Любовь наташи упорная терпеливая всякую. Возрождение слова. Наташа – воплощение любви

Сленг, укорачивание фразы, ненормативная лексика влияют на культуру речи студентов. И проблема исчезновения красивого русского языка повсеместно выплывает на первый план. Молодежная среда диктует свои условия: хочешь быть крутым, используй в разговоре яркую речь. Однако не все молодые люди подхватили модный вирус. В Государственный музей Л.Н. Толстого на мастер-класс русского слова собралось множество приглашенных. Там выпускники Высшего театрального училища (института) им. М.С. Щепкина при Малом театре читали отрывки из романа Льва Толстого «Война и мир».

Организатором просветительского вечера выступил Международный продюсерский центр Аллы Благовещенской. Мощное духовное наполнение театрального пространства было гарантировано! Перед зрителями появлялись главные герои «Войны и мира». Болконского играл Илья Силаев, Безухова - Александр Колесников. Образ Наташи Ростовой был показан двумя молодыми артистками - Дарьей Хорошиловой и Светланой Исламовой. Обе в своих героинях - утонченные барышни - внешне хрупкие, но внутренне сильные.

Характеры героев и специфические интонации русского языка были профессионально показаны молодыми мастерами, отменно владеющими правильной речью. В зале присутствовали студенты и взрослые - коллеги и профессиональные актеры, в том числе из Театра на Таганке. Искушенные зрители, по их словам, были заворожены происходящим.

Преподаватель ВТУ им. М.С. Щепкина, педагог будущих актеров, доцент кафедры сценической речи Любовь Иванова довольна учениками и считает, что у них есть будущее. Вот ее мнение об одной из Наташ, Светлане Исламовой: «Света - очень способная. Она все может сыграть. Например, в дипломном спектакле «Бесприданница» у нее возрастная роль. А для молодой девочки это совсем непросто».

Интересно было пообщаться с самими артистами, выступавшими на вечере. Илья Силаев показал зрителям эпизод из жизни Андрея Болконского: раненый князь попадает на перевязочный пункт Бородинского поля, а затем волею судьбы оказывается в обозе Ростовых, отступающих вместе со всеми из Москвы во время Отечественной войны 1812 года. Вот что сказал Илья после литературного вечера:

- Нужно читать классику, потому что это - настоящий, хороший русский язык. Герои «Войны и мира» не говорят современными короткими фразами. Там все мысли связаны. Читая роман, обогащаешь свой собственный разговорный язык. Все настолько четко прописано, словно герои живут в соседнем доме. Нужно учиться жизни на их опыте, анализируя ошибки. Я знаю о Болконском чуть больше, чем о других героях. Его восприятие мира происходит по всем законам драматургии и логики. На глазах у читателя проходит вся жизнь князя Андрея с ее финалом - через катарсис (очищение), через страдание.

Вам все понятно было в романе? Сложно было готовить роль?

Роман непростой. Он мне нравился и не нравился одновременно. Это - масштабная вещь. Здесь все связано, нет никаких «несостыковок». Легкой работа над отрывком не была. Мне кажется, мой персонаж немного похож на меня.

Долго вы готовили эту работу?

Полгода.

Чем сейчас занимаетесь?

Заканчиваю вуз. Занимаюсь дипломной работой. Приходите на спектакли. (Илья успешно играет главную роль в комедии «Блэз» по К. Манье. Зрители в восторге. В конце спектакля от хохота болят животы. Илья делает колесо, танцует, пародируя артистов. Играть в комедии непросто, потому что надо суметь самому не засмеяться. Хорошее настроение на несколько дней Илья обеспечивает зрителям точно!)

А что читаете?

- После «Войны и мира» перечитал Достоевского - глубоко «окунулся» в русскую мысль. Сейчас перерыв - читаю не бульварную, но хорошую фантастику Роберта Хайнлайна.

Актриса Дарья Хорошилова показала все переживания Наташи Ростовой в момент, когда ее семья узнает о смерти Пети. Старая графиня Ростова, мать Наташи, никак не может поверить в то, что сына больше нет. Дочери приходится утешать ее, превозмогая собственное горе. Недавно на руках Наташи умер любивший ее князь Андрей. Вот как в прямом смысле «красиво» писал об этом автор.

«...Княжна Марья, бледная, с дрожащей нижней челюстью, вышла из двери и взяла Наташу за руку, говоря ей что-то. Наташа не видела, не слышала ее. Она быстрыми шагами вошла в дверь...

Наташу, Наташу!.. - кричала графиня. - Неправда, неправда... Убили!.. Неправда!..

Друг мой, голубушка... маменька, душенька, - не переставая шептала Наташа, целуя ее в голову, руки, лицо и чувствуя, как неудержимо, ручьями, щекоча ей нос и щеки, текли ее слезы...

Наташа не помнила, как прошел этот день, ночь, следующий день, следующая ночь. Она не спала и не отходила от матери. Любовь Наташи, упорная, терпеливая, не как объяснение, не как утешение, а как призыв к жизни, всякую секунду как будто со всех сторон обнимала графиню. На третью ночь графиня затихла на несколько минут, и Наташа закрыла глаза, облокотив голову на ручку кресла. Кровать скрипнула. Наташа открыла глаза. Графиня сидела на кровати и тихо говорила.

Как я рада, что ты приехал. Ты устал, хочешь чаю? - Наташа подошла к ней. - Ты похорошел и возмужал, - продолжала графиня, взяв дочь за руку.

Маменька, что вы говорите!..

- Наташа, его нет больше! - И, обняв дочь, в первый раз графиня начала плакать...».

По словам Дарьи Хорошиловой, роман - произведение вечное, поднимающее острые проблемы. Одна из них - отношения детей и родителей. «У меня были разногласия в семье. Но все разрешилось. Помогли роман «Война и мир» и мой педагог Наталья Штода», - рассказала Дарья. По ее мнению, необходимо с младших классов приучать детей не к пошлости, а к чему-то хорошему. Должна помочь классика. Читать необходимо, чтобы понять себя и «не быть узким в восприятии жизни».

Даша считает, что по характеру она - не Наташа Ростова. В процессе работы приходилось и с педагогом спорить. Хотела читать Лизу из «Дворянского гнезда» Тургенева. Но в итоге остановились на образе Наташи. И не зря! Актриса недавно получила третью премию на Всероссийском конкурсе чтецов им. Я. Смоленского именно за чтение этого отрывка. Она уже успела сняться в кино, в том числе у Лунгина в фильме «Царь», у Мохова - в «Братанах», у Игнатова - в «Слоне и моське». К тому же Даша - мастер спорта по бальным танцам. Собирается учиться дальше: пойдет в аспирантуру на кафедру сценического движения. После окончания планирует преподавать джаз-танец.

Молодой актер Александр Колесников рассказал о своем герое. Пьер Безухов встречает Наташу в доме княжны Марьи. Совсем недавно на руках молодой Ростовой умер Андрей Болконский. Она подавлена горем. Пьер, увидев ее, понимает, что любит:

«...Пьер взглянул еще раз на бледное... лицо компаньонки... «...Это строгое, худое и бледное, постаревшее лицо? Это не может быть она...» Но в это время княжна Марья сказала: «Наташа». И лицо, с внимательными глазами, с трудом, с усилием, как отворяется заржавелая дверь, - улыбнулось, и из этой растворенной двери вдруг пахнуло и обдало Пьера тем давно забытым счастием, о котором, в особенности теперь, он не думал. Пахнуло, охватило и поглотило его всего. Когда она улыбнулась, уже не могло быть сомнений: это была Наташа, и он любил ее...» Кажется, если бы в другом порядке стояли в предложении слова и запятые, был бы другой смысл - появился бы иной оттенок, другая краска. Именно в таком языковом темпоритме автором заложена искра данного образа, данной сцены.

- Через этот наполненный переживаниями отрывок у меня появилась возможность в образе Пьера показать все, что творится в моей душе, - признался Александр Колесников. Ему кажется, что самое лучшее в литературе было написано давным-давно. Классику, в том числе «Войну и мир», надо перечитывать по много раз. Там масса пластов и подтекстов. Это похоже на айсберг, у которого большая часть находится под водой. На мой вопрос: «Вы по характеру - Пьер?» молодой актер ответил:

Он - более интересный, интеллигентный, одаренный, но я такой же добрый и неординарный. А насчет храбрости: у меня не было возможности себя проверить. В таких условиях, как Пьер на войне, не бывал.

После окончания института Александр мечтает сниматься в кино и одновременно работать в театре, чтобы набирать практику.

А вот что о своих студентах сказала педагог, профессор кафедры сценической речи Наталья Николаевна Штода.

Саша Колесников - тонкий, глубокий, кропотливо работающий над любым материалом молодой актер. Обычно, выбирая отрывок, мы стараемся «попасть» в данные молодого человека. Пьера у нас читают впервые. Илья Силаев - очень трудолюбивый студент. Даша Хорошилова категорически не хотела работать над ролью Наташи Ростовой. Но через отрицание пришла к победе, получила третью премию на конкурсе чтецов.

Вообще, если студент, а потом и актер читать не умеет, его ничем не заставишь. Художественное слово, сценическая речь - дисциплины непростые. Студент может «раскрыться» на речи неожиданно. Например, в свое время мы с Таней Арнтгольц работали над отрывком, где она играла Наташу Ростову. Так получилось, что надо было готовиться к госэкзамену по сценречи, а Таня в то время снималась в кино. Совместить было трудно. Я понимала, если она не пройдет последний этап репетиций, не наберет того, что необходимо. Речь шла о нескольких днях процесса окончательного созревания образа. Пришлось настоять, чтобы Таню отпустили со съемок. Я потом ужасно мучалась. Зачем я ее отрывала? Ей было так тяжело. А недавно она позвонила и сказала: «Я вам бесконечно благодарна за то, что вы меня заставили тогда заниматься». Ведь сценречь и сцендвижение - составные актерского мастерства...

Хочу сказать несколько слов о необходимых для молодого актера качествах. Один из моих учеников, очень успешный ныне актер Анатолий Белый в профессии был взрослым изначально. На него всегда можно было положиться. Мы знали: если надо помочь, сыграть отрывок, это сделает Белый. Так вот в Толе были заложены целеустремленность, неистовая работоспособность и надежность!

Задумывались ли зрители над тем, чего они внутренне ждут от предстоящей постановки? Несомненно, люди приходят в театр в надежде найти успокоение для души - освободиться от повседневных забот, насладиться искренностью артиста, услышать красивую речь. К сожалению, маститые актеры зачастую позволяют себе халтурить. И зритель уходит неудовлетворенным: вроде бы классика, вроде бы играли народные, а на душе как-то пусто...

Оазисами настоящего актерского горения, необходимого профессионалу, являются театральные вузы. Такая атмосфера сохранилась и на кафедре сценической речи знаменитой «Щепки».Именно там учились сегодняшние выпускники - участники литературного вечера в музее Л.Н. Толстого. По словам Любови Михайловны Ивановой, в вузе сохранилась традиция преемственности. Наряду со взрослыми здесь преподают и представители младшего поколения - вчерашние выпускники. Молодые передают молодым умение правильно и красиво говорить. В институте студентов учат читать на примере огромных книжных предложений - например, на языке Толстого. Овладев этим, молодой актер сможет работать над материалом любой сложности.

С первокурсниками педагоги работают над «архаичным словом». Процесс обучения начинается с произведений Кантемира, Ломоносова, Тредиаковского. Вначале студенты - в шоке. Им трудно привыкнуть к такому языку. Когда ребята «пропускают материал через себя», бывает бурное отрицание текста. Конечно, язык Пушкина и Чехова проще и потому нам сегодня ближе. Но, проучившись немного, студенты осознают, насколько ценны и важны полученные знания. В этом языке - своя особая стилистика. И к произведениям Толстого они уже подходят с интересом - с предвкушением!

По мнению преподавательниц, молодым актерам-выпускникам театрального вуза нередко навязывают дурной вкус: приветствуется отсутствие профессионализма, нарушение ударений в словах. На телевидении и по радио говорят «наоборот». Так, незаметно для языка становится неважной пауза. Студенты, приходя на кастинг в кино, слышат от режиссера: «Забудьте все, чему вас учили. Говорите, как в жизни».

Говорить органично и правдиво в кино и в жизни - разные вещи. Чтобы в кадре речь звучала легко и естественно, надо долго учиться, практикуясь на той же классике. В реальной жизни на самом деле говорят чудовищно! Нельзя переносить речь оттуда на «пьедестал кино», откуда ее услышат массы и будут принимать за правильную.

Что касается театра, там в ближайшее время смогут «устоять» только сильные личности. Начинающему актеру необходим внутренний стержень. Чем, по Пушкину, «славен человек»? «Самостояньем»! Выпускник должен противостоять «антипрофессионализму» на рабочем месте, даже в том случае, если он такой один.

Если не «сдуется» в начале, к нему непременно присоединится второй, третий, четвертый, - уверена Любовь Михайловна.

Кажется, сейчас с русским языком так плохо, что скоро должно наступить Возрождение - возрождение слова. Положительные тенденции пока невидимы, но они есть. Все больше молодых прислушивается к звучанию правильного, красивого языка. Такие и пришли на мастер-класс в музей Льва Толстого. Ведь слово - основополагающе.

Александра СТРУНЕЦ

1. Знакомство с Наташей.

2. Полнота жизни, поэтичность натуры, обостренная чуткость, внимательность.

3. Национальные, народные черты в развитии характера Наташи.

4. Дорогая цена испытаний.

5. Наташа – воплощение любви.

6. Счастье.

Знакомство с Наташей.

В начале перед нами тринадцатилетняя девочка “черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка … она была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка” .

Полнота жизни, поэтичность натуры, обостренная чуткость, внимательность.

Наташа полна внешнего и внутреннего движения. Такая бурная жизнь проявляется в ней, когда мы встречаемся с ней в Отрадном: “… Да посмотри ты, что за прелесть! Ах, какая прелесть!” . На наших глазах Наташа растет, постепенно раскрывая другие черты своего характера. Подрастая, она превращается в обаятельную девушку, пленяющую всех своей жизнерадостностью и непосредственностью. Секрет этого обаяния кроется в богатстве ее натуры, в ее “переполненности жизнью” .

Национальные, народные черты в развитии характера Наташи.

Наташа – дворянка, аристократка. Из своего семейства она более всех наделена “способностью чувствовать оттенки интонаций взглядов и выражений лица” . Она всем существом своим близка к народу и его поэзии.

“Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперев руки в боки, сделала движение плечами и стала.

Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, - этот дух, откуда взяла она эти приемы… Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизученные, которых и ждал от нее дядюшка” . В этой русской пляске сказалась и любовь Наташи ко всему народному, и ее русская талантливость, артистичность ее натуры.

“Люди собирались около Наташи и до тех пор не могли поверить тому странному приказанию, которое она передавала, пока сам граф именем своей жены не подтвердил приказания о том, чтоб отдавать все подводы под раненных, а сундуки сносить в кладовые” . Этот поступок Наташи во время отъезда из Москвы Толстой считает таким же важным, как и действия солдат, но он боится назвать этот поступок патриотическим.

Дорогая цена испытаний.

В обозе Ростовых ехал в своей коляске и умирающий Андрей. Встреча с ним, глубокое горе, которое пережила Наташа из-за состояния страшной вины перед любимым человеком, бессонные ночи, проведенные ею у изголовья больного, показали сколько мужества и твердости в несчастье и страдании таилось в душе этой хрупкой девушки.

Наташа – воплощение любви.

“Сущность ее жизни любовь?” . Особенно сильно сказалось это, когда были получены известия о смерти Пети. “Она не спала и не отходила от матери. Любовь Наташи, упорная, терпеливая, не как объяснение, не как утешение, а как призыв к жизни всякую секунду, как будто со всех сторон обнимала графиню” .

В эпилоге мы видим Наташу замужем. И вот здесь-то, говорит Толстой, она нашла себя, свое место в жизни. Она сильно изменилась по сравнению с девической парой своей жизни: “Черты лица ее определились и имели выражения спокойной мягкости и ясности” , но в ней не было того огня оживления.

Все ее интересы сосредоточены на своем доме, муже, детях. Вне этого круга для нее нет жизни.

Я восхищаюсь ею, ее одаренностью, ее чуткостью и тонкой интуицией, богатством ее душевных качеств, ее душой и “открытостью душевной” , ведь душа – это самое главное в человеке.

План.

  1. Знакомство с Наташей.
  2. Дорогая цена испытаний.
  3. Наташа – воплощение любви.
  4. Счастье.
  5. Вывод.

Знакомство с Наташей.

В начале перед нами тринадцатилетняя девочка “черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка … она была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка” .

Полнота жизни, поэтичность натуры, обостренная чуткость, внимательность.

Наташа полна внешнего и внутреннего движения. Такая бурная жизнь проявляется в ней, когда мы встречаемся с ней в Отрадном: “… Да посмотри ты, что за прелесть! Ах, какая прелесть!” . На наших глазах Наташа растет, постепенно раскрывая другие черты своего характера. Подрастая, она превращается в обаятельную девушку, пленяющую всех своей жизнерадостностью и непосредственностью. Секрет этого обаяния кроется в богатстве ее натуры, в ее “переполненности жизнью” .

Национальные, народные черты в развитии характера Наташи.

Наташа – дворянка, аристократка. Из своего семейства она более всех наделена “способностью чувствовать оттенки интонаций взглядов и выражений лица” . Она всем существом своим близка к народу и его поэзии.

“Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперев руки в боки, сделала движение плечами и стала.

Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, - этот дух, откуда взяла она эти приемы… Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизученные, которых и ждал от нее дядюшка” . В этой русской пляске сказалась и любовь Наташи ко всему народному, и ее русская талантливость, артистичность ее натуры.

“Люди собирались около Наташи и до тех пор не могли поверить тому странному приказанию, которое она передавала, пока сам граф именем своей жены не подтвердил приказания о том, чтоб отдавать все подводы под раненных, а сундуки сносить в кладовые” . Этот поступок Наташи во время отъезда из Москвы Толстой считает таким же важным, как и действия солдат, но он боится назвать этот поступок патриотическим.

Дорогая цена испытаний.

В обозе Ростовых ехал в своей коляске и умирающий Андрей. Встреча с ним, глубокое горе, которое пережила Наташа из-за состояния страшной вины перед любимым человеком, бессонные ночи, проведенные ею у изголовья больного, показали сколько мужества и твердости в несчастье и страдании таилось в душе этой хрупкой девушки.

Наташа – воплощение любви.

“Сущность ее жизни любовь?” . Особенно сильно сказалось это, когда были получены известия о смерти Пети. “Она не спала и не отходила от матери. Любовь Наташи, упорная, терпеливая, не как объяснение, не как утешение, а как призыв к жизни всякую секунду, как будто со всех сторон обнимала графиню” .

Счастье.

В эпилоге мы видим Наташу замужем. И вот здесь-то, говорит Толстой, она нашла себя, свое место в жизни. Она сильно изменилась по сравнению с девической парой своей жизни: “Черты лица ее определились и имели выражения спокойной мягкости и ясности” , но в ней не было того огня оживления.

Все ее интересы сосредоточены на своем доме, муже, детях. Вне этого круга для нее нет жизни.

Вывод.

Я восхищаюсь ею, ее одаренностью, ее чуткостью и тонкой интуицией, богатством ее душевных качеств, ее душой и “открытостью душевной” , ведь душа – это самое главное в человеке.

Наташа Ростова на пути к счастью

План.

    Знакомство с Наташей.

    Полнота жизни, поэтичность натуры, обостренная чуткость, внимательность.

    Национальные, народные черты в развитии характера Наташи.

    Дорогая цена испытаний.

    Наташа – воплощение любви.

Знакомство с Наташей.

В начале перед нами тринадцатилетняя девочка “черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка … она была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка” .

Полнота жизни, поэтичность натуры, обостренная чуткость, внимательность.

Наташа полна внешнего и внутреннего движения. Такая бурная жизнь проявляется в ней, когда мы встречаемся с ней в Отрадном: “… Да посмотри ты, что за прелесть! Ах, какая прелесть!” . На наших глазах Наташа растет, постепенно раскрывая другие черты своего характера. Подрастая, она превращается в обаятельную девушку, пленяющую всех своей жизнерадостностью и непосредственностью. Секрет этого обаяния кроется в богатстве ее натуры, в ее “переполненности жизнью” .

Национальные, народные черты в развитии характера Наташи.

Наташа – дворянка, аристократка. Из своего семейства она более всех наделена “способностью чувствовать оттенки интонаций взглядов и выражений лица” . Она всем существом своим близка к народу и его поэзии.

Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперев руки в боки, сделала движение плечами и стала.

Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, - этот дух, откуда взяла она эти приемы… Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизученные, которых и ждал от нее дядюшка” . В этой русской пляске сказалась и любовь Наташи ко всему народному, и ее русская талантливость, артистичность ее натуры.

Люди собирались около Наташи и до тех пор не могли поверить тому странному приказанию, которое она передавала, пока сам граф именем своей жены не подтвердил приказания о том, чтоб отдавать все подводы под раненных, а сундуки сносить в кладовые” . Этот поступок Наташи во время отъезда из Москвы Толстой считает таким же важным, как и действия солдат, но он боится назвать этот поступок патриотическим.

Дорогая цена испытаний.

В обозе Ростовых ехал в своей коляске и умирающий Андрей. Встреча с ним, глубокое горе, которое пережила Наташа из-за состояния страшной вины перед любимым человеком, бессонные ночи, проведенные ею у изголовья больного, показали сколько мужества и твердости в несчастье и страдании таилось в душе этой хрупкой девушки.

Наташа – воплощение любви.

Сущность ее жизни любовь?” . Особенно сильно сказалось это, когда были получены известия о смерти Пети. “Она не спала и не отходила от матери. Любовь Наташи, упорная, терпеливая, не как объяснение, не как утешение, а как призыв к жизни всякую секунду, как будто со всех сторон обнимала графиню” .

Счастье.

В эпилоге мы видим Наташу замужем. И вот здесь-то, говорит Толстой, она нашла себя, свое место в жизни. Она сильно изменилась по сравнению с девической парой своей жизни: “Черты лица ее определились и имели выражения спокойной мягкости и ясности” , но в ней не было того огня оживления.

Все ее интересы сосредоточены на своем доме, муже, детях. Вне этого круга для нее нет жизни.

Вывод.

Я восхищаюсь ею, ее одаренностью, ее чуткостью и тонкой интуицией, богатством ее душевных качеств, ее душой и “открытостью душевной” , ведь душа – это самое главное в человеке.

В романе Льва Николаевича Толстого "Война и мир" рассказано о многом из того, с чем нам приходится встречаться в реальной жизни. Это и дружба, и предательство, и поиск смысла жизни, и смерть, и война, и, конечно, любовь. Каждый сам выбирает для себя, о чем же в первую очередь хотел сказать писатель. Но лично мне кажется, что любовь - одна из главных тем романа.

В пользу этого говорит и то, что Наташа Ростова, живое воплощение этого чувства, по праву считается любимой героиней Толстого. Впервые в романе мы встречаемся с ней на ее же именинах. Мы видим молодую, энергичную, веселую, с очаровательными глазами и одновременно некрасивую тринадцатилетнюю девочку. Здесь ее поведение просто и понятно, и эта простота притягивает к себе других людей. Все великолепие Наташи видно на ее первом балу. Мы замечаем, что все ее поступки исходят из нее самой, и она не волнуется о том, как подумают о ней окружающие. Наташа - это ребёнок. Она живая девочка со своими достоинствами и недостатками. Наташа живет насыщенной жизнью, радуется и огорчается, смеётся и плачет. "Она была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка".

Скоро Наташа взрослеет, и вот уже происходит ее помолвка с Андреем Болконским. Кажется, вот-вот она обретет свое счастье в замужестве за Андреем, но его отъезд из Петербурга рушит все эти надежды. "Сущность ее жизни любовь" - говорил Толстой. И прожить год без любимого человека, без постоянной и необходимой подпитки любовью Наташа не может. Поэтому становится понятным, почему она, увлекшись Анатолем Курагиным, решает бежать с ним. Желание любить и быть любимой руководит всеми ее действиями. Но это приводит лишь к разрыву с Андреем, к глубоким душевным переживаниям героини.

И все же Наташа осталась собой, не потеряла индивидуальности. Именно она способна поддержать мать, обезумевшую от горя после смерти Пети. "Она не спала и не отходила от матери. Любовь Наташи, упорная, терпеливая, не как объяснение, не как утешение, а как призыв к жизни всякую секунду, как будто со всех сторон обнимала графиню". Наташа - человек, она любит людей и готова сама пойти ради них на любые жертвы. Вспомним сцену, когда она снимает вещи с телег из-за раненых, которых не хочет оставлять на произвол судьбы. Ее безумный на первый взгляд поступок понятен людям, знающим ее ближе.

В обозе Ростовых ехал в своей коляске и умирающий Андрей. Встреча с ним, глубокое горе, которое пережила Наташа из-за состояния страшной вины перед любимым человеком, бессонные ночи, проведенные ею у изголовья больного, показали, сколько мужества и твердости в несчастье и страдании таилось в душе этой хрупкой девушки. Смерть Андрея, все те невзгоды, которые обрушились на семью Ростовых во время войны 1812 года, очень сильно подействовали на Наташу.

В свои годы она стала зрелой женщиной, мужественной, самостоятельной, но по-прежнему чуткой и любящей. Вернувшийся из плена Пьер Безухов даже не узнает ее. Но потом, увидев в ней все те качества, которые сам путем долгих исканий воспитал в себе, Пьер решает жениться на Наташе. Эта женитьба двух духовно близких людей стала для обоих той целью, к которой они так долго шли и для которой, по мнению Толстого, были рождены на свет.

После замужества единственным смыслом жизни для Наташи становится семья. От Наташи исходит энергия освобождения от всего фальшивого, ложного. Фальшивое светское общество чуждо Наташе (после замужества она практически перестает бывать в свете). Только через любовь к Пьеру и обретение семьи Ростова, наконец, обретает покой. Толстой подчеркивает, что счастье не даётся от природы, его нужно заслужить той духовной работой, которая так ценится в людях. Именно поэтому Наташа заслужила счастье, ведь счастье, истинная красота и любовь- это три неразлучные вещи.

"Любить ближних, любить врагов своих. Все любить - любить бога во всех его проявлениях", - вот тот истинно христианский тезис, к которому автор приводит своих любимых героев. Наташа Ростова - самый яркий женский образ романа - всю жизнь следует этому утверждению. Любовь к людям, к окружающему миру - ее неотъемлемая часть. Поэтому Л.Н.Толстой, скорее, не ее приводит этому тезису, а с ее помощью ведет к нему читателей.

  • Почему любовь героев в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник» названа «странной»? - -
  • Почему любовь в изображении И.А. Бунина трагична? - -
  • Что вкладывает А.П. Чехов в понятие «футлярности» жизни? (по рассказу «Человек в футляре») - -
  • Как сны, которые видит Раскольников, соотносятся с главными событиями духовной жизни героя? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») - -