Музей авиации южной карелии. Действия финских ввс

Со времен егерского движения присяга является торжественным мероприятием. В этот день проводится парад, на котором демонстрируется военная техника тех частей, где будет проходить служба. Перед призывниками выступают ветераны, вспоминающие опыт минувших войн. Бывшие летчики призывают молодежь защищать интересы Финляндии так же самоотверженно, как это делали они.

В финской песне, которая называется «Присяга», есть слова о том, что солдаты не позволят никакого насилия по отношению к Родине, дорогой и любимой Финляндии. Эти слова звучат рефреном:

«Kuullos pyhä vala, kallis Suomenmaa:
sinuun koskea ei väkivalta saa!»

Тиккакоски — история авиации Финляндии

В Тиккакоски проходят срочную службу призывники, которые после присяги станут военнослужащими Финляндских Воздушных сил. Место знаменито расположением таких важных организаций, как Управление ВВС Финляндии, Центр обучения (теория), Информационная служба, Летная школа с базой учебных самолетов. Помимо Академии финских Военно-воздушных сил в Тиккакоски расположено крупнейшее в стране научно-исследовательское подразделение, специализирующееся на разработке авиационных систем.

Здесь же расположен Музей авиации Средней Финляндии. Экспонаты музея рассказывают об истории и современности финской авиации. Интерес представляет также экспозиция макетов самолётов. Имеется отдел авиационной радиотехники и систем воздушного перехвата.

Музей авиации в местечке Тиккакоски, в нескольких километрах от города Ювяскюля, представляет собой огромный ангар, в котором собрано множество самолетов, двигателей, оружия, аппаратуры. Наших туристов, особенно фронтовиков, поражает обилие свастики, голубых крестов на крыльях самолетов.

Невольно возникает вопрос: какое отношение имеет финская свастика к символу национал-социализма? Для ответа на него предлагаем совершить небольшой экскурс в историю.

Древнее обозначение движения солнца вокруг земли, с востока на запад

Свастика — один из самых древних и широко распространённых графических символов, использовался разными народами в разные времена. Магический знак, обозначающий движение солнца вокруг земли, с востока на запад, можно увидеть не только в финских музеях, но и старых книгах. Например, в календаре 1896 года. На странице, посвященной месяцу «февраль» помещена заставка с изображением свастики.

Знак вновь стал пользоваться популярностью в европейской культуре в XIX веке — на волне моды арийской теории. В Финляндии в это время отмечался подъем национального самосознания. Как рассказывают историки, 3 февраля 1899 года вышел манифест, согласно которому российские власти могли бы издавать обязательные для Финляндии постановления без согласия финского сейма. В 1901 году были упразднены самостоятельные финские войска и установлена неограниченная диктатура генерал-губернатора, получившего в 1903 году чрезвычайные полномочия.

Ограничение финской автономии

В результате политики русификации была сделана попытка заставить финнов проходить воинскую службу в российской армии. Когда сейм, который раньше шёл на уступки, отклонил это требование, генерал Бобриков ввел военно-полевые суды. Политика ограничения прав финнов привела к убийству генерал-губернатора Бобрикова. В финских учебниках истории этот период называется «рюссавиха», что переводится буквально как «ненависть к русским» или более нейтрально — «годы угнетения».

По свидетельству С. Ю. Витте, председателя Совета министров Российской империи, «…во все время русской революции было только два политических убийства в Финляндии — Бобрикова и одного прокурора. Оба убийства совершены не анархистами, не революционерами, а финляндцами за национальные идеи. Финляндцы по натуре корректные люди, чтущие законы, и им чужды безобразнейшие убийства, ежедневно совершаемые в России на политической почве… Очень жаль, что нашлись два финляндца, которые совершили эти два политические убийства и запятнали Финляндию политической кровью» .

Под давлением революции 1905 года Николай II вынужден был утвердить принятую финским сеймом новую конституцию Финляндии. Но политика русификации продолжалась, национальное движение в Великом княжестве достигло апогея перед войной 1914 года.

Егерский крест — крест свободы

Еще накануне и в период Первой мировой войны представители финских промышленников сотрудничали с Германией, которая давала займы с меньшим процентом, чем Россия. В 1914 году в Финляндии было объявлено военное положение, страна приняла участие в войне, 500 добровольцев ушло в армию. В результате выборов в парламент социал-демократы получили большинство голосов. Появились военные заказы России, что вызвало промышленный подъём и снижение безработицы, обрушившейся на страну в годы войны.

Казалось, Финляндия стала лояльно относиться к России, если бы не выступления финской буржуазии, занимавшейся шпионажем в пользу Германии. Под влиянием национал-патриотов появилось егерское движение. В 1915 году был сформирован легендарный 27 егерский батальон, состоявший из двух тысяч добровольцев, отправившихся в Ригу, чтобы присоединиться к немецким войскам на Восточном фронте. Впоследствии ветераны 27 батальона составили когорту белой финской армии. Знаменитый генерал Талвела, сподвижник Маннергейма и активный участник Зимней войны, вышел из егерских рядов.

Россия ответила на участие финских добровольцев в войне против нее введением жесткого паспортного контроля. По законам военного времени мужчины в возрасте от 17 до 35 лет, покинувшие Финляндию, приговаривались к смертной казни. Февральская революция спасла финское национальное движение, хотя в стране вспыхнула гражданская война. Белые, не без помощи Германии, потопили в крови красное движение.

С легкой руки шведского друга Маннергейма 6 марта — день рождения авиации Финляндии

Во время гражданской войны свастика пришла в финскую авиацию. 6 марта 1918 года шведский граф Эрик фон Русен подарил белой армии Маннергейма свой первый самолет со свастикой на борту, и эта эмблема по приказу Маннергейма вошла в символику и нагрудные знаки молодой республики. Таким образом именно с этого события финская авиация ведет историю, 6 марта отмечается как День Военно-воздушных сил Финляндии.

В Германии свастика стала государственным символом после прихода к власти нацистов в 1933 году. Она изображалась на гербе и флаге. Финская свастика, «хакаристи», проделала длинный путь: от магического знака до воинского символа. Она представляла Финляндию на фронтах двух войн, которые Финляндия вела с Советским Союзом — Зимней войны и Войны-продолжения.

Несмотря на то, что после Второй мировой войны в ряде стран изображение свастики было запрещено, всевозможного толка нацистские группировки и сегодня используют ее. В армии Финляндии нет места свастике, которую запятнали гитлеровцы в годы войны. На эмблеме Воздушных сил Финляндии вместо «хакаристи» изображен круг.

Александр КОТЛОБОВСКИЙ

n

авиаполк авиагруппа тип самолета количество Место базирования
LLv-10 Фоккер СХ 13 г.Лаппеенранта
LLv-12 Фоккер СХ 13 г.Суур-Мерийоки
Фоккер CV-E 7 н.п.Лайкко
Фоккер СХ 4 н.п.Лайкко
Блэкберн "Райпон"IIР 9 г.Вяртсиля (2 эск.)
Фоккер D-XXI 3
Фоккер D-XXI 36 г.Иммола
Глостер "Геймкок"-М 9 г.Иммола
Авро "Энсон" Мк.1 3
Итого 145
Из них боеготовых 115

Истребитель Фоккер D-XXI



Разведчик Фоккер CV-E











Истребитель Фиат G.50



Трофейный И-16


2*




БИБЛИОГРАФИЯ.

Примечания:

ВВС Финляндии в Зимней войне

Александр КОТЛОБОВСКИЙ

Когда 30 ноября 1939 года Сталин бросил красноармейцев на доты линии Маннергейма, он рассчитывал "малой кровью, могучим ударом" покончить с независимостью Финляндии, уготовив ей судьбу, которая вскоре постигла прибалтийские государства. Однако, финны оказали ожесточенное сопротивление как на земле, так и в воздухе, а Красной Армии пришлось расплачиваться крупными жертвами и потерями за авантюризм "величайшего полководца всех времен и народов". Одной из причин столь тяжелых последствий была недооценка высшим руководством страны и РККА вооруженных сил Финляндии – уровня их боевой подготовки и намерения солдат сражаться до конца, отстаивая независимость своей Родины. Это в полной мере касается и финских ВВС.

В 1939 г., накануне войны, финские ВВС подверглись серьезной реорганизации. Ко времени конфликта административно они подчинялись министерству авиации в Хельсинки, а в оперативном отношении командованию сухопутных войск. Организационно боевые силы ВВС Финляндии разделялись на три полка (Lentorvmmenti – LeR). На "1-й авиаполк (LeR-1), штаб которого находился в г.Суур-Марийоки, возлагалась задача непосредственного взаимодействия с войсками. Оборона воздушного пространства страны была возложена на 2-й авиаполк (LeR-2). Штаб его располагался в г.Утти. Для действий по ближним тылам вероятного противника предназначался 4-й авиационный полк (LeR-4) со штабом в г.Иммола. Полки, в свою очередь, подразделялись на группы (Lentolaivue – LLv), а группы – на эскадрильи.

Для действий на морском театре предназначались две отдельные группы: LLv-36 и LLv-39.

LLv-36 имела шесть "Райпонов" в варианте поплавкового гидросамолета и находилась в районе населенного пункта Каллвик.

LLv-39 имела всего два поплавковых К-43, переданных из LLv-16. Машины базировались на Аландских островах, что являлось, вообще-то, нарушением договора о демилитаризации Аландов, согласно которому на архипелаге запрещалось держать войска, военную технику, материалы и т.д.

Сразу после войны советская историография начала утверждать о наличии у финнов около пятисот боевых самолетов. Правда, в более поздних публикациях это число снизили до двухсот шестидесяти.

Подготовка военных летчиков осуществлялась в авиашколе (г.Каухава) и в учебной авиагруппе TLLv-36 (г.Сантаха- мина, где находилась и школа авиамехаников). Парк учебных самолетов был весьма разнообразен. Применялись машины: германского производства – Фокке-Вульф FW44J "Штиглиц" (FW44 Stieglitz), чехословацкого – Аэро А-32 и Летов S-218A (Letov S.218A), английского и финского – Де-Хевилленд "Мот" (De Havilland DH-60 Moth), а также самолеты местной разработки – "Туйску" (Tulsku), "Сааски". "Виима" (Viima) и "Котка" (Kotka). С началом военных действий часть этих аппаратов была передана в боевые подразделения для использования в качестве связных.

Своеобразным резервом военно- воздушных сил была местная авиакомпания "AERO OY.n . После начала войны она передала в военную авиацию по два пассажирских самолета Юнкере Ju 52/Зм (Junkers Ju 52/3m) и Юнкере F-13 (Junkers F-13). Кроме того, в ходе военных действий в интересах ВВС использовались два Дугласа DC-2 (Douglas DC- 2) и два Де-Хевилленда DH-89A "Дрэгон Рапид" (De Havilland DH-89A Dragon Rapid). Резервом было также общество авиационной обороны, где под руководством военных летчиков осуществлялась первоначальная летная подготовка на "мотах". Наряду с этим из частного сектора для использования в качестве связных были мобилизованы еще один "мот" и одна Сессна С-37 (Cessna С-37).

Часть авиатехники закупалась за границей, другая – выпускалась на заводе государственной компании Valmet (Valtion Lento konetehdas) в г.Котка, где также производился и ее капитальный ремонт. За предвоенное десятилетие, с 1929 г. по 1939 г., там было выпущено около двухсот боевых и учебно-тренировочных самолетов.

Таков был авиационный потенциал финнов в предверии драматических событий зимы 1939-40 годов.

С началом боевых действий самолеты 1-го авиаполка перелетели на полевые аэродромы, где ими велись разведка советских позиций в прифронтовой зоне, бомбардировки, связные полеты и т.д.

Машины полка, в первую очередь Фоккер СХ (Fokker СХ), применялись и для выполнения штурмовых задач. Надо отметить, что в боях выявилась весьма высокая живучесть самолетов этого типа.

Группа LLv-12 взаимодействовала с войсками II армейского корпуса финнов, воевавшего на Карельском перешейке. Там же дислоцировалась и группа LLv- 14, поддерживая части III армейского корпуса.

Как уже упоминалось, группа LLv-16 была вооружена поплавковыми гидросамолетами. Надо сказать, что автору не удалось найти никаких данных о действиях эскадрильи "юнкерсов". Можно лишь предположить, что они осуществляли единичные разведполеты против сил Северного флота, а затем применялись для различного рода транспортных перевозок.

Что касается "Райпононов", то на них с замерзанием гидроаэродрома в Вяртсиле заменили поплавки лыжами и стали действовать против войск Красной Армии. наступавших на участке между Ладожским и Онежским озерами.

Первые же бои показали, что матчасть LeR-1 устарела и имеет крайне мало шансов уцелеть при встрече с советскими истребителями И-16 и И-153.

авиаполк авиагруппа тип самолета количество Место базирования
LLv-10 Фоккер СХ 13 г.Лаппеенранта
LLv-12 Фоккер СХ 13 г.Суур-Мерийоки
Фоккер CV-E 7 н.п.Лайкко
Фоккер СХ 4 н.п.Лайкко
Блэкберн "Райпон"IIР 9 г.Вяртсиля (2 эск.)
Фоккер D-XXI 3
Фоккер D-XXI 36 г.Иммола
Глостер "Геймкок"-М 9 г.Иммола
Авро "Энсон" Мк.1 3
Итого 145
Из них боеготовых 115

Истребитель Фоккер D-XXI



Разведчик Фоккер CV-E



Легкий бомбардировщик Блэкберн "Райпон"


Экипажи "фоккеров" и "райпонов" надеялись только на живучесть своих машин, которая оказалась весьма неплохой. Кроме того, летчиков выручали имитация подбития своего самолета и уход на бреющем полете. Боевые вылеты полка пришлось почти полностью перенести на ночное время. Если же возникала необходимость посылать в дневное время за линию фронта одиночный разведчик, то ему давалось весьма сильное истребительное прикрытие – до шести самолетов. Без подобного эскорта днем летали лишь в плохую погоду.

В ходе боев группы полка понесли серьезные потери. Так, ко времени окончания конфликта часть имела шестнадцать исправных СХ и шесть – CV-E. Правда, за этот период LeR-1 пополнился и новыми самолетами. Три CV-E, полученные из Швеции, были направлены в LLv-16. LLv-12 получила из группы LLv-26 (перевооружавшейся на "фиаты") восемь "гладиаторов", a LLv-14 – шесть.

Перед истребителями 2-го полка (LeR-2) стояла первоочередная задача по прикрытию крупных населенных пунктов страны, важных магистралей, военных и промышленных обьектов стратегического значения. Выполнение этих заданий затруднялось крайней малочисленностью самолетного парка, не способного противостоять количественно превосходящим силам советских ВВС. Кроме того, обстоятельства войны вынуждали использовать скудные силы полка дтгя выполнения штурмовых задач, а также сопровождения своих разведчиков и бомбардировщиков.

Налеты советской авиации начались с первого же дня конфликта: уже в 8 часов утра 30 ноября ВВС РККА сбросили первые бомбы на столицу и другие города Финляндии. Финские истребители из-за плохой погоды оставались на земле. На следующий день налеты на Хельсинки повторились. Ударам советских бомбардировщиков также подверглись аэродромы в Иммоле и Суур-Мериоки. где базировались "фоккеры" группы LLv-24, принявшей на себя основную тяжесть борьбы в воздухе. Погодные условия 1 декабря были несколько лучше, чем днем раньше, и истребители группы вылетели на перехват. Завязались воздушные бои. В этот же день зарегистрирована первая победа в истории финских ВВС: лейтенант Эйно Луукканен встретил в районе Выборга пару СЬ и сбил один из них. Всего же к концу второго дня боев группа, как утверждают западные источники, сбила десять советских самолетов. Но в результате недостаточно отработанного взаимодействия с собственной ПВО подразделение потеряло от огня финских же зенитчиков один истребитель.

Весь декабрь, несмотря на посредственные метеоусловия, налеты советской авиации продолжались, поэтому группа все время находилась в боях. За этот период было зарегистрировано еще тридцать шесть побед. Всё сбитые самолеты являлись бомбардировщиками. К концу года две эскадрильи были перебазированы на новый аэродром – Иовтано. С первых дней января 1940 г. погода кардинально улучшилась. В связи с этим обеими сторонами было существенно увеличено число самолето-вылетов, и воздушные бои приняли более ожесточенный характер.

6 января произошел наиболее знаменитый, с точки зрения финнов, воздушный бой. В этот день пара "фоккеров" в составе ведущего – капитана Йормы Сарванто и ведомого – капитана Пера-Эрика Совелиуса встретила семерку бомбардировщиков ДБ-3 , шедших без истребительного прикрытия. Встреча закончилась для советских самолетов трагически: Сарванто сбил шесть машин, а седьмая – стала добычей Совелиуса. Дело происходило в районе города Куопио. В советских источниках по поводу этого боя, как и о многих других, ничего не говорится, поэтому данные об этом эпизоде пока односторонние. Некоторые западные авторы утверждают, что бомбардировщики были невооружены. Кроме того, в советской литературе говорится о недостаточной живучести многих типов самолетов ВВС РККА того времени. В частности, отмечается отсутствие протектирования топливных баков и системы заполнения их инертным газом.

В тот же день одержал свою вторую победу лейтенант Луукканен. Надо сказать, что основной мишенью финских истребителей были бомбардировщики и разведчики, но не истребители. Это связано с численным и качественным превосходством советских самолетов этого класса (особенно И-16 последних серий) над D-XXI. Поэтому финское командование запретило на "фоккерах" ввязываться в бои с истребителями противника. Наиболее рациональным было использование скудных сил LLv-24 именно против бомбардировщиков.

Однако не все финские летчики подчинялись приказам своего командования. В январе в боях с советскими истребителями группа потеряла двух своих асов: 19 января был сбит сержант Петти Тилли, имевший пять побед, а 30 января – лейтенант Яакко Вуорела, за которым числилось шесть сбитых самолетов. 28 февраля, за две недели до окончания конфликта, погиб третий ас – лейтенант Хутанантти. Свою последнюю победу он одержал, таранив, как утверждается, советский истребитель.





Самолет "Котка" финского производства


В феврале группа продолжала отражать налеты советских бомбардировщиков.

В марте LLv-24 приняла участие в боях за Выборг, притом в последнюю неделю войны она перенесла свои усилия на штурмовые действия против советских войск.

За время войны группа потеряла двенадцать "фоккеров", из них половину в боях, а остальные – в результате различного рода летных проишествий. В строю было двадцать девять машин, из них двадцать две исправные.

К исходу боев в группе LLv-24 насчитывалось десять летчиков, одержавших пять и более побед, т.е. ставших асами. Ниже приводятся их имена и число побед. Капитан Йорма К.Сарванто -13 Ст.сержант Виктор Пьетса – 7.5 Капитан Пер-Эрик Совелиус – 7 Ст.сержант Келпо Вирта – 7 Лейтенант Тату Л.Хуганантти – б Лейтенант Яакко Вуорела – б Капитан Йорма Кархунен – 5 Майор Г.Е. Магнуссон – 5 (командир LLv-24) Сержант Пентти Т.Тилли – 5 Ст.сержант Ирье О.Туркка – 5 Упоминавшийся выше лейтенант Луукканен одержал за время конфликта две персональные победы и одну – в группе.

Другим подразделением полка, как уже отмечалось, была группа LLv-26, вооруженная устаревшими "бульдогами". В ходе боев она одиннадцать раз меняла места своего базирования.

Успехов никаких пока не было. Лишь в феврале "бульдогам" удалось одержать одну единственную победу – сбить СБ.

В этом же месяце началось перевооружение: подразделение начало получать первые "Гладиаторы". "Бульдоги" же были переданы в учебно-тренировочный полк TLeR-2. Одну из первых побед на новой технике одержал 2 февраля старший сержант Ойва Туоминен, сбивший в бою два И-16. (Ранее он был откомандирован в LLv-24, где на "Фокке- ре" одержал одну личную и одну групповую победы. К концу войны на счету Туоминена числилось восемь побед.)

Однако "Гладиаторы" несли серьезные потери, и. как уже отмечалось, в начале марта четырнадцать уцелевших машин этого типа были переданы в 1-й авиаполк (LeR-1). Группа начала перевооружаться на итальянские истребители Фиат G.50 "Фрешия" (Fiat G.50 Freccia). Первый из них прибыл в подразделение 11 февраля. Победа на "фиатах" была достигнута 26 февраля, когда лейтенант Пугакка сбил И-16. На счету его же звена был и последний в этой войне успех группы – сбитый 11 марта ДБ-3. К концу боев, кроме Туоминена, в группе был еще один ас, лейтенант Урхо Неминен, одержавший пять побед на "гладиаторах". (Пугакка сбил четыре самолета). Всего за время боев группа одержала более двадцати побед. На последний день войны подразделение имело 26 "фиатов", из них четырнадцать боеготовых.

С прибытием из Франции тридцати истребителей Моран MS-406C1 (Morane-Saulnier MS-406C1) в полку была организована еще одна группа. LLv-28, которой командовал майор Ни- ило Юсу. Подразделение вступило в бой 4 февраля в районе Выборга и действовало с трех аэродромов: Саакилаа, Холлола и Утти. Его основной задачей было отражение налетов советской авиации. Кроме того, в последнюю неделю боев самолеты группы прикрывали истребители LLv-24, действовавшие в качестве штурмовиков. Итог боевой работы LLv-28: 259 боевых вылбтов, 28 проведенных боев. 16 подтвержденных и 4 предположительные победы. Наиболее результативным летчиком стал лейтенант Кару, сбивший три самолета. В боях группа потеряла один самолет, и десять были серьезно повреждены. Ко времени прекращения конфликта в LLv-28 оставалось девятнадцать боеспособных истребителей.

Всего за время войны через полк LeR-2 прошло 142 самолета пяти различных типов. Проведено 493 воздушных боя, в которых, как утверждается, было сбито 293 советских самолета. Кроме того, полку записано еще пятьдесят предположительных побед. Потеряно двадцать девять машин, и сорок одна получила крупные повреждения. В боях погибло пятнадцать летчиков, и шестнадцать было ранено.

Напряженную работу вели бомбардировщики 4-го полка (LeR-4). Они наносили удары по скоплениям советских войск вокруг Ленинграда, по портовым сооружениям и вмерзшим в лед кораблям Балтийского флота, а также по советским военным обьектам в Эстонии. Были также предприняты попытки совершить налеты на Ленинград, которые после понесенных потерь больше не предпринимались. Отмечены также полеты в направлении Мурманска с целью разбрасывания листовок. На заключительном этапе конфликта часть действовала исключительно в районе Выборга.

Ввиду интенсивного боевого применения полк нес серьезные потери. Так, к концу года в группе LLv-44 осталось лишь пять "бленхеймов", которые она передала в LLv-46. Взамен получила десять прибывших к тому времени из Англии бомбардировщиков "Бленхейм"Мк.1\/ (Blenheim IV). С получением в феврале 1940г. оттуда же двенадцати бомбардировщиков "Бленхейм" Mk.l в составе полка было сформировано еще одно подразделение-группа LLv-42. Однако, как можно судить по имеющимся данным, эта группа не успела принять участия в боях из-за незавершенного процесса подготовки экипажей.

За время боев LLv-44, как и LLv-46, совершили 423 боевых вылета, сбросив 113 тонн бомб. Было сбито семь "бленхеймов". из них четыре – Mk.IV. Три Mk.IV получили серьезные повреждения. Еще одиннадцать машин было потеряно по другим причинам. К концу боевых действий полк имел двадцать девять бомбардировщиков, из них боеспособных всего лишь одиннадцать. В ходе боев в группе LLv-44 применяли в качестве ночного бомбардировщика транспортный самолет Дуглас DC-2, полученый от шведов.



Турельная установка с пулеметом "Льюис" на "Бленхеймс" Мк.1



Истребитель Фиат G.50


Морские эскадрильи, LLv-36 и LLv-39, выполняли патрульные полеты над Финским и Ботническим заливами, а также Аландским морем, пытаясь воспрепятствовать действиям советских

подводных лодок. Кроме того, "юнкер- сы" из LLv-39 занимались транспортными перевозками. Один из патрульных самолетов был сбит зенитным огнем советской подводной лодки С-1. С наступлением ледостава на "райпонах" из LLv-36 поплавки были заменены на лыжи, и самолеты начали действовать на сухопутном направлении. В марте 1940 г. эта группа получила пополнение в виде двух прибывших из Швеции FK-52.

Транспортные самолеты действовали, главным образом, в интересах командования ВВС, а также авиачастей.

Определенные потери понесли самолеты связи. Так, из имевшихся полутора десятков "мотов" к концу войны осталось восемь.

Большая работа была проведена в авиашколах и учебных частях: в ходе Зимней войны было подготовлено около пятисот новых летчиков и почти двести наблюдателей.

Особо нужно отметить ту поддержку, которую оказали многие страны мира маленькой Финляндии, борющейся за свою независимость с могучим соседом. Иностранные летчики в первую очередь оказывали помощь тем, что перегоняли туда из других стран различную авиатехнику. Ряд заграничных летчиков-волонтеров приняли участие в боях в составе финских авиачастей. Так, в LLv-26 на "фиатах" воевала группа итальянцев. Один из них, сержант Манзоччи, погиб, разбившись при вынужденной посадке на замерзшее озеро. В LLv-24 в последней фазе конфликта сражались датские летчики. Двое из них одержали победы в боях: И.Ульрих – три, а Е.Фрийс – две. К сожалению, датчанам не удалось проявить подобные бойцовские качества при отражении гитлеровской агрессии против их страны, последовавшей вскоре после окончания советско-финляндской войны.

В ходе боев на авиабазе Холлола было сформировано подразделение (группа LLv-22), состоящее из летчиков-иностранцев: англичан, канадцев, американцев, датчан, поляков и испанцев. Группой командовал финский офицер, капитан Эркки Хейнилаа." Она предназначалась для действий на истребителях Брю- стер В-239 (Brewster В-239), сорок четыре экземпляра которых были закуплены в США. Первыйиз них прибыл в Финляндию 20 февраля 1940 г. Однако следующая партия из пяти машин прибыла в страну буквально накануне перемирия. Поэтому участия в боях группа не принимала и после войны, летом того же года, была расформирована.

Особое место занимает поддержка Швеции. Правительство этой страны, встревоженное развитием событий, увидело в них потенциальную угрозу для – себя и решило оказать посильную помощь соседу. Законы Швеции, несмотря на ее нейтралитет, разрешали военнослужащим армии страны служить на добровольной основе в вооруженных силах других государств и принимать участие в военных действиях. В этой связи было сформировано подразделение, состоящее из летчиков-волонтеров. По шведской классификации оно получило наименование "Авиафлотилия-19" (Flygflottlly F-19). Командиром был назначен майор Уго Бекгаммар. На вооружении части было семнадцать самолетов: двенадцать истребителей Глостер J8 "Гладиатор" Mk.l (GlosterJ8 Gladiator I), четыре бомбардировщика Хоукер "Харт" В-4А (Hawker Hart) и один транспортный.

11 января 1940 г. флотилия прибыла в Финляндию. У финского командования она получила обозначение LeR-19. Часть действовала на севере страны, в Лапландии. Базировалась она на льду замерзшего озера Кеми. Несколько позже майор Бекхаммар рассредоточил группу по отдельным площадкам с целью максимально охватить возможный район боевых действий и уменьшить ее уязвимость от ударов авиации РККА.



Трофейный И-16


Первый день начался неудачно: из- за ограниченных размеров полосы на озере столкнулись два "харта", что сразу уменьшило потенциал флотилии. Только в феврале для восполнения потерь из Швеции прибыл еще один самолет того же типа. "Харты" поначалу действовали днем, под охраной "гладиаторов". Однако прикрытие не всегда было возможно, из-за чего угроза быть сбитыми для устаревших разведчиков резко возросла. Вскоре один из них, подбитый огнем советской зенитной артиллерии, совершил вынужденную посадку на территории противника. Однако шведы этот случай предусмотрели: экипажу, имевшему с собой лыжи, удалось уйти к своим. После этого "харты" перешли исключительно к ночным действиям. "Гладиаторы" осуществляли оборону объектов в Лапландии. а также сопровождение своих бомбардировщиков. Шведские истребители на равных дрались с И-15 бис и И-153. Однако И-16 являлся для них более серьезным соперником. Из двенадцати сбитых советских самолетов, о которых заявили шведы, было шесть истребителей и столько же бомбардировщиков, в т.ч. один ТБ-3. Свои потери – три "гладиатора".

После окончания боев 19-я флотилия вместе с техникой вернулась в Швецию.

Довольно значительными были поставки авиатехники. В советской историографии приводятся данные о 350 либо 376 самолетах, доставленных в Финляндию за время войны. Западные источники приводят несколько меньшее число -225 машин. Притом несколько из них разбилось по пути в Финляндию, а часть – прибыла лишь по окончании боевых действий. До 13 марта 1940 года, даты прекращения конфликта, было получено и успело принять участие в боях около ста самолетов различных типов.

Из Англии в Финляндию были отправлены машины: двадцать четыре "бленхейма" (один Mk.IV разбился в пути, а другой был сильно поврежден), тридцать "гладиаторов", двенадцать "лизандеров", одиннадцать "харрикейнов". Из них только десять "гладиаторов" были переданы безвозмездно, а остальные – в рамках торгового соглашения.

Южно-Африканский Союз, британский доминион, безвозмездно передал двадцать два учебно-тренировочных истребителя Глостер "Гонтлет"-М (Gloster Gauntlet II).

Италия отправила в Финляндию тридцать пять истребителей Фиат G.50. На некоторое время они были задержаны в Германии. Как уже указывалось, принять участие в боях успела лишь где- то половина этой партии. Пять истребителей разбились при перегонке либо освоении личным составом.

Большие усилия по оказанию помощи финнам предприняла Франция. Решено было безвозмездно передать ВВС Финляндии двенадцать двухмоторных истребителей Потэ 631 (Potez 631), а также сорок девять одномоторных: тридцать "моранов". пятнадцать Кодрон С.714 (Caudron С.714) и четыре Коолхо- вен FK-58 (Koolhoven FK-58). Кроме того, приближалось подписание соглашения о продаже пятидесяти пяти "кодронов", сорока шести "коолховенов", а также двадцати пяти многоцелевых Анрио С.232 (Hanriot С.232). За время войны, как известно, финны получили лишь тридцать "моранов", а шесть "кодронов" поступило уже в мае 1940 г. Прекращение военных действий остановило поставку остальных машин и сорвало подписание соглашения.

Не осталась в стороне и Швеция, откуда пришло одиннадцать самолетов различных типов: три истребителя "Якт- фалк" J-6A и два истребителя Бристоль "Бульдог" Мк.II (все они годились только для использования в авиашколах), три разведчика Фоккер CV-D, два – Коолховен FK-52 и один транспортный самолет Дуглас ДС-2. При этом отметим, что оба "коолховена" и "дуглас" приобрел на свои средства известный шведский летчик-авантюрист граф Карл-Густав фон Розен. В печати также были сведения о получении в этот период из Швеции двух истребителей "Бульдог" Mk.IV.

В США было закуплено сорок четыре "брюстера", но они, как указывалось, принять участие в боях не успели.

Своеобразным источником пополнения стали трофеи. В руки финнов досталось двадцать пять советских самолетов, находившихся в различной степени исправности: пять И-15 бис. один И-16, восемь И-153. пять ДБ-3 и шесть СБ. Многие из них нашли применение в финской авиации.

Пару слов о действиях наземной ПВО Финляндии: финские зенитчики числят за собой 330 сбитых советских самолетов.

Финны признали потерю шестидесяти семи своих самолетов, из них двадцати одного – в воздушных боях. Серьезные повреждения получили шестьдесят девять машин. Погибло 304 авиатора, 90 пропало без вести, 105 – ранено.

Надо отметить, что, благодаря поставкам с Запада, финские ВВС в последний день войны, невзирая на потери, насчитывали 196 боевых самолетов, в т.ч. 112 боеспособных, т.е. больше, чем накануне – 30 ноября 1939 г.

Недавно в отечественной печати были опубликованы данные о потерях советской авиации в данном конфликте. Что касается ВВС, то в боях было потеряно 219 самолетов, а в авариях и катастрофах-203. Правда, в книге Шумихина "Советская военная авиация 1917-1941" говорится, что боевые потери составили 261 самолет и 321 авиатор. Авиация Балтийского флота потеряла восемнадцать самолетов. При этом от боевого воздействия противника потеряно семнадцать машин: двенадцать в воздушных боях, а пять – от огня зенитной артиллерии. С другой стороны было заявлено об уничтожении 362 финских самолетов. Как видим. данные бывших противников весьма и весьма расходятся между собой.

…Итак, война завершилась. Финляндия проиграла и была вынуждена уступить Советскому Союзу часть территории. Наша страна ценой огромных жертв одержала победу, которая теоретически должна была усилить ее обороноспособность, отодвинув границу на северо-запад. На практике же финны не смирились с поражением и при первом же удобном случае, представившемся им 22 июня 1941 г., вооруженные опытом "зимней войны", попытались взять реванш…

2* слово "авантюрист" здесь применено в его первоначальном значении – "искатель приключений"



1. Gladiator Mk.i шведской флотилии F-19. Размещение опознавательных знаков снизу нижнего крыла нетипично для финских "Гладиаторов".

2. Fokker D- XXI финского аса Йормы К.Сарванто (13 побед в Зимней войне).

3. Blenheim Mk.I из LLV-44, переданного позднее в LLv-46. До перехода группы на ночное применение крыло снизу было окрашено в голубой цвет.

4. Koolhoven FK-52, полученный LLv-36 из Швеции в марте 1940 г.

5. MS 406C1 из LLv-28 летал с французским камуфляжем.


БИБЛИОГРАФИЯ.

1. В. Г. Иванов. От подвига к подвигу. Лениздат. 1985 г.

2. История второй мировой войны. 1939-1945 Т.З. М.Воениздапь 1974.

3. В.Мельников. Развитие морской авиации в предвоенный период. "Морской сборник". №3.1990 г.

4. М.Монаков. "Факел" над Балтикой. "Морской сборник". №3.1990 г.

5. A.M.Носков. Северный узел. "Военно-исторический журнал". №7.1990 г.

6. Б.С.Шумихин. Советская военная авиация М.Наука, 1986 г.

7. Alain Bombeau. L"llmavoimat… Ses materials. "Aviation Magazine International". №№662-672.1975. №№673-688. 1976.

8. Alain Bombeau. L"llmavoimat… Ses operationes "Aviation Magazine International". №№664-668.1975.

9. A Second String Arrow… the Fiat G.50. "Air InternationaC. May. 1988.

11. Vaclav Nemecek. Koolhoven FK-52. "Letectvi + Kosmonautika" №26. 1990.

12. Christopher Shores. Air Aces. Bison B(X)ks Corp. 1983.

13. Christopher Shores. Suomen Ilmavoimat 1918-1968. Sanomapaino. Helsinki. /970

Бытует мнение, особенно среди петербуржцев, что «в Финляндии смотреть нечего». Ну разве что в коттедже пожить, половить рыбу на лесном озере или покататься на лыжах. К счастью, это не так. Кроме аквапарков, лыжных спусков и магазинов с Fairy и красной икрой в стране Суоми имеются и другие достопримечательности. Одна из них - авиационный музей в Тиккакоски, в 20 километрах от города Ювяскюля.

Когда-то авиационный музей в Тиккакоски носил статус «Официального музея ВВС Финляндии». В 1970-е годы это тихое местечко, наверное, было мечтой советских разведчиков. Почему? Все просто - здесь расположено Управление ВВС Финляндии, Центр обучения пилотв ВВС, Информационная служба и Летная школа с базой учебных самолетов. Помимо Академии финских Военно-воздушных сил в Тиккакоски находится также крупнейшее в стране научно-исследовательское подразделение, специализирующееся на разработке авиационных систем… В общем, место для музея выбрано не случайно. К слову сказать, еще один финский авиационный музей находится неподалеку от Хельсинки в пригороде Вантаа, но пока посещать его не доводилось.

Но вернемся в Тиккакоски. Первое, что поражает в экспозиции - обилие свастики. Сама по себе свастика ничего негативного не представляет. Это один из самых древних графических символов обозначающий движение Солнца вокруг Земли, с востока на запад. В европейской культуре XIX века этот символ пользовался огромной популярностью на волне моды арийской теории.

На крылья самолетов финская свастика «хакаристи» попала в время гражданской войны: 6 марта 1918 года шведский граф Эрик фон Русен подарил белой армии Маннергейма первый самолет со свастикой на борту. После этого в общем-то выбора у финнов не оставалось - приказом Маннергейма эта эмблема вошла в символику и нагрудные знаки молодой республики.

Получается, что свастика в финской авиации появилась задолго до того, как она стала государственным символом фашистской Германии. Впрочем, исторически финская свастика «хакаристи» никакого отношения к «немецко-фашистскому» символу не имела.

В годы Второй Мировой войны финские ВВС использовали «хакаристи» в качестве опознавательного знака самолетов страны Суоми - голубая свастика в белом круге, наносилась на крылья и фюзеляж самолета.

После Второй Мировой войны от свастики финской авиации пришлось отказаться, уж слишком одиозным стал этот символ, прочно ассоциирующийся с германским фашизмом.

Сегодня на эмблеме Воздушных сил Финляндии вместо «хакаристи» изображен нейтральный бело-синий круг, повторяющий цвета национального флага Финляндии.

Если говорить про музейное здание, то это один немалых размеров железобетонный ангар, скорее похожий на большой заводской цех. Наверно, в силу недостатка места, самолеты располагаются очень плотно к друг дургу и иногда кажется, что это не музей, а большой склад старых летательных аппаратов.

Удивительно, но «капиталистическая» Финляндия в 1960-80х годах активно и с удовольствием использовала военные самолеты советского производства. К примеру, на снимке - бомбардировщик Ил-28Р. С 1961 по 1981 три таких самолета использовалиьс в качестве буксировщиков мишений, а кроме того имелся и один «настоящий» бомбардировщик Ил-28Р. Предполагаю, что именно эта машина и стоит в музее.

В истребительной авиции служили «наши» МиГ-21. Вообще первые самолеты МиГ в количестве 4 штук поступили на вооружение финских ВВС в 1962 году. Это были учебно-тренировочные МиГ-15УТИ. Один из них в ярко-зеленой, «кислотной», окраске стоит перед входом в музей, а его фото размещено в начале сегодняшнего поста. Позже были получены еще несколько десятков МиГ-21. Один из самолетов, как раз и изображен на снимке.

Самолеты МиГ состояли на вооружении Финских военно-воздушных сил до 1990-х годов (в истребительной авиации - до конца 1980-х). Сегодня кабина одного из самолетов находится в музее и любой желающий, усевшись в нее, может почувствовать себя военным летчиком. Интересно, что основная часть надписей на приборной панели вполнена по-фински, но если присмотреться, то находятся и знакомые кириллические символы.

Рядом с кабиной самолета МиГ располагается часть фюзелжа шведского самолета SAAB 35 Draken. Как минимум, по количеству приборов, скандинавский самолет проигрывает «нашим» МиГам… Интересная подробность - бортовые системы «советских» самолетов МиГ были доработаны компанией Nokia (да, да, то самой…), что обеспечивало единый формат данных, поступавший с борта самолетов SAAB и МиГ-21.

А это американский Douglas.

К сожалению, из-за обилия экспонатов запомнить их все нет никакой возможности. Однако общее впечатление о музее осталось положительное - разнообразно, интересно, необычно. Для детей особенно важно, что в некоторые самолеты можно садиться и даже «рулить», ощутив себя настоящим пилотом.
Ну, а на память с собой можно прикупить подлинную техническую документацию на самолеты 50-70-х годов. Ставшие уже ненужными инструкции, чертежи, схемы, в том числе и на отечественные машины (и даже на русском языке!) продаются по умеренной цене в сувенирном киоске на выходе из музея.

Бытует мнение, особенно среди петербуржцев, что «в Финляндии смотреть нечего». Ну разве что в коттедже пожить, половить рыбу на лесном озере или покататься на лыжах. К счастью, это не так. Кроме аквапарков, лыжных спусков и магазинов с Fairy и красной икрой в стране Суоми имеются и другие достопримечательности. Одна из них - авиационный музей в Тиккакоски, в 20 километрах от города Ювяскюля.

Когда-то авиационный музей в Тиккакоски носил статус «Официального музея ВВС Финляндии». В 1970-е годы это тихое местечко, наверное, было мечтой советских разведчиков. Почему? Все просто - здесь расположено Управление ВВС Финляндии, Центр обучения пилотв ВВС, Информационная служба и Летная школа с базой учебных самолетов. Помимо Академии финских Военно-воздушных сил в Тиккакоски находится также крупнейшее в стране научно-исследовательское подразделение, специализирующееся на разработке авиационных систем… В общем, место для музея выбрано не случайно. К слову сказать, еще один финский авиационный музей находится неподалеку от Хельсинки в пригороде Вантаа, но пока посещать его не доводилось.

Но вернемся в Тиккакоски. Первое, что поражает в экспозиции - обилие свастики. Сама по себе свастика ничего негативного не представляет. Это один из самых древних графических символов обозначающий движение Солнца вокруг Земли, с востока на запад. В европейской культуре XIX века этот символ пользовался огромной популярностью на волне моды арийской теории.

На крылья самолетов финская свастика «хакаристи» попала в время гражданской войны: 6 марта 1918 года шведский граф Эрик фон Русен подарил белой армии Маннергейма первый самолет со свастикой на борту. После этого в общем-то выбора у финнов не оставалось - приказом Маннергейма эта эмблема вошла в символику и нагрудные знаки молодой республики.

Получается, что свастика в финской авиации появилась задолго до того, как она стала государственным символом фашистской Германии. Впрочем, исторически финская свастика «хакаристи» никакого отношения к «немецко-фашистскому» символу не имела.

В годы Второй Мировой войны финские ВВС использовали «хакаристи» в качестве опознавательного знака самолетов страны Суоми - голубая свастика в белом круге, наносилась на крылья и фюзеляж самолета.

После Второй Мировой войны от свастики финской авиации пришлось отказаться, уж слишком одиозным стал этот символ, прочно ассоциирующийся с германским фашизмом.

Сегодня на эмблеме Воздушных сил Финляндии вместо «хакаристи» изображен нейтральный бело-синий круг, повторяющий цвета национального флага Финляндии.

Если говорить про музейное здание, то это один немалых размеров железобетонный ангар, скорее похожий на большой заводской цех. Наверно, в силу недостатка места, самолеты располагаются очень плотно к друг дургу и иногда кажется, что это не музей, а большой склад старых летательных аппаратов.

Удивительно, но «капиталистическая» Финляндия в 1960-80х годах активно и с удовольствием использовала военные самолеты советского производства. К примеру, на снимке - бомбардировщик Ил-28Р. С 1961 по 1981 три таких самолета использовалиьс в качестве буксировщиков мишений, а кроме того имелся и один «настоящий» бомбардировщик Ил-28Р. Предполагаю, что именно эта машина и стоит в музее.

В истребительной авиции служили «наши» МиГ-21. Вообще первые самолеты МиГ в количестве 4 штук поступили на вооружение финских ВВС в 1962 году. Это были учебно-тренировочные МиГ-15УТИ. Один из них в ярко-зеленой, «кислотной», окраске стоит перед входом в музей, а его фото размещено в начале сегодняшнего поста. Позже были получены еще несколько десятков МиГ-21. Один из самолетов, как раз и изображен на снимке.

Самолеты МиГ состояли на вооружении Финских военно-воздушных сил до 1990-х годов (в истребительной авиации - до конца 1980-х). Сегодня кабина одного из самолетов находится в музее и любой желающий, усевшись в нее, может почувствовать себя военным летчиком. Интересно, что основная часть надписей на приборной панели вполнена по-фински, но если присмотреться, то находятся и знакомые кириллические символы.

Рядом с кабиной самолета МиГ располагается часть фюзелжа шведского самолета SAAB 35 Draken. Как минимум, по количеству приборов, скандинавский самолет проигрывает «нашим» МиГам… Интересная подробность - бортовые системы «советских» самолетов МиГ были доработаны компанией Nokia (да, да, то самой…), что обеспечивало единый формат данных, поступавший с борта самолетов SAAB и МиГ-21.

А это американский Douglas.

К сожалению, из-за обилия экспонатов запомнить их все нет никакой возможности. Однако общее впечатление о музее осталось положительное - разнообразно, интересно, необычно. Для детей особенно важно, что в некоторые самолеты можно садиться и даже «рулить», ощутив себя настоящим пилотом.
Ну, а на память с собой можно прикупить подлинную техническую документацию на самолеты 50-70-х годов. Ставшие уже ненужными инструкции, чертежи, схемы, в том числе и на отечественные машины (и даже на русском языке!) продаются по умеренной цене в сувенирном киоске на выходе из музея.