Специфика детской литературы. Основные особенности детской литературы Классификация детской литературы кратко


Детская литература - это специфическая сфера общей литературы. Принципы. Специфика детской литературы.
Детская литература — часть общей литературы, наделённая всеми присущими ей свойствами, при этом ориентированная на интересы детей-читателей и потому выделяющаяся художественной спецификой, адекватной детской психологии. Функциональные виды детской литературы включают учебно-познавательные, этические, развлекательные произведения.
Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. А.М. Горький называл детскую литературу «суверенной» областью всей нашей литературы. И хотя принципы, задачи, художественный метод литературы для взрослых и детской литературы едины, последней свойственны только ей присущие черты, которые условно можно назвать спецификой детской литературы.
Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом читателей. Основная отличительная черта ее — органическое слияние искусства с требованиями педагогики. Под педагогическими требованиями подразумеваются, в частности, учет интересов, познавательных возможностей и возрастных особенностей детей.
Об особенностях детской литературы как искусстве слова в свое время говорили основоположники теории детской литературы - выдающиеся писатели, критики и педагоги. Они понимали, что детская литература - есть подлинное искусство, а не средство дидактики. По словам В. Г. Белинского, литература для детей должна отличаться «художественной истинностью создания», то есть быть явлением искусства, а авторы детских книг должны быть широко образованными людьми, стоящими на уровне передовой науки своего времени и иметь «взгляд на предметы просвещенный».
Назначение детской литературы — быть художественным и познавательным чтением для ребенка. Это назначение определяет те важные функции, которые она призвана выполнять в обществе:
Детская литература, как и литература вообще, принадлежит к области искусства слова. Этим определяется ее эстетическая функция. Она связана с особого рода эмоциями, возникающими при чтении литературных произведений. Дети способны испытывать эстетическое удовольствие от прочитанного в не меньшей степени, чем взрослые. Ребенок с радостью погружается в фантазийный мир сказок и приключений, сопереживает героям, чувствует стихотворный ритм, радуется звуковой и словесной игре. Хорошо понимают дети юмор и шутку. Не сознавая условности созданного автором художественного мира, дети горячо верят в происходящее, но такая вера и есть подлинное торжество литературного вымысла. Мы вступаем в мир игры, где одновременно сознаем ее условность и верим в ее действительность.
Познавательная (гносеологическая) функция литературы заключается в том, чтобы познакомить читателя с миром людей и явлений. Даже в тех случаях, когда писатель уводит ребенка в мир невозможного, он говорит о закономерностях человеческой жизни, о людях и их характерах. Это осуществляется через художественные образы, которые обладают высокой степенью обобщения. Они позволяют читателю увидеть в единичном факте, событии или характере закономерное, типичное, всеобщее.
Нравственная (воспитательная) функция присуща всякой литературе, поскольку литература постигает и освещает мир в соответствии с определенными ценностями. Речь идет как об универсальных и всеобщих ценностях, так и о локальных, связанных с конкретным временем и конкретной культурой.
Детская литература со времени своего зарождения выполняла дидактическую функцию. Назначение литературы — приобщить читателя к универсальным ценностям человеческого бытия.
Функции детской литературы определяют ее важную роль в обществе — развивать и воспитывать детей средствами художественного слова. Это значит, что литература для детей в значительной степени зависит от существующих в обществе идеологических, религиозных, педагогических установок.
Говоря о возрастной специфике детской литературы можно выделить несколько групп на основании возраста читателя. Классификация литературы для детей повторяет общепринятые возрастные этапы развития личности человека:
1) ясельный, младший дошкольный возраст, когда дети, слушая и рассматривая книги, осваивают различные произведения литературы;
2) преддошкольный возраст, когда дети начинают овладевать грамотой, техникой чтения, но, как правило, в большей части остаются слушателями произведений литературы, охотно разглядывают, комментируют рисунки и текст;
3) младшие школьники — 6—8, 9—10 лет;
4) младшие подростки — 10—13 лет; 5) подростки (отрочество) — 13—16 лет;
6) юношество — 16—19 лет.
Книги, адресованные каждой из этих групп, имеют свои особенности.
Специфика литературы для самых маленьких определяется тем, что она имеет дело с человеком, почти ничего не знающем об окружающем мире и ещё не способном воспринимать сложную информацию. Для детей этого возраста предназначены книжки‑картинки, книжки-игрушки, книжки-раскладушки, книжки-панорамы, раскраски… Литературный материал для малыша - стихи и сказки, загадки, шутки, песни, скороговорки.
Серия "Читаем с мамой", например, рассчитана на детей от 1 года и включает в себя картонные книжки с яркими иллюстрациями, изображающими незнакомых ребёнку животных. Такая картинка сопровождается либо просто названием животного, которое ребёнок постепенно запоминает, либо коротким стихотворением, дающим представление о том, кто изображён на картинке.В небольшой объём - часто всего одно четверостишие - нужно уместить максимум знаний, при этом слова должны быть предельно конкретными, простыми, предложения - короткими и правильными, ведь слушая эти стихи, ребёнок учится говорить. В то же время стихотворение должно давать маленькому читателю яркий образ, указывать на характерные черты описываемого предмета или явления.
Поэтому написание подобных, на первый взгляд, предельно простых стихов, требует от автора едва ли не виртуозного владения словом, чтобы стихи для самых маленьких могли решить все эти непростые задачи. Не случайно лучшие детские стихи, услышанные человеком в самом раннем возрасте, часто остаются в памяти на всю жизнь и становятся первым опытом общения с искусством слова уже для его детей. В качестве примера здесь можно назвать стихи С. Я. Маршака "Детки в клетке", стихотворения А.Барто и К.Чуковского.
Ещё одна характерная черта литературы для самых маленьких - преобладание стихотворных произведений. Это не случайно: детское сознание уже знакомо с ритмом и рифмой - вспомним колыбельные и потешки, - а потому легче воспринимает информацию именно в таком виде. Вместе с тем, ритмически организованный текст даёт маленькому читателю целостный, законченный образ и апеллирует к его синкретическому восприятию мира, характерному для ранних форм мышления.

Особенности литературы для дошкольников

После трёх лет круг чтения несколько меняется: постепенно на второй план отходят самые простые книжки с короткими стихотворениями, их сменяют более сложные стихи на основе игровых сюжетов, например "Карусель" или "Цирк" С. Маршака. Круг тем естественно расширяется вместе с кругозором маленького читателя: ребёнок продолжает знакомиться с новыми явлениями окружающего мира. Особый интерес у подрастающих читателей с их богатым воображением вызывает всё необычное, поэтому любимым жанром дошкольников становятся стихотворные сказки: дети "от двух до пяти" легко переносятся в вымышленный мир и вживаются в предлагаемую игровую ситуацию.
Лучшим образцом таких книг до сих пор остаются сказки К.Чуковского: в игровой форме, на языке, доступном и понятном малышам, они рассказывают о сложных категориях, о том, как устроен мир, в котором предстоит жить маленькому человеку.
В это же время дошкольники, как правило, знакомятся и с народными сказками, сначала это сказки о животных ("Теремок", "Колобок", "Репка" и т.д.), а позже волшебные сказки со сложными поворотами сюжета, с превращениями и путешествиями и неизменным счастливым концом, победой добра над злом.

Литература для младших школьников

Постепенно книга в жизни ребенка начинает играть все большую роль. Он учится читать самостоятельно, требует рассказов, стихов, сказок о своем сверстнике, о природе, животных, о технике, о жизни разных стран и народов. Т.е. специфика литературы для младших школьников определяется ростом сознания и расширением круга интересов читателей. Произведения для детей семи-десяти лет насыщены новой информацией более сложного порядка, в связи с этим увеличивается их объём, усложняются сюжеты, появляются новые темы. На смену стихотворным сказкам приходят сказочные повести, рассказы о природе, о школьной жизни.
Специфика детской литературы должна выражаться не столько в выборе специальных «детских» тем, да еще поданных изолированно от реальной жизни, сколько в особенностях композиции и языка произведений.
Сюжет детских книг обычно имеет четкий стержень, не дает резких отступлений. Для него характерны, как правило, быстрая смена событий и занимательность.
Раскрытие характеров персонажей должно осуществляться предметно и зримо, через их дела и поступки, так как ребенка больше всего привлекают действия героев.
Требования к языку книг для детей связаны с задачей обогащения словаря юного читателя. Литературный язык, точный, образный, эмоциональный, согретый лиризмом, наиболее соответствует особенностям детского восприятия.
Итак, о специфике детской литературы можно говорить на том основании, что она имеет дело с формирующимся сознанием и сопровождает читателя в период его интенсивного духовного роста. Среди главных черт детской литературы можно отметить информационную и эмоциональную насыщенность, занимательность формы и своеобразное сочетание дидактического и художественного компонентов.





«Людям, никогда не читавшим сказок, труднее справляться с жизнью, чем тем, кто читал. У них нет того опыта странствий по дремучим лесам, встреч с незнакомцами, которые отвечают на доброту добротой, нет знаний, которые приобретаются в обществе Ослиной Шкуры, Кота в сапогах и Стойкого оловянного солдатика…»






Понятие «детская литература» включает в себя - как круг детского чтения, так и литературные произведения, написанные специально для детей. «Детское чтение» – круг произведений, которые читаются детьми В круг детского чтения входят: 1. Произведения устного народного творчества 2. Классическая литература (отечественная и зарубежная) 3. Современная литература (отечественная и зарубежная)


Специфика детской литературы в России была опоснована в статье Л.Толстого «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас, или нам у крестьянских ребят?» 1. Детская литература отдает предпочтение темам, взятым из жизни своего читателя. 2. Язык детской литературы должен быть не просто ярким, понятным ребенку.




Генриетта Ляховская Стать Настоящим Джинном Вырастать – Над кувшином Вдруг огнём, Становиться Ловко в нём Уместиться Чтобы мог малютка – джиннчик Нужен маленький кувшинчик, Беспокоится о сыне: Взрослый джин в польшом кувшине Чтобы что-нибудь понять, Надо Снизу вверх читать


Покровская А.К. Основные течения в современной детской литературе 3) Свои художественные средства изображения действительности: анимизм антропоморфизм алогизм Вера в одушевлённость природы Наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений Нелогическое рассуждение, ход мысли, нарушающий законы и правила логики






4) Художественные стихотворные приёмы аллитерация Дятел жил в дупле пустом, Дуб долбил как долотом. (С.Маршак) ассонанс Август. Алеет за лесом закат. Алые аисты к лесу летят (В.Лунин) повторение одних и тех же согласных звуков повторение одних и тех же гласных звуков


6) Особый тип сюжетосложения Мальчик Боб своей лошадке Дал кусочек шоколадки, А она закрыла рот, Шоколадки не берет. Как тут быть? Подпрыгнул Бобик, Сам себя вдруг хлопнул в лобик И с комода у дверей Тащит ножницы скорей. Распорол брюшко лошадке, Всунул ломтик шоколадки И запел: «Не хочешь в рот, Положу тебе в живот!» Боб ушел играть в пятнашки, А за полкой таракашки Подсмотрели и гуськом Вмиг к лошадке все бегом. Подбежали к шоколадке И лизнули: «Очень сладко!» Пир горой и в пять минут Шоколадке был капут. Вот приходит Боб с прогулки. Таракашки шмыг к шкатулке, Боб к лошадке: «Съела... ай! Завтра дам еще, будь пай». День за днем так две недели Мальчик Боб, вскочив с постели, Клал в живот ей шоколад И потом шел прыгать в сад. Лошадь кушала, старалась, Только кошка удивлялась: «Отчего все таракашки Растолстели, как барашки?»


7) Особый тип героя 1. маленький, равный по возрасту и по росту читателю, но удалой, сильный, спешащий на помощь. Это доблестный Ваня Васильчиков: Он поец Молодец, Он герой, Удалой: Он без няни гуляет по улицам (К. Чуковский Крокодил) 2. терпящий бедствие, нуждающийся в помощи, защите, совете, сострадании. И спинка полит, И животик Болеет родной Бегемотик (С.Козлов Больной бегемотик)


3. не существующий в реальной действительности, не имеющий в ней аналогов. Это гном Скрипаленок из одноименной сказки Н.Абрамцевой, домовенок Кузька в сказке Т.Александровой 4. герой-почемучка. Он отличается жаждой познания, задает множество неожиданных вопросов: Алеша, герой произведения Б.Житкова Что я видел: Я был маленький и всех спрашивал: Почему? И меня за это называли Почемучкой



"Тура мя 2 метала нарозех и с конем, олень мя один пол, а 2 лоси, один ногами топтал, а другой рогома пол;...лютый зверь вскочил ко мне на бедре и конь со мною повержен". "Леность по всему мати: еже умеетъ, то забудешь, а его жене умеешь, а тому ся не учить". "Его же умеючи того не забывайте доброго, а его же не умеючи, а тому ся учите", - говорит он и ссылается на своего отца Всеволода, который "дома сидя"




18 век – эпоха Просвещения В России появляется переводная литература византийских и западно-европейских рыцарских романов. « Голодная лисица заметила на одной лозе висящие гроздья винограда. Она захотела их достать, но не смогла и ушла, сказав про себя они еще зелены». «Волк увидел однажды, как пастухи в шалаше едят овцу. Он подошел близко и сказал «Какой шум поднялся бы у вас, если бы это делал я!»




Появляется первый журнал для детей Детское чтение для сердца и разума (), который издает Н.И.Новиков.








1. Календарный фольклор заклички, игровые песенки. Солнышко, солнышко, Выгляни в окошечко. Ждут тебя детки, Ждут малолетки. Дождик, дождик, лей, лей. На меня и на людей! А на Бабу-Ягу Хоть по целому ведру! непольшие песенки, сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда.








Где пастушка, а где потешка? Большие ноги Шли по дороге: Топ, топ, топ, Топ, топ, топ. Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ, топ, топ, топ, Топ, топ, топ, топ! Чей нос? Макеев. Куда едешь? В Киев. Что везешь? Рожь. Что возьмешь? Грош. Что купишь? Калач. С кем съешь? Один. Не ешь один!












Жеребьёвки Жеребьевки используются детьми тогда, когда необходимо деление на две команды Несмотря на краткость, жеребьевки не лишены художественной ценности. Золотое блюдечко или наливное яблочко? Коня вороного или казака удалого? Это предельно краткие, часто однострочные, рифмованные произведения, содержащие в себе вопрос.





47


Страшилки "Идет коза рогатая За малыми ребятами, Кто кашку не ест, Того - заподает!" это устные прозаические произведения условно-реалистической или фантастической направленности, имеющие, как правило, установку на достоверность это устные прозаические произведения условно-реалистической или фантастической направленности, имеющие, как правило, установку на достоверность


В них присутствует нечистая сила, опасные и загадочные явления, мертвецы и пр., Цель - переживание высокой трагедии, страха, но "не до смерти" и психологического катарсиса.




"Дети в подвале играли в гестапо. Зверски замучен слесарь Потапов", или: "Девочка Света нашла пистолет, Больше у Светы родителей нет", или: "Мне мама в детстве выколола глазки, Чтоб я варенье в шкафе не нашел. Я не хожу в кино и не читаю сказки, Зато я нюхаю и слышу хорошо!"


«Чудовищное сочетание страшного и смешного в этих стишках, кощунственное обращение подростков к запретным темам и нарушение нравственных норм в словесной форме обеспечивает переживание "радостного ужаса, свидетельствуя о дегуманизации общественной жизни и демонизации детского сознания в последние десятилетия»








Поговорки В отличие от пословицы, поговорка лишена опобщённого поручения. Даёт выразительную эмоциональную оценку явлению. Хуже горькой редьки, Свалился как снег на голову широко распространённые образные выражения, метко определяющие какое-липо жизненное явление. Сказки 1. Сказки о животных. дети знакомятся с нормами поведения - легко запоминаются, так как динамичны - содержат юмор, положительное окончание 2. Волшебная сказка развитие действия, порьба тёмных и светлых сил -чудесный замысел - понятна судьба героев, попавших в трудные обстоятельства

Евгения Ракова
Детская литература и ее специфика

Детская литература и ее специфика

В библиотеке для ребят

На полках книги в ряд стоят.

Бери, читай и много знай,

Но книгу ты не обижай.

Она откроет мир большой,

А если сделаешь больной

Ты книжку – навсегда

Страницы замолчат тогда (Т. Блажнова)

Возникновение детской литературы принято относить к 15 веку, хотя настоящая детская литература сложилась позднее.

Выделение курса детской литературы из курса мировой литературы основывается на определенной категории читателя. В прошлом специальной литературы для детей не создавалось, но из общего литературного наследия выделились произведения, которые вошли в круг детского чтения.

Детской литературой обычно называют те произведения, которые читаются детьми и детям от 0 до 15-16 лет. Но правильнее говорить о круге детского чтения, потому что в этом понятии выделяются три группы :

1. Это книги, написанные специально для детей (например, сказки Л. Н. Толстого, стихи М. Ясного, Волкова)

2. Это произведения, написанные для взрослых читателей, но перешедшие в детское чтение, другими словами, литература, вошедшая в круг детского чтения (например,сказки А. С. Пушкина, П. П Ершова, рассказы И. С. Тургенева, А. П. Чехова)

3. Это произведения, сочиненные самими детьми, то есть детское литературное творчество

Детская литература является искусством слова, а значит, органической частью духовной культуры, следовательно, ей присущи качества, свойственные всей художественной литературе. Она тесно связана с педагогикой, т. к. призвана учитывать возрастные особенности, возможности и потребности ребенка.

Детская литература – несомненная часть общей литературы, но все же она представляет собой некий феномен. Недаром В. Г. Белинский утверждал, что детским писателем нельзя сделаться – им надо родиться: «Это своего рода призвание. Тут требуется не только талант, но и своего рода гении.» Детская книга должна отвечать всем требованиям, которые предъявляются к книге для взрослых, и, кроме того, учитывать детский взгляд на мир как дополнительное художественное требование.

Строго говоря, только литература для детей может называться детской литературой. Далеко не все писатели, которые пытались создать произведения для детей, достигали заметного успеха. И дело совсем не в уровне писательского дарования, а в его особом качестве. Например, Александр Блок написал ряд стихотворений для детей, однако они не оставили по-настоящему заметного следа в детской литературе, а, к примеру, многие стихи Сергея Есенина легко перешли из детских журналов в детские хрестоматии.

Именно поэтому есть смысл порассуждать о специфике детской литературы.

Вопрос о специфике не раз становился предметом споров. Еще в средние века понимали, что для детей нужно писать иначе, чем для взрослых. Вместе с тем всегда находились те, кто признавал только общие законы искусства и делил книги просто на хорошие и плохие. Одни воспринимали детскую литературу как педагогику в картинках. Другие считали, что отличие детской литературы кроется лишь в тематике, говорили о доступности содержания или об особом «детском языке» и т. д.

Обобщая исторический и современный опыт развития детской литературы, можно сказать, что детская литература возникла на пересечении художественного творчества и учебно- познавательной деятельности. В ней можно увидеть особые черты, направленные на образование и воспитание ребенка,и чем младше ребенок, тем сильнее эти черты выступают. Соответственно, специфика детской литературы обусловлена, в первую очередь, возрастом читателя. Вместе с растущим читателем «взрослеют» и его книжки, постепенно меняется вся система предпочтений.

Следующей отличительной особенностью детской литературы является двуадресность детской книги. Особенность детского писателя состоит в том, что он видит мир с двух сторон; с позиции ребенка и с позиции взрослого. И значит детская книга содержит две эти точки зрения, только взрослый подтекст ребенку не виден.

И третьей специфической особенностью детской книги является то, что она (книга) должна обладать особым языком, который должен быть конкретным, точным, одновременно доступным и воспитательно обогащающим ребенка.

Также хочется отметить, что в малышовой книжке всегда имеется полноправный соавтор писателя – художник. Маленького читателя едва ли может увлечь сплошной буквенный текст без картинок. Это тоже является особенностью детской литературы.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что раздел детской литературы полноправно заслуживает звания высокого искусства, имеющего свою специфику, историю,и свои вершинные достижения.

Публикации по теме:

В коррекционно-педагогической системе воспитания и обучения детей с ОВЗ важная роль принадлежит развитию мелкой моторики рук, что в свою.

«Организация и проведение комплексных и интегрированных занятий в ДОУ. Их специфика и различие» В чем специфика и различие комплексных и интегрированных занятий? Понятия комплексные занятия и интегрированные занятия подразумевают;.

«Специфика взаимодействия ДОУ и семьи по адаптации дошкольника» Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения сделан в отечественной литературе. В.

Детская литература и дети Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей.

Консультация для воспитателей «Специфика формирования представлений о величинах у детей шестого года жизни» Старшая группа занимает особое место в детском саду. Задача воспитателя заключается, с одной стороны, в систематизации знаний, накопленных.

В связи с тем, что нами определена тема работы « Формирование временных представлений детей дошкольного возраста на примере использования детской литературы», выше уже были раскрыты понятие времени, особенности его восприятия детьми дошкольного возраста. Далее остановимся на понятии детской литературы и её жанров.

По мнению И.Н. Арзамасцевой, наука о детской художественной литературе ещё также молода, как и дошкольная педагогика. Объективными критериями детской литературы является категория читателя-ребенка. Таким образом, детская литература есть одно из социо-культурных явлений, сопровождающих развитие в обществе детской субкультуры .

Современное понятие детской литературы - все произведения, которые читают дети. Такое определение дают методисты, занимающиеся вопросами изучения детской литературы. В рамках научной же классификации различают три вида произведений детской литературы:

· Произведения, прямо адресованные детям (например, сказки К.И. Чуковского «Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Краденое солнце»).

· Произведения, созданные для взрослых читателей, но нашедшие отклик у детей (сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», П.П. Ершова «Конек-Горбунок»).

· Произведения, сочиненные самими детьми (детское литературное творчество - сочинения, стихи).

Кроме данной общепринятой классификации можно делить произведения для детей на устное творчество и письменно-книжную литературу. Это книги, написанию которых предшествовали устные рассказы взрослых (например, «Черная курица, или Подземные жители» А.Погорельского, «Аленький цветочек» С.Аксакова), занимательные истории, стихи, отдельные изречения детей, не зафиксированные на бумаге, но оставшиеся в семейной памяти, школьные сочинения, письма и др. .

Л.С.Кудрявцева предлагает классифицировать детскую литературу по родам (эпос, лирика, драма), и по жанрам. Но следует помнить о трансформации обычных жанров - романа, повести, рассказа, поэмы, комедии, драмы и др. Влияние сказки на поэтику жанров приводит к появлению различных жанровых модификаций - повесть-сказка, новелла-сказка, поэма-сказка и т.д. Жанровая классификация детской литературы обусловлена не только замыслами писателей, но и вкусами юных читателей .

Основные виды детской литературы определяются функцией книги, далее в таблице №1 можно увидеть основные её виды и примеры источников.

Таблица №1

Виды детской литературы

Известные исследователи детской литературы, такие как И.Н.Арзамасцева, В.В.Гербова, Л.С.Кудрявцева и др., выделяют следующие жанры детской литературы: колыбельные песни, потешки, прибаутки, нелепицы, перевертыши, считалки, скороговорки, дразнилки, приговорки, заклички, русские народные песни, былины, сказки, басни .

· Колыбельные - это нежные, монотонные песни, необходимые для перехода ребенка из бодрствования в сон. Колыбельная была своего рода заклинанием, заговором против злых сил. Слышатся в колыбельной отзвуки и древних мифов, и христианской веры в Ангела-хранителя. Но самым главным в колыбельной песне на все времена остается поэтически выраженная любовь и забота матери, ее желание оберечь ребенка и подготовить к жизни и труду. Колыбельные поются детям с младенчества, они успокаивают ребенка, готовят его ко сну, например,

Заря-заряница,

Солнцева сестрица,

День замыкает,

Месяц зажигает.

И лес-то спит,

И река-то спит,

Ходит сон

Оле спать велит.

Пением песен приучают ухо младенца различать тональность слов, интонацию родной речи, а подрастающий ребенок, уже научившийся понимать смысл некоторых слов, овладевает некоторыми элементами содержания этих песен.

· Потешки - развлекают, наставляют, дают простейшие знания о мире, несут первые сведения о множественности предметов, о счете. Они связаны с наиболее ранним периодом развития ребенка. Например:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Деткам спать не даешь?

· Прибаутки - небольшое смешное произведение, высказывание или просто отдельное выражение, чаще всего рифмованное, для детей 5-7 летнего возраста. Например:

Федул, что губы надул?

Кафтан прожег.

Починить можно?

Иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

· Нелепицы, перевертыши - вид прибаутки. Его еще называют «поэзией парадокса». Смеясь над абсурдностью нелепицы, ребенок укрепляется в уже полеченном им правильном представлении о мире. Нелепицы используются в более старшем возрасте, когда ребенок начинает понимать юмор, это 5-6 лет. Например:

Сегодня день целый

Все звери у дела:

Лисичка-сестричка

Шубку подшивает,

Сер медведь.

Старый дед,

Сапог подбивает.

А сорока-белобока

Мушек отгоняет.

Медведица Маша

Варит детям кашу.

Зайчиха под ёлкой

Метет метелкой.

Кошка лыки дерёт,

Коту лапотки плетет.

По болоту босиком

Кулик ходит с посошком.

· Считалки - веселые и ритмичные стишки, под которые выбирают ведущего, начинают игру или какой-то её этап. Дети учат считалки для внесения порядка в игру и применяются уже с 4 лет.

Ясный месяц

И мышатки

В прятки.

Месяц, месяц,

А ты - води.

· Скороговорки - словесная игра, включающая в себя скопление труднопроизносимых слов, используем с 2-3 лет. Например, «Шла Саша по шоссе и сосала сушку».

· Дразнилки, приговорки, заклички - развлекательные песенки, служат развитию речи, сообразительности, внимания, самые простейшие применяются при обучении и воспитании 2-3 летних детей и старше.

Радуга-дуга,

Не дай нам дождя,

Дай красна солнышка

Около околицы!

· Русские народные песни - формируют у детей музыкальный слух, вкус к поэзии, любви к природе, родной земле. Используют с самого раннего детства. Например:

Масленица, Масленица!

Широкая Масленица!

Гостья нагостилась,

С зимушкой простилась,

С крыши капели,

Грачи прилетели,

Воробьи чирикают,

Они весну кликают.

Кончилось весельице!

Беритесь за дельце,

Готовьте сошеньку -

Выехать на пашенку!

· Былины - героический эпос народа. Применяют при обучении детей в начальной школе. Например, «Вольга и Микула Селянинович», «Святогор-богатырь» и др.

· Сказки - вымышленное отображение мира в главных его основах, с 2 лет. Например, «Колобок», «Репка» и др.

· Басня - маленький нравоучительный рассказ или притча, используется в начальной школе для нравственного воспитания детей. Например, «Мартышка и очки», «Лиса и виноград» и др.

Отдельно можно выделить обучающие книги для родителей, например, такие как серия обучающих книг для дошкольников «Первые уроки», «Мои первые книжки», «Читаем с мамой» и другие. Серия «Первые уроки» представляет собой книги, с комментариями для родителей. Знакомясь с книгами данной серии, ребенок в легкой и доступной форме получит знания, необходимые для гармоничного развития и для подготовки к школе. Книги серии разбиты на 4 возрастные группы. Материал в них даётся с учетом особенностей развития детей 3, 4, 5 и 6 лет. Во всех книгах серии «Первые уроки» есть рекомендации для родителей. Они помогут правильно организовать занятия с ребенком. В каждой книге есть картонный вкладыш с игрой или карточками для закрепления пройденного материала и лист с наклейками, которые помогут сделать занятия более интересными [см. приложение №2].

Таким образом, в данной главе были раскрыты основные характеристики времени, как скалярной величины, описаны особенности восприятия этих характеристик детьми дошкольного возраста в соответствии с определенными возрастными рамками. Третий параграф главы позволил дать краткую характеристику детской литературы, её жанров, которые будут в дальнейшем учтены в описании методики использования различных произведений при формировании временных представлений дошкольников. В следующей главе рассмотрим методику и возможности применения детской литературы различных жанров в формировании временных представлений детей дошкольного возраста, опишем результаты этого применения на практике в дошкольном образовательном учреждении, предложим фрагменты подобных занятий.

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Костромской государственный университет имени Н.А.Некрасова»

Утверждена на заседании кафедры педагогики и методики начального образования

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Детская литература

Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование

Профиль подготовки Начальное образование

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр

Разработана в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования

г. Кострома 2010 г.

Пояснительная записка

Программа по детской литературе рассчитана на подготовку бакалавра «Педагогического образования» по профилю «Начальное образование».

В наше время в условиях возрождения духовности и возросшего интереса к национальным традициям, историческим ценностям русского народа литературное образование учителя начальных классов приобретает особое значение. Бакалавр должен быть подготовлен к работе по развитию духовно-нравственных качеств ребенка, к воспитанию эстетически развитого читателя. Курс «Детская литература» в системе обучения бакалавра – учителя начальных классов и должен реализовать эту цель.

Конкретные действующие в массовой школе программы учитываются в программе, составленной нами для студентов, будущих учителей начальных классов, но мы ставим задачу дать знания, по объему значительно превышающие действующие программы, сформировать у студентов способность ориентироваться в условиях меняющихся программ, возникновения школ, работающих по альтернативным программам.

Программа предполагает изучение детской литературы, а также произведений, вошедших в круг детского чтения, по историческим периодам, определенным главным образом на основе учета внутренних закономерностей развития самой детской литературы, как это предложено сегодня в трудах по истории русской детской литературы. При этом мы считаем неправомерным как механическое отождествление истории детской литературы с литературой «для взрослых», так и резкое разделение детской и «взрослой» литературы, ибо детская литература, ее история самым тесным образом связаны с литературой для взрослых, другими областями культуры, общественным развитием. Поэтому, обращая существенное внимание на качественные изменения в самой детской литературе, мы стремимся рассматривать детскую литературу на фоне развития общественной мысли, педагогических идей, отечественной литературы, всей русской культуры, всецело пропитанной живыми началами Православия. В обзорном порядке предполагается и знакомство с зарубежной детской классикой, основными ее тенденциями и направлениями.

    ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Студенты должны быть подготовлены к работе по развитию духовно-нравственных качеств ребенка, к воспитанию эстетически развитого читателя.

Задачи дисциплины:

Студенты должны получить представление о детской литературе, ее специфике и связи с общим литературным процессом;

Вооружить будущего учителя умениям понимать литературные явления, процессы, самостоятельно в них ориентироваться;

Понимать и оценивать конкретные литературные явления и факты, в том числе и новые, возникающие сегодня, с нравственно-эстетических позиций, прочно устоявшихся в отечественной культуре и литературе;

Развить культуру мышления и способность использовать полученные знания в профессиональной деятельности.

    МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Детская литература» относится к базовой части цикла. Эта дисциплина воспитывает у студентов любовь и бережное отношение к слову, формирует целостное представление о человеке, ребенке, помогает учащимся познавать мир в специфической области, которая недоступна для наук, тесно связанных с систематическим анализом, и лишь в известной степени доступна таким гуманитарным дисциплинам, как история и психология. Детская литература способствует развитию логического и образного мыщления студентов, углубляет их нравственные представления и понятия, формирует эстетическое восприятие литературных и жизненных явлений.

Преподавание курса ведется путем чтения лекций, в которых даются основные знания в области детской литературы, и практической деятельности студентов, направленной на формирование основных навыков и умений, необходимых будущему учителю начальных классов, способности ориентироваться в условиях меняющихся программ, возникновения школ, работающих по альтернативным программам.

    ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

Специфику детской литературы и ее взаимосвязи с общим литературным процессом;

Знать особенности и основные этапы развития отечественной детской литературы;

Иметь представление о творчестве детских писателей, вошедших в «золотой фонд» русской и зарубежной детской литературы;

Знать границы и возможности современного информационного пространства.

Понимать литературные процессы, самостоятельно в них ориентироваться;

Понимать и оценивать конкретные литературные явления и факты, в том числе возникающие сегодня с нравственно-эстетических позиций, традиционных для отечественной культуры и литературы;

Использовать основные методы, способы и средства получения, хранения и переработки информации, работать с компьютером как средством управления информацией;

Применять современные методы диагностирования и обработки информации.

Теоретическими основами и методами детской литературы, приемами анализа детской книги;

Осознавать духовно-нравственную и художественную значимость произведений детской литературы;

Иметь представление о своеобразии развития отечественной детской литературы, представлять ее ключевые этапы;

Владеть методикой написания литературно-критических работ (аннотация, отзыв, доклад, реферат, рецензия);

Быть способным участвовать в дискуссии на литературоведческие темы.

Перечень формируемых компетенций:

Общекультурные компетенции (ОК):

Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

Способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

Способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);

общепрофессиональные (ОПК):

Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

Владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

Способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

Способен оценить фаты и явления художественной литературы, как в историческом, так и в современном контексте;

Способен анализировать художественный и публицистический тексты, определять нравственно-этическую и эстетическую ценность их содержания;

в области педагогической деятельности:

Способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

Способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

Готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

Способен оценивать достижения региональной культуры, использовать знания о развитии художественной культуры региона в учебно-воспитательном процессе (ПК-19);

Определяет целевые ориентиры в воспитательной и образовательной деятельности;

Способен критически подходить к выбору предлагаемых учебных программ и учебников, видеть в них недостатки и достоинства, корректировать и адаптировать учебные программы с учетом своей личности и личностных особенностей учащихся своего класса;

в области культурно-просветительской деятельности (ПК):

Способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11);

Решение задач воспитания средствами учебного предмета;

Способен организовывать просветительскую деятельность среди родителей младших школьников, привлекать их к воспитательной работе в начальной школе.