Рисунки журавлиная стая на закате изо. Технологическая карта по ИЗО на тему: "Освоение понятий «перспектива» и «воздушная перспектива». Изображение полёта журавлиной стаи в композиции. «Журавлиная стая на восходе солнца»." Руководитель: Фаздалова А.Г

Ребята, отгадайте загадку:

Длинноногий, длинношеий

Длинноклювый, телом серый.

А затылок голый, красный,

Бродит по болотам грязным.

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек.

Вы, наверное, догадались, кого мы будем сегодня рисовать?

Да, правильно, мы сегодня будем рисовать журавлей, а точнее стаю журавлей.

Посмотрите на экран. (На экране изображения журавлей).

Ребята, что вы можете сказать о журавлях?

Журавли длинноногие, длинношеий птицы. Они селятся возле заболоченных территорий или вблизи водоемов. Питаются в основном растительной пищей.

Ребята, а сейчас внимательно смотрим на экран.

Показывает изображения стаи журавлей на восходе солнца (перспектива).

Как вы думаете, что объединяет все эти рисунки? Чего общего в них?

Молодцы, ребята, правильно. А что еще?

А еще, если вы заметили, на этих картинах предметы отдалены от нас. Талантливые художники с таким мастерством передают в своих работах особенности природного пространства, что зрителю кажется: он находится в этом пространстве. Один из приёмов, который позволяет добиться такого эффекта на плоскости, называется перспективой . (Вывешивает слово «Перспектива» на доску).

Ребята, давайте познакомимся с определением слова «перспектива» в учебниках. Прочитайте определение на стр. 72 про себя.

Давайте просмотрим репродукцию картины Н.К. Рериха «Ростов Великий» на странице 73.

Как передается пространство на репродукции данной картины?

Почему предметы, т.е. башни на переднем плане изображены более крупно, чем на среднем и на дальнем плане?

Какие средства выразительности использовал художник?

Какие цвета использовал художник?

Рассмотрим репродукцию картины Альфреда Сислея «Улица Севр в Лувесьенне».

Какие чувства вызывает у вас эта картина?

Как передается перспектива на репродукции этой картины?

Здесь четко видны линии горизонта, точка схода, улица в перспективе, деревья, дома в перспективе.

На основе всего, что мы сказали, я хочу озвучить вам правила линейной перспективы (отображается на слайде, учитель вывешивает карточку «линейная перспектива»):

2. Все горизонтальные параллельные линии, уходящие вдаль, сходятся в точке схода, принадлежащей линии горизонта.

Рассмотрим еще репродукции картин перспективы.

Показывает репродукции картин.

На прошлом уроке вы рисовали закат солнца, где научились путем смешивания красок передать переходы цвета и тона, передать характер картины. Сегодня я предлагаю изобразить восход солнца, а на восходе солнца журавлиную стаю.

Вы, наверное, устали?

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянулись)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться.

Вот и стали мы сильней, (показать силу)

Здоровей и веселей!

I .Работа над новым материалом.

У художника-пейзажиста основная цель- это передать ощущение глубины пространства. Огромной похвалой послужат слова зрителей: «В вашу картину хочется войти». И это не является чудом, достаточно знать законы воздушной перспективы, с которыми вы и познакомитесь на уроке.


  1. Воздух и атмосфера редко бывают идеально прозрачными. Дым, пыль, водяные пары часто создают дымку.даже в ясные дни эту дымку прекрасно видно, горизонт затуманен, а вдали преобладают серые и серо-голубые тона. Естественно, главную роль играет погода. Этот эффект называется воздушной перспективой.
(Слайд 1)

На переднем плане предметы кажутся более контрастными, четкими, а с расстоянием становятся менее ясными и на горизонте полностью исчезают, растворяясь в сплошных голубых или серых тонах. (2 слайд)

Оттенки красок с увеличением расстояния теряют яркость, бледнеют. (3 слайд)

Цвета теплые на переднем плане сменяются на заднем плане холодными. (4слайд)

Посмотрите на цветовую гамму картины «Золотая осень» художника Левитана. Кто вспомнил стихотворенье, которое может описать настроение этой картины(5 слайд)

На прошлом уроке вы рисовали закат солнца, где научились путем смешивания красок передать переходы цвета и тона передать характер картины.

Сегодня предлагаю изобразить восход солнца, а на восходе журавлиную стаю. (8 слайд)

Журавли являются перелетными птицами.(9 слайд)

Посмотрите, какие это красивые, грациозные птицы. (10 слайд)

Рассмотрите внимательно и опишите картин Жан-Марка Янячика «Журавлинная песня» словами.

4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Вы наверное устали? Раз, два, три, четыре, пять,


Начинаем отдыхать! (потянулись)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться.
Вот и стали мы сильней, (показать силу)
Здоровей и веселей! (улыбнулись друг другу)

IV Практическая часть урока.

Перед выполнением практического задания давайте вспомним правила работы:

С чего начинается работа красками?

С какого цвета начинаем работу? Почему?

Положите альбом горизонтально или вертикально(13 слайд)

С чего начинается работа в пейзаже?

(Учитель выполняет поэтапно задание, вслух объясняя все действия).

Небо – легкие горизонтальные мазки. Утром цвета восхода солнца более холодные, чем вечером.

Поверхность земли - кое-где вертикальными мазками показать нежную травку из-под земли.(14 слайд)

Коричневым цветом покажите стволы и скелетные ветки деревьев. Вдалеке светлым цветом, вблизи более насыщенным.

(15 слайд)

На восходе, вдали или на переднем плане летит косяк журавлей. На переднем плане полностью стаю вы не сможете увидеть, а только несколько птиц, их изображаете крупным планом. А на заднем плане видна стая птиц, ее изображаете мельче.

Легкими быстрыми движениями добавьте нежно-розовые цветы на ветках деревьев.

Что еще можно изобразить на рисунке?

Дополните свою композицию самостоятельно

(Во время практической работы учитель делает целевые обходы):

1) контроль организации рабочего места;

2) контроль правильности выполнения приемов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

Используй цвет как основное выразительное средство в своей работе.

4) контроль качества выполняемой работы.
V . Итог урока.

1. Выставка работ учащихся.

2. Заключительное слово учителя.



Об этой птице ходит множество легенд, о журавлях составлены прекрасные песни и поучительные сказки. Это символ семейного счастья и уюта. Родной дом птиц находится в Европе, Австралии. Азии и Северной Америке. Журавли селятся в местах, где есть водоемы. Поэтому чаще всего их можно увидеть в болотистой местности.

Как нарисовать журавля? Это большая птица с длинными и тонкими нижними конечностями. У журавля длинный клюв, которым он может ловить мелкую рыбу. Шея птицы тонкая и длинная. Окраска может быть разной: черной, белой, серой, комбинированной. Все это зависит от вида птицы, ведь их существует около 8 разновидностей.

Простой пошаговый способ создания птицы

Сначала нужно научиться оформлять правильные изгибы в нужных местах, чтобы птица выглядела реалистично. Разберем все особенности строения тела, после чего научимся, как нарисовать журавля поэтапно. Начинаем с головы и шеи. Оставляя место для клюва, следует сделать округлую небольшую головку, которая продолжается длинной и изогнутой шеей. Сзади головы делаем два больших и острых участка. Далее переходим на спину, оформляя небольшой холм. Ведем ниже и заканчиваем острым хвостом.

С холма в середине туловища рисуем границу крыла. Заканчиваем область под хвостом острым участком крыла. Теперь шея. На ней делаем волнистую область, которая доходит до крыла. На нижней линии туловища рисуем острые кончики перьев.

Возвращаемся к голове птицы. Добавляем длинный клюв, округлый глаз со зрачком. На спине рисуем ряды острых и округлых перьев. Внизу под крылом делаем два овальных участка, из которых нужно будет выпустить тонкие конечности. Внизу они расходятся в лапу с несколькими пальцами и когтями. На заднем фоне рисуем природу: деревья, холмы и речку.

Рисуем за три шага

Переходим к более сложному и точному рисунку. Итак, как нарисовать журавля карандашом? Сначала нужно будет оформить примитивные границы разных участков тела легким движением руки. А потом детализируем области и наведем границы. Делаем небольшой круг для головы, из него вытягиваем треугольник клюва. От этой конструкции вниз ведем изогнутую трубку шеи, далее переходим на горбатую спину. Сразу же ведем линию крыла вниз к хвосту. В середине туловища описываем кривую крыла.

Возвращаемся в начало работы. Оформляем клюв, голову, рисуя на ней глаза и мышцы. Добавляем пару перьев в задней части головы. На кончике хвоста делаем несколько отдельных перьев. Дорисовываем журавлю ноги. Они будут тонкими до середины, затем следует сделать утолщение. После этого участка конечности снова будут узкими. Опирается птица на лапу с тремя пальцами.

Избавляемся от дополнительных линий, наводим все границы и рисуем задний фон. Это будет поверхность земли с кустиками травы.

Птица в полете

Меняем технику рисунка и учимся, как нарисовать летящего журавля. Его голова направлена в левую сторону. Начинаем работу с головы, делая ее почти круглой. Влево выпускаем длинный клюв, рисуем глаз и дальше ведем шею вправо. Эту часть тела птицы выгибаем.

После длинной трубы шеи рисуем крыло, которое раскрыто. Для этого нужно оформить каждое перышко на задней части крыла.

Доводим эту линию до туловища. Теперь оформляем туловище и хвост, рисуя перышки. Между хвостом и крылом делаем второе. Оно будет состоять из двух слоев перьев.


Дорисовываем две длинные и тонкие ноги, заканчивая их разветвленными участками пальцев. Проходимся по всем участкам штриховкой. Получился сказочный герой большого количества отечественных сказок. Журавли всегда летают ключами, образуя своеобразный вид фигуры. Это делается для того, чтобы каждая птица имела места для размаха крыла, но в то же время они летели друг возле друга поддерживая своих собратьев. Каждую весну птицы прилетают к нам, озвучивая свой прилет своеобразным курлыканьем, а каждую осень они улетают в теплые края.

Подробная пошаговая инструкция

Рисуем овал головы, добавляя в нем горизонтальный изгиб чуть выше середины. Несколько ниже рисуем овал под углом, он должен быть намного больше предыдущего. Соединяем кривой эти две фигуры.

Цепляем к овалу головы клюв. Делаем это с левой стороны, заходя немного на голову.

С середины большого овала начинаем делать часть ноги. Опускаемся ниже и делаем два круга.

Увеличиваем шею, описывая границу с двух сторон кривыми. Заканчиваем туловище хвостом.

Соединяем длинными трубками ног туловище с двумя окружностями внизу.

На голове, учитывая горизонтальную кривую, рисуем круглый глаз. На овале туловища делаем кривую по всему участку, которая ограничит линию крыла.

На хвосте рисуем три параллельных участка для перьев.

Опять возвращаемся к голове журавля. От клюва к глазу ведем участки черного цвета. Делаем несколько зон, ограждая их небольшими кривыми. Теперь очередь детализации крыла. Немного ниже кривой на туловище рисуем другую линию крыла, добавляя чуть выше кривую. Переходим к нижним частям ног. Рисуем три длинных пальца с когтями на кончиках. На середине ноги делаем утолщение.

Вытираем все вспомогательные линии, подправляя рисунок в нужных местах.

Детский простой вариант


А теперь можно отдохнуть и разобрать, как нарисовать журавля ребенку. Рисуем клюв, от которого ведем линию головы и плавно переходим на шею. Разделяем клюв на две части. Теперь делаем круглый глаз и немного отводим прямую в сторону.

От шеи ведем линию туловища. Делаем его большим. На нем рисуем несколько рядов перьев.

От последней зоны туловища, ведем прямую длинного хвоста вниз. На нем рисуем несколько слоев перьев. Они должны доходить до пола и даже немного волочиться по нему.

Рисуем под туловищем длинные и худые ноги так, чтобы они перекрещивались.

Наводим еще раз все линии и получаем прекрасного и задумчивого журавля. Такого персонажа сможет сделать любой ребенок. Если что-то не получается всегда можно стереть ластиком или начать работу сначала. Чтобы не вытирать по несколько раз, следует все элементы оформлять легким движением карандаша, чтобы его было практически не видно. После этого можно сразу же исправить нужную часть рисунка.

Журавль – птица красивая, встречается в разных странах. Оказывается, окрас у журавля разный. Например, белого журавля можно встретить в теплых странах, а серый журавль встречается в Европе. Размах крыльев взрослой птицы достигает 1 м 90 см, а рост чуть больше метра. Красив журавль в полете и сохранить в памяти эти моменты можно, если нарисовать журавля.

Как рисовать журавля. Рисунок 1

Проще всего нарисовать птицу простым карандашом. Постепенно, не спеша, шаг за шагом добавлять все новые и новые линии, чтобы получился красивый рисунок.

Как нарисовать журавля поэтапно:

  • Сначала нужно обозначить размер птицы на листе бумаги. Визуально разделить поле на 4 сегмента.
  • Рисуют птицу в полете, начиная с обозначения контуров. В данном случае карандашный рисунок – это несколько прямых или кривых линий. Поэтому сначала по центру листа необходимо нарисовать вертикальную линию.
  • Следующий шаг – размах крыльев – и снова нужно нарисовать 2 линии горизонтально, а потом обозначить размер крыла, также прочертив тонкую линию карандашом.
  • Набросок еще сыроват, нужно обозначить четче голову, корпус и крылья.
  • Силуэт журавля практически узнаваем, если воспользоваться цветными карандашами и сделать контрастный фон. Птицу желательно заштриховать черным карандашом, добавляя светлые «мазки» простым карандашом. Фон – на выбор.

Как нарисовать журавля. Рисунок 2

И снова пригодится простой карандаш, чтобы нарисовать пошагово красивую птицу:

  • рисунок начинаем с прорисовки головы и клювика. Сразу же рисуем глаз;
  • следующий штрих – это контур шеи и обозначение размеров туловища;
  • каждый карандашный набросок постепенно превращается в фигуру птицы. Продолжим рисовать и выполним наброски длинных ног птицы. Затем рисуя плавную кривую, обозначаем тело, а также дорисовываем перья на хвосте;
  • несколько штрихов – и птица готова. Рекомендуем выполнить прорисовку простым карандашом наброска, затемняя участки, чтобы изображение получилось реалистичным.


Как научить ребенка рисовать журавля

Птица журавль – необычная, с интересными повадками. Встретить журавля можно на болоте, на окраинах селений, когда журавль вьет гнездо или в полете. Журавли летают высоко и разглядеть птицу детально очень трудно, чтобы нарисовать красивый рисунок. Но для ребенка пока это и не нужно, потому что главное – это научиться рисовать силуэт птички. А потом, постепенно можно перейти и к более сложным задачам.

Рисуем журавля вместе с ребенком:

  • на листе бумаги нарисуйте большую цифру «9»;
  • головка цифры – это и будет голова птицы;
  • нужно научить ребенка, как нарисовать клювик;
  • попросите малыша показать, где будет глазик у птички – пусть сам поставит точечку карандашом;
  • ребенку постарше расскажите, что хвостик цифры «9» может превратиться в красивую птицу, и предложите дорисовать три перышка;
  • пожалуй, рисунок практически готов, только нужно дорисовать ноги – это будут 2 прямые линии, а потом нарисовать болотце в виде овала.


Журавль — птица из отряда Журавлеобразных семейства Журавлиные. Это птица водных и околоводных пространств. Селится она возле водоемов. У журавля длинные ноги и шея. Когда он летит, то всегда вытягивает ноги и шею в длину. Голова обычно маленькая. Может ходить по воде на мелководье, благодаря своим длинным и тонким ногам. Питается он водными насекомыми, которых вылавливает из толщи воды или достает, выкапывая из водного илистого грунта. Также может кушать семена, побеги и корни растений. На период размножения, как и многие птицы, образует пары. Строит гнездо на краю водоема, прячет его обычно в густой растительности. Птенцов бывает 2-5. Журавли — герои многих русских народных сказок. Часто они представлены в них очень умными созданиями. Нарисуем журавля поэтапно карандашом здесь на уроке.

Этап 1. Рисуем линии-помощники. Маленькая круглая головка, от которй спереди сразу же проводим две прямые черты, сходящиеся на конце и разделенные посередине прямой. Это клюв. От головы намечаем плавную S-изогнутую линию длинной шеи. Она соединяется с овальным туловищем. Снизу от него чертим ноги, согнутые в суставе.


Этап 2. Прорисовываем контуры головы, переходящей в шею. На голове обозначаем глаз со зрачком.

Этап 4. На боку туловища рисуем верхние перья крыла, сложенного в покое. После этого под первыми перьями показываем нижние перья.

Этап 5. Под брюхом журавля вдоль набросочных линий обозначаем ноги журавля. Они довольно тонки, утолщены лишь сверху и в месте сустава.

Этап 6. Внизу нарисуем его стопу с большими пальцами, три из которых направлены вперед, а один повернут назад. На пальцах покажем острые изогнутые когти.

Этап 7. А теперь оформим красивый пышный хвост птицы. Сзади туловища делаем перья, сначала верхний слой, затем нижний слой перьев.

Этап 8. Детализируем перышки, показывая ствол и бороздки первого порядка (см. наш урок по рисованию пера).

Этап 9. Вот так выглядит нераскрашенный журавль.