Парень с дцп из шымкента освоил танцы на коляске и стал чемпионом. Танец как спасение: вдохновляющая история алматинки

27-летний парень с ДЦП на собственном примере показал, как добиться успехов в любимом деле. Ермек Калымбетов из Шымкента стал чемпионом Казахстана по спортивно-бальным танцам на колясках, в копилке его достижений и участие в мировом турнире. Как он преодолевает трудности, выполняет трюки на коляске, парень поделился с .

В детстве Ермек мечтал стать эстрадным певцом. Но проблемы со здоровьем давали о себе знать. Парень начал заниматься спортом.

"Я хотел укрепить свои тело и дух. В 2009 году начал заниматься гонками на колясках, участвовал в соревнованиях в Казахстане, брал первые-вторые места. В 2012 году у меня был первый зарубежный опыт - я поехал в Дубай на турнир, но места никакого не получил, так как пришел последним. Это меня сильно расстроило. Я стал думать, чем бы мне заняться еще, в чем можно преуспеть. Мне посоветовали пойти на спортивно-бальные танцы, где можно танцевать на колясках. И с 2016 года я занимаюсь этим профессионально", - рассказал парень.

Ермек признался, что первое время ему было тяжело - тело не слушалось, он не попадал в ритм и такт. Парень начал сомневаться, что когда-нибудь научится танцевать. Но упорство и ежедневные репетиции сделали свое дело.

"Меня воодушевило участие в чемпионате Азии по фристайлу, который проходил в Тайбэе. Я там взял первое место. Этот турнир дал мне путевку на чемпионат мира в Бельгии. Мне удалось занять пятое место. Я мечтаю когда-нибудь занять первое место на чемпионате мира, хочу увидеть флаг и услышать гимн нашей страны".

Помимо танцев, Ермек работает в реабилитационном центре для людей с ограниченными возможностями. Там он организовывает развлекательные мероприятия, отвечает за культурный досуг.

В свободное время парень увлекается акробатикой. Так, однажды в зале он взобрался по канату в инвалидном кресле. Сейчас у Ермека новая цель - взобраться по канату до самого потолка.

10-летняя Алёна Лисунова с детства прикована к инвалидному креслу. Девочка имеет ряд страшных диагнозов: постгеморрагическая окклюзионная гидроцефалия, шунтозависимая гидроцефалия, ДЦП, бронхолёгочная дисплазия и частичная атрофия зрительных и глазных нервов. По словам мамы малышки Светланы, её ребёнок в утробе был абсолютно здоров и всего этого могло бы и не произойти, если бы не ошибки врачей при родах.

Совсем недавно семья Алёны вновь поверила в чудо: девочка начала вставать с инвалидной коляски и понемногу ходить. Под Новый год Алёна отдала родителям своё письмо Деду Морозу, в котором удивлённая Светлана нашла довольно необычный пункт - "подружиться с продюсером Максимом Фадеевым". Разумеется, никто бы не воспринял всерьёз фантазию 10-летней девочки, если бы не знакомая семьи Лисуновых. Подругу Светланы настолько тронуло обращение Алёны, что она решила опубликовать просьбу юной певицы на Facebook и прикрепила фотографии, где Алёна, сидя в инвалидном кресле, исполняет песню "Танцы на стёклах", написанную Фадеевым. Трогательная история не оставила равнодушными пользователей Сети, и вскоре её прочитал и сам продюсер группы Serebro.

Наша компания уделяет огромное внимание социальным сетям, и на меня это просто обрушилось, - рассказал Лайфу Фадеев. - Мне все начали присылать это. Мы были в Краснодаре, не в Москве, поэтому я сначала отреагировал через "Инстаграм", и вот сегодня мы уже увиделись. Решение встретиться с Алёной я принял, естественно, сразу - тут и думать не о чем. Фадеев пригласил девочку и её маму на ужин в кафе "У дяди макса". Светлана с Алёной приехали раньше знаменитого продюсера и заметно волновались. Юная артистка даже решила отрепетировать песню, которую собиралась спеть для своего "нового друга". Однако как раз в тот момент, когда девочка взялась за микрофон, в дверях появился знакомый всем силуэт. Услышав голос Алёны, Фадеев замер, не говоря ни слова.

Для нас это было таким счастьем! - поделилась с Лайфом мама Алёны Светлана. - Мы с такой надеждой и желанием верили, что у Алены всё получится. Мы обожаем Максима всей семьёй. Просто слушать его песни - это уже счастье. Песня "Танцы на стёклах" связана с нашей жизнью напрямую - это как наш гимн, не простые танцы на стёклах.
Как только школьница увидела в дверях Максима Фадеева, она бросилась в его объятия. Уже за столом Алёна поинтересовалась у кумира, как его здоровье. Фадеев признался, что раньше был почти глухим, а сейчас одно его ухо работает на 40%, а другое на 60%.Напоследок семье Лисуновых предложили попробовать десерт, но, н есмотря на все уговоры, от угощений Алёна отказалась и попросила лишь клубничный компот. Максим Фадеев договорился с мамой девочки о том, что они будут держать связь и попрощался с ними, напоследок крепко обняв Алёну.

В моей семье есть один основной лозунг, - перед уходом сказал продюсер юной певице. - Он звучит так: "Всегда верь в себя, и у тебя всё получится. Главное - верить всем сердцем!"

Одной из форм групповых занятий лечебной гимнастикой является хореографическая гимнастика, предложенная О. А. Стерник в 1970 г. Ее несомненным достоинством является высокое положительное эмоциональное напряжение, появляющееся у детей, желание научиться танцевать так или почти так, как и здоровые дети, удовольствие, получаемое в процессе обучения. Примерные типы хореографической гимнастики.
1. Упражнения для освоения осанки, исходной для каждого танца. Исходное положение у стойки, перед зеркалом, рука обхватывает рейку стойки, четыре пальца сверху, большой охватывает ее снизу, ноги слегка расставлены, стопы опираются полностью, голова в среднем положении. Ребенок должен, удерживаясь руками за стойку, откинуть туловище назад, удерживая при этом голову в среднем положении, не запрокидывая ее назад. Методист корригирует положение головы.
Интенсивно прогибается позвоночник, ноги не должны сгибаться в коленных суставах.
Коррекция правильного положения туловища и таза происходит с помощью точечного массажа.
2. Разучивание элементов танца «вприсядку».
Удерживаясь руками за стойку в том же положении, ребенок должен присесть, затем выпрямиться. Это упражнение может быть очень сложным для освоения в тех случаях, когда имеет место недостаточность мышц разгибателей бедер и больших отводящих мышц бедер. Их неравномерная слабость обусловливает перекос таза.
Методист корригирует движения, указывая ребенку на то, какие мышцы надо напрягать.
3. Элементы испанского танца: а) из того же исходного положения ребенок, стоя на одной ноге, медленно поднимает вторую, прогибая спину и удерживаясь в этом положении 30-60 с; б) из того же исходного положения - подскоки на двух ногах сразу. Целью этого упражнения являются подскоки на носках. Дети с церебральными параличами с трудом, даже при поддержке рук, выполняют подскоки. Часто они заменяют это движение толчкообразными движениями таза без отрыва ног от пола. Методист должен обучить ребенка с помощью пассивно-активного метода соответствующих схем движения; в) исходное положение то же, что и в пункте б)- обучение подскокам на одной ноге. Элементы испанского и русского танца.
4. Ребенок стоит боком у стойки, удерживаясь за нее одной рукой, ноги слегка расставлены. Противоположная рука упирается в бок. Задачей упражнения является максимальное разгибание позвоночника; из того же исходного положения, что и в пункте 3, а, при разгибании позвоночника ребенок должен под музыку делать шаг на месте. Методист следит за положением таза и позвоночника, корригируя его точечным массажем.
5. Ребенок стоит у стойки, держась за нее двумя руками, ноги широко расставлены. Методист следит за тем, чтобы разведение ног было равным с обеих сторон.
Задача упражнения - прыжки на месте, с разведением и сведением ног.
6. Элементы русского и испанского танца: а) исходное положение стоя боком у стойки, ноги слегка расставлены, одна рука опирается на стойку, другая разогнута в плечевом суставе и в локтевом суставе. Ребенок держит в пальцах платок. Задача упражнения - отклоняясь в сторону, проделывать помахивающие движения платком. Разворот плеч должен быть равномерным, без компенсаторных движений туловища и таза; б) исходное положение то же, что и в пункте а. Вторая рука разогнута и вытянута вперед, кисть и предплечье - в положении пронации. Под определенный ритм производится супинация - пронация предплечья, кисти и разогнутых пальцев при различных положениях головы.
Туловище все время удерживается прямо.
7. Ребенок стоит спиной, к стойке, держась за нее отведенными назад руками. Голова в среднем положении, ноги слегка расставлены.
Задачей является вис тела на вытянутых руках с удержанием головы в правильном положении.
8. Элементы испанского и узбекского танца:
а) исходное положение боком к стойке, аналогичное занимаемому при упражнении 10. Методист отрабатывает щелчок I-II пальцами вытянутой руки, рука разогнута во всех суставах, при разных положениях головы;
б) исходное положение то же, что и в пункте а, свободная рука упирается в бок. Задача - приседание под определенный ритм, со сменой темпа приседания;
в) исходное положение то же, что и в пункте а. Задача - приседание с максимальным отведением таза назад, гиперлордозированием;
г) исходное положение то же, что и в пункте а. Ребенок полностью стоит на одной стопе, нагружая пятку. Вторая нога сгибается в тазобедренном и коленном суставах, носок стопы по возможности оттянут вниз.
Упражнение совершается на счет: «раз», «два», «три»; на счет «три» - нога опускается и приставляется к опорной. Затем повторяется то же упражнение с опорой на вторую ногу;
д) исходное положение то же, что и в пункте а. Под счет: «раз», «два», «три»; «раз», «два», «три» ребенок топает одной ногой, затем второй.
9. Несколько детей (3-4) стоят боком к стойке, слегка расставив ноги, удерживаясь одной рукой за стойку, положив свободную руку на плечо впереди стоящего. Под счет «раз», «два» производится шаг на месте, затем подскоки на одной, затем на второй ноге.
10. Исходное положение то же, что и в пункте 3; опорная нога стоит на полной стопе, вторая нога согнута в тазобедренном, коленном суставах под углом 90°. Под счет: «раз», «два» дети разгибают на 15-20° ногу в коленном суставе, удерживая ее на 30-60 с в этом положении. Затем угол изменяется и нога снова фиксируется в принятом положении.
Таким образом отрабатываются в многочисленных вариантах упражнения, предназначенные для коррекции осанки, порочных установок в суставах конечностей и, что особенно важно, тренируется подвижность, активная моторика, возможность переключения с одного движения на другое (рис. 42).

Музыкальный аккомпанемент является в этом плане важным терапевтическим средством, способствующим двигательной активности.
После отработки отдельных элементов танца следует переходить к обучению танцам с учетом возможностей ребенка: дети, которые могут стоять, но для которых еще трудно передвигаться, обучаются танцам стоя, с преимущественными движениями рук (индийские танцы), затем танцам, при которых может иметь место медленная, плавная ходьба., опять-таки с максимальным использованием движений рук и т. д.
Обучению танцам не должны препятствовать имеющиеся деформации, выраженные нарушения осанки. В процессе работы они постепенно корригируются.

Критерии эффективности восстановительной терапии расстройств моторики

Критерием эффективности восстановительной терапии расстройств моторики служит переход от одного уровня двигательного развития к другому (хороший результат) или улучшение возможности движения в пределах того же уровня, какой был у ребенка до начала лечения (удовлетворительный результат).
Выделяют следующие уровни развития моторики, независимо от возраста ребенка.
1. Отсутствие врожденных двигательных рефлексов или их глубокая задержка, наличие (или патологическая активность) тонических рефлексов, отсутствие развития установочных рефлексов, произвольной моторики.
2. Наличие некоторых основных врожденных двигательных рефлексов, а также тонических (шейных и лабиринтного), которые ребенок начинает преодолевать. Начало развития основных установочных рефлексов; ребенок начинает сидеть (с поддержкой или без нее), сохраняет приданную позу сидя, но не стоит и не удерживает позу стоя с поддержкой.
3. Наблюдаются только остаточные тонические рефлексы: установочные рефлексы распространяются на верхние конечности и туловище. Появляется ручная умелость. Удерживает приданную позу сидя и стоя, но торсии туловища еще нет или она недостаточна. Продолжается развитие ручной умелости, начинает рисовать, овладевать первыми элементами письма. Шаговые движения неправильны. Тугоподвижность в суставах нижних конечностей. Остается остаточное влияние тонических рефлексов на мышцы нижних конечностей, формируются контрактуры в них.
4. Развиты установочные рефлексы, ходит с поддержкой или сам, при патологической установке нижних конечностей, наличии контрактур и деформаций (на полусогнутых в коленных и тазобедренных суставах ногах или при явлении переразгибания в коленных суставах при эквиноварусной и вальгусной установке стоп), ручная умелость неполноценная в связи с пронационно-сгибательной установкой предплечья, кистей и пальцев, но ребенок преодолевает ее, хотя и с трудом - пишет, лепит, рисует.
5. Сидит и ходит самостоятельно или с палочкой, при умеренно выраженных контрактурах или при отсутствии таковых, пишет, рисует без патологических установок в руках, но движения неловки, замедленны.
6. Ходит самостоятельно, без поддержки, походка нормальная. Произвольные движения рук соответствуют возрасту.
При оценке постепенного развития функции мышц, участвующих в работах, указанных в табл. 4, не рассматриваются мышцы, осуществляющие фиксацию положения тела, необходимые для выполнения данных работ, постуральные рефлексы.
Между тем освоение ребенком этих положений является столь же трудной, сколько и необходимой задачей, освоение которой в процессе работы происходит значительно быстрее и успешнее, чем на занятиях лечебной физкультурой.

Заключение

Работа по восстановлению двигательных функций ребенка, страдающего детским церебральным параличом, чрезвычайно сложна, должна проводиться систематически в течение ряда лет.
Она требует большого терпения и выносливости и от маленького больного и от того, кто с ним работает. Несомненно, что наибольшая эффективность достигается, если с ребенком работает опытный методист лечебной физкультуры. Однако, с одной стороны, далеко не всегда методисты лечебной физкультуры, работающие в обычных стационарах неврологического, ортопедического, педиатрического профиля, знакомы с рассматриваемым разделом работы, с другой - методисты не могут уделять ребенку столько времени, сколько нужно для полноценной восстановительной работы - 30-40 мин в день.
И, наконец, 75-80% детей не могут ежегодно получать санаторное лечение или лечение в одном из стационаров. Поэтому в семье, где растет ребенок, больной детским церебральным параличом, должен быть человек, в той или иной степени знакомый с лечебной физкультурой и массажем.
Предлагаемая книга поможет овладеть необходимыми в этом плане знаниями и помочь ребенку.
Основным условием эффективности лечебной физкультуры является работа в плане последовательного онтогенетического развития моторики, своевременность, полноценность и рациональность коррекции дефектов моторики при всех формах заболевания.