Метафора моей жизни. Уроки-практикумы в линии учебников по литературе под ред. В. Ф. Чертова. Презентация с вебинара. Преимущества работы с метафорой

Метафора нашей жизни

В 2012 в мою жизнь пришли ассоциативно-метафорические карты (далее МАК). Пришли, остались и, похоже, уходить не собираются)))

И, начиная с этой статьи, я буду делиться с Вами своими знаниями в работе с этим красивым, волшебным, игровым, и при этом настолько глубоко проникающим в подсознание инструментом, что переоценить его нужность и полезность в работе с людьми невозможно.

И начать мне хотелось бы с прояснений некоторых понятий, связанных непосредственно с метафорическими картами.

В этой статье я расскажу о том, что такое метафора и какова ее роль в нашей жизни.

Почему важно понимать, что такое метафора, почему она является очень важным элементом нашей жизни и каков смысл метафор?

Если мы научимся это понимать, мы научимся за тем, что мы проговариваем или нам проговоривают другие, видеть то состояние, в котором находимся мы или человек, с которым мы общаемся.

Часто за ставшими привычными выражениями скрываются:

— «судьба человека»,

— то, как он живет, чем он «дышит»,

— то, как он взаимодействует с внешним миром,

— то, как он выстраивает свои отношения в семье, на работе, с друзьями и пр.,

— и многое другое.

Поэтому, поняв смысл метафорического языка, на котором человек общается с миром, мы поймем его потребности, его невысказанную обычными словами боль и радость. А поняв это, мы сможем говорить с человеком на его языке, и тогда у нас будет возможность достучаться до его внутреннего и помочь ему решить его жизненно важные вопросы.

А если Вы научитесь прислушиваться к себе любимому и осмысливать метафоры, которые Вы используете в своем языке, поверьте, вы узнаете очень много нового о мире, в котором Вы живете и, который, как Вам казалось, Вы знаете от А до Я.

Итак…

Метафора (от др. греч. μεταφορά - «перенос») – «иносказание» (Михельсон, 1994) - «слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение одного предмета с каким-либо другим на основании их общего признака» (Википедия)

Другими словами:

Метафоры — это образы, с помощью которых можно выражать мысли более наглядно и сильно короче. Вместо того, чтобы подробно описывать предмет или явление, мы можем его сравнить с уже известным предметом или явлением. И мы делаем это постоянно, регулярно, по большей части, неосознанно.

Например, выражения, к которым мы уже давно привыкли, которые перестали для нас быть чем-то необыкновенным:

ледяные руки, ледяное сердце, серебряные волосы, глаз-алмаз, железные нервы, деликатный вопрос, бойкий спор, любопытный вопрос, мудрое решение, горы своротить, струны души, любовь угасла, банк лопнул, хождение доллара, падение доллара.

Просто прочтите сейчас эти слова и представьте, как звучало бы их объяснение на «нормальном» языке. Трудно себе представить, как у доллара вырастают ноги, и он начинает ими ходить. Смешно. Но нам ведь абсолютно понятно, что такое «хождение доллара».

Очень много в нашем языке существует метафор-клише — общепринятых метафор, переносный смысл которых уже не ощущается.

Ножка стула, спинка кровати, лист бумаги, стрелка часов, докторская колбаса и т.п.

Все давно привыкли к таким выражениям, которые тоже являются метафорами:

рентген показывает, прибор говорит, воздух лечит, что-то зашевелилось в экономике.

или

лес рук, носок ботинка, пустить корни, концы с концами сводить, пойти как по маслу.

Метафоричными являются связи животное - человек и отсюда возникшие наименования людей в переносном смысле:

баран, осёл, свинья, лиса, сорока, волк, медведь, петух, вол.

Когда мы применяем к человеку название животного, мы совершенно четко понимаем, о чем это))) Т.е. зная, какими свойствами обладает животное, мы переносим их на человека, и всем сразу становится понятным, что мы имеем ввиду, называя кого-то сорокой, а кого-то ослом))))

Мы уже совершенно бессознательно используем в качестве метафор сложных житейских ситуаций сюжеты древнегреческих мифов, которые прочно вошли в европейские языки:

ахиллесова пята (символ точечной уязвимости),

прокрустово ложе (символ непомерных требований, в которые человека искусственно втискивают),

троянский конь (символ обмана, подлой атаки, замаскированной под дар),

яблоко раздора (причина для острой конкуренции),

сизифов труд (труд монотонный, безостановочный и бессмысленный),

танталовы муки (когда то, в чем ты нуждаешься, на расстоянии вытянутой руки, но взять не получается).

Наша жизнь пронизана метафорами. Они являются ее неотъемлемой частью. Без метафоры, практически, невозможно представить нашу речь. Она станет скудной, скучной и непомерно длинной. Мы запутаемся в определениях и описаниях.

И, если мы говорим о «Метафоре жизни» – то можно представить себе, что это такие заархивированные, сжатые папки, где хранятся наши представления о мире.

И, конечно, очень важным является то, какими метафорами Вы пользуетесь, когда описываете какие-то события вашей жизни, свои состояния, свои отношения, свое видение происходящего внутри вас и во внешнем мире.

Другими словами: каково сложившееся у Нас образное представление нашей жизни, что и в каком виде у нас сохранено на уровне подсознания — такова «метафора Нашей жизни». И именно она отвечает за то, в каком мире мы живем, какую реальность мы для себя творим.

Наша жизнь-это метафора, которая не только отражает жизнь, но и творит её.

Часто метафоры, которые сотню лет назад имели один смысл, сегодня имеют абсолютно другой, часто противоположный. И об этом тоже нужно знать. Мы употребляем сегодня слова и выражения, который кардинально изменили свое значение в сравнении с первоначальным и на этом строим свою сегодняшнюю метафору.

Приведу пример, который нашла в интернете, и он как нельзя лучше помогает понять сказанное.

Но иногда все-таки имеет смысл выражать свои мысли обычным языком, потому что в некоторых случаях применение метафорического языка может привести к нежелательным последствиям, как в следующем примере:

Для понимания того, о чем я сегодня говорила предлагаю Вам выполнить три очень простых упражнения. Советую делиться Вашими ответами в комментариях. Тогда Вы наглядно увидите, насколько по-разному мы видим мир.

Упражнение 1.

Придумайте по 5 слов, которые бы наиболее точно описали состояние, которое в ВАС вызывают эти картины

Упражнение 2 .

Напишите по 5 слов, которые бы наиболее точно описали мир, в котором живут изображенные на картинках женщины.

Цель описываемой ниже игры - развитие креативности и эмпатии. Эта двойная цель достигается за счет того, что на разных этапах игры реализуются разные стратегии: на первом этапе в фокусе работы психолога - метафорическое мышление и творческие способности каждого участника в отдельности, на втором - процесс совместного творчества.

Примерное время на игру - два с половиной часа.

Необходимое оборудование: листы бумаги формата А4 и авторучки по числу участников.

Первый этап. «Жизнь - это...»

Ведущий. Мы редко задумываемся о том, какое значение в нашей жизни имеет метафора. А ведь красивые метафоры - это не только атрибут художественного произведения, но и постоянный спутник почти любого нашего высказывания. Сколько выражений мы произносим, даже не задумываясь о том, что это метафоры! «Поговорить с глазу на глаз», «начать с чистого листа», «столкнулся с преградой», «витала в облаках», «вилами по воде писано», «искать общий язык» - как часто это звучит в наших разговорах. Подобные метафоры служат не только украшением, они волшебным образом «расцвечивают» нашу речь, помогая отразить индивидуальные особенности нашего видения мира, себя, других людей.

А если человеку удается создать свою собственную оригинальную метафору, описывающую его оценку той или иной жизненной ситуации, то это позволяет донести до других именно его неповторимый взгляд на мир. Давайте сегодня попробуем поискать яркие неординарные метафоры, связанные с нашим мироощущением и пониманием собственной жизни. Может быть, в результате мы сможем узнать о самих себе что-то новое.

Ведущий раздает участникам листы бумаги и авторучки. Желательно, чтобы на этом этапе игры участники группы сидели за индивидуальными столиками.

1-е задание

Ведущий. Поставьте на листе цифру «один» и напишите: «Жизнь - это...» Я прошу вас закончить это предложение какой-либо метафорой, связанной... с питанием. Не удивляйтесь! Просто поищите яркий и точный образ, наиболее полно отражающий ваше восприятие жизни через метафору из области питания.

На выполнение этого задания (как и на последующие аналогичные) необходимо дать 3–4 минуты. Участники пишут, после чего ведущий предлагает желающим озвучить свои определения. Если группа не слишком велика - в пределах двенадцати человек - то есть смысл дать слово всем.

Примеры метафор, придуманных участниками:

Жизнь - это винегрет эмоций, мыслей и поступков.

Жизнь - это орех с очень прочной скорлупой и неизвестной сердцевиной.

Жизнь - это вино: пока пьешь - приятно, а потом, когда болит голова, жалеешь.

Жизнь - это волшебное блюдо, которым - сколько ни ешь - насытиться невозможно.

Жизнь - это большая сладкая калорийная булочка, от которой растет живот и портится здоровье.

Ведущему следует положительно отозваться обо всех определениях и не допускать критических или насмешливых замечаний. Это позволит участникам группы почувствовать атмосферу психологической безопасности и проявить свои творческие способности, не опасаясь неудачи и осуждения.

2-е задание

Ведущий. Прошу вас на листе бумаги поставить цифру «два» и снова написать: «Жизнь - это...» Но теперь нужно закончить это предложение метафорой какой-либо геометрической фигуры.

Определения снова озвучиваются всеми желающими.

Жизнь - это бесформенный кусок глины, из которого каждый лепит свою, ни на что не похожую фигуру.

Жизнь - это ломаная, проведенная нами на полотне реальности.

Жизнь - это многоугольник, углами которого человек затачивает самого себя.

Жизнь - это кристалл, в каждой грани которого человек видит свои разные отражения.

Жизнь - это пирамида: взбираясь к вершине, человек радуется, не думая, что потом сразу придется спускаться.

3-е задание

Ведущий. Прошу вас на листе бумаги поставить цифру «три» и снова написать: «Жизнь - это...» Третьим заданием будет завершение этого предложения метафорой из области человеческих отношений.

Определения также снова озвучиваются.

Примеры метафор, придуманных участниками в результате выполнения этого задания:

Жизнь - это длинный извилистый путь, на котором происходит множество встреч и даже бывают попутчики, но финиша человек достигает всегда в одиночестве.

Жизнь - это налаживание связей с другими; чем их больше, тем прочнее человек держится.

Жизнь - это множество ниток между человеком и другими; нитки бывают тонкими и толстыми и иногда рвутся, но если ниток нет, то нет и жизни.

Жизнь - это черточка между датами, которая служит мостиком огромному количеству людей.

Жизнь - это прокладывание маршрута в человеческом море.

4-е задание

Ведущий. Следующее задание будет отличаться от предыдущих. Прочтите еще раз те три определения жизни, которые вы придумали, и подчеркните ключевые слова или словосочетания в каждом из них. Например, во фразе «Жизнь - это ломаная, проведенная нами на полотне реальности», очевидно, что ключевое слово «ломаная». Таким образом, у вас получится три слова или словосочетания. А теперь придумайте метафорическое определение жизни, в котором использовались бы все три слова или словосочетания.

После выполнения задания участники также озвучивают свои метафоры. Например, у одного из членов тренинговой группы получились такие ключевые слова: «орех», «ломаная», «путь». Итоговым метафорическим определением жизни у него стало следующее: «Жизнь - это огромный шар, похожий на грецкий орех, который приходится катить по ломаному пути, а узнать, что у него внутри, удается только в самом конце - и то не всегда».

5-е задание

Ведущий. В последнем созданном вами определении жизни подчеркните, пожалуйста, ключевое слово или словосочетание... Поверните лист бумаги другой стороной. В верхней части листа в середине строки напишите это слово или словосочетание. На что это похоже? Правильно, на заголовок. Потому что это название сказки или истории, которую я вас прошу придумать и записать. Время на эту работу - 20 минут.

Второй этап. «Я понял это так...»

Выполнение заданий по созданию метафор, будучи ценным само по себе, является еще и очень хорошей креативной разминкой, позволяющей настроиться на серьезную творческую работу. Когда участники группы завершат написание сказок и историй, ведущий предлагает желающим прочесть свои творения. Обычно далеко не все стремятся предать огласке результаты своей работы. Достаточно выслушать четыре-пять сказок.

Ведущий. Я прошу авторов, прочитавших свои сказки, встать. Остальные участники должны сделать выбор и определиться, какая из сказок оказалась для вас особенно привлекательной. К сожалению, выбрать можно только одну. Подойдите, пожалуйста, к автору выбранной вами сказки и встаньте рядом .

Число участников, собравшихся возле каждого из авторов, определяет рейтинг сказки. Если окажется, что какую-то сказку выбрал только один человек или не выбрал никто, то ведущий предлагает автору и выбравшему его сказку человеку сделать выбор из других сказок. Таким образом, образуется несколько групп.

Ведущий. Дорогие создатели сказок, прошу вас передать листочки с текстами ваших сказок кому-нибудь из стоящих рядом с вами людей... А теперь сами определитесь, какая из сказок (помимо вашей собственной) кажется вам наиболее привлекательной. Подойдите к той группе, у которой находится листочек с текстом этой сказки...

Итак, теперь у нас есть группы, в каждой из которых собрались люди, выбравшие ту или иную сказку. При этом авторы сказок находятся в других группах. Послушайте задание: каждой группе необходимо через тридцать минут средствами спектакля, пантомимы, живой скульптуры или любого другого жанра искусства отразить важнейшую идею выбранной вами сказки. Важно осознать глубинный смысл авторской метафоры и найти адекватную форму ее выражения. Приступайте!

Спустя полчаса каждая из групп представляет созданный ею продукт. Ведущий заботится о том, чтобы автор сказки, послужившей основой для группового творчества, оказался в первых рядах зрителей, чтобы ему было все хорошо видно и слышно. Следует подчеркнуть уникальность момента: меньше часа назад никакой сказки еще не было и в помине, даже замысла еще не было, и вот теперь рожденная творческим воображением конкретного человека метафора жизни нашла свое воплощение в сценическом действии, ожила, одухотворенная творчеством многих людей.

– Что ты чувствуешь, видя «ожившей» свою сказку?

– Какие мысли породило в тебе увиденное?

– Удалось ли ребятам понять важнейшую идею твоей сказки, «расшифровать» твою метафору?

– Есть ли что-то замеченное ребятами в твоей сказке, что ты сам в ней не увидел?

Подведение итогов

По завершении обоих этапов игры необходимо провести ее обсуждение. Важнейшие вопросы:

– Какой из моментов этой игры оказался для вас самым трудным? Самым интересным?

– Что вас удивило? Огорчило? Обрадовало?

– Что нового вы узнали о себе? О других?

– Какие метафорические представления о жизни показались вам самыми точными и глубокими?

– Удалось ли вам почувствовать другого человека, присоединиться к его метафорическому взгляду на жизнь?

– Что этому помогло или помешало?

– Какой опыт вы приобрели в результате этой игры?

Тема: “Рождение метафоры”.

Тип: урок закрепления материала, урок развития речи.

Место урока в курсе литературы: в начале изучения лирики как рода литературы.

Возможно автономное включение занятия по данной теме в курс русского языка в рамках подготовки к ЕГЭ как в 9, так и в 11 классе, а также в спецкурсы.

Цель: научиться узнавать метафору в поэтическом тексте и определять ее стилистическую функцию.

Вводная беседа

– Какой род литературы мы начали изучать? (Лирика).

– Чем лирика отличается от других родов литературы? (Особый способ познания мира. Выражает чувства, переживания лирического героя).

– Какие художественно-изобразительные средства вы знаете?

– По нашему опыту, самым сложным для восприятия тропом является метафора.

Цель урока:

  • проследить, как рождается метафора, как авторские впечатления перерождаются в образ, выраженный метафорой; научиться видеть метафоры в художественном тексте и понимать их.

Тема урока

Рождение метафоры (записать). Слайд 1 в программе Power Point

Объяснение нового материала (наблюдение за языковым материалом и формулирование выводов, попутно – работа с определениями, словарная работа).

Учитель читает стихотворение (слайд 2):

Тихо в чаще можжевеля по обрыву
Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.
Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг ее подков.
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.

– О чем это стихотворение (тема)? (Осень в лесу).

– Чье стихотворение? (С. А. Есенин – “певец русской деревни”). Слайд 3

– Какое настроение оно передает? (Тишина – умиротворение, светлая грусть). Слайд 4,5

– При помощи каких метафор создается образ осени? (Примечание: ранее на уроках уже вводилось данное понятие).

– В тексте стихотворения выделите метафоры.Возможно переключение на программу Note Book – слайд (функции “Маркер” или “Линия”) – 1 человек у доски.

Очень трудно выделить метафоры у данного поэта. Почему? (Одна плавно переходит в другую).

Особенностью стиля С. А. Есенина является употребление метаметафор – развернутых метафор.

Обратим внимание на лексику: еще одна особенность стиля поэта – смешение высокого и повседневного, высокого и низкого (можжевель, рыжая кобыла, на кусту и покров берегов, схимник).

Power Point – слайд 6.

Схимник – монах, принявший схиму. Схима – высшая монашеская степень, требующая

от посвященного в нее выполнения суровых правил.

Почему ветер назван схимником?

Посмотрим, как появляются метафоры. Можно искусственно выделить 4 этапа рождения этого тропа – слайд 7.

1. Мы видим и слышим. В осеннем лесу рыжеватые опавшие листья застряли в ветках можжевельника, висят на них клочками. Река покрылась первым синеватым льдом, земля застыла. Какие мы слышим звуки? Гулко отдаются наши шаги, под ногами хрустят льдинки. Сникла, полегла трава вдоль дорожек. На облетевших, прозрачных рябинах – ярко-красные гроздья.

2. Мы чувствуем. У природы есть душа. Она прячется от нас. (Лирика – как можно изобразить чувства?) Мы видим только ее следы, но ведь кто-то же смял эту траву, развесил опавшие листья… Так уютно, привычно в осеннем лесу, и в то же время так печально, тихо и торжественно. Чувствуем жалость и нежность.

3. Мы сравниваем. Метафора основывается на сравнении. Помогайте: что с чем сравнивается? Какие образы возникают в сознании? (по порядку с начала стих-я). Порыжевшие листья – клочья гривы рыжей лошади. Хруст льдинок под ногами, звук шагов – лязг подков. Рябиновые кисти, как будто висящие прямо в воздухе, – как капли крови невидимого существа, стоящего среди деревьев (Христа).

4. Убираем первый план (“видим”) и подменяем его изображением того, с чем сравниваем. Остаются только образы – метафоры.

Закрепление. Практическая работа

Посмотрим, как вы поняли, что такое метафора.

Работа с определением: восстановить, вставив пропущенные ключевые слова из предложенного ряда.

Метафора – это … свойств одного предмета или явления на другой по принципу их … . В отличие от сравнения, где присутствуют оба компонента сопоставления, метафора – это … сравнение. – слайд 8

Метафора – это перенос свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства. В отличие от сравнения, где присутствуют оба компонента сопоставления, метафора – это скрытое сравнение.

Возможно переключение на программу Note Book (“подтянуть” к месту пропусков слова из представленного ниже списка вручную – 1 человек у доски). Проверить, зачитать.

Обратите внимание: что-то сравнивается с чем-то или кем-то? Происходит уподобление неживого живому. Автор использует олицетворения – разновидность метафор. Зачем?

Давайте прочитаем еще одно стихотворение С. А. Есенина – слайд 9.

О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
Осенний холод ласково и кротко
Крадется мглой к осеннему двору;
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.

Выделите метафоры – по одной нескольким ученикам. Какие из них являются олицетворениями?

Какова стилистическая функции метафор? (Одно из средств создания образа осени. Образ значит что-то наглядное, действующее, живое. Это скрытое сравнение.)

Для чего нужны олицетворения? (Делают окружающий мир одухотворенным: он живой, передает ощущения и чувства лирического героя).

Как чувствует себя лирический герой в мире родной природы? (Он понимает природу, ее душу, живет в гармонии с ней).

Обратите внимание на излюбленный стилистический прием Есенина – смешение высокого и низкого.

Проверим, почувствовали ли вы настроение и замысел поэта. Мы выделили метафоры в стихотворении “О красном вечере…”. Попробуйте “разложить” одну-две метафоры – проследить ее рождение по 4 этапам. Какую вы выбрали? Power Point – cлайды 10, 11.

Подведение итогов

– Что такое метафора? (Определение).

– Что лежит в основе метафоры?

– Какие стилистические функции метафоры можно выделить?

– Какая есть разновидность метафоры?

Домашнее задание

Сами попробуете себя в роли учителя, будете задавать вопросы одноклассникам. Нужно изготовить своего рода учебное пособие: 2 листа для тренировки (выделения метафор). На обоих – 1 короткое стихотворение, рисующее какой-нибудь образ, но на первой просто напечатанное с фамилией автора, а на второй – это же стихотворение с выделенными вами метафорами (прежде чем спрашивать с других, нужно подготовиться самому, чтобы подсказать одноклассникам).

Материалы к уроку

Презентация . Слайды для интерактивной доски.

Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины
(Данте. Божественная комедия. Перевод М. Лозинского)

Дорога является универсальной метафорой жизненного пути человека. На своих консультациях я много раз сталкивался с тем, что люди спонтанно начинают описывать свой текущий или прошедший жизненный этап как некую дорогу. И часто эта метафора оказывается точнее многих слов. Такую метафору удобно использовать как способ понимания жизненного пути человека. И иногда я предлагаю своим клиентам представить основные этапы своей жизни в виде различных дорог. Это можно делать как в воображении, так и через специальные карточки. Такой взгляд часто помогает увидеть какие-то общие закономерности и тенденции. Нередко это открывает массу возможностей для понимания текущей проблемы. Особенно это может быть полезно в ситуациях, когда человек ощущает потерянность и дезориентацию, — он не знает, куда двигаться дальше. Это важный вопрос, один из главных в жизни, и для ответа на него нередко нужно заглянуть в прошлое: а куда человек шёл до этого? Где он уже был? Насколько он удовлетворён пройденным путём?

В этой статье я хотел бы дать беглый обзор символического значения дороги.

В самом общем смысле дорога связывает различные точки в пространстве. На сегодняшний день, археологи самые первые дороги датируют четвёртым тысячелетием до нашей эры и связывают их появление с развитием колёсного и вьючного (то есть использующего ресурсы людей и животных) транспорта. Посмотрите на одну из сохранившихся дорог инков в Мачу-Пикчу (территория современного Перу):

Видно, что эта дорога для своего времени была очень качественной. До строительства подобных дорог должны были существовать и более просто обустроенные пути между различными селениями. То есть дороги сопровождают человечество многие тысячи лет. А всё что сопровождает жизни всех людей в течение многих тысяч лет, постепенно становится чем-то глубоко внутренним для каждого человека, Карл Юнг такие образы назвал архетипическими. И образ дороги – это тоже архетип, то есть та тема, с которой сталкиваются все люди длительное время. Тогда дорога с одной стороны может быть связью между разными пунктами, а с другой – отражать глубоко внутренние переживания.

Для жителя некого древнего селения пойти по дороге означало покинуть своё родное селение и отправиться в другое. Отсюда одно из основных символических значений дороги – дорога это граница между своим и чужим миром. А граница – это то, что и соединяет и разъединяет одновременно.

Человеческая жизнь, тот путь, по которому мы идём – это тоже некая граница (пространство, территория) между своим и чужим миром. Говоря о двух мирах, мы можем подумать о пути от рождения до смерти. И почти во всех религиозных традициях рассматривается путешествие души к загробной жизни.

В рамках своей жизни человек имеет возможность проделать ещё одно «путешествие» от своего мира до мира другого. Это процесс отделения от своих родителей, другими словами, это процесс взросления. Современное общество предлагает всё больше возможностей для увеличения продолжительности детства. Возможно, это реакция на современный этап развития общества – общество потребления. Может поэтому в современном мире утратили свою силу обряды перехода (инициации), которые существовали во всех культурах. В самом общем виде эти обряды предполагали, что подрастающий член племени в назначенное время должен покинуть своё племя и некоторое время, находясь в этом «ином мире», он должен был пройти через ряд испытаний, также старейшины племени знакомили его с мифологией своего племени. Важной составляющей этих обрядов инициации было символическое столкновение со смертью. В процессе этого обряда посвящения происходили большие перемены во внутренней жизни человека, для него инициация являлась тем путём, который переводит его из детства во взрослую жизнь. Поэтому по завершении инициации человек возвращался в своё селение уже совсем другим, взрослым и готовым к созданию своей собственной семьи. Поэтому обряды инициации хорошо отражают ещё одно важное символическое значение дороги, — это символ трансформации, преодоления, реализации и освобождения. Сюда уходит корнями известный афоризм «вернувшись из путешествия ты никогда уже не будешь прежним».

В культуре многих народов можно обнаружить общий универсальный мифологический сюжет, в котором некий герой, чаще самый обычный человек, начинает своё путешествие и в процессе этого путешествия он сталкивается с различными испытаниями и чудесным образом преобразует свои внутренние качества и взгляды на мир. Его жизнь становится более осознанной. Джозеф Кэмпбелл назвал такую мифологему «путешествием героя». Этот сюжет встречается во многих мифах самых разных народов, например, в серии сюжетов о Будде. Но этот сюжет встречается не только в мифах и сказках, но и в творчестве современных авторов. Его можно проследить в сюжетах фильмов «Звёздные войны», «Хоббит», «Гарри Поттер», «Король лев» и во многих других. В этих сюжетах мы сталкиваемся с символикой дороги как жизненного пути, символа трансформации, становления, дороги как метафоры поиска своего места в жизни. С точки зрения Джозефа Кэмпбелла, этот иной мир, где оказывается герой, соответствует бессознательному. В этом смысле, как только герой преодолевает первый порог, он вступает на территорию своего собственного бессознательного и начинает в этом мире находить союзников, что-то преобразовывать, что-то преодолевать, с кем-то сражаться, что-то находить. С этой точки зрения, для героя, который прошёл свой путь, его собственное бессознательное становится более изученным. При удачном прохождении, он становится властелином двух миров. И здесь мы подходим к символике дороги как пути к себе, пути самопознания. Поэтому во многих сказках герой отправляется в путь-дорогу.

Говоря о дороге, мы сталкиваемся с экзистенциальной темой. Та дорога, по которой мы идём, часто предлагает нам выбор, куда пойти дальше. И от того, какой путь мы выберем, будет зависеть то, какими мы станем. В этом плане каждый раз в ситуации выбора мы сталкиваемся перед выбором между разными вариантами нашего Я, потенциальными вариантами Я. А когда мы выберем и пройдём путь, мы переведём эту потенциальность в реальность. Какое-то из этих потенциальных Я станет реальным, а остальные Я останутся нереализованными. И здесь мы сталкиваемся с темой не только свободы (по какой дороге пойти?), но и ответственности. Ответственности перед собой (по какой дороге пойду, таким и стану), но и ответственности социальной (решая пойти по какой-то дороге я её делаю более натоптанной, и другим будет легче по ней тоже пойти). С этой позиции дорога является хорошей метафорой для обозначения основных экзистенциальных данностей бытия: осознание конечности (дорога нашей жизни когда-то кончится), отсутствие смысла (нам не говорят, в чём смысл той или иной дороги, мы сами придаём смысл тому, какой путь выбираем), свобода (мы можем выбрать любую дорогу или проложить свою собственную), ответственность (решая пойти по одной дороге, в этот момент мы не можем пойти по другой; делая выбор в пользу одной, мы отказываемся от другой), экзистенциальное одиночество (раз мы формируемся в процессе нашего пути, то для того, чтобы кто-то мог меня понять полностью, он должен пройти в точности мой путь так, как это сделал я. То есть он должен прожить жизнь так, как прожил её я, а это невозможно. В этом плане мы можем быть поняты другим только до определённой степени).

Получается, что дорога своей символикой отправляет нас к вопросам нашего бытия. И тогда этот образ может помогать нам в поиске ответов как на жизненно важные вопросы, так и в ориентации, как мы дальше хотим развиваться. Общение с психологом через образ дороги может быть удивительно плодотворным для работы с темой психологического взросления, преодоления кризисных периодов, для работы с экзистенциальными темами, для моделирования своего будущего.

Статью написал психолог Роман Левыкин (Запись на консультацию:
)

Присоединяйтесь к группе Вконтакте.

Жизнь удалась! Как успевать полноценно жить и работать Козлов Николай Иванович

Метафора жизни

Метафора жизни

Рассказ Василия

Как я вижу свою жизнь? У меня достаточно сложная метафора…

Это было в Синтоне, на тренинге «Успешный человек». Рассказ Василия по записи воспроизвожу дословно.

Мне представляется лес на рассвете, склон большого-большого холма. Я стою на вершине и чувствую, что рядом со мной стоят десятки и десятки людей. Часть из них мне видна, но это предрассветный час, поэтому в тумане либо в ночи остальные скрываются. Перед собой я вижу, как склон уходит далеко вдаль, он покрыт лесом, и впереди далеко-далеко до самого горизонта уходит поросшая лесом равнина. Потихоньку, где-то вдали, начинает сквозь туман брезжить рассвет, медленно светает, и я уже могу разглядеть, что только часть людей остается на месте, как и я. Остальная часть, как на какое-то массовое шествие, прет вниз по холму, натыкаясь в этом тумане на деревья, спотыкаясь о коряги, натыкаясь на сучки, и, кто стоя, кто на четвереньках, кто как, кто просто катится, – они идут вниз, особо не сознавая, куда они идут. Те люди, которые стоят на месте вместе со мной, – они стараются понять хоть какой-то маршрут, и когда наконец светлеет, когда деревья из черно-белых приобретают цвет и зеленеют, уже можно разглядеть, что там, внизу, на равнине лежит и клубится плотный туман, в который ныряют спускающиеся люди. Но это не обычный туман, который рассеется днем, а что-то такое, напоминающее химическое оружие – в высоту человеческого роста, что-то очень белое и плотное, и понятно, что если ты входишь в него, то поплутаешь-поплутаешь и там тебе конец настанет. Нам, стоящим наверху, видно, что в этом тумане пропадают все, и чтобы помочь людям найти дорогу в обход этого тумана, мы все вместе начинаем движение вниз. И пока мы спускаемся по этому огромному склону, впервые выглядывает восходящее солнце, навстречу нам луч солнца пересекает всю эту равнину и освобождает прямой путь от этого тумана…

Из книги Гипноз XXI века автора Беккио Жан

МЕТАФОРА Метафоры – очень важная часть нашей работы. «Когда покупаешь дом, осматриваешь балки, когда выбираешь женщину, смотришь на ее мать». Это и метафора, и аналогия. Может быть, мы ее используем несколько позже, когда будем говорить о том, как наш мозг обрабатывает

Из книги С тех пор они жили счастливо. автора Камерон-Бэндлер Лесли

Глава 16 Терапевтическая метафора Обсуждение методов переводы клиента из текущего состояния в желательное было бы неполным без разговора о терапевтической метафоре. Это особая техника рассказывания историй, которая обеспечивает такое бессознательное и сознательное

Из книги Стратегическая семейная терапия автора Маданес Клаудио

Система как метафора Система взаимодействия, возникшая между супругами на основе симптома, носителем которого стал один из них, может быть рассмотрена как аналогия той жизненно важной борьбы, которую супружеская пара не в состоянии привести к благополучному разрешению.

Из книги ПЛАСТИЛИН МИРА, или курс «НЛП-практик» как он есть. автора Гагин Тимур Владимирович

Метафора Коммуникации людей построены по принципу аналогии. Их сообщениям может быть приписано то или иное значение только в контексте других сообщений. Аналогическое послание обычно имеет скрытый второй план, который отличается от эксплицитно выраженного и, кроме

Из книги История современной психологии автора Шульц Дуан

Метафора, или Перенос по сходству Там речь гудит, как печь. Красна и горяча. Левитанский Лингвистический комментарий Теоретически, метафора - перенос значения по сходству. У чайника не бывает, конечно, носа. Но некоторое сходство с частью человеческого лица - по

Из книги Монстры и волшебные палочки.Такой вещи как гипноз не существует? автора Хеллер Стивен

Компьютерная метафора В XVII веке часы и автоматы были всеобщей метафорой для понимания Вселенной и, по аналогии, человеческого ума. Эти машины были доступной и хорошо понятной моделью деятельности психики. В наши дни механистическая модель и соответствующий ей

Из книги Терапевтические метафоры автора Гордон Дэвид

Бессознательное /сознательное/ метафора. В то время как раздельные левое полушарие/сознательное и правое полушарие/бессознательное могут существовать, а могут и не существовать, я считаю это полезной метафорой для моей работы с гипнозом. Когда я вовлечен в так

Из книги Если покупатель говорит «нет». Работа с возражениями автора Самсонова Елена

Раздел 1 Метафора, "Метафора" Эксплицитно или имплицитно метафоры используются во всех терапевтических подходах и системах. Примером может служить использование Фрейдом сексуальной символики в качестве инструмента для понимания сновидений, фантазий и "бессознательных"

Из книги Пикап. Эффективные практики съема автора Скляр Саша

Из книги Транзактный анализ - восточная версия автора Макаров Виктор Викторович

Метафора на создание доверия Жила когда-то скрипка, старинная и благородная. Она очень красиво звучала, и играть вместе с ней одну музыку хотели многие другие инструменты. Она многим отказывала, но с некоторыми соглашалась. Прежде чем ответить, она оценивала другой

Из книги Мозг рассказывает [Что делает нас людьми] автора Рамачандран Вилейанур С.

Метафора дерева В индивидуальной и групповой психотерапии, в тренинговых программах мы используем метафору дерева для работы со сценариями жизни человека.Сценарный анализ мы проводим как индивидуально, так и в терапевтических или тренинговых группах. Обычно до этого

Из книги Бигуди для извилин. Возьми от мозга все! автора Латыпов Нурали Нурисламович

Из книги Монстры и волшебные палочки автора Хеллер Стивен

Игра как метафора Можно привести ещё множество интереснейших примеров игр с буквенными (графемными и фонемными) и словесными множествами - скажем, поиски закономерности в последовательности слов, букв, рисунков. Во всех случаях анализируются структура и характерные

Из книги Путь к изменению. Трансформационные метафоры автора Аткинсон Мэрилин

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ /СОЗНАТЕЛЬНОЕ/ МЕТАФОРА В то время как раздельные левое полушарие/сознательное и правое полушарие/бессознательное могут существовать, а могут и не существовать, я считаю это полезной метафорой для моей работы с гипнозом. Когда я вовлечен в так называемую

Из книги Развитие креативности, или Дюжина приемов остроумия автора Мусийчук Марина Владимировна

Что есть метафора? О, братья и сестры по духу, мы – создатели трансформации в те священные моменты, которые проводим вместе друг с другом. О, позвольте нам рассказывать наши истории, чтобы вести самих себя вперед. Позвольте почувствовать, как наши сердца открываются

Из книги автора

2.8. Метафора Что наша жизнь? Комедия страстей, а наши радости антракты в ней. В. Шекспир Метафора как прием остроумия является продуктом речевой и материальной культуры. Вместе с тем метафора является средством ее формирования, так как ее генезис восходит к когнитивной