Художественная культура мезоамерики презентация. Презентация на тему "художественная культура мезоамерики". Этапы развития цивилизации. Застройка городов

Слайд 2

Цель урока: познакомить учащихся с художественной культурой Мезоамерики

Слайд 3

Что называют Мезоамерикой?

Центральную Америку, в том числе и Мексику принято называть Мезоамерикой Культурное развитие народов этих географических участков в период от примерно II тысячелетия до н.э. и до XV века н.э. принято называть культурой Мезоамерики, или культурой доколумбовой Америки!

Слайд 4

Карта доколумбовой Америки

  • Слайд 5

    Художественная культура классического периода.

  • Слайд 6

    Древнейшей цивилизацией доколумбовой Америки была культура ольмеков, проживавших на побережье Мексиканского залива во II-I тысячелетиях до н.э. исследования показали, что у ольмеков были хорошо спланированные культурные центры и ступенчатые пирамиды, каменная скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства, иероглифическая письменность, ритуальный календарь. Архитектура ольмеков сохранилась плохо, так как в качестве строительного материала использовались земля и щебень, покрытые толстым слоем штукатурки.

    Слайд 7

    Мировую известность получила скульптура ольмеков, представленная огромными каменными головами высотой до 3 м и весом до 40т. До сих пор точно не известно их предназначение, но, вероятнее всего, они носили культовый характер. Эти гигантские головы, обнаруженные во время раскопок, и сегодня поражают своей монументальностью, мастерством исполнения, реалистическим воспроизведением индивидуальных черт известных в том времени личностей.

    Слайд 8

    В одной из известных скульптур запечатлен юноша с широким и плоским, как бы сплющенным носом, толстыми губами и миндалевидными глазами, слегка прикрытыми тяжелыми веками. Высота скульптуры 2,41 м, вес 25т. На голове юноши плотно прилегающий и украшенный рельефным узором шлем с наушниками.

    Слайд 9

    Борец (Рестлер) 600-400 гг. до н.э. 63х40 см Это базальтовая скульптура бритого, бородатого мужчины запечатлела его в динамике, что почти уникально для всех скульптур Мезоамерики Хотя учёные и осторожны в своих догадках, кого изображает эта фигурка, но есть предположение, что это всё-таки игрок в мяч

    Слайд 10

    Монумент 19 из Ла Венты Изображён человек внутри изогнутой змеи человек одет в одежду с теми же отличительными знаками, которые имеются и у змеи Этот монумент похож по теме на другие ольмекские монументы, на которых изображено появление человека из зооморфных пещер или ниш

    Слайд 11

    Фигурка сидящего мужчины, приодетого в качестве сверхъестественного зверя 1200-600 гг. до н.э. 29,5х21,3 см Нос и рот переданы вполне реалистично, а вот глаз у фигурки нет совсем Вместо них характерный для ольмеков мотив пылающих бровей

    Слайд 12

    К началу новой эры ольмекская культура исчезла. Что послужило причиной ее заката –неизвестно, но ей на смену пришли новые цивилизации, и прежде всего город Теотиуакан в Центральной Америке. В этом городе, от периода расцвета сохранилось два главных храма, посвященных Солнцу и Луне. Они располагаются на вершине огромной ступенчатой пирамиды. Храмы были украшены разноцветными росписями и ярко раскрашенными статуями богов. Глаза изваяний инкрустированы драгоценными камнями и перламутром.

    Слайд 13

    Наиболее грандиозное архитектурное сооружение –пирамида Солнца, имеющая в настоящее время высоту64,6 м. В отличие от других пирамидальных сооружений, имевших ступенчатую форму, пирамида Солнца представляет собой четыре большие, уменьшающиеся усеченные пирамиды, поставленные одна на другую. На одной из сторон пирамиды расположена система постепенно сужающихся пандусов, которые вели к святилищу в храме. Плоскости между террасами здания были сооружены с таким расчетом, чтобы зрители, находившиеся у подножия большой лестницы, не могли видеть происходящего на ее вершине. Пирамида была построена из огромного количества сырцовых кирпичей и облицована каменными оштукатуренными плитами.

    Слайд 14

    Слайд 15

    Скорее всего пирамида служила и «солнечными часами», точно отмечающими наступление равноденствия. 20 марта и 22 сентября здесь можно было наблюдать удивительное зрелище: ровно в полдень солнечные лучи вызывали постепенное исчезновение прямой тени на нижней ступеньке западного фасада. Время перехода от полной затененности к освещенности занимало ровно 66,6 секунды. Безусловно, чтобы добиться такого зрительного эффекта, надо было обладать совершенными знаниями в области математики, астрономии и геодезии.

    Слайд 16

    Вокруг пирамиды Солнца симметрично располагались несколько небольших ступенчатых пирамид, подчеркивающих монументальность главной постройки. В архитектурном декоре встречаются украшения в виде огромных змеиных голов, расписанных белой краской. На голове каждой змеи находился венчик и перьев, символизирующий особо почитаемое божество.В середине IX в. Город был покинут жителями и превратился в груду развалин. Цивилизации классического периода были уничтожены нашествием народов с севера, сначала тольтеков, а в затем и ацтеков, создавших свою цивилизацию.

    Слайд 17

    Вопросы:

    Какие скульптурные произведения ольмеков имеют мировую известность? Назовите отличительные черты пирамид ольмеков. Назовите самую известную пирамиду ольмеков. ?

    Слайд 18

    Художественная культура ацтеков

  • Слайд 19

    Основной чертой искусства охотничьих племен ацтеков было поклонение богам. Сохранившиеся легенды и предания рассказывают о многочисленных походах и кровавых сражениях этого воинственного народа, прежде чем он создал могущественную империю с высоко развитой культурой. Главным местом поклонения богам были храмы, которых к началу завоевания испанцами в 16 веке насчитывалось более 40 тысяч.

    Слайд 20

    Особенно поражал свои великолепием столица ацтеков- Теночтитлан. Центр города находился на острове посреди живописного озера, его окружали постройки на сваях и дамбах, перерезанные каналами. В случае опасности поднимали перекинутые через каналы мосты и город превращался в неприступную крепость. Увы, Теночтитлан не избежал печальной участи: в начале 16 века город был покорен и разрушен испанскими завоевателями- конкистадорами.

    Слайд 21

    Об архитектуре ацтеков нам известно очень мало, так как многие сооружения были разрушены или полностью перестроены. Сведения о них сохранились лишь в описаниях испанских очевидцев. Известно,что в центре Теночтитлана находились три дворца ацтекских правителей и главный храм верховного бога войны. На вершине ступенчатой пирамиды были возведены два небольших деревянных храма.

    Слайд 22

    Особого расцвета достигла ацтекская скульптура. Монументальные статуи божеств носят абстрактный и условный характер. В качестве примера можно привести огромную статую Коатликуэ - богини земли и весеннего плодородия- матери верховного бога войны. Эта статуя лишь отдаленно напоминает человеческую фигуру: у нее нет ни лица, ни головы, ни рук, ни ног. Она выполнена из различных материалов: кукурузных початков, когтей, человеческих черепов, перьев и т.д. все это нагромождение симметрично и уравновешенно.

    Слайд 23

    Иной характер носят погребальные маски ацтеков, отражающие черты лица захороненного. Примечательна в этом отношении базальтовая голова « воина-орла», в котором мастерски передано сильное волевое лицо молодого воина. Привлекают внимание и произведения мелкой пластики: грациозные статуэтки присевшего на задние лапы испуганного кролика, свернувшейся клубком змеи.

    Слайд 24

    Немногочисленные сохранившиеся произведения ювелирного искусства поражают своим мастерством. Ожерелья, подвески, серьги, нагрудные пластины отличаются изяществом исполнения и точностью моделировки.

    Слайд 25

    Вопросы:

    1.Расскажите об особенностях скульптура ацтеков. 2. Чем примечательны погребальные маски ацтеков? ?

    Слайд 26

    Художественная культура майя

  • Слайд 27

    Особых успехов достигла цивилизация майя. Задолго до покорения завоевателями майя изобрели точный солнечный календарь, определяли продолжительность года, на тысячу лет раньше европейской цивилизации использовали в математике понятие нуля, безошибочно предсказывали солнечные и лунные затмения, изобрели развитую иероглифическую письменность. Искусство народов майя отличали изысканность и совершенство. Одним из самых красноречивых свидетельств этой культуры является архитектура.

    Слайд 28

    Из памятников художественной культуры до нашего времени лучше всего сохранились произведения архитектуры. В них поражают удивительное чувство пропорций, величественная монументальность, многообразие, многообразие архитектурных форм. Это не только пирамиды и дворы, это астрономические обсерватории, площадки для игры в мяч, колонны, лестницы, триумфальные арки и стелы.

    Слайд 29

    Одной из вершин зодчества майя является Дворцовый комплекс в городе Паленке. 25 зданий, разбросанные по холмистой равнине. Главными украшениями комплекса являются дворец и ступенчатая пирамида Надписей, три храма- Солнца, Креста и Лиственного креста.

    Слайд 30

    Дворец в Паленке стоит на естественном плато, возвышающемся над равниной почти на 70 м. внутри дворца находятся внутренние дворики, окруженные галереями. Обильно украшенный резными и скульптурными изображениями и надписями, дворец имеет четырехэтажную квадратную башенку, вероятно, выполнявшую роль астрономической обсерватории жрецов майя.

    Слайд 31

    Храм Надписей представляет собой 9-ступенчатую пирамиду, поднимающуюся над землёй на высоту около 24м. На ее верхней площадке возведен прямоугольный храм, к которому ведет лестница из 69 ступеней. Стены храма украшены панелями, богато декорированными барельефами и рельефными иероглифическими надписями, благодаря которым храм и получил свое название.

    Слайд 32

    Не менее своеобразны так называемые стадионы- сооружения для культовой игры в мяч. Они представляют собой две наклонные массивные стены, идущие параллельно друг к другу. Между ними помещалась площадка для игры в мяч. Участникам не разрешалось дотрагиваться до мяча руками или ступнями ног. Побеждала та команда, которая первой забрасывала мяч в круглое отверстие, проделанное в каменной стене. Болельщики располагались на вершинах двух стен, на которые они поднимались по лестницам, расположенным с внешней стороны.

    Слайд 33

    Слайд 34

    Изобразительное искусство майя также имело свои характерные черты. В нем существовал канон, который определялся культом обожествляемого правителя и его предков. Правитель майя чаще всего изображался в военных сценах или восседающем на троне. Главное внимание скульпторов привлекали не индивидуальные черты, а точное и тщательное воспроизведение пышного костюма, головного убора и других атрибутов власти. Его лицо передавало равнодушие и спокойную величавость. Изображение правителя сопровождалось коротким иероглифическим текстом, содержавшем информацию о его рождении, правлении, военных успехах. Художественная культура майя оказала огромное влияние на американскую культуру последующих эпох.

    Слайд 39

    Одно из наиболее выдающихся сооружений инкского периода- главный храм Солнца. Согласно описаниям, он был обнесен тройной стеной, имевшей в окружности около 380м. Отлично вытесанные камни были плотно пригнаны друг к другу без применения связующего раствора. В главной стене находился единственный вход, ведущий от площади прямо в святилище божества. В центральном зале святилища было воздвигнуто изображение бога солнца виде огромного диска, украшенного драгоценными камнями.

    Слайд 40

    Вокруг главных зданий находились помещения жрецов и служителей храма и всемирно известный «Золотой сад» инков. Его размеры достигали приблизительно 220 на 100 м, а сам сад и все его обитатели- люди, птицы, ящерицы, насекомые- были выполнены в натуральную величину из чистого золота и серебра.

    Слайд 41

    Определенных успехов добились инки в скульптуре. Одним из самых значительных скульптурных памятников является рельеф на вратах Солнца в Тиауанако. Сохранились до нашего времени и произведения керамики. Инские мастера создавали украшения из золота, изысканные предметы роскоши, в которых использовались причудливые графические орнаменты на мифологические сюжеты о сотворении мира, борьбе героев с фантастическими чудовищами, а так же эпизоды из повседневной жизни.

    Слайд 42

    Вопросы для домашнего задания.

    Шедевры искусства ацтеков Мировое значение художественной культуры майя Художественные достижения народов доколумбовой Америки. Древнейшие города Мезоамерики.

    Посмотреть все слайды

    Мексика заставила меня задуматься над тем, сколь относительны наши познания о человеческой цивилизации. Мне казалось, что, изучив искусство Востока, таких стран, как Китай, Япония, можно преодолеть присущий большинству людей европоцентризм.

    Но вот, увидев памятники доколумбовой Америки, убеждаешься, это какая-то качественно иная ветвь культуры, отличающаяся и от Запада, и от Востока, обладающая собственными традициями и законами. Это совершенно новый для нас мир образов, иные критерии, иные способы выражения красоты.Второй сюрприз - неожиданное сходство древних памятников народов майя и ацтеков в Мексике, инков в Перу с архитектурой Тибета, в частности с дворцом Потала в Лхасе. Как тут не вспомнить гипотезу о том, что Америка была заселена выходцами из Тибета, которые прошли по перешейку, некогда соединявшему берега Берингова пролива! К тому времени, когда испанские корабли появились у восточного побережья Нового Света, этот огромный континент, включая о-ва Вест-Индии, был населен множеством индейских племен и народностей, находившихся на разных уровнях развития.

    Большинство из них были охотниками, рыболовами, собирателями или примитивными земледельцами, лишь в двух сравнительно небольших областях западного полушария- в Мезоамерике и Андах - испанцы встретили высокоразвитые индейские цивилизации На их территории родились наивысшие культурные достижения доколумбовой Америки К моменту ее «открытия», в 1492 г, там жило до 2/3 всего населения континента, хотя по своим размерам эти области составляли лишь 6,2% общей его площади. Именно здесь находились центры происхождения американского земледелия, а на рубеже нашей эры возникают самобытные цивилизации предков науа, майя, сапотеков, кечуа, аймара и др.

    В научной литературе эта территория получила название Срединная Америка или Зона высоких цивилизаций Она подразделяется на два района северный - Мезоамерика и южный - Андская область (Боливия - Перу), с Промежуточной зоной между ними (южная часть Центральной Америки, Колумбия, Эквадор), где культурные достижения хотя и достигли значительной степени, но так и не поднялись до вершин государственности и цивилизации. Приход европейских завоевателей прервал всякое самостоятельное развитие аборигенного населения названных областей. Только теперь благодаря труду нескольких поколений археологов мы начинаем наконец понимать, какой богатой и яркой была история доколумбовой Америки.

    Новый Свет представляет собой и уникальную историческую лабораторию, поскольку процесс развития местной культуры происходил в целом самостоятельно, начиная от эпохи позднего палеолита (30- 20 тыс. лет назад) - времени заселения континента из Северо-Восточной Азии через Берингов пролив и Аляску-и до тех пор, пока ему не был положен конец нашествием европейских завоевателей. Таким образом, в Новом Свете прослеживаются почти все основные стадии древней истории человечества: от первобытных охотников на мамонтов до строителей первых городов - центров раннеклассовых государств и цивилизаций. Уже простое сопоставление пути, пройденного коренным населением Америки в доколумбову эпоху, с вехами истории Старого Света дает необычайно много для выявления общеисторических закономерностей.

    Требует некоторых разъяснений и сам термин «открытие Америки» Колумбом, часто встречающийся в исторических работах как советских, так и зарубежных авторов. Не раз справедливо указывалось, что этот термин неверен фактически, поскольку до Колумба берегов Нового Света достигали с востока римляне, викинги и др, а с запада-полинезийцы, китайцы, японцы и т. д Нужно учитывать также, что этот процесс взаимодействия и взаимообмена двух культур не был односторонним. Для Европы открытие Америки имело колоссальные политические, экономические и интеллектуальные последствия.

    Индейские цивилизации Нового Света сумели достигнуть своего апогея без важнейших технических достижений древности, к которым относились выплавка железа и стали, разведение домашних животных (особенно тягловых и вьючных), колесный транспорт, гончарный круг, плужное земледелие, арка в архитектуре и т. д. В Андской области обработка цветных металлов, золота и серебра производилась еще во II тыс. до н. э., и к моменту прихода европейцев инки широко использовали в своей практике не только бронзовое оружие, но и бронзовые орудия труда. Однако в Мезоамерике металлы (кроме железа) появились уже на закате цивилизаций классического периода (I тыс. н. э.) и использовались главным образом для изготовления украшений и культовых предметов.

    Быстрый прогресс археологических исследований в важнейших центрах Срединной Америки в сочетании с усилиями лингвистов, этнографов, историков, антропологов и др. позволяет сейчас, пусть в самой общей форме, проследить основные этапы развития древней цивилизации в Новом Свете, выявить ее характерные черты и особенности.

    Речь пойдет, конечно, только о наиболее выдающихся индейских цивилизациях Мезоамерики и Андской области.

    Особая культурно-географическая область:

    - Мезоамерика (или Месоамерика) - представляет собой северный район зоны высокоразвитой цивилизации Нового Света и включает в себя Центральную и Южную Мексику, Гватемалу, Белиз (бывш. Брит. Гондурас), западные районы Сальвадора и Гондураса. В этой области, отличающейся разнообразием природных условий и пестрым этническим составом, к концу I тыс. до н. э. произошел переход от первобытнообщинного строя к раннеклассовому государству, что сразу же выдвинуло местных индейцев в число наиболее развитых народов Древней Америки. На протяжении свыше полутора тысяч лет, которые отделяют появление цивилизации от испанского завоевания, границы Мезоамерики претерпевали значительные изменения.

    В целом эпоху цивилизации в пределах этой культурно-географической области можно разделить на два периода:

    -ранний, или классический (рубеж н. э.- IX в. н. э.).

    -поздний, или постклассический (X - XVI вв. н. э.).

    Самые ранние следы человека, найденные в Мексике, датируются X-XIIтысячелетием до нашей эры. Считается, что древние люди пришли сюда из Сибири, через перешеек на месте Берингова пролива и дальше, через Аляску попали на континент. Только в Центральной Америке они перешли к оседлому образу жизни и основали первые поселения.Археологи открыли древнейший город - Ла Вента, построенный около 3000 лет назад. До сих пор остается неясным, каким образом сюда доставлялись огромные каменные глыбы весом около 50 тонн из отдаленных каменоломен. Уже в священном городе Ла Венте появились два типа архитектурных сооружений, которые стали преобладающими в архитектуре Центральной Америки на протяжении последующих веков: ступенчатая пирамида и открытая площадка для ритуальной игры в каучуковый мяч.

    В I тыс. н. э. в зону высоких культур Мезоамерики не входила Западная и Северо-Западная Мексика. Северная граница цивилизации проходила тогда по р. Лерма и совпадала с северными пределами культуры Теотихуакана. Южные рубежи Мезоамерики были одновременно и южной границей цивилизации майя, проходившей по р. Улуа в Западном Гондурасе и р. Лемпа в Западном Сальвадоре. В постклассическое время западные (государство тарасков) и часть северных (Сакатекас, Касас-Грандес) областей Мексики также входят в пределы Мезоамерики, значительно расширив тем самым общую ее территорию.

    Древний период истории майя ученые называют периодом Древнего царства. Но сразу же следует оговориться, что это название одного из периодов истории майя, а вовсе не государства. Древнее царство кончилось где-то в IX или Х веке, когда майя покинули последний из своих великолепных городов на берегах животворной реки и переселились на Юкатан, в новую область, которая теперь уже навсегда станет их отчим краем. На Юкатане майя построили тоже много великолепных городов – Кабах, Чичен-Ица, Ушмаль, Тикаль и др. Но самый прекрасный из них и более всего вызывающий восхищение, – это Теночтитлан. Его называют «самым утонченным городом» индейской Америки.

    Когда в 1516 году испанец Эрнандо Кортес высадился со своим войском на мексиканском побережье, местное население во главе с вождем Монтесумой II не оказало ему никакого сопротивления. Больше того, завоевателя встретили с большими почестями, что вызвало немалое удивление. Считается, что причиной такого странного поведения воинственных племен послужила древняя легенда, опирающаяся, возможно, на исторические факты, согласно которой бог Кецалькоатль (бог Утренней Звезды) неожиданно исчез. Перед своим исчезновением он оповестил своих ближайших учеников о том, что в один прекрасный день он вернется с востока. И вот, когда ацтеки считали, что день возвращения бога и учителя уже близок, с востока явился Эрнандо Кортес. Это событие имело огромные последствия как для местного населения, так и для Испании, Западной Европы и католической церкви. Первым местом, куда попали испанцы, был огромный город – Теночтитлан, раскинувшийся на острове посредине большого озера. Город имел четкую планировку, ровные улицы пересекались строго под прямым углом.

    Пирамиды майя
    X – начало XI века


    Храм Надписей
    Паленке


    Храм Солнца
    Паленке


    Храм гигантского Ягуара
    Тикаль, Гватемала


    Храмы майя в городе
    Тикаль, Гватемала


    Пирамиды майя
    X-XI столетия, Тикаль

    Завоевателей потрясли большие открытые дворы, белоснежные дворцы, храмы и дома, утопавшие в садах. В центре этого удивительного комплекса на огромной площади возвышались ступенчатые пирамиды, покрытые причудливыми каменными рельефами, оштукатуренные и раскрашенные в яркие цвета. На вершинах пирамид находились небольшие храмы, стены которых были покрыты копотью и заляпаны запекшейся человеческой кровью от сердец, которые вырывали у живых людей для жертвоприношений. Огромный город был построен цивилизацией, не знавшей колеса, железа, тягловых и вьючных животных, весов и мер веса, не умевших возводить арки, своды и купола. Только в области астрономии, математики и исчисления времени они были близки к современной им цивилизации Старого Света. Нет сомнения, что некоторые из неолитических культур Центральной Америки были чрезвычайно кровожадными: на ритуальном празднестве в Теночтитлане в 1487 году в Большом Храме было принесено в жертву 20 000 человек.
    Самые ранние следы человека, найденные в Мексике, датируются 10-12 тысячелетием до нашей эры. Считается, что древние люди пришли сюда из Сибири, через перешеек на месте Берингова пролива и дальше, через Аляску попали на континент. Только в Центральной Америке они перешли к оседлому образу жизни и основали первые поселения. Археологи открыли древнейший город – Ла Вента, построенный около 3000 лет назад. До сих пор остается неясным, каким образом сюда доставлялись огромные каменные глыбы весом около 50 тонн из отдаленных каменоломен. Уже в священном городе Ла Венте появились два типа архитектурных сооружений, которые стали преобладающими в архитектуре Центральной Америки на протяжении последующих веков: ступенчатая пирамида и открытая площадка для ритуальной игры в каучуковый мяч. "Золотым веком" древней мексиканской архитектуры стало 1 тысячелетие нашей эры, центром развития которой были полуостров Юкатан, населенный племенем майя, и цивилизации, населявшие центральное плато, часто называемые ацтеками. Наверное, самой известной из культур Центральной и Южной Америки является цивилизация майя. Огромное количество памятников, относящихся к этой, довольно изолированной и мирной цивилизации, разбросаны в бескрайних лесах полуострова Юкатан. Лишь небольшая часть памятников этой загадочной культуры тщательно обследована учеными.


    Пирамида Солнца
    V-VI века, Теотиукан


    Пирамида Колдуна
    вид три четверти


    Пирамида Луны
    Теотиукан


    Храмовый комплекс майя
    с пирамидой Солнца


    Пирамида Колдуна
    вид центра

    Самым большим городом культуры майя был Тикаль. Там было обнаружено 8 огромных пирамид и около 80 менее значительных памятников: дворцов, общественных и жилых построек. Существует мнение, что "священные города" майя заселялись людьми только на время религиозных праздников, а остальное время они жили в глинобитных и деревянных домах за пределами города. Тикаль занимал площадь около16 кв. км, там было около 3000 построек, а население составляло от 10 до 45 тысяч человек. В центре города, как обычно, располагался большой открытый двор, с каждой стороны которого стояли ступенчатые пирамиды с храмами на вершинах. Высота этих пирамид – около 47 метров. В храмах было 3 помещения, а над перекрытием возвышались так называемые каменные "гребешки" – характерное завершение пирамид майя, имеющее своими истоками деревянную жилую архитектуру. Все постройки майя возводились на высоких глиняных платформах, даже жилые дома. Платформы пирамид делали их зрительно еще выше. Самая большая из пирамид Тикаля достигает 70 метров в высоту и имеет очень крутые лестницы, по которым религиозные процессии поднимались в храм.


    Пирамиды тольтеков
    X-XII столетия, Мексика, Тула


    Рельеф пирамид Кастильо,
    X-XI века, Чичен-Ица, Мексика


    Статуя божества,
    V-VI столетия, Мексика


    Дорога мертвых,
    V-VI столетия
    Теотиукан, Мексика


    Статуи Пернатого Змея,
    X-XII столетия,
    Тула, Мексика


    Статуя Чак-Мооля,
    X – XI столетия
    Чичен-Ица, Мексика

    Крупнейший из городов доколумбовой Америки – Теотиуакан – располагался на центральном плато в 40 км от Мехико. Название города переводится как "родина богов". Считалось, что именно здесь родились Солнце и Луна. Теотиуакан стал эталоном для других городов майя и ацтеков. До сих пор неизвестно, кто построил этот город, скорее всего, ацтеки. Так же неясно, кем и почему в 7 веке нашей эры Теотиуакан был разрушен и сожжен. Расположенный на площади в 21 кв. км, с населением около 100 000 жителей, город имел очень жесткую регулярную планировку, сориентированную по сторонам света. Улицы в городе были прямые, как стрела, и пересекались под прямым углом, для чего пришлось даже изменить русло реки с помощью обводного канала. Центральной осью города была абсолютно прямая улица шириной 40 метров и длиной более 2 км, которая называлась "Дорога мертвых". По ее сторонам располагались многочисленные храмы и дворцы.

    Самые главные храмы Теотиуакана – это Пирамида Солнца и Пирамида Луны. Пирамида Солнца когда-то была самым главным храмом города. Ее высота изначально составляла 65 метров. Это – пятиступенчатая пирамида с основанием 667 х 685 метров, общий объем которой составляет около 1 миллиона кубометров земли, камней и сырцового кирпича. В отличие от других пирамид Центральной Америки, она была построена очень быстро. На самой вершине пирамиды находился небольшой храм, который, как и у греков, считался жилищем божества. К нему вела крутая лестница, по которой поднимались ритуальные процессии для совершения обряда кровавого человеческого жертвоприношения. А снизу на процессию взирала огромная толпа. На северном конце "Дороги мертвых" находилась шестиступенчатая Пирамида Луны. Она была немного ниже Пирамиды Солнца. Ее высота составляла 46 метров, вершину тоже венчал храм, к которому вели широкие лестницы для процессий. Древние ацтеки придавали большой ритуальный смысл самому процессу восхождения на пирамиду. Ступени к храму считались ступенями к небу. В центре города располагался целый комплекс храмовых построек известной нам уже формы ступенчатой пирамиды со знаменитым храмом – Пирамидой Кецалькоатля.

    Украшенная многочисленными рельефными изображениями бога – Пернатого Змея со сверкающими глазами из обсидиана, пирамида производит жутковатое впечатление даже на современного человека, несмотря на свою относительно небольшую высоту – всего около 21 метра. Раньше храм, как вероятно и остальные храмы, был оштукатурен и раскрашен яркими красками. Великий город ацтеков погиб в 7 веке под ударами неизвестных захватчиков, был полностью разграблен и сожжен. Столицей другого индейского племени – тольтеков (возможно, именно они и разрушили Теотиуакан) – был город Тула. Тольтеки владели Мексикой с 10 по 12 века, после чего их цивилизация тоже погибла. Главным божеством в Туле был Кецалькоатль. Изображение этого Пернатого Змея – символа Утренней Звезды, некогда покинувшего Мексику, встречается в постройках Тулы постоянно: он обвивает колонны, мрачно и строго смотрит на нас с рельефов. В Туле сохранилась 40-метровая Стена Змей, на которой изображены страшные змеи, заглатывающие человеческие скелеты. Кецалькоатлю посвящен главный храм города, на верхней ступени которого стоят каменные исполины – воины со знаком Пернатого Змея на груди, в головных уборах из перьев, некогда застывшие под тяжестью перекрытия храма. Их высота 4,6 метра, и они являются символическим изображением Кецалькоатля в образе Утренней Звезды. Мрачное впечатление рождается и от других таких же отрешенных изображений на рельефах различных построек Тулы. У подножия храма достойным внимания является также "колонный зал" – крытое помещение для общественных собраний. И, конечно, в Туле были площадки для игры в каучуковый мяч, что составляло часть религиозного ритуала тольтеков.

    Аналогичные постройки можно обнаружить и в другом центре тольтеков – городе Чичен-Ица, который до 10 века был одним из важнейших центров культуры майя, а затем его захватили тольтеки. Самой знаменитой постройкой Чичен-Ицы является пирамида, посвященная Кукулькану, известная также как Большой храм или "Кастильо". На гранях этой девятиступенчатой пирамиды, символизирующей времена года, расположены огромные крутые лестницы, насчитывающие по 91 ступени каждая. Ступени лестниц символизируют календарь: времена года, месяцы и дни. Лестницы очень точно сориентированы по сторонам света, что имело особое значение в дни астрономических праздников. В дни весеннего и осеннего равноденствия лучи солнца так освещают каменные рельефы храма, что кажется, будто Пернатый Змей оживает, начинает извиваться и выползать из своего укрытия. В Чичен-Ице тоже была площадка для игры в мяч, самая большая во всей Мексике. Ее размеры 83 х 27 метров. С двух сторон она замыкалась стенами, а еще с двух – храмами. Возможно, что целью игры было попасть мячом в каменное кольцо в верхней части стены. Игра в мяч была не просто спортивным состязанием. Многие археологические открытия указывают на то, что она явно была связана с человеческими жертвоприношениями. На стенах, огораживающих площадку, рельефно изображены обезглавленные люди. Вокруг площадки расположились 3 платформы: платформа "Венеры" (Кецалькоатля) с гробницей Чак-Мооля, платформа Орла и Ягуара с храмом Ягуара, а также платформа Черепов. Огромные статуи Чак- Мооля изображают его полулежащим, с блюдом для жертвоприношений на животе. На платформе Черепов были установлены колья, на которые нанизывали отрубленные головы жертв.


    Доинкская цивилизация,
    предположительно, III-IV века


    Тропа инков
    XII век, Перу


    Мачу Пикчу
    XIII-XV века, Перу

    Высоко в перуанских горах археологи обнаружили следы третьей из великих цивилизаций Доколумбовой Америки – империи инков. Несмотря на то, что инки тоже не знали колеса, железа, тягловых и вьючных животных и не имели многих из тех навыков и умений, которые для европейцев были обычными, их цивилизация достигла высочайшего уровня развития. Удивительно, как без железных орудий труда им удалось построить столь совершенные каменные сооружения с идеально пригнанными блоками, сложенными без связующего раствора, как священный город Мачу-Пикчу, затерявшийся в горах и не обнаруженный испанскими завоевателями, столицу империи – Куско или знаменитые дороги, которые по своему инженерному совершенству не уступали римским. Дороги инков проходили в горах на высоте в несколько тысяч метров над уровнем моря. Все они тщательно замощены гладкими каменными плитами. Через пропасти и ущелья инки перекидывали подвесные мосты, для удобства подъема делали лестницы, а сквозь скалы пробивали тоннели.


    Рисунок пустыни Наска
    Предп. III-V века
    Наска, Перу

    Самой известной из таких дорог является "Тропа инков", соединявшая Куско с Мачу-Пикчу. По ней до сих пор проходит главный туристический маршрут к памятникам культуры инков. Куско был столичным городом, "Городом Пумы". Его очертания напоминают силуэт этого священного животного. В "голове" пумы находилась крепость, стены которой изображали оскаленные зубы зверя. В Мачу-Пикчу был центр поклонения богу Солнца. Там находилась обсерватория с Солнечным камнем, фиксировавшим солнечный луч в день солнцестояния, и многочисленные храмы, где в дни летнего и зимнего солнцестояния устраивались ритуальные празднества. Инки создали сильное государство, простиравшееся вдоль западного побережья Южной Америки, занимавшее территорию современного Перу и частично Боливии и Чили. У них был прекрасно организованный государственный аппарат, мощная армия, они знали систему счета, а их художественные произведения, особенно изделия из золота, во многом остались непревзойденными. Империя инков пала под ударами армии Франциско Писсаро в 1532 году, а их архитектурные памятники, которые не смогли разрушить мощнейшие землетрясения, оказались не столь прочными перед лицом современных варваров.

    Историзм
    Ампир

    Зубарев В. Г., Тюрин Е. А., Бутовский А. Ю. ::: История древней Центральной и Южной Америки::: Зубарев В. Г.

    Культура Мезоамерики явилась результатом творческой деятельности целого ряда народов, взаимно обогащавших друг друга.

    Уже первые люди, пришедшие на эту территорию, создали мифы о возникновении огня и происхождении людей и животных, о покровителе пищи и влаги – каймане, о добрых духах растительности, о строении вселенной.

    С возникновением земледелия появляются мифы о верховном многофункциональном божестве, представленном образом «богини с косами». Это божество олицетворяло одновременно небо и землю, жизнь и смерть; из ее груди струится «небесное молоко» – дождь, она владычица всякой влаги, от нее зависит процветание всего растительного и животного мира. Богиня изображалась в виде девушки с четырьмя косами, попарно спускающимися на грудь, женщины с подчеркнутыми чертами пола или старухи с отвисшей грудью. Эти три этапа возрастного развития женщины являются олицетворением времени весеннего цветения, плодоношения и осенне-зимнего периода.

    Материальным воплощением культуры ранних земледельцев. Центральной Америки были многочисленные глиняные статуэтки, петроглифы, орнамент на керамической посуде, каменные печати-штампы. Большая часть статуэток изображает обнаженных женщин. Характерная особенность этих фигурок – трактовка зрачка глаза с помощью крошечного отверстия – точки. Встречаются также фигурки животных и птиц.

    В конце архаического периода появляются первые образцы монументального строительства, в первую очередь – храмы. С самого начала особенностью архитектуры становится возведение монументальных построек на пирамидах (храм Солнца в Теотиуакане, «круглый» храм в Куикуилько).

    Следующий этап в развитии мезамериканской культуры связан с «ольмеками». «Ольмеки» положили начало необычайно широкому распространению у индейцев Центральной Америки культа ягуара: все основные божества их имели ягуароподобный облик. В большинстве случаев боги «ольмеков» – хозяева леса, зверей, влаги – предстают в мужском обличии. Один из основных мотивов мифологии ольмеков – обретение маиса, главного питательного злака. В этот период уже устанавливается связь мифологии и календаря, впоследствии получившая в Центральной Америке широкое распространение. Устанавливается и связь божеств с культом правителей как их представителю на земле.

    Ольмекский период связан с дальнейшим развитием монументальной архитектуры. Ритуальные центры в Трес-Сапотес, Ла-Венте, Серро-де-лас-Месас и других отличаются определенной ориентацией и планировкой. Широкое распространение получает возведение каменных стел, алтарей и гигантских каменных голов в шлемах. Одним из основных мотивов «ольмекского» искусства было изображение стилизованной маски ягуара. На монументах, гигантских мозаиках-приношениях, на нефритовых кельтах и пластинках.

    Кроме этого сюжета на «ольмекских» монументах встречаются триумфальные сцены, сцены инвеституры, культовые обряды.

    Образцом архитектуры и градостроительства классического периода в истории Мезоамерики является город Теотиуакан (цивилизация Теотиуакана). Ритуальный центр Теотиуакана расположен на равнине, которая постепенно понижается с севера на юг. Он состоит из одной длинной (свыше 4 км) и широкой (40-45 м) улицы «Дорога смерти», по обеим сторонам которой стоят религиозно-административные здания: храмы, святилища, дворцы.

    «Дорога смерти» образует как бы ось древнего Теотиуакана. На одном конце этой оси (на севере) расположен гигантский массив Пирамиды луны. Ее основание имеет примерно 150 м длины по линии запад-восток и 130 м – по линии север-юг. Высота равна 42 м. В самом Центре Теотиуакана находится обширный комплекс построек, стоящих на одной гигантской платформе. Между Пирамидой луны и этим комплексом, получившим в литературе название «Сьюдадела», расположены многочисленные древние здания. Среди них: Храм земледелия, Площадь с колоннами, Группа Викинг, Храм Тлалока (все названия условны). Центральным храмом в группе «Сьюдадела» является храм в часть бога Кецалькоатла. Тщательно продуманная ориентировка всех зданий города свидетельствует о высоком уровне развития математики и астрономии в Теотиуакане.

    Другим примером градостроительной архитектуры индейцев Центральной Америки является сапотекский Монте-Альбан. Также как и в Теотиуакане в центре города расположены на искусственных платформах храмы, дворцы и жилища знати. Имелись здесь и астрономические обсерватории, паровые бани, площадки для танцев. Монументальные лестницы дворцовых и храмовых комплексов имеют балюстрады. Большинство построек снаружи оштукатурено и окрашено, преимущственно в красный цвет. Все здание группируются вокруг квадратных больших дворов. В центре таких дворов обязательно устраивался алтарь или святилище. Широкое распространение получают площадки для ритуальной игры в мяч («тлачтли»).

    Игра в мяч получила распространение практически у всех цивилизаций древней Мезоамерики: у май, миштеков, сапотеков, тольтеков и ацтеков. Площадки для этой игры имелись рядом со всеми крупными храмовыми комплексами. Играли в мяч из твердого сырого каучука диаметром 10-13 сантиметров, который надо было бросать, а прикасаться к нему иначе или толкать разрешалось только коленями или ягодицами, прикрытыми для этого кожаными щитами. Мяч требовалось провести через одно из двух каменных колец, вертикально вмурованных в стены, перегораживавшие поле по центру. Игра являлась своеобразным жертвоприношением богам: соревнующиеся отдавали ей все свои силы и жизнь. Порой от ее результата зависела свобода игроков и зрителей, и даже независимость царских дворов.

    Сапотеки Монте-Альбана верили, что их предки родились из скал, деревьев и ягуаров. Космос делился на три части: небеса, мир, в котором они жили, подземный мир мертвых. В пантеоне сапотеков – бог дождя и молнии Косико-Питао, которому приносили человеческие жертвы; бог кукурузы Питао-Кособи; бог-ягуар, бог землетрясений Питао-Шоо, близкий богу земли и пещер.

    Представление сапотеков о мире находили отражение в скульптуре и настенной живописи, которая представлена фресками из гробниц. Одним из наиболее выдающихся образцов скульптуры Монте-Альбана является так называемая плита из Босана. На ней в технике низкого рельефа изображены фигуры жреца и богов. Наиболее яркими образцами сапотекской живописи могут служить настенные росписи из гробниц Монте-Альбана. Так, на стенах одного из погребальных камер изображена процессия из 9 богов и 9 богинь, чинно идущих парами.

    Свой вклад в культуру Мезоамерики внесли и другие народы, в разное время проникшие на эту территорию: тольтеки, тотонаки, миштеки, теночки и другие. Однако наиболее полно все их достижения проявились в блестящих цивилизациях майя и ацтеков.

    Прежде всего это касается письменности. Здесь несомненная пальма первенства принадлежит майя создавшим достаточно сложную и законченную систему письма. У других народов Мезоамерики письменность находилась либо на уровне пиктографического письма (ацтеки), либо была недостаточно развита (сапотеки Монте-Альбана, «ольмеки»).

    Майяская письменность относится к иероглифической системе письма и схожа с аналогичными системами письма Старого Света. В ней употребляются знаки фонетические (алфавитные и слоговые), идеографические (обозначающие целые слова) и ключевые (поясняющие значение слова, но не читающиеся). Один и тот же знак в разных сочетаниях может употребляться то как фонетический, тот как ключевой, то как идеограмма. Все это вызывает определенные сложности в дешифровке письменности майя. Долгове время единственным успехом в этой области было чтение календарных надписей и знаков. Лишь в 50-х годах XX века советский этиограф и языковед Ю.В.Кнорозов смог предложить метод дешифровки иероглифов майя. В результате удалось прочесть рукописные книги майя XII-XV вв. и перейти к чтению более ранних текстов майя, высеченных на камне или вырезанных на раковинах, кости и керамике.

    Книги майя писались красками на длинных полосах бумаги, сделанной из луба растений, а затем помещались в футляре. При храмах и дворцах имелись большие библиотеки из рукописных книг. В них с помощью иероглифов и красочных рисунков была записана родословная правящих династий городов-государств майя, рассказывалось о войнах и переселениях племен, религиозных концепциях, астрономических вычислениях и многих других сторонах духовной и политической жизни майя. Почти все эти рукописи погибли в годы испанского завоевания или позже, во времена насильственной христианизации индейцев. В настоящее время известны лишь четыре рукописные книги майя – Дрезденская (XII в.), Парижская (XII-XV вв.), Мадридская (XV в.) и рукопись Гролье. Все они являлись жреческими требниками. Они содержат подробный перечень обрядов, жертвоприношений и предсказаний, связанных со всеми отраслями хозяйства майя и касающихся всех слое населения.

    Жизнь и хозяйственная деятельность индейцев Центральной Америки была тесно связана с религией. Наука, искусство и литература носят на себе отпечаток религиозно-мифологического мышления и становятся понятны лишь на основе анализа последнего.

    Пантеон у майя был весьма обилен и сложен. Первоначально это были местные божества, которые с ростом племенных и государственных объединений соединялись в одну генеалогическую систему. В пантеоне выделяются группы богов: плодородия и воды, охотничьи боги, божества огня, звезд и планет, смерти, войны и т.д. Важное значение в пантеоне майя занимал молодой бог кукурузы, изображавшийся в виде юноши в головном уборе, напоминающем початок кукурузы.

    Среди небесных божеств главным был владыка мира Ицамна, старик с беззубым ртом и морщинистым лицом. Он творец мира, основатель жречества, изобретатель письменности. Большую роль в майяском пантеоне играл бог огня, имевший облик старика с огромным разветвленным носом в виде стилизованного знака огня.

    Из многочисленных женских богинь главную роль играла «красная богиня», изображавшаяся с лапами хищного зверя и змеей вместо головного убора.

    Богиня луны – Иш-Чель – являлась покровительницей ткачества, медицинских знаний и деторождения. Помимо главных божеств, имелось еще множество местных, а также родовых богов, в число которых включались и обожествленные предки и герои.

    Пантеон ацтеков состоял из множества божеств, которых можно объединить в несколько групп. Во главе пантеона стояло верховное и непостижимое божество Тлоке Науаке. Ступенью ниже стояла божественна чета Тонатекутли и Тонакасиуатль («владыки существования»), а также Ометекутль («владыка двойственности»). Эти боги составляли группу богов-творцов. К следующей группе относятся трое великих богов, игравших главную роль в пантеоне: Уицилопочтли (бог войны), Тескатлипока (великий бог неба) и Кецалькоатль (бог знания). Третья группа объединяла богов звезд и планет (Тонатиу, Мецтли, Тлауискальпантекутли и др.). Последняя группа включала богов стихий и плодородия (Тлалок, Тласольтеотль, Чикомекоатль и др.). Большинство божеств имело антропоморфный облик.

    В конце классического периода у народов Центральной Америки создается мифологический комплекс, основанный на представлениях о необходимости регулярно поддерживать жизнь божеств человеческой кровью. Особо важное значение придавалось «кормлению» бога солнца, чтобы он мог совершать свой каждодневный путь по небу.

    В религиозном мышлении индейцев боги понимались как особый вид материи, настолько тонкий, что она не может быть воспринята органами чувств. Но все же они материальным, поэтому могут рождаться и также умирать, если их не питать веществами, такими же тонкими, как они сами: запахами благовоний, цветов, приготовленной пищи и, в особенности, жизненной энергией или духом живых существ, находящихся в крови и сердце. Поэтому человеческое жертвоприношение было основным ритуалом. Оно осуществлялось перед изображением богов, через которые те получали пищу, необходимую для их жизни и позволяющую им, в свою очередь, поддерживать существование космоса.

    Вселенная и у майя, и у ацтеков считалась скорее религиозным, чем географическим целым. У майя она состояла из 13 небес и девяти подземных миров. Повелетилями небес была группа богов Ошлахун-Ти-Ку. Владыками подземного мира была группа Болон-Ти-Ку. иногда они враждовали между собой, но часто воспринимались как единое целое. В центре вселенной, по майя, стоит древо мировое, пронизывающее все слои небес, а по его углам, т.е. сторонам света – четыре других: красное (восток), белое (север), черное (запад) и желтое (юг). С четырьмя сторонами света ассоциировались чаки (боги дождя), павахтуны (боги ветра) и бакабы (носители или держатели неба). Они располагались на мировых деревьях и различались по цвету. Каждая цветная троица правила годом.

    Близкими к этому были и представления ацтеков. Вселенная у них также делилась на области в горизонтальном и вертикальном направлениях. Все области имели религиозное значение. Так, горизонтальное деление признавало пять направлений – четыре части света и центр. Над центральной зоной господствовал бог огня. Восток был посвящен богу дождя и богу туч и считался областью изобилия. Юг считался областью зла. Запад имел благоприятное значение, так как служил домом планеты Венеры. Север был мрачным и неуютным местом, подвластным «владыке мертвых».

    Согласно мирам, вселенная была создана Тескатлипокой и Кецалькоатлем и прошла четыре этапа. Первый этап или эра, или Солнце («Четыре ягуара») закончился истреблением живших в то время гигантов ягуарами. Вторая эра («Четыре ветра») закончилась ураганами и превращением людей в обезьян. Третья эра («Четыре дождя») имела в конце всемирный пожар. Четвертая эпоха («Четыре воды») завершилась потопом и превращением людей в рыб. Современная пятая эра («Четыре землетрясения») должна закончиться землетрясениями. В каждую из эр правил определенный бог (Тескатлипок, Кецалкоатль, Тлалок, Чалчиуитликуэ (богиня) и Тонатну (бог солнца).

    Произведений литературы, созданных народами Мезоамерики, до нас практически не дошло. Пиктографическое письмо ацтеков было слишком простым, и литературные произведения с его помощью не могли быть записаны. В то же время у ацтеков были в ходу ритмические и многословные выражения, служащие формулой вежливого обращения, которые, будь у ацтеков развита система письма, смогла бы превратиться в литературу.

    У майя, по-видимому, существовала обширная литература, носившая по большей части религиозно-мифологический характер. Некоторое представление о ней дают священная книга майя-киче «Пополь-Вух» и книга юкатанских индейцев «Чилам Балам». «Пополь-Вух» представляет собой собрание различных космогонических мифов, среди которых есть, например, вполне художественный рассках о приключениях двух героев-близнецов Хунахпу и Шбаланке в «Подземном царстве» и их победе над его владыками. «Чилам Балам» содержит целый ряд древних хроник майя, например, о событиях в Чиген-Ице в конце XII века.

    Развитие науки в государствах Центральной Америки было тесно связано с религией и практическими потребностями населения. И то и другое в первую очередь способствовало развитию математики и астрономии. Так майя высчитали солнечный год с точностью до минуты. Они умели определять время солнечных затмений, им были известны периоды обращения луны и планет. Астрономические наблюдения позволили майя создать такой календарь, который по точности не уступал современному.

    Летосчисление майя велось от начальной даты, соответствующей 3113 г. до н.э. Для календаря майя характерно сочетание циклов различной продолжительностью. В повседневной жизни майя пользовались двумя календарями: солнечным, включавшим 365 дней, и ритуальный (260 дней). Ритуальный календарь представлял собой комбинацию 13-дневного цикла с 20-дневным и в значительной мере вытекал из интересов сельского хозяйства. Солнечный календарь делился на 18 месяцев по 20 дней и дополнительный месяц из 5 дней. И месяцы, и дни имели свои названия, которые применялись и во втором календаре. Кроме того, существовал 52-летний календарный цикл, являвший собой сочетание обоих календарных циклов. В конце этого цикла вселенная подвергалась опасности быть уничтоженной, поэтому окончание такого цикла и начало нового сопровождалось особо значительными обрядами.

    Близкие к этому календари имелись и у других народов Мезоамерики.

    Майя были хорошими математиками. Здесь они ввели понятие нуля. Это было сделано намного раньше других высокоразвитых цивилизаций. И в то же время ни майя, ни другие народы Центральной Америки, не знали колесных повозок, плуга, гончарного круга. Вся гигантская программа их архитектурного строительства была выполнена исключительно мускульной силой человека.

    Основной единицей планировки в городах майя были прямоугольные мощеные площади, окруженные монументальными зданиями. Очень часто важнейшие ритуально-административные постройки располагались на естественных или искусственных возвышениях. Примером такого центра может служить Тикаль (департамент Петен, Гватемала). Это один из наиболее крупных городов майя. Главные его здания располагались на площади 16 км2. Вся его территория пересечена четырьмя большими дорогами-дамбами, сходящимися к большой центральной площади. Начиная с этого ядра в городе насчитываются сотни построек. Еще один пример – Паленке (штат Чьяпас, Мексика). С юга город был защищен стеной скалистых горных хребтов чьяпасской Сьерры. Многочисленные группы зданий разбросаны по холмистой равнине. Основная часть города (площадь, около 19 гектаров) расположена на естественной платформе-плато, которая возвышается над окружающей равниной почти на 60 метров.

    Городская архитектура ацтеков может быть проиллюстрирована их столицей – Теночтитланом. Теночтитлан явился крупнейшим городом Америки. Его центр украшали величественные дворцы и храмы. Улицы были вымощены мраморными плитами. В городе имелись парки и сады. Теночтитлан находился на высоком плоскогорье. Многочисленные каналы и плотины, соединившие различные части города, были перерезаны подъемными мостами и шлюзами для свободного прохода судов, бороздивших озеро во всех направлениях. С восточной стороны плотин не было, и связь осуществлялась с помощью лодок. Посредине каждого дома, окруженного садом, находился открытый дворик. Если в предместьях дома были построены из сплетенных из ила необоженных кирпичей, то в центральных, богатых кварталах возвышались здания из красного камня.

    Города ацтеков и майя отличались довольно высоким для своего времени уровнем благосостояния. В них имелись водопроводы (в Теночтитлане их было три). В майяском городе Паленке в каменную трубу был заключен бурный ручей Отолум, протекавший через город. В Теночтитлане улицы ежедневно поливались водой и были безукоризненно чисты.

    Наиболее ярким выражением архитектуры майя и ацтеков являются храмы и дворцы. Для майяской архитектуры, особенно в центральном и северном районах, характерны здания из бутовой кладки с ложным, или «ступенчатым», сводом, облицованных штуком (искусственный мрамор из полированного гипса с добавками) или хорошо отесанными камнями. Употребление ступенчатого свода – одно из важнейших отличий майяской архитектуры. И у майя и у ацтеков повсеместно использовались стилобаты – высокие фундаменты в виде усеченных пирамид. Большинство храмов и дворцов дополнялось скульптурными каменными плитами или панелями, устанавливаемыми на стенах. У майя имели место также и росписи, в которых выделяются повествовательные сцены и преобладает фресковая техника.

    Ацтекские мастера с одинаковым искусством выполняли как скульптуры, так и рельефы монументальных и миниатюрных размеров, в равной степени владея символическим и натуралистическим стилями. Для скульптурных произведений широко использовалась обожженная глина. Обычно фигуры выполнялись в пассивной позе, чаще в сидячем положении. Самыми изящным произведениями ацтекской скульптуры являются изображения молодых богов и богинь, покровительствовавших урожаю. Всемирной славой также пользуются и такие, сохранившиеся до наших дней скульптуры как «Грустный индеец», «Голова мертвого», статуя бога Шочипилли и др.

    Наивысший расцвет скульптуры майя приходится на VI-IX вв. Скульптурные школы Паленке, Копана, Йашчилана, Пьедрас-Неграс добиваются в это время особой тонкости моделировки, гармоничности композиции и естественности в передаче поз и движений изображаемых персонажей (правителей, жрецов, сановников, воинов, слуг и пленных). Великолепные образцы майяской скульптуры обнаружены в Паленке. Выразительные человеческие фигуры, реалистически изображающие правителей, во дворце Паленке отличает необычайная естественность и индивидуальность. На скульптурных плитах в храмах Солнца, Креста и Лиственного Креста (названия условны) люди показаны почитающими главные божества плодородия. Выбранные сюжеты взаимосвязаны и символизируют цикл религиозной трансформации или инициации человека или божества, связанное с годовым циклом маиса и солнца (по представлениям майя, человек был сделан из маисового теста).

    Одним из лучших воплощений в скульптуре майя концепции человека и его связи со священным миром является резная плита саркофага из могилы храма Надписей в Паленке, открытая в 1952 году мексиканским археологом Альберто Рус Луилье. На этой плите человек помещен между символическим миром смерти (внизу) и символическим миром жизни (вверху). Телесная смерть ведет человека к другой, духовной жизни, сходной с жизнью богов. Лента астрономических знаков, отражают единство человека с космосом, оплетает эту сцену. И человек в ней занимает центральное место. По краю плиты изображена частная история правителя, похороненного в гробнице. Это свидетельство того, что наряду с философски-религиозным осознанием человека народ майя имел также историческое сознание.

    Если в архитектуре и скульптуре ацтеки и майя достигли одинаково высокого совершенства, то в живописи безусловный приоритет принадлежит майя. Графика ацтеков представлена лишь маленькими историческим сценками, иллюстрирующие пиктографические летописи.

    Фресковая живопись майя необычайно красочна и динамична. Образцы ее представлены во многих городах (Бонампах, Вашиктун, Муль-Чик, Тикаль). Знаменитые фрески Бонампака (Чьяпас, Мексика) относятся к VIII в. н.э. Это целое историческое повествование: сложные ритуалы и церемонии, сцены набега на чужое селение, жертвоприношение пленных, празднество, танцы и шествия сановников и вельмож. Росписи на стенах храма в Муль-Чике (полуостров Юкатан) изображают жестокие сцены войны. На земле лежат тела убитых; один труп висит на дереве; люди избивают друг друга камнями; три грозных и мрачных майяских война, украшенных ожерельями из черепов своих предыдущих жертв, медленно идут по полю битвы, держа в руках в качестве трофеев головы убитых врагов.

    В искусстве индейцев Центральной Америки почти не было места изображений индивидуальной личности. Там безраздельно господствовали религиозная символика и условности в передаче образов. Однако отсутствие портретного сходства не означает, что персонажи индейского искусства вовсе были лишены индивидуальности. Последняя поддерживалась разницей в одежде (социальный статус), наличием атрибутов власти и даже различием этнических типов. Так в триумфальной сцене на стеле из Пьедрас Неграс, относящейся к 795 году н.э., изображен сидящий на троне правитель города в пышном головном уборе и богатом костюме. Правой рукой он опирается на копье. У подножия трона стоят военачальники и придворные майя, а еще ниже – большая группа обнаженных пленников со связанными за спиной руками. У одного из них – характерное украшение в носу, напоминающее центральномексиканское.

    Многие стелы, рельефы, а также иероглифические надписи на них у майя – это мемориальные памятники в честь деяний конкретных правителей. Они рассказывают о рождении, вступлении на престол, войнах и завоеваниях, династических браках и т.п. На каждом памятнике майя произведения пластики имеют своеобразные черты. Это вызвано тем, что в отличие от других народов, установивших жесткие эстетические каноны, майя обладали заметной творческой свободой, проявлявшейся в большом разнообразии художественных стилей в разных районах.

    Религиозный характер искусства майя особенно ярко проявляется в великолепной расписной керамике этого народа. Керамическое производство было развито у всех цивилизаций Мезоамерики. Оригинальная полихромная керамика имелась в Теотиуакане, у сапотеков Монте-Альбана, у ацтеков. Однако, только у майя художественная роспись достигла такого совершенства, что вполне может быть сопоставила с древнегреческой вазописью.

    Многие расписные сосуды из богатых гробниц майя содержат изображения богов подземного мира, чудовищ, мифологических существ, многие из которых редко или вообще не появляются на каменных скульптурах. Но вместе с тем есть там и ряд мотивов чисто исторического характера, которые отражают реальные, особо примечательные события из жизни умершего правителя или аристократа. Изящные и оригинальные расписные вазы приносились представителями элиты из одних городов в другие в качестве погребальных даров в особо важных случаях. Эта керамика сопровождала умерших в Подземное царство и в этом качестве может рассматриваться как прямой эквивалент «Книги Мертвых» у древних египтян.

    У майя не было собственного производства металлов. Почти все металлические предметы были привозными. Однако, встречаются среди них и такие, которые отражают реальные исторические события в жизни как самих майя, так и других народов Центральной Америки. Так на золотом диске из «Колодца Жертв» в Чичен-Ице изображены воины майя, отступающие под натиском победоносных тольтеков. На другом диске отражен эпизод морского сражения.

    Особым направлением в искусстве индейцев Центральной Америки были художественные поделки из нефрита и других пород камня. Чудесные нефритовые статуэтки, изображающие различных богов и высокохудожественные украшения были распространены и у центральномексиканских племен и у майя. Из нефритовых пластинок изготавливались погребальные мозаичные маски, служившие точным портретом умершего.

    Самобытное развитие культуры мезоамериканских цивилизаций, уровень которых нисколько не уступал древним цивилизациям Старого Света, было безжалостно прервано испанским завоеванием. В огне Конкисты и по указанию христианских фанатиков-мессионеров были уничтожены бесценные сокровища литературы, архитектуры и искусства. По существу в XIX-XX веках человечеству пришлось заново открывать Новый Свет, но уже не для того, чтобы разрушать, а для того чтобы неповторимые индийские цивилизации заняли достойное их место в истории человечества.

    Географический регион на американском континенте, в пределах которого в доколумбовы времена процветала глубоко своеобразная цивилизация, обозначают термином «Мезоамерика» (букв, «срединная Америка»). В этом регионе зародились, достигли расцвета и пришли в упадок такие культуры, как ольмекская, тольтекская, ацтекская и классическая культура майя.

    Первое определение Мезоамерики как культурного региона принадлежит антропологу Паулю Киргоффу (1943).. Раннюю культуру в доколумбовой Америке создали ольмеки, территория населения которых включает в себя значительную часть Мексики, всю Гватемалу и Гондурас. Первая в Мезоамерике цивилизация была создана оль- меками около 1200 г. до н. э. Точнее, радиоуглеродный анализ показал, что «городище» Сан-Лоренсо зародилось около 1300 г. до н. э., а своего расцвета достигло после 1200 г. до н. э., когда там появились ольмеки.

    На равнинах, тяготеющих к побережью Мексиканского залива, этот древний народ построил ритуальные центры с монументальной архитектурой и скульптурой. Храмы в этих центрах ольмеки строили в виде ступенчатых пирамид, но есть и конусообразные храмы как примеры подражания горам вулканического происхождения. Отвоевывая у джунглей каждую пядь земли, борясь с дикой растительностью, оль- меки научились мелиорации. Помимо выращивания сельскохозяйственных культур земледельцы выполняли также сезонные работы: помогали строить религиозный центр и транспортировали камень, шедший на сооружение памятников. Правители-жрецы, надзиравшие за этими работами, жили в центрах вместе с семьями, слугами и небольшим числом ремесленников.

    Ольмеки были великолепными мастерами, умевшими изготавливать самые разнообразные и глубоко оригинальные по стилю изделия - от миниатюрных подвесок из нефрита до огромных 20-тонных базальтовых изваяний. Ольмеки поражали своим скульптурным искусством, и за это их называли «народом ваятелей». Множество различных скульптурок и скульптур украшали храмы и особенно алтари: «Статуэтки стоящих и сидящих людей, каких-то уродцев, лягушек, улиток, украшения в виде цветов, бусы серьги - все из зеленого и голубого нефрита, превосходно обработанного. Много изображений ягуара, культом которого ольмеки были просто одержимы» . У ольмеков получила развитие живопись, о чем свидетельствуют великолепные фрески, найденные в местности Хуштлауаки и Оштотитлан. На них были представлены различные сюжеты, а роспись поражала разнообразием красок.

    Ольмекская цивилизация была теократией: земледельцы содержали своим трудом правителей, поставляя в центр излишки своей продукции и выполняя различные работы. Взамен получали гарантию того, что ритуалы, совершаемые жрецами в центрах, помогут обеспечить им личную безопасность. Ольмекские жрецы создали своеобразную религию, мифологию и сложную иконографию, в центре которой было несколько богов. Можно выделить в развитии мифологии две сложившиеся системы.

    Одна мифологическая система выделяет в качестве верховного и всеобъемлющего божества «богиню с косами», которая олицетворяет растительный и животный мир, небо и землю, жизнь и смерть.

    Новой ступенью этой мифологической системы является этап, когда у богини появляется «толстый сын», который стал восприниматься как посредник между людьми и богиней, олицетворять кукурузу и солнце. Третий этап данной мифологической системы совпадает с появлением бога в качестве пожилого бородатого мужчины - прообраза будущего старого бога, олицетворяющего огонь, землетрясения. Он становится отцом «толстого бога». Главным культом у ольмеков является культ бога-ягуара, защитника кукурузных полей. Ягуар обожествлялся потому, что распугивал животных, поедающих выращенные ольмеками культуры, и поэтому стал покровителем полей и земледельцев.

    Вместе с возникновением условно второй мифологической системы у ольмеков всеобъемлющее могущество приобретает бог - повелитель подземных недр с обликом ягуара, а богиня с косами становится его возлюбленной. От их союза появляются два сына - близнецы, полулюди, полуягуары. Дуальность, диалектичность, которая 4 была свойственна матери-созидательнице, переходит на сыновей, один из которых олицетворяет дождь, другой - кукурузу.

    У ольмеков большое значение имел миф о-зернах кукурузы, изначально спрятанных в горе. С большим трудом их нашел и достал бог Кетцалькоатль и передал людям. В другом изложении мифа Кетцалъ- коатль выносит из недр земли младенца (олицетворение кукурузы), чтобы передать его людям.

    Наиболее известный атрибут ольмекской цивилизации - гигантские каменные головы, найденные в Сан-Лоренсо, Ла-Венте и Трес-Сапотес. Они свидетельствуют о том, что ольмеки были искусными мастерами. Базальт, из которого сделаны эти головы, добывался в горах Туштлы, удаленных почти на сотню миль от тех мест, где они были обнаружены археологами. Перемещение многотонных базальтовых блоков на такое расстояние требовало не только огромных физических усилий, но и соответствующей организации этих усилий. Что изображали гигантские головы, до сих пор остается загадкой. Можно предположить, что это изображения голов врагов, так как в Древней Америке действительно сохраняли и увековечивали в камне головы врагов. Ацтеки сохраняли отрезанные головы врагов, принесенных в жертву. Есть версия, что это головы юношей, которые отдавались в жертву богам. И именно лучший из играющих в мяч юношей определялся для жертвы жрецами. В скульптуре он являлся олицетворением бога маиса и обеспечивал урожай на 52 года. Игра в мяч у ольмеков носила религиозно-церемониальный характер, игре предшествовал сложный ритуал.

    Ольмеки верили, что акт самопожертвования, самоубийства обеспечит бессмертие и все блага в вечной жизни. Предполагают, что самые красивые девушки поселения, которые отбирались жрецами для жертвы, с радостью и гордостью шли на смерть, как и лучшие играющие в мяч юноши.

    В ольмекское время зародилось представление о четырех сторонах Вселенной, символом которой был крест, вписанный в прямоугольник. Известно сказание о четырех эпохах и предсказание того, что вместе с обретением.маиса в пятую эпоху она погибнет от старого бога огня и землетрясения. А символом пятой эпохи считается бог, преподносящий людям маис, на плечах и на коленях которого лежат головы четырех других богов - покровителей предшествующих четырех эпох.

    За 15 столетий до открытий Колумба ольмеки изобрели точный солнечный календарь, который был необычайно сложным по структуре и толкованию, состоял из нескольких самостоятельно вращающихся «колес», которые отсчитывали взаимосвязанные циклы времени. Период с 800 до 400 г. до н. э. считается среднеархаическим временем Мезоамерики, и культура ольмеков имела вполне сложившийся и зрелый вид. Каменные монументы с календарными датами, записанными в системе длинного счета, стояли в городах. Богатые ритуальные центры с определенной ориентацией и планировкой имели сложные посвятительные клады и тайники, зеркала из полированного камня, стелы и алтари. Центр Ла-Вента выделяется в целую культуру, которая так и называется - культура Ла-Венты.

    Около 300 г. до н. э. в географической области, примыкающей к ольмекским равнинам, на территории, охватывающей часть современной Мексики, Гватемалы, Белиза (Британский Гондурас) и Гондураса, начала складываться великая цивилизация. Здесь народ майя построил несколько величественных ритуальных центров, выразительные руины которых хорошо сохранились, несмотря на разрушительное действие времени и природной стихии. В результате раскопок в этих центрах археологи получили большой материал, свидетельствующий о выдающихся художественных и интеллектуальных достижениях древних майя. Майя добились крупных успехов в сфере письменности, в астрономии, в изготовлении керамики и работе по камню, а также в экономической, социальной и религиозной организации. Они воздвигали в своих ритуальных центрах скульптурные монументы-стелы с иероглифическими надписями. Иероглифический текст обычно относился к правителю-жрецу, чье изображение также присутствовало на памятнике.

    Учитывая тот факт, что индейцы майя создали точный солнечный календарь, настоящую иероглифическую письменность и необычайно высокое по уровню искусство (архитектура, скульптура, живопись), их часто называют «интеллектуалами» Нового Света. Несомненно, народ майя обладал определенными духовными ценностями, о чем свидстельствует богатство их культурных достижений, но об этой величайшей цивилизации древности до сих пор нам известно очень мало. Мы почти не знаем имен правителей, военачальников и жрецов майя, не прочитаны до конца иероглифы, высеченные на многочисленных стелах и алтарях. Ученые не могут пока удовлетворительно ответить даже на такие важнейшие вопросы, как происхождение цивилизации майя, особенности ее социально-экономической структуры, характер политического устройства и, наконец, причины драматической гибели местных городов в конце 1-го тысячелетия н. э.

    Культурные традиции майа исследовать сложно, поскольку завоеватели-испанцы с ревностным фанатизмом искореняли культуру и традиции майя. Повсюду уничтожались все следы языческой религии, но несмотря на все усилия испанцев истребить их, глубоко укоренившиеся древние верования устойчиво жили среди индейцев. Они все еще поклонялись богам солнца, дождя и плодородия (именно к ним майя тайно взывали в период сева на своих полях), поклонялись верховному богу Ицамне и могущественному Кукулькану, в чьих храмах они молили об отмщении за свою горькую участь.

    В истории майя есть такой факт: в городе Тутуль Шиу была собрана, большая библиотека, состоявшая из книг, написанных индейскими жрецами до прихода испанцев. Обнаружив этот ценнейший архив, францисканский монах Диего де Ланда совершил акт бессмысленной жестокости, который лишил исследователей одного из важнейших источников информации, дошедших до XVI в., приказав снести книги на городскую площадь и публично сжечь их. Сохранилось всего лишь три таких кодекса майя. Ценная коллекция рукописей, посвященных истории Северного Юкатана, содержится в книгах «Чилам Балам», названных так в честь группы Жрецов, славившихся своими пророчествами и способностью проникать в мир сверхестественного.

    В религиозном мировоззрении майя выражено глубокое понимание законов гармонического единства мира, диалектики его развития. В основе религиозных взглядов майя лежала связь жизни и смерти, вечный круговорот умирания и возрождения, поэтому все божества майя двойственны. Они совмещают в себе два противоположных начала: жизни и смерти, любви и ненависти, земли и неба. Одного из главных богов майя изображали в виде пернатого змея: перья - символ неба, змей - символ земли.

    Майя считали, что после смерти душа человека пребывает либо в состоянии безмятежного блаженства, либо в вечных муках в зависимости от деяний человека и степени его приверженности религиозным идеалам. Вечное блаженство ожидает того, кто его заслужил. Грешники же отправляются в Митналь - преисподнюю, населенное демонами царство вечного холода и голода. Самоубийство, особенно через повешение, считалось у майя высшим актом самопожертвования. Оно обеспечивало все блага бессмертия. Как и в ольмекской цивилизации, у майя самые красивые девушки поселения, которые приносились в жертву богам, заслуживали вечную безмятежную счастливую жизнь, как самые лучшие юноши - победители игры в мяч - заслуживали такой же почести: принесенные в жертву, они обеспечивали благополучие живых на 60 лет.

    Участие масс в духовной жизни общества обеспечивалось коллективными обрядами по умиротворению богов, которые влияли на плодородие, урожайность и дождь. Майя стали считать человеческую жизнь наивысшим даром богам. Женщины и дети приносились в жертву так же часто, как и мужчины.

    К древним обычаям и традициям майя относятся ритуалы, связанные с рождением ребенка, достижением половой зрелости, вступлением в брак.

    Особым родом занятия, о котором нельзя не упомянуть, у майя считалась игра в мяч. За 1,5-2 тыс. лет до того, как в Англии игра в футбол стала популярной, куда более изощренный, высокотехничный вариант был у индейцев майя. Вдоль длинных сторон игрового поля у них располагались трибуны для зрителей. Каждая сторона выставляла от 2 до 30 игроков. Мячом служил тяжелый каучуковый шар. Ворота (две богато орнаментированные плиты) вертикально подвешивали на каменных столбах. В плитах были круглые отверстия, в которые следовало забить мяч, обладая снайперской меткостью. Время от времени устраивались состязания между командами военнопленных: проигравших приносили в жертву грозным богам майя. Игра в мяч у майя носила религиозно-церемониальный характер, и подготовка к каждому матчу сопровождалась сложным ритуалом. Считалось, что те или иные божества вступают в поединок между собой, и от того, кто именно победит, зависело многое в жизни городов-государств майя.

    Гибель цивилизации майя относится к IX в. Этот исторический факт для ученых до сих пор является загадкой. Огромная цветущая империя вдруг погибла, словно в результате акта сознательного самоуничтожения. Прекратились научные изыскания, исчезла сложная религия - основа развития культуры майя. Даже счет времени, от которого зависели поступки и события, утратил свое значение. Города остались нетронутыми - без следов разрушений или перестроек, как будто их обитатели собирались вскоре вернуться.

    Ни одно из объяснений, основанных на гипотетических рассуждениях, не подтверждается археологическими находками.

    • Кинжалов Р. Конец священного круга. Л., С. 219.