Сообщение про индейцев племя майя. Цивилизация майя - интересные факты о существовании племени и его достижениях

Одной из самых загадочных цивилизаций, существовавших на планете, является цивилизация майя. Высокий уровень развития медицины, науки, архитектуры поражает умы наших современников. За полторы тысячи лет до открытия Колумбом Американского материка народ Майя уже использовал свою иероглифическую письменность, изобрел систему календарей, первыми использовал в математике понятие нуля, а система счета во многом превосходила ту, которую использовали их современники в Древнем Риме и Древней Греции.

Тайны цивилизации Майя

Древние индейцы обладали удивительными для той эпохи сведениями о космосе. Ученые до сих пор не могут понять то, каким образом племена Майя получали столь точные знания в астрономии задолго до изобретения телескопа. Обнаруженные учеными артефакты ставят новые вопросы, ответы на которые пока не найдены. Рассмотрим самые удивительные из находок, относящихся к этой великой цивилизации:


Самой удивительной особенностью этого памятника архитектуры является визуальный эффект, который создается 2 раза в год, ровно в дни осеннего и весеннего равноденствия. В результате игры солнечного света и тени появляется изображение огромного змея, тело которого заканчивается каменным изваянием змеиной головы у основания 25-ти метровой пирамиды. Такого визуального эффекта можно было достичь, лишь тщательно просчитав расположение постройки и обладая точными знаниями в области астрономии и топографии.

Еще одной интересной и загадочной особенностью пирамид является то, что они являются огромным резонатором звука. Известны такие эффекты как: звуки шагов людей, идущих к вершине, слышны у основания пирамиды, как звуки дождя; люди, находящиеся на расстоянии 150 метров друг от друга на разных площадках могут отчетливо слышать друг друга, при этом, не слыша звуки, издаваемые рядом с ними. Для создания такого акустического эффекта древним архитекторам пришлось производить точнейшие расчеты толщины стен.

Культура народов Майя

К великому сожалению, о культуре, истории, религии индейских племен можно узнать лишь из сохранившихся архитектурных и культурных материальных ценностей. Вследствие варварского отношения испанских завоевателей, уничтоживших большую часть культурного наследия древних индейцев, потомкам осталось крайне мало источников для получения знаний о зарождении, развитии и причинах упадка этой величественной цивилизации!

Обладая развитой письменностью, во времена своего расцвета, майя оставили огромное количество сведений о себе. Однако большая часть исторического наследия была уничтожена испанскими священниками, насаждавшими христианскую религию среди индейцев Центральной части Америки во время ее колонизации.

Сохранились лишь надписи на каменных плитах. Но ключ к расшифровке письменности так и остался неразгаданным. Только третья часть знаков доступна пониманию современных ученых.

  • Архитектура: майя возводили каменные города, поражавшие своей величественностью. Храмы и дворцы строились в центре городов. Поражают воображение пирамиды. Не имея металлических орудий труда, древние индейцы каким-то поразительным образом создавали пирамиды, не уступающие по своей величественности известным Египетским. Пирамиды должны были возводиться каждые 52 года. Это обусловлено религиозными канонами. Отличительной особенностью этих пирамид является то, что вокруг уже существующей начиналось строительство новой.
  • Искусство: на стенах каменных сооружений сохранились до наших дней следы живописи и каменных скульптур, преимущественно носивших религиозный характер.
  • Быт: древние индейцы занимались собирательством, охотой, земледелием, выращивая бобы, маис, какао, хлопок. Широко использовалась оросительная система. Некоторые племена добывали соль, выменивая потом ее на другие товары, что послужило развитием торговли, носившей характер натурального обмена. Для перемещения товаров, грузов использовались носилки или лодки, для передвижения по рекам.
  • Религия: майя были язычниками. Жрецы обладали знаниями в области математики и астрономии, предрекая лунные и солнечные затмения. Религиозные обряды содержали ритуалы самоубийства.
  • Наука: Индейцы имели развитую письменность, обладали знаниями в области математики и, как отмечалось выше, обладали потрясающими знаниями в области астрономии.

Почему исчезли Майя?

Начало зарождения цивилизации майя датируется вторым тысячелетием до нашей эры. Расцвет культуры пришелся на конец первого тысячелетия - 200-900 гг. до н.э. Важнейшими достижениями можно назвать:

  • Полностью разработанный календарь, точно отражающий смену времен года;
  • Иероглифическое письмо, которое учеными пока до конца не расшифровано;
  • Использование в математике понятие ноля, отсутствовавшее в других развитых цивилизациях древнего мира;
  • Использование системы исчисления;
  • Открытия в области астрономии и математики - ученые майя опередили своих современников на сотни лет. Их открытия превосходили все достижения европейцев, живших в те времена.

Цивилизация Нового Света достигла пика своего развития без таких важнейших технических достижений, как изобретение гончарного круга, колеса, выплавки железа и стали, использование домашних животных в земледелии и иных достижений, которые дали толчок к развитию других народов.

После 10 века цивилизация майя угасает.

Причину упадка одного из величайших народов древности современные ученые до сих пор не могут назвать.

Существует несколько версий причины исчезновения великой цивилизации . Рассмотрим наиболее вероятную из них:

Народность представляла собой группу разрозненных городов-государств, часто враждующих между собой. Причиной вражды являлось постепенное истощение почв и упадок сельского хозяйства. Правители, в целях сохранения власти, вели политику захвата и уничтожения. Сохранившиеся изображения конца восьмого века повествуют о том, что количество междоусобных войн увеличивалось. В большинстве городов развивался экономический кризис. Масштабы разорения были столь велики, что привело к упадку и дальнейшему исчезновению величайшей цивилизации.

Где жили народы майя?

Майя населяли большую часть территории Центральной Америки, современной Мексики. Огромная территория, занимаемая племенами, отличалась обилием флоры и фауны, разнообразием природных зон - горы и реки, пустыни и прибрежные зоны. Это имело немаловажное значение в развитии этой цивилизации. Майя жили в городах-государствах, таких как Тикаль, Камакнул, Ушмаль и др. Население каждого из таких городов составляло более 20000 человек. Объединение в одно административное образование не происходило. Имея общую культуру, схожую систему управления, обычаи эти мини государства и образовали цивилизацию.

Современные майя - кто они и где живут?

Современные майя - индейские племена, населяющие территорию Южной Америки. Их численность составляет более трех миллионов . Современные потомки обладают теми же отличительными антропологическими особенностями, что и их далекие предки: низкий рост, невысокий широкий череп.

До сих пор племена живут обособленно, лишь отчасти принимая достижения современной цивилизации.

Древний народ майя намного опережал в развитии науки, культуры своих современников.

Они обладали прекрасными знаниями в астрономии - имели представление о схеме движения солнца, луны и других планет и звезд. Была очень развита письменность и точные науки. В отличие от своих далеких предков, современные индейцы не обладают какими-либо достижениями в развитии культуры своей народности.

Видео о цивилизации Майя

В этом документальном фильме будет рассказано о загадочных народах Майя, какие загадки они оставили после себя, какие из их пророчеств сбылись, от чего они погибли:

: Восход и исчезновение государства майа

С майя связана одна из многочисленных тайн. Целый народ, состоявший в основном из жителей городов, внезапно покинул свои добротные и крепкие до-ма, распрощался с улицами, площадями, храмами и дворцами и переселился на далекий дикий север. Ни один из этих переселенцев никогда не вернулся на старое место. Города опустели, джунгли ворвались на улицы, сорные травы буйствовали на лестницах и ступенях; в пазы и желобки, куда ветер принес мельчайшие кусочки земли, заносило лесные семена, и они пускали здесь рост-ки, разрушая стены. Никогда уже больше нога человека не ступала на вымо-щенные камнем дворы, не поднималась по ступеням пирамид.

Но, может быть, всему виной была какая-нибудь катастрофа? И вновь мы вынуждены задать тот же самый вопрос: где следы этой катастрофы и что это, собственно, за катастрофа, которая могла заставить целый народ покинуть свою страну и свои города и начать жизнь на новом месте?

Быть может, в стране разразилась какая-нибудь страшная эпидемия? Но у нас нет никаких данных, которые бы свидетельствовали о том, что в далекий поход отправились лишь жалкие, немощные остатки некогда многочисленного и сильного народа. Наоборот, народ, выстроивший такие города, как Чичен-Ица, был, несомненно, крепким и находился в расцвете своих сил.

Может быть, наконец, в стране внезапно переменился климат, и потому дальнейшая жизнь сделалась здесь невозможной? Но от центра Древнего царства до центра Нового царства по прямой не более четырехсот километров. Перемена климата, о чем, кстати, также нет никаких данных, которая могла бы так резко повлиять на структуру целого государства, вряд ли не затронула бы и тот район, в который переселились майя.

Существуют еще много тайн древней цивилизации майя, может быть, со временем многие из них будут раскрыты, а может быть, они так и останутся тайнами.

Около 10000 лет тому назад, когда закончился последний ледниковый период, люди с севера двинулись осваивать южные земли, известные теперь под названием Латинская Америка. Они расселились на территории, составившей потом область майя, с горами и долинами, густыми лесами и безводными равнинами. В область майя входят современные Гватемала, Белиз, южная Мексика, Гондурас, Сальвадор. В течение последующих 6000 лет местное население перешло от полукочевого существования охотников-собирателей к более оседлому земледельческому образу жизни. Они научились выращивать кукурузу и бобы, с помощью разнообразных каменных приспособлений измельчали зерно и готовили еду. Постепенно возникали поселки.

Примерно в 1500 году до н. э. началось повсеместное строительство поселков сельского типа, послужившие сигналом о начале так называемого «доклассического периода», с которого начинается отсчет столетий славной цивилизации майя.

«ДОКЛАССИЧЕСКИЙ» ПЕРИОД (1500 год до н. э.–250 год н. э)

Люди приобрели некоторые сельскохозяйственные навыки, научились повышать урожайность полей. По всей области майя возникают густонаселенные поселки сельского типа. Около 1000 года до н. э. сельские жители Куэльо (на территории Белиза) изготовляли глиняную посуду и хоронили умерших. Соблюдая положенный церемониал: в могилу клали кусочки зеленого камня и другие ценные предметы. В искусстве майя этого периода заметно влияние ольмекской цивилизации, возникшей в Мексике на берегу залива и установившей торговые связи со всей Мезоамерикой. Некоторые ученые считают, что созданием иерархического общества и царской власти древние майя обязаны ольмекскому присутствию в южных районах области майя с 900 по 400 годы до н. э.

Власть ольмеков кончилась. Начинается рост и процветание южных торговых городов майя. С 300 года до н. э. по 250 год н. э. возникают такие крупные центры, как Накбе, Эль-Мирадор и Тикаль. Майя достигли значительных успехов в области научных знаний. Используются ритуальный, солнечный и лунный календари. Они представляют собой сложную систему взаимосвязанных календарей. Эта система позволяла индейцам майя фиксировать важнейшие исторические даты, делать астрономические прогнозы и смело заглядывать в столь отдаленные времена, о которых даже современные специалисты в области космологии не берутся судить. Их вычисления и записи основывались на гибкой системе счета, включавшей в себя символ для обозначения ноля, неизвестный древним грекам и римлянам, а в точности астрономических расчетов они превосходили другие современные им цивилизации.

Из всех древних культур, процветавших в Северной и Южной Америке, только майя обладали развитой системой письменности. И именно в это время и начинает развиваться иероглифическая письменность майя. Иероглифы майя похожи на миниатюрные рисунки, втиснутые в крошечные квадратики. В действительности же это единицы письменной речи — одной из пяти оригинальных систем письменности, созданных независимо одна от другой. Некоторые иероглифы – слоговые, но большая их часть – это идеограммы, обозначающие фразы, слова или части слов. Иероглифы вырезали на стелах, на притолоках, на вертикальных плоскостях каменных лестниц, на стенах гробниц, а также писали на страницах кодексов, на глиняной посуде. Около 800 иероглифов уже прочитаны, и ученые с неослабивающим интересом занимаются дешифровкой новых, а также дают новые истолкования уже известным символам.

В этот же период возводятся храмы, которые украшаются скульптурными изображениями богов, а затем и правителей майя. В гробницах правителей майя этого периода находят богатые приношения.

РАННИЙ «КЛАССИЧЕСКИЙ» ПЕРИОД (250-600 годы н. э.)

К 250 году н.э. Тикаль и соседний с ним город Вашактун становятся главными городами в центральной низменной зоне на территории майя. В Тикале было все: и гигантские храмы-пирамиды, и дворцовый комплекс, и площадки для игры в мяч, и рынок, и паровая баня.
Общество разделилось на правящую элиту и подчиненный ей трудящийся класс земледельцев, ремесленников, торговцев. Благодаря раскопкам нам стало известно, что социальное расслоение в Тикале касалось в первую очередь жилища. В то время как простые общинники жили в разбросанных тут и там среди лесов поселках, правящая элита получала в свое распоряжение более или менее четко очерченное жизненное пространство Центрального акрополя, который к концу классического периода превратился в настоящий лабиринт из зданий, построенных вокруг шести просторных внутренних дворов на площади около 2,5 квадратных километров. Здания состояли из одного-двух рядов длинных помещений, разделенных поперечными стенками на ряд комнат, каждая комната имела свой выход. «Дворцы» служили жилищем для важных персон, кроме того, здесь, вероятно, размещалась городская администрация.

Начиная с III века правители, наделенные высшей властью, воздвигают храмы-пирамиды и стелы с изображениями и надписями, призванными увековечить их правление; обряд посвящения состоит из ритуала кровопускания и человеческих жертвоприношений. Самая ранняя из известных стел (датированная 292 годом) найдена в Тикале, она поставлена в честь одного из наследников правителя Яш-Мок-Шока, основавшего в начале века династия, которой суждено было править городом 600 лет. В 378 году, при девятом правителе из этой династии – Лапе Великого Ягуара, Тикаль покорил Вашактун. К тому времени Тикаль находится под влиянием племени воинов и торговцев из мексиканского центра Теотиуакана, переняв у иноземцев некоторые методы ведения войны.

ПОЗДНИЙ «КЛАССИЧЕСКИЙ» ПЕРИОД (600-900 годы н. э.)

Классическая культура майя, для которой характерно бурное строительство дворцов и храмов, в VII-VIII веках вышла на новый уровень развития. Тикаль возвращает себе былую славу, но появляются и другие, не менее влиятельные центры. На западе области майя процветает Паленке. Которым правит Пакаль, пришедший к власти в 615 году и похороненный с наивысшими почестями в 683 году. Правители Паленке отличались большим строительным рвением и создали большое количество храмов, дворцовых комплексов, царскую усыпальницу и другие постройки. Но что важнее всего – скульптурные изображения и иероглифические надписи, которыми изобилуют эти сооружения, дают нам представление о том, что правители и послушный им народ считали главным. После изучения всех памятников складывается впечатление, что в этот период произошли некоторые изменения в роли, которая отводилась правителю, и эти-то изменения косвенно указывают на причину краха такой, казалось бы, благополучной цивилизации, какой была цивилизация майя в «классический период».

Кроме того, в четырех разных местах в Паленке Пакаль и его наследник воздвигли так называемые царские реестры – стелы с записями о членах правящей династии, прослеживающими ее корни вплоть до 431 года н. э. По- видимому эти двое были очень озабочены доказательством своего законного права на власть, и причиной тому были два случая в истории города, когда правитель получал право престолонаследия по материнской линии. Так произошло с Пакалем. Поскольку у майя право на престол передавалось обычно по отцовской линии, Пакаль и его сын были вынуждены внести в это правило некоторые коррективы.

В VII веке снискал себе славу и юго-восточный город Копан. Многие надписи и стелы Копана показывают, что городом в течение 4-х столетий, с V века н. э., правила одна династия. Благодаря такой стабильности город приобрел вес и влияние. Основатель династии, правитель Яш-Кук-Мо (Голубой-Кетуаль-Попугай), пришел к власти в 426 году н. э. И можно предположить, что авторитет его был очень велик, и все последующие правители Копана считали необходимым именно от него вести отсчет своей царской линии. Из 15 его царственных потомков дольше всех прожил энергичный Дым-Ягуар, взошедший на престол в 628 году и правивший 67 лет. Прославившийся как Великий Подстрекатель, Дым-Ягуар привел Копан к небывалому расцвету, сильно расширив его владения, возможно с помощью территориальных войн. Знатные люди, служившие при нем, вероятно, становились правителями покоренных городов. За время правления Дыма-Ягуара численность городского населения достигла примерно 10000 человек.

В то время войны между городами были обычным явлением. Несмотря на то, что правители городов приходились друг другу родственниками вследствие междинастических браков, да и в культуре – искусстве и религии – этих городов было много общего.

Продолжает развиваться искусство, ремесленники снабжают знать различными изысканными поделками. Продолжается строительство церемониальных зданий и многочисленных стел, превозносящих личные заслуги правителей. Однако, начиная с VIII века, и особенно в IX веке, города центральных низменностей приходят в упадок. В 822 году политический кризис потряс Копан; последняя датированная надпись в Тикале относится к 869 году.

«ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ» ПЕРИОД (900-1500 годы н. э.)

Истощение природных ресурсов, упадок сельского хозяйства, перенаселенность городов, эпидемии, вторжения из вне, социальные потрясения и непрекращающиеся войны – все это как вместе, так и по отдельности могло послужить причиной заката цивилизации майя в южных равнинных областях. К 900 году н. э. Строительство на этой территории прекращается, некогда многолюдные города, покинутые жителями, превращаются в руины. Но культура майя все еще живет в северной части Юкатана. Такие прекрасные города, как Ушмаль, Кабах, Сайиль, Лабна в холмистой местности Пуук, существуют вплоть до 1000 года.

Исторические хроники кануна конкисты и данные археологии наглядно свидетельствуют о том, что в X веке н.э. На Юкатан вторглись воинственные центрально мексиканские племена – тольтеки. Но, не смотря на все это в центральной области полуострова население уцелело и быстро приспособилось к новым условиям жизни. И спустя короткое время появилась своеобразная синкретическая культура, соединяющая в себе майянские и тольтекские черты. В истории Юкатана начался новый период, получивший в научной литературе название «мексиканский». Хронологически его рамки приходятся на X – XIII века н.э.

Центром этой новой культуры становится город Чичен-Ица. Именно в это время для города наступает пора процветания, продолжающаяся 200 лет. Уже к 1200 году огромна площадь застройки (28 квадратных километров), величественная архитектура и великолепная скульптура говорит о том, что этот город был главным культурным центром майя последнего периода. Новые скульптурные мотивы и архитектурные детали отражают возросшее влияние мексиканских культур, преимущественно тольтекской, развившейся в Центральной Мексике прежде ацтекской. После внезапного и загадочного падения Чичен-Ицы главным городом на Юкатане становится Майяпан. Юкатанские майя, по-видимому, вели между собой более жестокие войны по сравнению с теми, что велись их собратьями на юге. Хотя подробные описания конкретных сражений отсутствуют, известно, что войны из Чичен-Ицы сражались против воинов из Ушмаля и Кобы, а позднее люди Майяпана напали на Чичен-Ицу и разграбили ее.

По мнения ученых, на поведении северян сказалось влияние других народов, вторгшихся на территорию майя. Не исключено что вторжение происходило мирным путем, хотя это и мало вероятно. Например, у епископа де Ланде имелись сведения о каких-то людях, пришедших с запада, которых майя назвали «ица». Эти люди, как говорили оставшиеся потомки майя епископу де Ланде, напали на Чичен-Ицу и захватили ее. После внезапного и загадочного падения Чичен-Ицы главным городом на Юкатане становится Майяпан.

Если застройка Чичен-Ицы и Ушмаля повторяет другие города майя, то Майяпан в этом случае довольно таки отличался от общей схемы. Майяпан, обнесенный стеной, был городом хаотичной застройки. Кроме того, здесь не было огромных храмов. Главная пирамида Майяпана была не очень хорошей копией пирамиды Эль-Кастильо в Чичен-Ице. Численность населения в городе достигала 12 тысяч человек. Ученые предполагают, что в Майяпане был достаточно высокий уровень экономики, и что общество майя постепенно переходило на деловые отношения, уделяя все меньше внимания древним богам.

250 лет в Майяпане правила династия Кокомов. Они сохраняли за собой власть, удерживая своих потенциальных врагов в заложниках за высокими стенами города. Еще больше укрепили свои позиции Кокомы, когда приняли к себе на службу целую армию наемников из Ах-Кануля (мексиканский штат Табаско), чья преданность была куплена посулами военной добычи. Повседневная жизнь династии большей своей частью была занята увеселениями, танцами, пирами и охотами.

В 1441 году Майяпан пал в результате кровавого восстания, поднятого вождями соседних городов, город был разграблен и сожжен.

Падение Майяпана прозвучало похоронным звоном над всей цивилизацией майя, поднявшейся из джунглей Центральной Америки до небывалой высоты и канувшей в бездну забвения. Майяпан был последним городом на Юкатане, которому удавалось подчинить себе другие города. После его падения конфедерация распалась на 16 соперничающих между собой мини-государств, каждое из которых боролось за территориальные преимущества силами собственной армии. В постоянно разгоравшихся войнах города подвергались набегам: захватывали в основном молодых мужчин, чтобы пополнить ими войско или принести их в жертву, поля поджигали, чтобы заставить земледельцев подчиниться. В непрерывных войнах архитектура и искусство были оставлены за ненадобностью.

Вскоре после падения Майяпана, всего через несколько десятилетий, на полуострове высадились испанцы, и участь майя была решена. Когда-то один пророк, слова которого приводятся в «Книгах Чилам-Балам», предсказывал появление чужестранцев и его последствия. Вот как звучало пророчество: «Принимайте ваших гостей, бородатых людей, которые идут с востока… Это начало гибели». Но те же самые книги предупреждают и о том, что не только внешние обстоятельства, но и сами майя будут виновны в том, что случится. «И не было больше счастливых дней, — гласит пророчество, — здравомыслие нас оставило». Можно подумать, что задолго до этого последнего завоевания майя знали, что слава их потускнеет и древняя мудрость забудется. И все же, словно предвидя будущие попытки ученых вызвать из небытия их мир, они высказали надежду, что когда-нибудь голоса из прошлого будут услышаны: «В конце нашей слепоты и нашего позора все откроется вновь».

Познания в науке и медицине.

Медицина. Медицинские познания у майя были на очень высоком уровне: они прекрасно знали анатомию, и очень неплохо трепанировали черепа. Однако, их представления были и достаточно противоречивы - причинами болезней они могли посчитать плохой по календарю год, или грехи, или неправильные жертвоприношения, но при этом признавали определенный образ жизни человека как первоисточник болезней. Майя знали о заразных заболеваниях, в словарном запасе майя было множество слов, которыми они характеризовали различные болезненные состояния человека. Более того, отдельно были описаны многие нервные заболевания и ментальное состояние человека. Для стимуляции и обезболивания родов применяли различные лекарственные и наркотические травы, которые выращивали в отдельных аптекарских садах.
Математика. Майя использовали двадцатеричную систему счисления, а также позиционную систему записи цифр, когда цифры стоят друг за другом от первого порядка к последующим. Эта система записи используется и нами, и называется арабской цифровой системой. Но в отличие от европейцев майя сами до этого додумались на тысячи лет раньше. Только запись цифр майя строится не горизонтально, а вертикально (в столбик).
Еще одним поразительным фактом математических познаний майя является использование нуля. Это означает величайший прогресс в области абстрактного мышления.
Поразительные знания процивилизации Майя отражены в календаре майя. Он известен на весь мир своей поразительной точностью и соперничает в совершенстве с современными компьютерными расчетами.

Загадки майя

Художники майя создавали свои бесчисленные сокровища. Ритуальные предметы должны были понравиться богам. Каменные, резные, глиняные, шлифованные или покрашенные в яркие цвета – все они имели символическое значение. Так, дырочка в расписном блюде показывает, что блюдо «убито» и что его освободившаяся душа может сопровождать умершего в загробных странствиях.

Майя не знали ни металлических инструментов, ни гончарного круга, но их глиняные вещи изящны и красивы. Шлифовальные порошки и каменные ин-струменты применялись для работ с нефритом, кремнем, раковинами. Ремес-ленники – майя знали разницу между материалами. Любимый древними майя за красоту, редкость, а также за предполагаемую волшебную силу, нефрит осо-бенно ценился древними мастерами, хотя и требовал терпения и изобретатель-ности для его обработки. Деревянными пилами или костяными сверлами дела-лись канавки, завитки, лунки и т.п. Полирование производилось с помощью твердых растительных волокон, добываемых из побегов бамбука или тыквенно-го дерева, клетки которых содержат микроскопические частицы твердых мине-ральных веществ. Огромное количество фигурок из нефрита, изображающих людей и животных, имеет форму клина: древние камнерезы использовали та-кую форму изделия, чтобы можно было при случае применить их как орудие труда. После небольшой доработки эти прекрасные каменные поделки могли превратиться в амулеты или фигурки людей и богов. Найденное изящное зеле-ное ожерелье, относящееся к доклассической эпохе, говорит нам о том, что но-сил его не простой человек, а наделенный властью и стоящий на верхней сту-пени соци¬альной лестницы.

В искусстве майя изображение часто передает действие или эмоции. Мас-тера выработали информационный стиль, вкладывая в свои произведения заряд юмора и нежности или, напротив, жестокости. Предметы, сделанные руками безымянных мастеров, до сих пор поражают людей своей красотой, помогая нашим современникам понять давно исчезнувший мир древнейшей цивилиза-ции.

Из множества городов, поднявшихся среди холмов Пуука в «поздний клас-сический период» (700−1000 годы н.э.), особенно выделяются великолепием планировки и архитектуры три города – Ушмаль, Сайиль и Лабна: массивные четырехугольники зданий по фасаду облицованы известняком, у дверных кося-ков стоят круглые колонны с квадратными капителями, верхняя часть фасада украшена изящной каменной мозаикой, сделанной из кремня.

Строгая организация пространства, пышность и усложненность архитекту-ры, сама панорама городов – все это приводит ценителей в восхищение. Высо-кие пирамиды, дворцы с рельефами и мозаичными фасадами, сложенными из плотно пригнанных друг к другу кусочков колотого камня, подземные резер-вуары, где когда-то хранились запасы питьевой воды, настенные иероглифы – все это великолепие сочеталось с ужасной жестокостью. «Главный жрец дер-жал в руке большой, широкий и острый нож, сделанный из кремня. Другой жрец держал деревянный ошейник в виде змеи. Обреченных, полностью обна-жен¬ных, по очереди проводили по лестнице вверх» Там, уложив человека на камень, надевали на него ошейник, и четыре жреца брали жертву за руки и за ноги. Затем главный жрец с удивительным проворством вспарывал жертве грудь, вырывал сердце и протягивал его к солнцу, поднося ему и сердце, и пар, исходящий из него. Затем оборачивался к идолу бросал сердце ему в лицо, по-сле чего сталкивал тело по ступеням, и оно скатывало» вниз», − писал об этом священнодействии Стефенс с ужасом.

Главные археологические изыскания производились в Чичен-Ице, послед-ней столицей майя. Руины освобождены от джунглей, остатки зданий видны со всех сторон, а та: где в свое время приходилось прорубать дорогу при помощи мачете, курсируют автобус с туристами; они видят «Храм воинов» с его колон-нами и лестницей, ведущей к пирамид они видят так называемую «Обсервато-рию» − круглое строение, окна которого прорублены таким образом, что из ка-ждого видна какая-то определенная звезда; они осматривав большие площади для древней игры в мяч, из которых самая большая имеет сто шестьдесят мет-ров в длину и сорок в ширину, − на этих площадках «золотая молодежь» майя и рала в игру, похожую на баскетбол. Они, наконец, останавливаются перед «Эль Кастилы самой большой из пирамид Чичен-Ицы. Девять уступов имеет она, и на верхней верши) ее расположен храм бога Кукулькана − «Пернатой змеи».

Вид всех этих изображений змеиных голов, богов, шествий ягуаров дейст-вует устрашающе. Пожелав проникнуть в тайны орнаментов и иероглифов, можно узнать, что здесь нет буквально ни одного знака, ни одного рисунка, ни одной скульптуры, которые не были бы связаны с астрономическими выклад-ками. Два креста на надбровных дуг; головы змеи, коготь ягуара в ухе бога Ку-кулькана, форма ворот, число «бусинок росы форма повторяющихся лестнич-ных мотивов – все это выражает время и числа. Нигде числа и время не были выражены таким причудливым образом. Но если вы захотите обнаружить здесь хоть какие-нибудь следы жизни, вы увидите, что в великолепном царстве ри-сунков майя, в орнаментике этого народа, жившего среди пышной и разнооб-разной растительности, очень редко встречаются изображения растений – лишь немногие из огромно количества цветов и ни один из восемьсот видов кактусов. Недавно в одном орнаменте разглядели цветок Bombax aquaticum – дерева, рас-тущего наполовину в воде. Если это даже действительно не ошибка, общее по-ложение все равно не меняется: в искусстве майя отсутствуют растительные мотивы. Даже обелиски, колонны, стелы, которые почти всех странах являются символическим изображением тянущегося ввысь дерева, у майя изображают тела змей, извивающиеся гадины.

Две такие змеевидные колонны стоят перед «Храмом воинов». Головы с роговидными отростком прижаты к земле, пасти широко открыты, туловища подняты кверху вместе с хвостами, некогда эти хвосты поддерживали крышу храма.

Голландец Гильермо Дюпэ, много лет прослуживший в испанской армии в Мексик-образованный и увлекающийся стариной человек получил от испанско-го короля Карла Г. поручение исследовать памятники культуры Мексики доис-панского периода.

С трудом добравшись до Паленке, Дюпэ пришел в неописуемый восторг от архитектуры, наружной отделки зданий: красочные узоры с изображением птиц, цветов, полные драматизма барельефы. «Позы очень динамичны и вместе с тем величавые. Одежды хоть и роскошны, никогда не закрывают тела. Голову обычно украшают шлемы, гребни и развевающиеся перья».

Дюпэ заметил, что у всех людей, изображенных на барельефах, голова бы-ла странной, сплющенной формы, из чего и заключил, что местные индейцы, с нормальной головой, никак не могут быть потомками строителей Паленке.

Скорее всего, по мнению Дюпэ, здесь жили когда-то люди неизвестной, исчезнувшей с лица земли расы, оставившей после себя величественные и пре-красные творения своих рук.

В Ватиканской библиотеке хранится интересное свидетельство о потопе «Коде Риос». По иронии судьбы католическое духовенство, уничтожившее подлинные рукописи майя, сохранило их редкие копии.

В «Кодексе Риос» рассказано о сотворении мира и о гибели первых людей. Остались дети, которых вскормило чудесное дерево. Образовалась новая раса людей. Но через 40 лет боги обрушили на землю потоп. Уцелела одна пара, спрятавшаяся на дереве.

После потопа возродилась другая раса. Но через 2010 лет необычный ура-ган уничтожил людей; оставшиеся в живых превратились в обезьян, которых стали грызть ягуар.

И вновь спаслась лишь одна пара: скрылась среди камней. Через 4801 год людей уничтожил великий пожар. Одна только пара спаслась, уплыв на лодке в море.

В этом предании говорится о периодических (повторяемых через 2−4−8 тысяч лет) катастрофах, одна из которых – потоп.

Если мы внимательно посмотрим на карту, то убедимся, что Древнее цар-ство занимало своего рода треугольник, углы которого образовывали Вашак-тун, Паленке и Копан. Не ускользнет от нашего внимания и то обстоятельство, что на сторонах углов или непосредственно внутри треугольника находились города Тикаль, Наранхо и Пьедрас Неграс. Теперь мы можем прийти к выводу, что, за единственным исключением (Бенке Вьехо), все последние города Древ-него царства, в частности, Сейбаль, Ишкун, Флорес, находились внутри этого треугольника.

Когда испанцы прибыли в Юкатан, у майя были тысячи рукописных книг, сделанных из природного материала, но часть их была сожжена, часть осела в частных коллекциях. Были также обнаружены надписи на стенах храмов и сте-лы. В XIX в. ученые знали о 3-х книгах — кодексах, названных по имени города, в котором каждый текст был обнаружен (Дрезденский, Парижский и Мадрид-ский кодексы; позже был найден 4-й кодекс – Кодекс Гролье). 14 лет изучал главный Королевский библиотекарь в Дрездене Эрнст Форстеманн кодекс и понял принцип действия календаря майя. А исследования Юрия Кнорозова, Генриха Берлина и Татьяны Проскуряковой открыли новый этап в современной май-янистике. Разгадано более 80 процентов всех иероглифов, а археологи сде-лали множество поразительных открытий.

Так, Юрий Кнорозов пришел к выводу, что система письма индейцев майя – смешанная. Часть знаков должна передавать морфемы, а часть – звуки и сло-ги. Такую систему письма принято называть иероглифической.

Не составила большого труда для ученых дешифровка цифровых знаков майя. Причиной тому – поразительная простота и доведенная до совершенства логичность системы их счета.

Древние майя пользовались двадцатеричной системой счисления, или сче-та. Они записывали свои цифровые знаки в виде точек и тире, причем точка всегда означала единицы данного порядка, а тире – пятерки.

Встреча Нового и Старого Света

Первый контакт двух культур происходил при участии самого Христофора Колумба: во время своего четвертого плавания в предполагаемую Индию (а он верил, что открытая им земля – Индия) его корабль проходил мимо берегов се-верной части современного Гондураса и у острова Гуанайя встретил каноэ, сде-ланное из целого ствола дерева, шириной в 1,5 м. Это была торговая лодка, и европейцам были предложены медные пластины, каменные топоры, керамиче-ские изделия, какао-бобы, одежды из хлопка.

В 1517 г. три испанских корабля, шедшие на поимку рабов, пристали к не-известному острову. Отбив атаку воинов-майя, испанские солдаты при дележе добычи нашли украшения из золота, а золото должно было принадлежать ис-панской короне. Эрнан Кортес, покорив великую империю ацтеков в централь-ной части Мексики, послал одного из своих капитанов на юг – завоевывать но-вые территории (современные государства Гватемала и Сальвадор). К 1547 г. покорение майя завершилось, хотя некоторые племена укрылись в густых лесах центральной части полуострова Юкатан, где им и их потомкам еще 150 лет удавалось оставаться непокоренными.

Эпидемии оспы, кори и гриппа, к которым у коренного населения не было иммунитета, унесли жизни миллионов майя. Испанцы жестоко искореняли их религию: рушили храмы, разбивали святыни, грабили, а тех, кто был замечен в идолопоклонстве, монахи-миссионеры растягивали на дыбе, ошпаривали ки-пятком, наказывали плетьми.

Во главе монахов прибыл на Юкатан монах-францисканец Диего де Ланда, неординарная и сложная личность. Он изучал быт, обычаи местного населения, пытался найти и ключ к тайне письменности майя, нашел тайник, в котором хранилось около 30 иероглифических книг. Это были настоящие произведения искусства: черные и красные знаки были каллиграфически выписаны на свет-лой бумаге, сделанной из нижнего слоя фигового дерева или шелковицы; бума-га была гладкой от нанесенного на ее поверхность гипсозидного состава; сами книги были сложены «гармошкой», а обложка сделана из шкуры ягуара.

Этот монах решил, что в книгах майя содержатся эзотерические знания, смущающие душу дьявольские соблазны, и велел книги эти сжечь все разом, что «повергло майя в глубокую скорбь и сильнейшие страдания».

Во время трехмесячной инквизиции под его руководством в 1562 году пыткам было подвергнуто около 5 000 индейцев, из них 158 человек погибли. Де Ланда был затребован обратно в Испанию по обвинению в превышении полномочий, но был оправдан и вернулся на Юкатан уже епископом.

Индейская культура уничтожалась всеми возможными способами. И всего сто лет спустя после прихода европейцев о славном прошлом майя не осталось и воспоминаний.

Интересные факты о майя.

1. До сих пор в своих прежних регионах живут многочисленные представители культуры майя. Фактически, есть 7 млн майя, многие из которых смогли сохранить важные свидетельства о своем древнем культурном наследии.
2. У майя были странные представления о красоте. В раннем возрасте ко лбу младенцев прикладывали доску, чтобы он был плоским. А еще им нравилось косоглазие: они одевали большую бусину на детские переносицы, чтобы те беспрестанно на нее косились. Еще один интересный факт – детей майя часто называли по тому дню, в который они родились.
3. Они любили сауны. Важным очистительным элементом для древних майя являлась потогонная ванна: на горячие камни лили воду для создания пара. Такими ваннами пользовались все, от женщин, которые недавно родили, до королей.
4. Так же они любили погонять в мяч. Мезоамериканская игра в мяч приравнивалась к ритуалу и существовала на протяжении 3000 лет. Современная версия игры, улама, все еще популярна у местного коренного населения.
5. Последняя страна майя существовала до 1697 г. (островной город Тайя). Сейчас землями под строениями в основном владеет одна семья, а правительству принадлежат сами памятники.
6. Майя не умели обрабатывать металл – их оружие было оснащено каменными наконечниками, или наконечниками из острых ракушек. Но! Воины майя использовали в качестве метательного оружия гнёзда шершней («шершневые бомбы») для создания паники в рядах противника – находчиво.
7. А еще, поговаривают, майя очень любили морских свинок. Ну, как любили…Они получали из бедняг очень вкусное мясо и великолепный пух.

Кстати, у майя был и своего рода гороскоп. Дело в том, что по календарю «Тцолькин» (он же «Цолькин», о котором сообщалось выше) каждому дню в году присвоен свой кин — своего рода частота космической энергии (Боже, что я несу?) и, в зависимости от того, какой кин ваш (какой соответствует дню вашего рождения) – можно судить о вашем характере, жизненных целях и блаблабла. А в зависимости от того, какой кин присвоен сегодняшнему дню – можно судить о вашей удачливости, самочувствии и прочей лабуде, которую обычно пишут в гороскопах.
Кстати, довольно занимательная штука. А майянские астрологические характеристики личностей по кину вполне соответствуют действительности, хотя обычно я и предпочитаю в астрологию не верить.

Цивилизация майя - уникальна. Их письменность, система календарей, познания в астрономии поражают даже современных специалистов по космологии. Индейцы Майя - одни из самых древних и загадочных цивилизаций, когда-либо существовавших на Земле.

Рождение цивилизации майя

Ученые определили, где жили индейцы. По теории, после окончания последнего ледникового периода, племена, жившие на севере, пошли на юг для освоения новых земель. Сегодня это территория Латинской Америки.

Затем, последующие 6 тысяч лет индейцы создавали свою культуру – строили города, занимались земледелием.

К 1500 году до нашей эры майянцы проживали на полуострове Юкатан, территории современной Гватемалы, южных штатов Мексики и западных частей Сальвадора и Гондураса.

Индейцы майя: история развития цивилизации

Первыми крупными центрами стали города Эль-Мирадор, Накбе и Тикаль. Процветало строительство храмов, широко использовались календари, развилась иероглифическая письменность.

На фото ниже - древний культурный центр майя в древнем городе Тикаль.

Индейцы создали собственную систему, включающую архитектуру с уникальными постройками – пирамидами, монументами, дворцами, политику и социальную иерархию. Общество делилось на массы и элиту, состоящую из правителей.

Племя майя верило, что их правители произошли от богов. Статус подчеркивался одеяниями с обязательным атрибутом – нагрудным зеркалом. «Зеркало народа» - так называли майя своего верховного правителя.

Правящий класс майя

Древняя цивилизация майя насчитывала более 20-ти миллионов человек.

Была создана целая система из 200 городов, 20 из них были мегаполисами с населением более 50 тысяч человек.

Экономическое развитие племен майя

Первоначально майянцы занимались подсечно-огневым земледелием – вырубали лес на участке, который планировали обрабатывать, потом деревья и кустарники сжигали, а золой удобряли почву. Так как в тропиках земля неплодородна, ее ресурсы быстро истощались, и поля переставали обрабатывать. Они слова зарастали лесом. Потом весь процесс начинался заново.

Но с увеличение населения потребовались новые методы, и индейцы начали использовать для террасного земледелия склоны холмов. Также осваивались и болота – на них устраивались приподнятые поля путем насыпи грядок высотой в метр над уровнем воды.

Они устраивали системы орошения, по сети каналов вода стекала в резервуары.

Путешествовали по воде на каноэ, выдолбленные из красного дерева. В них одновременно могли находиться до 50 человек. Торговали рыбой, раковинами, акульими зубами и другими морскими дарами. Соль была в роли денег.

Производство соли

Для изготовления оружия использовали обсидиан, привозимый из Мексики и Гватемалы.

Нефрит был ритуальным камнем, он всегда был в цене.

Нефритовые изделия

Жившие на равнине торговали съестными припасами, хлопком, шкурами ягуаров и перьями кетцалей.

Искусство и архитектура

Во время «классических» раннего и позднего периодов (250 – 600 годы нашей эры и 600 – 900 годы нашей эры) было построено огромное количество храмов, появляются росписи стен с изображением правителей. Происходит расцвет искусства.

Ниже фото барельева с изображением правителя.

Новыми культурными центрами становятся Копан и Паленке.

Миграция

Начиная с 900 года нашей эры южные равнины постепенно пустеют, поселения остаются в северной части Юкатана. До 1000 года нашей эры растет влияние мексиканской культуры, процветают города Лабна, Ушмаль, Кабах и ЧиЧен-Ица.

Ниже фото пирамиды в городе ЧиЧен-Ицы

После таинственного краха Чичен-Ицы главным городом майя становится Майяпан.

Почему исчезла цивилизация майя

Никто достоверно не знает причину исчезновения индейского народа. На этот счет есть только гипотезы. Согласно основной, в 1441 году произошло восстание вождей, обитавших в соседних с Майяпаном городах. Это стало причиной вырождения цивилизации и превращения ее в разрозненные племена. Также повлияли засуха и голод. Затем появились конкистадоры.

Ниже на фото - последний центр цивидизации.

В 1517 году испанские корабли пристали к неизвестному берегу. В битве с индейцами конкистадоры увидели золото. С этого началось истребление народа майя, так как испанцы считали, что золото должно принадлежать их правителям. В 1547 году майя были покорены, но части племен удалось спастись и скрыться в центре полуострова Юкатан, где они жили на протяжении 150 лет.

Болезни, которые принесли с собой испанцы, вызвали вспышки эпидемий. У индейцев не было иммунитета к гриппу, кори и оспе, и они умирали миллионами.

Культура и религия индейцев истреблялась всеми возможными способами: рушились храмы, уничтожались святыни, идолопоклонничество каралось пытками.

За 100 лет с момента пришествия в Латинскую Америку европейцами была полностью искоренена цивилизация майя.

Смотрите ниже документальный фильм канала BBC о загадочной цивилизации майя

История цивилизации майя остается покрытой тайной. Но науке удалось выяснить, что многие из секретов – не больше, чем миф. Разрушал легенды представитель международного издательства National Geografic Майкл Шапиро.

1. Цивилизация майя внезапно исчезла

Как падение Римской империи не означало конец существования римских граждан, так и исчезновение государства майя, которое достигло эпогея своего развития в IX в. до н.э., не означает, что коренное население бесследно исчезло.

Сегодня примерно 40% жителей Гватемалы, около 14 млн человек, проживающие на юге Мексики и полуострове Юкатан, являются потомками народов майя.

Майи стойко пережили пять столетий испанской оккупации, сохранив при этом культурные традиции, исконный аграрный образ жизни и обычай празднования фестивалей.

Более 20 провинций Гватемалы населены отдельными народностями майя. Каждая из них имеет собственную культуру, одежду и язык. Так тысячи лет майя живут за пределами своей империи.

2. Майи не верили в конец света

В фильмах про апокалипсис нам рассказывают, что майи пророчили . Этот момент приходился на 5000 год по календарю майя. Но это не соответствует действительности.

Представители древней цивилизации праздновали начало следующего цикла, который наступит в 5125 году также, как мы отмечали наступление нового тысячелетия. Не обнаружено ни одной записи, свидетельствующей о конце времен. Во всяком случае они надеялись, что с новой эрой человечество вступит в эпоху высшего сознания, укрепления мира и глубокого понимания других народов, населяющих землю.

3. Древние майя придумали концепцию нуля.


Календарь народов майя опирается в расчет на значение ноль. Однако, идея нуля, вероятно, не тайна цивилизации майя. Она возникла в . И только в IV в. до н.э. это изобретение стало ассоциироваться с народами майя.

Ноль в письме цивилизации был представлен символом, похожим на раковину. Численная система майя основывалась на 20 факторах. Их числа состояли из целых единиц: 1, 20, 400 и т.д. Чтобы написать, к примеру, число 403, они использовали единицу 400, плюс ноль единиц 20, и три единицы 1. Так возникло понятие нуля.

4. Город майя остался под землей

Основные достопримечательности, построенные народами майя, как Паленке в южной Мексике и на севере, были найдены во время археологических раскопок. Другие остаются погребенными под землей. В Гватемале найдены насыпи, под которыми, возможно, спрятаны великие храмы.

Самые мало посещаемые достопримечательности находятся в Эль-Мирадор и Ауксактун, к северу от Тикаля в джунглях Гватемалы. В Белизе находятся открытые руиные Алтун Ха в 30 км от Белиз-Сити

Во всех этих местах можно увидеть пирамиды.

5. Народы майя придумали сауны


Вот это действительно тайна цивилизации майя, о существовании которой сложно поспорить. Древние майя пользовались парной в каменной сайне, известной как «темаскаль» на полуострове Юкатан. Сауны майя, «sweathouse», по-прежнему популярное место отдыха у туристов. Их предлагают гостям отелей и курортов по всему миру.

Древние города народы майя строили из сырцового кирпича – грязи. Они использовались для духовного удовлетворения и здоровья. Пар делали смешивая воду с огнем. Иногда добавляли в воду листья. Пот очищал кожу и разум.

6. Империя майя была уничтожена вулканом


Ряд вулканов в Гватемале остаются активными. В городе Антигуа-Гватемала можно лицезреть извержение вулкана Фуэго, низвергающего столбы дыма и сбрасывающего огненную лаву. Особенно великолепно зрелище в ночное время. Недалеко от Антигуа, примерно в 1,5 часах езды, находится вулкан Расауа, который извергается регулярно уже в течение нескольких лет.

В Антигуа организована продажа однодневных туров по пешей прогулке в нескольких метрах от лавы.

7. Беловодные реки майя пересекали на лодках

Тайна цивилизации майя о строительстве надежных плотов давно разгадана. В Гватемале созданы условия для первоклассного катания на лодках Рио Кахабон. В ходе поездки можно получить массу впечатлений и познакомиться с местностью, где жили древние майя, — джунгли на берегу реки.

Река Усумасинта проходит черех границы Мексики и Гватемалы. Во время прогулки по реке группа останавливается для осмотра руин Пьедрас Неграс.

8. В цивилизации майя был популярен спорт


В городах были найдены площадки для игры в мяч. Проводились состязания среди команд. Футбольный мяч делали из твердой резины. Некоторые ученые считают, что внутри мяча помещался человеческий череп.

Культурно-зрелищные мероприятия заканчивались человеческими жертвоприношениями. Вероятно, эта участь ожидала проигравших. Гиды в Тикаль утверждают, что в жертву приносили победителя.

«Умереть в Тикаль считалось честью», — рассказывают местные проводники.

9. Пирамиды майя построены с учетом астрономических событий


Ни для кого не секрет, что майи разбирались в астрономии. Многие сооружения, такие как Эль Кастильо (Храм Кукулькана) и пирамиды в Чичен-Ица отражают астрономические события.

Эта тайна цивилизации майя связывает историю народа с соседним государством – древним Египтом. , вдоль северной грани Кукулькана проходить тень, похожая на змею. Это явление вызвано прохождением луча солнца через девять террас здания.

Храм Эль-Караколь в Чичен-Ица известен как обсерватория, связанная с орбитой Венеры. Парадная лестница направлена к северной части Венеры, а углы здания соответствуют положению солнца в день летнего солнцестояния на восходе и зимнего солнцестояния на закате.

10. Никто не знает, что стало причиной упадка цивилизации майя


С конца VIII по начало IX в. до н.э. города майя пришли в запустение. Люди погибли или ушли в другие населенные пункты. Культура, высокоорганизованное орошение, сельское хозяйство, астрономия и строительная техника были забыты. Почему, никто не знает ответ.

Ученые выдвинули по поводу гибели древней цивилизации несколько гипотез:
Противостояние между городами-государствами майя.
Перенаселение, что привело к ухудшению экологии, истощению почвы и изменению климата.
Усиление влияния господствующего класса, духовенства и правящей верхушки.

Что же на самом деле стало причиной упадка развитой цивилизации, археологи до сих пор затрудняются сказать.

Майя — цивилизация Центральной Америки, известная благодаря своей письменности, искусству, архитектуре, математической и астрономической системам. Начала формироваться в предклассическую эру (2000 г. до н. э. — 250 г. н. э.), большинство ее городов достигло пика своего развития в классический период (250—900 гг. н. э.). Майя строили каменные города, многие из которых были покинуты задолго до прихода европейцев, другие были обитаемы и после. Календарь, разработанный майя, использовали и другие народы Центральной Америки. Применялась иероглифическая система письма, частично расшифрованная. Сохранились многочисленные надписи на памятниках. Создали эффективную систему земледелия, имели глубокие знания в области астрономии. Потомками древних майя являются не только современные народы майя, сохранившие язык предков, но и часть испаноязычного населения южных штатов Мексики, Гватемалы, Гондураса. Некоторые города майя включены ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия: Паленке, Чичен-Ица, Ушмаль в Мексике, Тикаль и Киригуа в Гватемале, Копан в Гондурасе, Хойя-де-Серен в Сальвадоре — небольшая деревня майя, которая была погребена под вулканическим пеплом и сейчас раскопана.

Территория
Территория, на которой происходило развитие цивилизации майя входит в состав государств: Мексика (штаты Чьяпас, Кампече, Юкатан, Кинтана-Роо), Гватемала, Белиз, Сальвадор, Гондурас (западная часть). Найдено около 1000 городищ культуры майя, но не все из них раскопаны или исследованы археологами, а также 3000 поселков.

История
В древности майя представляли различные группы, которые имели общую историческую традицию. В результате исследований, реализованных в отношении языка майя, было сделано заключение, что примерно около 2500-2000 гг. до н. э., в районе современного Уэуэтенанго (Гватемала), существовала группа протомайя, члены которой говорили на одном языке, тоже названном исследователями протомайя. С течением времени этот язык разделился на разные языки майя. Впоследствии, носители этих языков эмигрировали и осели в разных районах, где позднее сформировалась зона майя и возникла высокая культура. Миграции населения привели как к отдалению различных групп, так и к сближению их с представителями других культур. Периодизация культуры майя подобна хронологии всей Мезоамерики, хотя более точна благодаря расшифровке временных иероглифов и их сопоставлению с современным календарем. Историю и культуру народа майя принято делить на три основных периода, границы между которыми весьма подвижны:
- период формирования (1500 г. до н. э. - 250 г. н. э.);
- Древнее царство (250 - 900 гг. н. э.);
- Новое царство (900 г. н. э. - XVI в.).
Цивилизация майя сложилась на Мексиканском полуострове Юкатан и горной Гватемале. В области майя сложились три крупные языковые группы: юкатекская, цельтан и киче. В начале 1000 гг. киче представляли собой наиболее могущественное объединение майянских племен. Племена майя начали свое развитие в культурном плане около 2-го тыс. до н.э. В этот период на Юкатане и прилегающих областях сменили друг друга две культуры - "окос" и "квадрос", в то время появились прекрасные керамические изделия, поверхность глиняных сосудов была покрыта штампованным узором из полос, который создавали при помощи волокон агавы. История майя начинается с 500 г. до н.э. по 300 гг.
н.э. Культура майя начинает свое формирование. Особенно это заметно на человекообразных фигурках из глины, где присутствуют физические характеристики населения той эпохи. Образцом являются и орнаменты, украшающие первые постройки майя. Именно тогда в южных областях Гватемалы начинают появляться крупные культовые центры. Стремительно развиваются Исапа на побережье Тихого океана и горные области Гватемалы. В позднем архаическом периоде появляется Каминальхуйю - древнейший центр майяской культуры, неподалеку от нынешнего Сьюдад де Гватемала. В это время в Гватемале зарождается культура "мирафлорес", и, по всей видимости, Каминальхуйю становится военным противником Исапы. К северу в это же время происходит соприкосновение культур ольмеков и майя. К 1 в. н. э. полностью исчезают все следы культуры ольмеков, закат которой начался тремя веками раньше. В ранний Доклассический период общество майя составляли группы семей, объединенных одним языком, обычаями и территорией. Они объединялись для возделывания почвы и рыболовства, охоты и собирательства с целью добычи продуктов питания для выживания. Позже, с развитием земледелия, были сооружены оросительные системы, и расширился ассортимент выращиваемых культур, часть которых уже шла на продажу. Ускорился рост населения, началось строительство городов и крупных церемониальных центров, вокруг которых оседал народ. В результате разделения труда появились классы. С Доклассического периода майя начали строить отдельные сооружения, в которых угадывается влияние и других культур. Позже архитектура майя стала выражать мистические и религиозные идеи; поэтому в центральной части городов возводились храмы и дворцы, площадки для игры в мяч, а жилые постройки располагались в окрестностях. 250 г. Начало раннеклассического периода. В этот год Теотиуакан с Каминальхуйю формируют торговый альянс с Тикалем. В 400 гг. н.э. Каминальхуйю полностью попадает под власть Теотиуаканских купцов почтека - теотиуаканцы приходят в город и на его месте сооружают миниатюрную копию своей столицы, который становится юго-восточным аванпостом империи. В течение этапа "эсперанса" горная область майя находится под протекторатом теотиуаканских династий и конечно же под влиянием теотиуаканских художественных стилей. Тогда, к северу от Каминальхую начинают возводиться первые циклопические сооружения майя, которые по началу служили мавзолеями теотиуаканских "наместников" - почтека. Отличительным признаком данного этапа является тонкая "оранжевая" керамика. Она покрыта геометрическими узорами, явно теотиуаканского происхождения. Появляются треножные сосуды. Подобные изделия были распространены и в Центральной Мексике. В последствии, когда гегемония Теотиуакана в землях майя завершается, этап "эсперанса" переходит в не менее заметный этап в истории майя - "тсакол". Во время этапа "тсакол" влияние культуры Теотиуакана на Петен и горную область майя всё еще велико.
Классический период:
С 325 по 925 г. н. э. Он подразделяется на Ранний классический (325-625 г. н. э.), когда прекращалось влияние извне и появлялись собственные черты. Период расцвета (625-800 г. н. э.), когда достигли своего максимального блеска математика, астрономия, керамика, скульптура и архитектура, и Период кризиса (800-925 г. н. э.) - время, когда культура пришла в упадок и церемониальные центры были покинуты.
Классическая эпоха - время истинного расцвета майя, как в горной Гватемале, как на Петене, так и на Севере Юкатана. Возникает классическая культура майя, развивается иероглифическая письменность, возводятся циклопические известняковые сооружения. Наблюдается расцвет наук - астрономии, математики, врачевания. В Классический период у майя появляются собственные элементы в архитектуре такие, как, например, ложный свод, надстроенные террасы, лепные украшения, гребни на коньках крыш, которые, смешиваясь, привели к возникновению того, что в архитектуре носит название стиль Петен. Он характеризуется сооружениями на фундаментах ступенчатых террас, толстыми стенами, лестницами вне фасада, высокими гребнями над задней стеной и гипсовыми украшениями в виде гротескных масок. В Гватемале сменяют друг друга могущественные династии исконно майяских правителей - в начале позднего периода классической эпохи происходит возвышение Тикаля. Неподалеку от Копана, на востоке Гватемалы расположен "город" Киригуа. Он не менее примечателен, чем Копан и довольно с ним схож своим архитектурным стилем. Наиболее величественный монумент Киригуа - несомненно стела "Е", достигающая внушительной высоты и покрытая изысканными рельефами, обладающими барочной избыточностью. По всей видимости Киригуа был главным городом региона, и Копан был его протекторатом. Копан - уникальный город. Но истинного величия "города" майя достигли в 8-9 вв. Тикаль одержал победу над Калакмулем, и начинает править всем Петеном. В это же время в бассейне реки Усаманситы процветают Паленке, Бонампак, Йашчилан, Пьедрас-Негрос. В этих местах искусство майя достигло наивысшего расцвета. В Бонампаке создаются великолепные стенные росписи, которые повествуют о победе местного правителя над армией Йашчилана.

Постклассический период:

В постклассический период высокая культура майя сохранялась только на Севере Юкатана, но в синтезе с совершенно иной цивилизацией - тольтекской. Города Петена и горной Гватемалы пришли в запустение, многие были покинуты жителями, другие превратились в крохотные деревушки. Север Юкатана и в классическую эпоху процветал - там сложилось несколько крупных регионов: Ченес, Рио-Бек, Пуук. Центром первого был "город" Чиканна, второго - Калакмуль, Эль-Мирадор, Сэрос, в третьем процветали Ушмаль, Коба, Сайиль, "некрополь" острова Хайна. В классическую эпоху это были богатейшие города Юкатана, поскольку имели возможность торговать с тольтеками. Но к концу классической эпохи эти города были уничтожены вторжением народности майя-чонталь, которые находились на более низкой ступени развития, чем юкатеки и киче. Они были подвержены влиянию тольтекской культуры больше, чем культуры майя. Вскоре после вторжения чонталь был основан культовый центр Чичен-Ица . Город был основан, как полагают, в V-VI веках и являлся одним из крупнейших городов майя. К концу X века, однако, по невыясненным причинам жизнь здесь практически прекратилась. Строения, относящиеся к этому периоду, находятся главным образом в южной части современной Чичен-Ицы. Затем город был занят тольтеками, пришедшими на Юкатан из центральной Мексики. Приход же вождя тольтеков, очевидно, не был мирным событием: в надписях из Чичена речь идет о вторжении захватчиков, свергших династию майя. Наиболее знаменитые культовые постройки Чичена - огромная площадка для игры в мяч, Колодец Жертв - карстовый пролом и конечно же знаменитый Эль-Кастильо, храм Кукулькана. Период с 1200 по 1540 г. н. э. Эпоха конфликтов, когда разрываются межплеменные союзы и происходит ряд вооруженных столкновений, которые разделили народ и еще больше обеднили культуру. Юкатан вступает в полосу раздробленности и упадка. На его территории образуются гос-ва Ваймиль, Кампече, Чампутун, Чикинчель, Экаб, Мани-Тутук-Шиу, Четумаль и др. Эти государства непрерывно воюют между собой и когда испанцы прибыли в зону майя, крупные церемониальные центры уже были покинуты, и культура находилась в полном упадке.

Искусство
Искусство древних майя достигло пика своего развития во время классического периода (около 250 года — 900 года н. э.). Настенные фрески в Паленке, Копане и Бонампаке считаются одними из самых красивых. Красота изображения людей на фресках позволяют сравнить эти памятники культуры с памятниками культуры античного мира. Поэтому этот период развития цивилизации майя и принято считать классическим. К сожалению, многие из памятников культуры не дошли до наших дней, так как были уничтожены либо инквизицией, либо временем.

Одежда
Основным одеянием мужчин была набедренная повязка, она представляла собой полосу ткани шириной в ладонь, которую несколько раз обертывали вокруг талии, затем пропускали между ног так, чтобы концы свисали спереди и сзади. Набедренные повязки именитых персон «с великой заботливостью и красотой» украшались перьями или вышивкой. На плечи набрасывали пати — накидку из прямоугольного куска ткани, также украшенную сообразно общественному положению ее владельца. Знатные люди добавляли к этому наряду еще длинную рубаху и вторую набедренную повязку, похожую на запашную юбку. Их одежды были богато декорированы и выглядели, вероятно, очень красочно, насколько можно судить по сохранившимся изображениям. Правители и военачальники иногда носили вместо накидки шкуру ягуара или закрепляли её на поясе. Одежда женщин состояла из двух основных предметов: длинного платья, которое либо начиналось над грудью, оставляя плечи открытыми, либо представляло собой прямоугольный кусок материи с прорезями для рук и головы, и нижней юбки. Верхней одеждой, как и у мужчин, служила накидка, но более длинная. Все предметы одежды украшались многоцветными узорами.

Архитектура
Для искусства майя, нашедшего выражение в каменной скульптуре и барельефах, произведениях мелкой пластики, росписях на стенах и керамике, характерна религиозная и мифологическая тематика, воплощённая в стилизованных гротескных образах. Основные мотивы искусства майя — антропоморфные божества, змеи и маски; ему свойственны стилистическое изящество и изощрённость линий. Главным строительным материалом для майя служил камень, в первую очередь известняк. Типичными для архитектуры майя были ложные своды, устремлённые вверх фасады и крыши с гребнем. Эти массивные фасады и крыши, венчавшие дворцы и храмы, создавали впечатление высоты и величественности.

Письменность и исчисление времени у майя
Исключительными интеллектуальными достижениями доколумбового Нового Света были созданные народом майя системы письма и исчисления времени. Иероглифы майя служили как для идеографического, так и для фонетического письма. Их вырезали на камне, рисовали на керамике, ими написаны складные книги на местной бумаге, именуемые кодексами. Эти кодексы являются важнейшим источником для исследования письменности майя. Майя использовали «цолкин» или «тоналаматль» — системы счета, основанные на числах 20 и 13. Система цолкин, распространенная в Центральной Америке, очень древняя и не обязательно была изобретена народом майя. У ольмеков и в культуре сапотеков формативной эпохи сходные и достаточно развитые системы счисления времени сложились даже раньше, чем у майя. Однако майя в усовершенствовании числовой системы и астрономических наблюдениях продвинулись гораздо дальше, чем любой другой коренной народ Центральной Америки. Майя имели сложную и довольно точную для своего времени систему календарей.
Письменность
Первый открытый археологами на территории современного мексиканского штата Оахака монумент майя с высеченными на нем иероглифами относится приблизительно к 700 году н. э. Сразу после испанского завоевания письменность майя пытались расшифровать. Первыми исследователями письменности майя стали испанские монахи, которые пытались обратить майя в христианскую веру. Самым известным из них был Диего де Ланда, третий епископ Юкатана, который в 1566 году написал труд, названный «Сообщения о делах в Юкатане». По мнению де Ланды, иероглифы майя были сродни индоевропейским алфавитам. Он полагал, что каждый иероглиф представляет собой определенную букву. Наибольшего успеха в расшифровке текстов майя добился советский учёный Юрий Кнорозов из ленинградского Института этнографии АН СССР, сделавший свои открытия в 1950-е годы. Кнорозов убедился, что список де Ланды не был алфавитом, но он не отверг его полностью по этой причине. Ученый предположил, что «алфавит» де Ланды в действительности являлся списком слогов. Каждый знак в нем соответствовал определенной комбинации одного согласного с одним гласным. Соединенные вместе знаки были фонетической записью слов.
В результате открытий XX века стало возможным систематизировать знания о письменности майя. Основными элементами системы письма служили знаки, которых известно около 800. Обычно знаки имеют вид квадрата или продолговатого овала; один или несколько знаков могут располагаться вместе, образуя так называемый иероглифический блок. Многие такие блоки расположены в определенном порядке в прямолинейной решётке, которая определяла пространственные рамки для большинства известных надписей.
Система счета у древних майя
Система счета у майя базировалась не на привычной десятичной системе, а на распространенной в месоамериканских культурах двадцатиричной. Истоки лежат в методе счета, при котором применялись не только десять пальцев рук, но и десять пальцев ног. При этом существовала структура в виде четырех блоков по пять цифр, что соответствовало пяти пальцам руки и ноги. Также интересным является тот факт, что у майя существовало обозначение нуля, который схематически был представлен в виде пустой раковины от устрицы или улитки. Обозначение нуля также применялось для обозначения бесконечности.

Религия майя
Среди руин городов майя доминируют постройки религиозного характера. Как предполагается, религия вместе со служителями храмов играли в жизни майя ключевую роль. В период с 250 до 900 года н. э. во главе городов-государств региона стояли правители, которые заключали в себе если не высшую, то по крайней мере очень важную религиозную функцию. Археологические раскопки позволяют говорить о том, что в религиозных ритуалах также принимали участие представители высших слоев общества. Как и другие народы, населявшие Центральную Америку того времени, майя верили в цикличный характер времени и астрологию. Например, их расчеты движения Венеры расходились с современными астрономическими данными всего на несколько секунд в год. Они представляли себе Вселенную, разделенную на три уровня — подземный мир, земля и небо. Религиозные ритуалы и церемонии были тесно связаны с природными и астрономическими циклами.
По астрологии и календарю майя, «время пятого Солнца» закончится 21—25 декабря 2012 года (зимнее солнцестояние). «Пятое Солнце» известно как «Солнце Движения», потому что, по представлениям индейцев, в эту эпоху произойдет движение Земли, от которого многие погибнут.
Боги и жертвы
Как и у других народов Центральной Америки, человеческая кровь играла у майя особую роль. По дошедшим до наших дней различным предметам быта — сосудам, мелкой пластике и ритуальным инструментам — можно говорить о специфическом ритуале кровопускания. Основным видом ритуального кровопускания в классический период был ритуал, при котором протыкали язык, причем делали это как мужчины, так и женщины. После прокалывания органов (языка, губ, ладоней), через проделанные отверстия продевали шнурок или веревку. По представлениям майя, в крови находились душа и жизненная энергия. Религия майя была политеистической. При этом боги являлись аналогичными людям смертными существами. В связи с этим человеческое жертвоприношение рассматривалось древними майя как акт, способствующий в определенной мере продлить жизнь богам. Человеческие жертвоприношения были распространенным явлением у майя. В жертву человека приносили через повешение, утопление, отравление, избивание, а также посредством захоронения заживо. Наиболее жестоким видом жертвоприношения являлось, как и у ацтеков, вспарывание живота и вырывание из груди еще бьющегося сердца. В жертву приносились как захваченные в ходе войн пленники из других племен, так и представители собственного народа, в том числе и члены высших слоев общества. Точно установлено, что в жертву в огромных масштабах приносились захваченные во время войн представители других племен, в том числе члены высших слоев противника. Однако до сих пор неясно, вели ли майя кровопролитные войны для получения большего количества военнопленных с целью принесения их в будущем в жертву, как это делали ацтеки.
Политическая и социальная структура общества
Майя были прежде всего сильно ориентированы внешнеполитически. Это было обусловлено тем фактом, что отдельные города-государства соперничали друг с другом, но в то же время должны были контролировать торговые пути для получения необходимых товаров. Политические структуры различались в зависимости от региона, времени и проживающего в городах народа. Наряду с наследными королями под руководством "аява" (правителя) имели место также олигархические и аристократические формы правления. У племени киче имелись также благородные семьи, выполняющие различные задачи в государстве. Также демократические институты имели место как минимум в нижнем слое общества: существующая и по сей день процедура избрания каждые три года бургомистра, «майя-бургомистра», существует, надо полагать, довольно давно. В социальной структуре общества любой член общества Майя, достигший 25 лет, мог бросить вызов вождю племени. В случае победы у племени появлялся новый вождь. Обычно это происходило в мелких населенных пунктах.