Субкультуры. Особенности молодежных субкультур, типы молодежных субкультур Признаки современной российской молодежной субкультуры

Молодежи, особенно подросткам свойственно объединение друг с другом. Но что собой представляют молодежные субкультуры с позиции психологии? Так ли они опасны, как об этом привыкли твердить? Какое влияние они оказывают на личность? Предлагаю разобраться.

Молодежь – социально-демографическая группа людей в возрасте от 14 до 30 лет (возрастные границы могут отличаться в разных странах).

  • Одни исследователи (Г. Ф. Ушамирская, В. А. Луков, С. И. Левикова, А. В. Мудрик, С. К. Бондырева) считают молодежную субкультуру системой, способной к изменениям внешним и внутренним, поддающуюся влиянию социальных факторов, а также умеющую адаптироваться к изменяющимся условиям общества, но также и самой влиять на него.
  • Другие ученые (О. А. Максимова, Ю. В. Манько, К. М. Оганян, А. А. Русанова) напротив, говорят о том, что субкультуру нельзя рассматривать как систему в силу ее разнообразия, отсутствия единой структуры, критериев и ценностей.

Я придерживаюсь положения о том, что молодежная субкультура является системой, так как существует множество формальных и неформальных субкультур, но все они являются элементами молодежной субкультуры. В каждом движении, обществе и группе молодежь имеет общие основные характеристики, ценности, возрастные и психологические особенности, способна самоорганизовываться, развиваться, принимать влияние массовой культуры и воздействовать на нее.

Таким образом, молодежная субкультура – социальный феномен, проявляющийся в объединениях людей по выбранным ими самостоятельно признакам и обладающих своей культурой, которая может быть противопоставлена общепринятым нормам и ценностям или же гармонично сочетаться с ними.

К специфике молодежной субкультуры можно отнести то, что основателями многих движений является молодежь без конкретного социального положения на данный момент (находящаяся на границе социально значимого положения в обществе). Кроме этого, сложность данного феномена заключается в том, что формально молодые люди могут принадлежать к одному типу субкультур, а непосредственно задействованы в другом или других.

Развитие феномена субкультуры в России

Впервые молодежные субкультуры возникли на Западе (первая половина XX века), а сам термин «субкультура» появился в 30-е годы XX века. В Россию этот феномен пришел в конце 40-х.

Некоторые из существующих сейчас в России субкультур (стиляги, мажоры) берут свое начало в Советском Союзе. В СССР для обозначения молодежных субкультур использовалось определение «Неформальные объединения молодежи». Отсюда и возник жаргонный термин «неформалы».

Появлению и развитию субкультур всегда предшествуют:

  • какие-либо изменения в сферах (или одной его сфере) общества (экономическая, политическая, социальная и другие);
  • психофизиологические особенности молодежи;
  • особенности менталитета;
  • отсутствие социально-значимой деятельности в жизни молодежи и другое.

Часто субкультура служит способом оградиться, защититься, уйти от реальности.

Историю возникновения и развития молодежных субкультур в России можно разделить на несколько этапов (волн).

Первый этап (40-60-е годы XX века)

Начался с момента появления субкультур в России. Наиболее популярными были субкультуры активно-созидательного, романтического характера (барды), музыкальной направленности. Тогда практически не существовало протестных и негативных субкультур. Обуславливается это доступностью досуговых центров, клубов по интересам, учреждений культуры, а также позитивным воспитанием в школах и цензурой (отсев протестного и негативного материала). В те годы все общество находилось под строгим вниманием комсомола. Западная музыка и иные веяния западной жизни были почти недоступны, а потому возможность создания субкультурных клубов, которые не подчинялись бы комсомолу, была минимизирована.

  • Но именно в этот период и именно этот музыкальный пробел создал первую советскую субкультуру – стиляг (конец 40-х). В начале 1960-х годов интерес к стилягам пропал: представители этого движения выросли, а многие элементы западной культуры стали легкодоступны и законны.
  • На смену стилягам еще более массово молодежное общество захватила битломания (60-е годы). Это было всеобщее увлечение рок-н-роллом и одной из групп, исполняющих его.

Первый всплеск субкультур (40-60-е годы) отличался своей легкостью, поверхностностью. Стиляги и битломания стали первыми проявлениями нонконформизма и контркультуры. Это были отчасти неформальные субкультуры, а отчасти молодежные движения, основанные на увлечении танцами, музыкой, ярким и вызывающим внимание (но не шокирующим) внешнем виде.

Второй этап развития молодежных субкультур (конец 60-х – начало 80-х годов)

Наиболее глубокий, широкий, мощный и продолжительный всплеск контркультурности. В России в тот момент был период застоя.

  • Во второй половине 60-х годов XX века в России зародилось фрик-движение. К нам эта культура пришла из Северной Америки. Первое ее проявление было заметно в среде хиппи. В 70-е годы субкультура фриков достигла своего апогея и стала проявляться во внешних особенностях ее представителей (пирсинги, татуировки, вызывающая одежда, прическа). Это веяние сохранилось до сих пор.
  • В конце 1970-х возникла молодежная субкультура мажоров. В наши дни эта субкультура тоже существует, только название немного изменилось. Теперь это звучит как «золотая молодежь». Эта субкультура считается антиподом гопников и «быдла».
  • Основным контркультурным движением этого периода стала «Система» (70-е годы). Компоненты системы периодически менялись.
  • Но начиналось все с хиппи. Культура хиппи пришла из США (1960-1970 гг). В СССР это движение возникло только в 1970-х годах, в то время как в США оно уже затихало. В СССР хиппи было не так много, как на Западе. Отношение общества к представителям этой субкультуры было преимущественно негативным. Однако это не мешало существовать субкультуре хиппи в СССР в 1970-1990-х годах. В наше время остались отголоски этой культуры. Но актуальнее будет назвать ее «кибер хиппи». Акценты с реальных встреч единомышленников были перенесены на виртуальное общение, виртуальные сообщества. Реальными остались только массовые, заранее организованные встречи. Наиболее популярны среди таких собраний сейчас в России «Радуга» (1990 – наши дни), ежегодные встречи хиппи в Москве первого апреля «на Гоголях» и 1 июня – в Царицынском парке. Отголоски культуры хиппи можно найти сегодня в других субкультурах. Символика и культура хиппи стала источником большинства других отечественных субкультур.

Период перестройки и развал СССР (80-е – начало 90-х)

Данный период был настоящим взрывом нонконформизма. Активнее стали возникать, трансформироваться, развиваться молодежные субкультуры.

  • «Система» разбилась на многочисленные отдельные движения: металлисты (которые позже разделились на умеренных и бешеных), байкеры, ностальгисты, афганцы, оптимисты, пацифисты, волосатые, панки, рокеры, деловые, солидняки, гопники, широкоштанники, качки, бизнесмены, деляги, уличные и другие. В молодежную субкультуру начинает проникать криминогенность, увлечение ПАВ.
  • Общество впервые признало молодежные субкультуры социальной проблемой, начало придавать это огласке (СМИ, научная литература).
  • В 80-е годы XX века в СССР впервые появились футбольные фанаты. Порой восхваление любимой команды доходило до фанатизма и между болельщиками разных футбольных клубов случались драки, которые пресекались полицией. Сейчас футбольный фанатизм является очень актуальной проблемой нашего общества. Стоит отметить, что для людей, не относящих себя к футболу и далеких от этого вида спорта и любых команд, фанатские группировки являются совершенно безобидными. Тогда как друг для друга фанаты разных команд являются настоящей угрозой. Иногда они специально организовывают так называемые встречи «стенка на стенку», или же драки имеют спонтанный характер. Дополнительная опасность проявляется в том, что часто футбольные фанатики являются еще и нацистами. Нередко такие люди придерживаются праворадикальных взглядов, национализма и расизма.
  • В 1984 году в России возникли первые эксперименты с рэпом (у афроамериканцев и латиноамериканцев в 70-х). Но набольшую популярность хип-хоп движение в России получило во второй половине 1980-х годов, совместно с движением брейкданса. Окончательно это направление сформировалось в России лишь к 1990-м годам.
  • Чуть позже, ближе к концу 80-х общество поразила новая субкультура. Речь идет о неофашистских молодежных группировках. Но официальных данных об этой субкультуре никто не давал, да и вообще старались не придавать огласке их деятельность. Такое игнорирование привело к созданию активистами этого движения партии «Национальный фронт». Основной символ этой культуры – свастика. Они открыто призывали придерживаться национал-социалистической идеологии. Так, считали представители данной субкультуры, сохранится русская нация. Прежде всего, решение они находили в стерилизации неполноценных (по их мнению) наций, выселении «черных» и других национальностей. Принципом этой партии было «жестокость – врожденное качество человека». Потом отголоски этого выражались в таких субкультурах, как фашисты и скинхеды.
  • В конце 80-х в Россию пришло еще одно направление культуры. Так называемые толкиенисты, зародившиеся в Америке и Европе в середине 60-х годов. Массовую известность у нас это направление получило только в первом десятилетии XXI века. Толчком к появлению этой субкультуры послужил выход в свет «Властелина кольца».
  • В наше время благодаря движению толкиенистов возникают другие субкультуры. Например, неоязычники. Представители толкиенистской культуры, повзрослев, нередко уходят в язычество. Подобные культуры способствуют возрождению духа Древней Руси, традиций нашего народа, древних ценностей и так далее.

Постсоветский период развития субкультур (90-е – начало 2000-х)

Молодежные движения стали получать еще большую огласку в СМИ, распространяться по всем субъектам страны, внедряться, заимствовать, интегрироваться. Субкультуры приобретают еще более вольный, криминогенный характер, в молодежной среде укореняются наркотики, алкоголь и другие вещества. Свою деятельность продолжают имеющиеся до этого субкультуры и возникают новые.

  • В начале 90-х годов до России дошло увлечение аниме. Возникло оно в Японии в 70-80-е годы. С момента появления в России стало активно развиваться, набирать популярность, аудиторию. Эта субкультура смогла дойти до наших дней. Более того, она продолжает увлекать новые поколения молодежи и развиваться.
  • В середине 90-х в России стали популярны брейкданс и граффити. К нам увлечение граффити пришло из Нью-Йорка. По факту брейкданс и граффити являются частями культуры хип-хопа. Вместе с этими направлениями стали также развиваться паркур и катание на скейтборде. Пик популярности увлечением паркуром пришелся на 2006 год, это было связано с выходом фильма «13 район». В разные периоды катание на скейте являлось частью то одной, то другой культуры. Долгое время это был атрибут панк-культуры. Но позже скейтинг стал выделяться в самостоятельную субкультуру. И вот в наши дни это уже совершенно иное самостоятельное движение, имеющее свои особенности, принципы, цели, атрибуты, символы и смысл.

Современная Россия (2000-е – наши дни)

С 2000 года феномен молодежных субкультур начинает активно изучаться наукой (педагогика, психология, социология и другие). Альтернативное видение мира современных субкультур больше проявляется во внешнем виде, сленге и имеет развлекательный характер, нежели смысл жизни.

  • Нонконформизм стал не таким ярым, хотя еще в 2007 году очень громко заявляли о себе некоторые движения (скинхеды, готы, эмо).
  • Для современной России актуальными являются общества байкеров, субкультура интернет-сообществ, гопники, рэперы или хип-хоперы, ролевики, панки, металлисты, футбольные фанаты, готы, скинхеды, хиппи и другие. Нынешние субкультуры отличаются своим многообразием.
  • Вместе с техническим прогрессом и развитием общества субкультуры заметно изменились. Например, с новой силой возродилось движение хакеров. Впервые о нем заговорили в конце 50-х годов в США. Движение того времени не имело абсолютно никакого разрушающего и негативного характера. Напротив, оно строилось на принципах новаторства, творчества, усовершенствования и взаимопомощи.
  • В 70-е годы возник такой термин, как фрикеры – хакеры, взламывающие телефонные сети. В начале 80-х годов пропал интерес к телефонам и появился интерес к компьютерам и иной технике. С тех же лет и начало меняться направление и характер субкультуры хакеров. Все больше он становился деструктивным, незаконным, агрессивным. Хакеры разрабатывали вирусы и внедряли их, крали пароли, номера карт, личные данные, взламывали сайты и меняли или блокировали какую-либо информацию.
  • В 90-е годы стала наблюдаться тенденция взаимодействия хакеров с криминальными сообществами и террористическими организациями. Последнее послужило внедрению терминов «кибертерроризм», «кибершпионаж», «киберпреступление». В наше время субкультура хакеров привлекает к себе много внимания со стороны государства. Это действительно сильная и опасная субкультура. Безусловно, имеющая свои плюсы, но одновременно и серьезно влияющая на жизнь общества.
  • Появляются новые движения. Например, вейперы. Основой для их возникновения стал запрет на курение в общественных местах и появление электронных сигарет. У представителей этой субкультуры имеется свой сленг, девиз, они организовывают встречи («сходки»). Как таковых ценностей и установок не имеют. Эта субкультура носит исключительно развлекательный характер и имеет лишь внешние проявления. Однако вызывает негатив со стороны некоторых членов общества.

Причины увлечения субкультурой

Не все молодые люди увлекаются субкультурами. Интерес к ним зачастую возникает при определенной ситуации (психосоциальном состоянии) в жизни человека.

  • Отсутствие полноценной традиционной социализации (например, неблагополучные отношения с родителями и/или сверстниками).
  • Резкие изменения в привычном укладе жизни (развод родителей, смерть кого-то из близких, переезд семьи, изменение статуса или материального положения).
  • Нередко участниками молодежных субкультур становится инфантильная молодежь. Для них философия какой-либо субкультуры, ее ценности и образ жизни становятся спасением, уходом от реальности, пристанищем. Большая часть современной молодежи не хочет взрослеть и становиться взрослыми на социальном уровне, она боится ответственности, рутины, обязанностей.
  • Представители неформальных групп хотят казаться взрослыми, но жить легкой и беззаботной жизнью. Чаще всего решением является употребление каких-либо веществ (наркотики, алкоголь), копирование внешнего поведения.

Сейчас наше общество вновь переживает серьезные изменения, переоценку ценностей, разрушение и создание многих систем, поэтому именно молодежи сложнее всего. Хотя это и самая мобильная демографическая группа, в то же время это самая социльно слабая и неустойчивая группа:

  • с одной стороны, молодежь хочет понять общество, войти в него, найти ориентиры и свое место;
  • а с другой натыкается на непонимание и непринятие, отсутствие тех самых ориентиров, противоречивые информационные данные, воздействие различных философий и видений мира.

Молодежные субкультуры как фактор социализации

Молодежные субкультуры являются эффективным и действующим фактором социализации. Ранее субкультуры всегда приравнивались к группам лиц с негативно . В связи с этим больше внимания и исследований к субкультурам оказывалось со стороны криминологов, нежели психологов, социологов или культурологов. Но со временем создавались типологии субкультур по разным признакам (70-е годы XX века) и стало очевидным, что не все субкультуры являются фактором отрицательных девиаций.

  • Я разделяю теорию Р. И. Зинуровой и Т. Н. Гурьяновой, согласно которой в асоциальные субкультуры приходят люди уже асоциально ориентированные. В соответствующих субкультурах эти люди ищут поддержку своих асоциальных норм и ценностей и возможность их реализации.
  • В зависимости от характера субкультуры (музыкальная, виртуальная, политическая и т. д.) существуют разные риски для ее участников. Например, такие как интернет-зависимость, наркотическая зависимость, алкоголизм, непристойное поведение, смена сексуальной ориентации, андрогинность, пренебрежение учебой, работой, реальным общением и т. д.
  • Вместе с тем есть субкультуры, стимулирующие положительное девиантное поведение. Созидательные субкультуры часто имеют в своем составе людей с положительными девиациями (художники, поэты, изобретатели, музыканты, исследователи).

Обобщив все вышеизложенное, можно сказать, что молодежные субкультуры являются не столько фактором формирования девиантного поведения, сколько фактором развития и катализатором для уже имеющихся у индивида девиаций. А они могут быть как положительными, так и отрицательными. За прогрессом или регрессом общества всегда стояли люди с девиациями (положительными или отрицательными).

Особенности участия

Процесс вовлеченности молодого человека в жизнь субкультуры реализуется в 4 этапа.

Самоопределение в рамках субкультуры (личная идентичность)

Для первого этапа характерен слом прежних ценностей, установок и принятие образа жизни и морали данной субкультуры, взгляд на действительность через призму прописанных в той или иной группе ценностей и идей.

Групповая принадлежность («мы», «свои», «наши»)

На этом уровне члены субкультуры:

  • обмениваются информацией о концертах, исполнителях, музыке;
  • делятся своими впечатлениями от книг, текстов песен;
  • рассказывают свой первый или новый опыт в пробе наркотиков или иных веществ, а также опыт асоциального поведения, то есть культивируется общность участников.

Изменения внешности и досуга

На следующем этапе человек попадает на какие-нибудь встречи и тусовки всех представителей неформальных движений города. Чаще всего через знакомых. В этих местах:

  • возникают новые знакомства;
  • еще больше возрастает чувство общности, деятельности и значимости.

Вместе с тем происходят внешние изменения человека и изменения привычного досуга. Многие субкультуры требуют конкретных внешних изменений. Порой эти изменения противоречат требованиям семьи или работы, но если человек сильно увлекся субкультурой, то отдаст предпочтение ей.

Полное изменение жизни и уход от реальности

Четвертый этап представляет собой переход субкультуры из хобби человека в повседневность и реальность. Субкультурные принципы и нормы пронизывают всю жизнь человека. Часто он отказывается от своего имени и выбирает псевдоним для виртуального общения или кличку для общения на реальных тусовках.

На этом же этапе могут возникать разногласия со сверстниками, знакомыми из «досубкультурной» жизни и родными людьми. Чаще всего они вызваны несовпадением мнений и взглядов относительно идеологии конкретной субкультуры. Например, если речь идет о музыкальной субкультуре, то разными взглядами на музыкальный стиль. Порой все заканчивается:

  • уходом члена субкультуры из дома;
  • бродяжничеством;
  • попрошайничеством;
  • скитанием по друзьям или притонам;
  • уходом к «своим».

Послесловие

Не всем молодым людям из субкультур удается успешно социализироваться.

  • Для кого-то субкультура становится лишь этапом развлечений, помощником в поиске себя и своего места в обществе.
  • Для кого-то – этапом перед началом преступного или зависимого поведения. Например, увлечение культурой растаманов может окончиться как успешной социализацией, так и употреблением тяжелых наркотиков, т. е. наркотической зависимостью. Активисты пинк-рокерского движения могут стать представителями гей-движений, а готы «перерасти» в сатанистов.
  • Кроме двух названных встречается третий вариант развития событий для неформала – постоянная жизнь в рамках субкультуры («вечные неформалы»). Эти люди не воспринимаются серьезно ни обществом, ни представителями их же субкультур. В итоге такие люди не живут, а существуют в очень узких рамках, прописанных ими же, и самостоятельно созданном иллюзорном мире.

Энергию молодежи необходимо направлять в нужное русло. Редко бывает, что нельзя перенаправить молодого человека из деструктивной и асоциальной субкультуры в просоциальную. Чаще всего он хочет просто чем-то увлекаться, быть причастным, а не придерживается конкретных укоренившихся убеждений. Потому нужно лишь интересно для него и грамотно со стороны психолого-педагогической науки подать альтернативу его субкультуре.

Нужно не бороться с субкультурами, а принимать их и общаться на их же языке, помогать в организации досуга, интересоваться их жизнью. Акцентировать внимание на преимуществах субкультур (развитие способностей молодежи, поддержка в социализации, прогресс общества). Способствовать развитию просоциальных созидательных групп.

В современных условиях чрезвычайной подвижности всех социальных процессов в российском обществе молодежную субкультуру следует рассматривать в нескольких плос­костях, равно обусловливающих уровень и направленность культурной самореализации. Состояние молодежной культуры, как счи­тает В.Я. Суртаев, обусловлено следующими факторами: 1

    Системный кризис, затронувший социальную струк­туру общества с началом перестройки и усугубившийся в связи с распадом СССР и переходом к рыночной экономи­ке, закономерно привел к смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей. По­иск своего пути в новых социально-экономических условиях, ориентация на ускоренное статусное продвижение и в то же время прогрессирующая социальная неадаптивность - все это обусловило специфический характер куль­турной самореализации молодого человека.

    Современная российская культура сегодня находится в кризисном состоянии, как и само общество. С одной стороны, значимость культурного раз­вития населения для успешной реализации социальных проектов и выхода из кризиса не в полной мере осознает­ся органами управления. С другой - коммерциализация культурного процесса, все более заметный отход от норм и ценностей «высокой» культуры к усредненным образцам массовой культуры так же не может не отразиться на системе установок, ориентациях и культурных идеалов молодого человека.

    Попытки реализации целостной программы гумани­тарной социализации в государственном масштабе не увен­чались успехом. Сегодня единая система гуманитарного вос­питания практически отсутствует, а частные инициативы в этой сфере, осуществляемые в экспериментальных или негосударственных учебных заведениях, охватывают лишь не­многочисленные группы молодежи крупных российских го­родов. В большинстве же школ гуманитарная социализация ограничивается стандартным набором гуманитарных дис­циплин и так называемой «внеучебной работой», которая не столько приобщает молодых людей к культурным цен­ностям, сколько отвращает от них в пользу развлекательной самореализации.

    Юношеский возраст, а в какой-то мере и весь период взросления отличают черты порывистости, не­устойчивости желаний, нетерпимости, дерзости. Именно эта спе­цифика приводит юношей в однородные по возрасту и социальной принадлежности группы сверстников, которые удовлетворяют типичные юношеские потребности в стиле поведения, моде, досуге, межличностном общении. Группы сверстников выполняют социально-психологическую тера­певтическую функцию - преодоления социального отчуж­дения. Естественно, в подобных группах складываются соб­ственные культурные нормы и установки, обусловленные в первую очередь эмоционально-чувственным восприяти­ем действительности и юношеским нонконформизмом.

Кроме того, говоря об особенностях молодежной субкультуры в России, необхо­димо учитывать наличие существенных региональных и национальных различий, а так же усиливающееся ценностное и имущественное расслоение мо­лодежи.

Несмотря на известную неоднородность, молодежной субкультуре в России присущ ряд специфических черт, отличающих ее от других культурных проявлений. К таковым относятся:

    Преимущественно развлекательная направленность . Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) функцией, досуг выполняет и рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге - «ничегонеделание»), в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно. Рекреативные досуговые ориентации подкрепляются основным содержанием теле- и радиовещания, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры.

    «Вестернизация» культурных образцов . Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, вытесняются схематическими стереотипами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей «американского образа жизни» в его примитивном и облегченном варианте. Любимыми героями и в определенной степени образцами для подражания становятся, по данным опросов, героини так называемых «мыльных опер» (для девушек) и видео-триллеров типа Рэмбо (для юношей). Однако вестернизация культурных интересов имеет и более широкую сферу приложения: художественные образы переносятся на уровень группового и индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, стремление к материальному благополучию в ущерб профессиональной самореализации.

    Приоритет потребительских ориентаций над креативными . Потребительство ставится главной отличительной чертой молодежной субкультуры как на уровне поведения молодых людей, так и на уровне восприятия культурных норм.

    Слабая индивидуализированностъ и избирательность культуры . Выбор тех или иных культурных ценностей чаще всего связан с групповыми стереотипами достаточно жесткого характера (не согласные с ними легко попадают в разряд «отверженных»), а так же с престижной иерархией ценностей в данной субкультурной группе, которые обусловлены половой принадлежностью, уровнем образования, в определенной мере местожительством и национальностью.

    Внеинституционалъная культурная самореализация . Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодежи осуществляется вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения - наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия. Однако большая часть молодежных и подростковых передач ТВ отличается крайне низким художественным уровнем и никак не разрушает, а скорее, напротив, подкрепляет те стереотипы и ту иерархию ценностей, которые уже сформировались.

    Отсутствие этнокультурной самоидентификации . В среде молодежных субкультурных групп по большей части отсутствует этнокультурная самоидентификация. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством молодых людей воспринимается как анахронизм. Между тем, именно этническая культура является цементирующим звеном социокультурной трансмиссии. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничиваются приобщением к православию, тогда как народные традиции, безусловно, не ограничиваются одними лишь религиозными ценностями. Кроме того, этнокультурная самоидентификация состоит прежде всего в формировании положительных чувств в отношении к истории, традициям своего народа, то есть того, что принято называть «любовью к Отечеству», а не в знакомстве и в приобщении к одной, пусть даже самой массовой конфессии.

Стоит отметить, что указанные выше характеристики в большей или меньшей степени присущи молодежной субкультуре в целом. Однако степень их проявления может существенно варьироваться в зависимости от типа молодежной субкультуры.

ОСОБЕННОСТИ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР В РОССИИ

Изучение молодежных субкультур является важным направлением социологии молодежи. С 60-х годов XX в. к этой проблематике обращаются ведущие социологи разных стран

Мира. В России анализ молодежных субкультурных феноменов до

конца 80-х годов велся в очень узких рамках. Это объяснялось тем, что

данные феномены в силу устоявшихся научных парадигм воспринимались как социальная патология, а такого рода тематика в основном носила закрытый характер и ее

разработка не могла свободно проводиться тем или иным исследователем или

исследовательским коллективом. Сказывалось и то, что субкультуры, характерные Западу, были мало представлены в формах социальной и культурной активности молодого поколения.

С конца 80-х годов возросло внимание исследователей к молодежным субкультурам как в России, так и за рубежом. Разделы по молодежной суб-

культуре выделялись в изданиях учебного характера. Так, в учебнике "Социология моло-

дежи" (СПб., 1996) в разделе, написанном З.В. Сикевич, под молодежной субкультурой

понимается "культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов" . Автор настаивает на том, что молодежная субкультура - характеристика именно целого поколения, что «существует некое субкультурное "ядро", которое присуще в той или иной мере всему молодому поколению».Высказанная точка зрения имеет немало сторонников, о чем свидетельствует, например, воспроизведение цитированных положений в другом

учебном пособии .

На мой взгляд, относить целое поколение к субкультурному движению нельзя, более реалистична позиция М.Фуко, который настаивал: во имя

методологической строгости мы должны уяснить, что можем иметь дело только с

общностью рассеянных событий . В применении к данным обстоятельствам совре-

менной России это тем вернее, что привычный для общества западного типа образ молодежной субкультуры здесь довольно слабо представлен - по большей части именно как рассеянные события, общность которых устанавливается исследовательским конструированием реальности. Если исходить из положения, что в России молодежные группы формируются как стремление к смене установок (своих и общества) и в поведении отражают тягу к общественному обновлению на основе философского осмысления социальных ценностей и особого образа жизни, то материалы исследований последних лет покажутся обескураживающими: субкультурные феномены в западном смысле едва заметны. Их известность в обществе во многом результат "эффекта Си-Эн-Эн": представления как особо значимых событий и явлений в средствах массовой информации.

Что же предопределяет российскую специфику субкультурных образований в молодежной среде, а точнее - их слабую развитость в традиционном для Запада понимании? Три

фактора, как нам представляется, здесь играют основную роль.

Первый - социальная и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий и обнищание основной части населения. В 2000 г. согласно данным Госкомстата России, молодежь (16-30 лет) составляла в численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума 21,2%, а в своей возрастной группе доля бедных была 27,9%. Среди безработных молодежь в возрасте до 29 лет тогда же составила 37,7% . Хотя в последующие года

отмечался некоторый экономический подъем, принципиально картина не изменилась. Для

значительной части молодежи проблема физического выживания отодвигает на задний

план потребности, реализуемые в формах молодежных субкультур.

Второй фактор - особенности социальной мобильности в российском обществе. Каналы

восходящей социальной мобильности в 90-е годы претерпели коренные изменения, и моло-

дежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие

сроки. Первоначально (в начале десятилетия) это привело к оттоку молодежи из системы

образования, особенно высшего и послевузовского: для быстрого успеха (понимаемого как

обогащение и достигаемого в основном в сфере торговли и услуг) высокий уровень

образования был скорее помехой, чем помощью. Но позже вновь усилилась тяга к полу-

чению образования как гаранта личного жизненного успеха. Кроме того, действует фактор

уклонения юношей от службы в армии.

Возможность быстро достичь успеха, стать богатым, в действительности слишком часто

основанная на криминале, является, тем не менее, основой для социальных установок и

ожиданий значительной части российской молодежи. Этим во многом вытесняется иденти-

фикация с субкультурными ценностями в западном смысле, поскольку такая идентификация

в российских социокультурных условиях противоречит реализации установок на мате-

риальное благополучие.

Третий фактор - аномия в российском обществе в дюркгеймовом смысле, т.е. утеря тех

нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной

солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. В молодежной среде

аномия ведет к парадоксальному сочетанию актуальных оценок и глубинных ценностных

предпочтений.

В плане актуальных оценок особенно значимо отношение молодежи к органам госу-

дарственной власти и высшим должностным лицам. В середине 90-х годов негативные

оценки повсеместно преобладали, но и исследования последнего времени фиксируют отно-

сительно низкие показатели доверия молодежи к государственным структурам. Позитивный

сдвиг наметился в отношении к Президенту России (по мониторингу ВЦИОМ, ноябрь

2001 г., В.В. Путин вызывает доверие у 39,1% респондентов в возрасте до 29 лет ).

Но, во-первых, эта тенденция слишком кратковременна, во-вторых, та или иная оценка

Президента не ведет автоматически к повышению доверия к власти в целом или ее отдель-

ным институтам. Важным итогом недоверия к власти является установка большинства

молодых россиян, что можно полагаться только на собственные силы.

На фоне социальной аномии широчайшее распространение приобретает преступность

среди российской молодежи. С 1990 г. по 2000 г. число лиц, совершивших преступления,

увеличилось почти в два раза (с 897,3 тыс. до 1741,4 тыс. человек), а в возрастной группе 18-

24-летних в 2,5 раз (с 189,5 тыс. до 465,4 тыс. человек). В 2000 г. к лицам, совершившим

преступления, были отнесены 932,8 тыс. молодых россиян (14-29 лет) - более половины

(53,6%) всех преступников . Что это означает для современного состояния

молодежной среды в России? Расчет показывает, что число молодых россиян, хотя бы раз

совершивших преступление (по установленным фактам), в данный момент составляет

примерно 6 млн. человек, или одну пятую часть молодежи в возрасте 14-30 лет.

Эти обстоятельства имеют непосредственное отношение к специфике молодежных суб-

культур в России. Если попытаться выявить черты, свойственные различным субкультур-

ным образованиям в молодежной среде, то (1 ) связь с субкультурами криминала окажется

одной из наиболее часто представленных - наряду с (2 ) влиянием западной молодежной

моды, (3) феноменом романтической компенсации повседневной рутины, а также (

4) воспроизводством некоторых черт советского прошлого. Эти четыре характеристики

могут выступать как основа типологизации молодежных субкультур в России, и в отборе

суб культурных феноменов для описания и анализа мы в основном ориентировались на них.

Криминализация молодежных субкультур . Истоки этого процесса носят общесоциаль-

ный характер. Большое число молодых людей осуждены за преступления и отбывают

наказание в местах лишения свободы. Общее число осужденных в возрасте до 30 лет в

период между 1990 и 2000 гг. составило 5576,3 тыс. человек . При суммировании

мы не учитывали рецидивы, но все же ясны масштабы явления. Часть вернувшихся из мест

заключения активно участвуют в формировании молодежных групп криминального

характера. В середине 90-х годов в России, по официальным данным, насчитывалось более

5 тыс. таких групп . Подобного рода группировки, а в еще большей мере носители тю-

ремного опыта - важные каналы проникновения делинквентных субкультур в молодежную

среду, но все же проблема этим не исчерпывается. Масштабы организованной преступности

в России таковы, что значительная часть молодежи оказывается прямо или косвенно свя-

занной с криминальными структурами, имеет контакты с ними в сферах бизнеса, политики,

развлечений и т.д. Организованная преступность фактически составляет параллельную

реальность, и принятые в ее среде социокультурные ориентиры приобретают ценностное

значение в молодежной среде. Из этих ориентиров особое значение имеет культ физи-

ческой силы, ориентация на здоровый образ жизни как одну из высших жизненных

ценностей. В наших исследованиях зафиксированы случаи, когда молодые люди добро-

вольно лечатся от наркомании, мотивированные тем, что это обязательное условие их

возвращения в преступную группировку.

Сегодня криминализированы многие молодежные сообщества, сформировавшиеся

вокруг спортивных комплексов и тренажерных залов, любительских объединений каратэ,

кикбоксинга, других видов единоборства, которые в определенных случаях используются

криминалом как боевые отряды при "разборках", резерв охраны и телохранителей. В своем

большинстве такие объединения имеют легальный фасад спортивной организации, связь с

криминалом может быть не известна многим участникам. Субкультурными признаками

такого рода групп становятся конкуренция накачанных мышц (искаженная форма

бодибилдинга), тренировочный костюм как наиболее приемлемая в любых ситуациях

одежда, довольно часто - золотые перстни и другие знаки принадлежности к иерархии

преступного мира.

Нередко солидарность криминальной молодежной группы укрепляется совместными

действиями по "оздоровлению" общества. В последнее время здесь активно проявляют себя

экстремистские праворадикальные группы с более высоким уровнем организации и

субкультурной определенности (скинхеды, баркашевцы). Осенью 2001 г. особенно большую

тревогу общества вызвали погромы в Москве торговцев с Кавказа, где ударной силой стали

подростки (возможно, футбольные фанаты, но источник событий находится в право-

экстремистской части политического спектра и в уголовном мире).

В настоящее время все больше криминализация молодежных сообществ осуществляется

структурами организованной преступности на планомерной основе - как подготовка своего

кадрового резерва. Летом 2001 г., например, действовали десятки палаточных лагерей для

подростков, созданные преступными группировками в разных регионах России под видом

легальных форм юношеского отдыха. Известны факты, когда преступные группировки с

той же целью берут шефство над детскими домами.

Влияние западных молодежных субкультурных феноменов . По этому признаку охаракте-

ризовать российские молодежные субкультуры здесь сложно не столько из-за изобилия

быстро возникающих и исчезающих форм, сколько из-за того, что в российской среде

некоторые из них являются простым заимствованием, в то время как другие могут отра-

жать скорее сходство мотивов действий. В самом деле, российские скинхеды, возникшие как

оформленное движение в начале 90-х годов XX века (всплеск их численности относят к

периоду после событий сентября-октября 1993 г.), хотя по форме близки к западным

аналогам, но порождены прежде всего внутренними проблемами страны. (Рассмотрение

скинхедов в рамках субкультурной проблематики упростило бы задачу анализа. Они

должны изучаться в более широком социальном контексте как одна из угроз безопасности

России, что выходит за пределы данной статьи). В общем, существуют разные дистанции

российских субкультурных феноменов от западных образцов. Рассматриваемые ниже

субкультурные формы показывают эту разницу: от фактически "наших" футбольных

болельщиков, где западное влияние не обозначается большинством участников, до рейве-

ров и хип-хоп культуры, где "нашего" (российского) довольно мало.

Футбольные болельщики. Близкую к криминальным субкультурам группу составляют

фанаты (фаны) футбольных команд. Сообщества футбольных фанатов - одна из наиболее

распространенных форм субкультурной молодежной активности в современной России,

имеющая давнее происхождение. Многие формы поддержки команд своими болельщиками

сложились еще в 30-е годы, когда футбол был любительским в полном смысле слова и

футболисты работали в трудовых коллективах (иначе говоря, в среде своих болельщиков).

Позже, по мере профессионализации футбола в России, возникла современная практика

организованных выездов фанатов для поддержки команды на играх в других городах.

Специфика этой субкультурной формы состоит в ситуативности идентификации, что тре-

бует от участников минимума усилий и не затрагивает глубоко образ жизни. Опрошенные

нами в мае 2000 г. фанаты футбольных команд (37 юношей-москвичей) не знали истории

этих спортивных коллективов, им достаточно было актуальных знаний о недавних и

предстоящих матчах. Разумеется, сама игра на футбольном поле их вдохновляет, но более

значимы (как можно судить из интервью) моменты общей эмоциональной разрядки, воз-

можности "оторваться", проявлять свои чувства в полной мере (орать, буянить). Порой их

характер.

Компенсаторное назначение буйства на стадионе и вандализма после матча очевидно. Но

субкультурный смысл футбольных фан-сообществ этим, разумеется, не исчерпывается.

Молодые болельщики получают возможность в кругу своих сверстников моделировать свое

поведение как групповое и в то же время не испытывающее давление основных социально-

контрольных инстанций (родители, школа и т.п.).

Футбольные фанаты - сложное по организации сообщество. В среде фанатов москов-

ского "Спартака" выделяются, в частности, такие группы, как "Ред-уайт хулигане", "Гладиа-

торы", "Восточный фронт", "Северный фронт" и др. Группировка, удерживающая контроль

над всем сообществом, - "Правые". В нее входят в основном молодые люди, отслужившие в

армии. "Правые" выезжают на все матчи команды, их основная функция - заводить стадион,

организовывать реакцию болельщиков ("волну" и т.д.), но также и командовать "военными

действиями" - битвами с болельщиками враждебных команд и милицией. Выезды в другие

города очень часто связаны с драками - нередко уже на вокзальной площади. В целом хули-

ганствующая масса молодых людей хорошо управляема вожаками (предводителями) из

В обозначениях "своих" также прослеживается иерархическая организационная струк-

тура. Основное средство отличия - шарф ("розетка", "роза"). Обычный шарф выдержан в

цветах футбольной команды (у спартаковских фанов - сочетание белого и красного) и

может иметь различные надписи (у спартаковских болельщиков, например: "Let"s go Spartak

Moscow"). Варианты "хулиганского" шарфа содержат оскорбление противника и вызов

(например, спартаковский ромб, перекрещенный шпагами, внизу надпись: "Смерть врагам!"

и изображение непристойного жеста). Те, кто участвовал в более чем 10 выездах на матчи

команды в другие города, вправе носить особый - с индивидуальным номером - шарф,

который изготовляется по заказу в Великобритании. Иметь такой шарф - значит, отно-

ситься к элите (группе "Правых"). Потеря номерного шарфа (обычно в драке, стычке с

милицией) влечет за собой потерю права принадлежать к элитной группировке, вернуться в

которую возможно после получения выполненного на заказ нового шарфа.

В рамках фановского движения сочетаются разные установки и стили жизни. Группа

спартаковских болельщиков "Гладиаторы" руководствуются философией "чистого образа

жизни". Физически хорошо развитые (ценности и практика бодибилдинга), ее участники из-

бегают драк, но защищают "маленьких" - самую юную часть фанатов, новичков. В то же

время среди фанатов выделяется группа, которую "свои" презрительно называют "Колдырь

бой-фронт", - 17-18-летние и старше болельщики-алкоголики ("колдырь" на сленге - пьяни-

ца, пьет что попало).

В известном смысле сообщества футбольных фанатов восполняют недостатки социаль-

ного опыта межгруппового взаимодействия, включая и опыт масштабного противостояния.

В последнее время такие сообщества при разных командах все активнее заключают

договоры о "ненападении" и совместных действиях против других сообществ (у спартаков-

ских, например, - договор с болельщиками за "коней" - ЦСКА, дружба с малочисленными

сообществами "торпедонов" - болельщиков команды "Торпедо", "паровозиками" - болель-

щиками команды "Локомотив", но враждебные отношения с болельщиками команды "мусо-

ров" - московского "Динамо"). Некоторые стороны общественного движения институцио-

нализируются, и, в частности, в официальных фан-клубах при спортивных обществах фаны

могут получать именные карточки для покупки билетов на матчи своей команды со

Экологисты. В целом экологическое сознание российской молодежи - и после Чернобы-

ля - не настолько развито, чтобы реализовываться в особых жизненных стилях на ориги-

нальной философской основе. Даже среди студенческой молодежи (наиболее культурной и

информированной в молодежной среде), по данным наших исследований, испытывают

опасение относительно загрязнения окружающей среды, экологической катастрофы менее

четверти опрошенных (19,7%; исследование МГСА "Молодежь-2002", N = 718). Экологически

ориентированные группы немногочисленны и в известной мере являются подражанием

формам молодежной активности Запада. Акции российского "Гринписа", например, в

большей мере демонстративны, чем эффективны.

Некоторые молодежные объединения в своих официальных материалах демонстрируют

четкую ориентацию на экологическую проблематику, но в действительности не она состав-

ляет основу группообразования. В подобных случаях очевидно использование популярных

субкультурных образов для имиджа организованных структур. Но здесь есть и другая

сторона: стихийным группам, основанным на каком-либо общем интересе, не слишком

принимаемом в обществе, удобнее организовываться при официальных структурах и под-

держивать их в той мере, в какой это не мешает реализовывать особое видение мира и

соответствующие социальные практики. В ином случае существование некоторых из таких

любительских объединений было бы почти невозможным из-за материальных трудностей и

правовых препятствий.

Байкеры versus мотоциклисты. Иногда спонтанные формы субкультурной активности

соотносят с некоторыми привычными западными стилями по ошибке, в одно целое соеди-

няются разные по природе явления. Такова ситуация в отношении байкерства. В России

есть некоторое число байкерских группировок в привычном для Запада смысле. По своему

происхождению они - слепок с западных байкеров, но социальная подоплека здесь иная. В

России подражать западным байкерам могут преимущественно состоятельные люди. Имея

особые мотоциклы (в России - недоступные по цене даже для "среднего класса") и другие

культовые знаки байкерства, российские байкеры чаще всего лишь потребители опреде-

ленного культурного ассортимента. По экспертным оценкам, большинство из них не спо-

собны исправить даже простые поломки в мотоцикле, по любому поводу обращаются на

станции технического обслуживания.

Иной характер носит связанный с мотоциклом стиль жизни, который начинает распро-

страняться в России. Молодые люди, придерживающиеся его, не имеют какой-либо идейной

платформы, идентификация происходит в рамках небольших сообществ, у которых нет

знаковой системы и даже самоназвания (пример из наших интервью с 19-летним участником

одного из сообществ мотоциклистов: "Как вы сами себя называете?" - "Никак. Мото-

циклистами - как еще?" - "Не байкерами?" - "Нет! Только не байкерами!"). Характерно,

что одна из черт самоидентификации участников движения - подчеркивание своего отличия

от байкеров ("они - тупые__________, пьянь"). На основе интервью с рядом юношей, участвовавших в

июне 2000 г. в ежегодном мотофестивале в Малоярославце (город в Калужской области, в

120 км от Москвы), мы можем констатировать, что организованные для байкеров формы

соревнований ("сосиска": задача девушки, сидящей сзади байкера, откусить на ходу

подвешенную сосиску; соревнование на звание "мисс мокрая майка" и др.) не привлекают ни

мотоциклистов-спортсменов (для которых также организованы собственно спортивные

конкурсы), ни той части мотоциклистов, о которых мы говорим. Ежегодный съезд

(в прямом смысле - на мотоциклах) нескольких тысяч юношей и девушек (девушки чаще -

как сопровождение) из многих российских городов и сел (даже с Дальнего Востока) в

Малоярославце показывает, что определенная часть участников мотофестиваля придержи-

ваются особого стиля жизни. Они обычно сами создают свой мотоцикл: покупают очень

дешево старый (обычно в деревне), дополняют его деталями выброшенных на свалку мото-

циклов, автомобилей, разного рода промышленных отходов. Такой обновленный, с ориги-

нальным дизайном мотоцикл, не способный развивать слишком большой скорости, стоит

примерно в 10 раз меньше, чем продаваемый в магазине. Мы наблюдали работу по пере-

делке мотоциклов в нескольких московских гаражах: юноши на протяжении трех-четырех

месяцев собирали их, фактически переселились в гаражи. Некоторые переоборудовали под

мастерские свои комнаты в квартирах, и мотоцикл занимает основное место в таких комна-

тах. Атмосфера в период сборки - рабочая и спокойная, работу не завершают попойки.

Образец дизайна, а частью и технической конструкции мотоцикла берется из западных

журналов. Когда работа закончена, небольшие группы (дружеские компании) едут, нe

нарушая правил, вместе. Они не ставят никаких особых целей путешествия - "просто едут".

Это не определившееся еще движение формируется в среде молодых людей из семей с

небольшим достатком. Возможность свободно ехать на технике, сделанной своими руками,

создает почву для самоутверждения и творческого отношения к жизни. В России мотоцикл

давно стал одним из основных средств передвижения в небольших городах и селах, гораздо

более важным и нередко более престижным, чем автомобиль. В этом отношении практика

означенного движения мотоциклистов очень давняя, совершенно не байкерская, пока слабо

фиксирующая свое символическое пространство, но, несомненно, связанная с особой

субъективной конструкцией социальной реальности. (Здесь много параллелей с сооб-

ществом владельцев автомобилей-олдтаймеров, как показывает только что завершенное

под нашим руководством исследование ).

Рейверы. Среди заимствований с Запада в Европейской части России достаточно

заметны, в основном благодаря средствам массовой информации, рейверы. "Рейв" (от англ.

rave - бредить, бред, бессвязная речь, также: неистовствовать, реветь, выть, бушевать,

говорить с энтузиазмом) трактуется в "Словаре современного сленга" Т. Торна как "дикая

вечеринка (a wild party), танцы или ситуация отчаянного поведения" .

Источником жизненных ориентиров рейверов стал музыкальный стиль, а если точнее -

образцы жизненного стиля наиболее популярных, выступающих в харизматической роли

кумиров музыкантов - носителей (создателей) соответствующих социокультурных образ-

цов. Оторвавшись от источника, рейв приобрел интернациональные черты, свойственные и

российским последователям из среды молодежи. Российские рейверы в основном заимст-

вуют модель поведения завсегдатаев ночных клубов. Соответственно этой модели образ

жизни российского рейвера - ночной. В облике рейверов и стилистике поведения реали-

зуется идея отхода человека от природы. Индустриальные ритмы, характерные для музы-

кального стиля рейверов, - своего рода альтернатива рок-музыке.

В России рейв-культура развивается примерно с 5-летним запаздыванием по

отношению

к мировой практике. Такую оценку дают участники действующих в крупных городах рейв-

клубов. В Москве входная плата в клуб 20 долларов, напитки продаются по ресторанным

ценам, следовательно, в российском варианте это никак не субкультура молодежи рабочих

кварталов, каковой она была в Великобритании в период зарождения.

Хип-хоп культура. Среди множества других субкультурных форм, основанных на музы-

кальных стилях, в России широкий размах получил рэп (англ. rap - легкий удар, стук).

Манера исполнения ("чтение"), внешний вид исполнителей, их действия идут в рэпе от

уличной жизни подростков в негритянских кварталах Америки, на российской почве этот

стиль носит подражательный характер и в последнее время все больше входит составной

частью в субкультурное полистилистическое образование, получившее название хип-хоп

культура. Ее приоритеты, кроме рэпа: брейкданс как форма танца и пластики тела,

граффити как вид особого настенного рисунка, экстремальные виды спорта, стритбол

(уличный футбол) и т.д. Она достаточно демократична, не теряет прямой связи с

"молодежью улицы", хотя очевидно, что ее идентичность поддерживается извне. Таковы

проводимые в Москве конкурсы "Культура улицы", платные школы брейкданса (в Москве

их по крайней мере восемь), соответствующие сайты в Интернете.

В крупных городах довольно много молодежи в одежде, стилистически связанной с

рэпом. Но фанаты рэпа относятся к "крутым парням в широких штанах (а часто просто в

узких с карманами)", изображающих из себя рэперов, с презрением. На то обстоятельство,

что рэперская одежда встречается достаточно часто в Москве и в некоторых других

российских городах, в большей мере влияет экономический фактор: такая одежда про-

дается на оптовых вещевых рынках и относительно недорога. Но, разумеется, определенная

часть молодежи вполне сознательно ориентирована на хип-хоп культуру.

Анализ информации о рейверах, рэперах и других молодежных сообществах, основанных

на заимствованных стилях жизни, показывает, что в своей сущности такие сообщества (с их

корпоративными правилами и образцами поведения, одежды, музыкальных вкусов) - лишь

трамплин в институционализированное общество. Они в этом смысле являются некоторым

достраиванием социальной реальности для смягчения напряженности при вхождении в

общественные структуры .

Романтическая компенсация повседневной рутины . В выделении этого признака ряда

молодежных субкультур для нас важна не столько мотивация соответствующих действий,

сколько выявление фактора, внешнего по отношению к конкретным субкультурным про-

явлениям. Как и криминализация общества, и западные влияния, романтическая компенса-

ция может быть рассмотрена в данном аспекте. Она выражает особенности и данного

времени, и общего для молодежи (в модели европейской цивилизации) стремления к

обновлению, приключению, испытанию себя в необычных условиях, поиску смысла

"Тяга к опасному" реализуется в различных формах молодежных сообществ и не

обязательно имеет криминальный оттенок. Фактически субкультурными образованиями

стали группы, объединяемые интересом к экстремальным видам спорта. Некоторые сооб-

щества сформировали довольно развитую идеологию на перекрестке актуальных общест-

венных проблем и практику испытания волевых качеств личности в экстремальных

условиях.

Диггеры. К такого рода субкультурным феноменам относятся диггеры - исследователи

подземных коммуникаций. Опасности пребывания в подземных ходах, закрытость сооб-

ществ диггеров, таинственность мира подземелий, лишенного обыденности, - эти свойства

диггерства определяют внутренние мотивы интереса определенной части молодежи к таким

формам активности. Здесь есть параллели с профессиональной деятельностью спелеологов,

но в неменьшей степени, как представляется, - с герильей (без политических мотивов, а

лишь по самоощущению участников), военной разведкой (нередко военная форма исполь-

зуется как идентификационный знак), приключениями в стиле Индианы Джонса.

Если в начале 90-х годов активность диггеров отмечалась главным образом в Москве, то

к настоящему времени объединения диггеров (обычно - не зарегистрированные

официально) существуют во многих городах России (Владивосток, Самара и др.). Они имеют

малочисленный состав участников (до нескольких десятков человек) и не стремятся к

расширению этого состава. Тяги к афишированию своей деятельности диггеры, как пра-

вило, не обнаруживают. Лишь в некоторых группах есть представители средств массовой

информации.

Толкинисты. Особняком в молодежных субкультурах России стоят толкинисты.

Очевидна их связь с иностранным источником - образами книг Джона Рональда Роуэла

Толкиена "Хоббит", "Властелин колец" и "Сильмариллион", сюжеты которых были поло-

жены в основу ролевых игр, породивших своеобразное общественное движение. В то же

время в этом движении многое достаточно оригинально, связано с российскими

экзистенциальными и мировоззренческими проблемами, с российским менталитетом. Идеи

и образы Толкиена скорее стали материалом для конструирования реальности толки-

нистами, чем законченными социокультурными моделями. Это подтверждается и пара-

доксальным обстоятельством продвижения на российском кинорынке в 2002 г. фильма

компании Wignut Films "Властелин колец", который, тем не менее, не повлек за собой

заметных изменений в активности толкиенистов.

Основываясь на интервью с рядом участников движения толкинистов, мы можем

зафиксировать некоторые его характерные черты. Начало движения относится примерно к

1992 г. Толкинисты появились на физфаке МГУ. Соединение популярных в то время

ролевых игр с художественным миром Толкиена дало необходимый материал для социаль-

ного конструирования и идентификаций. Местами сбора толкинистов в Москве стали

"Эгладор" (Нескучный сад, в четверг после 6 вечера, общение шло почти до утра) и

Царицыно (встречи были по субботам). На встречи в конце 90-х годов собиралось по

несколько сот человек, одетых в экзотические самодельные одежды: "по-эльфийски"

(красивые накидки разных цветов поверх доспехов, броши, хайратник и фенечки из бисера

или мулине и колокольчики, которые в основном покупали в магазине "Охотник" на

Арбате), "по-гномовски" (капюшоны, кожаные доспехи или балахоны с надписями

"Монавар", "Скорпионе" и т.д.); "гоблины" и другое черное воинство были одеты в

основном в косухи и в козаки. Фенечки, колокольчики не снимались, и толкинисты

узнавали друг друга в любой обстановке. Один из лозунгов: "Тусоваться всегда, тусоваться

везде, даже на суше, даже в воде".

Участники встреч имели экзотическое самодельное вооружение для ведения боев. Бои -

основное занятие, они шли постоянно в течение вечера по всей территории, часто - стенка

на стенку (бои на мечах). В ходе встреч дрались на деревянных мечах, сделанных из клюшек

или из лыж. Кистени делались из лыжных палок, карнизов от занавесок, каких-то палок и

т.д. Были и доспехи - поначалу из картона, дерева, железа (кастрюльки, крышки от

сковороды), позже - специально изготовленные.

При встрече все общались и вели себя соответственно героям Толкиена, с которыми

себя идентифицировали. Ставили пиво или сигареты на выигрыш в боях. Очень много

курили. Наркотики, по всей видимости, принимать было не принято.

Новых приводит кто-нибудь из "ветеранов", он обычно и становится "родственником".

Каждый, кто приходит, берет себе имя, заимствованное у Толкиена, сочиняет историю

своей жизни. Девушки вначале обычно эльфийки. История увязана с историей "родст-

венника", потом она может измениться, когда появятся "мать", "отец". Этикет общения -

ориентированный на "аристократический" ("Что вам угодно, милостивый государь?"). Все

объединены в семьи (мамы, братья и сестры), проводятся "свадьбы", где жрец, орудуя

мечом как крестом, произносит перед "новобрачными" ритуальную фразу: "Я венчаю вас во

имя водки, пива и спиртнаго духа". На венчание испрашивается согласие "родителей", надо

пригласить всю "семью". Когда "жених" целует "невесту" - вслух ведется счет, и сколько

насчитывают, столько бутылок пива надо поставить собравшимся в случае "развода"

("Поэтому развод невыгодное дело").

В последнее время толкинисты с большим стажем ("старики") уже не ходят на "Эгладор"

("там гниль, новенькиев{"). Важными организационными формами движения стали "каби-

нетки" - ролевые игры, проводящиеся небольшим числом участников в квартире одного из

них, а также выездные игры, которые проводятся по предварительно разработанному

сценарию (обычно по мотивам одной из книг Толкиена) нередко в лесу, с ночевками в

Организация ролевых игр все более четко регламентируется и планируется. Так, в Нижнем

Новгороде действует Клуб Ролевых Игр (КРИНН), в рамках которого проводятся конфе-

ренции "мастеров" региона для координации их действий на следующий игровой сезон и

составления графика игр.

Проблема общения - одна из актуальных для молодежи, и ролевые игры оказываются

важным средством технологической подготовки к более эффективному общению в моло-

дежной среде. Проблема идеала накладывается на проблему общения в аномичном

обществе, и фантазии Толкиена оказываются большей реальностью, чем мир российской

социальной действительности. В одном из интервью (девушка 19 лет, активная участница

встреч толкинистов до 1999 г.) есть выразительное представление такого соединения

реальности и иллюзии: "Я по телефону обсуждала сюжеты из "Сильмариллион" Толкиена,

всю ночь говорили о стихах, рыдали над их трагическим звучанием".

На этом фоне в ролевые игры все более активно внедряются мистические идеи, что

связано с увлечением некоторой частью участников ролевых игр книгами Н. Перумова,

М. Семеновой, А. Сапковского и других российских пропагандистов оккультизма и неоязы-

чества. Такие увлечения закрепляются сценариями некоторых игр. Например, в одной из

них ("Древняя Русь-97") от каждого участника требовалось принести жертву идолу языче-

ского бога Перуна. В других играх прослеживались связи с сатанинскими ритуалами:

"черная месса" на "животе обнаженной эльфийки" и т.д.

В целом мифологизация в рамках данного неформального объединения выстроена по

конфигурации романтизированного и более яркого мира, чем тот, который окружает

молодых россиян. Характерно, что формами общения являются различного рода дискурсы.

Обращает на себя внимание и "семейная" организация толкинистского сообщества. Нам

известны факты, когда ролевые браки становились позже реальными. Вообще утеря ясной

грани между реальностью и вымыслом оказалась способом компенсации аномии и

разрушения идеалов советского времени. Вполне серьезно участники толкинистских встреч

видят себя спасителями мира (в одной из наших записей: "Дома маме я говорила: как ты не

понимаешь, мы же совершаем подвиги, мы же спасаем мир!").

В конечном счете в толкинистском движении как-то сказалась ментальность россиян,

ранее реализовавшаяся в таких формах, как тимуровское движение. Литературные образы

Аркадия Гайдара определяли лицо общественного движения детей и подростков в СССР на

протяжении десятилетий. Тимуровские отряды создавались повсеместно, в их деятельности

соединялась общественная польза и романтическое отношение к жизни. На фоне дискре-

дитации образов советской юношеской литературы, дававшей образцы для поведения

молодому человеку в определенной нормативно-ценностной системе, в том числе в прямой

форме ролевых игр, как это было в книгах Гайдара, мифологизации Толкиена оказались

востребованными, поскольку повторяли близкую конструкцию - вполне завершенную и

идейно освященную, легко воспроизводимую в ролевом поведении.

Воспроизводство некоторых черт советского прошлого. Перенос в молодежную среду

моделей поведения и организации жизненного пространства из советской эпохи носит

субкультурный характер главным образом в крупных городах (сохранение соответствую-

щих черт как свидетельство медленного развития культурных форм в российской провин-

ции вряд ли следует трактовать в субкультурном аспекте). Следы такого переноса обнару-

живаются в организациях, сохраняющих связь с пионерией, комсомолом, компартией в их

прошлых формах. Такого рода феномены удалось обнаружить в проведенном под нашим

руководством исследовании прокоммунистических ориентаций современной российской

молодежи. Было установлено, в частности, что среда молодых коммунистов обладает

чертами социокультурной общности, близкой по своим показателям к субкультурному

феномену . Объединительным мотивом чаще является не политический выбор, а

стремление к общению и преодоление обыденной рутины.

Подведем некоторые итоги.

1. Субкультурные феномены легко поддаются описанию, но их классификация и

типологизация затруднены многообразием несводимых в систему признаков. Методологи-

чески важно видеть, что какой-то стройной классификации субкультур создавать нет смыс-

ла. Упорядочение фиксируемых данных скорее всего возможно в рамках каждого из отдель-

ных фрагментов субкультурной мозаики.

2. Молодежные субкультуры в России несут на себе воздействие криминализации

общества, западной культурной экспансии, тяги к преодолению рутины повседневности,

"родимых пятен" советской эпохи. Эти воздействия переплетаются, они в разной мере при-

сущи тем или иным субкультурным феноменам. Главное же состоит в том, что субкультур-

ная специфика не свойственна молодому поколению россиян как таковому, это мозаика

социокультурных образований, фрагментарно рассеянная в молодежной среде.

3. Некоторые из молодежных субкультур могут создавать платформу для развития нега-

тивных тенденций в молодежной среде (проблемы наркотизма, насилия и т.д.), другие

скорее имеют позитивное общественное значение (экология и т.д.). Во всех случаях важно,

что через субкультурные формы для определенной части молодежи лежит путь к освоению

социальности.

4. Анализ ряда субкультурных феноменов в современной России свидетельствует, что в

российской социальной практике появляются те стороны общинного взаимодействия моло-

дежи, которые в советское время реализовывались в деятельности комсомола. Утеря этого

института социализации по соображениям политического характера не была восполнена на

уровне обыденности, что вызывает определенную неудовлетворенность и поиск новых

форм коллективности. Это обстоятельство следует учитывать при рассмотрении вопроса о

молодежных субкультурных феноменах в современной России. С такой точки зрения яснее

станет характер организованных структур в российском молодежном движении. Собствен-

но, это и позволяет более широко представить субкультуры молодежи в России в их

специфике, генезисе и возможном влиянии на стили жизни в ближайшие десятилетия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Левичева В.Ф. Молодежный Вавилон. М., 1989.

2. Сикевич З.В. Молодежная культура: за и против. Л., 1990.

3. Суртаев В.Я. Молодежная культура. СПб., 1999.

4. Щепанская Т.Е. Символика молодежной субкультуры: опыт исследования системы. СПб., 1993.

5. Pilkington H. Russia"s Youth and its Culture. A Nation"s Constructors and Constructed. L. Routledge,

6. Социология молодежи. Учебник / Отв. ред. В.Т. Лисовский. СПб., 1996.

7. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария ФД. и др. Социология молодежи. Учеб. пособие. Ростов н/Д,

8. Foucault M. L"archeologie du savoir. Paris, Gallimard, 1969.

9. Российский статистический ежегодник 2001. М.: Госкомстат России, 2001.

10. Информация: результаты опросов // Мониторинг общественного мнения: Эконом. и социальн.

перемены. 2002. № 1.

11. Положение молодежи в Российской Федерации: 1995 год. Доклад Правительству Российской Федера-

ции / B.A. Луков (отв. ред.). М., 1996.

12. Русаков М.Ю. Владельцы автомобилей-олдтаймеров как социальная общность: Автореф. дис... канд.

социол. наук. М., 2002.

13. Thorne Т . Dictionary of Moderne Slang. N.Y., 1996.

14. Ковалева А.И.,Луков В.А. Социология молодежи: теоретические вопросы. М., 1999.

15. Михайлов М.А. Прокоммунистические ориентации молодежи современной России: Автореф. дис...

канд. социол. наук. М., 1999.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Состояние современной молодежной субкультуры, причины ее возникновения, классификация, характеристика типов, их внешний вид, символика и атрибутика. Мировоззренческая, ценностно-ориентационная и переориентационная составляющие молодежной субкультуры.

    реферат , добавлен 11.10.2009

    Современные подходы к пониманию молодежной субкультуры. Понятие "субкультура" как набор символов, убеждений, ценностей, норм поведения, отличающие сообщества. Неформальные молодежные движения. Хиппи, панки, металлисты, экстремалы, скинхеды и фенсы.

    реферат , добавлен 17.04.2009

    Общая характеристика современных политических процессов России и их влияние на общественно-культурную ситуацию в стране. Феномен молодежной субкультуры. Основные признаки неформалов. Молодежная субкультура в условиях мегаполиса (на примере Москвы).

    курсовая работа , добавлен 23.04.2011

    Социологический аспект молодежной культуры. Попытки реализации целостной программы гуманитарной социализации в государственном масштабе. Явление группового стереотипа и группового поведения в границах своего поколения; типология молодежной субкультуры.

    реферат , добавлен 19.12.2009

    Молодежная субкультура как форма самовыражения молодых людей, роль имиджа в их образе жизни. Имиджевая манифестация в изучении молодежной субкультуры. Семантические аспекты имиджа и понятие манифестации. Символика внешнего имиджа молодежных субкультур.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2009

    Понятие культуры, ее элементы и формы. Имидж для представителей молодежной субкультуры, ее символы и средства. Молодежные, ролевые движения, индустриальные и спортивные субкультуры. Генетические связи и конфликты между ними. Особенности картины мира.

    реферат , добавлен 17.12.2010

    Современные подходы к пониманию молодежной субкультуры. Специфическая система норм и ценностей каждой социокультурной общности. Культура сословий и современных социальных групп. Определение и сущность маргинальной культуры, субкультуры, контркультуры.

    реферат , добавлен 29.03.2011

    Место моды и субкультуры в современном обществе. Неформальные объединения молодежи, их собственный ценностный строй, обычаи и нормы. Характерные черты субкультуры, специфический стиль и формы жизни и поведения участников, их ценности и мировосприятие.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2010

Молодежные субкультуры для России - явление молодое. В традиционном обществе их не было, поскольку не было «молодежи» в современном понимании. Ребенок сразу вырастал во взрослого человека со всеми его обязанностями и особенностями поведения. Обычно это было связано с браком, срок которого на Руси, как и в иных традиционных обществах, наступал с половым созреванием. Женщина чуть старше 30 лет часто уже была бабушкой и нянчилась с внуками, а ее муж распоряжался большой семьей, состоявшей из нескольких поколений родственников.

Как утверждает Ф. Гайда, подобное общество при его ценностном консерватизме было крайне мобильно - каждый его член играл важную социальную роль. Более того, не было нужды в какой-то нарочито выдуманной государственной идеологии или национальной идее, чувство ответственности прививалось с пеленок, а оно почти всегда отгораживало от непатриотического или эгоистического поведения.

Освобожденные в 1762 году от обязательной службы дворяне, быстро проникшиеся чувством собственной исключительности, субкультуры, однако, не образовывали. Кроме того, субкультура - явление преимущественно городское, а Россия в целом оставалась обществом аграрным. В начале XIX века молодое дворянство восприняло английский дендизм, но субкультурой это вряд ли назовешь: молодых денди в столицах были единицы. Налицо имитация западного образца .

Все это лишний раз подтверждает факт влияния на образование тех или иных молодежных течений условий окружающей действительности и общественных факторов. Распад традиционных общественных связей всегда порождает неформальные объединения. Появляется необходимость отличаться от всего вокруг, и сразу же находится выход - новая социальная реальность.

Субкультурная активность молодежи зависит от многих факторов: от уровня образования (более выражено стремление присоединиться к той или иной субкультуре у лиц с низким уровнем образования), от возраста (в основном это молодые люди 16-18 лет), от места жительства (как уже было сказано, неформальные движения больше характерны для городской среды с её обилием социальных связей).

Брешин А.А. дает следующее деление субкультур :

1) по социально-правовому признаку:

· социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам;

· просоциальные или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности;

· асоциальные;

2) по направленности интересов:

· увлечение современной молодежной музыкой;

· околоспортивные - различные фанаты;

· философско-мистические;

· защитники окружающей среды;

3) по групповому признаку:

· по образу жизни - «системники» (хакеры, блоггеры, геймеры);

· по способам времяпрепровождений;

· по социальной позиции - экокультурные (Green Peace);

· по творческой направленности (художники, поэты, музыканты и т.д.).

Выделенные типы классификации субкультур различаются по степени выраженности феноменов межгрупповой дифференциации и базируются на выделении одного социально значимого признака, на котором строится классификация.

В общем, молодежные субкультуры, под которыми понимается гомогенная возрастная группа людей, объединенных формальными или неформальными признаками, имеют свою специфику. У членов группы обнаруживается целый ряд общих черт. Определяющей общей чертой является возраст. Наряду с ним выявляются и другие общие черты: такие, например, как пол, социальная роль, социальное происхождение, соседские отношения и, наконец, образ мыслей и формы поведения. При такой трактовке субкультура понимается как любое неформальное молодежное объединение, которое имеет несколько основных уровней .

Обычно первый уровень - это сама группа молодых людей, объединенных общими интересами (к такой, например, относится субкультура флэш-моб). Второй уровень - это группы молодежи, принципиально отрицающие общественные ценности, выступающие за построение общества с иными ценностями, декларируемыми их субкультурой (скинхеды, панки). Третий уровень - молодежь, решительно отвергающая любой порядок и все существующие ценности (анархисты).

Можно выделить основные характеристики современных молодежных субкультур: кратковременность, наличие своеобразных правил поведения в обществе, минимализм в символике, строгий внутренний самоорганизующийся характер.

Однако на современном этапе в обществе присутствуют и такие субкультуры, которые не просто являются формой самореализации молодежи, но и представляют собой уникальное социокультурное и психологическое образование, отличающееся от ранее возникших и до сих пор имеющих место в мире субкультур склонностью к художественно-театральным постановкам (флэш-мобы) и граффити (райтеры) как уникальной формой уличного искусства. Из этого можно сделать вывод о том, что появление новых субкультурных образований в нашей стране обуславливается не только стремлением революционных образом перевернуть настоящий ход вещей или полностью абстрагироваться от действительности, но и стремлением позиционировать себя и молодежь в целом как самостоятельную и деятельную массу людей, готовых к объединению и поддержанию благоприятного климата в обществе.

Также важно отметить, что субкультурную молодежь в основном представляют люди из достаточно благополучных и состоятельных семей. Если даже в самой благополучной семье с уже возмужавшим подростком продолжают обходиться, как с маленьким ребенком, контролируя каждый его вздох и шаг, то, как правило, этот подросток либо постепенно превращается в совершенно беспомощное, безвольное, инфантильное существо, либо очень скоро оказывается в неформальной молодежной организации, в группе равных. В таком случае молодежная субкультура превращается для молодого человека в своего рода игру, отсутствие которой у многих людей в молодости оборачивается в будущем неумением «вписываться в общество».

Как отмечает Светлана Игоревна Левикова, доктор философских наук, для возникновения молодежной субкультуры необходимо сочетание как минимум следующих факторов :

· отвержение принятых ранее регламентирующих социальных нормативов, не удовлетворяющих более ввиду объективно изменившихся условий (так называемая реакция эмансипации и негативизма);

· попытки построения собственных «независимых» мировоззренческих систем;

· поиск молодыми людьми референтных групп со сходными целевыми установками (так называемая реакция группирования).

С предпосылками молодежной субкультуры имеют дело в нескольких случаях, обычно в следующих:

· в семье, где имеет место излишний контроль родителей или, наоборот, предоставление подростку сверхсвободы, как уже отмечалось ранее;

· в формальной группе (организации), к которой принадлежат молодые люди (как правило, в учебном заведении);

· в так называемых локальных войнах, в результате участия в которых молодой человек приобретает столь необычный для мирного течения жизни опыт (опыт страха, боли, убийства, крови, потери товарищей), накладывающий такой отпечаток на восприятие действительности и на отношение к окружающему миру, что молодой человек уже не вписывается в мирную жизнь, в которую возвращается;

· среди безработных, а также временно или частично занятых.

Стоит отметить, что появление молодежных субкультур в России по большей части связано с влиянием Запада. Однако в российской среде некоторые из субкультур являются простым заимствованием, а другие могут отражать скорее сходство мотивов действий. Яркий пример тому - российские скинхеды (нацисты, расисты и т.д.), возникшие как движение в начале 90-х годов ХХ века. Хоть они и близки к западным аналогам по форме, но порождены, прежде всего, внутренними проблемами страны. В целом, имеются разные дистанции российских субкультурных феноменов от западных образцов.

По мнению Владимира Андреевича Лукова, российского культуролога и литературоведа, российскую специфику субкультурных образований в молодежной среде, а точнее их слабую развитость в традиционном для Запада понимании, определяют три фактора.

Первый - социальная и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий и обнищание основной части населения. В последние годы молодые люди с низким уровнем денежных доходов составляли около 20% населения, а своей возрастной группе - почти 28%. Доля же безработной молодежи насчитывала около 37%. Для значительной части молодежи проблема физического выживания отодвигает на задний план потребности, реализуемые в формах молодежных субкультур .

Второй фактор - особенности социальной мобильности в российском обществе. Каналы восходящей социальной мобильности еще в 1990-е годы претерпели коренные изменения, и молодежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие сроки. Первоначально это привело к оттоку молодежи из системы образования, особенно высшего и послевузовского: для быстрого успеха (понимаемого как обогащение и достигаемого в основном в сфере торговли и услуг) высокий уровень образования был скорее помехой, чем помощью. Но позже вновь усилилась тяга к получению образования как гаранта личного жизненного успеха. Кроме того, действует фактор укрывания юношей от службы в армии.

Возможность быстро достичь успеха, стать богатым, в действительности слишком часто основанная на криминале, является, тем не менее, основой для социальных установок и ожиданий значительной части российской молодежи. Этим во многом вытесняется идентификация с субкультурными ценностями в западном смысле, поскольку такая идентификация в российских социокультурных условиях противоречит реализации установок на материальное благополучие.

Третий фактор - аномия в российском обществе в дюркгеймовом смысле, т.е. утеря тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. В молодежной среде аномия ведет к парадоксальному сочетанию актуальных оценок и глубинных ценностных предпочтений.

В плане актуальных оценок особенно значимо отношение молодежи к органам государственной власти, к высшим должностным лицам. В середине 1990-х годов негативные оценки преобладали повсеместно, но и исследования последнего времени фиксируют относительно низкие показатели доверия молодежи к государственным структурам. Важным итогом недоверия к власти является распространение уверенности молодых россиян в том, что можно полагаться только на собственные силы. На фоне социальной аномии широчайшее распространение приобретает преступность среди российской молодежи. Этот драматический факт имеет непосредственное отношение к специфике молодежных субкультур в России .

Если попытаться выявить черты, свойственные различным субкультурным образованиям в молодежной среде, то связь с субкультурами криминала окажется одной из наиболее часто представленных наряду с влиянием западной молодежной моды, феноменом романтической компенсации повседневной рутины, а также воспроизводством некоторых черт советского прошлого. Именно эти четыре характеристики могут выступать как основа типологизации молодежных субкультур в России.

Вообще, основой любой субкультуры всегда является утопия - представление о возможностях некой группы людей объединиться и совместными усилиями перевернуть окружающий мир. Это может быть мировая революция и всемирная коммуна, технократическое будущее и победа национальной сборной в мировом чемпионате. Вопрос только в масштабах сознания, а его, как известно, можно расширять различными способами. Для субкультур это задача крайне важная.

Ф. Гайда пишет, что студенты XIX века читали новейшие книжки, готовили конспекты и обсуждали их на собраниях с целью немедленного внедрения в повседневность вычитанных идей. Спустя век стало принято сочинять остросоциальные стихи или философские притчи и класть их на музыку, в перерывах между этим благородным занятием принимая те или иные стимулирующие творчество препараты. Иногда они оказывались слишком сильными. В итоге все заканчивалось разочарованием. По мере сужения горизонтов мысли цели субкультур тоже мельчают. Постепенно основным ориентиром становится релаксация. Но сознанию опасно существовать в таком состоянии вечно, это ведет к его подчинению и разрушению. Личность постепенно затрется, выгорит, а иллюзорное единство с единомышленниками разрушится .

Поводя итог, можно сказать, что субкультура - это то, что дает возможность человеку выразить себя как сильную, независимую личность. Она предоставляет молодежи все то, чего им не хватает в повседневной жизни. Однако нельзя забывать о том, что, в конечном счете, можно получить лишь полное отрешение от общества как такового, замкнуться в себе и навечно остаться в роли игрока в идеальный мир.