На чем можно писать масляными красками. Что нужно для масляной живописи. Буйволы и мамонты

Практически все великие художники творили маслом. Их картины и сотни лет спустя выглядят впечатляюще. Для того чтобы добиться таких же пейзажей и живописи маслом нужно знать много нюансов работы с этим материалом. Данная статья даст лишь некоторое представление о технике работы с масляными красками. Основное понимание и создание собственного стиля придет интуитивно во время написания своего шедевра.

Что собой представляют масляные краски

Перед тем, как начать работу с масляными красками не лишним будет узнать, что все они являются смесью сухого красящего пигмента и льняного масла, которое высыхает, окисляясь на воздухе. Это окисление влечет за собой кристаллизацию красящего вещества, поэтому после полного высыхания масло невозможно удалить.

Краски фасуют в металлические тюбики, из которых их надо вылавливать на палитру и смешивать между собой мастихином. Масло - довольно густой материал. Неподготовленному человеку бывает довольно непросто справиться с ним в первый раз.

Какие инструменты нужны для рисования маслом

Кисти для живописи маслом нужно выбирать специальные. Они должны быть довольно жесткими и упругими. Они идеально подходят для того, чтобы наносить разнообразные мазки и добавлять картине объема краской, но ими довольно неудобно мешать масло. Для этих целей лучше приобрести мастихин: небольшой металлический шпатель с деревянной ручкой.

Также вам понадобится инструмент, которым вы будете корректировать рисунок, пока он еще не успел высохнуть. Это может быть тот же мастихин, влажная тряпочка или резиновый скребок.

Для того чтобы было удобно рисовать, лучше приобрести или сделать самостоятельно мольберт, на который вы сможете поместить холст. Саму ткань натягивают на рамку, о которой также нужно позаботиться заранее. Чтобы сохранить краски на картине яркими как можно дольше, их нужно закрепить с помощью лака.

Техника живописи маслом

Для того чтобы создать картину маслом, сначала нужно подготовить холст, закрепив его в штакетнике и загрунтовав. Следующий шаг - смешивание краски разных цветов на палитре с целью получения нужного оттенка. Затем ее наносят кистью на вертикально стоящий холст. Каждый слой нужно оставить до полного высыхания. В противном случае краски смешаются между собой, и изображение будет "грязным". Происходит процесс высыхания довольно медленно: порой должно пройти не менее трех дней до того момента, когда можно будет наложить новый слой. Всего можно работать с маслом до 12 часов подряд. Потом работу требуется отложить для того, чтобы она просохла.

Не существует определенной системы в написании живописи и пейзажей маслом. Все эти правила о том, что писать нужно сверху вниз или наоборот снизу вверх, на самом деле не имеют под собой никакого основания. Опытные художники говорят, что рисовать картину лучше отдельными цветовыми пятнами, чтобы сразу оценить их сочетаемость друг с другом. Хорошо сразу обозначить самое темное место на картине и самое светлое и остальные цветовые акценты сравнивать с ними: не темнее ли оно самого темного места и не светлее ли самого светлого.

Особенности, которые важно знать

  1. Каждый новый слой должен быть таким же по толщине или толще предыдущего, в противном случае по живописи маслом могут пойти трещины.
  2. Через три-шесть месяцев после того, как картина полностью просохнет, изображение необходимо закрепить с помощью дамарского лака.
  3. Пока краски влажные ими очень просто сделать градиент. Для этого нужно нанести полосами оттенки, которые вы хотите перевести один в другой, и потом сухой кистью начать смешивать их между собой, двигаясь в горизонтальном иди вертикальном направлении, соответственно остальным мазкам. Работать нужно средней кистью и двигаться от самого темного цвета к самому светлому, а потом вернуться чистой кистью от светлого участка к среднему. Добавьте пару параллельных полос нужных цветов, чтобы закрепить результат.
  4. Фиксирующий слой при работе с масляными красками ни в коем случае не должен быть клеевым.
  5. Не нужно злоупотреблять разбавителями краски. Несмотря на то, что создавать живопись маслом гораздо проще, если краска немного более жидкая, чем в тюбике.

С чего начать

Прежде чем создать свое первое творение необходимо понять, что вы будете рисовать и наметить эскиз карандашом. Рисунок лучше выбирать с крупными деталями. Все мелкие части могут "потеряться" даже в самых аккуратных масляных мазках. Если вы хотите повторить какой-то понравившийся вам образ или мотив можно заранее перевести его на холст с помощью копировальной бумаги. Для этого его нужно будет перевести на тонкую кальку, а уже потом перенести на сам холст. Ваш эскиз обязательно нужно закрепить грунтовкой для ткани либо тонким слоем фиксажной жидкости, которая продается в любом магазине для творчества.

Как правильно создать эскиз

Специалисты советуют наносить набросок будущей композиции угольным карандашом, потому что его легче всего убрать с загрунтованной поверхности, просто протерев влажной тряпкой. Правда угольный набросок обязательно нужно будет закрепить на холсте фиксирующим составом. В противном случае он будет смешиваться с краской, и придаст ей грязный оттенок. К тому же угольная пыль будет препятствовать закреплению краски на ткани. Также для создания наброска для живописи маслом на холсте можно обвести угольную зарисовку простым карандашом, сангиной или жидко разведенной скипидаром краской, а затем смахнуть угольную пыль.

Работа с цветом

Если вам что-то известно о соотношении цветов и их оттенков, то, скорее всего, вы справитесь без цветового круга. Всем остальным он поможет более грамотно подойти к выбору цветовой палитры для своей картины. Все цвета делят на теплые и холодные в зависимости от подтона, который в них присутствует. К теплым относят цвета с желтым подтоном, к холодным - с серым. Все цвета, которые расположены в цветовом круге друг напротив друга, называются дополнительными, например, желтый и фиолетовый являются дополнительными цветами по отношению друг к другу. Если на картине такие цвета будут находиться рядом, то они будут усиливать яркость свою и соседнего оттенка. Если их нанести один на другой, они нейтрализуют друг друга. Для того чтобы получить необходимый оттенок, нужно добавить в исходный цвет немного дополнительного цвета и поэкспериментировать с пропорциями. Например, чтобы создать приглушенный желто-оранжевый цвет недостаточно просто добавить в желтую краску оранжевого пигмента. Вы должны будете снизить интенсивность обоих оттенков каплей фиолетовой краски, которая является дополнительной по отношению к ним. Для того чтобы первое время не запутаться в этих тонкостях, приобретите цветовой круг. Написав несколько картин, вы уже будете работать на автомате, забыв про круг. Для того, чтобы научить свои глаза распознавать большее количество разных оттенков, а также научиться находить наилучшие цветовые решения, лучше отправиться на курсы живописи маслом. Опытный преподаватель подскажет, на что стоит обратить внимание, как "обуздать" цветопередачу и какие упражнения помогут стать более чутким живописцем.

Живопись маслом известных художников

Вот несколько картин, нарисованных маслом, которые помогут вам обрести вдохновение и побудят приступить к рисованию.

Русский художник Иван Константинович Айвазовский, как никто другой передавал всю глубину и красоту моря. Его картины поражают своей реалистичностью. Мазки он использовал преимущественно мелкие и аккуратные для более точной проработки деталей.

Исаак Ильич Левитан в своих работах также использует мелкие мазки. С их помощью ему удается показать листву на деревьях и в водоеме, свежую зеленую траву. Его картины очень живые и в то же время абсолютно спокойные.

В отличие от вышеназванных русских художников Ван Гог был любителем широкого мазка и размашистых линий. Он не уделял большого внимания мелочам, его яркой чертой была динамика в работах.

Современная живопись

Среди ныне живущих художников масляные краски также остаются любимым материалом для творчества. Вот лишь некоторые картины, для того, чтобы иметь представление о современной живописи маслом.

Эта картина создана художником Лораном Парселье. Мягкими и аккуратными мазками он пишет свет, много зелени, солнечные блики и словно легкое дуновение ветра.

Еще один современный художник - Джозеф Лорассо. Он создает картины маслом, изображая на них важные моменты из жизни простых людей - объятия, поцелуи. На его холстах люди скучают, целуются, стесняются, проявляют нежность и страсть. Краски он выбирает преимущественно темных и приглушенных оттенков, чтобы ничего не отвлекало от изображенных сцен.

Восхитительно научилась изображать окружающую действительность маслом и польская художница Юстина Копанья. Ей удается передать текстуру ткани, легкость паруса, гладь воды. Она добавляет объема своим работам не только с помощью цвета, но и, наслаивая краску, что создает очень необычный эффект. От ее полотен невозможно оторвать взгляд.

Вот лишь малая часть того, что нужно знать о масляных красках и нюансах работы с ними. Живопись маслом на картинах - это всегда что-то впечатляющее и прекрасное. Даже если сначала у вас не все будет получаться, не опускайте руки! Творите и, возможно, вашей картиной будут любоваться не только родственники, но и посетители всемирно известных картинных галерей.

16. Живопись маслом. Начальные сведения о технике.

В художественной школе New Art Intention ближе к окончанию основных курсов живописи и курсов рисования начинающие художники начинают использовать живопись маслом . Из-за сложности новой техники возникает множество вопросов, и, памятуя о том, что новое - это хорошо забытое старое, мы решили опубликовать статью «Начальные сведения о технике живописи маслом» . Эта статья была написанна художником Ф. И. Рербергом (1865—1938), и напечатана в журнале «Юный художник» № 9 за 1937 г. В ней есть несколько устаревшие методы и техники для современных художников, но полностью действенные, если вы находитесь «в полевых» условиях, где до магазина с художественными материалами и принадлежностями не добраться. И это бесценно! Потому как мало кто из художников сейчас сам набивает кисти, готовит краски и лаки, грунтует холсты. Но, может быть, стоит попробовать?

Статья полностью перепечатана, «как есть», с пояснениями от редакции 1961 года (выделено курсивом). Наши комментарии будут ниже.

Всю кропотливую работу по набору и редактированию этой статьи (и нескольких уроков) взяла на себя Катя Разумная , за что мы выражаем ей глубокую благодарность.

Начальные сведения о технике живописи маслом.

Прежде чем приниматься за живопись масляными красками, начинающему художнику необходимо знать, что собой представляют масляные краски и как с ними обращаться. Работая водяными красками (акварелью), вы, вероятно, замечали, что на дне стакана, в котором вы споласкиваете кисточку, осаждается мелкий порошок. Этот-то порошок и сообщает цвет краске. Окрашивающее вещество называется пигментом. Если порошок (пигмент) смешать не с клеем, на котором приготовляются все водяные краски, а с маслом, получится краска масляная. Для этой цели чаще всего применяется льняное масло, реже ореховое, маковое и подсолнечное. Эти масла на воздухе, высыхая, не испаряются, как вода, а, подобно клею, обращаются в твердую массу. Есть масла, например оливковое, которые всегда остаются жидкими, и краска, смешанная с ними, никогда не высыхает. Другие жидкие масла улетучиваются, как вода. Приготовленная на них краска быстро становится сухим порошком. Порошок краски не просто смешивается с маслом, а растирается с маслом. Небольшие количества краски растираются курантом (так называется каменное грушевидное тело с плоским основанием). Краску, смешанную с маслом, трут курантом на каменной плите. Движение куранту придают то кругообразное и поступательное, то прямолинейное в разные стороны и трут до тех пор, пока вся краска не обратится в однородную массу, в которой порошок на ощупь совершенно не чувствуется. Курант и плита должны быть сделаны из очень твердого камня (порфир, гранит). Каменную плиту можно заменить толстым зеркальным стеклом. На заводах художественных красок краски трутся на специальных машинах — краскотерках.

Готовая тертая краска набивается в оловянные трубочки (тюбики), закрытые привинченными головками. Краска изготовляется такой густоты, чтобы ее можно было свободно брать кистью и писать, ничем не разбавляя. Краски в таком виде и продаются. Если купленная нами краска окажется слишком густой, придется добавить каплю-другую масла. Бывает, наоборот, что краска, выдавленная из тюбика, течет и расплывается, не держит форму, что указывает на излишек в ней масла. Такую краску, прежде чем писать ею, надо несколько минут размазать по бумаге. Излишек масла впитывается в бумагу, краска загустевает и становится годной к употреблению.

Для работы масляные краски кладутся на палитру. Палитра делается из легкого дерева. Форма ей придается такая, чтобы ее удобно было держать левой рукой вместе с несколькими кистями. Теперь палитры обычно делают из склеенной в три слоя фанеры. Такие палитры очень прочны, но тяжелы. Лучше, если палитра вырезается из одного куска дерева и имеет большую толщину около отверстия для большого пальца, к левому и верхнему краю она должна быть сильно состругана. Такую палитру легко держать на руке, и она не режет большого пальца.

Приготовленная из фанеры палитра должна быть предварительно пропитана маслом и хорошо высушена. Непромасленная палитра втягивает масло из положенных на нее красок, отчего последние загустевают.

Краски кладутся на верхний левый край палитры. Середина ее остается для составления смесей. В расположении красок на палитре необходимо навести известный порядок — так чтобы каждая краска всегда ложилась на отведенное ей место. Чаще всего белую краску (белила) кладут на правом конце палитры. И. Е. Репин белила клал в середине верхнего края палитры, вправо от них располагал теплые краски — желтые и красные, влево клал холодные — зеленые и синие, дальше — черные и коричневые.

По окончании работы палитру надо тут же вычистить. Оставив на краю ее кучки неиспользованных красок, всю остальную поверхность палитры следует освободить от красочной массы и насухо вытереть куском ваты или тряпкой, но отнюдь не мыть палитры скипидаром или мылом с водой.

Кисти для масляной живописи употребляются преимущественно щетинные и чаще — плоские.

Масляными красками нельзя писать одной кистью, как водяными красками. Во время работы на масле кисти не моются, поэтому нельзя одной кистью класть на картину светлые и темные тона, красные и зеленые и т. п.

Купите на первый раз щетинные кисти № 2, 4, 6, 8, 10 и 12. Потом, несомненно, вам захочется иметь кистей больше.

Для отображения мелких подробностей в картине придется завести одну-две маленькие кисточки из мягкого волоса. Лучшие из них — колонковые. Кисть делается из кончика хвоста колонка. Так как колонковые кисти дороги и не всегда имеются в-продаже, можно обойтись кистями беличьими или хорьковыми. Купите № 5 и № 8.

Кисти надо держать в большой чистоте. Не вымытая вовремя, засохшая кисть скоро становится негодной. После работы грязные кисти можно поместить в керосин*, в котором они без особого вреда могут стоять один-два дня (* в куске картона или фанеры вырезаются отверстия в соответствии с диаметрами кистей. Кисти вставляются в отверстия так, чтобы они не проваливались, а как бы подвешивались) .

Перед работой вынутые из керосина кисти досуха обтираются бумагой. Моют кисти мыльной пеной и споласкивают водой до тех пор, пока пена не перестанет совершенно окрашиваться и на кисти не останется никаких следов краски.

Кроме перечисленных принадлежностей, без которых нельзя писать масляными красками, менее необходимы, но полезны живописцу и некоторые другие предметы: мастихин (шпатель) — роговой или стальной нож, которым чистят палитру, смешивают краски, снимают излишние краски с картины и т. п.

Краски и все необходимые в работе принадлежности художник-живописец обычно держит в этюдном ящике, который удобно носить с собой на этюды. Назначение его — служить и станком для писания этюда и, вместе с тем, хранилищем сырого этюда. Систем этюдника очень много.

Какие краски необходимо иметь на своей палитре начинающему живописцу? На каком материале можно писать масляными красками? Нужно ли чем-нибудь разбавлять или что-нибудь вводить в готовые масляные краски?

В масляной живописи, прежде всего, необходима краска белая — белила, без которых мы совершенно обходимся, работая акварелью. До XIX века вся масляная живопись исполнялась на белилах свинцовых. У нас теперь большинство художников пишет цинковыми белилами. Начинающий живописец может, конечно, писать и теми, и другими. Но лучше, если он при этом будет помнить, что свинцовые белила скорее сохнут и по высыхании образуют очень крепкий слой, однако они склонны чернеть от дурного воздуха (от сероводородного газа), особенно в темном помещении. Кроме того, они очень ядовиты. Цинковые белила не чернеют, но долго сохнут, и высохший слой легче растрескивается. Теперь рекомендуют делать смесь из 2/з цинковых и 1/3 свинцовых белил.

Из красных красок необходим краплак, или гаранс,— прозрачная краска густого малиново-красного цвета. Яркая оранжево-красная краска называется киноварью. В последнее время мы начинаем заменять киноварь такой же яркой, но более прочной краской — красным кадмием. Самая яркая из наших желтых красок желтый кадмий. Он готовится в целом ряде оттенков: оранжевый, темный, средний, светлый, лимонный. Купите из них два: темный и светлый. По яркости цвета соперником кадмия является желтый хром, или крон. Он много дешевле кадмия. Кадмий — краска прочная, крон же скоро теряет свою яркость.

Наиболее распространенными желтыми и красными красками с незапамятных времен были так называемые охры. Охрами еще первобытный человек рисовал силуэты животных на стенах пещер. Охра — натуральная желтая глина, только промытая и измельченная. Она встречается во многих местах земного шара и имеет различные оттенки желтого, коричневого, реже — красного цвета. От высокой температуры все желтые и коричнево-желтые охры краснеют. Вы, вероятно, видели, как желтый кирпич-сырец после обжига в печи становится красным.

Все охры прочны и дешевы. Купите светлую желтую охру и какую-нибудь красную (жженую). Красная охра или ее разновидность называется иногда телесной охрой, венецианской, индейской, английской краской.

Близкая к охрам натуральная сиенская земля (из окрестностей итальянского города Сиены), ярко-коричневая, темно-желтая и жженая сиенская земля заменяются у нас близкими к ним по цвету землями, имеющимися на территории нашего Союза. Зеленых красок продается очень много, но большинство из них смеси — из синих и желтых красок. Такую смесь всякий из вас сможет сделать сам. В наборе же красок можете ограничиться одной зеленой краской. Известный советский пейзажист Рылов употреблял только одну зеленую краску — изумрудную зелень. И посмотрите, Какое обилие зеленых оттенков извлекал он из своей скромной палитры!

Из синих красок, особенно на первых порах, вы могли бы ограничиться одним ультрамарином. Более светлая синяя краска — кобальт — не вполне заменяет ультрамарин, но необходима при отсутствии последнего. Распространенная у нас темно- синяя берлинская лазурь (или прусская синяя) соблазняет начинающих своей большой силой и яркостью. Но лучше не привыкайте к этой краске. Отвыкнуть от нее будет трудно, а она, малопрочная и разрушается в смеси с большинством других красок.

Черные краски у нас сейчас продаются следующие: жженая кость и виноградная черная.

Из коричневых красок, в настоящее время выпускаемых нашими заводами, лучше коричневый марс.

На каком материале можно писать масляными красками?

На очень гладкую, скользкую поверхность масляная краска не ложится, скользит, не пристает к поверхности. На поверхности пористой, впитывающей в себя масло, масляная краска, как говорят, жухнет, теряет свой блеск, становится тусклой. Так, краска сильно пожухнет на обыкновенном белом картоне или на бумаге. Если бумагу проклеить жидким раствором какого-нибудь клея, можно жухлости избежать, но бумага от проклейки делается легко ломкой.

В прошлом столетии часто писали небольшие работы на промасленной бумаге. Так делал иногда и наш знаменитый художник А. А. Иванов. Краска на такую бумагу ложится хорошо и не жухнет. Но с годами высохшее масло становится хрупким и пропитанная маслом бумага крошится как сухой древесный лист. Но вот какой прием можно рекомендовать: бумага наклеивается крепким клеем на толстый картон, и после этого ее пропитывают маслом. Самым распространенным и удобным материалом для масляной живописи в наше время является холст. Почти все масляные картины, украшающие наши музеи, написаны на грунтованном холсте.

Чаще для живописи берут холст льняной или пеньковый, как более прочный, но пишут и на бумажном и на джутовом холсте. Ткань холста должна быть плотной и ровной, без узлов. Писать маслом на чистом холсте нельзя. Масло, впитываясь в холст, переедает его. Через некоторое время промасленный холст становится хрупким и разрушается. Поэтому холст для живописи должен быть покрыт грунтом — загрунтован. Такой грунтованный холст продается готовым. Но, так как от качества грунта во многом зависит как успешность работы, так и дальнейшая ее сохранность, надо уметь выбрать грунтованный холст при его покупке, а лучше — уметь самому загрунтовать холст.

Кусок холста, который вы собираетесь грунтовать, надо туго натянуть на подрамок, иначе холст сморщится. Перед нанесением грунта холст проклеивается жидким раствором клея, лучше всего рыбьего или желатины. Один листок желатины разводится в стакане воды. На проклеенный холст, когда клей высохнет, наносится грунт.

Вот хороший рецепт клеевого грунта:

Желатины 10 г, цинковых белил или мела 100 г (немного более полустакана), воды 400 см3 (два стакана). Для эластичности грунта прибавляется 4 см3 глицерина или меда. Этого количества грунта хватит на 2 м2 холста. Грунт наносится щеткой.

Очень хороший грунт получается по такому рецепту:

4 куриных яйца размешать в 160 см3 воды и примешать 120 г цинковых белил (или мела). Этим количеством грунта можно два раза покрыть 1 м2 проклеенного холста.

Для работы красками небольшие куски грунтованного холста, бумаги или картона могут быть прикреплены кнопками на доску. Холст размером 50 см и более надо натянуть на подрамок, снабженный вставленными в его внутренние углы колышками, при помощи которых можно растянуть холст, если он провис или образовал складки. Надо несколько попрактиковаться в умении натянуть холст на подрамок. Загнув края холста на боковые стороны подрамка, закрепляют гвоздем середину одной стороны, потом середину противоположной и середины третьей и четвертой сторон. Затем холст тянут по направлению к углам, постепенно забивая гвозди от середины каждой стороны к углам.

Покупая или заказывая станок для своей картины (мольберт), обратите внимание на то, чтобы станок был устойчив и картина не качалась и не дрожала от напора кисти. Все складные треножники очень мало устойчивы, и для работы в комнате лучше иметь простой вертикальный мольберт с колышками.

Я говорил уже, что масляными красками можно писать, ничем их не разбавляя, такими, как они выходят из тюбиков. Но бывают случаи, когда приходится прибегать в процессе работы к добавочным жидкостям и составам.

Надо иметь флакон очищенного масла льняного, подсолнечного или орехового. Но не забывайте, что всякий излишек масла в краске очень вреден и ведет к пожелтению и растрескиванию красочного слоя. Если вам почему-нибудь нужно сделать краску более жидкой, ее лучше разбавлять какой-нибудь жидкостью, которая из нее испарится и не оставит никакого следа в краске. Таким растворителем краски может служить очищенная нефть (очищенный керосин) или уайт-спирит (растворитель № 2). Кроме того, есть специальные лаки, которыми можно разбавлять масляную краску. Они называются лаками для живописи. Не смешивайте медленно сохнущий лак для живописи с другими, который называется «лак ретуше» (лак для ретуши). Назначение последнего — уничтожить жухлость*.

(*Поскольку автор состава лака ретуше не предлагает, то можно удалить вжухлость отбеленным или уплотненным маслом, специально приготовленным для живописи. Некоторые художники для устранения вжухлостей перед вторичной пропив ской протирают вжухлые места слабым раствором даммарного или мастичного лака. В качестве растворителя для скипидарных лаков применяется очищенный скипидар; для лаков, приготовленных на уайт-спирите, применяется уайт-спирит.)

Есть еще составы, примесь которых к масляной краске ускоряет ее высыхание. От этих составов (сиккативов) предостерегаю неопытного живописца, так как некоторые из них, ускоряя высыхание красок, вместе с тем вызывают их почернение и растрескивание.

Получив в свои руки масляные краски и грунтованный холст, неопытный живописец обычно начинает писать этими красками как попало, ни с чем не считаясь, радуясь тому, что можно переписывать те же места много раз.

От такого обращения с материалом картины быстро портятся, теряют свой цвет, чернеют, покрываются трещинами, а записанные места начинают сквозить через верхние слои красок. Не оправдывайтесь тем, что ваши первые начинания не имеют большой цены и никто не пожалеет, если наши картинки и погибнут:

Запомните на первых же порах некоторые правила обращения с масляными красками. Если не рассчитываете кончить свою работу в один день, как говорят, по сырому, первый слой краски не кладите густо и избегайте вводить в него медленно сохнущие краски (краплак, газовая черная).

Обычно краска в первый день не высыхает, и на другой день можно продолжать работу по сырому. Когда же краска перестанет пачкать, надо на несколько дней оставить работу и продолжать ее только тогда, когда нижний слой будет казаться затвердевшим. Так же надо давать просыхать каждому слою перед тем, как наносить на него новый. При вторичных прописках на слое краски обычно появляются жухлости, то есть поматовевшие места. Этим пожухшим местам можно вернуть блеск, осторожно протерев их лаком ретуше. Осторожно потому, что недостаточно высохшую краску лак может растворить. Можно промазать жухлое место и маслом, но на другой день надо пропускной бумагой снять остаток масла, не впитавшийся в краску, иначе на промасленном месте со временем образуется желтое пятно. Масло лучше уничтожает жухлость, чем лак. Можно до некоторой степени избежать образования жухлостей, протирая лаком ретуше все места, подлежащие вторичной прописке. Старые мастера протирали такие места разрезанной луковицей или чесноком*. Делая поправки по сухому, знайте, что масляные краски со временем становятся более прозрачными, и части, которые вы сверху записали, начинают сквозить из-под верхнего слоя краски. Поэтому места, которые вы хотите уничтожить, не просто записывайте, а предварительно соскоблите. (* Этот способ особенно часто применяется в тех случаях, когда свежая краска наносится на уже сильно просохшую. Протирание луком или чесноком способствует лучшему сцеплению новых слоев краски с нижележащими) .

Сохранилось немало примеров выступления из-под верхнего слоя кусков живописи, которые автор считал уничтоженными. Сохранилась картина Веласкеса, на которой у лошади оказалось восемь ног, так как к написанным сверху четырем ногам присоединились четыре, уничтоженные автором, но теперь ясно просвечивающие.

Приемов исполнения масляной картины существует несколько. В старину обычно, нарисовав тщательно контур, картину подмалевывали, то есть устанавливали на полотне светотеневые пятна, часто в один тон какой-нибудь, большей частью коричневой, краской, иногда и не масляной. Такие подмалевки остались от Леонардо да Винчи. По подмалевку вся картина прописывалась уже в цветных красках; заканчивалась картина лессировками. Лессировками особенно широко пользовались великие венецианские мастера XVI века, считающиеся непревзойденными колористами.

Теперь художники часто пишут сразу, стараясь каждому мазку краски придать и нужную форму, и светосилу, и цвет. Так большей частью пишутся пейзажные этюды. Например, Репин писал в один сеанс по сырому не только этюды, но вполне законченные портреты, без предварительного рисунка, без каких бы то ни было подмалевков, без всяких лессировок. Свои же большие фигурные картины Репин выполнял долго, многое в них переделывая, иногда даже вновь начиная картину на новом холсте. Очень долго писал портреты Серов и, просушив работу, заканчивал ее лессировками.

Начинающий же молодой художник должен с первых шагов приучить себя к серьезной, вдумчивой, систематической работе и к строгому отношению к своему материалу.

Уроки живописи для начинающих маслом в художественной школе New Art Intention начинаются с практических методов обучения рисованию масляными красками. Но до этого художники пишут целый ряд картин акрилом, имитируя в их исполнении технику живописи маслом, т.е. пишут через подмалевок и техникой мазка наиболее близкой к масляной. Начальные работы пишутся на холстах на картоне и позже, кода начинающие художники привыкают к масляной технике, переходят на холсты, натянутые на подрамник. Хотя холсты на картоне используются и на уроках пленэра для рисования этюдов . Кроме льняных в продаже имеются хлопчатобумажные и синтетические холсты, последние обладают выраженными «резиновыми» свойствами, что несколько специфично.

Добавим по вышеизложенной статье. Сейчас палитры применяются нашими художниками как фанерные, так и пластиковые. Пластиковые палитры не расслаиваются и более неприхотливы в обращении.

Кистей сейчас выбор огромный, многие начинающие на уроках живописи работают синтетикой, кто-то колонком, некоторые используют щетину. Свойства каждой, или «удар кисти», известны им и подходят для разных задач при обучении живописи. Единственно, что можно сказать - синтетика долговечна, колонок очень быстро истирается о холст.

Также сейчас в продаже наблюдается цветовое изобилие масляных красок. Нужды в приготовлении их нет. Краски разных изготовителей отлично взаимодействуют друг с другом, смешиваются с маслами и лаками. Для разбавления красок на уроках живописи мы используем «тройничок» - смесь в равных количествах лака (например, дамарного), масла (льняного) и пинена (очищенного скипидара). Подсолнечным маслом лучше не пользоваться, т.к. оно является полувысыхающим.

Обучение и дальнейшее совершенствование мастерства живописи в нашей школе New Art Intention временных границ не имеют. Поэтому нашими художниками создано множество интересных полотен от натюрморта до пейзажа, от портрета до картин абстрактного содержания.

  1. 1. Для начала нужно сразу запастись необходимыми материалами: грунтом, кисточками, клеем, холстом, красками. Больше всего вы потратитесь на масляные краски. Но правильно выбирать более дешевые вещи нужно также уметь. Особенное внимание следует отнести к выбору холста. Материал, из которого он сделан напрямую влияет на ваши картины. Поэтому стоит отдать предпочтение холсту из пеньки или льна.
  2. 2. Не приступайте к рисованию сию же минуту, необходимо придерживаться установленного порядка. Предварительно проклейте приобретенный холст, дабы краска не проникла на изнаночную сторону и не промочила его насквозь. Сделать это довольно просто, для этого подойдет столярный клей. Когда завершите эту процедуру, отнесите холст для сушки в максимально проветриваемую комнату. Кстати, проверьте, нормально ли вы все сделали. Показателем этого будет прочность клеевого сгиба (он не должен трескаться).
  3. 3. Следующим шагом должна быть грунтовка холста. Без этого нельзя начинать рисовать. Нанесения грунта требует аккуратности и пристального внимания. Если вы сделаете это небрежно и неосторожно, то материал не распределится равномерно и попросту испортит картину.
  4. 4. Теперь можете приступить непосредственно к самому рисованию. Возьмите краски и кисти, начинайте не торопясь и бережно наносить мазки. Не нужно бояться, что на холсте могут образоваться подтеки (если используете краски из масла, то это исключено, поскольку у них довольно густая консистенция). Когда нарисуете, дайте картине высохнуть.

Меня зовут Татьяна. И когда-то, не очень давно, я даже и не представляла, что умею рисовать. Но в один прекрасный момент звезды выстроились на небе для меня, и это случилось. У меня дома оказались краски. Да не просто акварель или гуашь, а масляные! И все началось именно с них. Теперь, спустя почти 4 года, я пишу красивые картины. Конечно, в моих работах можно найти и неточности,но я все еще учусь, пусть и самостоятельно обучаясь. Но как же прекрасно, когда ты можешь запечатлеть то, что видишь и чувствуешь! Весь мир меняется, когда ты - художник! Это такое удовольствие!

Я поняла одно - не надо бояться что-то пробовать, делать. А вдруг это твое? Ведь ты сам о себе много можешь не знать. Но начинать с чего-то ведь надо? И, оказывается, много людей хотели бы попробовать писать-рисовать масляными красками, но не знают с чего начать. Лучше всего, конечно же, записаться в студию, на курсы, где профессиональные художники-педагоги обучат вас этому. Но бывают такие ситуации, когда на это нет времени, не с кем детей оставить или просто на это не хватает денег, а так хочется рисовать, да не просто карандашом (хотя это тоже совсем непросто), а маслом.

Вот и решила рассказать вам об этом, поделится своим опытом. Я непрофессиональный художник, поэтому, возможно, кому-то некоторые мои советы покажутся неправильными. Но и пишу я эту статью,в основном, рассчитывая, на тех людей,которые будут создавать картины для украшения своего интерьера и в подарок близким и друзьям, а также всем тем,кто хочет научиться выражать свои чувства и впечатления красками на холсте. С чего-то ведь надо начинать? А если у вас окажется талант к этому делу и увлечетесь не на шутку, то будете совершенствоваться дальше, выбирая свой путь обучения.

В данной статье я не буду рассказывать о всех тонкостях и законах живописи,да это и не расскажешь за один урок(об этом постараюсь упомянуть на примере мастер-классов в последующих выпусках журнала) , для начала дам вам информацию о материалах для живописи.

Профессиональный художник видит в живописи способ оставить в мире после себя свои творения. Для художника-любителя искусство- это возможность уйти в волшебный мир творчества, испытать восхитительное чувство вдохновения, которое так редко нас посещает в повседневной жизни.

О КРАСКАХ

Краски бывают разные. Это и акварель, гуашь, акрил, пастель, масляные,темперные. Изображения, выполненные первыми двумя, относят к графике. Пастель можно отнести и к графике, и к живописи, в зависимости от техники написания. Картины, выполненные акрилом, маслом, темперой называют живописными. Т.к. я сама работаю в основном с масляными красками, то и рассказывать я буду о них.

МАСЛЯНЫЕ КРАСКИ

Масляные краски--очень пластичное средство выражения. (рис. 1)

С их помощью можно достичь как фотографической, гиперреалистической точности изображения, так и экспрессионистической свободы выражения. Нет какой то одной, «правильной» техники письма маслом. Его можно наносить жидко (тонко, разбавляя краску разбавителем) или пастозно (фактурно, т.е. толстыми, густыми мазками неразбавленной краски). Когда вы откроете для себя свойства масла, от вас потребуется только одно - практиковаться! Со временем, приобретая опыт, вы сможете развить свой собственный стиль.

Густые пасты, приготовленные путем растирания пигмента со связующим веществом, в котором главной составной частью является масло, называются масляными красками. Сохранность и прочность произведений изобразительного искусства, исполненных масляными красками, в значительной степени зависит от качества связующих веществ.

Живописцы XV и XVII веков в качестве связующих веществ применяли растительные масла - льняное, ореховое или маковое,-смолы, эфирные масла и некоторые добавки, главным образом сиккативы, для придания краскам отдельных специфических свойств.

Рубенс применял в качестве связующего вещества масла, отбеленные и сгущенные солнцем, вводил смолы - мастике или терпентин, поэтому его краски были вязкими, быстро высыхали и обладали большой силой сцепления с грунтом.

Русские художники - Рублев, Венецианов, Левицкий, Брюллов, Репин, Коровин и другие - широко пользовались в своей работе живописными лаками, приготовленными из смол.

Подсолнечное, ореховое и маковое масла почти не изменяют цвета красок, но медленно высыхают и при отвердении образуют недостаточно прочную красочную пленку и без соответствующей обработки не могут быть использованы в производстве художественных красок.

Льняное масло в отношении скорости высыхания и прочности является лучшим маслом, но при высыхании приобретает коричневый оттенок, несмотря на то, что посредством искусственного осветления отбельными землями и удается цветность масла довести до минимума.

После очистки, отбелки и уплотнения без применения сильных химических реагентов льняное масло становится наиболее качественным из всех масел.

Покупая краски,не берите сразу дорогие и много разных оттенков. Сначала научитесь работать с маслом (красками) , разбавляя-смешивая основные цвета друг с другом, получая разные цвета, оттенки. Вы всегда сможете дополнить эту палитру позднее, когда ваше мастерство и бюджет возрастет.

Выбирая краски, смотрите на срок годности.

Основная палитра красок:

1 лимонно-желтая;

2 кадмий красный средний;

3 кадмий желтый светлый;

5 белила титановые (их надо всегда больше остальных в два раза);

6 ультрамарин;

7 умбра жженная;

8 церулеум;

9 Черная или индиго (я, вместо черной,использую только ее);

10 сиена жженная;

11 травяная зелень (можно получить,смешивая различные синие и желтые).

РАСТВОРИТЕЛИ

Можно использовать для разбавления красок скипидар (запах ужасный),пинен или «Тройник» (льняное масло +лак даммарный +скипидар) (запах вполне терпимый), или совершенно безвредное очищенное льняное масло. Т.к. у меня трое детей, а они все время крутятся-вертятся около меня,я использую для подмалевка «Тройник» и,для разбавления в процессе письма, льняное масло. Но большей частью я работаю с неразведенными красками.

Поверхность, на которую наносят краску, называют основой. Масляными красками можно работать на любой поверхности- холсте, стекле, дереву, картоне, бумаге и даже металле. Основу необходимо грунтовать, чтобы краски держались на поверхности. Грунтовка предохраняет красочный слой от сжатия и растрескивания.

Готовые к использованию холсты крепятся к плотному картону или натягиваются на деревянную раму(подрамник) . Холсты бывают разной зернистости и состава. Крупнозернистые подходят для пастозного (крупными, густыми мазками), мелкозернистые годятся для «тонкого» письма. Наиболее подходящий холст для обучения- средней зернистости.

Самый дешевый вариант –грунтованный картон. Когда я взялась за краски впервые, то использовала для обучения дощечки-досочки, оставшиеся после ремонта.

Уже готовый грунтованный картон(самый дешевый вариант), грунтованный холст на картоне(дороже картона) и холст уже натянутый на подрамник (цена зависит от производителя, подрамника, размера и состава самого холста) можно купить в магазинах для художников. Или заказать по интернету, если в вашем городе, селе таких магазинов нет.

КИСТИ И МАСТИХИНЫ

Кисти бывают из натурального ворса, щетины или синтетические. Они бывают круглые, веерообразные и плоские. (рис. 4)

Плоские подходят для покрытия больших участков крупными мазками, Кисти с веерообразным пучком подходят для достижения мягких тональных переходов (я для этих целей пользуюсь круглой толстой,мягкой кисточкой из волоса пони). Тонкие круглые кисточки предназначены для прорисовки мелких деталей.

Для начала нужны кисти

1 Тонкая для деталей -подойдет № 0, синтетика

2 Пушистая пони № 5 или № 6-для смягчения мазков и плавных переходов.

3 Плоская щетина разных номеров -№1,№3, №8, № 12

5 для выписывания небольших деталей я очень люблю кисть колонок №4 круглую без кончика. Колонок- обычно дорогие кисти, но очень удобные. Они и мягкие и упругие одновременно.

Хорошие кисти дороги, но при хорошем уходе, они прослужат несколько лет. Я беру средние по цене, срок службы у меня около года.

В конце каждого дня работы тщательно мойте кисти. Вначале положено мыть кисти растворителем (скипидаром) , затем мылом. Т.к. я физически не выношу запаха растворителя, то мою кисти только теплой водой с хозяйственным мылом. Вы поступайте так,как устраивает вас. Если кисть забыли помыть, и краска на ней успела подсохнуть, то опускаем ее в растворитель на некоторое время до размягчения краски, промываем им же и затем мылом. Кисти промокаем салфеткой или просто отжимаем. Сушим кисти в горизонтальном или вертикальном положении.

Чтобы кисти не пачкались во время работы друг о друга, я использую банку,наполненную рисом или солью. Воткнутые в крупу, они стоят по отдельности.

Мастихины -это инструмент для смешивания красок на палитре, для соскребания краски с холста, если что-то не получилось, а также для написания картин. (рис. 6)Картины, написанные мастихином выглядят очень необычно, импрессионистически, фактурно. Наш земляк Дмитрий Кустанович пишет изумительные картины практически только одним мастихином.

Для начала обучения их можно вообще не покупать или купить один ромбообразный для живописи и один с лезвием с закругленным углом для палитры.

На палитре размещают небольшие порции масла и смешивают их. В продаже есть разнообразные палитры, которые после работы необходимо чистить. В качестве палитры можно использовать кусок стекла, пластика. Если вам не хочется каждый раз чистить палитру, можно использовать внутреннюю поверхность разрезанного тетрапаковского пакета от молока или сока, разные баночки, крышечки (именно так я и делаю).

После использования просто выкидываете вашу «бесплатную» палитру.

РАБОЧЕЕ МЕСТО

Работать желательно при дневном свете рядом с окном, но это не всегда получается. Ваше место должно быть хорошо освещено, желательно лампами дневного света. Свет направляем так, чтобы вам было удобно работать, не было бликов. Масляные краски и растворители имеют устойчивый запах, некоторые из них токсичны, поэтому помещение хорошо проветривайте после работы. Сушить картины (масло сохнет от 2 до 4 недель) желательно там,где не так часто бывают дети, где вы не спите, вдали от животных и не во влажном помещении. Пыли тоже должно быть не много (на мокрую краску она хорошо прилипает). В городской квартире хорошо использовать под мастерскую утепленный балкон.

ДОБАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Вам обязательно понадобится карандаши, угольный карандаш, ластик (очень удобен художественный ластик –клячка) , при стойком увлечении живописью, мольберт придется все- таки купить.

Для эскизов я использую кальку, она раскручивается на размер холста и при стирании карандаша не скатывается, как бумага. Эскиз с кальки я переношу на холст с помощью копировальной бумаги желтого цвета. Почему желтого? Желтый цвет менее заметен под слоем краски, особенно, если он слишком тонок, и достаточно заметен для меня. Опытный художник может обойтись, в некоторых случаях, без эскиза, сразу на холс те набрасывая контуры предметов. Я не настолько профессиональна и опытна, поэтому практически всегда делаю эскиз. Так же, не лишнем будет альбом для набросков и зарисовок карандашом.

В книжных магазинах всегда можно найти книги по обучению живописи, технике рисунка. Купите их себе- лишними на первых этапах они точно не будут. И активно ищите информацию в интернете! Не стесняйтесь спрашивать.

Лак для покрытия картин совсем необязателен. По правилам его рекомендуют наносить через год после написания картины. Однако многие художники или вовсе не наносят его, что тоже считается правильным, чтобы картина не давала сильных бликов, или покрывают им раньше года, практически сразу после видимого высыхания картины. Если нанести лак раньше, чем краска окончательно высохла (включая и внутренние слои, а не только визуально видимые верхние), красочный слой может растрескаться. Я, стараюсь,не наносит лак рано. Но с теми картинами, которые покрыла через 5 недель после написания, за 4 года ничего страшного не произошло. Все зависит от толщины красочного слоя.

Итак, для начала нам необходимо приобрести

« кисти(мастихины,но можно и без них) от 5 до 8 штук

« хотя бы 11 масляных красок

« основу для живописи (картон грунтованный или холст на картоне (подрамнике))

« мольберт, если решили за дело взяться серьезно. Но на первых этапах,используя небольшой холст, можно мольберт и не покупать.

« палитра (покупную или одноразовые «бесплатные» картонки от пакетов)

« растворитель и разбавитель (льняной, «Тройник»(можно без него), скипидар (для мытья кистей)-даже если решили мыть кисти только мылом, он все равно иногда нужен)

« тряпки (всегда нужно вытирать кисти и руки)

«карандаши, угольный карандаш, стирка-клячка, альбом для набросков, калька для эскизов, копировальная бумага (для перенесения эскиза на холст).

ЦВЕТОВОЙ КРУГ

Самое сложное в работе с красками это их смешение.

В процессе работы с красками, вы поймете как получать тот или иной тон, цвет. Я не буду сейчас долго останавливаться на этом, буду объяснять это в последующих мастер-классах.

Цветовой круг –это наглядное пособие, с помощью которого легко понять взаимоотношение цветов. Дополнительные цвета-цвета, расположенные по цветовому кругу прямо напротив друг друга. Нанесенные рядом друг с другом, дополнительные цвета создают сильные контрасты. Цвета подразделяются на теплые и холодные.

Смешивая краски для получения светлого тона, начинайте с белил. Затем осторожно добавляйте основной цвет,до тех пор пока не получите нужный оттенок.

Для получения темного тона начинайте смешение красок с основного цвета. Добавляйте в него белила, для высветления,или другой основной цвет, чтобы получить необходимый цвет,оттенок.

Чистые цвета в природе встречаются редко, поэтому очень важно научится нейтрализовать масляные краски. Нейтральный тусклый цвет можно получить при смешении двух дополнительных цветов (цвета, расположенные по цветовому кругу прямо напротив друг друга) в разных пропорциях. При добавление в краску большого количества белил,получаются картины в светлой гамме. При добавлении черного цвета-картины в темной гамме, при добавлении серой краски- в средней гамме.

Только пробуя и тренируясь,смешивая краски друг с другом, вы поймете как получить тот или иной цвет, оттенок.

ПРИЕМЫ и ТЕХНИКИ нанесения масляных красок.

Краску можно наносить пастозно, «тонко» разбавленной краской, полусухой кистью, мастихином, губкой, можно процарапывать, растушевывать пальцем, разбрызгивать. Приемов множество. Рассмотрим некоторые из них.

Можно использовать зубочистку, кончик мастихина или кисти,чтобы удалить сырую краску с холста и открыть слой нижележащей краски или сам холст.(например для прорисовки травинок, веточек деревьев).

Слияние тонов (растяжка). Наносят рядом два цвета и постепенно растирают кистью, чтобы получить размытую границу.

Мягкие переходы цвета. Используем чистую,сухую кисть белки(пони), чтобы легкими ударами по слою сырой краски получить мягкий переход цвета (например для облаков).

Импрессионизм. Форма или цветовые массы формируются короткими мазками, нанесенными пастозно, кисточкой (щетина) или мастихином, которые затем слегка растираются.

Нанесение разбавленной краски (используется в основном для подмалевка или лессировок по высохшему слою светлой краски) или пастозно (густыми мазками). На данном рисунке тон краски один - умбра жженная.

Нанесение краски мастихином. Краску можно краем мастихина «прорезать», получая интересную фактуру.

Пуантелизм. Используя кончик кисти или мастихина, наносим краску в виде маленьких пятнышек.

Лессировка. Нанесение тонкого слоя прозрачной более темной краски поверх нижнего более светлого уже сухого слоя. Слоя,перед нанесение краски,просушиваем. Именно лессировкой писались картины в давние времена.

Современная живопись большей частью пишется по сырым слоям. Лессировку используют на завершающих этапах, чтобы придать картине завершенность и глубину. Ну, конечно же, есть и сейчас художники,пишущие многослойные картины с применение лессировки. Этюды на пленере пишутся alla prima, т.е. за один сеанс.

Вот так, коротко о живописи.

Татьяна Сонец. (публикация в журнале "Мастерица, № 4, 2012, Беларусь)

Масляным краскам отдавали предпочтение такие великие мастера, как Микеланджело, Леонардо да Винчи, Буше... Научиться писать масляными красками можете и Вы! Как рисовать масляными красками? Сначала нужно приобрести все необходимое.

Что нужно для рисования

  1. Масляные краски, конечно. Стоит набор около 600 рублей.
  2. Четыре плоские кисти №10.
  3. Разбавитель для красок - очищенный скипидар или пинен.
  4. Мастихин для смешивания красок.
  5. Фанерная палитра, которая не впитывает масло (чтобы добиться этого, фанеру можно обработать олифой и высушить, несколько раз). Можно взять и пластмассовую палитру.
  6. Основа, на которой будет выполняться рисунок. Это может быть грунтованный картон. Его можно изготовить самостоятельно: взять любой картон, покрыть его нитроэмалью (негусто). Картон - это полужесткая основа. Также можно взять жесткую (доски, фанера, ДСП или ДВП) или эластичную основу (холст). Для первых опытов подойдет загрунтованный картон или холст.
  7. Чистые тряпочки для вытирания кистей.
  8. Карандаш и ластик.
  9. При желании всерьез освоить рисование маслом приобретите этюдник и мольберт.

Техники нанесения краски

Как рисовать масляными красками? Способов нанесения масляных красок на основу есть много, но ведущих два:

  • Алла-прима. Краска кладется на сырую основу в один слой. При помощи этого способа можно написать картину за один раз. Писать надо быстро и как можно больше, пока краска сырая. Особенность заключается в том, что именно сырая краска позволяет смешивать тона между собой, благодаря чему и появляются потрясающие картины.
  • Многослойный. Мазки накладываются в несколько слоев. Так, различают подмалевок, прописки, лессировку. Подмалевок используется на подготовительном этапе. При помощи него можно задать общую тональность картины, им рисуют фон, не слишком ярко выраженный. Достигается это при помощи малого количества красок и большого количества растворителя. Подмалевок может быть в одном тоне, иметь свет и тень или быть многоцветным. Прописки - более яркие мазки, которые наносятся на уже хорошо подсохший подмалевок. Лессировка же предполагает рисование заключительных черт картины прозрачными и полупрозрачными мазками.

Процесс рисования

Вы определились уже со всеми необходимыми инструментами, и уже не терпится рисовать масляными красками! Как начать свой рисунок?

В идеале, конечно, лучше всего познакомиться с теорией изобразительного искусства, изучить законы света и тени, освоить рисование простым карандашом, правила смешивания цветов и т.д. Если все это уже сделано или заниматься плотным изучением теории Вам в тягость, то можно сразу приступать к практике.

  1. Сначала нужно понять, что Вы хотите и можете пока изобразить. Для начала помогут красивые фотографии и картины из Интернета, так как писать сразу с натуры трудно. Также лучше выбрать пейзажи, так как портреты животных и людей требуют уже определенного опыта и навыков.
  2. Итак, пример выбран. Теперь берем основу, представляем, как будем располагать на ней компоненты рисунка, делаем карандашные наброски и вычерчиваем нестрогие контуры рисунка.
  3. Удобнее расположить основу вертикально. Если нет мольберта, подумайте, как это можно сделать.
  4. Подготовьте разбавитель. Для этого вылейте в отдельную небольшую баночку примерно 10 мл. этого вещества и закройте крышкой до момента использования.
  5. Необходимые краски выдавите на палитру - буквально по две горошины каждой. Старайтесь располагать определенные краски в определенных местах. Так глаза привыкнут к этой схеме, и выискивать нужный цвет уже не придется.
  6. Позаботьтесь о том, чтобы тряпочки оказались в зоне досягаемости, ведь с помощью них Вы будете очищать кисти от краски.
  7. Мазки делаются по такой схеме: берем кисть, мочим ее в разбавителе и слегка размешиваем нужную краску. Чем больше растворителя, тем бледнее цвет, и соответственно, наоборот.
  8. Начинать рисовать лучше с фона верхней границы, сверху вниз, чтобы потом не испачкать руки и не испортить рисунок.

Вот и все! Теперь Вы знаете, как рисовать масляными красками, все остальное - дело практики и опыта. Удачи!