Сообщение о генри кратко. Биография О. Генри (на русском языке)

О. ГЕНРИ
(1862-1910)

Американский прозаик О. Генри (настоящее имя и фамилия Вильям Сидней Портер) родился 11 сентября 1862 года в Гринсборо, штат Северная Каролина. Он является автором более двухсот восьмидесяти рассказов, скетчей, юморесок. Жизнь Уильяма Портера была нерадостной от самого детства. В три года он потерял мать, а отец, провинциальный врач, став вдовцом, начал пить и вскоре превратился в никчемного алкоголика.

Покинув школу, пятнадцатилетний Билли Портер стал за аптечный прилавок. Работа в окружении микстур от кашля и порошков от блох пагубно повлияла на его и без того подорванное здоровье.

В 1882 году Билли отправился в Техас, два года жил на ранчо, а затем обосновался в Остине, служил в земельном управлении, кассиром и счетоводом в банке. С банковской карьеры ничего путного у него не вышло. Портера обвинили в растрате 1150 долларов — очень серьезной суммы на то время. Биографы писателя до сих пор спорят, был ли он действительно виноват. С одной стороны, он нуждался в деньгах для лечения больной жены (и для издания «Rolling Stone»), с другой — кассир Портер уволился из банка в декабре 1894 года, тогда как растрата была раскрыта только в 1895 году, причем владельцы банка были на руку нечистые. Против Портера возбудили уголовное дело, и в феврале 1896 года он в панике убегает до Нового Орлеана, а оттуда — в Гондурас. В этой стране судьба свела Портера с приятным джентльменом — профессиональным бандитом-грабителем Элом Дженнингсом.

Много позже Дженнингс, отложив револьвер, взялся за перо и создал мемуары, в которых вспоминал интересные эпизоды латиноамериканских приключений. Друзья участвовали в местном гондурасском путче, потом сбежали в Мексику, где Дженнингс спас будущего писателя от неминуемой смерти. Портер неосторожно приударил за какой-нибудь замужней красотки; человек, который был где-то поблизости, мексиканец-мачо, достал ножичек с лезвием длиной два фута и хотел защитить свою честь. Ситуацию урегулировал Дженнингс — выстрелом от бедра выстрелил ревнивцу в голову, после чего они с Уильямом сели на лошадей, и конфликт остался позади.

В Мексике Портер получил телеграмму, в которой сообщалось о том, что его любимая жена — Атолл Эстес умирает. Во время отсутствия мужа, она не имела средств к существованию, голодала, а заболев, не могла купить лекарства, однако в канун Рождества продала за двадцать пять долларов кружевную накидку и выслала Биллу в Мехико подарок — золотую цепочку для часов. К сожалению, именно в тот момент Портер продал своего часов, чтобы купить билет на поезд. Он успел повидаться и попрощаться с женой. За несколько дней она умерла. Агенты полиции с траурными повязками молча шли за гробом. Сразу после похорон они арестовали кассира-растратчика, который не сказал ни слова на суде и получил пять лет тюрьмы.

В ссылке Портер пробыл три года и три месяца. Освободился досрочно (за примерное поведение и хорошую работу в тюремной аптеке) летом 1901 года. Тюремные годы он никогда не упоминал. Помогли воспоминания Эла Дженнингса, что по иронии судьбы снова оказался бок о бок с писателем в каторжной тюрьме Коламбуса, штат Огайо.

Вместе с Портером и Дженнингсом сидел двадцатилетний «медвежатник» Дикий Прайс. Он сделал доброе дело — спас из сейфа, который неожиданно закрылся, маленькую дочь богатого бизнесмена. Срезав ножом ногти, Прайс открыл сверхсекретный замок за двенадцать секунд. Ему обещали помилование, но обманули. На этот сюжет Портер составил свой первый рассказ — про Джимми Валентайна, который спас племянницу своей невесты из несгораемого шкафа. Рассказ, в отличие от истории Дика Прайса, заканчивалось счастливо.
Прежде чем отправить рассказ в газету, Портер прочитал его сокамерникам. Эл Дженнингс вспоминал: «С той минуты, как Портер начал читать своим низким, бархатным, слегка заїкуватим голосом, воцарилась мертвая тишина. Мы абсолютно замерли, затаив дыхание. Наконец грабитель Рейдлер громко вздохнул, и Портер, будто очнувшись от сна, посмотрел на нас. Рейдлер усмехнулся и принялся тереть глаза своей искалеченной рукой.- Черти бы вас взяли, Портер, это впервые за мою жизнь. Накажи меня Господь, если я знал, как выглядит слеза!» Рассказы к печати приняли не сразу. Три следующих были опубликованы под псевдонимом.

Находясь в тюрьме, Портер стыдился печататься под своей фамилией. В аптечном справочнике он наткнулся на фамилию известного в то время французского фармацевта О. Генри. Именно ее в той же транскрипции, но в английском произношении (О.генри) писатель избрал своим псевдонимом до конца жизни. Исходя из тюремных ворот, он произнес фразу, которую цитируют уже на протяжении едва ли не столетия: «Тюрьмы могли бы оказать большую услугу обществу, если бы общество выбирало, кого туда сажать».

В конце 1903 года В. Генри подписал контракт с нью-йоркской газетой «orld» на еженедельную сдачу короткого воскресного рассказа — по сто долларов за одно произведение. Этот гонорар на то время был достаточно большой. Годовой заработок писателя равнялся прибылям популярных американских романистов.
Но бешеный темп работы мог убить и более здорового человека, чем О. Генри, который не мог отказать еще и другим периодическим изданиям. В течение 1904 года В. Генри напечатал шестьдесят шесть рассказов, за 1905 — шестьдесят четыре. Иногда, сидя в редакции, он дописывал сразу два рассказа, а рядом переминался редакционный художник, дожидаясь, когда можно будет начать иллюстрирования.

Читатели американских газет не могли преодолеть большие тексты, терпеть не могли философствования и трагические истории. О. Генри стало не хватать сюжетов, и он все чаще брал, а то и покупал их у друзей и знакомых. Постепенно он начал уставать и снижал темп. Однако из-под его пера вышло 273 рассказа — более тридцати рассказов на год. Рассказы обогатили газетчиков и издателей, но не самого О. Генри — непрактичного, который привык к богемного жизни. Он никогда не торговался, ничего не выяснял. Молча получал свои деньги, благодарил и уходил: «Я виноват мистеру Гилмену Холлу, по его словам, 175 долларов. Думаю, что должен ему не больше 30 долларов. Но он умеет считать, а я нет…».

Он избегал общества литературных собратьев, стремился к уединению, сторонился светских приемов, не давал интервью. По несколько суток без уважительных причин бродил по Нью-Йорком, потом запирал дверь комнаты и писал.

В блужданиях и отрешенности он узнавал и «переваривал» большой город, Вавилон-на-Гудзоне, Багдад-над-Подземкой,- его звуки и огни, надежды и слезы, сенсации и провалы. Он был поэтом нью-йоркского дна и самых низких социальных местах, мечтателем и фантазером кирпичных закоулков. В унылых кварталах Гарлема и Кони-Айленда волей О.Генри появлялись Золушки и Дон Кихоты, Гарун аль-рашиды и Диогены, которые были всегда готовы прийти на спасение погибающих, чтобы обеспечить реалистическом рассказу неожиданную развязку.

Последние недели жизни О.генри провел самом нищем гостиничном номере. Он болел, много пил, уже не мог работать. На сорок восьмом году жизни в нью-йоркской больнице он перешел в другой мир, в отличие от своих героев, так и не получив чудесной помощи.

Похороны писателя вылились в настоящий сюжет. Во время панихиды в церковь ввалилась веселая свадебная компания, и не сразу поняла, что придется подождать на входе.

О.Генри можно было бы назвать своеобразным запоздалым романтиком, американским сказочником XX века, но природа его уникальной новеллистических творчества шире эти определения. Гуманизм, независимая демократичность, зоркость художника к социальным условиям своего времени, его юмор и комедия преобладают над сатирой, а «утешительный» оптимизм — над горечью и возмущением. Именно они создали уникальный новеллистический портрет Нью-Йорка на заре эры монополий — многоликого, привлекательного, загадочного и жестокого мегаполиса с его четырьмя миллионами «маленьких американцев». Интерес и сочувствие читателя к жизненных перипетий клерков, продавщиц, бурлаков, безвестных художников, поэтов, актрис, ковбоев, мелких авантюристов, фермеров и т.д., считается особым даром, который присущ О.генри как рассказчику. Образ, возникающий будто на глазах, откровенно условный, приобретает мимолетной иллюзорной вероятности — и навсегда остается в памяти. В поэтике новеллы О. Генри очень важный элемент острой театральности, что, несомненно, связан с его мироощущением фаталиста, который слепо верит в Случай или Судьбу. Освобождая своих героев от «глобальных» размышлений и решений, О.генри никогда не отвращает их от моральных ориентиров: в его маленьком мире действуют жесткие законы этики, человечности — даже у тех персонажей, чьи действия не всегда согласуются с законами. Чрезвычайно богатой, ассоциативной и причудливой является язык его новелл, насыщенная пародийными пассажами, иллюзиями, скрытыми цитатами и всевозможными каламбурами, которые ставят очень сложные задачи перед переводчиками. При всей своей оригинальности новелла О.Генри — явление сугубо американское, что выросло на национальных литературных традициях.

Письма и незаконченные рукописи свидетельствуют о том, что в последние годы жизни О.генри подошел к новому рубежу. Он жаждал «простой честной прозы», стремился освободиться от определенных стереотипов и «розовых конечностей», которых ждала от него коммерческая пресса, ориентированная на мещанские вкусы.

Большая часть его рассказов, публиковался в периодике, вошла в сборники, изданные при его жизни: «Четыре миллиона» (1906), «Горящий светильник» (1907), «Сердце Запада» (1907), «Голос города» (1908), «Благородный жулик» (1908), «Дороги судьбы» (1909), «На выбор» (1909), «Деловые люди» (1910), «Волчки» (1910). Посмертно издано еще более десятка сборников. Роман «Короли и капуста» (1904) состоит из условно связанных сюжетом авантюрно-юмористических новелл, действие которых происходит в Латинской Америке.

Судьба наследия О.генри была не менее тяжелой, чем личная судьба. С. Портера. После десятилетия славы настала пора беспощадной критической переоценки ценностей — реакция на тип «хорошо выполненного рассказы». Впрочем, примерно с конца 50-х годов прошлого века в США вновь возродился литературоведческий интерес к творчеству и биографии писателя. Что же касается читательской любви к нему, то она неизменна: О.генри, как и раньше, занимает постоянное место среди авторов, которых любят перечитывать во многих странах мира.


О. Генри
Уильям Сидни Портер
Имя при рождении:

Уильям Сидни Портер

Псевдонимы:
Дата рождения:
Дата смерти:
Род деятельности:

американский писатель, прозаик-новеллист

Годы творчества:
Направление:
Жанр:

новеллы с тонким юмором и неожиданными развязками

Дебют:

«Рождественский подарок Свистуна Дика»,

в Викитеке.

Первые литературные опыты относятся к началу 1880-х. В 1894 году Портер начинает издавать в Остине юмористический еженедельник Роллинг Стоун, почти целиком заполняя его собственными очерками, шутками, стихами и рисунками. Через год журнал закрылся, одновременно Портер был уволен из банка и привлечен к суду в связи с недостачей, хотя она и была возмещена его родными.

После обвинения в растрате он полгода скрывался от правоохранителей в Гондурасе , затем в Южной Америке. По возвращении в США был осуждён и посажен в тюрьму Колумбус штата Огайо , где провёл три года ( -).

В тюрьме Портер работал в лазарете и писал рассказы, подыскивая себе псевдоним. В конце концов он остановил свой выбор на варианте О. Генри (часто неверно записывается наподобие ирландской фамилии O’Henry - О’Генри). Происхождение его не совсем ясно. Сам писатель утверждал в интервью, что имя Генри взято из колонки светских новостей в газете, а инициал О. выбран как самая простая буква. Одной из газет он сообщил, что О. расшифровывается как Olivier (французское имя Оливье), и действительно, несколько рассказов он опубликовал там под именем Olivier Henry. По другим данным, это имя известного французского фармацевта Этьена Осеана Анри (Etienne Ocean Henry), медицинский справочник которого был популярен в то время. Ещё одну гипотезу выдвинул писатель и учёный Гай Дэвенпорт: «О. Генри» не что иное, как сокращение названия тюрьмы, где сидел автор - Oh io Peniten tiary . Первый свой рассказ под этим псевдонимом - «Рождественский подарок Дика-Свистуна», напечатанный в в «Журнале Мак Клюра» (Mc Clure’s Magazine), - он написал в тюрьме.

Единственный роман О. Генри - «Короли и капуста » (Cabbages and Kings) - вышел в . За ним последовали сборники рассказов: «Четыре миллиона» (The four million, ), «Горящий светильник» (The trimmed Lamp, ), «Сердце Запада» (Heart of the West, ), «Голос города» (The Voice of the City, ), «Благородный жулик» (The Gentle Grafter, ), «Пути судьбы» (Roads of Destiny, ), «Избранное» (Options, ), «Точные дела» (Strictly Business, ) и «Коловращение» (Whirligigs, ).

«От её улыбки чертополох мог бы зацвести в декабре»

«Несомненен тот факт, что порой женщина и мужчина, едва взглянув друг на друга, мгновенно влюбляются. Рискованная штука, эта любовь с первого взгляда, когда она ещё не видела его чековой книжки, а он ещё не видел её в папильотках. Тем не менее в жизни оно бывает»

«Вы когда-то были моим приятелем, и это мешает мне сказать вам со всей откровенностью, что если бы мне пришлось выбирать между вашим обществом и обществом обыкновенной кудлатой, колченогой дворняжки, то один из обитателей этой хибарки вилял бы сейчас хвостом» («Справочник Гименея»)

«Право, Судьба и Время сыграли с ним скверную штуку» (октябрь и июнь)

Экранизация

  • - советский режиссёр Лев Кулешов снял фильм «Великий утешитель », в основу которого легли факты из биографии О. Генри, а также две его новеллы.
  • - по мотивам рассказов О. Генри снят американский фильм «Вождь краснокожих и другие… » с Мэрилин Монро в небольшой роли (новелла «Фараон и хорал»).
  • - советский режиссёр Леонид Гайдай снял трилогию «Деловые люди », в которую вошли короткометражные фильмы «

11 сентября 2012 года исполняется 150 лет со дня рождения американского писателя О.Генри.

Прозаик, журналист, мастер жанра "короткого рассказа" О.Генри (О. Henry), настоящее имя Уильям Сидней Портер (William Sydney Porter), родился 11 сентября 1862 года в городе Гринсборо, штат Северная Каролина (США).

Отец Уильяма был врачом. В возрасте трех лет ребенок потерял мать и воспитывался своей тетей Эвелиной Портер, заведовавшей частной школой для девочек, где он и получил начальное образование.

В 1879-1881 годах Уильям работал в аптеке своего дяди, но из за проблем со здоровьем переехал на ранчо в Техас. Там он познакомился с Атолл Эстес, ставшей в 1887 году его женой.

В 1882 году Уильям Портер перебрался в город Остин , где работал аптекарем, банковским служащим и корреспондентом.

Первые литературные опыты Портера относятся к началу 1880-х годов. В 1894 году Уильям Портер начал издавать в Остине еженедельный юмористический журнал "Роллинг Стоун" (The Rolling Stone), почти полностью заполняя его собственными очерками, стихами и рисунками. Через год журнал закрылся, Портер переехал с семьей в Хьюстон, где стал работать колумнистом, репортером и, по совместительству, карикатуристом в местной газете.

Проведенная аудиторская проверка в банке, где ранее работал Уильям Портер, обнаружила недостачу, он был обвинен в растрате и должен был предстать перед судом.

Зять Портера внес залог, чтобы освободить его от суда, но в 1896 году Уильям бежал от тюрьмы и через Новый Орлеан добрался до Гондураса.

В феврале 1897 года, узнав о смертельной болезни жены, он вернулся в Остин, где был сразу арестован. Суд отложили до смерти Атолл Эстес (25 июля 1897 года), после чего Портера приговорили к пяти годам с содержанием в Федеральной тюрьме Колумбус, штат Огайо (с 25 апреля 1898 года).

В тюрьме Уильям Портер работал в лазарете, ему предоставили отдельную комнату, где он имел возможность писать рассказы.

За первые два года тюремного срока в журналах Нью-Йорка появилось 14 его рассказов, опубликованных под различными псевдонимами (Oliver Henry, S.H. Peters, James L. Bliss, T.B. Dowd, Howard Clark). Писатель написал в тюрьме и свой первый рассказ под псевдонимом О.Генри - "Рождественский подарок Дика Свистуна", напечатанный в 1899 году в "Журнале МакКлюра" (McClure’s Magazine).

Существует несколько версий происхождения псевдонима О.Генри.

По одной из них, имя Генри было взято из колонки светских новостей в газете, а инициал "О" выбран писателем "как самая простая буква". Согласно другой версии, псевдоним был образован от имени французского фармацевта Этьена Осеана Анри (Etienne Ocean Henry), медицинский справочник которого был популярен в то время.

Весной 1902 года О.Генри переехал в Нью-Йорк.

В конце 1903 года он подписал контракт с нью йоркским изданием World на еженедельную сдачу короткого воскресного рассказа - по 100 долларов за рассказ, годовой заработок писателя равнялся доходам популярных американских романистов.

О.Генри работал в высоком темпе, одновременно писал рассказы и для других периодических изданий. Несмотря на это, по утверждению самого писателя , он не умел распоряжаться деньгами и имел много долгов.

В 1904 году вышел первый сборник О.Генри "Короли и капуста" (Cabbages and Kings) - цикл связанных общим сюжетом новелл. За ним последовали сборники рассказов: "Четыре миллиона" (The four million, 1906), "Горящий светильник" (The trimmed Lamp, 1907), "Сердце Запада" (Heart of the West, 1907), "Голос города" (The Voice of the City, 1908), "Благородный жулик" (The Gentle Grafter, 1908), "Пути судьбы" (Roads of Destiny, 1909), "Избранное" (Options, 1909), "Точные дела" (Strictly Business, 1910) и "Коловращение" (Whirligigs, 1910).

В 1907 году писатель женился на Саре Линдсей Колман и переехал с дочерью к жене в Эшвилл, штат Северная Каролина. Однако в 1909 году они расстались.

Писатель стремился к уединению, избегал светских приемов, не давал интервью.

Последние недели жизни О.Генри провел в одиночестве в гостиничном номере Нью-Йорка. Он сильно болел, много пил и уже не мог работать.

О.Генри - признанный мастер жанра "короткого рассказа" , им написано более 300 рассказов, полное собрание произведений составляет 18 томов. Герои О.Генри - миллионеры, ковбои, спекулянты, клерки, прачки, бандиты, финансисты, политики, писатели, артисты, художники, рабочие, инженеры, пожарные и другие. Для рассказов писателя характерен тонкий юмор и неожиданная развязка сюжета.

В 1918 году в честь писателя была учреждена ежегодная за лучший рассказ (O.Henry Award), которая вручается американским и канадским авторам. Рассказы издаются в сборнике The O.Henry Prize Stories. Победителями в разные годы становились Труман Капоте, Уильям Фолкнер, Фланнери О’Коннор, Джон Апдайк, Вуди Аллен, Стивен Кинг и другие.

По мотивам рассказов О.Генри снято несколько фильмов, среди которых советская картина "Великий утешитель" (1933), американский фильм "Вождь краснокожих и другие…" (O.Henry"s Full House, 1952), а также трилогия режиссера Леонида Гайдая "Деловые люди" (1963), в которую вошли короткометражные фильмы "Дороги, которые мы выбираем", "Родственные души", "Вождь краснокожих".

О. Генри (англ. O. Henry, настоящее имя Уильям Сидни Портер, англ. William Sydney Porter) - признанный мастер американского рассказа. Его новеллам свойственны тонкий юмор и неожиданные развязки.

Уильям Сидни Портер родился 11 сентября 1862 года в городе Гринсборо, штат Северная Каролина. В трёхлетнем возрасте он лишился матери, умершей от туберкулёза. Позже попал под опеку своей тётки по отцу. После школы учился на фармацевта, работал в аптеке у дяди. Через три года уехал в Техас, пробовал разные профессии - работал на ранчо, служил в земельном управлении. Затем работал кассиром и счетоводом в банке в техасском городе Остине.

Первые литературные опыты относятся к началу 1880-х. В 1894 году Портер начинает издавать в Остине юмористический еженедельник Роллинг Стоун, почти целиком заполняя его собственными очерками, шутками, стихами и рисунками. Через год журнал закрылся, одновременно Портер был уволен из банка и привлечён к суду в связи с недостачей, хотя она и была возмещена его родными.

После обвинения в растрате он полгода скрывался от правоохранителей в Гондурасе, затем - в Южной Америке. По возвращении в США был осуждён и посажен в тюрьму Колумбус штата Огайо, где провёл три года (1898-1901).

В тюрьме Портер работал в лазарете и писал рассказы, подыскивая себе псевдоним. В конце концов, он остановил свой выбор на варианте О. Генри (часто неверно записывается наподобие ирландской фамилии O’Henry - О’Генри). Происхождение его не совсем ясно. Сам писатель утверждал в интервью, что имя Генри взято из колонки светских новостей в газете, а инициал О. выбран как самая простая буква. Одной из газет он сообщил, что О. расшифровывается как Olivier (французское имя Оливье), и действительно, несколько рассказов он опубликовал там под именем Olivier Henry. По другим данным, это имя известного французского фармацевта Этьена Осеана Анри (Etienne Ocean Henry), медицинский справочник которого был популярен в то время. Ещё одну гипотезу выдвинул писатель и учёный Гай Дэвенпорт: «О. Генри» не что иное, как сокращение названия тюрьмы, где сидел автор - Ohio Penitentiary. Первый свой рассказ под этим псевдонимом - «Рождественский подарок Дика-Свистуна», напечатанный в 1899 году в «Журнале Мак Клюра» (Mc Clure’s Magazine), - он написал в тюрьме.

Единственный роман О. Генри - «Короли и капуста» (Cabbages and Kings) - вышел в 1904 году. За ним последовали сборники рассказов: «Четыре миллиона» (The four million, 1906), «Горящий светильник» (The trimmed Lamp, 1907), «Сердце Запада» (Heart of the West, 1907), «Голос города» (The Voice of the City, 1908), «Благородный жулик» (The Gentle Grafter, 1908), «Пути судьбы» (Roads of Destiny, 1909), «Избранное» (Options, 1909), «Точные дела» (Strictly Business, 1910) и «Коловращение» (Whirligigs, 1910).

В конце жизни О. Генри страдал от цирроза печени и диабета. Писатель скончался 5 июня 1910 года в Нью-Йорке.

В сборник «Постскриптумы» (Postscripts), изданный уже после смерти О. Генри, вошли фельетоны, наброски и юмористические заметки, написанные им для газеты «Почта» (Хьюстон, штат Техас, 1895-1896). Всего О. Генри написано 273 рассказа, полное собрание его произведений составляет 18 томов.

О.Генри — известный американский писатель. Годы его жизни 1862-1910. Он родился и жил в Америке, сменил много профессий, путешествовал, сидел в тюрьме. Завоевал популярность своими короткими рассказами с неожиданным концом. Самые известные рассказы О. Генри: « Дары волхвов» (The Gift of the Magi ), «Последний лист» (The Last Leaf ), «Обращение Джимми Валентайна» (A Retrieved Reformation ).Мне очень нравится не такая известная, но очень трогательная история . Вы можете прочитать чуть позже, а сейчас давайте познакомимся с этим писателем поподробнее. Вот биография О. Генри (на русском языке).

О. Генри. Биография (на русском языке)

«И руки судьбы дергают за веревочки….»

О. Генри

Часть 1. Детство

Уильям Портер родился в 11 сентября 1862 г в городке Гринсборо в Америке (штат Северная Каролина).

Детство у Уильяма было несчастным. Когда ему было всего 3 года, а его брату Шелл – 5 лет, его мать умерла от туберкулеза. Уильям совсем ее не помнил. Однако он унаследовал от нее любовь к литературе и искусству и особый жестковатый юмор. Что-то было и от отца, Олджернона Синди, доброго и рассеянного чудака, который после смерти жены стал пить. А передав детей на воспитание тетке, отец Уильяма вообще поселился в сарае над домом, где проводил время, изобретая вечный двигатель и летательную машину.

Тетка Лина (Эвелина) была типичной американкой и терпеть не могла Олджернона из-за его фантазий.

Но после смерти матери именно она, «мисс Лина», занялась воспитанием Уильяма и Шелла. Она организовала свою собственную школу, где учились около 40 детей. Занятия проводились в гостиной дома Портеров.

Школа была «домашне — семейной», поэтому по пятницам в ней бывали угощения и рассказывание историй по кругу, а летом экскурсии в лес, на речку… Уильям проучился в ней 9 лет. А в 12 лет, увлеченный жаждой приключений, убежал к океану вместе со своим другом. Но денег не хватило и на крыше товарного вагона мальчики вернулись домой.

Со сверстниками Уильям сходился плохо, со старшим братом отношения не ладились. Тетка была сурова. Спасали книги. С тринадцати до девятнадцати лет Уильям прочитал В. Скотта, Ч. Диккенса, У. Теккерея, А. Дюма, В. Гюго, М. Рида, а также «Энциклопедический толковый словарь» Вебстера, с которым не расставался несколько лет.

В 1878 году Уильям поступает на работу в аптеку своего дяди Кларка и через некоторое время становится фармацевтом. Но однообразная повседневность тяготила юного Уильяма и заставляла искать увлечений. В основном они сводились к розыгрышам знакомых и карикатурным рисункам. И в том и другом Уильям был большой мастер. Однако вскоре у Уильяма открылся сильный кашель (предвестник туберкулеза матери). И когда Уильяму предложили поехать в Техас и поработать на ранчо он с радостью согласился. Сухой и жаркий климат Техаса как нельзя лучше подходил для лечения. В марте 1882 года Уильям покидает Гринсборо.

Часть 2. Юность на ранчо в Техасе

Техас называют диким Западом. Уильям поселился на ковбойском ранчо. Поголовье овец и мустангов достигало несколько десятков тысяч голов. Обязанности у Портера были незначительные: он пас овец, кашеварил, иногда ездил в заброшенный порт. Ночевал прямо на улице под деревьями. Уильям вызывал всеобщую симпатию, он хорошо играл на гитаре, забавно рассказывал интересные истории. Портер начал изучать иностранные языки. Время было сколько угодно, и, главное, было желание. Так он в совершенстве овладел испанским. Чуть хуже немецким и французским. Здесь на ранчо он снова начал рисовать. Однажды к ним на ранчо приехал золотоискатель из Колорадо, который писал свои воспоминания. И Портер нарисовал 40 иллюстраций к его записям.

Но вскоре дела на ранчо пошатнулись, и в 1884 году Уильям переехал в столицу Техаса, г.Остин.

Часть 3. Любовь и творчество

Уильям влюбился в семнадцатилетнюю школьницу Этол Эстес, очаровательную тоненькую, темноглазую с каштановыми волосами. Она стала его настоящей любовью. Они очень подходили друг другу. Этол была тоже творческим человеком, она увлекалась книгами, танцами, пением, музыкой, театром. Однако ее родители были не в восторге от этой партии. Ведь у Этол в роду тоже были туберкулезники, и это могло плохо повлиять на здоровье будущих детей. К тому же Уильям, хотя и был приятным и воспитанным молодым человеком, но не отличался состоятельностью.

Однако 1 июля 1887 года Этол и Уильям тайно обвенчались. Сначала они жили у друзей, но спустя некоторое время родители Этол смирились с этим браком и молодые переехали к ним в дом.

К этому времени, Уильям уже имел определенный доход. В январе 1988 года он устроился в земельное управление штата чертежником. Работа увлекла его, он не только чертил земельные планы, но и создал целую фреску на тему нравы местных служащих. Вскоре он начал писать юморески, а одна детройтская газета взялась их публиковать. Этол всячески поддерживала Уильяма в его литературных начинаниях. Но вскоре в семье начались несчастья: сначала умер новорожденный сын, затем, после родов дочки Маргарет Роуз в 1889г, тяжело заболела и Этол. Уильям оказался хорошим отцом и мужем. Он много занимался с дочерью, читал ей сказки, рассказывал разные истории, придумывал игры. Отношения с женой однако становятся напряженными: она стала капризной, истеричной. Но Уильям все переносил стойко, он не хотел обижать жену.

В 1891 году Уильяму приходится искать новую службу. По знакомству он устраивается на работу кассиром в Остинском национальном банке. Это шаг впоследствии оказался роковым. Работа в банке была не только нудной, но и связанной с определенными опасностями. Дело в том, что директора имели привычку брать крупные суммы из банка, часто не ставя кассира в известность.

Вскоре Уильям, Этол и Маргарет переехали в отдельный дом. В 1894 году Портер за 250 долларов выкупил право на издание газеты «Айконокласт» и типографское оборудование и быстро превратил газету в еженедельник «Роллинг стоун».
Первоначально дела шли хорошо, но постепенно интерес к еженедельнику, главным редактором которого был сам Уильям Портер (он помещал здесь юморески, стихи, рисовал карикатуры), стал падать. В банке начались проверки, и Портер вынужден уволиться. В 1895 году еженедельник закрылся. Портеры переехали в Хьюстон. Еще летом 1894 года ревизоры обнаружили в банке недостачу. Дело удалось замять. Однако в 1896 году Портер оказался под следствием. Его обвиняли в растрате 5000 долларов. Он даже был арестован, но выпущен под залог. С этого момента его жизнь делает резкий поворот. Он вступает в период, который можно назвать временем приключений, страданий и мытарств.

Часть 4. Арестант

В июле 1986 года Портер должен был явиться в суд, но он не поехал в Остин, а направился в Новый Орлеан. Там можно было на какое-то время скрыться от правосудия, а главное быстро перебраться в Центральную и Южную Америку. Но Портер не спешил за границу, его держали здесь жена и дочь. Под псевдонимом он устроился на работу местным репортером, под чужими именами посылал деньги жене и дочери. Судьба сводит его с братьями Дженнингсами. Один из них «позаимствовал» в техасском банке 30 000 долларов. Они поддерживают Портера материально.

В январе 1897 года Ему все же пришлось вернуться в Остин. Этол стало хуже. Он знал, чем грозит ему возвращение, однако он приехал к жене и дочери, которых любил. До суда его оставили на свободе. 25 июля 1897 года Этол умерла. Смерть любимой жены сломала его, ему стало безразлично, что будет дальше. А дальше тюрьма (штат Огайо). Остинский суд приговорил его к пяти годам заключения. От дочери Маргарет скрыли, что случилось с ее отцом.

В тюрьме Колумбуса он снова встречает Эла Дженнингса. Портер делает для него много доброго и не только потому, что он в долгу перед ним. Помочь Элу он мог потому, что работал в тюремной аптеке. Это место давала ему особое положение: он жил при больнице, питался отдельно. А Эл сидел в одиночной камере и выполнял самую тяжелую работу.

Был ли виновен Портер в растрате- никто этого не знает. С одной стороны, он мог, пользуясь неразберихой с банковскими счетами, взять деньги на нужды семьи. С другой стороны, он мог прикрыть одного из директоров, которому был многим обязан. Возможно, явись он в суд, был бы и оправдан. Но Портер усложнил себе жизнь.

25 июля 1901 года Портер вышел на свободу и всю государственную субсидию (5 долларов) для начала честной жизни он отдал арестантам на табак.

Биография О. Генри. Часть 5. На вершине

Портер вернулся в Питсбург. Еще находясь в тюрьме, О.Генри посылал свои рассказы в разные издания, но чаще всего получал отказ. Теперь нью-йоркские журналы оказались более благожелательными. Его начали печатать. Но настоящая слава пришла, когда он стал сотрудничать в «Санди Уорлд». Уже в 1904 году он напечатал в этом журнале 66 рассказов. Контракт предусматривал 52 рассказа по 100 долларов каждый. О.Генри избегал общения с коллегами по «писательскому» цеху. Он, как и в юности, вел богемный образ жизни: посещал танцзалы, клубы. Много пил.

Летом 1905 года он неожиданно возвращается к своей первой любви Саре Коулмен. В Гринсборо, в далекие детские годы, он воровал для нее цветы в саду. Теперь Саре 37 лет. Она учительница. Они поженились в его день рождения 11 сентября 1907 года. Но со стороны О. Генри это был шаг отчаяния. Он был очень одинок. Он не мог забыть Этол, а с дочерью после выхода из тюрьмы теплых отношений не получилось.

Не сложились отношения и с новой женой, хотя Маргарет ничего не имела против мачехи. Какое-то время они все вместе жили в Нью-Йорке. Однако последний год жизни О. Генри жил один в отеле «Каледония». 3 июля 1910 года ему стало плохо, и его отвезли в больницу. Через три дня он и скончался от диабета и цирроза печени.

Библиография: О. Генри. Собрание сочинений. Том 1. М: Рипол классик, 2009г.