Война мир что стало элен. Образ Элен Курагиной в романе «Война и мир. Что скрыто за аристократическими манерами

Прочитан эпилог, перевернута последняя страница грандиозного романа-эпопеи Л.Н. Толстого « Война и мир», а у меня осталась масса вопросов. А что, если все совсем не так? А если все наоборот? А вдруг наш гениальный автор хотел сказать намного больше, чем нам показалось?

Несмотря на кажущуюся простоту, Л.Н. Толстой никогда не был посредственной личностью. Неотъемлемой частью его жизни были тайны и загадки, он был будто соткан из противоречий. И когда думаешь об этом, на ум невольно приходит гений своего времени Леонардо да Винчи. Двое этих людей, хоть и жили в совершенно разное время, оставили после себя не только ценнейшее культурное наследие, но и очень длинный шлейф тайн, загадок и мифов.

Некоторые картины Леонардо да Винчи в зеркальном отражении несут скрытый смысл. Так добрый старик становится образом дьявола, а демон – милой девушкой. Именно поэтому я позволила себе взглянуть на Войну и мир «в зеркальном отражении». Вдруг и Лев Николаевич воплотил в своем произведении нечто подобное?..

Вначале я решила взглянуть на самого, по моему мнению, неоднозначного персонажа – Элен Курагину. Эта девушка – блестящая петербургская красавица-дворянка. Статная и невозмутимая, она будоражит сознание множества мужчин. Её любят и ею любуются в свете. Но так ли все ярко и блестяще в ее жизни, как кажется на первый взгляд?

В любой характеристике Элен Курагиной звучат такие слова: « под оболочкой красавицы сидит чудовище», «красотой внешней она скрывает уродство души», «глупая кукла, которая всем нравится», « Элен женила на себе Пьера».

Но что можно говорить о душе этой девушки, не пытаясь посмотреть на все ее глазами. Да, она красива, и всегда была такой. И красота стала ее проклятьем, потому что ее убеждения, манера поведения во многом диктовались положением женщины в дворянском обществе, где она играла роль красивой куклы, которую нужно вовремя и удачно выдать замуж, причем ее мнения по этому поводу никто не спрашивал. Основное занятие – блистать на балах и рожать детей, увеличивая количество русских дворян.

Что касается женитьбы Пьера на Элен, то девушка была вынуждена подчиниться своему отцу и выйти замуж за богатого дворянина и её мнения по этому поводу и правда никто не спрашивал.

Элен с самого детства была инструментом в руках князя Василия. Она знала, что никто не предоставит ей права выбрать мужа, как, например, Марии Болконской. Постоянное давление со стороны родителей и света, частое внимание и понимание неизбежности своей судьбы сделали свое дело. Элен стала жестокой и расчетливой. И мне кажется, что она была совсем не глупой, а просто умело скрывала свой ум, потому что в то время образованные женщины хоть и восхищали, но не ценились. И разве глупый человек мог так умело верховодить высшим обществом и всем нравится?..

После замужества жизнь Элен не сильно изменилась. Пьер, который, казалось, был в нее влюблен, теперь не обращал на нее внимания и занимался лишь поисками своего пути в жизни. Поэтому девушка все свое внимание отдавала свету, где ею восхищались больше прежнего.

Хочу ли я сказать, что Элен была ангелом? Нет, конечно нет. Она была жестокой, себялюбивой, гордой и очень расчетливой. Своими размышлениями я лишь хотела показать, что, может быть, она не так плоха, как мы о ней думаем. И,возможно, мы смогли бы понять мотивы ее поступков. Элен была женщиной, обычной женщиной, того по-своему жестокого времени. И как женщина, она была глубоко несчастна у себя в душе. Она участвовала в своей судьбе как могла, насколько это было позволено. И, может быть, все её плохие и глупые поступки объясняются лишь одним – она хотела быть счастливой, несмотря ни на что.

Одной из самых ярких личностей произведения, бесспорно, является Пьер Безухов. В самом начале книги его образ вызывает усмешку, нежели серьезное отношение: “Массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке” Представляя себе этого персонажа, невольно задумываешься, а мог ли он вписаться в то красивое и изящное общество? И вскоре становится понятно, что в этом великосветском салоне Пьер чужой. Его “умному и вместе с тем робкому, наблюдательному и естественному взгляду” не место среди “механических” гостей “мастерской” Анны Павловны.

Но в глазах этого самого света, и в глазах читателей Пьер всегда был и остается милым и добрым человеком. Но, как часто бывает, у таких терпеливых и спокойных людей как Пьер есть свои скелеты в шкафу.

Я прекрасно понимаю, что не существует идеальных людей, и у всех есть свои слабости, но от такого разумного человека как Пьер я не ожидала многих вещей. И первая из них, это его женитьба на Элен. Во всей этой ситуации герой ведёт себя слабохарактерно и совершенно безотказно. Он не смог отказаться от свадьбы, хотя ему этого хотелось. Он пошёл на поводу у князя Василия и был вынужден подчиниться его умело составленному плану. Семья Курагиных для Пьера – личный криптонит, которому он не может сопротивляться. Вспомнить хотя бы случай, когда Пьер поддался уговорам Анатоля Курагина и чуть не расстался с жизнью… Все эти случаи показывают умного и рассудительного Пьера с другой, менее привлекательной стороны.

Всю свою жизнь Пьер Безухов ищет в ней смысл. Судьба приводит его в самые различные места, начиная от масонской ложи и заканчивая организацией декабристов. Его метания сопровождают нас всю книгу, и после каждого значительного события в жизни герой меняется. Взять хотя бы Бородинское сражение. Лично мне не понятно, почему гражданский и совсем далёкий от войны Пьер решился на этот шаг, ведь он считал себя, ни много ни мало, спасителем России. В пылу сражения Пьер ведёт себя совсем не по-геройски – бежит с поля боя, напуганный выстрелами и кровавыми ранами людей. Нет, я ни в коем случае не осуждаю его, просто для меня решение Пьера ехать на войну было неожиданным и лишенным смысла, ведь он всегда был гуманным человеком.

Очередным и, на мой взгляд, самым важным этапом в жизни Пьера был плен. Там он повстречал Платона Каратаева, который смог изменить его взгляды на жизнь. Все тяготы и невзгоды помогли Пьеру приобрести новые душевные качества. "Он выучился видеть великое, вечное и бесконечное... и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь". Он стал сильнее духом и обрел характер. Пьер даже смог отказать французу, требовавшему от него денег, чего раньше никогда бы не сделал.

Женившись на Наташе Ростовой, герой, казалось бы, обретает полнейшее счастье. В эпилоге мы видим радостную и гармоничную семью. Но так ли всё радужно в их маленьком мире? На деле же Пьер не оставляет свои душевные искания и надолго покидает Наташу и четверых детей, а сам уезжает по делам. Скоро становится понятно, что мятежный дух Пьера сводит его с обществом декабристов. Несмотря на это, «все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».

В конце хочется сказать, что правда не всегда такая, какой мы видим её вначале. И если хочется найти то, что скрыто от многих глаз, смотреть нужно глубже, в саму суть вещей. После исследования персонажей Элен и Пьера я кое-что поняла: плохое не всегда является таковым, а хорошее зачастую не оправдывает наших ожиданий.

Видеть истинную суть вещей не так легко, но не давайте пустить пыль себе в глаза, а смотрите с помощью «зеркала» как «завещали» великие да Винчи и Толстой.

Лев Толстой в своих произведениях неустанно доказывал, что общественная роль женщины исключительно велика и благотворна. Ее естественным выражением являются сохранение семьи, материнство, забота о детях и обязанности жены. В романе «Война и мир» в образах Наташи Ростовой и княжны Марьи писатель показал редких для тогдашнего светского общества женщин, лучших представительниц дворянской среды ӊáчаӆа XIX века. Обе они посвятили свою жизнь семье, чувствовали крепкую связь с ней во время войны 1812 года, жертвовали для семьи всем.
Положительные образы женщин из дворянской среды приобретают еще большую рельефность, психологическую и нравственную глубину на фоне образа Элен Курагиной и по контрасту с ним. Рисуя этот образ, автор не жалел красок, чтобы четче выделить все его негативные черты.
Элен Курагина - типичная представительница великосветских салонов, дочь своего времени и класса. Ее убеждения, манера поведения во многом диктовались положением женщины в дворянском обществе, где женщина играла роль красивой куклы, которую нужно вовремя и удачно выдать замуж, причем ее мнения по этому поводу никто не спрашивал. Основное занятие - блистать на балах и рожать детей, умножая количество русских аристократов.
Толстой стремился показать, что внешняя красота не означает красоту внутреннюю, душевную. Описывая Элен, автор придает ее внешности зловещие черты, как будто в самой красоте лица и фигуры человека уже заключен грех. Элен принадлежит свету, она его отражение и символ.
Спешно выданная отцом замуж за внезапно разбогатевшего нелепого Пьера Безухова, которого привыкли презирать в свете как незаконнорожденного, Элен не становится ни матерью, ни хозяйкой. Она продолжает вести пустую светскую жизнь, которая ее вполне устраивает.
Впечатление, которое производит Элен на читателей в ӊáчаӆе повествования, - это восхищение ее красотой. Пьер издали любуется ее молодостью и великолепием, ею восхищаются и князь Андрей, и все окружающие. «Княжна Элен улыбалась, она поднялась с той же неизменяющейся улыбкой вполне красивой женщины, с которою она вошла в гостиную. Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, как будто внося с собой блеск бала».
Толстой подчеркивает отсутствие мимики на лице героини, ее всегда «однообразно-красивую улыбку», скрывающую внутреннюю пустоту души, безнравственность и глупость. Ее «мраморные плечи» создают впечатление восхитительной статуи, а не живой женщины. Толстой не показывает ее глаз, в которых, видимо, не отражаются чувства. На протяжении всего романа Элен ни разу не испугалась, не обрадовалась, никого не пожалела, не грустила, не мучилась. Она любит только себя, думает о своей выгоде и удобствах. Именно так думают все в семье Курагиных, где не знают, что такое совесть и порядочность. Доведенный до отчаяния Пьер говорит жене: «Где вы - там разврат, зло». Это обвинение можно отнести ко всему светскому обществу.
Пьер и Элен противоположны по убеждениям и характеру. Пьер не любил Элен, он женился на ней, сраженный ее красотой. По доброте душевной и искренности герой попал в ловко расставленные князем Василием сети. У Пьера благородное, отзывчивое сердце. Элен же холодна, расчетлива, эгоистична, жестока и ловка в своих светских похождениях. Ее натуру точно определяет реплика Наполеона: «Это прекрасное животное». Героиня пользуется своей ослепительной красотой. Терзаться муками, каяться Элен никогда не станет. В этом, по мнению Толстого, ее самый большой грех.
Своей психологии хищника, захватывающего жертву, Элен всегда находит оправдание. После дуэли Пьера с Долоховым она лжет Пьеру и думает только о том, что о ней скажут в свете: «К чему это поведет? К тому, чтоб я сделалась посмешищем всей Москвы; к тому, чтобы всякий сказал, что вы в пьяном виде, не помня себя, вызвали на дуэль человека, которого вы без основания ревнуете, который лучше вас во всех отношениях». Только это ее беспокоит, в мире высшего света нет места искренним чувствам. Теперь героиня уже кажется читателю безобразной. События войны выявили уродливое, бездуховное ӊáчаӆо, которое было сущностью Элен всегда. Данная природой красота не приносит счастья героине. Счастье нужно заслужить духовной щедростью.
Смерть графини Безуховой так же глупа и скандальна, как и ее жизнь. Запутавшись во лжи, интригах, стремясь при живом муже выйти замуж сразу за двоих претендентов, она по ошибке принимает большую дозу лекарства и умирает в страшных мучениях.
Образ Элен существенно дополняет картину нравов высшего света России. Создавая его, Толстой показал себя замечательным психологом и тонким знатоком человеческих душ.

Лекция, реферат. Образ Элен Курагиной в романе Л. Н. Толстого Война и мир - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.









Мое желание - попытаться разгадать все то совместимое и несовместимое, внутреннее и поверхностное в одном из персонажей романа Толстого «Война и мир» - красавице Элен. Может быть, мы в конце концов и придем именно к этому словосочетанию: красавица и чудовище. В каждом человеке есть свои достоинства и свои недостатки, некоторые из них мы даже порой не замэчаем, просто не обращаем на них внимания. Редко баланс хорошего и плохого уравновешивается, чаще всего друг от друга мы слышим о ком-то: добрый, злой; красивый, некрасивый; плохой, хороший; умный, глупый. Что нас заставляет произносить те или иные прилагательные, характеризующие человека? Конечно же, преобладание одних качеств над другими:- зла над добром, красоты над уродством.

При этом рассматриваем мы как внутренний мир личности, так и внешний облик. И случается, что красота способна скрыть зло, а добру удается сделать незаметным уродство. Увидев человека в первый раз, мы совсем не думаем о его душе, мы замечаем только внешнюю привлекательность, но часто состояние души противоположно внешнему облику: под белоснежной скорлупой оказывается протухшее яйцо. Л. Н. Толстой убедительно показал нам этот обман на примере Элен.

Элен - душа общества, ею восхищаются, ее хвалят, в нее влюбляются, но и только… притом из-за влекущей внешней оболочки. Она знает, какова она, и именно этим пользуется. А почему бы и нет?.. Элен всегда уделяет большое внимание своей внешности. Писатель подчеркивает, что героиня желает как можно дольше оставаться прекрасной внешне, чтобы скрыть уродство души. Элен - красавица, но она же - чудовище. Эту тайну раскрыл Пьер, правда, лишь после того, как сблизился с Курагиной, вернее, после того, как она женила его на себе. Как бы это ни было подло и низко, Элен заставила Пьера произнести слова любви. Она решила за него, что он ее любит, как только Безухов оказался богат. Поставив себе цель, Курагина хладнокровно добивается ее путем обмана, что заставляет нас почувствовать холод и опасность в океане ее души, несмотря на поверхностную прелесть и сверкание. Даже когда после дуэли мужа с Долоховым и разрыва с Пьером Элен понимает, что она натворила (хотя это и входило в ее планы) во имя достижения своей цели, она все равно принимает это как неизбежное, по крайней мере, убеждена, что поступила правильно и ни в коем случае ни в чем не виновата: таковы, дескать, законы жизни. Тем более, что деньги-то от нее не ушли - ушел лишь муж. Элен знает цену своей красоте, но не знает, насколько она по своей натуре чудовищна, ведь самое страшное, когда человек не ведает, что он болен, и не принимает лекарства.

«Елена Васильевна, никогда ничего не любившая, кроме своего тела, и одна из самых глупых женщин в мире, - думал Пьер, - представляется людям верхом ума и утонченности, и перед ней преклоняются». С Безуховым нельзя не согласиться. Может возникнуть спор только лишь из-за ее ума, но если внимательно изучить всю ее стратегию по достижению цели, то и ума-то особо не заметишь, скорее, догадливость, расчет, житейский опыт. Когда Элен добивалась богатства, она его получила с помощью удачного замужества. Это самый простой, не требующий ума, привычный для женщины способ разбогатеть. Ну а когда она возжелала свободы, то опять же нашелся самый легкий способ - вызвать ревность в муже, который в конце концов готов отдать все, лишь бы она навсегда исчезла, при этом Элен не потеряла денег, а также не утратила положения в обществе. Цинизм и расчет - вот главные качества героини, позволяющие ей достигать поставленных целей.

В Элен влюблялись, но никто ее не любил. И это еще одно доказательство ее чудовищности. Лично мне она представляется божественно красивой статуей из белого мрамора, на которую смотрят, восхищаются, но никто не считает ее живой, нихто не готов полюбить ее, потому что то, из чего она сделана, - камень, холодный и твердый, там нет души, а значит, нет отклика и тепла.В каждом человеке есть свои достоинства и свои недостатки, некоторые из них мы даже порой не замечаем, просто не обращаем на них внимания. Хотя бывают такие моменты, когда в близком человеке, которого вы очень хорошо знаете, замечаешь что-то совершенно новое, о чем даже не подозревал. И опять-таки положительное сильно отличается от отрицательного. Редко баланс хорошего и плохого уравновешивается, чаще всего друг от друга мы слышим: добрый, злой. Красивый, некрасивый. Плохой, хороший. Умный, дурак. Что нас заставляет произносить те или иные прилагательные, характеризующие человека? Конечно же преобладание одних качеств над другими: зла над добром, красоты над уродством.

Но рассматриваем мы как внутренний мир личности, так и внешний облик. И случается, что красота способна скрыть зло, а добру удается сделать незаметным уродство. Увидев человека в первый раз, мы совсем не думаем о его душе, мы замечаем только внешнюю привлекательность, но часто состояние души противоположно внешнему облику: под белоснежной скорлупой оказывается протухшее яйцо. Л. Н. Толстой убедительно показал нам этот обман на примере Элен.

Элен - душа общества, ею восхищаются, ее хвалят, в нее влюбляются, но и только… притом из-за влекущей внешней оболочки. Она знает, какова она, знает, чего стоит, именно этим пользуется. А почему бы и нет?.. Элен всегда уделяет большое внимание своей внешности. Чаще всего от нее услышишь: «Мне подходит это…», но не: «Я люблю…» Автор произведения «Война и мир» указал на тот факт, что сама Элен желает как можно дольше оставаться прекрасной внешне, чтобы скрыть уродство души. Элен - красавица, но она же - чудовище. Эту тайну раскрыл Пьер, правда, лишь после того, как приблизился к ней, после того, как она женила его на себе. Как бы это ни было подло и низко, Элен заставила Пьера произнести слова любви. Она решила за него, что он ее любит. Это весьма резко изменило наше отношение к Элен, заставило почувствовать холод и опасность в океане ее души, несмотря на поверхностную прелесть, сверкание и теплоту.

Далее Л. Н. Толстой опять очень конкретно и без всяких сомнений приводит нам доказательства чудовищности Элен, которая не живет, а существует, и скорее даже не как человек, а как животное, которому нужна еда, жилище, и только… Элен ставит перед собой цель, при сем стремления ее не слишком отличаются от тех, коих пытается достичь, наверное, любой человек, но то, как она приходит к цели, заставляет сжиматься сердце от негодования, сразу хочется отвернуться от грязи, оставшейся после нее на дороге жизни, в судьбах других людей. И когда Элен понимает, что она натворила (хотя это и входило в ее планы) во имя достижения своей цели, все равно принимает это как неизбежное, по крайней мере, убеждена, что поступила правильно и ни в коем случае ни в чем не виновата: таковы, дескать, законы жизни. Элен знает цену своей красоте, но не знает, насколько она по своей натуре чудовищна, ведь самое страшное, когда человек не ведает, что он болен, и не принимает лекарства.

«Елена Васильевна, никогда ничего не любившая, кроме своего тела, и одна из самых глупых женщин в мире, - думал Пьер, - представляется людям верхом ума и утонченности, и перед ней преклоняются». С Пьером нельзя не согласиться. Может возникнуть спор только лишь из-за ее ума, но если внимательно изучить всю ее стратегию по достижению цели, то ума-то особо не заметишь, скорее, догадливость, расчет, житейский опыт. Когда Элен добивалась богатства, она его получила с помощью Пьера. Это самый простой, не требующий ума, привычный для женщины способ разбогатеть. Ну а когда она возжелала свободы, и опять же нашелся самый легкий способ - вызвать ревность в муже, который в конце концов готов отдать все, лишь бы она навсегда исчезла, при этом Элен не потеряла денег, а также не утратила положения в обществе. Все осталось при ней лишь благодаря ее догадке о том, что существуют две религии. Для читателя не были сюрпризом слова Элен: «Я, вступив в истинную религию, не могу быть связана тем, что наложила на меня отжившая религия», ведь это было одним из главных пунктов ее плана по достижению намеченной цели.


Страница: [ 1 ]

Произведения Льва Николаевича Толстого безустанно твердят о социальной значимости женщины как воплощения чего-то исключительно великого и благотворного. И всемирно известный роман-эпопея «Война и мир» является ярким тому доказательством. Естественное выражение женщин проявляется в их умении беречь домашний очаг, сохранении семейной идиллии, заботе о детях и, непременно, обязанностях супруги.

В произведении «Война и мир», основываясь на таких положительных образах, как Наташа Ростова и княжна Марья, автор стремился показать дам, непривычных для светского общества того времени. Обе эти героини, посвятив всю свою жизнь созданию и укреплению семейных отношений, накануне 1812 года ощущали прочный духовный контакт со своими же семьями вплоть до окончания военных действий.

Характеристика героини

("Элен" из "Войны и мир", художник Константин Рудаков, 1947 )

Все больше значимости обретают положительные образы героинь дворянского происхождения на фоне психологически безнравственной глубины сущности Курагиной Элен.

Л.Н. Толстой писал портрет её, не жалея разнообразия мрачных красок для максимально отчётливого отображения всех непривлекательных сторон образа Элен. Невзирая на то, что первое впечатление об Элен заставляет думать о ней, как о мудрой, образованной женщине, ведь выглядит она весьма тактичной и сдержанной, в дальнейшем мнение о ней кардинально меняется. И к тому же, невольно складывается впечатление, что никто не знает толк в правилах этикета в светском обществе так, как их знает она. Однако это всего лишь умело брошенная пыль в глаза - ложь и притворство, поскольку душа Элен безобразна. Насколько она безумно красива снаружи, ровно на столько же уродлива внутри: эгоистична и черства, меркантильна и тщеславна. Светская львица берёт в мужья Пеьра исключительно из корыстных побуждений, ведь после того, как погиб его отец, Безухов становится владельцем огромного состояния и, как следствие, самым желанным женихом.

(Ирина Скобцева в роли Элен Курагиной в фильме Сергея Бондарчука "Война и мир", СССР 1967 )

Элен Курагину с лёгкостью можно назвать типичной представительницей того класса великосветского салона, к которому она принадлежала. Манерами и поведением в целом двигало её положение, укоренившиеся в рядах дворян, среди которых роль женщин незамысловата и определяется лишь игрою, где они красивые куклы, обязанные предельно выгодно вступить в брак. Но желания женщин правила этой игры не подразумевают. Все, что они должны делать - являться на светские приёмы и блистать там.

Автор романа пишет, что не всегда приятная внешность скрывает за собою духовную глубину и подлинную благородность. Описание Элен Курагиной складывается из зловещих черт, словно восхитительное лицо и идеальная фигура обречены на грех. Её психологический портрет олицетворяет хищницу, которая захватывает свою жертву, но и находит этому собственное оправдание

Образ героини в произведении

(Вия Артмане в образе Элен, постановка "Война и мир" на сцене Государственного художественного театра им. Я. Райниса, 1960 )

Отец Элен, который поспешно выдал дочь замуж за недавно овладевшего невиданными богатствами Пьера Безухова, тем самым предначертал Элен не только судьбу ужасной хозяйки, но не сбывшегося материнства. Элен Безухова не прекращает разменивать свою жизнь на пустые светские приёмы, такой расклад для неё наиболее приемлем.

Впечатление о поведении и поступках этой героини, складывающееся у читателя в начале романа, - восторг и восхищение от её бескрайней красоты. Ею восхищены и Пьер, любующийся ее молодостью издалека, и сам Андрей Болконский, и все те, кто находился в её окружении. Красота княжны Элен так умело скрывала бездушие, безнадёжность и глупость. «Мраморные плечи» придавали её силуэту очертания великолепной статуи, словно она произведение самого талантливого архитектора. Однако недаром Лев Николаевич скрывает от читателя глаза светской львицы, поскольку они не способны отражать какие-либо эмоции и чувства. В течение глав, где Элен была задействована, за ней не наблюдались такие эмоциональные проявления и реакции как испуг, радость, сожаление, сочувствие, грусть и мучение. Влюблённая в себя, Элен прежде всего думает о собственной выгоде и личном благообеспечении. Именно таким образом воспринимают её в отчем доме, где никому также неизвестны понятия совести и порядочности. Пьер, бесповоротно разочарованный в жене, твердит: где она и её семья - там и зло, и разврат. Более того, такое обвинение он распространяет на всех представителей светского мира.

Графиня Елена Безухова скоропостижно умерла от этой страшной болезни, которую так приятно было выговаривать. Официально в больших обществах все говорили, что графиня Безухова умерла от страшного припадка angine pectorale, но в интимных кружках рассказывали подробности о том, как le médecin intime de la Reine dʼEspagne предписал Элен небольшие дозы какого-то лекарства для произведения известного действия; но как Элен, мучимая тем, что старый граф подозревал ее, и тем, что муж, которому она писала (этот несчастный развратный Пьер), не отвечал ей, вдруг приняла огромную дозу выписанного ей лекарства и умерла в мучениях, прежде чем могли подать помощь.

Стыдно признаться, впервые смерть Элен Курагиной заставила меня задуматься только при просмотре новой британской экранизации. В самом же романе дано лишь весьма обтекаемое описание произошедшего. Признаюсь, при прочтении в школе, даже мысли не возникало, что тут что-то не чисто, учителя на уроке все эти слишком тонкие для незамутненного сознания намеки так и не разъяснили, а только говорили, что «Толстой убивает персонажей, которые ему дальше не нужны под тем или иным предлогом» - как первую жену Андрея.

Что Курагину было некуда девать и требовалось избавить от нее Пьера, это понятно. Однако что именно с ней произошло?

26 августа становится известно, что Элен заболела и начала пропускать собрания. Более того, ее болезнь с интересом обсуждалась, но в завуалированном виде, так как:

«Все очень хорошо знали, что болезнь прелестной графини происходила от неудобства выходить замуж сразу за двух мужей и что лечение итальянца состояло в устранении этого неудобства».

Академические комментарии обходят тему стороной, однако большинство читателей усматривают в этом указание на беременность и желание ее прервать. Но оставим эту версию напоследок, как основную.

Версия 1. Столь расплывчатое описание не имеет под собой никакого интимного подтекста, а описывает расплывчатое заболевание - банальное нервное расстройство . Тогда лекарства, которые прописывал итальянский доктор-шарлатан, были наркотическими, например, Laudanum (настойка опиума на спирту). Его действительно рекомендовалось принимать малыми дозами в течение некоторого времени и им легче легкого вызвать опасную передозировку.

Минусы теории:

К чему скрывать и завуалированно обсуждать банальное женское нервное расстройство? Что женщины существа слабые и нервические, что у них матка блуждает по организму, давит на органы и вызывает нервные расстройства - это и так все знают, тем более XIX век был весьма сентиментальным и пылких эмоций тогда не стеснялись (вспомните, каждый второй дворянин, если не нигилист, то непременно рыдает). Так чего бы не обсуждать открыто чье-то нервное переутомление?

Такая ли женщина Элен Курагина, чтобы страдать от нервного расстройства? Она предстает вполне прагматичной и уверенной в себе стервой.

Если бы она умерла от передозировки наркотика, вряд ли ее смерть была бы мучительной, скорее наоборот.

Наконец, Элен «мучилась тем, что старый граф подозревал ее, и тем, что муж, которому она писала (этот несчастный развратный Пьер), не отвечал ей». В чем же граф мог ее подозревать? И вряд ли мучило ее отсутствие внимания от мужа, на которого ей плевать, скорее всего, дело было в острой нехватке времени.

Что подводит нас к версии №2. Элен была беременна и умерла при попытке избавиться от ребенка. Эта версия представляется мне наиболее обоснованной, но есть одна проблема: абортивные средства действуют не так!

Речь, очевидно, идет о довольно позднем сроке, как минимум втором триместре. Раз все общество уже в курсе, и старый граф начал подозревать. Стало быть, беременность была уже заметной и ампирная мода, не подразумевающая корсетов (голые спины же), уже не могла ее скрыть. Абортивные средства вида «выпей меня» действуют только на раннем сроке. И поскольку это, из доступных в те времена и достаточно сильных, скорее всего, либо спорыш, либо спорынья, то действуют сразу после приема, вызывая спазмы и кровотечение.

Версия 2.1. Почему же доктор прописывает их на позднем сроке, да еще и малыми дозами каждый день? Видимо, потому что реальный аборт не был в его планах. К нему обратилась женщина месяце так на 4-5-м с понятной просьбой. Доктор понимает, что тут только спица в одно место, то есть операция, то есть риск осложнений и смерти велик. Оно ему надо? И он дает ей какую-нибудь настойку спорыша на спирту от кашля, говорит принимать маленькими дозами, прекрасно понимая, что ничего с этого не будет. А может, и не понимая, просто дает, что просят. Видя, что результата нет, Элен психует и пьет ударную дозу, вызывая банальное отравление ядовитым спорышем или другим абортивным компонентом. Да, они все довольно ядовитые, собственно, поэтому аборты и вызывают - как побочка ко всему прочему. Смерть в мучениях вполне вероятна, безотносительно того, пошел в итоге аборт или нет.

Версия 2.2. Толстой медицину и врачей не любил и не очень разбирался. Косяки или как минимум очень странные описания болезней у него есть - та же неизвестная науке болезнь Ивана Ильича. И в действие абортивных средств не вникал, просто потому что… ну откуда мужику вообще знать? Да еще и тема люто табуированная, не расспрашивать же итальянских врачей-шарлатанов!

Версия 3. Венерическая болезнь. Поскольку СПИДа тогда не было, остается в общем-то одна венерическая болезнь, которая может убить: это сифилис. Однако сифилис - это не что-то мгновенное, как оспа или чума. Ему нужно:
а) месяц на инкубационный период
б) полтора - два на первичный период (на котором его можно обнаружить)
в) от трех до пяти лет на вторичный период (на котором он начинает проявляться в форме сыпи и незначительного недомогания)
г) наконец, только через 10-20 лет без лечения на третичном периоде, превратив организм в ходячий пиздец, сифилис в сравнительно редких случаях все-таки приводит к смерти. Во всех остальных пациент успевает умереть от других заболеваний, поскольку до третьей стадии доходили только личности маргинальные, а они в принципе подолгу не жили.

Элен умерла в возрасте до 30 лет, вероятно, около 25. Когда она выходила замуж за Пьера, он никаких признаков у нее не заметил, он не заразился от нее, то есть иметь врожденный сифилис или быть на второй стадии полового заражения она на момент брака не могла.

Учитывая, что первые признаки недомогания у нее обнаружились за пару месяцев до смерти, это никак не мог быть сифилис, даже если она заразилась сразу после разрыва отношений с Пьером, а летом 12-го у нее отвалился нос, она бы еще без носа дожила до декабристов.

Да, в России тогда действительно была эпидемия сифилиса, но это означает, что как раз таки врачи хорошо знали симптомы и Элен бы продиагностировали еще на стадии первичного шанкра, и уже тогда начали бы лечить ртутью (причем никак не внутрь).

Версия 4. Элен умерла от грудной ангины, стенокардии или бог его знает, что за мутант скрыт за этим описанием. А светское общество, которому нефиг делать, все выдумало и раздуло.

Прям как я эту статью.