой (Урок-КВН).

Раздел 4 История малой Родины.

Тема 1 Введение. Краеведение - наука о родном крае.

Урок-лекция.

Устный (беседа)

Тетради для записей, карточки с заданиями

Записи в тетради, самопроверка заданий.

Тема 2 Наш край в истории Отечества.

Урок-лекция

Печатно-словесный (беседа с комментированием карт и документов, решение заданий и задач)

Карты, карточки с заданиями.

Записи в тетради.

Тема 3 Наш край в истории Отечества (продолжение).

Конференция.

Дискуссия (аргументация и доказательство собственной позиции)

Тетради для записей.

Записи в тетради.

Тема 4 Викторина «Наш край в истории Отечества».

Соревнование.

Игровой урок (урок-викторина в форме «Что? Где? Когда?»)

Карточки с заданиями, ручки, листы для выполнения заданий.

Определение победителя и призеров викторины.

Тема 5 Город, в котором я живу.

Урок-презентация.

Практический (просмотр презентаций, подготовка вопросов по содержанию презентаций)

Презентации.

Ответы на вопросы по содержанию презентаций.

Тема 6 Наши выдающиеся земляки.

Дискуссия (выслушивание сообщений, составление вопросов по содержанию).

Сообщения, тетради для записей.

Записи в тетради.

Тема 7 Череповец – город церквей.

Урок-презентация.

Презентации

Готовые презентации.

Тема 8 Культурный досуг в городе Череповце.

Практический (представление презентаций и сообщений, составление вопросов по содержанию).

Презентации, сообщения.

Готовые презентации, сообщения, записи в тетради.

Тема 9 Моя семья в истории России.

Урок-презентация.

Практический (представление презентаций, составление вопросов по содержанию).

Презентации

Готовые презентации.

Тема 10 Интеллектуальна игра «История Череповца».

Соревнование.

Игровой (викторина «Самый умный»).

Карточки с вопросами викторины.

Определение победителей и призеров викторины, закрепление пройденного материала.

Тема 11 Подведение итогов деятельности кружка.

Соревнование

Урок КВН (составить рассказ, сюжетное и аналитическое описание.

Список литературы

Литература для учителя:

    История России. (Россия в мировой цивилизации) / Под ред. А.А. Радугина. М., 1997. Тема 1.

    Всемирная история./Под ред. Г.Д. Поляка и А.Н. Марковой. М., 1997. Вводная глава.

    История России в вопросах и ответах. /Под ред. С.А. Кислицина. Ростов н./Д, 1997. Предисловие. Разд. № 1-2

    Блок М., Апология истории. М., 1986.

    Губман Б.Л. Смысл истории. М., 1991

    Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.

    Шпенглер О. Закат Европы. М.: 1993. Т. 1

    Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991

    Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987

    Ле Гофф Жак. С небес на землю //Одиссей. 1991.

    Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1990.

    Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991.

    Тавризян Г. М., О. Шпенглер, Й. Хейзинга: Две концепции кризиса культуры. М., 1988

    Всемирная история. /Под ред. Г.Д. Поляка и А.Н. Марковой. М., 1997. Главы 3.2, 4.2.

    Древние цивилизации. М., 1990.

    История Европы. М., 1996.

    Блок М., Феодальное общество. //Блок М., Апология истории. М., 1986.

    Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987.

    Оссовская М., Рыцарь и буржуа. М., 1987.

    Хейзинга. Й. Осень средневековья. М., 1988.

    Греков И.Г. Мир истории: русские земли в XII – XV вв. М., 1986.

    Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992.

    История Отечества: люди, идеи, решения. Т. 1. М., 1991.

    Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство. Античность. Византия. Древняя Русь. Л., 1988.

    Откуда есть пошла Русская земля. Века VI-X. Кн. 1-2. М., 1986.

    Пушкарев. С.Г. Обзор русской истории. М., 1991.

    Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории. М., 1987.

    Славяне и их соседи: место взаимных влияний в процессе общественного и культурного развития. М., 1988.

    Фроянов И.Я., Дворниченко А.Ю. Города-государства Древней Руси. Л., 1988.

    Христианство и Русь. М., 1988.

    Церковь, общество, государство в феодальной России. М., 1990.

    Савелов Л.М. Лекции по генеалогии. – М. 1994

Литература для учащихся:

    Энциклопедия по истории России (862-1917). М.,2002.

    Александров В.Н. История русского искусства: Краткий справочник школьника. – Мн.: Харвест, 2007.

    Мифы и легенды народов мира/Сост. Н.Будур и И.Панкеев. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.

    Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Россия. Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: Эксмо, 2007.

    Егоров В.Л. Золотая Орда: мифы и реальность. М., 1990.

    Задачник по истории Древнего мира./С.Н.Смирнов. – СПб., 1999.

    Всемирная история: В 24 т. – Мн.: Литература, 1996.

Интернет-ресурсы:

    www.igh.ru/inet_res/ir_jrn.htm - электронные журналы по истории

    www.hist.msu.ru/ER/sources.htm - исторические источники в Интернете (коллекция электронных ресурсов по истории)

    www.zpu-journal.ru/e-zpu/ - электронный журнал по истории «Знание. Понимание. Умение».

    www.encyclopedia.ru – мир энциклопедий

    myfhology.narod.ru – мифологическая энциклопедия

    www.MojGorod.ru – «Народная энциклопедия «Мой город»». Все города России.

    www.KM-school.ru/r1/media/a1.asp- КМ- школа. Информационные образовательные ресурсы.

    macbion.narod.ru – Загадки и тайны ХХ века. Электронная энциклопедия.

    www.websib.ru/noos/history/own.php - Личность в Истории

    tabularium.narod.ru - Проект «Tabularium: личность в истории » посвящен людям - современникам грандиозных исторических событий, носителям редких качеств или людям, взгляды которых опередили их время.

    www.topos.ru/veer/47/zheleznjak.htm - О закономерномерности исторического процесса и возможности исторического предвидения

    www.emc.komi.com/02/03/126.htm - Вспомогательные исторические дисциплины

    festival.1september.ru/articles/413897 - Проектная деятельность на уроках истории. Приложение к газете «1 Сентября»

    http://rulers.narod.ru/index.html Всемирная история в лицах. Сайт посвящен великим людям в истории человечества. Помимо биографий исторических деятелей, приведены сведения о королевских династиях, различные карты и схемы.


Школа юного историка – это попытка проникнуть в "кухню" историка и самому почувствовать себя исследователем.

нажмите на значок "пуск" в экране плеера для просмотра видеозаписи


На кого рассчитана Школа юного историка?

Школа юного историка рассчитана на ознакомление будущих абитуриентов исторического факультета МГУ, сегодняшних школьников, с основами и новейшими достижениями исторической науки. Для занятий в ШЮИ приглашаются учащиеся 5–10 классов.

Что является целью Школы юного историка?

Школа юного историка ставит своей целью не только познакомить учащихся с мировым историческим процессом, но и привить навыки исследования исторических первоисточников и чтения научной литературы. Задача ШЮИ – дать расширенное представление о человеческом прошлом, помочь учащемуся выбрать более узкую специализацию в рамках гуманитарных наук.

В чём отличие программы Школы юного историка
от программ общеобразовательных школ?

В отличие от программ общеобразовательных школ, на занятиях Школы юного историка рассматриваются наиболее важные и проблемные темы мировой истории, а история России рассматривается в контексте мировой.

Школа юного историка не замыкается на программе отечественной истории; она даёт представление о мировом историческом процессе в целом.

Занятия в очной Школе юного историка - бесплатные , они проходят в помещениях исторического факультета МГУ (в Шуваловском корпусе МГУ по адресу: Ломоносовский проспект, д.27, корп.4) в вечернее время, начиная с 16:25.

С 2010 г. в рамках очной формы проводится "Лекторий школы юного историка ", где выступают студенты старших курсов и аспиранты с рассказами о собственных научных изысканиях. В течение нескольких месяцев учащиеся смогут научиться работе с историческими источниками и научной литературой, познакомиться с интересными событиями и явлениями всемирной истории, получить общее представление о мировом историческом процессе, попытаться самостоятельно выявить закономерности его развития.

Несколько раз в год перед учащимися выступают преподаватели исторического факультета – крупнейшие специалисты в различных областях исторической науки. Помимо занятий лекционного и семинарского типа предполагается проведение экскурсий и посещение музеев.

Дистанционная Школа юного историка

С февраля 2017 г. на базе Центра развития электронных образовательных ресурсов МГУ начинает работу новая образовательная программа – "Школа юного историка (дистанционная форма) ".

Она рассчитана на взаимодействие с учащимися, в силу различных причин не имеющих возможности посещать очную форму Школы юного историка.

Еженедельные занятия включают в себя ознакомительные лекции по всеобщей и отечественной истории, ссылки на различные интернет-ресурсы, а также задания на закрепление материала. Курс рассчитан на учащихся 5 – 10 классов и призван помочь им в изучении истории, а также в развитии навыков самостоятельной исследовательской работы.

Стоимость обучения по этой программе - 20 000 рублей за два семестра.

Государственный исторический музей приглашает детей от 6 лет на занятия в музейных кружках.

Кружок «Жар-птица» (1-3 классы)

30 сентября, 14 и 28 октября, 18 ноября, 2 и 16 декабря, 13 и 27 января, 10 февраля, 3 и 24 марта, 7 апреля

Участники кружка познакомятся с работой художников разных эпох. На экспозиции музея ребята увидят подлинные памятники изобразительного и декоративно-прикладного искусства давних времен и создадут по их мотивам собственные работы.
Стоимость: школьник – 4200 руб., школьник + взрослый – 5400 руб.

Кружок «Жар-птица» (4-5 классы)
по субботам в 12.00 (два раза в месяц)
7 и 21 октября, 11 и 25 ноября, 9 и 23 декабря, 20 января, 3 и 17 февраля, 17 и 31 марта, 14 апреля

В 2017/2018 учебном году темой занятий в старшей группе станет история русского театра — от выступлений скоморохов до постановок Большого театра. Участники создадут композиции по мотивам театральных представлений разных времен.

Кружок «Путешествие в историю: путешествие в Древнюю Русь» (2-4 классы)
по пятницам в 15.30 (два раза в месяц)
22 сентября, 6 и 20 октября, 10 и 24 ноября, 8 и 22 декабря, 12 и 26 января, 9 февраля, 2, 9 и 23 марта, 6, 20 и 27 апреля

На занятиях кружка дети младшего школьного возраста в доступной форме узнают историю Древней Руси, особенности жизни, быта и верований восточных славян. Об этом периоде расскажут разнообразные памятники: одежда и украшения, книги и монеты, утварь и оружие, представленные в залах музея.
Стоимость: школьник – 5600 руб., школьник + взрослый – 7200 руб.

Кружок «Исторический театр кукол» (4-7 классы)
по субботам в 16.00 (два раза в месяц)
7 и 21 октября, 11 и 25 ноября, 9 и 23 декабря, 20 января, 3, 17 и 24 февраля, 10, 17 и 31 марта, 14 апреля

В кружке будет поставлен спектакль по финно-угорскому эпосу «Кудым Ош». В процессе подготовки спектакля кружковцы научатся самостоятельно изготавливать кукол, шить костюмы, писать декорации. Каждый из них получит отдельную роль и примет участие в выступлении.

Кружок «Старинное рукоделие» (3-11 классы)
по субботам в 14.00 (два раза в месяц)
30 сентября, 14 и 28 октября, 18 ноября, 2, 16 декабря, 13, 27 января, 10 февраля, 3, 24 марта, 7 апреля.

На занятиях кружка ребята освоят некоторые традиционные виды рукоделия разных регионов России: изготовят владимирскую лоскутную куклу «столбушку», украшения воронежского костюма – «грибатки», выполнят нижегородскую «крестецкую строчку» и другое.
Стоимость: школьник – 5400 рублей, школьник + взрослый – 6600 руб.

Кружок «Традиционные виды резьбы по дереву» (5-11 классы)
по воскресеньям в 14.30 или 16.00 (три раза в месяц):
8, 15, 22, 29 октября; 12, 19, 26 ноября; 10, 17, 24 декабря; 14, 21, 28 января; 11, 18, 25 февраля; 11, 18, 25 марта; 8 апреля.

На занятиях кружка участники изучают историю и технологию резьбы по дереву. Ребятам объяснят символику резных орнаментов, историю их появления и особенности их применения в быту.
Стоимость: школьник – 9000 руб., школьник + взрослый – 11000 руб.

Кружок «Военная история народов мира» (5-10 классы)
по воскресеньям в 10.30 (два раза в месяц):
Стоимость: школьник – 6300 рублей, школьник + взрослый – 7700 рублей.

Кружок «Военная история средневековой Руси» (5-10 классы)
по субботам в 16.00
23, 30 сентября; 14, 28 октября; 18 ноября; 2, 16 декабря; 13, 27 января; 10 февраля; 3, 17, 31 марта, 14 апреля

В кружке учащиеся познакомятся с военной историей нашей страны IX – XVII веков. Занятия будут посвящены изучению политических предпосылок военных конфликтов, их ходу и последствиям, выдающимся отечественным полководцам, в их числе князьям Святославу Игоревичу и Александру Невскому.
Стоимость: школьник – 6300 руб., школьник + взрослый – 7700 руб.

Кружок «Юный краевед» (5-9 классы)
Младшая группа: по пятницам в 15.30 (два раза в месяц)
29 сентября, 13, 27 октября;17 ноября; 1, 15 декабря; 19 января; 2, 16 февраля; 16, 30 марта; 13 апреля
Старшая группа: по пятницам (два раза в месяц), 16.30 – 18.00:
6, 20 октября; 10, 24 ноября; 8, 22 декабря; 26 января; 9 февраля; 2, 23 марта; 6, 20 апреля

В программе кружка – изучение истории древней Москвы, ее улиц и переулков, путешествие по заповедным зонам старой Москвы, знакомство с историей своих районов и дворов. Курс дополняется знакомством с экспозицией Исторического музея и его филиалов.
Стоимость: школьник – 5400 руб., школьник + взрослый – 6600 руб.

Кружок «История с географией» (6-11 классы)
по понедельникам в 16.00 (два раза в месяц)
18, 25 сентября; 09, 23 октября; 13, 27 ноября; 11, 25 декабря; 15, 29 января; 12, 26 февраля; 12, 26 марта; 09, 23 апреля

участники кружка узнают о многих ключевых фигурах российской истории X-XVII веков. Знакомясь с предметами из богатейшей коллекции музея, кружковцы не только наглядно представят, в каких условиях жили люди этого времени, но и узнают, как различались их представления о географии, соседних странах и мире в целом.
Стоимость: школьник – 7200 руб., школьник + взрослый – 8800 руб.

Кружок «Тайны нумизматики» (7-11 классы)
по средам в 16.30 (два раза в месяц)
27 сентября; 4, 25 октября; 1, 08, 29 ноября; 6 декабря; 17, 24 января; 14 февраля; 7, 14 марта; 4, 11, 18 апреля

Специалисты отдела нумизматики Исторического музея расскажут об истории монет в различных уголках земного шара с самых древних времен до наших дней.
Стоимость: школьник – 5250 руб., школьник + взрослый – 6750 руб.

Кружок «Как жили люди в древности» (2-4 классы)
по четвергам в 16.30, по воскресеньям в 12.30
5, 19 октября; 2, 16, 30 ноября; 14 декабря; 11, 25 января; 8 февраля; 15, 29 марта; 12 апреля; 1, 15, 29 октября; 12, 26 ноября; 10, 24 декабря; 21 января; 4, 18 февраля; 4, 18 марта

На занятиях кружка ребята познакомятся с далеким прошлым нашей родины, начиная с появления каменных орудий и заканчивая образованием государств железного века.
Стоимость:школьник – 5400 руб., школьник + взрослый – 6600 руб.

Кружок «Столетье безумно и мудро. XVIII век» (6-8 классы)
по воскресеньям в 12.15 (два раза в месяц)
8, 22 октября; 5, 19 ноября; 3, 17 декабря; 14, 28 января; 11, 25 февраля; 11, 25 марта; 8 апреля

Учащиеся познакомятся с государственными деятелями и писателями, полководцами и педагогами, книгами и бытовыми предметами «безумного и мудрого» XVIII века.
Стоимость: школьник – 5850 руб., школьник + взрослый - 7150 руб.

Кружок «Славяно-русская археология» (7-11 классы)
по понедельникам в 16.15 (два раза в месяц)
2, 16, 30 октября; 20 ноября; 4, 18 декабря; 22 января; 5, 19 февраля; 5, 19 марта; 2, 16 апреля

На занятиях кружка старшеклассники изучают проблемы археологии и истории России IX - XIV вв., в период зарождения и становления государства.
Стоимость: школьник - 5850 рублей, школьник + взрослый - 7150 рублей.

Кружок «Археология Великой Степи» (5-11 классы)
по четвергам в 16.15 (два раза в месяц):
28 сентября, 12, 26 октября; 9, 23 ноября; 7, 21 декабря; 18 января; 1, 15 февраля; 1, 22 марта; 5 апреля

В кружке «Археология Великой степи» учащиеся познакомятся с историей Восточной Европы от первых веков нашей эры до образования Древнерусского государства IХ в.
Стоимость: школьник - 5850 руб., школьник + взрослый - 7150 руб.

Кружок «История древнейших цивилизаций Средиземноморья» (5-11 классы)
по средам в 15.30 (два раза в месяц)
27 сентября; 4, 25 октября; 1, 8, 29 ноября; 6 декабря; 17, 24 января; 14 февраля; 7, 14 марта; 4, 11, 18 апреля