Где установили памятник александру 3. Памятник Александру III: достопримечательности, фото, видео, отзывы. Интересное в истории памятника

Паоло Трубецкой сын князя П.И.Трубецкого, служившего в русском посольстве во Флоренции, и американки Ады Винас, родился в Италии.

Активно заниматься лепкой П.Трубецкой начал в Милане и с 1886 года он экспонировал свои работы на выставках в Венеции, Милане, Риме. В 1897 году Трубецкой был приглашен преподавать в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, к этому времени он уже был известным скульптором. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже П.Трубецкой наряду с Роденом был удостоен высшей награды Гран-При.

Приехав в Россию, он стал одним из членов–учредителей общества «Мир искусства». За годы работы в Москве и Петербурге скульптором были созданы многие образы Л.Н.Толстого, А.С.Пушкина, Ф.И.Шаляпина, но памятник Александру III стал самым известным из них.
25 ноября 1899 года Министерством финансов был объявлен конкурс на создание памятника императору Александру III-основателю Сибирского железнодорожного пути от Петербурга до Владивостока. Окончание строительства дороги намечалось на 1902 год. К этому же году хотели приурочить открытие монумента на Знаменской площади (ныне пл. Восстания), перед зданием Николаевского (Московского) вокзала. В конкурсе приняли участие известные скульпторы и архитекторы той поры.

Паоло Трубецкой, живший в это время в Москве, предложил первоначально эскиз статуи сидящего Александра III (отлив в бронзе ГРМ), но во втором туре скульптором были предложены два варианта конных монументов, значительно отличались лишь пьедесталы.

Так на одном из эскизов пьедестал выглядел, как дикая скала, на которой возвышался конный памятник.

К большому огорчению Трубецкого, Император Николай II одобрил второй вариант, с пьедесталом работы Шехтеля, четырехугольный в плане, на двух сторонах которого помещались сюжетные барельефы, изображающие покорение Сибири Ермаком и встречу жителями Сибири первого железнодорожного поезда (впоследствии скульптор отказался от них).

Н ебольшой эскиз конной статуи, исполненный Трубецким в 1905 году, отлитый в бронзе хранится в Павловском дворце-музее. Он и был переведен в масштаб памятника, лишь с небольшими изменениями.

Императрица Мария Федоровна нашла фигуру всадника похожею–Трубецкому позировал фельдфебель дворцового ведомства П.Пустов. Тяжеловесный першерон, так подходящий для его могучей стати, по свидетельству современников, был любимой лошадью императора. Отливка памятника осуществлялась мастером–литейщиком Э.Сперати, которого специально пригласили из Турина. Монумент переводился в бронзу по частям: фигура императора-в мастерской К.Робекки, конь-на Обуховском сталелитейном заводе. Пьедестал выполнен из валаамского розового гранита.

Серьезные подготовительные работы были проведены на Знаменской площади, был создан сложный фундамент. Торжественное открытие монумента состоялось 23 мая 1909 года.

Появление памятника в городе стало подлинным событием, современники давали ему противоречивые оценки. Помимо восторженных отзывов, были резко отрицательные.

Сам П.Трубецкой говорил:«Отрицательное отношение ко мне со стороны публики, я склонен объяснить в значительной степени известной оригинальностью, новизною... Оно тем более понятно, что Петербург вообще не привык к новому слову в этой области искусства…Ставят мне еще в упрек толстую лошадь. Но я должен был выбрать для памятника тяжелую лошадь, считаясь с богатырской фигурой Царя…».

П.Трубецкой был первым и наиболее последовательным представителем импрессионизма в скульптуре. Эти тенденции ярко проявились в его станковой скульптуре и в жанре портрета. Но здесь скульптор намеренно отказался от своего импрессионистического пластического языка. Монумент стал своеобразной антитезой «Медному всаднику ».

В мировой истории монументов памятник считается образцом гротескного решения образа. Вместе с тем, можно согласиться и с той точкой зрения, что талантливый скульптор обратился к национальной теме. Александр III представлен в образе богатыря-мощного и спокойного. Под стать седоку и конь.

Самой главной заслугой Александра III перед Отечеством является то, что за все годы его царствования Россия не вела войн. Александра III доныне остается единственным правителем нашего государства, начиная с IX века, при котором не было ни одной войны. За что и получил свое прозвание "Миротворец".

На рубеже веков скульптура искала иные пути развития-не классицистические. Результатом подобного поиска пластического языка и стал монумент, испытавший много критики в свой адрес.


В первые послереволюционные годы судьба памятника была печальной. В 1919 году на пьедестале было выбито четверостишие Д.Бедного и над ним надпись:


ПУГАЛО

Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья,
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.

В ночь на 15 октября 1937 года монумент был разобран и передан на склад. В 1939 году памятник передали Государственному Русскому музею, монумент был перемещен в Михайловский сад .

Во время блокады памятник был защищен мешками с песком. После Великой отечественной войны в 1950 году из постамента извлекли три камня, которые были использованы при создании бюстов героев Советского Союза и памятника Римскому–Корсакову. В 1953 года монумент был поднят и перенесен во внутренний двор Русского музея.

В 80-е годы в период ремонта корпуса Бенуа, статую убрали под дощатый колпак и лишь в 1990 году освободили из этого укрытия.

В конце 1990-х конный монумент Александру III был установлен у Мраморного дворца . Сегодня не исключена возможность возвращения памятника на историческое место, в связи с реконструкцией территории площади Восстания.

Составитель статьи: Паршина Елена Александровна. Использованная литература: Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга, Три века истории. Славия., СПб., 2004 Памятник Александру III скульптор Паоло Трубецкой. PALACE EDITION. Государственный Русский музей., СПб., 1994 . © Е. А. Паршина, 2009

Стоит комод, на комоде - бегемот...

5 июня 1909 года на Знаменской площади состоялось торжественное открытие памятника Александру III.
На площади собрался весь царский двор, выстроились войска Петербургского гарнизона. На церемонии присутствовала императорская семья и лично император Николай II.

Монумент посвящался не совсем императору, а «Державному основателю Великого Сибирского пути», то есть Транссибирской магистрали, начинавшейся от Николаевского вокзала, — строительство магистрали было начато при Александре III.

Богослужение возглавил митрополит Антоний (Вадковский). Место для памятника было выбрано не случайно, ведь Великий Сибирский путь брал свое начало от Николаевского вокзала (ныне Московский).

Памятник был выполнен миланским скульптором П.Трубецким и считается его самой известной работой.

Заказчиками памятника являлись император Николай II и члены царской семьи, отдавшие предпочтение проекту итальянского скульптора П. П. Трубецкого, работавшего в России в 1897—1906 годах.

Автор трудился над монументом 8 лет, выполнил 14 моделей, две из которых в натуральную величину, и только третья получила одобрение специальной комиссии и царской семьи. Модель скульптуры выполнялась в Петербурге, а монумент переводился в бронзу по частям: фигура императора - в Италии, конь - на Обуховском сталелитейном заводе.

Перед установкой на Знаменской площади там были проведены серьезные подготовительные работы и создан сложный фундамент.


Подготовка к установке памятника на Знаменской площади, а ниже открытие памятника.

Модель скульптуры поставили для определения наилучшего расположения памятника... оригинальный авангард такой)))

Бронзовую статую итальянский литейщик Э. Сперати отливал по частям: фигуру Александра III — в мастерской литейщика К. А. Робекки, коня — на Обуховском сталелитейном заводе. Постамент из валаамского красного гранита, более трех метров высотой, был сделан по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля.

Посла открытия памятник вызвал кучу эмоций. Одни возмущалась что он порочит честь царствующего дома. Другие восхищались, словно смелой сатирой.


Часовой у памятник Александру III (Рота Дворцовых Гренадер).Фото 1909 г.

Народ сложил о памятнике знаменитую частушку-загадку:

"Стоит комод,
На комоде - бегемот,
На бегемоте шапочка,
какого дурака это папочка?"

Но были и более жесткие:

"Третья дикая игрушка
Для российского холопа:
Был царь-колокол, царь-пушка,
А теперь ещё царь-жопа."
Эпиграмма А. Рославлева

Особенно доставалось лошади: "Хвоста нет, хвост отъеден у этой умницы... Громадное туловище с бочищами, с брюшищем, каких решительно ни у одной лошади нет... Бог знает что... Помесь из осла, лошади и с примесью коровы... Конь, очевидно, не понимает Всадника... предполагая в нем «злой умысел» всадить его в яму, уронить в пропасть... С другой стороны, видя, что конь хрипит, всадник принимает его за помешанную, совершенно дикую и опасную лошадь, на которой если нельзя ехать, то хоть следует стоять безопасно и неподвижно. Так все это и остановилось, уперлось..."

Ещё до открытия монумента скульптор почувствовал недоброжелательное отношение со стороны многих членов царской фамилии и высших чиновников. Николай II хотел переместить памятник в Иркутск, «отправить его в ссылку в Сибирь, подальше от своих оскорблённых сыновьих глаз».

Говорят, обиженный Паоло Трубецкой по поводу своего творения сказал так: "О, я не интересуюсь политикой, я просто изобразил одно животное на другом ". Он был подданным Италии, но высказывание скандальное...

Монумент вызывал ощущение тупой давящей силы. А. Бенуа отмечал, что эта особенность памятника «обусловлена не просто удачей мастера, но глубоким проникновением художника в задачу».

В советское время памятнику досталось. Выше народ рассматривает памятник императору Александру III,заключенный в клетку.

Не все знают, но после Октябрьской революции, в 1919 году на постаменте было выбито стихотворение Демьяна Бедного «Пугало».

"Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья.
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.
"

Памятник Александру III перед Московским вокзалом простоял не долго. Когда по Невскому проспекту проложили трамвайные пути, его убрали с площади.

Затем, вследствие несомненной художественной ценности, памятник передали в фонд Русского музея. Во время блокады служители музея попытались спрятать памятник от войны, зарыв его в землю.

Но комод вкупе с бегемотом и обормотом были так тяжелы, что от этой идеи пришлось отказаться. Александра с конем засыпали песком, обшили досками, а сверху заложили бревнами. И что же? Злополучный памятник оказался самым несчастливым в городе. Он единственный в Ленинграде получил прямое попадание артиллерийского снаряда. И... ничего страшного... и комод и бегемот выдержали. Вот она - великая сила искусства!

После Великой Отечественной войны в 1950 году из постамента извлекли три камня, которые были использованы при создании бюстов героев Советского Союза и памятника Римскому-Корсакову.

В 1980-е годы, в период ремонта корпуса Бенуа, статую убрали под дощатый колпак и лишь в 1990 году освободили из этого укрытия. Затем памятник перевезли во дворик Мраморного дворца. Так он там до сих пор и стоит. Гордый, но незаслуженно забытый...

Профессор филологического факультета СПбГУ Н.А. Мещерский (1906-1987) рассказывал одному из авторов, что в конце 1910-х — начале 1920-х годов горожане, желавшие ехать на извозчике на Московский вокзал, кричали: «Извозчик! К пугалу!». Когда у Финляндского вокзала был поставлен памятник В.И. Ленину, извозчики стали спрашивать у седоков: «К какому, ваше-ство? К Московскому аль к Финляндскому?». На недоуменный вопрос автора, а что такое Финляндское пугало, профессор, происходивший из княжеского рода, улыбнулся, посмотрел добрым взглядом сквозь очки на своего непонятливого ученика, и спросил: «А ты разве не знаешь? Оно и сейчас там стоит!». (C) Ахапкин Д.Н.

Есть проект возврата памятника на , а под ним сделать очередной торговый комплекс.. Возможно все получится и памятник опять будет стоять на своем историческом месте, но лично я считаю что штык там смотрится лучше, хоть что-то стоит в лежащем вокруг...

Я бы Александра поставил в какой-то современный парк или например в Почему нет?!... ему там бы место нашлось.

Основная инфа и старые фото (С) интернет

Памятник императору Александру III был торжественно открыт у Храма Христа Спасителя 30 мая 1912 года. Автором памятника был скульптор А.М. Опекушин (широко известный по памятнику Пушкину в Москве). Четыре бронзовых орла у постамента были выполнены скульптором А.Л. Обером. Главным архитектором работ по возведению памятника был назначен А.Н. Померанцев, автор Верхних торговых рядов (ГУМа), производителем работ - инженер-архитектор К.А. Грейнерт. Были сооружены гранитная балюстрада, состоящие из фигурных столбиков, соединенных горизонтальными элементами, и ведущая к реке лестница. Работы над созданием памятника шли в течение 12 лет: с 1900 по 1912 год.


Памятник не случайно был установлен именно у Храма Христа Спасителя, являвшегося памятником павшим героям войны 1812 года. Храм был открыт именно в царствование Александра III, хотя работы над созданием Храма-мемориала велись и при "победителе" Наполеона Александре I, и при Николае I, и при Александре I I... Но только когда Александр I I I в 1881 году вступил на престол, работы были молниеносно завершены и в дни коронации нового государя в 1883 году Храм был освящен в его высочайшем присутствии.
Николай
I I, прибывший с семейством в 1912 году на торжества, связанные со столетием разгрома наполеоновских войск, именно к этой дате приурочил открытие памятника своему отцу.


Николай Александрович принимает парад у памятника Александру III


Торжественное открытие памятника

Царская палатка, в которой на торжествах находилась семья императора

Торжественное открытие памятника Александру III. Кинохроника

Увы, памятник, успевший стать московской достопримечательностью, просуществовал недолго. Вскоре после революции, в 1918 году он был снесен. На постаменте памятника предполагалось установить скульптуру "Освобожденный труд", на торжественной закладке которой присутствовал В.И. Ленин. Но и этому плану не суждено было сбыться - со временем был снесен и сам Храм-памятник, а на его место началось грандиозное строительство Дворца Советов, так же нереализованное...

Правление Александра 3 длилось 13 лет. Его называли императором-миротворцем. Именно он своим указом дал начало строительству Транссибирской железной магистрали в 1886 году. Его считали покровителем Сибирской дороги. Он понимал всю важность и особенный характер такого строительства, поэтому распорядился, чтобы оно было заложено его сыном - цесаревичем Николаем. Произошло это в мае 1891 года, когда во Владивостоке начали строить фундамент будущего железнодорожного вокзала.

Планирование

Над постаментом трудился архитектор Ф. О. Шехтель, который высек его из красного валаамского гранита. Он был больше 3 м в высоту. На нем была высечена надпись «Императору Александру III - державному основателю Сибирского пути».

Надо сказать, что с самого начала работой Трубецкого был очень недоволен Великий князь Владимир Александрович. Он заявил, что этот памятник является карикатурой на его брата. Но в защиту скульптора выступила вдова императора, которая увидела явное портретное сходство со своим покойным мужем. Именно она поспособствовала тому, чтобы монумент был завершен. Наконец 23 мая 1909 года памятник Александру 3 в Петербурге был открыт в торжественной обстановке.

Судьба монумента

В 1919 году, после победы большевиков, на пьедестале выбили стихи, написанные Д. Бедным, под названием «Пугало». Через 8 лет, когда праздновали десятилетие революции, для украшения площади памятник заключили в металлическую клетку, а рядом с ней водрузили серп и молот с надписью «СССР».

Через 20 лет после свершения Октябрьской революции памятник и вовсе демонтировали. До 1953 года он хранился в запасниках Русского музея, а затем его подняли и поставили во внутреннем дворе. В середине 90-х годов было принято решение перенести памятник Александру 3 в Петербурге. У Мраморного дворца, прямо перед его входом, где сейчас располагается филиал Русского музея, стоит этот монумент. Не так давно власти задумались о его переносе на прежнее место, т. е. на площадь Восстания, но решение по этому вопросу еще не принято.

Памятник императору в Москве

Работа над этим монументом длилась почти 12 лет, начиная в 1900 года. Над проектом памятника трудились, кроме скульптора А. М. Опекушина, зодчий А. Н. Померанцев как главный архитектор и инженер К. А. Грейнерт, отвечавший за производство работ. На его возведение было собрано более 2,5 млн рублей, а это колоссальная сумма по тем временам.

Памятник Александру 3 в Москве открывали в самом конце мая 1912 года, на Пречистенской набережной, на площади возле храма Христа Спасителя. Сама церемония была весьма помпезной. На ней присутствовал император Николай 2 с женой и детьми, все члены Госсовета и Госдумы, генералы, адмиралы, уездные и губернские предводители дворянства, представители различных общественных организаций и мн. др.

Описание московского памятника

Монумент был выполнен из бронзы и изображал императора, восседавшего на троне. Здесь он был во всех царских регалиях, включая державу и скипетр в руках, а также корону на голове, с наброшенной на плечи порфирой, т. е. мантией монарха, которая спускалась на пьедестал из красного гранита. Цокольную часть постамента украсили четырьмя двуглавыми коронованными орлами с распростертыми крыльями, отлитыми из бронзы. Над ними работал скульптор А. Л. Обер.

Надо сказать, что памятник Александру 3 значительно обогатил общий ансамбль храма Христа Спасителя. Рядом со статуей императора была устроена гранитная балюстрада, а также великолепная лестница, ведущая к самой воде.

К большому сожалению, этот красивейший монумент простоял всего лишь 6 лет. Он был разрушен летом 1918 года, когда советское руководство перебралось в Москву. Но все же сохранилось несколько его фото. Памятник Александру 3 в Москве был, пожалуй, самым величественным. Постамент, оставшийся после его разрушения, простоял вплоть до 1931 года, когда снесли и сам храм Христа Спасителя.

Памятник в Новосибирске

Считается, что появление этого города было предопределено именно указом императора Александра 3 о начале строительства Транссибирской магистрали. Первый железнодорожный поселок в этих местах назвали Александровским в честь царя. Затем он превратился в город и его переименовали в Новониколаевск, так как строительство Транссиба курировал будущий император Николай 2. Теперь же это полуторамиллионный современный город.

Памятник Александру 3 в Новосибирске получился довольно величественным - его высота достигает 13 м. Монумент установили на живописной набережной Оби. Он выполнен из бронзы, а постамент - из гранита. Нижнюю его часть украсили надписью, взятой из высочайшего рескрипта царя о том, что начинается строительство Транссиба. Автором проекта является народный художник России Салават Щербаков.

Открытие памятника Александру 3 было приурочено к Дню города, которому исполнилось 119 лет. Церемония началась в полночь с 23 на 24 июня 2012 года. Зрителям были представлены фотодокументы и кинохроника, продемонстрированные на огромных экранах. Они посвящались богатой истории этого города. На сам памятник Александру 3 в Новосибирске и на его открытие пришло посмотреть около 5 тыс. человек. Присутствовал здесь и правнук Александра 3, являющийся гражданином Дании. Очевидцы утверждают, что его внешнее сходство с императором весьма велико.

“Мрачный”, “тучный”, “тяжеловесный”… Такими эпитетами награждали творение, о котором пойдет речь ниже – памятник Александру ІІІ. Только благодаря тому, что он понравился вдовствующей императрице Марии Федоровне, скульптуру не отправили в Сибирь.

На прямоугольном постаменте высотой около трех метров установлена бронзовая конная статуя. Массивный конь-тяжеловес, твердо стоящий на четырех ногах, понуро опустил голову. Грузный всадник, упирающийся одной рукой в бедро, спокойно и задумчиво смотрит вдаль. Окладистая борода, мужицкая папаха, крупное тело. В монументе нет ничего царственного, величественного. Скорей, это богатырь из старинных былин, дозором объезжающий свои владения. Заказывая памятник Александру III, семья Романовых явно видела его не таким.

Скульптор Павел Трубецкой, выигравший конкурс, работал в специально созданном павильоне. Моделью коня послужил тяжеловоз породы першерон, роль императора была отведена фельдфебелю Пустову, имевшему портретное сходство с государем. Бронзовую скульптуру Александра отлили в Италии. Ее выполнил известный итальянский литейщик Сператти в мастерских Робекки. Статую скакуна отлили на Санкт-Петербургском литейном заводе в Обухово. Автором проекта постамента стал архитектор Федор Шехтель. По его эскизам из красного гранита, привезенного с острова Валаам, был изготовлен прямоугольный пьедестал с высеченной надписью "ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ III ДЕРЖАВНОМУ ОСНОВАТЕЛЮ ВЕЛИКАГО СИБИРСКАГО ПУТИ".

Памятник, вызвавший неудовольствие императорского дома, сначала был установлен на Знаменской площади (теперь это - площадь Восстания). Открыли монумент в торжественной обстановке 23 мая 1909 года.

Дальнейшая судьба бронзового Александра очень неоднозначна и даже трагична. В 1927 году, при праздновании десятилетия революции, монумент использовали в качестве сценического реквизита: он был помещен в клетку, над ним поместили надпись “СССР”, серп и молот. В 1937 году, при ремонте площади Восстания, принимается решение о демонтаже монумента. Статую убрали в хранилище Русского музея. В 1939 году Александр был перемещен в Михайловский сад. В период блокады ленинградцы закрыли монумент мешками с песком и деревянными щитами, что позволило ему пережить разрушение от снаряда. В 1950 году часть постамента использовали при создании бюстов Героев Советского Союза. С 1953 года статуя располагалась во дворе Русского музея. На время реконструкции корпуса Бенуа, длившегося почти десять лет, монумент поместили под дощатое укрытие.

И, наконец, в 1994 году статуя Александра III заняла место перед входом в Мраморный дворец. Здесь она располагается до сих пор, несмотря на многочисленные споры.