Античная культура древнего рима. Культура древнего рима, ее особенности Древний рим понятие культура

Культура Рима связана с завершением истории античного общества. Она продолжала эллинистическую традицию и в то же время выступала как самостоятельное явление, определя­емое ходом исторических событий, своеобразием условий жизни, религии, свойствами характера римлян и другими факторами.

Первоначально территория Аппенинского полуострова была заселена различными племенами, среди которых наи­более развитыми были венеты на севере, этруски в центре, греки на юге. Именно этруски и греки оказали решающее вли­яние на формирование древнеримской культуры.

Этруски населяли эти земли с I тысячелетия до н. э. и со­здали развитую цивилизацию, предшествующую римской. Этрурия была сильной морской державой. Искусные метал­лурги, судостроители, торговцы, строители и пираты, этрус­ки плавали по всему Средиземному морю, ассимилируя куль­турные традиции многих населявших его побережье народов, создав при этом высокую и своеобразную культуру. Именно у этрусков римляне впоследствии позаимствуют опыт градост­роительства, ремесленную технику, технологию изготовле­ния железа, стекла, бетона, тайные науки жрецов и некото­рые обычаи, например, отмечать победу триумфом. Этруски создали и эмблему Рима - волчицу, вскормившую, по леген­де, близнецов Ромула и Рема - потомков троянского героя Энея. Именно эти братья основали, по преданию, город Рим в 753 г. до н. э. (21 апреля).

Жившие на западе латиняне постепенно достигают высо­кого уровня развития, завоевывают соседние территории и народы и позже формируют одну из самых крупных империй древности, в состав которой входили европейские страны, се­верное побережье Африки и часть Азии.

Хронология

В истории культуры Древнего Рима можно выделить три крупных периода:

    монархия - 753 - 509 гг. до н. э.;

    республика - 509 - 29 гг. до н. э.;

    империя - 29 г. до н. э. - 476 г. н. э.

Особенности мировоззрения

Древнее население Италии жило родами в территориаль­ных общинах - пагах , в результате объединения которых и возник город. Во главе архаического Рима стоял выборный царь, совмещающий обязанности верховного жреца, воена­чальника, законодателя и судьи, а при нем состоял сенат. Наиболее важные дела решало народное собрание.

В 510-509 гг. до н. э. образуется республика. Республи­канское правление сохранялось до 30 - 29 г. до н. э., после чего наступает период империи. Рим в эти годы ведет почти непрерывные победоносные войны и превращается из не­большого города в столицу огромной державы Средиземно­морья, распространяющей свое влияние на многочисленные провинции: Македонию, Ахайю (Грецию), Ближнюю и Даль­нюю Испанию, регионы Африки и Азии, Ближнего Востока. Это приводит к интенсивному культурному обмену, интенсив­ному процессу взаимопроникновения культур.

Роскошная добыча триумфаторов, рассказы солдат, про­никновение состоятельных людей в новоприобретенные про­винции привели к революции на уровне бытовой культуры: менялись представления о богатстве, возникали новые мате­риальные и духовные потребности, рождались новые нравы. Массовое увлечение восточной роскошью началось после ази­атских триумфов Л. Корнелия Сципиона и Гн. Мандия Воль- сона. Быстро распространилась мода на атталические (пер- гамские одеяния), чеканное серебро, коринфскую бронзу, ин­крустированные ложа, подобные древнеегипетским.

Завоевание эллинистических государств, а к I в. до н. э. и эллинистической Греции произвело переворот в культуре Рима. Римляне столкнулись с культурой, превосходившей глубиной и разнообразием их собственную. «Греция пленен­ная пленила своих победителей», - скажет позже Гораций, древнеримский поэт. Римляне начали изучать греческий язык, литературу, философию, покупали греков-рабов для обучения детей. Богатые семьи отправляли своих сыновей в Афины, Эфес и другие города Греции и Малой Азии слушать лекции прославленных ораторов и философов. Это повлияло на рост римской интеллигенции. В обществе и в литературе появились два новых комических типа: нелепые грекоманы и суровые гонители греческих наук. Во многих семьях инозем­ная образованность сочеталась со староримскими традиция­ми и патриотическим гонором.

Таким образом, в культуре Древнего Рима четко прослежи­вается этрусское и античное греческое начало.

Вся история культурных отношений между Римом и Греци­ей с этой поры являет тайное преклонение римлян перед гре­ческой культурой, стремление достичь ее совершенства, до­ходящее порой до подражательства. Однако, ассимилируя древнегреческую культуру, римляне вкладывали в нее свое со­держание. Сближение греческой и римской культур стало особенно заметно во времена империи. Тем не менее для рим­лян навсегда осталась недосягаемой величавая гармония гре­ческого искусства, поэтическая одухотворенность его обра­зов. Прагматизм мышления, инженерные решения обусло­вили функциональный характер римской культуры. Слишком трезв, слишком практичен был римлянин, чтобы, восхища­ясь мастерством греков, достичь их пластического равнове­сия и удивительной обобщенности замысла.

Идеологию римлянина прежде всего определял патрио­тизм - представление о Риме как о высшей ценности, о дол­ге гражданина служить ему, не щадя сил и жизни. В Риме по­читались мужество, верность, достоинство, умеренность в личной жизни, умение подчиняться железной дисциплине и закону. Ложь, нечестность, лесть считались пороками, свой­ственными рабам. Если грек преклонялся перед искусством, философией, то римлянин сочинение пьес, труд скульптора, живописца, выступление на сцене презирал, как рабские за­нятия. Достойными же гражданина Рима делами в его пред­ставлении были лишь войны, политика, право, историогра­фия и земледелие.

Культура Древнего Рима существовала более 12 веков и имела свои уникальные ценности. В искусстве Древнего Рима воспевались почитание богов, любовь к Отечеству, солдатская честь. О Древнем Риме подготовлено множество докладов, в которых рассказывается об его достижениях.

Культура Древнего Рима

Ученые разделяют историю древнеримской культуры на три периода:

  • Царский (8-6 вв. до н.э.)
  • Республиканский (6-1 вв. до но.э.)
  • Имперский (1 в. до н.э. - 5 в.н.э.)

Царский считается примитивным периодом в плане развития культуры, однако, именно тогда у римлян появился свой алфавит.

Художественная культура римлян была схожа с эллинской, но имела свои характерные особенности. Например, скульптура Древнего Рима приобрела эмоции. На лицах персонажей римские скульпторы стали передавать состояние души. Особенно многочисленны были скульптуры современников - Цезаря, Красса, различных богов, обычных граждан.

Во времена Древнего Рима впервые появляется такое литературное понятие, как «роман». Среди поэтов, сочинявших комедии, наиболее знаменитым был Луцилий, являющийся автором стихотворений на бытовую тематику. Его любимой темой было высмеивание одержимости достижения различных богатств.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Римлянин Ливий Андроник, работавший актером трагедии, знал греческий язык. Ему удалось перевести «Одиссею» Гомера на латинский язык. Вероятно, под впечатлением от произведения, Вергилий вскоре напишет свою «Энеиду» о троянце Энее, ставшем дальним предком всех римлян.

Рис. 1. Похищение сабинянок.

Необыкновенного развития достигла философия. Были сформированы следующие философские течения: римский стоицизм, задача которого состояла в достижении духовных и нравственных идеалов, и неоплатонизм, сутью которого было развитие высшей духовной точки души человека и достижение экстаза.

В Риме античным ученым Птолемеем была создана геоцентрическая система мира. Ему же принадлежат многочисленные работы по математике и географии.

Музыка Древнего Рима копировала греческую. Из Эллады приглашались музыканты, актеры и скульпторы. Популярностью пользовались оды Горация и Овидия. Со временем, музыкальные представления приобрели зрелищный характер, сопровождающийся театральными представлениями или гладиаторскими боями.

Сохранилось письмо римского поэта Марциала, в котором он утверждает, что если станет преподавателем музыки, то безбедная старость ему обеспечена. Это говорит о том, что музыканты пользовались большим спросом в Риме.

Изобразительное искусство в Риме несло утилитарный характер. Оно представлялось римлянами как способ заполнить и организовать жизненное пространство. Оно, как и архитектура, выполнялось в виде монументальности и величия.

Подводя итог, отметим, что римскую культуру можно считать преемницей греческой, однако, римляне многое привнесли и доработали в ней. Иными словами, ученик превзошел учителя.

Рис. 2. Строительство римской дороги.

В архитектуре римляне строили свои здания на века. Термы Каракаллы - яркий пример гигантизма в строительстве. Архитекторы использовали такие приемы как использование палестр, перистильных дворов, садов. Бани снабжались сложным техническим оборудованием.

Величественными римскими сооружениями можно считать дороги, которые используются и по сей день, знаменитые оборонительные валы Траяна и Адриана, акведуки и, конечно же, амфитеатр Флавиев (Колизей).

Культура Древнего Рима существовала с 8 в. до н. э. и до 476 г. н. э. В отличие от древнегреческой культуры, которая, как правило, удостаивается самых высоких слов и оценок, древнеримская оценивается всеми по-разному. Некоторые известные культурологи (О. Шпенглер, А. Тойнби) полагали, что Рим не пошел дальше заимствований и популяризации того, что было сделано греками, никогда не поднимался до высот эллинской культуры. Более обоснованным, однако, представляется взгляд, что римская культура и цивилизация являются не менее самобытными и оригинальными, чем другие.

Римская цивилизация стала последней страницей в истории античной культуры. Географически она возникла на территории Апеннинского полуострова, получив у греков название Италия. Впоследствии Рим собрал в необъятную империю те страны, которые возникли в результате распада державы Александра Македонского, подчинив себе практически все Средиземноморье. Следствием этого стали веками длившиеся войны с соседями, в которых участвовало подряд несколько поколений римских граждан.

Поздние римские легенды связывали основание Рима с Троянской войной. В них сообщалось, что после гибели Трои (Малая Азия, территория современной Турции) некоторые троянцы во главе с царем Энеем бежали в Италию. Там Эней основал город. Другое предание гласит, что царь был свергнут своим братом. Новый царь, боясь мести со стороны детей и внуков Энея, принудил его дочь Сильвию стать весталкой (жрицей богини Весты), которые давали обет безбрачия. Но у Сильвии от бога Марса родились сыновья-близнецы - Ромул и Рем. Их дядя приказал бросить мальчиков в р. Тибр. Однако волна выбросила близнецов на берег, где их вскормила молоком волчица. Затем их воспитывал пастух, а когда они выросли и узнали о своем происхождении, то убили коварного дядю, вернули царскую власть своему деду и основали город на Палатинском холме на берегу Тибра. По жребию город получил название от имени Ромула. Позже между братьями возникла ссора, в результате которой Ромул убил Рема. Ромул стал первым римским царем, разделил граждан на патрициев (аристократов) и плебеев (простой народ), создал войско. Днем основания Рима римляне считали 21 апреля 753 г. до н. э., именно от него римляне вели свое летоисчисление.

В действительности имя «Ромул» было образовано от названия города, а не наоборот. Территория Апеннинского полуострова со 2 тыс. до н. э. была заселена индоевропейскими племенами, пришедшими из Центральной Европы (италики, сабины, латины и др.), позже в область современной итальянской Тосканы пришли этруски (расены, туски) - племя неевропейского происхождения, споры о происхождении которых ведутся до сих пор. Именно этруски (с севера) и греки (заселившие южную часть Италии и Сицилию) оказали наиболее сильное воздействие на развитие римской культуры. Этруски были как опытными земледельцами, так и искусными ремесленниками. Именно от них римляне унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, «римские» цифры, одежду-тогу и мн. др. (характерно, что даже «Капитолийская волчица», вскормившая, согласно легенде, Ромула и Рема и бывшая символом Рима, была произведением этрусских мастеров, вывезенным в качестве военного трофея).

В культуре Рима выделяются 2 периода:

  • 1) культура царского и республиканского времени (от основания Рима в 8 в. до н. э. до 30 г. до н. э.);
  • 2) культура императорского Рима (с 30 г. до н. э. по 476 г. н. э.).

В отличие от древних греков мифология не стала почвой для развития и расцвета римской культуры. У древних римлян существовал обычай переманивать богов враждебных племен с помощью определенной формулы и учреждать им культ. Так, в Рим перешли многие боги италийских и этрусских городов, а позднее - антропоморфные боги древних греков, которых римляне переименовали, сохранив их функции: так Зевс стал Юпитером, Афродита - Венерой, Арес - Марсом, Посейдон - Нептуном, Гермес - Меркурием, Гера - Юноной, Афина - Минервой, Дионис - Вакхом и т. д. Исконно римскими богами, указанными в жреческих книгах, были божества посева, произрастания семян, цветения, созревания, жатвы, бракосочетания, первого крика ребенка и др. Римляне верили также в души умерших, покровительствующих своему роду (маны), в непогребенные души, не находящие себе покоя (ларвы или лемуры), в божества, охраняющие дом и семью (лары), в хранителей домашнего очага (пенаты). Хранителем человека, формирующим его характер и сопутствующим ему всю жизнь, был Гений, которому посвящался день рождения римского гражданина. Своего Гения-покровителя имели города, общины, семьи. Древнейшим италийским богом, принявшим у себя свергнутого Сатурна, отца Юпитера, бога земледельцев и урожая, считался Янус. Его изображали двуликим.

К своим богам римляне относились небескорыстно. Но главными для каждого римлянина были не боги, а исторические легенды и предания, которые формировались в период становления римской государственности.

С ранних лет римскому гражданину внушались идеи конкора - согласия, внутреннего единства, законности, вырабатываемой в ходе развития римского права, и его покровительницы - богини Юстиции, верности нравам предков, доблести. Реальные исторические деятели раннего Рима стали образцами для подражания. Так история становилась мифом, а миф - историей.

В первый период римской истории и культуры - эпоху правления семи царей (Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гастилий, Анк Марций, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый) произошел переход от первобытно-общинного строя к раннеклассовому обществу. В 510 г. до н. э., после изгнания Тарквиния Гордого, Рим стал городом-государством (цивитас), которым управлял сенат в количестве 300 человек, народное собрание (комиции), во главе с двумя консулами, избираемыми сроком на 1 год.

Образованная в 510 г. до н. э. аристократическая рабовладельческая Римская республика просуществовала до 30-х гг. н. э. Затем наступил период империи, завершившийся падением «вечного города» в 476 г. н. э.

Римляне во многом были похожи на эллинов, но вместе с тем существенно отличались от них. Они создали свою систему идеалов и ценностей, главными среди которых были патриотизм, честь и достоинство, верность гражданскому долгу, почитание богов, идея об особой богоизбранности римского народа, о Риме как высшей ценности и т. д. Римляне не разделяли греческое прославление свободной личности, допускающей нарушение установленных законов общества. Напротив, они всячески возвышали роль и ценность закона, непреложности его соблюдения и уважения. Для них общественные интересы были выше интересов индивида. В то же время римляне усилили антагонизм между свободнорожденным гражданином и рабом, считая недостойным первого не только занятие ремеслом, но и деятельность скульптора, живописца, актера или драматурга. Наиболее достойными занятиями свободного римлянина считались политика, война, разработка права, историография, земледелие. Римляне по-своему и более четко определили качества свободного человека, исключая из них такие «рабские пороки» как ложь, нечестность и лесть. Рим достиг наивысшего уровня развития рабства.

Одним из высших достоинств римлян была воинская доблесть. Военная добыча и завоевания служили основным источником существования. Воинская доблесть, ратные подвиги и заслуги являлись главным средством и основанием для успеха в политике, для получения высоких должностей и занятия высокого положения в обществе.

Благодаря завоевательным войнам Рим из небольшого городка превратился в мировую империю.

Подлинный переворот в культурной жизни Римской империи произошел к 1-му веку до н. э. после завоевания эллинистической Греции. Римляне начинают изучать греческий язык, философию и литературу; приглашают прославленных греческих ораторов и философов, и сами отправляются в греческие полисы, чтобы приобщиться к культуре, перед которой они тайно преклонялись. Следует, однако, отметить, что в отличие от греческой, римская культура является гораздо более рациональной, прагматичной, направленной на практическую пользу и целесообразность. Эту особенность хорошо показал Цицерон на примере математики: «греки изучали геометрию, чтобы познать мир, римляне же - чтобы измерять земельные участки».

Греческая и римская культуры находились в состоянии сильного взаимодействия и взаимовлияния, что, в конце концов, привело к их синтезу, к созданию единой греко-римской культуры, которая впоследствии составила основу византийской культуры и оказала огромное влияние на культуры славянских народов и Западной Европы.

В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла архитектура, памятники которой даже в развалинах покоряют своей мощью. Основные принципы римской архитектуры использовались в эпоху Возрождения и остаются актуальными сегодня. Ее существенное отличие от греческой состояло в ориентации не на ордерную систему, а на широкое использование в строительстве арок, купольных и сводчатых перекрытий, а также создание круглых в плане конструкций. На основе арочных конструкций сооружались виадуки, предназначенные для движения пешеходов, повозок и войск, и акведуки, снабжавшие города водой из источников, находящихся иногда за десятки километров.

Римляне положили начало новой эпохи мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, рассчитанным на огромные количества людей. Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурные объекты в городской и сельский пейзаж. Произошло это благодаря открытию совершенно нового строительного материала - бетона. Сначала возводились 2 параллельные кирпичные стены, пространство между которыми заполнялось чередующимися слоями гравия и песка. Когда масса бетона застывала, он образовывал со стенами сплошной монолит. Римляне использовали облицовку из каменных блоков или мраморных плит, а не строили из этих материалов, как греки. Самое гигантское зрелищное сооружение Древнего Рима - Колизей (75-80 гг. н. э.), в его амфитеатре (отличался от театра тем, что у него был замкнутый овальный план с рядами сидений вокруг арены, постепенно возвышающихся и окруженных снаружи мощной кольцевой стеной) одновременно могли разместиться 50 тыс. зрителей. Вплоть до 405 г. в Колизее проводились гладиаторские бои.

Зрелища занимали в жизни римлян очень большое место. Римские зодчие обращались к тем типам общественных сооружений, которые с наибольшей полнотой воплощали идеи могущества государства и императорской власти: форумы (от лат. «fora» - центр города), триумфальные арки, базилики, цирки, термы, амфитеатры. В императорский период каждый из императоров, следуя примеру Юлия Цезаря, строил свой форум, украшенный триумфальными арками, мемориальными колоннами и памятниками, прославлявшими деяния императора. В ансамбль форума входили также храмы и библиотеки, площади для массовых собраний. Создаются и новые типы жилища: виллы (загородные дома для патрициев), домусы (городские дома для богатых римлян), инсулы (многоэтажные дома для римской бедноты).

Одним из самых посещаемых мест в Риме, особенно во времена Римской империи, были термы (бани). Это комплекс построек, окруженных садами, стадионами, аллеями для прогулок, библиотеками; в термах выставлялись произведения искусства, выступали риторы и поэты. Из 11 терм императорского Рима прославились своей роскошью, стенными росписями и мозаиками термы императоров Тита и Каракаллы.

Велики достижения римского художественного гения и в области скульптурного портрета, ведущего свое начало от этрусков, у которых изображение головы покойного прикрывало урну с прахом (канопа), а также от восковых масок умерших римлян. В отличие от греков, стремившихся к типизации, римские скульпторы стараются не льстить своим моделям даже тогда, когда создают идеальный образ, точно передавая самые примечательные особенности внешнего облика. Именно римский портрет заложил основу европейского скульптурного портрета.

Римская наука имела прикладной характер. Крупнейшими учеными эпохи Римской империи были греки Птолемей, Менелай Александрийский, Гален, Диофант. Своеобразной энциклопедией, обобщившей естественно-научные познания о мире и человеке, стало огромное сочинение Плиния Старшего (23-79 г. н. э.) «Естественная история» в 37 книгах.

Одной из наиболее ярких и значительных страниц мировой истории и культуры является римское право. С одной стороны, оно поставило в центр правоотношений интересы индивида-собственника, а с другой - выработало ценностную основу правопорядка, содержание которого составили:

  • - справедливость, равенство;
  • - целесообразность;
  • - добросовестность;
  • - добрые нравы.

Римскому праву были свойственны точные формулировки, оно достигает совершенных правовых форм, его решения обоснованы, а термины и понятия составляют основу современной юриспруденции. Анализ случаев из древнеримской правовой практики и сегодня способствует развитию юридического мышления, оттачивает аргументацию «за» и «против», систематизирует логические обобщения.

В 1-м в. до н. э. в Риме мощно развивается риторика, или искусство политического и судебного красноречия, что явилось следствием отражения бурной социальной жизни переходной эпохи от Республики к Империи. Достижение авторитета в обществе и успешная политическая карьера были невозможны без виртуозного владения живым словом.

Риторика становится ступенькой на пути вхождения в римскую элиту. Самым ярким оратором Рима был Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.). Будучи к тому же и тонким знатоком философии, он много сделал для знакомства римлян с классической греческой философией Платона и стоиков.

Для населения империи был характерен высокий уровень грамотности. Система школьного образования и воспитания включала 3 ступени - начальную, среднюю и высшую. Выпускники высшей ступени готовились для государственной, практической и культурной деятельности. Стало зарождаться высшее образование.

Развитие римской литературы прошло несколько этапов. Во время царского и частично республиканского периодов литературное творчество существовало в виде культового песнопения, родового эпоса, примитивной драмы, юридических текстов. Первым известным римским писателем, имя которого дошло до нас был Аппий Клавдий Цек (ок. 300 г. до н. э.). Ливий Андроник, греческий раб, вольноотпущенник (конец 3 в. до н. э.), перевел «Одиссею» и тем самым положил начало созданию римской литературы по греческому образцу. Заметного развития позже достигла драматургия (комедии Плавта и Теренция). Первым римским прозаиком считается Катон Старший, написавший на латинском языке историю Рима и италийских племен. Цицерон своей писательской и ораторской деятельностью открыл эпоху, которую принято называть эпохой «золотой латыни». Во времена первого римского императора Октавиана Августа (1 в. до н. э.) расцвет литературы, названный «золотым веком римской поэзии», был связан с именами Вергилия, Горация, Овидия, Сенеки, Петрония. Знаменитая поэма Вергилия «Энеида» о мифическом божественном предке римской аристократии и самого Августа (царе Энее) возвеличивала особую историческую миссию Рима, прославляла римский дух и римское искусство. В сравнении с греческими образцами произведения римских авторов отличались большим драматизмом, более трезвым анализом действительности.

В конце 2 в. н. э. в Римской империи начался кризис: частая смена императоров, отделение провинций, появление в различных частях империи самостоятельных правителей. С 1 в. н. э. в восточных провинциях Римской империи (в Палестине) начинается распространение христианских идей, провозгласивших равенство всех перед богом, что имело существенное значение для консолидации раздираемого противоречиями общества. Появление нового мифа о возможности всеобщего достижения царства божьего на земле и идея воздаяния страждущим и обездоленным счастья в царстве небесном стали весьма притягательными, особенно для низших социальных слоев Рима. Христианство восприняло многие элементы восточных культов и религий, а также включило в свою идеологию достижения эллинистической философии. Жестоко гонимое и преследуемое на первых порах христианство постепенно захватило своими идеями римскую аристократию и интеллигенцию, а в 4 в. н.э. стало официальной религией Римской империи.

С 410 по 476 гг. Рим подвергается разгрому со стороны варваров - готов, вандалов, франков, гуннов, германцев и др. Восточная часть Римской империи (Византия) просуществовала еще тысячу лет, а западная, погибнув, стала фундаментом для культуры формирующихся западноевропейских государств.

Греко-римская античность (9 в. до н. э. - 5 в. н. э.) оставила в наследство мировой культуре следующие достижения:

богатейшее мифотворчество;

опыт демократического устройства общества;

систему римского права;

непреходящие произведения искусства;

законы истины, добра и красоты;

многообразие философских идей;

обретение христианской веры.

Персоналии: Геродот, Эзоп, Аристотель, Платон, Сократ, А. Македонский, Ю. Цезарь.

Контрольные задания

  • 1. Рассмотрите отличия между греческой и римской архитектурой.
  • 2. Почему греческую культуру называют «культурой философов», а римскую «культурой риторов»?
  • 3. Перечислите 7 чудес света в представлении античного общества.
  • 4. Назовите выдающихся деятелей литературы и науки древнегреческой культуры, сопроводите свой рассказ характеристикой их произведений.
  • 5. Назовите выдающихся деятелей литературы и науки римской цивилизации, сопроводите рассказ характеристикой их творений.
  • 6. Подготовьте презентацию по любому из аспектов данной темы.
  • 7. Что сделало возможным «греческое чудо»? Изложите Вашу версию.

Культура Древнего Рима значительно повлияла на развитие европейской и мировой истории. Ещё в те времена были заложены традиционные ценности, нормы общественной жизни и социально-психологические образцы поведения, которые на протяжении тысячи лет являлись основой европейской просвещенности. Рим также был "основателем" демократии, и гражданской ответственности, что свидетельствует о высоком социальном уровне развития, который способствовал формированию сильного и развитого государства.

Первоначально культура Древнего Рима складывалась под влиянием греческого и этрусского народов, но впоследствии римляне во многом превзошли своих учителей, достигнув достойных восхищения высот. Начиналось всё с религии, которая признавала силу духов и божеств. Поскольку римский пантеон был всегда открытым для «чужих» сил, считалось, что новые божества только увеличивают мощь римских жителей, поэтому мифология Рима стала отождествлять своих богов с греческими.

Также было с философией и литературой. Изначально греческие мудрецы и писатели "становились" римскими, а их труды переводились на латынь, но затем, изучая произведения великих философов и дополняя умозаключения собственным опытом, проявляли свои способности многие истинно римские великие писатели и ученые. Так зарождалась культура Древнего Рима.

Далее развитие происходило во всех сферах культуры. В архитектуре римляне сделали значительный шаг вперёд. Они отдавали предпочтение построению зданий, которые больше соответствовали практическим нуждам и подчёркивали силу, которая подавляет человека своим величием, чем храмовым (духовным) комплексам. В результате этого у них появились новые типы сооружений (амфитеатр, терма и базилик) и конструкций (арки, купола, столбы).


Культура Древнего Рима кратко описывает и некоторые достижения Греции, потому что во время своих завоеваний римляне вывозили из большое количество ценностей и произведений искусства. Эти трофеи впоследствии копировались, что, к сожалению, препятствовало развитию собственной живописи и скульптуры. Таким образом, Древнего Рима характеризовалась довольно неплохим развитием лишь портретного жанра (статуи, изображающие деятеля в тоге, бюсты), который отличался простотой и точностью образа.

Как уже говорилось, главной чертой мышления у римлян был практицизм, который способствовал развитию прикладных наук. В связи с этим высокого уровня достигла юриспруденция, по которой до нас дошли многочисленные литературные шедевры. Кроме этого, "изобреталась" новая бытовая утварь, стеклянная и бронзовая посуда, водяные мельницы, приспособления для отапливания помещений и подогрева воды и многое другое.

Одной из причин того, что Рима стала процветать, было улучшение материально-экономического положения империи, которое и обеспечило необходимые условия для образования ценностей, породило античную интеллигенцию (поэтов, учителей, философов и других мастеров искусств).

Эта античная культура также сыграла ключевую роль в истории европейской и мировой культуры. Страны, которые мы сегодня обозначаем как Западную Европу, вышли в своих основаниях из Древнего Рима и реально существуют в пределах бывшей Римской империи.

Многие основополагающие духовные представления и нормы общественной жизни, традиционные ценности, социально-психологические стереотипы, переданные Римом Европе, на протяжении более полутора тысяч лет, вплоть до XIX ст., составляли почву и арсенал, язык и форму европейской культуры. Основы права и государственной организации, идея демократии, гражданской ответственности, разделения властей, устойчивый набор сюжетов и художественных образов усвоены Европой от античности через Древний Рим.

Начальный этап формирования древнеримской культуры охватывает XIII-III вв. до н. э. К. концу VI в. до н. э. Рим сложился как город-государство греческого типа. Здесь был построен первый цирк для гладиаторских боев, использовалась ремесленная и строительная техника, письменность и др.

Религия Древнего Рима была анимистической (признавала существование духов), а также содержала в себе элементы тотемизма - почитание Капитолийской волчицы, вскормившей, по преданию, братьев Ромула и Рема - основателей города. Божества первоначально были обезличенными, бесполыми, с течением времени они приобрели человекообразный характер. Римлянин искал у богов помощи в своей повседневной жизни, как бы вступал в договор с божеством и ждал его благосклонности после выполнения обещаний и обязательств. Боги не изображались в художественной культуре.
Социально-политическая организация Древнего Рима (республиканский период). В 510 г. до н. э. Рим стал аристократичной рабовладельческой республикой и подчинил себе всю территорию Апеннинского полуострова. В это же время был написан первый кодекс римского права - «Законы XII таблиц» (середина V в. до н. э.). Высокого уровня развития достигла юриспруденция: в I в. до н. э. уже существовала обширная юридическая литература. Римская республика и римское право стали примером для всех последующих поколений. Было создано великое государство, в котором поощрялась мудрость управления и ораторское искусство. Каждый гражданин, стремившийся стать политическим и государственным деятелем, должен был в совершенстве овладеть приемами риторики - это помогало стать известным, завоевать любовь народа и получить возможность быть избранным народом на высокую государственную должность. Высшим государственным законодательным органом Римской республики был сенат, который руководил внешней политикой, финансами, государственным имуществом, ведал военной жизнью и др.

В этот период огромное влияние на римскую культуру оказала греческая культура. Это нашло свое отражение в религии, философии, литературе. С III в. до н. э. римские боги стали отождествляться с греческими: Юпитер - с Зевсом, Венера - с Афродитой и т.д.

Литература в Древнем Риме первоначально носила компилятивный характер - первые произведения на латыни были переводами с греческого, а первыми римскими писателями были греки.

Архитектура , которая достигла в Древнем Риме высокого уровня развития, также формировалась под влиянием древнегреческой культуры. В то же время в сооружениях римлян были и отличительные черты: они стремились подчеркнуть силу, мощь, довлеющие над человеком. С этими целями возводились монументальные строения, использовалась пышное оформление зданий: стремящиеся к небу колонны триумфаторов, пышная отделка балконов. Больший интерес проявляли не к храмовым комплексам, а к зданиям для практических нужд.

Римские архитекторы разработали новые принципы конструкции - арки, своды, купола, столбы, пилястры. Во II-I до н. э. широко применялся бетон, сводчатые конструкции. Появлялись новые типы зданий:

1 базилики (совершались торговые сделки, вершился суд);
2 амфитеатры (устраивались гладиаторские бои);
3 цирки (проходили соревнования колесниц);
4 термы (комплекс банных помещений).

Возникает новый тип монументального сооружения (триумфальная арка).

Во время военных походов римлянами в огромном количестве вывозились из Греции материальные ценности и произведения искусства: статуи, картины, керамика. Началось копирование греческих шедевров. Все это не способствовало расцвету собственно римского искусства.

С 31 г. до н. э. начинается иной период в истории Древнего Рима (период империи) и зарождается качественно новая средиземноморская культура. Одним из условий ее процветания было усиление материально-экономического потенциала империи, что обеспечило благоприятные условия для создания культурных ценностей, породило особый социальный слой - античную интеллигенцию: учителей, мастеров риторики, философов, поэтов, писателей.

Центром средоточия культуры были города, в которых находились театры, амфитеатры, цирки, стадионы,
храмы и др. Для населения был характерен высокий уровень грамотности. Система школьного образования и воспитания включала 3 ступени - начальную, среднюю, высшую. Выпускники высшей ступени готовились для государственной, практической и культурной деятельности. Стало зарождаться высшее образование.

Одно из важнейших достижений римской культуры этого периода - литература (Апулей, Плиний Младший, Вергилий, Гораций, Овидий). Грандиозные масштабы Римской империи наложили отпечаток на литературную форму. В сравнении с греческими образцами произведения римских авторов отличались большим драматизмом, более трезвым анализом действительности.

Наука. В сравнении с литературой и искусством достижения науки во времена Древнего Рима были не столь значительны. Получили определенное распространение географические, медицинские знания, но все в большей степени проявлялись признаки регресса, попятного движения, отказа от передовых взглядов, сформировавшихся в предшествующие исторические периоды. Например, в астрономии была признана геоцентрическая система Птолемея (Земля - центр Вселенной), а ведь уже в III в. до н. э. существовала гелиоцентрическая система Самосского.

В I-II вв. н. э. внимание общества все больше смещалось к этике в связи с падением нравов, усилением потребительства, разгулом страстей. Во времена Империи к числу выдающихся мыслителей относят императора - философа Марка Аврелия (II в. н.э.). Он размышлял об этике, разрыве между идеалом и действительностью, собственных несовершенствах.

Художественная культура. В отличие от науки в этой области древние римляне создали величайшие произведения, которые и поныне остаются непревзойденными шедеврами мировой художественной культуры. Это достижения в области архитектуры: римляне разработали арочное перекрытие и систему сводов (в отличие от греков), сомкнутый феерический свод (купол); соорудили два наиболее известных архитектурных памятника - Колизей, самый большой амфитеатр античного мира, и Пантеон - храм во имя всех богов (круглое здание, перекрытое грандиозным куполом диаметром более 43 м, воспроизведение которого стало возможным только в XIX в., с изобретением железобетонных конструкций).

Религия. На всей территории Римской империи в первые столетия ее существования возрастало влияние восточных культов. Появилось множество чудотворцев, мистиков, пророков. Все больше приверженцев находили астрология, суеверия. Но в конечном итоге победила религиозная вера, провозглашавшая единобожие, равенство всех перед Богом, посмертное воздаяние за добродетельную жизнь. Это было христианство, привлекшее к себе симпатии рабов, бедняков, всех угнетенных, жаждавших справедливости. Ученики Христа, «апостолы», разошлись около середины I в. н. э. по миру, проповедуя новую веру. Они же основали и многочисленные христианские общины.

В конце II в. н. э. в Римской империи начался кризис: частая смена императоров, отделение провинций, появление в различных частях империи самостоятельных правителей. В 395 г. империя распадается на Западную (Рим) и Восточную (Константинополь). Уже в первой половине IV в. христианство превращается в господствующую религию, начинается разгром языческих храмов, запрещаются Олимпийские игры.

Восточно-римская империя существовала до 1453 г. как Византийская империя. Ее культура стала продолжением греческой, но в христианском варианте. Западно-римская империя прекратила существование в 476 г. (низложен последний император). Этот год считается концом Древнего мира, началом Средневековья. На развалинах Западно- римской империи возникли так называемые варварские государства, население которых в той или иной степени было приобщено к греко-римской культуре.

Древний Рим достойно выполнил свою историческую миссию, сохранив для Европы греческую культуру через трансляцию и тиражирование ее ценностей.