Рисуем в технике фроттаж. Графическая техника фроттаж. Вам может быть интересно

Мастер – класс по рисованию для детей дошкольников.

Нетрадиционная техника рисования "Фроттаж".

Название работы: "Уточка".

Кириллова Ирина Николаевна.
Воспитатель МКДОУ "Детский сад №4 "Ромашка", Калужская область, г. Киров.
Назначение: данный мастер-класс будет полезен воспитателям детских садов, педагогам дополнительного образования, творческим людям и неравнодушным родителям.
Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования "Фроттаж".
Задачи:
1. Учить детей рисовать в технике "Фроттаж".
2. Совершенствовать навыки рисования восковыми карандашами, держа их плашмя к листу бумаги.
3. Продолжать учить детей работать с трафаретом.
4. Вызвать положительные эмоции от проделанной работы.
5. Воспитывать уверенность в освоении способов работы с новым материалом.
Материал: Два листа бумаги любого формата, восковые мелки, влажные салфетки, скотч, трафареты.

Наверное, многие помнят из своего детства одно нехитрое, но очень интересное своим результатом развлечение. Берём монетку, кладём под тетрадный листок и закрашиваем сверху простым графитным карандашом и о, чудо… ещё одна монетка как настоящая. А это оказывается не просто чудо, а техника изображения – фроттаж.
Слово «Фроттаж» происходит от французского «frotter» -«тереть, натирать». Это техника воспроизведения рисунка фактуры посредством натирания бумаги. Любую рельефную, фактурную форму можно скопировать, покрыв ее листом и заштриховав поверхность.
1. Подготовьте рабочее место для рисования.

2. Берём лист бумаги и раскладываем на нем элементы будущего рисунка. Например уточку или лисичку. Трафареты можно вырезать самим или взять готовые. Трафареты обязательно прикрепить к листу бумаги маленьким кусочком скотча.



3. Накройте трафарет листом другой бумаги, закрепив его.


4.Заштрихуйте поверхность карандашами, пастелью или мелками с нажимом, держа карандаш плашмя. Наносите штрихи до полного проявления узора, лежащего под бумагой.




5. Затем восковым карандашом или фломастером прорисовываем детали.


6. Закрашиваем фон рисунка восковыми карандашами.


7. Дорисовываем рисунок, делаем рамку.



Рисунки детей.




Эта техника дает возможность начать рисовать человеку, который боится плохого результата. Знакомить с этой техникой детей можно уже со средней группы. Начинать лучше с небольших картинок. Овладев этой техникой и, имея разнообразные шаблоны, дети с удовольствием создают свои композиции, что благоприятно сказывается на развитии образного мышления, воображения, творческой инициативы.
Спасибо за внимание!

Фроттаж - что это такое? Это умение происходит от французского слова trotter, которое переводится как «натирать». Это мастерство создания картины путем воспроизведения фактуры того или иного предмета при помощи растирания бумаги. Применять в этом искусстве можно разные вещи, которые имеют выразительную фактуру.

Любой отчетливый фигурный образец можно повторить, накрыв его листом и заштриховав снаружи поверхность. Большим плюсом фроттажа считается объемность, а творения в этой технике изумляют фантазию. Невзирая на то что, перед тем как применять это умение, поверхность любого предмета тщательно рассматривают, но определить, как точно будет смотреться рисунок, перенесенный на бумагу, нелегко.

Процедура возникновения орнамента в этой ситуации подобна проявлению фотопленки – увлекательное зрелище! Штриховки и марания происходят в определенном ритме, который оказывает благотворное влияние на эмоциональную сферу ребенка. У каждого ребенка он свой, диктуемый психофизиологическими ритмами организма. Ритм присутствует во всех жизненных циклах, в том числе в режиме дня, чередовании напряжения и расслабления, труда и отдыха и т.д. Ритм создает настрой на активность, тонизирует ребенка.

Техника «Граттаж». Под современным граттажем понимают процарапывание изображения на дощечке или листе бумаги, покрытой тонким слоем воска и туши. Это довольно распространенный профессиональный способ создания художественных графических композиций. Он позволяет добиться четких штрихов и с минимальными усилиями создать эффектный образ.

Штриховки и каракули помогают расшевелить ребенка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение перед рисованием. Штриховки просты в исполнении, занимают непродолжительное время, потому уместны в качестве зачина арт-занятия.

Монотипия . Это имитация зеркального отражения. На одной стороне листа рисуется пейзаж, потом лист сворачивается и проглаживается, благодаря чему рисунок отпечатывается на другой половине. Потом отпечаток дорисовывается и получается зеркальное отображение. Как пример можно нарисовать пейзаж, состоящий из деревьев, гор, дома и неба. Потом лист складывается и сильно прижимается. Рисунок отпечатывается. Его мы освежаем слоем красок. На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду.

Название «монотипия» произошло от греческого слова «monos» – «один», так как отпечаток в этой технике получается только один. Если хочется что-то изменить или улучшить, нужно изготовить новый «оригинал», то есть нарисовать все заново.

На одном и том же листе можно делать несколько оттисков. Если после получения отпечатка ребенок продолжит рисовать на той же основе и повторно приложит лист с оттиском, рисунок изменится, вдохновляя автора на новое творчество. Действия можно повторять до тех пор, пока процедура будет приносить удовольствие, или же до получения наиболее привлекательного результата.

Кляксография. Известная всем «кляксография» - это тоже вариант монотипии. Лист сгибается пополам и снова раскладывается на столе. С одной стороны от сгиба наносятся пятна краски (хаотично или в виде конкретного изображения).

Можно получать разные оттиски:

если проглаживать верхний лист с разным нажимом;

если на оригинал наносить много/мало краски;

если, наложив лист на оригинал, слегка/сильно сдвинуть его
- полученные в результате разводы дают богатый материал для детских фантазий.

***

На альбом упала краска, На листе осталась клякса. Пририсую ей глаза, Пусть летает стрекоза.

Эти случайно появившиеся разводы могут привлечь ребенка не меньше, а то и значительно больше, чем сам оттиск. И дальнейшая активность развернется именно здесь – пальцы будут целенаправленно окрашиваться, а краска вытираться о лист бумаги. Для ребенка это собственный, придуманный им, способ рисования. Для педагога – организованное самим ребенком условие избавления от подавленности и страхов, укрепления уверенности в себе. Ребенку задается вопрос, какое из изображений ему нравится больше, выбранный вариант получает название и внимание автора, взрослого, других детей.

рисуем в технике «фроттаж»

Для работы нам понадобится несколько листов бумаги, восковые мелки, клей-карандаш и ластик. Обратите внимание: в продаже бывают мелки, обернутые бумагой, чтобы во время рисования не пачкались руки. Но нам придется снять обертку, так будет удобнее работать. Во время подготовки материалов для работы, обсудите с ребенком, какого цвета бывают листья, какие из мелков вам понадобятся.

Из дополнительных материалов можно приготовить рамку для будущей картинки, ножницы и карандаш.

И, конечно же, нам понадобятся объекты для рисования. Соберите на прогулке несколько листьев деревьев или кустарников, можно использовать и листья цветов. Хорошо, если у листьев будут крупные жилки. Если от момента сбора листьев до, собственно, рисования должно пройти какое-то время, положите листья в полиэтиленовый пакет, чтобы они не завяли. Кстати, когда будете собирать листья, обратите внимание ребенка на название растений. (Ну а то, что местом для сбора растительного материала не станет ближайшая городская клумба, думаю, и так понятно?) Мы у себя на даче нашли вот что: шиповник, девичий виноград, смородину, липу, скумпию и буквицу.

Выбираем несколько листьев, которые будем рисовать в первую очередь. Возможно, для первых опытов стоит выбрать листья простой формы. Теперь приклеиваем листья на бумагу. Скорее всего, дети приклеят листья лицевой стороной вверх, жилками вниз. Это хорошо, как раз то, что нужно.

Теперь перевернем лист бумаги, мы будем работать на его обратной стороне. Но перед тем, как начать рисовать, подложим под наш рабочий лист несколько других листов бумаги, иначе мы получим не только снимки листьев, но и отпечаток рабочей поверхности. Все готово? Тогда приступим! Мы взяли желтый мелок, положили его на лист бумаги плоско, а затем стали двигать в этом положении, прижимая к бумаге. У нас получились светлые отпечатки листьев.

Повторим это упражнение с мелками другого цвета, чтобы изображения листьев проступили четче, и рисунок стал более интересным. Но чтобы все получилось удачно, следите за постановкой рук ребенка: на этом занятии мы работаем всей поверхностью мелка, поэтому не нужно брать его в руку так, как делаем это обычно для письма.

Если рисунок готов, отклейте с его обратной стороны листья растений. Можно поместить готовую работу в рамку. Отмечаем карандашом контур будущей картинки, затем вырезаем.

Кстати, работы в этой технике могут пригодиться не только для создания картин. Таким способом можно получить интересную дизайнерскую бумагу, которая потом будет нужна и для создания открыток, и для украшения альбомов, и для фонов аппликации из природного материала.

Надеюсь, вашим детям понравится рисовать в этой технике. Попробуйте поэкспериментировать, что будет, например, если рисовать не на белой, а на цветной бумаге? Или будет ли рисунок другим, если использовать пастель вместо воскового мелка? Уверена, эти маленькие самостоятельные открытия принесут вашему малышу радость.

Фроттаж (от фр. frottage - натирание) – нетрадиционная техника рисования, заключающаяся в получении оттиска на бумаге фактурной поверхности, подложенной под него.

Старшее поколение, вероятно, помнит, как в детстве они играли в «магазин», подкладывая под бумагу монету, а сверху заштриховывая её карандашом, чтобы на бумаге остался след (оттиск) с изображением орла или решки. После получения двух таких оттисков монетки вырезались и склеивались, становясь, таким образом, бумажной копией реальной монеты. Так вот данное занятие и представляет собой фроттаж. У этой техники есть несколько разновидностей и видов применения, которым и посвящена данная статья.

Материалы для творчества

Предметами для фроттажа может быть, в принципе, почти любой объект вокруг вас, осмотритесь – рельефный чехол телефона, кружевная салфетка, конструктор, подошва домашних тапочек, всё это можно использовать в качестве инструмента для оттиска на бумаге.

Можно раскрашивать в технике фроттажа детские раскраски – просто распечатайте любую, которая вас устроит, из интернета (благо в настоящее время их можно легко найти на специальных сайтах), после чего закрашивайте, подкладывая под листы фактурные предметы.

Вам может быть интересно

Также можно купить готовые наборы в магазинах – в них находится комплект специально разработанных текстур, бумага и карандаши, для её раскрашивания. В России такие наборы найти довольно проблематично, однако что мешает вам заказать их через интернет? Английское название данных наборов – rubbing plates .

Наконец, можно создавать аппликации из фроттированной бумаги. Просто сделайте несколько листов с разными текстурами и цветами, а потом вырезайте из них все, что душе захочется и создавайте красивые композиции.

В заключение этой статьи расскажем вам про, наверное, самый необычный вариант фроттажа. Дело в том, что детям чаще всего больше важен процесс рисования, нежели результат, а вот взрослые любят, чтобы после 2-3 часов какой-то деятельности у них остался четкий результат их работы. Описанная ниже техника удовлетворит как взрослого, так и ребенка, ибо доставит удовольствие в процессе, по итогу которого получится красивая «дизайнерская» бумага, которую потом можно будет использовать для упаковки подарков, создания красивых открыток или для той же аппликации.

Техника называется «мраморная бумага» - для неё вам потребуется:

  • пена для бритья;
  • акварельные краски или пищевые красители;
  • большая плоская тарелка;
  • кусок картона/скребок;
  • чистая бумага.

Положите на стол плоскую тарелку, равномерно нанесите на неё пену, после чего смешайте акварель или пищевой краситель в воде, чтобы сделать жидкий, но насыщенный цветом раствор. Теперь кистью, пипеткой или шприцом без иголки произвольно капайте этим раствором по поверхности пены. После этого берите кисть и создавайте ею различные узоры и переливы на поверхности пены, размазывая капли краски по ней. Это самый увлекательный момент! Ребенок будет заворожён тем, как легко он создает различные узоры своими руками. В завершение возьмите лист бумаги и положите его на слой пены с краской, после чего поднимите и скребком или какой-нибудь картонкой снимите с поверхности остатки пены. Вы увидите под ней причудливые узоры из краски, которая, благодаря своей водной основе, уже впиталась в лист. Все, теперь осталось только высушить готовые мраморные листы, и можете их использовать так, как вам хочется.

Название «фроттаж» произошло от французского trotter - «натирать ». Это техника воспроизведения рисунка фактуры посредством натирания бумаги. Любую рельефную, фактурную форму можно скопировать, покрыв ее листом и заштриховав поверхность. Появление этой техники связывают с именем художника-сюрреалиста Макса Эрнста, который в 1925 году таким образом перенес на бумагу поразивший его рисунок деревянных половых досок. Он не стал его перерисовывать, а, положив на пол бумагу, натер ее углем. Новая техника с восторгом была принята многими сюрреалистами, которые достигали все новых эффектов преимущественно путем натирания бумаги куском свинца. При этом на ней проступали со специально подобранных и подложенных под нее предметов формы фантастических пейзажей, призрачных птиц и животных. Описание подобной техники иногда можно встретить под названием «техника воскового резиста».

Для фроттажа необходимы выразительные фактуры: деревянные поверхности, грубые ткани, выпуклые изображения, в нашем случае - плотные, с интересным рисунком листья, ажурные или линейные элементы. Натирание - фроттаж - производите аккуратно, придерживая лист бумаги, не сдвигая формы под ней. Цвета, которыми штрихуется поверхность, для получения художественного эффекта добавляются и накладываются друг на друга.

Фроттируя листья и другие растительные элементы, мы можем получить живое и точное изображение растительных форм. Для цветочного коллажа эта техника интересна еще и тем, что в ней несложно сделать активный фон. Для этого положите под бумагу и натрите пастелью или мелками понравившуюся вам фактуру холста, ткани, кружева, керамической плитки, обоев. Обращайте внимание на фактуры, которые вас окружают, и в поверхностях для фроттажа не будет недостатка.

1. Прикрепите к столу скотчем гладкий лист бумаги. Разложите на нем элементы, закрепите их капелькой клея.

2. Накройте растительный материал листом неплотной бумаги.

3. Придерживая одной рукой бумагу, заштрихуйте с небольшим нажимом поверхность мелком или карандашом.

4. Наносите штрихи до появления изображения лежащих под бумагой растительных элементов.

5. Под бумагу поместите гра - фичные листья полыни.

6. Натрите бумагу коричневой масляной пастелью - получится тонкий и выразительный рисунок.

Декупаж - художественная техника флориста

Термин «декупаж» произошел от фр. decoupage - «разрезание, расчленение, разбивка на части ». Соответственно, техника декупажа - это способ украшения, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. Оформление элементов интерьера в технике декупажа восходит к XVII веку. Именно тогда широко применялось наклеивание бумажных аппликаций на мебель, полы, стены так, что покрытые лаком аппликации выглядели как рисунки. Техника получила дальнейшее распространение в Англии в XIX веке.

Сам термин «декупаж» ввел в обращение Анри Матисс. Декупажи (вырезки) Матисс делал из окрашенной гуашью бумаги. Художник, по его собственному выражению, «рисовал ножницами ». В последние годы слово «декупаж» стало вновь использоваться в качестве синонима аппликации. По сути это современный модный дизайнерский прием бумажной аппликации, изображение, созданное или дополненное наклеиванием (пришиванием) разноцветных и как правило простых по форме кусочков материала.

Декупаж стал популярен благодаря вошедшей в моду «салфеточной технике» - красивые и разнообразные картинки вырезаются (или вырываются) из бумажных салфеток. Благодаря своей тонкости они хорошо пропитываются клеем, даже если он наносится поверх, и легко приклеиваются на мебель и предметы. Некоторые салфетки, например с каймой по краю, наклеенные на картон, становятся очень хорошим готовым фоном для цветочного коллажа. Салфеточный фон естественно оформляет милые непритязательные растения, помогая создавать трогательные и привлекательные картины. Как и для коллажа в целом, для техники декупажа нет общепринятых правил.

Фрагменты могут аккуратно вырезаться или использоваться с подчеркнуто рваными краями. Они закрепляются на основе клеем, акриловым лаком, двойным скотчем или любым другим способом. Важно, что в результате вы должны получить картину, производящую впечатление цельности, добиться зрительной связанности, не только фактической, но и визуальной «склеенности» разных форм и фактур.

В технике декупажа, конечно же, используются не только салфетки, но и иллюстрации из журналов, оберточная бумага, этикетки, декупажные карты, в последнее время широко распространяется применение принтерных распечаток.

1. Разделите трехслойные салфетки двух цветов с одинаковым рисунком и произвольно порвите на части.

2. Один слой салфетки целиком наложите на картон такого же размера и промажьте акриловым лаком.

3. Разгладьте поверхность валиком, располагая как задумано более темные части салфеток.

4. Закрепите части салфеток, нанеся на них акриловый лак. Листья и цветы фиксируются аналогично.