Метод, способ, методика, технология как педагогические понятия. Виды официального толкования

Методом управления называется совокупность путей, сборов, приемов и форм, воздействия на объект управления для достижения поставленных целей.

При изучении методов управления особенно необходимо учитывать, что направленность их воздействия определяется конкретной целью, поставленной перед социально-экономической системой, в том числе перед таможенной службой. Такая цель требует решения конкретных организационных, экономических, социальных и технических задач, что в свою очередь требует применения соответствующих методов управления.

Методы управления классифицируются по масшта­бам управленческой деятельности и по форме воздействия.

По масштабу управленческой деятельности в таможен­ных органах различают общие и частные методы.

Общие методы управления направлены на решение гло­бальных проблем, стратегических задач таможенного дела, они определяют способы достижения основных целей и задач функ­ционирования всей таможенной системы.

Частные методы управления используются преиму­щественно в системах оперативного и текущего управления (региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты).

В зависимости от форм воздействия в таможенной систе­ме применяются методы прямого и косвенного воздействия.

Методы прямого воздействия опираются на волю и ав­торитет государства. К ним относятся организационно-распо­рядительные и правовые методы.

К методам косвенного воздействия относятся социаль­ные, психологические, экономические и экономико-матема­тические методы.

В процессе реализации в таможенных органах таких функ­ций управления, как организация и регулирование, с помощью организационно-распорядительных (административных) методов формируются отношения, которые включают такие ас­пекты деятельности сотрудников и коллективов, как долг, полно­мочия, ответственность, дисциплинарные требования и др.

Особенности организационно-распорядительных методов в таможенных органах, как военизированных и правоохранитель­ных, состоит в том, что они выражают прямое директивное воз­действие на систему в целом или на ее элементы в отдельнос­ти; дают возможность руководителю таможенного органа при­нимать однозначное решение; основаны на обязательности ис­полнения нормативно-правовых и директивных документов.

В таможенных органах применяются три группы организаци­онно-распорядительных методов: организационные, распорядитель­ные и дисциплинарные. Ведущее место отводится методам орга­низационного воздействия, составляющим первую группу. Они представляют собой долговременное закрепление организацион­ных связей в системе, служащее основой ее управления, и вклю­чают регламентирование, нормирование и инструктирование.

Регламентирование представляет собой жесткий тип организационного воздействия. Оно устанавливает в таможенных органах основу организации системы и процессов, протекающих в них, и заключается в разработке и введении в действие организа­ционных положений, к которым относятся: положения общеорга­низационного характера, устанавливающие организационную обо­собленность и порядок функционирования таможенной системы в целом; положения, определяющие и устанавливающие внутрен­ний порядок работы, организационный статус различных подраз­делений, их задачи, функции, полномочия; типовые структуры подразделений; должностное регламентирование, осуществляемое штатными расписаниями и должностными инструкциями.

Нормирование - это менее жесткий тип организа­ционного воздействия и заключается в установлении норм и нормативов, которые служат ориентировкой в деятельности, ус­танавливают ее границы по верхним и нижним пределам. Орга­низационное нормирование определяет пути и порядок выпол­нения функций и обязанностей, необходимые нормы, правила действий и взаимодействий в таможенной системе. В практике управления таможенными органами используются некоторые нормы времени и другие нормативы и идет постоянный процесс их совершенствования.

Инструктирование - всегда имеет форму методичес­кой и информационной помощи, направленной на успешное вы­полнение работы.

Второй группой организационно-распорядительных методов управления являются методы распорядительного воздействия, которые выражаются в повседневном оперативном обеспечении слаженной работы органов управления. Это методы текущей организационной работы, базирующиеся на организационной структуре, сформированной путем организационного воздейст­вия. В основе методов распорядительного воздействия в тамо­женной системе лежат полномочия и обязанности. Данные ме­тоды реализуются путем принятия решения коллегии ФТС России, издания приказов, указаний, распоряжений, положений, Резолюций на документах, а также принятия и доведения уп­равленческих решений в устной форме.

Приказы в таможенной системе издают только линейные Руководители, распоряжения - их заместители и руководители Функциональных служб в пределах делегированных им прав и полномочий.

В ФТС России правом подписи приказов пользуются и за­местители председателя Комитета в пределах полномочий, предоставленных им председателем ФТС России.

Третьей группой организационно-распорядительных методов управления являются методы дисциплинарного воздействия.

Суть этих методов в таможенных органах состоит в уста­новлении ответственности. Предназначены они для поддержа­ния стабильности организационных связей в системе управле­ния посредством дисциплинарных требований и системы ответ­ственности. Выделяют личную, коллективную, материальную, моральную и служебную ответственность.

Все указанные три группы организационно-распорядитель­ных методов используются в таможенной системе как раздель­но, так и совместно, дополняя и обогащая друг друга.

Правовые методы представляют собой совокупность юри­дических средств и способов воздействия на элементы социаль­но-экономической системы и отношения между ними в процес­се управления.

К правовым методам относятся: разработка, использование и применение правовых норм, формирование правовых отноше­ний, соблюдение требований правовых актов.

Правовые нормы устанавливают место всех таможенных органов в таможенной системе и методы руководства ими, оп­ределяют характер и содержание отношений, в которые они вступают с другими организациями.

Основными такими правовыми нормами являются: Тамо­женный кодекс Российской Федерации, Закон «О службе в та­моженных органах Российской Федерации», Положение о Госу­дарственном таможенном комитете Российской Федерации, по­ложения о других таможенных органах РФ и ряд других.

Деятельность управленческого аппарата таможенных орга­нов регламентируется правовыми актами трудового, граждан­ского, хозяйственного и некоторых других законодательств.

Социальные и психологические методы управления занимают важное место среди методов управления в таможенной системе, поэтому существует тесная зависимость между социаль­ными характеристиками коллектива, экономическими и организа­ционными показателями его деятельности. Так, эффективность служебной деятельности таможенных органов в значительной мере зависит, например, от текучести кадров, которая часто вы­зывается социальными и психологическими условиями труда в та­можне, а также от таких факторов, как дисциплинированность, добросовестность сотрудников, психологический климат в кол­лективе и др.

Социальные и психологические методы управления пред­ставляют собой конкретные способы и приемы воздействия на процесс формирования и развития коллектива, на социальные процессы, проистекающие внутри его.

Целью социальных и психологических методов является обеспечение растущих социальных потребностей сотрудников, их всестороннего гармонического развития и повышение на этой основе служебной активности личности и эффективной деятель­ности коллективов. Эти методы управления основаны на исполь­зовании социального механизма, действующего в коллективе, в состав которого входят неформальные группы, роль и статус личности, система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и другие социальные аспекты.

Социальные методы управления включают методы соци­ального нормирования, социального регулирования, социальной преемственности, социального новаторства и морального стиму­лирования.

Методы социального воздействия находят отражение в пла­нах социального развития коллективов таможенных органов, включающих мероприятия по повышению культурно-воспита­тельного и квалификационного уровня сотрудников, по борьбе с текучестью кадров, по улучшению условий труда и быта.

Психологические методы управления направлены на регу­лирование отношений между сотрудниками таможенных органов путем создания оптимального психологического климата в кол­лективах. К ним относятся методы: комплектования малых групп и коллективов; гуманизации труда; психологического побужде­ния (мотивации), профессионального отбора и обучения.

Применение психологических методов управления должно осуществляться в комплексе с социальными, организационными и экономическими методами, так как только в этом взаимодей­ствии можно добиться оптимального решения сложных задач социального развития коллектива.

Экономические методы управления - это система способов целенаправленного воздействия на объект управле­ния, построенная на использовании экономических интересов. К экономическим методам управления в таможенных органах относятся: централизованный плановый и метод экономическо­го стимулирования. Важной особенностью экономических методов управления является то, что они направлены на обеспечение единства системных государственных, коллективных и личных интересов, и реализуется через два аспекта: первый - управление путем установления директивных плановых заданий по формированию доходной части бюджета РФ, а вто­рой - управление на базе создания и использования фонда развития таможенной системы.

Метод экономического стимулирования базируется на вто­ром аспекте и включает материальное стимулирование, коллек­тивную материальную заинтересованность и экономическую от­ветственность.

Экономико-математические методы управления. В зависимости от особенностей решаемых задач управле­ния, в таможенных органах могут использоваться те или иные экономико-математические методы, которые делятся на нефор­мализованные, слабо формализованные и формализованные.

В заключение необходимо подчеркнуть, что совершенство­вание методологии использования в управлении таможенными органами методов управления представляет собой органичес­кую и значительную часть всей проблемы повышения эффек­тивности системы управления таможенной деятельностью. Все методы управления следует изучать, совершенствовать и при­менять в диалектическом единстве.

Таким образом, в этой теме рассмотрены понятия об ос­новных категориях теории управления применительно к тамо­женной службе.

Знание рассмотренных категорий имеет важное значение: во-первых, они позволяют понять сущность и механизм управле­ния; во-вторых, они способствуют методологически правильной, осознанной организации работы руководителей таможенных орга­нов по управлению оперативно-служебной деятельностью подчи­ненных коллективов; в-третьих, знание рассмотренных катего­рий является основой для познания и эффективного применения законов и принципов управления; в-четвертых, правильное науч­ное понимание значений основных категорий способствует совер­шенствованию имеющихся и созданию качественно новых струк­тур управления таможенной деятельностью, что особенно важно в период модернизации таможенной службы.

Метод обучения (от греч. metodos – путь к чему-либо) – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими методами) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования.

Метод обучения характеризуется тремя признаками , он обозначает:

– цель обучения;

– способ усвоения;

– характер взаимодействия субъектов обучения.

Понятие метода обучения отражает:

– способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи;

– специфику их работы по достижению различных целей обучения.

В структуре методов обучения выделяются приемы.

Прием – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.

Метод обучения – сложное, многомерное, многокачественное образование. В методе обучения находят отражение объективные закономерности, цели, содержание, принципы обучения. Диалектика связи метода с другими категориями дидактики взаимообратная: будучи производным от целей, содержания, форм обучения, методы в то же время оказывают обратное и очень сильное влияние на становление и развитие этих категорий. Ни цели, ни содержание, ни формы работы не могут быть введены без учета возможностей их практической реализации, именно такую возможность обеспечивают методы. Они же задают темп развития дидактической системы – обучение прогрессирует настолько быстро, насколько позволяют ему двигаться вперед применяемые методы.

В структуре методов обучения выделяются прежде всего объективная и субъективная части .

Объективная часть метода обусловлена теми постоянными, незыблемыми положениями, которые обязательно присутствуют в любом методе независимо от его использования различными педагогами. В ней отражаются общие для всех дидактические положения, требования законов и закономерностей, принципов и правил, а также постоянные компоненты целей, содержания, форм учебной деятельности.

Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями.

Методы обучения осуществляются различными средствами обучения , к которым относятся как материальные, так и идеальные объекты, помещаемые между учителем и учащимся и используемые для эффективной организации учебной деятельности школьников. Этими средствами являются различные виды деятельности, предметы произведений материальной и духовной культуры, слово, речь и т. д.

Каждый отдельно взятый метод обучения имеет определенную логическую структуру – индуктивную, дедуктивную или индуктивно-дедуктивную. Логическая структура метода обучения зависит от построения содержания учебного материала и учебной деятельности учащихся.

На сегодняшний день педагогика располагает множеством методов обучения, эффективность которых во многом зависит от индивидуальной методической системы педагога и способов и характера его взаимодействия с учащимися.

Политический (государственный) режим - это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Согласно одной точке зрения, понятия "политический режим" и "государственный режим" можно расценивать как тождественные.

По мнению других авторов, понятие "политический режим" более широкое, чем понятие "государственный режим", поскольку включает в себя методы и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.

Политический режим представляет собой совокупность способов, средств и методов практического осуществления правящими кругами, главным образом высшими должностными лицами, государственной властной воли

Политический режим обеспечивает:

1. Стабильность и определенную упорядоченность политической власти;

2. Управляемость субъектов политики, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений;

3. Достижение целей государственной власти, реализацию интересов властвующей элиты.

Политический режим определяется уровнем развития и интенсивностью социально-политических процессов; структурированностью правящей элиты; состоянием отношений с бюрократией; развитостью социально-политических традиций, господствующими в обществе политическим сознанием, поведением, типом легитимности.

Понятие "политический режим" включает в себя следующие признаки:

Степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

Соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности;

Характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень реализации политической власти непосредственно народом;

Положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

Место и роль негосударственных структур в политической системе общества; соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

Тип политического поведения; характер политического лидерства;

Доминирование определенных методов при осуществлении политической власти;

Политическое и юридическое положение и роль в обществе "силовых" структур;

Меру политического плюрализма, в том числе многопартийности.

Легитимность власти как необходимая предпосылка оформления политического режима

Легитимность означает признание населением данной власти, её права управлять. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Массы согласны подчиняться такой власти, считая её справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны. Конечно, в обществе всегда есть граждане, нарушающие законы, не согласные с данным политическим курсом, не поддерживающие власть. Легитимность власти означает, что её поддерживает большинство, что законы исполняются основной частью общества.

В политологии используется также термин «легальность» власти. Легальность и легитимность -- не одно то же. Легальность власти -- юридическое обоснование, юридическое бытие власти, её законность, соответствие правовым нормам. Легитимность не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, -- легальна. В то время она может быть нелегитимна, не приниматься народом. В обществе может существовать и нелегальная власть, например, мафии.

Легитимность -- это доверие и оправдание власти, потому она тесно связана с моральной оценкой власти.

Граждане одобряют власть, исходя из моральных критериев добра, справедливости, порядочности, совести. Легитимность призвана обеспечить повиновение, согласие без принуждения, а если оно не достигается, то оправдать принуждение, использование силы. Легитимная власть и политика авторитетны и эффективны.

Чтобы завоевать и удержать легитимность, доверие народа, власть прибегает к аргументации своих действий, обращаясь к высшим ценностям (справедливости, правде), к истории, чувствам и эмоциям, настроениям, реальной или вымышленной воле народа, велениям времени, научно-технического прогресса, требованиям производства, историческим задачам страны и т.д. Для оправдания насилия, репрессий часто используется деление людей на друзей и врагов. Принципы легитимности (верования) могут иметь истоки в древних традициях, революционной харизме или в действующем законодательстве.

Понятие "легитимность власти" впервые было введено крупным немецким политологом Максом Вебером. Он же показал, что легитимация (обретение властью законности) не есть во всех случаях однотипный процесс, имеющий одни и те же корни, одно основание. Вебер выделил три основных источника (основания) законности, правомерности политической власти. Во-первых, власть может получать легитимность в соответствии с традицией. Например, при монархической форме правления по установившейся традиции власть переходит по наследству. Во-вторых, политическая власть обретает качества законности в связи с огромной популярностью и культом личности политического деятеля, возглавляющего государственную власть. Данный тип власти Вебер назвал харизматическим. Этот тип легитимности политической власти основан на исключительных, уникальных свойствах, которые обнаруживает в себе лидер, позволяющих ему выступать в качестве пророка и вождя. В-третьих, легитимность власти, имеющая в своем основании рационально-правовую основу. Эта власть признается народом потому, что она опирается на рациональные, признаваемые им законы.

Очень хорошо заметно, что первые два из названных типов легитимности политической власти - традиционный и харизматический - характерны для государств, в которых слаборазвита политическая система. Они и в экономическом отношении, как правило, развиты очень слабо. Если в таких странах высокий экономический уровень, то это, как правило, не результат закономерных процессов, а следствие каких-либо особых обстоятельств. По форме правления - это чаще всего монархи либо политические режимы, возглавляемые харизматическими лидерами. Что же касается третьего из названных типов легитимности политической власти, то есть рационально-правовая власть, что характерно для государств с высокоразвитой политической системой. Далее идет, традиционный и рационально-правовой типы легитимности власти более долговременны. В первом случае один наследник сменяет другого, и, при прочих равных условиях, так может продолжаться многие десятилетия, а то и столетия Легитимность власти, основанная на рационально-правовом критерии, также (а возможно, в еще большей степени) дает основание для прогноза ее долговременности.

Этому способствует то, что данная форма характерна для политической власти в государствах с современными демократическими политическими режимами, с высоким уровнем развития политической и экономической систем, отличающихся политической и экономической стабильностью. В качестве примера можно сказать о президентской власти в США.

А вот харизматическая легитимность политической власти не дает оснований для прогноза ее длительного существования. Дело не только в том, что со смертью харизматического политического лидера все меняется. Есть и другие причины. Данный тип легитимности власти выполняет особую функцию. Ее становление связано, как правило, с периодами глубоких общественных перемен -- революций, войн, крупномасштабных социальных реформ, когда становится насущно важным ради достижения поставленных целей "поднять", мобилизовать, повести за собой весь народ. Для этого нужно устранить устоявшиеся в обществе порядки, преодолеть общественную инерцию. Для выполнения целей, поставленных харизматическим политическим лидером, необходимы народные массы, не обладающие высокой политической культурой, слепо верящие своему лидеру. Относительная (в масштабах истории) кратковременность, основанная на харизме власти, определяется и теми средствами, которыми она пользуется. Это стремление лидера к единоличной власти, всемерное поддержание культа его личности, пресечение всех демократических форм в развитии общества, постоянный поиск "врагов народа", физические расправы и т.д. Очевидно, что рано или поздно все эти проявления харизматической легитимности осознаются народом как проявление далеко не лучшей (из известных цивилизации) формы политической власти. Легитимность политической власти является обстоятельством, которому придается большое значение. Практика показывает, что поддержка обществом власти, демонстрация доверия являются важным фактором ее эффективности. И наоборот, слабое убеждение граждан в законности политической власти обставляет одну из причин ее нестабильности. Поэтому любая политическая власть всемерно стремится поддерживать и стимулировать доверие народа. При этом используются различные средства. Издаются различные документы: указы, постановления, законодательные акты. Объектами легитимации обычно являются само государство и его органы, общественный строй, политический режим, реализуемые политические и экономические программы и т.д. Используются неофициальные эффективно действующие методы и средства. Это могут быть политические движения в поддержку власти, негосударственные организации, преследующие такую же цель. В легитимации политической власти большую роль играет личность государственного деятеля как гаранта легитимности. В Конституции Российской Федерации отмечается, что Президент Российской Федерации является ее гарантом и, следовательно, он является гарантом легитимности.

Существенное значение для укрепления доверия к власти со стороны народа имеют такие средства, как различного рода ритуалы, символика, использование традиций. Как пример приверженности традициям и ритуалам можно привести английскую политическую систему. В современной России стала традиционной клятва государственных деятелей на Конституции.

Любая государственная власть ищет поддержки в обществе. Традиционно большинство населения страны добросовестно и сознательно подчиняется требованиям государственной власти в лице государственных органов и должностных лиц. Однако не всегда поддержка политики государственной власти большинством населения есть благо. Необходимо еще, чтобы деятельность государственной власти получила одобрение международного сообщества, не ущемляла права соседних государств, не противоречила морали.

Можно выделить следующие формы легитимации государственной власти:

1. Признание государственной власти легитимной по происхождению, своему источнику, установлению, передачи.

2. Одобрение подавляющим большинством населения деятельности субъектов государственной власти.

3. Принятие Основного Закона и иных важнейших законов страны на референдуме или издаваемых иным путем законов, которые одобряется подавляющей массой населения.

4. Возможность легализации путем регистрации действующих в рамках законов политических партий и движений, иных институтов гражданского общества.

5. Признание государства и правительства международным сообществом, принятие государства в международные организации.

6. Признание и ратификация государством международно-правовых документов по проблемам международной безопасности и защите прав и свобод человека, одобренных большинством стран - членов ООН.

Все перечисленные признаки легитимности государственной власти можно классифицировать на внутренние и внешние. Это очень важная классификация, которая необходима при анализе государственной власти конкретных государств. Безусловно, главной является внутренняя легитимность, а внешняя - вспомогательным критерием. Причем легитимность не может быть абсолютной, так как в любой есть недовольные властью.

Проблема легитимности - это в значительной мере проблема участия общества в управлении государством. Неспособность системы обеспечить такое участие подрывает её легитимность.

В качестве основных источников кризиса легитимности правящего режима можно назвать уровень политического протеста населения, направленного на свержение режима, а также свидетельствующие о недоверии режиму результаты выборов, референдумов, плебисцитов. Эти показатели свидетельствуют о "нижней" границе легитимности, за которой следует распад действующего режима и даже полной смены конституционного порядка. К факторам, определяющим ее "верхнюю" границу, т.е. текущее, динамичное изменение симпатий и антипатий к властям, можно отнести: функциональную перегруженность государства и ограниченность ресурсов властей, резкое усиление деятельности оппозиционных сил, постоянное нарушение режимом установленных правил политической игры, неумение властей объяснить населению суть проводимой им политики, широкое распространение таких социальных болезней, как рост преступности, падение уровня жизни и т.д.

Особенностью кризиса легитимности государственной власти в России, является также утрата национально-государственной идеи, или с тем, что эта идея переставала выполнять присущие ей функции:

1) быть социально-интегрирующим фактором;

2) служить оправданием существующего политического режима и социального порядка;

3) формулировать консолидирующие цели общества.

В целом же урегулирование кризисов легитимности должно строиться с учетом конкретных причин снижения поддержки политического режима в целом или его конкретного института, а также типа и источника поддержки. В качестве основных путей и средств выхода из кризисных ситуаций можно назвать следующие:

Проведение разъяснительной работы относительно своих целей;

Усиление роли правовых методов достижения целей и постоянного обновления законодательства;

Уравновешенность ветвей власти;

Соблюдение правил политической игры без ущемления интересов участвующих в ней сил;

Организация контроля со стороны организованной общественности за различными уровнями государственной власти;

Укрепление демократических ценностей в обществе;

Преодоление правового нигилизма населения и т.д.

Крайней точкой падения легитимности власти являются революция, государственные перевороты - открытые формы недовольства режимом.


метод, Способ, методика, технология как педагогические понятия

В современной науке и практике очень часто можно встретить такие понятия как «метод», «способ», «методика» и «технология». При этом довольно часто одно из этих понятий стараются определить через другое. Так, например, можно встретить следующее определение метода деятельности: «Метод  … прием, способ или образ действия» . Или же: «Метод  … способ организации практического и теоретического освоения деятельности, обусловленный закономерностями рассматриваемого объекта» . В свою очередь понятие «способ» словарь С.И. Ожегова определяет следую­щим образом: «Способ  действие или система действий, применяемых при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь» . Из этих определений совершенно неясно какое из этих двух понятий шире, а какое уже, и как они соотносятся друг с другом. Аналогичная картина, как мы увидим далее, наблюдается и в отношении понятий «методика» и «технология», а ведь все вышеупомянутые понятия являются основными и в дидактике, и в теории воспитания. Таким образом можно констатировать наличие проблемы неоднозначности трактовки основных, базовых понятий педагогической науки и практики. Поскольку в нашем случае необходимо определить не одно понятие, а сформировать организованную систему понятий, закрепленную в терминах, мы обратимся в положению логики о том, что «организованная терминологическая система предусматривает соотношение «один термин - одно понятие» . При этом в данной системе предусматривается возможность выражения одного понятия через другое, или же другие понятия. Основываясь на данных положениях логики, постараемся решить следующие задачи: определить вышеназванные понятия в педагогическом контексте; установить, по возможности, их соотношение.

Проанализируем различные дефиниции понятий «способ», «метод», «методика» и «технология», сведя в таблицу различные их определения в трактовке разных авторов.

Наиболее часто встречающиеся определения понятий «способ», «метод», «методика» и «технология»

Продолжение таблицы


способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь» .

способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности» .

3.Методика - это

совокупность методов обучения чему-нибудь, практического выполнения чего-нибудь, а также наука о методах обучения» .

4.Технология - это

а)

совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства .

б)

1) совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката в процессе производства… 2) наука о способах воздействия на сырье, материалы или полуфабрикаты соответствующими орудиями производства .

в)

совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката в процессе производства .

г)

системный метод оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективных форм образования [определение ЮНЕСКО, цит. по 7, с.264].

д)

искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния .

е)

культурное понятие, связанное с мышлением и деятельностью человека .

ж)

интеллектуальная переработка технически значимых качеств и способностей .

з)

совокупность знаний о методах осуществления каких-либо процессов .

и)

организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс .

к)

содержательная техника реализации учебного процесса .

л)

средство гарантированного достижения целей обучения .

м)

описание процесса достижения планируемых результатов обучения .

н)

проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике .

Продолжение таблицы


п)

минимум педагогических экспромтов в практическом преподавании .

Дословно слово «метод» происходит от греческого «methodos » и буквально переводится как «путь к чему-либо ». Философский словарь определяет метод так: «… в самом общем значении  это способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность» .

Как видно из этого определения оно состоит из двух частей. Первая его часть трактует метод, аналогично рассмотренным выше определениям, как способ деятельности в интересах достижения цели. Вторая же его часть определяет метод как упорядоченную определенным образом деятельность. Проанализируем обе эти части.

Из первой части следует, что метод  это способ. В свою очередь ранее было определено, что способ  это система действий, а действие всегда являлось элементом деятельности. Таким образом, метод  это деятельность по достижению определенной цели. Однако, как было показано выше, способ тоже определяется как «действие или система действий, применяемых при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь». Соответственно, любая работа имеет определенную цель и осуществляется ради этой цели. Отсюда можно сделать только один вывод: существующие определения понятий «способ» и «метод» практически не отличаются друг от друга, и не позволяют понять различия между ними.

В полной степени можно данный вывод отнести и к понятиям «методика» и «технология». Все это порождает насущную необходимость в определении понятий: «способ», «метод», «методика» и «технология».

Не претендуя на каноничность, предложим следующие их определения и соотношение, сопроводив данный процесс необходимыми пояснениями.

Способ деятельности  это совокупность средств , методов и форм деятельности, необходимых для заданного изменения исходного состояния объекта деятельности (предмета труда).

Графически это можно изобразить так.

Соответственно, в отношении обучения и воспитания данное представление можно конкретизировать следующим образом.

Средства деятельности  это совокупность материальных и идеальных объектов, а также функциональных органов человека, при помощи которых производят изменение состояния, свойств и формы сырья, материала или полуфабриката в процессе деятельности.

Метод  это определенная логическая последовательность действий, осуществляемых в интересах достижения поставленной цели деятельности.

При этом в данном определении учитывается значение греческого слова «methodos » и буквальный его перевод: «путь к чему-либо ». Соответственно путь предполагает какую-то последовательность шагов, этапов, которые нужно сделать и преодолеть, чтобы достичь его конца, являющегося конечной целью путешествия по этому пути. Поэтому в данном контексте понятие «метод» и было определено как логическая последовательность действий, приводящая к достижению поставленной цели. Можно также сказать, что метод - это совокупность действий, взятых в их и логической последовательности, которая приводит к достижению заданной цели деятельности. Однако, и в том и в другом случае путь не тождественен средствам и формам его прохождения, то есть понятие «способ» не тождественно понятию «метод».

Форма деятельности определяет характер связи между компонентами процесса деятельности.

Например, в способе обработки металла, называемом «опиливание», можно выделить такие компоненты: средство деятельности  напильник определенной формы и назначения; метод деятельности  возвратно-поступательные движения, осуществляемые напильником в определенной плоскости; форма деятельности  индивидуальная ручная обработка металла.

Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что при важности и неотъемлемости средств и форм деятельности в структуре определенного способа, основу его все же составляет метод деятельности, так как именно в нем осуществляются действия, необходимые для достижения цели деятельности, а вся совокупность действий, являющихся, фактически, самой деятельностью, и образует суть метода.

На этом основании можно заключить, что методикой деятельности можно назвать совокупность методов и адекватных им средств, а также форм определенной деятельности или же  совокупность способов данной деятельности .

Применительно к сфере обучения методика учебного предмета, например, определяет «задачи изучения данного предмета и его содержание», а также «выработку в соответствие с задачами и содержанием обучения методов, методических средств и организационных форм обучения» . Исходя из данного определения, можно констатировать, что средства и формы деятельности всегда неразрывно связаны с методами деятельности и должны быть адекватны им. Абстрагируясь от определения методики как науки, которая исследует закономерности деятельности (в нашем случае обучения), или же, как науки о методах деятельности, определим ее следующим образом.

Методика деятельности  это совокупность методов определенной деятельности с адекватными им средствами и формами.

В разработке любой методики можно вычленить определенную логическую последовательность действий. В обобщенном виде такая последовательность будет выглядеть так, как это представлено на рисунке.

Такая деятельность в сфере производства, например, предполагает: обработку, изготовление, изменение состояния, свойств, формы объекта (предмета) деятельности. В то же время, поскольку в определении методики присутствуют, помимо методов, также средства и формы деятельности, то можно говорить, фактически, не о совокупности методов, а и о совокупности способов определенной деятельности.

Почему же термин «методика» происходит от слова «метод», а не «способ»?

Во-первых, если совокупность методов  это методика, то, следуя законам логики, совокупность способов  это, соответственно, «способика », а такого слова в русском, украинском и других славянских языках нет. Поэтому совокупность способов все равно названа методикой.

Во-вторых, как было сказано выше, основу способа деятельности все же составляет именно метод деятельности.

Однако, исходя из анализа определений понятия «технология», приведенных в таблице, которые, также как и методику, трактуют технологию как совокупность методов определенной деятельности (обработки), неясно, чем же методика отличается от технологии. Постараемся разобраться и в этой терминологической проблеме.

Во-первых, в общих определениях технологии указывается на то, что данная деятельность осуществляется «в процессе производства». При этом следует отметить, что речь идет о производстве материальном, где осуществляется «обработка, изготовление, изменение состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката».

Во-вторых, понятие «методика» употребляется большей частью в отношении обучения и воспитания (как, например, у С.И. Ожегова в ), то есть в гуманитарной сфере, или же сфере, которую условно можно назвать сферой духовного производства.

Чем же отличаются две эти два понятия, характеризующие человеческую деятельность?

В сфере материального производства, в силу развития науки, техники и технологии, человечеству удалось добиться получения гарантированных по качеству и количеству результатов деятельности.

Подобные успехи в сфере духовного производства, в частности обучения и воспитания, стали возможными только после достижения техникой и технологиями определенного уровня развития. К ним можно отнести создание адаптивных обучающих систем, использование в целях обучения мультимедийных средств, в том числе, например, дистанционного обучения, применение которых стало возможным благодаря интенсивному развитию компьютерной техники. Иными словами можно констатировать, что получение гарантированного по качеству и количеству результата в сфере духовного производства стало возможным только благодаря успехам в развитии сферы производства материального, а точнее благодаря применению новых, обусловленных развитием техники и технологии, средств духовного производства. Такими средствами в обучении, например, стали: компьютеры с соответствующим программным обеспечением в виде обучающих и контролирующих программ; использование международной информационной сети Internet, в том числе и в системе дистанционного обучения; различного рода современная проекционная техника с использованием жидких кристаллов, технически сложные тренажерные системы и т. д., заканчивая использованием лазерных указок.

Именно желание получить гарантированный по качеству и количеству результат деятельности в сфере духовного производства породило необходимость применения таких методик, которые, по аналогии со сферой материального производства, позволяли бы его получать. Они, соответственно, получили название технологий в гуманитарной сфере вообще и технологий обучения и воспитания (педагогических технологий)  в сфере образования в частности.

С учетом приведенных выше рассуждений можно предложить следующее определение общее технологии.

Технология  система способов (методов, средств и форм) деятельности, обеспечивающая получение гарантированного по качеству и количеству конечного ее результата.

На данном этапе рассуждений в отношении технологии образовательной (педагогической ) можно заключить следующее.

1. Технология в сфере образования  это методика, гарантирующая высокий по качеству и количеству конечный результат.

2. Получение высокого по качеству и количеству результата при использовании образовательных технологий не зависит от субъекта и объекта обучения и воспитания. В то же время методика всегда должна учитывать их индивидуальные психофизиологические особенности, базируется на интуиции педагога, то есть является авторским способом деятельности или же своего рода авторской технологией.

3. Технология в образовании  это доведенная до совершенства методика, в которой за счет использования особой комбинации средств, методов и форм обучения и воспитания нивелируются индивидуальные психофизиологические особенности, препятствующие получению гарантированного результата. В данной связи необходимо заметить, что эта «особая комбинация» есть не что иное, как система деятельности со всеми присущими системе свойствами: постоянной ориентированность на достижение цели, высокой помехозащищенностью и др. Именно эти свойства, характерные для любых систем, обеспечивают гарантированность результата деятельности.

4. В основе любой технологии всегда лежит определенная методика и, наоборот, в основе любой методики лежит та или иная технология, адаптированная к личности педагога и учащихся. В данном соотношении методика больше является искусством, а технология  наукой. О данном феномене В.П. Беспалько в эпиграфе к первой главе своей известнейшей монографии «Слагаемые педагогической технологии» писал так: «Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология  на науке. С искусства все начинается, технологией  заканчивается, чтобы затем все началось сначала» .

Подводя общий итог нашим рассуждениям, можно так определить соотношение этих понятий.

^ Метод деятельности является составной частью, элементом способа деятельности. В свою очередь, совокупность способов деятельности составляет методику деятельности. Методику же, дающую гарантированный результат вне зависимости от личностных качеств субъекта и объекта деятельности, можно считать технологией .

Всю эту логическую цепочку, адаптировав ее к сфере образования, можно использовать для характеристики элементов педагогического процесса.

Литература


1.
^
Словарь иностранных слов.  7-е изд., перераб.  М.: Русский язык, 1979.  624 с.

2.

Гончаренко С.У. Український педагогічний словник. – Київ: Либідь, 1997. – 376 с.

3.

Тофтул М.Г. Логіка. Посібник для студентів вищих навчальних закладів. - К., 1999. - 336 с.

4.

Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. д-ра филолог. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. - 10-е изд., стереотип. - М.: «Сов. Энциклопедия», 1975. - 846 с.

5.

Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. / Гл. Ред. А.М. Прохоров. - Сов. Энциклопедия, 1991. Т.1. - 1991. - 863 с.

6.

Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. / Гл. Ред. А.М. Прохоров. - Сов. Энциклопедия, 1991. Т.2. - 1991. - 768 с.

7.

Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование» 1997. - 512 с.

8.

Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 5-е изд. - М.: Политиздат, 1987. - 590 с.

9.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989 - 192 с.

Васильев И.Б.

Метод, способ, методика, технология как педагогические понятия

Сделана попытка уточнения существующего понятийного аппарата педагогики с позиций представления об организованной терминологической системе. Представлена авторская трактовка таких понятий как «метод», «способ», «методика» и «технология» с адаптацией их к сфере образования. Определены их соотношение и взаимосвязь.

Васильєв I.Б.

Метод, спосіб, методика, технологія як педагогічні поняття

Зроблено спробу уточнення існуючого понятійного апарата педагогіки з позицій представлення про організовану термінологічну систему. Представлено авторське трактування таких понять як «метод», «спосіб», «методика» і «технологія» з адаптацією їх до сфери освіти. Визначено їхнє співвідношення та взаємозв"язок.

I.B. Vasilyev

Method, Process, Technique, Technology as Pedagogical Concepts

In attempt has been made to specie by the existing conceptual apparatus of pedagogies from the point of view of an organized terminological system. The author"s treatment of such concepts as "method", "process", "technique" and "technology" with their adaptation to the sphere of education is submitted. Their ratio and interrelation are determined.

Метод (от греч. metodos) означает способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни, прием, способ или образ действия; путь продвижения к истине.

Кратко об определении «метод обучения»

В педагогике имеется множество определений понятия «метод обучения. К ним можно отнести следующие: «методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение комплекса задач учебного процесса» (Ю.К. Бабанский); «под методами понимают совокупность путей и способов достижения целей, решения задач образования» (И.П. Подласый); «метод обучения - это опробованная и систематически функционирующая структура деятельности учителей и учащихся, сознательно реализуемая с целью осуществления запрограммированных изменений в личности учащихся» (В. Оконь). Методу обучения можно дать и такое определение: это способ упорядоченной деятельности субъекта и объекта учебного процесса, направленный на достижение поставленных целей обучения, развития, воспитания. Уже в этих определениях метод выступает как многомерное явление, как сердцевина учебного процесса. Он выступает механизмом реализации поставленных целей, во многом определяет конечные результаты учебного процесса.

О его сущности

Методы лежат в основе всего учебного процесса. Поставленные цели достигаются через правильно выбранный путь, соотнесенные с ним формы и средства достижения цели. Изменение целей всегда влечет за собой и изменение методов обучения. В методах обучения можно выделить методы преподавания (деятельность педагога) и методы учения (деятельность учащихся по овладению знаниями). Разнообразие видов деятельности учителей и учащихся приводит дидактов к разному толкованию этого понятия и на этой основе побуждает выделять разное количество методов обучения, давать им соответствующую терминологию. И тем не менее большинство авторов имеют точку зрения, согласно которой метод обучения - это способ организации учебно-познавательной деятельности.
В методе обучения находят, таким образом, воплощение особенности работы по достижению цели в соответствии с дидактическими закономерностями, принципами и правилами, содержанием и формами учебной работы, а так же способами обучающей работы педагога и учебной работы детей, обусловленные личностными и профессиональными свойствами и качествами педагога, совокупностью различных особенностей учащихся и условиями протекания учебного процесса. Соотношение двух составляющих метода позволяет рассматривать его как развивающуюся педагогическую категорию, обладающую неограниченными возможностями совершенствования. В то же время есть определенные суждения, согласно которым: 1) метод- объективно возникшая субстанция; 2) метод - личное творчество педагога, его детище, его педагогический шедевр. Такая полярность суждений все же позволяет диалектически подойти к высокой оценке личного мастерства и искусства педагога в развитии методов обучения. Этого мнения придерживаются М.И. Махмутов, Б.Т. Лихачев, Т.А. Ильина, И.Ф. Харламов и другие педагоги.

Приём обучения

Анализируя определения понятия из разных педагогичных источников, прием обучения можно сформулировать так: это составная часть метода, единичное действие, конкретный способ, частное понятие по отношению к общему понятию «метод». Одни и те же приемы могут входить в состав разных методов обучения. Или один и тот же метод может включать разные приемы, исходя из уровня мастерства педагога. К ним можно отнести: показ учителя, сообщение плана работы, прием записей учащихся базовых понятий, прием сравнения и т.п. Приемы используются в целях активизации восприятия детьми учебного материала, углубления познания, стимулирования познавательной деятельности.
Приемы обеспечивают решение задачи, выполняемой тем или иным методом. В обучении имеют место возможные переходы методов в приемы и нооборот (метод в прием, прием в метод), вызванные спецификой обучения.
История развития методов обучения получила свое начало в древности, в первобытном обществе. Обучение детей проходило в процессе практической жизни взрослых. Оно совершалось через практику, наглядность, слово. Подражая взрослым, наблюдая и повторяя действия взрослых (делай, как я), совершенствуя их, дети приобретали свой опыт жизни. Так, первым среди исторически обусловленных методов можно назвать метод подражания. Дальнейшее развитие человеческого общества и потребность в совершенствовании обучения стали причиной и условием развития словесных методов. Усложнение передаваемой информации вызвало к жизни наглядные методы и методы, обеспечивающие практическое усвоение знаний. В простейших вариантах эти методы использовали первобытные охотники. (На песке или глине почти в натуральных масштабах изображали сцены предстоящей охоты. Молодые охотники упражнялись в отработке необходимых навыков и умений, способов охоты: метали копья, окружали животное, согласовывали действия).
Несмотря на свои возможности, отдельные группы методов не могли обеспечить достижения все более высоких целей обучения. Возникали потребности их комплексного применения, что и повлекло за собой необходимость как в теории, так и в педагогической практике проанализировать, сгруппировать, систематизировать и классифицировать их.
В последующие периоды социального развития величайшим изобретением человечества стала книга, а в наши дни - видеотехника и компьютерные системы. Они тоже являются самостоятельными и многоаспектными методами обучения. Следует отметить, что книгу и видеоматериалы можно рассматривать и как источники информации.