Что такое доброта направление доброта и жестокость. Сочинение: Почему доброта и жестокость встречаются вместе? Приступаем к работе

Иметь настоящего друга - большое благо для каждого из нас. К сожалению, в последнее время я стал замечать, что не все люди умеют дружить, ценить и дорожить доверительными отношениями. Именно в такой момент начинаешь задумываться, что на всем белом свете нет преданнее существа, чем пес. Он никогда не предаст и не подведет, всегда придет в нужную минуту на помощь. Именно о такой неразрывной дружбе картина Е. Широкова.

На ней изображен мальчик, который сидит на диване, а около его ног лежит собака. Видимо, она заболела. Ее глаза полны грусти, тоски и печали. Мне ее очень жалко. Мальчик положил свою руку на своего любимца и гладит его, жалеет, старается облегчить его страдания, сделать так, чтобы его другу стало немного легче. Он тоже сидит очень грустный и переживает за своего друга. Это очень тяжело, когда твой питомец болеет, ведь ты не сразу можешь понять, что с ним и найти выход из положения, помочь ему.

Мальчик и собака изображены на диване, на расстеленном мягком покрывале. Я думаю, художник специально изобразил это именно так, стараясь показать зрителям, насколько дорог пес для мальчугана. Видно, что пес породистый, очень ухоженный. У него очень красивая черная шерсть, которая даже лоснится. Лапы собаки автор нарисовал белыми. Это очень украшает ее. Левое ухо пса приподнято, он очень внимательно слушает те слова, которые говорит его хозяин. У мальчика очень красивая собака. Сам же он одет в футболку синего цвета, серые штаны, носки и домашние сандалии.

Художник изобразил стену на картине темными, невзрачными красками, чтобы показать всю грусть ситуации. По всему чувствуется, что отношения между ними очень хорошие, добрые. Наверняка, пес не раз приходил на помощь мальчику, слушал о его неприятностях. Теперь пришло время ответить взаимностью и он сам нуждается в помощи, которую мальчик стремится оказать.

Урок развития речи 7 класс

по картине Е.Широкова «Друзья»

7 класс

Цели урока:

Подготовить учащихся к описанию человека и животного изображенных на картине;

Закрепить умения использовать деепричастиями и наречиями в своей речи;

Собрать материал для написания сочинения по картине;

Дать понятие о композиции картины как одном из средств выражения замысла художника.

Оборудование урока:

Мультимедийная презентация к уроку, опорный конспект.

ХОД УРОКА

Рассказ о художнике

- Евгений Николаевич Широков (род. 28.03.1931 ) народный художник СССР, один из ведущих художников Урала, яркий мастер русского реалистического искусства II пол. XX века. Награжден орденами «Знак почета»(1981) и «Петр Великий», дипломом Академии художеств(1979), медалями и грамотами Министерства культуры СССР и РСФСР, Верховного Совета РСФСР(1973). Слайд 2
Произведения Широкова хранятся более чем в 15 музеях России, в том числе в главной сокровищнице национального искусства - Государственной Третьяковской галерее. Есть его работы и в частных собраниях России и за рубежом.
Имя Широкова, особенно в 1960-1980-е годы, было окутано легендами, являлось одним из наиболее ярких художественных символов Перми. Его работы с нетерпение ждали, они всегда вызывали заинтересованную реакцию у зрителей, художников, искусствоведов.

Для произведений Е. Широкова характерна мощная пластика, продуманность, прочувствованность, глубина психологических характеристик. Слайд 3

У него были свои постоянные зрители, многочисленные и преданные почитатели.
В Перми Широков оказался первым художником, который своей позицией и творчеством смог заставить и власть, и общество всерьез заговорить об изобразительном искусстве. Среди пермских художников он имеет самое большое количество публикаций в центральной прессе, уже не говоря о местной и региональной.
У Евгения Николаевича есть ученики: с 1993 года он - профессор отделения живописи факультета искусств Пермского государственного института искусств и культуры.
Широков Почетный гражданин Перми (1998) и Пермской области (1999). С полным основанием можно утверждать, что у Широкова счастливая творческая судьба.

- Эпиграфом к сочинению я предлагаю предложение из стихотворение И.Тургенева «Собака». Читаем текст, с учениками выбираем наиболее подходящее для описания чувств, которые возникают при просмотре полотна: Слайд 4

«Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.
Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.
И я тоже гляжу ей в глаза.
Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю.
Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
И конец!
Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…
Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой».

Перед нами картина Е.Широкова «Друзья». Слайд 5

О том, что у собаки и человека отношения особые, и говорить не стоит. Сколько фильмов снято про мальчиков и собак! Но они не идут ни в какое сравнение с полотном Широкова, в его реалистичностью и необычностью. Художник на подсознательном уровне пытается донести до нас, что животное может выслушать и облегчить страдания, всегда будет рядом и никогда не предаст.

Беседа по картине: (ведем черновик с основными тезисами, выбираем главное)

Кто изображен на полотне?

На картине мальчик из 20 века, одетый в синюю футболку, темно-синие штаны и сандалии.

Свою собаку он просто обожает, да и она в восторге от прикосновений хозяина и его присутствия. Черная лоснящаяся шерсть, ухоженная, словно шелковая, передает всю любовь мальчика к домашнему животному. Его породу сложно назвать, но это не так важно, ведь глядя в его умные глаза, мы замечаем, что помимо красоты они светятся умом и здоровьем.

А еще у этого животного очень забавные лапки, словно одеты в элегантные белые носочки. Голова, лежащая на них занимает практически весь передний план картины. В добрых глазах-бусинках читается понимание проблем его ближайшего друга. Одно ухо приподнято, видно, что животное внимательно слушает мальчика, стараясь не пропустить ни одного его слова.

Можем ли мы понять по внешнему виду мальчика, какое у него настроение?

И пес, и хозяин грустны. Но первый переживает о печалях человека, а не о своих. Животные могут слушать, понимать и сочувствовать – вот что зритель видит на полотне. И в этом заключается их преданная дружба человеку. Скорее всего, мальчик рассказал ей что-то печальное из своей жизни. Собака загрустила вместе с ним, приняла его эмоции, как свои. Мы можем только догадываться, что произошло со школьником на самом деле: друзья не позвали его гулять, получил он «двойку» или был наказан родителями за проступок. Видно только одно – в жизни этого ребенка произошла несправедливость, спасти от которой может только общение с животным. Расположение героев полотна относительно друг другу, практически одинаковое выражение глаз передают самые теплые, искренние и дружеские чувства. Собака для мальчика – не просто домашний питомец, а друг, благодарный слушатель и советчик. И, здесь вы можете смело вспоминать Тургенева, сказавшего о том, что в животном и человеке «одна и та же жизнь».

Что изображено на заднем плане картины?

Примечательно, что задний фон картины художник четко не выписывает. Размытые стены – вот то, что окружает друзей. Но если посмотреть на чем они сидят, то зрители нисколько не удивится. Это собачья подстилка. Не кровать, не пол, и не кресло. Скорее всего, животное даже и не знало об обидах, а мальчик пришел именно к нему, ведь только с ним вместе и на его территории он чувствует себя уверенно и спокойно.

Можно ли цветом передать чувства и эмоции?

Что касается колористических особенностей картины «Друзья», то все оттенки передают настроение мальчика и собаки. Задний фон окружает грязно-серая стена – лучшее подтверждение безрадостности и мрачности домашней атмосферы, подавленность ребенка и его угнетенное состояние. Кроме этого, серый фон несет и другую смысловую нагрузку – он становится отражением четкости фигур.

Красно-коричневый собачий коврик и желтый пол на фоне образов главных героев, выполненных темными красками, кажутся несколько неуместными. Но Широков не был бы Широковым, если не достиг гармонии. Зритель не просто видит грусть – он ее ощущает, и, в первую очередь, благодаря колористическим решениям произведения.

Холодные тона красок, используемые художником, выполняют еще одну функцию – они становятся контрастом для теплых душевных человеческих чувств.

Удалось ли художнику передать основную мысль своего полотна, что человек и животное тоже могут быть друзьями?

Удивительно, но друзья на картине здесь не люди. Дружба, показанная Широковым, уникальна. Она заключается в единстве душ, умении любить и быть преданным. Собаке и мальчику даже не нужно разговаривать – им важно уметь слушать сердце своего друга. Возможно, мальчик на картине не нашел среди людей такого же преданного и честного друга, которого обрел в лице пса. Такое потрясающее родство душ не может не активизировать все самые теплые чувства зрителей.

Работа достойна восхищения хотя бы потому, что Широкову удалось передать не просто позы героев, а самое важное в человеческом мире – эмоции. Видно, что художник вложил всю свою любовь в каждый мазок кисти, все свои воспоминания из детства, и всю свою любовь к животным.

Всего две фигуры на грязно-сером фоне: человек и животное – а мы уже видим практически хрестоматийный пример понятия «дружба». Это и взаимопомощь, и умение выслушать и поддержать в горе, и преданность, и желание быть нужным своему другу.

Мальчику на картине «Друзья» очень повезло: он нашел то, что находят немногие – преданное живое существо, которое будет не просто его любить, а и охранять, и оберегать. Черный пес на картине «Друзья» - это настоящий Полкан из русских сказок, который дарит свою привязанность только самым лучшим людям.

Примерный план сочинения: Слайд 6

Эпиграф: «Это не животное и не человек меняются взглядами,
это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга».

1.Евгений Широков – замечательный русский художник.

2. Описание картины «Друзья»:

А)Описание главных героев.

Б)Описание изображенного на заднем плане картины

В) Значение и цвет в описании картины художника

3.Настроение, которое оставляет картина.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: