Анализ стихотворения Ивана Тургенева «Как хороши, как свежи были розы….  «Роза», анализ произведения И.С. Тургенева Роза в произведениях литературы

Одной из форм преодоления бессмысленности жизни, по мнению многих русских писателей, является любовь. Но, несмотря на это утверждение, далеко не всегда лю­бовь показывается исключительно как радостное чувст­во. Нередко бывает и так, что разум и сердце влюбленно­го человека спорят друг с другом, противоречат друг другу. Влюбленный вместо того, чтобы наслаждаться прекраснейшим из человеческих чувств, жестоко страда­ет, порой принимая неверные решения. Но случается и так, что чувства, первоначально подвергавшиеся строго­му анализу, все же побеждают и приносят радость, ду­шевный покой и наполняют душу счастьем. Но возможно и другое: человек, прежде осторожный и осмотритель­ный, с головой бросается в омут любви. Тогда чувства страшат, пугают, но берут верх. Предсказать исход собы­тий в этом случае чрезвычайно сложно.

Удивительно, как такую противоречивую гамму чувств и разума влюбленного человека смог показать ве­ликий русский писатель И.С. Тургенев в знаменитых философских зарисовках «Стихотворения в прозе». Для автора любовь - вполне реальное, земное чувство, но об­ладающее огромной, не подвластной воле человека си­лой. Силой одновременно и возвышающей, и разрушаю­щей. Любовь внезапно охватывает человека и целиком поглощает его. Перед этой мощной, стихийной силой любви человек беспомощен и беззащитен. Любовь как большое, неодолимое чувство, как источник радости и страдания рисуется Тургеневым в стихотворении «Роза». Любящим существом выступает здесь женщина. Писа­тель называет ее просто - Она, придавая тем самым все­му стихотворению обобщенный смысл. Эта нежная, тре­петная женщина стоит на пороге новой любви. Она переживает жестокую борьбу разума, который, видимо, старается предостеречь от новых ошибок и разочарова­ний, и чувства, которое выше доводов рассудка.

Глубину и сложность переживаний человека, оказав­шегося во власти спора любви и рассудка, Тургенев пере­дает с помощью двух образов природы: внезапного поры­вистого ливня, промчавшегося над широкой равниной, и молодой, чуть распустившейся, но уже с измятыми и за­пачканными лепестками розы, брошенной в горящий камин. Первый олицетворяет собой неожиданное и бур­ное проявление чувства, вторая - разрушительную силу любви, которая в своем пламени сжигает человека.

Что же берет верх: разум или чувства? Героиня мучи­тельно размышляет, разум ее сопротивляется, внезапно она исчезает, приходит задумчивая и совершенно непо­нятная мужчине. Он не в силах осознать ее душевные терзания. Почему? Вероятно, ответ Тургенева таков: не способен мужчина, живущий страстями, столь серьезно относиться к начинающимся и пока непонятным отно­шениям. А она серьезна чрезвычайно, потому и разду­мывает долго, потому и сжигает нежную юную розу, что предвидит и свой подобный финал. И она к нему готова: разум и чувства больше не спорят, разум отступает на второй план, а чувства, сильные, оглушительные, зани­мают всю душу без остатка. Но, возможно, именно в та­кой ошеломляющей любви и видит И.С. Тургенев, сам испытавший это чувство, красоту и величие жизни.

Таким образом, можно сделать вывод: в сердце влюб­ленного человека может разгораться настоящий спор ра­зума и чувства. Что победит? Возможных ответов очень много. И.С. Тургенев показал в стихотворении в прозе «Роза», как после долгих и мучительных раздумий чело­век полностью отдается чувству любви. Любви, которая, возможно, сожжет его. Но без подобного сгорания невоз­можно понять великое и святое чувство любви. Каждый хотя бы раз в жизни, по мнению писателя, должен так сгореть и узнать великое счастье любить и быть люби­мым!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мастерская по стихотворению в прозе И.С.Тургенева «Роза» по Автор разработки учитель школы 639 Невского района Надежда Михайловна Минкина 2008 год

Цели мастерской 1. Исследовать образ розы в легендах и русской литературе 2. Сформировать личное отношение к стихотворениям в прозе И.С.Тургенева 3. Соединить личный опыт учащихся с опытом русских поэтов Подготовить к написанию эссе по рассказу И.С.Тургенева «Роза»

Этапы мастерской Задание-индуктор; «включение» в тему; Записать ассоциации, связанные со словом «Роза»

Этапы мастерской Этап социализации Обращение к личному опыту учащихся Время совместной деятельности Работа в группах Рассказать историю, связанную с розой Записать, что символизирует роза в рассказе

Этапы мастерской 3. »Деконструкция текста» Работа с научным описанием розы и статьёй в словаре Даля 1 группа Работа с раздаточным материалом о первых упоминаниях и легендах о розе 2-3 группы

Этапы мастерской 4. Работа со стихами русских поэтов Учащиеся выписывают ключевые слова, создающие образ розы, выясняют, что символизирует образ в стихотворении

Этапы мастерской 5. Чтение и осмысление стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Роза» (Апрель, 1878год)

Рефлексия Было ли скучно в мастерской? Чтение работ Обмен мнениями о работе

Предварительный просмотр:

Возможные вопросы И.С.Тургенева и И.С.Тургеневу.

  1. Как может гореть сад под потоком дождя?
  2. Что свершалось её душе?
  3. Что она делала, пока отсутствовала почти два часа?
  4. Почему упала роза с её груди?
  5. Почему лирический герой бережно поднял упавший в грязь цветок?
  6. Как образ розы помогает передать состояние героини?
  7. Что символизирует роза в данной миниатюре? (быстротечность, изменчивость чувства).
  8. Всегда ли любовь умирает? Как она проявляется в человеке?
  9. Какие символы любви присутствуют в стихотворении? (роза; огонь; умиравшее пламя; слёзы, жгучие, но счастливые)
  10. Как соотносится с символами любви эпитет «дерзостно»?
  11. В чём смысл стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Роза»?

Предварительный просмотр:

Работа с ключевыми словами

по стихотворению в прозе И.С Тургенева

Слова, связанные с описанием окружающего мира

Слова, передающие состояние лирического героя

Слова, передающие состояние лирической героини

Последние дни августа; солнце садилось; внезапный порывистый ливень, без грому и без молний; сад горел и дымился, весь залитый пожаром зари и потопом дождя; всё потемнело, ночь надвинулась; на сыром песку дорожки; молодая, чуть распустившаяся роза; измятые, запачканные лепестки…

Я знал, что свершалось в её душе;

я не сомневался; я бережно поднял упавший в грязь цветок; я вздумал выказать глубокомыслие; промолвил с значительным выраженьем; я понял, что и она была сожжена…

Она с упорной задумчивостью глядела в сад; после недолгой, хоть и мучительной борьбы..отдавалась чувству, с которым уже не могла более сладить; её лицо и побледнело и ожило; быстро, с весёлым смущеньем бегали по сторонам опущенные, как бы уменьшённые глаза; глаза её, внезапно остановившись, засияли слезами; воскликнула она не без удали, - и прекрасные глаза, ещё блестевшие от слёз, засмеялись дерзостно и счастливо; она была сожжена…


Сочинение

Роман “Имя розы” (1980) стал первой и чрезвычайно удачной пробой пера писателя, который не теряет своей популярности и по сегодняшний день, причем высокую оценку он получил как у придирчивых литературных критиков, так и у массового читателя. Приступая к анализу романа, следует обратить внимание на его жанровую своеобразность (в этих и многих других вопросах, которые касаются поэтики романа, учитель должен обратиться к попытке автоинтерпретации под названием “Замечание на полях “Имени розы”, которой Эко сопровождает свой роман). В основу произведения фактически положена история расследования ряда загадочных убийств, которые произошли в ноябре 1327 года в одном из итальянских монастырей (шесть убийств за семь дней, вдоль которых разворачивается действие в романе). Задача расследования убийства положена на бывшего инквизитора, философа и интеллектуала, францисканского монаха Вильгельма Баскервильского, которого сопровождает его малолетний ученик Адсон, что одновременно выступает в произведении и как рассказчик, глазами которого читатель видит все изображенное в романе.

Вильгельм и его ученик добросовестно стараются распутать заявленный в произведении криминальный клубок, и это им почти удается, но из первых же страниц автор, ни на миг не выпуская из внимания детективный интерес фабулы, тонко иронизирует над такой его жанровой определенностью.

Имена главных героев Вильгельм Баскервильский и Адсон (т.е. почти Ватсон) неизбежно должны вызвать у читателя ассоциации с детективной парой Конан Дойла, а ради большей уверенности автор сразу же демонстрирует и непересекающиеся дедуктивные способности своего героя Вильгельма (сцена реконструкции обстоятельств, вида и даже имени исчезнувшего коня в начале романа), подкрепляя их и искренним удивлением, и растерянностью Адсона (ситуация точно воссоздает типичный дойловский “момент истины”). Немало дедуктивных привычек Вильгельм удостоверяет и дальше, по мере развертывания фабулы, кроме того, активно демонстрирует свою незаурядную осведомленность с разными науками, которые снова же таки иронически указывает на фигуру Холмса. Вместе с тем Эко не доводит свою иронию до той критической границы, за которой она перерастает в пародию, и его Вильгельм и Адсон до конца произведения сохраняют все атрибуты более или менее квалифицированных детективов.

Роман действительно имеет признаки не только детективного, а и исторического и философского произведения, поскольку достаточно скрупулезно воссоздает историческую атмосферу эпохи и ставит перед читателем ряд серьезных вопросов философского звучания. Жанровая “неуверенность” в значительной мере мотивирует и необычность названия романа. Эко хотел снять названием своего произведения подобную определенность, поэтому и придумал заголовок “Имя розы”, что в смысловом отношении есть целиком нейтральным, точнее, неуверенным, поскольку, по словам автора, количество символов, с которыми связан образ розы, неисчерпаемый, а потому неповторимый.

Уже жанровая неуверенность романа может служить, на мысль самого Эко, признаком постмодернистской направленности его произведения. Свои аргументы Эко мотивирует собственной (также представленной в “Замечаниях на полях”) концепцией постмодернизма, который он противопоставляет модернизму. Если последний избегал остросюжетных фабул (это признак авантюрной, т.е. “несерьезной” литературы), злоупотреблял описаниями, порванностью композиции, а часто и элементарными требованиями логики и смысловой связанности изображаемого, то постмодернизм, на мысль Эко, перерастает этот открыто декларированный принцип деструкции (разрушения) норм классической поэтики и ориентиры новой поэтики ищет в попытках объединения традиционного, что идет от классики, и антитрадиционного, введенного в литературу модернизмом. Постмодернизм не стремится запереться в пределах элитарных вкусов, а стремится к массовому (в лучшем понимании) читателя, не отталкивает, а, наоборот, завоевывает его. Отсюда в романе элементы развлекательности и детектива, но это не обычная развлекательность: говоря об отличиях детективной модели собственного произведения, Эко настаивал, что его интересует не собственная “криминальная” основа, а сам сюжетный тип произведений, которые моделируют процесс познания истины. В этом понимании

Эко утверждает, что метафизический и философский тип сюжета - это детективный сюжет. Модернизм, по словам Эко, отбрасывает уже произнесенное (т.е. литературную традицию), тогда как постмодернизм вступает с ней в сложную игру, иронически ее переосмысливая (отсюда, в частности, намеки на Конан Дойла, Борхеса с его образом Библиотеки света и собственной персоной, иронически обыгранной в образе Хорхе и др.). Нетрадиционность поэтики романа подчеркнута самим Эко в названии тех произведений его предшественников, которые он выделяет как ассоциативные источники своего вдохновения (Джойс, Т.Манн, критически переосмысленные работы теоретиков модернизма - Р.Барта, Л.Фидлера и др.). Модернистские признаки произведения находим и в том способе изложения, которое реализуется в сюжете в виде своеобразной игры изменяемости точек зрения: все изображенное в произведении автор подает не прямо, а как перевод и интерпретацию “найденного” им рукописи средневекового монаха. Непосредственно же события описываются Адсоном, когда он достиг старости, но в форме восприятия их глазами молодого и наивного ученика Вильгельма Баскервильского, которым на время тех событий был Адсон.

Кто представляет в романе эти точки зрения и как их аргументирует? Одну из них представляет надсмотрщик фондов библиотеки Хорхе, который считает, что истину дали ощутить человеку сразу с первыми библейскими текстами и их толкованиями, и что углубление ее невозможно, а любая попытка сделать это приводит или к профанации Священного писания, или же дает знание в руки тем, кто использует его в ущерб истине. По этой причине Хорхе выборочно выдает монахам книги для прочтения, на свое усмотрение решая, что вредное, а что ни. Наоборот, Вильгельм считает, что основное назначение библиотеки не сохранять (фактически скрывая) книги, а ориентировать через них читателя на дальнейший, углубленный поиск истины, поскольку процесс познания, как он считает, бесконечный.

Отдельно следует обратиться к анализу одного из ключевых образов романа - образа библиотеки лабиринта, что, очевидно, символизирует сложность познания и одновременно соотносит роман Эко с похожими образами библиотек лабиринтов в Борхеса (”Сад расходящихся тропок”, “Вавилонская библиотека”), а через него с достаточно распространенным у модернистов сопоставлением библиотеки, книги - с жизнью (мир - это книга, созданная Богом, которая, практически, реализует закодированные в другой книге - Библии - закономерности нашего бытия).

И.С.Тургенев «Как хороши, как свежи были розы…»

Лингвистический анализ миниатюры


«Стихотворения в прозе» 1878-1882

Как можно объяснить обращение Тургенева к новому жанру?


Какова роль рефрена в миниатюре?

«как хо-ро-ши, как све-жи бы-ли ро-зы!» /- -/- -′/- -′/- -′/- -′/- Что символизирует роза?


Как переплетены мотивы молодости и старости в данном стихотворении?

Где-то, когда-то, стих

Теперь, зима

настоящее

Юное лицо, как бьется сердце

Темно, мороз

настоящее

Семейная деревенская жизнь

Все умерли

настоящее



Звукопись в стихотворении

прошлое

настоящее

  • «о», «а» («к а к х о р о ши...»), («но к а к о н а мне д о р о г а »),
  • «е», «и» («л е тн и й в е ч е р т и хо та е т и п е р е ход и т в ночь, ... пахн е т р е з е дой и л и пой»)
  • «ш», «ч» («Нагорев ш ая све ч а тре щ ит...», «стар ч еский ш епот»

«глухой ка ш ель»)


  • Какие мотивы звучат в этом стихотворении?
  • Какое место занимали эти мотивы в творчестве писателя?

Символы света в миниатюре

горит одна свеча… зажигаются звёзды… темнеет в комнате… «свеча меркнет и гаснет»...


«Как хороши, как свежи были розы...».

«Наконец, свеча меркнет и гаснет...» «Старый пёс - мой единственный товарищ…» «Мне холодно…» «Я зябну… И все они умерли… умерли…»


Д/з: Какие мотивы повторяются в стихотворении И.Северянина «Классические розы»?

Сравните в сочинении-миниатюре произведения И.С.Тургенева и И.Северянина.

Эти слова, значащиеся в названии стихотворения, на протяжении его всего используются ровно шесть раз. Уже по нему можно догадаться, какую извечную тему затрагивает стихотворение. Пожилой человек вспоминает свое прошлое, молодость, которая безвозвратно ушла, оставив после себя лишь морщины. Все произведение сквозит горечью и сожалением. Тургенев говорит о жизни возвышенно, даже в каком-то роде торжественно, размышляя в то же время о ее бренности.

Картины прошлых лет светлы и вызывают, пожалуй, лишь улыбку на лице. Но настоящее мрачно и темно.

Эту антитезу помогают выстроить два главных образа, используемых Тургеневым. Один – свежие розы, роскошные и прекрасные в своем величии. Другой же – свеча, которая вот-вот погаснет. В стихотворении можно найти уйму вещей, которые противоположны друг другу. Молодость героя приходится на лето, теплое и беззаботное время года. Но на самом деле действия происходят промозглой зимой. Особенно символичен в произведении свет. Образ свечи очень напоминает образ жизни. Свет все меркнет, свеча догорает, рано или поздно, но наступит тьма.

Прошлое описано ярко. Тургенев использует длинные предложения, чтобы развернуто

Рассказать о нем. Но настоящее – вяло, просто и коротко. Оно и не требует большего. Строки, посвященные нынешнему времени, пронизаны печалью и безысходностью.

В стихотворении Тургенева можно раз за разом услышать самые разнообразные мелодии. И то не столько мелодии фраз, благодаря которым можно вжиться в образ лирического героя. Но это и звуки вальса, булькающий самовар, смех детей. Читатель может услышать сквозь строки стихотворения, как горит и трещит свеча, как покашливает старик и шепчет что-то себе под нос. Нет никого сюжета. Нельзя даже сказать, насколько все эти картины, всплывающие в воображении героя, действительно имели место быть в жизни, слишком уж сильно они похожи на преувеличение. Возможно, это всего лишь его мечта, так и не сбывшаяся в реальности. Теперь уже это не имеет значения. У героя осталось всего ничего, единственное живое существо, которое теперь рядом, это пес, такой же старый, как он сам.