Как звуки влияют на нашу жизнь. Звучание музыки в окружающей среде

Можно задать вам вопрос? Скажите, какая мелодия звучит сейчас у вас в голове? Может быть, «Серенада» Шуберта или «Времена года» Вивальди? Хотя, скорее, наверное, незамысловатая песенка, которую крутили около ближайшего магазина?..

А вы всегда замечаете, что звучит вокруг? Большинство людей, живущих в городах, постоянный звуковой фон воспринимают как что-то совершенно естественное. Количество поглощаемой нами звуковой информации огромно, но что из этого мы воспринимаем, слышим, а что «пропускаем мимо ушей»?

Но вот парадокс: обращаем мы внимание на то, что звучит вокруг нас, или не обращаем, звуки воздействуют на нас - на наше настроение, наше состояние. Музыка может «вознести до небес», наполнить жизнью, а может довести до глубокой депрессии и даже до самоубийства. Об этом знали в давние времена, потом забыли, но во второй половине XX века о связи музыки и психики вспомнили вновь.

Музыка используется в психологии и медицине, например, для реабилитации или анестезии, существует «музыка для расслабления», «музыка для производства» и так далее. Одно время появились простые рецепты: Чайковский - от язвы, Бетховен - от гастрита… Но если даже одно и то же лекарство на разных людей действует по-разному, может ли такая неуловимая субстанция, как музыка, влиять на всех одинаково? А способны ли мы сами определить, что слушать, а что нет, или мы лишь пассивные потребители того, что модно в наше время?

«Уши - это ворота мира»

Наш слух - это наша связь с миром, которую мы всегда, даже неосознанно, стремимся восстановить. Способность слышать можно развивать, и дело не только в физическом слухе, но и в нашем внимании, а главное - в желании услышать что-то или кого-то.

К музыке тоже стоит отнестись внимательней. Как, с помощью чего она воздействует на нас? Ее основа, или средства выразительности, для любого времени и стиля одинакова:

1) ритм и темп;
2) мелодия и гармония;
3) форма;
4) динамика, или громкость звучания.

Ритм - основа всего

День - ночь, усилие - отдых, а прислушайтесь к биению собственного сердца… Природу не назовешь хаотичной, все подчинено порядку, основа которого - ритм, он задает движение, энергию жизни. Поставьте утром живую ритмичную музыку, например, Бранденбургские концерты Баха или любимый рок-н-ролл, и на работу вы соберетесь быстрее, чем обычно, а вот медленная музыка утром может сыграть с вами злую шутку. Вечером же отдохнуть поможет спокойная мелодия, например романтическое фортепиано или легкий джаз. Каждый, конечно, подберет музыку на свой вкус.

Ритм еще и мощное средство объединения, вспомним магию русского хоровода, где нет солистов, а ритм каждого вплетается в общий ритм. Быть может, это было отражением того, как жизнь каждого человека вплетается в единую жизнь природы. Сейчас мы реже задумываемся о законах природы (хотя их никто не отменял), но так здорово почувствовать себя «в едином ритме» с кем-то, мы стремимся к этому, не желая оставаться в одиночестве.

Правда, навязчивый жесткий ритм может стать опасным, и особенно опасным, если в ход идет бич нашего времени - излишняя громкость звука.

«Человечество глохнет!»

Как хочется иногда посидеть в тишине! Но нам, похоже, это не грозит: городской звуковой фон (шум автомобилей, строительных машин, бытовых приборов) таков, что слух быстро притупляется. Добавьте к этому развитие воспроизводящей техники («чем громче, тем лучше»), привычные наушники, и станет понятно, почему медики бьют тревогу: «Человечество глохнет!»

При громкости в 65 Дб мы начинаем реагировать на музыку независимо от наших этических и эстетических установок: любая будет вызывать сильное напряжение, усталость, раздражительность.

Сейчас принято массовые, особенно молодежные мероприятия сопровождать громкой музыкой с навязчивым ритмом. А что, здорово - это сплачивает, добавляет драйва! Но психологи предупреждают: это демобилизует мыслительную активность, разрушает способность человека к личностному общению, то есть мы не объединяемся, а привязываемся к ритму музыки, уже не обращая внимания на тех, кто рядом. Возникает знаменитый эффект толпы, вспышки агрессии здесь не удивительны, да и внушить толпе можно что угодно.

Знаете, как не поддаться эффекту толпы? Не попадать в нее! А уж если попали - стараться не потерять себя, оставаться человеком в любых обстоятельствах, выбор остается всегда.

Психологи говорят, что путь человека зависит от того, как он сумеет гармонизировать свой индивидуальный ритм с ритмами других людей. Если группа людей, даже небольшая, достигает такой гармонии, она способна свернуть горы, потому что ее основа - уважение, поддержка, стремление услышать друг друга, а не подавлять, как в случае толпы.

Сама по себе музыка опасной не бывает, такой ее делают люди. Во время рок-концерта в лондонском аэропорту Хитроу в начале 80-хгодов (квадрофонические установки только-только вошли в моду) некоторые колонки были установлены на заборах, на которых «висели» сотни фанатов. В антракте к забору устремились машины «скорой помощи» и стали забирать первые «жертвы». Дело в том, что звук из колонок, достигавший 110 Дб, всей своей мощью обрушивался на расположившихся в опасной близости слушателей. (Для сравнения: шум стартующего сверхзвукового истребителя равен 145 Дб, при 165 Дб погибают домашние животные, при 185 Дб умирает человек.) Вместе с разрушительным воздействием ударных повышенное звуковое давление ввело «заборных» слушателей в состояние транса, которое притупляет боль. Некоторые из них в экстазе бились о ржавый забор, и только тогда, когда музыка затихла, вернулась способность чувствовать боль, и люди стали терять сознание.

Мелодия и мысль

Мы все очень разные, поэтому готовые рецепты из Интернета подойдут далеко не всем. И снова хочется сказать: выбор всегда за нами. Можно поглощать бесхитростные мелодии из телевизора, но психологов наша поп-культура и в этом отношении не устраивает (ну и привередливые же!). Простенькие мелодии хороши для дискотек, для «отрыва», который время от времени нам нужен, но, если их слушать часто, они делают более примитивным мышление. В них нет глубины, полутонов, времени на размышление. Что ж, можно и так, но тогда с развитием творческих способностей будет сложнее.

Мелодия, как объясняет музыкальный словарь, «одно из древнейших и универсальных проявлений творчества человека», не зря мы говорим: «найти свою мелодию, свою ноту». Чудес не бывает - чтобы развиваться, быть творческим человеком, нужно этому учиться: впитывать опыт других, впитывать красоту. Каждый жанр может подарить свои открытия, но в проверенной временем музыке великих композиторов: Баха, Моцарта, Вивальди, Бетховена, Вагнера, Чайковского, Рахманинова, Форе и других - так много состояний, образов, оттенков, что можно ее открывать всю жизнь. Вопрос не в самой музыке, но в том, что мы можем услышать и понять в ней, а что может пройти мимо нас.

«Моцарт. Принимать по два часа в день» - этот рецепт Альфред Томатис, известный парижский врач, прописал Жерару Депардье. В середине 60-х молодой артист приехал покорять Париж и имел к этому все шансы, если бы не проблемы с речью и памятью. «До Томатиса, - вспоминал позже Депардье, - я не мог довести до конца ни одного предложения. Он помог придать завершенность моим мыслям, научил меня синтезу и пониманию самого процесса мышления». Ученые США и Болгарии независимо друг от друга обнаружили, что музыка Моцарта усиливает нашу мозговую активность и повышает интеллект. Этот феномен получил название «эффект Моцарта», а компакт-диски с произведениями композитора сразу же попали в разряд бестселлеров

В поисках гармонии

Гармония - в переводе с греческого «созвучие», «соразмерность». Кто не мечтает о ней? В музыке это сочетание звуков, в общении - понимание друг друга. А что происходит в нашей душе, нашем внутреннем мире?

Кто-то вспомнит, что в ранней юности слушал одно, а сейчас ему нравится совсем другое. Мы меняемся, и наша любимая музыка меняется вместе с нами. Она может многое о нас рассказать - или о нашем стремлении упорядочить жизнь, придав ей устойчивый ритм, или о желании взлететь над обыденным, разбивая привычные рамки и овладев искусством импровизации. Может быть, именно сейчас пришла пора пересмотреть свою музыкальную коллекцию?

В то же время в нашей душе живут образы и воспоминания слишком дорогие, чтобы их забыть, также есть мелодии любимые, волнующие нас на протяжении всей жизни. Если у вас их нет, пожалуйста, поищите - и в глубине своей души, и в бескрайних музыкальных просторах. Такая музыка выведет из самой глубокой депрессии, вернет к самому себе, даст новые силы. Мы можем идти по разным тропам - музыкальным и жизненным, примерять на себя разные жанры и модные веяния, но, услышав первые же знакомые звуки, невольно обернемся и вспомним, восстановим связь с чем-то очень дорогим.

«Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие», - писал Томас Карлейль. Нет готовых рецептов, нет универсальных ответов, но всегда есть возможность прислушаться и сделать шаг туда, где уже нет места логике и психологическим выкладкам, а есть лишь вечная тайна по имени Музыка.

Упражнения для развития способности слышать и распознавать звуки
  1. «Слоистое слушание»
    Где-нибудь на природе, в лесу (городской парк тоже подойдет) остановитесь на минутку, замрите и прислушайтесь. Сначала вы услышите «первый слой» звуков - самые громкие или самые знакомые звуки. Небольшое усилие - и вы услышите более тихие, менее заметные звуки, потом еще более тихие. Самое сложное в этом упражнении - заставить замолчать свои мысли. Зато, если это удается, можно услышать гораздо больше, чем обычно.
  2. «Внимание»
    Выберите два ярких звука: например, музыкальная мелодия и шум моря. Сконцентрируйтесь сначала на одном (последите за ним), затем на другом. В нашей жизни бывает полезно, находясь в потоке информации, обратить свое внимание на что-то одно, особенно если речь идет об общении с другими людьми.

Мы живем в мире звуков: слушаем музыку, постоянно подвергаемся акустическим атакам шумящего города. Всё это сказывается на нашем здоровье. И не всегда положительно.

Волновая теория

Верное понимание природы звука было доступно человеку еще до появления специализированной науки. Аристотель утверждал, что звучащее тело вызывает сжатие и разрежение воздуха и объяснил эхо отражением звука от препятствий. В XV веке Леонардо да Винчи уже связывал звук с распространением волн, а в XVI веке Р.Бойль доказал, что проводником этих волн является воздух (в вакууме звук не распространяется). Современная физика понимает звук как распространение механических колебаний в виде волн с обязательным наличием проводника – это может быть как воздух, так и любое твердое, жидкое или газообразное тело.
Любое колебание предполагает такие показатели, как амплитуда и диапазон частот. В случае со звуковой волной, от частоты этого колебания зависит, будет ли звук воспринят человеческим ухом и какой эффект на организм он окажет. Здоровый человек способен слышать звуковые колебания в диапазоне частот от 16-20 Гц до 20 тысяч Гц. Все, что ниже или выше этих границ, в физике принято называть инфра- и ультразвуком, соответственно.

Любое тело – даже отдельная клетка нашего организма – находится в состоянии постоянного колебания, и каждому телу соответствует своя частота и диапазон этих колебаний. Так, частота колебаний головного мозга в разные циклы активности организма отличается. Выделяют пять ступеней мозговой активности, различающиеся по диапазону колебаний, где меньшему диапазону (дельта, 0,5-4,0 Hz) соответствует состояние полной расслабленности, сна, а высшему (К-комплекс, 23-33 Hz) – возбуждения, вспышек озарения и т.п.

Большинство людей не слышат низкие частоты, именно потому что те совпадают с волнами мозга. Логично предположить, что разные частоты могут оказывать различное воздействие на состояние человеческого организма. Исследования этой сферы получили название психоакустики.

Технологии акустического воздействия на сознание

По сути, психоакустика – это теоретическая основа звукотерапии. Человек всегда догадывался о том, что разные звуки производят различный эффект на состояние тела и сознания. Будь то церковное богослужение или колыбельная матери младенцу – мы всегда использовали звуки, чтобы воздействовать на окружающую действительность.

В работах болгарского доктора Лозанова мы находим доказательства, что музыка с темпом 60 ударов в минуту (такой темп характерен, например, для фуг И.Баха) на 6% усиливает альфа-активность (связанную с расслаблением), при этом на 6% процентов уменьшая бета-активность (связанную с нормальным бодрствующим сознанием). При этом пульс замедляется в среднем на 4 деления ртутного столбика, и люди говорят о «состоянии расслабленного сознания».
Затем доктор Лозанов обнаружил, что может ускорить процесс обучения, используя музыку в таком ритме.

В Америке его метод стал известен как Суперобучение (Superiearning). Доктору Лозанову стало ясно, что ритм музыки оказывает мощное влияние на мозг. В процессе работы он обнаружил, что тембр или тональность музыки также оказывает сильное влияние на работу мозга. Сегодня результаты его исследований развились в обособленное направление – технологию акустического изучения мозга (Acoustic Brain Research, ABR); а Суперобучение применяется в прогрессивных (экспериментальных) учебных заведениях Америки: в процессе обучения используются аудиозаписи с ритмом и тембром, подходящими для получения желаемого эффекта.

Другой представитель писхоакустики – доктор Сью Чапмэн – провела эксперимент в Городской больнице Нью Йорка, изучая влияние музыки на младенцев, родившихся недоношенными. Одна группа младенцев слушала Колыбельную Брамса (вариацию для струнных инструментов) шесть раз в день, а другая группа не слушала никакой музыки. Новорожденные, слушавшие Брамса, быстрее набирали вес, меньше страдали от осложнений и были выписаны из больницы в среднем на неделю раньше тех, кто не слушал музыку.

Вокруг шум

Наравне с направленным и контролируемым воздействием на человеческую психику звуки, шум и музыка, окружая человека повсюду, каждый день вносят весомый вклад в наше психологическое состояние. Кроме частоты колебаний, важным показателем является громкость звука. Ее в нашем контексте можно также обозначить термином уровень шума, который измеряется в децибелах.

Так, «белым шумом», оказывающим успокаивающее акустического воздействие, считается шум листвы и прибоя, оценивающийся от 20 до 40 Дб. Длительное воздействие шума в 60-90 Дб неизбежно вызывает раздражение. К такому шуму относятся звук приближающего поезда, человеческий крик, работающий двигатель мотоцикла и т.п.

При постоянном воздействии шума в 95-110 Дб (например, звук реактивного самолета на высоте 300 м) возможно ослабление слуха, нервно-психический стресс (угнетенность, возбужденность, агрессивность), гипертония и даже язвенная болезнь. Шум от 115 до 175 Дб вызывает акустическое опьянение, нарушает сон, приводит к глухоте. К последней категории ученые-медики относят громкость музыки в «наушниках-затычках», делая неутешительные прогнозы насчет возможной массовой глухоты поколения современной молодежи.

Аудиальные способы управления общественным сознанием

Важное место в воздействии на индивидуальное и групповое сознание занимают достижения науки фонологии – раздела лингвистики, занимающегося изучением функциональной стороны звуков речи. Влияние тембра речи и интонации на слушающего часто оказывается сильнее, чем смысл сказанных слов, – отмечает С. Кара-Мурза в своем труде «Манипуляция массовым сознанием». Например, голос диктора является основным критерием успешности и эффективности рекламы на радио, именно поэтому его выбор имеет огромное значение.

Каждому знаком голос Юрия Борисовича Левитана - диктора Государственного комитета СМ СССР по телевидению и радиовещанию, читавшего сводки Совинформбюро во время войны и объявлявшего о взятии Берлина и о Победе. На эту должность Левитан был выбран лично Сталиным, и в итоге стал голосом надежды для советских граждан.

Исследования воздействия на слушателей тональности, тембра и темпа речи велись с середины ХХ века в США. Их результаты широко применяются сегодня в предвыборных кампаниях. Например, аналитиками было предсказано, что в ходе предвыборных дебатов на радио в паре Кеннеди-Никсон выгоднее будет выступать последний, в силу слишком высокого голоса Кеннеди и его «гарвардского акцента». Психоакустики работают и с нынешними политиками. Для достижения нужно воздействия на аудиторию и громкость, и тембр, и темп речи согласуется с рекомендуемыми параметрами.

Введение Человек живет в мире звуков. Звуки окружающие его с самого рождения помогают ему адаптироваться к окружающим условиям. Звуки важны не только для человека, но и для животных, которым хорошее улавливание звука помогает выжить. Но звуки могут быть разными, одни могут быть приятными, а некоторые даже вызывают неприятные ощущения. В своей работе я рассмотрел природу звука и его некоторые влияния на человека. Человек живет в мире звуков. Звуки окружающие его с самого рождения помогают ему адаптироваться к окружающим условиям. Звуки важны не только для человека, но и для животных, которым хорошее улавливание звука помогает выжить. Но звуки могут быть разными, одни могут быть приятными, а некоторые даже вызывают неприятные ощущения. В своей работе я рассмотрел природу звука и его некоторые влияния на человека.


Что такое звук? Если создать неравновесное состояние среды в некотором объеме, то благодаря упругим свойствам среды в последующие моменты времени смещения и скорости частиц в соседних областях становятся отличными от нуля: первоночальное возмущение перемещается по области, занятой средой. Процесс распространения деформации в среде называется звуковой волной, или просто звуком. Волна возникает в том случае, если именение состояния в одной точке среды приводит к изменению состояния в соседней точке. Если создать неравновесное состояние среды в некотором объеме, то благодаря упругим свойствам среды в последующие моменты времени смещения и скорости частиц в соседних областях становятся отличными от нуля: первоночальное возмущение перемещается по области, занятой средой. Процесс распространения деформации в среде называется звуковой волной, или просто звуком. Волна возникает в том случае, если именение состояния в одной точке среды приводит к изменению состояния в соседней точке. В средах могут распространяться звуковые волны двух типов: продольные и поперечные. Продольной называется волна, в которой колебания частиц среды происходят в направлении распространения волны.Продольные волны наблюдаются в жидкостях, газах и твердых телах. Поперечные волны, в которых колебания частиц среды происходят в направлении, перпендикулярном к направлению распространения волны, наблюдаются только в твердых телах. В средах могут распространяться звуковые волны двух типов: продольные и поперечные. Продольной называется волна, в которой колебания частиц среды происходят в направлении распространения волны.Продольные волны наблюдаются в жидкостях, газах и твердых телах. Поперечные волны, в которых колебания частиц среды происходят в направлении, перпендикулярном к направлению распространения волны, наблюдаются только в твердых телах.




Проводники звука Звуковая волна может проходить самые различные расстояния. Орудийная стрельба слышна на км, ржание лошадей и лай собак - на 2-3 км, а шепот всего на несколько метров. Эти звуки передаются по воздуху. Но проводником звука может быть не только воздух. Приложив ухо к рельсам, можно услышать шум приближающегося поезда значительно раньше и на большем расстоянии. Значит металл проводит звук быстрее и лучше, чем воздух. Вода тоже хорошо проводит звук. Нырнув в воду, можно отчетливо слышать, как стучат друг о друга камни, как шумит во время прибоя галька. Свойство воды – хорошо проводить звук – широко используется для разведки в море во время войны, а также для измерения морских глубин. Необходимое условие распространения звуковых волн – наличие материальной среды. В вакууме звуковые волны не распространяются, так как там нет частиц, передающих взаимодействие от источника колебаний. Поэтому на Луне из-за отсутствия атмосферы царит полная тишина. Даже падение метеорита на ее поверхность не слышно наблюдателю.


Основные характеристики звука. 1)Тон звука. Об одних звуках говорят, что они низкого тона (звук создаваемый большим барабаном), другие мы называем звуками высокого тона (например свист). Ухо их легко различает. Простые измерения (развертка колебаний) показывают, что звуки низких тонов – это колебания малой частоты в звуковой волне. Звуку высокого тона соответствует большая частота колебаний. Частота колебаний в звуковой волне определяет тон звука. 1)Тон звука. Об одних звуках говорят, что они низкого тона (звук создаваемый большим барабаном), другие мы называем звуками высокого тона (например свист). Ухо их легко различает. Простые измерения (развертка колебаний) показывают, что звуки низких тонов – это колебания малой частоты в звуковой волне. Звуку высокого тона соответствует большая частота колебаний. Частота колебаний в звуковой волне определяет тон звука. 2)Громкость звука. Громкость звука, определяемая его действием на ухо, является оценкой субъективной. Чем больше поток энергии, притекающей к уху, тем больше громкость. Удобной для измерения является интенсивность звука – энергия, переносимая волной за единицу времени через единичную площадку, перпендикулярную к направлению распространения волны. Интенсивность звука возрастает при увеличении амплитуды колебаний и площади тела совершающего колебания. Также для измерения громкости пользуются децибелами (дБ). Например, громкость звука шороха листьев оценивается 10 дБ, шепота – 20 дБ, уличного шума – 70 дБ, болевой порог – 120 дБ, а смертельный уровень – 180 дБ. 2)Громкость звука. Громкость звука, определяемая его действием на ухо, является оценкой субъективной. Чем больше поток энергии, притекающей к уху, тем больше громкость. Удобной для измерения является интенсивность звука – энергия, переносимая волной за единицу времени через единичную площадку, перпендикулярную к направлению распространения волны. Интенсивность звука возрастает при увеличении амплитуды колебаний и площади тела совершающего колебания. Также для измерения громкости пользуются децибелами (дБ). Например, громкость звука шороха листьев оценивается 10 дБ, шепота – 20 дБ, уличного шума – 70 дБ, болевой порог – 120 дБ, а смертельный уровень – 180 дБ. 3)Тембр звука. Второй субъективной оценкой является тембр. Тембр звука определяется совокупностью обертонов. Разное количество обертонов, присущих тому или иному звуку, придает ему особую окраску – тембр. Отличие одного тембра от другого обусловлено не только числом, но и интенсивностью обертонов, сопровождающих звучание основного тона. По тембру мы легко отличаем звуки скрипки и рояля, гитары и флейты, узнаем голоса знакомых людей. 3)Тембр звука. Второй субъективной оценкой является тембр. Тембр звука определяется совокупностью обертонов. Разное количество обертонов, присущих тому или иному звуку, придает ему особую окраску – тембр. Отличие одного тембра от другого обусловлено не только числом, но и интенсивностью обертонов, сопровождающих звучание основного тона. По тембру мы легко отличаем звуки скрипки и рояля, гитары и флейты, узнаем голоса знакомых людей.


Орган слуха. Для улавливания звука у человека и у животных есть специальный орган – ухо. Это необычайно тонкий аппарат. Ухо преобразует колебательное движение звуковой волны в определенные ощущения, которые и воспринимаются нашим сознанием. Для улавливания звука у человека и у животных есть специальный орган – ухо. Это необычайно тонкий аппарат. Ухо преобразует колебательное движение звуковой волны в определенные ощущения, которые и воспринимаются нашим сознанием. Орган слуха делится на три части: наружное, среднее и внутреннее ухо. Наружное ухо – ушная раковина. От нее идет слуховой проход, заканчивающийся барабанной перепонкой. В среднем ухе находится ряд косточек. Они передают колебания во внутреннее ухо. Процессы, происходящие во внутреннем ухе, очень сложны и некоторые из них до сих пор не изучены. Орган слуха делится на три части: наружное, среднее и внутреннее ухо. Наружное ухо – ушная раковина. От нее идет слуховой проход, заканчивающийся барабанной перепонкой. В среднем ухе находится ряд косточек. Они передают колебания во внутреннее ухо. Процессы, происходящие во внутреннем ухе, очень сложны и некоторые из них до сих пор не изучены. Звуковые волны, попадая в слуховой канал, приводят в колебание барабанную перепонку. Через цепь косточек среднего уха колебания передается жидкости улитки внутреннего уха. Волнообразное движение этой жидкости влечет а собой раздражение окончаний слухового нерва. Таков главный путь звука от его источника о нашего сознания. Но этот путь не единственный. Звуковые колебания могут передаваться костями черепа. Звуковые волны, попадая в слуховой канал, приводят в колебание барабанную перепонку. Через цепь косточек среднего уха колебания передается жидкости улитки внутреннего уха. Волнообразное движение этой жидкости влечет а собой раздражение окончаний слухового нерва. Таков главный путь звука от его источника о нашего сознания. Но этот путь не единственный. Звуковые колебания могут передаваться костями черепа.


Слышимый звук. Человеческое ухо способно воспринимать звуковые колебания, лежащие в интервале от 16 до Гц, им соответствуют длины волн от 20 м для низких до 2 см для высоких частот. Хотя дети могут без труда воспринимать звуки с частотой до 22 кГц, а пожилые люди только до 13 – 15 кГц. Человеческое ухо способно воспринимать звуковые колебания, лежащие в интервале от 16 до Гц, им соответствуют длины волн от 20 м для низких до 2 см для высоких частот. Хотя дети могут без труда воспринимать звуки с частотой до 22 кГц, а пожилые люди только до 13 – 15 кГц.


Порог слышимости. Порог слышимости, то есть заметная на слух интенсивность, завсит от частоты. При частоте 440 Гц порог слышимости близок к Вт/м 2. При этом ухо воспринимает избыток давления 2x10 -5 Па, приводящий к колебаниям частиц воздуха с ничтожной амплитудой см, равной диаметру атомов. Раговор, ведущийся в умеренном тоне, приводит частицы воздуха в колебание с амплитудой смещения порядка нескольких тысячных долей сантиметра. Интенсивность звука при этом Вт/м 2. Интенсивность сильных звуков, вызывающих у нас болезненные ощущения, лежит в пределах 1 – 10 Вт/м -2. Избыточное давление составляет при этом 60 Па, а амплитуда колебаний частиц воздуха ~ 2,5x10 -2 см. Такое давление содает шум реактивного самолета на расстоянии 50 м. Порог слышимости, то есть заметная на слух интенсивность, завсит от частоты. При частоте 440 Гц порог слышимости близок к Вт/м 2. При этом ухо воспринимает избыток давления 2x10 -5 Па, приводящий к колебаниям частиц воздуха с ничтожной амплитудой см, равной диаметру атомов. Раговор, ведущийся в умеренном тоне, приводит частицы воздуха в колебание с амплитудой смещения порядка нескольких тысячных долей сантиметра. Интенсивность звука при этом Вт/м 2. Интенсивность сильных звуков, вызывающих у нас болезненные ощущения, лежит в пределах 1 – 10 Вт/м -2. Избыточное давление составляет при этом 60 Па, а амплитуда колебаний частиц воздуха ~ 2,5x10 -2 см. Такое давление содает шум реактивного самолета на расстоянии 50 м.


Ударные волны. Слышимые звуковые волны в воздухе, связаны со сравнительно малыми колебаниями его давления: максимальное значение амплитуды звукового давления не превышает нескольких тысячных долей атмосферы. Поэтому такого рода волны являются примером распространения в воздухе слабых возмущений. Однако в ряде практических важных случаев приходится иметь дело с сильными возмущениями, распространяющимися в газах, жидкостях и твердых телах в виде так называемых ударных волн. Сильные возмущения возникают, например, при взрывах, при детонационном сгорании, т. е. при химическом превращении вещества или смеси веществ, которое сопровождается выделением теплоты, причем скорость распространения превращения больше скорости звука в этой среде; при движении в воздухе тел (снарядов, ракет, современных самолетов), обладающих сверхзвуковой скоростью; при внезапном торможении движущейся в трубопроводе жидкости (гидравлический удар) и т. д. Слышимые звуковые волны в воздухе, связаны со сравнительно малыми колебаниями его давления: максимальное значение амплитуды звукового давления не превышает нескольких тысячных долей атмосферы. Поэтому такого рода волны являются примером распространения в воздухе слабых возмущений. Однако в ряде практических важных случаев приходится иметь дело с сильными возмущениями, распространяющимися в газах, жидкостях и твердых телах в виде так называемых ударных волн. Сильные возмущения возникают, например, при взрывах, при детонационном сгорании, т. е. при химическом превращении вещества или смеси веществ, которое сопровождается выделением теплоты, причем скорость распространения превращения больше скорости звука в этой среде; при движении в воздухе тел (снарядов, ракет, современных самолетов), обладающих сверхзвуковой скоростью; при внезапном торможении движущейся в трубопроводе жидкости (гидравлический удар) и т. д.


Ультразвук. Колебания с частотами, превосходящими Гц, называют ультразвуком. Ультразвук широко применяется в науке и технике. Колебания с частотами, превосходящими Гц, называют ультразвуком. Ультразвук широко применяется в науке и технике. Жидкость вскипает при прохождении ультразвуковой волны (кавитация). При этом возникает гидравлический удар. Ультразвуки могут отрывать кусочки от поверхности металла и производить дробление твердых тел. С помощью ультразвука можно смешать не смешивающиеся жидкости. Так готовятся эмульсии на масле. При действии ультразвука происходит омыление жиров. На этом принципе устроены стиральные устройства. Жидкость вскипает при прохождении ультразвуковой волны (кавитация). При этом возникает гидравлический удар. Ультразвуки могут отрывать кусочки от поверхности металла и производить дробление твердых тел. С помощью ультразвука можно смешать не смешивающиеся жидкости. Так готовятся эмульсии на масле. При действии ультразвука происходит омыление жиров. На этом принципе устроены стиральные устройства. Интересны биологические эффекты ультразвука. Они ослабляют жизнедеятельность бактерий, уменьшают рост молочнокислых и туберкулезных бактерий. Интересны биологические эффекты ультразвука. Они ослабляют жизнедеятельность бактерий, уменьшают рост молочнокислых и туберкулезных бактерий. Широко используется ультразвук в гидроакустике. Ультразвуки большой частоты поглощаются водой очень слабо и могут распространяться на десятки километров. Если они встречают на своем пути дно, айсберг или другое твердое тело, они отражаются и дают эхо большой мощности. На этом принципе устроен ультразвуковой эхолот. Широко используется ультразвук в гидроакустике. Ультразвуки большой частоты поглощаются водой очень слабо и могут распространяться на десятки километров. Если они встречают на своем пути дно, айсберг или другое твердое тело, они отражаются и дают эхо большой мощности. На этом принципе устроен ультразвуковой эхолот. В металле ультразвук распространяется практически без поглощения. Применяя метод ультразвуковой локации, можно обнаружить мельчайшие дефекты внутри детали большой толщины. В металле ультразвук распространяется практически без поглощения. Применяя метод ультразвуковой локации, можно обнаружить мельчайшие дефекты внутри детали большой толщины. Дробящее действие ультразвука применяют для изготовления ультразвуковых паяльников. Дробящее действие ультразвука применяют для изготовления ультразвуковых паяльников. Ультразвук применяют для улавливания мельчайших частичек сажи, в сернокислотной промышленности для осаждения тумана серной кислоты. Ультразвук применяют для улавливания мельчайших частичек сажи, в сернокислотной промышленности для осаждения тумана серной кислоты.


Инфразвук и его влияние на человека. Колебания с частотами ниже 16 Гц называются инфразвуком. Колебания с частотами ниже 16 Гц называются инфразвуком. В природе инфразвук возникает из-за вихревого движения воздуха в атмосфере или в результате медленных вибраций различных тел. Для инфразвука характерно слабое поглощение. Поэтому он распространяется на большие расстояния. Организм человека болезненно реагирует на инфразвуковые колебания. В лабораторных условиях установлено, что среднее значение резонансной частоты для всего тела равно 6 Гц, для грудной клетки – 5-8 Гц, для головы – Гц. При внешних воздействиях, вызванных механической вибрацией или звуковой волной на частотах 4-8 Гц, человек ощущает перемещение внутренних органов, на частоте 12 Гц – приступ морской болезни. В природе инфразвук возникает из-за вихревого движения воздуха в атмосфере или в результате медленных вибраций различных тел. Для инфразвука характерно слабое поглощение. Поэтому он распространяется на большие расстояния. Организм человека болезненно реагирует на инфразвуковые колебания. В лабораторных условиях установлено, что среднее значение резонансной частоты для всего тела равно 6 Гц, для грудной клетки – 5-8 Гц, для головы – Гц. При внешних воздействиях, вызванных механической вибрацией или звуковой волной на частотах 4-8 Гц, человек ощущает перемещение внутренних органов, на частоте 12 Гц – приступ морской болезни. Известно, что в районе Бермудских островов расположена область одного из главных антициклонов (область повышенного давления) северного полушария. Можно предполагать, что интенсивность низкочастотных акустических волн, исходящих от зон активной конвекции, возрастает и оттого ухудшается самочувствие экипажей находящихся здесь судов. Известно, что в районе Бермудских островов расположена область одного из главных антициклонов (область повышенного давления) северного полушария. Можно предполагать, что интенсивность низкочастотных акустических волн, исходящих от зон активной конвекции, возрастает и оттого ухудшается самочувствие экипажей находящихся здесь судов. Даже слабые инфразвуки могут оказывать на человека существенное воздействие, если они носят длительный характер. Некоторые нервные болезни, свойственные жителям промышленных городов, вызываются именно инфразвуками, проникающими сквозь самые толстые стены. Даже слабые инфразвуки могут оказывать на человека существенное воздействие, если они носят длительный характер. Некоторые нервные болезни, свойственные жителям промышленных городов, вызываются именно инфразвуками, проникающими сквозь самые толстые стены.


Практическая часть. Исследования: Исследования: Определение остроты слуха для разных категорий людей. Вывод: С возрастом острота слуха уменьшается. Вывод: С возрастом острота слуха уменьшается. Определение порога слышимости для разных категорий людей. Оборудование: Звуковой генератор, осциллограф, соединительные провода, несколько наушников. Оборудование: Звуковой генератор, осциллограф, соединительные провода, несколько наушников. Вывод: Порог сышимости у разных категорий людей разный, но отличается незначительно. Вывод: Порог сышимости у разных категорий людей разный, но отличается незначительно.

Для многих может показаться невероятным, но на студиях, занимающихся звукозаписью , создаются не только композиции музыкальных коллективов или исполнителей, ведь кроме этого мы практикуем и запись окружающих звуков (англ. surround sound recording) . Зачем это необходимо? – спросите вы. Все просто, иногда подобный материал нужен для создания спецэффектов, съемок природы и последующей подстановки аудиоряда.

Ничто не может сравниться с ощущением человека, будто он является частью природы, стихии. Именно такое ощущение дарит умело обработанная композиция.ТопЗвук

Итак, давайте подробнее поговорим о том, зачем же необходимо фиксировать окружающие звуки. Все снова зависит от ваших целей. При съемке документального ролика о живой природе не всегда удается полноценно зафиксировать звуковое сопровождение посредством камеры.

Цены на услуги звукозаписи

Услуга Способ оплаты Стоимость
Запись голоса Почасовая 750 руб/час
Запись инструментов Почасовая 750 руб/час
Создание барабанных партий Почасовая 750 руб/час
Сведение и мастеринг Почасовая 750 руб
RAP под минус Фиксированная 3000 руб
RAP под минус "Премиум" (с доп. эффектами) Фиксированная 4000 руб
Песня под минус "Лайт" (1 ч. записи + обработка без тюнинга) Фиксированная 2500 руб
Песня под минус "Премиум" (1 ч. записи + обработка и глубокий тюнинг) Фиксированная 5000 руб
Создание аранжировки Фиксированная от 15.000 руб
Создание минусовки Фиксированная От 15.000 руб.
Аренда студии без звукорежиссера Почасовая 700 руб/час

Видеоаппаратура может быть не настолько чувствительной к звуковым частотам, как специализированное оборудование звукооператора. Каждый слышал отчетливые звуки шуршания травы, пения птиц, рычания диких зверей в телепередачах о живой природе. Все эти звуки записываются с использованием отдельного оборудования .

Кроме того, много материала записывается для создания эффектов в песнях. Обратимся к опыту меломанов. Скорее всего, вы не раз слышали композиции, в которых наряду с симфонической расслабляющей мелодией слышно, как барабанит дождь, гремят раскаты грома или льется река. Все это добавляет мелодии специфического настроя, можно даже сказать, что именно такая музыка может обратить в свои мысли, позволяет слушателю сосредоточиться или расслабиться. Ничто не может сравниться с ощущением человека, будто он является частью природы, стихии. Именно такое ощущение дарит умело обработанная композиция .

Примеры портфолио под минус (РОК, ПОП, РЭП)

TZ

Пример 1. РОК
Группа «THE Y» - песня «RUN FOR LIFE»

TZ

Пример 2. РОК
Группа «Пылаем» - Песня «Сочи»

TZ

Пример 3. ПОП
Песня «Больше чем любовь» под минус + сведение

TZ

Пример 4. ПОП
Песня «Плакала» под минус + сведение

TZ

Пример 5. РЭП
Песня «Дай мне» под минус + сведение

TZ

Пример 6. РЭП
Песня «Пропаганда правды» под минус + сведение

Когда еще требуется запись звуков

Запись окружающих звуков бывает важна во время проведения всевозможных празднований. Современные аниматоры (как раньше говорили — массовики-затейники) , люди, работающие в области организации событий, очень часто используют в своей практике подобные аудиодорожки, обыгрывая различные ситуации в конкурсах. Часто они применяют звуки по типу рева двигателей мотоциклов, природные мотивы, а также случайные звуки вроде скрипа дверей, возгласов людей, щебетание птиц и другие.

Разнообразие вариаций окружающих нас звуков действительно поражает, многие из них уже давно используют для создания самых разных типов музыкального сопровождения. Но для работы над изготовлением такого трека необходимо усердно трудиться. Ведь вряд ли удастся записать необходимый материал в короткий срок. В этом деле нужен опыт, терпение и специальная аппаратура (которая как раз имеется в компании ТопЗвук) . Приходите в нашу студию , мы обязательно поможем найти и записать то, что вам необходимо . Запись окружающих звуков для нас — привычная задача. Возможно вас также заинтересует аренда студии по демократичным ценам. Звоните, и мы с радостью ответим на все ваши вопросы!