Боевой беспилотный аппарат "скат". Ударный бпла миг скат. россия

ББЛА «Скат» стал одной из наиболее неожиданных и интересных новинок на авиасалоне МАКС-2007. Реактивный боевой беспилотник разрабатывался конструкторами российской корпорации «МиГ».

Аппарат выполнен по малоизвестной схеме «летающее крыло» и не имеет хвостового

оперения. В значительной степени конструкция сложена из композиционных материалов.

Корпус ББЛА выполнен в виде треугольника с углом стреловидности 54 градуса по передней кромке и срезанными под прямым углом законцовками. При виде снизу и сверху в аппарате наблюдается использование элементов, предназначенных для понижения его радиолокационной заметности, а именно: использование внешних обводов планера, створок люков и ниш, стыков панелей. Основными аэродинамическими управляющими органами аппарата являются многофункциональные отклоняемые поверхности, которые расположены по задней кромке крыльевых консолей. С их помощью выполняется управление как по тангажу, так и по крену, а также производится аэродинамическое торможение. На прифюзеляжных частях центроплана с обратной стреловидностью по задней кромке расположены дополнительные управляющие поверхности.

Силовая установка ББЛА «Скат» представлена бесфорсажным двухконтурным турбореактивным двигателем РД-5000Б, который является модификацией ТРДДФ РД-93 (используется на истребителях МиГ-29) и комплектуется для уменьшения радиолокационной заметности плоским соплом.

Вверху носовой части ББЛА находится нерегулируемый воздухозаборник двигателя.

Внутри корпуса беспилотника по бокам силовой установки и воздушного канала мотора находятся 2 отсека по 4,4 м длиной для размещения боевой нагрузки. В каждом из этих отсеков можно разместить по одной ракете класса «воздух-РЛС» или «воздух-поверхность» либо по одной бомбе массой заряда до 500 кг.

На презентации ББЛА «Скат» был укомплектован бомбами КАБ-500Кр и ракетами класса «воздух-РЛС» Х-31П. Разработчики заявляют, что максимально в аппарат можно загрузить 2000 кг боевой нагрузки.

«Скат» оборудован традиционным шасси самолетного типа, благодаря которому выполняется его посадка и взлет на аэродромных дорожках. Шасси сделано убирающимся, по трехопорной схеме. К каждой стойке крепится по одному колесу. Убирание передней опоры с рычажной стойкой происходит в отсек корпуса назад по полету, остальные опоры тоже рычажного типа и убираются в ниши центроплана.

ББЛА «Скат» предназначен для уничтожения сил противника в условиях сильного сосредоточения вражеских зенитных орудий, средств ПВО, морских и наземных движущихся и стационарных целей. Может действовать как автономно, так и в группе с другими самолетами.

Точных данных о составе бортового оборудования ББЛА «Скат» пока нет, но предположительно в его составе имеются автономные прицельные системы для определения и распознавания целей и дальнейшего применения по ним оружия, а также средства радиоэлектронного противодействия и разведки для обеспечения собственной выживаемости в сражениях.

Максимальная скорость аппарата на приземной высоте составляет 800 км/ч.

МиГ СКАТ Ударный БПЛА. Характеристики:

Модификация Скат
Размах крыла, м 11.50
Длина, м 10.25
Высота, м 2.70
Максимальная взлетная 10000
Тип двигателя 1 ТРДДФ РД-5000Б
Тяга, кгс 1 х 5040
Максимальная скорость, км/ч 800 (М=0.8)
Практическая дальность, км 4000
Практический потолок, м 12000

Боевой беспилотный летательный аппарат (ББЛА) «Скат» предназначен для нанесения ударов как по заранее разведанным стационарным целям, в первую очередь, средствам ПВО, в условиях сильного противодействия зенитных средств противника, так и по мобильным наземным и морским целям при ведении автономных и групповых, совместных с пилотируемыми летательными аппаратами, действий.

На авиасалоне МАКС-2007 корпорация «МИГ» продемонстрировала боевой БПЛА «Скат». Это первый Российский реактивный беспилотный аппарат, предназначенный для решения боевых задач, весом более тонны. Работы над БПЛА «Скат» в компании МиГ ведутся с 2005 года.

Аппарат выполнен из композитных материалов по схеме «летающее крыло» и не имеет хвостового оперения. Эта конструкция способствует снижению радиолокационной заметности. Управляющие органы аппарата - отклоняемые поверхности на задней кромке крыла. С их помощью осуществляется управление по крену, тангажу и курсу, а также аэродинамическое торможение. «Скат» обладает турбореактивным двигателем РД-5000Б тягой 5040 кгс. На носу аппарата размещен воздухозаборник двигателя. БПЛА обладает традиционным убирающимся трехопорным самолетным шасси. Внутри корпуса ББЛА «Скат» оборудованы два отсека боевой нагрузки длиной 4,4 м рассчитанных либо на ракеты класса «воздух-поверхность» либо по корректируемой бомбе калибра 250-500 кг. Масса боевой нагрузки аппарата составляет около 2000 кг.


В США также ведутся работы по созданию аналогичных беспилотных аппаратов. В компании Боинг, а также в компании Нортроп-Грумман - в 2000 году приступили к проектированию аппаратов Х-45 и Х-47. Эти БЛА должны удовлетворять следующим условиям:

  • летно-технические характеристики, близкие к характеристикам современных тактических боевых самолетов;
  • возможность многократного применения с базированием на аэродромах тактической авиации;
  • высокая выживаемость в условиях современного боя, реализуемая малой заметностью, специальными конструктивными решениями И наличием бортовых оборонительных систем;
  • возможность самостоятельного распознавания целей и применения по ним высокоточного оружия, размещаемого во внутренних отсеках;
  • ведение боевых действий как автономного, так и в составе групп, в т.ч. взаимодействуя с пилотируемыми летательными аппаратами.




Макет «Ската» на авиасалоне МАКС-2007

Перед ним были выставлены 500-килограммовые корректируемые авиабомбы (КАБ-500) и сверхзвуковые ракеты Х-31П

Сравнение размеров «Ската» с истребителем МиГ-29

Летом 2007 г. на авиасалоне МАКС Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» продемонстрировала новинку, которая наделала довольно много шуму. Это был беспилотный летательный аппарат «Скат» — точнее говоря, его модель. Тогдашний генеральный конструктор РСК Сергей Цивилев заявлял, что готовый БПЛА будет не разведывательным, а боевым аппаратом, способным к нанесению удара и по неподвижным, и по мобильным целям, в том числе малоразмерным, в условиях сильного зенитного противодействия, как автономно, так и в группе с другими аппаратами.

Фюзеляж, выполненный по схеме «летающее крыло», собран полностью из композитных материалов, способствующих снижению заметности. Использовано убирающееся трехопорное шасси. Управление осуществляется отклоняемыми поверхностями на задней кромке крыла. Судя по отсутствию хвостового оперения, полет «Ската» требует серьезного автоматического контроля со стороны электроники. Это — одна из (многочисленных) «больных мест» современного российского авиастроения, так что остается неясным, как именно разработчики из «МиГ» планировали ее решить.

На «Скате» планировалось устанавливать турбореактивный двигатель РД-5000Б тягой более 5040 кгс, производства ОАО « Климов ». Это позволяет достичь весьма внушительного для БПЛА взлетного веса в 10 т, из которой 2 т приходится на боевую нагрузку. Впечатляет и проектируемая дальность полета в 4 тыс. км, и потолок в 12 км.

Вооружение должно было размещаться внутри фюзеляжа (его размеры: длина 10,25 м; высота 2,7 м; размах крыльев 11,5 м), в двух отсеках боевой нагрузки длиной 4,4 м. На их внутренних подвесках «Скат» будет нести пару ракет «воздух-поверхность» или «воздух-РЛС», или пару корректируемых авиабомб (общей массой до 1 т).

Работа по проекту стартовала в 2005 г., и к моменту проведения МАКС-2007 был создан уже полноразмерный макет для отработки конструкторских решений, оценки и оптимизации некоторых характеристик аппарата. Следующим этапом должно было стать создание «летающей лаборатории», действующего прототипа для окончательной доводки всех технологий и компонентов.

Западным экспертам «Скат» уже внешне напомнил американский БПЛА X-47 Pegasus , хотя и увеличенных размеров (этот БПЛА тоже пока не завершен, хотя разработка его идет неплохими темпами — читайте «"Пегас» вдохновляет военных "). Впрочем, те же эксперты уже после МАКС-2007 призывали «не недооценивать» этот аппарат. И хотя для мирового рынка беспилотников он вряд ли смог бы стать ошеломляющей новинкой, однако он вполне отвечал современным требованиям, а главное — задачам, стоящим перед российской армией.

К сожалению, конец этой истории представляется довольно пессимистичным. С момента публичной демонстрации деревянного макета в 2007 г. новостей о продвижении проекта «Скат» никаких нет. На одном интернет-форуме некто Владимир, заверяющий, что он работает в корпорации «МиГ», рассказал, что в этой области не делается ровным счетом ничего. Это особенно удручает на фоне того, что российская армия, по‑видимому, уже договорилась о закупках беспилотников за границей — а именно, в Израиле. И разумеется, израильтяне не продадут России самые современные разработки из опасения «утечки технологий». Нашей армии останется довольствоваться предыдущим поколением — и, по данным СМИ, платить за 12 аппаратов сумму в 53 млн долларов.

Читайте и о другом российском проекте военного беспилотника «Типчак»: «Беспилотный соотечественник ». По счастью, этот аппарат продвигается куда успешнее, и изготовители их обещают начать поставки своих беспилотников в армию уже в ближайшее время.

ДАННЫЕ НА 2012 г. (в работе)

"Скат"

Проект ударного беспилотного летального аппарата (БПЛА) / перспективного малозаметного боевого БПЛА. Разработка БПЛА начата РСК "МиГ" в инициативном порядке в 2005 г. БПЛА "Скат" предназначен для нанесения ударов по заранее разведанным целям, например, по средствам ПВО, а также в условиях сильного противодействия зенитных средств противника. В кооперации по разработке БПЛА "Скат" участвовали ЦАГИ, 2-й ЦНИИ Министерства обороны России, концерн радиостроения "Вега", ГосНИИАС. Полноразмерный макет БПЛА "Скат" построен на опытном производстве РСК "МиГ" летом 2007 г. и впервые показан группе журналистов в рамках авиасалона МАКС-2007 в Раменском в одном из ангаров РСК "МиГ". Официальное разрешение показать макет БПЛА "Скат" было получено 21 августа 2007 г. специальным распоряжением Президента России.

В дальнейшем программа создания БПЛА предполагает создание пилотируемого "Скат-ПД" и затем беспилотного прототипа БПЛА "Скат-Д". В 2007 г. оценка сроков создания прототипов и начала летных испытаний БПЛА "Скат" была весьма оптимистичной (2-3 года). Предполагалось так же, что БПЛА может быть предложен иностранным заказчикам. По состоянию на 2012 г. разработка БПЛА "Скат" уже прекращена, но результаты работ могут быть использованы при проектировании новых моделей ударных и не только БПЛА.

Конструкция аппарата - аэродинамическая схема "летающее крыло" - хвостовое оперение отсутствует. В конструкции планера широко использованы композиционные материалы. Конструкция аппарата так же разработана с учетом снижения радиолокационной заметности за счет форм элементов планера и мест их сопряжения. управление по крену и тангажу, торможение осуществляется с помощью управляющих поверхностей на крыле БПЛА. На центроплане так же имеются дополнительные аэродинамические поверхности. Конструкции планера, выполненные из композиционных материалов, созданы ЗАО "Хиус" (Тверская область).

Шасси классическое трехопорное с управляемой носовой стойкой. На каждой стойке шасси по одному колесу.

Двигатели - 1 х ТРДД РД-5000Б тягой 5040 кг (модификация ТРДДФ РД-93 для экспортных и зарубежных однодвигательных самолетов). Двигатель оборудован плоским соплом. Воздухозаборник лобовой нерегулируемый. Суловая установка разработана ОАО "Климов" (г.Санкт-Петербург) совместно с Тушинским МКБ "Союз". Серийное производство предполагается на ММП им. В.В.Чернышева.

ТТХ БПЛА :
Длина - 10.25 м
Размах крыла - 11.50 м
Высота - 2.70 м
Стреловидность крыла по передней кромке - 54 град.
Габариты отсека для полезной нагрузки (два отсека на БПЛА) - 4400 х 650 х 750 мм

Масса максимальная взлетная - 10000 кг
Масса полезной нагрузки максимальная - 2000 кг

Скорость максимальная - 800 / 850 км/м (0.8М)
Дальность практическая - 4000 км
Потолок практический - 12000 м

Вооружение - размещается в двух отсеках ля подвесного вооружения в фюзеляже БПЛА. Может нести до 2-х КАБ или ракет калибром по 250-500 кг.
- противорадиолокационные ракеты типа Х-31П (демонстрировалась на МАКС-2007 вместе с БПЛА)
- корректируемые авиабамбы типа КАБ-500Кр (демонстрировалась на МАКС-2007 вместе с БПЛА)

Оборудование : в работах по проекту "Скат" участвовали концерн радиостроения "Вега", а так же ОКБ "Русская авионика" (НПК "Иркут").

Модификации :
"Скат-ПД" - пилотируемый летный прототип БПЛА.

"Скат-Д" - беспилотный летный прототип БПЛА "Скат".

Статус : Россия
- 2007 г. - создан полноразмерный макет БПЛА "Скат", который показан в рамках авиасалона МАКС-2007 в августе 2007 г. в Раменском.

Источники :
"Скат". Сайт

В 2007 году на авиасалоне МАКС был впервые показан ударный беспилотный летательный аппарат (БЛА) "Скат", в конструкции которого применялась технология "стелс". Его полноразмерный макет российская самолетостроительная корпорация (РСК) "МиГ" продемонстрировала за пределами территории салона - в ангаре летно-испытательной и доводочной базы предприятия. Этот дрон тогда вызвал небывалый интерес как среди журналистов, так и среди специалистов авиационной отрасли и самих военных. Но в 2012 году работы по этой программе были приостановлены, как отмечалось, из-за отсутствия интереса со стороны Минобороны России.

Однако этот ударный беспилотник не ушел в прошлое, как многие военные проекты, создающиеся предприятиями в инициативном порядке. "Компания (РСК "МиГ" - прим. ТАСС) возобновила работы по "Скату". Опытный образец этого реактивного БЛА планируется создать в ближайшие несколько лет", - сообщил ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе, при этом уточнив, что "российское военное ведомство заинтересовалось этим аппаратом". В корпорации "МиГ" отметили, что уже на протяжении нескольких лет ведут работы по созданию БЛА различного типажа и размерности, однако не подтвердили информацию, касающуюся конкретных разработок, сославшись на закрытость данных.

В 2017 году на выставке Dubai Airshow официальный представитель корпорации Анастасия Кравченко сообщила , что работы ведутся по созданию ударных и разведывательных беспилотников массой от 1 т до 15 т. На них будут устанавливать двигатели отечественного производства, над созданием которых уже трудятся специалисты. В августе этого года глава РСК "МиГ" Илья Тарасенко подтвердил информацию о том, что в ближайшее время предприятие продемонстрирует свои разработки в беспилотной тематике.

"Скат" против "Хищника"

Разработкой БЛА в мире начали заниматься еще с конца 1950-х годов, однако средством для ведения боевых действий они стали лишь спустя 30 лет. "Полем триумфа" стал военный конфликт 1991 года в Персидском заливе, где США применили против Ирака сразу несколько типов беспилотных разведчиков. Использование ADM-141 (ложная цель-имитатор крылатой ракеты - прим. ТАСС) и других, по данным из открытых источников, позволило американцам обнаружить, а затем и уничтожить около десяти зенитно-ракетных батарей, около 70 автомашин и 300 танков иракской армии. И для этого потребовалось всего порядка 20 вылетов.

Конечно, на этом фоне наша страна выглядела достаточно скромно. В 80-х годах прошлого века было выпущено около 950 советских разведчиков Ту-143, и на них беспилотная тема почти закрылась.

В настоящее время большим числом ударных БЛА, оснащенных различными системами вооружения, обладают США. Уже многие годы они используют такие дроны для решения оперативных задач в любой точке мира. В частности, беспилотники MQ-1 Predator ("Хищник"), способные нести управляемые ракеты, активно применялись для ударов по наземным целям в Афганистане и Ираке.

Это только с виду "Хищник" похож на обычный планер, а в реальности его возможности велики: он может находиться в воздухе порядка 40 часов и на высоте до 4,5 км вести радиоэлектронную разведку, быть "глазами и ушами" пехоты и бронетехники, а также корректировать применение высокоточного оружия. Пролетая над территорией противника, по приказу оператора с земли он может уничтожать как отдельные объекты (здания и укрепления), так и бронеавтомобили и даже группы людей.

В последнее десятилетие Пентагон часто использовал в военных операциях в Афганистане, Ираке и Ливии один из самых больших БЛА в мире - RQ-4 Global Hawk, который производит корпорация Northrop Grumman. Также известно, что с разрешения властей Украины беспилотники совершали, в частности, в 2016, 2017 и 2018 годах разведывательные полеты вдоль полуострова Крым и линии разграничения в Донбассе. RQ-4 способен вести наблюдение с высоты до 18 км при любых погодных условиях и передавать информацию в режиме реального времени. Его максимальная взлетная масса - 15 т. Он может на протяжении 40 часов лететь со скоростью 570 км/ч и обнаруживать цели на удалении примерно 550 км.

Таким летающим ударным роботам на Западе давно "открыли" небо. И тут все дело в финансовой составляющей. При цене, сопоставимой с обычным боевым истребителем, беспилотник все же дешевле и в чем-то даже эффективнее. Обучение военного летчика стоит огромных денег, а уровень его подготовки и профессионализма порой зависит от различных факторов. Проще оставить человека на земле, чем посылать в бой. При этом боевой дрон готов работать в любое время и в любую погоду, сутками находиться в воздухе и не требовать к себе повышенного внимания.

Специалисты отмечают, что "Скат" призван восполнить отсутствие в составе беспилотной авиации России тяжелых стратегических аппаратов. Они могли бы находиться в воздухе по несколько суток, передавать разведданные и наносить точечные удары по противнику. "Такие БЛА, летающие на предельные дальности, крайне нужны российской армии для борьбы с террористами, - говорит военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин. - Эта борьба предполагает охоту за экстремистами не только в районах их сосредоточения, в лагерях подготовки, мастерских по ремонту боевой техники, на узлах связи и пунктах управления, но и во время перемещения по дорогам на той или иной территории".

Часто требуется немедленно реализовать данные агентурной или технической (спутниковой) разведки, а поисково-десантных подразделений или групп в этом регионе нет, и главари бандитских формирований остаются неуязвимыми. Если в этом районе будет барражировать беспилотник с подвешенными под его фюзеляжем ракетами "воздух - поверхность", эту задачу можно решить в считаные минуты

Виктор Литовкин

военный обозреватель ТАСС

По мнению эксперта, БЛА может в данный момент быть и разведчиком, который обнаружит цель и сообщит о ней оператору, находящемуся от места действия за тысячи километров, и по его команде наведет на объект ракету и нанесет разящий удар.

Также такие беспилотники можно применять для нанесения ударов по пунктам управления и узлам связи, базам хранения оружия и боеприпасов в глубоком тылу противника. "Правда, во время работы там БЛА может быть обнаружен радиолокационными станциями и уничтожен зенитными ракетами. Чтобы этого не произошло, он должен иметь на своем борту и комплексы радиоэлектронной борьбы, подавляющие радиолокационный сигнал РЛС или отводящий его в сторону от себя", - считает Литовкин.

Кстати, летом этого года стало известно , что в сентябре впервые должен подняться в воздух другой тяжелый ударный БЛА - "Охотник" - разработки КБ Сухого, который станет прототипом истребителя шестого поколения. "Основное назначение "Ската" такое же, как и у "Охотника", равно как и у большинства создаваемых в мире аналогов, - разведывательно-ударные задачи в условиях активно работающей современной системы ПВО противника, когда применение широко используемых сегодня систем БЛА, таких как американские Predator и Reaper, неэффективно", - считает главный редактор журнала "Беспилотная авиация" Денис Федутинов.

БПЛА "Охотник"

Контракт на разработку был подписан между Минобороны РФ и компанией "Сухой" в 2011 году, макет для наземных испытаний был создан в 2014-м. В настоящее время на Новосибирском заводе создан опытный образец. По открытым данным, "Охотник" выполнен с применением технологии "стелс", имеет аэродинамическую схему "летающее крыло", взлетная масса аппарата достигает 20 т. По неподтвержденной информации, беспилотник имеет реактивный двигатель и сможет развивать скорость около 1000 км/ч.

Продолжение

По мнению эксперта в области беспилотной авиации, интерес военных к "Скату" "связан с желанием иметь одновременно с тяжелым БЛА более легкий вариант, что позволит составить более оптимальный парк соответствующих систем". При этом, по словам Федутинова, "вероятнее всего, в России будут разработаны технологии группового взаимодействия для этих двух аппаратов, чтобы обеспечить их "стайное применение". Однако, добавил специалист, "это только один из возможных сценариев применения этих беспилотников, и использование принципа "стаи" или "роя" будет более характерно для малоразмерных БПЛА".

Секретный "Скат"

Наиболее распространенным в российских войсках аппаратом является многоцелевой БЛА "Орлан-10" (дальность полета - 600 км), а самым крупным - "Форпост". Дрон массой около 500 кг производится на Уральском заводе гражданской авиации по израильской лицензии. Известно, что он способен осуществлять разведку с высоты 5 км в течение 16 часов на удалении до 400 км.

В Минобороны России неоднократно заявляли, что военные испытывают огромную потребность в различных типах беспилотников, несмотря на то, что за последние пять лет их количество в армии заметно увеличилось. "Сегодня ни один военный конфликт не проходит без применения беспилотной авиации. Вся информативность, вся разведка сегодня идет с помощью этих средств. В ближайшие 10–15 лет - это один из основных трендов в области развития систем вооружения", - говорил в 2016 году Юрий Борисов, занимавший тогда пост замминистра обороны РФ.

Летно-технические характеристики "Ската" официальные источники не разглашают. О нем известно мало. СМИ писали, что его разработка началась в РСК "МиГ" в инициативном порядке в 2005 году. Спустя семь лет работы по аппарату были приостановлены из-за отсутствия интереса со стороны военных.

Однако в 2015 году в интервью газете "Ведомости" Сергей Коротков (в то время - генеральный директор РСК "МиГ", ныне - вице-президент по инновациям Объединенной авиастроительной корпорации - прим. ТАСС) рассказал, что в корпорации всегда занимались такими комплексами и "есть запатентованные компоновки и схемы ударных БЛА, которые мы разработали совместно с ЦАГИ, и эта работа продолжается". На вопрос журналиста, инициативно ли ведутся такие работы, он ответил: "Нет, эти опытно-конструкторские разработки финансирует Минпромторг, часть работы уже сдали, часть заканчиваем".

Впервые "Скат" был представлен группе журналистов на МАКС-2007, причем демонстрировался за пределами территории салона. Отмечалось, что макет был предназначен для отработки конструктивно-компоновочных решений, а также для проведения оценок и оптимизации характеристик аппарата.

Компоновка аппарата была выполнена по аэродинамической схеме "летающее крыло" (отсутствует хвостовое оперение) треугольной формы и имела в носовой части воздухозаборник двигательной установки. Именно такие аппараты менее заметны для радаров противника. Как поясняли на МАКС-2007 руководители корпорации "МиГ", предусматривалась постройка летающей лаборатории-демонстратора для отработки технологий. Причем планировалось его испытать как в пилотируемом, так и беспилотном вариантах. В ходе испытаний должна была быть проведена окончательная доводка и демонстрация всех технологий БЛА, включая применение оружия.

Планировалось, что максимальная взлетная масса аппарата составит 10 тонн, скорость - 850 км/ч, дальность полета - 4000 км. БЛА может нести как ракетное, так и бомбовое вооружение во внутрифюзеляжном отсеке. Перед макетом на МАКС-2007 было выложено ударное оружие - противокорабельные и противорадиолокационные ракеты Х-31А и Х-31П, а также управляемые ракеты с телевизионной системой наведения.

В 2008 году СМИ писали , что ОАО "Климов" для "Ската" начал разработку двигателей на базе бесфорсажной модификации турбореактивного двигателя РД-33. Отмечалось, что этот мотор тягой около 5000 кгс позволит БЛА развивать скорость более 800 км/ч у земли и нести боевую нагрузку до 2 т. Практический потолок составит в этом случае более 12 км.

Кстати, "Скат" - практически внешняя копия американского Х-47В компании Northrop Grumman. Он предназначался для выполнения задач непрерывного сбора информации, наблюдения, разведки и осуществления ударных операций с борта авианосцев. Сообщалось, что его боевой радиус действия - более 2700 км, вес внутренней полезной нагрузки - 2 т. Было изготовлено всего два опытных образца только для испытаний. В 2013 году была выполнена первая посадка на палубу авианосца "Джордж Буш", который находился в водах Атлантического океана. Шума вокруг БЛА Х-47В тогда было много, но проект так и не был реализован окончательно. Как писали американские издания, от беспилотника отказались после того, как ВМС США изменили свои требования, предъявляемые к ударной платформе.

По данным разработчиков, российский "Скат" сможет наносить удары как по заранее разведанным стационарным целям, в первую очередь - средствам ПВО, так и по мобильным наземным и морским целям при ведении автономных и групповых, совместных с пилотируемыми самолетами, действий.

В любом случае ударные беспилотники, как и разведывательные, должны работать в тесной связи и на связи с оператором и под его контролем. Решение на применение оружия по разведанным или заданным (запланированным) целям принимает человек. Никакой самодеятельности или автоматизма от БПЛА быть не может

Виктор Литовкин

военный обозреватель ТАСС

На выставке ArmHiTec 2018 в Ереване заместитель генерального директора НПК "Техмаш" (входит в Ростех) Александр Кочкин сообщил , что компания начала разработку оружия для таких дронов. "Еще одно наше новое направление - боевая нагрузка к ударным беспилотникам, уже отдельные работы ведутся, создаем образцы", - сказал он.

Пока поступление в армию ударных беспилотников официально не подтверждалось, однако осенью 2017 года министр обороны РФ Сергей Шойгу заявлял, что такие БЛА поступят в Вооруженные силы уже в ближайшее время.

Роман Азанов