Караваджо и последователи: выставка в гмии. Культурная дипломатия Картины последователей караваджо в пушкинском музее

«…Из этих картин я подчеркнул множество важных советов, которые пригодятся мне в моём творчестве живописца. Я обязательно вернусь. И готов отстоять ради этого не 1 час.» Стручков Егор Игоревич 15.09.2015

(Книга отзывов ГМИИ им.Пушкина)

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и собрание Фонда Лонги во Флоренции представляют новую экспозицию.

В главном ГМИИ им. Пушкина с 15 сентября 2015 года открылась выставка «Караваджо и последователи». Благодаря усилиям Министерства культуры Российской Федерации, ГМИИ им. Пушкина и фонда Лонги во Флоренции в Москве выставлены 50 шедевров, многие из которых предстанут перед российскими зрителями впервые. Экспозиция продолжает тему произведений известного новатора в мире европейской живописи Микеланджело Меризи да Караваджо (1571–1610).

Центральное место в нынешней экспозиции является легендарная работа раннегоКараваджо«Мальчик, укушенный ящерицей» (1594). Это полотно имеет огромное значение в развитии европейской живописи эпохи Возрождения. Реалистичность изображения, напряженность каждого изгиба тела «безумного» юноши производит неоднозначное впечатление, и даже пугает. Внимание художника к каждой детали поражает даже современного искушенного посетителя. Для художников XVI века это был настоящий вызов. Гармоничный мир академичнойживописи того времени был взорван экспрессивным реализмом Меризи де Караваджо. Многие современники считали художника эксцентричным и вспыльчивым. Источником его вдохновения стали не высокосветские гостиные и всевозможные гранды на фоне романтических пейзажей, а простые люди среди толпы, на улицах, в тавернах и на площадях. Примечательно, что художник не прибегал к эскизам, а воплощал свои замыслы сразу на холсте. В своих работах художник использует контрастную манеру письма. Прием резкого противопоставления света и тени в картинах Караваджо и его последователей получил название «кьяроскуро».

В этом году гостям выставки предоставляется возможность сравнить работы последователей натуралистичного стиля известного мастера.Из Италии привезены 30 уникальных картин. В коллекции легендарного искусствоведа и ценителя эпохи Барокко Роберто Лонги (1890–1970) особое место занимают работы Караваджо. Его новаторский стиль дополняется индивидуальным исполнением каждого последователя . На примере итальянских, французских, голландских и испанских живописцев можно проследить изменения манеры письма «караваджистов» вплоть до XVII века. Собрание включает в себя таких именитых художников, как Дирка ванн Бабюрена, Маттиаса Стомера, Валантена де Булоня, Хусепе Риберы, Джованни Ланфранко, а также более поздник матсеров: Джакомо Черути, Фра Гальгарио, и Гаспаре Траверси.

Полотна на библейские мотивы составляют большую часть работ представленных на выставке. В начале экспозиции размещена Картина Джордано Черути «Спящий паломник». Святой Рох предстает в обличии задремавшего от усталости путника, и только свет, который излучает его изможденное лицо, указывает на то, что перед вами возвышенный над земным миром человек.

Работы голландского художника Маттиаса Стомера словно превращают посетителей выставки в очевидцев ветхозаветных событий. Например, на полотне «Благовестие Ма ною и его жене» архангел Гавриил изображен, как простой юноша, однако серебристые тона одежды подчеркивают его неземную природу. Атмосфера картины передает радостный трепет, в котором пребывают будущие родители легендарного Самсона и сам «благовеститель». В картине нет нимбов и прямых лучей света, но есть сияние, которое пронизывает все пространство на холсте.

Работы Дирка ван Бабюрена «Взятие Христа под стражу» и «Отречение святого Петра» Валантена де Булоня раскрывают трагизм событий, о которых повествует Новый Завет. Работы поражают своей реалистичностью и эмоциональностью. Создается ощущение, что живописцы преодолели барьер времени, и запечатлели события двухтысячелетней давности с натуры. Такое пугающее чувство реальности происходящего посещает вас при взгляде на эти полотна.

Мартиа Прети – единственный масштабный художник в Калабрии (Южная Италия). Его полотно под названием «Концерт» резко выделяется на фоне картин других мастеров. Лицо девушки и двух музыкантов, сидящих за столом, мертвецки бледны. Прекрасные особы переполнены гордыней, отрешенностью и мистическим злом. В этой картинеМартиа Прети не осуждает пороки этих молодых людей, а словно печально наблюдает за ними.

Испанская школа караваджистского направления представлена серией работ Хусепе Рибера . По мнению многих посетителей, эта часть экспозиции одна из самых запоминающихся. Серия портретов «Апостолы» подчеркивает земное и личностное начало учеников Христа. Перед посетителями предстают не иконы, а люди, носящие в себе великий дух. Святой Варфоломей изображен в образе старика. В одной руке он держит острый нож, в другой собственную кожу. Его твердый взгляд пристально направлен на зрителя. Дряхлость тела противопоставляется мужеству и решительности святого. Ни старость, ни гонения не смогли пошатнуть твердость веры Апостола на его мученическом пути, словно он бросил вызов земной природе человека.

На выставке можно проследить дальнейшее развитие натуралистических традиций вплоть доXVIII века . В частности серия работ неаполитанского портретиста Гаспаре Траверси впечатляет своим реализмом. Это картины «Старуха, греющая руки над жаровней», «Служанка» и т.д.

Среди других картин, в заключительной части экспозиции расположилась яркая работа Витторе Гисланди (Фра Гальгарио) «Портрет юного художника в красном берете». Несмотря на красочные детали в одежде, именно выражение лица молодого человека приковывает внимание гостей. Его напряженный и пытливый взгляд словно адресуется лично каждому посетителю. Эта яркая, наполненная экспрессией работа итальянского живописца эпохи рококо особенно привлекает внимание посетителей.

Трудно подвести к общему знаменателю оценки содержания и оформления новой выставки. Р аботы «караваджистов» размещены по мере демонстрации коллекций Фонда Лонги во Флоренции, а затем собрания ГМИИ им. Пушкина. Расположение полотен в зависимости от принадлежности к коллекциям смутило некоторых посетителей. Тем не менее, освещение в зале создает ритм и акценты на картинах. Создается атмосфера полного погружения в события, изображенные на полотнах.

Сегодня посетители смогут продолжить знакомство последователей школы Караваджо. Напомним, что несколько лет назад в стенах Музея уже выставлялась масштабная коллекция картин итальянского живописца. При сравнении экспозиции 2011 и 2015 года среди гостей можно заметить расхождения в оценках. В толпе выделяются скучающие группы школьников и восхищенные взгляды ценителей искусства. Неудивительно, что открыв книгу отзывов , можно увидеть как хвалебные, так и негативные мнения. Многие посетители оказались разочарованны небольшим количеством картин самого Меризи да Караваджо, особенно в сравнении с экспозицией 2011 года. Шанс продолжить или начать свое знакомство с новаторским реализмом Караваджо есть у всех желающих до 10 января 2016 года.

Помните, не так давно в Москве проходила выставка Караваджо? Проходила, надо сказать, с аншлагом.

Теперь в ГМИИ им. Пушкина своеобразное продолжение проекта: не только Караваджо, но и «караваджисты». То бишь последователи.

Однако работа Караваджо в экспозиции, разумеется, присутствует. Это «Мальчик, укушенный ящерицей» - одна из ранних работ художника.

Картину, по сложившейся традиции, торжественно встречали в посольстве.

Ну, а еще в Москву прибыло три десятка работ разнообразных «караваджистов» - итальянцев, разумеется, но также представителей Голландии, Испании, Франции… Все это – из Фонда Роберто Лонги, который ныне хранит собрание этого историка искусства. Что требует пояснений.

Представьте себе ситуацию: начало ХХ века. Юный студент, увлекающийся – как, вероятно, многие его современники, – импрессионизмом и прочими модернистскими течениями. Однако для дипломной работы получает от руководителя тему Караваджо.

Тут требуется второе пояснение: это нам сейчас кажется, что художник неизменно был предметом уважения, а то и поклонения – а как иначе? Но нет: представьте, Караваджо был надолго забыт и считался автором малозначимым.

И вот именно благодаря трудам Роберто Лонги Караваджо вновь выплыл на поверхность. А вслед за ним – и многие другие, шедшие по его стопам.

Ведь отличался Микеланджело Меризи да Караваджо не только своей manera tenebrosa (у нас переводят как «темная манера», хотя я, пожалуй, предпочла бы «сумрачная»). Важен и его отход от возвышенной, академичной красивости предшественников, прямой контакт с реальностью (что впоследствии многие критики назовут «натурализмом»).

Ну, и добавлю, что ГМИИ им. Пушкина, «разобрав своих архивов», тоже извлек на свет ряд работ караваджистов и присовокупил их к выставке. Что в экспозиции разнесено по отдельным залам – ну, а мы здесь без труда можем и объединить.

Начну, впрочем, с нарушения хронологии – привезенная работа Бартоломео Пассеротти, «Торговки птицей», сделана задолго до того, как Караваджо вообще появился на свет. Однако она важна с точки зрения появления в живописи «простонародного» типажа (а уж Караваджо с последователями успешно внедрят его даже в религиозную живопись).

Ну, а теперь итальянцы-современники. Сразу с оговоркой: никто из них не был в прямом смысле учеником Караваджо – тот вообще не держал мастерской. И вообще отношения с Караваджо у них были более чем разные, и друзей было не так уж много.

Один из непосредственно знакомых – Орацио Борджанини. Среди его работ на выставке – «Святое семейство со святой Анной» (кто забыл, напомню: она младенцу бабушка по материнской линии, и это, право, заметно).

Его же уже совершенно «караваджистский» святой Себастьян.

Анджело Карозелли (также из непосредственно знакомых), «Аллегория бренности».

Еще один человек из более-менее близкого круга – Карло Сарачени. Вот его работы портрет кардинала Капоччи.

Его же – «Нахождение Моисея». Тут, правда, не без влияния маньеризма.

А вот Томмазо Салини, еще один современник, был с Караваджо в крайне плохих отношениях. Но его влияние испытал несомненно (показано «Коронование терновым венцом» из фондов ГМИИ).

В этом «первом поколении» караваджистов необходимо назвать испанца Хусепе Риберу. Вообще и в его случае, и в случае других иностранцев это было влияние, испытанное непосредственно на месте – Рибера, как и многие другие, работал непосредственно в Италии (даже получил там итальянское прозвище «Спаньолетто»). И к большому удовольствию зрителей привезено сразу несколько его работ. Точнее, пять – покажу некоторые.

«Святой Павел».

«Святой Фома».

«Святой Филипп».

Но и в ГМИИ тоже есть работа Риберы явно из этой серии – «Апостол Иаков старший».

Геррит ван Хонхорст, один из первых голландских караваджистов с успешной карьерой в Италии. «Читающий монах».

А в московском собрании – его «Пастух и пастушка».

Француз Никола Ренье настолько, похоже, прижился в Италии, что его стали называть Николо Реньери (а работа – тоже московская). Есть предположение, что это автопортрет.

Дирк ван Барбюрен процветал, получая в Италии немало заказов. Приехало в Москву его «Взятие Христа под стражу».

В XVII веке, начиная со второй его четверти, караваджизм стал отступать на второй план, уступая место барокко. Однако уступил не совсем – влияние сохранялось.

Среди представленного любопытным образом оказались две работы француза Валантена де Булоня на один сюжет – «Отречение святого Петра». Вот сначала работа из Фонда Лонги – она более ранняя, предположительно написана до 1620 года.

Матиас Стомер, «Старуха со свечой» (из фондов ГМИИ).

И также «москвичи» - веселая парочка «Лютнист» и «Флейтистка» Яна Харменса ван Бейлерта.

Вторая половина XVII века – «Монах» Джачинто Бранди.

А вот и XVIII столетие. «Спящий паломник» Джакомо Черути.

«Служанка» Гаспаре Траверси.

И «Портрет юного художника» Витторе Гисланди. На чем обзор и закончим.

Ну, а выставка запланирована по начало января.

«Не делать на холсте ни одного мазка, кроме как подсказанного жизнью» – Микеланджело Меризи да Караваджо.
После оглушительного успеха картин Караваджо, которые были выставлены в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2011-12 годах, музей решил представить работы последователей темпераментного художника – так называемых «караваджистов». Начиная с 29 сентября и по 10 января музей будет проводить экскурсии как для взрослых, так и для детей. Микеланджело Караваджо (1573-1610) – итальянский художник эпохи барокко, перевернувший представления о живописи в XVII веке, положил начало направлению под названием «реализм». Мастер и его последователи писали на бытовые темы, отойдя от идеализированных образов эпохи Возрождения.

На экспозиции представлены картины таких мастеров, как Бартоломео Пассаротти (1529-1592), Гвидо Рени (1575-1642), Джакомо Черути (1698-1767), и многих других. Искусство Караваджо оказало влияние не только на его сограждан, итальянцев, но и на испанцев, французов и жителей других европейских стран. Этот факт подчеркивают организаторы выставки, представляя нашему вниманию самых разнообразных художников.

Выставка проходит под названием «Караваджо и последователи. Картины из собраний Фонда Роберто Лонги во Флоренции и ГМИИ им. А.С. Пушкина». На ней вниманию зрителей представлено более 50 произведений, среди которых знаменитый «Мальчик, укушенный ящерицей» руки самого мастера. Он, конечно же, является центром всеобщего внимания. Несмотря на то что эта картина относится к раннему периоду творчества мастера, в ней как нельзя ярко отражены характерные особенности реализма: мимика и жесты не оставляют сомнений в том, что мальчику больно от укуса. Караваджо был одним из первых художников, которые писали так называемой техникой «кьяроскуро» (итал. светотень). Она позволяет акцентировать внимание зрителя на тех частях картины, которые мастер считал главными. Например, в «Мальчике» свет падает на лицо и руки ребенка, тем самым подчеркивая его эмоции: гримаса боли и маленькие кисти, непроизвольно отдернутые от источника несчастья.

Живые эмоции, «живые» лица побуждают к сопереживанию героям картин, втягивают нас в свой мир при помощи реалистичности и эмоциональности. Так, мы перестаем замечать наше состояние онемения, погруженные в мысли о том, сколько личных переживаний и боли скрывается за каждой слезой картезианского монаха Джачинто Бранди (1623-1691).

Как же максимально прочувствовать тот переворот, который совершил итальянский художник? Сперва стоит проникнуться традиционным стилем работ эпохи Возрождения, а после оценить стиль и манеру исполнения произведений Караваджо. Становится очевидно, почему реалистичная манера художника взбудоражила его современников и поначалу была воспринята ими в штыки. После торжественных и величественных картин Боттичелли и скульптур Микеланджело, созерцая произведения караваджистов особенно остро ощущается в чем-то приземленная, однако не менее талантливая техника реализма.

«Основная задача выставки – как можно обстоятельнее продемонстрировать роль Караваджо в истории европейской живописи, и потому, помимо превосходного собрания Фонда Лонги, в рамках этой экспозиции музей показывает значительную группу произведений из собственного собрания. Специально для этого случая некоторые произведения, постоянно хранившиеся в фондах, отреставрированы и впервые показаны зрителям » – сообщила идеолог и куратор выставки Виктория Маркова.

Кстати, именно Роберто Лонги , выдающийся итальянский искусствовед, в 1950-х поспособствовал вознесению Караваджо в число самых прославленных художников мира. Он стал организатором первой персональной выставки мастера, которая взбудоражила весь мир и вознесла новую звезду на небосвод художественного искусства.

Цены:
В рабочие дни: 300-500 р.,
в выходные: 400-500 р.
Для льготных категорий скидка 50%.

Вход на выставку Караваджо и караваджисты в миланском палаццо Реале. Апрель — июнь 1951 г.

Выставка Караваджо и последователи открывается спустя четыре года после показа в 2011-2012 годах 11 полотен Караваджо из собраний Италии и Ватикана в тех же стенах. Успех был оглушительным: впервые в России и за пределами Италии в одном выставочном пространстве удалось собрать такое число шедевров этого мастера. Казалось, что прошел не такой уж небольшой по музейным меркам срок для возвращения к одному и тому же художнику, даже если это Караваджо. Однако Виктория Маркова , главный научный сотрудник, хранитель итальянской живописи Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, сочла иначе: «Четыре года — правильная дистанция, которая позволяет публике еще не забыть Караваджо, успех, впечатление от той выставки и тем не менее перейти к какому-то другому ракурсу».

Первоначально предполагалось показать 30 работ Караваджо и его последователей только из Фонда Роберто Лонги. Коллекцию выдающегося историка искусства, которую он собирал с 1916 года и которая охватывает итальянское и европейское искусство XIV-ХХ веков, часто и с большим успехом показывают в Италии и крупных музеях по всему миру. Однако в ходе подготовки будущей московской экспозиции ее куратор Виктория Маркова решила пойти по другому пути — соединить картины караваджистов из фонда с картинами из собрания ГМИИ. «Это даст зрителю редкую возможность сопоставлять работы, например, одного и того же мастера из двух собраний, созданные в разные периоды, либо в один и тот же период, но разные по подходу», — считает Маркова. Всего на выставке будет около 50 произведений, 30 — из Фонда Роберто Лонги. Экспозиция будет выстроена следующим образом. Единственная на выставке работа самого Караваджо — его ранний шедевр Мальчик , укушенный яще рицей (середина 1590-х) из фонда станет как бы энергетическим центром, «местом силы» экспозиции. Работы из коллекци Лонги будут представлены отдельно, чтобы можно было оценить ее как самостоятельное явление. Отдельно же будут сгруппированы работы из собрания музея. Некоторые из них специально отреставрированы к выставке и впервые выйдут на публику. Например, картина неаполитанского караваджиста Джованни Баттисты Караччоло , долгое время считавшаяся работой неизвестного мастера, или раннее полотно Хусепе Риберы Апостол Иаков Старший . Кстати, из Фонда Роберто Лонги приедут сразу пять Апостолов великого испанца XVII века, тоже ис- пытавшего влияние Караваджо.

Что же касается имен, включенных в выставку, то здесь представлен почти весь круг мастеров, которых сегодня принято считать караваджистами. Это прямые последователи Караваджо — Орацио Борджанни , Карло Сарачени , Анджело Карозелли — и далее художники-академисты, опосредованно испытавшие его влияние, как Гвидо Рени или Джованни Ланфранко . «У Караваджо не было мастерской, не было прямых учеников, он не стремился к тому, чтобы собрать вокруг себя какой-то круг художников. Караваджизм — это спонтанно возникшее явление, в котором не было однородности, художники приезжали из разных областей Италии и других стран, и каждый уже учился в рамках каких-то традиций. То есть они приезжали в Рим, и дальше на эти традиции наслаивалось влияние Караваджо. Караваджизм — это искусство интернациональное. Впервые в истории искусства сложилась ситуация, когда какая-то страна становилась образцом для всей Европы», — говорит Маркова. «Иностранцы» тоже будут представлены на выставке такими именами, как Дирк ван Бабюрен , Маттиас Стомер , Валантен де Булонь , Герард ван Хонтхорст и другие. «Италия помогла каждой национальной школе обрести свой новый язык. Живопись Караваджо была стимулом, а дальше каждый художник шел своим путем», — продолжает Маркова.

Еще одна особенность московской выставки — включение в экспозицию художников XVIII века фра Гальгарио , Гаспаре Траверси , Витторе Гисланди , Джакомо Черути . Это мастера, которых именно Лонги впервые ввел в контекст истории итальянского искусства, назвав их «i pittori della realta» — «художники реальности». «На самом деле это очень разные художники. Но их объединяет интерес к действительности, что для итальянской живописи было не вполне обычным. Сформулировав это понятие, Лонги сфокусировал внимание историков искусства на этом важном аспекте», — говорит Маркова. Караваджизм постепенно сошел на нет к 1630-м годам, на авансцену вышел академизм, болонская школа братьев Карраччи , которая вновь обратила свой взор к наследию Ренессанса, прежде всего Рафаэля . «Но это вовсе не значит, что караваджизм исчез навсегда, — поясняет куратор. — Караваджо остался в крови итальянского искусства, дал ему многое из того, что стало основой его языка, пластику, светотень». Что и должны продемонстрировать включенные в выставку работы «художников реальности» из собрания Лонги и ГМИИ, практически не знакомые российскому зрителю.

Где:

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Когда: 14.09 - 09.01

Караваджо и последователи

Микеланджело Меризи да Караваджо. Мальчик, укушенный ящерицей.

1593-1594. Фонд Лонги (Флоренция)

В ГМИИ им. А.С. Пушкина открывается выставка «Караваджо и последователи. Картины из собраний Фонда Роберто Лонги во Флоренции и ГМИИ им. А.С. Пушкина». Она является своего рода продолжением первой масштабной экспозиции произведений великого итальянского мастера Микеланджело Меризи да Караваджо (1571–1610), во многом определившего дальнейшее развитие европейской живописи, из музеев Италии, которая прошла в стенах Музея в конце 2011 – начале 2012 года.
В экспозиции будет представлена знаменитая работа мастера «Мальчик, укушенный ящерицей» и картины ведущих западноевропейских художников XVII–XVIII веков, которые в большой мере испытали влияние Караваджо.

Уникальность выставки в том, что она включает работы, привезенные из Италии, принадлежащие Фонду Роберто Лонги во Флоренции, а также работы, находящиеся в собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В общей сложности на ней будет показано свыше 50 произведений живописи.
Тридцать картин из Фонда Лонги составляют часть богатой коллекции, собранной ученым и критиком Роберто Лонги (1890–1970), одним из видных представителей мировой искусствоведческой науки. Cегодня, как и при жизни Роберто Лонги, эта коллекция хранится на принадлежавшей ему вилле (Villa il Tasso) во Флоренции, где теперь располагается крупный центр изучения итальянского искусства эпохи Ренессанса и барокко.Ядром экспозиции является знаменитое полотно «Мальчик, укушенный ящерицей» (1594), относящееся к раннему периоду творчества Караваджо. Экспозицию логически продолжают работы его первых последователей, Орацио Борджанни (1578–1616) и Карло Сарачени (1570–1620),чьи произведения не часто встречаются за пределами Италии.
Северный караваджизм представлен на выставке композицией Дирка ван Бабюрена (1595–1624) «Взятие Христа под стражу», а также двумя работами художника долго жившего на Сицилии, Маттиаса Стомера (1600–1650), – «Архангел Рафаил в доме Товита» и «Исцеление Товита». В этом разделе экспозиции будет выставлен признанный шедевр Валантена де Булоня «Отречение святого Петра» (1591–1632) – один из лучших образцов творчества этого французского художника.
Весомый вклад испанской школы в интернациональное караваджистское движение наглядно демонстрируют пять превосходных полотен серии «Апостолы», недавно справедливо отнесенных к творчеству Хусепе Риберы (1591–1652), работавшего в Неаполе.
Зрители также увидят выдающиеся по качеству картины Бартоломео Пассаротти (1529–1592), который в своем творчестве предвосхитил натурализм Караваджо, Джованни Ланфранко (1582–1647) и Джачинто Бранди (1621–1691), переосмысливших уроки караваджизма в духе высокого барокко, Гвидо Рени (1575–1642), внесшего свой несомненный вклад в интерпретацию классической традиции в XVII веке.
На выставке будут показаны произведения трех «живописцев реальности» (термин, введенный самим Лонги) – Джакомо Черути (1698–1767), Фра Гальгарио (1655–1743) и Гаспаре Траверси (1722–1770) – которые уже в следующем, XVIII столетии, продолжали черпать вдохновение в традициях натурализма, заложенных Караваджо.
Выставка, организованная в ГМИИ им. А.С. Пушкина, дает блестящую возможность показать 30 работ из собрания Фонда Лонги вместе с хранящимися в Музее картинами круга Караваджо – произведениями итальянских, французских, голландских и испанских мастеров. Таким образом, посетители получат уникальную возможность сравнить уровень исполнения и индивидуальный почерк художников. Это тем более увлекательно, что речь идет о произведениях видных мастеров, таких как Анджело Карозелли, Караччоло, Валантена де Булоня, Геррита ван Хонтхороста. Среди картин, достойных особого внимания, выделяется «Коронование терновым венцом» Томмазо Салини (1575–1625), художника, не представленного в собрании Фонда Лонги, поскольку изучение его творчества стало итогом исследовательской работы последних десятилетий.
Выставка также поможет понять и оценить масштаб личности Лонги-коллекционера. Собранные им произведения отражают глубокий интерес к творчеству Караваджо и мастеров его круга, который ученый пронес сквозь всю свою жизнь, а благодаря превосходному знанию истории искусства и индивидуальной манеры художников Лонги удавалось приобретать первоклассные произведения живописцев, чьи имена еще не пользовались известностью. Среди них шедевр Анджело Карозелли (1585–1662) «Аллегория бренности» (ок. 1608 – 1610), работа неаполитанского караваджиста Батистелло Караччоло (1578–1635) «Положение во гроб» и два полотна Маттиа Прети «Концерт» (1620) и «Сусанна и старцы» (1656–1659). Своей известностью Маттиа Прети во многом обязан ранним трудам Роберто Лонги о художниках так называемого натуралистического направления. Выставка в полной мере дает представление о том, сколь важную роль играли в научной биографии Лонги исследования о творчестве Караваджо и его ближайших последователей, которых принято называть караваджистами.
Своего рода сюрпризом для посетителей выставки станет большая алтарная композиция Джованни Бальоне (1566–1643), учителя Томмазо Салини, приобретенная для собрания ГМИИ в конце 2014 года. Некоторые произведения, в частности, полотно Батистелло Караччоло и работа Хусепе Риберы, специально прошли реставрацию и впервые предстанут перед публикой.
Идея выставки принадлежит Виктории Марковой .

Кураторы выставки: Мина Грегори , президент Фонда Роберто Лонги , Мария Кристина Бандера , научный директор Фонда, и Виктория Маркова, главный научный сотрудник, хранитель итальянской живописи ГМИИ им. А.С. Пушкина.