Фердинанд виктор эжен делакруа произведения. Эжен делакруа, картины, биография

Делакруа работает почти во всех жанрах живописи. Его картины беспокойны, живописны, они выражают сильные страсти. Развевающиеся флаги, летящие конские гривы, стремительно несущиеся по небу тучи или клубы дыма, раздувающиеся на ветру одежды создают впечатление бурного движения.

Свой подлинный стиль Делакруа нашел благодаря путешествию в Северную Африку. Увиденный там красочный жизненный уклад, яркое солнце, сильные контрасты света и тени, непривычные лица и одежды - все это было запечатлено в его картинах. Он писал арабских всадников на горячих скакунах, охоту на львов, женщин в гаремах, писал революционные сюжеты.

Во всех своих работах он свободно обращался с краской, смело использовал чистые цвета, особенно любил рядом с пылающе-красным ярко-зеленый.

Делакруа - сын бывшего члена революционного Конвента, видного политического деятеля времен Директории. Делакруа вырос в атмосфере художественных и политических салонов, девятнадцати лет оказался в мастерской художника классицизма Герена. На его творчество оказали влияние художник Гро, а более всего - Жерико. Всю жизнь для Делакруа кумирами были Гойя и Рубенс. Несомненно, что его первые работы "Ладья Данте" и "Резня на Хиосе" написаны под влиянием Жерико.

Испытывая духовное влияние таких великих классиков, как Шекспир, Байрон, Данте, Сервантес, Гете, Делакруа берет сюжет из великого творения гениального итальянца -"Ладья Данте". это полотно вызвало огонь критики и восторг Жерико и Гро. А Мане и Сезанн впоследствии копировали это раннее произведение Делакруа.

Делакруа отвергал данное ему звание романтика. Романтизм, как новое эстетическое направление, как оппозиция классицизму имел очень расплывчатые определения. Его обвиняли в небрежности рисунка и композиции, в отсутствии стиля и вкуса, в подражании грубой и случайной натуре и т.п. Четкую грань между классицизмом и романтизмом провести трудно. Однако не смотря на различие, их роднило между собой отношение к действительности, общность миросозерцания, мировосприятия, ненависть к мещанам, к тусклой повседневности, стремление вырваться из нее; мечтательность и вместе с тем неопределенность этих мечтаний, хрупкость внутреннего мира, яркий индивидуализм, ощущение одиночества. Шарль Бодлер сказал что романтизм - это прежде всего эмоциональный строй.

И тем не менее, романтизм стал мощным художественным движением, а Делакруа - его вождем, верным романтизму до конца своих дней. Подлинным вождем романтизма он становится, когда написал полотно "Резня на Хиосе". Картина вызвала взрыв негодования зрителей с одной стороны и взрыв восторга с другой. Так, в буре восторгов и негодований и складывался этот новый стиль во главе с великим Делакруа.

Когда Жерико выехал в Англию, вслед за ним уехал туда и Делакруа. Здесь под влиянием богатой английской литературы, английского театра, портретной и пейзажной живописи, он пишет картины на литературные сюжеты. В 1827 году он выставляет свое новое большое полотно "Смерть Сарданапала", навеянное трагедией Байрона. Картина снова подверглась оглушительной критике, была освистана.

Следующий этап творчества художника связан с июльскими событиями1830г. Он воплощает июльскую революцию 1830 года в аллегорическом образе "Свободы на баррикадах".

В 1831-32 годах Делакруа едет в Марокко и Алжир. Экзотические страны обогатили палитру художника, он пишет много картин на марроканскую тему. Эта тема еще долго будет вдохновлять Делакруа.

В конце жизни он пишет картины и на литературные, и на исторические сюжеты. Пишет натюрморты, пейзажи. В поздние годы вполнил несколько декоративных работ (купол библиотеки Люксембургского дворца и галереи Аполлона в Лувре).

В 1863 году Делакруа умирает.

Картина написана на сюжет из "Божественной комедии" : Данте и Вергилий в лодке переплывают реку Стикс, которая, по библии, течет из Океана в Подземный мир. На ее берегах боги дают свою самую священную клятву. Лодка приближается к пятому кругу ада, его освещает зарево адского города Дит. Под сходнями плещутся наяды. Адские волны колеблют лодку. Грешники цепляются за барку, она вот-вот опрокинется. Данте и Вергилий стоят в лодке, пошатываясь, они как будто отстраняют от себя рой видений, гонимый пепельным ветром адского города Дита. Фигуры грешников в брызгах воды на фоне адского зарева огней выражают внутреннее напряжение и мощь.

Полотно полно тревожного, трагического напряжения.

Художник показывает момент исторически-эпохального события - вступление крестоносцев латинян в Константинополь. Это имело огромное значение и далеко идущие последствия для всей средневековой Европы.
Взятию Константинополя предшествовали две довольно напряженные осады. После взятия в городе началось массовое мародерство. Около двух тысяч человек было убито в первые дни после захвата. Это было местью латинян грекам за резню в 1182 году. В Константинополе бушевали пожары. В огне были уничтожены многие памятники культуры и литературы, хранившиеся здесь с античных времен.Особенно сильно от огня пострадала знаменитая Константинопольская библиотека.
Греческое население массово покидало столицу. К концу крестоносской власти в городе оставалось не более 50 тысяч жителей.
Константинополь сделался столицей образовавшейся на части территории Византии Латинской империи.

Картина посвящена теме освободительной борьбы греческого народа против турецкого ига. В этом сюжете молодая, прекрасная женщина - живое воплощение Греции - изображена на развалинах Миссолунги, символически олицетворяя страдающую под гнетом Грецию. С какой выразительностью передан молящий, укоряющий и прщальный жест гречанки посреди руин!..Это само Отечество рыдает на своем пепелище, это зов матери к сыновьям отомстить за поруганную Родину.

Картина написана по заказу молодого герцога Орлеанского на сюжет вальтера Скотта "Квентин Дорвард".
Перед вами огромный каменный зал в замке епископа Льежского. Арденский вепрь, граф Гильом де ля Марк захватил этот замок и пирует здесь вместе со своим бандитами. Колеблется пламя свечей - и от ветра, который сюда проникает сквозь щели в стрельчатых окнах, и от пьяного дыхания и воинственных восклицаний. Здесь их много - они едят жареное мясо и пьют вино, они бросают кости собакам и вытирают руки о штаны, которые запачканы кровью.
Вводят епископа. Ропот усиливается. С него срывают ризы. Ему перерезают горло - ропот превращается в восторженный вопль: пир удался на славу.
Прекрасный сюжет! Эта толпа, эта темная страсть, этот ропот, эти тени, которые мечутся, этот свет, который то угасает, то вспыхивает, это волнение!
Делакруа сосредоточил свет в центре картины - на накрытом столе и на ризах епископа. А мрак он сосредоточил на первом плане, на фигурах, ринувшихся к этому свету. Это не волхвы, которые пришли поклониться спасителю, - это пьяная шайка арденнского вепря.

Будучи в Марокко, Делакруа повели на еврейскую свадьбу. Эжен записывал все, чтобы ничего не упустить, когда он будет писать картину. Свадьба состояла из двух действий: дневное и вечернее. Днем у дома собирается толпа и находится здесь до самой ночи. Затем свадьба переходит в комнаты.
Художник изобразил гостей, собравшихся у дома. Они сидят и стоят. Играют на музыкальных инструментах. Вот танцует девушка в красивом наряде. В проеме двери стоят невеста с женихом. Юноша с подносом собирает, вероятно, деньги для молодых. Сверху с балконов с любопытством смотрят зрители.
Сочетание одежды свадебных гостей и светлой освещенной стены выглядит праздничным и нарядным.

В древнегреческой мифологии колхидская царевна, волшебница и возлюбленная аргонавта Язона.
Влюбившись в Язона, она помогла ему завладеть золотым руном и бежала с ним из Колхиды в Грецию. Когда же Язон впоследствии задумал жениться на другой, Медея погубила соперницу и убила своих двух детей от Язона. Сама же она скрылась на крылатой колеснице, посланной ее дедом - богом Гелиосом.
Художник показал момент, когда Медея задумала совершить страшное преступление - убить своих маленьких детей.

Скифы - древний народ, существовавший в VIIIв. до н.э. - IVв.н.э. Наивысшего расцвета Скифское царство в Крыму достигло в 30- 20 г.г. II в. до н.э.
В Малой Скифии (современная Добруджа) отбывал ссылку известный римский поэт Овидий.
Здесь художник изобразил общение Овидия и скифов.
Овидий, - он выделяется своей одеждой, - полуприсел на пригорок и разговаривает с группой скифов. Рядом их с любопытством слушает мальчик с собакой. Кто-то отдыхает, молодой мужчина доит кобылицу.
Обширная панорама раскинулась перед зрителем - горы, покрытые зеленью, озеро среди гор, будто в чаше, облачное небо освещается солнцем, уже скрывшимся за горы.
В отличие от других картин Делакруа, здесь нет бурного, стремительного движения. Эта картина полна умиротворенности и покоя. Плодородная земля, довольные люди. С особой любовью художник выписал красивую лошадь излюбленный персонаж его произведений.

Одалиска - это горничная, служанка, рабыня; это женщина из гарема султана. На Западе одалиска воспринимается как наложница или сексуальная рабыня. А фактически они были в основном прислужницами жен султана, а сам повелитель из зачастую и не видел ни разу. Однако, в редких случаях, когда одалиска обладает красотой, обаянием и умом, она может и очаровать султана. Поэтому бывали случаи, когда одалиски становились их женами.
Одалиска, изображенная Делакруа, конечно же, не служанка, а именно любовница султана или его приближенного. В изнеможении после бурной ночи она отдыхает, раскинувшись на диване, чуть прикрывшись простыней. Рядом стоит кувшин с вином, лежит сабля, - свидетельство присутствия здесь мужчины.

Офелия - персонаж трагедии Уильяма Шекспира "Гамлет, принц датский", возлюбленная Гамлета. Накануне своей смерти Офелия имела долгий, трудный разговор с Гамлетом, вернула ему все подарки, чем очень возмутила его. В результате этого бурного разговора Офелия решила, что Гамлет сошел с ума.

Выйдя к отцу, она произнесла: "Какого обаянья ум погиб, соединенье знанья, красноречья..."

Позднее, когда Офелия узнала, что Гамлет убил ее отца Полония, она сама сошла с ума. Затем все узнают, что Офелия погибла: "...Она развесила свои венки, коварный сук сломался, и травы, и она сама упали в рыдающий поток. Ее одежды, раскинувшись, несли ее, как нимфу; она меж тем обрывки песен пела, как если бы не чуяла беды или была созданием, рожденным в стихии вод; так длиться не могло, и одеянья, тяжело упившись, несчастную от звуков увлекли в трясину смерти."

Это одно из самых поэтических описаний смерти в английской литературе. Шекспир точно не говорит, что явилось причиной смерти - то ли это несчастный случай, то ли она совершила самоубийство, поэтому гибель Офелии вот уже много столетий является предметом нескончаемых споров.

Сарданапал - ассирийский царь, известный распутник, своим равнодушием к делам своей страны доведший ее до восстания. После неудачной попытки подавить мятеж, Сарданапал решает покончить жизнь самоубийством.
На картине Делакруа изображен момент, когда царь приказывает также убить своего любимого коня, собак и женщин, уничтожить все свои сокровища. Сам Делакруа писал, что образ Сарданапала - суровое предупреждение для тех, кто не стремится в своей жизни к добродетели.
Несмотря на отчаянное решение царя, на картине он выглядит расслабленным и наслаждается устроенной им оргией. Горящая на заднем плане башня символизирует равнодушие Сарданапала к своему погибающему царству, а слон со сломанными бивнями - потерянную власть.

Любимый сюжет Делакруа - шторм и одинокая лодка в бурном море. В лодке Иисус Христос с апостолами плывет к берегу. Начался шторм, шквальный ветер бросает лодку из стороны в сторону, зеленые волны кипят, бурлят, не отпуская добычу. Кто-то гребет, пытаясь не дать лодке перевернуться. Вот у одного весло вырвалось из рук, он старается до него дотянуться, рискуя свалиться в воду. Некоторые кричат, в отчаянии зовут на помощь. И только Иисус Христос спокойно спит. Вокруг его головы сияние, которое освещает и рядом сидящих мужчин.
Иисус спит, и снится ему прекрасный сон. Какой? Никто не знает. Но Христос знает одно - лодка выплывет несмотря ни на что, и с ними ничего не случится.
В целом, хотя картина и полна бурного движения, тревожного волнения, - впереди среди мрачных туч пробивается свет - свет надежды.

Сюжет картины Делакруа заимствовал из поэмы Байрона. Юный Дон-Жуан, которого после первого приключения с женщиной решили отправить подальше от дома, от севильских соблазнов, садится на корабль, идущий в Ливорно. С ним его наставник Педрилло, трое слуг и собачка. Вышли в море, налетел шквал, корабль терпит крушение, тонет. Те, кто успел, спасаются на боте и ялике. Ялик тоже утонул, остался бот и тридцать человек на борту, в том числе Дон-Жуан и его спутники.
Шквал утих, но море волнуется, бот заливает. Съели последний сухарь, выпили последнюю воду и ром, съели собачку, сжевали башмаки и кожу уключин. Решили, отчаявшись: тянуть жребий, кому быть убитым и съеденным. Жребий достался Педрилло. Судовой врач вскрыл ему артерию и утолил жажду остывающей кровью. Труп стали раздирать на куски. Дон-Жуан и еще два-три человека не приняли участия в пиршестве. Это их спасло. Те, кто объелся человеческим мясом, пили соленую морскую воду и погибали в страшных корчах.
На картине изображен момент выбора жребия. В лодке изможденные, обессиленные от голода и жажды люди. В гуще людей испуганный, но уже не в состоянии сопротивляться жребию судьбы,несчастный Педрилло. А к нему уже тянутся руки, жаждущие урвать, ухватить вожделенный кусок плоти. Но есть и такие, кому уже все равно, они равнодушно взирают на человеческую вакханалию. А вокруг море, бросающее бот в разные стороны, вздыбленные волны того и гляди обрушатся на лодку и унесут ее на дно моря...
Краски в соответствии с сюжетом мрачные, безрадостные, подчеркивающие трагизм знаменитого байроновского сюжета.

Картина посвящена трем дням Июльской революции во Франции в 1830г.

Париж...Воздух пропитан сизым дымом и пылью. Прекрасный и величавый город, исчезающий в пороховом мареве. Вдалеке едва заметно, но гордо высятся башни собора Парижской богоматери. Оттуда, из города, по развалинам баррикад, по мертвым телам погибших товарищей упрямо и решительно выступают вперед повстанцы. Их воодушевляет воля к победе, к свободе.

Эта вдохновляющая сила в образе прекрасной молодой женщины, в страстном порыве зовущей за собой. Неиссякаемой энергией, вольной и юной стремительностью движений она подобна греческой богине победы Нике. Ее сильная фигура облачена в платье-хитон, лицо с горящими глазами обращено к повстанцам. В одной руке она держит знамя Франции, в другой - ружье. Ее шаг стремителен и легок - так ступают богини.

Справа мальчишка, размахивающий пистолетами. Он подобен Гаврошу из романа Гюго "Отверженные". Этот мальчик - олицетворение юности, радостного восприятия идей Свободы.

Слева студент с ружьем. Его движения более сдержанны, более сконцентрированны, осмысленны. Руки уверенно сжимают ствол ружья, лицо выражает мужество, твердую решимость стоять до конца. Студент сознает неизбежность потерь, которые понесут повстанцы, но жертвы его не пугают - воля к победе сильнее.

За ним выступает столь же отважно и решительно настроенный рабочий с саблей.

У ног Свободы раненый. Он с трудом приподнимается, чтобы еще раз взглянуть вверх, на Свободу, увидеть и всем сердцем ощутить, что умирает за самое прекрасное, за Свободу.

Французы назвали эту картину "Марсельезой" в живописи. Это полотно доносит до нас горячее дыхание стремительного революционного взлета французской нации и является совершенным художественным воплощением прекрасной идеи борьбы народа за свою свободу.

Жорж Санд - знаменитая французская писательница Аврора Дюдеван, в девичестве Дюпон. Отец знатного рода, а мать крестьянка. Училась в католическом институте-монастыре. В 18 лет вышла замуж за барона Дюдевана, а затем через 8 лет брак распался. Имела двоих детей.
Чтобы прожить, сначала занималась живописью, расписывала фарфор, изделия ее пользовались успехом. Но потом увлеклась литературным творчеством. Ею написано много популярных романов: "Индиана", "Консуэло" и другие. Она работала необыкновенно продуктивно - в год могла написать три романа.
Жорж Санд царила в свете, она была элегантна, интересна как женщина. Но в то же время ее называли "синим чулком", "душа нараспашку", "интриганка и скряга", "слабая женщина", "орлица и курица" в одном лице.
История Жорж Санд знаменита многочисленными увлечениями. Среди них были Фредерик Шопен, Альфред де Мюссе и другие известные французы того времени. Была она и в близкой дружбе с Делакруа.
Жорж Санд являлась сторонницей социалистических идей, была представительницей романтической школы. Принимала участие в Февральской революции 1848 года. А в июне все ее утопические иллюзии были разбиты, и она прекратила общественную деятельность.

Польский композитор и пианист. Родился в семье учителя. Его дарование проявилось очень рано. В 7 лет он уже сочинял свои первые полонезы. Закончил высшую музыкальную школу. Выступал в концертах, исполняя свои сочинения. Совершал гастрольные поездки, сначала в Берлин, затем в Вену. Имел огромный успех. С 1829 года слава Шопена растет как гениального пианиста и композитора. Его называют настоящим поэтом фортепьяно.
После Варшавы Шопен переехал жить в Париж. Его друзьями были писатель О.Бальзак, музыкант Ф.Лист, художник Э.Делакруа, поэт А.де Мюссе, композитор Г.Берлиоз.
Очень близкие отношения у Шопена сложились с Жорж Санд. В течение 8 лет она была его подругой.
Конец жизни музыканта омрачила болезнь легких, которая и стала причиной смерти Шопена.

Когда Делакруа был в Алжире, он посетил гарем, который принадлежал бывшему пирату. Когда его ввели на женскую половину, где капитанские женщины в обществе черных невольниц проводили большую часть дня, он почувствовал, что пьянеет от влажной духоты, от необычайного аромата кальяна, от всей этой странной обстановки. Женщины сидели перед ним - их было трое - печальные и дородные, на них было много надето, и одновременно они были как бы полураздеты. Они отрешенно улыбались - улыбкой женщины, на которую никто не ответит.
В отличие от многих других картин, эта отличается спокойствием, тщательно выписаны все детали одежды женщин - прозрачную кофточку средней из них, зеленые шаровары крайней, украшенные желтыми светящимися точками. В глубине шкаф с красно-зелеными панелями. Вообще, в картине все построено на цветовых контрастах, отчего картина выглядит по-восточному яркой и нарядной.

Натчез - это народ, род, скорее всего, индейцы. Неизвестно, описал ли художник конкретный случай из жизни индейцев или это символическая картина? Все-таки скорее всего, это - символ рождения народа, рождение нового мира.
Женщина, мать, только что произвела на свет младенца, сына, от которого и пойдет род. Она измождена родами, устала и не может даже так радоваться рождению сына, как его отец.
Мрачная, окружающая природа, небо, покрытое темными облаками, подчеркивают контраст со светлым радостным событием - рождением человека. Край неба, фигуры людей, освещенные первыми лучами солнца, позволяют надеяться на светлое будущее.

Французский живописец и график. Ведущий представитель романтического направления французской живописи.


Эжен Делакруа родился в пригороде Парижа 26 апреля 1798 года. Официально его отцом считался Шарль Делакруа, чиновник среднего ранга, однако ходили упорные слухи, что в действительности Эжен был незаконнорожденным сыном всесильного Шарля Талейрана, наполеоновского министра иностранных дел, а впоследствии главы французской делегации на историческом Венском конгрессе 1814-1815 гг. Как бы там ни было, но мальчишка рос сущим сорванцом. Друг детства художника, Александр Дюма , вспоминал, что « к трём годам Эжен уже вешался, горел, тонул и травился» . К этой фразе требуется добавить: Эжен едва не «повесился», нечаянно обмотав вокруг шеи мешок, из которого кормили лошадей овсом; «горел», когда над его детской кроваткой вспыхнула противомоскитная сетка; «тонул» во время купания в Бордо; «травился» наглотавшись краски-медянки.

Более спокойным оказались годы учёбы в лицее, где мальчик проявил большие способности в словесности и живописи и даже получал призы за рисунок и знание классической литературы. Художественные наклонности Эжен мог унаследовать от своей матери, Виктории, происходившей из семьи знаменитых краснодеревщиков, но настоящая страсть к живописи зародилась в нем в Нормандии - там он обычно сопровождал дядю, когда тот отправлялся, чтобы рисовать с натуры.

Делакруа рано пришлось задуматься о своей дальнейшей судьбе. Его родители умерли, когда он был совсем юным: Шарль - в 1805-м, а Виктория - в 1814 году. Эжена после этого отправили к сестре. Но она вскоре попала в труднейшее финансовое положение. В 1815 году юноша оказался предоставлен сам себе; ему нужно было решать, как жить дальше. И он сделал выбор, поступив в мастерскую известного классициста Пьер, Нарсиса Герена (1774-1833). В 1816 году Делакруа стал учеником Школы изящных искусств, где преподавал Герен. Здесь царствовал академизм, и Эжен без устали писал гипсовые слепки и обнаженных натурщиков. Эти уроки помогли художнику в совершенстве освоить технику рисунка. Но настоящими университетами для Делакруа стали Лувр и общение с молодыми живописцами Теодором Жерико и В Лувре он очаровался работами старых мастеров. В то время там можно было увидеть немало полотен, захваченных во время Наполеоновских войн и ещё не возвращенных их владельцам. Больше всего начинающего художника привлекали великие колористы - Рубенс, Веронезе и Тициан. Бонингстоун, в свою очередь, познакомил Делакруа с английской акварелью и творчеством Шекспира и Байрона. Но самое большое влияние оказал на Делакруа Теодор Жерико.

В 1818 году Жерико работал над картиной «Плот Медузы», положившей начало французскому романтизму. Делакруа, позировавший своему другу, стал свидетелем рождения композиции, ломающей все привычные представления о живописи. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший, и не мог остановиться до самого дома».

Делакруа и живопись

Первой картиной Делакруа стала «Ладьи Данте» (1822), выставленная им в Салоне. Впрочем, особого шума (подобного хотя бы тому фурору, что произвел «Плот» Жерико), она не вызвала. Настоящий успех пришел к Делакруа через два года, когда в 1824 году он показал в Салоне свою «Резню на Хиосе», описывающую ужасы недавней войны Греции за независимость. Бодлер назвал это полотно «жутким гимном року и страданию». Многие критики также обвинили Делакруа в чрезмерном натурализме. Тем не менее главная цель была достигнута: молодой художник заявил о себе.

Следующая работа, выставленная в Салоне, называлась «Смерть Сарданапала», он словно намеренно злил свох хулителей, почти смакуя жестокость и не чураясь определенной сексуальности. Сюжет картины Делакруа позаимствовал у Байрона. «Движение передано прекрасно, - писал один из критиков о его другой, похожей работе, - но эта картина буквально кричит, грозит и богухульствует».

Последнюю большую картину, которую можно отнести к первому периоду творчества Делакруа, художник посвятил современности.

В июле 1830 Париж восстал против монархии Бурбонов. Делакруа симпатизировал восставшим, и это нашло отражение в его «Свободе, ведущей народ» (у нас это произведение известно также под названием «Свобода на баррикадах»). Выставленное в Салоне 1831года, полотно вызвало бурное одобрение публики. Новое правительство купило картину, но при этом немедленно распорядилось снять ее, слишком уж опасным казался ее пафос.

К этому времени роль бунтовщика, похоже, надоела Делакруа. Стали очевидны поиски нового стиля. В 1832 году художника включили в состав официальной дипломатической миссии, направленной с визитом в Марокко. Отправляясь в это путешествие, Делакруа и подумать не мог, насколько сильно повлияет поездка на все его дальнейшее творчество. Африканский мир, который он видел в фантазиях цветистым, шумным и праздничным, предстал перед его глазами тихим, патриархальным, погруженным в свои домашнние заботы, печали и радости. Это был затерянный во времени древний мир, напоминавший Грецию. В Марокко Делакруа сделал сотни набросков, а в дальнейшем впечатления, полученные в этом путешествии, служили ему неисчерпаемым источником вдохновения.

По возвращении во Францию его положение упрочилось. Последовали официальные заказы. Первой монументальной работой такого рода стали росписи, выполненные в Бурбонском дворце (1833-1847). После этого Делакруа работал над украшением Люксембургского дворца (1840-1847) и росписью потолков в Лувре (1850-1851). Двенадцать лет он посвятил созданию фресок для церкви Сен-Сюльпис (1849-1861).

В конце жизни

К работе над фресками художник относился с огромным энтузиазмом. «Мое сердце,- писал он, - всегда начинает учащенно биться, когда я остаюсь лицом к лицу с огромной стеной, ожидающей прикосновения моей кисти». С возрастом продуктивность Делакруа снижалась. В 1835 году у него обнаружилась серьезная болезнь горла, которая, то утихая, то обостряясь, в конце концов и свела его в могилу. Делакруа не чурался общественной жизни, постоянно посещая различные собрания, приемы и знаменитые салоны Парижа. Его появление ждали - художник неизменно блистал острым умом и отличался элегантностью костюма и манер. При этом его частная жизнь оставалась скрытой от посторонних глаз. Долгие годы продолжалась связь с баронессой Жозефиной де Форже, но их роман не увенчался свадьбой.

В 1850-е годы его признание стало неоспоримым. В 1851 году художника избрали в городской совет Парижа, в 1855-м наградили орденом Почетного легиона. В том же году была организована персональная выставка Делакруа - в рамках Всемирной парижской выставки. Сам художник немало огорчался, видя, что публика знает его по старым работам, и лишь они вызывают ее неизменный интерес. Последняя картина Делакруа, выставленная в Салоне 1859 года, и законченные в 1861 фрески для церкви Сен-Сюльпис остались практически незамеченными.

Это охлаждение омрачило закат Делакруа, тихо и незаметно скончавшегося от рецидива болезни горла в своем парижском доме 13 августа 1863 года в возрасте 65 лет.

(1798-1863) французский художник

В разговоре с писателем и художественным критиком Сильвестро Теофилем Эжен Делакруа однажды признался: «Мне судьбу предрек сумасшедший. Няня вела меня за руку, он подошел к нам и сказал: «Этот ребенок станет знаменитым человеком, его жизнь пройдет в постоянном труде, она будет беспокойной и сотканной из противоречий».

Делакруа родился в местечке Шарантон, расположенном в двух километрах от Парижа. Он был четвертым ребенком Шарля Делакруа, дипломата, бывшего министра иностранных дел в правительстве Директории.

Мать Эжена Виктория отличалась прекрасными манерами и умом. Она воспитывалась в монастыре, расположенном неподалеку от предместья Сент-Антуан, где помещались мастерские ее отца, знаменитого королевского краснодеревщика. В доме Делакруа частым гостем был Шарль Талейран, которого и принято считать настоящим отцом Эжена.

Однако мальчик был признан сыном Делакруа. Он с детства был окружен вниманием и заботой и рос, по его собственному признанию, «сущим дьяволенком», озорным и непоседливым.

В пять лет Эжен стал брать уроки музыки у органиста, который пришел в восторг от способностей мальчика и заявил его матери, что ее сыну богом предназначена музыкальная карьера. Еще Эжен любил громко читать стихи.

В 1805 году умер его отец, и осенью того же года Виктория Делакруа с сыном перебралась в Париж. Эжен поступил пансионером в Императорский лицей. В лицее восемь часов в неделю изучали латынь, три часа - французский язык, три часа - математику. Два часа в неделю было отведено рисованию. Это была в полном смысле классическая программа. Еще там изучали греческий язык, и Эжен по всем древним языкам неизменно получал награды.

У него были безупречный слух и отличная музыкальная память. Он мог насвистеть партитуру трехактной оперы, ошибаясь разве что самую малость. В Париже Эжен стал еще брать уроки игры на скрипке. Уже в двенадцать лет сочинял стихи и мечтал стать поэтом. Потом также мечтал стать художником, музыкантом.

В 1814 году в возрасте пятидесяти шести лет скончалась от болезни мать Эжена, Виктория Делакруа. Он очень тяжело переживал смерть матери. Кроме того, от ее наследства практически ничего не осталось. Все это повлияло на чувствительную душу Эжена, и он в один миг ощутил себя взрослым.

Скоро он окончательно решил стать художником. Ему предстояло еще закончить лицей, после чего он мог поступить в обучение к кому-нибудь из живописцев. Это произошло в 1815 году, и юноша был определен в мастерскую художника П.Герена.

В мастерской, где работало сразу человек тридцать, запах живописи был настоян годами и никогда не выветривался. Делакруа встал к мольберту в нарукавниках поверх бархатной куртки, худощавый, настороженно-изящный, очень чистый и аккуратный.

Юноша рисовал гипсы и обнаженную натуру у Герена и увлеченно работал в Лувре, где были выставлены полотна Рубенса, картины Ван Дейка, Веласкеса. Их Эжен копировал с особой охотой, считая образцом превосходной живописи, свободной от какой-либо школы. Благодаря знакомству с Теодором Жерико он узнал творчество Микеландже-ло и Караваджо, часами пропадал в Лувре и знал все его закоулки.

С 1822 года Эжен уже больше не посещал мастерскую Герена. Он снял на несколько месяцев крохотное ателье в огромном двухэтажном сарае и втиснул туда холст - три метра в длину и два в высоту. И принялся за работу в уже свойственном ему тогда лихорадочном темпе, не позволяя себе ни минуты отдыха. На полу молодой живописец расстилал листы бумаги, на которых рисовал углем.

Первая картина, которую Делакруа нарисовал в своей мастерской, называлась «Ладья Данте». Ладья вся как бы колебалась под натиском адских волн. А вцепившиеся в ее борта грешники, казалось, вот-вот ее опрокинут. Данте и Вергилий, пошатываясь, стоят в лодке и как бы отстраняют от себя наплывающий рой видений, который гонит на них пепельный ветер адского города Дита.

22 апреля 1822 года состоялся первый показ этой картины на вернисаже, и публика смогла оценить дебют никому еще не известного автора. Самая лучшая рецензия на картину была опубликована в газете «Конститюсьонель». Ее автор Адольф Тьер, который находился в дружеских отношениях с Талейраном, очень похвально отозвался о таланте молодого художника. Эту картину купило министерство государственных имуществ за две тысячи франков. Потом она была помещена в Люксембургский музей, где, по замыслу устроителей, должны были быть собраны лучшие творения современных художников. Для начинающего автора это была неслыханная, просто фантастическая удача.

Следующей работой Делакруа стала картина «Резня в Хиосе». Художник изобразил эпизод из греко-турецкой войны, когда турки уничтожили на острове Хиос двадцать пять тысяч человек, увели в рабство женщин и детей. Картина была принята для выставки в Салоне, и Делакруа прочитал о ней похвальный отзыв, написанный известным писателем Стендалем. Министерство государственных имуществ купило и эту картину у художника за шесть тысяч франков.

В это время Делакруа совершает путешествие в Марокко и в Англию. Обе эти поездки оставили свой след в его творчестве. После четырехмесячного пребывания в Англии он вернулся домой, полный новых впечатлений и образов, которые помогли ему окончательно избавиться от влияния своих парижских наставников. Теперь Делакруа настоящий романтик, не приемлющий строгого академизма, стремящийся воплотить новизну видения мира в новых работах.

Летом 1829 года Делакруа обосновался в новой мастерской и в квартире на набережной Вольтера, одном из самых престижных районов Парижа. Это было время его процветания. В Салоне 1831 года он показал свою новую картину «Свобода, ведущая народ», навеянную событиями Великой французской революции и принесшую ему официальное признание и славу. Художник получил за нее ленточку Почетного легиона в петлицу.

Это первая и единственная картина, не считая портретов, в которой Делакруа изобразил своих современников в современных костюмах. Вместе с этой картиной висели два огромных холста - «Кардинал Ришелье слушает мессу в Пале-Рояле» и «Убийство архиепископа Льежского», несколько больших акварелей и рисунок «Рафаэль в своей мастерской». Все картины были куплены, у художника появились деньги, и к нему пришел огромный успех.

Следом же Делакруа написал для конкурса, объявленного муниципалитетом Парижа, картину «Буасси д"Англа в Конвенте». Художник изобразил полный достоинства поклон президента собрания Буасси д"Англа окровавленной голове депутата. Картина была откликом мастера на Июльскую революцию 1830 г.

В 1833 году Делакруа познакомился с писательницей Жорж Санд, когда ему заказали ее карандашный портрет для журнала. Через год художник стал ее близким другом, она поверяла ему все свои сомнения и горести. Он был свидетелем ее разрыва с Альфредом де Мюссе и ее следующего романа с композитором Ф.Шопеном.

Начиная с 1829 года в парижских журналах появляются статьи Делакруа об искусстве, о творчестве Микеланджело и Рафаэля, о преподавании рисунка, о Прюдоне и Гро. Недоброжелатели художника язвили, что он не упускает ни одной возможности, чтобы обессмертить свое имя. Делакруа в точности следовал совету Стендаля, который говорил: «Не пренебрегайте ничем, что может сделать вас великим».

Префект департамента Сены заказал художнику колоссальное панно «Положение во гроб» для церкви Сен-Дени де Сан-Сакреман. Этот заказ совпал с самым разгаром работы в библиотеке палаты. Но Делакруа не отказался и написал прекрасную каргину «Положение во гроб» («Пьета»), на которой изобразил скорбящую богоматерь с мертвым Христом на коленях.

В 1840 и 1841 годах в двух Салонах подряд Делакруа выставил «Правосудие Траяна» и «Взятие крестоносцами Константинополя» - два грандиозных холста. Рядом с «Траяном» в том же Салоне он экспонировал «Кораблекрушение Дон-Жуана». Сюжет художник позаимствовал из поэм Байрона. Нужно отметить, что на всем протяжении творческого пути живописец постоянно обращался к героям и историческим сюжетам как к основе своих произведений: таковы батальные полотна «Битва при Пуатье» и «Битва при Нанси», а литографии к «Фаусту» и «Гамлету» заслужили похвалу самого Гёте.

В 1855 году Делакруа стал командором Почетного легиона, высшего орденского отличия во Франции. 10 января 1857 года после семи провалов он наконец был принят во Французский Институт и стал академиком - «бессмертным». В 1862 году - за год до смерти - Делакруа написал картину «Дерущиеся кони».

Осенью 1863 года художник намеревался поехать в Италию, но еще в январе почувствовал себя настолько плохо, что ему пришлось отказаться от всякой работы. Ему становилось то лучше, то еще хуже, чем было. Иногда он вставал и бродил по комнатам и саду, не произнося ни звука. 13 августа 1863 года великий художник умер и 17 августа был похоронен со всеми возможными почестями.

Четыре месяца спустя появилась поэма Ш.Бодлера «1 ворчество и жизнь Эжена Делакруа» - прекрасное произведение, в котором поэт воздавал дань таланту художника.

Известный французский художник Эжен Делакруа (1798–1863), творчеством которого восхищаются во всем мире, был личностью совершенно неординарной. Даже его происхождение до сих пор вызывает споры. Официально отцом Эжена принято считать не слишком высокопоставленного чиновника Шарля Делакруа, хотя по слухам современников, он только дал свое имя мальчику. Настоящим отцом был всемогущественный министр и дипломат Шарль Талейран. Трудно сказать, отразилось ли это как-то на судьбе Делакруа, но биографию его нельзя назвать скучной.

"Огонь, вода и медные трубы”

По воспоминаниям друга детства и юности Александра Дюма, Эжену с детских лет пришлось пережить "огонь, воду и медные трубы” и не только в переносном смысле. Он пережил пожар в своей детской, чуть не утонул во время купания, едва не задохнулся от обмотавшейся вокруг шеи веревки, ну и тому подобное. К семнадцати годам остался круглым сиротой и вынужден был сам определять свое будущее. И решил заняться творчеством, ведь учась в лицее, он регулярно получал высшие награды за рисунки. Поэтому, после лицея, в 1816 году, Эжен поступил в Школу изящных искусств. Его наставником и учителем был Герен, чьим творчеством Делакруа восхищался.

Упорство, усидчивость, несомненный талант помогли молодому художнику в совершенстве освоить мастерство рисунка. Постоянным местом наработки техники живописца стали для него залы Лувра. Он сблизился с художником Теодором Жерико. Это общение, переросшее в дружбу, молодой Эжен считал своим университетом. Эталоном мастерства живописи и примером для подражания для начинающего живописца стали работы старых мастеров – Тициан, Веронезе, Рубенс.

Посещение в 1825 году Великобритании открыло для Делакруа творчество Бернса и , и он познакомился с творчеством современных английских художников. Работы пейзажиста Джона Констебля привели его в восторг, и он закупил несколько его работ для Парижской выставки. Именно Делакруа открыл для широкой континентальной публики творчество Констебля, за что современники были ему благодарны.

Творчество Эжена Делакруа

К этому времени Делакруа уже и сам был хорошо известен любителям и ценителям живописи. Его творчество, начиная с самых ранних работ, всегда было сопричастно великим историческим событиям. Художник имел четко выраженную гражданскую позицию, которую всегда с большим драматическим накалом и присущим ему пафосом переносил на свои полотна. Если вначале его картины, отражающие реальные события, полны мрачного трагизма, эмоционального напряжения, как в полотне "Данте и Вергилий” или "Резня на Хиосе”, что и не удивительно. Французский поэт Бодлер назвал картину о трагедии греческого народа "жестоким гимном року и страданию”. Делакруа еще с юности увлекался хорошей литературой и его картины носят отзвуки, навеянные произведениями , Джорджа Байрона, Иоганна Гёте, Уильяма Шекспира.

События во Франции, современником которой он был, побудили его стать ее выразителем в романтическом, возвышенном стиле. Ставшая всемирно известной картина Делакруа "Свобода на баррикадах”, написанная художником в 1830 году и находящаяся в Лувре, это романтическим символ Франции и . Аллегорическая фигура Свободы написана рядом с реальными участниками революционных событий, поэтому иногда эту картину называют "Свобода, ведущая народ”. Прекрасная, романтическая мечта о свободе, которая по-прежнему будоражит умы и сердца.

В 30-х годах Делакруа совершает путешествие на Восток - в Северную Африку и привозит оттуда многочисленные наброски и зарисовкам с натуры, которые полны не только романтической красочностью восточной экзотики, но и реализмом изображения своеобразного национального колорита, нравов, характеров. Как это позже зрители смогли увидеть на картине "Алжирские женщины”, написанной в1833–1834 годах и сейчас находящейся в Лувре. Наши современники могут познакомиться с работой Делакруа "Львиная охота в Марокко” из этой же серии. Картина находится в Эрмитаже, Санкт-Петербург.

Делакруа обогатил свое неоклассическое обучение острым вниманием к работам Рубена (Rubens), Микеланджело, Веронезе, Венецианской школы, а позже Констебла, Бонингтона и английских аквалеристов.

Первая великая работа Делакруа была представлена в Салоне в 1822 году («The Bark of Dante», Лувр).

Работа была куплена правительством. А в биографии Эжена Делакруа, к его удивлению, было получено звание лидера оппозиционного направления по отношению к неоклассической школе Давида. По темпераменту, а также отбору предметов Делакруа был романтиком. Также он раскрылся благодаря драматической передаче мифологических сцен, а кроме того – литературных, политических, религиозных тематик.

В 1824 году Делакруа написал «Massacre at Chios» (Лувр). Принужденность тематической значимости, а также цвета его работы «The Death of Sardanapalus» (1827, Лувр) были тяжело осуждены некоторыми критиками. В 1825 году в биографии Делакруа несколько месяцев были проведены в Англии. Там он изучал работы местных художников, а также лошадей. В качестве дани Байрону, греческой войне за независимость, Делакруа создал «Greece Expiring on the Ruins of Missolonghi» (1827, Бордо).

В 1832 году Делакруа 4 месяца провел в Марокко. Там он собрал материал, которого было достаточно для рисования до конца жизни. Он накопил семь толстых тетрадей с превосходными акварельными зарисовками. Его продолжающееся очарование экзотикой отобразилось в работах «Women of Algiers» (1834, Лувр), «The Jewish Wedding» (1839, Лувр). Картина «Entrance of the Crusaders into Constantinople» (1841, Лувр) является неотразимой эпической, исторической работой.

Другими главными источниками идей в биографии Эжена Делакруа были жизни литературных героев. В 1820 году он создал 17 причудливых, волнующих литографий «Фауста» Гёте. Часто он использовал персонажи Шекспира (например, в работе «Hamlet and Horatio in the Graveyard», 1839, Лувр). Также Делакруа черпал вдохновение в бушующих сценах из пьес и поэм Байрона («Combat of the Giaour and the Pasha», 1827, Чикаго). Великий художник создал несколько полотен на религиозные темы.

Автопортрет Делакруа (1835 – 1837, Лувр) представляет утонченное, динамичное лицо. Он изображал многих своих современников, например Паганини (1832, Вашингтон). Также Делакруа нарисовал Шопена (1838, Лувр). В работах «Tiger Attacking a Horse» (1825 – 1828, Лувр), «The Lion Hunt» (1861, институт искусств, Чикаго) художник показал животных в движении. На протяжении последних трех декад биографии Делакруа он выполнял множество общественных заказов. Высокие ноты гениальности и морали были показаны Делакруа во время выполнения работ во Дворце Бурбонов (1833 – 1847,Париж), дворце Люксембурга (1841-1846). Более всего работы Делакруа представлены в Лувре.