Александр куприн краткое содержание. Александр Куприн: биография, творчество и интересные факты из жизни

Родился в 1870 году единственным ребенком в небогатой провинциальной семье потомственных дворян. После смерти отца и переезда в Москву был отдан в кадетский корпус, по завершении которого поступил в военное училище. Карьеру военного начинает на Украине поручиком пехотного полка, откуда, прослужив 4 года, выходит в отставку. Начиная с 1894 года, много путешествует по стране, пробуя различные гражданские профессии. В 1901-м переезжает в Санкт-Петербург, здесь происходит его знакомство со многими известными писателями того времени, такими как Бунин, Чехов, Горький. Работает секретарем одного из питерских журналов.

В 1911 году вместе со второй женой обустраивается в Гатчине, где во время I мировой войны организует военный госпиталь. Призывается в действующую армию, однако в 1915 году комиссуется по состоянию здоровья. Проходит курс лечения в Финляндии, где встречает известие о Февральской революции. В 1919-м добровольцем вступает в Северо-Западную «белую» армию под начало генерала Петра Краснова. Через Финляндию эмигрирует во Францию, где проживет впоследствии 17 лет. В 1937 году обедневший и тяжело больной Куприн возвращается на Родину и в скором времени умирает. Похоронен в 1938 году на ленинградском Волковском кладбище.

Как один из самых ярких и самобытных представителей русского реализма и натурализма в литературе Серебряного века, Куприн впервые взял в руки перо еще будучи курсантом, и несмотря на окружающие его исторические события и личные неурядицы, не переставал писать практически до самой смерти. Наиболее значительными и известными произведениями писателя явились: «Поединок», «Яма», «Гранатовый браслет», «Белый пудель», «Юнкера», «Молох», «Олеся» и многие другие.

Биография краткая по датам интересные факты

Биография Куприна

7 сентября (26 августа по старому стилю) 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии произошло знаковое событие для русского реализма XIX века: появился на свет Александр Иванович Куприн. По отцовской линии он был родом из дворян, а по материнской - из татарских князей.

В следующем году после его рождения скончался отец, а в 1874 году маленький Александр с матерью приехал в Москву. У них не было средств к существованию, поэтому его матери пришлось отдать его в Московский Разумовский сиротский пансион, когда Куприну исполнилось 6. С 1880 года писатель учился во Втором Московском кадетском корпусе, затем он устроился в Александровское военное училище. Именно в этих стенах Куприн почувствовал тягу к творчеству и написал «Последний дебют» в 1889 году.

На следующий год после своего первого литературного опыта он завершил обучение в чине подпоручика и служил в пехотном полку в течение четырех лет. Казарменная рутина пришлась Куприну не по нраву, однако это вдохновило его на произведения: «Ночлег», «Ночная смена», «Юнкера», «Поход».

Закончив службу, Куприн уехал в Киев. У Куприна не было постоянного места работы, поэтому он стал часто путешествовать по России, освоил много профессий, что сильно помогло ему при написании произведений. 90-е годы оказались очень плодотворными для его творчества. Вышли рассказы и повести «Молох», «Олеся», «Кэт», «Лесная глушь» и другие. Куприн завел знакомство с такими известными писателями как И.А. Бунин и А.П. Чехов.

В 1901 году Куприн перебрался в Петербург, устроился работать в «Журнал для всех» и завел семью. Здесь писатель познакомился с М. Горьким, возглавлявшим в то время издательство «Знание», в дальнейшем выпустившее первый том рассказов Куприна. Незадолго до революции в 1905 году он написал одно из своих самых знаменитых шедевров – «Поединок». В перерыве между революциями у Куприна творческий подъем – он создает прекрасные рассказы о чистой и светлой любви: «Суламифь», «Гранатовый браслет», цикл очерков «Листригоны».

В 1911 году Куприн, женатый уже во второй раз, со своей семьей отправился в Гатчину.

С наступлением Первой мировой войны Куприн был призван на службу. Но долго Александру Ивановичу воевать не довелось: на следующий год в силу проблем со здоровьем он был отправлен домой, в Гатчину. К тому времени его жилище было переоборудовано в маленький госпиталь. В этом же году Куприн заканчивает повесть «Яма» о жизни проституток и получает недовольные отклики ввиду слишком откровенных сцен.

Пока Куприн лечился в Хельсинки, царь отрекся от престола. Воодушевившись этим событием, он возвращается назад в Россию и работает в газете редактором. Вторую революцию Куприн не поддержал, он скептически отнесся к политике военного коммунизма. Все же в 1918 году он предпринял попытку примириться с существующей системой и организовал с Лениным встречу, на которой представил проект крестьянской газеты «Земля», но эта инициатива так и не была одобрена.

В 1919 году Куприн отправился служить в Северо-Западную армию.

После поражения белой гвардии Куприн в конце 1919 года был вынужден уехать за границу. В Париже он прожил 17 лет, тоскуя по родине. За рубежом Куприн занимался публицистикой и написал сборники «Купол св. Исаакия Долматского», «Колесо времени», «Елань», роман «Юнкера».

Но французская жизнь, сопряженная с нехваткой денег и ухудшением здоровья, не пришлась Куприну по вкусу, и он мечтал о возвращении на родину.

Писатель смог вернуться в СССР только в 1937 году после разрешения советского правительства. Его болезнь все усиливалась, и Куприн не мог уже больше радовать своих читателей новыми литературными шедеврами.

для детей

Интересные факты и даты из жизни

Творчество Александра Ивановича Куприна формировалось в годы революционного подъема. Ему всю жизнь была близка тема прозрения простого русского человека, который жадно искал правду жизни. Все свое творчество Куприн и посвятил раз разработке этой сложной психологической темы. Его искусству, по выражению современников, была присуща особая зоркость видения мира, конкретность, постоянное стремление к познанию. Познавательный пафос купринского творчества сочетался со страстной личной заинтересованностью в победе добра над всяким злом. Поэтому большинству его произведений присуща динамика, драматичность, взволнованность.

Биография Куприна похожа на роман приключений. По обилию встреч с людьми, жизненных наблюдений она напоминала биографию Горького. Куприн много странствовал, выполнял разнообразную работу: служил на заводе, работал грузчиком, играл на сцене, пел в церковном хоре.

На раннем этапе творчества Куприн испытал сильное влияние Достоевского. Оно проявилось в рассказах “Впотьмах”, “Лунной ночью”, “Безумие”. Он пишет о роковых мгновениях, роли случая в жизни человека, анализирует психологию страстей человека. В некоторых рассказах того периода говорится о том, что человеческая воля беспомощна перед стихийной случайностью, что разум не может познать таинственные законы, которые управляют человеком. Решающую роль в преодолении литературных штампов, идущих от Достоевского, сыграло непосредственное знакомство с жизнью людей, с реальной русской действительностью.

Он начинает писать очерки. Их особенность в том, что писатель обычно вел неспешную беседу с читателем. В них были хорошо видны четкие сюжетные линии, простое и детализированное изображение действительности. Наибольшее влияние на Куприна-очеркиста оказал Г. Успенский.

Первые творческие искания Куприна завершились наиболее крупной вещью, которая отражала реальность. Это была повесть “Молох”. В ней писатель показывает противоречия между капиталом и подневольным трудом человека. Он сумел уловить социальные особенности новейших форм капиталистического производства. Гневный протест против чудовищного насилия над человеком, на чем основан в мире “Молоха” промышленный расцвет, сатирический показ новых хозяев жизни, разоблачение беззастенчивого хищничества в стране чужеземного капитала - все это ставило под сомнение теории буржуазного прогресса. После очерков и рассказов повесть была важным этапом в творчестве писателя.

В поисках нравственных и духовных идеалов жизни, которые писатель противопоставлял уродству современных человеческих отношений, Куприн обращается к жизни бродяг, нищих, спившихся артистов, голодающих непризнанных художников, детей неимущего городского населения. Это мир безымянных людей, которые образуют массу общества. Среди них и старался найти Куприн своих положительных героев. Он пишет рассказы “Лидочка”, “Локон”, “Детский сад”, “В цирке” - в этих произведениях герои Куприна свободны от влияния буржуазной цивилизации.



В 1898 году Куприн пишет повесть “Олеся”. Схема повести традиционна: интеллигент, человек обыкновенный и городской, в глухом углу Полесья встречает девушку, которая выросла вне общества и цивилизации. Олеся отличается непосредственностью, цельностью натуры, душевным богатством. Поэтизируя жизнь, неограниченную современными социальными культурными рамками. Куприн стремился показать явные преимущества “естественного человека”, в котором он видел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе.

В 1901 году Куприн приезжает в Петербург, где сближается со многими писателями. В этот период появляется его рассказ “Ночная смена”, где главный герой - простой солдат. Герой - не отстраненная личность, не лесная Олеся, а вполне реальный человек. От образа этого солдата тянутся нити к другим героям. Именно в это время в его творчестве появляется новый жанр: новелла.

В 1902 году Куприн задумывает повесть “Поединок”. В этом произведении он расшатывал один из главных устоев самодержавия - военную касту, в чертах разложения и нравственного упадка которой он показал признаки разложения всего социального строя. В повести нашли отражение прогрессивные стороны творчества Куприна. Основа сюжета - судьба честного русского офицера, которого условия армейской казарменной жизни заставили ощутить неправомерность социальных отношений людей. Вновь Куприн говорит не о выдающейся личности, а о простом русском офицере Ромашове. Полковая атмосфера томит его, он не желает находиться в армейском гарнизоне. Он разочаровался в армейской службе. Он начинает бороться за себя и свою любовь. И гибель Ромашова - протест против социальной и нравственной бесчеловечности среды.

С наступлением реакции и обострением общественной жизни в обществе меняются и творческие концепции Куприна. В эти годы усиливается его интерес к миру древних легенд, к истории, античности. В творчестве возникает интересный сплав поэзии и прозы, реального и легендарного, действительного и романтики чувств. Куприн тяготеет к экзотике, разрабатывает фантастические сюжеты. Он возвращается к темам своей ранней новеллы. Вновь звучат мотивы неотвратимости случая в судьбе человека.

В 1909 году из-под пера Куприна выходит повесть “Яма”. Здесь Куприн отдает дань натурализму. Он показывает обитательниц публичного дома. Вся повесть состоит из сцен, портретов и отчетливо распадается на отдельные детали быта.

Однако в ряде рассказов, написанных в те же годы, Куприн попытался указать и на реальные приметы высоких духовных и нравственных ценностей в самой действительности. “Гранатовый браслет” - рассказ о любви. Так отозвался о нем Паустовский: это один из самых “благоуханных” рассказов о любви.

В 1919 году Куприн эмигрирует. В эмиграции он пишет роман “Жанет”. Это произведение о трагическом одиночестве человека, потерявшего Родину. Это история о трогательной привязанности старого профессора, оказавшегося в эмиграции, к маленькой парижской девочке - дочери уличной газетчицы.

Эмигрантский период Куприна характеризуется уходом в себя. Крупное автобиографическое произведение того периода - роман “Юнкера”.

В эмиграции писатель Куприн не утратил веры в будущее своей Родины. В конце жизненного пути он все-таки возвращается в Россию. И его творчество по праву принадлежит русскому искусству, русскому народу.

Военная карьера

Родился в семье мелкого чиновника, умершего, когда сыну шел второй год. Мать из татарского княжеского рода, после смерти мужа бедствовала и вынуждена была отдать сына в сиротское училище для малолетних (1876), затем военная гимназия, позже преобразованная в кадетский корпус, который окончил в 1888. В 1890 окончил Александровское военное училище. Затем служил в 46-м пехотном Днепровском полку, подготовка к военной карьере. Не поступив в Академию Генштаба (этому помешал скандал, связанный с буйным, особенно во хмелю, нравом юнкера, сбросившего в воду полицейского), поручик Куприн в 1894 подал в отставку.

Стиль жизни

Фигурой Куприн был чрезвычайно колоритной. Жадный до впечатлений, он вел страннический образ жизни, пробуя разные профессии - от грузчика до дантиста. Автобиографический жизненный материал лег в основу многих его произведений.

О его бурной жизни ходили легенды. Обладая недюжинной физической силой и взрывным темпераментом, Куприн жадно устремлялся навстречу любому новому жизненному опыту: спускался под воду в водолазном костюме, летал на аэроплане (полет этот закончился катастрофой, едва не стоившей Куприну жизни), организовывал атлетическое общество... Во время Первой мировой войны в его гатчинском доме был устроен им и его женой частный лазарет.

Писателя интересовали люди самых разных профессий: инженеры, шарманщики, рыбаки, карточные шулера, нищие, монахи, коммерсанты, шпики... Чтобы достоверней узнать заинтересовавшего его человека, почувствовать воздух, которым тот дышит, он готов был, не щадя себя, пуститься в самую немыслимую авантюру. К жизни он, по свидетельству современников, подходил как настоящий исследователь, добиваясь как можно более полного и подробного знания.

Охотно занимался Куприн и журналистикой, публикуя статьи и репортажи в разных газетах, много разъезжал, живя то в Москве, то под Рязанью, то в Балаклаве, то в Гатчине.

Писатель и революция

Неудовлетворенность существующим социальным порядком влекла писателя к революции, так что Куприн, как и многие другие писатели, его современники, отдал дань революционным настроениям. Однако к большевистскому перевороту и к власти большевиков отнесся резко негативно. Поначалу он все-таки пытался сотрудничать с большевистской властью и даже собирался издавать крестьянскую газету «Земля», для чего встречался с Лениным.

Но вскоре неожиданно перешел на сторону Белого движения, а после его поражения уезжает сначала в Финляндию, а затем во Францию, где обосновывается в Париже (до 1937). Там он активно участвовал в антибольшевистской прессе, продолжал литературную деятельность (романы «Колесо времени», 1929; «Юнкера», 1928-32; «Жанета», 1932-33; статьи и рассказы). Но живя в эмиграции, писатель страшно бедствовал, страдая как от невостребованности, так и оторванности от родной почвы, а незадолго до смерти, поверив советской пропаганде, в мае 1937 возвратился вместе с женой в Россию. К этому времени он уже был серьезно болен.

Сочувствие простому человеку

Почти все творчество Куприна проникнуто традиционным для русской литературы пафосом сочувствия «маленькому» человеку, обреченному влачить жалкую участь в косной, убогой среде. У Куприна это сочувствие выразилось не только в изображении «дна» общества (роман о жизни проституток «Яма», 1909-15 и др.), но и в образах его интеллигентных, страдающих героев. Куприн был склонен именно к таким рефлектирующим, нервным до истеричности, не лишенным сентиментальности персонажам. Инженер Бобров (повесть «Молох»,1896), наделенный трепетной, отзывчивой на чужую боль душой, переживает за растрачивающих свою жизнь в непосильном заводском труде рабочих, в то время как богатые жируют на неправедно нажитые деньги. Даже персонажи из военной среды вроде Ромашова или Назанского (повесть «Поединок», 1905) обладают очень высоким болевым порогом и малым запасом душевной прочности, чтобы противостоять пошлости и цинизму окружающей их среды. Ромашова мучают тупость военной службы, разврат офицерства, забитость солдат. Пожалуй, никто из писателей не бросил такого страстного обвинения армейской среде, как Куприн. Правда, в изображении простых людей Куприн отличался от склонных к народопоклонству литераторов народнической ориентации (хотя и получил одобрение маститого критика-народника Н. Михайловского). Его демократизм не сводился только к слезливой демонстрации их «униженности и оскорбленности». Простой человек у Куприна оказывался не только слабым, но и способным постоять за себя, обладающим завидной внутренней крепостью. Народная жизнь представала в его произведениях в своем вольном, стихийном, естественном течении, со своим кругом обычных забот - не только горестями, но также радостями и утешениями («Листригоны», 1908-11).

Вместе с тем писатель видел не только ее светлые стороны и здоровые начала, но и выплески агрессивности, жестокости, легко направляемые темными инстинктами (знаменитое описание еврейского погрома в рассказе «Гамбринус», 1907).

Радость бытия Во многих произведениях Куприна отчетливо ощутимо присутствие идеального, романтического начала: оно и в его тяге к героическим сюжетам, и в его стремлении увидеть высшие проявления человеческого духа - в любви, творчестве, доброте... Не случайно героев он часто выбирал выпадающих, выламывающихся из привычной колеи жизни, ищущих истину и взыскующих какого-то иного, более полного и живого бытия, свободы, красоты, изящества... ало кто в литературе того времени, столь поэтично, подобно Куприну, писал о любви, пытался вернуть ей человечность и романтику. «Гранатовый браслет» (1911) стал для многих читателей именно таким произведением, где воспевается чистое, бескорыстное, идеальное чувство.

Блестящий изобразитель нравов самых разных слоев общества, Куприн рельефно, с особой пристальностью описывал среду, быт (за что ему не раз доставалось от критики). В его творчестве присутствовала и натуралистическая тенденция.

Вместе с тем писатель как никто умел изнутри почувствовать течение естественной, природной жизни - его рассказы «Барбос и Жулька» (1897), «Изумруд» (1907) вошли в золотой фонд произведений о животных. Идеал естественной жизни (повесть «Олеся», 1898) для Куприна очень важен как некая желанная норма, он часто подсвечивает им современную жизнь, находя в ней печальные уклонения от этого идеала.

Для многих критиков именно такое естественное, органичное восприятие жизни Куприна, здоровая радость бытия были главным отличительным качеством его прозы с ее гармоничным сплавом лирики и романтики, сюжетно-композиционной соразмерности, драматизма действия и точности в описаниях.

Литературное мастерство Куприн - превосходный мастер не только литературного пейзажа и всего, что связано с внешним, визуальным и обонятельным восприятием жизни (Бунин и Куприн состязались, кто более точно определит запах того или иного явления), но и литературного характера: портрет, психология, речь - все проработано до мельчайших нюансов. Даже животные, о которых любил писать Куприн, обнаруживают у него сложность и глубину.

Повествование в купринских произведениях, как правило, очень зрелищно и часто обращено - ненавязчиво и без ложной умозрительности - именно к экзистенциальным проблемам. Он размышляет о любви, ненависти, воле к жизни, отчаянии, силе и слабости человека, воссоздает сложный духовный мир человека на сломе эпох.

Фото 1912 года
А.Ф.Маркс

Александр Иванович Куприн родился 7 сентября (26 августа по старому стилю) 1870 года в городе Наровчат в Пензенской губернии (сейчас село Наровчат в Пензенской области) в дворянской семье. Отец – Иван Иванович Куприн (1834-1871). Мать – Любовь Алексеевна Куприна (девичья фамилия Кулунчакова) (1838-1910). Когда Александру Ивановичу был год – умер его отец, и Любовь Алексеевна с сыном переезжает в Москву. Образование будущего писателя начинается в Московской Разумовской школе в 1876 году, в возрасте шести лет. По окончании школы в 1880 году поступает во Вторую Московскую военную гимназию. А в 1887 году уже поступает в Александровское военное училище. Во время обучения происходит проба пера: неудачная попытка писать стихи и рассказ «Последний дебют», который в 1889 году издается в журнале «Русский сатирический листок». Про этот период жизни писатель написал в романе «Юнкер» и повестях «На переломе(Кадеты)».
После окончания училища в 1890 году в звание поручика начинает службу в 46 Днепровском пехотном полку в Подольской губернии (сейчас часть Винницкой, Хмельницкой и Одесской областей в Украине). Но уже в 1894 году уходит в отставку и переезжает в Киев.
С 1894 года Куприн много ездил по Российской империи и пробовал себя в разных профессиях, что дало ему богатый материал для его произведений. В этот период знакомиться с Чеховым, Горьким и Буниным. В 1901 году переезжает в Санкт-Петербург.
В 1902 вступает в брак с Марией Карловной Давыдовой (1881-1966), с которой прожил до 1907 года, и в этом же году начинает жить с Елизаветой Морицовной Гейнрих (1882-1942), и расписывается с ней в 1909 году, после получения официального развода с первой женой.
В девяностые годы публиковались некоторые произведения Александра Ивановича, но известность он получает в 1905 году, после публикации повести «Поединок». С 1905 по 1914 года публикуется много произведений Куприна. В 1906 году был кандидатом в депутаты Государственной думы.
После начала Первой мировой войны летом 1914 году открывает у себя дома госпиталь, но уже декабре 1914 года его мобилизуют. В 1915 году демобилизуется по состоянию здоровья.
С воодушевлением принимает Февральскую революцию 1917 года. После Октябрьской революции, какое-то время пытается работать с большевиками, но не принимает их взгляды и примыкает к Белому движению. В Северо-Западной армии Юденича занимался редакторской работой в газете «Приневский край». После крупного поражения армии уезжает сначала в Финляндию в 1919 году, а потом во Францию в 1920 году. В Париже Куприн пишет три большие повести, много рассказов и эссе. В 1937 году, по приглашению правительства и личному разрешению Сталина, возвращается в СССР. Умер Александр Иванович Куприн 25 августа 1938 года в Ленинграде (сейчас Санкт-Петербург) от рака. Похоронен на Волковском кладбище рядом с Тургеневым.

Александр Иванович Куприн - русский писатель начала 20-го столетия, оставивший заметный след в литературе. На протяжении своей жизни он совмещал литературное творчество с военной службой и путешествиями, был превосходным наблюдателем за человеческой натурой и оставил после себя рассказы, повести и очерки, выполненные в жанре реализма.

Ранние этапы жизни

Родился Александр Иванович в 1870 году дворянской семье, однако отец умер очень рано, и поэтому взросление мальчика проходило сложно. Вместе с матерью мальчик перебрался из Пензенской области в Москву, где был отдан в военную гимназию. Это определило его жизнь -последующие годы он так или иначе был связан с военной службой.

В 1887 году он поступил учиться на офицера, еще через три года закончил обучение и отправился в пехотный полк, расквартированный в Подольской губернии, как подпоручик. За год до этого в прессе был напечатан первый рассказ начинающего писателя - «Последний дебют». А за четыре года службы Александр Иванович отправил в печать еще несколько произведений - «Впотьмах», «Дознание», «Лунной ночью».

Наиболее плодотворный период и последние годы

После выхода в отставку литератор переехал жить в Киев, а затем долго путешествовал по России, продолжая собирать опыт для следующих произведений и периодически публикуя рассказы и повести в литературных журналах. В начале 1900-х годов он тесно познакомился с Чеховым, Буниным и переехал в северную столицу. Наиболее известные произведения литератора - «Гранатовый браслет», «Яма», «Поединок» и другие - вышли в свет в промежуток между 1900 и 1915 годами.

В начале Первой мировой войны Куприн был снова призван на службу и направлен на северную границу, однако его быстро демобилизовали из-за ослабленного здоровья. Революцию 1917 года Александр Иванович воспринял неоднозначно - он положительно отнесся к отречению царя, но был против большевистской власти и склонялся скорее к идеологии эсеров. Поэтому в 1918 году он, как и многие другие, подался во французскую эмиграцию - но еще возвращался на родину через год, чтобы помочь окрепшему белогвардейскому движению. Когда контрреволюция потерпела окончательное поражение, Александр Иванович вернулся в Париж, где долгие годы спокойно жил и публиковал новые произведения.

В 1937 году вернулся в Союз по правительственному приглашению, поскольку сильно тосковал по оставленной родине. Однако уже через год скончался от неизлечимого рака пищевода и был похоронен в Петербурге.

Александр Иванович Куприн – талантливый и самобытный русский писатель конца XIX - начала XX века. Личность Куприна, как и его творчество – это взрывоопасная смесь дворянина, благородного разбойника и нищего странника. Огромный, необработанный драгоценный самородок, в котором сохранена первобытная красота и сила характера, мощь и магнетизм личного обаяния.

Биография Куприна кратко

Александр Куприн родился 26 августа 1870 года в Пензенской губернии. Отец его был мелким чиновником дворянского происхождения, а родословная матери имела татарские корни. Мальчик рано осиротел и почти семнадцать лет находился в военных казенных учреждениях – сиротский дом, гимназия, кадетское, а позже, юнкерское училища. Интеллектуальные задатки пробились сквозь панцирь военной муштры, и у юного Александра появилась и окрепла мечта стать поэтом или писателем. Вначале были юношеские стихи, но после военной службы в провинциальных гарнизонах, появляются первые рассказы и повести. Сюжет этих произведений начинающий писатель берет из собственной жизни. С рассказа "Дознание”, написанного в 1894 году, начинается творческая жизнь Куприна. В этом же году он уходит в отставку и отправляется странствовать по югу России. Кем только не был Куприн за время странствия – разгружал баржи на киевских пристанях, принимал участие в спортивных состязаниях атлетов, работал на заводе в Донбассе, служил лесным объездчиком на Волыни, учился на зубного техника, играл в провинциальном театре и в цирке, работал землемером. Эти странствия обогатили его жизненный и писательский опыт. Постепенно Куприн становится профессиональным литератором, печатая свои произведения в провинциальных газетах.Не приняв октябрьскую революцию, Куприн эмигрирует и до 1937 года живет за границей. Ностальгия по родине отозвалась не только творческим спадом, но и физическим нездоровьем. Всего только год прожил в России Куприн, после возвращения, и в августе 1938 года он умер.

Творчество Куприна

В 1896 году Куприн пишет и публикует повесть "Молох”, которая является началом нового этапа в творческой жизни начинающего писателя и совершенно новым произведением для русской литературы. Капитализм, не смотря на его прогрессивность – это безжалостный молох, пожирающий жизни и судьбы людей для получения материальной прибыли. В 1898 году он печатает повесть "Олеся”, первую из его немногочисленных произведений о любви. Наивная и прекрасная в своей наивности, чистая любовь лесной девушки, или как ее зовут в округе "колдуньи” Олеси, разбивается о робость и нерешительность ее возлюбленного. Человек иного круга и мировоззрения смог разбудить любовь, но не сумел защитить свою возлюбленную. С начала нового, 20 века, Куприн начинает печататься в петербургских журналах. Герои его произведений – простые люди, умеющие сохранить честь и достоинство, не предать дружбу. В 1905 году выходит повесть "Поединок”, которую автор посвящает Максиму Горькому. О любви и человеческой преданности пишет Александр Иванович в рассказе "Суламифь” и повести "Гранатовый браслет”. Не так уж много найдется произведений в мировой литературе, где описывают так тонко безнадежное, безответное, и одновременно, самоотверженное чувство любви, как это делает Куприн в "Гранатовом браслете”.

  • Александр Куприн и сам большой романтик, даже в чем-то авантюрист. В 1910 году он поднимается на воздушном шаре.
  • В этом же году, но чуть позже, совершает одним из первых в России полет на аэроплане.
  • Опускается на морское дно, изучая водолазное дело, и дружит с Балаклавскими рыбаками. И потом все, кого он встречает в жизни, появляются на страницах его произведений – от капиталиста–миллионера до нищего попрошайки.