Что такое феномен культуры. Детство как культурный феномен. Роль книгопечатания в церковной сфере

19 декабря Православная Церковь празднует день святителя Николая Мирликийского. Мы собрали некоторые факты о святом чудотворце.

1. Родился около 260 года в городе Патаре Ликийской области. Был единственным сыном благочестивых Феофана и Нонны, давших обет посвятить ребенка Богу. Мать после родов исцелилась от болезней. Новорожденный младенец во время крещения сам простоял на ногах три часа. Начал постится сразу же, принимая молоко матери по средам и пятницам, лишь один раз.
2. Стал архиереем в возрасте 35-40 лет. До этого его дядя епископ Патарский Николай посвятил в чтецы, затем возвел в сан священника. Проживал на территории современной Турции.
3. Был крепким мужчиной, ростом примерно 1 м 68 см, с высоким лбом, выступающими скулами и подбородком, носом, «стремящимся к орлиному», карими глазами и смуглой кожей (По данным Манчестерского университета, ученые которого в 2009 году реконструировали по мощам внешность).
4. В Патарах отца трех дочерей нужда привела к ужасной мысли — пожертвовать их честью, чтобы появились деньги и можно было выдать девушек замуж. Святитель Николай через окно бросил три мешочка с золотом и освободил семейство от духовной гибели. А по другим версиям — высыпал деньги в обувь или в трубу, откуда они попадали в три развешенных носочка.

6. Совершая паломничество в Иерусалим успокоил разбушевавшееся море. По его молитве воскрес корабельщик-матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть.
7. Дал оплеуху епископу перед императором Константином. За то, что Арий нес ересь и отвергал Божество и предвечное рождение от Бога Отца Сына Божия и учил, что Христос есть только высшее творение. На I Вселенском Соборе участвовало 318 епископов, среди которых был Николай Чудотворец.
8. Один вор ставил святому свечи и просил помощи в воровстве. Удачу он приписывал помощи Николая. Но однажды удача отвернулась и убегая от людей он увидел труп лошади на которой ползали черви и из которой тёк гной. В страхе вор забрался в гниющее чрево. Преследователи ушли. А вору явился святитель Николай: «Как тебе здесь?» «Я едва жив от смрада!» — ответил несчастный. На что святой сказал: «Вот так мне смердят твои свечи».
9. Удержал меч палача и спас от смерти трех невинно осужденных.
10. В IV веке Ликия была доведена до разорения и голода. По просьбе святителя император уменьшил подать в 100 раз и подписал соответствующую грамоту. Тут же чудесным образом грамота оказалась в Мирах и была обнародована. На следующий день, когда император попытался изменить указ, святитель сказал, что он уже вступил в силу. От Ликии от Константинополя было 6 дней пути. Через две недели посланники подтвердили, что грамота императора была в Ликие в день, когда была подписана.


11. Отошел к Богу в возрасте 70-80 лет и был погребен в соборной церкви города Миры. В 1087 году итальянские моряки украли мощи святителя Николая. Так появился праздник Николы Летнего. Это событие называют перенесение в город Бар (Бари), празднуют 9 (22) мая. Мощи нетленнымы и источают миро, от которого исцелилось множество людей. В Венеции хранится та часть святых останков, которых не хватает в Бари.
12. Прославился как скорый помощник и великий угодник Божий, поэтому в народе его называют Николаем Угодником. Покровитель путешественников и мореплавателей. Защитник простых людей, торговцев, опекун бедных, сирот и маленьких детей.
13. Первое чудо свт. Николая на Руси связано с образом Николы Мокрого — спасение святителем утонувшего младенца. Великий чудотворец, услышал скорбные молитвы родителей, потерявших единственного наследника. Младенца живым и невредимым нашли утром на хорах храма святой Софии перед чудотворным образом святителя Николая. Древняя икона находилась в Киеве в Никольском приделе. В 1943 году она исчезла. Образ Николы Мокрого через Польшу попал в Америку и находится в Троицком храме в Бруклине.

14. В подражание помощи трем девушкам, которых святой Николай помог выдать замуж, в XVI веке в Северной Германии и Нидерландах возникла традиция делать рождественские подарки детям. Считалось, что их подбрасывает святитель Николай, именуемый на Западе Санта-Клаусом.
15. Иконы Николы «зимнего» и «вешнего» различаются. Николай I заметил, что его небесный покровитель изображен на иконе без головного убора. С тех пор на некоторых иконах Николай Чудотворец изображается в епископской митре — это Никола Зимний.

16. На Полтавщине в ХVII веке, на пне, в лесу, явилась икона святителя Николая. Святую находку трижды переносили в церковь, но она вновь возвращалась. В 70-х годах XVII ст на месте обретения воздвигли Никольскую церковь, а в 1794-м — каменную. Древний пень, на котором была обретена Диканская чудотворная икона, и сегодня находится под престолом. А образ хранится в фондах Полтавского краеведческого музея.
17. Чумаки своим покровителем считали святого Николая. Весной они отправлялись в путь, а вернуться старались до 6 декабря, до Дня Святого Николая по старому стилю.
18. В Киеве при немецкой оккупации в одной семье умерла мать. Остались трое детей, поклали маму на стол. Что дальше делать — не знают. Знали дети, что по покойникам читать псалмы надо. Псалтири не было, взяли акафист святителю Николаю, стали у мамы в ногах и читают. «Радуйся, неповинных от уз разрешение. Радуйся, и мертвецов оживление…» На этих словах женщина открыла глаза и ожила.
19. Широко известно чудо под названием «Стояние Зои». Юная Зоя в Новый год, оставшись без пары, решила потанцевать с иконой Николая Чудотворца и словно окаменела. Она оставалась живой, ее сердце билось. Зоя простояла с иконой до Пасхи — четыре месяца. В дом пришел старец, спросил: «Устала стоять?» и исчез. Очевидно это был сам Николай Угодник.

Никола́й Чудотво́рец ; Николай Уго́дник ; Николай Мирлики́йский ; Святи́тель Николай (греч. Άγιος Νικόλαος - святой Николай; около 270 года, Патара, Ликия - около 345 года, Миры, Ликия) - святой в исторических церквях, архиепископ Мир Ликийских (Византия). В христианстве почитается как чудотворец, на Востоке является покровителем путешествующих, заключённых и сирот, на Западе - покровителем практически всех слоёв общества, но в основном детей.

Изображается с митрой на голове, символом его епископства. Святой Николай дал начало персонажу Санта-Клаусу. На основании его жития, в котором рассказывается о даре святителем Николаем приданого трём дочерям разорившегося богача, произошли рождественские подарки.

В древних жизнеописаниях Николая Мирликийского обычно путали с Николаем Пинарским (Синайским) из-за схожих подробностей жизнеописаний святых: оба родом из Ликии, архиепископы, почитаемые святители и чудотворцы. Эти совпадения привели к заблуждению, существовавшему многие века, что в истории церкви был только один Святитель Николай Чудотворец.

Жизнеописание

Согласно житию, святитель Николай родился в III веке в греческой колонии Патара в малоазийской римской провинции Ликия во времена, когда регион был эллинистическим по своей культуре. Николай был очень религиозным с раннего детства и полностью посвятил свою жизнь христианству. Считается, что он был рождён в семье состоятельных родителей-христиан и получил начальное образование. Из-за того, что его биография спуталась с биографией Николая Пинарского, несколько веков существовало ошибочное мнение, что родителями Николая Мирликийского были Феофан (Епифаний) и Нонна.

С детских лет Николай преуспевал в изучении Священного Писания; днём он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Николай Патарский, поставил его во чтеца, а затем возвёл Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. По другой версии, благодаря чудесному знамению, решением собора ликийских епископов мирянин Николай сразу стал епископом Миры. В IV веке такое назначение было возможным.

Когда его родители умерли, святитель Николай отдал унаследованное состояние нуждающимся.

Начало священного служения святителя Николая относят к правлению римских императоров Диоклетиана (годы правления 284-305) и Максимиана (годы правления 286-305). В 303 году Диоклетиан издал эдикт, узаконивший систематическое преследование христиан по всей империи. После отречения обоих императоров 1 мая 305 года произошли изменения в политике их преемников по отношению к христианам. В западной части империи Констанций Хлор (годы правления 305-306) положил конец гонениям после своего восшествия на престол. В восточной части Галерий (годы правления 305-311) продолжил преследования до 311 года, когда он выпустил эдикт о веротерпимости, уже находясь на смертном одре. Гонения 303-311 годов считаются самыми продолжительными в истории империи.

После смерти Галерия его соправитель Лициний (годы правления 307-324) в основном относился к христианам терпимо. Христианские общины стали развиваться. К этому периоду относится епископство святителя Николая в Мире (в окрестностях современного города Демре, провинция Анталия в Турции). Он бо­рол­ся с язычеством, в ча­ст­но­сти ему приписывается разрушение храма Артемиды Элевтеры в Мире.

Он также рев­но­ст­но за­щи­щал хри­сти­ан­скую ве­ру от ере­сей, пре­ж­де все­го ари­ан­ст­ва. Грек Дамаскин Студит, митрополит Навпактский и Артский (XVI век) в книге «Θησαυρός» («Сокровище») излагает сказание, согласно которому во время Вселенского собора (325) Николай «ударил по щеке» своего оппонента Ария. Однако профессор церковной истории В. В. Болотов в «Лекциях по истории Древней Церкви» пишет: «Ни одно из сказаний о Никейском соборе, хотя бы со слабой претензией на древность, не упоминает в числе его участников имени Николая, епископа Мирликийского». При этом профессор, протоиерей В. Цыпин считает, что так как в наиболее достоверными документах упоминаются имена лишь некоторых отцов Собора, то не следует принимать этот аргумент всерьёз и не доверять церковному преданию. По мнению профессора протоиерея Ливерия Воронова, это «не может быть признано истинным прежде всего потому, что оно стоит в резком противоречии с безупречным нравственным обликом великого Святителя», с одной стороны, и с Правилами святых апостолов, с другой. Тем не менее, по его же словам, Церковь «не сомневается в действительности факта соборного суда над свт. Николаем» за этот проступок. Воронов «на основании анализа лексики церковных песнопений» подтверждает, что святой Николай назвал Ария «безумствующим богохульником».

Фактов заушения Николаем Ария и суда над Николаем нет в житии Николая, написанном Симеоном Метафрастом в X веке, но в нём отмечается, что святой Николай был на Никейском соборе и «решительно восстал против ереси Ария». В русской агиографии описание пощёчины появляется лишь в конце XVII века в Житиях святых, написанных митрополитом Димитрием Ростовским, приводится в тексте Минеи для 6 декабря.

Святитель Николай известен как защитник оклеветанных, часто избавляющий их от судьбы невинно осуждённых, молитвенник за моряков и других путешественников.

Деяния и чудеса

Спасение моряков.

Святитель Николай является покровителем мореплавателей, к которому часто обращаются моряки, которым угрожает потопление или кораблекрушение. В соответствии с жизнеописанием, будучи молодым человеком, Николай отправился учиться в Александрию, и в одном из своих морских путешествий из Миры в Александрию он воскресил моряка, сорвавшегося в шторм с корабельной оснастки и разбившегося насмерть. В другом случае Николай спас моряка по пути из Александрии обратно в Миру и по прибытии взял его с собою в церковь.

Приданое для трёх девиц.
Джентиле да Фабриано, ок. 1425

В житии святителя Николая описывается история о том, как святой Николай помог трём девушкам, отец которых, не имея возможности собрать приданое, планировал извлекать доход из их красоты. Узнав об этом, Николай решил помочь девицам. Будучи скромным (или желая избавить их от унижения принятия помощи от постороннего), он бросил мешок с золотом в их дом, а сам возвратился домой. Обрадованный отец девицы выдал свою дочь замуж и использовал эти деньги для её приданого. Через некоторое время святой Николай подбросил мешок с золотом также для второй дочери, что позволило второй девице выйти замуж, обеспеченной приданым. После этого отец дочерей решил узнать, кто его благодетель, и поэтому дежурил все ночи, чтобы его дождаться. Его ожидание оправдалось: святой Николай ещё раз бросил мешок с золотом в окно и поспешил удалиться. Услышав звон золота, отец девиц побежал вслед благодетеля и, узнав святого Николая, бросился ему в ноги, говоря, что он спас их от погибели. Святой Николай, не желая, чтобы его благодеяние стало известно, взял с него клятву, что он никому об этом не расскажет

Согласно католическому преданию, мешок, брошенный в окно святителем Николаем, приземлился в чулке, оставленном для просушки перед огнём. Отсюда произошёл обычай вывешивать носки для подарков от Санта-Клауса.

Ещё при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осуждённых и избавитель от напрасной смерти. В деянии святителя Николая, называемом «Деяние о стратилатах», описывается спасение им трёх граждан города Миры, несправедливо приговорённых к казни, а затем трёх константинопольских военачальников или стратилатов (воевод). Преподобный Симеон Метафраст и на его основании святитель Димитрий Ростовский описывают это деяние следующим образом. Во время, когда святой Николай был уже епископом Мир, в царствование императора Константина I во Фригии вспыхнул мятеж. Для усмирения мятежа царь послал туда войско под начальством трех военачальников: Непотиана, Урса и Ерпилиона. Отплыв от Константинополя, они остановились в гавани Андриаке (Адриатский берег) около Мир. Во время стоянки некоторые воины, выходя на берег для покупки необходимого, многое брали насилием. Местные жители озлобились, и между ними и воинами начались раздоры и вражда, приведших к столкновению у так называемой Плакомы. Узнав об этом, святитель Николай решил прекратить беспорядки. Прибыв туда, он стал убеждать вое­на­чаль­ни­ков держать своих воинов в повиновении и не позволять им притеснять людей. Тогда воена­чаль­ни­ки наказали провинившихся воинов и усмирили волнение. В это время к святителю Николаю пришли несколько граждан Мир Ликийских, прося его защитить оклеветанных трех мужей их города, которые, в отсутствии епископа Николая, были осуждены на смерть правителем Евстафием. Тогда святитель в сопровождении воевод отправился спасать осужденных. Достигнув места казни, он увидел, что осуждённые мужи уже преклонились к земле и ожидали удара меча палача. Тогда святитель Николай вырвал меч из рук палача и освободил осуждённых. После этого вое­на­чаль­ни­ки отправились во Фригию, чтобы исполнить данное им царское повеление. Подавив мятеж, они возвратились домой. Царь и вельможи воздали им хвалу и почести. Однако, некоторые вельможи, завидуя их славе, оклеветали их перед префектом претория Востока Аблабием, дали ему денег и говорили ему, что воеводы готовят заговор против царя. После того как префект Аблабий донёс это царю, последний без расследования велел заключить воевод в темницу. Клеветники боялись, что их клевета станет известной, поэтому стали просить правителя Аблабия осудить воевод на смерть. Правитель согласился и, отправившись к царю, уговорил императора казнить воевод. Так как был вечер, то казнь была отложена на утро. Темничный страж, узнав об этом, сообщил воеводам. Тогда воевода Непотиан вспомнил о святителе Николае, и они стали молиться святителю избавить их. В ту же ночь святитель Николай предстал во сне перед царем и сказал, чтобы он освободил оклеветанных воевод и пригрозил ему смертью, если он не исполнит просимое. В ту же ночь святитель явился и префекту Аблабию и возвестил ему то же, что и царю. Отправившись к царю, правитель рассказал ему своё видение. Тогда царь повелел привести воевод из темницы, говоря, что они волхованиями навели на него и правителя такие сны. Воеводы отвечали царю, что они не готовили никакого заговора против него и усердно служили ему. Тогда царь раскаялся и освободил воевод. Он вручил им золотое Евангелие, золотое кадило, украшенное каменьями и два светильника и повелел это отдать в церковь Мир. Вернувшись в Миры, воеводы воздали благодарение святителю за его чудесную помощь. Документально известно, что воеводы Непотиан и Урс стали кон­су­лами в 336 и 338 соответственно.

Известно также чудо спасения моряков от бури по молитве святителя Николая.

Сразу после смерти тело святителя стало мироточить и стало объектом паломничества. Над могилой в VI веке построили базилику, а в начале IX века - поныне существующую церковь Святого Николая. В ней мощи хранились до 1087 года, - до похищения их итальянцами из города Бари.

Перенесение мощей

В 792 году калиф Харун ар-Рашид послал начальника флота Хумейда опустошить остров Родос. Разграбив остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать и разграбить гробницу святителя Николая. Однако вместо неё он взломал другую, стоявшую рядом с гробницей Святителя, и едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и почти все суда Хумейда были разбиты.

Подобное осквернение христианских святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков.

Угроза христианским святыням усилилась после того, как на Ближний Восток вторглись турки-сельджуки. Империя изнемогала от их нападений, координируемых с печенегами и родственными сельджукам гузами с севера, причём с Запада византийцев громили норманны. В главном городе Каппадокии, Кесарии, турки ограбили главную святыню города - церковь , где хранились мощи святого. Византийский хронист писал по поводу времени Михаила Парапинака (1071-1078): «При этом императоре весь мир, земной и морской, был захвачен нечестивыми варварами, разрушен и лишился населения, ибо все христиане были ими убиты, и все дома и деревни Востока с их церквями были разорены, полностью разрушены и превращены в ничто».

Новый император Алексей I Комнин пытался спасать святыни, но не мог. Варварство грабителей-турок приписывали всем мусульманам, в том числе, и управлявшим Антиохией. С целью вернуть Бари потерянную значимость религиозного центра, барийцы решили похитить мощи святителя Николая из Мир Ликийских в расчете, что их никто не обвинит в похищении реликвии у восточных христиан, так как Миры заполонили турки. В 1087 году барийские и венецианские купцы отправились в Антиохию. И те и другие предполагали на обратном пути в Италию забрать мощи святителя Николая из Мир Ликийских и привезти их в Италию, но барийцы опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах. В разведку были посланы двое жителей Бари, которые, вернувшись, сообщили, что в городе всё тихо, а в церкви, где находятся мощи, только четверо монахов. Тут же 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая.

Монахи, сторожившие святыню, не подозревая ничего плохого, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого. Монах при этом рассказал чужеземцам о видении накануне святителя Николая одному старцу, в котором Святитель просил бережнее хранить его мощи.

Рассказ этот воодушевил жителей Бари, поскольку они увидели для себя в этом явлении как бы указание Святого Николая. Для облегчения своих действий они открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп - 300 золотых монет. Монахи гневно отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье, однако итальянцы связали их и поставили у дверей своих сторожей.

Жители Бари разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами, и увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром. Соотечественники барийцев, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой юноша по имени Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя. События происходили 20 апреля 1087 года.

Ввиду отсутствия ковчега пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барийцев перенёс их на корабль. Освобождённые монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было поздно…

9 мая корабли подошли к Бари, где радостная весть об этом уже облетела весь город. Аббат бенедиктинского монастыря Илия, в отсутствие в тот день первых лиц города, решил судьбу реликвии, а позже стал её хранителем. Мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь Cвятого Стефана, находившуюся неподалеку от моря. Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало ещё большее благоговение к великому угоднику Божию. Через год Илией была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном II. Ныне это Базилика Святого Николая, где и сейчас хранятся мощи святителя.

Моряки из Бари забрали бо́льшую часть мощей святителя, находившихся в саркофаге в Мирах (около ⁄), оставив все мелкие фрагменты в могиле. Хотя жители перепрятали оставшиеся мощи, но в 1099-1101 годах благодаря пыткам стражей они были собраны венецианцами во время первого крестового похода и доставлены в Венецию, где на острове Лидо была построена церковь святого Николая - покровителя моряков. Ан­тро­по­ло­гические экс­пер­ти­зы в 1957 и 1987 годах показали, что мощи в Бари и Венеции принадлежат одному скелету. Святитель Николай стал святым покровителем Венеции вместе с апостолом Марком и Феодором Стратилатом.

Установление праздника

Вначале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бари. В других странах христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно. Греческая Церковь также не установила празднования этой даты, возможно, потому, что потеря мощей Святителя была для неё событием печальным.

На Руси в XI веке почитание святителя распространилось быстро и повсеместно. Русской православной церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари 9 мая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочнившегося почитания русским народом великого угодника Божия. Архиепископ Черниговский Филарет считал, что в Русской церкви праздник в честь перенесения мощей Святителя Николая установлен в 1091 году. Митрополит Московский и Коломенский Макарий полагал, что праздник был установлен митрополитом Киевским Иоанном II (1077-1089). Протоиерей Николай Погребняк считает, что праздник в честь перенесения мощей святителя Николая был установлен святителем Ефремом около 1098 года. По мнению Д. Г. Хрусталёва, на Руси этот праздник появился в 1092 году.

Праздник широко отмечают в Русской и Болгарской церквях. В Сербии отмечается церковный праздник Крестная Слава, а Слава Святого Николая Чудотворца является самой распространённой.

Католики за пределами города Бари этот праздник редко почитают.

Почитание

Современный месяцеслов Русской православной церкви содержит три праздника святого Николаю, у каждого из которых своя гимнография:

  • 6 (19) декабря - день смерти;
  • 9 (22) мая - день прибытия мощей в город Бари;
  • 29 июля (11 августа) - рождество святого Николая. До нас дошли две разные службы на этот праздник XVII-XVIII веков;
  • Каждый будничный четверг.

Точно известно о греческом происхождении только одной из названных памятей - Преставления святого Николая. В Византии была составлена и служба на этот праздник. Остальные пять праздников (вероятно все) принадлежат Русской церкви, и гимнографию к ним составляли русские песнотворцы.Вторую группу составляют праздники в честь чудотворных икон Святителя, которых сложилось довольно много. Память его чествуется также еженедельно, каждый четверг, особыми песнопениями.

В 1987 году память святителя Николая была включена в Собор Тульских святых, празднование Собору совершается 22 сентября (5 октября).

В городе Бари, в котором пребывает бо́льшая часть мощей святителя Николая, 1 марта 2009 года Русской православной церкви были переданы храм в честь святителя Николая (построен в 1913-1917 годах) вместе с Патриаршим подворьем. Символические ключи от подворья принял президент России Дмитрий Медведев.

Мощи святителя Николая

Изначально святой Николай был погребён в церкви в Мире (ныне - город Демре на территории современной Турции).

В мае 1087 года итальянские купцы украли бо́льшую часть мощей святителя из храма города Миры, в спешке и суете оставив в саркофаге около 20 % мощей, и перевезли их в город Бари (Италия). Спустя 9 лет венецианцы похитили остальные части мощей святителя Николая и вывезли их в Венецию вместе с мощами других мирликийских святых: святителя Николая - по мнению венецианцев, «дяди» святителя Николая, на самом деле родственника святого Николая Пинарского, и священномученика Феодора, тоже архиепископа Мир Ликийских.

Ныне около 65 % мощей святителя Николая находятся в католической базилике Святого Николая в Бари, под престолом алтаря крипты. Примерно пятая часть мощей святителя находится в католическом храме святого Николая на острове Лидо в Венеции в раке над престолом, над которой установлены кипарисовые статуи священномученика Феодора, святителя Николая Чудотворца (в центре) и святителя Николая «дяди». Остальные части мощей Николая Чудотворца разнесены по всему миру.

В базилике в Бари внизу престола сделано круглое отверстие в гробницу святителя Николая, из которой один раз в год, 9 мая, извлекают прозрачное миро.

В 2005 году группа британских учёных-антропологов попыталась реконструировать по черепу внешний облик святого Николая: он был крепко сложён, ростом примерно 168 см; его характеризовали высокий лоб, выступающие скулы и подбородок, карие глаза и смуглая кожа.

В России

На Руси почитание «повсюду чествуемаго» Николая Чудотворца было очень распространено, а количество посвящённых ему храмов и написанных икон было самым большим после Богородицы. Его имя вплоть до начала XX века было в России одним из самых популярных при наречении младенцев. Святитель Николай является самым почитаемым святым и в современной России.

С 21 мая по 28 июля 2017 года во время временного перенесения частицы мощей святителя Николая из базилики святителя Николая в Бари в Россию им поклонилось около 2,5 млн человек (около 2 млн в Москве в храме Христа Спасителя с 22 мая по 12 июля и около 500 тыс. в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре). 21 мая 2017 года ковчег с частью мощей святителя (левое ребро, извлечённое из-под спуда через отверстие для сбора мира) был доставлен самолётом в Москву, где в храме Христа Спасителя его встретил патриарх Кирилл. Договорённость о принесении мощей в Русскую православную церковь была достигнута в ходе встречи патриарха Кирилла и папы римского Франциска 12 февраля 2016 года в Гаване. Это событие произошло впервые за 930 лет пребывания честных мощей в Бари, в течение которых они никогда не покидали города.

Памятники

Памятник в Ейске

Мемориал в Тольятти

Памятник у стен церкви Святого Николая в Демре

Памятник на площади перед церковью Святого Николая в Демре

В 1998 году в Можайске был установлен памятник Николаю Чудотворцу работы Вячеслава Клыкова.

12 июня 2008 года на Соборной площади Перми у бывшего здания Пермского краевого музея открыт памятник Святителю Николаю Чудотворцу работы Вячеслава Клыкова.

26 сентября 2008 года в Батайске открыт памятник Святителю Николаю Чудотворцу работы Сергея Исакова.

19 декабря 2008 года Фонд Святителя Николая Чудотворца подарил городу Петропавловску-Камчатскому памятник Святителю Николаю Чудотворцу.

23 декабря 2009 года в Калининграде перед памятником рыбакам был установлен памятник Николаю Чудотворцу, таким образом оба памятника составляют теперь единый ансамбль. Торжественное открытие реконструированного мемориального комплекса состоялось 8 июля 2010 года.

В славянском фольклоре

Никола Чудотворец - один из наиболее почитаемых у славян христианских святых. В восточнославянской традиции культ Николы по значимости приближается к почитанию Богородицы и даже самого Христа.

По народным верованиям славян (славянском фольклоре), Никола - «старший» среди святых, входит в святую Троицу (sic) и даже может сменить на престоле Бога. Ещё в XIX-XX вв. можно было встретить мнение, что Троица состоит из Спасителя, Богоматери и Николы. В легенде из белорусского Полесья говорится, что «сьвяты Микола не тольки старей за ўcix сьвятых, да мабыць и старшы над ими <…> Сьвяты Микола божы насьледник, як Бог памре (sic), то сьв. Микалай чудатворец будзе багаваць, да не хто иншы». Об особом почитании святого свидетельствуют сюжеты народных легенд о том, как св. Николай стал «владыкой»: он так истово молился в церкви, что золотая корона сама собой упала ему на голову (укр. карпат.).

У восточных и западных славян образ Николы по некоторым своим функциям («начальник» рая - владеет ключами от неба; перевозит души на «тот свет»; покровительствует ратникам) контаминируется с образом Архангела Михаила. У южных славян образ святого как истребителя змей и «волчьего пастыря», сближается с образом Георгия Победоносца.

Основные функции Николы (покровитель скота и диких зверей, земледелия, пчеловодства, связь с загробным миром, соотнесённость с реликтами культа медведя), противопоставление «милостивого» Николы «грозному» Илье-пророку в фольклорных легендах свидетельствуют, по мнению Б. А. Успенского, о сохранении в народном почитании святого Николая следов культа языческого божества Волоса (Велеса).

Начало зимних Святок и окончание рождественского поста во многих местах Российской империи приурочивалось к Николину дню.

Прочие сведения

Никола Можайский (деревянная скульптура из деревни Зеленята, конец XVIII - начало XIX века. Пермская государственная художественная галерея)

  • В иконографии святителя иногда выделяют иконы «Николы зимнего» и «Николы вешнего», соответствующие дням почитания в году. При этом «зимний» Никола изображается в епископской митре, а «вешний» - с непокрытой головой. Существует предположение, что иконография «Николы зимнего» возникла во времена царствования Николая I, который как-то обратил внимание на то, что на иконе его небесный покровитель изображён без головного убора, и сделал замечание духовенству. На большинстве икон по сторонам главы Святителя Николая имеются также небольшие образы Господа Иисуса Христа с Евангелием и Пресвятой Богородицы с архиерейским омофором в руках.
  • На Никольской башне Московского Кремля находится икона Николы Можайского, в честь которой и названа башня и улица, ведущая к этой башне.
  • В Рязанской епархии 15/28 июня местно празднуется день святителя Николая в честь его иконы, явленной в XII веке, выполненной из глины, облачённой в священнические ризы и находящейся в деревянном киоте (в одной руке Святитель держит меч, в другой - церковь). Праздник посвящён иконе в память о чудесном спасении жителей села от эпидемии холеры в XIX веке.
  • В Вятской епархии Русской православной церкви начиная с XV века с 3 по 8 июня (с 21 по 26 мая старого стиля) совершается Великорецкий крестный ход в честь Великорецкой иконы Николая Чудотворца, явленной в XIV веке близ села Великорецкого. В честь той же Великорецкой иконы святителя Николая с 9 по 13 августа проходит Старообрядческий Великорецкий Крестный ход из города Кирова (Вятки) в село Великорецкое.
  • Почитание калмыками-буддистами Николая Чудотворца было одним из виднейших успехов калмыцкой христианизации. «Микола-бурхан» был включён в пантеон духов-хозяев Каспийского моря и особо почитался как покровитель рыбаков.
  • Другой буддийский народ России - буряты - отождествлял Николая Чудотворца с божеством долголетия и процветания Белым Старцем.
«Все без исключения тункинские монголо-буряты, как шаманисты, так и ламаисты, питают глубочайшее почтение к этому (Николаю) Святителю и называют его по-русски на свой лад: „батюша Михола“, или же по-монгольски „Саган-Убукгун“».
  • Прообразом Санта-Клауса является Святой Николай. Первоначально именно от имени этого святого дарились в Европе подарки детям в свой день почитания святого по церковному календарю - 6 декабря. Однако в период Реформации, выступавшей против почитания святых, в Германии и сопредельных странах святой Николай был заменён в качестве персонажа, вручающего подарки, на младенца Христа, а день вручения подарков был перенесён с 6 декабря на период рождественских ярмарок, то есть на 24 декабря. В период контрреформации образ Святого Николая вернулся в обиход, однако он уже прочно ассоциировался с рождественскими праздниками, где стал выступать в качестве дарителя подарков. При этом, если в Англии в XVII веке возник образ абстрактного «отца Рождества», то в Голландии подарки детям поныне продолжает дарить Синтерклаас, то есть святой Николай. В Северной Америке голландский Синтерклаас превратился в Санта-Клауса (в Нью-Йорке, основанном голландцами), - образ, который окончательно оторвался от своего историко-церковного прототипа, оброс новыми деталями и коммерциализировался.
  • Образ Николая Мирликийского на круглой доске предание связывает с болезнью князя Мстислава Владимировича. Князю привиделось во сне, что исцелить его может икона святителя, находившаяся на полатях Софийского собора в Киеве. Туда отправились послы, но были задержаны бурей в устье реки Мсты. Когда волны утихли, послы увидели у борта корабля икону Святого Николая «круглою мерою» и доставили её князю. Прикоснувшись к ней, Мстислав выздоровел.

Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских, прославился как великий угодник Божий. Всё об этом почитаемом святом Вы узнаете из данной статьи! Дни памяти Николая Чудотворца:

  • 6 (19) декабря - день праведной кончины;
  • 9 (22) мая - день прибытия мощей в город Бари;
  • 29 июля (11 августа) - рождество святого Николая;
  • каждый будничный четверг.

Святитель Николай Чудотворец: житие

Он родился в городе Патаре Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу. Плод долгих молитв ко Господу бездетных родителей, младенец Николай со дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни. Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. Святой Николай во младенчестве начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам, лишь один раз, после вечерних молитв родителей.

С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих.

Постоянно труждаясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к пасомым, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим. Узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя его города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние для спасения от голода. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. Творя милостыню, святитель Николай всегда старался сделать это тайно и скрыть свои благодеяния.

Отправляясь на поклонение святым местам в Иерусалим, епископ Патарский вручил управление паствой святому Николаю, который и исполнял послушание с тщанием и любовью. Когда епископ возвратился, тот, в свою очередь, испросил благословение на путешествие в Святую Землю. По дороге святой предсказал надвигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением, ибо видел самого диавола, вшедшего на корабль. По просьбе отчаявшихся путников он умирил своей молитвой морские волны. По его молитве был поставлен здравым один корабельщик-матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть.

Достигнув древнего города Иерусалима, святой Николай, взойдя на Голгофу, возблагодарил Спасителя рода человеческого и обошел все святые места, поклоняясь и творя молитву. Ночью на Сионской горе сами собой отверзлись запертые двери церкви перед пришедшим великим паломником. Обойдя святыни, связанные с земным служением Сына Божия, святой Николай решил удалиться в пустыню, но был остановлен Божественным гласом, увещавшим его вернуться на родину.

Возвратившись в Ликию, святой, стремясь к безмолвному житию, вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом. Однако Господь снова возвестил об ином пути, ожидающем его: “Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое”. В видении Господь подал ему Евангелие в дорогом окладе, а Пресвятая Богоматерь – омофор.

И действительно, по кончине архиепископа Иоанна он был избран епископом Мир Ликийских после того, как одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий – святой Николай. Призванный пасти Церковь Божию в архиерейском сане, святитель Николай оставался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости, незлобия и любви к людям.

Это было особенно дорого для Ликийской Церкви во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане (284-305). Епископ Николай, заключенный в темницу вместе с другими христианами, поддерживал их и увещевал твердо переносить узы, пытки и мучения. Его самого Господь сохранил невредимым. По воцарении святого равноапостольного Константина святитель Николай был возвращен к своей пастве, с радостью встретившей своего наставника и заступника.

Несмотря на великую кротость духа и чистоту сердца, святитель Николай был ревностным и дерзновенным воином Церкви Христовой. Ратоборствуя с духами злобы, святитель обходил языческие капища и храмы в самом городе Миры и его окрестностях, сокрушая идолов и обращая в прах капища. В 325 году святитель Николай был участником I Вселенского Собора, принявшего Никейский Символ веры, и ополчался со святыми Сильвестром, папой Римским, Александром Александрийским, Спиридоном Тримифунтским и другими от 318 святых отцов Собора на еретика Ария.

В пылу обличения святитель Николай, пламеневший ревностью ко Господу, даже заушил лжеучителя, за это он был лишен святительского омофора и посажен под стражу. Однако нескольким святым отцам было открыто в видении, что Сам Господь и Богоматерь посвятили святого во епископа, подав ему Евангелие и омофор. Отцы Собора, уразумев, что дерзновение святителя угодно Богу, прославили Господа, а Его святого угодника восстановили в святительском сане. Вернувшись в свою епархию, святитель принес ей мир и благословение, сея слово Истины, пресекая в самом корне неправомыслие и суетное мудрствование, обличая закоренелых еретиков и врачуя падших и уклонившихся по неведению. Он был поистине свет миру и соль земли, ибо житие его было светло и слово его было растворено солью премудрости.

Еще при жизни святитель совершал многие чудеса. Из них наибольшую известность доставило святителю избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных. Градоначальник, обличенный святителем Николаем в неправде, раскаялся и просил его о прощении. При этом присутствовали три военачальника, посланные императором Константином во Фригию. Они еще не подозревали, что им вскоре также придется искать заступничества у святителя Николая, так как их незаслуженно оклеветали перед императором и обрекли на .

Явившись во сне святому равноапостольному Константину, святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые, находясь в темнице, молитвенно призывали на помощь святителя. Много других чудес совершил он, долгие годы подвизаясь в своем служении. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотых монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, попросил его приплыть в Миры и продать там жито. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.

Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу († 345-351). Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бари, где почивают и поныне (22 мая н.с., 9 мая с.с.).

Имя великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, скорого помощника и молитвенника за всех, притекающих к нему, прославилось во всех концах земли, во многих странах и народах. На Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено его святому имени. Нет, пожалуй, ни одного города без Никольского храма.

Во имя святителя Николая Чудотворца был крещен святым Патриархом Фотием в 866 году Киевский князь Аскольд, первый русский князь-христианин († 882). Над могилой Аскольда святая равноапостольная Ольга (память 11 июля) воздвигла первый в Русской Церкви храм святителя Николая в Киеве. Главные соборы были посвящены святителю Николаю в Изборске, Острове, Можайске, Зарайске. В Новгороде Великом один из главных храмов города – Николо-Дворищенская церковь (XII), ставшая позже собором.

Прославленные и чтимые Никольские храмы и монастыри есть в Киеве, Смоленске, Пскове, Торопце, Галиче, Архангельске, Великом Устюге, Тобольске. Москва славилась несколькими десятками храмов, посвященных святителю, три Никольских монастыря находились в Московской епархии: Николо-Греческий (Старый) – в Китай-городе, Николо-Перервинский и Николо-Угрешский. Одна из главных башен Московского Кремля называется Никольской.

Чаще всего ставились храмы святителю на торговых площадях русскими купцами, мореходами и землепроходцами, почитавшими чудотворца Николая покровителем всех странствующих на суше и на море. Иногда они получали в народе именование “Николы Мокрого”. Множество сельских храмов на Руси посвящено чудотворцу Николаю, свято чтимому крестьянами милостивому предстателю перед Господом о всех людях в их трудах. И святитель Николай не оставляет своим заступничеством Русскую землю. Древний Киев хранит память о чуде спасения святителем утонувшего младенца. Великий чудотворец, услышав скорбные молитвы родителей, потерявших единственного наследника, ночью вынул младенца из воды, оживил его и положил на хорах храма святой Софии перед своим чудотворным образом. Здесь и был найден утром спасенный младенец счастливыми родителями, прославившими со множеством народа святого Николая Чудотворца.

Много чудотворных икон святителя Николая явилось в России и пришло из других стран. Это и древний Византийский поясной образ святителя (XII), привезенный в Москву из Новгорода, и огромная икона, написанная в XIII веке новгородским мастером.

Два изображения чудотворца особенно распространены в Русской Церкви: святителя Николая Зарайского – в рост, с благословляющей десницей и Евангелием (этот образ был принесен в Рязань в 1225 году византийской царевной Евпраксией, ставшей супругой рязанского князя Феодора и погибшей в 1237 году с мужем и младенцем-сыном при нашествии Батыя), и святителя Николая Можайского – тоже в рост, с мечом в правой руке и городом в левой – в память чудесного спасения, по молитвам святителя, города Можайска от нападения вражия. Невозможно перечислить все благодатные иконы святителя Николая. Каждый русский город, каждый храм благословлен такой иконой по молитвам святителя.

Иконы, фрески и мозаика с образом Николая Чудотворца

Священное Предание, частью которого является и церковное искусство, точно сохраняло на протяжении веков портретные черты святителя Николая Чудотворца. Его внешний облик на иконах всегда отличался ярко выраженной индивидуальностью, поэтому даже не искушенный в области иконографии человек без труда узнает образ этого святого.

Местное почитание архиепископа Мир Ликийских Николая началось вскоре после его кончины, а почитание на территории всего христианского мира оформляется на протяжении IV - VII веков. Однако, в связи с иконоборческими гонениями, иконография святого складывается достаточно поздно, только в X - XI веках. Древнейшее изображение святого в монументальной живописи находится в римской церкви Санта Мария Антиква.

Свт. Николай с житием. 1-я половина XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай

Икона из Свято-Духова монастыря. Серед.XIII в. Новгород. Русский музей, СПб.

Никола. 1-я половина XIV в. Ростов. ГТГ, Москва

Икона, вложенная в 1327 г. сербским царем Стефаном III (Урошем) в базилику св.Николая. Бари, Италия

Роспись на Никольской башне Московского Кремля. Кон.XV – нач.XVI в.

Никола Зарайский с клеймами жития. 1-я половина XVI в. Вологда. Вологодский областной краеведческий музей

Никола Можайский. Пелена. 2-я половина XVI в. Русский музей, СПб.

Никола Дворищский со св. Саввой и Варварой. Кон. XVII века. Москва. Государственный исторический музей, Москва

Дни памяти святителя Николая Чудотворца - 22 мая, 19 декабря в 2019 году

Вы прочитали статью Святитель Николай Чудотворец: житие, иконы, чудеса . Обратите внимание на другие материалы сайта “Православие и мир”:

Православным церковным календарем праздник Николая Чудотворца отмечен дважды: 9 мая/22 мая (перенесение мощей) и 6 декабря/19 декабря (день погребения). В народе эти дни называют Никола Вешний и Никола Зимний. Они относятся к непереходящим праздникам, то есть, с фиксированной датой. На Руси, еще с древних времен почитающей этого святого, как одного из самых любимых в народе, он имел несколько имен: Николай Чудотворец, Николай Угодник, Святитель Николай, Николай Мирликийский. Таким образом, люди в прозваниях хотели отразить его заслуги перед Спасителем и чудесную, разнообразную помощь, которую он оказывал верующим при жизни и после смерти. Помимо этих двух праздничных дней, церковь каждый четверг, еженедельно, чтит его память.

Празднование Успения святого Николая. Никола зимний

Современному, невоцерковленному человеку трудно понять сочетание слов праздник и погребение. Смерть, если это конец всему, является оглушающим горем, катастрофой. Но праздник Успения, день памяти любого верующего человека, в православной церкви является днем торжества. Ведь, согласно христианскому учению, только после смерти нас ждет самая важная встреча - встреча с Творцом. Праведники радуются этому событию и готовятся к нему всю земную жизнь. И церковь радуется за них.

Праздник Николы Чудотворца в декабре - это день Успения Святого Николая, это его рождение в вечной жизни.

Празднование перенесения мощей. Никола вешний

Этот весенний праздник для верующих людей появился уже после смерти Николая Угодника. Связан он с сохранением нетленных мощей Святого, которые хранились в греческом городе Мир. Есть несколько версий этого события. Вот одна из них.

В XI веке турки устраивали набеги на греческие земли, разоряли и опустошали Малую Азию, где лежал город Мир Ликийский. Мусульмане убивали «неверных», оскорбляли храмы и хотели уничтожить мощи Святого Николая. По ошибке они вскрыли соседнюю гробницу, и тут же поднялся шторм такой силы, что уничтожил все вражеские корабли. Осквернение святыни тревожило всех христиан мира. Жители города Бари решили спасти святые мощи и вывезти их в безопасное место в Италии. Специалисты спорят о том, добром ли взяли святыню, выкрали ли ее потихоньку из церкви, но суть в том, что мощи почти полностью были перевезены в город Бари, где им до сих пор поклоняются все верующие люди. Оставшаяся в Греции часть святыни позже была перевезена в Венецию и хранится там.

Спасение мощей от уничтожения весь христианский мир принял как праздник. Только греческая церковь не считает его таковым. Для них это, скорее, печальное событие. Русская Православная Церковь установила с 1087 года праздник Николая Чудотворца в мае

: 9-го числа по старому, 22-го числа по новому стилю. В этот день барийцы с ценной ношей благополучно ступили на родной берег.

О Николае Мирликийском

Многие века прошли с того времени, когда на земле жил и творил свои добрые дела Святой Николай. Любовь к нему порождает желание у людей узнать о нем больше, и не только, как о чудотворце, но и как о простом человеке. После его смерти люди получили больше информации, чем при жизни. Он жил своим внутренним миром, не любил говорить о совершенных добрых делах.

Ученые, используя современные достижения науки, исследуя мощи и документы, археологические находки и антропологические данные, сообщают новые факты, что очень важно для всех христиан.

Известно, что родился Николай в середине III века. Скончался 6 декабря в 345-351 годах, пока точно не установлено. Но именно 6 декабря по старому стилю отмечается .

Антропологи подтверждают, что облик Николая Угодника иконописцы передают верно. Это был невысокий человек, ростом 167-168 сантиметров, крепкого телосложения. Кожа у него была смуглая, лоб высокий, глаза карие. Исследования мощей показали, что он был строгий постник, ел только растительную пищу. Его заболевания были характерны для человека, бывшего долгое время в тюрьме. Травмы и переломы говорят о пытках на дыбе.

Древние рукописи о святителе Николае, до сих пор тщательно изучаемые специалистами, описывают события из его жизни, которые подтверждаются историческими источниками. Но было установлено, что некоторые сведения о Николае Угоднике (IV век) позаимствованы из жития Святого Николая Пинарского, жившего тоже в Ликии позже на два века. Предполагается, что переписчики сделали ошибочный вывод, что это один и тот же человек. Возможно, будут внесены какие-либо изменения в жизнеописание Николая Угодника, но любимые православными верующими праздники Николая Чудотворца в мае и декабре останутся почитаемыми навсегда.

Жизнеописание. «Солнце, восходящее над концами земли»

Родители Николая были обеспеченными людьми, что позволило им дать сыну хорошее образование. Религиозная семья христиан не возражала против увлечения мальчика изучением Священного Писания. Он много молился и читал, часто оставаясь в храме на ночь. Его дядя, епископ города Патары, поддержал Николая на этом пути и через некоторое время возвел его в сан священника.

После смерти родителей Николай раздал свое наследство людям, а сам, продолжая скромную жизнь, служил церкви. Он управлял епархией города Патары вместо дяди, когда тот уехал в Палестину. Паства полюбила его за доброту, щедрую помощь и бескорыстие. А главное, он старался делать добро тайно, скрывая его от людей, не ожидая, не желая восторгов и шума по этому поводу.

Вернувшийся из поездки дядя отпустил его побывать в Палестине. Поселившись недалеко от Вифлиема, Николай полюбил эти места и хотел остаться там навсегда. Но услышал голос Господа, который велел ему вернуться на родину и там нести людям имя Спасителя. Вернувшись, он жил в городе Мир в нищете, посещая только церковные службы.

Жизнеописание. «Чтобы жил не для себя, а для других»

В это время в городе собрались местные архиереи для избрания нового епископа на место скончавшегося. Старейшему из них было видение, что им должен стать первый вошедший утром в церковь по имени Николай. Так и случилось. Вступив в управление Мирликийской епархией, Николай понял, что Господь хочет, чтоб он жил не для себя, а для других. Он так и делал, потому люди в праздник Николая Чудотворца благодарят его в своих молитвах.

В годы гонений, когда император Диоклетиан разрушал храмы, сжигал церковные книги, а священников бросал в темницы, святитель Николай поддерживал свою паству в вере, славя имя Божие. Брошенный в узницу, он и там укреплял веру людей. Когда сменился император, Николай вновь возглавил мирскую епархию.

Люди очень любили своего архиепископа Николая. Кроткий, справедливый и добрый, он становился непримиримым борцом с ересью, язычеством и богохульством. Дожив до глубокой старости, скончался 6 декабря 345-351 годов Святой Николай Угодник, Чудотворец. В праздник, когда люди вспоминают его имя, всем становится теплее.

Деяния и чудеса Святителя Николая

Святитель всю жизнь помогал людям. Иногда его добрые дела можно было объяснить только чудом. И после смерти он продолжал заботу о верующих, творя чудеса.

В жизнеописании Святителя есть история о том, как он спас от бесчестия и греха трех молодых девушек-бесприданниц. Никто не брал их замуж. Тогда отец захотел, чтобы они заработали себе деньги, ступив на путь блуда. Николай решил, что не допустит этого, но и выдавать себя не станет. Он бросил мешок с золотыми монетами в их дом. Убедившись, что отец выдал замуж старшую дочь, он бросил мешки с деньгами для двух других дочерей. Отец подкараулил его и стал благодарить, но Николай велел ему никому не рассказывать эту историю.

К его помощи обращаются моряки и другие путешественники. В одной из морских поездок в Александрию из Миры он стал свидетелем гибели моряка, упавшего на палубу с большой высоты. Николай оживил его.

Святитель отличается своей готовностью помочь всем нуждающимся, особенно слабым людям и детям. Поэтому все православные верующие так чтут праздник святого Николая Чудотворца . Невинно осужденные, оклеветанные люди тоже находятся под его особой защитой, он охотно откликается на их молитвы о помощи. Кроме того, он признанный миротворец.

Известно, что самые древние тексты о нем хранятся в библиотеках Вены и Оксфорда. Сохранилась рукопись, написанная в IV веке, вскоре после кончины Святого. Называется она «Деяние о стратилатах». Императорские воины, которых Константин отправил для усмирения одного из мятежей, задержались в городе Мир из-за шторма на море. Разгорелась их ссора с жителями. Николай Мирликийский всех помирил и пригласил предводителей воинов к себе в гости. В это время к нему прибежали люди с известием, что арестованы три жителя города, которые ни в чем плохом не замешены, но их велено казнить. Николай Угодник с помощью стратилатов успел остановить казнь, спас людей, а воинам предрек победу над мятежниками. На прощанье он им наказал в случае беды обращаться за помощью к Богу.

История имела продолжение. Когда победители-стратилаты вернулись в Константинополь, их оклеветали, посадили в тюрьму и собирались обезглавить. Вспомнив наказ Николая, воины взмолились о помощи к Господу.

Николай чудесным образом явился императору и потребовал отпустить невиновных стратилатов. Константин, разобравшись, отпустил их, повысил по службе и наказал клеветников. Воины стали духовными чадами святителя.

Легенда о том, почему два праздника Николая Чудотворца в году

Однажды шли по дороге святые Николай Угодник и Касьян. Смотрят, телега застряла в грязи, и мужик выбивается из сил, вытаскивая ее. Увидел их и просит Касьяна о помощи. Тот отказал: одежда испачкается. А Николай тут же полез в грязь и помог вытолкать воз на дорогу.

Пришли святые к Богу. Тот поинтересовался, почему один такой грязный, а второй чистый и нарядный. А когда услышал рассказ Касьяна, рассердился. С тех пор праздник дня Николая Чудотворца дважды в году, а у Касьяна раз в четыре года - 29 февраля.

Почитание на Руси святителя Николая Мирликийского

Имя Николая Чудотворца на Руси знают все люди. Его покровительство распространялось, как говорилось выше, на плавающих и путешествующих, на оскорбленных и оклеветанных. А еще на «всех сирых и убогих», на скотоводство и земледелие, считался он также «хранителем земных вод».

Именно русские люди уже после смерти Святителя добавили к его имени два прозвания - Николай Чудотворец и Николай Угодник. Но больше, чем при жизни, стало происходить чудес после его смерти. Недаром каждый верующий хорошо знал, почитая Николая Чудотворца, какого числа праздник святого. Много работ посвящено описанию жизни и подвигам Святителя, с XV века есть они и на русском языке. И стал он более понятен людям, а оттого еще более любим.

Чудеса Святителя Николая для русских людей

В XI веке в киевском Софийском соборе Николай Угодник как один из самых почитаемых святых был представлен мозаичным полотном необыкновенной красоты.

С этим собором связана чудесная помощь Святителя. Семья одного богатого киевлянина переплывала Днепр на лодке. Случилась страшная беда: мать уронила в реку младенца, который тут же пошел ко дну. Родители в великом горе взмолились к милости Николая Чудотворца. Ночью в Софийском соборе рядом с иконой Святителя Николая нашли мокрого ребенка, в котором родители узнали утонувшего сына. Икона, у которой был найден младенец, стала называться «Никола Мокрый». Она много веков хранилась в этом соборе, а русские люди поняли, что Николай стал и их святым, взявшим под свое покровительство всю Русь. Неудивительно, что в праздник Николая Чудотворца молитва благодарности святому звучит в каждом православном храме.

На русских землях были обретены чудотворные иконы Николая Угодника. В начале XI века на острове Липно Ильменьского озера была найдена икона, излечившая новгородского князя Мстислава. А в XIII веке священник из Корсуни по указанию Николая перевез икону Святителя из храма, где крестился князь Владимир, в город Зарайск, под Рязанью. Названная «Никола Зарайский», она прославилась многими чудесами.

В XIII - XIV веках монголо-татары осадили город Можайск. Жители взмолились о помощи к Николаю Чудотворцу, и он явился перед вражеским войском, испугав и прогнав его. Главный городской собор города назван Никольским. Откуда-то появилась деревянная скульптура Святителя Николая, которая стала совершать чудеса. Было написано множество икон в честь этого чуда, где у Святого в правой руке меч, а в левой храм. Икона стала называться «Никола Можайский».

Список чудес можно продолжать долго, но самое главное то, что народ верит в силу и помощь святого, любит его и называет просто Никола или Микола. И, конечно, все чтут православные праздники Николая Чудотворца .

Добрый дедушка Николай

Николай Чудотворец, любя всех людей, особенно заботился о детях, беря их под свое покровительство. С малых лет ребятишки в своих молитвах обращались за помощью именно к нему, и эту помощь получали. Поэтому ничего странного не было в том, что родители 6 декабря/19 декабря в праздник святого Николая Чудотворца дарили своим детям подарки от его имени. Зная, что он делал добро тайно, они клали подарки детям, когда те спали. Помнили они и историю, как Николай кидал в дом девушек, которых спасал от позора, мешочки с золотом. Один из мешков угодил в сохнущий у камина чулок, и родители стали подкладывать детские подарки в чулки или носки.

Так среди людей появился добрый дедушка Санта-Клаус (Санта - святой, Клаус - Николай). Ребятишки верили в него, любили, и родители знали, что делать в праздник Николая Чудотворца,

чтобы ребенок был счастлив. Но в период Реформации в XVI - XVII веках в европейских странах не одобрялось почитание святых. Детям теперь дарили подарки от имени Иисуса Христа. И не 6-го, а 24-го декабря, в рождественские праздники. Позже дарителем вновь стал Святой Николай, Санта-Клаус, но число уже не переносили. Так люди стали придумывать сказки для детей про своего самого любимого и доброго святого.

Николай Чудотворец. Праздник, приметы и обычаи

На Николу зимнего смотрели на погоду, она определяла дальнейшее на целый год. Если был мороз, то значит, зима будет без оттепелей. Если ветки деревьев в снегу или инее, значит, будет хороший урожай пшеницы. Считалось, что в этот день начинается настоящая зима.

Все обязательно шли в храм. В этот день молитвы к святому имеют большую силу. Можно просить Николая Угодника об исцелении, создании или укреплении семьи, любви и отпущении грехов.

К этому дню варилось пиво. Потом крестьяне угощали друг друга и веселились. Обязательно отдавали часть еды нищим. В этот день сватовство было хорошей приметой.

Праздник Николая Чудотворца вешнего тоже богат на приметы о погоде. Если в этот день квакают лягушки, будет хороший урожай. Дождь принесет счастье в этом году. Умывшись росой на Николу, будешь здоров весь год. Цветение ольхи в этот день сулило удачи в коммерческих делах.

Люди в этот праздник молились об исцелении, о счастливом браке, о прощении грехов. Выгоняли впервые скот на пастбища, всей деревней выходили смотреть на это. А вечером устраивали гулянья.