Какие налоги сдает ип. Ведение бухгалтерского учета для ип на усн

Ещё на этапе регистрации ИП новоиспечённый бизнесмен должен определиться, какая система налогообложения больше подойдёт для его деятельности. Вот тут и возникает проблема: а кто будет заниматься ведением бухгалтерского учёта ИП? Ответ на этот вопрос зависит от множества факторов: масштабов бизнеса, выбранной налоговой системы, возможности, а главное, желания самого предпринимателя вникать во все нюансы бухгалтерии и взвалить на себя «бумажную» работу.

Способы ведения бухгалтерии ИП

Как правило, начинающий предприниматель рассматривает 3 варианта решения проблемы, как вести бухгалтерию ИП:

  1. Заключить договор на бухгалтерское сопровождение со специализированной фирмой. Это наиболее затратный в финансовом отношении способ, но зато он полностью снимает «головную боль» с владельца предприятия. Опытные профессиональные бухгалтеры будут вести учёт и отчётность «от и до», представляя предпринимателя во всех инстанциях по доверенности.
  2. Нанять «приходящего» бухгалтера – более дешёвый вариант, но ответственность за выбор «правильного» работника полностью ложится на предпринимателя. Найти бухгалтера-надомника, который отлично справится со своими обязанностями и при этом недорого обойдётся, не так просто. Как определить, что перед вами грамотный опытный бухгалтер, а не вчерашний выпускник курсов, который может наделать ошибок и подвести вас под штрафы? В этом деле лучше полагаться на рекомендации знакомых – частные бухгалтеры обычно ведут сразу несколько фирм, кто-нибудь возьмёт на себя и вашу.
  3. Заняться бухучётом самостоятельно. Большая часть предпринимателей, работающих не на общем налоговом режиме, именно так и поступает. Учёт и отчётность на льготных системах налогообложения настолько упрощены, что их ведение не представляет никаких сложностей для непрофессионала. Тем более, что к их услугам многочисленные автоматизированные средства и бухгалтерские сервисы, предназначенные специально для ИП.

Что такое бухгалтерия ИП?

Что же представляет собой бухгалтерия ИП? Общими словами, это фиксирование всех хозяйственных операций предпринимателя путём ведения учётной документации. У этой деятельности есть 3 основных направления:


Как вести бухгалтерию ИП при разных режимах налогообложения?

В 2014 году ИП не обязаны вести бухгалтерский учёт, вне зависимости от принятой налоговой системы, если они учитывают надлежащим образом доходы и расходы (или физические показатели при «вменёнке»). Такая норма содержится в законе №402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», и вступила она в силу с 2013 года после внесения соответствующих изменений в законодательство.

Таким образом, бухгалтерия у индивидуальных предпринимателей сводится к следующему.

ИП на ОСНО

При общей системе (ОСНО) предприниматель обязан учитывать все хозяйственные операции в Книге доходов и расходов. На основании зафиксированной в ней информации по окончании налогового года он формирует декларацию 3-НДФЛ и оплачивает налог по ставке 13% (до 30 апреля).

В целях уплаты налога на добавленную стоимость ИП на ОСНО ведёт учёт всех входящих и исходящих счетов-фактур, покупок и продаж в специальных книгах. Данные из этих журналов используются при составлении ежеквартальной декларации НДС и исчислении налога по ставке 18% (до 20 числа нового квартала за прошедший).

Если предприниматель оперирует «наличкой», в его обязанности входит ведение кассовой книги и первичных приходно-расходных документов.

При наличии наёмного персонала ИП ведёт полный кадровый учёт и выступает по отношению к своим работникам налоговым агентом: исчисляет и удерживает с них подоходный налог. Также работодатель делает за сотрудников страховые взносы в ПФР и ФСС.

Отчёты, которые ИП подаёт по работникам:

  • в ИФНС - информация о среднесписочной численности персонала (до 20 января), данные о доходах работников (2-НДФЛ) до 1 апреля;
  • в ФСС – ежеквартальная и ежегодная ведомость по форме ФСС-4 (до 15 числа месяца по окончании квартала);
  • в ПФР, ФОМС – форма РСВ-1 до 15 числа второго месяца со дня окончания каждого квартала и года.

Если ИП работает один, то есть относится к самозанятому населению и не является работодателем, он оплачивает фиксированные страховые пенсионные и медицинские взносы «за себя». В 2014 году они составляют 17328,38 руб. в ПФР и 3399,05 руб. в ФОМС.

ИП на «упрощёнке»

Бухгалтерский учёт ИП на УСН заключается в заполнении книги учёта данными о доходах (при упрощённой схеме налогообложения 6 %) и сведениями о доходах и расходах (при ставке 15 %).

До 30 апреля предприниматель должен подать в налоговую инспекцию декларацию УСН. Налог подоходный и на имущество физлица ИП не платит. Взносы и отчётность по наёмным сотрудникам такие же, как и на ОСНО.

Упрощённая система является одной из самых популярных у предпринимателей, в том числе и потому, что она максимально подходит для самостоятельного ведения бухучёта.

ИП – плательщик ЕНВД

Единый налог на вменённую деятельность так же, как и УСН, относится к льготным схемам налогообложения. Вести документацию и отчитываться государству за работу с применением этой системы не сложнее, чем на «упрощёнке».

Вопрос, как вести бухгалтерию ИП при ЕНВД, решается просто. Здесь не нужен учёт доходов и расходов. Достаточно фиксировать физические показатели деятельности. К ним относятся, к примеру, площадь занимаемого магазином помещения и количество единиц транспорта в автопарке перевозчика. Если в течение отчётного периода (квартала) физические показатели менялись, то это должно быть отражено в отчётности и при расчёте налога с начала того месяца, в котором данное изменение произошло.

В остальном для исчисления налога требуется знать базовую доходность на свой вид деятельности, которая устанавливается местными органами власти, и коэффициенты-дефляторы. Все эти нюансы лучше уточнить в налоговой инспекции по месту нахождения организации.

ЕНВД требует от предпринимателя подачи соответствующей декларации ежеквартально, до 20 числа первого месяца от начала нового квартала. Оплата единого налога за прошедший квартал производится до 25 числа.

Отсутствие бухгалтерского учёта как такового не освобождает плательщика ЕНВД от соблюдения кассовой дисциплины и порядка ведения операций с наличными средствами. У предпринимателя должны быть в наличии кассовая книга, первичные документы, подтверждающие денежные движения: ПКО, РКО, ведомости и т.д. Также сохраняется обязанность отчитываться по работником и вносить страховые платежи.

Какова бы ни была система налогообложения – «сложная» ОСНО или упрощённая, на её изучение потребуется время, особенно если учесть, насколько часто у нас вносятся изменения в действующее законодательство. Как вести бухгалтерию ИП самостоятельно в таких условиях? В любом случае придётся потратиться либо на установку бухгалтерского программного обеспечения (например, от 1-С), либо получить доступ к специальным сервисам по ведению учёта и отчётности для ИП – «вручную» сейчас документы уже формируют редко, тем более, что и налоговая служба всё чаще принимает отчёты в электронном виде.

Обновление таких программ в соответствии с актуальными законодательными нормами, как правило, происходит своевременно и бесплатно, а это значит, что вы всегда будете в курсе последних изменений в налогах ИП и сможете без проблем вести бухучёт и правильно «сдаваться» в ИФНС.

Одним из самых распространенных и наиболее простых режимов налогообложения, которые чаще применяют индивидуальные предприниматели, особенно на стадии открытия своего бизнеса – это УСН «Доходы». Рассмотрим его более подробно, как ведется учет на этом виде налогообложения.

Выбор налогового режима является очень важным моментом как при или ООО, так и в ходе ведения деятельности, ведь правильный выбор может существенно сэкономить на налогах. К тому же требует определенных знаний и навыков, а данный налоговый режим способен освоить и новичок в этом деле.

Главной прелестью такой системы, как УСН «доходы» является его простота. В отличие его собрата – УСН «Доходы мин
ус расходы» для целей налогообложения учитываются лишь доходы, расходы при УСН в этом случае в расчет не берутся. Это в свою очередь не требует особых знаний, ведь далеко не все расходы можно учитывать при УСН.

В основном при расчете налога применяется ставка в размере 6% с полученного организацией или ИП дохода, однако, в новой декларации по УНС, действующей с 10 апреля 2016 года, ввели возможность устанавливать льготную процентную ставку по налогу. Так, в некоторых регионах может быть установлена льготная ставка в размере 0%, например, в Крыму.

Принято считать, что данный налоговый режим выгоден, пока расходы не превысят 50% доходов от деятельности, после чего стоит перейти на учет УСН «доходы, уменьшенные на величину расходов». Более , совмещении с другими налоговыми режимами и другой общей информацией можно ознакомиться в этой статье.

Налоги и отчисления

Отчислений и платежей по налогам не очень много, они следующие.

Платежи в пенсионный фонд

Если индивидуальный предприниматель работает сам, то он должен уплачивать установленные государством фиксированные платежи в ПФР за себя, а также 1% в ПФР, от суммы дохода, который превышает 300 тыс. рублей, подробнее описано в нашей отдельной статье. Также необходимо уплачивать платежи в ПФР за работников, если они есть у ИП, у организаций сотрудники есть всегда – как минимум директор.

Взносы ИП за себя можно уплатить как оной суммой, сразу за год или же делить ее равномерно на каждый квартал. Последний вариант более выгоден, так как вам не надо будет вытягивать из оборота всю сумма платежа, а делать вы это будете постепенно.

Но если вы решите все же осуществить один платеж, например, в январе, то в отличие от , вы сможете уменьшать на нее сумму налога, так как расчет осуществляется нарастающим итогом.

Авансовые платежи по УСН

Предприниматели и организации должны осуществлять ежеквартальные платежи по налогу, уплачиваемые в виде аванса. При этом авансовые платежи при УСН «доходы» и УСН «доходы минус расходы» рассчитываются одинаково. Отличие состоит лишь в порядке формирования налоговой базы.

Все авансовые платежи делятся 4 части на год и уплачиваются по ¼ части ежеквартально, при этом рассчитываются они нарастающим итогом с начала текущего года. Расчет данных сумм налогоплательщик осуществляет самостоятельно исходя из размера полученного дохода, при этом уменьшая их на величину перечисленных за этот же период страховых взносов в фонды в зависимости от того, есть ли у него наемные работники или нет.

АП = (сумма дохода за период с начала года) * (ставку по налогу) – (сумма платежей в ПФР, также считается с начала года) = платеж за период – суммы АП за предыдущий период (для первого квартала они равны нулю).

Первый квартал. Сначала считаются доходы за первый квартал, умножаются на ставку по налогу, как правило это 6%, уменьшаются на величину взносов в ПФР, полученная сумма оплачивается в бюджет.

Второй квартал. Берется сумма дохода нарастающим периодом с начала года, т.е. за период с января по июнь, умножается на ставку, вычитается сумма платежей в ПФР за период с января по июнь. Затем вычитается платеж по авансовому платежу за первый квартал.

Третий и четвертый кварталы считаются аналогично второму.

Пример расчета мы приведем ниже.

Срок уплаты авансовых платежей по УСН:

Уменьшение УСН на сумму взносов в ПФР

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право уменьшить величину налога на сумму перечисленных страховых взносов в пенсионный фонд. При этом основным критерием для ИП будет наличие или отсутствие наемных работников, так как порядок уменьшения будет разный. Для ООО разницы нет, так как в компании всегда присутствуют наемные работники, пусть даже единственный директор.

УСН 6 процентов уменьшение налога 2017 ИП без работников

Если индивидуальный предприниматель работает сам, и у него нет наемных работников, даже оформленных по договорам гражданско-правового характера, то налог можно уменьшить на всю сумму фиксированных платежей ИП за себя в ПФР. Однако, если принять хотя бы одного работника ситуация меняется в корне.

Пример №1. Сергеев А.В. работает сам, без сотрудников, за первый квартал заработал в сумме 127 тыс. рублей. В этот же период он оплатил за себя в фонды 3500 рублей. Применяем следующим образом:

  1. Рассчитывает предварительную сумму налога – 127 000 * 6% = 7620 руб.
  2. Применяем вычеты, из полученной суммы вычитаем оплаты в ПФР и ФОМС: 7620 – 3500 = 4120 рублей. Данную сумму необходимо будет оплатить в бюджет.

Пример №2. Предположим, Тот же Сергеев в первом квартале заработал не 127 тыс руб., а всего 25 000 и также оплатил в фонды 3500 руб.

  1. Налог будет составлять 25 000 * 6% = 1 500 рублей.
  2. Применяем вычеты, так как их сумма превышает полученную расчетную цифру, т.е. 3500 больше, чем 1500, таким образом у нас не возникнет налога к оплате. 1500 – 3500 = 0 рублей. При этом оставшуюся разницу в 2000 руб. мы сможем применять в качестве вычета в последующих кварталах.

Важно! Если предприниматель работал сам, а потом, пусть даже временно принял в штат работника, то все платежи за год необходимо пересчитать и уплачиваться исходя из сумм выплаченных в ПФР за работников! Т.е., как описано ниже, уменьшить налог можно будет не более, чем на 50% на оплаты в ПФР за работников.

УСН 6 процентов уменьшение налога 2017 ИП с работниками, ООО

Если предприниматель трудоустраивает у себя наемных работников или же в случае ООО, у которых всегда есть работники, то налог УСН «доходы» можно уменьшить максимум на 50% от суммы перечисленных страховых взносов в ПФР за работников. Причем, в случае ИП, перечисленные суммы им за себя никак не уменьшают налог – это очень важно!

Пример №1. ИП Сергеев заработал в первом квартале 127 тыс. руб. У него есть 2 наемных работника, за которых он заплатил в фонды 10 000 руб., а за себя оплатил 3500 руб. Как считать в этом случае?

  1. Рассчитываем сумму налога, также доход умножаем на ставку, получим: 127 000 * 6% = 7620 руб.
  2. Так как в этом случае можно вычесть не более 50% от суммы налога за счет оплаты отчислений в ПФР, то необходимо взять половину расчетной цифры и сравнить ее с отчислениями за сотрудников. 7620 /2 =3810 руб. Так как полученная сумма 3810 меньше, чем отчисления 10 тыс. руб, в таком случае мы имеем право уменьшить налог лишь на половину. К уплате будет 7620 – 3810 = 3810 руб.
  3. Оставшуюся часть не использованных вычетов 10 000 – 3810 = 6 190 можно будет применить в последующих кварталах.

Важно! Налог по УСН ИП без работников уменьшает на 100% от суммы перечислений в ПФР за себя, а ИП с работниками и ООО – не более, чем на 50% от перечисленных сумм в ПФР за своих работников. Также предприниматели имеют право уменьшить налоги на величину взноса в ПФР – 1% с прибыли более 300 тыс. руб. ИФНС все же стала относить эти суммы к фиксированным платежам.

Пример расчет авансовых платежей по УСН «доходы»

В качестве примера возьмем две ситуации, когда у предпринимателя нет работников, а так же для ООО, ИП с работниками.

ИП без работников

Учтем, что в данном случае предприниматель уменьшает налоги на суммы перечисленных страховых взносов за себя на 100%.

Месяц

Отчетный период Доход, руб.

Авансовый платеж по УСН

Январь 1-й квартал 35 000 135 000 6 997,50 1 102,50
Февраль 45 000
Март 55 000 6 997,50
Апрель Полугодие 70 000 425 000 13 995,00 10 402,50
Май 95 000
Июнь 125 000 6 997,50
Июль 9 месяцев 150 000 925 000 20 992,50 23 002,50
Август 170 000
Сентябрь 180 000 6 997,50
Октябрь За год 195 000 1 575 000 40 740,00 19 252,50
Ноябрь 220 000
Декабрь 235 000 19 747,50

Первый квартал:

  1. Доход составил 135 000 руб. умножаем на 6% налога, получаем 8100 рублей, это предварительная сумма налога.
  2. Так как полученная сумма больше суммы перечислений в фонды, тогда вычет мы используем в полном размере
  3. Теперь вычитаем из этой суммы величину платежей в фонды, получаем 8100 – 6997,50, наш авансовый платеж составит 1 102,50.

Важно! Если бы сумм налога была бы менее суммы оплат в фонды, например, составляла 4000 рублей, в таком случае сумма авансового платежа равнялась нулю, так как 4000 – 6997,50 = 0. При этом на сумму 2997,50 мы бы могли уменьшить налог за последующие периоды.

Второй квартал (аналогично рассчитываем третий квартал):

  1. Нам необходимо взять доход нарастающим итогом за полугодие, умножить на ставку налога, получим 425 000 руб. * 6% = 25 500 руб.
  2. Сравниваем наш вычет (оплаты в ПФР) с полученной суммой, 25 500 больше 12 826,66, поэтому данные платежи принимаются к уменьшению полностью.
  3. Теперь вычитаем платежи в фонды за тот же период, получаем 25 500 – 13 995 = 11 505,00.
  4. Теперь необходимо учесть, что мы уже заплатили 1 102,50 в первом квартале, таким образом, за второй квартал нам следует оплатить: 11 505- 1 102,50 = 10 402,50 руб.

Четвертый квартал:

  1. Берем доход, полученный нарастающим итогом за 9 месяцев и рассчитываем налог: 1 575 000 * 6% = 94 500.
  2. Сравниваем полученное значение с вычетом (оплаты в ПФР и на ОМС): 94 500 больше 40 740. Поэтому сумму оплаты в фонды принимаем к вычету в полном объеме.
  3. В 4-м квартале нами были оплачены взносы фиксированные платежи ИП за себя в фиксированном размере, исходя из МРОТ, а также 1% с превышения дохода в 300 тыс. рублей. Таким образом сумма взносов составила 6997,50 + 12750,00 = 19 747,50.
  4. Применяем вычеты: 94 500 – 40 740 = 53 760.
  5. Вычитаем из полученной суммы ранее оплаченные авансовые платежи: 53 760 – 24 105 – 10 402,50 – 1 102,50 = 19 252, 50

В итоге за год необходимо будет заплатить 53760,00.

Внимание! Примерную в формате Excel можно скачать по данной ссылке. Вам необходимо просто подставить в нее значения и она рассчитает все автоматически.

ООО и ИП с работниками

Возьмем такие же цифры дохода, как в примере выше. Учтем, что в данном случае налоги уменьшаются на величину платежей в фонды за работников. Также в качестве примере возьмем, что фонд оплаты труда составляет 40% от дохода на определенное количество сотрудников. Величина взносов с зарплаты составляет 30%, занесем в таблицу.

Месяц

Отчетный период Доход, руб. Доход нарастающим итогом, руб. Платежи в фонды помесячно ИП за себя, руб. Платежи в фонды ИП за себя нарастающим итогом, руб.

Авансовый платеж по УСН

Январь 1-й квартал 35 000 135 000 4200 16 200,00 4050
Февраль 45 000 5400
Март 55 000 6600
Апрель Полугодие 70 000 425 000 8400 34 800,00 8700
Май 95 000 11400
Июнь 125 000 15000
Июль 9 месяцев 150 000 925 000 18000 60 000 15000
Август 170 000 20400
Сентябрь 180 000 21600
Октябрь За год 195 000 1 575 000 23400 78 000,00 19500
Ноябрь 220 000 26400
Декабрь 235 000 28200

Расчет строится следующим образом:

Первый квартал:

  1. Полученный доход в квартале умножаем на ставку налога, 135 000 руб. * 6% = 8100. Это наш предварительный налог.
  2. Сравниваем ½ полученного числа с величиной отчислений в фонды, 8100/2 = 4050 меньше, чем 16200 руб. поэтому мы не может полностью уменьшить на сумму отчислений, а лишь на 4050. Почему половину? Потому, что вычет не может превышать 50% от суммы первоначального налога, т.е. 4050 рублей (первоначальный налог делим на 2 – это и есть 50% максимально допустимого уменьшения).
  3. Авансовый платеж будет равен 8100 минус максимальное значение вычета 4050, получим 8100 – 4050 = 4050.

Второй квартал (последующие периоды считаются аналогично):

  1. Также предварительно считаем налог нарастающим итогом, получим 425 тыс. руб. * 6% = 25 500 руб.
  2. Сравниваем ½ полученного числа с суммой платежей в фонды, 25 500 / 2 = 12750 меньше 34 800, поэтому также мы может взять только часть платежей к уменьшению в размере 12 750 руб.
  3. , .

Организации должны вести бухгалтерский учет в полном размере.

Индивидуальный предприниматель, как лицо, действующее в сфере бизнеса, обязан систематично предоставлять отчеты в соответствующие органы. Рекомендуется первым же делом после регистрации лица, как субъекта предпринимательской деятельности выяснить, какие именно отчеты и как часто эта необходимость будет возникать. Эта систематичность напрямую зависит от вида налогообложения, который используется предпринимателем, от наличия наемных работников, и, непосредственно, от самого рода деятельности, которым занимается предприниматель.

Одним из самых важных видов предоставления отчетов является налоговая отчетность. Этот процесс осуществляется путем предоставления определенного пакета документов в соответствующий орган налоговой службы. В зависимости от вида налогообложения, которым пользуется ИП, устанавливается сам вид отчетности.

ИП, как плательщик налога, обязан подавать декларацию за определенный налоговый период. Форма декларации напрямую зависит от вида налогообложения. Например, пользователи единого сельскохозяйственного налога подают Декларацию ЕСХН ежегодно, ИП, пребывающие на общей системе налогообложения выбирают вид Декларации, в зависимости от налогового периода. ИП, плательщики единого налога, подают отчеты раз в месяц, раз в квартал, или же раз в год.

Отчетность ИП на УСН тоже имеет свои особенности. Большинство ИП при регистрации выбирают именно эту систему налогообложения, поскольку она позволяет не выплачивать другие виды налогов (на доход физического лица, на имущество и т.д.).

Прежде всего, необходимо отметить, что система подачи отчетности по упрощенной системе налогообложения осуществляется путем предоставления декларации за один календарный год. То есть, налоговый период в таком случае составляет 12 месяцев. Подать специальную Декларацию по УСН необходимо не позже 30 апреля последующего за отчетным периодом года. Если ИП не успел подать отчетность, то к нему применяют штраф – 5% от размера суммы неуплаченного налога за каждый месяц такой просрочки. При этом, даже если прошло несколько дней, то штраф будет считаться как за месяц. Например, ИП подал Декларацию в налоговый орган 3 июня. Размер его налога составляет 60 000 рублей. Соответственно, просчитаем размер штрафа, умножив сумму налога на 5%:

60 000 рублей * 5% = 3 000 рублей.

Это сумма штрафа за один месяц. Поскольку от последнего числа подачи декларации прошло больше одного месяца, хотя и меньше двух, размер штрафа будет насчитан за 2 месяца, то есть:

3 000 рублей * 2 = 6 000 рублей.

Отчетность ИП на ЕНВД так же имеет свои нюансы. Все пользователи единого налога на вмененный доход тоже обязаны подавать в налоговый орган за местом их учета специальный документ государственного образца – Декларацию ЕНДВ. В отличии от предыдущего вида отчетности, эта подается ежеквартально. Последний строк подачи декларации по ЕНДВ истекает 20 числа месяца, который следует за налоговым кварталом. Ну, например, если ИП подает декларацию за январь, февраль и март, то последним днем сдачи будет 20 апреля.

Если предприниматель в силу любых обстоятельств не подал такой документ в налоговый орган, то к нему применяется штраф в размере 5%, исчисляемых от размера налога за определенный период. То есть, принцип начисления штрафа такой же, как и при нарушении подачи отчетности по УСН.

Финансовые отчеты ИП

Очень важным моментом в деятельности индивидуального предпринимателя является ведение финансовой отчетности. Это понятие включает в себя фиксирование всех финансовых операций на материальных и электронных носителях. Такого рода отчетность обеспечивает фиксацию все действий, что проводились предпринимателем, движение активов. Прежде всего, если финансовая отчетность ведется в надлежащем виде, то это в большей степени упрощает процесс заполнения деклараций по налогам и подтверждения информации, изложенной в них.

Документ, который ведется для фиксации все проводимых операций, называют Книгой учета доходов и расходов. Что же эта книга собой представляет. Прежде всего, необходимо обозначить, что не имеет значения, в какой форме она ведется. Способ ее оформления каждый предприниматель выбирает индивидуально, исходя из собственного удобства. Например, для тех ИП, которые не осуществляют большого количества хозяйственных операций можно спокойно пользоваться рукописным вариантом. ИП, у которых наоборот деятельность связанна с огромным количеством финансовых операций, лучше пользоваться электронным вариантом. Это связано с тем, что так проще фиксировать действия и вычислять необходимые показатели при помощи компьютерных программ, которые сильно упростят этот процесс.

До 2013 года такую книгу необходимо было обязательно зарегистрировать за местом налогового учета. Сегодня этого действия осуществлять не имеет нужды. Существует непонятный момент, связанный с необходимостью ведения такого документа. Хотя в Налоговом Кодексе ничего не указано на обязанность ведения книги учета доходов и расходов, существует административный штраф за отсутствие такого документа в размере 200 рублей.

По поводу ведения такой книги необходимо знать несколько основных правил. Прежде всего, такой документ заводят для каждого налогового периода. Он должен состоять из титульного листа, где обозначается название, имя предпринимателя, налоговый период и подпись. В большинстве случаем, книга состоит из двух разделов. Первый – доходы. В нем обозначают все операции, связанные с прибылью. Второй — расходы. Соответственно, он предназначен для фиксации деятельности, которая предполагает материальные расходы.

Все страницы должны быть пронумерованы и сшиты между собой. Для подтверждения каждой обозначенной в ней операции подкрепляются документы, подтверждающие ее осуществление (например – чеки).

Важным вопросом являются бухгалтерские отчеты ИП. С 2011 года введено правило, которое позволяет не сдавать предпринимателям такого рода отчетность. Если ИП ведет отчетность всех доходов и расходов по его деятельности, но он не должен подавать бухгалтерские отчеты. Это не зависит от системы налогообложения, используемой предпринимателем. Наличие заполненной книги расходов и доходов позволяет ему не подавать бухгалтерские отчеты.

Срок сдачи отчетности

В зависимости от системы налогообложения, строк подачи отчетных документов меняется. Не стоит путать даты подачи отчетности и даты уплаты налогов. Например, налог по упрощенной системе уплачивается авансовыми платежами за кварталы первых девяти месяцев. Остальная сумма уплачивается не позднее конца марта следующего года. Например, если в квартал ИП должен платить 5 000 рублей налога, то первые три платежа он осуществляет по окончанию этих периодов, а последние 5 00рублей он обязан заплатить до 30 марта следующего года. Если авансовых платежей не было – то вся сумма уплачивается в конце. Отчетность же подается, как мы рассматривали, до 30 апреля следующего года за 12 месяцев предыдущего года, которые являются налоговым периодом.

Квартальная отчетность используется при ЕНДВ. Тут тоже нужно учесть, что сам налог оплачивается не позднее 25 числа, последующего за отчетным кварталом месяца, а отчетность оформляется до 20 числа такого месяца. Например, ИП осуществляет расчеты за первый квартал 2015 года. В месяц его налог составляет 8 000 рублей. Соответственно, до 20 апреля ему необходимо предоставить налоговому органу декларацию по уплате упрощенного налога, а до 25 апреля – уплатить сам налог, суммой в 24 000 рублей (8 000 рублей * 3 месяца).

Отчетность ИП за работников

Пакет документов, которые требуются для отчетности, зависит от наличия наемной силы – работником. ИП без работников в данном случае намного проще, поскольку единственное, что от него требуется – это вовремя сдать налоговую декларацию в зависимости от вида налогообложения. Для подтверждения всей информации, указанной в декларации ИП необходимо иметь прошитую и пронумерованную книгу доходов и расходов.

ИП с работниками имеет более сложную систему ведения отчетности. Помимо отчетности в налоговую службу, путем предоставления соответственной виду налогообложения декларации, существует еще два вида отчетности.

Для начала, рассмотрим какие особенные документы необходимо подать ИП в налоговую службу при условии наличия у него наемных работников кроме декларации. Прежде всего, необходимо подать Бланк отчетности для ИП по среднесписочной численности работников ИП. В этом документе указываются имя ИП, его идентификационный код, количество работников, которые состоят с ИП в трудовых отношениях. Руководитель в лице ИП подписывает такой бланк, указывая дату, состоянием на какую было подсчитано такое количество работников. Подать этот документ необходимо до 20 января каждого года.

Вместе с бланком, еще одним обязательным для подачи в пенсионный фонд документом является справка государственного образца 2-НДФЛ. Такой документ заполняется на каждого работника, который состоит в трудовых отношениях с ИП. в нем предоставляют информацию об имени, гражданстве, адресе проживания, общей сумме дохода и налогов работника. Подавать такое заявление необходимо вместе с реестром сведений о доходах физического лица. Этот документ является справкой из налоговой службы. Подать справку и реестр необходимо до 1 апреля каждого года.

Одним из видов отчетности ИП, имеющего работников, является подача документации Пенсионный фонд. До 20 числа второго месяца следующего за отчетным квартала необходимо подать в пенсионную службу форму государственного образца РСВ – 1. В ней ИП указывает все налоги, уплаченные за каждого наемного работника в фонд пенсионного страхования.

Следующим органом, в который ИП обязан сдавать отчетность является Фонд социального страхования. До 25 числа следующего месяца после завершения квартала необходимо подать в Фонд социального страхования форму государственного образца 4 – ФСС. В ней ИП указывает все суммы взносов за квартал, уплаченные на каждого работника в фонд страхования

ИП на патенте

ИП, у которого численность сотрудников не превышает 15, имеет право воспользоваться патентной системой налогообложения. Патент ИП получает на строк от 1 до 12 месяцев одного календарного года.

Главной особенностью этого патента является то, что ИП полностью освобождается от обязанности подавать налоговою декларацию. При этом, ему достаточно вести книгу учета доходов и расходов. Количество таких книг должно соответствовать количеству полученных патентов. То есть, за период, на который ИП получил патент, он не отчитывается перед налоговыми органами путем подачи привычной декларации.

Если ИП занимается и другой деятельностью, на которую у него нет патента, то отчетность необходимо подавать выходя из системы налогообложения на эту деятельность.

Нулевая отчетность для ИП

Существуют ситуации, когда прекращает заниматься своей деятельностью или приостанавливает ее в связи с невозможностью уплаты налогов. В таких случаях отчетность по налоговому периоду получается нулевой.

При этом, не все системы налогообложения позволяют сдавать нулевые отчетности. Если ИП пользуется упрощенной системой налогов, то при приостановке его деятельности проблем не возникнет. При отсутствии доходов и расходов за налоговый период ИП имеет право подать нулевую отчетность.

Но при этом, пользователи единого налога на вмененный доход такой возможности не имеют. Налоговый инспектор не имеет права принять у ИП декларацию ЕНДВ, которая будет показателем нулевой отчетности. Это связано с тем, что ИП на такой системе налогообложения обязан на протяжении 5 дней с момента прекращения деятельности снятся с налогового учета.

Нулевую отчетность необходимо подавать не только в налоговую службу, но и в фонды социального и пенсионного страхования. Она подается при условии, что за весь налоговый период не было выплачено на законных основаниях (отсутствие работников) налогов в эти службы.

Для упрощения работы можно скачать специальную бесплатную программу Бизнес Пак , она уже содержит в себе все образцы бланков отчетности.

Как вести бухгалтерию ИП: анализ необходимости ведения бухгалтерского учета + причины, по которым так важно вести бухгалтерию + способы ведения бухучета при организации бизнеса + этапы ведения бухгалтерии + календарь отчетности для каждой из систем налогообложения.

Создавая собственный бизнес, большинство предпринимателей, в первую очередь, думают об актуальности идеи и размере капитальных инвестиций, которые им необходимы.

Несомненно, эти вопросы важны на этапе планирования бизнеса, но существует еще один не менее важный вопрос – как вести бухгалтерию ИП.

Почему так важно заранее решить, как вы будете заниматься процессом ведения бухгалтерского учета? Как правильно это делать? На все вопросы мы обязательно найдем ответы в сегодняшней статье.

Зачем ИП нужно вести свой бухгалтерский учет?

Если вы уже официально считаетесь предпринимателем или же только задумались о такой перспективе, наверняка, вы уже успели подумать про перспективу того, что вам предстоит вести некий учет своей деятельности, который необходим для .

Также вы могли уже услышать и о том, что ИП вообще не обязаны вести бухгалтерский учет, и что такая форма организации предпринимательской деятельности полностью освобождается от налоговой документации.

Если вы такое мнение услышали и прислушались к нему, вынуждены вас огорчить, оно не совсем верно.

Точнее, с юридической точки зрения – да, действительно, ИП не обязаны вести бухгалтерский учет, если они ведут Книгу учета доходов и расходов (КУДиР).

Но означает ли это, что ИП освобождены от ведения бухгалтерии как таковой?

Чтобы не столкнуться с проблемами при организации собственного бизнеса, важно слушать не только мнение окружающих, но и хотя бы немного ориентироваться в законодательстве РФ, что позволит избежать многочисленных трудностей.

Федеральный закон №402 в статье 6 об обязанности ведения бухгалтерского учета (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/d7372b9bbb772927073ce566
a64848b23aa14879
) гласит, что ИП действительно могут не вести бухучет, но при этом они обязаны вести учет доходов и расходов.

На самом деле, ИП – это хоть и не юридические лица, а индивидуальные предприниматели, они все равно обязаны вести бухгалтерию относительно своего бизнеса. Просто называется это не бухгалтерским, а налоговым учетом.

Налоговый учет – это сбор и анализ данных касательно доходов, расходов предприятия, на основании которых можно сделать вывод о количестве налогов, обязательных к уплате государству.

Выходит, что вести бухгалтерию ИП все равно должны, причем, отнестись к этому пункту ведения предпринимательской деятельности очень важно, ведь от того, насколько грамотно будет осуществляться налоговый учет, зависит и то, как будет развиваться ваш бизнес.

Почему так важно ответственно отнестись к ведению бухгалтерии ИП?

На первый взгляд организация предпринимательской деятельности и выглядят достаточно просто: вы приходите в налоговую службу, сдаете документы и уже через некоторое время получаете подтверждение о том, что вы вправе на законных основаниях вести собственный бизнес.

При этом вы просто платите определенное количество налогов государству и никаких проблем не возникает. Так ли все просто в действительности?

Если вы немного ориентируетесь в законодательстве и уже успели освоить азы ведения бухгалтерии, то все действительно может быть весьма безоблачным.

Но вы должны понимать, что вести бухгалтерию – это не такое уж и просто дело, сложность которого во многом зависит от того, какую деятельность вы ведете, и в каких масштабах.

Это важно потому, что от вышеуказанных факторов зависит и режим налогообложения, который будет применяться, и который в последствии определит, сколько же налогов вы будете платить в казну государства.

Если выбрать систему налогообложения неправильно или относиться к налоговому учету халатно, то последствия могут быть не самыми приятными:

    Вы станете предпринимателем на той системе налогообложения, которая вам вовсе не подходит.

    Представим, что вы уже подали документы на регистрацию ИП и уже успели им стать. Если вы в течение 30 дней не выберете систему, по которой с вас будут вычитывать налоги и не подадите соответствующее заявление, то вы по умолчанию станете пользователем ОСНО – Общей системы, которая, к слову, является одной из наиболее сложных в понимании.

    Вы окажетесь не в состоянии вести и развивать бизнес по причине слишком высокой налоговой ставки.

    Эта неприятность может случится с вами по причине того же неправильно выбранного режима налогообложения, что впоследствии приведет вас к слишком большим налогам, которые вы, как предприниматель, просто не сможете осилить. А сменить систему можно только по окончанию календарного года.

    Вам предстоит уплачивать штрафы и к вам могут применяться санкции.

    Если налоговый пресс окажется для вас «неподъемным», и вы попросту не сможете платить налоги, то вдобавок получите еще и штраф. В худшем случае ваши счета даже могут быть «заморожены», и вас, как ИП, будет ожидать принудительная остановка деятельности.

Если вы не хотите во время организации собственного бизнеса столкнуться с такими неприятными проблемами, которые мы только что перечислили, вам стоит задуматься о том, как вести бухгалтерию ИП еще на этапе планирования бизнеса.

Только такое ответственное отношение к позволит вам создать прибыльное дело, которое при правильно выбранном режиме будет развиваться, а не двигаться к банкротству.

Какими способами можно вести бухгалтерию ИП: 3 основных варианта

Все вышесказанное было отмечено для того, чтобы вы, как существующий или будущий предприниматель понимали, что вести бухгалтерию грамотно, даже будучи простым ИП, очень важно.

Именно этот пункт наибольшим образом отразиться на возможности вашего бизнеса двигаться вперед.

Кроме того, правильное ведение бухгалтерии только поможет вам на первых порах понять, правильно ли осуществляются капиталовложения, и устраивает ли ваше предприятие прибыль, которую вы получаете.

И поскольку бухгалтерия – это весьма сложное дело, вести ее можно несколькими способами:

  1. Самостоятельно.

    Такой вариант наиболее трудный, так как он предполагает, что вести бухгалтерию ИП вы будете абсолютно самостоятельно.

    • Преимущества: вы становитесь опытным предпринимателем, который разбирается во всех тонкостях ведения бизнеса + вы экономите приличную сумму на оплате труда бухгалтера.
    • Недостатки: необходимо время, чтобы все понять и всему научиться + на первых порах вы можете допускать ошибки.
  2. Нанять в свой штат квалифицированного бухгалтера.

    Хороший бухгалтер в собственном штате сотрудников позволяет вам отстраниться от сложных вопросов, как вести бухгалтерию, и позволяет уделить больше внимания другим вопросам.

    • Преимущества: вы не заморачиваетесь над тонкостями того, как вести бухгалтерию, и у вас появляется больше свободного времени.
    • Недостатки: на оплату заработной платы бухгалтеру каждый месяц будет уходить до 60 тыс. руб., что нерентабельно при небольшом объеме бизнеса + найти квалифицированного сотрудника, которому можно доверять, не так просто.
  3. Обратиться в юридическую компанию на аутсорсинге.

    Поручая все ведение бухгалтерии ИП компании на аутсорсинге, вы избавляете себя от необходимости самому изучать бухучет и нанимать в штат сотрудника.

    • Преимущества: такие компании работают слаженно, не допуская ошибок.
    • Недостатки: высокая стоимость услуг, если вы собираетесь доверить компании ведение всей отчетности.

Какой из способов выбрать, решать, конечно же, вам. Во многом выбор способа зависит от того, какими финансовыми возможностями вы обладаете, и насколько большую предпринимательскую деятельность планируете.

Если ваш бизнес небольшой, то вы можете смело самостоятельно браться за бухгалтерию ИП. Если же ваше предприятие довольно масштабное, и использовать вы планируете сложные системы налогообложения, к примеру, ОСНО, то есть смысл задуматься о привлечении опытных бухгалтеров.

Рассматривать, как вести бухгалтерию ИП при помощи специалистов не имеет смысла, так как такая процедура предполагает всего два этапа: поиск бухгалтера и поручение ему дел.

Мы же рассмотрим последовательность ведения бухгалтерии своими силами. Это поможет вам понять с чего начинается налоговый учет, и на что особенно важно обратить внимание.

Пошаговое руководство, как вести бухгалтерию ИП

Итак, если вы, будучи ИП, приняли решение самостоятельно вести бухгалтерию, то вам нужно следовать описанным ниже этапам.

Этап 1. Создайте подробный бизнес-план вашей деятельности, где особое внимание уделите финансовой его части.

Почему так важен при ведении налоговой отчётности бизнес-план? Все очень просто. От точности ваших расчетов, а именно расчета расходов и ожидаемой прибыли, напрямую зависит режим налогообложения, который стоит выбрать.

Также такое решение будет зависеть и от вида деятельности, которой вы будете заниматься в качестве ИП.

Поэтому, чтобы изначально правильно выбрать систему, по которой вы будете уплачивать налоги, очень важно еще на этапе бизнес планирования определиться с кодами ОКВЭД, расходами и будущими доходами.

Если не можете составить такой подробный отчет самостоятельно, лучше на начальных этапах обратиться за помощью к специалистам финансовой сферы. В будущем это позволит сэкономить время и нервы при переходе на другие системы налогообложения.

Этап 2. Выберите систему налогообложения, которая наиболее вам подходит, и подайте соответствующее заявление о принятии такого решения.

Как только вы закончите с составлением бизнес-плана, вы уже сможете ориентироваться, какие налогооблагаемые режимы вам подходят, чтобы вести бухгалтерию ИП.

Всего законодательство РФ предусматривает 5 таких режимов, каждый из которых имеет свои особенности. Ознакомиться с каждой из систем наиболее подробно можно почитав Налоговый Кодекс РФ, где каждому режиму отведена отдельная глава.

Чтобы выбрать режим правильно, принимайте во внимания уже указанные ранее характеристики:

  • вид предпринимательской деятельности,
  • сумму расходов и доходов,
  • численность наемных сотрудников.

К слову, о сотрудниках также стоит задуматься заранее, ведь нанимая рабочих, вы обязуетесь сдавать дополнительную документацию, а также платить налоги.

В таблице ниже мы вкратце описали каждую из систем налогообложения, что поможет вам сориентироваться, какая из них вам подходит, какие бумаги предстоит заполнять для ведения отчетности, какова ставка налога в каждом случае. В конце концов – насколько сложным является режим.

Режим УСН ЕНВД ПСН ЕСХН ОСНО
Раздел НК РФ Глава 26.2 Глава 26.3 Глава 26.5 Глава 26.1 Глава 21-25
Для какого вида деятельности можно использовать? Ограничения существуют только для таких видов деятельности:
Производство алкогольных и табачных изделий.
Добыча полезных ископаемых.
Нотариальные и адвокатские конторы.
Игральный. бизнес
Ломбарды.
Допускается следующая деятельность:
Бытовые и ветеринарные услуги
Услуги общепита, автостоянок, СТО
Розничная торговля на площадях менее 150 кв. м.
Допускается ведение 63-х видов предпринимательской деятельности, среди которых:
Услуги обучения
Парикмахерские услуги
Ремонтные услуги

Полный перечень содержится в статье 346.43 НК РФ, и может быть изменен в некоторых регионах.

Предназначен исключительно для сельхозпроизводителей (доля дохода от реализации сельхозпродукции должна быть не менее 70% общих доходов от товаров и услуг). Нет ограничений.
Дополнительные требования Количество сотрудников не более 100 человек, доход не выше 150 млн. руб. Количество сотрудников – не более 100 человек. Количество сотрудников не более 15 человек, размер дохода не выше 60 млн. руб. Количество сотрудников для сельхозпроизводителей не ограничено, для рыболовецких хозяйств – не более 300 человек. Нет ограничений.
Какие налоги предстоит уплачивать? Один общий налог в зависимости от объекта налогообложения. Единый налог. Один налог, который исчисляется, как процент от потенциально возможного дохода. Единый сельскохозяйственный налог. НДФЛ, НДС, налог на имущество физлиц.
Объект налогообложения Доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. Вмененный доход налогоплательщика. Потенциально возможный к получению годовой доход. Доходы, уменьшенные на величину расходов. Для НДФЛ – доход, для НДС – доход от реализации товаров и услуг, для налога на имущество – недвижимое имущество
Налоговая ставка Для объекта «доходы» - от 1% до 6%, а для «доходы - расходы» - от 5% до 15%. 15% величины вмененного дохода. 6% от потенциально возможного к получению годового дохода. 6% от разницы между доходами и расходами. НДФЛ –13%, НДС – 0%, 10%, 18%,
Налог на имущество – до 2%.
Налоговый период Календарный год. Квартал. Срок на который выдан патент (календарный год). Календарный год. НДФЛ – календарный год,
НДС – квартал, налог на имущество – календарный год.

В качестве примера также приведем образец заявления на применение выбранной системы налогообложения, которое вы должны будете подать в ИФНС для получения права пользования выбранным режимом:

Этап 3. Выберите способ, как будете вести бухгалтерию ИП.

Несмотря на то, что сейчас мы рассматриваем способ самостоятельного ведения бухгалтерии, на практике вы должны будете определить, какой из способов вы будете использовать. Во многом вам поможет решить этот вопрос именно тип налогообложения, который вы выберете ранее.

Если вы располагаете достаточным стартовым капиталом для осуществления предпринимательской деятельности, то вы можете нанимать квалифицированных специалистов. Но, если действовать рационально, то стоит отметить, что для таких режимов, как УСН или ЕНВД, если масштабы вашего бизнеса невелики, не имеет большого смысла нанимать бухгалтера.

С ведением подобной отчетности справиться не так уж сложно, тем более, что можно использовать в качестве помощи самому себе различные компьютерные программы – такие, как 1С.

Если же вы должны использовать ОСНО, то самому разобраться в тонкостях налогового учета будет сложнее. Но, если хотите все делать самостоятельно, то, получив немного знаний в этой области, сможете справиться.

Этап 4. Изучите выбранную вами систему налогообложения, календарь сдачи отчетности, правила ее использования, наличие льгот.

Когда и с режимом налогообложения, и способом ведения бухгалтерии вы определились, то самое время начать углубленно изучать, как работает данная система, какие документы нужны от вас в виде отчетности, и как часто нужно их сдавать.

При этом, обратите внимание на то, что при наличии наемных сотрудников, нужно сдавать еще и дополнительную отчетную документацию.

Если размер налоговой ставки запомнить весьма легко, то понять, как именно рассчитывается сумма налога, обязательного к уплате, немного сложнее.

Также хорошо изучите календарь отчетности, который будет указывать, что и когда требуется сдать. Подробнее на этом мы остановимся далее.

Этап 5. Приступайте непосредственно к ведению бухгалтерии, собирайте необходимые документы, действуйте в соответствии с выбранной системой.

Начиная предпринимательскую деятельность, вам тут же нужно приступать и к тому, чтобы вести бухгалтерию. Ведь независимо от того, есть у вас прибыль или нет, отчётность сдавать придется.

В таких случаях, когда прибыли нет или сумма налога равна нулю, все равно, как правило, сдаются отчетные документы, так называемые, «нулевки».

Как только откроете бизнес, в зависимости от режима, вам нужно будет вести КУДиР, сохранять необходимые документы, выписки из банков и т.д. Не упустите этот момент в самом начале, ведь нехватка каких-либо документов может в будущем привести к проблемам.

Теперь вы видите, из каких основных пяти этапов состоит процедура ведения бухгалтерии ИП. Напоследок мы собрали для вас еще несколько советов и рекомендаций по рассматриваемой теме

Бухгалтерия ИП. Обзор систем налогообложения.

Какие налоги платит ИП? Ведение бухгалтерского учета.

Календарь налогового учета: что важно помнить, если вы решили вести бухгалтерию ИП самостоятельно?

Предположим, что с системой налогообложения, которая будет применена к вам, вы уже ознакомились, и знаете, какие документы нужно сдавать в качестве отчетности.

Чтобы вам было проще запомнить, что и когда нужно сдавать для каждого из режимов, мы подготовили подробный календарь отчетности, который на первых порах поможет разобраться в датах сдачи документации и не забыть об отчетном дне.

Кварталы Режим налогообложения
УСН ЕНВД ЕСХН ОСНО ПСН
Квартал №1 Авансовый платеж – до 25.04 Декларация – до 20.04
Квартальный налог – до 25.04
- Декларация по НДС – до 25.07
Налог – до 25.09
Налоговая декларация не сдается. Срок уплаты стоимости патента зависит от срока его действия.
Квартал №2 Авансовый платеж – до 25.07 Декларация – до 20.07
Квартальный налог – до 25.07
Авансовый платеж за первое полугодие – до 25.07 Декларация по НДС – до 25.07
Налог – до 25.09
Авансовый платеж по НДФЛ – до 15.07
Квартал №3 Авансовый платеж – до 25.10 Декларация – до 20.10
Квартальный налог – до 25.10
- Декларация по НДС – до 25.10
Налог – до 25.12
Авансовый платеж по НДФЛ – до 15.10
Квартал №4 Налоговая декларация по итогам года – до 30.04 Декларация –до 20.01
Квартальный налог – до 25.01
Налоговая декларация по итогам года – до 31.03 Декларация по НДС – 25.01
Налог – до 25.03
Декларация по НДФЛ – до 30.04
Налог по итогам года – 15.07

Но, как мы уже говорили выше, сдавать отчетность, предназначенную для каждого режима, – это только половина дела. Вести бухгалтерию ИП также значит и сдавать документы по наёмным сотрудникам, за которых вы также будете уплачивать налоги в качестве страховых взносов.

Для удобства отобразим данные при помощи таблицы:

Название документа Место сдачи (уполномоченный орган) Сроки сдачи
Данные о среднесписочной численности сотрудников ИФНС До 20.01 следующего отчетного года
Данные о доходах сотрудников (2-НДФЛ) ИФНС До 01.04 следующего отчетного года
Данные о доходах сотрудников (6-НДФЛ) ИФНС
Форма ФСС-4 ФСС До 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом – в бумажном виде
До 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом – в электронным виде
Форма СЗВ-М ПФР До 15 числа месяца, следующего за отчетным месяцем
Форма СЗВ-СТАЖ ПФР До 1 марта следующего отчетного года
Форма РСВ-1 Налоговая инспекция До конца месяца, следующего за отчетным кварталом

На этом подведем итог. Мы разобрались, нужно ли осуществлять бухгалтерский учет индивидуальному предпринимателю и как вести бухгалтерию ИП.

Основное, что требуется от вас в этом деле, – это быть ответственным и подходить к выбору системы налогообложения взвешенно, чтобы в дальнейшем груз налогов не привел к тому, что ваш .

Вести бухгалтерию самостоятельно не так и сложно, если во всем разобраться. В крайнем случае, можно воспользоваться специальными программами, которые намного облегчают жизнь тех предпринимателей, которые сами решили вести налоговый учет.

Как вести ИП? Для начинающих предпринимателей крайне важно разобраться в этом остро стоящем вопросе. Ведь всё, что его касается, связано с финансами, выплатой сборов и составлением отчётности. А ещё каждый аспект ИП-деятельности связан с налоговой, у представителей которой могут возникнуть немало вопросов к предпринимателю, если он не будет выполнять обязанности, связанные с его статусом бизнесмена. Поэтому о том, как правильно вести ИП, стоит рассказать в деталях.

Начало

Первый шаг - регистрация самого ИП. Она очень проста, несмотря на то, что чаще кажется наоборот. Требуется минимальный пакет документов:

  • Копия российского паспорта.
  • Заявление о государственной регистрации по форме № Р21001.
  • Квитанция об уплате госпошлины (800 руб.).
  • Заявление о переходе на выбранную систему налогообложения (для новичков и некрупных предприятий рекомендуется УСН).

Самое главное на этом этапе - точно определить коды ОКВЭД и заполнить анкеты. Для этого имеются общедоступные образцы. Ориентируясь на них, точно можно избежать ошибок.

Когда документы будут собраны, а заявления составлены, можно отправляться в налоговую и подавать их. В течение трёх дней лист записи ЕГРИП и уведомление о постановке на учёт будут готовы. И вот после этого можно углубляться в тему касательно того, как с нуля вести ИП, для начинающих.

УСН

Всем неопытным предпринимателям рекомендовано сразу переходить на упрощённую систему налогообложения. Это первое, что обязан усвоить каждый, желающий знать о том, как вести ИП. Для начинающих будет непросто разобраться в ОСНО (общей системе), ЕНВД и ЕСХН. Они сложны с точки зрения ведения учёта и отчётности. А УСН хороша следующим:

  • Увеличенные лимиты. УСН доступен каждому предпринимателю, годовой доход которого не превышает 150 000 000 р.
  • Отсутствие взысканий в размере максимального платежа в качестве штрафа за просроченную отчётность.
  • Можно использовать онлайн-сервисы вместо обычных касс. Через них все данные о продажах поступают сразу в налоговую, а это облегчает учёт.
  • Оплачивать взносы может как учредитель, так и другие представители фирмы.

Но самый главный плюс - налоговую декларацию нужно сдавать не поквартально, а всего лишь один раз в году (но до 30 апреля).

Фиксированные взносы

О том, как вести бухгалтерию начинающему ИП, который не имеет работников, также необходимо рассказать. Итак, первым делом нужно запомнить: фиксированные взносы обязан заплатить каждый предприниматель, даже тот, который открыл ИП для галочки и деятельность не ведёт. Эти взносы уходят на пенсионное, медицинское и социальное страхование. С 2017 года платить их нужно не в каждый фонд по отдельности, а в свою налоговую - по изменённым КБК.

Чтобы узнать коды бюджетной квалификации, нужно взять личный государственный регистрационный номер и отправиться в инспекцию.

Что касательно суммы? Фиксированные взносы в 2017 году составляют 27 990 рублей. В ОМС из этой суммы уходит 4 590 руб. А в пенсионный фонд - 23 400 руб.

В том случае, если его доходы за год превышают отметку в 300 000 руб., потребуется доплачивать 1 % от суммы, превышающей данный лимит.

Заполнение декларации

Это, пожалуй, является самым ответственным моментом. С ним нужно разобраться каждому человеку, желающему понять, как начать вести ИП-бухгалтерию. И вот какие нюансы надо усвоить:

  • Стоимостные показатели указываются в рублях, а копейки округляются. Если их больше 50, то до 1 руб. Меньше? Тогда копейки и вовсе отбрасываются.
  • На одну ячейку - только одна цифра, буква или знак.
  • Клетки, которые у предпринимателя проходят как пустые, заполняются прочерками. Пустот быть не должно.

К заполнению декларации нужно отнестись так же ответственно, как и к написанию заявления на регистрацию ИП. В данном случае тоже всё просто, если быть внимательным.

На первой половине титульного листа указываются сведения о предприятии. О некоторых нюансах, кажущихся новичкам непонятными, можно рассказать подробнее.

Есть пункт под названием «Номер корректировки». Человеку, подающему декларацию за год, там надо поставить ноль. В поле «налоговый период» в таком случае ставится цифра «34». Если год незаконченный (при ликвидации ИП или при смене спец.режима) указывается «50». А в пункте «по месту нахождения учёта» индивидуальному предпринимателю надо ставить цифру «120». Вот и всё, что нужно запомнить.

Как рассчитать налоги?

Второй раздел декларации посвящён доходам. Информацию по выручке нужно заполнять нарастающим итогом. Для этого предназначены соответствующие поля - первый квартал, полугодие, 9 месяцев и год (именуемый иначе налоговым периодом).

Если выражаться простым языком, то человек должен вписать в эти клетки цифры, отражающие сумму его дохода. Допустим, 240 000, 480 000, 720 000 и 960 000 рублей соответственно. В пункте «ставка» указывается обозначение процента (в данном случае, поскольку речь идёт об УСН, он равен шести).

На той же странице, только ниже всех перечисленных пунктов, можно заметить небольшое оглавление, обозначенное как «Сумма исчисленного налога». Человек сам её высчитывает и выписывает в аналогичные ячейки. Формула проста: сумма дохода умножается на 6 % (это будет 0.06 в математическом значении). Обращаясь к предыдущему примеру, это будет выглядеть так: 240 000 х 0.06 = 14 400 рублей. Этот результат записывается в соответствующую ячейку. 14 400 рублей - сумма, которую понадобится человеку выплатить в качестве налога за первый квартал. За год с прибыли в 960 000 рублей он будет равен 57 600 руб.

В общем-то, высчитывать несложно. Нужно только запомнить формулу - это главное для новичков, не знающих, как начать вести ИП-бухгалтерию и составлять отчёты.

Что делать, если нет прибыли?

Для одних новичков это страх, а для других - насущный вопрос. В любом случае ответ на него нужно знать каждому человеку, интересующемуся тем, как вести ИП. Для начинающих инструкция может показаться сложной, но на деле всё предельно просто.

Надо усвоить: даже если финансовая деятельность не велась, отчитаться перед налоговой придётся. Условно это называется сдачей нулевой декларации.

Удобнее всего тем предпринимателям, у которых нет штата сотрудников. Они просто сдают «нулёвку», по которой их исчисленный налог равен нулю. Получается, что за год, кроме фиксированных взносов, они не платят ничего. Но тем бизнесменам, у которых есть зарегистрированные рабочие, придётся хуже. Им доступно лишь снижение налоговой базы на 50% от суммы взносов.

Как заполнять «нулёвку»? Первый лист - так, как было сказано ранее. А вот все ячейки второго раздела (посвящённого налогам и прибыли) заполняются прочерками.

Что нужно сдавать, кроме декларации?

Это тоже необходимо знать каждому человеку, который хочет понять, как вести ИП. Пошаговые инструкции для начинающих способны помочь быстро в этом разобраться. И вот кратко о том, что помимо декларации потребуется предоставить предпринимателям со штатом работников:

  • Отчётность по НДФЛ (отражаются доходы сотрудников).
  • Данные о среднесписочной численности (количество сотрудников в среднем за определённый период).
  • Отчётность по страховым взносам во внебюджетные фонды.

Самое главное в данном случае - сдать все документы в рамках указанных сроков. 6-НДФЛ предоставляются ежеквартально, СЗВ-М каждый месяц, 2-НДФЛ раз в год (не позднее первого апреля), 4-ФСС и данные о среднесписочной численности до 20 января того года, который следует за отчётным.

Порядок действий

Итак, выше было вкратце рассказано о том, как вести ИП. Для начинающих способы могут казаться сложными, но на деле разобраться со всеми «бумажными» делами просто, если проявить ответственность и внимательность.

Что касательно оплаты? Есть такое понятие - заплатить налог авансом. Так можно сделать до того, как истечёт 25 дней со дня завершения отчётного периода. В данном случае все авансовые платежи, внесённые предпринимателем, будут зачтены в счёт налога.

Но можно поступить иначе. То есть, заплатить налог по итогам года. Это нужно сделать до 30 апреля года, который идёт следом за истёкшим отчётным периодом.

Говоря о том, как вести ИП для начинающих, важно отметить, что существует три способа оплаты налога. Внести средства можно посредством клиент-банка, формированием платёжного поручения или же оформлением квитанции для безналичного расчёта.

Ответственность за нарушения

Почему так важно разобраться с тем, как вести бухгалтерию начинающему ИП? Потому что за безответственное отношение к своей новой деятельности и статусу предпринимателя полагаются серьёзные штрафы. Так, например, если человек задерживает подачу декларации на 10 или более дней, операции по его счёту могут быть заморожены. Об этом говорится в статье №76 НК РФ.

Плюс ко всему, опоздание со сдачей влечёт штраф, который варьируется от 5 % до 30 % суммы неуплаченного налога. Об этом сказано в статье № 119 НК РФ.

В том случае, если человек и вовсе решил не платить налог, ему положен штраф в 20-40 %. Убедиться в этом можно, если обратить внимание на статью № 122 НК РФ.

А ещё важно запомнить, что применение УСН не является причиной, по которой можно забыть об исчислении, удержании и перечислении НДФЛ с зарплаты работников.

Документация

Есть ещё один нюанс, о котором нельзя не упомянуть, рассказывая о том, как вести ИП для начинающих (образец деклараций, кстати, предоставлен выше). Как показывает практика, представители налоговой инспекции любят навещать предприятие с проверками. Потому очень важно бережно относиться ко всем документам. Например, если предприниматель владеет магазином, то ему нужно хранить:

  • Кассовые бумаги.
  • Договоры с поставщиками услуг и товаров, арендодателями, оптовыми покупателями.
  • Кадровые документы (если есть сотрудники).
  • Первичные бумаги.
  • Договор с банком и выписки со счёта.

Все документы нужно систематизировать по категориям и по периодам. Если в срочном порядке понадобится найти нужную бумагу, то такая предусмотрительность сыграет на руку. А ещё нужно научиться пользоваться пресловутыми онлайн-сервисами. Они надёжнее записок на бумаге и позволяют сэкономить на бухгалтере.

ОСНО

Рассказывая о том, как вести ИП для начинающих, стоит напоследок уделить немного внимания и нюансам, связанным с пресловутой общей системой налогообложения. Новичкам в сфере предпринимательства полезно узнать, какие подводные камни она в себе таит, и почему стоит выбирать именно УСН.

Во-первых, при ОСНО нужно вести Книгу расходов и доходов. А это - целый багаж лишних хлопот. В данную Книгу надо вносить подробную информацию обо всех операциях, которые связаны с финансами. Почему? Потому что именно на основе Книги в дальнейшем составляется декларация, отправляемая в конце отчётного периода в инспекцию.

Во-вторых, отдавать государству придётся не 6 %, а 13 %. И каждые три месяца понадобится платить 18-процентный НДС. Не избежать и внесения платежей в казну государства, если у предприятия человека есть участок или транспортное средство.

В-третьих, каждые три месяца придётся ещё отправлять ведомость в социальный и пенсионный Фонды.

Даже этого небольшого перечня специфических особенностей ОСНО хватает для того, чтобы понять, почему подавляющее большинство индивидуальных предпринимателей находится на УСН. Даже ООО стараются перейти на «упрощёнку». Действительно, если можно законно упростить себе жизнь при наличии такой возможности - почему бы ею не воспользоваться?