Самые интересные факты о творчестве. Интересные факты о творчестве и долголетии. Импровизация стимулирует языковые центры мозга
Всем известен факт, что такие техники, как медитация, раскрывают наш творческий потенциал. Однако есть менее очевидные, но не менее действенные способы помочь себе мыслить более креативно.
Витание в облаках. Валяние дурака. Бесцельное любопытство. Горе от потери близких. Всё это вызывает у нас преимущественно негативные ассоциации. Но на деле удивительным и позитивным образом воздействует на наше творческое начало.
В книге Скотта Барри Кауфмана и Кэролин Грегуар «Созданные, чтобы творить: раскрытие тайн творческого разума» (Wired to Create: Unraveling the Mysteries of the Creative Mind) представлен обширный и описанный доступным языком обзор последних исследований особенностей творческого мышления. В ней можно найти множество примеров из жизни знаменитостей и реальных исторических лиц. И вот что обнаружили авторы книги.
1. К 72% людей озарение приходит в душе
Это действительно работает! Когда мы стоим под потоком горячей воды в обнажённом виде, нам в голову часто приходят действительно гениальные мысли. Возможно, душевая кабина изолирует нас от окружающих и создаёт медитативный эффект, что делает её своеобразным инкубатором новых идей.
Этот способ повышения креативности активно пропагандирует . И он далеко не один такой. По результатам исследования, проведённого в 2014 году, 72% респондентов со всего мира подтвердили, что в душе на них снисходит что-то вроде озарения. Вероятно, это связано со следующим открытием Кауфмана и Грегуар.
2. Интроверты знают толк в креативности
Работая в группах, мы можем быть очень продуктивны. Однако, как показывают исследования, наш мозг выдаёт самые лучшие идеи, когда мы находимся в . Именно в такие моменты мы способны к конструктивной рефлексии - состоянию сознания, крайне важному для креативности и генерации идей.
Когда все раздражители из внешнего мира «отключены», наш мозг лучше выстраивает определённые связи, вспоминает нужные детали и обрабатывает информацию.
The Beatles @Depositphotos.com3. Вы становитесь более креативным, когда пробуете что-то новое
Открытость новому повышает ваш творческий потенциал. Например, The Beatles сделали кардинальный прорыв в музыке, экспериментируя с различными звуковыми эффектами и такими новыми и необычными инструментами, как ситар и меллотрон.
Писатели-битники, например Джек Керуак, не боялись пренебрегать литературными канонами и смогли сформировать целое новое направление.
Оказывается, эта связь имеет научное обоснование. Жажда новизны связана с работой нейромедиатора дофамина, который, кроме всего прочего, также связан с мотивацией и обучением новым навыкам. Он же способствует психологической гибкости, склонности принимать и усваивать новое.
Многие упомянутые в книге исследования предполагают, что стремление к изучению этого мира во всех его проявлениях, вероятно, и является основным личностным фактором, определяющим творческие свершения.
4. Иногда стоит довериться интуиции
Тем, кто интересуется медициной и психоделической культурой, хорошо известна история о том, как химик Альберт Хофманн открыл ЛСД и затем отправился в знаменитый первый в истории кислотный трип. Но мало кто знает о другом факте: впервые он синтезировал ЛСД-25 (одну из нескольких химических комбинаций, которые он создал впоследствии) ещё за пять лет до этого, но не выявил для себя ничего интересного.
По прошествии пяти лет Хофманн снова вернулся к экспериментам. Почему? Как он рассказывал, его одолело «предчувствие».
Этот тип интуиции представляет собой подсознательные сигналы, которым доверял ещё Стив Джобс (кстати, он также был фанатом ЛСД). Джобс считал, что эти сигналы действуют мощнее, чем интеллект.
Интуиция привела к созданию вещества, которое оказало огромное влияние на музыку и популярную культуру. ЛСД заинтересовало даже ЦРУ, которое провело ряд серьёзных исследований его воздействия на сознание.
Порой нам трудно даже представить, насколько велика сила подсознания.
Интуиция и внезапные озарения, связанные с ним, до сих пор мало изучены, но вызывают огромный интерес среди нейробиологов и психологов. По результатам исследования, опубликованного в журнале American Psychologist в 1992 году, процессы, которые происходят в подсознании, действительно могут действовать гораздо быстрее и иметь гораздо более сложную структуру, чем сознательное мышление.
5. Психологические травмы дают удивительные плоды
Фрида Кало, Джон Леннон, Пол Маккартни, Трумен Капоте, Робин Уильямс, Джерри Гарсия… Многих известнейших творческих личностей объединяет один факт: они пережили тяжёлую утрату, горе (смерть родителей или любимого человека) или получили серьёзную психологическую травму, что оказало огромное влияние на их деятельность.
Психологи называют данное явление посттравматическим ростом. Наше мышление часто адаптируется к сложным для нас событиям таким образом, что находит новые нетривиальные решения проблем. Это является своеобразной частью процесса «перестройки» жизни, когда для того, чтобы выжить, приходится отказываться от прежних привычек. Так открываются новые перспективы, меняются приоритеты и взгляд на происходящее.
Многие учёные посвятили свои работы изучению посттравматического роста. Например, исследование, опубликованное в 2014 году в Journal of Traumatic StressP. A. Linley, S. Joseph. Positive Change Following Trauma and Adversity . , показало, что 70% людей, которым удалось успешно пережить какие-то травмирующие события, испытали на себе позитивные психологические изменения.
6. Нашему мозгу нравится, когда мы мечтаем
Разумеется, во время важного совещания не стоит мысленно застревать на своём воображаемом островке счастья. Однако мечты удивительным образом влияют на наши творческие способности.
Когда на рабочем месте вы воображаете себе батут в виде замка, внутри которого резвятся щенки корги, или оживляете в памяти лучшие моменты вашего прошлого отпуска, возможно, вы не ощущаете прилива . Однако занимаясь этими, казалось бы, бессмысленными вещами, вы запускаете в мозге интересные процессы.
Психологи изучают позитивно-конструктивное мечтание (positive-constructive daydreaming) уже несколько десятилетий. Как говорят учёные, подобное витание в облаках создаёт своеобразный инкубационный период для наших мыслей и творческих идей. Оно также положительно сказывается на нашей способности к долгосрочному планированию и повышает уверенность в себе.
Galileo Galilei showing the Doge of Venice how to use the telescope @Wikimedia Commons
7. Одни из лучших идей поначалу подвергаются всеобщему осмеянию
Существует множество примеров открытий или идей, которые изначально были отвергнуты, а потом признаны и приняты. Все знают печальные истории Галилео Галилея и Джордано Бруно. Венгерский врач Игнац Земмельвайс выдвинул радикальное для XIX века предположение о том, что инфекции распространяются с помощью бактерий. После этого его выгнали с работы и отправили в психиатрическую лечебницу.
Сопротивление чему-то новому, нешаблонному и противоречащему традициям является частью человеческой натуры.
В 2009 году в журнале Scientometrics была опубликована работа, в которой были представлены примеры идей нобелевских лауреатов, изначально подвергшиеся критике со стороны научного сообщества. Это исследование продемонстрировало системный характер проявления скептицизма по отношению к теориям, бросающим вызов текущим научным представлениям.
Психологи из Корнелльского университета подтвердили, что мы склонны относиться предвзято к нетривиальным идеям, применение которых кажется нам непрактичным. Эта тенденция, по-видимому, имеет глубокие корни.
Ещё в 50-х годах XX века учёные выявили, что люди чаще всего соглашаются с мнением, одобряемым большинством. Согласно этому исследованию, механическое запоминание и следование чётким инструкциям, чему нас и учат в школе, также уничтожают нашу способность мыслить нешаблонно. По мнению Кауфмана и Грегуар, учителя поощряют как раз тех учеников, которые меньше склонны к творчеству.
Выходит, креативность развить можно, и это не всегда трудно. Следуйте своей интуиции. Мечтайте. Выделяйте себе немного времени, которое вы сможете провести наедине с собой, если вы чувствуете, что это вам необходимо. Постарайтесь извлечь положительный опыт даже из неприятных событий. И не бойтесь быть осмеянными. Кто знает, вдруг ваша идея перевернёт этот мир.
История знает многочисленные примеры, когда люди сохраняли свои творческие способности до глубокой старости. Например, древнегреческий философ и драматург Софокл прожил 91 год. Свою трагедию «Эдип в Колоне» он создал в возрасте 89 лет.Выдающийся венецианский художник Вечеллио Тициан
жил до 99 лет, В последние годы своей жизни им созданы такие полотна, как «Святой Себастиан», «Оплакивание Христа», которые относятся к высшим достижениям венецианской школы эпохи Возрождения.
Итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт Микеланджело Буонарроти жил 89 лет. Творческое вдохновение не покидало его и в старости. До последних дней своей жизни он был неутомим в работе, Над одним из своих произведений — скульптурной группой «Снятие с креста» он трудился 6 лет, завершив его на 81-м году жизни. За несколько дней до смерти он закончил свою знаменитую скульптуру «Пьета».
Джузеппе Верди — прожил 88 лет. В 75 лет он закончил оперу «Отелло», а в 80 написал свою последнюю оперу «Фальстаф».
Живописец И. К. Айвазовский прожил 83 года. В последние два года своей жизни он создал картины «Морской залив», «Штиль у берегов Крыма». Будучи уже глубоким стариком, он был полон творческих замыслов и беспокоился, что не успеет их осуществить. В день смерти он писал полотно «Взрыв турецкого корабля»,
И.Е.Репин |
В 1978 году жители села Хознавар (Армянская ССР) отметили 120-летие своего односельчанина Айра-пета Саркисяна . В 120 лет старый чабан оставался джигитом. Несмотря на преклонный возраст, виновник торжества пришел к юбилейному столу вместе со всеми после рабочего дня. Более ста лет Саркисян оставался верным своей профессии животновода.
Рекордсменом долголетия среди марафонцев можно назвать грека Д. Иорданидиса, в 98 лет одолевшего всю марафонскую трассу бега в 42 километра 195 метров. Для этого ему понадобилось 7 часов 40 минут.
С тех пор как ему исполнилось 75 лет, японец Тейичи Ивараши каждый год проделывает восхождение на Фудзияму, самую высокую гору Японии. В 99 лет он вновь покорил вершину «священной горы».
В 1985 году американец Томми Райт отпраздновал свой столетний юбилей. Рядом с ним в этот день была его 96-летняя супруга, с которой они были женаты уже 78 лет. «Я лучший водитель во всем штате», — с гордостью заявил Райт в интервью местной газете. Для этого у него есть все основания. Полицейские архивы подтверждают, что за весь свой внушительный водительский стаж столетний автолюбитель ни разу не только не попал в аварию, но даже не нарушил правила движения.
В 1975 году в Торонто был проведен первый мировой чемпионат легкоатлетов-ветеранов, собравший около 1700 атлетов из разных стран. Шотландец Дункан Мак Ли показал лучшее время на 100 метров. Он эту дистанцию пробежал за 16 секунд» Казалось бы, ничего особенного нет. Но дело в том, что Дункану Мак Ли шел 91-й год.
Жительница Швейцарии Андреа Ноттбек всю свою жизнь мечтала летать, однако поднималась в воздух лишь в качестве пассажирки рейсовых самолетов. Но и в преклонном возрасте 88-летняя энергичная старушка не отказалась от своей мечты. Андреа поступила на курсы дельтапланеристов. Инструктор Марсель Леша утверждал, что никогда не было у него столь способной и прилежной ученицы, как Андреа Ноттбек.
Старейший проводник альпинистов в Швейцарских Альпах Ульрихе Индербиндене шесть десятилетий водил спортсменов на Монблан. В 1987 году ему исполнилось 84 года и он провел на высочайшую вершину Альп новые группы. Многие его соотечественники, несмотря на преклонный возраст, интенсивно занимаются спортом. Например, Отто Бухер , которому исполнилось 100 лет, отлично играл в гольф.
84-летний Иримя Неделку прославился по всей Румынии еще несколько лет назад, когда совершил восьмидневный велопробег на велосипеде с...одним колесом. С тех пор все свободное время он уделяет этому способу езды. Статистики подсчитали: более 50 тысяч километров наездил таким образом Неделку, Этого хватило бы на целое кругосветное путешествие,
Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой прожил 82 года. Не всем известно, что он научился кататься на велосипеде в 65 лет. В 75 лет он еще бегал на коньках. А когда ему было за 80, то на своей лошади Делир делал по 20 километров в день.
Жительница Лондона — единственная английская женщина, которая в возрасте 57 лет в одиночку пересекла Атлантический океан. Эта отважная женщина, имея внуков, несмотря на преклонный возраст, осуществила свою мечту. Во время плавания Ширли Ровенскрофт смело вела борьбу с морской стихией и за 37 дней достигла Нового Света. Она совершила плавание В 1972 году на небольшой парусной шлюпке длиной всего восемь метров. Связь с материком путешественница поддерживала с помощью простейшего передатчика.
Самым старым шофером в США являлся американец Рой Роулин а из города Стоктона. Он был как-то остановлен за превышение скорости. Проверив документы, полицейский тут же вернул их шоферу с извинением: оказалось, что водителю... 104 года.
В начале прошлого года 87-летняя американка Люсиль Томпсон совершенно случайно оказалась на соревнованиях по корейской национальной борьбе тэ квон-до. Увиденное настолько поразило ее, что она всерьез увлеклась этим видом спорта. И вот в марте 1985 года 88-летняя Томпсон уже в качестве полноправного участника соревнования вышла на ковер.
В апреле 2003 года в Индии 65-летняя госпожа Сатьябхама родила здорового 3-килограммового мальчика, став самой пожилой мамой в мире. До этого рекорд принадлежал 62-летней итальянке. Супруги надеялись дождаться милости небес, но в конце концов прибегли к помощи современной медицины. Сатьябхаме пересадили эмбрион от ее 26-летней племянницы. Разумеется, ей сделали кесарево сечение. И она, и ребенок чувствовали себя хорошо. Более того, Сатьябхама смогла кормить своего малыша грудью.
Люди, которые с детства свободно изъясняются на двух языках, стареют медленнее. Способность быстро переключаться с одной задачи на другую и концентрировать на ней внимание — это один из основных показателей деятельности мозга. С годами реакция серого вещества замедляется, поэтому старики, с одной стороны, легко теряют нить разговора, а с другой, бывают упрямы и ограничены. Так вот, замечено, что билингвы до самых преклонных лет лучше адаптируются к внешним обстоятельствам и легче сосредотачиваются.
Пусть ваша новая жизнь после 50 будет наполнена творческими идеями, вдохновением и радостью долгие годы!
Гавно-поэты, недо-художники и прочие ущербные личности, которые пытаются сделать из собственных какашек, конфеты своего же производства. Но, завод который специализируется на выпуске одной продукции никогда не сможет изменить свое направление производства. В этой уникальной статье Вы узнаете интересные факты по поводу того, почему творческие начинания часто терпят неудачу и напоминают унылое гавно, почему людишкам потом не хочется ничего "рожать", и почему некоторым людцам все же удается делать что то эдакое, и все потом понимают: "да, это стоящая вещь". Короче, краешком я уже затрагивал эту тему , но подробнее будет в данной статье, кликаем, читаем, эволюционируем.
Итак, первая и самая главная ошибка начинающего (давайте возьмем писателя, не важно что это: стихи, проза, сообщения соплями по стеклу - все равно) состоит в том, что он пытается копировать уже более известных представителей жанра, или тех, кто ему попросту нравится, на кого он ровняется, грубо говоря. То есть судьба такого человека в его творчестве – оставаться недомерком. Насколько нам известно, сканировать под чистую стиль других людей попросту невозможно, а если кто то считает иначе – сейчас расскажем как все происходит на самом деле. Ведь еще более приятно узнавать, если они о вас.
А происходит вот как: человек через творчество несет себя, как бы он не хотел казаться апупительным "песцом", свою сущность он ни от кого не скроет. Когда автор пытается кого-то копировать, выходит то же что если бы смешать борщ и запеченные бананы, а именно - гавно несъедобное. Такими несъедобными каками переполнены литературные форумы и прочее места, где начинающие авторы выставляют на обозрение свои творения, которые вроде как должны всем понравиться. Потом они проклинают троллей, плачут в подушку и зовут маму, но мама тоже отписала нелестный комментарий в сторону несчастного, назвав сына - тупой дурой. В таких ситуациях, автор-неудачник навсегда разочаровывается в своих способностях и превращается а аффтара который жжет только в качестве тролля над такими же неудачниками как и сам. Привет Интернет комьюнити!
То есть первая ошибка – желание показаться охуительным, что бы все заценили какой ты блеать гений. Понятное дело, это обречено на провал и на твои нервные содрогания давясь соплями. По сути, это главное и самое сложное препятствие которое нужно преодолеть – страх, что тебя какой ты есть не примут, ведь он побуждает к копированию других, успешных особей, а знаете есть для этого наиболее подходяще слово, когда "неудачники" пытаются кого то копировать – пародия. Все очень просто – пиши для себя а не для других . Стремясь оправдать чьи то ожидания, человек в своем творчестве изменяет самому себе. Следуя схемке "как правильно творить" (этому явно где то учат) творчество превращается в мертвое, в котором нету души, в которое ты слишком сцышь привносить себя.
Если борщ будет оставаться борщом, пусть сладким, кислым или же перченым – его все равно будет хотеться есть. Потому что это борщ а не помои в виде невнятной кучи печеных бананов и борщега! Понимаете что имеется ввиду? Творчество должно выражать человека который творит, а не быть пародией на что то . Вспомните, ведь каждый известный творец стал таким потому что он творил по своему и это всегда интересно лицезреть. То есть чем меньше в твоем творчестве тебя – тем более уныло и неинтересно это выглядит.
Далее следующая ошибка – выдуманность, или проще говоря фальш. Видите ли, чем больше в вашем творчестве "классных идей" в плане что именно нужно показать – тем более наиграно это выглядит, то есть нереалистично. Почему американские фильмы, в большинстве своем, такие хреновые? Правильно, потому что они строятся на обыгрывании каких то прикольных идей или прикольных шуток, и все это уныло, наиграно и вообще вызывает: максимум - легкую улыбку, минимум - желание застрелится или разбить монитор.
Вот как это в реальности происходит: "вот короче в фильме я видел прикольный момент, там главный герой такую фразу сказал, короче мне очень понравилось, вставлю ее в свою историю и получиться охуительно" или же "этот мужик божественно описывает природу, тучи там, луну. Прекрасно так читается! Короче, я тоже так буду описывать в точности как он всю эту бодягу, вот здесь и вот здесь вставлю, и я обречен на успех, в этом просто нет сомнений" и вместо борща тебе подсовывают невнятную смесь только от вида которой тебе уже хочется блевать. Да, да, да! А Вы думали, кто то испытывает другие чувства глядя на то что Вы пишете?
Все верно! Просто, вряд ли увидите нечто подобное, в других статьях про творчество. Не расслабляемся!
Самое сложное – описывать реальность, а не фантазии. А еще сложнее – свои реальные переживания (я не имею ввиду сопли, которые народ выдает что бы их пожалели) и тем более, давать это еще кому то почитать. Человек чувствует соучастие, близость и родство с чьим то творчеством только тогда, когда оно для него реально. В любой стоящей или известной фантастике, переживания героев крайне реальны. Только поэтому, книга трогает читателей (как и в любом другом творчестве). Читатель переживает вместе с героями, о каких бы трансмутантах-хоббитах не шла речь, а попытки чето выдумать… ну Вы поняли, народ сразу почует фальшь, сразу поймет глупую нелепость написанного. Ведь в том, что больше всего откликается - чувствуется что то очень настоящее. Сейчас имеется ввиду искренность. Если Вы не способны быть искренним в своем творчестве – лучше не беритесь, мир от этого станет явно прекраснее.
До середины 1950-х гг. наука уделяла мало внимания творчеству. Затем один исследователь проверил более 121 тысячи названий статей, зафиксированных в «Рефератах работ по психологии», за последние 23 года.
Он обнаружил, что всего 186 статей - меньше 0,2% от общего количества статей - имели какое-либо отношение к творчеству. С тех пор интерес к творчеству значительно возрос, и по этому предмету было опубликовано множество книг3. Ученые изучили жизнь успешных творческих личностей, исследовали творческий процесс и протестировали творческие способности при всех мыслимых условиях и для каждой возрастной группы.
Усилия исследователей помогли нам углубить понимание творчества и избавиться от заблуждений, которые в течение долгого времени оказывались вне критики. Безусловно, некоторые из этих заблуждений коснулись и вас, и поэтому у вас развились некоторые ложные представления о том, что такое творчество и как оно «работает». Заменить эти ложные представления фактами - это первый важный шаг в развитии своего творческого потенциала. Факты, о которых пойдет речь ниже, являются самыми важными. Некоторые мы кратко упомянули в Уроке 1. Все они заслуживают того, чтобы к ним возвращаться и обдумывать время от времени.
«Делание своего дела» не обязательно является признаком творчества
«Для многих людей, - отмечает Джордж Ф. Келлер, - быть творческим человеком, по-видимому, подразумевает не более как высвобождение порывов или снятие напряжения... Однако безудержное дрыганье бедрами вряд ли является творческим танцем, как и кричащие цвета на холсте - творческой живописью». Да, творчество включает в себя готовность порвать с устоявшимися моделями и попробовать новые направленім, но оно не означает быть другим ради того, чтобы быть другим, или потакать своим слабостям. В равной степени ошибочно как игнорировать накопленное знание прошлого, так и быть ограниченным им. Как предупреждал Альфред Уайтхед1: «Глупцы действуют, опираясь на воображение без знания; педанты действуют, опираясь на знание без воображения». Быть творческим человеком означает сочетать знание и воображение.
(Альфред Норт Уайтхед (1861-1947) - британский математик и философ.]
Творчество не требует особого интеллектуального таланта или высокого IQ
Повсеместно в течение столетий принималась идея о том, что чрезвычайно творческие люди обладают какими-то особыми интеллектуальными способностями, отсутствующими у основной массы населения. Когда был изобретен IQ-тест, эта идея получила новую жизнь; считалось, что всякий, кто не добирался до результата «порога гениальности» (135 и выше), почти не имел никаких надежд на интеллектуальные достижения.
Однако когда исследователи начали изучать жизнь творческих людей и сравнивать результаты IQ-тестов с результатами тестов творческих способностей, они сделали два открытия. Они обнаружили, что творчество зависит не от наличия конкретных талантов, а от использования талантов, которые имеют практически все люди, но большинство людей так никогда и не научились использовать. Кроме того, они обнаружили, что IQ-тест не разрабатывался с целью измерять творческие способности, поэтому высокий результат не является признаком творческих способностей, а низкий результат - признаком их отсутствия. В действительности они обнаружили, что подавляющее большинство успешных творческих личностей имели результат значительно ниже «порога гениальности».
Употребление наркотиков мешает творчеству
Хотя многие люди, очевидно, станут отрицать этот факт, он уже давно подтвержден теми, кто изучает творчество. Если алкоголь и наркотики такое благо для оригинальной мысли, задает вопрос один исследователь, почему же тогда распивочная за углом не произвела больше успешных творческих личностей? Никто пока так и не сумел удовлетворительно ответить на этот вопрос. И вряд ли ответит. Причина, по которой наркотики вредят творчеству, объясняет Брюстер Гиселин, в том, что «их действие снижает рассудительность, а поступки, которые они провоцируют, скорее галлюцинаторные, чем просветляющие». Он утверждает, что нужны не искусственная стимуляция мышления, а усиленный контроль и управление.
Употребление наркотиков и алкоголя в качестве стимуляторов представляет собой иногда часть более обширного заблуждения, которое можно назвать мистикой богемы. Это заблуждение состоит в идее, согласно которой рассеянный образ жизни снимает интеллектуальные ограничения и раскрывает мышление для новых идей. Элиот Доул Хатчинсон предлагает оценку, с которой согласятся большинство исследователей: «Узкие улочки, убогие комнатушки, недисциплинированная жизнь и артистическая шумиха местного масштаба - все это может иметь место в псевдоартистической жизни, но оно не имеет ничего общего с подлинным созиданием. Как не имеет с ней ничего общего и необходимая творческая свобода, которая с ними часто связывается... Богемный уклад проматывает свою свободу, возвращается после часов рассеянности менее работоспособным. Творческая дисциплина извлекает пользу из своего досуга, возвращается отдохнувшей, воодушевленной, энергичной».
Творчество - это выражение психического здоровья
Один распространенный образ творческого человека пропагандируется в ряде малобюджетных фильмов ужасов. Этот образ рисует сумасшедшего ученого с безумным взглядом, нервно снующего по лаборатории, коварно потирающего руки и бормочущего бессмыслицу. Многие люди действительно верят в этот образ: они полагают, что творческий человек и душевнобольной человек - это почти синонимы. Они заблуждаются.
В следующем абзаце Харолд X. Андерсон обобщает доминирующий в психологии взгляд на относительное умственное здоровье творческих людей. (Этот взгляд разделяли такие уважаемые ученые, как Эрих Фромм, Ролло Мэй, Карл Роджерс, Абрахам Маслоу, Дж. П. Гилфорд и Эрнест Хилгард.)
Между этими авторами существует консенсус в том, что творчество является выражением умственно и психологически здоровой личности, что творчество связано с полноценностью, гармоничностью, честностью, цельностью, личной вовлеченностью, энтузиазмом, высокой мотивацией и активностью.
Также существует согласие в том, что невроз либо сопутствует понижению качества творческих способностей личности, либо вызывает его. Относительно невротиков и людей с другими формами психических заболеваний [которые в то же время являются людьми творческими] высказываются следующие предположения: что эти люди являются творческими вопреки своему заболеванию; что их результаты ниже тех, которых бы они достигли без данного заболевания; что они деградируют; или что они являются псевдотворческими людьми, т.е. что у них могут быть блестящие оригинальные идеи, которые вследствие невроза они не могут сообщить.
5 сентября – знаменательная дата для истинных поклонников рока, ведь в этот день 70 лет назад родился – великий притворщик, музыкальный гений и культовый фронтмен группы Queen.
Значимость фигуры Меркьюри на мировой сцене трудно переоценить: чего стоит написанная им рок-баллада Bohemian Rhapsody, попавшая в книгу рекордов Гиннеса как «Лучшая песня тысячелетия». Фирменные сценические образы и эксцентричная манера поведения Фредди Меркьюри на сцене известны даже людям, далеким от рок-музыки. Каким был в жизни кумир миллионов, знают лишь самые близкие ему люди. Впрочем, биографам музыканта удалось собрать несколько любопытных фактов о солисте Queen.
Бисексуальные предпочтения Меркьюри и скандальные моменты его личной жизни вызывали неоднозначные реакции в обществе, но это сыграло на руку паблисити певца. Партнеров Меркьюри обсуждали не меньше, чем его хиты – он слыл известным гедонистом и никогда не скрывал свои похождения. «У меня любовников больше, чем у Элизабет Тейлор . Причем обоих полов!» – говорил музыкант.
На заре 70-х у Меркьюри были семилетние отношения с девушкой по имени Мэри Остин. Пара распалась после того, как Фредди признался возлюбленной в бисексуальности. До конца жизни Остин и Меркьюри оставались близкими друзьями, и она исполняла обязанности его администратора. Фредди стал крестным отцом ее сына, ей же он посвятил одну из красивейших баллад Love Of My Life. Именно Мэри, а не своему последнему любовнику Джиму Хаттону, музыкант завещал всю недвижимость и авторские средства от проданных пластинок.
Еще одна короткая связь с женщиной – отношения Меркьюри с австрийской актрисой Барбарой Валентин. Позже в интервью певец признался, что увлекся ею сильнее, чем любым из любовников-мужчин за последние несколько лет. «Рядом с ней я вновь почувствовал себя самим собой», – вспоминал Меркьюри о романе.
Многомесячные гастроли тоже превращались для Фредди в поиски любовных приключений. После концерта участники группы шли в бар, а Меркьюри – в «голубые» районы. В этом смысле певец очень любил Нью-Йорк и Мюнхен.
Фредди Меркьюри не желал стареть. Однажды, будучи в расцвете сил, на вопрос журналистки, каким Фредди представляет себя через 20 лет, музыкант ответил: «Вы с ума сошли? Я буду мертв, дорогуша!» Слова оказались пророческими.
Будучи парсом по происхождению, Меркьюри, как и его семья, исповедовал зороастризм. Он следовал этой религии даже после смены имени (с рождения легенду рок-музыки знали как Фаруха Булсару). В последний путь певца также провожал зороастрийский священник.
До прихода Фредди группа Queen называлась Smile – она была переименована по его инициативе в 70-м году, когда Меркьюри занял место вокалиста.
Коллектив группы Queen
Микрофон без стойки – фирменный сценический атрибут певца – появился случайно. На одном из концертов Фредди очень активно двигался с микрофоном и расшатал крепления его стойки. Прямо во время выступления Меркьюри отвинтил мешавшую ему нижнюю часть и продолжил петь с микрофоном в руках. Впоследствии подобный трюк стал визитной карточкой исполнителя.
Музыкант был заядлым кошатником. В его доме одновременно могло обитать до 10 пушистых питомцев. Дебютный сольный альбом Mr. Bad Guy Фредди посвятил кошкам, а своей любимице по кличке Далила - даже отдельную композицию Delilah. Впоследствии музыкант Queen Брайан Мэй придумал гитарный рифф, имитирующий мяуканье.