Аркадий Адамов - …Со многими неизвестными. Аркадий Адамов - …Со многими неизвестными Смотреть что такое "Адамов, Аркадий Григорьевич" в других словарях

Аркадий Григорьевич Адамов

Адамов Аркадий Григорьевич (1920/1991) - советский писатель, родоначальник советского детектива. В 1956 г. выходит повесть «Дело "Пестрых"», которая была признана первым отечественным детективом. Кроме того, перу Адамова принадлежат литературоведческие исследования детективов зарубежных авторов, а также документальная проза «Мой любимый жанр - детектив» (1980).

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 7-8.

Адамов Аркадий Григорьевич - прозаик.

Сын известного писателя Григория Адамова, автора популярного приключенческого романа 1930-х «Тайна двух океанов». В 1948 Адамов оканчивает исторический факультет МГУ. Мотив приключенчества, соединение научного анализа исторических событий с занимательностью заявляют о себе уже в первых произведениях Адамова «Шелехов на Кадьяке» (1948), «Первые русские исследователи Аляски» (1950). В журнале «Вокруг света» в 1951 публикует статью «Правда о русских открытиях в Америке», которая в следующем году выходит отд. изд. В 1952 появляется повесть о русском изобретателе - «Василий Пятов». Повесть «Шелехов на Кадьяке» и исторический очерк «Григорий Иванович Шелехов» предстают как увлекательное повествование о родившемся в России в XVIII в. плане освоения бассейнов Тихого и Ледовитого океанов. Об одном из авторов этого плана Г.Державин писал: «Колумб наш Шелехов чрез воды спешит в неведомы народы...» Деятельность героя предстает под пером Адамов романтичной и увлекательной: «Коммерческие планы Шелехова шли очень далеко. Он мечтал весь Тихий океан избороздить своими кораблями, завязать торговлю с Китаем, Японией, Индией, Кореей, Филиппинами, с испанцами в Калифорнии» (Адамов А. Колумб российский. Курск, 1948. С.89). Автор показывает гуманизм русского морепроходца, его доброе отношение к различным народам.

Романтика поиска отражена и в произведениях детективного жанра, к которым Адамов одним из первых обратился в 1950-е. Роман «Дело "пестрых"» (1956) не сразу был принят к изданию, считалось, что тема борьбы с преступностью не заслуживает внимания. Впоследствии книга выдержала несколько изданий, по роману был поставлен фильм, который долго не сходил с экранов. В последующих книгах Адамов детективного жанра усложнялся психологический рисунок, более глубокому анализу подвергались воссоздаваемые криминальные ситуации: повести «Черная моль» (1958), «Последний "бизнес"» (1961), «Личный досмотр» (1963), «След лисицы» (1965), «Со многими неизвестными» (1968). Автора интересует не только раскрытие преступления, но прежде всего важный вопрос о причинах преступности и возможностях ее предотвращения. Перед читателем не просто остросюжетное занимательное чтение, но литература с большим воспитательным потенциалом, в этом ее ценность.

Адамов стал одним из первых, кто в послевоенные годы поднял авторитет детектива как жанра. Сам проработав в уголовном розыске несколько лет, Адамов как бы изнутри понял «проклятую святую работу» своих героев Сергея Коршунова, Виталия Лосева и др. Они незаурядны, умны, опытны, преданы своей работе, увлечены ею. В 1970-е появились повести «Злым ветром», «Квадрат сложности», роман «Петля». В них также решались нравственные проблемы. Адамов писал: «Не так страшно быть плохим токарем, как плохим человеком» (Аврора. 1982. № 11. С.140).

В 1970-е Адамов продолжает пользоваться доброжелательным вниманием читателей и критики. Творческая работа становится все более интенсивной; опубликованы повести «Круги по воде» (1970), «Угол белой стены» (1971), «Личный досмотр» (1974); в 1978 издается дилогия «Инспектор Лосев». Адамов осмысливает творческий опыт предшественников, в своих записках «Мой любимый жанр - детектив» (1980) Адамов тонко анализирует многие произведения русской и мировой литературы, пишет об Эдгаре По, Агате Кристи, А.Конан-Дойле, У.Коллинзе, Г.Честертоне, Б.Райнове, Ю.Семёнове; выстраивает любопытные историко-литературной закономерности в детективном жанре.

В 1980-е Адамов сосредоточивается на более крупной форме - на жанре детективного романа: «На свободное место» (1981), «Идет розыск» (1985). Роман «На свободное место» завершил трилогию «Инспектор Лосев». А. адресует свои книги прежде всего молодому читателю - «с надеждой разбудить в нем добрые чувства, чему-то научить, в чем-то предостеречь, привить качества бойца» (Аврора. 1982. №2. С.137). Таково кредо писателя, он напоминает: «Самое страшное в человеке - позиция "моя хата с краю", равнодушие к чужой беде, к чужой жизни, порой очень близкой, соседней... Главное - совесть и гражданская позиция» (Там же. С. 137, 140).

Книги Адамова издавались большими тиражами как в отечественных, так и в зарубежных издательствах. Только в 1994 было издано 13 книг, в 1997 - 23 книги Адамова. В многочисленных статьях о нем, например «Детектив требует внимания» Н.Наумовой, «Наследники Одиссея» В.Назаренко и др., раскрывалось большое воспитательное значение произведений Адамова: «Мы читаем между строк: если каждый отдаст другому кусочек сердца, особенно когда этот другой юн, никто не скажет, что нет правды - она будет познана. Правда любви, правда добра...» (Аврора. 1982. №11. С.139).

В.А.Шошин

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 17-18.

Сочинения:

Избранные произведения: в 3 т. М., 1986;

Избранное. Челябинск, 1995;

Шелехов на Кадьяке. М., 1948;

По неизведанным путям. М., 1950;

Болотная трава: повесть, роман. М., 1990;

Дело «пестрых». М., 1994, и др. изд.;

Вечерний Круг. Идет розыск. М., 1994;

Инспектор Лосев: трилогия. М., 1994; [Послесл.] // Адамов Г. Победители недр. М., 1989. С. 407-413;

Угол белой стены. Личный досмотр. М., 1994;

Час ночи. М., 1997;

Петля. М., 1997;

Стая. М., 1997.

Литература:

Рысс Е. Книги Аркадия Адамова // Адамов А. Круги по воде. М., 1970. С. 250-255;

Ревич В. Признание в любви // Литературное обозрение. 1981. №11;

Сидоров Е. Слово о любимом жанре // Юность. 1982. №1;

Нехотин В. Детектив: Легенды и действительность // Вопросы литературы. 1982. №4;

Захаров В. Этюд к портрету. Творческая биография писателя А.Адамова // Аврора. 1982. №11;

Рысс Е. [Предисл.] // Адамов А. Дело «пестрых». Черная моль. М., 1991. С.5-10.

Аркадий Григорьевич Адамов (13 июля 1920 - 26 июня 1991) - русский советский писатель, автор детективов. Сын писателя Григория Борисовича Адамова.

Его повесть «Дело „пёстрых“», вышедшая в 1956 году, стала первым широко известным советским детективом, благодаря чему в стране в 1950-х годах произошло возрождение детективного жанра. По этой книге в 1958 году режиссер Николай Досталь поставил одноименный фильм. Основным персонажем книг Адамова сначала являлся сотрудник МУРа Сергей Коршунов, а в поздних произведениях - ученик Коршунова Виталий Лосев. Адамов - автор документальных записок «Мой любимый жанр - детектив» и ряда исследований по зарубежной детективной литературе.

Окончив среднюю школу в 1937 году, поступил в Московский авиационный институт. В 1941 г., не завершив обучение, ушёл добровольцем на фронт. Красноармеец ОМСБОН, участвовал в Московской битве и других операциях Западного фронта. Был ранен, в 1943 уволен в запас по болезни.

После демобилизации учился на историческом факультете МГУ и окончил его в 1948 г. Одновременно занимается литературной деятельностью, экспериментируя в различных жанрах: повесть «Шелихов на Кадьяке» (1948 год) и сборник рассказов «По неизведанным путям» (1948-1950 годы) о путешествиях и приключениях российского исследователя, мореплавателя и купца в Русской Америке, повесть «Василий Пятов» (1952 год).

В 1952 году выходит на руководителей МУРа с пожеланием дать ему возможность изучить работу уголовного розыска и подготовить на основе собранных материалов литературные произведения, по-новому освещающие задачи и методы современной милиции. Получившие после смерти Сталина самую широкую огласку факты политических репрессий, создавали в обществе самое негативное отношение к работникам органов внутренних дел. Ситуацию необходимо было исправлять, и Адамов получил разрешение на получение всей необходимой информации.

Работа над первой повестью Дело «пёстрых» была завершена в 1956 году. Но из редакций следовал отказ за отказом. Буд­ни милиции счи­та­лись те­мой, не­до­стой­ной ли­те­ра­ту­ры, ограбленный обыватель - не герой подобающего сюжета. Возможный читательский интерес разглядел Ва­лен­тин Ка­та­ев, главный редактор «Юности». В этом журнале в 1956 году и состоялся дебют Адамова, как основателя жанра нового советского детектива.

Адамов издал около 30 своих произведений, среди которых публитистические записки «Мой любимый жанр - детектив» и исследования по зарубежной детективной литературе.

Адамов удостоен премии Всесоюзного литературного конкурса Министерства внутренних дел СССР, Союза писателей СССР и Госкомиздата СССР, посвященного 60-летию советской милиции в 1977 г. Трилогия «Инспектор Лосев» награждена Золотой медалью имени Героя Советского Союза Н. Кузнецова за лучшее героико-приключенческое произведение 1981 года, учрежденной СП РСФСР.

А. Адамов был членом Союза писателей СССР.

Похоронен на Новом Донском кладбище.

Список произведений

Шелихов на Кадьяке (повесть, 1948)
По неизведанным путям (рассказы, 1950)
Василий Пятов (повесть, 1952)
Дело «пёстрых» (повесть, 1956). Экранизирована в 1958 году.
Чёрная моль (повесть, 1958).
Последний бизнес (повесть, 1961)
Личный досмотр (повесть, 1963)
След лисицы (повесть) (1965)
Стая (повесть, 1966)
Со многими неизвестными (повесть, 1968)
Угол белой стены (повесть, 1970)
Час ночи (повесть)
Круги по воде (повесть, 1970)
Злым ветром (роман, 1975). Экранизирован в 1982 году.
Петля (роман, 1975). Экранизирован в 1983
Мой любимый жанр - детектив (1980)
На свободное место (роман, 1982)
Болотная трава (повесть, 1986)
Вечерний круг (повесть, 1982)
Идёт розыск (роман, 1985)

Аркадий Григорьевич АДАМОВ

…Со многими неизвестными

ТРИ ПАСПОРТА ИЗ БОРСКА

Плотная толпа постепенно втягивалась на эскалатор и длинной пестрой лентой медленно ползла вверх. А навстречу спускался поток лиц, самых разных: молодых, розовых от мороза, улыбающихся, и немолодых, задумчивых, невыспавшихся, со следами забот и волнений. Сергей любил вглядываться в эти проплывавшие мимо лица, стараясь схватить в них что-то главное, что-то отличное от других, и порой усмехался над своими неожиданными маленькими открытиями.

Через минуту он машинально переступил с уходившей из-под ног плитки на мраморный пол вестибюля и, увлекаемый потоком людей, поднялся по широким ступеням к окутанному паром выходу из метро.

Очутившись наконец на площади, он глубоко вдохнул свежий, морозный воздух и по привычке взглянул на часы, седой круг которых висел в центре площади на высокой мачте. «Так, – отметил он про себя, – несмотря на мороз, метель и Витькину географию, движемся нормально, по графику».

Зима в этом году удалась на славу, вот уже месяца два как мороз не отступал, навалило уйму снегу. Вчера, в воскресенье, они с Витькой ходили на лыжах по Измайлову часа четыре. И ведь не устал, чертенок, с гор носится как оглашенный. Сергей, взобравшись на вершину, еще только прикидывал, как и где спуститься, еще собирался с духом, а Витька маленьким синим шариком уже несся вниз. И Сергей, устыдившись, сломя голову летел за ним. А Витька последние метры катился кубарем, вопя от восторга.

В воскресенье они всегда обедали у стариков. Туда же после утреннего спектакля приезжала Лена.

А сегодня с утра Витька что-то покашливал, и Сергей с Леной обменивались тревожными взглядами. «Вот ваши лыжи, – сердито говорила Лена. – Больше не пущу одних». Но Сергей знал, что больше всего она каждую зиму боялась гриппа и лыжи были ни при чем.

Из дома Сергей с Витькой всегда выходили вместе. По дороге начиналась «география». Дед подарил Витьке недавно атлас. Целыми днями он изучал карты и поражал родителей своими открытиями. Так было и в это утро, по дороге в школу.

– Пап, – начал Витька, – а сколько в Америке Вашингтонов, знаешь? – и тут же выпалил: – Три!

– То есть как три? – удивился Сергей.

– А так. Столица, и еще в штате Техас, и еще в Оклахоме.

– Ага. И еще, знаешь, там Москва и Петербург есть.

– М-да, – растерянно соглашался Сергей, про себя удивляясь этим открытиям.

– Пап, – не унимался Витька, – а почему во Франции Орлеан есть, а в Америке Новый Орлеан? И еще знаешь…

– Ты на морозе-то много не болтай, – оборвал его Сергей. – И так вон кашляешь.

Проводив сына до школы, Сергей пошел дальше, к метро. Выходил он обычно на площади Маяковского и дальше шел пешком по улице Горького, через площадь Пушкина, вниз, до Центрального телеграфа, и тут поворачивал в министерство. Весь путь был рассчитан по минутам, и ровно в девять он входил в гулкий подъезд. Показав удостоверение часовому, Сергей, переговариваясь с сослуживцами, поднимался на лифте на четвертый этаж.

Все было так и в это утро.

Войдя к себе в кабинет, Сергей снял пальто, спрятал В шкаф. Растер окоченевшие руки. Затем уселся за стол и с наслаждением закурил. Первая сигарета была всегда самая вкусная.

Но тут внезапно зазвонил один из телефонов. «Так, начинается», – отметил про себя Сергей и снял трубку.

– Слушаю вас, Петр Иванович.

– Прошу зайти ко мне, Сергей Павлович.

Через пять минут он уже входил в приемную начальника управления.

– Один? – кивнув на дверь, спросил он у секретаря

Сергей понимающе кивнул в ответ.

В просторном кабинете начальника управления негромко переговаривались два человека, разделенные большим письменным столом. Когда вошел Сергей, оба одновременно подняли головы.

– Присаживайтесь, – неторопливо сказал начальник управления, жестом указывая на второй стул около стола.

Он был всегда сдержан, подчеркнуто спокоен и редко скупо улыбался. Короткие белокурые волосы, расчесанные на аккуратный пробор, скрывали густую седину, но на худом румяном лице резко выделялись морщинки вокруг глаз и в уголках рта.

Светлов же был молод, порывист, на тугих, пухлых щеках играл здоровый румянец, в большой руке его черная авторучка казалась обгорелой спичкой.

Перед Светловым на маленьком столике, придвинутом к письменному столу, высилась гора толстых папок, бумаги еле вмещались в них.

– Привет, Сергей Павлович, – произнес он. – С хорошей погодкой тебя. Небось на лыжах вчера гонял?

– Гонял, – добродушно усмехнулся Сергей.

– А мы с Верой в Турист ездили. Вот где горы!

– Ну, ну, поехали, – усмехнулся начальник управления. – Давайте-ка к делу. Доложите всю ситуацию сна чала. И не торопитесь. Обсуждать будем.

Светлов так же легко и свободно, как о лыжах, сказал:

– Начинать надо, Петр Иванович, с мошенничества.

– Ну вот и начинайте.

– Слушаюсь. Мошенничества крупные, вокруг автомашин. Четыре случая.

– Три, – поправил Сергей.

– Уже четыре, – живо откликнулся Светлов. – Поступила еще ориентировка.

Сергей покачал головой.

– Опасная группа действует.

– Именно, – подхватил Светлов. – И одно интересное обстоятельство открывается. Для пущей убедительности преступники оставляют на руках у своих жертв паспорта.

– Знаем, – кивнул Сергей.

Светлов лукаво усмехнулся:

– Не знаешь другого. Но сначала заметим, что все паспорта краденые, даже фотографии не переклеивали. На легковерных людей рассчитано.

– Тоже, знаем…

– Ты погоди. Так вот, из четырех оставленных паспортов три выданы и прописаны в городе Борске. Это ты тоже знаешь?

– Интересно…

– А ты думал. Ниточка! Причем только первая пока. Теперь можно насчет снотворного, Петр Иванович? – обернулся Светлов к начальнику управления.

– Погоди. У вас, Сергей Павлович, есть чего добавить? Борек в вашей зоне.

– Так вот, – оживленно продолжал Светлов, – теперь последнее дело. В поезде дальнего следования преступники познакомились с жертвой – человек собирался сделать в Москве крупную покупку, – подсыпали в вино снотворное, затем похитили деньги, аккредитивы и документы. Человек этот умер. – Светлов многозначительно поднял палец. – И тут имеется одна деталь.

Сергей слушал с возрастающим интересом. О случаях мошенничества с автомашинами, когда преступники завлекали свои жертвы в какое-либо учреждение под предлогом продажи там машины, выдавая себя за сотрудников этого учреждения, он знал. Но, оказывается, ниточка тянется в Борек! И вот теперь со снотворным…

Аркадий Григорьевич Адамов (13 июля 1920 - 26 июня 1991) - русский советский писатель детективного жанра. Сын писателя-фантаста Г. Адамова.

Его повесть «Дело „пёстрых“», вышедшая в 1956 году, стала первым широко известным советским детективом, благодаря чему в стране в 1950-х годах произошло возрождение детективного жанра. По этой книге в 1958 году режиссёр Николай Досталь поставил одноимённый фильм. Основным персонажем книг Адамова сначала являлся сотрудник МУРа Сергей Коршунов, а в поздних произведениях - ученик Коршунова Виталий Лосев. Адамов - автор документальных записок «Мой любимый жанр - детектив» и ряда исследований по зарубежной детективной литературе.

Биография

Окончив среднюю школу в 1937 году, поступил в Московский авиационный институт. В 1941 г., не завершив обучение, ушёл добровольцем на фронт. Красноармеец ОМСБОН, участвовал в Московской битве и других операциях Западного фронта. Был ранен, в 1943 уволен в запас по болезни.

После демобилизации учился на историческом факультете МГУ и окончил его в 1948 г. Одновременно занимается литературной деятельностью, экспериментируя в различных жанрах: повесть «Шелихов на Кадьяке» (1948 год) и сборник рассказов «По неизведанным путям» (1948-1950 годы) о путешествиях и приключениях российского исследователя, мореплавателя и купца в Русской Америке, повесть «Василий Пятов» (1952 год).

В 1952 году выходит на руководителей МУРа с пожеланием дать ему возможность изучить работу уголовного розыска и подготовить на основе собранных материалов литературные произведения, по-новому освещающие задачи и методы современной милиции. Адамов получил разрешение на получение всей необходимой информации. Известный комментатор книг А.Адамова Евгений Рысс вспоминает:

Писатель мог ограничиться беседами со следователями, оперативными работниками и специалистами научно-технического отдела. Но может быть, А. Адамов понимал, что написать хорошую книгу после таких бесед невозможно, а может быть, просто его увлекли специфика розыскной работы, сочетание логики и риска, объективных данных науки и смелых логических построений. Так или иначе, А. Адамов, к счастью, не ограничился беседами. Он ходил на операции, участвовал в обысках и засадах, дежурил но ночам в МУРе и выезжал с оперативными группами на место преступления. Короче говоря, он знает дело не по рассказам. Он пережил, как и его герои, напряжённые часы в засаде, когда нельзя ни кашлянуть, ни закурить, ни пошевелиться. Сидел на оперативных совещаниях. Участвовал в обысках, когда точно известно, что крупный преступник скрывается здесь, в этой комнате или в этой квартире, а найти его не удаётся.

Работа над первой повестью Дело «пёстрых» была завершена в 1956 году. Но из редакций следовал отказ за отказом. Будни милиции считались темой, не­до­стой­ной ли­те­ра­ту­ры, ограбленный обыватель - не герой подобающего сюжета. Возможный читательский интерес разглядел Ва­лен­тин Ка­та­ев, главный редактор «Юности». В этом журнале в 1956 году и состоялся дебют Адамова, как основателя жанра нового советского детектива. Благодаря как проявившейся в тот момент заинтересованности МВД в пропаганде положительного облика милиционера, так и успеху "Дела «пёстрых» у читателей, в 1957-1958 гг. повесть была экранизирована, став одним из первых советских кинодетективов.

Адамов издал около 30 своих произведений, среди которых публицистические записки «Мой любимый жанр - детектив» и исследования по зарубежной детективной литературе.

Адамов удостоен премии Всесоюзного литературного конкурса Министерства внутренних дел СССР, Союза писателей СССР и Госкомиздата СССР, посвящённого 60-летию советской милиции в 1977 г. Трилогия «Инспектор Лосев» награждена Золотой медалью имени Героя Советского Союза Николая Кузнецова за лучшее героико-приключенческое произведение 1981 года, учреждённой СП РСФСР.

А. Адамов был членом Союза писателей СССР.

Похоронен на Новом Донском кладбище.

Критика и отзывы

Анатолий Королёв, писатель, для РИА Новости: «Аркадий Адамов сформировал золотой шаблон массовой литературы и массовых зрелищ, где обязательно должен быть ошибающийся герой, молодой человек с чувством невольной вины, при этом обязательно влюблённый в девушку, которая ненадолго увлеклась каким-нибудь несимпатичным типом; где любовь двух сердец должна быть увязана с отчаянной схваткой против жестокого подпольного мира, где есть всё: золото, власть, тайны, деньги, кровь, предательства, преступления, но нет только чистой прекрасной любви».

Список произведений

  • Шелихов на Кадьяке (повесть, 1948)
  • По неизведанным путям (рассказы, 1950)
  • Василий Пятов (повесть, 1952)
  • Дело «пёстрых» (повесть, 1956). Экранизирована в 1958 году.
  • Чёрная моль (повесть, 1958).
  • Последний бизнес (повесть, 1961)
  • Личный досмотр (повесть, 1963)
  • «След лисицы» (повесть) (1965)
  • Стая (повесть, 1966)
  • Со многими неизвестными (повесть, 1968)
  • Круги по воде (повесть, 1970)
  • Угол белой стены (повесть, 1970)
  • Злым ветром (роман, 1975). Экранизирован в 1982 году.
  • Петля (роман, 1975). Экранизирован в 1983
  • Час ночи (повесть, 1976)
  • Мой любимый жанр - детектив (1980)
  • Вечерний круг (повесть, 1981)
  • На свободное место (роман, 1982)
  • Идёт розыск (роман, 1985)
  • Болотная трава (повесть, 1986)

Арка́дий Григо́рьевич Ада́мов (13 июля 1920 - 26 июня 1991) - русский советский писатель, автор детективов. Сын писателя Григория Адамова.

Окончив среднюю школу в 1937 году, поступил в Московский авиационный институт. В 1941 г., не завершив обучение, ушёл добровольцем на фронт. Красноармеец ОМСБОН, участвовал в Московской битве и других операциях Западного фронта. Был ранен, в 1943 уволен в запас по болезни. После демобилизации учился на историческом факультете МГУ и окончил его в 1948 г. Одновременно занимается литературной деятельностью, экспериментируя в различных жанрах.

В 1952 году выходит на руководителей МУРа с пожеланием дать ему возможность изучить работу уголовного розыска и подготовить на основе собранных материалов литературные произведения, по-новому освещающие задачи и методы современной милиции. Работа над первой повестью Дело «пёстрых» была завершена в 1956 году. Но из редакций следовал отказ за отказом. Буд­ни милиции счи­та­лись те­мой, не­до­стой­ной ли­те­ра­ту­ры, ограбленный обыватель - не герой подобающего сюжета. Возможный читательский интерес разглядел Ва­лен­тин Ка­та­ев, главный редактор «Юности». В этом журнале в 1956 году и состоялся дебют Адамова, как основателя жанра нового советского детектива.

Адамов издал около 30 своих произведений, среди которых публитистические записки «Мой любимый жанр - детектив» и исследования по зарубежной детективной литературе. А. Адамов - член Союза писателей СССР.