Рисуем животных. "рисуем штрихами вместе с детьми" Рисование штрихом животных

Может ли быть подготовка к школе удовольствием? Рисование штрихом именно такое занятие. Оно позволяет развить у ребенка чувство ритма, равновесия, симметрии , дает возможность передать пушистость, легкость и многое другое.

Штрих – это линия, черта. Штриховать можно гелиевой ручкой , фломастером, карандашом, углем, тонкой кисточкой и даже пластилином . Из пластилина, кстати, красивые картины выходят.

Многим деткам с нарушениями в развитии бывает сложно освоить штрих как линию. Они проводят линии прямо поверх образца довольно долго. Дети должны почувствовать уверенность, что смогут изобразить что-то своё рядом. Обычные же дети довольно быстро приём осваивают.

На картинках ниже приводятся варианты карандашного рисования штрихом. Прежде создания картин полезно научиться изображать разные по толщине, размеру, наклону чёрточки.

Примеры рисунков для обучения даны ниже под номерами р. 1-12

  1. Рисование штрихом, едва касаясь бумаги (р. 1);
  2. Обратите внимание ученика на изменение вида столбиков на примере. Это постепенно усиливается нажим (р. 2).
  3. Освоение смены коротких и длинных линеек (р. 3)

  1. Меняющиеся паузы-просветы - смена расстояний между чёрточками (узкий - широкий) (р. 4);
  2. Рисуем по двум параметрам: а) постепенно укорачивающиеся столбики, б) изменяющиеся паузы-просветы (р. 5);
  3. Зигзаг с постепенным удлинением и укорачиванием (р. 6);
  4. Меняющийся наклон столбиков (р. 7);

  1. Наклон в одну сторону (р. 8);
  2. Волнообразный зигзаг (р. 9);
  3. Штрихуем в несколько рядов (р. 10);

Особенностью преподавания изобразительного искусства является то, что издавна соперничают два основных подхода, которые можно определить как академическое обучение и свободное воспитание.

В первом случае детей учат изображать объекты в соответствии с требованиями реалистического изобразительного искусства. При такой системе обучения дети могут приобрести некоторые навыки, полезные во многих специальностях и житейских ситуациях, но не приобретают опыта решения художественных задач, не приобщаются к искусству. Это - обучение без творчества.

Во втором случае для детей создаются благоприятная среда и условия для творчества без оказания целенаправленного педагогического воздействия. Они обретают опыт свободного самовыражения, общения с художественными материалами и т.п. Но это - творчество без обучения.

В методике обучения дошкольников изобразительной деятельности нужен особый путь - путь целенаправленного руководства творческим развитием детей.

Анималистические темы занимают достаточно большое место в процессе обучения дошкольников рисованию. В связи с этим встает вопрос применения наряду с традиционными нетрадиционных техник и приемов рисования, благодаря которым можно поддерживать постоянный интерес ребенка к творчеству и воспитывать любовь и уважение к окружающему миру .

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе, а ют этому.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • · Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • · Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • · Внимания и усидчивости;
  • · Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
  • · Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Рисование животных - достаточно сложная деятельность для ребенка. В вязи с этим на занятиях важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

  • · игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • · сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
  • · просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
  • · музыкальное сопровождение и т.д.

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для рисования животных рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании животных уместно использовать рисование пальчиками и ладошками, оттиск печатями из картофеля.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

  • · рисование песком;
  • · рисование мыльными пузырями;
  • · рисование мятой бумагой;
  • · кляксография с трубочкой;
  • · печать по трафарету;
  • · монотипия предметная;
  • · кляксография обычная;
  • · пластилинография.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Рассмотрим подробнее каждую из этих техник.

В ходе занятий рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание), которые педагог сопровождает словами одобрения. Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений.

Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. В процессе обучения можно предлагать детям дорисовывать изображения животных (обмакнув пальчик в краску, нарисовать глазки, носик, ротик, хвостик, при этом используя отрывистые линии, горизонтальные, дугообразные линии). При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого-либо животного. На первом этапе дорисовывать может сам педагог, показывая своим примером принцип изображения. В средней группе дети могут самостоятельно изобразить из ладошки животное, пользуясь собственными воспоминаниями и воображением. Так, из ладошки может получиться птица, кошка, петушок, слоненок .

Рис.4.

Рисование картофелем привлекает детей своей необычностью. Обычный в использовании материал применяется для изображения животных. Для этого ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и коробочки и печатка. Печатка является одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка. Истоки её лежат в древних ремеслах украшения ткани набойкой, использования пряничных досок и т. д. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Прежде чем печатать, необходимо изготовить сами инструменты - печатки.

Вначале педагог должен помочь ребенку изготовить печатки. Для этого берут картофель, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки - определенного животного, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась над рукояткой на высоту 1 - 1,5 см. Рукоятка должна быть удобна для руки, пошире.

Одной из разновидностей печаток является тампонирование или оттиск. Для этого увлекательного занятия необходимо сделать тампон из марли или поролона, пенопласта, смятой бумаги. Штемпельная подушка послужит палитрой. Дети набирают краску, и мягким прикосновением к бумаге рисуют что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее. Эта техника лучше всего подходит для рисования животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта .

В средней группе также часто используется техника тычка жесткой кистью. Предлагаемый метод рисования не требует от детей умелого изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем не обязательно правильной формы и тонкими прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным.

Для раскрашивания необходимы густая гуашь и жесткая кисть. Методика рисования тычком для младших дошкольников состоит в следующем: воспитатель заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур какого-либо животного. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур данного животного, называя вслух его части: голова, ушки, глазки, хвостик. Начав рисовать, они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка дети рисуют концом тонкой кисти.

Рис.5.

Дети старшего возраста должны самостоятельно рисовать контуры предметов простым карандашом или сразу кисточкой, используя геометрические фигуры в разных сочетаниях. Методика закрашивания такая же. Изображенные на Рис.5 животные могут быть выполнены как в технике тычка, так и в технике тампонирования или оттиска.

Достаточно сложной техникой является набрызг. Вместо кисти можно использовать зубную щетку и стеку. Зубной щеткой в левой руке наберем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки - быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу.

При этом можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно, кругами), изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от плоскости заготовки.

Используют одновременно несколько красок, что помогает создать многоцветный рисунок.

Используя трафареты, можно выполнить изображения самых разнообразных животных: Африканские жители, Зоопарк, Животные на ферме и т.д.

Одним из современных способов нетрадиционных рисования является рисование мыльными пузырями. Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля.

В гуашь добавляется шампунь, немного воды, размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Затем к пене приложить лист бумаги, дорисовать детали .

Данная техника развивалась от одной интересной изобразительной техники - кляксографии. Для этого потребуется бумага, тушь или жидкая гуашь. В центр листа нужно капнуть кляксу, бумагу нужно наклонить в одну сторону, затем - в другую или подуть на кляксу. Таким образом можно получить оригинальное изображение животного, фантазия ребенка подскажет на кого оно похоже.

Рис.7.

Монотипия также может использоваться ля изображения животных. Первый способ - симметричное сложение листа пополам. На листе можно изобразить отражение медвежонка в зеркальной глади воды.

Для этого берём альбомный лист и складываем его пополам, верхнюю часть тонируем светло - жёлтым цветом (небо), а нижнюю - голубым (вода). Просушив лист, наносим карандашом рисунок медвежонка, а затем покрываем гуашью, затем по линии сгиба складываем рисунок и проглаживаем, чтобы получился отпечаток на нижней стороне листа, получаем зеркальное отражение медвежонка в воде.

Второй способ - на пластмассовую досточку наносим краску, затем деревянной палочкой или черенком кисточки процарапываем изображение предметов- фигурки птиц и животных, накладываем сверху лист бумаги, слегка прижимаем и снимаем, на листе получается оттиск .

Рис.6.

Нетрадиционное изображение животных может получиться при рисовании солью. Предварительно на бумаге надо сделать наброски, смочить его водой с помощью кисти, посыпать солью, подождать пока она в себя вберёт воду, лишнюю соль ссыпать. Когда всё подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить. Солью хорошо рисовать птиц, насекомых (бабочек, жучков), морских животных (медузы, осьминоги).

Рисование штрихом позволяет сосредоточиться на форме, строении животных, их движений. При помощи штриха можно рассказать о характере животного, передать его колючесть или мягкость, доброту или агрессивность, выразить личное отношение к животному. Штриховка замечательно подходит для изображения ежей, дикобразов.

Еще одной достаточно интересной техникой для рисования животных является квиллинг - техника выполнения миниатюр из двухсторонней цветной бумаги. Для работы необходимо нарезать полоски цветной бумаги одинаковой ширины (приблизительно 0,5 - 0,7см, длинна, зависит от выполняемых элементов от 2 до 25 см). Нужна ещё маленькая палочка (зубочистка или вязальная спица) на которую будем накручивать полоски, клей ПВА, картон для основы (слишком тонкий картон будет коробиться от клея). Полоску бумаги накручиваем на зубочистку и снимаем аккуратно, немного распустив, подклеиваем кончики бумаги клеем .

Многие вышеперечисленные техники можно использовать в одной - коллаже. В целом важно следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, ребенок решил нарисовать лето в деревне, и для этого он использует точечный рисунок (трава), а солнышко ребенок нарисует пальцем, пушистых животных нарисует поролоном, других животных он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет.

Стоит отметить, что успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание. Итак, при обучении рисованию животных могут использоваться самые разнообразные техники и самые разнообразные материалы.

Обучение детей технике рисования штрихами. Рисование - один из основных видов продуктивной деятельности детей. Осваивая технику рисования, ребёнок развивает мелкую моторику рук, готовит их к письму. Рисование штрихом - это более сложный способ изображения. Он требует от ребенка более высокого уровня изобразительных навыков и умений. Техника штриха предусматривает овладение линией. С помощью системы различных линий (штрихов) предается объём, фактура предмета, его характер и даже отношение художника к изображаемому объекту. Рисование штрихом развивает творческое видение мира, образное, логическое мышление. Понятие "штрих" я даю детям, когда знакомлю их с работами детских художников - графиков Е.И. Чарушина, В.Г. Сутеева и др. Я считаю, что обучение детей технике рисования штрихом имеет большое значение для их умственного и физического развития. А знакомство с работами художников - графиков (на примере которых, дети осваивают технику штриха) развивает детей эстетически и нравственно. Система занятий по обучению детей рисованию штрихом начинается со старшей группы детского сада, когда дети уже овладевают карандашом, фломастером, восковым мелком, гелевой ручкой. С помощью этих материалов дети учатся рисовать различные линии. Овладевают силой нажима. Учатся соблюдать при штриховке определённый ритм, размер, наклон. Вначале дети просто штрихуют всю поверхность объекта, стремясь передать лишь его цвет. Но после первых занятий по ознакомлению со штрихом, дети замечают, что с помощью различных линий можно передать не только цвет объекта, но и из какого материала он сделан, какой он по форме и т.п. И не обязательно заштриховывать всю поверхность, а можно провести лишь несколько линий, чтоб создать выразительный образ. Для познания секрета этих "выразительных" линий работу провожу в несколько этапов.

    -- Графика- вид изобразительного искусства. -- Детские художники - графики: Е. Чарушин, В.Сутеев. -- Знакомство с понятием "штрих" и видами штриха. -- Игры упражнения на развитие техники штриховки. -- Занятия.
    -- Беседа: Графика- вид изобразительного искусства.
Цель: Познакомить детей с жанром изобразительного искусства -- графикой, объяснить, чем она отличается от живописи. Материал : Картина, написанная масляными красками, несколько книг с иллюстрациями известных детям художников: Ю.Васнецо-ва, Е.Рачева, В.Сутеева и Е.Чарушина; изобразительный ма-териал: уголь, восковые мелки, тушь, ручка с пером и др.; ил-люстрации из книжек-раскрасок и рисунки, выполненные штрихами, гравюры Гурия Захарова или др.; Ход: Воспитатель показывает картину, написанную масляными красками на холсте, и два-три графических произведения. -- Вспомните, дети, как называют художников, которые пишут свои картины масляными красками на холсте (живо-писцами). Вы знаете некоторые произведения художников- живописцев. Это пейзажи И.Левитана, Саврасова, это кар-тины "Три богатыря", "Аленушка" художника В.Васнецова и многие другие. Эти картины художники написали очень давно, и они хранятся в Третьяковской галерее в Москве. А мы рассматривали с вами репродукции -- цветные фотогра-фии, напечатанные на бумаге, которые сделаны с этих кар-тин. Посмотрите, как выглядит живописная картина. Воспитатель предлагает детям потрогать картину пальцами с двух сторон, чтобы ощутить слои краски и холст с обратной стороны. Продолжает: Но многие художники рисуют не масляными красками на холсте, дереве, картоне, а другими изобразительными ма-териалами: карандашами, красками гуашь и акварельными красками, разными специальными красочными палочками, которые называются уголь, пастель, сангина, восковые мел-ки (показывает), а также создают свои рисунки пером, рисуя их жидкой тушью. Рисуют эти художники на бумаге. Все зна-комые вам художники-иллюстраторы нарисовали свои кар-тинки к детским книжкам на бумаге. Кто рисовал красками гуашь, как художник Ю.Васнецов (показать), кто -- акварель-ными красками, как художник Е.Рачев, кто -- карандаша-ми, как художники В.Сутеев и Е.Чарушин. А потом их рисун-ки отпечатали в типографии и поместили в тысячи одинако-вых книжек. Все рисунки и картины, выполненные на бумаге разными материалами, называются графикой. А художников называют художниками-графиками. Художники-графики рисуют не только иллюстрации к книгам, но и создают отдель-ные картины-гравюры. (Показывает несколько гравюр Гурия Захарова или др.; -- из книг.) Многие художники-графики делают свои картины од-ноцветными. Это те, которые любят работать тушью, углем или карандашами. Далее дети рассматривают изобразительный материал, которым были созданы картины гравюры:уголь, восковые мелки, тушь, ручка с пером и др. и ил-люстрации из книжек-раскрасок и рисунки. 2. Детский художник - график: Е. Чарушин Евгений Иванович Чарушин в своих рисунках и рассказах показал волшебный живой мир зверей и птиц.
Евгений Иванович Чарушин (11.11.1901, Вятка -- 18.02.1965, Ленинград) -- российский график, писатель, заслуженный деятель искусств РСФСР (1945). Оформил несколько десятков книг для детей. Иллюстрировал собственные рассказы.

Всё нарисовано ярко, выразительно и, в то же время, лаконично и ёмко. Создавая образ животного, художник умел выделить самые характерные его черты. Рисунки Чарушина отличаются свежестью, умением взглянуть на зверя, словно в первый раз в жизни.
Чарушинские звери всегда очень трогательны, эмоциональны

Главное -- крупным планом показать животное, при этом не только создав художественный образ, но и изобразив своего героя максимально правдиво с точки зрения биологии. Плохо нарисованных зверей Евгений Иванович терпеть не мог. Он считал, что в детской книге рисунки должны быть живыми, дышащими.

Живописность образов чарушинских животных складывается из множества фактур, мастерски передающих перья птицы, шерсть зверя, и "ощущение массы тела. Эта масса где-то тяжелеет, сгущается (скажем, в лапах или морде, где тело как бы выходит наружу), а где-то разрежается; эта масса сосредоточена внутри и постепенно теряет свою плотность к поверхности"

"Больше всего я люблю изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных, потому что в них уже угадывается взрослый зверь"

"Я приучился с детства понимать животное -- понимать его движения и мимику. Мне сейчас даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животное", -- говорил художник

К оформлению детских книг он попробовал подойти иначе. На его рисунках стало обозначаться пространство, появилась перспектива. Звери порой изображались более сказочными и, скорее, напоминали героев Васнецова. Менялась и техника: художник начал работать гуашью и акварелью, но не широкими мазками, а тщательно прорабатывая в рисунке мелкие детали. К иллюстрациям Чарушина близки по духу и его эстампы.
Искусство Евгения Чарушина, доброе, человечное, радует уже не одно поколение маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц.
    -- Знакомство с понятием "штрих" и видами штриха
Воспитатель показывает детям книжные иллюстрации и рисунки. Как вы думаете, дети, чем нарисованы эти рисунки? Красками или какими-то другими изобразительными мате-риалами? Почему вы считаете, что рисунки выполнены пе-ром или карандашом? (Растения, животные или другие пред-меты нарисованы короткими линиями.) Эти линии называются штрихами. Штрихами хорошо изображать пушистых или лохматых зве-рей, оперения птиц, колючую хвою елей и многое другое. Воспитатель по-казывает рисунки, выполненные штрихом. Обращает внима-ние детей на разное направление штрихов на частях тела зверюшек, на разную длину штрихов, на то, что одни штрихи расположены густо, а другие редко. Помещает перед детьми таблицу с разным расположением штрихов и показывает приемы их изображения, давая назва-ния каждому виду штрихов: короткие равномерно расположен-ные штрихи (вертикальные и горизонтальные) отрывные и безотрывные, дуги и др.
В ИДЫ ШТРИХОВ


Короткие прямые штрихи

Длинные вертикальные и горизонтальные штрихи

Наклонные отрывные и неотрывн ые штрихи

Удлиняющиеся штрихи

Штрихи-зигзаг

Штрихи, расходящиеся от центра по кругу, отрывные и неотрывные

Затем предлагает детям нарисовать на своих листках бумаги разные штрихи. Когда дети закончат рисование штрихов разного характера, воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации и най-ти в изображениях предметов те или иные штрихи.








В заключение говорит, что на следующих занятиях дети будут учиться изображать разные растения и животных штрихами. Упражнения на развитие силы нажима на карандаш. "Редеющий заборчик" Предложить ребёнку нарисовать заборчик из вертикальных линий. Вначале сильно нажимать на карандаш, но с каждой следующей линией нажим ослаблять всё тише и тише. Получатся первый столбик самый толстый и яркий, а последний тоненький и еле виден. Можно обыграть рисунок - где можно спрятаться за забором справа или слева? "Морская даль" Проводить горизонтальные штрихи. Верхний - слабым нажимом. Далее нажим постепенно усиливать. Нижние штрихи - самые толстые - сильным нажимом. Обратить внимание, что получилось впечатление, как- будто нижний край рисунка ближе. Упражнения на развитие чувства ритма. "Широкие просторы" Разными оттенками зелёного и жёлтого карандашей рисовать ряды штрихов разных по высоте, с разным расстоянием между штрихами. Получится картина создающая впечатление, что перед тобой равнина с разными полями. "Морские волны" Неотрывные штрихи "зиг-заг" нарастающие о убывающие по длине создают впечатление волны. "Стакан воды" Лист бумаги в форме стакана. Сначала весь стакан заштриховать редкими вертикальными штрихами. Затем нижнюю часть заштриховать горизонтальными штрихами часто. Создаётся впечатление, что стакан наполовину наполнен водой. Упражнения на развитие образного воображения. "Пять кругов" Пять одинаковых кругов заштриховать разными штрихами:

    -- Прямыми в одном направлении. - получилась плоская пуговица, если дорисовать в центре две точки. -- Прямыми отрывными по кругу из центра можно в несколько рядов- получился пушистый комочек (может это головка какой -нибудь птички, дорисуйте глаз и клюв) -- Прямыми неотрывными по кругу из центра можно в несколько рядов- получился колючий комочек (может это ёжик). -- Дугами отрывными из центра - вот вам и розочка или другой цветочек. -- Длинными дугами, расположенными радиально, по краю - колесо или баранка.
Занятия:
    -- Ёжик под ёлочкой. -- Цыплёнок. -- Рыбка. -- Совушка - сова. -- Котик на коврике.
(Смотри иллюстрации выше)

«ДЕТСКИЙ САД №24»

Конспект НОД

«Рисую штрихом. Цыплёнок»

Разработан:

Воспитателем Филипповой Л.О.

Псков

Задачи:

· закрепить представление о разных видах штрихов;

· дать представление о том, что с помощью разных видов штрихов можно изобразить различные предметы;

· воспитывать интерес к данной технике;

· развивать графические навыки.

Материалы: альбомные листы с пятью кругами одинакового размера, чистые альбомные листы, простые карандаши, стирательные резинки

Ход занятия:

Ребята, догадайтесь, о чем мы сегодня будем говорить, отгадав загадки.

(предлагаются загадки о животных. После того, как дети отгадывают, выставляются иллюстрации из книги В.А.Грека «Рисую штрихом»)

В какой технике художник нарисовал эти иллюстрации?

Правильно, художник изобразил животных с помощью штрихов. Это графика.

Что такое штрих? Штрих – это линия, черта, проведённая одним движением руки, которая или длинная, тонкая или толстая и т.д.

Что художник может рассказать с помощью штриха?

При помощи штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала, передать его мягкость или колючесть, доброту или агрессивность, раскрыть образ героя, положительный или, наоборот, отрицательный, выразить своё личное отношение к нему.

Штрихами хорошо изображать пушистых или лохматых зверей, оперения птиц, колючую хвою елей и многое другое.

Какие виды штрихов бывают?

· Короткие прямые штрихи.
Длинные вертикальные и горизонтальные штрихи.
Наклонные отрывные и неотрывные штрихи.
Удлиняющиеся штрихи.
Штрихи – зигзаг.
Штрихи, расходящиеся от центра по кругу, отрывные и неотрывные.

Давайте выполним такое задание:

Возьмём обычный круг и попробуем заштриховать его разными штрихами (у детей на листах пять кругов одинакового размера).

Из отрывных, расходящихся по кругу штрихов у нас получилось что – то мягкое, пушистое. Это может быть одуванчик, а может чья - то головка!

Из неотрывных, расходящихся по кругу штрихов, у нас получился колючий ёжик, свернувшийся в комочек.

Штрихи – дуги придают выпуклость нарисованному предмету – ну чем вам не баранка?.

А эти дуги уже превратились в лепестки цветка.

А если просто заштриховать всю поверхность круга ровными прямыми штрихами, то не получится уже никакого объема. Перед нами плоский блин.

А теперь давайте попробуем с помощью штрихов нарисовать цыплёнка.

Начинайте рисовать штрихом с маленького пятна, которое расположите немного выше центра листа. Вокруг пятна оставьте небольшой просвет и двигайте штрих по кругу. Затем изобразите второй ряд штрихов, за ним - третий, четвёртый. И так ряд за рядом, пока не получится шар нужной величины. Второй шар - меньше по размеру и может располагаться как прямо по отношению к оси, так и под разным углом к ней. Эти два шара – основа нашего цыплёнка. Теперь приставьте к ним штрихи – лапки, клюв, хвостик. Наш цыплёнок готов!

Итог занятия:

Интересно ли было сегодня на занятии?

Испытывали ли трудности?

Как вы думаете, что помогает развивать рисование штрихом?

Эту работу мы будем продолжать и на следующих занятиях.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №24»

Рижский пр-кт, д.48-б, г. Псков, 180016 тел. 57-39-39 [email protected]

Конспект НОД

по художественно – эстетическому развитию детей в старшей группе на тему:

«Ёжик в лесу» (нетрадиционная техника рисования)

Разработан:

Воспитателем Филипповой Л.О.

Псков

Рисование нетрадиционными способами - увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.

Цели:

· Помочь детям освоить новый способ изображения - рисование вилкой.

· Развитие творческих способностей детей

Материалы для занятий : альбомный лист с нарисованным контуром ежика, одноразовые вилки, гуашевые краски, салфетки, баночки с водой (всё закрыто салфеткой)

Ход занятия:

Дети сидят полукругом.

В. :Дети, отгадайте загадку:

Кто колюч? Живет в лесу?
Не боится кто лису?
От нее он не бежит:
В клубок свернется и лежит,
Не видать ни глаз, ни ножек?
Вы узнали? это –
(Ежик)

По какому основному признаку вы догадались, что речь идет о ежике? (Показываю картинку с изображением ежа).

Какое по форме тело ежа? (овальное, круглое)

Круглое, когда он свернулся в клубочек. А если еж спешит в гости, то тело у него овальное. Чем покрыто тело ежика?

Зачем ежику иголки?

Где живет еж?

Чем питаются ежи? (ответы 3-4 детей) Обращаю внимание детей на то, что мордочка ежа вытянута, глаза маленькие, рот большой, ноги короткие.

Физминутка "Еж"

Подожди, колючий еж (прямые руки в стороны, затем перед грудью)

Ты скажи, куда идешь (ходьба на месте)

К рыжим белкам я иду (Прыжки на месте)

Им иголки я несу (вращение сцепленными в замок кистями)

Пять портных за пять минут (поочередно загибают пальцы на правой руке в кулак)

Рукавицы мне сошьют (поочередно загибают пальцы на левой руке. В конце встряхивают кистями)

Сегодня мы с вами нарисуем ежа. Садитесь, пожалуйста, за рабочие столы.

Ребята рассаживаются на свои места и оценивают находящиеся на рабочем месте предметы. Дети удивлены, увидев среди привычных для них предметов вилку.

Вилка нужна для рисования иголок ежу, травы и цветов.

Показать расположенный на доске пример работы.

Приступим к работе. Лист бумаги следует расположить по горизонтали.

В центре листа с помощью кисти и коричневой краски рисуем овал, не дожидаясь его высыхания, удлиняем его с одной стороны, выделяя нос.

Далее нам понадобится вилка и зеленая гуашь, рисуем траву, пока наш ежик сохнет. Вилку полностью опускаем в краску и с помощью техники прикладывания оставляем отпечатки. Также можно, чтоб отпечатки заходили на ежика (ёжик в траве).

Теперь необходимо сделать ежику иголки. Перед тем, как начать работу, предложить детям сделать пальчиковую гимнастику с колючим мячиком
«Ёжик»

Катится колючий ёжик,
Нет ни головы, ни ножек.
По ладошке бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(круговые движения мячиком между ладонями).
Мне по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда, сюда,
Мне щекотно да, да, да.
(движения по пальцам).
Уходи, колючий ёж,
В тёмный лес, где ты живёшь!

Повторяя те же действия, только используя черную гуашь, рисуем ежику иголки.

Переходим к завершающему этапу нашей работы. Дорисовываем нашему ежику с помощью кисти и черной гуаши глазик и носик.

Если кто- то из ребят успел закончить работу раньше остальных, ему можно предложить приклеить к иголкам ежика красный или зеленый кружочек. Кружочек будет выглядеть как яблоко на спине ежика.

Наше занятие закончено. Посмотрите, какие замечательные полянки с ёжиками у нас получились! Давайте устроим в раздевалке выставку наших работ, чтобы все могли ими полюбоваться.

Сегодня мы увидим новые интересные рисунки , которые выполнены штрихами . Это работы Галины Сергеевны Моляр из деревни Нифантово (детсад «Кораблик»).

Здравствуйте!

Читая детям сказки, в одной из книг я случайно наткнулась на необычный . С тех пор я стала рисовать при помощи штриха необычных зверей, птиц раскрывая их образы, характеры, отношение к окружающему миру.

Рисование штрихом от Галины Моляр

Штрих — это линия, черта.

Линии могут быть очень разными:

  • короткими и длинными,
  • едва заметными и яркими,
  • волнообразными и двигающимися по кругу,
  • наклонными и ровными,
  • пересекающимися и с наплывами одна на другую.

Начинать рисовать штрихом надо с маленького пятнышка, которое должно быть расположено немного выше от центра листа.

Вокруг пятна нужно оставить просвет и двигаться по кругу линией — штрихом.

Потом начинается второй ряд., а за ним - третий, четвёртый, пятый.

И круги повторяются друг за другом, пока шар станет нужной величины.

Второй шар должен быть меньше по размеру. Он может располагаться прямо или под углом. Это основа будущих образов.

С помощью точек необходимо наметить характерные особенности герою: лапы, уши, хвост, мордочку. И используя возможности штриха зарисовывать части тела.

Чтобы оживить персонаж ему нужно найти интересное занятие, например волчонок собирает яблоки а белка орехи, зайчик несёт морковку, а медведь нашел мед.

Рисунок штрихами: «Белка с орехом»

«Белка» — рисунок штрихами от Галины Моляр

Рисунок штрихами: «Медвежонок с цветочком»

«Медвежонок» — рисунок штрихами от Галины Моляр

Рисунок штрихами: «Поющая птичка»

«Птичка» — рисунок штрихами от Галины Моляр

Рисунок штрихами: «Зайчик с морковкой»

«Зайчик» — рисунок штрихами от Галины Моляр

Рисунок штрихами: «Шагающий «

«Цыпленок» — рисунок штрихами от Галины Моляр

Когда мои малыши в группе подрастут я буду с удовольствием использовать рисование штрихом на практике.

Успехов Вам и радости! C уважением Галина Сергеевна.