Картины поленова с названиями и описанием. Художник поленов. биография и картины художника василия поленова. пейзажи. русская пейзажная живопись. Василий Поленов: "Бабушкин сад"

Знаменитый русский художник Василий Поленов относится к эпохе русской живописи второй половины 19 века. Он подарил миру большое количество работ, отображающих красивейшие пейзажи необъятной России. Одной из значимых картин в биографии художника […]

Василий Дмитриевич Поленов происходил из дворянской многодетной семьи. Его мать была детским писателем и хорошо рисовала – именно она дала сыну первые уроки живописи. Самые яркие впечатления детства художника связаны с поездками […]

Картина «Среди учителей» относится к Евангельскому циклу работ знаменитого художника Василия Дмитриевича Поленова. Интерес к религиозной теме был характерен для мастеров того времени. Однако как сам утверждал автор, он искал «исторической правды». […]

Василий Поленов – художник-реалист. Полотно “Право господина” создано в 1874 году. Местом хранения является Государственная Третьяковская галерея. В основу сюжета картины легло средневековое право феодала на проведение первой ночи со всеми девушками, […]

«Автопортрет» датирован 1901 годом. На нем Василию Дмитриевичу Поленову около шестидесяти лет. Этот человек был одарен многими талантами и интересовался всевозможными сферами проявления искусства. В. Поленов был первопроходцем, взявшись за исследование и […]

С Большой золотой медалью, путешествовал по Европе, изучая разные школы и стили живописи и посещая множество музеев и картинных галерей. Художник долго искал свое направление - и уже в зрелом возрасте обрел известность как пейзажист и мастер жанровой живописи. Благодаря картине «Московский дворик» Поленов стал родоначальником «интимной живописи», а его картину «Христос и грешница» приобрел для своей коллекции император Александр III.

Медалист Академии художеств

Василий Поленов родился в Петербурге в многодетной дворянской семье. Его отец Дмитрий Поленов - секретарь Русского археологического общества - изучал летописи и историю, увлекался искусством. Мать Мария Поленова (урожденная Воейкова) брала уроки живописи у художника Карла Брюллова . Благодаря портретам ее кисти известно, как выглядел Василий Поленов в детстве. Родители поддерживали в своих детях интерес к искусству и нанимали им педагогов из Академии художеств. Павел Чистяков, в то время еще студент Академии, обучал рисунку и основам живописи Василия и его младшую сестру Елену. Чистякову удалось заложить в юноше осмысленное отношение к творчеству: «Не подумавши, ничего не начинать, а начавши, не торопиться», - советовал он.

Василий Поленов с удовольствием учился живописи и хотел поступить в Академию художеств. Однако его родители настояли на получении классического университетского образования. В 1863 году, после окончания гимназии, Василий Поленов поступил вместе с братом Алексеем на физико-математический факультет Петербургского университета. Однако вскоре оставил университет и стал заниматься только живописью. Он посещал вечерние классы при Академии художеств, учился рисованию, анатомии, строительному искусству, геометрии и истории изящных искусств. В 1867 году Василий Поленов закончил ученический курс и получил серебряные медали за рисунки и этюд.

Василий Поленов. Воскрешение дочери Иаира. 1871. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Илья Репин. Воскрешение дочери Иаира. 1871. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Позже художник все-таки решил окончить университет: он поступил на юридический факультет и в 1871 году успешно защитил диссертацию по теме «О значении искусства в его применении к ремеслам». В этом же году Поленов получил высшую награду - Большую золотую медаль - за картину «Воскрешение дочери Иаира». Эту же тему готовил его сокурсник Илья Репин , он тоже стал медалистом. Также художники получили право на заграничную пенсионерскую поездку на шесть лет.

Европейское пенсионерство - Германия, Италия, Франция

В это время Василию Поленову было уже 27 лет, однако с художественной «специализацией» он пока не определился. Поэтому во время заграничной стажировки он часто бывал в музеях. В Германии Поленов изучал искусство немецких художников - Карла Пилоти, Габриэля Макса, Арнольда Беклина, Ганса Макарта. Как вспоминал живописец, их работы действовали на него как «опьянение опиумом». Поленов посещал рыцарские замки и делал там эскизы - по ним он позже написал картину «Право господина», которую купил Павел Третьяков за большие деньги и даже не торгуясь.

После Германии Поленов отправился в Неаполь, Венецию и Флоренцию.

«Италия представляется мне не такой, как принято ее изображать. Желто-красных тонов я как-то мало вижу, разве при закате, а мне представляются скорее серебристо-оливковые, то есть серые»

Василий Поленов

Это впечатление художника отразилось в его картине «Итальянский пейзаж с крестьянином». В Италии зародилась дружба Поленова с меценатом Саввой Мамонтовым и членами Абрамцевского кружка . Художник участвовал в их спектаклях и концертах, дискуссиях и карнавалах. Занятия живописью отступили на второй план: «Я попал в такую круговоротную струю, что совершенно завертелся в суете мирской, а об своем собственном аскетическом подвиге и забыл» . Позже Поленов не раз бывал в Абрамцево - в подмосковной усадьбе Мамонтова .

Василий Поленов. Право господина. 1874. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Василий Поленов. Ливень. 1874. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Большое влияние на творчество Поленова оказала поездка по Франции. Парижские художественные школы и стили живописи восхищали и вдохновляли живописца. Здесь он ближе познакомился с представителями барбизонской школы, увидел картины пейзажиста Камиля Каро. Под влиянием барбизонцев Поленов создал картину «Ливень» в серой гамме, как вспоминал художник - он написал ее «для себя, для отдыха». Однако полотно очень понравилось Ивану Тургеневу , с которым художник познакомился там же, в столице Франции.

По совету художника Алексея Боголюбова, вокруг которого в Париже образовался своеобразный кружок, Василий Поленов вслед за Ильей Репиным отправился на север Франции - в Нормандию, в небольшой город у моря Вёль. Здесь Поленов прожил несколько месяцев и написал множество пейзажей: «Белая лошадь», «Нормандия», «Старые ворота. Вёль», «Этрета. Нормандия» и многие другие.

Фронтовые зарисовки и пейзажи старой Москвы

За два года до официального окончания заграничной поездки, художник стал хлопотать о досрочном возвращении на родину. В Академию художеств он представил две картины - «Право господина» и «Арест гугенотки» - и 50 парижских этюдов. За свои работы Поленов получил звание академика.

«Пользу она [заграничная поездка] мне принесла во многих отношениях, главное, в том, что все, что до сих пор я делал, не то, все это надо бросить и начать снова-здорово. Тут я пробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, жанр, пейзаж, марину, портрет головы, образа животных, nature morte и т. д. и пришел к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному, бытовому жанру, которым я и займусь»

Василий Поленов

Сразу по возвращении в Россию Василий Поленов отправился добровольцем на сербско-турецкий фронт. Свои военные впечатления художник отразил в этнографических типах, архитектурных зарисовках, сценах из бивуачной жизни - эти иллюстрации с поля боя публиковал журнал «Пчела». Живописец не создавал батальных полотен. В письме к русской певице Марье Климентовой-Муромцевой он писал: «Сюжеты человеческого изуродования и смерти слишком сильны в натуре, чтобы быть передаваемы на полотне, по крайней мере, я чувствую еще в себе какой-то недочет, не выходит у меня того, что есть в действительности, там оно так ужасно и так просто» .

Василий Поленов. Московский дворик. 1878. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Василий Поленов. Бабушкин сад. 1878. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Василий Поленов. Заросший пруд. 1879. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1877 году Василий Поленов, как и хотел, поселился в Москве. Вдохновленный видами старой столицы, он начал работать над полотном «Пострижение негодной царевны». Картина так и не была написана, но Поленов создал зарисовки кремлевских соборов и старинных теремов, научился писать древнерусские интерьеры. Этюд со Спаса на Песках лег в основу пейзажного образа старой Москвы - картины «Московский дворик». С ней Василий Поленов дебютировал на выставке Товарищества передвижников 1878 года. Однако самому художнику полотно не нравилось, и он сетовал на то, что не уделил картине больше внимания: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижную выставку с чем-нибудь порядочным, надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время» . Однако «Московский дворик» имел огромный успех у критиков: работа выделялась на фоне подвижнической эстетики особой поэтичностью и элегическим тургеневским настроением. В выставках также участвовали картины Поленова «Бабушкин сад» и «Заросший пруд».

Просветительский центр Василия Поленова

В 1881 году Василий Поленов начал работу над картиной «Христос и грешница» - первой из будущего цикла о жизни Христа. Художник хотел «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа» . Вместе с искусствоведом Адрианом Праховым и промышленником Семеном Лазаревым он отправился на Ближний Восток. Путешественники побывали в Турции, Египте, Палестине, Сирии и Греции. Поленов вдохновлялся яркими восточными пейзажами и пестрыми одеждами местных жителей. Этюды, привезенные из поездки, Павел Третьяков купил прямо с выставки передвижников в 1885 году.

Однако первая поездка по Ближнему Востоку отвлекла художника от первоначального замысла, и его зарисовки к задуманной серии о жизни Христа отношения не имели. Поэтому Поленов отправился на поиски натуры в Италию. Там он создал эскизы к полотну «Христос и грешница». Художник делал наброски карандашом, маслом, углем. Саму картину Поленов писал в 1886–1887 годах в кабинете Саввы Мамонтова. Впервые эта работа увидела свет на XV Передвижной выставке. Там картину купил Александр III. Император опередил Павла Третьякова, который уже вел переговоры с Поленовым о покупке полотна.

Василий Поленов. Христос и грешница. 1888. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Василий Поленов. Вид на Оку с восточного берега. 1898. Тульский музей изобразительных искусств, Тула

Давно мечтая о «домике на берегу Оки… где будет музей, галерея и библиотека», Василий Поленов в начале 1890 года приобрел старую усадьбу. На ее месте по чертежам самого художника построили дом. Он, как и задумывал автор, стал важным просветительским центром. Здесь поселилась семья Поленова, разместились музей и картинная галерея , в которой висели картины самого художника и его многочисленных учеников: Константина Коровина , Исаака Левитана , Ильи Остроухова и других. В окрестностях села Бёхово Поленов построил две школы, а также диораму для крестьянских детей - кругосветное путешествие в картинках в виде маленького светового театра.

В 1905 году Поленов завершил работу над картинами евангельского цикла. Полотна выставляли по всей России, и они имели большой успех.

После Октябрьской революции Василий Поленов продолжил свою просветительскую деятельность: самостоятельно водил экскурсии по усадьбе, работал с крестьянской молодежью, организовывал театральные кружки, преподавал детям основы живописи. Не забросил художник и творчество - в 1919 году он написал картину «Разлив на Оке». Критики признавали ее одной из лучших в позднем творчестве Поленова. В 1924 году в Третьяковской галерее была организована персональная выставка художника - в честь его 80-летия. А через два года Поленову одному из первых присвоили звание народного художника РСФСР.

В 1927 году живописец скончался в своей усадьбе.

С конца 1870-х гг. искусство и сама личность В. Д. Поленова были окружены не просто славой, но прямо-таки восторженным поклонением художественной молодежи. Краски его картин казались современникам сверкающими и чарующими, воспринимались как живописное откровение. Сейчас эти восторги трудно разделить полностью, но так было...

Поленов родился в интеллигентной и родовитой дворянской семье. Отец - крупный чиновник и вместе с тем историк-археолог. Мать любительски занималась живописью. Сын унаследовал оба таланта - научный и художественный. В родительском имении Имоченцы на берегу реки Оять в Олонецкой губернии встретился юный Поленов с прекрасной русской природой. А в 1858 г. он впервые увидел "Явление Христа народу" А. А. Иванова. Как выяснится позже, эти две встречи окажутся важнейшими в судьбе Поленова-художника.

Поленов был разносторонне одаренным и широко образованным человеком. Учился параллельно в Петербургском университете и АХ. В 1871 г. он получает диплом юриста и, одновременно с И. Е. Репиным, большую золотую медаль за конкурсную картину "Воскрешение дочери Иаира".


«Воскрешение дочери Иаира»
1871
Холст, масло. 173 x 280 см
Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств

Однако прошло еще несколько лет, прежде чем Поленов действительно обрел себя как художник
Он едет в Германию, Италию, Францию (в качестве пенсионера АХ), пишет исторические и жанровые картины, портреты. Но все более его влечет к себе пейзаж, живопись на открытом воздухе - пленэр, чистые краски. Он изучает работы замечательных французских пейзажистов, прежде всего барбизонцев. Учится непосредственно, а не через академические схемы видеть и понимать природу, постигать ее великую гармонию.

В 1876 г. Поленов возвращается в Россию. В 1878 г. на XII выставке ТПХВ появляется ныне знаменитый "Московский дворик". В этой наполненной солнцем картине художнику удалось соединить непосредственность и свежесть пленэрного восприятия со столь характерным для русской пейзажной традиции целостным и одновременно интимно-теплым ощущением мира. "Московский дворик" - действительно целый мир, в котором каждая деталь выглядит бесконечно значимой и родной; в котором "сходятся" барская усадьба и жилища бедняков; который начинается фигурой ребенка на переднем плане и словно врастает в бездонное небо сверкающими в солнечных лучах маковками церкви. Человеческий мир здесь - часть безбрежно-гармоничного мира природы.


«Московский дворик»
1877
Холст, масло на картоне 48,8 x 38,5

Москва



«Московский дворик»
1878г
Холст, масло. 64.5 x 80.1 см
Государственная Третьяковская галерея

Последующие работы Поленова - "Бабушкин сад" (1878), "Заросший пруд" (1879), этюды 1881-82 гг., выполненные во время поездки в Грецию и на Ближний Восток, - упрочили за ним славу одного из лучших русских пейзажистов. Он, в сознании современников, первым в таком объеме ввел в русскую живопись "европейское влияние" (А. М. Васнецов), то есть принципы пленэрной живописи: чистые и более открытые краски, цветные тени, свободный мазок.


«Бабушкин сад»
1878г
Холст, масло 54,7 х 65
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Заросший пруд»
1879г
Холст, масло 77 х 121,8
Государственная Третьяковская галерея
Москва

В 1882-94 гг. Поленов ведет пейзажный класс МУЖВЗ. Его учениками были И. И. Левитан, К А. Коровин, А. Е. Архипов, А. Я. Головин и другие известные впоследствии мастера. Во многих поздних пейзажах художника настойчиво повторяется мотив реки, неторопливо текущей вдаль среди бескрайнего пространства русской равнины ("Ранний снег", 1891; "Золотая осень", 1893, и др.). Это - Родина. Такой Поленов помнил ее с детства. Пейзажи - лучшее в его наследии.


«Ранний снег»
1891
Холст, масло. 48 x 85 см
Государственная Третьяковская галерея


«Золотая осень»
1893
Холст, масло 77 х 124
Государственный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова
Таруса


«Пруд в парке. Ольшанка»
1877г
Дерево, масло 24 х 33,6
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Старая мельница»
1880
Холст, масло 88 х 135
Серпуховской историко-художественный музей
Серпухов


«На лодке. Абрамцево»
1880
Холст, масло. 58 x 106.5 см
Киевский государственный музей русского искусства


«Река Клязьма. Жуковка»
1888г
Холст, масло 38 х 46,7
Нижегородский государственный художественный музей
Нижний Новгород


«Русская деревня (Северная деревня)»
1889
Холст, масло 89 х 142

Саратов


«Часовня на берегу Оки»
1893
Холст, масло. 24 x 43 см
Государственный музей-заповедник "Ростовский Кремль"


«Приволжский поселок»
1897
Холст, масло. 32 x 54 см
Пензенская областная картинная галерея им. К.А.Савицкого

Но сам художник мечтает пойти дальше. Он лелеет грандиозный замысел - "...создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа". Поленов дважды побывал в Палестине. Он изучает пейзаж, архитектуру, людские типы.


Сидящий Христос. 1880-е


Палестинский монах. 1886


Голова Христа. Около 1887

В 1888 г. художник заканчивает самую крупную свою картину - "Христос и грешница". Вслед за ней появляются "На Генисаретском (Тивериадском) озере" (1888), "Мечты (На горе)" (1890-1900-е) и еще десятки работ серии "Из жизни Христа" (1899-1909).


«Христос и грешница (Кто без греха?)»
1888г.
Холст, масло 325 х 611
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

Поленов стремился показать Христа как гуманиста, противостоящего изуверскому догматизму фанатиков (по закону, уличенных в измене жен побивали камнями). Вдохновляла его и благородная идея защиты достоинства и равноправия женщины. Изображение Христа в исторической реальной одежде и обстановке было новаторским. Удивляла современников и яркость красок. Но Поленов использовал новые живописные принципы в целом академической по характеру композиции и потому не сумел добиться необходимой убедительности.

Задний план картины напоминает театральную декорацию. И это не случайно. Поленов много работал в театре и был одним из зачинателей реформы театрально-декорационного искусства, которая дала столь блестящие результаты в начале XX в.
В Москве на его средства был построен Дом театрального просвещения (1915).


«На Тивериадском (Генисаретском) озере»
1888г


«Тивериадское (Генисаретское) озеро»
1881
Холст, масло 31 х 63
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Казань


«Тивериадское (Генисаретское) озеро. Палестина»
1880-е
Холст, масло 72 х 127,9
Ярославский художественный музей
Ярославль


«Мечты»
Картина из серии «Из жизни Христа».
1894г.
Холст, масло 180 х 165
Государственный художественный музей имени А. Н. Радищева
Саратов

В своем интересе к личности Христа Поленов не одинок среди русских художников конца XIX в., но, пожалуй, наиболее последователен. Он стремится изобразить Иисуса нравственно совершенным и в этом смысле идеальным, но одновременно и просто человеком в конкретной исторической обстановке среди реального пейзажа. Помимо Евангелия, художника вдохновляла знаменитая книга Э. Ренана "Жизнь Иисуса". Поленов пытался освободить изображение евангельского предания от складывающихся веками штампов и представить: а как же было на самом деле? Тут уж в нем говорил Поленов-ученый.

Лирик пейзажист, писал библейские сюжеты, новатор. Поленов В.Д. научил художников по-новому обращаться с красками.

Отец Василия Поленова историк, археолог, библиограф. Дмитрий Васильевич участвовал в подготовке реформы, освободившей крестьян. Мать Мария Александровна Ваейкова, внучка архитектора Н. Львова, писала портреты под руководством академика живописи К. Молдавского (ученика К. Брюлова), была автором детских книг. Сестра Поленова также стала известной художницей и участвовала в утверждении нового искусства на рубеже XIX-XX веков.

С 1859 года студент Академии художеств П. Чистяков обучал будущего художника азам живописи. П. Чистяковым воспитаны едва ли не все знаменитые русские художники второй половины XIX века. Он предвещал Поленову известность: «Они колорист, - говорил он, - так составляют тона, что и мне не составить».

Поленов, преданный природе, её обожатель и служитель. Первое знакомство с природой состоялось в десятилетнем возрасте, когда родители привезли его в имение Имоченцы в Олонецкой губернии.

В 1861 году Поленов едет учиться в Петрозоводск, а в 1863 году в Петербург, где поступает на физико-математический факультет Петербургского университета. В это же время Поленов посещал занятия в Академии художеств, когда в Академии был переломный момент (И. Крамской с единомышленниками покинули Академию в знак протеста против академизма). В то самое время, когда зародилась реалистическая живопись.

В 1871 году русский художник, продолжая посещать натурный класс (в качестве штатного студента), окончил университет, только уже на юридическом факультете, защитил диссертацию «О значении искусства в его применении к ремёслам». Так Поленов получил степень кандидата прав. Тогда же он получил и Большую золотую медаль в Академии художеств, представив на конкурс картину «Воскресение дочери Иаира», - такой же медалью в том же году наградили и выпускника Академии И. Репина. Большая золотая медаль давала право на заграничную стажировку.

В 1872-76 годах Поленов обучается за границей – в Германии, Италии и Франции. За это время русский художник выбрал направление в живописи, его любимым художником был Паоло Веронезе (Венеция), в Париже и Вёле писал картины, здесь же он близко сошёлся с И. Репиным.

В Риме Поленов познакомился с меценатом С. Мамонтовым, позднее он стал активным участником абрамцевского кружка. В Абрамцеве Поленов написал многие свои картины, оформлял любительские спектакли, а в мамонтовской Частной опере – профессиональные. Русский художник сам писал оперы, в качестве архитектора предложил свой проект церкви Спаса Нерукотворного.

В 1882 году в Абрамцеве Поленов встретил свою вторую половину – Н.В. Якунчикова, двоюродная сестра Е.Г. Мамонтовой. Жена Поленова увлекалась живописью, посещала Училище живописи, ваяния и зодчества, всегда разделяла художественные интересы мужа. Из её переписки с сестрой известно много фактов о работе русского художника.

В 1876 году, вернувшись в Россию, русский художник отправляется на сербско-черногорско-турецкую войну, затем – на русско-турецкую. На последней он состоял художником-корреспондентом при главной квартире наследника-цесаревича (в будущем – императора Александра III).

В 1877 году Поленов переезжает в Москву. В 1878 году становится членом Товарищества передвижных выставок. На VI передвижной выставке увидела свет картина художника – «Московский дворик» - она принесла художнику славу и стала открытием нового жанра «интимного» пейзажа.

В 1881-82 годах, для того чтобы написать картину «Христос и грешница», Поленов едет на Восток, где делает множество эскизов картин, они отличаются свободой исполнения и искрящимися красками.

В 1882 году Поленов – руководитель пейзажного и натюрмортного классов в Московском училище живописи, ваяния и зодчество. 12 лет Поленов обучал молодые дарования, среди них были и знаменитости – К. Коровин, И. Левитан, М. Нестеров, А Головин, И. Остроухов, А. Архипов, С. Малюгин. Ученики души не чаяли в своём учителе. «Его картины, - вспоминал А. Головин, - восхищали нас своей красочностью, обилием в них солнца и воздуха. Это было настоящее откровение».

В 1899 году Поленов снова едет на Восток. Там он собирает материалы для создания цикла картин «Из жизни Христа». А в 1909 году представил эту серию зрителю, выставка стала крупнейшим художественным событием предреволюционных лет.

В 1892 году Поленов переезжает в усадьбу «Борок» на берегу Оки, её построили по проекту художника, там он прожил 40 лет. Художник мечтал о том, что она станет «гнездом художников» и первым провинциальным музеем. В соседнем Бехове построил для крестьян церковь, основал народный театр. В 1913 году он работал в качестве председателя секции народных театров при московском Обществе народных университетов.

В 1926 году Поленов получает звание народного художника РСФСР, через год он умирает в собственной усадьбе.

Известные произведения Поленова Василия Дмитриевича

Картина «Московский дворик» датируется 1878-м годом и находится в настоящее время в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. С этой картиной происходит творческий перелом в жизни русского художника, в это же время в 1877 году он переезжает в Москву, открывшую в нём самобытного живописца. Картина предстала перед зрителем на VI передвижнической выставке в 1878 году. Автор картины считал, что картина не несёт в себе «идеологической» выдержки, о чём он сообщил в письме И. Крамскому: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи – мне хотелось бы ступить на передвижную с чем-нибудь порядочным…» В это время художник занимался поиском квартиры, создав картину между делом, запечатлев вид из окна.

«Московский дворик» - городской пейзаж с элементами жанровой живописи – наполнен теплотой будничной жизни. Если говорить о стиле написания картины, то можно отметить, что фон и передний план картины глубоко контрастируют. Фон является торжественной частью картины, на нём изображены храмы, колокольни, особняки. На переднем плане в ином цветовом решении раскрывается «частная» жизнь. Академизм картины заключается в противопоставлении переднего и заднего планов картины. Плавный переход от неба к зелени достигнут приёмом колориста – светло-голубые крыши с зелёным оттенком. Глядя на эту картину, кажется, будто ты сам выглядываешь из окна, где возникает сцена брошенного другими детьми, плачущего ребёнка. Композиционное решение картины в расположении участников картины – лошади, куры, люди – ведут взгляд от одной «вехи» к другой.

В 1879 году Поленов пишет другое известное произведение – «Заросший пруд» - шедевр мастера-колориста. Картина «Заросший пруд» - повествовательный пейзаж – заключает в себе несколько впечатлений художника. Эту картину Поленов начал писать до отъезда на русско-турецкую войну. В деревне Петрушки под Киевом он сделал этюд к картине (лето 1877 год). Осенью 1878 художник переезжает с Арбата на московскую окраину, в Хомовники. Здесь он переносит в свой этюд всю прелесть старого сада. Так в 1879 году картина увидела свет на VII передвижнической выставке. Тема картины имела продолжение. Ученик Поленова И. Левитан написал свой «Заросший пруд». Работа Поленова оказалась успешной и плодотворной.

Моделью фигуры женщины была сестра художника В.Д. Хрущёва. В картине присутствуют ностальгические нотки, которые подчёркнуты старыми мостиками с вытоптанной тропинкой. Тут также прослеживается академическое звучание картины в композиции, построении заднего и переднего плана. Передний план выписан с особой тщательностью – яркие кувшинки и другие детали. В применении художником в разной градации одного и того же зелёного цвета заключается мастерство Поленова-колориста.

Одна из знаменитых работ русского художника, написанная в 1886 году – «Больная». Второе название картины «Элегия». Эта картина имеет 13-и летнюю предысторию. Первый эскиз был сделан художником в 1873 году. В пенсионерской поездке от Академии художник познакомился с русской студенткой Е. Богуславской, безнадёжно больной девушкой. Живописца потряс образ угасающей юности. Им был сделан эскиз, к которому он вернулся в 1881 году, потрясённый смертью сестры В.Д. Хрущёвой. В это же время умирает душа абрамцевского кружка Маруся Оболенская, в которую Поленов был влюблён. В 1886 году умер первенец художника. Так в 1886 году было закончено полотно и отправлено на передвижническую выставку. Эта была последняя картина написанная Поленовым на жанровый сюжет.

Всепоглощающая тьма окружает и затягивает девушку, символизирует смерть, почти навязчива. Чтобы подчеркнуть безнадёжное состояние девушки – художник помещает её в глубь пространства, скрыв лицо в тени и уточнив его печальное выражение. Цветовым центром колористической композиции выступают предметы на столике, как образ жизни.

Знаменитая картина Василия Поленова «Христос и грешница» (1886-87). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Поленов написал целый цикл произведений «Из жизни Христа». Название каждой картины соответствует цитате из Евангелия. Полотно «Христос и грешница» открыло серию картин библейских сюжетов. Первоначальное название картины – «Кто без греха?». Цензор XV передвижнической выставки заменил название на – «Христос и блудная жена». Удивительно, что цензура вообще пропустила эту картину на выставку. Дело решил царь Александр III, купивший эту картину. Эта картина «взламывала» существовавшую традицию изображения Христа. Поленов очеловечил Его. Христос у него – не Бог, а странник, мудрец, гуманист. Образ был продиктован тогдашним этическим исканиям, под влиянием книг Э. Ренана и религиозным реформаторством Л. Толстого. В. Версаев после выставки писал: «Картина даёт такого Христа, - каким мы Его теперь только и можем мыслить, - не Бога, а человека с огромной душой».

Христос Поленова предельно приземлён, сидит в усталой позе, одет в простые одежды, какие русский художник видел на Востоке. Задний план картины с одной стороны соответствует колоритным восточным пейзажам, а с другой, соответствует академической стилистике, напоминая театральную декорацию. Симон Киринеянин, едущий на осле, олицетворяет – вкупе с учениками Христа, помещёнными слева, - момент ожидания. Для их написания были использованы эскизы, привезённые с Востока.

Шедевр Поленова В.Д. – картина «Бабушкин сад»

Данное произведение написано в 1878 году и находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Шедевр Поленова «Бабушкин сад» вышел из трилогии Поленова, созданной в 1878-79 годах. Её составляют картины: «Заросший пруд», «Московский дворик». Поленов пишет старое дворянское здание (только с разных сторон) на картинах «Московский дворик» и «Бабушкин сад». Это дом Брумгартен, угол Трубниковского и Дурновского переулков на Арбате. Картина была выставлена на VII передвижнической выставке в 1879 году и принесла огромный успех Поленову. Эта картина соединяет в себе пейзаж и жанровую картину. 1861 год знаменовался окончанием дворянского быта, чему послужила проводимая тогда Крестьянская реформа. Тема разрушающихся «дворянских гнёзд», символизирующих конец целой исторической эпохи, прочно вошла в русскую живопись второй половины XIX века.

На картине изображён дворянский особняк, какими Москва была застроена после страшного пожара 1812 года. Особняки в то время строились в основном деревянные, а сверху наносилась штукатурка под камень. Поленовский особняк изображён с облупившейся краской, обнажившей деревянные брёвна. Облупившаяся лестница, ржавый карниз – всё это знаки безжалостного времени. Запущенный сад, разросшийся и «отпущенный на волю» живо участвует в картине. В картине ярко отражена антитеза старости и молодости. И это не только шествующие бабушка с внучкой, но и сама их одежда, буйная молодая зелень и старые деревья. Картина поражает своей колористической гаммой. Здесь нет ничего лишнего.

  • Московский дворик

  • Заросший пруд

Известный художник-живописец-пейзажист, Василий Дмитриевич Поленов в своих произведениях отражает свой внутренний мир. Он непревзойдённый пейзажист. В его полотнах природа нашего удивительного края - средней полосы России, изображена так, что создается впечатление, что она продолжает там жить и радовать его почитателей. Всем поклонникам таланта Поленова известна любовь к дорогому его сердцу родовому деревенскому дому-усадьбе, основанному им в средней полосе России, в Тульской области. Там же, вокруг дома, заложил и основал Василий Поленов потрясающий парк, находящийся на живописных берегах реки Оки, дошедший до нас совсем без изменений.

Друзья и соратники прозвали его Великим Рыцарем Красоты или Живописи Поэтом - за его непревзойдённое понимание и передачу природных красот Среднерусской полосы. Из всех четырёх времён жизни года В. Д. Поленов очень любил осень. Только осенью в средней полосе России играют краски.

Он говорил, что буйство цветов и оттенков в природе так и просится на холст. Зимой преобладает белый цвет, а весна и лето – все мыслимые и немыслимые оттенки зелёного. И только каждой осенью происходит перерождение художника. Каждый год в течении своей жизни, Поленов В. Д. со своими детьми или один с первого по десятое октября, бросал все свои дела и отправлялся в пешие походы по берегу любимой реки Оки писать свои потрясающие воображение пейзажи, смотреть и восхищаться Золотой Осенью, когда безраздельно царствуют Красота и Вдохновение. Ведь именно на этот период времени года приходится самый пик осенней гармонии в многоцветности. Здесь он нашёл для себя целостное обобщение образа русской природы. Здесь он написал самые знаменитые свои произведения-пейзажи.

Полотна, прославившие его на весь мир, - это и «Ранний снег», написанный им в 1891г, и написанные в 1893г. полотна «Лето на Оке», «Осень на Оке близ Тарусы», «Золотая Осень». Знаменитые картины «Стынет» 1892 г. и «Разлив на Оке» 1918 г. Именно в этих работах можно увидеть и почувствовать, как безгранично любил В. Д. Поленов свою малую Родину. В этих работах видна душа Мастера, которую он так старательно, чутко и радостно растрачивал на свои пейзажи, на которых, как нигде передано состояние и величие природы.

Произведения кисти Василия Поленова, при всей своей простоте восприятия многогранны, сложны, а иногда даже весьма противоречивы. Как и сам художник, с его талантом многогранным, сложным, а иногда, также как и его произведения-картины противоречивым.

Помимо своего постоянного занятия живописью, Поленов занимался, и надо отметить довольно успешно, архитектурой, музыкой, театром и прикладным искусством, где также достиг больших высот. Он один из тех редких людей, которые одарены редким качеством – разносторонними талантами.

У Поленова был талант, переданный ему от родителей при рождении, это незаурядный дар, как архитектора, так и музыканта: исполнителя и композитора. Он прекрасно играл на клавишных инструментах, на скрипке и аккордеоне. Он попробовал себя на сцене как артист и режиссёр. Был известным для своего времени талантливым театральным педагогом и Учителем живописи. У него была целостная гражданская позиция, которую он везде пропагандировал и отстаивал. Он был достаточно известным и активным борцом за справедливое отношение к низшим слоям общества в своё время. Именно он – первый из Русских живописцев заинтересовался такими областями в искусстве, которые ранее не привлекали внимание знаменитых мастеров-живописцев. Это и книжная иллюстрация, и сценическое оформление, и прикладное искусство. Он считал, искусство - это и есть счастье и радость бытия, иначе оно ничего не может стоить в жизни. Он был убежден, что проявление искусства во всех его видах может преобразовывать мир по закону красоты.

Сам Поленов считал, что не мог бы жить без занятий искусством. Он любил все виды искусства. Занятия архитектурой приносили заработок и удовольствие. А занятия поэзией и скульптурой наслаждение и радость. А без живописи и музыки его в жизни просто не было бы. И это понятно, потому что в Поленове, в его стремлении охватить разные области искусства, родился новый тип художника, которому подвластно любое из направлений искусства. Это явление - Поленов В. Д. - первый в России художник-универсал.