Свой бизнес. Открываем частный театр. Частные театры столицы

Грамотно организованное и правильно рассчитанное театральное дело может быть не только приятным, но и весьма выгодным времяпровождением, приносящим ещё и славу, почет и уважение.

Частный театр: Общий обзор театрального бизнеса

Считается, что в нашей стране театральный рынок уже насыщен как государственными, так и частными театрами, и у конечного потребителя (в данном случае – зрителя) достаточно широкий выбор относительно этой услуги. Но на самом деле это не так.

В нашей стране частные театры – вещь относительно новая и не вписывающаяся в малый бизнес. Это связано с тем, что театральное искусство, в отличие, например, от кино и циркового считается некоммерческим проектом, «искусством ради искусства», не приносящим существенной прибыли.

Как ни печально, но уважаемая когда-то профессия антрепренера – владельца или содержателя (а также в некоторых случаях – арендатора) частного театра, сейчас незаслуженно забыта. Возможно именно поэтому начинающие актеры, труппы и даже театральные студии и действительно не приносят своим участникам заслуженного дохода и остаются чем-то на грани хобби и подработки для студентов.

Именно поэтому начинающий предприниматель может небезуспешно попробовать себя на этом уважаемом и интересном поприще. Открытие частного театра может стать увлечением и работой всей жизни, не говоря уже о том, что грамотно организованный частный театр в то же время сможет обеспечить своим актерам и владельцу (антрепренеру) достойное существование и немалые заработки.

Что нужно знать, открывая частный театр?

Конечно, для начала следует определиться с тем, будет ли у вашего театра собственное помещение . Этот вопрос является фундаментальным и ответ на него зависит от многих факторов: например, величины города, стартового капитала, возможности быстрого, компактного и слаженного переезда на гастроли в другие города, и, наконец, самой концепции театра – будет он преимущественно стационарным, или же наоборот, «бродячим».

В этом отношении на первом месте стоит, конечно, финансовый вопрос . Найти подходящее и надлежащим образом оборудованное помещение, как правило, очень трудно.

Можно арендовать его и перестроить по своему усмотрению (разумеется, с согласия арендодателя), однако:

  • не каждый арендодатель пойдет на такие преобразования – ведь в дальнейшем он, скорее всего, просто не найдет подходящих арендаторов, а демонтаж и неизбежно последующий за ним ремонт обойдется в достаточно крупную сумму;
  • арендуя и переоборудуя какое-то помещение, вы инвестируете свои средства «в никуда».

Еще один вариант – постройка собственного помещения или его покупка и переоборудование. В данном случае необходимо точно просчитать – а будет ли это выгодно вообще?

Например, в небольших городах ваши достаточно крупные вложения в недвижимость не окупятся никогда (или, по крайней мере, очень долгое время).

В городах-миллионерах (а тем более в Москве) ситуация несколько иная: здесь любое вложение всегда окупится – даже если вам придется продать помещение, оно всегда будет стоить больше, чем затраты на его постройку.

Но в вопросе собственного помещения есть и другой подвох. Его наличие подразумевает некую стационарность самого театра. Подумайте, сможет ли на ваши постановки приходить такое количество людей, которое всегда будет окупать затраты?

Если ответ отрицательный, то лучше задуматься о покупке 2-3 автофургонов для перевозки актеров и реквизита и начинать дело именно с нестационарного, выездного театра.

Частный театр: Вопрос формирования репертуара и актерской группы

Когда вопрос с помещением или его отсутствием решен, можно задуматься о репертуаре и кадровом (актерском и вспомогательном) составах.

Как известно, существует всего несколько театральных жанров. Например, водевиль, драма, комедия, мелодрама, мюзикл, трагедия, трагикомедия. Каждый из них по-своему хорош и отдавать предпочтения одному в ущерб другому просто невыгодно с точки зрения зрительских симпатий.

По большому счету, нормальный театр должен представлять на суд зрителя постановку произведения любого жанра – во-первых, из соображений привлечения максимального количества зрителей, а во-вторых – для того, чтобы не превращаться в заведение для любителей одного определенного жанра, что отпугнет других посетителей.

Наиболее ответственная часть открытия собственного театрального дела – это, конечно, подбор актеров . Разумеется, в малоизвестный театр актеры «первой величины» попросту не пойдут. Но это не должно вас пугать по двум причинам:

  • во-первых, сформировав первичную труппу из молодых подающих большие надежды актеров или даже хорошо подготовленных любителей, вы существенно сэкономите на гонорарах.
  • во-вторых, известность и слава – как известно, категории преходящие. Когда ваш театр станет более или менее известен, актеры «с именем» сами к вам потянутся.

В идеальном случае — найти начинающую, но уже сформировавшуюся труппу или даже молодежную театральную студию во главе с режиссером – тогда вопрос как формирования репертуара, так и кадров отпадет сам собой – режиссер попросту проделает эту работу за вас.

Не стоит забывать и о работниках, остающихся за кулисами – бутафорах, реквизиторах, механиках, осветителей и других, вплоть до билетеров и уборщиков. Хотя в данном случае этот фактор является вторичным – технический персонал найти гораздо проще, чем творческий.

Частный театр: Билетная политика

Относительно стоимости билетов трудно назвать конкретные цифры, однако на данный момент цена в 1000-1500 рублей за хороший спектакль не является чем-то запредельным. Кроме того, разумеется, стоит ориентироваться на другие театры, в том числе местные, если вы работаете в передвижной форме. Для начала, в целях привлечения публики, стоит установить планку в 75-90% цены местных билетов.

Что такое частный театр - это самый часто задаваемый вопрос. Чтобы на него ответить достаточно дать определение понятию - театр.

Театр - это форма исполнительского искусства. Театр — это синтез всех искусств, он включает в себя музыку, архитектуру, живопись, кине матограф, фотографию и т. д. Основным средством выразительности является актёр, который через действие, используя разные театральные приёмы и формы существования, доносит до зрителя суть происходящего на сцене. При этом актёром не обязательно должен быть живой человек. Это может быть кукла или какой-либо предмет, управляемый человеком. Театр считается самым сильным средством влияния на человека, поскольку, видя происходящее на сцене, зритель ассоциирует себя с тем или иным персонажем, и через катарсис (очищение через страдание) внутри него происходят изменения. А если сказать дословно, то театр - это место для зрелищ, смотрю, вижу.

В России в основном работают государственные театры или антрепризы, частный же театр при отсутствии меценатов или спонсоров через какое-то время прекращает свое существование, потому что сам себя он содержать не может.

В нашей стране частные театры - вещь относительно новая, не вписывающаяся в коммерческую структуру. Это связано с тем, что театральное искусство, в отличие от, например, кино и циркового считается некоммерческим проектом, «искусством ради искусства», не приносящим существенной прибыли.

Как ни печально, но уважаемая когда-то профессия антрепренера - владельца или содержателя (а также в некоторых случаях - арендатора) частного театра сейчас незаслуженно забыта. Возможно, именно поэтому начинающие актеры, труппы и даже театральные студии и действительно остаются невостребованными и чаще всего умирают из-за отсутствия финансирования.

Историческая справка: театральный рынок России конца ХIХ — начала ХХ века необычайно обширен и разнообразен: предложение обеспечивалось пятью (некоторое время шестью) Императорскими репертуарными стационарными театрами столиц, провинциальными казенными театрами (около 10, точное число их неизвестно), городскими (муниципальными) театрами, антрепризами, товариществами, а также полупрофессиональными народными театрами (их в начале ХХ века насчитывалось более 400). Основной массив профессиональных театральных организаций составляли антрепризы и товарищества. Ежегодно работало около 300 таких репертуарных театров.

В Москве первый частный театр для широкой публики удалось организовать Артистическому кружку в 1868 году.

Из московских частных музыкальных театров конца XIX — начала XX веков в первую очередь необходимо назвать оперу Саввы Мамонтова и оперный театр Сергея Ивановича Зимина. Также в это время работали несколько драматических частных театров: театр Корша и Соловцова . В предреволюционные годы появились МХТ Станиславского и Немировича-Данченко , Камерный театр Таирова , в 1901 году в Петербурге открылся «Новый театр» под руководством Л. Б. Яворской , просуществовавший несколько лет; в Петербурге работал Евреинов — все они представляли новые театральные явления, не вписывающиеся в ставшие тесными рамки императорских театров.

Сегодня мы решили опросить ростовчан на центральных улицах города, узнать посещают ли они театры. Оказалось, что в Ростове-на-Дону люди практически не ходят в театры, и больше того, не хотят в них ходить, а статус частного театра вызывает какие-то нехорошие представления. Почему же получилось так, что Ростов-на-Дону, город с такой неплохой театральной историей, перестал интересоваться театральным искусством?

Еще немного истории города Ростова-на-Дону:

В 1863 г., по Большой Садовой в новом, так называемом, Гайрабетовском театре состоялось первое представление. Это была первая сезонная труппа. Ее антрепренером стал Ф. Надлер.

В 1873 году видный домовладелец Е. К. Ткачев в собственном саду, через квартал от Гайрабетовского, тоже возвел деревянный театр, представления в нем давались и в зимние месяцы.

В 1882 году крупнейший капиталист Юга России, владелец табачной фабрики, купец 1-й гильдии В. И. Асмолов добился от городской думы дозволения построить "концертное зало" на собственном участке земли по Таганрогскому проспекту (рядом с нынешним Домом офицеров). И уже следующей осенью поднялось и приняло первых зрителей первое в Ростове каменное театральное зданиемавританском стиле" на 800 мест в трех ярусах, с просторной сценой, прекрасной акустикой. Театр получил название, сохранившееся в устной речи и после революции, как "асмоловский".

В 1899 году на Бульварной площади (ныне — Свободы) был возведен Нахичеванский городской театр. Трижды ему присваивалось имя Ленинского комсомола, весной 1920 года ему присваивалось имя М. Горького, в предвоенные годы он назывался областным драматическим, а с 1963 года Театр юного зрителя, ныне РОАМТ (Ростовский Областной Академический Молодежный Театр).

В 1906 году купчиха П. Д. Машонкина выстроила грандиозное здание театра-цирка. Главный вход был со стороны Таганрогского проспекта. Сооружение было рассчитано на 1700 зрителей. Его арендовали драматические, оперные и опереточные труппы. После революции Машонкинский театр носил имя К. Маркса, а после пожара в Асмоловском театре в него переселился драматический имени А. В. Луначарского и получил новое имя — Большой драматический.

В двадцатые годы в городе также работали: опереточная труппа, "Театральная мастерская", театры "Скоморох" и "Гротеск", клубный театр имени Р. Люксембург, полупрофессиональные — армянский, еврейский, латышский; театр рабочей молодежи из любительского обрел статус профессионального и перебазировался из Дворца железнодорожников под нахичеванскую крышу. А в начале тридцатых создан и украинский — имени Г. Петровского. Во главе с замечательным режиссером А. Ларским работал краевой театр сатиры.

В 1931 году начал свою историю театр музыкальной комедии в клубе ДонГЭС (теперешний ДК "Энергетик" на пр. Семашко).

В 1933 году в Доме Красной Армии (ныне здание театра музыкальной комедии) был образован театр Красной Армии СКВО, много лет которым руководил Я. Д. Габ. В тридцатые годы театр переехал в клуб работников торговли (ныне — Дом офицеров), а в 1948 году театр был расформирован.

Ростовский ТЮЗ в 1935 году обосновался в бывшем "приказном" клубе на территории городского сада, где до этого времени работал "Мюзик-холл" (это здание не уцелело в войну).

В 1929 году Северо-Кавказским крайисполкомом было принято решение о строительстве масштабного театрального сооружения. На площади Революции было возведено осенью 1935-го здание нового театра. Ныне театр им. М. Горького. История этого театра весьма интересна потому, что в 1936 года художественным руководителем нового Ростовского драматического театра был назначен Юрий Завадский. Столичный режиссер со своей многочисленной труппой - Вера Марецкая, Ростислав Плятт, Николай Мордвинов, Осип Абдулов и многие другие на несколько лет стали ростовскими артистами.

Ростов-на-Дону является родиной многих известных актеров, режиссеров, музыкантов, и т.д. Не правда ли очень странно, что сейчас о воспитании театрального вкуса речи вообще не идет, а из детства остаются страшные воспоминания о театре, в который ходили с классом. Меценаты, спонсоры не поддерживают, за редким исключением, театральное направление.

Мы существуем в Ростове-на-Дону с 2008 года, мы -

Традиционно считается, что отечественный театральный рынок пересыщен и государственными, и частными театрами, а зрителю предлагается широчайший выбор этой услуги. Но это не так.

В России частные театры – явление новое и в малый бизнес не вписывающееся. Вызвано это тем, что театр, в отличие от цирка или кино, считается некоммерческой сферой, которая существенной прибыли принести не может. А с другой стороны профессия антрепренера – содержателя или владельца частного театра – сегодня канула в небытие. Возможно, именно поэтому молодые актёры и труппы остаются, занимаются театральной деятельностью как хобби.

Но именно поэтому начинающему предпринимателю можно попробовать свои силы на этом поприще и прилично заработать. Грамотно организованный частный театр может стать солидным бизнесом и обеспечить владельцу и актёрам солидные заработки.

Открывая собственный театр, стоит в первую очередь обратить внимание на готовые фирмы СРО здесь https://единыйбизнес.рф/gotovye-firmy-s-sro/ . Это может оказаться прекрасным вариантом, поскольку такое решение сразу снимет многие организационные проблемы.

Сразу необходимо определиться, будет у театра собственное помещение, или он будет «бродячим». Это зависит от таких факторов, как величина стартового капитала, города, концепция театра, возможностей выезда на гастроли. Помещение можно и арендовать, но тут важно найти подходящий объект недвижимости. Рассматривая вопрос покупки собственного помещения или его строительства, нужно задаться вопросом, а будет ли такая инвестиция выгодной. Впрочем, если речь идёт о городах-миллионниках, то помещение всегда будет стоить больше, чем придётся потратить на его строительство. Некоторые предпочитают купить 2-3 автофургона для перевозки актёров и реквизита выездного театра.

Достаточно обратиться к специалистам https://единыйбизнес.рф, чтобы получить любой допуск СРО на сайте https://единыйбизнес.рф и подготовку всей необходимой документации.

Следующий вопрос, который необходимо будет решить, когда все формальности выполнены – подбор труппы. Понятно, что «звёзды» первой величины в неизвестный театр не пойдёт. Но это не трагедия. Во-первых, в случае с молодыми актёрами удастся сэкономить на гонорарах, а во-вторых, слава – категория преходящая.

Ещё один важный момент – формирование стоимости билетов. Конкретные цифры назвать сложно. За хороший спектакль цена в 1000 – 1500 рублей вполне допустима. И конечно, стоит принимать за ориентир цены на билеты в других театрах своего города. В начале деятельности стоит установить планку на уровне 75 – 90% от цены на билеты уже известных театров.

Понравилась эта новость? Тогда жми .

Независимые, или негосударственные, или - точнее всего - частные, театры появились в России в конце восьмидесятых годов. С тех пор их количество растет. В 2011 году создана даже организация «Содружество негосударственных театров Санкт-Петербурга», объединяющая около 40 участников. В Москве полностью частных театров около 20, но явно не все учтены. Свои частные театры есть в провинции, но сколько их всего - неизвестно, статистика не ведется. Есть данные о том, что свои театры имеют лишь 18,8% городов и городских поселений России, на 1 млн жителей приходится 3,2 театра, что существенно меньше, чем в европейских странах. (В Австрии этот же показатель равен 24, в Швеции - 13,6, во Франции - 9,6, в Великобритании - 8,9, в Италии - 5,9. Данные взяты из «Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года».) Однако если в Европе большинство театральных трупп являются частными, то в России основной формой театрального дела до сих пор остаются государственные и муниципальные репертуарные театры.

Сегодня частный театр практически не может существовать без поддержки государства, которая осуществляется в форме субсидий или льгот по аренде. В этом году, например, 43 частных театра Петербурга получили субсидий на 35 миллионов рублей, но при этом какой театр поддержать и в каком размере, решает экспертный совет при Департаменте культуры. Скажем, мало известная театральным критикам, зато имеющая собственное помещение, выделенное городом в 1996 году, «Русская антреприза имени Андрея Миронова» в очередной раз получает больше всех - 9,5 млн рублей, в то время как основная часть коллективов довольствуется суммой от 200 до 500 тысяч. Чем руководствуется экспертный совет, выделяя дотации, понять не всегда возможно, хотя, безусловно, известность, отзывы прессы, призы на фестивалях имеют значение.

Большинство частных театров не имеет своей площадки. Содержать большое помещение со своей сценой очень дорого, поэтому частный театр чаще всего снимает зал для спектаклей. Вопрос аренды - один из самых болезненных, это едва ли не самая большая статья расхода, поэтому частные театры просят государство создать систему открытых площадок в доступных для публики местах с льготной социальной платой.

Считается, что в Москве социальную льготу или даже госсубсидию на помещение получить проще, чем в Петербурге. Однако в целом этот вопрос так и не решен, обещания есть, по милости чиновников какой-то театр может получить помещение и бесплатно, но нет единой, общей для всех, независимой от сиюминутных настроений власти, внятной схемы отношений между частным театром и государством. Это делает независимость театров весьма условной, поскольку, как видно на примере «Театра.doc », в любой момент лишение такой поддержки ставит под угрозу существование самой институции.

Мало известная театральным критикам, зато имеющая собственное помещение, выделенное городом в 1996 году, «Русская антреприза имени Андрея Миронова» в очередной раз получает больше всех - 9,5 млн рублей.

Ситуация с «Театром.doc » обострила давний конфликт. Дело в том, что «Театр.doc » был, по сути, открытой площадкой для многих независимых инициатив. Театр с 2002 года снимал подвал сначала у жилтоварищества, потом у города, сравнительно недавно добившись прямой аренды. Благодаря наличию собственной сцены любой драматург, актер, режиссер мог принести в «Театр.doc » свой проект и, если он оказывался интересен руководству, получить возможность играть на его сцене. Небольшие деньги, полученные от зрителей, делили между собой участники, отдавая часть на содержание и обслуживание помещения. Вопрос заработка вообще не стоял, играли из любви к искусству. Аренду руководители зачастую платили из личных средств. Сравнительно недавно «Театр.doc » стал получать гранты и субсидии от Минкульта РФ, от московского правительства. Однако в октябре 2014 года директор и один из учредителей театра Елена Гремина получила сообщение о досрочном расторжении арендного договора. После 12 лет бесконфликтного существования. Теперь театр ищет новую площадку, надеясь обойтись без государственной помощи, которая, как выясняется, всегда может оказаться инструментом давления. Гремина хотела бы найти новое помещение для аренды, «в идеале с законным для всех НКО убавляющим коэффициентом».

Помощь театрам оказывается во всем мире. Театральное искусство сегодня, как правило, экономически убыточно. В европейских странах муниципалитет часто предоставляет некоммерческим театрам бесплатное помещение, есть законы для учреждений социальной значимости, которые позволяют получить льготу на коммунальные платежи. А чтобы не возникало прямой зависимости от властей, используется принцип «вытянутой руки», когда деньги из казны выделяют специальным общественным организациям, а уж те распределяют средства коллективам. В США другая система: там поддержка театров осуществляется через систему налоговых льгот благотворительным фондам и индивидуальным жертвователям.

В России меценатов очень мало, никакой налоговой льготы для них нет, зато часто есть мнение властей, согласно которому что-то требует немедленной и щедрой поддержки, а что-то поддерживать вообще не стоит. В Москве есть один частный репертуарный театр, «Студия театрального искусства» под руководством Сергея Женовача, его содержит предприниматель Сергей Гордеев, построивший прекрасное здание и долгие годы не вмешивавшийся в собственно театральную политику. Но теперь и у него возникли финансовые проблемы, и ему хочется увеличить доходы театра, что, как правило, идет в ущерб художественному качеству.

Авторский, новаторский, поисковый театр не имеет шансов на рентабельность. Публика очевидным образом сегодня предпочитает классику, традиционное искусство, знакомые имена. На этом держится российская антреприза: продюсер собирает известных артистов, берет коммерчески успешную, желательно смешную пьесу, крепкого режиссера-профессионала и возит этот спектакль по гастролям, в основном по провинции, пока билеты покупают.

Репертуарные частные театры - в основном детские и кукольные. Они сравнительно дешевы, готовы играть в школах, детских садах, декорации и костюмы умещаются в автомобиль, а за получасовое представление можно получать от 20 до 90 тысяч рублей, в зависимости от умения директора «договариваться». Для многих артистов хорошим заработком являются корпоративы. Например, один уличный театр из Петербурга так разделил свои занятия: в России они занимаются устройством праздников, а в Европу ездят на фестивали со своими спектаклями. Еще один способ заработать - это детские театральные студии, курсы мастерства актера для взрослых, тренинги и участие в городских праздниках. Таким образом, самостоятельно выживают и зарабатывают маленькие, мобильные, ориентированные на массовую, неискушенную публику театры и отдельные антрепризные спектакли.