Сколько лет борису из грозы. Сочинение «Характеристика Бориса в пьесе «Гроза. Тема пьесы «Гроза» А. Островского, проблематика, жанр

Ваня Кудряш - герой пьесы «Гроза» А.Островского, молодой человек, конторщик Дикого. Кудряш предстаёт в начале пьесы и знакомит читателей с нравами и укладом жизни города Калинова. Этот молодой человек достаточно смел и весел, обладает определённой самоуверенностью, отстаивает свои права. Сам рассказывает о том, что противостоит своему начальнику Дикому, на его грубость и нахальство отвечает тем же. Кудряш является представителем молодежи Калинова, которая больше не хочет покорятся патриархальным порядкам и устоям. Вместе с Варварой, они, хотя внешне и соблюдают заведённый уклад жизни, на самом деле живут по собственным правилам. По вечерам они с Варварой тайно встречаются, способствуют встречам Катерины и Бориса. В отличие от Бориса Кудряш борется за свою любовь. Он не бросает Варвару, а убегает с ней вместе. Если Кудряш поставил перед собой цель, то он ее обязательно выполнит.


Характеристика Бориса

Борис Григорьевич - герой пьесы «Гроза» А.Островского, племянник Дикого, молодой человек, порядочно образованный. Про себя Борис рассказывает, что он с сестрой воспитывался и вырос в Москве, был любим в семье, получил превосходное образование. После смерти родителей, из-за наследства был вынужден переехать к дяде Дикому, самодуру и грубияну. По завещанию дядя должен был выплатить часть наследства племянникам, при условии, что они будут с ним почтительны. Однако Борис понимает, что дядя слишком жаден и никогда не отдаст наследства. Но даже осознавая это, он продолжает жить с дядей и сносить его упреки.

Молодой человек влюбляется в Катерину и ищет с ней встреч. Он не задумывается о том, что Катерина замужняя женщина, и сколько несчастья это может ей принести. Но Борис достаточно эгоистичен и думает только о счастье, которое приносят ему встречи с Катериной. Будущее его не интересует. Он не понимает глубину души и моральных принципов возлюбленной, не пытается помочь ей в её горе. В многом безответственность и эгоизм Бориса приводят к трагической гибели Катерины.

Борис Григорьевич - это антагонист Тихону в романе Островского «Гроза», которому не удается до конца вжиться в это амплуа.

Противопоставления не происходит, поскольку оба героя в равной степени демонстрируют низменные черты характера и тем отталкивают от себя читателя и Катерину.

Характеристика героя

(Владимир Алексеевич Сафронов в роли Бориса, пьеса "Гроза", Малый Театр )

Борис Григорьевич получил великолепное по тому времени образование, окончив Коммерческой академии. В ожидании возможности вступления в наследство он возвращается в город Калинов, где всячески угождает дяде - Дикому, местному самодуру.

Шаг за шагом приоткрывается перед нами характер молодого человека, теряя при этом следы внешнего лоска. Это человек, готовый на все, чтобы добиться поставленной цели, а если для этого не нужно ничего делать (проявить бездействие), то тем лучше. Показывая на людях отличное образование и умение произносить красивые речи, он нет-нет, но говорит так, как преобладающая часть купечества - люди самого простого происхождения и порой вовсе без образования.

Борис - это еще один образчик Домостроя в его весьма неприглядной форме. Себя полагает ущемленным и обиженным, но при этом решительно отказывается менять свое «угнетенное» положение. Его целиком и полностью устраивает то, что за него принимает все решения Дикой, беря тем самым на себя и ответственность за них. Только на словах и в строго выверенном обществе позволяет он себе высказаться против такого положения вещей.

Эгоистичный человек, Борис Григорьевич очень рад, что впереди две недели приятного времяпрепровождения с симпатичной Катериной. Что будет с женщиной после - его вовсе не интересует и не заботит. На первом плане лишь одно - собственное удовольствие. Какова Катя из себя как человек, чем дышит, к чему стремится ее душа, для героя не имеет ровно никакого значения, не представляет интереса. Понимать ее - лишний труд.

Сходство между любовником и мужем Катерины прослеживается во многом. Два человека воспитаны домостроевским укладом Калинова, что накладывает стойкий отпечаток на образ мысли и действия. Каждый теоретически способен на светлое и бескорыстное чувство, да только не испытывает в этом ни малейшей потребности, коль скоро все необходимое у них уже есть. Ради Кати ни один не готов пойти против Домостроя. Безответственность каждого становится одной из ступенек к трагическому финалу пьесы.

Образ героя в произведении

Может показаться, что главным отрицательным персонажем в произведении является Кабаниха. Однако, она только один из них, ведь одних лишь ее действий оказалось недостаточно для того, чтобы сломить дух невестки. Напротив, чем дальше, тем больше возникает ощущение, что купчиха испытывает страх перед девушкой, имеющей достаточно силы воли, чтобы возражать, не соглашаться, протестовать, а главное, пытаться вывести мужа из-под влияния свекрови.

Родители Бориса умерли во время эпидемии холеры в Москве. После себя они оставляют завещание, условия которого обязывают молодого человека во всем подчиняться своему дяде - Дикому. Между тем купец вовсе не горит желанием облагодетельствовать племянника, ведь у него есть свои дети. Со временем наследник понимает, что ему вряд ли стоит ждать милости от дяди, да только найти в себе достаточно твердости, чтобы уехать, не удается.

(Кадр из кинофильма "Гроза", СССР, 1933 )

Что привлекает в герое Катерину? Его внешний лоск, благородные манеры, обходительное обращение. Того, что прячется за ними она не в силах различить до тех пор, пока не наступает время для решительных действий. Вот только на действия ее герой не способен. Трудно найти худшую пару для религиозной и светлой душой девушки.

В глазах Островского Борис - самый слабохарактерный человек, которому не нравится его жизнь, но и менять ее он не будет, если на то его не вынудят обстоятельства непреодолимой силы. А таковых - нет. Отказавшись увезти Катю из Калинова, он буквально толкает ее к гибели, хотя и не дает себе труда задуматься над тем, что ждет брошенную им женщину далее. И даже в каждой своей обличительной речи он приходит только к одному выводу: только он сам достоит всякого сочувствия, ведь его страдания превыше всего. Любить и жертвовать собой он не способен.

Александр Николаевич Островский (1823-1886) - русский драматург, чьи работы стали самым важным этапом в развитии российского национального театра. На фоне таких представителей реалистического периода как Тургенев, Достоевский и Толстой, Островский выделялся уникальной точкой зрения описания русской жизни. В этой теме у писателя не было равных, хотя его талант распространяется гораздо шире. Одной из центральных пьес в творчестве Александра Николаевича Островского является «Гроза».

Это история Катерины, страдающей в несчастном замужестве с купцом Тихоном Кабановым, который хоть и является человеком добрым, но всё же безвольным перед словом своей деспотичной матери. А свекровь старается всячески усложнить жизнь девушки, привыкшей к любви близких. Неожиданно для себя Катерина, вышедшая замуж рано и не испытавшая никаких радостей жизни, влюбляется в Бориса, племянника местного купца. Они могут быть счастливы, но Катерина не может позволить себе жить «во грехе» и всё рассказывает мужу в присутствии свекрови. С этого момента её жизнь превращается в кошмар. Дядя отсылает Бориса в Сибирь, а Катерина, измученная своей совестью, бросается с обрыва.

Гроза, которая неоднократно упоминается героями пьесы, так и не происходит, все только ждут её прихода.

Литературный критик Николай Добролюбов считал эту пьесу символом перемен в российском обществе, которые припали на 1860-е годы. К моменту выхода либеральные реформы Александра II еще не вступили в силу, но все уже знали о предстоящих переменах. Царь собирался отменить крепостное право и ввести равенство в глазах закона. В своей статье Добролюбов описывает Катерину как «луч света в царстве тьмы». В этой пьесе семья Катерины и жители города символизируют невежество «старого мира».


Иллюстрация к пьесе «Гроза»

Таково было мнение критиков. Но с созданием этой пьесы связана интересная история, так как современники писателя считали, что она основана на реальных событиях, произошедших в городе Костроме в 1859 году.

«Ранним утром 10 ноября 1859 года костромская мещанка Александра Павловна Клыкова исчезла из дома и то ли сама бросилась в Волгу, то ли была задушена и брошена туда. Следствие выяснило глухую драму, разыгравшуюся в нелюдимой, живущей узко торговыми интересами семье: обнаружилась тяжелая жизнь погибшей, её тайная любовь к местному почтовому служащему, скрытая ревность мужа, недовольство ворчливой деспотической свекрови, задержки части приданого.

В городе ходили упорные слухи о том, что староверка старуха Клыкова не сошлась с православной молодой Александрой в обиходе домашней жизни, что она её сильно притесняла, что молодой Клыков был человек хотя и добрый, тихий, но бесхарактерный, что он не заступался за молодую жену».

Иллюстрация к пьесе «Гроза»

Пьеса «Гроза» совпадала с этим происшествием в мельчайших деталях: количество членов семьи, их характеры, общая остановка в городе и даже диалоги, которые иногда были во многом буквально схожи с реальными. Поэтому, когда в 1860 году в Костроме вышла отдельным изданием пьеса А.Н. Островского «Гроза», то её жители мгновенно связали её с «клыковским делом». Самые предприимчивые даже проложили туристический маршрут и показывали место, с которого якобы сбросилась Александра-Катерина. А когда в Костроме ставили «Грозу», то актёры всячески пытались копировать на сцене Клыковых. Позже Н.И. Коробицын в своем исследовании «Опыт комментария к драме «Гроза»» также указывал на все эти сходства. Он указал на ряд следующих совпадений: Александру выдали замуж, когда ей исполнилось всего 16 лет, Катерина также вышла замуж рано, в пьесе ей было 19 лет; они обе имели деспотичную свекровь и бесхарактерного мужа; ни в семье Клыковых, ни в семье Кабановых не было детей; у Александры были отношения с работником почты, в то время как Катерина была влюблена в Бориса.

Иллюстрация к пьесе «Гроза»

И, тем не менее, «Гроза» не имела с этим происшествием ничего общего. Островский физически не мог черпать факты из дела Клыковых, так как он начал писать пьесу в июле 1859 года, а закончил её 9 октября и уже 14-го отдал в печать, ровно за месяц до происшествия с семьей Клыковых.

Но реальные события всё-таки легли в основу пьесы, хотя касались они не одной семьи и даже не одного города. Когда в 1856 и 1857 Александр Николаевич Островский совершил, так называемую, «Литературную экспедицию», он посетил такие приволжские города как Торжок, Тверь, Кинешма. Жизнь в этих городах, которая для его жителей была обыденным делом, казалась писателю во многом необычной. И некоторые увиденные им сцены и услышанные разговоры вошли в «Грозу». Островский практически ничего в них не изменил и передавал лишь то, что видел в действительности, таким образом, придав пьесе, своего рода, народности.


Кадр из телеспектакля «Гроза» (1977, реж. Феликс Глямшин, Борис Бабочкин)

Что касается главной героини, Катерины, то, хоть её судьба во многом и была схода с Александрой Клыковой, её прототипом многие считают актрису Любовь Павловну Косицкую, которая и воплотила образ Катерины на сцене. Она родилась на Повольжье, но в возрасте 16 лет сбежала из родительского дома в надежде найти лучшую жизнь. По слухам, у Косицкой был роман с Островским. Но так как у них обоих были семьи, дальнейшие отношение были невозможны. Интересно, что некоторые биографы Островского пишут, что сон Катерины в «Грозе» был переписан из личных записей Любови Косицкой. Также актриса, как и героиня пьесы, отличалась чрезмерной любовью к церкви и богобоязненностью.

«До смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится… А знаешь, в солнечный день из купола такой светлый столб идёт, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют».

Катерина, пьеса А.Н. Островского «Гроза»


Спектакль «Гроза» Димитровградского драматического театра им. А. Н. Островского

ЦИТАТЫ ИЗ ПЬЕСЫ А.Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»

Чужая душа потёмки (цитата из пьесы А.Н. Островского «Гроза», 1860, слова Кабановой).

Молчи, коли уж лучше ничего не умеешь (цитата из пьесы А.Н. Островского «Гроза», 1860, слова Варвары Кабановой).

Вот жизнь-то! Живем в одном городе, почти рядом, а увидишься раз в неделю, и то в церкви либо на дороге, вот и все! Здесь что вышла замуж, что схоронили — все равно (цитата из пьесы А.Н. Островского «Гроза», 1860, слова Бориса Григорьевича).

А вот умные люди замечают, что у нас и время-то короче становится. Бывало, лето и зима-то тянутся-тянутся, не дождешься, когда кончатся; а нынче и не увидишь, как пролетят. Дни-то и часы все те же как будто остались, а время-то, за наши грехи, все короче и короче делается. Вот что умные-то люди говорят (цитата из пьесы А.Н. Островского «Гроза», 1860, слова Феклуши).

Вот красота-то куда ведет. Вот, вот, в самый омут! (цитата из пьесы А.Н. Островского «Гроза», 1860, слова Барыни).

Отчего люди не летают! Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела (цитата из пьесы А.Н. Островского «Гроза», 1860, слова Катерины).


Спектакль «Гроза» на сцене Вологодского государственного драматического театра

Ну, чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас все гроза! Северное сияние загорится, любоваться бы надобно да дивиться премудрости: «с полночных стран встает заря»! А вы ужасаетесь да придумываете: к войне это или к мору. Комета ли идет, — не отвел бы глаз! Красота! Звезды-то уж пригляделись, все одни и те же, а это обновка; ну, смотрел бы да любовался! А вы боитесь и взглянуть-то на небо, дрожь вас берет! Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ (цитата из пьесы А.Н. Островского «Гроза», 1860, слова Калугина).

Легко сказать - бросить! Тебе это, может быть, все равно; ты одну бросишь, а другую найдешь. А я не могу этого! Уж я коли полюбил… (цитата из пьесы А.Н. Островского «Гроза», 1860, слова Бориса Григорьевича).

Да ведь уж коли чему быть, так и дома не спрячешься (цитата из пьесы А.Н. Островского «Гроза», 1860, слова Варвары Кабановой).

Никому не закажешь говорить: в глаза не посмеют, так за глаза станут (цитата из пьесы А.Н. Островского «Гроза», 1860, слова Кабановой).


Кадр из фильма «Гроза» (1934, реж. В. М. Петров)

Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать (цитата из пьесы А.Н. Островского «Гроза», 1860, слова Кабановой).

Честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать (цитата из пьесы А.Н. Островского «Гроза», 1860, слова Калугина).

Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми (цитата из пьесы А.Н. Островского «Гроза», 1860, слова Катерины).

Нельзя, матушка, без греха: в миру живем (цитата из пьесы А.Н. Островского «Гроза», 1860, слова Феклуши).

Вот тебе первая примета: как ты увидишь его, вся в лице переменишься (цитата из пьесы А.Н. Островского «Гроза», 1860, слова Варвары Кабановой).

Люблю очень с детьми разговаривать — ангелы ведь это (цитата из пьесы А.Н. Островского «Гроза», 1860, слова Катерины).

Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас! (цитата из пьесы А.Н. Островского «Гроза», 1860, слова Калугина).

Александра Островского часто называли предшественником Антона Чехова. Он написал 48 оригинальных пьес и практически в одиночку создал русский национальный репертуар. Пьесы Александра Николаевича Островского можно встретить практически в каждом российском театре, так как их сюжеты более чем за сто лет ничуть не утратили своей актуальности.

Скачать электронную книгу А.Н. Островского «Гроза», а также другие произведения писателя бесплатно и без СМС вы можете в разделе .

Одним из второстепенных персонажей произведения является молодой человек, приехавший на некоторое время в провинциальный городок из столицы, по имени Борис.

Борис представляется писателем как хорошо образованный, начитанный мужчина, отличающийся модным стилем одежды и современным столичным нравом с оттенками снобизма. Местные жители считают Бориса по тону общения и манере одеваться заграничным франтом.

Его приезд в губернию вызван меркантильными мотивами получения денежного наследства от родного дяди Дикого. Правда, дядюшка вовсе не намерен расставаться со своим богатством ради племянника и пытается в силу грубого и жестокого характера всячески высмеять и оскорбить Бориса в надежде, что он покинет его дом. Однако Борис стойко переносит и терпит издевательства жадного купца, поскольку богатство для него составляет главный смысл жизни, хотя он четко понимает, что наследства, видимо, никогда не получит. В силу своей слабохарактерности и слабоволия мужчина постоянно унижается и заискивает перед неуправляемым дядюшкой, будучи не в состоянии осуществить самостоятельные действия.

Писатель вводит образ Бориса в произведении для иллюстрации глубины и трагизма личности главной героини пьесы Катерины, которая влюбляется в Бориса.

В этой любовной связи проявляются основные отрицательные качества героя – трусость и мелочность. Девушка полна смелости и решимости открыть правду об их взаимоотношениях своей семье, но Борис ощущает страх и не желает, чтобы их тайна открылась. Ему только кажется, что он влюблен в Катерину, но на самом деле юноше нет до нее никакого дела. Борис не в состоянии взять на себя ответственность и защитить влюбленную в него Катерину, при этом он не забывает каяться и сожалеть о случившемся. По своей натуре – это эгоистичный человек, продолжающий даже в самые трагические моменты мыслить только о себе, а не о душевном состоянии Катерины.

После гибели Катерины забыв о моральных, нравственных принципах и человеческих чувствах Борис решает покинуть город. Он мог бы ранее увезти девушку вместе с собой, поддерживая ее выбор, но боится гнева родных.

Писатель акцентирует внимание читателя на том, что одной из причин, толкнувших к самоубийству Катерину, является именно малодушие Бориса, готового покорно принимать сложившуюся ситуацию, неспособного к принятию решения и жертвенные поступки ради настоящего чувства.

Вариант 2

Персонажи в пьесе Островского «Гроза» делятся на две категории: герои, представляющие «темное царство» и герои, которые являются жертвами этого царства. К первой относятся Дикой, Кабаниха, ко второй – Катерина, Тихон, Борис. Но можно ли с полной уверенностью сказать, что Борис является жертвой?

Образ Бориса можно раскрыть всего лишь несколькими строчками: это малодушный, бесхарактерный молодой человек, который недавно приезжает в Калинов и желает получить большие деньги, ради которых он готов пожертвовать всеми нравственными устоями.

Внешность Бориса тоже требует мало слов. Он приехал из Москвы, одет лучше, чем местные жители, по типу зарубежного человека. У Бориса другое мировоззрение и, в отличие от калиновцев, он им гордится и постоянно выставляет напоказ. Также герой думает, что он лучше калиновцев, потому что имеет хорошее образование. Но жители деревни привыкли оценивать людей не по таким меркам, как образование, одежда или мировоззрение, а по таким, как благородство, отношение к другим людям, чистота и искренность мотивов и так далее.

Борис является племянником Дикого, но он приехал в Калинов не для того, чтобы повидать родственника, которого давно не видел, а для того, чтобы больше подзаработать. Дикой – скупой и аморальный человек, который ни за что на свете не отдаст наследство Борису. Герой, понимая, что честным путем Дикого не победить, решает взять его хитростью, а именно раздобрить дядю, пробудить в нем лукавством родственную любовь. Но на фронтах родственной любви все голо, как у Бориса, так и у Дикого.

Борис ненавидит Калинов, не желает больше там находиться, но желание наживы перебарывает его.

Также через образ Бориса проходит и любовная линия. Он влюбляется в Катерину. Во всяком случае, ему так думается. Но приезжает Тихон и тайные встречи с Катериной прекращаются. Тут-то и открывается читателю истинное лицо персонажа, подлое и жалкое. Катерина безумно полюбила Бориса, хотела всем, включая родственников, рассказать о своем счастье, о том, что хочет выйти замуж за Бориса и жить с ним счастливо всю жизнь. Но у Бориса было другое мнение на этот счет. Он боялся одной только мысли, что их тайна раскроется, о прогулках узнает муж, и поэтому всячески уговаривал девушку не говорить о подобных вещах.

Сочинение Борис в рассказе Гроза

Пьеса «Гроза» великого русского драматурга А.Н. Островского была написана в конце девятнадцатого века. События, описанные в сюжете произведения, происходят в провинциальном городке на берегу великой реки Волги.

Один из центральных персонажей пьесы – Борис, племянник купца Дикого. Островский скупо описывает внешность Бориса. Известно лишь, что молодой человек приехал в город Калинов из самой Москвы. Внешний вид его сильно контрастирует с внешним видом местных жителей. Герой одет в добротные костюмы, сшитые по модному покрою. Как человек, получивший образование, он стоит выше калиновцев по уровню своего развития. Разница в образовании и сложившемся мировоззрении даёт ему повод гордиться собой.

Но жителей Калинова образованием не удивишь. Оно им без надобности. Здесь, среди обывателей и мещан, в почёте только те, кто владеет внушительным состоянием. А вот как раз состояния у Бориса Григорьевича и не было. Он, собственно и приехал сюда, к своему дяде Дикому, чтобы получить причитающееся ему наследство. После смерти своих родителей герой пьесы остался без средств существования. А по завещанию Дикой должен был отдать племяннику деньги, если Борис будет почтительно относиться к нему.

Не желая расставаться с деньгами, Дикой ведёт себя непростительно грубо. И Борис, переступая через себя и свою гордость, пытается угодить своему скупому и непорядочному родственнику. Ни любви, ни уважения к своему дядьке герой не испытывает. Его интересует только вопрос получения наследства.

Встретив случайно Катерину, Борис заинтересовался ею. Она выделялась чем-то среди местных жителей и поэтому была ему ближе всех остальных. Молодая женщина тоже отвечает герою взаимностью. Она даже готова признаться мужу в измене. Но Борис не готов к решительным действиям и не готов нести ответственность. Отчасти его слабоволие и нерешительность подтолкнули Катерину к самоубийству. При всём своём внешнем благополучии, Борис оказался никудышным человеком.

Также читают:

Популярные сегодня темы

    Дисциплина, пожалуй, одно из тех слов, которые так часто могут употреблять учителя в разговорах со своими учениками, напоминая им о том, как надо себя вести, или родители, когда говорят

    Кто такой человек? Вроде бы всем понятно. Живое существо, которое растет, питается, оставляет потомство и умирает. Но всё-таки отличается от других существ, тем что способно мыслить.

Пьеса «Гроза» известного русского писателя XIX века Александра Островского, была написана в 1859 году на волне общественного подъема в преддверии социальных реформ. Она стала одним из лучших произведений автора, открыв глаза всего мира на нравы и моральные ценности тогдашнего купеческого сословия. Впервые была опубликована в журнале «Библиотека для чтения» в 1860 году и благодаря новизне своей тематики (описания борьбы новых прогрессивных идей и стремлений со старыми, консервативными устоями) сразу же после публикации вызывала широкий общественный резонанс. Она стала темой для написания большого количества критических статей того времени («Луч света в темном царстве» Добролюбова, «Мотивы русской драмы» Писарева, критика Апполона Григорьева).

История написания

Вдохновленный красотой Волжского края и его бескрайними просторами во время поездки с семьей в Кострому в 1848 году, Островский начинает написание пьесы в июле 1859 года, уже через три месяца он её заканчивает и отправляет на суд петербургской цензуры.

Проработав на протяжении нескольких лет в канцелярии Московского совестного суда, он хорошо знал, что представляет собой купечество в Замоскворечье (исторический район столицы, на правом берегу Москвы-реки), не раз сталкиваясь по долгу службы с тем, что творилось за высокими заборами купеческих хором, а именно с жестокостью, самодурством, невежеством и различными суевериями, незаконными сделками и аферами, слезами и страданием окружающих. Основой для сюжета пьесы стала трагическая судьба невестки в купеческой зажиточной семье Клыковых, которая произошла в реальности: молодая женщина бросилась в Волгу и утонула, не выдержав притеснений со стороны властной свекрови, устав от бесхарактерности мужа и тайной страсти к почтовому служащему. Многие считали, что именно истории из жизни костромского купечества стали прототипом для сюжета написанной Островским пьесой.

В ноябре 1859 года пьеса была сыграна на подмостках Малого академического театра в Москве, в декабре того же года в Александринском драматическом театре в Петербурге.

Анализ произведения

Сюжетная линия

В центе описываемых в пьесе событий находится зажиточная купеческая семья Кабановых, проживающая в вымышленном волжском городе Калинове, неком своеобразном и замкнутом мирке, символизирующем общий устрой всей патриархальной Российской державы. Семья Кабановых состоит из властной и жестокой женщины-тирана, и по сути главы семьи, богатой купчихи и вдовы Марфы Игнатьевны, её сына, Тихона Ивановича, безвольного и бесхарактерного на фоне тяжелого нрава его матушки, дочери Варвары, научившейся обманом и хитростью противостоять деспотизму матери, а также невестки Катерины. Молодая женщина, выросшая в семье где её любили и жалели, страдает в доме нелюбимого мужа от его безвольности и претензий свекрови, по сути лишившись воли и став жертвой жестокости и самодурства Кабанихи, оставленная на произвол судьбы тряпкой-мужем.

От безысходности и отчаяния Катерина ищет утешения в любви к Борису Дикому, который тоже её любит, но боится ослушаться своего дяди, богатого купца Савёла Прокофьича Дикого, ведь от него зависит материальное положение его и сестры. Тайком он встречается с Катериной, но в последний момент предает её и сбегает, потом по указанию дяди уезжает в Сибирь.

Катерина, будучи воспитанной в послушании и подчинении мужу, мучаясь собственным грехом, признается во всем мужу в присутствии его матери. Та делает жизнь невестки совершенно невыносимой, и Катерина, страдая от несчастливой любви, укоров совести и жестоких гонений тирана и деспота Кабанихи, решает покончить со своими мучениями, единственным способом, в котором она видит спасение, это самоубийство. Она бросается с обрыва в Волгу и трагически погибает.

Главные действующие лица

Все персонажи пьесы поделены на два противоборствующих лагеря, одни (Кабаниха, её сын и дочь, купец Дикой и его племянник Борис, служанки Феклуша и Глаша) являются представителями старого, патриархального уклада жизни, другие (Катерина, механик-самоучка Кулигин) - нового, прогрессивного.

Молодая женщина, Катерина, жена Тихона Кабанова, является центральной героиней пьесы. Она воспитана в строгих патриархальных правилах, в соответствии с законами древнерусского Домостроя: жена должна во всем покоряться мужу, уважать его, выполнять все его требования. Сначала Катерина пыталась всеми силами полюбить своего мужа, стать для него покорной и хорошей женой, однако ввиду его полной бесхребетности и слабости характера, может испытывать к нему только жалость.

Внешне она выглядит слабой и молчаливой, но в глубине её души хранится достаточно силы воли и упорства, чтобы противостоять тирании свекрови, которая побаивается, что невестка может изменить её сына Тихона и тот перестанет покоряться воле матери. Катерине тесно и душно в темном царстве жизни в Калинове, она буквально там задыхается и в мечтах она улетает, как птица прочь из этого ужасного для неё места.

Борис

Полюбив приезжего молодого человека Бориса, племянника богатого купца и дельца, она создает у себя в голове образ идеального возлюбленного и настоящего мужчины, который совсем не соответствует действительности, разбивает ей сердце и приводит к трагическому финалу.

В пьесе персонаж Катерины противостоит не конкретному человеку, своей свекрови, а всему в то время существующему патриархальному укладу.

Кабаниха

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), как и купец-самодур Дикой, который мучает и оскорбляет своих родных, не платит зарплату и обманывает своих рабочих, являются яркими представителями старого, мещанского уклада жизни. Они отличаются глупостью и невежественностью, неоправданной жестокостью, хамством и грубостью, полным неприятием каких-либо прогрессивных изменений в закостеневшем патриархальном укладе жизни.

Тихон

(Тихон, на иллюстрации возле Кабанихи - Марфы Игнатьевны )

Тихон Кабанов на протяжении всей пьесы характеризуется как тихий и безвольный человек, находящийся под полным влиянием деспотичной матери. Отличаясь мягкостью характера, он не предпринимает никаких попыток, чтобы защитить свою жену от нападок матери.

В конце пьесы он в конце концов не выдерживает и автор показывает его бунт против тирании и деспотизма, именно его фраза в конце пьесы приводит читателей к определенному выводу о глубине и трагизме сложившейся ситуации.

Особенности композиционного построения

(Фрагмент из драматической постановки )

Произведение начинается описанием города на Волге Калинова, образ которого является собирательным образом всех русских городов того времени. Изображенный в пьесе пейзаж волжских просторов контрастно оттеняет затхлую, унылую и мрачную атмосферу жизни в этом городе, которая подчеркивается мертвой замкнутостью жизни её жителей, их неразвитостью, серостью и дикой необразованностью. Общее состояние городской жизни автор охарактеризовал как бы перед грозой, когда пошатнется старый, ветхий уклад, а новые и прогрессивные веяния как порыв бешеного грозового ветра унесут долой мешающие людям нормально жить устаревшие правила и предрассудки. Описанный в пьесе период жизни жителей города Калинова как раз находится в состоянии, когда внешне все выглядит спокойным, но это только затишье перед грядущей бурей.

Жанр пьесы можно трактовать как социально-бытовую драму, а также как трагедию. Для первой характерно использование тщательного описания бытовых условий, максимальная передача его «плотности», а также выравнивание характеров. Внимание читателей должно распределяться между всеми участниками постановки. Трактовка пьесы как трагедии предполагает её более глубокий смысл и основательность. Если видеть в смерти Катерины последствие её конфликта со свекровью, то она выглядит как жертва семейного конфликта, и все само разворачивающееся действие в пьесе для настоящей трагедии кажется мелким и незначительным. Но если рассматривать гибель главной героини как конфликт нового, прогрессивного времени с угасающей, старой эпохой, то её поступок как нельзя лучше трактуется в героическом ключе, характерном для трагического повествования.

Талантливый драматург Александр Островский из социально-бытовой драмы о жизни купеческого сословия постепенно создает настоящую трагедию, в которой с помощью любовно-бытового конфликта он показал наступление эпохального перелома, происходящего в сознании народа. Простые люди осознают просыпающее чувство собственного достоинства, начинают по новому относиться к окружающему миру, хотят сами вершить свои судьбы и безбоязненно изъявлять свою волю. Это зарождающееся желание вступает в непримиримое противоречие с реальным патриархальным укладом. Судьба Катерины приобретает общественный исторический смысл, выражающий состояние народного сознания на переломном стыке двух эпох.

Александр Островский, вовремя заметивший обреченность загнивающих патриархальных устоев, написал пьесу «Гроза» и открыл глаза на происходящее всей российской общественности. Он изобразил разрушение привычного, устаревшего образа жизни, с помощью многозначного и образного понятия грозы, которая постепенно нарастая, сметет все со своего пути и откроет дорогу новой, лучшей жизни.