Танец стукалка. Виды музыкально-ритмических движений. Пляска «Стукалка» укр. н. м
Алла Спирина
«Зашагали наши ножки». Конспект НОД по образовательной области «Музыка» в первой младшей группе
МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №47»
КОНСПЕКТ ИГРОВОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА »
НА ТЕМУ :
«ЗАШАГАЛИ НОЖКИ – ЗАХЛОПАЛИ ЛАДОШКИ »
(1 МЛАДШАЯ ГРУППА )
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОРОДИТЕЛЬ – СПИРИНА А. А.
Программное содержание.
Виды музыкальной деятельности и задачи
1. Побуждать детей слушать спокойную песню.
2. Развивать у детей слуховое внимание.
2. Упражнение
1. Продолжать осваивать ритм ходьбы, умение подпрыгивать на двух ногах.
2. Побуждать отдыхать, поглаживая не спеша ноги от стоп к коленям.
3. Пробовать выполнять с запаздывающим показом.
3. Слушание
1. Вызывать желание слушать знакомую песню подвижного характера в исполнении взрослого. Понимать её содержание (с помощью моделирования) .
2. Побуждать выполнять игровые действия, подпевать звукоподражания.
1. Продолжать вырабатывать плавный, длительный, целенаправленный выдох.
2. Продолжать побуждать малышей разучивать песню с голоса взрослого, подстраиваясь к певческой интонации его голоса, запоминать текст песни.
3. Способствовать узнаванию детьми знакомой песни, пению протяжно.
5. Игра. Знакомство с бубном.
1. Знакомить со звучанием бубна, способами игры на нем, развивать тембровый слух.
2. Приобщать к активному участию в игровых действиях.
3. Развивать память, чувство ритма.
1. Развивать способность узнавать танец по музыке . Пробовать исполнять парами. Моделировать строение танца.
2. Побуждать исполнять знакомую пляску.
Материал :
1. Картинки по содержанию каждого куплета к песне «Машина» , рули по количеству детей, карманы для стульев.
2. Лесная поляна : дерево, ёлка, пенёк, тюль-снег, снежинки по количеству детей, корзинка со снежками, бубны.
3. Заяц-ребёнок подготовительной группы , костюм для него.
4. Карточки по моделированию танца «Стукалка» .
Предварительная работа
Беседа с детьми о зиме, о зимних забавах : летающие снежинки, снежные комочки, зимняя горка. Рисование на тему «Снег идет» . На прогулке рассматривать снежинки, снег, лепить снежки, помогать взрослым строить горку.
В группе играть в сюжетно-ролевую игру «Катание на машине» .
Разучивание стихотворений о зиме, об игрушках.
Подготовка к занятию
Влажная уборка зала, проветривание, расстановка стульчиков, оформление зимней поляны.
Ход ЗАНЯТИЯ
Дети входят в зал с воспитателем.
Музыкальный руководитель манит ребят, напевая песню («гладит» их по голове, по плечам). После песни дети и воспитатель здороваются словами с музыкальным руководителем : «Здравствуйте, Алла Александровна!» (собираются в «кучку» ).
Музыкальный руководитель : «Сегодня у нас гости. Они шли мимо детского сада, услышали музыку и зашли отдохнуть ».
Дети и воспитатель : «Здравствуйте!» (ответы гостей) .
Музыкальный руководитель : «Хотите узнать, о чем рассказывает музыка ?» (ответы детей : да, хотим) .
Музыкальный руководитель : «Слушайте» (играет музыку , в которой передается характер доброго марша и легкая музыка для прыжков ).
Воспитатель : «Слушая эту музыку , мне захотелось ходить вот так» (показывает, слушают дальше) .
Воспитатель : «Я сейчас музыка звучит легко и мои ноги сами, что делают?» (показывает, ответы детей : прыгают) .
Музыкальный руководитель : «Малыши, а вы сумеете также весело шагать и прыгать? Попробуем?» (ответы детей : да, попробуем) . После прыжков дети и воспитатель говорят : «У-у-ух!» . Музыкальный руководитель поет , дети и воспитатель гладят ноги.
УПРАЖНЕНИЕ «УСТАЛИ НАШИ НОЖКИ » муз. ЛОМОВОЙ
Воспитатель : «Молодцы, малыши!»
Музыкальный руководитель : «Ну, что, находились, напрыгались, устали? Может, теперь поедем на машине?» (ответы : да, поедем) .
Музыкальный руководитель : «Сегодня я вам опять спою веселую, быструю песню, которая так и называется «Машина» . Картинки помогут вспомнить вам, о чем в ней поется и получше запомнить. Машина заводит мотор. Поехали» (музыкальный руководитель поет , воспитатель выкладывает картинки на каждый куплет песни).
ПЕСНЯ «МАШИНА» муз. ВОЛКОВА
Музыкальный руководитель : «А сами порулить хотите?» (ответы детей : да, хотим) . Дети берут небольшие по размеру рули, которые лежат в кармашках. Предложить показать, как едут на машине. По показу воспитателя дети слегка поворачивают руль вправо, влево, сидя имитируя движение машины, и подпевая со взрослыми звукоподражание : «Би-би-би» .
ПЕСНЯ ИСПОНЯЕТСЯ ЕЩЕ РАЗ (ПЕРВЫЙ И ЧЕТВЕРТЫЙ КУПЛЕТ )
Воспитатель : «Смотрите, малыши, вместо дома машина привела нас на лесную поляну. Оденемся потеплее, холодно». (Дети имитируют одевание шапок, варежек, сапожек) .
ЗВУЧИТ МУЗЫКА ГРУСТНОГО ЗАЙЦА
Воспитатель : «Смотрите, кто это?» (ответы детей : зайка) .
Воспитатель : «Он веселый или грустный?» (ответы детей : грустный) .
Воспитатель : «Что ты, зайка, грустишь?»
Заяц : «Мишутка хотел придти играть. Не пришел» .
Воспитатель : «Зато мы приехали. Хочешь, малыши для песни споют?»
Заяц : (становясь веселым) «Хочу» .
Воспитатель : «Усаживайся по удобнее, смотри и слушай» .
Музыкальный руководитель : «Прежде чем петь, зайка, надо потренировать наши голосочки . Как раз на твоей поляне много белых легких снежинок. Вот они» (дети сами берут снежинки) .
Музыкальный руководитель : «Снежинки любят прохладный ветерок, вот такой. (показывает) Попробуем вместе» (дети вытягивают губы трубочкой, дуют) .
УПРАЖНЕНИЕ НА ДЫХАНИЕ «ПОДУЙ НА СНЕЖИНКУ»
Воспитатель : «Пусть на поляне будет больше снега, возвращайтесь снежинки обратно . (дети кладут снежинки на пол, вешают на дерево, елку) .
Воспитатель : «Заинька, у нас есть знакомая девочка Маша. Она очень любит… (ответы детей : кататься на санках) .
Музыкальный руководитель : «Знаю я эту девочку. Вот как она это делает, слушайте» . (напоминает песню с музыкальным сопровождением ) .
ПЕСНЯ «МАШЕНЬКА – МАША» муз. Е. ТИЛИЧЕЕВОЙ
Воспитатель : «Какие слова в песне красивые» .
Музыкальный руководитель : «Попробуем сказать их все вместе, нараспев. Вот так. (показывает, потом выполняют все) . А как быстро и весело Машенька едет, аж дух захватывает. У-у-ух! (показывает рукой, малыши повторяют несколько раз) Давайте еще раз споем эту веселую добрую песню».
ЗВУЧИТ ВЕСЕЛАЯ МУЗЫКА
Заяц берет на поляне корзинку (ней снежки и бубен) .
Заяц : «По тропиночке я шел и корзиночку нашел, а в корзиночке снежки - для вас милые дружки».
Высыпает снежки на поляну, из корзины выпадает бубен.
Воспитатель поднимает бубен и говорит : «А это что?» (показывает, ответы детей : бубен) .
Музыкальный руководитель : «Правильно малыши. Голос его звонкий и громкий. У бубна есть дырочка для пальчиков - вот здесь (показывает, слушайте, как я буду ударять по нему ладошкой (играет, а теперь попробуйте сами (дети ударяют по бубну ладошкой) . Если его потрясти – голос его будет не такой громкий, слушайте (показывает) . Мы с зайкой вам подарим бубен и вы в группе поучитесь его трясти.
Заяц : «Давайте играть! Берите по снежку, сам лепил. (дети берут снежок) Когда я встряхиваю бубен – катайте снежок в ладошках, вот так (показывает, а как услышите удары по нему ладошкой – кидайте снежки в меня, а я буду убегать».
ИГРА В СНЕЖКИ С БУБНОМ
Воспитатель : «Зайка, зайка, попляши, твои ножки хороши .
Веселиться все хотят, будем мы с тобой плясать».
Музыкальный руководитель : «У нашей пляски, заинька, смешное название. Подскажите, какое?» (ответы детей : стукалка) .
Заяц : «О, я очень люблю со своими друзьями ее плясать. У нас даже есть картинки, которые нам помогают, если мы забудем что-нибудь. Смотрите (показывает картинки : на одной - зайцы бегают по поляне, на другой – зайцы топают лапой)».
ПЛЯСКА «СТУКОЛКА» укр. нар. мел., обр. ЛЕДЕНЕВА
Заяц : «Молодцы, малыши!» (все хлопают в ладоши) .
Воспитатель : «Ай, да, ручки у ребят весело плясали
И ни сколько у малышек ручки не устали».
Музыкальный руководитель : «Ай, да, ножки у ребят весело плясали
И ни сколько у малышек ножки не устали ».
Заяц : «Наигрался я, наплясался я, пора домой возвращаться. Спасибо вам, малыши, до свидания».
Дети машут зайцу рукой, потом говорят словами спасибо. Встают друг за другом, уезжают на машине довольные в группу .
Дети слушают музыку пояснения, повторное слушание.
Музыкальный руководитель: Посмотрите, в магазине все игрушки на витрине: (Широко развести руки в стороны) Заводные зайчики, куколки и мячики, (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками) Пушистые котята, матрешки, медвежата – Все на полочках сидят, (Присесть)С нами поиграть хотят. (Прыжки) Эй, скорее посмотри: Куклы танцевать пошли, (Руки слегка отвести в стороны и развернуть ладонями наружу) Ножки выставляют, в гости приглашают. (Поочередное выставление ног на пятку).
Пляска «Стукалка» укр. н. м
Исполнить музыку пляски, пояснение с показом движений воспитателем. Движения пляски выполняют стоя по кругу.
Музыкальный руководитель: Расскажите, пожалуйста, как нужно играть, чтобы игрушки не сломались и еще долго радовали ребят.
(ответ) Молодцы, я уверена, что с вами игрушкам будет очень хорошо, и они не будут скучать.
Дети прощаются с м.р., выходят из зала.
Занятие № 60
«Ох, посадили мы горох!»
Программные задачи:
- Учить сажать семена крупных размеров (сеять семена на определенном расстоянии др. от др., поливать и заделывать бороздки).
- Формировать представление о внешнем виде семян гороха (крупное, гладкое, бугристое) и навыках посадки (делать бороздки, разложить в них семена, посыпать землей, полить). Вызвать стремление работать самостоятельно, доставить радость от трудового процесса посадки.
- Развивать умение выполнять движения в соответствии с текстом песни, учить чувствовать и любить родную землю, родную природу, свой народ.
- Разучивать песню, четко произносить слова. Подводить детей к умению петь подвижно, на легком, естественным голосом.
- Развивать ловкость детей, их умение ориентироваться в пространстве.
- Музыкально-дидактическая игра «Чей домик?» Е.Тиличеевой
- Чтение потешек.
- Пение: «Цыплята» А. Филиппенко, «Петушок» р. н. п, «Жучок» Вихаревой
- Танец «Стукалка» укр.н.м.
- Упражнение «Жуки» венг. Н. м.
- Посадка гороха.
Материал: Детали костюма бабушки.Коробочки пластмассовые с землей, бутылочки-распылители с водой, семена гороха, фартуки, влажные тряпочки (на каждого ребенка), картина с изображением спелого гороха, совок, подносы, клеенка.
Ход занятия:
Дети входят в зал, музыкальное приветствие, подходят к домику, их встречает бабушка (воспитатель)
Бабушка : Здравствуйте, детушки - малолетушки! Будьте гостями, рассаживайтесь поудобнее. А знаете, кто на моем дворе живет? Всех вам сегодня покажу. Живет у меня кот Васька. Ночью он мышей ловит, а днем на завалинке лежит, на солнышке греется, мурлычет. Знаете как? Позовите кота! (зовут) А как мяукает маленький котенок? (ответ)
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧЕЙ ДОМИК?»
Е. Тиличеевой
Бабушка берет игрушку кота на руки, гладит, предлагает детям погладить.
Музыкальный руководитель : Кто знает потешку про кота Ваську?
Дети читают потешки «Как у нашего кота», «Выйдет котя в огород»
Бабушка : Чем кота мы угостим? (ответ)(дети кормят котика)
Живут на моем дворике курочки-рябушечки, петушок, и их
ребятки – желтые цыплятки.
Дети читают потешки «Уж ты курочка», «Как у наших у ворот»
Дети по желанию поют песни «Петушок» р. н. м., «Цыплята»
А. Филиппенко
Бабушка : Какие хорошие песни вы спели, раз такое веселье у нас, я хочу пуститься в пляс!
ТАНЕЦ «СТУКАЛКА» укр. н. м.
Бабушка : А что курочки, цыплятки кушают? (зернышки, семечки, горошек, червячков, жучков),
Музыкальный руководитель : Бабушка, а наши ребята знают песню о жучке. Хочешь, они ее споют? (Ответ)
Пение: «Жучок» Е. Вихаревой
Упражнение: «Жуки» венг. н. м.
Напомнить музыку упражнения, спросить какие движения дети будут выполнять под ту или иную музыку. Упражнение повторяется 2раза.
Бабушка: (показывает картинку с изображением гороха) Ребята, вы хотели бы вырастить такой же горох? Его можно вырастить из семян. Я положу вам на ладошку по горошине (рассматривают, описывают форму и т. д., затем идут на участок) А теперь мы будем сеять горох.
Посадка гороха
Дети с воспитателем делают бороздки, сеют горох, поливают.
Бабушка: Ох, и потрудились, мои дорогие. Вы будете приходить ко мне, и наблюдать, как наш горошек растет? (ответ) Прощаются.
Тема: «Весна»
Занятие № 61
«О многих насекомых»
(Художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие)
Программные задачи:
- Формировать представления о разнообразии мира насекомых и цветов. Различать и называть основные цвета: желтый, красный, синий, и зеленый. Различать виды насекомых и цветов, выделять их основные признаки, кто летает, кто ползает, кто кусается и т.д. Развивать элементарные математические представления.
- Развивать общую моторику рук.
- Воспитывать отзывчивость, доброту, эмоционально-положительное отношение к насекомым и цветам.
- Изменять движение в соответствии с изменением музыки.
- Подводить детей к умению петь подвижно, легким, естественным звуком. Правильно передавать мелодию песен, воспитывать доброе отношение к природе.
- Слушать музыку, чувствовать изменение динамики.
- Закрепление полученных умений: правильно извлекать звуки из музыкальных инструментов.
- Чувствовать изменение характера музыки, согласовывать свои движения с действиями партнера
- ВИДЕО ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Мир насекомых»
- Упражнение «Жуки» венг. н. м.
- Игра «Посадим бабочек на цветы» (по цвету, по размеру)
- Пальчиковая игра «Цветок»
- Слушание: «Будем кувыркаться» И. Саца
- Пение: «Жучок» Е. Вихаревой, «Весенняя песенка» Лукониной
- Игра на музыкальных инструментах «Веселые музыканты»
- Танец «Стукалка» укр. н. м.
Материал: мультимедийное оборудование, бабочки и цветы из цветной бумаги. Фигурки пчелки, жука, кузнечика, музыкальные инструменты, иллюстрация к произведению по слушанию.
Ход занятия:
Вход детей в зал, музыкальное приветствие.
Музыкальный руководитель : Посмотрите, ребята, кто сегодня прилетел и приполз к нам в гости.
Музыкально-ритмические движения (характеристика, задачи)
Ритмика - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях.
Основа - музыка, а физические упражнения , сюжетно-образные движения - средства более глубокого ее понимания.
Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865- 1950).
Особая ценность и жизнеспособность его системы : Э. Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимовсех детей .
Музыкально-ритмическое воспитание детей в нашей стране было построено на основе ведущих положений системы Э. Жак-Далькроза.
Отечественные специалисты по ритмике: Н.А. Метлов, Н.Г. Александрова, Е.В. Конорова, Н.А.Ветлугина, Е.А.Вилькорейская, А.И.Буренина и др. особое внимание уделили подбору высокохудожественного репертуара для занятий по ритмике: наряду с классической музыкой они широко использовали народные песни и мелодии, произведения современных композиторов, яркие и динамичные по своим образам.
Вопросы обучения детей муз-ритмическим движениям рассматривали физиологи: В.М.Бехтерев, И.М.Сеченов; психологи : К.В.Тарасова, Б.М.Теплов и др.
Б.М. Теплов пишет , что центром занятий по ритмике должна быть музыка : «Как только они превращаются в занятия по воспитанию ритмических движений вообще, как только музыка отступает на положение аккомпанемента к движениям, весь смысл, во всяком случае весь музыкальныйсмысл, этих занятий исчезает ».
Вопрос о соотношении музыки и движения в ритмике был решен однозначно: музыке отводится ведущая роль, движению- второстепенная.
Программа освоения муз-ритм движений в д/ саду составлена на основе проведенных научных исследований и обобщения опыта практических занятий ритмикой, с учетом возрастных особенностей дошкольников .
Задачи ритмики:
- учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности;
- развивать основы музыкальной культуры;
- развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);
- учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение);
- формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении;
- развивать творческие способности: учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску.
Основное программное требование – соответствие характера движений содержанию и развитию музыкального образа . Программа по муз-ритмическому движению имеет 2 подраздела :
1. муз-ритмические навыки
2. навыки выразительного движения
Виды музыкально-ритмических движений
Виды ритмики тесно связаны с той областью движений, откуда они заимствованы.
Источниками движений для ритмики принято считать физические упражнения, танец и сюжетно-образные движения.
Из физических упражнений в ритмике применяются:
· основные движения (ходьба, бег, подпрыгивания-поскоки), которые преобладают в играх, хороводах.
· общеразвивающие гимнастические упражнения верхнего плечевого пояса, ног, корпуса . Это движения с включением различных предметов (мячи, обручи, флажки, ленты) и без них разучиваются с детьми среднего и старшего возраста.
· строевые упражнения (построения, перестроения и передвижения).
Элементы народных плясок , хороводов, бальных танцев. В ритмике используются несложные движения, которые составляют основу современных детских композиций.
Сюжетно-образные движения включают имитацию повадок животных и птиц, передвижения разнообразного транспорта, действий, характерных для каких-либо профессий, и т. д.
Дети, действуя как персонажи сказочные или реальные , передают музыкально-игровые образы. Ребята используют мимику, характерные жесты , действия, проявляя много выдумки, фантазии, творчества.
На основе источников движений выделяют следующие виды ритмики:
1. музыкально-ритмические упражнения
2. музыкальная игра
3. пляски, танцы, хороводы
1 . музыкально-ритмические упражнения – подготовительные и самостоятельные
* Подготовительные – дети предварительно разучивают отдельные виды движений: пружинку, поскоки с одной ноги на другую, подпрыгивать на двух ногах и т. д. В дальнейшем эти движения включаются в игры, пляски и хороводы (зайчики, лошадки, петрушки и др.)
* Самостоятельных музыкально-ритмических упражнений немного. К ним относятся «Всадники» (музыка В. Витлина), «Упражнение с лентами» (музыка В. А. Моцарта), Этот тип упражнений имеет более законченную форму; вместе с тем в нем еще нет того сочетания различных образов и настроений, которое характерно для игр, хороводов и танцев.
2. музыкальная игра – наиболее активная творческая деятельность. Осуществляется в образных движениях игра имеет определенный сюжет, правила, муз-учебные задания и, обличенное в интересную форму, помогает лучшему усвоению программных навыков.
3. пляски, танцы, хороводы (по Ветлугиной):
А) пляски с зафиксированными движениями – построение которых зависит от структуры музыкального произведения, 2-х ч пьесе соответствует 2-х ч пляска (на первую часть – одни движения, на вторую - другие) Например: «Стукалка» (укр. нар пляска) – 1 часть – бег, 2 часть - притопы /для средней группы/. Стр.128
Б) пляски комбинированные , имеющие зафиксированные движения и свободную импровизацию. 2-х ч произведения с контрастным построением (пляска «Плетень» , построенная на 2-х контрастных исполнениях одной мелодии «Пойду ль я…» В первой части – ходьба шеренгой, во второй – каждый пляшет как хочет.
В) свободные пляски – дети, используя знакомые элементы танцев. Построений, упражнений комбинируют их по-новому, придумывают свою пляску.
Г) хороводы плясового характера. «Каравай» - народная песня и ее инсценировка с плясовыми движениями, детский бальный танец – (условное определение), включающий разнообразные польки, вальсообразные движения, галопы и т.д., характерный танец – «свободные» плясовые движения исполняет какой-либо персонаж в свойственной ему манере (танец Петрушки, танец снежинок, мишек, зайчиков) для детей среднего и старшего возраста.
Характеристика плясок, танцев, хороводов (по О.П. Радыновой)
Танцы, пляски, хороводы обычно делят на 2 группы:
зафиксированные и свободные .
1. К зафиксированным относятся те, которые имеют авторскую композицию движений, и педагог точно следует ей при обучении. Здесь встречаются пляски разного жанра: с элементами народного, бального танца, хороводных построений. Например: «Пляска с платочками», «Парная пляска», «Аннушка», хоровод «Елочка» и т.д. Особое место в этой группе занимает характерный танец – плясовые элементы в нем соответствуют движениям различных персонажей, свойственной им манере (клоуны, снежинки, котята, мишки, пингвины).
2. К свободным танцам относятся все те пляски и хороводы, которые придумывают сами дети. В них используются знакомые элементы танцев. В начале педагог активно помогает, советует ребятам, какие движения лучше подобрать под ту или иную музыку в соответствии с ее характером, формой. Затем дети уже самостоятельно пробуют свои силы и без подсказки взрослого создают «свою» пляску. Например: «Зеркало», «Мы веселые матрешки» и т.д.
(по Н.А.Ветлугиной, А.Н.Зиминой, М. Л. Палавандищвили)
Музыкальная игра как активная творческая деятельность дошкольников
Игра – наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях.
Игра имеет определенный сюжет, правила, музыкально-учебные задания и, обличенная в интересную форму, помогает лучшему усвоению программных навыков.
Муз произведения и содержание игр отвечают общевоспитательным задачам. Их тематика разнообразна (природа, детские народные игры со сказочными персонажами, особенно из области животного мира).
В методике дошкольного музыкального воспитания определены 2 вида игр:
* Игры под инструментальную музыку.
* Игры под пение.
Игры под инструментальную музыку разделяются:
А) сюжетные – где выступают определенные персонажи и решается задача передачи музыкально-игрового образа персонажа.
Б)несюжетные (разновидность подвижных игр), правила которых связаны с музыкой, и решается задача – двигаться в соответствие с содержанием, характером, и формой музыкального произведения.
Игры под пение :
Включают хороводы, инсценировки песен и тесно связаны между собой. В действие поочередно включаются отдельные дети, небольшая их группа, весь коллектив, меняется направление движения, происходят перестроения: в круг, шеренги, пары, колонны и т.д. Таким образом, муз игры по своим задачам принадлежат к дидактическим, по характеру – к подвижным. Их содержание находится в полном соответствии с музыкой.
СПОСОБЫ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЗНАКОМСТВА С ИГРОЙ:
Сначала исполняется вся музыка, даётся краткое изложение игры и в заключение снова звучит музыка (для простых игр и плясок).
Сюжетные игры, имеющие развёрнутое действие, требуют своих приёмов.
Например: игра «Зайцы и медведь» начинается с небольшого рассказа о жизни зайцев в лесу. Исполняется песенка «Заинька». Затем рассказывается о медведе, который спал в берлоге, услышал шум, проснулся, вылез из берлоги посмотреть, кто его потревожил, исполняется пьеса «Медведь».
Показ игрового характерного движения: воспитатель двигается, а музыкальный руководитель исполняет музыку
Этапы и методика обучения музыкально-ритмическим движениям
Традиционное обучение музыкально-ритмическим движениям включает три этапа.
На первом этапе ставятся задачи :ознакомить детей с новым упражнением, пляской, хороводом или игрой; создать целостное впечатление о музыке и движении; начать разучивание (в общих чертах).
Методика обучения состоит в следующем: педагог прослушивает вместе с детьми музыкальное произведение, раскрывает его характер, образы и показывает музыкально-ритмическое движение. (Показ должен быть правильным, эмоциональным и целостным.) Затем педагог поясняет содержание , элементы этого движения, при необходимости показывает каждый отдельно. Если элементы знакомы или несложны, то воспитатель вместе со всей группой или несколькими детьми выполняет новое движение полностью. Важна тактичная оценка педагогом действий каждого ребенка , чтобы сохранить эмоционально-положительное отношение детей к занятиям.
На втором этапе задачи изменяются: это углубленное разучивание музыкально-ритмического движения, уточнение его элементов и создание целостного образа, настроения музыкального произведения.
На данном этапе необходимо стремиться к тому, чтобы дети осознанно выполняли движения. Для этого педагог задает вопросы о характере музыки и движения, предлагает вкратце пересказать сюжет игры или композиции хоровода и т. д. Эти приемы помогают детям глубже прочувствовать музыку, запомнить последовательность движений, найти соответствующий образ.
На третьем этапе обучения ритмике задача заключается в том, чтобы закрепить представления о музыке и движении, поощряя детей самостоятельно выполнять разученные движения, а в дальнейшем применять их в повседневной жизни (под грамзапись, аккомпанемент детских музыкальных инструментов, пение).
Методика нацелена на работу над его качеством . Воспитатель, напоминая последовательность, используя образные сравнения, отмечая удачное исполнение, создает условия для эмоционального выполнения детьми музыкально-ритмических движений. Желательно предлагать также творческие задания, например, внести изменения в знакомую пляску или игру, придумать новую композицию хоровода из разученных элементов танца.
В качестве примера приведем разучивание «Круговой пляски» на русскую народную мелодию (в обр. С. Разоренова).
Программное содержание. Передавать задорный, энергичный, плясовой характер музыки в движениях, используя элементы русского народного танца и меняя их в соответствии с музыкальными фразами мелодии и динамическими оттенками (громко - тихо, громко - не очень громко). Учиться ходить простым хороводным шагом и дробным шагом по кругу и в кружении.
Занятие 1. Знакомство детей с мелодией русской народной пляски (по фразам), ее характером и формой. Педагог обращает внимание на смену характера музыки и ее динамических оттенков, рассказывает о композиции пляски, показывает ее.
Занятие 2. Разучивание пляски. Дети учатся менять простой шаг на дробный в движении по кругу в соответствии с характером музыки и ее построением (по фразам).
Занятие 3. Продолжение разучивания пляски. Дети выполняют дробный шаг в кружении (шаг на 1/16), сохраняя красивую, гордую осанку.
Занятие 4. Продолжение разучивания пляски. Педагог добивается целостности музыкального образа, плавного перехода одного движения в другое, следит за равномерным сужением круга (на третью музыкальную фразу).
Занятие 5. Продолжение работы над самостоятельным и выразительным исполнением пляски - ритмичность, пластичность, синхронность движения в соответствии с музыкой (равномерность шага, поворот в одну сторону частым дробным шагом).
Возможности развития танцевально-игрового творчества у дошкольников
Творческие проявления в ритмике являются важным показателем музыкального развития.
Ребенок начинает импровизировать , создавать свой музыкально-игровой образ, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, ее характера, выразительных средств, если он владеет необходимыми двигательными навыками.
Когда дети слушают русс. нар. мелодию «Как у наших у ворот», у них должно возникнуть желание инсценировать ее, показать в разнообразных движениях персонажи: муху, комара, стрекозу и муравья, а в конце песни поплясать все вместе.
Если ребята не чувствуют шутливого, подвижного характера мелодии, свободно не владеют танцевальными движениями (притопы, хлопки, кружение), а так же образными (имитация игры на дудочке, балалайке), то инсценировка у них не получится выразительной, т.е. детей надо готовить к таким занятиям.
Этапы развития:
- создание муз-игровых образов в однотипных движениях отдельных персонажей (повадки и танцы задорных чижей, танцы лягушат, веселые слоники…)
- передача характера музыки отдельных персонажей в различных танцевальных жанрах – полька, вальс, галоп
- передать в игре взаимосвязь нескольких персонажей , найти элементы национальных танцев – русский, укр, белор, литовский
- сложные задания – самостоятельно продумать композицию игры или танца – «На мосточке», «Жили у бабуси»
Творческая активность детей во многом зависит от организации обучения муз-ритм движениям. На муз занятиях, в повседневной жизни д/сада, в семье нужно целенаправленно учить ребят воплощать характер, образы музыки в движениях.
Примерный план разучивания упражнения, игры, танца.
- Анализ произведения воспитателем:
1. Определить вид пляски, игры. (Пляски:
свободные, зафиксированные,
комбинированные, характерные, детский бальный танец. Игры:
сюжетные, несюжетные, игры с пением, игры с музыкальным сопровождением).
2. Определить характер музыки.
3. Определить форму произведения.
4. Определить динамику музыки.
5. Отметить метроритм.
2. Выделить темповые изменения в музыке.
2. Программные задачи:
1. Учить детей определять характер музыки (прослушивание произведения)
2. Упражнять детей в лёгком беге, ходьбе, прыжках, пружинке, кружении, приседании, движениях рук, в образных движениях и т.д.
3. Начинать и заканчивать движение с музыкой.
4. Подводить к умению ориентироваться в пространстве.
5. Передавать в движении контрастный характер музыки.
6. Соблюдать правила игры, последовательность движений в танце, в упражнении, самостоятельно менять их.
7. Воспитывать выдержку, дружеские взаимоотношения.
3. Последовательность заданий на занятии:
1. занятие: знакомство с содержанием игры, танца, характером музыки, выделить наиболее сложные движения в игре, танце, упражнении, выполнять их по показу воспитателя.
2. занятие: учить реагировать на начало и окончание музыки в одно и двухчастной форме произведения. Слушать и отмечать в движении ускорение и замедление музыки.
3. занятие: Продолжать разучивать игру или танец, побуждать к самостоятельному исполнению, добиваться лёгкости, ритмичности, красоты движений.
4. занятие: Повторить игру, танец, предварительно отгадав название по мелодии или музыкальному сопровождению. Двигаться в соответствии с текстом и ритмом музыки.
4. Этапы разучивания музыкально-ритмических движений :
1 этап
- создание целостного представления о музыкальном движении для передачи в
ритмических действиях эмоционально-образного содержания произведения.
2 этап
- освоение, разучивание музыкально-ритмических движений; формирование и
автоматизация музыкально-двигательных навыков; выработка правильных двигательных
стереотипов;
3этап - закрепление, совершенствование музыкально двигательных навыков; самостоятельное исполнение движений; творческая интерпретация музыкально-двигательных образов, творческая активность самовыражения в движениях под музыку.
5. Методы обучения музыкально-ритмическим движениям:
Беседа о новых движениях, которые будут разучиваться детьми, показ иллюстраций,
картин, репродукций, фотографий с изображением танцующих;
Слушание музыки перед разучиванием новых движений;
Рассказ о характере музыки, музыкальных образах (с целью создания интереса,
пробуждения фантазии и воображения ребенка, побуждения его к двигательной
активности);
Показ движений педагогом;
Пояснения, указания, напоминания, уточнения по ходу разучивания движений;
Игровые методы, приемы, установки, ситуации;
Упражнения, соревновательные элементы, многократные повторения двигательных
элементов музыкального движения;
Метод контрастных сопоставлений и сравнений по танцевальным жанрам,
выразительным средствам музыки;
Демонстрация движений одним, двумя, тремя детьми и так далее;
Метод последовательного освоения движений пляски, хоровода, танцевальной
композиции;
Метод иллюстрации содержания музыки через образное движение;
Метод стимулирования самостоятельных, творческих, активных действий ребенка.
6. Условия, способствующие правильному обучению музыкально-ритмическим движениям:
Воспитание слухового внимания к музыке во время исполнения движения;
Развитие музыкальной, двигательной памяти;
Предоставление детям возможности выполнять самостоятельные действия под музыку,
начиная с первого этапа освоения движений;
7. Требования к репертуару:
Музыка должна усиливать эмоциональное воздействие на ребенка при исполнении им
движений;
Музыка должна вызывать у детей яркую двигательную реакцию и желание отразить ее в ритмических движениях;
Музыка и движения должны быть органически связаны;
На первоначальном этапе следует использовать музыкальные произведения
одночастной формы, затем вводятся двух-трехчастные формы.
Следует подбирать музыкальные произведения с четкой ритмической структурой
(часть, предложение, фраза, такт и т.д.), яркой мелодией;
На этапе разучивания движений важно использовать «живую» музыку, по мере
совершенствования танцевальных движений - вводить звукозаписи в оркестровом звучании.
|
Развлечение «Мальчик – пальчик» для детей второй группы раннего возраста
Крючкова Светлана Николаевна, музыкальный руководитель МДОУ Детский сад №127 "Северная сказка" г. Петрозаводск
Описание материала: материал рассчитан на детей 2-3 лет (вторая группа раннего возраста), может быть полезен музыкальным руководителям и воспитателям.
Цель: создание радостного настроения у детей
Задачи:
- доставить детям радость
- развивать коммуникативные способности
- развивать творческие способности дошкольников
- развивать мелкую моторику пальцев
Атрибуты: пальчиковая кукла – пальчик, куклы би-ба-бо: собачка, корова, петушок, кошка
Ведущий:
Жил – был пальчик маленький,
Маленький, удаленький.
В гости к нам сюда явился
И ребяткам поклонился.
(пальчик кланяется)
- Здравствуй, пальчик!
пальчик: Здравствуйте!
Рады мы, что ты пришёл!
- Как дела?
пальчик:
Всё хорошо! А у вас всё в порядке?
Дети:
- Да!
пальчик: Утром сделали зарядку?
Дети:
- Да!
пальчик:
Кашу вкусную всю съели?
Дети: - Да!
пальчик: Погуляли?
Ведущий: - Не успели!
пальчик: Вы послушные ребятки?
Ведущий: - Послушные
пальчик:
Или детки – шалуны?
Дети:
- Нет!
(пальчик грозит)
Нельзя шалить!
Ведущий:
Ах, пальчик, ты уж очень строгий!
Смотри, какие малыши –
Они шалят совсем немного,
Ты не сердись, ты нам спляши!
(пальчик делает отрицательное движение)
Наверное, скучно одному?
(пальчик кивает, соглашаясь)
Девочки и мальчики,
Где же ваши пальчики?
Пальчику вы помогите,
Вместе с ним сейчас спляшите!
Громче, музыка играй,
Всех на танец приглашай.
Мальчик – пальчик наплясался
(пальчик прячется в кулачок)
Ой, кого-то испугался!
(звучит фонограмма - лай собаки)
Это к нам пришла собачка,
Испугала мальчик – пальчик.
Согнулись пальчики в кулак,
И кулачки как застучат.
Кулачки, сильней стучите
И собачку прогоните!
Упражнение «Стукалка»
Собачка испугалась и прочь убежала.
Девочки и мальчики,
Покажите пальчики!
Громче, музыка играй,
Всех на танец приглашай.
Упражнение «Пляшут пальчики»
(Пальчик прячется в кулачок)
(звучит фонограмма – мычание коровы)
(появляется игрушка би-ба-бо корова)
Это к нам пришла коровка,
Черно – белая головка.
Она крутит головою,
Забодает нас с тобою!
Эй, коровка ты, корова,
Испугала пальчик снова.
Согнулись пальчики в кулак,
И кулачки как застучат.
Кулачки, сильней стучите
И коровку прогоните!
Упражнение «Стукалка» (дети стучат кулачком о кулачок)
Коровка испугалась и прочь убежала.
Девочки и мальчики,
Покажите пальчики!
Громче, музыка играй,
Всех на танец приглашай.
Упражнение «Пляшут пальчики»
(Пальчик прячется в кулачок)
(звучит фонограмма – голос петушка)
Пришёл Петя - петушок,
Ярко – красный гребешок.
Громко – громко он кричал
И наш пальчик испугал.
Согнулись пальчики в кулак,
И кулачки как застучат.
Кулачки, сильней стучите
Петушка прочь прогоните!
Упражнение «Стукалка» (дети стучат кулачком о кулачок)
Петушок испугался и прочь убежал.
Девочки и мальчики,
Покажите пальчики!
Громче, музыка играй,
Всех на танец приглашай.
Упражнение «Пляшут пальчики»
(Пальчик прячется в кулачок)
(звучит фонограмма – голос кошки)
(появляется игрушка би-ба-бо кошка)
Это кошка прибежала
И наш пальчик испугала
Согнулись пальчики в кулак,
И кулачки как застучат.
Кулачки, сильней стучите
Кошку прочь вы прогоните!
Упражнение «Стукалка» (дети стучат кулачком о кулачок)
Кошка испугалась и прочь убежала.
Долго пальчики плясали,
Очень пальчики устали.
На ладошке притаились
И под щёчку улеглись.
Пусть немножко отдохнут,
А потом плясать начнут.
Звучит «Колыбельная»
(пальчики отдыхают под щёчкой)
Девочки и мальчики,
Кого боялись наши пальчики.
Кто же к пальчикам прибегал,
Голосочком их пугал?
(дети называют животных, музыкальный руководитель по очереди показывает игрушки)
Больше, пальчик, ты не бойся,
Ни о чём не беспокойся!
Очень много пальчиков
У девочек и мальчиков.
С тобой мы подружились
И долго веселились.
Тебя в обиду не дадим,
Ото всех мы защитим.
Нам пора уже прощаться,
На прогулку собираться.
Пальчик, снова приходи,
И веселье приноси.
До свидания!
(пальчик прощается с детьми)