Понтий пилат опыт и ошибки. "Маленький человек" в произведениях Гоголя. C. Высоцкий «Я не люблю» анализ произведения

Совесть - главный судья Понтия Пилата в «Мастере и Маргарите»

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» можно назвать шедевром мировой литературы. Это произведение, написанное в начале прошлого века, не перестает будоражить и занимать умы миллионов читателей. Каждая глава этого романа является значимой, интересной, содержательной. Вереница разворачивающихся на страницах произведения событий перемежается с глубокими философскими размышлениями, затягивая читателя, не давая ему опомниться, заставляя его размышлять над вечными вопросами, переоценивать, пересматривать взгляды на жизнь.

Булгаков писал свое произведение в тяжелое для страны время. Тоталитаризм и диктатура загоняли людей в жесткие рамки, лишая их свободы и права выбора. Писатель осуждал позицию власти, что, несомненно, отразилось в самом романе. Поэтому на протяжении всего произведения Булгаков поднимает сложные вопросы, касающиеся свободы личности, проблемы сложного нравственного выбора и ответственности за него.

На мой взгляд, эти темы тесно связаны с образом Понтия Пилата. Историю пятого прокуратора Иудеи начинает рассказывать Воланд. Читатель попадает в древний город Ершалаим, в котором общеизвестная библейская история раскрывается по-своему, очень своеобразно. Примечательно, что главным героем этой истории является не подсудимый Иешуа Га-Ноцри, в котором мы без труда узнаем Иисуса Христа, а Понтий Пилат, его палач.

В Библии образ Понтия Пилата выглядит чересчур схематичным, нам даже не приходит в голову задуматься над тем, что чувствует и думает этот человек. Булгаков же уделяет этому герою огромное внимание, раскрывая нам свое видение этого исторического персонажа: на страницах романа перед нами предстает не свирепое чудовище, а несчастный человек.

Прокуратор сильно болен, его мучает страшная болезнь гемикрания: «Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла, и все теперь предвещало нехороший день, так как запах этот начал преследовать прокуратора с рассвета…. Да, нет сомнений! Это она, опять она, непобедимая, ужасная болезнь гемикрания, при которой болит полголовы. От нее нет средств, нет никакого спасения». Пилат ненавидит город, которым вынужден править. Он делает свою работу нехотя, через силу. Но однажды перед ним предстает совершенно необычный преступник.

Видя перед собой подсудимого Га-Ноцри, беседуя с ним, Пилат невольно проникается симпатией к этому «сумасшедшему философу». Игемон осознает, что перед ним на допросе стоит ни в чем не виновный человек, способный нести людям только добро. Он желает помочь Иешуа и даже сначала отменяет тому смертный приговор. Но затем раскрываются страшные подробности: подсудимый посмел сомневаться в величии власти кесаря.

Дело Га-Ноцри становится делом государственной важности. Прокуратор все еще пытается как-то спасти невинного Иешуа. Разговаривая с президентом Синедриона Иосифом Каифой, игемон отмечает, что в честь великого праздника Пасхи он считает необходимым из двоих преступников помиловать именно Га-Ноцри. Но первосвященник непреклонен: «Синедрион просит отпустить Вар-раввана».

Тем не менее, у прокуратора есть свобода выбора: последнее слова остается все-таки за ним. Но, испугавшись потерять свою высокую должность, игемон приговаривает Иешуа к страшной смертной казни. После объявления смертного приговора подсудимому Пилат чувствует, что совершает непоправимую ошибку: «мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!», потом: «Погибли!…»

Расплатой за трусость для прокуратора стало бессмертие и вечные муки совести: «Бессмертие… Пришло бессмертие… Чье бессмертие пришло? Этого не понял прокуратор, но мысль об этом загадочном бессмертии заставила его похолодеть на солнцепеке».

После страшной и мучительной гибели Иешуа прокуратор мучается и желает какими-то уже запоздалыми действиями исправить свою ошибку. Но это уже не имеет смысла, игемон проклят за свою трусость: «ему ясно было, что сегодня днем он что-то безвозвратно упустил, и теперь он упущенное хочет исправить какими-то мелкими и ничтожными, а главное, запоздавшими действиями. Обман же самого себя заключался в том, что прокуратор старался внушить себе, что действия эти не менее важны, чем утренний приговор».

С момента подтверждения смертного приговора Пилат обрекается на вечные мучения. Каждый раз, когда он закрывает глаза и начинает засыпать, герой видит перед собой лунную дорогу, ведущую в бесконечность. Он мечтает идти вверх по этой дороге, ведя нескончаемые беседы с «сумасшедшим философом» Иешуа Га-Ноцри.

Но роман был бы незавершенным, если бы не разрешилась судьба Понтия Пилата. Этот герой, как и было обещано, оказался наказанным бессмертием. Теперь он вечно сидит на пустынной площадке в кресле вместе со своей преданной собакой Банга, впадает в забытье, но периодически мучается бессонницей и страдает от невозможности общаться с тем, кто единственный смог понять его.

Увидев Пилата, Маргарита умоляет Воланда отпустить его, избавить от вечных мук. Но Сатана отказывается сделать это, так как роман мастера был прочитан и за Пилата попросил сам Иешуа. Мастеру необходимо лишь завершить это произведение, сказав главные слова: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!» Пятый прокуратор наконец-то направляется, как он и мечтал, по лунной дороге к своему вечному собеседнику.

Понтий Пилат в «Мастере и Маргарите» Булгакова является персонажем Мастера, то есть героем романа в романе, которые в конце произведения сходятся с одну общую развязку. Историю о Прокураторе, отправившем на смертную казнь странствующего философа Иешуа Га-Ноцри, проповедующего любовь, написал Мастер и поплатился за свою смелость в выборе темы для произведения.

Одиночество – цена высокого положения в обществе

В романе «Мастер и Маргарита» образ Понтия Пилата является одним из самых противоречивых и трагичных персонажей. Пятый прокуратор Иудеи прибыл в Ершалаим на службу из Рима. В его обязанности входило судить преступников города, который он ненавидел.

Встреча близкой души

В романе Мастера описывается одно судебное рассмотрение дела, на котором предстал Иешуа по прозвищу Га-Ноцри, обвиняемый в настраивании людей разрушить храм существующей власти. В диалоге между обвиняемым и прокуратором Иудеи сначала царит напряжение. Игемона этот странный мыслитель называет добрым человеком, а также утверждает, что злых людей не бывает, а есть лишь несчастливые. Этот факт злит Пилата. Он не привык, чтобы его – прокуратора Иудеи Понтия Пилата, отличающегося гордостью и подчеркнутым чувством собственного достоинства, воспринимали без боязни. Подобное обращение он расценил, как неуважение к своей персоне.

Однако со временем Пилат и Иешуа начинают симпатизировать друг другу. Но услышав недопустимые речи, с которыми в глубине души и соглашался, прокуратор пришел в ярость и огласил решение о смертном приговоре. Карьера и статус перевесили симпатию к доброму и бесстрашному парню на весах судейской справедливости Пилата. Может, это было проявлением трусости, а не великой власти?

Тщеславию Пилата был нанесен удар. Ведь какой-то проходимец духовно богаче и счастливее его. Он попросту испугался признать ту простую философию добра и любви, которую нес молодой пророк. В принятии решения Понтий Пилат руководствовался не сердцем и даже не здравым смыслом, а лишь непроверенными фактами и злостью из-за уязвленного самолюбия. Он приговорил Иешуа к смертной казни на основании донесения некого Иуды из Кириафа. Назначая приговор, прокуратор верил, что ему удастся спасти Мессию. Ведь накануне праздника Пасхи первосвященник иудейский имеет право оправдать одного из подсудимых.

Раскаяние и тщетные попытки исправить ошибку

Трое остальных преступников судились за тяжкие грехи, поэтому Понтий Пилат был уверен, первосвященник Каифа оправдает Иешуа. Однако когда решение первого духовного лица Ершалаима оказалось иным, ведь он решил оправдать убийцу Варраву, Пилат понял страшные последствия своей ошибки, однако не мог ничего поделать.

Его терзания усилились от сведений о том, что Иуда донес на Иешуа только ради того, чтобы получить деньги от первосвященника, а также, когда начальник тайной стражи прокуратора в деталях рассказал о поведении Га-Ноцри на казни. «Единственное, что он сказал, это, что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость» – поведал Афраний.

Понтий Пилат не находил себе места, ведь он предал казни единственную близкую ему душу. Он понимал, что больше не хочет находиться на этой должности и в том городе, где он утвердил столько смертных казней, ощущая невинную кровь на своих руках. Пилат всей душой хотел сделать хоть что-то, чтобы очистить свою совесть, хотя и понимал, что не сможет вернуть Иешуа. По его косвенной просьбе убили Иуду, а единственного последователя странствующего философа Левия Матвея он решил забрать к себе.

Проблема совести в романе

Через характеристику Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита» реализуется решение проблем трусости и совести. Каждый из нас лишь человек, который может совершить ошибку. И пусть ошибка Понтия Пилата была неисправима, он осознал содеянное и раскаялся в этом. Не высшие силы, а его совесть не давала ему спать в каждое полнолуние, а когда ему и удавалось уснуть, он видел Иешуа и мечтал пойти вместе с ним по лунной дорожке. Он думал теперь совсем иначе, чем поступил: «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Так говорил Иешуа Га-Ноцри. Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок».

Спасти римского прокуратора из тюрьмы собственной совести и исполнить его желания быть рядом с Мессией смог его создатель – автор романа о Пилате – Мастер. Вознесшись на небо, Воланд показал Мастеру своего героя, веками мучившего от одиночества и угрызений совести, и позволил ему завершить свое произведение, финалом которого стала фраза: «Свободен».

Тест по произведению

Древние мудрецы считали, что муки ада - это муки совести. Дремавшая всю жизнь в человеке, после его смерти, совесть просыпается и начинает напоминать ему про все неблаговидные поступки, которые он совершил при жизни. И не просто напоминать. Каждое воспоминание тяжелым камнем будет ложиться на плечи человека и придавливать его все ближе и ближе к земле. И после смерти уже невозможно что-либо исправить. Только живой человек имеет волю и способность делать то, что считает нужным. После смерти он лишается свободы выбора. И, если перед смертью он не успел признать свои неблаговидные поступки, то после смерти собственная совесть, которую он игнорировал всю жизнь, станет его злейшим врагом.

Великий прокуратор Иудеи Понтий Пилат жил приблизительно в то же время, когда была рождена эта мысль.Но в романе М. А. Булгакова совесть мучает Понтия Пилата уже при жизни. II только ночью, когда луна опускает к нему дорожку света, и прокуратор идет по пен в сопровождении любимого пса Бангп и философа, живого и невредимого, сонеч ть отступает от него. Но продолжается это недолго, Банга начинает выть на лупу, и прокуратор просыпается.И снова подступает к нему ужасная болезнь, от которой нет прокуратору покоя. Только бродячий философ смог справиться с этой болезнью. Но Пилат не решился ради этого человека разрушить свою карьеру.

Чужая жизнь для прокуратора не стоит ровным счетом ничего. Прокуратор подписывает ему смертный приговор, по все-таки пытается спасти его. Спасти философа, а заодно и прокуратора, может первосвященник Иудеи Кайфа. И прокуратор обращается к нему с предложением, затем просьбой и в конце даже с угрозой. Но Кайфа неумолим. Для его карьеры живой Иешуа представляет угрозу.

Итак, жизнь человека, по сути, не волнует никого. Обоим представителям власти важна их карьера.Прокуратор не в силах спасти Иешуа. Как бы ни хотел он отомстить Кайфе за смерть этого удивительного человечка. Кайфа имеет слишком много власти. И тогда прокуратор намеревается убить доносчика, который явился причиной смерти Иешуа. Но прокуратору не будет от этого легче.

Это станет лишь слабой попыткой оправдаться в глазах человека, искренне ценившего философа. Но Левия Матвея это сообщение только расстроило. Ведь это был для него единственный способ отомстить. Прокуратор говорит Левию, что, хотя, он и считает себя учеником Иешуа, он ничего не понял из его философии. Иешуа был добрый. Он не признавал мести. Говоря это ученику философа, Пилат сам пытался отомстить за смерть одного человека смертью другого.

У Пилата постоянно болит голова. И с этой головной болью ему приходится решать вопросы, которые ставит перед ним должность. Увидев перед собой интересного человека, смело говорящего с ним, самым свирепым прокуратором, Пилат очень удивлен и обрадован одновременно. Но радость быстро сменяется бессильной злобой от осознания невозможности оставить при себе этого человека.

Здесь он старается уговорить свою совесть. Он сделал все, что считал возможным.А ночью его же совесть говорит другое: он должен был пожертвовать своей карьерой ради спасения философа.В страшной головной боли прокуратора можно предположить физическое проявление моральных качеств человека. Голова болит, когда прокуратор думает о возможности правильно решить вопрос и перестает болеть, когда прокуратор видит, что решил его правильно. Там. во сне, он может так же смело разговаривать, как и сам Иешуа. Он признает, что трусость - не просто один из самых страшных пороков человека, это порок, который толкает человека на самые неблаговидные Поступки,Герои спорят.

Ни в одном вопросе они не приходят к общему мнению, и прокуратору не нужно докладывать об этом вольномыслии и наказывать за это человека, который доверял ему. В реальной же жизни прокуратор может откровенно поговорить только со своей собакой.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» по праву считается не только величайшим произведением литературы, но и кладезем удивительных по своей глубине философских мыслей. Сам...

  2. Сон Понтия Пилата как олицетворение победы человека над самим собойВ народе существует мнение, что сны могут указывать нам на то, что произойдет в будущем. Люди...

  3. Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» имеет глубокий нравственно-философский смысл. Проблемы, которые раскрываются в произведении, связаны с вечными человеческими ценностями, такими, как честь, достоинство,...

  4. Добро и зло... Понятия вечные и неразделимые. Пока жив человек, они будут бороться друг с другом. Не всегда носителями добра и зла бывают разные люди,...

  5. Поздно вечером, после того, как все разошлись с места казни, во дворец к прокуратору пришел начальник тайной полиции Афраний. Прокуратор ждал его и специально приказал...


  • Рейтинговые записи

    • - 15 557 просмотров
    • - 11 060 просмотров
    • - 10 623 просмотров
    • - 9 771 просмотров
    • - 8 698 просмотров
  • Новости

      • Популярные эссе

          Особенности обучения и воспитания детей в школе V вида Целью специального образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),

          “Мастер и Маргарита” Михаила Булгакова - произведение, раздвинувшее границы жанра романа, где автору, пожалуй, впервые удалось достичь органического соединения историко-эпического,

          Открытый урок «Площадь криволинейной трапеции» 11класс Подготовила учитель математики Козляковская Лидия Сергеевна. МБОУ СОШ № 2 станицы Медведовской Тимашевского района

          Знаменитый роман Чернышевского “Что делать?” был сознательно ориентирован на традицию мировой утопической литературы. Автор последовательно излагает свою точку зрения на

          ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИИ НЕДЕЛИ МАТЕМАТИКИ. 2015-2014 уч. год Цели предметной недели: - повышение уровня математического развития учащихся, расширение их кругозора;

«Мастер и Маргарита» – это уникальное, нетрадиционное произведение М.А. Булгакова, так как в него входят два романа (роман Мастера о Понтии Пилате и роман о судьбе Мастера). Содержание этих двух романов сопоставляется и противопоставляется, но воспринимается как единое произведение, связанное с судьбой всего человечества. «Роман о Пилате», состоящий из 4-х глав, – это рассказ об одном дне римского прокуратора Иудеи и его встрече с проповедником добра и справедливости Иешуа Га-Ноцри. Роман построен так, что почти все его герои стоят перед выбором: добро или зло, честь или бесчестие, вера или безверие, малодушие, трусость или самопожертвование во имя справедливости. Перед таким выбором встал и прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

Понтий Пилат – умный и могущественный правитель, в руках которого жизнь и смерть любого из жителей Иудеи. Типическую черту его характера автор подчеркивает деталью портретной характеристики – «белый плащ с кровавым подбоем». И читатель понимает, что прокуратор покоренной Иудеи – часть деспотической государственной машины, незапятнанной снаружи и обагренной кровью изнутри. Столкновение с бродячим философом, Иешуа Га-Ноцри, которого приводят на суд к Пилату, обвиняемого в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма, производит переворот в душе игемона. Между ними происходит духовный поединок. Обращение Иешуа к Понтию Пилату, «свирепому чудовищу» (как он сам себя называл), «добрый человек» сначала разозлило его, а потом, после экзекуции, вызвало в нем сложные мысли и чувства. Пилат – яркая и сильная личность, но в его душе царила жестокость, он всех презирал и понимал, насколько его положение унизительно и противно его душе. Но к тем, кого судил, он был безразличен: «Он смотрел мутными глазами на арестованного и некоторое время молчал, мучительно вспоминая, зачем на утреннем солнцепеке стоит перед ним арестант с обезображенным побоями лицом и какие еще никому не нужные вопросы ему придется задавать». Его мучили постоянные головные боли и не давали покоя недобрые мысли. Поэтому ему хотелось к допросу арестованного отнестись формально, но так как он сформировался в условиях подчинения армейской дисциплине и государственным законам, то заставлял себя усилием воли допрашивать бродячего философа. Также он хорошо знал, что за малодушие в тоталитарном государстве его не простят. В ходе допроса прокуратор понял искренность убеждения Иешуа в том, что «злых людей нет на свете» и что его вера в доброе начало человека беспредельна. Любой безнравственный поступок, даже предательство бродячий философ готов отменить как временное заблуждение и оправдать. Даже кентуриона Марка он характеризует как доброго, хотя и несчастного человека. По убеждению Иешуа, главное достоинство в человеке – духовная сторона жизни, человек бескорыстно делает добро ради самой идеи добра. Все люди, по мысли бродячего философа, свободны и равны. Даже ради спасения своей жизни он не отрекается от своих убеждений и говорит только правду.

Будучи носителем античной культуры с ее идеалами гармонично развитой личности, прокуратор почувствовал не только интерес, но и уважение к Га-Ноцри, умному, свободному и счастливому человеку, который способен сострадать и помогать даже тому, кто отправляет его на казнь. Справедливые речи арестованного нашли отклик в больной душе игемона, уставшего от лицемерия. Поняв, что Иешуа невиновен, прокуратор даже пытался его спасти, но страх перед кесарем заставил Понтия Пилата вынести пророку смертный приговор. Из-за карьеры Пилат струсил восстать против несправедливости, освободив невиновного человека. С тех пор совесть правителя не знала покоя: он обрек себя на вечные душевные муки. Пытаясь заглушить голос совести, прокуратор приказал убить Иуду, предавшего Га-Ноцри. Но и этот поступок не принес Понтию Пилату покоя. Ему приснился сон, будто он не послал на казнь бродячего философа и целителя. Слабость и трусость Пилата оборачиваются для него двухтысячелетней мукой раскаяния. Но в конце романа к Понтию Пилату приходит прощение, данное ему Мастером. Его простил и Иешуа. Так автор подвел читателя к мысли о том, что подлинное могущество только в доброте и участии, а не в силе власти.

Итак, через образ Понтия Пилата Булгаков утверждает, что всем ходом человеческой истории руководит добро, истина и свобода, а не зло и власть, которые находятся в вечной борьбе.

Был ли выбор у Понтия Пилата
(школьное сочинение)

Понтий Пилат является одним из центральных персонажей романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Создавая его образ, писатель использовал историческую литературу. Этот человек действительно жил в описываемое автором время и в 26-36 годах нашей эры был римским прокуратором Иудеи, то есть наместником римского императора в Иерусалиме. В то время ему, по долгу службы, действительно довелось утверждать приговор Иисусу Христу (у Булгакова - Иешуа Га-Ноцри), и он утвердил этот смертный приговор. Но случилось ли это по его личной инициативе, либо его вынудили сложившиеся обстоятельства – попробуем в этом разобраться.
Итак, перед пятым прокуратором Иудеи, сыном короля-звездочёта и дочери мельника Пилы, Понтием Пилатом предстал бродячий проповедник Иешуа Га-Ноцри. В начале допроса прокуратор не находил за этим человеком никакой вины, он долго беседовал с арестованным, дабы убедиться в этом. Иешуа, в ходе допроса, помог избавиться прокуратору от головной боли, которая мучила его долгое время, и Понтий Пилат предположил, что перед ним врач. Прокуратор даже не хотел утверждать смертный приговор, вынесенный Малым Синедрионом, а думал объявить Га-Ноцри душевнобольным и заключить его в Кесарии Стратоновой на Средиземном море – в собственной резиденции. Но тут выяснилось, что этот проповедник осмелился рассуждать о власти, которая, по его мнению, является насилием над человеком. В этих словах прокуратор увидел попытку обвиняемого нарушить «Закон об оскорблении величества», желание проповедника умалить, перед своими слушателями, власть римского императора Тиверия. Понтий Пилат, дабы не оказаться на месте Иешуа Га-Ноцри, смалодушничал и утвердил смертный приговор. Но он и дальше сомневался в содеянном, ему не давали покоя слова проповедника, что трусость – это страшный порок. По сравнению с другими приговорёнными к смертной казни в этот день, вина Га-Ноцри была самой незначительной, но отпустить в этот праздничный день можно было только одного из четверых, а первосвященник решил помиловать разбойника Вар-раввана. Понтий Пилат понял, что совершил непоправимую ошибку, но изменить что-либо теперь, он был уже не в силах.
Был ли виновен Понтий Пилат в этой казни? Да, он утвердил смертный приговор, но допрашиваемый сказал ему, что волосок, на котором висит чья-то жизнь, может перерезать лишь тот, кто её подвесил на этом волоске, имея ввиду вышнюю волю, более значительную, чем земная власть прокуратора. Да, у Пилата был выбор, но тогда бы он оказался на месте осуждённого и был бы казнён. И теперь, когда вспоминают Иешуа Га-Ноцри, то рядом с ним обязательно возникает образ пятого прокуратора Иудеи Понтийского Пилата. Но, по его же утверждению, которое прокуратор высказал в конце этой истории, осознав слова бродячего проповедника и всю тяжесть вины перед ним: «Трусость – это самый страшный порок».