Грушенька - характеристика героя (персонажа) (Братья Карамазовы Достоевский Ф.М.). Анализ стихотворения

Который носит название «Грушенька» : описание сорта, агротехнику выращивания и особенности ухода.

Особенностью данного сорта является его относительно молодой возраст существования - «Грушенька» была выведена селекционерами в Научно-исследовательском институте в 80-х годах прошлого века. Предпосылкой к возникновению такого сорта служило стремление ученых вывести сорт, который был бы морозоустойчив, имел крупный сладкий плод, и к тому же не имел шипов, которые так характерны для . Спустя нескольких лет упорного труда (в течение которого создались сорта «Колобок» и «Орленок» со слаборазвитыми шиповыми отростками), путем гибридизации около 12 элитных сортов, была выведена «Грушенька».

Данный сорт имеет такие черты и характеристики:

  • срок созревания - среднепоздний (созревает в конце июля - первой половине августа). Непосредственно плоды формируются рано, вначале они имеют розоватый окрас, а к моменту созревания достигают глубокого фиолетового цвета;
  • морозоустойчивость - абсолютная. Данный сорт примечателен тем, что обладает стойкостью к морозам - он способен выдержать любые климатические и погодные условия вплоть до сильной жары (за исключением сильного града). Помимо этого, способен перенести и различные вирусные ;
  • куст - средней высоты, раскидистость слабая. Характеризуется плотной густотой листочков, отсутствием шипов на ветках и их пониклостью к земле. Новые побеги имеют хорошее разветвление средней толщины;
  • цветение - двухцветными и трехцветными соцветиями. Относится к раннецветущим растениям;
  • плоды - крупные (средний вес одного плода - 4,5 г), глубокого фиолетово-бордового тона. Вкус кисло-сладкий, хорошо выраженный, плоды сочные и мясистые. Примечательно, что в состав таких ягод входят пектиновые и антоциановые вещества. Плодоносит довольно длительный срок - до 20 лет;
  • урожайность - средняя. Один куст производит около 7 кг ягод.
Такие впечатляющие показатели, безусловно, делают этот сорт одним из самых востребованных в современном садоводстве.

Профессиональные селекционеры и любители-садоводы выделяют такие положительные стороны данного сорта:

  • морозоустойчивость и невосприимчивость к высоким температурам;
  • относительная неприхотливость растения;
  • значительная урожайность и плодоношение ;
  • хорошая транспортабельность саженцев;
  • устойчивость к основным ;
  • комфортность сбора урожая вследствие отсутствия шипов;
  • плотная кожура ягод, которая не трескается и не мнется при транспортировке.

Недостатков данный сорт крыжовника практически не имеет. К отрицательным факторам некоторые садоводы относят:

  • чрезмерно обильную густоту ягод на веточках. Из-за того, что плоды расположены плотно и каждый имеет немалый вес, ветки низко склоняются к земле, а когда куст намокает, то веточки и вовсе могут обломаться;
  • не слишком высокие вкусовые качества плодов в сыром виде (при обильном урожае ягоды становятся кислыми, а не кисло-сладкими);
  • необходимость быстро собирать ягоды при их поспевании (они достаточно быстро отходят).

Из этих списков видно, что крыжовник «Грушенька» имеет значительно больше плюсов, чем минусов. Теперь настало время рассмотреть принципы выращивания и ухода за .

Для того чтобы крыжовник радовал вас много лет своими вкусными плодами, надо, прежде всего, уметь выбирать хорошие качественные саженцы. При выборе саженцев первое, на что нужно обратить внимание, - это состояние корней и корневой шейки (место чуть выше начала корней). Мелкие корешки должны быть густыми и пышными, без каких-либо повреждений и тем более шелушения (это свидетельствует о подмерзании корней).

Внимательно осмотрите корневую шейку - в этом месте наиболее часто развивается трутовый грибок. Также обращайте внимание на то, как именно у продавца расположены саженцы растений - корешки не должны располагаться под прямыми солнечными лучами. Корни саженцев должны либо быть помещенными в ящике с грунтом, либо хотя бы быть накрытыми мокрой тряпочкой.
Если вы заметили, что саженец находится на солнце, а корешки высохшие - то, скорее всего, этот куст омертвел и уже не будет расти в дальнейшем. Если саженец уже взрослый (2 года и больше), то его обязательно должны транспортировать и продавать с комом земли на корнях.

После осмотра корней, стоит приступить к веточкам. Идеально, если они будут средней густоты, с хорошей раскидистостью. Помните, что двухлетнее растение должно иметь несколько скелетных побегов длиной до 15 см, и что наиболее важно - мочковатые почки.

Важно! Не стоит выбирать для посадки саженцы крыжовника старше 2 лет - самым лучшим вариантом для приживления на новом участке остается однолетнее растение.

Посадка молодых саженцев на участке

Итак, саженец выбран и удачно перевезен к вашему участку. Теперь важно осуществить правильную посадку растения.

Данный пригоден к высаживанию как в осеннее, так и весеннее время года. Если садить растение весной, нужно это сделать в короткий промежуток между оттаиванием грунта и началом набухания почек крыжовника. Поэтому для того, чтобы не рисковать и не ошибиться с временем посадки весной, рекомендуется садить крыжовник осенью - это гарантированно обеспечит хороший урожай в будущем.
В идеале, посадку осенью следует осуществлять за 4 недели до начала заморозков - в это время почва еще достаточно теплая, и корешки хорошо приживутся в новом месте. Оптимальным сроком для этого является начало октября. Несмотря на то, что «Грушенька» - морозоустойчивый сорт, молодым саженцам все же необходимо достаточно времени для адаптации.

Выбор места

Важно сразу же удачно подобрать место для крыжовника - данное растение не любит дальнейших пересаживаний. Помните о том, что - солнцелюбивое растение, поэтому берите это в расчет при выборе места. Необходимо также оставить достаточно места между крыжовником и другими растениями - куст может довольно сильно разрастись, и посаженные рядом саженцы будут сильно переплетаться и затруднять уход и сбор урожая.

К качеству почвы крыжовник не сильно требователен: он хорошо может расти и в глинистых, и песчаных . Единственное, что непригодно для этого растения - это сильная заболоченность земли. Для подготовки участка перед посадкой крыжовника его нужно тщательно перекопать, удаляя все . По возможности в очищенную от сорняков землю стоит внести удобрения - , . Чем почва беднее, тем больше требуется. Если же удобрений существенно мало, их следует внести непосредственно в ямки, в которые будет посажен куст.

Перед непосредственной посадкой, корешки саженцев лучше замочить в стимулирующем растворе - например, . Далее в приготовленной и удобренной почве выкапывается ямка, глубиной до 30 см. В нее под маленьким наклоном помещается саженец (наклон улучшает приживаемость куста).

Знаете ли вы? В монастырских книгах Руси первое письменное упоминание о крыжовнике датируется XI веком, в европейских летописях - значительно позднее.

Корешки при этом нужно аккуратно расправить, чтобы они не сгибались к верху. Затем нужно присыпать корни землей, слегка утрамбовывая почву (следите за тем, чтобы не повредить куст). Затем необходимо осуществить хороший под корешки и вокруг куста. По возможности произведите или сухой травой слоем до 7 см - это защитит землю от чрезмерно быстрого высыхания.

Часто саженцы после весенней и осенней посадки , оставляя около 35 см высоты (количество ростовых почек должно оставаться при этом не менее 4). Однако, если саженец молодой (меньше года) или неокрепший, обрезать его не стоит. При высаживании нескольких кустов крыжовника, следует сохранять между ними дистанцию в 1-2 метра. В противном случае, при разрастании кусты будут переплетаться между собой и мешать друг другу.
Также помните о том, что молодые саженцы нуждаются в обильном в первые 4 недели после высадки.

Особенности сезонного ухода

Для того чтобы крыжовник хорошо прижился и производил богатый урожай, нужно обеспечить ему должный уход.

Одним из важнейших пунктов по уходу за кустарником является полив - особенно в первый месяц-два после высадки. Молодые саженцы требуют полива каждую неделю - неполное ведро на один куст. Если же стоит особо жаркая и сухая погода, стоит увеличить полив до двух раз в неделю.
Необходимым действием также является неглубокое регулярное рыхление (особенно в жаркую погоду) - его делают вокруг основания куста, оставляя нетронутым круг в диаметре около 7 см от главного ствола. Если грунт достаточно твердый, то и глубина рыхления должна увеличиваться. На мягких почвах или песчаных грунтах рыхление нужно производить аккуратно, чтобы не травмировать корни.

Не забывайте очищать грунт от сорняков - они забирают у крыжовника питательные вещества и воду.

Профилактические мероприятия по защите от болезней крыжовника стоит проводить в осеннее время, после сбора урожая, либо ранней весной. Крыжовник является растением, которое редко подвергается болезням, - однако, если куст растет в заболоченной местности, риск его заболевания увеличивается.

Споровый грибок - самый главный враг . Для того чтобы обезопасить куст, применяется опрыскивание фунгицидами - специальными веществами, которые предотвращают возникновение грибка. Если же куст уже поражен заболеванием, тогда лекарство наносят непосредственно под корни растения.

В целом, обработку любыми нужно проводить не чаще 2 раз в год - если не соблюдать эти нормы, химическое воздействие препаратов может отразиться и непосредственно на плодах «Грушеньки».
Паутинный клещ - еще один вредитель крыжовника. Для профилактики от него куст опрыскивают настойкой полыни (этот способ не годится при появлении плодов).

Крыжовник нуждается в особых и фосфатных подкормках. Применять их стоит не чаще 1 раза в 2 года - это обеспечит активность роста и высокую урожайность растения. Опытные садоводы рекомендуют осенью вносить в 1 кв. м почвы около 50 г и около 150 г . Если легкая, то подкормку нужно увеличить на 35 % - в таком грунте удобрения будут быстро вымываться. Также выпускается специальная фосфатная мука, которая производится в виде порошка - ее легко вносить в почву. Все подкормки нужно внедрять в грунт на глубину около 15 см.

Не стоит забывать и о качестве почвы вокруг куста - ее необходимо постоянно мульчировать, внося навоз и перегной.
В весеннюю пору для улучшения производительности урожая стоит вносить под каждый куст крыжовника около 40 г селитры - делать это нужно тогда, когда снег полностью сойдет.

Важно помнить о том, что взрослые кустарники в дальнейшем не будут нуждаться в регулярном поливе - их будет достаточно обильно поливать 1 раз в сезон.

Опора для крыжовника не является обязательным элементом, но она может понадобиться, если неокрепший тонкий куст произвел большое количество урожая. Для создания правильной опоры, нужно вбить 3 колышка на расстоянии около 10-25 см от начала основания куста. Концы этих жердочек соединить бечевкой - должно получиться подобие треугольника. Веточки кустарника нужно аккуратно направить внутрь, оперев на бечевку. Плюсом такой опоры является быстрота в установке. Минус - необходимость постоянно менять высоту кольев и бечевки по мере роста крыжовника.
Для взрослых растений подпорки бывают часто необходимы - на склоненные к земле перегруженные веточки может легко перейти грибковая инфекция.

Для правильного формирования куста, «Грушеньку» стоит периодически обрезать. Процесс этот не хлопотный. Обрезка нужна для прореживания густоты роста веточек - если крыжовник сильно зарастет, сквозь листья не будет пробиваться солнечный свет, и ягоды останутся кислыми. Помимо того, что обрезать нужно старые или больные веточки, иногда приходится удалять и здоровые - для формирования полноценного куста.

Идеальным временем для обрезки считается ранняя весна - когда не наступило время активной вегетации. На второй год после высадки растения, куст нужно укоротить примерно на треть. В это же время, или осенью, удаляются все больные или искривленные ветви - они лишь отбирают питательные элементы у здоровых. Если сухие или больные веточки обнаружились летом - их нужно немедленно удалить, пока инфекция не перешла на здоровые.
Если крыжовник хорошо дает побеги, а плоды остаются мелкими - то на 5 год роста стареющие веточки полностью обрезают (вместе с их ответвлениями) - этим способом питание направляется к здоровым, более молодым ветвям. Такого рода обрезка считается легким омолаживающим мероприятием.

Начиная с 8-летнего возраста, обрезку старых веток нужно проводить регулярно - весной или осенью.

Подготовка к зиме

Хотя «Грушенька» является морозоустойчивым растением, все же следует провести определенные мероприятия по подготовке кустарнике к зиме:

  • Уборка листвы и обработка куста . Сюда входит обработка крыжовника фунгицидами или бордоской жидкостью. После этого нужно убрать весь мусор и опавшие листья возле куста - в них все еще могут обитать вредители вроде . Дополнительно можно перекопать возле кустарника.
  • Полив и подкормка куста . Подкормка вносится после или во время перекапывания почвы. Помните - влажная земля лучше сохраняет тепло, поэтому крыжовник нужно обильно полить и нанести сверху слой мульчи, сделав подобие подушки под кустом. В профилактических целях можно опрыскать почву слабым раствором марганцовки.
  • Вы можете посоветовать статью своим друзьям!

    24 раза уже
    помогла



- Не погнушались мной, милая, достойная барышня, - нараспев протянула Грушенька все с тою же милою, радостною улыбкой.

И не смейте говорить мне такие слова, обаятельница, волшебница! Вами-то гнушаться? Вот я нижнюю губку вашу еще раз поцелую. Она у вас точно припухла, так вот чтоб она еще больше припухла, и еще, еще... Посмотрите как она смеется, Алексей Федорович, сердце веселится, глядя на этого ангела... - Алеша краснел и дрожал незаметною малою дрожью.
...
- Очень уж вы защищаете меня, милая барышня, очень уж вы во всем поспешаете, - протянула опять Грушенька.

Защищаю? Да нам ли защищать, да еще смеем ли мы тут защищать? Грушенька, ангел, дайте мне вашу ручку, посмотрите на эту пухленькую, маленькую, прелестную ручку, Алексей Федорович; видите ли вы ее, она мне счастье принесла и воскресила меня, и я вот целовать ее сейчас буду, и сверху и в ладошку, вот, вот и вот! - И она три раза как бы в упоении поцеловала действительно прелестную, слишком может быть пухлую ручку Грушеньки. Та же, протянув эту ручку, с нервным, звонким прелестным смешком следила за "милою барышней", и ей видимо было приятно, что ее ручку так целуют. "Может быть слишком уж много восторга", мелькнуло в голове у Алеши. Он покраснел. Сердце его было все время как-то особенно неспокойно.

Не устыдите ведь вы меня, милая барышня, что ручку мою при Алексее Федоровиче так целовали.

Да разве я вас тем устыдить хотела? - промолвила несколько удивленно Катерина Ивановна, - ах, милая, как вы меня дурно понимаете!

Да вы-то меня может тоже не так совсем понимаете, милая барышня, я может гораздо дурнее того чем у вас на виду. Я сердцем дурная, я своевольная. Я Дмитрия Федоровича бедного из-за насмешки одной тогда заполонила.

Но ведь теперь вы же его и спасете. Вы дали слово. Вы вразумите его, вы откроете ему, что любите другого, давно, и который теперь вам руку свою предлагает...

Ах нет, я вам не давала такого слова. Вы это сами мне все говорили, а я не давала.

Я вас не так стало быть поняла, - тихо и как бы капельку побледнев проговорила Катерина Ивановна. - Вы обещали...

Ах нет, ангел-барышня, ничего я вам не обещала, - тихо и ровно все с тем же веселым и невинным выражением перебила Грушенька. - Вот и видно сейчас, достойная барышня, какая я пред вами скверная и самовластная. Мне что захочется, так я так и поступлю. Давеча я может вам и пообещала что, а вот сейчас опять думаю: вдруг он опять мне понравится, Митя-то, - раз уж мне ведь он очень понравился, целый час почти даже нравился. Вот я может быть пойду да и скажу ему сейчас, чтоб он у меня с сего же дня остался... Вот я какая непостоянная...

Давеча вы говорили... совсем не то... - едва прошептала Катерина Ивановна.

Ах давеча! А ведь я сердцем нежная, глупая. Ведь подумать только, что он из-за меня перенес! А вдруг домой приду да и пожалею его, - тогда что?

Я не ожидала...

Эх, барышня, какая вы предо мной добрая, благородная выходите. Вот вы теперь пожалуй меня, этакую дуру, и разлюбите за мой характер. Дайте мне вашу милую ручку, ангел-барышня, - нежно попросила она и как бы с благоговением взяла ручку Катерины Ивановны. - Вот я, милая барышня, вашу ручку возьму и так же как вы мне поцелую, Вы мне три раза поцеловали, а мне бы вам надо триста раз за это поцеловать, чтобы сквитаться. Да так уж и быть, а затем пусть как бог пошлет, может я вам полная раба буду и во всем пожелаю вам рабски угодить. Как бог положит, пусть так оно и будет безо всяких между собой сговоров и обещаний. Ручка-то, ручка-то у вас милая, ручка-то! Барышня вы милая, раскрасавица вы моя невозможная!

Она тихо понесла эту ручку к губам своим, правда, с странною целью: "сквитаться" поцелуями. Катерина Ивановна не отняла руки: она с робкой надеждой выслушала последнее, хотя тоже очень странно выраженное обещание Грушеньки "рабски" угодить ей; она напряженно смотрела ей в глаза: она видела в этих глазах все то же простодушное, доверчивое выражение, все ту же ясную веселость... "Она может быть слишком наивна!" промелькнуло надеждой в сердце Катерины Ивановны. Грушенька меж тем как бы в восхищении от "милой ручки", медленно поднимала ее к губам своим. Но у самых губ она вдруг ручку задержала на два, на три мгновения, как бы раздумывая о чем-то.

А знаете что, ангел-барышня, - вдруг протянула она самым уже нежным и слащавейшим голоском, - знаете что, возьму я да вашу ручку и не поцелую. - И она засмеялась маленьким развеселым смешком.

Как хотите... Что с вами? - вздрогнула вдруг Катерина Ивановна.

А так и оставайтесь с тем на память, что вы-то у меня ручку целовали, а я у вас нет. - Что-то сверкнуло вдруг в ее глазах. Она ужасно пристально глядела на Катерину Ивановну.

Наглая! - проговорила вдруг Катерина Ивановна, как бы вдруг что-то поняв, вся вспыхнула и вскочила с места. Не спеша поднялась и Грушенька.

Так я и Мите сейчас перескажу, как вы мне целовали ручку, а я-то у вас совсем нет. А уж как он будет смеяться!

Мерзавка, вон!

Ах как стыдно, барышня, ах как стыдно, это вам даже и непристойно совсем, такие слова, милая барышня.

Вон, продажная тварь! - завопила Катерина Ивановна. Всякая черточка дрожала в ее совсем исказившемся лице.

Алексей Карамазов - ключевой персонаж последнего романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Этот герой не кажется главным, так как основные события связаны с фигурой его старшего брата, но это лишь первое впечатление. Писатель с самого начала уготовил Алеше большое будущее. К сожалению, читатель должен был узнать о нем из продолжения романа, но вторая часть так и не была написана из-за неожиданной смерти автора.

Немного о произведении

«Братья Карамазовы» считаются вершиной писательского мастерства Достоевского. Можно сказать, что автор шел к написанию этого произведения всю свою жизнь. На создание шедевра понадобилось два года, окончено произведение было в 1980 году.

Роман затрагивает очень серьезные темы - мораль, свобода, вера в бога, человеческая суть. Все эти вопросы Достоевский и раньше поднимал в своих произведения, но еще никогда они не звучали так масштабно.

Алексей Карамазов не просто герой романа, это тот самый идеальный персонаж, которого мечтал всю свою жизнь создать автора. Федор Михайлович задумал показать его становление. И в первой части «Братьев Карамазовых» он находится в начале своего пути, еще ничего не пережито, он еще не достиг духовного совершенствования, лишь сделал на пути к нему первый шаг. Но второй части романа так и не суждено было появиться.

Прототип

Алексей Карамазов имел реальный прототип. Это младший сын писателя, тезка героя, умерший в десятилетнем возрасте от эпилепсии, которая передалась ему от отца.

Кроме того, литературовед Л. Гроссман предполагал, что своими корнями этот персонаж восходит к герою романа Жорж Санд «Спиридон», который был иноком и носил имя Алексей. Среди реальных лиц также указывают на Алексея Храповицкого, ставшего митрополитом.

Жизнь героя до начала романа

Итак, если Карамазов Алексей Федорович заявлен главным героем, то почему он на него не очень похож? Писатель сам отвечает на этот вопрос в предисловии, говоря, что Алексей еще «деятель неопределенный». Его роль проявится со всей силой во второй части романа, которая будет главной. Поэтому персонаж и остался несколько недоконченным.

Но вернемся к происхождению нашего героя. Он самый младший из троих Карамазовых и является единоутробным братом Ивана. Его мать, Софья Ивановна, была «кроткой» кликушей. Именно от нее юноша унаследовал религиозность. Один эпизод из своего детства очень хорошо помнил герой романа Ф. М. Достоевского. Это был тихий летний вечер, через открытое окно в комнату проникали заходящие солнечные лучи. В углу был образ с зажженной лампадкой, перед которой на коленях стояла рыдающая мать. Она держит на руках маленького Алешу и с молитвой протягивает его к лику Богоматери. В этой сцене заключен большой сакральный смысл. Софья Ивановна отдает своего сына под покровительство Божьей Матери. С этого момента он стал посвященным, находящимся под благословением высших сил.

Воспитанием его занимались чужие люди, потому что мать рано умерла. Не окончив гимназического курса, Алеша вернулся в родной город, чтобы разыскать могилу матери. Старика Карамазова сильно поразила причина появления в его доме младшего сына. Федор Павлович вообще по-особенному относился к Алеше, выделяя его среди своих отпрысков.

Вскоре после возвращения домой наш герой пошел в монастырь послушником к старцу Зосиме, слывшим мудрецом и целителем.

Внешность

После такого прошлого может показаться фанатиком и экзальтированным чудаком Алексей Карамазов. Описание внешности, однако, говорит о другом. Достоевский специально наделяет своего героя здоровьем, чтобы у читателя не сложилось ошибочного мнения. Алексей совершенно не похож на князя Мышкина, с которым его часто сравнивали читатели и критики.

Карамазов-младший отличается физическим и духовным здоровьем: «статный, краснощекий, пышущий здоровьем, со светлым взором… девятнадцатилетний подросток». Юноша очень красив, среднего роста, строен, с темно-русыми волосами, темно-серыми блестящими глазами, правильными чертами лица. Часто его можно было увидеть о чем-то задумавшимся.

Алексей Карамазов из произведения "Братья Карамазовы" обладает особенным даром - он легко располагает к себе людей. Юноша дружелюбен, добр со всеми, не помнит обид, не жаден, очень целомудрен и стыдлив. Несмотря на то что в основных событиях он не принимает активного участия, образ его сильно выделяется на фоне остальных персонажей.

Алексей Карамазов: характеристика

Алеша - это новый идеальный герой Достоевского. До этого автор выбирал больных и страдающих. В Карамазове же нет и признака болезни. В этом и заключается его сила. Он духовно и физически совершенен. При этом он реалист, крепко стоящий на земле, в нем карамазовская мощь. И если братьев его и отца она разрушает, то наш герой использует ее только во благо.

Алексей Карамазов - персонаж-деятель. В романе он выступает в роли помощника, ему доверяют другие герои, и он не обманывает их ожиданий. Вот как пишет об этом автор: «Был всегда деятелен… любить пассивно не мог… влюбившись, тотчас принимался помогать». В этом он не схож с предыдущими героям Достоевского, которые были мечтателями, хотели делать, но не могли.

Инок

Образ Алеши Карамазова связан с новым для 19 века типом христианской духовности - иноческое служение в миру. Для этого человек проходит монашескую аскезу, но вместо того, чтобы остаться в монастыре, уходит и живет среди простых людей. Этот путь герою перед смертью предсказывает Зосима: «Изыдет из стен этих… в миру будет, как инок…». Также старец предрекает Алеше много испытаний и несчастий на пути, но как раз они и принесут ему счастья и позволят узнать, что самое главное в жизни. Именно такую судьбу приготовил для персонажа Достоевский, но реализоваться она должна была во второй части романа. Первая же выступает в роли предисловия.

Отношения Алеши с братьями

Братья Карамазовы очень разные, но при этом их кое-что объединяет. Это невероятная сила, которая идет от земли и толкает их на безрассудства. Больше всего ее у Дмитрия, поэтому он и вступает в конфликт с отцом. У Ивана она проявляется по-другому - в его атеистических идеях и сомнениях. Только Алексей может с ней справиться и направить в мирное русло.

Дмитрий, как и Федор Павлович, покровительствует герою, зато с Иваном они сталкиваются. Причиной этому становится вера, и в этом вопросе не может уступить ни один из них. У братьев разный подход к восприятию мира. Алеша, благодаря своей вере в боге, любит и людей, и окружающую действительность. Ивану же сначала нужно ее понять и осмыслить. Он не может что-либо принять на веру, ему нужно предоставить доказательства. Здесь автор демонстрирует столкновение холодного разума и христианской любви.

Но еще недостаточно тверд Алексей, чтобы не сомневаться. Достоевский всегда очень тонко подходил к психологическому описанию своих героев, не стали исключением и «Братья Карамазовы». Дмитрий, Алексей и Иван сталкиваются в своей жизни с духовными испытаниями. Младшему выпадает усомниться в высшей справедливости. Происходит это после смерти Зосимы. Все ожидали того, что тело старца не будет подвержено тлению, тем самым будет явлено чудо. Но этого не произошло. Алексей начинает сомневаться в том, что говорил ему Зосима. Герой не понимает, где же преображение природы и высшая справедливость? Он даже начинает задумываться о том, что может быть Иван был прав в своих утверждениях. Герой начинает ощущать духовную близость с братом-атеистом. Все чаще вспоминает их разговор.

Однако бунт Алеши, как и Ивана, оканчивается. И если старший Карамазов отрицает бога и погружается в безумие, то к младшему приходит видение воскресения.

Грушенька

Образ Алеши Карамазова связан и с Грушенькой, которая стала причиной конфликта между Дмитрием и его отцом. К ней наш герой попадает случайно - его привозит Ракитин, представленный Достоевским настоящим Мефистофелем.

Как только Алексей увидел девушку, в нем проснулось карамазовское сладострастие. Грушенька подстегивает его интерес, усаживаясь на колени и предлагая шампанское. Но как только красавица узнает о смерти Зосимы, то тут же преображается. Грушенька в испуги соскакивает с колен Алеши и начинает креститься. В этот момент герой видит истинную суть девушки. Он восклицает, указывая на нее: «нашел сокровище - душу любящую». Сострадание Грушеньки помогло душе Алексея исцелиться. А его сочувствие к ней, поддержало девушку. Так героиня говорит о Карамазове-младшем: «Душу он мне перевернул… пожалел меня первый… всю жизнь такого, как ты ждала… который бы меня пожалел».

В критике эпизод их встречи считается мистическим обручением невесты-земли с женихом. Здесь Достоевский демонстрирует победу воскрешающей высокодуховной любви над сладострастием, земным чувством. Души героев осознают свое родство и мистическое единство. Они берут вину друг друга на себя - «все за всех виноваты». Именно грех объединяет людей, делая весь мир братьями и сестрами.

После этого Грушенька становится готова разделить с Митей его искупительный подвиг, а Алексей открывается для мистического видения.

Одна только встреча с этой девушкой изменяет душевное состояние Карамазова-младшего. Весь протест в нем исчезает, он больше не винит высшие силы ни в чем и не требует ответа. Выйдя из дома Грушеньки, юноша смиренно возвращается в монастырь, где встает у гроба старца и начинает молиться.

Прозрение чужой души

В том, насколько быстро Алеше удалось понять суть девушки, которую все считали злой распутницей, прослеживается сходство героя с Мышкины, его своеобразным предшественником. Князю хватило одного взгляда на чтобы постичь ее страдания.

Достоевский не зря наделяет своих главных героев даром видеть людские души. Эта особенность говорит читателям о том, что эти персонажи способны увидеть истину там, где никто ее не может распознать. Отсюда и их религиозность - им не нужны доказательства, чтобы знать правду, которая заключается в том, что бог существует.

Монологи Алеши в «Братьях Карамазовых»

Как мы узнали, Алексей является центральным героем романа, поэтому все его речи и рассуждения крайне важны для понимания замысла Достоевского. Больше всего внимания персонаж уделяет вопросам веры и отношению к жизни и миру. Главное для него - любовь: «Все должны прежде всего жизнь полюбить… полюбить прежде логики». Эти слова он говорит при споре с Иваном. При этом имеется в виду любовь духовная, высшая, а не телесная.

Другая знаменитая его речь о детях, в которой он говорит, что это самые чистые и невинные существа. Неслучайно герой близко сходится со школьниками.

Алексей является рупором самого Достоевского, провозглашая принципы и идеалы писателя.

Божественное озарение

«Братья Карамазовы» были задуманы как описание духовного становления Алексея. Поэтому самой яркой сценой романа является просветление героя. Это происходит после того, как на него снисходит божественное видение.

После этого он выходит из своей кельи, падает на землю и целует ее. В этот момент он чувствовал, как «нити всех божьих миров сошлись в его душе», ему хотелось простить всех и самому просить прощения. Алексей постигает «мировую гармонию», к которой так стремятся все герои Достоевского. Сам писатель называет его «новым Адамом», который, рыдая и плача, целует Мать-Землю, оскверненную его грехопадением.

Карамазовская сила Алеши преображается в божественную. Он находит ответ на вопрос «как можно простить гибель ребенка», который так мучил Ивана. Все просто - в совершенном мире прощены будут все.

Новый мистический опыт преображает не только героя, но и мир, который его окружает. В романе мы может увидеть только начало этого - Алексей основывает «всечеловеческое братство» на могиле Илюши, в которое входят пока только дети. В противовес социальным муравейникам, новая община строится на любви и личностной свободе. Искренняя привязанность к умершему мальчику объединила его друзей и положила начало их братству.

Роман, несмотря на то, что Дмитрий оказывается невинно обвинен в убийстве отца, заканчивается торжеством веры в воскресение.

Немного о других персонажах

Как первая часть цикла задумывались Достоевским «Братья Карамазовы». Главные герои должны были пройти путь духовного совершенствования или деградации. Возрождение Грушиньки и Алексея автор нам показывает, так же мы видим, как гибнет Иван, охваченный безумием, и избирает путь самоубийцы Смердяков. Но не до конца ясна судьба Дмитрия. Автор дает ему надежду на преображение - свой катарсис он должен будет пережить на каторге.

Судьбы Алексея, Мити и Груши читателю понятно, скрыта остается лишь будущность Ивана. Так осталось и неизвестным, хотел ли Достоевский дать своему герою второй шанс или обрек его на окончательное саморазрушение.

Что ждало Алексея во второй части

В заключение немного поговорим о том, какое будущее ждало главного героя. Второй роман должен был начаться в то время, когда Алексею уже исполнилось 33 года. Эта цифра еще больше уверяет нас в том, что Карамазов-младший является христоподобным персонажем. Если связывать жизнь героя с евангельскими событиями, то описание его юности можно соотнести с искушением веры.

А. С. Суворин, друг писателя, в своих мемуарах говорил о том, что Достоевский планировал казнить Алешу. К эшафоту героя должны были привезти поиски истины. Однако не все критики с этим согласны и считают, что многие ремарки самого автора исключают подобный финал. Литературоведы вообще долгое время относились к образу Алеши без должного внимания, увлеченные такими яркими героями, как Дмитрий и Иван.

Национальность: Место рождения:

Скотопригоньевск

Роль исполняет:

Гру́шенька (Аграфе́на Алекса́ндровна Светло́ва) - главный женский персонаж романа Фёдора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы ». Предмет вожделения Фёдора Павловича Карамазова и его старшего сына Дмитрия .

Её происхождение и ранние годы жизни автор не описывает. Известно только, по слухам, что в 17 лет её обманул и впоследствии бросил некий поляк пан Муссялович - проходимец и карточный шулер. От позора и нищеты Грушеньку спас богатый купец Самсонов, он же и привёз её в Скотопригоньевск. За четыре года новой жизни

из чувствительной, обиженной и жалкой сироточки вышла румяная, полнотелая русская красавица, женщина с характером смелым и решительным, гордая и наглая, понимавшая толк в деньгах, приобретательница, скупая и осторожная, правдами иль неправдами, но уже успевшая, как говорили про неё, сколотить свой собственный капиталец…

Именно Грушенька стоит в центре обстоятельств, которые привели к гибели Карамазова старшего и осуждению Мити Карамазова.

Как полагают исследователи творчества писателя, прототипом Грушеньки Светловой послужила Агриппина Ивановна Меньшова 1815 года рождения, хорошая знакомая Достоевских. Она проживала на противоположном от дома Достоевского берегу .

В событиях романа

Грушенька стала содержанкой купца Кузьмы Самсонова, к которому не испытывает злобы и готова вернуть всё, что он ей подарил .

Несмотря на то, что считает младшего двоюродного брата неприятным человеком, не порывает отношения с ним .

Пять лет назад её оставил офицер-поляк, от которого она неожиданно получает известие, бросает всё и едет к нему в Мокрое. Однако, он не оправдывает её ожиданий, и разговор заканчивается презрительными словами с её стороны .

Характеристика

Исследователь русской литературы Кэнноскэ Накамура, многие годы занимавшийся изучением творчества Фёдора Михайловича Достоевского, причислил Грушеньку к одному из характерных для писателя типажей «женщины, которую унизили в молодости». Является содержанкой и обладает обострённым чувством собственного достоинства. Она готова к отпору по отношению к обидчикам, «в ней есть что-то дьявольское» .

Грушенька «чиста душой и уравновешенна», «распутна и распущенна», при этом обладает «своеобразной благочестивостью» и не строит «злокозненных планов». Образ Грушеньки представляет собой женщину «гордую и без задних мыслей» .

От равнодушия и глупой гордыни Грушеньку спасает запавшая в память история крестьянки о том, что помочь страждущим в аду можно с помощью луковички. Она приносит ей душевный покой .

В Грушеньке есть необходимая жизненная сила, она любит свет, решительна. В ней видна чистота, мешающая ей сделать что-то действительно гадкое .

Прототип

Одним из прообразов Грушеньки, по мнению Накамуры, могла послужить Мария Египетская , христианская святая, считающаяся покровительницей кающихся женщин. В Александрии она была блудницей, но в Иерусалиме покаялась в своих грехах и сорок семь лет молилась о спасении .

Грушенька в экранизациях

  • 1931 - Анна Стэн в фильме «Убийца Дмитрий Карамазов » (de:Der Mörder Dimitri Karamasoff)
  • 1931 - Анна Стэн в фильме «Братья Карамазовы » (fr:Les Frères Karamazoff)
  • 1958 - Мария Шелл в фильме «Братья Карамазовы »
  • 1968 - Лионелла Пырьева в фильме Ивана Пырьева
  • 2009 - Елена Лядова в телесериале «Братья Карамазовы »

Воплощение образа в театре

Напишите отзыв о статье "Грушенька Светлова"

Примечания

Литература

  • Накамура, К. Словарь персонажей произведений Ф. М. Достоевского. - Санкт-Петербург: Гиперион, 2011. - 400 с. - ISBN 978-5-89332-178-4 .

Отрывок, характеризующий Грушенька Светлова

Графиня подумала и понюхала из золотой табакерки с портретом мужа.
– Замучили меня эти визиты, – сказала она. – Ну, уж ее последнюю приму. Чопорна очень. Проси, – сказала она лакею грустным голосом, как будто говорила: «ну, уж добивайте!»
Высокая, полная, с гордым видом дама с круглолицей улыбающейся дочкой, шумя платьями, вошли в гостиную.
«Chere comtesse, il y a si longtemps… elle a ete alitee la pauvre enfant… au bal des Razoumowsky… et la comtesse Apraksine… j"ai ete si heureuse…» [Дорогая графиня, как давно… она должна была пролежать в постеле, бедное дитя… на балу у Разумовских… и графиня Апраксина… была так счастлива…] послышались оживленные женские голоса, перебивая один другой и сливаясь с шумом платьев и передвиганием стульев. Начался тот разговор, который затевают ровно настолько, чтобы при первой паузе встать, зашуметь платьями, проговорить: «Je suis bien charmee; la sante de maman… et la comtesse Apraksine» [Я в восхищении; здоровье мамы… и графиня Апраксина] и, опять зашумев платьями, пройти в переднюю, надеть шубу или плащ и уехать. Разговор зашел о главной городской новости того времени – о болезни известного богача и красавца Екатерининского времени старого графа Безухого и о его незаконном сыне Пьере, который так неприлично вел себя на вечере у Анны Павловны Шерер.
– Я очень жалею бедного графа, – проговорила гостья, – здоровье его и так плохо, а теперь это огорченье от сына, это его убьет!
– Что такое? – спросила графиня, как будто не зная, о чем говорит гостья, хотя она раз пятнадцать уже слышала причину огорчения графа Безухого.
– Вот нынешнее воспитание! Еще за границей, – проговорила гостья, – этот молодой человек предоставлен был самому себе, и теперь в Петербурге, говорят, он такие ужасы наделал, что его с полицией выслали оттуда.
– Скажите! – сказала графиня.
– Он дурно выбирал свои знакомства, – вмешалась княгиня Анна Михайловна. – Сын князя Василия, он и один Долохов, они, говорят, Бог знает что делали. И оба пострадали. Долохов разжалован в солдаты, а сын Безухого выслан в Москву. Анатоля Курагина – того отец как то замял. Но выслали таки из Петербурга.
– Да что, бишь, они сделали? – спросила графиня.
– Это совершенные разбойники, особенно Долохов, – говорила гостья. – Он сын Марьи Ивановны Долоховой, такой почтенной дамы, и что же? Можете себе представить: они втроем достали где то медведя, посадили с собой в карету и повезли к актрисам. Прибежала полиция их унимать. Они поймали квартального и привязали его спина со спиной к медведю и пустили медведя в Мойку; медведь плавает, а квартальный на нем.
– Хороша, ma chere, фигура квартального, – закричал граф, помирая со смеху.
– Ах, ужас какой! Чему тут смеяться, граф?
Но дамы невольно смеялись и сами.
– Насилу спасли этого несчастного, – продолжала гостья. – И это сын графа Кирилла Владимировича Безухова так умно забавляется! – прибавила она. – А говорили, что так хорошо воспитан и умен. Вот всё воспитание заграничное куда довело. Надеюсь, что здесь его никто не примет, несмотря на его богатство. Мне хотели его представить. Я решительно отказалась: у меня дочери.
– Отчего вы говорите, что этот молодой человек так богат? – спросила графиня, нагибаясь от девиц, которые тотчас же сделали вид, что не слушают. – Ведь у него только незаконные дети. Кажется… и Пьер незаконный.
Гостья махнула рукой.
– У него их двадцать незаконных, я думаю.
Княгиня Анна Михайловна вмешалась в разговор, видимо, желая выказать свои связи и свое знание всех светских обстоятельств.
– Вот в чем дело, – сказала она значительно и тоже полушопотом. – Репутация графа Кирилла Владимировича известна… Детям своим он и счет потерял, но этот Пьер любимый был.
– Как старик был хорош, – сказала графиня, – еще прошлого года! Красивее мужчины я не видывала.
– Теперь очень переменился, – сказала Анна Михайловна. – Так я хотела сказать, – продолжала она, – по жене прямой наследник всего именья князь Василий, но Пьера отец очень любил, занимался его воспитанием и писал государю… так что никто не знает, ежели он умрет (он так плох, что этого ждут каждую минуту, и Lorrain приехал из Петербурга), кому достанется это огромное состояние, Пьеру или князю Василию. Сорок тысяч душ и миллионы. Я это очень хорошо знаю, потому что мне сам князь Василий это говорил. Да и Кирилл Владимирович мне приходится троюродным дядей по матери. Он и крестил Борю, – прибавила она, как будто не приписывая этому обстоятельству никакого значения.
– Князь Василий приехал в Москву вчера. Он едет на ревизию, мне говорили, – сказала гостья.
– Да, но, entre nous, [между нами,] – сказала княгиня, – это предлог, он приехал собственно к графу Кирилле Владимировичу, узнав, что он так плох.
– Однако, ma chere, это славная штука, – сказал граф и, заметив, что старшая гостья его не слушала, обратился уже к барышням. – Хороша фигура была у квартального, я воображаю.
И он, представив, как махал руками квартальный, опять захохотал звучным и басистым смехом, колебавшим всё его полное тело, как смеются люди, всегда хорошо евшие и особенно пившие. – Так, пожалуйста же, обедать к нам, – сказал он.

УДК 81

Е.В.Просекова, студент, филологический факультет Тобольская Государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева г. Тобольск

ОБРАЗ ГРУШЕНЬКИ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ»

Аннотация: В романе «Братья Карамазовы» три женских образа – Грушеньки, Катерины Ивановны и Лизы Хохлаковой – соответствуют образам братьев Карамазовых и также выражают карамазовское начало. Таким образом, женские образы в романе «Братья Карамазовы» – это женские варианты символических воплощений («живая сила», « атеизм», «новая сила, новые люди»), на основе которых Достоевский создает свои образы братьев Карамазовых.

Ключевые слова: женский образ в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы», карамазовское начало

В романе «Братья Карамазовы» три женских образа – Грушеньки, Катерины Ивановны и Лизы Хохлаковой – соответствуют образам братьев Карамазовых и также выражают карамазовское начало. Таким образом, женские образы в романе «Братья Карамазовы» – это женские варианты символических воплощений («живая сила», « атеизм», «новая сила, новые люди»), на основе которых Достоевский создает свои образы братьев Карамазовых.

Образ Грушеньки в этом плане соотносится в романе с образом Дмитрия Карамазова. В Грушеньке, как и в Дмитрии, карамазовское начало воплощено на эмоционально- чувственном уровне. В.И.Кулешов пишет: «Есть в романе стихийный "кусок природы" – человек необузданных страстей Митя Карамазов» . Дмитрий является старшим из сыновей Федора Павловича Карамазова. По природе своей это крайне раздражительный, ревнивый, эмоциональный человек, который больше всего любит кутежи и женщин. Дмитрий – сладострастник, как и его отец.

Грушенька в романе впервые показана через восприятие Алеши Карамазова: «Это была довольно высокого роста женщина, полная, с мягкими, как бы неслышными движениями тела. Она была бела лицом, с высоким бледно-розовым оттенком румянца..» . Грушенька представлена в романе молодой, здоровой, красивой, пышной девушкой, возбуждающей чувственные желания у мужчин. Митя говорит о ней: «У Грушеньки, шельмы, есть такой один изгиб тела, он и на ножке у ней отразился, даже в пальчике- мизинчике на левой ножке отозвался» . Грушенька воспринимается многими героями романа как продажная женщина, развратница. Так, Ракитин в разговоре с Алешей восклицает: «Я Грушеньке не могу быть родней, публичной девке, прошу понять» . Иван Карамазов считает, что Грушенька использует сладострастие Дмитрия и Федора Павловича для их стравливания между собой: «Эта женщина – зверь» . Федор Павлович Карамазов, влюбленный в нее до беспамятства, соотносит Грушеньку с евангельской грешницей: «Эта «тварь», эта «скверного поведения женщина», может быть, святее вас самих, господа спасающиеся иеромонахи! Она, может быть, в юности пала, заеденная средой, но она «возлюбила много», а возлюбившую много и Христос простил…» . Безусловно, в этих словах Федора Павловича присутствуют и юродство, и глумление, но также содержится и истина. Несмотря на то, что Дмитрий и Грушенька являются сладострастниками, в конце романа они все же приходят к пути просветления и истины. Знаком перерождения Дмитрия становится его сон, в котором он видит плачущее дите – воплощение людского страдания. Именно в этот момент он просветляется, так как думает не о сладострастии, а о страданиях чужих ему людей. Он готов сам теперь страдать за всех. Важным для него является звучащий в его сне голос Грушеньки: «А и я с тобой, я теперь не оставлю тебя, на всю жизнь с тобой иду» .

Перерождение Грушеньки происходит в момент встречи с отставным польским офицером, который был еѐ первой любовью. Глубокое разочарование в своем «едином и бесспорном» приводит Грушеньку к осознанию того, что по - настоящему она любит только Дмитрия: «Как я могла подумать, что люблю другого после тебя!» . После этого Грушенька изменяется внутренне. Она уже не та капризная, своенравная и развратная особа, теперь она добрая, тихая, любящая женщина, готовая жертвовать ради своей любви. Грушенька вдруг понимает, что простила своего «прошлого» офицера, и в этом проявляется способность Грушеньки к прощению обид. Узнав об обвинении Дмитрия в убийстве отца, Грушенька начинает считать себя ответственной за произошедшее. Однако, несмотря ни на что, она верит Дмитрию и решает разделить с ним его судьбу.

Показательно, что фамилию Грушеньки – Светлова – мы узнаем лишь на суде. Употребляется она всего лишь один раз, в конце романа. Этим Достоевский подчеркивает, что «грешная» душа Грушеньки пришла к пути покаяния и нравственного обновления. Исследователи творчества Достоевского отмечают, что Грушенька претерпевает в романе метаморфозу, которая ведет ее «грешную» душу к пути покаяния и нравственного обновления. Именно поэтому упоминается Мария Египетская, которая была великой грешницей, долгим искусом и страданием снискавшая себе венец святости .

Список литературы:

1. Гус, М. С. Идеи и образы Ф. М. Достоевского. – М. : Издательство « Художественная литература» , 1971.– 592 с.

2. Достоевский, Ф. М. Братья Карамазовы: Роман в четырех частях с эпилогом. Ч. I. II. – М. : Издательство « Современник» , 1972. – 368 с.

3. Достоевский, Ф. М. Братья Карамазовы: Роман в четырех частях с эпилогом. Ч. III. IV, эпилог. – М. : Издательство « Современник» , 1981. – 542 с.

4. Кантор, В. К. Братья Карамазовы Ф. М. Достоевского. – М.: Худож. Лит., 1983. – 192 с.

5. Кулешов, В.И. Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского. –М.: Дет.лит., 1997. – 208с.

6. Назиров, Р. Г. Творческие принципы Ф. М. Достоевского. – Саратов. : Издательство Саратовского униве рситета, 1982. – 160 с.