Свидригайлов и раскольников сравнение таблица. Судьба Авдотьи Романовны. Глаза - зеркало души

/ / / Сравнительная характеристика Раскольникова и Свидригайлова (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)

«Преступление и наказание» - многогранный психологический роман известного русского классика Федора Достоевского. Галерея образов удивляет яркостью и реалистичностью.

В центре романа главный мужской персонаж – . Его внутренний мир подробно описан автором. Но в качестве дополнения в романе есть много моральных двойников героя, которые помогает глубже понять его образ. Одним их таких есть Аркадий Иванович Свидригайлов.

Сравнивая Раскольникова и Свидригайлова, вначале можно подумать, что между ними не так много общего. Они, скорее, кажутся абсолютными антиподами. Однако постепенно между ними исчезает четкая моральная грань.

Что же общего между этими двумя героями? Во-первых, они, несомненно, сильные неординарные личности. Во-вторых, они оба преступают закон. Хотя мотивы у героев разные: Раскольников движем идеей доказать свою теорию, а Свидригайлов находится в плену своих низменных желаний. Перед тем, как совершить преступление, Родион долго размышляет и колеблется, а вот Аркадий Иванович давно забыл о муках совести. Главный герой становится преступником с мыслью, что таким способом он поможет другим обездоленным людям, ведь старуха-процентщица казалась ему воплощением зла. А его моральный двойник не боится замарать руки в крови, утоляя свой низменный «голод» к удовольствиям. Но, несмотря на разные мотивы, автор подводит к мысли, что за всякое преступление все равно придется платить.

Раскольников и – разные люди по многим внешним критериям: по возрасту, социальному положению и т.д. Родион – бедный студент, не имеющий возможности продолжить обучение из-за нехватки денег. А Аркадий Иванович – дворянин, имеющий деньги и связи. Бывший студент еще очень молод и красив. Его двойник уже человек в возрасте, но еще сохранивший некую привлекательность. Но внутренне они оказываются довольно похожими личностями. Первым это замечает Свидригайлов, как более опытный человек. Он говорит Родиону, что они одного поля ягоды. И со временем главный герой это тоже понимает.

Сближает их и то, что оба в финале получают наказание. И не потому что их раскрыли, а потому что их мучает совесть. Немаловажную роль в осознании ними совершенных преступлений играют женщины. Для Родиона такой женщиной стала Сонечка, а доя Свидригайлова – Дуня.

Сонечка помогает Родиону понять, что его теория неправильна, аморальна и то, что ему нужно принять наказание, чтобы жить дальше. Свидригайлова удивляет стойкость и чистота Дуни. Эта сильная гордая девушка смогла покорить его сердце. Он не смог добиться ее любви, но и обесчестить не решился. Что-то изменилось в его душе.

И вернули преступникам их утраченную человечность. Герои приняли наказание, хотя и по-разному. Свидригайлов не справился с муками совести и покончил с собой, а Родион встал на путь искупления. Писатель показал в образе Свидригайлова – возможную судьбу Родиона Раскольникова, если бы тот не отказался от своей негуманной теории.

Цель: Через анализ эпизода показать средства психологизма в романе “Преступление и наказание” и выявить роль образа Свидригайлова.

Образовательная:

  • Определение роли мотива “двойничества” в романе.
  • Знакомство с особенностями психологического мастерства писателя.

Развивающая:

  • Совершенствование навыков анализа эпизода.
  • Анализ эпизода как приём раскрытия психологического мастерства Достоевского.
  • Анализ роли двойников в романе на основе анализа эпизода

Воспитывающая:

  • Подведение учащихся к мысли о разрушающем воздействии на человека идеи о сверхчеловеке, идеи о вседозволенности.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Вводное слово учителя.

В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” исследователи насчитывают около 90 персонажей. На предыдущих уроках мы сосредоточились в основном на одном из них – Родионе Романовиче Раскольникове. А какова же роль других героев, окружающих бывшего студента? Почему, например, Раскольникова за несколько минут до его признания в убийстве “старухи-чиновницы и сестры её Лизаветы” так поразило известие о самоубийстве Аркадия Ивановича Свидригайлова, на первый взгляд, совершенно постороннего для него человека? Нахождение ответа на этот вопрос и является задачей нашего урока.

В каком фрагменте романа можно найти ответ на него?

Психологи утверждают, что в развитии отношений людей велика роль первого впечатления, первой встречи. Поэтому вполне возможно, что ответ дан Достоевским в эпизоде “Знакомство Раскольникова со Свидригайловым”. Проанализируем этот эпизод, используя план анализа эпизода (план анализа эпизода заранее записан на доске и/или распечатан и разложен на партах).

План анализа эпизода

I. Вступление.

Идея художественного произведения.

II. Главная часть

1. Место рассматриваемого эпизода в художественном произведении.

2. Вид эпизода, его композиция и сюжет.

3. Общие идеи, мотивы, ключевые слова, объединяющие данный эпизод с предыдущими и последующими эпизодами.

  • Раскрываются какие-то стороны характера персонажа, его мировоззрение.
  • Даётся представление о душевном состоянии персонажа.
  • Звучит прямая или косвенная авторская оценка события, персонажа.
  • Показан поворот во взаимоотношениях героев.
  • Выражается авторский взгляд на те или иные проблемы

5. Своеобразие языковых средств, художественных приёмов, служащих воплощению авторской идеи.

III. Заключение.

Роль эпизода в произведении.

Аналитическая работа по тексту эпизода “Знакомство Раскольникова со Свидригайловым”.

1. Вводная беседа.

1. 1. Что такое эпизод?

Эпизод (от греч. epeisodion – вставка) – небольшой отрывок, фрагмент, относительно завершённая и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный в судьбе персонажа момент.

1. 2. Эпизод – только часть произведения, но в этой части сохраняются свойства целого. Темы, идеи, мотивы взаимодействуют в эпизоде, развившись и продолжая развиваться за его пределами. Для более-менее адекватного понимания фрагмента необходимо иметь представление о всём произведении в целом. Поэтому работу с текстом эпизода начнём с того, что вспомним, какова идея романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.

Показать разрушающее воздействие на человека идеи о существовании двух разрядов людей: тварей дрожащих и право имеющих, – о праве последних на собственное усмотрение решать вопросы жизни и смерти других людей во имя общественного прогресса.

2. Характеристика эпизода.

2.1. Слово учителя.

Роман Достоевского “Преступление и наказание” пронизан христианскими идеями. В нём преломляется евангельское понятие греха-преступления и выведена “потребность Христа”. Действие часто строится на воспоминаниях, которые возникают отдельными, очень яркими вспышками, и выливаются в монологи-исповеди. Герой или его идея появляются и живут в романе задолго до их вступления в действие, что позволяет автору развернуть образ и развести лейтмотив по всему роману. Переживания героев, мотивы их поступков порой очень неясны, поэтому сами они не знают, что сделают в следующий момент. В своих признаниях они страстно стремятся объяснить и понять самих себя. Достоевскому очень важно разобраться во внутреннем мире своих героев, в причинах их поступков, в том, способны ли они к возрождению. Посмотрим, как это стремление реализуется в эпизоде “Знакомство Раскольникова со Свидригайловым”.

2.2. Аналитическая беседа.

Каково расположение эпизода в романе?

Одно из звеньев цепи, ведущей Раскольникова к пониманию ошибочности его теории. – После эпизодов убийства, приезда родных, знакомства с Порфирием Петровичем.

Определите границы эпизода “Знакомство Раскольникова со Свидригайловым”.

Конец VI главы третьей части – 1 глава четвёртой части.

Почему Достоевский разбивает эпизод, размещая его начало не просто в предыдущей главе – в предыдущей части?

В третьей части происходит встреча с родными, знакомство с Порфирием Петровичем, обвинение мещанина. Раскольников постепенно приходит к осознанию своей отчуждённости от людей. Завершает третью часть второй сон Раскольникова, похожий на явь, в котором он не может убить старуху, над ним все смеются; проснувшись, герой видит Свидригайлова. “Неужели это продолжение сна?” - эта реплика не случайна. В ней указание на письмо матери, в котором рассказано о преступлениях Свидригайлова, в ней понимание того, что грех, преступление объединили Раскольникова и Свидригайлова, в ней объяснение странного взаимопонимания между героями, устанавливающегося ещё до начала разговора: “Ну, говорите, чего вам надо? – А ведь я так и знал, что вы не спите, а только вид показываете… В I главе четвёртой части – разговор о привидениях (символах греховности, голосе больной совести), являющихся Свидригайлову также объединяет героев.

Таким образом, Достоевский размывает границы между двумя эпизодами – “Вторым сном Раскольникова”, в котором он не может во второй раз убить Алёну Ивановну, и “Знакомством со Свидригайловым” - человеком, о преступлениях которого Раскольников узнал от родных. Героев связывает мотив греха, преступления. Этот приём позволяет писателю психологически обосновать странное взаимопонимание между незнакомыми людьми, знавшими друг о друге понаслышке, оправдать их странный разговор.

Определите вид эпизода.

Эпизод-диалог.

Выделите микротемы в диалоге.

Оправдания Свидригайлова по поводу преследований Дуни и смерти Марфы Петровны;

Прошлое Свидригайлова;

Привидения;

Образ вечности

Судьба Авдотьи Романовны

Анализ частей диалога.

Проанализируем каждую из частей диалога.

1. Оправдания Свидригайлова по поводу преследования Дуни и смерти Марфы Петровны

В первой части Свидригайлов сообщает о цели своего визита и тут же начинает оправдываться. Зачитайте наиболее интересные, по вашему мнению, аргументы Свидригайлова, с помощью которых он доказывает свою невиновность.

Свидригайлов оправдывает себя: “…Что ж тут, во всём этом, в самом деле, такого особо преступного с моей стороны, то есть без предрассудков-то , а здраво судя?”

Лукавит: “Тут весь вопрос: изверг ли я сам, или жертва ?” (по форме напоминает вопрос, мучающий Раскольникова, но наоборот: “тварь я дрожащая или право имею? ” Жертва – имею право на сочувствие, изверг – не имею права на сочувствие).

Какие рассуждения напоминают аргументы Свидригайлова?

Какую реакцию вызывают эти аргументы, так напоминающие его собственные, у Раскольникова?

Отвращение.

Итак, обратим внимание: мысли, напоминающие его же собственные, вызывают у Раскольникова отвращение. А какой приём использует Достоевский для выражения чувства своего героя? (авторскую ремарку: “С отвращением перебил Раскольников”; объём реплик: очень краткие, отрывистые реплики Раскольникова говорят о его нежелании вести беседу с гостем).

Как часто используется этот приём писателем? (типичный для данного эпизода).

Одинаково ли часто реплики Раскольникова и Свидригайлова сопровождаются ремарками?

Реплики какого участника диалога чаще сопровождают ремарки? (Раскольникова)

Какой из участников диалога говорит больше?

Почему же Достоевский так внимательно прослеживает психологическое состояние именно Раскольникова? (Это главный герой, создатель теории… )

Итак, мы выяснили, что у Раскольникова его же собственные мысли из уст другого человека вызывают отвращение. Мы знаем, что визит Свидригайлова важен Достоевскому для изображения психологического состояния своего главного героя. Но мы пока не нашли ответ на вопрос, почему же Раскольникова так поразило известие о самоубийстве Свидригайлова. Поищем ответ в следующей части эпизода.

2. Прошлое Свидригайлова

Есть ли во второй части диалога смысловые переклички с предшествующими и последующими эпизодами? Прослеживаются ли параллели между героями?

Деньги. Объяснение происхождения денег, которые Свидригайлов предлагает Дуне, а затем жертвует Соне и детям. Они были подарены Марфой Петровной, а значит, чисты, на них нет крови. Деньги, которые жертвует Раскольников, тоже “его настоящие”, полученные им от матери или за часы его отца.

По сути дела герои в глубине души, вопреки своим рассуждениям, понимают, что делать добрые дела можно только чистыми средствами.

Свидригайлов, по оценке Раскольникова, – “на что-то твёрдо решившийся человек” - такое же впечатление производит на окружающих и сам Раскольников накануне преступления.

Рассказ Свидригайлова о “подстрекательных “немках” , оправдывающий насилие по отношению к ним: “…Эта точка зрения-то и есть настоящая гуманная…” – параллель теории Раскольникова и его преступления.

Итак, вторая часть диалога усиливает ощущение сходства собеседников, но ответа на наш вопрос тоже пока нет.

3. Привидения

Если в предыдущих частях показывается, что Раскольников и Свидригайлов имеют одинаковые взгляды на общественные отношения, то в третьей части Достоевский переводит разговор в область философии. В чём смысл рассуждений о существовании привидений?

Мотив болезни, связанный с образом Раскольникова, возникает и в речи Свидригайлова: “Это-то я без вас понимаю, что не здоров, хотя, право, не знаю чем; по-моему, я наверно, здоровее вас впятеро”.

Как вы думаете, о каком нездоровье идёт речь?

Болезнь души: “…Здоровый человек есть наиболее земной человек…”; “нарушился нормальный земной порядок в организме, тотчас и начинает сказываться возможность другого мира”

Установите смысловые параллели с другими эпизодами.

Страшные сны Раскольникова, граничащие с явью – предсмертный сон самого Свидригайлова, видение погубленной девочки-утопленницы.

Роль этой, философской, части диалога заключается в том, что именно в ней развитие мысли о сходстве Раскольникова и Свидригайлова достигает кульминации. Свидригайлов говорит: “Между нами есть какая-то общая точка”. Только после того, как выявлено и доказано сходство героев, они переходят к разговору о вечности.

4. Образ вечности

Прочитайте и прокомментируйте эту часть диалога.

Раскольников: “Я не верю в будущую жизнь”

Свидригайлов: “…Одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот и вся вечность”.

С чем связана странная, болезненная реакция Раскольникова на слова Свидригайлова?

Болезненная реакция Раскольникова связана с тем, что он образ вечности представляет так же .

5. Судьба Авдотьи Романовны

Установите смысловые переклички 5-ой части с другими эпизодами романа.

Цель внешне благородной попытки расстроить свадьбу Дуни с Лужиным, заявленной как одна из причин визита, выясняется только в шестой части романа. Свидригайлов надеется устроить свою жизнь, не останавливаясь при этом перед подлостью и низостью. Он шантажирует Дуню (сцена у Ресслих).

Вояж за границу – самоубийство (уезжаю в Америку).

Почему же Раскольникова поразило известие о самоубийстве Свидригайлова?

Свидригайлов покончил жизнь самоубийством – добровольно ушёл в вечность, в комнатку с пауками?

Определите содержательную функцию эпизода.

Определение роли эпизода.

Мы определили, что душевное состояние героя Достоевский раскрывает при помощи авторских ремарок, объёма реплик. Но исчерпываются ли этим средства и приёмы раскрытия внутреннего мира персонажа?

Обратим внимание на фразу Свидригайлова, которая завершается эпизод. В масштабе всего романа она приобретает символическое значение: “Я ведь от вас очень недалеко стою”.

Определение роли образа Свидригайлова в романе “Преступление и наказание”.

Каково отношение Свидригайлова к Раскольникову в системе образов романа?

Двойник – человек, имеющий полное сходство с другим.

Каково эмоциональное отношение Раскольникова к своему двойнику?

Отвращение.

О чём свидетельствует негативное отношение Раскольникова к человеку, который разделяет его убеждения, по сути дела является его отражением?

О внутренней борьбе в душе главного героя, борьбе добра и зла, Бога и Демона.

Итак, при помощи образа Свидригайлова Достоевский показывает, что происходит в душе Раскольникова. А это значит, что образ двойника становится ещё одним приёмом проникновения во внутренний мир главного героя, раскрытия противоречий в нём.

Роль двойника в произведении.

Каково предназначение двойника – по сути дублёра главного героя – в произведении?

Михаил Михайлович Бахтин, филолог, изучавший творчество Достоевского, утверждал: люди, входящие в жизнь Раскольникова – “символы определённого жизненного решения тех самых идеологических вопросов, которые его мучают. Достаточно человеку появиться в его кругозоре, чтобы он тотчас же стал для него воплощённым разрешением его собственного вопроса, разрешением, не согласным с тем, к которому пришёл он сам”.

Символом решения какого идеологического вопроса становится Свидригайлов?

Вопрос о вариантах “исхода” – о самоубийстве.

IV. Подведение итогов.

Что открыл нам в романе “Преступление и наказание” анализ эпизода “Знакомство Раскольникова со Свидригайловым”?

Анализ эпизода позволяет устанавливать многочисленные смысловые связи романа и более глубоко проникать в идею произведения. Роль двойника Свидригайлова в романе, как показывает анализ эпизода, заключается в том, чтобы показать борьбу добра и зла в душе Раскольникова, углубить психологическую характеристику героя-идеолога, показать бесперспективность пути человека, живущего по принципу “всё позволено”.

V. Домашнее задание.

Подготовьте ответ на вопрос: “Есть ли у Раскольникова ещё двойники?” Докажите свою точку зрения.

Литература

  1. Золотарёва И. В. Михайлова Т. И. Поурочные разработки по литературе. 10 класс II полугодие. – М.: ВАКО, 2003.
  2. Сычёв Б. П. Сочинение – анализ эпизода. //Литература в школе. – 2003. - № 9. – С. 33 – 37.
  3. Павлова Н. И. Анализ эпизода. // Литература в школе. – 2003. - № 7. – С. 27 – 28.

(По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Главный герой романа «Преступление и наказание» создает теорию о праве сильной личности на преступление, если оно необходимо для всеобщего блага. Желая проверить себя, Родион «переступает через кровь», и начинается наказание героя, мучительный путь к прозрению. Раскольников не желает расстаться со своими ложными убеждениями, но ощущает, что жизнь для него превратилась в пытку. И вот на его пути появляется человек, который, по слухам, совершил целый ряд тягчайших преступлений: погубил свою жену, замучил слугу, обесчестил девочку, которая не выдержала позора и утопилась. Это Аркадий Иванович Свидригайлов, который и лично Раскольникову ненавистен, так как своими преследованиями оскорбил сестру Родиона Дуню. После письма матери Свидригайлов для героя становится символом насильника, притеснителя слабых.

Впервые встретившись с Аркадием Ивановичем, Родион, несмотря на негодование и отвращение, не может почему-то просто выгнать этого человека. Его удерживает некое любопытство. Постепенно мы понимаем, что героя мучает вопрос: почему же так спокоен этот безнравственный человек? Как он может жить, нося в душе такие воспоминания? Неужели сам Родион слабее духом этого «пустейшего и ничтожнейшего злодея в мире»? Так оценивает Раскольников своего врага, но ошибается во всем.

Аркадий Иванович вовсе не пустой и ничтожный человек. Напротив, это натура, в которой таятся огромные потенциальные возможности. Он необыкновенно умен и проницателен. Мощные страсти живут в его душе. В нем есть сладострастный зверь, но и жаждущий любви человек. Он способен на благородство по отношению к Дунечке, находящейся в его власти. Свидригайлов надеется, что любовь Авдотьи Романовны могла бы возродить его душу. Да ведь и факт совершения Свидригайловым преступлений нигде автором не подтверждается: в основном это сплетни подлеца Лужина. Свидригайлов активно добр: он помогает Сонечке и сиротам Мармеладова.

При первой же встрече с Родионом Свидригайлов заявляет, «что между ними есть какая-то общая точка».

В последнем разговоре героев наконец выявляется вся бездна, разделяющая этих людей. Свидригайлов, считавший Родиона преступником по убеждению и циником, подобным ему самому, вдруг открывает, что тот - «Шиллер», то есть идеалист. Для Раскольни-кова, оказывается, существуют абсолютные представления о добре и зле, он руководствуется этими критериями даже после совершения убийства.

Итак, Свидригайлов - циник, скептик, человек, потерявший грань между добром и злом, так как не верит ни во что. Загробный мир представляется ему чем-то вроде деревенской баньки с пауками по углам: «Вот и вся вечность». Ничего справедливее и утешительнее этого он не знает. Главный герой романа совсем не таков, недаром он «с болезненным чувством» выслушивает такие тирады Аркадия Ивановича. Лишь в снах и кошмарах Свидригайлова реализуется его совесть, но это уже не спасает. Свидригайлов отчаялся, его преследует бесконечное ощущение скуки и тоски, опустошенная душа мертва. Для него нет выхода, и, понимая это своим глубоким умом, герой принимает обдуманное, а не импульсивное решение покончить с собой.

Известие о смерти Аркадия Ивановича поражает Раскольнико-ва. На каторге, куда герой отправляется после добровольного признания, Родион часто вспоминает Свидригайлова, спрашивая себя: отчего же я не смог покончить с собой, как он? Раскольников объясняет это лишь собственной слабостью, «тупой тягостью инстинкта», боязнью смерти. Автор возражает: герой «предчувствовал в убеждениях своих глубокую ложь» и «это предчувствие могло быть предвестником будущего взгляда на жизнь». Раскольников выбирает каторгу, так как ему необходимо принять наказание и в этом обрести единение с людьми. Он действительно воскресает к новой жизни благодаря Соне и собственной натуре, в которой заложено стремление к добру и жажда веры. Сопоставление двух этих сложных характеров помогает Достоевскому полнее раскрыть мысль о том, что без веры в истину и добро жить невозможно.

Раскольников и Свидригайлов - герои психологического романа Ф. М. Достоевского. Их называют духовными двойниками. Между этими персонажами действительно существует сходство. Сравнительная характеристика Свидригайлова и Раскольникова - тема многих критических статей. В чем видел автор знаменитого романа сходство между этими, казалось бы, абсолютно разными личностями?

Глаза - зеркало души

Главным принципом, которым руководствовался Достоевский в своем творчестве, была достоверность. Раскольников представляет собой собирательный образ студентов-разночинцев 60-х годов. Главный герой романа чрезвычайно беден, живет в маленькой комнатушке, плохо одет и даже голодает. Облик Свидригайлова, напротив, указывает на то, что этот человек не привык себе отказывать в чем бы то ни было.

Следует сказать, что великий русский писатель уделял огромное значение описанию глаз героя. У Раскольникова они «прекрасные и темные». Глаза Свидригайлова смотрят холодно и пристально. Но, дабы не забегать вперед, стоит сказать несколько слов об этих персонажах. Сравнительная характеристика Свидригайлова и Раскольникова предполагает предварительный анализ каждого из этих героев.

Раскольников

Этот человек бескорыстен. Он обладает проницательностью, позволяющей разгадывать людей, видеть, насколько они искренни. Но главное - он великодушный мечтатель и идеалист. Родион Романович жаждет осчастливить все человечество. В меру своих возможностей он помогает бедным и обездоленным, но возможности его, как известно, слишком ничтожны. Во имя высокой цели он и идет на преступление.

Свидригайлов

На первый взгляд, этот герой является противоположностью главному. Он живет в свое удовольствие. На его совести жизни двух людей, и, возможно, этот человек имеет отношение и к гибели своей жены. К Раскольникову, как ни странно, он испытывает нечто, похожее на симпатию. «Может, сойдемся поближе» - говорит он ему в одной из первых встреч. Сравнительная характеристика Свидригайлова и Раскольникова позволяет определить, в чем сходства между ними, а в чем заключаются различия.

Сходства

Они оба преступники. Сравнительная характеристика Свидригайлова и Раскольникова указывает, прежде всего, на причастность к убийству. Разночинец убивает процентщицу и ее младшую сестру. На совести дворянина - доведенный до самоубийства слуга, смерть четырнадцатилетней девочки, убийство жены. Вина его во всех этих преступлениях не доказана, он разгуливает на свободе, и в начале произведения создается впечатление, что так будет всегда. Тем не менее, он убийца, равно как и идеалист Раскольников.

К «право имеющим» относят себя Раскольников и Свидригайлов. Сравнительная харатеристика раскрывает их общие позиции относительно своей роли в обществе. Согласно теории Раскольникова, существуют люди, от которых в мире зависит если не все, то многое. Их единицы. Остальные - серая безликая масса. И студент не желает относить себя ко второй категории. Его мировоззрение сформировано, прежде всего, под воздействием культа Наполеона. И относя себя к категории сильных личностей, он наделяет сам себя правом вершить судьбами других людей.

Действия Свидригайлова не основаны на философии о «сверхчеловеке», примером которого может служить великий полководец. Его мировоззрение довольно примитивно. Власть пьянит его, а совершенные преступления до определенного момента придают сил.

К определению еще одной схожей черты в судьбах этих героев приводит их сравнение. Свидригайлов и Раскольников совершают преступления, но ни один из них не остается безнаказанным. Студент невыносимо страдает после совершенного убийства. Свидригайлов кончает жизнь самоубийством.

Различия

Мотивы преступлений, которые совершают эти герои, абсолютно разные. Об основных различиях явственно говорит описание образов. Раскольников и Свидригайлов - преступники. Но если первый совершает убийство ради высокой цели (что, конечно, его не оправдывает), то второй совсем не задумывается о последствиях. Свидригайлова интересует лишь удовлетворение сиюминутного желания.

Душевное состояние Раскольникова после совершенного злодеяния близко к сумасшествию. Свидригайлов же является человеком здравомыслящим, и рассудительность он теряет лишь тогда, когда стремится к своей цели. Отсюда следует главное отличие между преступниками - тонкую грань между добром и злом Раскольникову переступить так и не удалось, в то время как его антипод-двойник уже давно находится за чертой морально-этических норм.

Создав в романе столь яркое противопоставление, Ф. Достоевский как будто указывает на два пути, которые могут быть у человека, отнявшего жизнь у другого. Преступник, совершая убийство, тем самым переживает духовную смерть. И воскресить его могут лишь покаяние и признание собственной вины.